Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами в. Уведомление о контролируемых сделках

Согласно нормам налогового законодательства контролируемые сделки – официально заключаемые между взаимозависимыми лицами (при наличии особых условий), равно как и приравненными к ним. Подобные взаимоотношения привлекают пристальное внимание налоговиков на предмет проверки ценообразования и, соответственно, полноты исчисления и уплаты налоговых платежей. В ИФНС стороны-участники должны предоставлять уведомление о контролируемых сделках – образец заполнения вы найдете ниже.

Контролируемые сделки – критерии и правовая суть

Значение контролируемости договоров определено в стат. 105.14 НК. В общепринятом порядке это, прежде всего, операции между взаимозависимыми сторонами, но только при наличии отдельно обозначенных условий. Другая категория – сделки между приравненными к зависимым лицами. Участниками взаимоотношений могут выступать как предприятия, так и граждане.

Обратите внимание! Кто конкретно относится к взаимозависимым лицам, а также как именно рассчитывается доля участия регламентируют стат. 105.1 и 105.2 НК РФ.

Контролируемые сделки - 2017: критерии, таблица

Признание заключенных российскими резидентами контрактов контролируемыми, осуществляется при соответствии как минимум одному из приведенных ниже основных условий по п.2, 3 стат. 105.14. Полный подробный перечень оснований содержится в стат. 105.14.

Контролируемые сделки в 2017 – критерии, таблица:

Основания признания договора контролируемым при подписании резидентами РФ

Совокупная величина получаемых доходов, при превышении лимита которых отношения считаются контролируемыми

Все виды операций

Общий доходный объем за отчетный календарный год от 1 млрд. руб.

Одно лицо-участник – плательщик НДПИ (по рабочей процентной ставке), предмет контракта – полезное добываемое ископаемое

Общий объем полученных доходов за год (календарный) от 60 млн. руб.

Как минимум один участник применяет ЕНВД либо ЕСХН, второй участник не использует упомянутые спецрежимы

Общий объем полученных в рамках данных режимов доходов за год (календарный) от 100 млн. руб.

Минимум один участник пользуется льготой по налогу с прибыли (ставка «нулевая» для «сколковцев») или же освобожден от его уплаты, второй участник таких поблажек не имеет

Общий объем полученных доходов за год (календарный) от 60 млн руб.

Минимум одно лицо-сторона договора признано резидентом ОЭЗ либо участником СЭЗ и имеет спецльготы в части прибыли, вторая сторона не считается резидентом

Минимум одно лицо-участник рассчитывает прибыль по п. 1 стат. 275.2, второе – нет

Минимум один участник считает налог с прибыли по стат. 284.3, 284.3-1 НК РФ

Как и когда сдавать уведомление о контролируемых сделках за 2017 год

Если компания заключала контролируемые договора, информация за отчетный период направляется в ИФНС по месту нахождения/жительства участника-налогоплательщика до 20-го мая следующего года (п. 2 стат. 105.16). Уведомительный бланк разработан ФНС в приказе №ММВ-7-13/524 от 27.07.12 г. Формат представления – электронный или бумажный по выбору отчитывающейся стороны. За 2017 г. сведения необходимо подать до 21.05.2018 г.

Контролируемые сделки 2019 - критерии - таблица с ними, приведенная в нашей статье, разработана с учетом последних изменений Налогового кодекса РФ. Подробнее о том, какие сделки можно отнести к контролируемым, а также что изменилось в отношении контролируемых сделок в 2019 году, рассказывается в данной статье.

Контролируемые сделки (критерии 2019): понятие

Под контролируемыми понимаются гражданско-правовые сделки, совершаемые гражданами или юридическими лицами, которые в силу соответствия установленным в законе условиям подлежат проверке налоговыми органами.

К контролируемым сделкам относятся:

  • сделки между взаимозависимыми лицами;
  • иные сделки, приравненные к сделкам взаимозависимых лиц;
  • сделки, которые приобрели статус контролируемых посредством вынесения судебного решения РФ в результате их оспаривания ФНС РФ.

Основным документом, которым следует руководствоваться при определении критериев признания сделки контролируемой, порядка отчета по такой сделке, ответственности за его неисполнение, а также методов и способов осуществления налогового контроля, является Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с совершением контролируемых сделок и уведомлением об их совершении, содержатся также в документах Федеральной налоговой службы (приказ от 07.09.2018 № ММВ-7-13/249@, письмо от 13.04.2017 № ЕД-4-13/6968@), а также актах Министерства финансов РФ (например, письмо от 15.06.2017 № 03-12-11/1/37167 и др.).

Контролируемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

Закон относит к взаимозависимым лицам граждан и (или) организации, чьи экономические связи имеют прямое воздействие на условия или финансовые итоги их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Подробно о признаках взаимозависимости рассказываетст. 105.1 НК РФ).

В качестве иных сделок, приравниваемых к сделкам между взаимозависимыми лицами, признаются:

  1. Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, предоставлению услуг), заключаемых с участием или при посредничестве лиц, не связанных друг с другом. При этом в сделке допускается наличие третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми, которые:
  • не осуществляют по этим сделкам никаких вспомогательных функций, кроме сбыта (перепродажи) товаров (проведения работ, предоставления услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу;
  • не берут на себя риск и не расходуют свои активы для осуществления сбыта (перепродажи) товаров (работ, услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу.
  • Внешнеторговые договоры, предметом которых выступают товары мировой биржевой торговли, перечисленные в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (например, черные металлы).
  • Договоры с участием контрагента — резидента офшорной зоны из перечня стран, принятого Минфином РФ. Таковыми резидентами могут быть и российские юридические лица, постоянно работающие на территории офшорной зоны, и, таким образом, сделки лица, связанные с такой деятельностью, могут подпадать под признаки контролируемых.
  • Указанные выше сделки признаются контролируемыми только при сумме годового дохода по сделкам свыше 60 млн. рублей. Причем для внешнеторговых договоров на товары международной биржевой торговли и договоров с резидентами офшорных зон сумма в 60 млн. руб. рассчитывается по сделкам с одним (каждым отдельно) контрагентом (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

    Критерии признания сделок взаимозависимых лиц контролируемыми для целей налогообложения

    Под характеристики контролируемых подпадают сделки взаимозависимых лиц, которые содержат специальные условия из ст. 105.14 НК РФ.

    Прежде всего, все участники и выгодоприобретатели по сделке между взаимозависимыми лицами должны быть зарегистрированы либо иметь налоговое резидентство в РФ. Далее закон устанавливает 2 вида требований, по которым можно отнести сделку к контролируемым:

    1. Соответствие указанной в законе сумме прибыли за календарный год (далее — сумма прибыли). Для взаимозависимых лиц эта сумма — свыше 1 млрд. рублей.
    2. Участие в сделке лица, которое обязано уплатить или освобождено от уплаты определенного вид налога в зависимости от специфики его деятельности.

    Какие сделки взаимозависимых лиц признаются контролируемыми

    Так, сделка, в которой все участники и бенефициары зарегистрированы на территории РФ либо являются ее налоговыми резидентами, считается контролируемой, если:

    • предметом сделки выступает полезное ископаемое, добытое участником сделки, который уплачивает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по ставке, исчисляемой в процентах;
    • один из ее участников добывает углеводородное сырье на новом морском месторождении и включает прибыль (убыток) по такой сделке в налоговую базу при расчете налога на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, а другая сторона сделки не является плательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ либо не учитывает свои доходы/расходы по данной сделке по ст. 275.2 НК РФ.
    • любой из ее участников использует единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) либо платит единый налог на вмененный доход для определенной деятельности (ЕНВД), при условии что контролируемая сделка связана с этой деятельностью, а другие участники сделки (один или несколько) не используют данные налоговые режимы.
    • хотя бы один из участников сделки (в отличие от других) имеет законное право не платить налог на прибыль юридических лиц (Подробнее о порядке уплаты налога на прибыль организаций рассказывается в статье Налог на прибыль при ОСНО).

    В 2018 - 2019 году перечень сделок, которые признаются контролируемыми с доходом в 1 млрд.руб., включает также новые условия, а именно: один из участников договора должен быть исследовательским корпоративным центром согласно закону «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ и вправе не уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) согласно ст. 145.1 НК РФ. С 01.01.2019 список пополнился сделками, в которых хотя бы 1 из участников платит налог на допдоход от продажи углеводородов и доходы/расходы по сделке учитываются при расчете данного налога.

    Критерии контролируемых сделок - 2019: таблица

    Для удобства критерии контролируемых сделок приведены в таблице ниже.

    Вид сделки

    Условия, при наличии которых сделка считается контролируемой

    Лимит годового оборота (млн руб.)

    1. Сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ

    Стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности, в рамках которой оформлена сделка

    Один участник договора платит НДПИ по процентному тарифу

    Один из участников сделки пользуется специальной налоговой системой — ЕСХН либо ЕНВД

    Один из участников не платит налог на прибыль

    Один из участников договора осуществляет добычу полезных ископаемых

    Один из участников применяет инвестиционный вычет

    Один из участников сделки является исследовательским корпоративным центром и освобожден от уплаты НДС

    2. Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, оказанию услуг) при посредничестве лиц, не считающихся взаимозависимыми

    При условии что третьи лица:

    · не осуществляют по данным сделкам никаких других функций, кроме сбыта товаров (проведения работ, предоставления услуг);

    · не берут на себя риск и не расходуют активы для осуществления сбыта товаров (проведения работ, предоставления услуг)

    3. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли

    Предметом таких договоров должны быть объекты из одной или нескольких товарных групп:

    · нефть и товары, выработанные из нефти;

    · черные металлы;

    · цветные металлы;

    · минеральные удобрения;

    · драгоценные металлы и драгоценные камни

    4. С резидентами оффшоров из перечня Минфина РФ

    Не установлены

    Таким образом, в зависимости от вида сделки, налогоплательщика и общего дохода по соответствующей сделке (сделкам) за календарный год договор, заключенный между взаимозависимыми лицами или приравненный к нему, признается контролируемой сделкой в целях налогообложения. Законом также предусмотрены случаи, когда сделка, имеющая признаки контролируемой, таковой не является.

    Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

    Контролируемые сделки и лимиты годового оборота

    Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств. С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

    Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

    В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

    Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

    Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования - «принцип вытянутой руки».

    Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

    Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

    Что такое контролируемые сделки?

    Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

    1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
    2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
    3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

    Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

    Контролируемые сделки Лимит годового оборота
    Внешнеэкономические сделки Лимит не установлен
    С товаром биржевой торговли 60 млн. руб.
    С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ 60 млн. руб.
    Внутрироссийские сделки Между взаимозависимыми лицами 1 млрд. руб. (с 2016 г.)
    Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

    Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%

    60 млн. руб.

    Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль 60 млн. руб.
    Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах 59 млн. руб.
    Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) 100 млн. руб.

    Пример расчета суммового критерия

    Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

    Вопрос:
    Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

    Ответ:
    Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

    Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

    Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки :

    • сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах);
    • сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
      • зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
      • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;
      • нет обстоятельств для признания их сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 - 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
    • и некоторые другие.

    Какие налоги попадают под ТЦО?

    Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

    1. Налог на прибыль организаций.
    2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
    3. НДПИ - если одна из сторон сделки - плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
    4. НДС - если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

    Методы определения рыночной цены

    Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)).

    Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

    1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
    2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
    3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
    4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
    5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

    Отправная точка при выборе метода - понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа - исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков.

    Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

    Следующий этап нашего исследования - сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

    Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

    Вы можете получить у нас услуги:

    • - оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
    • - подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
    • - выявить контролируемые сделки.

    Кто контролирует цены?

    Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

    И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

    Ответственность по ТЦО

    Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

    • в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года - в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ);
    • штраф за непредоставление уведомления о контролируемых сделках в налоговую инспекцию составит 5 000 руб. (статья 129.4 НК РФ) за каждую сделку.

    Отчет о контролируемых сделках:

      Уведомление о контролируемых сделках подаётся до 20 мая года, следующего за отчетным. Т.е. срок подачи уведомления о контролируемых сделка за 2016 год - до 20 мая 2017 года, а за 2017 год - до 20 мая 2018 года.

      Если уточненное уведомление будет подано до момента, когда налоговый орган выявил ошибку, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении. Проверить себя никогда не поздно.

      Документация по контролируемым сделкам может быть запрошена налоговыми органами не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может составить за 3 года.

      Освобождение от штрафных санкций возможно, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

      Налогоплательщикам отводится 30 дней на предоставление запрошенной документации по сделкам.

    В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

    Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

    Контролируемые сделки 2019 - критерии их будут приведены ниже в таблице - осуществляются взаимозависимыми и приравненными к ним лицами. Такие сделки подлежат дополнительному контролю со стороны ФНС, поскольку их стороны могут вступить в сговор и предоставить неправдивые сведения об операциях с целью уклонения от налогов. Рассмотрим их специфику.

    Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2019 году

    Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

    Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

    Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

    Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

    • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
    • российские фирмы;
    • иностранные фирмы.

    Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

    Контролируемые сделки — 2019: критерии в табличной форме

    Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице - критерии 2019 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

    Субъекты сделок

    Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

    Критерии отнесения сделки к контролируемой

    Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

    Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

    Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

    • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

    Ст. 105.1 НК РФ;

    подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

    Ст. 105.1 НК РФ;

    подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

    Ст. 105.1 НК РФ;

    подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

    Ст. 105.1 НК РФ;

    подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

    Ст. 105.1 НК РФ;

    подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    ст. 275.2 НК РФ

    • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту "Сколково" или участником проекта по закону "Об инновационных научно-технологических центрах" от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

    Ст. 105.1 НК РФ;

    подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

    Ст. 105.1 НК РФ;

    подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

    Ст. 105.1 НК РФ;

    подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ

    Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

    Сделки при участии посредников

    • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
    • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

    П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    Подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Сделки с товарами мировой биржевой торговли

    Сделки признаются контролируемыми, если:

    • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
      • нефть и нефтепродукты;
      • сталь и иные черные металлы;
      • алюминий и иные цветные металлы;
      • минеральные удобрения;
      • золото и иные драгметаллы;
      • алмазы и другие драгоценные камни;
    • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

    П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

    письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

    Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

    Ст. 105.1 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ

    Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

    Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

    П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

    Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@

    Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

    • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

    Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

    • между лицами, которые одновременно:
    • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
    • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
    • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
    • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

    Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2019 году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

    Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

    В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2019 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@. Скачать ее можно на нашем сайте по ссылке .

    Данный формуляр включает:

    • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
    • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
    • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

    Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

    Итоги

    Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

    В 2019 году компании должны сдать уведомление о контролируемых сделках за 2018 год. С этого года действует новая форма. Посмотрите образец уведомления о контролируемых сделках. Специальная схема подскажет, какие сделки включить в уведомление.

    В статье мы рассказали:

    • Как заполнить уведомление о контролируемых сделках за 2018 год
    • Какие сделки включить (специальная схема в конце статьи)
    • Подробный образец и сроки сдачи

    Как заполнить новую форму уведомления в 2019 году

    Новая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2018 года № ММВ-7-13/249@. Именно ее необходимо использовать, чтобы отчитаться в 2019 году. Скачайте новый бланк, а также примеры заполнения для разных ситуаций.

    В уведомлении четыре раздела, но не все компании заполняют каждый лист. Для вашего удобства мы составили таблицу, в которой видно, какие разделы необходимо заполнить вашей компании при подаче уведомления о контролируемых сделках в 2019 году. А дальше привели пошаговый алгоритм и схему, которые поможет определить - какие именно сделки включать в отчет, а какие нет.

    Таблица. Какие разделы заполнять и когда

    Раздел

    Кто заполняет

    Титульный лист

    Все фирмы

    Сведения о налогоплательщике - физическом лице

    Физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП

    Раздел 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)"

    Все фирмы

    Раздел 1Б "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)"

    Все фирмы

    Раздел 2 "Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)"

    Компании, у которых есть контролируемые сделки с организациями

    Раздел 3 "Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)"

    Компании, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами

    Посмотрите образец заполнения титульного листа уведомления о контролируемых сделках 2019. Весь пример вы можете скачать вначале статьи.

    Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»

    Суммировать число выполненных работ в рамках одной контролируемой сделки нельзя

    Его заполняют отдельно по каждой сделке или группе однородных сделок. В нем указывают общие сведения о сделке, а также сумму доходов и стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) по контролируемой сделке (группе однородных сделок). При этом показатели доходов и расходов организация определяет по правилам бухгалтерского учета (п. 2 письма ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/11860@ ).

    Количество заполненных разделов 1А должно соответствовать количеству контролируемых сделок. Если в 2014 году компания осуществила несколько таких сделок, раздел 1А нужно заполнить по каждой такой сделке по конкретному товару (работам, услугам).

    Кроме того, раздел 1А можно заполнять по группе сделок, признаваемых однородными (п. 5 ст. 105.7 НК РФ ). Если сделки с идентичным (однородным) товаром объединены в группу, необходимо заполнить один лист раздела 1А с соответствующим кодом в поле 200 «Группа однородных сделок».

    Раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»

    Этот раздел заполняют в дополнение к каждому разделу 1А . В нем раскрывают информацию об отгрузках товаров, выполненных работах, оказанных услугах. Для каждой операции отражают наименование предмета сделки, номер договора, его дату, место совершения сделки (для товара - место его отправки), количество, цену за единицу (без учета НДС, пошлин и сборов), общую сумму сделки и дату ее совершения. Такую дату определяют по дате признания доходов в бухгалтерском учете (письмо ФНС России от 16.05.14 № ОА-4-13/9463 ).

    Количество листов раздела 1Б должно соответствовать количеству операций с каждым товаром (работой, услугой) или числу операций с товаром, включенным в группу. Суммировать количество выполненных работ и оказанных услуг в рамках одной контролируемой сделки в разделе 1Б нельзя.

    Раздел 2 и Раздел 3

    Эти разделы заполняют отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями и независимо от количества разделов 1Б , относящихся к этой сделке или группе однородных сделок. Если компания не совершала контролируемых сделок с указанными в разделах контрагентами, она не включает такие разделы в уведомление.

    ФНС России в письме от 16.05.14 № ОА-4-13/9463 разъяснила, как заполнить строку 2.7 раздела 1Б по сделкам, связанным с оказанием услуг или выполнением работ. Так, если предметом сделки является реализация услуги, то в качестве места совершения сделки компания указывает место потребления результатов данных услуг. Когда предметом совершения сделки являются работы, то местом ее совершения будет местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение.

    Например, место оказания услуг по отдельным договорам будет следующее:

    По договорам страхования - местонахождение потребителя услуг, то есть страхователя;
    - по договорам перестрахования - местонахождение страховщика;
    - по договорам аренды - местонахождение арендуемого имущества;
    - по договорам перевозки и транспортной экспедиции - адрес места выгрузки или пункт назначения.

    Цену товара в поле 2.11 и поле 2.14 компания указывает с учетом предоставленных скидок. Раз в уведомлении в поле 2.11 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлин» раздела 1Б необходимо указывать фактическую цену товара, значит, это значение равно финальной цене - с учетом предоставленных скидок (премий, бонусов). Соответственно и в поле 2.14 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин» стоимость товара компания отражает с учетом предоставленной скидки. Такие выводы сделали Президиум ВАС РФ в постановлении от 07.02.12 № 11637/11 и ФНС России в письме от 26.10.12 № ОА-4-13/18182 .

    Причем важно учитывать два нюанса:

    Если продавец предоставил скидку после окончания отчетного периода, но до подачи уведомления, в уведомлении он показывает уже скорректированные на сумму скидки данные о цене и стоимости товара;
    - если скидка предоставлена после направления уведомления, компании необходимо сформировать и направить уточненное уведомление.

    При заключении договора займа в уведомление попадает только процент. По такой сделке компания отражает в налоговых расходах только начисленные проценты. Поскольку сама сумма займа не образует ни налоговый доход заемщика, ни налоговый расход заимодавца (подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 НК РФ). Значит, сумму займа в уведомлении показывать не нужно (о том, какие еще доходы и расходы не нужно отражать в уведомлении, читайте ниже).

    Важно! Фирма при выборе контрагента обязана проявлять должную осмотрительность и осторожность. Если никаких действий по проверки контрагента на благонадежность компания не предприняла, то доказать в суде свою правоту будет проблематично.Сделать полную проверку любого партнера вы можете в Это бесплатно и занимает всего 1 минуту. Просто найдите фирму по ИНН, названию или ОГРН и составьте досье на контрагента.

    Что будет, если нарушить срок сдачи уведомления

    Уведомление о контролируемых сделках за 2018 год необходимо подать не позднее 20 мая 2019 года. За нарушение срока организации грозит штраф в размере 5 000 руб. Кроме того, на организацию может быть наложен штраф в размере 5 000 руб. за предоставление недостоверных сведений в этом отчете. Формат уведомления в электронном виде можно скачать на официальном сайте ФНС России.

    Если налоговики установят, что организация в результате применения нерыночных цен в контролируемых сделках неуплатила или неполностью уплатила налог, то они взыщут штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

    Важно! По мнению ВС РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация в уведомлении указала неверно:

    • год, за которые предоставляются сведения,
    • предмет сделок,
    • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

    Ошибки в остальных данных позволяют налоговым органам провести первичный анализ уведомления и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

    Какие сделки включать в уведомление - схема и пошаговый алгоритм

    Полный перечень контролируемых сделок дан в статье 105.14 НК РФ. Упрощенная схема ниже поможет квалифицировать сделку.

    *В схеме не учтен ряд специфических операций, к примеру, с полезными ископаемыми.

    Шаг 1. Найдите всех контрагентов, обороты с которыми за 2018 год составили более 60 млн. руб.

    Большинство сделок признаются контролируемыми лишь при превышении определенного порога. Минимальный из них равен 60 млн. руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Считать его нужно без НДС и акцизов, эти суммы не входят в доход компании. Проверьте, есть ли у вас контрагенты, общий объем сделок с которыми превысил этот лимит.

    В расчет нужно брать доходы по всем сделкам, по которым хотя бы одна сторона признала доходы или расходы (письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239). Далее нужно суммировать доходы обеих сторон. Если ваша компания не знает доходов другой стороны, то их нужно вычислить расчетным методом (письмо Минфина России от 11.12.15 № 03-01-18/72842). Далее нужно оценить доходы сторон исходя из рыночного уровня цен. Из контрагентов, по которым общие доходы превышают 60 млн. руб., сформируйте список, который дальше будете анализировать и дополнять.

    Формальной проверки по бухгалтерской базе недостаточно. Налоговики могут признать сделки контролируемыми, если компания провела ее со взаимозависимым лицом, но через посредников (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). То есть сделки вашей компании с дружественным контрагентом А и формально независимым контрагентом Б нужно считать вместе, если Б является простым посредником между вами и А.

    Если информации о связях между контрагентами у главбуха нет, стоит запросить ее у юристов и финансовой службы, а также у директора. Иначе компанию впоследствии могут оштрафовать за неподачу уведомления.

    Шаг 2. Уберите из списка только тех контрагентов, с которыми компания никоим образом не может быть признана взаимозависимой

    Если сделки из вашего списка не связаны с мировой биржей или резидентами офшоров, есть одна причина считать их контролируемыми. Стороны сделки взаимозависимы (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

    Два лица признаются взаимозависимыми, если одно из них может влиять на решения другого (ст. 105.1 НК РФ). К примеру, дочерняя компания и учредитель, который владеет долей более 25% ее уставного капитала. Или директор и компания, в которой он работает. Или супруги. Полный перечень взаимозависимых лиц дан во врезке ниже.

    Какие лица признаются взаимозависимыми в силу НК РФ

    В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ приведен перечень лиц, которые являются взаимозависимыми в силу Налогового кодекса:

    • дочерняя компания и ее учредитель, который прямо или косвенно владеет долей более 25%;
    • две компании, если у них общий учредитель с долями более 25%. Учитывается и прямое, и косвенное владение;
    • две организации или компания и физлицо, если в цепочке владения каждый учредитель прямо владеет долей свыше 50% в каждой последующей компании из цепочки;
    • компания и физлицо, которое вместе со своими близкими родственниками вправе выбирать не менее 50% совета директоров такой компании;
    • две компании, у которых совет директоров не менее чем на 50% назначен по решению одного физлица вместе с его близкими родственниками;
    • две компании, у которых советы директоров наполовину состоят из одних и тех же физлиц с учетом их близких родственников;
    • компания и ее директор;
    • две компании с одним и тем же директором;
    • руководитель и его подчиненный;
    • близкие родственники: супруги, дети-родители, братья-сестры и т. д.

    Но лица могут быть взаимозависимыми не только в силу НК РФ. Суд вправе признать их таковыми на свое усмотрение (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), или сама компания может так их квалифицировать (п. 6 ст. 105.1 НК РФ). В форме уведомления есть даже специальная ячейка в разделе 1А: взаимозависимы по Кодексу, по решению суда или по решению компании.

    Таким образом, из сформированного списка безопасно убрать лишь тех контрагентов, которые явно не подходят под понятие взаимозависимых. В случае сомнений проще оставить их в перечне для дальнейшего анализа.

    Шаг 3. Проверьте условия налогообложения контрагентов, которые остались в списке

    Если сумма сделок с потенциально взаимозависимыми лицами не превышает 1 млрд. руб., то другим основанием может быть применение налоговых послаблений одной из сторон сделки. Помимо заведомо специфических оснований, к таким можно отнести (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

    • освобождение от уплаты налога на прибыль, в том числе из-за применения упрощенки, ЕСХН или вмененки (письмо Минфина России от 01.06.15 № 03-01-18/31603);
    • уплату налога на прибыль по нулевой или пониженной ставке;
    • участие в особой или свободной экономической зоне или региональном проекте, которые предусматривают пониженную ставку налога на прибыль.

    Если ваша компания отвечает этим условиям, то при превышении лимитов придется подать уведомление по большинству сделок с контрагентами, оставшимися в списке. Если ваша компания платит налог на прибыль по общей ставке, то проверять нужно контрагентов. Безопаснее сделать это в письменной форме, чтобы у главбуха остались письменные ответы. Они докажут, что компания не должна была подавать уведомление по сделкам с тем или иным контрагентом.

    Копию запроса и доказательства его отправки контрагенту сохраните. Даже если он вам не ответит, а потом сделка будет признана контролируемой, эти письма будут аргументом в пользу компании.

    Шаг 4. Дополните список контрагентами по безлимитным сделкам

    Некоторые сделки признаются контролируемыми независимо от применения лимитов. Это относится к внешней торговле нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгкамнями (п. 5 ст. 105.14 НК РФ). Если у вас были такие сделки в 2018 году, то независимо от суммы сделки она признается контролируемой.

    Кроме того, Минфин России настаивает, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по ним (письма от 10.12.15 № 03-01-18/72408, от 14.10.15 № 03-01-18/58760 и от 16.09.15 № 03-01-18/53086). Это спорно. Ведь для сделок с резидентами офшоров установлен лимит в 60 млн. руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

    Шаг 5. Подайте уведомление о контролируемых сделках

    Если в списке остались контрагенты, их нужно еще раз тщательно проанализировать на предмет специфических условий в статье 105.14 НК РФ. Они касаются малого количества компаний, но безопаснее подстраховаться (см. схему выше). Если в результате анализа вы получили перечень контролируемых сделок, то подать уведомление нужно до 20 мая 2019 года.