Государственная политика экономического роста. Макроэкономика

6.4 Регулирование экономического роста и его последствия

Экономический рост является важнейшей целью любой социально-экономической системы. Он содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести то, что экономический рост расширяет перспективы развития общества, создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Растущая экономика способна удовлетворять новые потребности общества и решать социально-экономические проблемы. Одновременно экономический рост позволяет осуществлять программы по борьбе с загрязнением окружающей среды и восполнению природных ресурсов без сокращения производства экономических благ.

Однако помимо выгод экономический рост несет серьезные негативные последствия для отдельного человека и общества в целом. К издержкам экономического роста следует отнести: загрязнение окружающей среды, мусор, шумы, исчерпание невосполнимых ресурсов и т.п. Важной проблемой, особенно при интенсивном экономическом росте, является увеличение численности безработных вследствие вытеснения работников новой техникой. Так, например, в начале 1990-х гт. в России, особенно в Москве, было сокращено большое число работниц предпенсионного возраста, имевших профессии машинисток или техников и работавших в машинописных бюро, существовавших в каждой организации. Это произошло в связи с введением почти во всех организациях компьютеризированных рабочих мест. Несколько позднее, с введением графопостроителей (плоттеров), лишились рабочих мест многие конструкторы в многочисленных проектно-конструкторских бюро, так как с той работой, которую раньше за кульманами выполнял целый отдел, теперь справлялся один или два хорошо обученных специалиста. Конечно, производительность труда при этом повышается, а затраты на фонд оплаты труда сокращаются. Однако нарастает социальная напряженность в обществе, снижается уровень жизни населения , что в свою очередь приводит к другим экономическим проблемам, в частности, к необходимости выделения средств на переобучение высвободившихся таким образом граждан и выплату им пособий по безработице. Кроме того, профессиональные навыки быстро устаревают.

Сам по себе экономический рост не решает социально-экономических проблем, если, как в России, чрезвычайно высока дифференциация в социально-экономическом положении различных слоев населения. Поэтому необходимо государственное регулирование как темпов экономического роста, так и его последствий.

Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста. В качестве примера государственного регулирования экономического роста будем рассматривать экономическую политику США в разные периоды XX в.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. При этом низкие темпы роста объясняются недостаточным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВВП. Поэтому они предлагают в качестве стимулирования капиталовложений использовать низкие ставки процента (политика «дешевых денег»). При необходимости можно воспользоваться также и фискальными методами. Последние ограничат правительственные расходы и потребление, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. Так, сложившаяся в США после Великой депрессии 1929-1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом в основном денежно-кредитными инструментами. Стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение - путем их повышения.

Сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение факторам, повышающим производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов. Последние являются средством, стимулирующим сбережения и капиталовложения. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыль корпораций, предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. В 1980-х гг. в США была провозглашена экономическая политика, опиравшаяся на методы сторонников описанного направления, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, а также в перспективные технологии.

Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

1) государственные расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулирование НТП и развитие научных исследований;

2) увеличение расходов на человеческие ресурсы, т.е. на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в общегосударственном масштабе, так как оно способствует повышению качества рабочей силы и росту производительности труда;

Главными целями этой экономической политики, называемой «рей-ганомика», по имени тогдашнего президента США Р. Рейгана, стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: сокращение безработицы, бедности, повышение уровня занятости и доходов.

В 1990-х гг. в США были значительно увеличены государственные расходы на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени обусловлено возрастающей ролью «человеческого капитала» и доминирующей в стране концепцией управления человеческими ресурсами. В их основе лежит предпринимательская деятельность человека, связанная с инновациями, творческой активностью и инициативностью, служащая важнейшим фактором экономического роста и накопления национального богатства. Сегодня такая политика характерна не только для развитых, но и развивающихся стран.

Еще одно направление государственной политики регулирования экономического роста заключается в поддержании конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и других преимуществ или льгот, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета . Особенно это относится к сфере транспорта и коммуникаций. Такое направление государственного регулирования экономического роста уже во многом осуществляется и в современной России.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Государственное регулирование экономического роста.

Как уже отмечалось, обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости и стабильности цен выступает важнейшими задачами правительства. Хозяйственная практика свидетельствует о том, что не­посредственно рыночный механизм не в состоянии обеспечить устойчивую динамику экономического роста, не говоря уже о переходе к его новому качеству. Поэтому решение задачи обеспечения положительной динамики хозяйственного развития всегда будет сферой высокой активности государства. Исходя из того, что в целом экономический рост желателен, естественно возникает вопрос, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс? Различные теории экономического роста дают неодинаковые рекомендации по этому поводу.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Под воздействием этих факторов кривая совокупного предложения сдвигается вправо. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и- капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл, этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

К числу важнейших направлений деятельности государства по стимулированию экономического роста можно отнести следующие.

Во-первых, для ускоренного хозяйственного развития любому государству необходимо наращивать потенциал факторов возможности экономического роста или факторов со стороны совокупного предложения. С помощью комплекса со­циальных, экономических и других мер государство способствует росту предложения труда. Целенаправленная деятельность соответствующих государственных структур по количественно-качественному совершенствованию рабочей силы способствует росту производительности труда. Причем инвестиции в конкретного работника порождают положительные внешние эффекты: растет производительность труда не только данного индивидуума, но и других людей. На рост производительности труда влияют также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Финансируется же фундаментальная наука государством.

Во-вторых, государство обеспечивает устойчивую динамику экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Экономика, как известно, не застрахована от периодических спадов и подъемов производства. Государство помогает рыночной системе как преодолевать спад хозяйственной активности, так и сдерживать его чрезмерный рост, причем главными способами антициклического регулирования в данном случае являются денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика.

Осуществляя денежную политику, государство быстро и эффективно воздействует на совокупный спрос путем сжатия либо расширения денежной массы в обращении. В случае недостаточной эффективности денежно-кредитных регуляторов государство увеличивает свои бюджетные расходы, выходя порой за пределы доходной части бюджета. Создаваемый таким образом добавочный спрос также стимулирует производство и продажи, то есть обеспечивает экономический рост.

Решая задачи хозяйственной стабилизации, государство проводит гибкую налоговую политику. При спаде производства оно уменьшает налоги, стимулируя тем самым население к увеличению объема покупок, а фирмы - к росту производства и продаж. В условиях бурного экономического роста, напротив, налоговые ставки возрастают, сдерживая увеличение объемов производства. Здесь реализует себя известная недискреционная налогово-бюджетная политика, или "встроенный стабилизатор", в форме прогрессивного налогообложения.

В-третьих, положительный тренд хозяйственного развития достигается также проведением государством прогрессивной структурной экономической политики. С помощью широкого спектра денежно-кредитных и налогово-бюджетных регуляторов государство стимулирует бизнес расширять производство качественно новых товаров и услуг, осваивать перспективные сферы экономики, внедрять безотходные технологии и т.д. В этих и других целях используется конкурсное распределение государственных заказов, финансирование кон­версионных программ; причем государство может само выступать как инвестор, создавая предприятия госсектора в определенных отраслях национального хозяйства, формируя тем самым требуемую структуру экономики и обеспечивая новое качество экономического роста. Кроме того, если фирмы инвестируют свои ресурсы туда, куда их зовет государство, то для них создаются льготный налоговый и кредитный режимы.

В-четвертых, чтобы не сужалась финансовая основа экономического роста, государству необходимо постоянно обеспечивать баланс инвестиционного спроса и предложения сбережений. Последние могут сократиться вследствие целого ряданеобдуманных решений государства, в первую очередь в сфере налоговой политики: рост налоговых ставок приводит в основном к сокращению той части дохода, которая предназначалась для финансирования инвестиций. Уровень сбережений снижается и вследствие инфляционных ожиданий. Инфляция, с одной стороны, способствует росту потребительских расходов при одновременном уменьшении сберегаемой части дохода; с другой - приводит к росту процентных ставок, что делает кредит недоступным для предпринимателей. Но даже при наличии требуемого объема сбережений последним не всегда уда­ется "прорваться" в инвестиционный сектор экономики. Этому нередко мешает само государство, размещая свои долговые обязательства на денежном рынке и вытесняя тем самым оттуда частных инвесторов. Таким образом, для обеспечения экономического роста следует создать благоприятные макроэкономические условия, совершенствовать налоговую систему, научиться эффективно управлять государственным долгом, осуществлять научно обоснованную структурную и социальную политику.



Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизво­дительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных, отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда,

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического, роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей. В рамках той модели роста, которая выбрана для России, обеспечить полную занятость, регулировать капиталоемкость и склонность к сбережениям будет весьма непросто.

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятие, показатели, факторы и типы экономического роста

2. Экономический рост: за и против

4. Опишите основные модели экономического роста

5. Государственное регулирование экономического роста – цели, методы.

Литература:

1.Камаев В.Д., Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.,1999. – 635 с.

2. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. – М.: Инфра – М, 1997

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра – М, 2003

4. Экономическая теория./ под. ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И., Журавлевой Г.П., Тарасевича Л.С. – М.: Инфра – М, 2002

5. Экономическая теория / под. ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос,1998

6.Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 1997. – 783 с.

Лекция № 10. Финансы и государственный бюджет. Теория налогообложения

1.Финансы современного общества и их роль в процессе воспроизводства

2. Государственный бюджет: пути его формирования и использования

3. Налоги и их виды. Налоговая и фискальная политика.

Кривая Лаффера

4. Проблемы совершенствования налоговой системы в условиях современной экономики России

Курсовая работа

"Государственное регулирование экономического роста"



Введение

3.1 Границы вмешательства государства в экономику

3.2 Госрегулирование экономического роста

Заключение

Приложение


Введение


В нынешних условиях экономики рынка государственное регулирование макроэкономических процессов имеет очень большое значение. Писатели многих статей о рыночных отношениях регулируемых государством стремятся определить их количественную взаимосвязь и на этом основании противопоставить рынок и государство.

В большинстве всех публикаций роль рынка и государства определяется по удельному весу или любым другим признакам. Тем не менее, это соответствие определенно тоньше и многообразнее, что весьма нередко, при значительно меньшем удельном весе государственного сектора в Валовом Внутреннем Продукте, и его роль, несомненно, значительна. Наряду с этим многие статьи и дискуссии, которые касаются переходного периода, создаются на противопоставлении роли государства и рынка, но речь должна идти более обдуманно об их подходящем соотношении.

В последнее время проблемы экономического роста обсуждаются бурно, и являются довольно дискуссионными. Установленная официальная статистика указывает на высокие темпы экономического роста. Но, к сожалению, понижение доходов жителей и рост цен наводит на мысль о том, что наличия экономического роста нет.

Понятие экономического роста - это есть повышение Валового Внутреннего Продукта на душу населения. При увеличении темпов экономического роста уровень доходов жителей и бюджета увеличивается, снижается безработица.

Поэтому способствование увеличению темпов экономического роста относится к большинству тех основных задач экономической политики государства, что подразумевают разные теории экономического роста, которые применяются многими экономистами на практической деятельности в той или иной мере.

В данной курсовой работе я хотела бы разобраться в критериях экономического роста, рассмотреть теории, связанные с этим понятием, и то, как государство способствует их развитию в своей решающей деятельности.


Глава 1. Общая характеристика экономического роста


1.1 Понятия экономического роста


Категория экономического роста - это один из самых важных референций общественного производства разных экономических систем. Экономический рост - это качественное и количественное осуществление общедоступного продукта за конкретный период времени.

Под экономическим ростом понимаются изменения реального объема национального производства на основе положительной динамики валового национального продукта. Если все факторы производства используются рационально (экономика находится на границе своих производственных возможностей), то реальный объем производства достигает своего максимального значения. Это так называемый потенциальный экономический рост, который трактуется как движение от одного долгосрочного состояния равновесия к другому. При таком подходе в центре внимания находятся темпы экономического роста и факторы предложения.

Когда производственные ресурсы используются недостаточно эффективно или не полностью, то фактический реальный объем производства будет меньше потенциального. При анализе фактического экономического роста предметом изучения служат не только факторы, определяющие экономическую динамику производственных возможностей, но и изменения отраслевых пропорций, трансформация структуры экономики в процессе роста, государственная политика по стимулированию или сдерживанию темпов роста, причины отставания фактического объема производства от потенциального и т. д.

В самом обобщенном виде экономический рост - это качественное и количественное преобразование итогов производства и его факторов (их продуктивности). Свое обозначение экономический рост обретает в повышении реального и потенциального валового национального продукта (ВНП), в повышении экономической мощи региона, нации, страны. Это возрастание можно определить двумя взаимосвязанными признаками: ростом ВНП на душу населения и ростом за конкретный временной период реального ВНП. Если присмотреться к данным статистическим показателям, четко отражающие экономический рост, то годовой темп роста ВНП измеряется в процентах. Темп прироста реального ВВП - это отношение разницы между реальным ВВП в рассматриваемый период и в предыдущие периоды к реальному ВВП в предыдущем периоде:

где Yt - объем реального ВВП в рассматриваемом периоде; Yt-1 - объем реального ВВП в предыдущий период.

Показатель экономического роста далеко не всегда бывает величиной положительной. Если в рассматриваемый период совокупный продукт воспроизводится в тех же объемах, что и в предыдущем, то мы говорим о нулевом экономическом росте. Если национальный продукт воспроизводится не полностью, а лишь частично, то мы говорим об отрицательном экономическом росте.

Существует два основных типа экономического роста. Экономический рост может быть экстенсивным или интенсивным. Существует также смешанный тип, сочетающий вышеперечисленные типы.

При экстенсивном типе экономического роста расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет увеличения количества экономических факторов и ресурсов: численности работников, средств труда, земли, сырья и т. д. При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и реальных совокупных издержек на его создание.

При интенсивном типе экономического роста расширение производства обеспечивается за счет качественного изменения оптимального использования факторов и ресурсов экономики. Это может быть применение прогрессивных технологий, использование рабочей силы с более высокой квалификацией и производительностью труда и т. д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения совокупных издержек на его производство.

Во всех странах экономическому росту уделяется большое внимание. Во-первых, он ведет к росту объема реального материального продукта и услуг, а, следовательно, и к повышению реального уровня жизни; во-вторых, экономический рост позволяет более эффективно решать проблемы образования, экологии, бедности; в-третьих, реальный экономический рост означает, что общество снижает издержки производства и повышает производительность труда.

Каждая страна в современный период решает следующие проблемы экономического роста:

·определение тенденции и источников (факторов) роста;

·обеспечение устойчивости экономического роста в долгосрочной перспективе;

·определение последствий, которые может иметь страна, выбирая ту или иную модель технологического развития;

·определение наиболее эффективных темпов роста для установления новой структуры народного хозяйства.

В настоящее время проблемы экономического роста занимают главное место в экономических обсуждениях и дискуссиях, которые ведут представители различных наций, других народов и их правительств. Увеличивающийся объем нынешнего производства в какой-то степени предоставляет нам решение этой проблемы, с которой почти каждая хозяйственная система сталкивалась. Это может быть ограниченность ресурсов при безмерности человеческих потребностей.

Важно отметить, что для реализации потенциала экономического роста необходимо, чтобы доходы работников росли темпами, равными темпам роста производительности их труда. Мировой опыт свидетельствует, что устойчиво развиваться может экономика лишь тех государств, где растет производительность труда, повышается доля готовой продукции в структуре экспорта и т. п.

Так же, экономический рост можно представить как долговременную сторону динамики потенциального объема выпуска или совокупного спроса. Исследование его признаков и последовательных закономерностей есть один из ключевых предметов внимания макроэкономической теории.


1.2 Факторы экономического роста


Экономический рост зависит от ряда факторов. Факторы экономического роста - это те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту, косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность.

Пять основных факторов, относящихся непосредственно к прямым факторам и определяющих динамику совокупного производства и предложения:

1.увеличение численности трудовых ресурсов и повышение их качества;

2.увеличение объема и улучшение качественного состава основного капитала;

.усовершенствование организации и технологии производства;

.увеличение количества и повышение качества вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов;

.рост предпринимательской активности и предпринимательских способностей в обществе.

К косвенным классификациям групп факторов относятся следующее:

.Факторы предложения,

.Факторы, зависящие от распределения.

.Факторы, зависящие от потребления (спроса).

Факторами производства являются факторы предложения товаров и услуг, факторами потребления - факторы платежеспособного спроса. Платежеспособный спрос зависит от общего уровня доходов и величины налогов и других обязательных платежей, т. е. от располагаемого дохода.

К факторам распределения относятся: фактически сложившаяся структура распределения производственных ресурсов по отраслям, предприятиям и регионам страны, а также действующий в обществе порядок распределения доходов между субъектами хозяйственной деятельности.

Факторы спроса делают возможным реализацию растущего объема производства, в числе которых можно выделить такие, как рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение экспорта вследствие освоения новых рынков сбыта или повышения конкурентоспособности продукции страны на мировом рынке.

Эти факторы влияют и на способность экономической системы к росту, и на ее эффективность.

Чтобы представить общее действие факторов экономического роста, можно использовать кривую производственных возможностей

Эта кривая показывает максимальный объем производства двух и более продуктов. Общество определяет предпочитаемую комбинацию продуктов. Ограниченность природных и трудовых ресурсов делает невозможной любую комбинацию в точке, находящейся вне кривой. Точки наиболее оптимального сочетания производства находятся на самой кривой. Любая точка внутри кривой свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Эта кривая достаточно наглядно показывает наибольшее число вариантов производимой продукции, которая может быть выпущена при данном качестве и количестве природных и трудовых ресурсов, состоянии основного капитала и при данном уровне развития технологии. Как видно на рисунке, усиление положительного влияния любого из факторов роста смещает кривую производственных возможностей вправо. Общество никогда не использует на все 100 % свои возможности, так как всегда приходится решать не только вопрос максимального использования факторов роста, но и порождаемые ими социальные и экономические противоречия.

Чтобы представить в целом влияние факторов экономического роста на его динамику, используем понятие производственной функции. Речь идет о макроэкономической функции, представляющей собой функцию равновесного состояния выпуска продукции и определяющих его факторов производства (капитала, земли, труда, технического прогресса).

Математическое изображение производственной макроэкономической функции достаточно просто:

и где Х и Y - объемы продукции; F, f - характер функции; a1, a2 ...., ап - факторы производства и роста; L - труд; N - земля; К - капитал.

Главным показателем экономической динамики на национальном уровне служит темп роста ВВП, а на региональном - темп роста валового регионального продукта (ВРП). Это вытекает из общепризнанной методологии макроэкономических измерений - системы национальных счетов (СНС) и системы региональных счетов (СРС). Для России характерно такое понятие, как диффузия экономического роста.

В неоднородном экономическом пространстве, каким является территория Российской Федерации, переход от одной стадии экономической динамики к другой одновременно и повсеместно - довольно сложный процесс.

Производительность труда растет в наши дни практически во всех странах, и считается, что существует общий экономический закон роста производительности труда.


Глава 2. Теории экономического роста


2.1 Кейнсианские модели экономического роста


Рассмотрим основные современные модели экономического роста. Как и любые модели, модели роста представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления, как экономический рост.

Большинство моделей роста исходит из того, что увеличение реального объема, с выпуска происходит прежде всего под влиянием роста основных факторов производства - труда (L) и капитала (К). Фактор "труд" обычно слабо поддаётся воздействию извне, тогда как величина капитала может быть скорректирована определенной инвестиционной политикой. Как известно, запас капитала в экономике со временем сокращается на величину выбытия (амортизации) и увеличивается за счет роста чистых инвестиций. Вполне очевидно, что экономический рост ценен не сам по себе, а в качестве основы повышения благосостояния населения, поэтому качественная оценка роста часто дается через оценку динамики потребления.

Наиболее простой кейнсианской моделью роста является модель Е. Домара, предложенная в конце 40-х годов. Технология производства представлена в ней производственной функцией Леонтьева с постоянной предельной производительностью капитала (при условии, что труд не является дефицитным ресурсом). Модель Домара исходит из того, что на рынке труда существует избыточное предложение, что обусловливает постоянство уровня цен. Выбытие капитала отсутствует, отношение К/У и норма сбережений - постоянны.

Фактором увеличения спроса и предложения в экономике служит прирост инвестиций. Если в данном периоде инвестиции выросли на, то, и соответствии с эффектом мультипликатора, совокупный спрос возрастет на ДI,то в соответствии с эффектом мультипликатора, совокупный спрос возрастет на

экономический рост кейнсианский неоклассический

ДYAD=ДIm=ДI(l/l-b)=ДI(l/S),


гдемультипликатор расходов,предельная склонность к потреблению,-предельная склонность к сбережению.

Модель Е. Домара не претендовала на роль теории роста. Это была попытка расширить условия краткосрочного кейнсианского равновесия на более длительный период и выяснить, какими будут эти условия для развивающейся системы.

Р.Ф. Харрод построил специальную модель экономического роста (1939г.), включив в неё экзогенную функцию инвестиций на основе принципа акселератора и ожиданий предпринимателей (предпосылки модели Харрода остаются теми же, что и в модели Домара).

Согласно принципу акселератора, любой рост (сокращение) дохода вызывает рост (сокращение) капиталовложений, пропорциональный изменению дохода:


It=v(Yt-Yt-1), где v - акселератор


Предприниматели планируют объем собственного производства, исходя из ситуации, сложившейся в экономике в предшествующий период: если их прошлые прогнозы относительно спроса оказались верными и спрос полностью уравновесил предложение, то в данном периоде предприниматели оставят темпы роста объема выпуска неизменными; если спрос в экономике был выше предложения, они увеличат темпы расширения производства; если предложение превышало спрос в предшествующем периоде, они снизят темпы роста. Формализовать это можно следующим образом:


(Yt-Yt-1)/ Yt-1=а(Yt-1-Yt-2)/ Yt-2


где а=1, если спрос в предшествующем периоде (t-1) был равен предложению; а>1, если спрос превысил предложение и а<1, если спрос был ниже предложения. Отсюда получим объём предложения в экономике:

Yt-1 {а (Yt-1-Yt-2)/ Yt-2+1}.


Для определения совокупного спроса используется модель акселератора (а также условие равенства I=S):

It/s=v(Yt-Yt-1)/s.


Равновесный экономический рост предлагает равенство совокупного спроса и предложения:

(Yt-Yt-1)/s=Yt-1{а(Yt-1-Yt-2)/Yt-2+1}.


После небольшого преобразования получим:


v/s{(Yt-Yt-1)/(Yt-1)}=а{(Yt-1-Yt-2)/Yt-2}+1.


Предположим, что в предшествующем периоде спрос был равен предложению, т.е. а=1. Тогда, в соответствии с принятыми условиями поведения, предприниматели и в текущем периоде сохранят темпы роста производства такими же, как и в предшествующем периоде, т.е.


(Yt-Yt-1)/Yt-1=(Yt-1-Yt-2)/Yt-2=ДYt/Yt-1.


Тогда предыдущее выражение можно представить следующим образом:

/s (ДYt/ Yt-1)= (ДYt/ Yt-1) +1,


отсюда равновесный темп прироста объёма выпуска составит: ДY/ Yt-1=s/(v-s). Харрод назвал выражение s/(v-s) "гарантированным" темпом роста: поддерживая его, предприниматели будут полностью удовлетворены своими решениями, поскольку спрос будет равен предложению и их ожидания будут сбываться. Такой темп роста обеспечивает полное использование производственных мощностей (капитала), но полная занятость при этом не всегда достигается.

Помимо гарантированного темпа роста Харрод вводит понятие "естественного" темпа роста. Это максимальный темп, допускаемый ростом активного населения и техническим прогрессом. При таком темпе достигается полная занятость факторов труда и капитала.

Если гарантированный темп роста, удовлетворяющий предпринимателей, выше естественного, то вследствие недостатка трудовых ресурсов фактический темп окажется ниже гарантированного: производители будут разочаровываться в своих ожиданиях, снизят объём выпуска и инвестиции, в результате чего система будет находиться в состоянии депрессии.

Если гарантированный темп роста меньше естественного, то фактический темп может превысить гарантированный, поскольку существующий избыток трудовых ресурсов даёт возможность увеличить инвестиции. Экономическая система будет переживать бум. Фактический темп роста может быть также равен гарантированному, и тогда экономика будет развиваться в условиях динамического равновесия, вполне удовлетворяющих предпринимателей, но при наличии вынужденной безработицы.

Идеальное развитие экономической системы достигается при равенстве гарантированного, естественного и фактического темпов роста в условиях полной занятости ресурсов.

Но поскольку всякое отклонение инвестиций от условий гарантированного темпа роста, как известно, выводит систему из равновесия и сопровождается все более увеличивающимся расхождением между спросом и предложением, динамическое равновесие в модели Харрода также оказывается неустойчивым.


2.2 Неоклассическая модель роста Р. Солоу


В изначальном виде модель взаимодействия факторов роста была наиболее четко впервые представлена у американского ученого, лауреата нобелевской премии 1987 года Роберта Мертона Солоу (1956) в работе "A Contribution to the Theory of Economic Growth" и Т. Свана (1956)"

Неоклассические модели роста преодолевали ряд ограничений кейнсианских моделей и позволяли более точно описать особенности макроэкономических процессов. Р.Солоу показал, что нестабильность динамического равновесия в кейнсианских моделях была следствием не взаимозаменяемости факторов производства. Вместо функции Леонтьева он использовал в своей модели производственную функцию Кобба--Дугласа, в которой труд и капитал являются субститутами. Другими предпосылками анализа в модели Солоу являются: убывающая предельная производительность капитала, постоянная отдача от масштаба, постоянная норма выбытия, отсутствие инвестиционных лагов.

Ключевым элементом экономического роста в модели Р. Солоу является накопление капитала. Норма выбытия основного капитала - экономическая норма амортизации ? постоянна и пропорциональна капиталу.

Совокупный спрос в модели Солоу определяется инвестициями и потреблением: у=i+с, где i и с - инвестиции и потребление в расчете на одного занятого. Доход делится между потреблением и сбережениями в соответствии с нормой сбережения, так что потребление можно представить как с=(1-s)y, где s -норма сбережения (накопления), тогда у=с+i=(1-s)y+i, откуда i=sy. В условиях равновесия инвестиции равны сбережениям и пропорциональны доходу.

Условия равенства спроса и предложения могут быть представлены как ѓ(k)= с+i или ѓ(k)= i/s. Производственная функция определяет предложение на рынке товаров, а накопление капитала - спрос на произведенный продукт.

Динамика объёма выпуска зависит от объёма капитала (в нашем случае- капитала в расчете на одного занятого, или капитал вооруженности). Объём капитала меняется под воздействием инвестиций и выбытия: инвестиции увеличивают запас капитала, выбытие - уменьшает.

Инвестиции зависят от фонд вооруженности и нормы накопления, что следует из условия равенства спроса и предложения в экономике: i=sѓ(k). Норма накопления определяет деление продукта на инвестиции и потребление при любом значении k (рис. 2.1): у=ѓ(k), i=sѓ(k), с=(1-s)ѓ(k).

Амортизация учитывается следующим образом: если приять, что ежегодно вследствие износа капитала выбывает его фиксированная часть d (норма выбытия), то величина выбытия будет пропорциональна объёму капитала и равна dk. На графике эта связь отражается прямой, выходящей из точки начала координат, с угловым коэффициентом d (рис. 2.2).

Влияние инвестиций и выбытия на динамику запасов капитала можно представить уравнением: Дk=i-dk, или, используя равенство инвестиций и сбережений, Дk=sѓ(k)-dk. Запас капитала (k) будет увеличиваться (Дk>0) до уровня, при котором инвестиции будут равны величине выбытия, т.е. sѓ(k)=dk. После этого запас капитала на одного занятого (фонд вооруженность) не будет меняться во времени, поскольку две действующие на него силы уравновесят друг друга (Дk=0). Уровень запаса капитала, при котором инвестиции равны выбытию, называется равновесным (устойчивым) уровнем фонд вооруженности труда и обозначается k*. При достижении k* экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия.

Равновесие является устойчивым, поскольку независимо от исходного значения k экономика будет стремиться к равновесному состоянию, т.е. к k*. Если начальное k1 ниже k*, то валовые инвестиции (sѓ(k)) будут больше выбытия (dk) и запас капитала будет возрастать на величину чистых инвестиций. Если k2>k*, это означает, что инвестиции меньше, чем износ, а значит запас капитала будет сокращаться, приближаясь к уровню k*.

Норма накопления (сбережения) непосредственно влияет на устойчивый уровень фонд вооруженности. Рост нормы сбережения с s1 до s2 сдвигает кривую инвестиций вверх из положения s1ѓ(k) до s2(k).

В исходном состоянии экономика имеет устойчивый запас катала k1*, при котором инвестиции равнялись выбытию. После повышения нормы сбережения инвестиции выросли на(i?1-i1),а запас капитала (k1*) и выбытие (dk1) остались прежними. В этих условиях инвестиции начинают превышать выбытие, что вызывает рост запаса капитала до уровня нового равновесия k2*, которое характеризуется более высокими знаниями фонд вооруженности и производительности труда (выпуск на одного занятого, у).

Таким образом, чем выше норма сбережения (накопления), тем более высокий уровень выпуска и запаса капитала может быть достигнут в состоянии устойчивого равновесия. Однако повышение нормы накопления ведёт к ускорению экономического роста в краткосрочном периоде, до тех пор, пока экономика не достигнет точки нового устойчивого равновесия.

Очевидно, что ни сам процесс накопления, ни увеличение нормы сбережения не могут объяснить механизм непрерывного экономического роста. Они показывают лишь переход от одного состояния равновесия к другому.

Для дальнейшего развития модели Солоу поочередно снимаются две предпосылки: неизменность численности населения и его занятой части (их динамика предполагается одинаковой) и отсутствие технического прогресса.

Предположим, население растёт с постоянным темпом n. Это новый фактор, влияющий вместе с инвестициями и выбытием на фондовооруженность. Теперь уравнение, показывающее изменение запаса капитала на одного работника, будет выглядеть как: ?k=i-dk-nk или?k=i-(d+n)k.

Темп роста населения задан экзогенно, как n, и постоянен. Однако определение темпа роста капитала отсутствует. Инвестиции согласно определению представляют собой брутто-изменение основного капитала во времени, это означает K(t) = I(t) - ?K(t). Преобразуя, получаем фундаментальное уравнение движения:

F ´(k)··k.


Отсюда в дальнейшем выводится долгосрочное равновесие. Оно существует для каждого k(t) > 0, когда исполняется следующее условие:


sf (k) = (n + ?)k,


где (n + ?)k является таким значением единицы труда, которая требуется, чтобы оставить постоянной соотношение вводимых факторов (необходимые инвестиции), тогда как sf (k) - сбережения на душу населения, соответствующие фактическим инвестициям. Равновесная траектория роста возникает при такой оптимальной капиталоемкости k*, при которой пересекаются траектории функций фактических и необходимых инвестиций.

Для того чтобы экономика находилась в устойчивом состоянии, капитал должен возрастать тем же темпом, что и население. В этом случае капиталовооруженность k и производительность труда n (а по допущению 5 население растет с темпом, равным росту производительности труда) останутся неизменными. Рост населения - одна из причин непрерывного экономического роста в условиях устойчивого состояния экономики. Однако если рост населения не сопровождается увеличением инвестиций, то это ведет к уменьшению запаса капитала на одного работника (рис. 2.5).

Отсюда следует вывод: страны с более высокими темпами роста населения имеют меньшую капиталовооруженность и, следовательно, более низкие доходы.

Отметим, что равновесие в модели Солоу характеризуется стабильностью. Возникает вопрос, способна ли экономика в любой выбранной точке отсчета k0, т. е. при любой относительной начальной оснащенности ресурсами, фактически достигнуть состояния равновесия. Это начальное значение капиталовооруженности может лежать как выше, так и ниже значения равновесия k*. Ситуация характеризуется ненулевым доходом на душу населения.

Рассмотрим следующие ситуации.

K0 = k *. Фактические инвестиции на душу населения соответствуют инвестициям, которые требуются, чтобы при растущем населении основной капитал на душу населения оставался постоянным, s(y) = (n+?) k. Темпы роста обоих производственных факторов совпадают. Экономика находится непосредственно на своей равновесной траектории. Модельно-эндогенные импульсы, являющиеся причиной, по которой экономика покинет состояние

равновесия в данной ситуации, отсутствуют.

K0< k*. Ставка оплаты труда ниже, чем w*, и ставка дохода от капитала выше, чем равновесная ставка r*. Фактические инвестиции на душу населения sy превышают необходимые (n + ?)*k, что как раз обозначает то, что основной капитал растет с большим темпом, чем производительность труда, K > L. Производственный фактор капитала относительно достаточен, фактор труда относительно ограничен. Избыточное предложение капитала ведет к падению цены фактора капитала r, в то время как избыточный спрос на труд вызывает повышение ставки оплаты труда; w возрастает по отношению к w*, ставка дохода от капитала снижается относительно r*. Капиталоемкость возрастает до тех пор, пока темп роста капитала k* снижается до уровня темпа роста населения.

K(0) > k*. Ставка оплаты труда выше, чем w*, норма прибыли (отдачи от капитала) ниже, чем r*. Фактические инвестиции на душу населения ниже, чем необходимые. Производительность труда растет с большим темпом, чем основной капитал, L > K. В этом случае капитал относительно ограничен, так что цена фактора r относительно r* возрастает, ставка оплаты труда w относительно w* снижается.

Капиталовооруженность сокращается до тех пор, пока темпы роста капитала k* автоматически не сравняются с темпом роста населения.

На основании полученных результатов можно сделать следующий вывод: цены факторов реагируют на относительную ограниченность факторов и приспосабливаются в каждый момент времени к изменяющимся рыночным условиям. Изменение капиталоемкости отражается в связи с непрерывно варьируемым введением в производство фактора капитала. При экзогенном заданном темпе роста производительности труда n происходит приспособление в накоплении капитала. Это является следствием чрезмерного изначального основного капитала, при его недостаточности возникает противоположная ситуация.

Следующим этапом в развитии модели Солоу является ввод в нее фактора технического прогресса. У Солоу это величина экзогенно задана и для ее измерения вводится такой инструмент, как Солоу-резидиум (в ряде источников он обозначается как "остаток Солоу"). Он охватывает ту часть темпа роста национального дохода, которая не может быть объяснена ростом производственных факторов труда и капитала. При определении Солоу-резидиума сначала упрощающее исходят из того, что производственные возможности экономики представлены функцией Кобба-Дугласа. Исходя из этого принимается, что технический прогресс Харрод- нейтрален и возникает вследствие роста эффективности труда А с постоянным темпом g:



где LА - численность эффективных единиц труда. Общее количество эффективных единиц труда LА растет с темпом n + g. С учетом этого уравнение изменения K во времени примет теперь вид:


?k = i - k (? + n + g)= s f(k) - k (? + n + g) или s f(k) = k (? + n + g).


Если определить k1 как количество капитала в расчете на единицу труда с постоянной эффективностью, т. е. k1 = K/LA, а y1 = Y/LA, то рост эффективных единиц труда аналогичен росту числа занятых.

В Steady State k1* при наличии технического прогресса общий объем капитала K и выпуск Y будут расти с темпом n + g, а величины капитала и выпуска, приходящиеся на единицу труда, будут расти с темпом g. Такое устойчивое состояние есть долгосрочное равновесие экономики (рис. 8.2.6). Следовательно, технический прогресс - единственное условие экономического роста, поскольку именно он обеспечивает рост ВВП на душу населения.

Данная информация связана, на мой взгляд, с необходимостью обеспечения достаточной простоты и наглядности модели, а также вполне соответствует неоклассической традиции, нивелирующей роль государства в процессе производства.


2.3 Теория нулевого экономического роста


Одной из проблем, выдвинутых в начале 70-хх гг., стала проблема негативных последствий быстрого роста, связанного с вовлечением и переработкой все большего количества сырьевых ресурсов. Сырье и топливо становятся дефицитными, в то время как потребности населения в них непрерывно растут. Исходя из этого противоречия, группа исследователей под руководством Денниса и Донеллы Медоуз сделала парадоксальный вывод об опасности "глобальной катастрофы". Ресурсы истощаются, и фаза роста должна закончиться в ближайшие 100 лет. При существующих тенденциях роста человечество подойдет к определенному "пределу", за которым ему грозит катастрофа - разрушение городов, истощение ресурсов, природные катаклизмы.

В докладе Денниса Медоуза говорится об опасностях технического прогресса и экономического роста. Обращается внимание на усиливающееся загрязнение окружающей среды, негативные последствия промышленного шума, увеличивающийся год от года выброс вредных веществ, ухудшение среды проживания в городах, гибель и исчезновение животных, сокращение запасов рыбы, высыхание рек и озер, сокращение источников чистой воды. Не решена проблема утилизации промышленных и бытовых отходов. По мере увеличения производства товаров и услуг происходит ухудшение качества жизни.

Недостаток доклада Д. Медоуза - отсутствие в нем позитивных предложений и рекомендаций. Между тем необходимо наметить пути, средства преодоления существующих противоречий, устранения опасностей. Специалисты сходятся на том, что нужны разные подходы к решению проблемы экономического роста в различных странах и регионах. Следует ввести ограничения (например, в виде законов, налогов) на использование природных ресурсов, загрязнение среды. Назрело время шире использовать возможности современной технологии (регенерацию ресурсов, разработку глубоких залежей ископаемых, их более полное извлечение и использование, снижение потерь и т.д.).

Со сторонниками концепции "нулевого роста" полемизируют другие специалисты и исследователи. Они приходят к выводу, что надо изменить тенденции роста. Сам экономический рост следует рассматривать как условие или предпосылку смягчения противоречия между растущими потребностями и ограниченными ресурсами. Очевидно, что самые острые и неотложные проблемы социального развития невозможно решить без расширения производства товаров и услуг.

Назрела необходимость переосмыслить прежние представления о существе и содержании "привычных" категорий, таких как, например, общественные затраты, ценность, товар. Стоимость товара теперь некорректно определять величиной трудовых затрат на отдельно предприятии. Известных теоретик и историк экономической мысли Ю. Ольсевич отмечает, что "произошло коренное изменение самих затрат. Ключевую роль заняли не "пропорциональные", а общие "накладные" затраты общества - на инфрасистемы, науку, образование, здравоохранение и т.д. То, что ранее рассматривалось как вычет их стоимости, создаваемой совокупным рабочим фабрики, ныне превратилось в важнейший элемент общественных затрат, образующих стоимость товара. В эти затраты входит не только живой общественный труд совокупного рабочего инфра индустрии, но и расход природных ресурсов как фактора, определяющего состояние здоровья и энергии трудящихся и будущий потенциал производительности труда".

Германский экономист и политик Эдуард Пестель в книге "За пределами роста" и выводах из нее, включенных в доклад "Римскому клубу", писал, что нужно изменить подходы к проблеме экономического роста. Иными словами, следует четко определить цели и задачи "ограниченного роста" и разработать средства их достижения. Ведущую роль в решении проблемы должны сыграть развитые страны. Вполне очевидно, что будущее общество не может не быть индустриальным, потому что потребности в продуктах производства все время растут в количественном и в качественном отношении. А технический прогресс позволяет получать больше с меньшими затратами - все меньше людей будет занять в производстве, уменьшатся затраты энергии и традиционных минеральных ресурсов. "Современная технология все тверже опирается на науку и, как и сама наука, может принести неоценимую пользу развитым и развивающимся странам. Она позволяет отказаться от однозначных решений, предоставляя на выбор наиболее выгодные в том или ином социально-экономическом и культурном контексте, учитывая традиции, потребности, опыт и силу разных стран".


Глава 3. Государственное регулирование экономического роста


1 Границы вмешательства государства в экономику


Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной само регуляции и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику.

Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста.

Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.


2 Госрегулирование экономического роста


Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.


Заключение


Рассмотренные теоретические вопросы, конечно, далеко не исчерпывают важную для практики область балансовых исследований экономического роста.

Современная теория социально-экономической динамики и генетики позволяет сформулировать несколько положений, имеющих принципиальное значение для анализа положения и перспектив экономического роста в России.

Экономический рост - феномен намного более сложный, чем спад или депрессия. Он имеет свою структуру, факторы, источники, последствия. Нет роста вообще. Реально существуют его конкретные виды, выделение которых возможно по разным классификационным признакам. Например, по темпам увеличения главных экономических показателей (ВВП, ВВП на душу населения, эффективность производства и т. д.) различают медленный, бурный и устойчивый экономический рост; по степени использования экономических ресурсов - экстенсивный и интенсивный рост; по характеру взаимодействия национальной и мировой экономики - экспорта расширяющий, импортированный, импортозамещающий, разоряющий рост; по отношению к действующему законодательству- легальный, теневой и криминальный рост и др.

Понятно, что характеристики содержания указанных и других видов роста не могут быть одинаковыми в различных социально-экономических условиях, а потому не могут не различаться и соответствующие механизмы их регулирования. Но общей целью использования этих механизмов должно быть формирование и высвобождение созидательного потенциала ведущих факторов современного экономического роста - развитого профессионально-квалификационного и интеллектуально-образовательного потенциала человека; научно-технического прогресса; общественной стабильности и цивилизованной правовой среды; оптимального соотношения партнерских и конкурентных основ, социальной справедливости и экономической эффективности.

Современный экономический рост - системообразующий и неравномерный процесс. Но его стратегический первоисточник, истоки следует искать не столько в лабиринтах мирового рынка, сколько в ядре саморазвития национальной экономики. Это ядро представляет собой особое интегративно-инновационное образование, единый и противоречивый сплав наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

Основные современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.


Список использованной литературы


Аузан А. А. "Экономика всего", - М.: Фербер, 2014

Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, - М

Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М., 2012.

Капканщиков С.Г. "Государственное регулирование экономики" - Изд. Кнорус, 2013.

Кушлин В. И. "Государственное регулирование экономики", Изд. Экономика, - 2013 г.

Лавров Е.И., Е.А. Капогузов "Экономический рост: теории и проблемы: учебное пособие". - Омск: Изд-во ОмГУ, 2012. - 214 с

Морозова Т. Г. - "Государственное регулирование экономики", Изд. Юнити-Дана, 2013, 256 стр

Райхлин Э. Основа экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2012г.

Статья Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 2012.- № 4.

Статья "Экономический рост теории и проблемы" - #"justify">Приложение

Рис. 2.5


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Экономический рост сам по себе не решает социально-экономических проблем общества, которые в большинстве своем являются проблемами не производства, а распределения. Решение проблем экономического развития не может быть самостоятельно обеспечено работой рыночного механизма, а предполагает активность государства. Существуют различные точки зрения на вопрос о роли государства в регулировании экономического роста.

1.Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с позиции факторов спроса и утверждают, что с помощью фискальной и кредитно-денежной политики государство может его регулировать. Темпы прироста национального дохода зависят от нормы накопления и эффективности инвестиций. Государство может регулировать экономический рост, стимулируя расширение капиталовложений на основе низких процентных ставок, и ограничивая - путем их повышения.

2.Сторонники теории экономики предложения считают, что экономический рост связан в первую очередь с факторами предложения, которое должно регулироваться определенной системой налогообложения. В данном случае упор делается на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы и можно выделить три направления воздействия государства на экономический рост:

· стимулирование НТП и развитие научных исследований;

· увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;

· глубокая перестройка налоговой системы.

Одним из направлений государственного регулирования экономического роста является поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций , прямого и косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. «Государственные расходы на инфраструктуру: строительство дорог, портов, электростанций - прямо способствует ускорению товаропотоков и соответственно экономическому росту». В том числе большое значение придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

Государство может взять на себя решение тех проблем, которые не решаются рыночным механизмом . Это увеличение расходов на фундаментальные исследования и разработки и стимулирование НТП, ликвидация дефицита бюджета, антиинфляционное регулирование, продуманная социальная политика.

Антицикличное регулирование предполагает стимулирование спроса на ресурсы, потребительские товары и ценные бумаги, чтобы привести его в соответствие с предложением и тем самым уравновесить рынки, избежать спадов, придать экономическому росту большую устойчивость.

Вопрос 47. Формирование экономического равновесия системы.

Под макроэкономическим равновесием понимают равновесие всей экономической системы в целом, которая характеризует сбалансированность, пропорциональность всех экономических процессов. Оно подразделяется на идеальное и реальное.

    Идеальное равновесие достигается при полной реализации экономических интересов субъектов хозяйства во всех отраслях и сферах экономики. Оно предполагает наличие условий совершенной конкуренции и отсутствие внешних эффектов.

    Реальное равновесие устанавливается в экономике в условиях несовершенной конкуренции и с учетом внешних факторов воздействия на рыночную среду.

В макроэкономике используют несколько моделей для определения макроэкономического равновесия. Модель совокупного спроса и совокупного предложения является базовой для изучения общего равновесия, колебаний объема национального производства и общего уровня цен, причин и последствий их изменений.

Пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия , равновесный объем выпуска и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе.

Точка пересечения кривых Е –это точка равновесия спроса и предложения. Тогда при данном количестве товара QEмаксимальная цена, по которой его могут приобрести покупатели (цена спроса РD),совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов (ценой предложения Ps),что и будет означать установление на данном рынке устойчивой равновесной цены РЕ,по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара QE.

Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия , когда под воздействием изменения факторов спроса или предложения рынок выходит из этого состояния. Существуют два основных варианта диспропорции между спросом и предложением: избыток и дефицит товара.

Избыток товара – это такая ситуация на рынке, когда величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, борьба за покупателей. В выигрыше остается тот, кто предлагает более выгодные условия реализации товара. Таким образом рынок стремится вернуться в состояние равновесия.

Дефицит товара – в этом случае величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемое количество товара. В данной ситуации возникает соревнование уже между покупателями за возможность приобрести дефицитный товар. Побеждает тот, кто предлагает более высокую цену за данный товар. Возросшая цена привлекает к нему внимание производителей, которые начинают расширять производство, увеличивая тем самым предложение товара. В результате система возвращается в состояние равновесия.

Таким образом, цена выполняет уравновешивающую функцию, стимулируя расширение производства и предложения товара при дефиците и сдерживая предложение, избавляя рынок от излишков.

Некрашевич Анна Викторовна

Прохоренко Вероника Сергеевна

студенты 3 курса, экономического факультета ПолесГУ, г. Пинск

Германович Наталья Евгеньевна

научный руководитель, ассистент кафедры финансов ПолесГУ, г. Пинск

Основной институтом структуры общества с точки зрения политической сферы является государство.

Основной задачей для каждого государства является обеспечение устойчивого экономического роста и Республика Беларусь также не исключение. Спорными являются проблемы экономического роста в Республике Беларусь, так как согласно официальным данным Беларусь показывает положительную динамику экономического роста, но этот факт вызывает сомнения, так как снижаются реальные доходов населения и повышаются цены. Из этого можно сделать вывод, что одной из основных задач государственной политики в сфере экономики является поддержание стабильности экономического роста, а также применение мер для его положительного изменения.

Как цель работы можно определить следующее: необходимо рассмотреть особенности экономического роста в Республике Беларусь в настоящее время, определить его основные факторы, методы государственного регулирования экономического роста. А также необходимо сформировать предложения по совершенствованию политики государства в области стимулировании экономического развития страны.

Выделим также объекты исследования : ими являются экономический рост и его регулирование с помощью государства в Республике Беларусь.

Факторы, которые влияют на изменение экономического роста, а также методы государственного регулирования, которые воздействуют на экономический рост, являются предметом исследования .

Также были выделены задачи исследования:

· необходимо раскрыть содержание понятия, выделить типы и факторы экономического роста;

· очень важно рассмотреть государственное регулирование экономического роста;

· определить пути и механизмы совершенствования государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.

В качестве методов были выбраны общенаучные методы и метод сравнительной статистики.

У величение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства есть ни что иное как, экономический рост . Структуру экономического роста можно представить следующими направлениями: повышение показателя уровня занятости населения, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других макроэкономических показателей экономики любой страны.

Экономический рост представляет собой тенденцию на длительный срок, которая приведет к увеличению потенциального выпуска, соответствующего состоянию полной занятости в стране.

Показатель темпов роста ВВП используется для характеристики динамики объемов выпуска - это выраженное в процентах отношение величины изменения реального ВВП (ВНД, ЧНД), происшедшего за какой-либо период, к его первоначальному значению

Например, темп роста ВВП вычисляется по формуле:

Темп роста ВВП = * 100% [ 2](1.1)

ВВП предыдущего года

Естественно, что темп экономического роста и количество товаров и услуг, поступающих в распоряжение людей, находятся в прямой зависимости. Это приводит все к тому, что повышается уровня. Также расширяется круг проблем в сфере общества, экономики, которые можно решить. Вследствие чего, складываются благоприятные условия для дальнейшего роста экономики страны .

Чтобы оценить достигнутый уровень жизни в стране чаще всего используются такие показатели как величина национального дохода в расчете на душу населения и рост ВВП в расчете на душу населения:

(на душу населения) (на душу населения)

Темп роста ВВП = ВВП отчетного года – ВВП предыдущего года * 100%(1.2)

ВВП предыдущего года (на душу населения)

Разные группы факторов влияют на экономический рост.

По способу воздействия факторы можно подразделить на:

1. Прямые

2. Косвенные

К прямым факторам относят: увеличение числа рабочих и контроль качества трудовых ресурсов, улучшение качественного состава основного капитала, а также рост его объема, модернизация и внедрение инноваций в производство, и др.

К косвенным факторам относят: снижение количества субъектов монополистов на рынке, понижение цен на ресурсы, используемые в производстве, снижение суммы налогов выплачиваемых из прибыли, увеличение возможностей для получения кредитов и др.

Будет происходить сдерживание экономического роста, когда косвенные факторы изменяются в обратном направлении. Наличие природных и трудовых ресурсов нельзя назвать решающим фактором экономического роста в настоящее время. Например, в Японии почти отсутствуют природные ресурсы, но, несмотря на это в период после Второй мировой войны страна могла похвастаться высокими темпами экономического роста .

В настоящее время западные исследователи выделяют 3 группы факторов, влияющих на экономический рост: факторы предложения, спроса и распределения .

Наличие природных ресурсов; наличие трудовых ресурсов; наличие основного капитала; уровень технологий можно отнести к факторам предложения .

К факторам спроса относятся: уровень цен; потребительские расходы; инвестиционные расходы; государственные расходы; чистый экспорт.

Рациональность и полноту вовлечения ресурсов в экономический оборот; эффективность утилизации вовлекаемых в экономический оборот ресурсов считают главными из факторов распределения .

Также выделяют факторы экономического роста, которые часто группируют в соответствии с типами экономического роста. Экстенсивные факторы : рост затрат капитала, труда. Интенсивные факторы: технологический прогресс, рост квалификации работников, повышение мобильности и улучшение распределения ре­сурсов, совершенствование управления процессом производства, улучшение законодательства и др., т. е. всё, что позволяет качественно совершенствовать факторы производства и процесс их использования.

Можно также выделить типы экономического роста, которые впервые были сформулированы К. Марксом: экстенсивный и интенсивный экономический рост. Они различаются соотношением результатов и факторов производства.

Приэкстенсивном экономическом росте происходит увеличение экономических ресурсов, при условии, что средняя производительность труда в обществе остается неизменной. Исторически сложилось, что экстенсивный рост идет перед интенсивным ростом. Экстенсивный рост можно выразить следующей формулой:

V i /K i =const или V i =K i (1.3)

где: V i -объем ВВП за период i;

K i -количество используемых ресурсов .

Приинтенсивном экономическом росте внедряются в производство более совершенные факторы и новые технологии. Т. е. интенсивный экономический рост существует, когда происходит опережение роста занятых экономических ресурсов ростом ВВП:

V i > K i (1.4)

Основой повышения благосостояния населения может служить экономический рост.

Также можно выделить основные модели экономического роста: кейнсианские (Е. Домара и Р. Харрода), неоклассическая модель роста Р. Солоу и теорию нулевого экономического роста.

Модель Харрода-Домара в литературе часто представляют как объединение обеих кейнсианских моделей, потому что модели Е. Домара и Р. Харрода являются схожими по содержанию. Но можно также выделить и различия: для определения нормы роста инвестиций в модели Е. Домара используется мультипликатор, а модель Р. Харрода включает в себя в себя заданную изнутри функцию инвестиций. Также в модели Р. Харрода на основе принципа акселератора и ожиданий предпринимателей определяется норму сбалансированного роста

Р.Солоу в своей неоклассической модели объяснил механизм непрерывного экономического роста, когда можно наблюдать равновесие при полной занятости ресурсов. Известно, что в кейнсианских моделях норма сбережения была задана извне, также она определяла величину равновесного темпа роста дохода. По мнению Р. Солоу, при любой норме сбережения рыночная экономика всегда стремится к соответствующему устойчивому уровню вооруженности основными фондами и сбалансированному росту (доход и капитал растут с темпом). Норма накопления является объектом экономической политики, и является важным показателем для оценки экономического роста в стране. Можно выделить также недостатки неоклассической модели Р. Солоу. Данная модель анализирует состояние устойчивого равновесия, которое рассматривается в долгосрочном периоде, в то время как для экономиче­ской политики более важным является проведение анализа состояния развития производства и уровня жизни в краткосрочном периоде. Более удобным было бы многие переменные модели Р. Солоу заданные извне определять внутри модели, так как они являются тесно связанными с другими ее параметрами и могут преобразовывать конечный результат. Необходимо отметить, что в модели экономического роста Р. Солоу отсутствует целый ряд факторов, которые являются ограничителями для роста и являются довольно существенными в современных условиях - это ресурсные, экологические и социальные факторы. Функция Кобба-Дугласа, которую Р. Солоу использует в своей модели, описывает лишь определенный тип взаимодействия факторов производства и не всегда отражает реальную ситуацию в экономике страны. Сторонниками современных теорий экономического роста делаются попытки преодолеть эти и многие другие недостатки .

По мнению сторонников «нулевого экономического роста», должно происходить сдерживание экономического роста. Также они признают, что экономический рост обеспечивает увеличение объема товаров и услуг. Но, несмотря на это согласно теории «нулевого экономического роста» высокое качество жизни не всегда может создаваться экономическим ростом. Сторонники этой теории также считают, что загрязнение окружающей среды не является следствием экономического роста, а является результатом неправильного ценообразования. Чтобы решить эту проблему необходимо ввести ограничения посредством законов и провести формирование рынка прав на загрязнение .

Государственным регулированием называется система мер, которые осуществляют государственные учреждениями и общественные организации для стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям .

В государственном регулировании можно выделить две основные функции: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы.

Большинство исследователей классифицируют методы государственного регулирования следующим образом:

· прямые: включают в себя административное воздействие на то, как происходит функционирование субъектов. Прямое воздействие на экономику государство осуществляет путем инвестирования в определенные отрасли хозяйства.

· косвенные: их осуществление происходит с помощью фискальной и денежной политик, социальной политикой и политикой регулирования доходов и политикой в сфере внешней экономики .

Для того чтобы измерить количественно-качественное соотношение экономического роста используется система индикаторов качества экономического роста . Показатели, характеризующие изменение состояния экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени называются индикаторами устойчивого развития. Данные показатели количественно и качественно оценивают проблемы экономики в стране и с помощью них можно оценить ситуацию, проследить произошедшие изменения за отчетный период. Устойчивое развитие определяется как такое развитие, при котором не происходит истощение как природного, так и ресурсного потенциала, происходит приумножение физического капитала и ресурсы присутствуют в достаточном количестве для развития роста как нынешнего, так и будущих поколений в государстве.

Система индикаторов качества экономического роста включает в себя: показатели, которые показывают изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др.

Особого внимания требуют системы показателей, которые отражают качество экономического роста и проблемы использования природных ресурсов. Основными проблемами являются устойчивый экономический рост, проведение реструктуризации экономики, связь окружающей среды и экономики, состояние человеческих ресурсов или здоровье населения и т. д. Совокупность проблем и индикаторов, которые их отражаю, может изменяться со временем и в зависимости от задач. Основными являются индикаторы показывающие качество экономического роста.

Для Республики Беларусь это следующие показатели:

· доход на душу населения;

· структура инвестиционных вложений;

· производство основных видов продукции;

· развитие малого бизнеса;

· объемы загрязнений и площади нарушенных земель;

· уровень бедности;

· природоохранные затраты;

· состояние общественного здоровья и др. .

Развитие Беларуси происходит в непростых как природных, так и экономических условиях. Свидетельством этому является прошлый 2011 год. Произошел рост ВВП на 5,3 %, увеличились объемы выпуска промышленной продукции на 9,1 %, а объемы выпуска сельскохозяйственной продукции на 54, 1 %.

Объем промышленного производства в текущих ценах составил в январе-сентябре 2012 г. 473,9 трлн. рублей. Индекс промышленного производства к январю-сентябрю 2011 г. составил 107,7 %.

Производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в январе-сентябре 2012 года по сравнению с январем-сентябрем 2011 г. в текущих ценах составило 79,8 трлн. рублей и значит, повысилось в сопоставимых ценах на 5 %. Особое внимание в Республике Беларусь в 2011 году уделялось развитию строительного комплекса, преодолению негативных процессов в жилищном строительстве. В 2011 году введено в эксплуатацию 5 480,1 тыс. кв. м. жилья. В январе-сентябре 2012 года было введено в эксплуатацию 3409,7 тыс. кв. м. жилья.

В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю - индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала .

В 2011 году розничный товарооборот повысился на 107,5 % по сравнению с 2009 годом, а платные услуги населению увеличились на 7,3 трлн. рублей по сравнению с 2009 годом. Рост внутреннего спроса обусловлен повышением реальных денежных доходов населения, которые возросли на 19,3 % по сравнению с 2009 годом. Был обеспечен существенный рост общего объема иностранных инвестиций, привлеченных в экономику республики (без банков). За 2011 год из-за рубежа поступило более 13432,9 млрд. долларов США. Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь-август 2012 г. составили 956,5 млн. долларов США.

Произошло повышение розничного товарооборота в 2011 году на 107,5 % по сравнению с 2009 годом, а также на 7,3 трлн. рублей по сравнению с 2009 годом увеличилась стоимость платных услуг населению. Вырос внутренний спрос, что было вызвано повышением реальных денежных доходов населения, сумма которых увеличилась по сравнению с 2009 годом на 19,3 %. Увеличился объем иностранных инвестиций, которые были привлечены в экономику республики (без банков). Поступление иностранных инвестиций за 2011 составило более 13432,9 млрд. долларов США. Поступление прямые иностранных инвестиции на чистой основе за январь-август 2012 г. составило 956,5 млн. долларов США.

Таблица 1.

Основные социально-экономические показатели развития Республики Беларусь за 2009 -2011 годы

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Денежные доходы населения в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

Реальные денежные доходы населения,

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

Реальная начисленная заработная плата,
в процентах к предыдущему году

Валовой внутренний продукт в текущих ценах, млрд. руб.

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

Продукция промышленности, млрд. руб.

в процентах к предыдущему году

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

в процентах к предыдущему году

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

в процентах к предыдущему году