Контрольные вопросы и задания. Понятие социального обеспечения

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного фи-нансового источника;

3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъ-ектов;

4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Ис-пользуемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

* обязательное социальное страхование;

* социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

* смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюд-жета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательно-го социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуще-ствляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательст-вом РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

Пенсионный Фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ;

И фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуще-ствляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использо-ванием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательст-вом РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам соци-ального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам со-циальных страховых рисков относят следуюпще: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованно-го лица или нетрудоспособных членов его семьи; находящихся на его ижди-вении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это соци-альное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, ме-стных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавли-ваются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На фе-деральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определен-ными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом чело-века.

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также ор-ганы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - тре-тья централизованная форма социального обеспечения социального обеспе-чения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функ-ционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме со-циального обеспечения, когда государство одновременно использует в отно-шении определенных субъектов первую и вторую форму социального обес-печения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящих-ся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансо-вого источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа акку-муляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социаль-ного обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государствен-ные служащие, депутаты.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование ука-занных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социаль-ном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой органи-зационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по соци-альному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собст-венных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся допол-нительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, кото-рые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер со-циальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной со-циальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реа-гировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Введение 2
    • 1. Общая характеристика форм социального обеспечения 4
    • 1.1 Понятие формы социального обеспечения 4
    • 1.2 Правоотношение по социальному обеспечению 8
    • 2. Характеристика форм социального обеспечения 12
    • 2.1 Организационно - правовые формы социального обеспечения 12
    • 2.2 Проблемы социального обеспечения 24
    • Заключение 35
    • Список использованных источников 38

Введение

Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод является социальная политика.

В статье 7 Конституции Российской Федерации Россия провозглашена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В нем обеспечивается поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ в ней говорится что: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества.

Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках, средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Целью исследования работы является исследование форм социального обеспечения.

Задачами исследования являются:

- изучить понятие форм социального обеспечения

- исследовать формы социального обеспечения.

Объектом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, представляющая собой систему обеспечения внетрудовыми доходами членов общества, нуждающихся в помощи и поддержке по объективным социально-экономическим причинам временного или постоянного характера.

Предметом исследования являются нормы законодательства, устанавливающие формы социального обеспечения.

Методологией и методами исследования работы являются диалектический метод изучения социально-правовой действительности, а также - формально-юридический, сравнительно-правовой и исторический методы исследования в сочетании с системно-структурным подходом к изучению объекта.

Комплексный характер темы исследования предполагает обращение к литературе по вопросам способов защиты прав граждан по праву социального обеспечения. Для написания данной работы мной было изучено большое количество источников, в том числе Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные акты.

Значительный вклад внесли такие ученые, как монографии известных ученых А.В. Вихляев, Н.В. Герасимов, К.И. Микульский, Г.И. Тамошина, Н.В. Ветрова, А.И. Егоров, М.П. Захарова, М.С. Ланцев, Е.Г. Тучкова, Е.Е. Мачульская, Г.Г. Сулейманова и др.

1. Общая характеристика форм социального обеспечения

1.1 Понятие формы социального обеспечения

Международные правовые нормы провозглашают право каждого человека на социальное обеспечение. Однако они не содержат четко определенной формы этой категории Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, ст. 9 которого упоминается социальное страхование. Однако, исходя из сути указанной статьи, представляется, что оно относится скорее к виду социального обеспечения, чем к его форме.

Учеными выделяются несколько их классификаций. Е.Н. Доброхотова Доброхотова Е.Н., Филиппова М.В., Янтураева М.А. Советское право социального обеспечения. СПб: Изд-во СПбУ, 2010. С. 114 , М.В. Филиппова, М.А. Янтураева считают, что существует две формы социального обеспечения: государственное пенсионное обеспечение и государственное социальное страхование. С данной позицией нельзя согласиться, поскольку в настоящее время правильнее было бы говорить о государственном пенсионном страховании, которое в свою очередь, практически охватывается понятием «государственное социальное страхование». Поэтому выделять государственное пенсионное обеспечение в отдельную форму, на наш взгляд, нет необходимости.

Несколько непоследовательна в своей позиции Е.Е. Мачульская, которая сначала определяла социальное страхование как второй элемент социальной защиты, а позднее выделяет этот элемент в качестве формы социального обеспечения наряду с социальным обеспечением за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Кроме того, она предлагает рассматривать социальную помощь как один из организационно - правовых способов осуществления социального обеспечения, а не как вид социального обеспечения. По нашему мнению, данную типологию следует рассматривать под призмой изменившегося законодательства в части перераспределения источников финансирования государственной социальной помощи. Полагаем, что социальная помощь «растворилась» в других формах, а именно: в социальном обеспечении за счет средств прямых ассигнований из федерального бюджета, из бюджета субъекта РФ или местного бюджета в зависимости от категории получателя.

Согласимся с точкой зрения М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой, которые предлагают выделять в качестве форм социального обеспечения централизованные, региональные, муниципальные и локальные. Централизованные формы, в свою очередь подразделяются ими на обязательное социальное страхование, социальное обеспечение за счет бюджетных средств и смешанную форму, применяемую для определенных специальных субъектов (судей, прокурорских работников, государственных служащих и иные категории). Вместе с тем, полагаем, что последняя форма фактически является собирательной. Как нам представляется, нет особой необходимости в ее выделении в самостоятельную форму. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ и на основании анализа системы социального обеспечения, очевидно, что социальное страхование как форма социального обеспечения может быть двух видов: государственное обязательное социальное страхование и негосударственное добровольное социальное страхование.

Таким образом, учитывая проанализированную нами классификацию систем и форм социального обеспечения, можно четко определить, что например, система государственного пенсионного обеспечения может осуществлять в форме обязательного социального страхования, либо добровольного социального страхования или за счет прямых ассигнований из бюджета (военнослужащих, федеральным судьям и другим категориям граждан). Или другой пример. Централизованная система негосударственного обеспечения может быть осуществлена в форме добровольного социального страхования.

С помощью приведенной классификации можно эффективно организовать управление социальным обеспечением, поскольку, на наш взгляд, содержание социального обеспечения определяет его форму.

При этом хотелось бы обратить внимание, что Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам, но не как форма социального обеспечения.

В тоже время п. «ж» ст. 72 Конституции РФ закрепляет, что социальна защита включает в себя социальное обеспечение, то, очевидно, последнее должно реализовываться в какой либо форме. Если, к примеру, обеспечение работающих по трудовому договору граждан пособиям по беременности и родам может осуществляться только в форме обязательного социального страхования, то и формой социального обеспечения в данном случае является обязательное социальное страхование Захарова М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 91 .

На наш взгляд, обязательное социальное страхование следует рассматривать в широком и узком смысле. Широкое понимание этого термина означает часть государственной системы социальной защиты населения, а узкая трактовка данного понятия определяет его как форму или организационно правовой способ социального обеспечения.

Данный вывод косвенно подтверждается тем обстоятельством, что виды социальных страховых рисков, которые подлежат обязательному социальному страхованию, одновременно являются и основания социального обеспечения. По сути, происходит обязательное социальное страхование оснований социального обеспечения. Наступление старости соответствует страховому обеспечению - пенсии по старости, т.е. ввиду социального обеспечения. Следовательно, пенсией по старости гражданин обеспечивается в соответствии со страховыми взносами. Иными словами, формой социального обеспечения действительно является обязательное социальное страхование.

В качестве видов государственного обязательного социального страхования выступают обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Рассматривая вопросы о формах социального обеспечения, представляется правильным исследовать благотворительность и обеспечение из общественных фондов Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учеб.-справ. пособие. М.,2007. С. 91 .

В соответствии с Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Одной из главной цели благотворительной деятельности является социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

Благотворительная деятельность осуществляется через благотворительные организации, являющиеся неправительственными (негосударственными и немуниципальными) некоммерческими организациями, созданными для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Отличительной особенностью благотворительной деятельности является ее добровольность. Поэтому, очевидно, что благотворительность не может быть формой социального обеспечения.

1.2 Правоотношение по социальному обеспечению

Правоотношения представляют собой форму тех индивидуально-волевых общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию и «выражают особую общественную связь между лицами, связь через права и обязанности».

В зависимости от степени индивидуализации правоотношения делят на относительные и абсолютные.

Правоотношения по социальному обеспечению безусловно являются относительными, поскольку все участники таких отношений четко определены законом и никакие другие лица (органы) прав и обязанностей в них не имеют.

Правоотношения по социальному обеспечению также носят волевой характер: в нормах права, регламентирующих распределение части валового внутреннего продукта в форме материальных благ и услуг через систему социального обеспечения, выражена воля государства, в связи с чем эти отношения им охраняются. Причем в отличие от иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, для возникновения правоотношения по социальному обеспечению не требуется волеизъявления обоих его субъектов, а достаточно лишь волеизъявления гражданина, реализующего конституционное право на социальное обеспечение.

Специфической особенностью правоотношения по социальному обеспечению является существование его в реальной жизни лишь как конкретного видового правоотношения. В то же время всем правоотношениям по социальному обеспечению присуща целевая общность. Данный признак означает, что они являются формой выражения и закрепления отношений распределения части общественных фондов потребления, расходуемых на удовлетворение определенных потребностей граждан (социально-экономических потребностей престарелых и нетрудоспособных, потребностей в охране здоровья всех граждан, в содержании и воспитании подрастающего поколения, в охране материнства и детства и т.д.).

Несмотря на многообразие правоотношений по социальному обеспечению, они могут быть сгруппированы как части единого целого не только по видовому признаку, но и в зависимости от той цели, ради достижения которой они возникли

В зависимости от функционального назначения правоотношений они подразделяются в теории права на регулятивные и охранительные. Указанные выше группы отношений как процедурного, так и материального характера относятся к числу регулятивных.

В систему правоотношений по социальному обеспечению входят также правоотношения, возникающие в связи с защитой гражданином нарушенного права: правоотношения по рассмотрению жалоб и споров по вопросам социального обеспечения. Это, безусловно, охранительные отношения.

Общим объектом таких отношений, как уже отмечалось, является определенное материальное благо, на которое направлено правоотношение. Таким благом могут быть как денежные выплаты, так и различные социальные услуги (социальное обеспечение в «натуральной форме»).

По этому критерию первый блок правоотношений охватывает следующие их группы: а) пенсионные правоотношения; б) правоотношения по поводу пособий; в) правоотношения по поводу компенсационных выплат.

Виды денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации) имеют еще и внутривидовую дифференциацию (пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии; пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.; компенсации: за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, супругу военнослужащего, студенту за время академического отпуска по медицинским показаниям, учащимся на питание и др.), в связи с чем указанные выше группы правоотношений классифицируются на соответствующие виды, обусловленные видом пенсии, пособия, компенсации. Данный уровень классификации позволяет раскрыть особенности каждого вида правоотношения не в аспекте научной абстракции, а как реально существующего Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2006. - С. 84 .

Комплекс «натуральных» видов социального обеспечения, в который с определенной долей условности включаются и льготы по системе социального обеспечения, также достаточно широк и охватывает многообразные виды социальных услуг и льгот. В связи с их предоставлением возникает множество правоотношений, соответствующих видам социальных услуг, право на которые граждане реализуют в качестве субъектов таких правоотношений.

Процедурные правоотношения в зависимости от конкретной цели, для достижения которой они возникли, классифицируются на следующие группы: 1) по поводу установления юридических фактов, необходимых для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению; 2) по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения; 3) в связи с рассмотрением жалоб и споров по вопросам, связанным с социальным обеспечением граждан. Таким образом, диапазон классификации процедурных правоотношений гораздо меньше, чем материальных.

На современном этапе представляется спорной и классификация правоотношений «по формам социального обеспечения» (государственное социальное страхование; социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета; дополнительные виды добровольного страхования). Правоотношения по социальному обеспечению граждан (как работников или как членов общества, без какой-либо связи с трудом) всегда своим объектом имеют «конкретное материальное благо, в связи, с чем подразделяются на виды, условленные видами обеспечения, независимо от того, в порядке кой именно организационно-правовой формы предоставляется данный вид социального обеспечения.

В перспективе, когда законодательно будут закреплены относительно обособленные системы социального обеспечения с учетом особенностей их организации и, главное, особенностей финансирования социального обеспечения, очевидно, возникнет необходимость в классификации правоотношений по социальному обеспечению на соответствующие блоки, с учетом финансовых источников, гарантирующих обеспечение. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. « Право социального обеспечения России»: Учебник.-2-е изд., испр. И перераб.-М.:Издательство БЕК, 2002.-111-131

2. Характеристика форм социального обеспечения

2.1 Организационно-правовые формы социального обеспечения

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. Способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. Круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3. Виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4. Систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. - С. 83:

обязательное социальное страхование;

социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

Пенсионный Фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ;

фонды обязательного медицинского страхования.

Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуществляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использованием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательством РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам социального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам социальных страховых рисков относят следующее: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи; находящихся на его иждивении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также органы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др. Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2006. - С. 92

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - третья централизованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую форму социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. - С. 93 .

Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как: круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие формы: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

На мой взгляд, данное определение нуждается в серьезных уточнениях. Во-первых, использование в тексте статьи союза "или" означает, что объектом обязательного социального страхования служит возможное изменение не только материального, но и социального положения определенных категорий граждан. Однако социальное положение работающих лиц заключается именно в том, что они являются наемными работниками. Предоставление им пенсии по старости или инвалидности, либо пособия по безработице ни в коей мере не сможет восстановить их трудовой статус, а следовательно, "минимизировать" изменение их социального положения. Это в равной степени относится и к возможности восстановления социального положения индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятых лиц.

Компенсировать или минимизировать можно лишь последствия изменения материального положения, наступившие вследствие безработицы, инвалидности, старости и других социально-значимых обстоятельств.

Во-вторых, из текста статьи не ясно, что именно подразумевается под социальным риском - само "предполагаемое событие" (т.е. трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь, беременность и роды и др.) или его последствия в виде "изменения материального и(или) социального положения" работающих или иных категорий граждан.

Согласно теории вероятности страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2006. - С. 82 .

Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска: связь с общественной организацией труда; предполагаемый характер; объективные причины наступления.

Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.

Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов заинтересованных; сторон, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.

Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями. 1. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Альбом схем. Екатеринбург, 2005. - С. 142

Потеря заработка из-за безработицы зависит от деятельности всех участников рынка труда. Наемный работник сам выбирает профессию и совершенствует свои трудовые навыки, поэтому в случае отсутствия спроса на него, он должен нести свою долю ответственности в виде части материальных затрат на страхование по безработице. В свою очередь, работодатель, организуя производство, торговлю или бытовое обслуживание, может разориться, в результате чего некоторые из его бывших работников пополнят ряды безработных. Поэтому он должен компенсировать часть расходов на выплату пособий по безработице. Государство также в определенной степени должно нести ответственность за общую социально-экономическую ситуацию, так как оно разрабатывает стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее воплощение. Четко разграничить степень ответственности между названными участниками рыночных отношений невозможно, поскольку все их действия и решения слишком тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но можно создать механизм распределения материальных затрат между ними, т.е. механизм государственного (обязательного) социального страхования на случай безработицы Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 2005. - С. 111 .

По данной схеме можно рассмотреть и другие социально-страховые случаи, установленные законом. К ним относятся: болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Они перечислены в ст. 7 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

При планировании расходов федерального бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальное страхование государство должно учитывать неблагоприятные для здоровья населения производственные, экологические, эпидемиологические и другие факторы, оценивать влияние социально-экономических условий на состояние рынка труда, материальное положение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также принимать во внимание многие другие обстоятельства. Например, если вредный производственный фактор вызывает профессиональное заболевание, то для определения вероятности его наступления необходимо знать частоту заболеваемости людей разного возраста и пола, продолжительность их контакта с конкретными вредными веществами и прочую информацию. В итоге данных исследований будет выявлена математическая закономерность. Очевидно, что чем меньше вероятность наступления социального риска в связи с конкретными обстоятельствами, тем легче и дешевле можно организовать страхование от него. Компетентные государственные органы разрабатывают критерии и стандарты для оценки неблагоприятных для здоровья населения факторов, качества рабочей силы, в том числе степени ее профессиональной подготовки и пригодности для выполнения необходимых трудовых функций с учетом промышленного развития регионов, уровня жизни в различных климатических зонах страны и пр.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета. Эта форма охватывает особых субъектов государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например. Министерству обороны РФ) из бюджета РФ Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 2005. - С. 112 .

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

В соответствии с законом от 24.10.97 № 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в ее субъектах определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также включает обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина и величина прожиточного минимума рассчитывается для трех основных социально-демографических групп населения - трудоспособных лиц, пенсионеров, детей.

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Согласно закону она должна определяться в целом по РФ и в ее субъектах не реже одного раза в пять лет. В субъектах РФ она устанавливается с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам) Митрошкина Ю.Ю. Реализация принципов социального обеспечения в практике Конституционного Суда РФ и при разрешении споров в судах // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство, 2009, № 3 (51). - С. 61-63 .

Видами социальной помощи являются: социальные пенсии; социальные пособия; субсидии; компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат; единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам; бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви); дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий; дотации на оплату коммунально-бытовых услуг; помощь престарелым и инвалидам на дому; полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; содержание детей в детских приютах; оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов. Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи.

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

2.2 Проблемы социального обеспечения

В рамках реформирования пенсионной системы Российской Федерации Государственной Думой РФ был принят ряд законов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, закрепивших переход от распределительной пенсионной системы к системе, которая основана исключительно на принципах страхования и включает в себя распределительный и накопительный элементы. При этом технологической и информационной базой новой пенсионной системы является индивидуальный (персонифицированный) учет пенсионных прав. Соответственно утратил силу Закон от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», регулировавший пенсионные правоотношения до указанной даты.

Основополагающими законодательными актами, которые сменили указанный Закон и в настоящее время устанавливают нормы и условия пенсионного обеспечения, являются федеральные законы от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Последний из названных федеральных законов устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. При этом под его действие подпадает абсолютное большинство пенсионеров как нынешних, так и будущих. Учитывая это, можно сказать, что именно Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ играет определяющую роль при осуществлении пенсионного обеспечения населения Российской Федерации.

Как показывают статистические данные, независимо от снижения либо увеличения общего количества гражданских дел, рассмотренных федеральными судами, количество споров, вытекающих из пенсионных правоотношений возросло.

Анализ судебной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев находило свое подтверждение несоответствие требованиям ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. решений территориальных органов пенсионного обеспечения об отказе гражданам в досрочном назначении трудовой пенсии.

Основную массу рассматриваемых федеральными судами пенсионных дел представляют споры между гражданами и территориальными органами пенсионного обеспечения, связанные с отказом в установлении трудовой пенсии ранее предусмотренного ст. 7 вышеназванного Закона возраста.

В соответствии с положениями ст. 24 ГПК РФ дела данной категории подсудны районным судам, как дела по искам не подлежащим оценке.

Кроме того, дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами), связанные с назначением и выплатой пенсий, рассматриваются судами в порядке искового производства (подраздел II раздела II ГПК РФ).

Эти дела не могут рассматриваться в порядке, установленном главой 25, включенной в подраздел III раздела II ГПК РФ ("Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений").

В порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются дела об оспаривании гражданами и организациями решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Пенсионный фонд Российской Федерации в силу ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является государственным учреждением, а не органом государственной власти и, следовательно, не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.

О недопустимости рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

Следовательно, указанные дела рассматриваются с соблюдением общих правил родовой и территориальной подсудности.

Устанавливая минимальный страховой стаж для назначения пенсии - пять лет, новое пенсионное законодательство не изменило пенсионный возраст для установления трудовой пенсии, который в свою очередь является основанием для назначения трудовой пенсии.

В п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ указан возраст, по достижении которого возможна реализация права на обязательное пенсионное обеспечение по старости. Данный возраст определен в полных годах и называется общеустановленным пенсионным возрастом. Общеустановленный пенсионный возраст дифференцируется по признаку пола и составляет для мужчин 60 лет, для женщин - 55 лет.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ застрахованное лицо, которое достигло общеустановленного пенсионного возраста, имеет право на трудовую пенсию по старости при наличии у него не менее пяти лет страхового стажа. Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин.

При этом трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Для возникновения права на пенсионное обеспечение по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста либо независимо от возраста требуется иметь страховой стаж продолжительностью более чем 5 лет.

Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по ранее действовавшему законодательству, то есть до 01.01.2002. Установление досрочной трудовой пенсии по старости обусловлено особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также региональными признаками.

Соответствующие возрастные и стажевые требования установлены ст. ст. 27, 28 и 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Несмотря на то, что возрастные критерии при назначении пенсии, как правило, не вызывают у судов затруднений, следует обратить внимание на то, что при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии, суды не всегда учитывают данный аспект.

Например, Хорозов А.В. обратился в Н-ский городской суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Н-ск Р - кой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по различным предусмотренным ФЗ-173 от 17.12.2001 г. правовым основаниям.

Проверяя правомерность отказа органа пенсионного обеспечения в назначении истцу досрочной трудовой пенсии только по основаниям пп.2 п. 1 ст. 27 Закона за работу в тяжелых условиях труда, суд пришел к выводу о неправильном исключения ответчиком из специального стажа истца периодов его работы в должности электросварщика, газоэлектросварщика, необходимости их зачета в спецстаж, наличии требуемого стажа работы и установленного законом для данной категории лиц 55- летнего возраста для назначения пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона и обязал ГУ УПФ РФ по г. Н-ск Нс-ой области назначить Хорозову А.В. трудовую пенсию досрочно с момента обращениях гражданина в органы пенсионного обеспечения и достижения им 55-летнего возраста, т.е. с 22.12.2004 г.

Вместе с тем согласно материалам дела, Хорозов А.В. - 22.12.1954 г. рождения, т.е. на момент обращения в ПФР 22.12.2004 г. его возраст составлял 50 лет. При этом мотивировочная часть решения не содержит выводов относительно возможности снижения установленного пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона для назначения пенсии за работу в тяжелых условиях 55-летнего возраста.

Данное судебное постановление не было обжаловано в кассационном порядке.

Независимо от вида трудовой пенсии порядок назначения пенсии является общим. Вопросы назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий детально регламентированы.

Так, совместным Постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 17/19пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (регистрация в Минюсте России 31.05.2002 N 3491).

Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержден Постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 16/19па.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца.

Сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, достаточно для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если законодательство не предусматривает дополнительных условий о характере и условиях труда (кроме наименования профессий и должностей) для назначения такой пенсии.

Анализ судебной практики показывает, что одним из мотивов отказа органов пенсионного обеспечения в досрочном назначении трудовой пенсии по старости является отсутствие либо недостаточность каких-либо иных помимо трудовой книжки документов, подтверждающих периоды работы граждан, включаемых в специальный трудовой стаж.

В этой связи представляется правильной и соответствующей положениям п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, позиция судов, полагавших, что поскольку в трудовой книжке работника содержались сведения о наименовании выполняемой им профессии (должности), его занятость на соответствующих видах работ сомнений не вызывала и ответчиком не оспаривалась, а иных дополнительных условий о характере труда не предусматривалось, указанные сведения являются достаточными для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

...

Подобные документы

    Понятие права социального обеспечения и его организационно-правовые формы и виды. Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества. Назначение денежных выплат. Предмет, система, принципы и источники права социального обеспечения.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Основные этапы становления систем социального обеспечения. Понятие и функции социального обеспечения. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения. Формы социального обеспечения. Пенсионная система и иные денежные выплаты.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2008

    Предмет, метод, принципы права социального обеспечения. Виды социального обеспечения: льготы, государственная адресная социальная помощь, пенсии, пособия, компенсации. Демографическая, социально-реабилитационная и защитная функция социального обеспечения.

    презентация , добавлен 12.04.2014

    Понятие, предмет, система и метод права социального обеспечения. Монетизация льгот в Тульской области. Понятие организационно-правовой формы социального обеспечения. Классификация его функций. Основные источники и правоотношения социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2013

    Понятие, значение и виды трудового стажа, его юридическое значение. Понятие пенсии как вида социального обеспечения. Пенсии по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Социально-обеспечительные компенсации и льготы.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2011

    Понятие социального обеспечения, его разновидности и принципы реализации, нормативно-правовое обоснование и значение в обществе. Организационно-правовые формы данного обеспечения и отражение основ их работы в современном российском законодательстве.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2015

    Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению, их объекты. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению. Лица–получатели и лица-предоставители благ по социальному обеспечению.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2013

    Анализ концепции социальной защиты населения России. Предмет, методы и система права социального обеспечения. Основные составляющие социального обеспечения, его виды. Критерии определения социального обеспечения, характеристика его ключевых функций.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Понятие социального обеспечения, его сущность, принципы, виды, условия назначения и источники финансирования. Компенсационные выплаты как вид денежного социального обеспечения. Юридические особенности реализации конструкции компенсационных выплат.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    История становления социального обеспечения. Социальные пособия и их виды. Правовые основы социального страхования в России и в зарубежных странах. Нормативно-правовые акты социальной защиты. Принципы социального обеспечения в Российской Федерации.

Общеизвестно, что рыночная экономика не порождает автоматически никаких механизмов защиты населения от социальных рисков. Полное невмешательство государства в экономические процессы на раннем этапе развития капитализма, получившее название "laissez-faire", показало, что экономический беспредел воспроизводит бедность, снижает внутренний спрос, а следовательно, усиливает социальную напряженность и приводит к материальным потерям.

Для смягчения противоречий между рыночной экономикой и социальными целями общественного развития требуется вмешательство государства. Идея социальной ориентации экономики получила воплощение в концепции "социального государства" и отражена в международных актах.

Впервые термин "социальное государство" появился в Конституции ФРГ 1949 г. (ст. 20), в 1958 г. – в Конституции Франции (ст. 1), в 1978 г. – в Конституции Испании (ст. 1), а затем и других стран Западной Европы, где существуют многообразные методы сочетания личной свободы и государственного вмешательства в экономику.

Немецкий исследователь В. Рот утверждает, что рыночное хозяйство и "социальное государство" в Германии уже давно находятся в синтезе. По его мнению, всякие "атаки на социальное государство" бессмысленны, ибо система социального обеспечения переплетается с системой конкурентной экономики в самых разнообразных формах .

Очевидно, что российская модель социального государства отличается от европейских образцов. Но одновременно она должна синтезировать в себе результаты международного опыта, проверенные практикой и подтвердившие свою эффективность. Становление социального государства в России предполагает его активную деятельность по стимулированию производства, перераспределению доходов между социальными слоями общества через разумную систему налогообложения и бюджетную политику, финансирование в необходимых объемах социального обеспечения, здравоохранения, социальных программ. Кроме того, государство должно поощрять развитие добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст. 39 Конституции РФ).

Руководствуясь как прагматическими, так и гуманистическими соображениями, государство принимает на себя определенную долю ответственности за наступление социальных рисков и создает государственную систему социального обеспечения, в рамках которой реализуется право человека на социальное обеспечение, т.е. предоставляются пенсии, пособия и иные выплаты, бесплатные для потребителей медицинские и социальные услуги.

Современная государственная система социального обеспечения России функционирует на федеральном, региональном и местном уровнях в трех организационноправовых формах: обязательное социальное страхование; обеспечение за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; государственная социальная помощь. Эти формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, органам управления, видам и размерам обеспечения.

С точки зрения сферы охвата физических лиц и объемов финансирования основной организационно-правовой формой является обязательное социальное страхование.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.

Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. С этой целью создастся денежный фонд за счет взносов заинтересованных сторон, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.

Суть обязательного социального страхования заключается в распределении материальных последствий наступления социального риска (страхового случая) между работодателями, заказчиками работ или услуг по гражданско-правовым договорам, индивидуальными предпринимателями, наемными работниками и другими работающими лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством.

При планировании расходов федерального бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальное страхование государство должно учитывать неблагоприятные для здоровья населения производственные, экологические, эпидемиологические и другие факторы, оценивать влияние социально-экономических условий на состояние рынка труда, материальное положение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также принимать во внимание многие другие обстоятельства. Например, если вредный производственный фактор вызывает профессиональное заболевание, то для определения вероятности его наступления необходимо знать частоту заболеваемости людей разного возраста и пола, продолжительность их контакта с конкретными вредными веществами и т.п. По результатам таких исследований выявляется математическая закономерность. Очевидно, что чем меньше вероятность наступления социального риска в связи с конкретными обстоятельствами, тем легче и дешевле можно организовать страхование от него. Компетентные государственные органы разрабатывают критерии и стандарты для оценки неблагоприятных для здоровья населения факторов (рисков), качества рабочей силы, в том числе степени ее профессиональной подготовки и пригодности для выполнения необходимых трудовых функций с учетом промышленного развития регионов, уровня жизни в различных климатических зонах страны и пр.

Источником финансирования обязательного социального страхования служат страховые взносы, перечисляемые в государственные внебюджетные фонды. С 1 января 2002 г. до 1 января 2010 г. источником финансирования трудовых пенсий и страховых пособий служил единый социальный налог (ЕСН), который с 1 января 2010 г. вновь заменен обязательными страховыми взносами во внебюджетные фонды.

К федеральным фондам социального страхования относятся ПФР, ФСС РФ, ФФОМС.

Общее управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ.

Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.

Право на получение страхового обеспечения в виде трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других возникает со дня наступления страхового случая. В соответствии с Законом об основах соцстрахования страховыми случаями признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, временная нетрудоспособность вследствие заболевания или травмы, временная или стойкая утрата профессиональной трудоспособности либо смерть застрахованного лица вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Таким образом, обязательное социальное страхование является формой организации осуществления права на социальное обеспечение лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и членами их семей за счет обязательных страховых взносов и добровольных взносов в виде фиксированного платежа.

Другой организационной формой осуществления конституционного права на социальное обеспечение в установленных законом случаях является обеспечение за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Эта форма охватывает все категории государственных служащих.

Государственная служба включает гражданскую, военную и правоохранительную службу. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Назначение и выплата государственных пенсий за выслугу лет, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, пособий по временной нетрудоспособности и других находятся в ведении соответствующих государственных органов: Минобороны России, МВД России и др.

Средства на финансирование социального обеспечения государственных служащих выделяются из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Кроме федеральных государственных служащих и военнослужащих, бюджетные средства являются источниками финансирования всех видов социального обеспечения для участников Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов, летчиков-испытателей, нетрудоспособных граждан. Всех их можно назвать особыми субъектами, так как государство имеет перед ними особые обязательства и несет ответственность.

Таким образом, обеспечение за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ является формой организации осуществления права на социальное обеспечение для особых субъектов.

В государственных органах могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется трудовым законодательством РФ. Они подлежат обязательному социальному страхованию и реализуют свое право на социальное обеспечение в рамках обязательного социального страхования.

Еще одной организационно-правовой формой социального обеспечения служит государственная социальная помощь.

Субъектами государственной социальной помощи признаются малоимущие лица и семьи. Основанием для ее предоставления служит уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Право на социальную помощь не зависит от участия в трудовой деятельности или уплаты обязательных страховых взносов.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, включая федеральный.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов.

В научной и учебной литературе высказана точка зрения о существовании муниципальных и локальных форм социального обеспечения .

Муниципальные формы могут создаваться органами местного самоуправления, обладающими определенной компетенцией в области социального обеспечения. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно- поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи беременным женщинам и матерям, предоставление жилых помещений малоимущим лицам, организация ритуальных услуг и др.

Меры социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.

Что касается локальных форм социального обеспечения, то они создаются в рамках отдельных организаций. Поскольку источником финансирования таких форм служат средства работодателя, они имеют негосударственную природу и являются дополнительными формами, образование которых поощряется государством. С развитием корпоративного и профессионального пенсионного страхования их масштабы значительно расширятся.

Всеми признаками негосударственной формы обладает и обеспечение, предоставляемое негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Этот вывод прямо следует из содержания ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Фонды производят выплаты негосударственных пенсий своим участникам независимо от государственной системы пенсионного обеспечения.

НПФ служат целям повышения уровня жизни нетрудоспособного населения в дополнение к государственному обеспечению. Кроме того, они осуществляют инвестирование средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии по распоряжению застрахованного лица. При наступлении страхового случая (достижении установленного законом пенсионного возраста) НПФ будут выплачивать накопительную часть трудовой пенсии.

Важно подчеркнуть, что государство не песет субсидиарной ответственности по обязательствам негосударственных пенсионных фондов перед застрахованными лицами.

  • Концепция "государства благосостояния" (дискуссии в западной литературе 80-х годов) : реферативный сборник. Ч. 1. М., 1988. С. 103.
  • Захаров М. ЛТучкова Э. Г. Указ соч. С. 69.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. Способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. Круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3. Виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4. Систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные.

Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

Обязательное социальное страхование;

Социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

Смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

Пенсионный Фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ;

Фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуществляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использованием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательством РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам социального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам социальных страховых рисков относят следующие:

Необходимость получения медицинской помощи;

Временную нетрудоспособность;

Трудовое увечье и профессиональное заболевание;


Материнство;

Инвалидность;

Наступление старости;

Потерю кормильца;

Признание безработным;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи;

Находящихся на его иждивении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека. Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также органы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - третья централизованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую форму социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты. Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.

Тема: «Понятие социального обеспечения».

1. Понятие социального обеспечения как категории.

2. Функции социального обеспечения (самостоятельно изучить).

3. Виды и формы социального обеспечения.

4. Соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита населения» (тоже самостоятельно изучить).

5. Понятие права социального обеспечения как отрасли права.

6. Предмет отрасли права социального обеспечения.

7. Метод отрасли права социального обеспечения.

8. Система отрасли права социального обеспечения (самостоятельно изучить).

Понятие социального обеспечения как категории.

До настоящего времени общественной наукой не выработано общепринятого определения понятия «социальное обеспечение».

В словаре русского языка Ожегова это: «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества».

В юридической и экономической литературе употребляется в различных значениях, таких как:

1) форма распределения материальных благ;

2) функция государства;

3) совокупность определённых мероприятий, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных граждан;

4) предмет социальной политики государства;

5) совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального назначения;

6) совокупность всех видов материального обеспечения и бытового обслуживания определённых категорий граждан.

Теория социального обеспечения сформировалась в первые годы социальной власти (отрасль появилась значительно позднее – в восьмидесятых годах). Её представителями являются Семашко и Вигдорчик. Согласно их теории, социальное обеспечение – это предоставление благ членам общества, находящихся в трудной жизненной ситуации. Её сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, касс взаимопомощи и социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение предусматривалось не только для нетрудоспособных, а для всех членов общества (зима, холодно – выдавали деньги на пальто…).



Но Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения определённой целью. По его мнению, это должна быть помощь в развитии и охранении человека.

Андреев В.С. (это основоположник отрасли ПСО) развил данную позицию и определил социальное обеспечение как совокупность определённых социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как средством оздоровления и восстановления трудоспособности.

Позиция Андреева не была однозначно принята учёными. Появились представители широкой и узкой сферы социального обеспечения.

Представители узкой сферы считали, что в социальное обеспечение должно входить только обеспечение пенсиями, пособиями и социальное обслуживание. Не было единогласия по поводу медицинской помощи, санаторного обслуживания (лечения) и бесплатного образования.

Учитывая различные точки зрения по данному вопросу следует выделить признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Признаки:

1. Источники финансирования. Первый и определяющий признак. Социальное обеспечение должно предоставляться за счёт специальных фондов, созданных государством (внебюджетные фонды – пенсионный фонд, медицинское страхование и ещё один какой-то) и части государственного бюджета.

2. Круг лиц, подлежащих обеспечению. Это нетрудоспособные по старости (а с 91 года считаются долгожителями); по инвалидности; лица, потерявшие кормильца; дети; семьи, имеющие детей; безработные; беженцы; и некоторые другие (лица, пострадавшие от каких-либо воздействий – в зависимости от ситуации).

3. Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения возникает только при наступлении обстоятельств, указанных в законе, в праве они называются «социальные риски». Например, достижение определённого возраста, инвалидность, смерть и т.д.

4. Цель предоставления обеспечения. Основной целью является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Таким образом, определение как категории:

Социальное обеспечение как категория – это совокупность различных видов и форм материального обеспечения и культурно-бытового обслуживания определённых категорий граждан в случая наступления предусмотренных законом социальных рисков из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с целью выравнивания социального положения этих граждан с остальными членами общества.

Функции социального обеспечения (самостоятельно изучить).

Выделяют в основном четыре: экономическая, политическая, социально-реабилитационная и демографическая.

Экономическая: надо заменить временно утраченный заработок.

Политическая: чтобы снять социальную напряжённость.

Демографическая: повысить воспроизводство населения (материнский капитал, пособие по уходу за ребёнком).

Социально-реабилитационная: надо сделать так, чтобы инвалиды и лица, потерявшие способность к труду, работали – пусть и на дому, хоть как-то.

В этом проявляется сущность социального обеспечения – в его функциях.

Виды и формы социального обеспечения.

Виды социального обеспечения – это материальные и культурно-бытовые блага, предоставляемые нуждающимся гражданам за счёт специальных внебюджетных фондов и части государственного бюджета.

Основным видом социального обеспечения являются пенсии. Пенсии выплачиваются в денежной форме (в переводе с латинского пенсия означает «платёж»). Замены на натуральную форму не допускается – только деньгами.

В зависимости от источников выплаты пенсии бывают:

· Трудовые выплачивается из средств пенсионного фонда и бывают трёх видов: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

· Бюджетные выплачиваются из средств государственного бюджета следующим категориям граждан:

1) государственным служащим;

2) участникам Великой Отечественной войны и жителям блокадного Ленинграда;

3) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву (офицерский состав – это в трудовых, так как это военная служба, как государственные служащие), ставшим инвалидами, а в случае их смерти членам их семьи;

4) лица, пострадавшие вследствие воздействия радиационных и иных техногенных катастроф;

5) социальные пенсии назначаются лицам, не имеющим права на трудовую пенсию (пять лет стажа надо для пенсии по старости, туда включается даже время ухода за ребёнком… ну а вот если нет – тогда не будет трудовой, а будет социальная);

6) лётно-испытательный состав гражданской авиации;

7) космонавты.

Вторым видом социального обеспечения являются пособия.

Пособия, в отличие от пенсий, не являются единственным источником средств к существованию, а выплачиваются в двух случаях:

1. Взамен временно утраченного заработка (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице, пособие по беременности и родам).

2. В случае необходимости оказать помощь при обстоятельствах, вызывающих потребность в дополнительных расходах (пособие на рождение ребёнка, пособие опекунам, пособие на погребение и некоторые другие).

Третий вид социального обеспечения – это услуги и льготы и натуральные виды содержания.

Услуги – по протезированию, по трудовому устройству или профессиональному обучению…

Льготы – бывают транспортные, жилищные, медицинские, налоговые, пенсионные… Льготы предоставляются инвалидам труда и войны, ветеранам войны и т.д.

Натуральные виды содержания – содержание престарелых и инвалидов в стационарных, полустационарных учреждениях и на дому.

Это что касается видов социального обеспечения. Теперь про формы.

Современная государственная система социального обеспечения России функционирует на федеральном, региональном и местных уровнях в трёх организационно-правовых формах:

1) Обязательное социальное страхование;

2) Обеспечение за счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

3) Государственная социальная помощь.

Эти формы отличаются друг от друга по:

1. Субъектам.

2. Источникам финансирования.

3. Органам управления.

4. Видам и размерам обеспечения.