1 учетная политика для целей налогообложения формируется. Учетная политика: типовая структура

Понятие учетной политики для целей налогообложения. Статьей 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Требования к формированию учетной политики. Требования к налоговой учетной политике разбросаны по разным главам части второй НК РФ. В п. 12 ст. 167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ содержатся следующие требования:

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации;

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации;

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ обязывает налогоплательщиков вести налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Порядок ведения налогового учета разрабатывается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).

В ст. ст. 313, 314 НК РФ установлены следующие требования к налоговой учетной политике:

Учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета (ст. 313 НК РФ). Выбранные организацией способы учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;

Изменение порядка учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Внесение изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета возможно только с начала налогового периода (года). При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу соответствующих изменений законодательства;

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности;

Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основании данных налогового учета. Для ведения налогового учета организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета. Вся эта информация оформляется приложениями к учетной политике.

Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Налоговое законодательство не содержит требования об обязательном представлении учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы.

Налоговая инспекция имеет право потребовать учетную политику организации для целей налогообложения лишь при проведении налоговой проверки (выездной или камеральной).

Внесение дополнений. Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности организации предоставлено право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций.

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). Хотя в НК РФ это явно не сказано, но можно утверждать, что внесенные дополнения применяются сразу же с момента издания соответствующего приказа руководителя.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются). Если в организации нет операций с финансовыми инструментами срочных сделок, то нюансы налогового учета таких операций в учетной политике прописывать не нужно. Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике организации нет ни слова, то всегда в нее можно внести соответствующие дополнения.

Внесение изменений. Менять учетную политику, по общему правилу, можно только с начала следующего налогового периода (года). Изменения в учетную политику вносятся при изменении законодательства либо в связи с изменением применяемых методов учета.

При этом в отличие от бухгалтерской учетной политики организация, решившая изменить какой-то метод налогового учета, не должна обосновывать это решение. Словом, если организацию по какой-то причине перестал устраивать применяемый в текущем году способ учета, она может без каких-либо дополнительных обоснований со следующего года поменять его на другой.

При этом нужно учитывать, что по некоторым вопросам в отдельных статьях НК РФ установлены специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики (табл. 1).

Таблица 1

Специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики

Способ учета,

закрепляемый в учетной

политике

Порядок изменения учетной

политики

Норма НК РФ

Метод начисления

амортизации по объектам

амортизируемого

имущества

Налогоплательщик вправе перейти

с нелинейного метода на линейный

метод начисления амортизации

не чаще одного раза в пять лет

Пункт 1 ст. 259

Порядок распределения

прямых расходов

на незавершенное

производство и на

изготовленную в текущем

месяце продукцию

(выполненные работы,

оказанные услуги)

Порядок распределения прямых

расходов (формирования стоимости

незавершенного производства),

подлежит применению в течение

не менее двух налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

Порядок формирования

стоимости приобретения

Порядок формирования стоимости

приобретения товаров,

закрепленный в учетной политике,

применяется в течение не менее

двух налоговых периодов

Статья 320

Измененный способ налогового учета начинает применяться с начала следующего года. При этом пересчитывать данные прошлых лет (как это требуется при изменении бухгалтерской учетной политики) не нужно.

Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы. В учетной политике должны быть утверждены:

- первичные учетные документы , включая справку бухгалтера, являющиеся основанием для перенесения из них данных в регистры налогового учета. В общем случае это те же первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет;

- аналитические регистры налогового учета. Если организация пользуется каким-либо программным обеспечением, которое позволяет вести налоговый учет, перечисляются используемые регистры налогового учета. Если организация использует аналитические регистры, разработанные самостоятельно, то их формы нужно утвердить в учетной политике;

- расчет налоговой базы. Эта форма разрабатывается организацией самостоятельно и приводится в приложении к учетной политике.

Структура учетной политики. Никаких особых требований к порядку составления и оформления учетной политики для целей налогообложения нет.

Можно разрабатывать учетную политику для каждого налога отдельно (отдельно для налога на добавленную стоимость (НДС), отдельно для налога на прибыль и т.д.), утверждая каждую из них отдельным приказом руководителя. Можно оформить единый документ, в котором будут закреплены правила для всех налогов, начисляемых и уплачиваемых организацией.

1. Организация ведения налогового учета. Эти вопросы актуальны для крупных организаций, особенно имеющих обособленные подразделения. Здесь нужно определить сроки передачи данных из подразделений в головную организацию, порядок ведения книг покупок и книг продаж и т.п.

2. Выбор способа налогового учета. По многим вопросам НК РФ содержит несколько вариантов способов учета, предлагая налогоплательщикам выбрать и закрепить в учетной политике один способ. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который она будет использовать.

3. Самостоятельная разработка способов налогового учета. Есть вопросы, которые НК РФ не урегулированы либо в нем указано, что способ учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать соответствующие способы учета (табл. 2).

Таблица 2

Варианты способов налогового учета

Элемент учетной

политики

Варианты, допускаемые

законодательством

Норма НК РФ

Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ

Порядок ведения

раздельного учета

облагаемых и не

облагаемых НДС

операций

1. Если доля совокупных расходов

на производство товаров (работ,

услуг), операции по реализации

которых не подлежат

налогообложению, не превышает 5%

общей величины совокупных

расходов на производство,

организация весь "входной" НДС

ставит к вычету.

2. Организация ведет раздельный

учет НДС, независимо от доли

расходов на не облагаемые НДС

операции в общей сумме расходов

Пункт 4 ст. 170

Учет "входного" НДС

банками, страховыми

организациями и

негосударственными

пенсионными фондами

1. Суммы "входного" НДС,

уплаченные поставщикам,

включаются в затраты, принимаемые

к вычету при исчислении налога

на прибыль. При этом вся сумма

налога, полученная по операциям,

подлежащим налогообложению,

подлежит уплате в бюджет.

2. "Входной" НДС учитывается

в общем порядке с соблюдением

правил раздельного учета

Пункт 5 ст. 170

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ

Признание доходов

от сдачи имущества

2. В составе доходов

от реализации

Пункт 4 ст. 250

Признание доходов

от предоставления

в пользование

результатов

интеллектуальной

деятельности

1. В составе внереализационных

2. В составе доходов

от реализации

Пункт 5 ст. 250

Метод оценки сырья

и материалов

при списании

1. По стоимости единицы запасов.

2. По средней стоимости.

3. По стоимости первых по времени

приобретений (ФИФО).

4. По стоимости последних

по времени приобретений (ЛИФО)

Пункт 8 ст. 254

Применение

амортизационной

1. Организация применяет

амортизационную премию. В этом

случае в учетной политике

необходимо закрепить размер

амортизационной премии и критерии

ее применения.

2. Организация не применяет

амортизационную премию

Пункт 9 ст. 258

Метод начисления

амортизации

1. Линейный метод.

2. Нелинейный метод

Пункт 1 ст. 259

Порядок учета

электронно-

вычислительной

организациями,

осуществляющими

деятельность

в области

информационных

технологий

1. Расходы на приобретение

электронно-вычислительной техники

признаются материальными

расходами в полной сумме в момент

ввода ее в эксплуатацию.

2. Электронно-вычислительная

техника учитывается по общим

правилам в составе основных

средств либо материальных

расходов (в зависимости

от стоимости)

Пункт 6 ст. 259

Применение

к основной норме

амортизации

повышающих

коэффициентов

1. В учетной политике отражается

решение о применении повышающих

коэффициентов и отражается их

2. Повышающие коэффициенты

не применяются

Пункты 1, 2

Применение

пониженных норм

амортизации

1. Пониженные нормы амортизации

применяются. Устанавливаются

перечень объектов и пониженные

2. Пониженные нормы амортизации

не применяются

Создание резервов

под предстоящие

ремонты основных

1. Резервы создаются. В учетной

политике закрепляются нормативы

отчислений в резервы.

2. Резервы не создаются. Расходы

на ремонт признаются прочими

расходами того периода, в котором

они были осуществлены, в сумме

фактических затрат

Статьи 260, 324

Учет расходов

на приобретение

прав на земельные

участки, а также

расходов

на приобретение

права на заключение

договора аренды

земельных участков

1. Расходы признаются расходами

равномерно в течение срока,

определенного в учетной политике

(не менее пяти лет).

2. Расходы признаются расходами

отчетного (налогового) периода

в размере, не превышающем 30%

налоговой базы предыдущего

налогового периода, до полного

признания всей суммы указанных

расходов

Подпункт 1 п. 3

Создание резерва

по сомнительным

1. Резерв по сомнительным долгам

создается.

2. Резерв по сомнительным долгам

не создается

Статья 266

по гарантийному

ремонту и

гарантийному

обслуживанию

1. Резерв создается.

2. Резерв не создается

Статья 267

Резерв предстоящих

расходов,

направляемых

обеспечивающие

социальную защиту

инвалидов

1. Резерв создается.

2. Резерв не создается

Статья 267.1

Метод оценки

покупных товаров

при их списании

приобретения (ФИФО).

2. По стоимости последних

по времени приобретения (ЛИФО).

3. По средней стоимости.

4. По стоимости единицы товара

Подпункт 3 п. 1

Порядок определения

предельной суммы

процентов

по долговым

обязательствам

1. Расчет осуществляется

на основе определения среднего

уровня процентов по сопоставимым

долговым обязательствам.

критерии сопоставимости долговых

обязательств.

2. Расчет осуществляется исходя

из ставки рефинансирования Банка

Пункт 1 ст. 269

Порядок признания

доходов и расходов

1. Метод начисления.

2. Кассовый метод

Статьи 271, 273

Методы списания

ценных бумаг при их

реализации и ином

1. По стоимости первых по времени

приобретений (ФИФО).

2. По стоимости единицы

Пункт 9 ст. 280

Порядок закрытия

короткой позиции

В случае если в течение одного

дня одновременно осуществлялись

сделки по приобретению и

реализации (выбытию) ценных

бумаг, закрытие короткой позиции

происходит по итогам этого дня

только в случае превышения

количества приобретенных ценных

бумаг над количеством

реализованных ценных бумаг.

Налогоплательщик вправе

в принятой им учетной политике

в целях налогообложения

предусмотреть закрытие короткой

позиции в течение одного дня

с учетом последовательности

сделок по приобретению и

реализации (выбытию) ценных бумаг

Пункт 9 ст. 282

Порядок исчисления

ежемесячного

авансового платежа

по налогу

на прибыль

1. Исчисление и уплата

производятся исходя из фактически

полученной прибыли.

2. Исчисление и уплата

ежемесячных авансовых платежей

производятся в размере одной

трети фактически уплаченного

авансового платежа за предыдущий

Пункт 2 ст. 286

Показатель,

используемый

в целях исчисления

доли прибыли,

приходящейся

на обособленные

подразделения

1. Сумма расходов на оплату

2. Среднесписочная численность

работников.

3. Показатель удельного веса

расходов на оплату труда. Этот

вариант может применяться

организациями с сезонным циклом

работы по согласованию

с налоговым органом

Пункт 2 ст. 288

Порядок уплаты

налога в бюджет

субъекта РФ

при наличии

нескольких

обособленных

подразделений

на территории этого

субъекта РФ

1. Прибыль распределяется по всем

подразделениям, которые

уплачивают налог самостоятельно.

2. Определяется доля прибыли,

приходящаяся на все обособленные

подразделения, и налог

уплачивается через одно

(ответственное) подразделение

Пункт 2 ст. 288

на формирование

резервов банков

1. Резерв на возможные потери

по ссудам создается.

2. Резерв на возможные потери

по ссудам не создается

Статья 292

Создание резервов

под обесценение

ценных бумаг (для

профессиональных

участников рынка

ценных бумаг)

1. Резервы создаются.

2. Резервы не создаются

Статья 300

Учет прямых

расходов

при оказании услуг

1. Прямые расходы распределяются

на остатки незавершенного

производства.

2. Прямые расходы отчетного

(налогового) периода относятся

в полном объеме на уменьшение

доходов данного отчетного

(налогового) периода

без распределения на остатки

незавершенного производства

Пункт 2 ст. 318

формирования

стоимости

приобретения

1. Стоимость приобретения товаров

определяется по цене,

установленной договором.

2. Стоимость приобретения товаров

определяется с учетом расходов,

связанных с приобретением этих

товаров. Выбранный порядок

применяется организацией

в течение не менее двух налоговых

периодов

Статья 320

Создание резерва

предстоящих

расходов на оплату

отпусков

предельная сумма отчислений и

в резерв.

2. Резерв не создается

Статья 324.1

Создание резерва

на выплату

ежегодного

вознаграждения

за выслугу лет и

по итогам работы

1. Резерв создается. Определяются

предельная сумма отчислений и

ежемесячный процент отчислений

в резерв.

2. Резерв не создается

Статья 324.1

Порядок учета

расходов

на приобретение

лицензий на право

пользования недрами

1. Стоимость лицензии учитывается

в составе нематериальных активов.

2. Стоимость лицензии учитывается

в составе прочих расходов

в течение двух лет

Пункт 1 ст. 325

Самостоятельная разработка способов налогового учета. Если в деятельности организации встречаются ситуации, для которых нет четко определенных способов учета, то соответствующие способы учета нужно разработать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике.

В ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что по тому или иному вопросу порядок налогового учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно и закреплен в учетной политике (табл. 3).

Таблица 3

Вопросы налогового учета, для которых способы учета на нормативном уровне не закреплены

Элемент учетной

политики

Требования к способу

Норма НК РФ

Налог на добавленную стоимость

Порядок ведения

раздельного учета

при реализации

товаров (работ,

облагаемых НДС

по ставке 0%

устанавливает в учетной политике

порядок определения суммы налога,

относящейся к товарам (работам,

услугам), имущественным правам,

приобретенным для производства и (или)

реализации товаров (работ, услуг),

операции по реализации которых

облагаются по ставке 0%

Пункт 10 ст. 165

Порядок ведения

раздельного учета

облагаемых и

не облагаемых НДС

операций

Если налогоплательщиком осуществляются

операции, подлежащие налогообложению,

и операции, не подлежащие

налогообложению (освобождаемые

от налогообложения), он обязан вести

раздельный учет таких операций.

Порядок раздельного учета определяется

в учетной политике

Пункт 4 ст. 149

Налогоплательщик обязан вести

раздельный учет сумм налога

по приобретенным товарам (работам,

услугам), в том числе основным

средствам и нематериальным активам,

имущественным правам, используемым для

осуществления как облагаемых налогом,

так и не подлежащих налогообложению

(освобожденных от налогообложения)

операций. Порядок раздельного учета

определяется в учетной политике

Пункт 4 ст. 170

Налог на прибыль организаций

Порядок учета

расходов

на освоение

природных

ресурсов,

относящихся

к нескольким

участкам

Закрепляется алгоритм расчета доли

расходов, приходящейся на каждый

участок недр

Пункт 2 ст. 261

определения

применимого

законодательства

для признания

ценных бумаг

обращающимися

на организованном

рынке ценных

В случаях невозможности однозначно

определить, на территории какого

государства заключались сделки

с ценными бумагами вне организованного

рынка ценных бумаг, включая сделки,

заключаемые посредством электронных

торговых систем, налогоплательщик

вправе самостоятельно в соответствии

с принятой им для целей

выбирать такое государство

в зависимости от места нахождения

продавца либо покупателя ценных бумаг

Пункт 3 ст. 280

формирования

налоговой базы

по операциям с

ценными бумагами,

обращающимися

на организованном

рынке Банка

России, и

налоговой базы

по операциям с

ценными бумагами,

не обращающимися

на организованном

рынке Банка

профессиональными

участниками рынка

осуществляющими

дилерскую

деятельность

Профессиональные участники рынка

ценных бумаг (включая банки), не

осуществляющие дилерскую деятельность,

в учетной политике должны определить

порядок формирования налоговой базы

по операциям с ценными бумагами,

ценных бумаг, и налоговой базы

по операциям с ценными бумагами, не

обращающимися на организованном рынке

ценных бумаг. При этом

налогоплательщик самостоятельно

выбирает виды ценных бумаг

(обращающихся на организованном рынке

ценных бумаг или не обращающихся

на организованном рынке ценных бумаг),

по операциям с которыми

при формировании налоговой базы

в доходы и расходы включаются иные

доходы и расходы, определенные

в соответствии с гл. 25 НК РФ

Пункт 8 ст. 280

Порядок учета

ценных бумаг

по операциям РЕПО

Налогоплательщик самостоятельно

в соответствии с принятой им в целях

налогообложения учетной политикой

определяет порядок учета выбывающих

(возвращающихся) по операции РЕПО

ценных бумаг

Пункт 1 ст. 282

Критерии

отнесения сделок

операций

с финансовыми

инструментами

срочных сделок

В учетной политике определяются

критерии отнесения сделок,

предусматривающих поставку предмета

сделки (за исключением операций

с финансовыми инструментами срочных

Пункт 2 ст. 301

Порядок ведения

налогового учета

В учетной политике закрепляется

порядок ведения налогового учета

Статья 313

Система налоговых

регистров

Формы регистров налогового учета и

порядок отражения в них аналитических

данных налогового учета, данных

первичных учетных документов

разрабатываются налогоплательщиком

самостоятельно и устанавливаются

приложениями к учетной политике

Статья 314

Принципы и методы

распределения

по производствам

с длительным

В учетной политике закрепляются

принципы и методы, в соответствии

с которыми распределяется доход

от реализации по производствам

с длительным технологическим циклом

Статья 316

Определение

перечня прямых

расходов

перечень прямых расходов, связанных

с производством товаров (выполнением

работ, оказанием услуг)

Пункт 1 ст. 318

распределения

прямых расходов

на незавершенное

производство и

на изготовленную

в текущем месяце

продукцию

(выполненные

работы, оказанные

В учетной политике определяется

порядок распределения прямых расходов.

Разработанный порядок подлежит

применению в течение не менее двух

налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

распределения

прямых расходов

между видами

продукции (работ,

Механизм распределения определяется

организацией самостоятельно

с применением экономически

обоснованных показателей

Пункт 1 ст. 319

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Понятие учетной политики

Определение 1

Учетная политика предприятия – это обязательный нормативный акт, на основании которого, в организации осуществляют бухгалтерский и налоговый учет. Содержание и структура учетной политики организации регламентированы ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В данном нормативно-правовом документе представлены общие положения о структуре учетной политики, порядок ее формирования и изменения.

Кроме того, элементы учетной политики должны соответствовать и другим законодательным документам (Налоговый Кодекс РФ, различные ПБУ и т.д.). Учетная политика организации разрабатывается сразу после регистрации предприятия. Учетная политика, как правило, состоит из трех разделов.

Организационно-технический раздел учетной политики

В данном разделе, указывается способ ведения бухгалтерского учета на предприятии. Это может быть сам руководитель предприятия, бухгалтер, или отдел бухгалтерии во главе с Главным бухгалтером, сторонняя организация (аутсорсинговая организация), или привлеченный со стороны бухгалтер. Также в данном разделе определяется форма бухгалтерского учета, которая может быть одной из следующих:

  • журнально-ордерная;
  • мемориально-ордерная;
  • автоматизированная.

На большинстве предприятий, как правило, применяется автоматизированная форма учета. В данном случае, также нужно указать – в какой именно программе должен осуществляться бухгалтерский учет.

Замечание 1

Обязательной составляющей учетной политики является рабочий план счетов, где подробно изложены все счета и открытые к ним субсчета второго и третьего порядка для учета тех или иных операций. Такой документ является приложением к учетной политике и должен не противоречить плану счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

В организационно-техническом разделе указываются формы первичных документов, которыми в организации должны оформляться хозяйственные события. Это могут быть унифицированные формы, или разработанные самостоятельно с учетом всех необходимых данных и реквизитов. В последнем случае, самостоятельно разработанные формы должны быть вынесены в приложения к учетной политике. Это касается и форм бухгалтерских регистров.

Также, в данном разделе указывается право подписи первичных документов с перечислением уполномоченных на это лиц.

Отдельным приложением к учетной политике утверждается график документооборота.

Отдельно уделяется внимание правила и сроки проведения инвентаризации в организации, а также перечень имущества, подлежащего инвентаризации. Кроме того, должен быть указан порядок формирования состава инвентаризационной комиссии.

Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета

В данном разделе, прежде всего, указываются формы бухгалтерской отчетности, которую составляет организация и отдельно регламентируется составление промежуточной отчетности.

Для целей бухгалтерского учета также утверждаются:

  • единицы учета товаров, готовой продукции, МПЗ:
  • метод оценки поступления товаров, готовой продукции, МПЗ;
  • определение видов доходов и расходов по видам деятельности;
  • указывается выделение коммерческих и управленческих расходов (если таковое присутствует);
  • указывается порядок создания различных резервов;
  • указывается метод оценки незавершенного производства;
  • для учета расчетов по
  • Нещадимова Анастасия Алексеевна , бакалавр, студент
  • Фролов Александр Витальевич , кандидат наук, доцент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
  • МЕТОДЫ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
  • ОБЪЕКТ УЧЕТА

Статья посвящена аспектам учетной политики, которые необходимо учитывать индивидуальным предпринимателям исходя из специфики налогообложения их деятельности и ведения учета. Отражены особенности учётной политики в зависимости от специфики деятельности организации и выбранного объекта налогообложения.

  • Проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ
  • Применение ЕСХН. Контроль и пути предотвращения рисков
  • Особенности использования налоговых расчетов в качестве элемента учетной политики в целях налогообложения
  • Выявление взаимосвязи между бухгалтерской и налоговой отчетностью

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н, определяет, что учетная политика, это совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Согласно налоговому кодексу, частью второй, учетная политика - это выбранная налогоплательщиком способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово–хозяйственной деятельности налогоплательщика. Таким образом, определение учетной политики в различных нормативно–правовых источниках имеет одинаковое значение, но различную формулировку для разных целей учета - это документ, который описывает, которыми индивидуальный предприниматель руководствуется при ведении учета в тех случаях, когда имеется возможность выбора из нескольких вариантов.

В соответствии с ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402–ФЗ от 06.12.2011 г. индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет, что позволяет им не составлять учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета, однако это не освобождает их от составления учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политики для целей налогообложения представляет собой совокупность способов расчета доходов, расходов экономического субъекта, их признания, оценки, распределения и учета других показателей для расчета налогов. В данном локальном нормативном документе подлежат обязательному отражению правила и методы, используемые в деятельности субъекта при исчислении и уплате налогов в бюджет.

В настоящее время индивидуальные предприниматели имеют право самостоятельно выбирать методы оценки активов и режим налогообложения, применяемый при исчисления налогов. Например, НК РФ предусматривает выбор одного из нескольких методов для оценки материалов и сырья:

  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО);

Также есть ряд ситуаций, для которых нет законодательно закрепленных правил налогового учета. Это относится, например, к порядку распределения доходов и расходов при совмещении нескольких режимов налогообложения, упрощенной системе налогообложения (УСН) и единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). В связи с этим возникает необходимость в самостоятельной разработке методов учета и их обязательном закреплении в учетной политике. Для того, чтобы правомерно применять налоговую учетную политику, ее необходимо разработать, а затем утвердить на основании приказа (распоряжения) предпринимателя. Стоит отметить, что в соответствии с законодательством РФ, учетную политику необходимо формировать до 1 января того года, в котором она будет применяться. Применять утвержденную налоговую политику необходимо последовательно из года в год, при этом нет необходимости составлять на каждый год новый. В учетную политику, при необходимости, можно вносить изменения и дополнения, которые оформляются отдельными приказами, утверждаемыми индивидуальным предпринимателем. Сведения, отражаемые в учетной политики для целей налогообложения, могут различаться у различных экономических субъектах. Это связано с различиями в роде осуществляемой деятельности, применяемой системы налогообложения, из–за совмещения разных налоговых режимов.

В целях налогообложения целесообразно прописать основные элементы учетной политики, подлежащие раскрытию вне зависимости от применяемого экономическим субъектом налогового режима:

  1. Режим налогообложения. Сущность данного элемента заключается в описании применяемой системы налогообложения, любой налоговый режим в данный момент времени применяется в добровольном порядке. Стоит отметить, что для перехода на специальные режимы налогообложения - УСН, ЕНВД, патентную систему - необходимо в установленный срок подать соответствующее заявления в ИФНС.
  2. Право подписи документов. Заключается в необходимости указания лиц, которые имеют право подписи документов. На доверенное лицо необходимо составить доверенность, заверенную нотариально, в этом случае представитель предпринимателя получает право заключать и подписывать договоры от имени руководящего лица, представлять интересы организации в налоговой инспекции, распоряжаться банковским счетом и т.д
  3. Оформление кассовых документов. Суть данного элемента заключается в отражении условий ведения кассовых операций - оформляются ли приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга и т.д. В соответствии с указанием Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11 марта 2014 г. №3210–У индивидуальные предприниматели с 1 июня 2014 г. предприниматели могут отказаться от оформления кассовых документов, в этом случает необходимо составить соответствующий приказ.
  4. Лимит наличных денег в кассе. Индивидуальные предприниматели могут не устанавливать по кассе лимит остатка наличных денег, в соответствии с указанием Банка России №3210–У от 11.03.2014 г., в этом случае данное решение необходимо закрепить учетной политике субъекта и составить необходимый приказ, если предприниматель решил и дальше работать с кассовым лимитом, необходимо в учетной политике привести порядок его расчета.
  5. Учет основных средств. Начиная с января 2016 года, малоценные основные средства в бухгалтерском и налоговом учете отражаются по–разному. В налоговом учете, в соответствии с п.1 ст. 257 НК РФ, основными средствами признаются средства труда первоначальной стоимостью свыше ста тысяч рублей, остальные объекты не относятся к основным средствам и их стоимость списывается в текущие расходы. В то же время, стоит отметить, что в целях ведения бухгалтерского учета, в соответствии с ПБУ 6/01, данный лимит составляет сорок тысяч рублей, не соответствующие ему объекты учитываются в составе материально–производственных запасов.
  6. Ставки для начисления страховых взносов за работников. Необходимо указать, имеет ли данный экономический субъект право на применение пониженных ставок по страховым взносам.
  7. Порядок выдачи денег под отчет. Суть данного элемента заключается в том, что выдавать деньги можно двумя способами: методом перечисления на банковскую карту и наличными из кассы. Также индивидуальный предприниматель может совмещать оба данных способа, для этого необходимо прописать данное условие в учетной политике.

В зависимости от применяемого экономическим субъектом налогового режима возникает необходимость в отражении в учетной политики связанных с ним специфических положений. Предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН), необходимо выбрать объект налогообложения. НК РФ определяет два объекта налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Одним из наиболее важных вопросов, который необходимо прописать в налоговой учетной политики, является метод оценки материалов, сырья и покупных товаров, в соответствии с НК РФ. Индивидуальный предприниматель имеет право выбрать любой из предложенных.

Предпринимателям, применяющим единый налог на вмененный доход (ЕНВД), необходимо прописать в учетной политике следующие вопросы:

  • раздельный учет физических показателей. Т.е необходимо прописать порядок распределения физических показателей между различными видами осуществляемой деятельности, площадей, используемых в разных видах деятельности и т.д.;
  • раздельный учет страховых взносов с зарплаты сотрудников при ведении «вмененной» деятельности. Надо указать, каким образом будут распределяться взносы с заработка вспомогательного и административного персонала - пропорционально удельному весу вмененного дохода по каждому месту ведения деятельности в общем объеме доходов. Если одновременно ведется один вид «вмененной» деятельности в нескольких отдельно расположенных местах, то следует раздельно учитывать страховые взносы сотрудников, задействованных в каждом месте. Данная информация используется в обязательном порядке для заполнения декларации по ЕНВД, составляемой по каждому месту ведения бизнеса.

Существует патентная система налогообложения, которая является самостоятельным налоговым режимом. Согласно ей, учет доходов, полученных от реализации, ведется на каждый приобретенный патент в Книге учета согласно утвержденном Минфином РФ форме (данный факт необходимо отразить в учетной политике организации). Однако, стоит отметить, что, согласно ст.346.45 НК РФ, при превышении величины доходов, полученных от патентной деятельности, с начала года шестидесяти млн. рублей, индивидуальный предприниматель теряет право на использование данной системы.

Также, индивидуальным предпринимателям, совмещающим УСН и ЕНВД, необходимо вести раздельный учет общих расходов согласно законодательству РФ. В учетной политике необходимо отразить порядок распределения общих расходов, согласно одну из выбранных вариантов:

  • пропорционально доле доходов, рассчитанной нарастающим итогом с начала года;
  • пропорционально доле доходов от конкретного вида деятельности в общей сумме доходов, рассчитанной за месяц

В п. 8 ст. 346.18 НК РФ указано, что расходы необходимо распределять пропорционально доле доходов, которые получены от каждого вида специального режима, однако сами правила распределения не приведены. В связи с этим возникает возможность выбора наиболее удобного для конкретного экономического субъекта варианта. Также, при раздельном учете страховых взносов, если предприниматель не является работодателем, можно выбрать один из вариантов учета личных взносов: распределить всю сумму взносов учесть в рамках одного специального режима или распределить их пропорционально доходам по разным специальным режимам. Раздельный учет страховых взносов, является работодателем, т.е если у него есть работники, занятые в хозяйственной деятельности как на УСН, так и на ЕНВД. В данном случае необходимо отразить порядок распределения взносов за работников, вариант распределения доходов пропорционально с начала года по разным специальным режимам нарастающим итогом либо же пропорционально доходу от каждого специального режима за квартал. Взносы, которые уплачены за себя, можно учесть только в той части, которая приходится на деятельность по УСН.

Таким образом можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели должны в обязательном порядке формировать учетную политику для целей налогообложения. В ней подлежат отражению те правила учета, по которым предоставлено право выбора из нескольких существующих вариантов и которые не имеют четкой формулировки в законодательных актах. Выбранные способы и методы ведения налогового учета должны соответствовать внутренним возможностям субъекта и учитывать условия внешней среды. Применение грамотно составленной учетной политики позволит организации наиболее эффективно решать поставленные задачи и осуществлять хозяйственно–финансовую деятельность.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации. НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  2. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: утв. Указом Президента РФ от 06.12.2011 г. №402–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  4. Учетная политика учреждения 2016 [Электронный ресурс] / Журнал Главбух, http://www.glavbukh.ru/art21459–uchetnaya–politika–uchrejdeniya–2016
  5. Учетная политика организации: как сформировать, дополнить, изменить [Электронный ресурс] / Журнал Главбух, http://www.glavbukh.ru/art/30991–qqqm7y16–uchetnaya–politika–organizatsii–kak–sformirovat–dopolnit–izmenit

Понятие "учетная политика для целей налогообложения" было введено гл.21 Налогового кодекса РФ "О налоге на добавленную стоимость". В ст.167 "Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг)" НК РФ определены общие положения по формированию учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации.

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации при решении следующих вопросов:

определение налоговой базы по налогу на прибыль;

формирование налоговых обязательств перед бюджетом;

оценка имущества;

распределение убытков между налоговыми периодами.

В гл.25 НК РФ не указано, на кого возложена обязанность по формированию учетной политики. Эта работа может выполняться тем структурным подразделением организации, которому поручено ведение налогового учета.

В процессе формирования учетной политики должны быть обоснованы организационно - технические и методические аспекты налогового учета:

порядок организации налогового учета;

принципы и порядок налогового учета видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;

формы аналитических регистров налогового учета;

технология обработки учетной информации;

способы ведения налогового учета;

другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета.

Если организация осуществляет несколько видов деятельности, то в учетной политике необходимо раскрыть особенности налогового учета доходов и расходов по каждому из них.

Принятая учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя. Учетная политика для целей налогообложения вновь созданной организации утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации. Учетная политика для целей налогообложения обязательна для всех обособленных подразделений организации.

После принятия гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ к понятию "учетная политика для целей налогообложения" добавились такие новые понятия, как "налоговый учет", "система налогового учета", "аналитические регистры налогового учета".

В учетной политике для целей налогообложения организация-налогоплательщик отражает порядок ведения налогового учета в соответствии с правилами, определенными гл.25 НК РФ. Приложениями к учетной политике для целей налогообложения устанавливаются формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов, разрабатываемых налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.


Изменения в учетную политику вносятся в случае изменения законодательства и применяемых методов налогового учета в установленные законодательством сроки. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается при изменении:

законодательства о налогах и сборах - с момента вступления в силу измененных или вновь введенных норм законодательства;

применяемых методов учета - с начала нового налогового периода.

Действующим законодательством не предусмотрена обязательность представления учетной политики организации для целей налогообложения и вносимых в нее изменений налоговым органам. Не определены четко состав и структура учетной политики для целей налогообложения. Поэтому налогоплательщик может самостоятельно принять решение об утверждении единой учетной политики организации для целей налогообложения. На практике организации часто составляют не только единую учетную политику для целей налогообложения, но и общую учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, выделяя в ней два самостоятельных раздела: первый - по правилам ведения бухгалтерского учета, второй - по правилам ведения налогового учета. Такой подход позволяет избежать дублирования положений, норм, правил, способов, методов, применяемых в бухгалтерском и налоговом учете.

В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета). Одновременно приложениями к учетной политике для целей налогообложения утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, которые налогоплательщик разрабатывает самостоятельно.

В ряде статей гл.25 НК РФ содержится прямое указание на необходимость отражения в учетной политике для целей налогообложения применяемых налогоплательщиком методологических приемов и способов налогового учета (порядок признания доходов и расходов, специальные коэффициенты, предельные величины расходов и др.) как обязательных элементов учетной политики. К их числу относятся методологические приемы и способы налогового учета, приведенные в таблице.

В гл.25 НК РФ также предусмотрены методы, правила и способы, обязательность отражения которых в учетной политике для целей налогообложения при этом не установлена. Налогоплательщик может определить самостоятельно те положения, которые он включит в свою учетную политику для целей налогообложения наряду с элементами учетной политики, приведенными в таблице 39.

Приведем методологические приемы и способы налогового учета доходов и расходов, не определенные в гл.25 НК РФ как обязательные элементы учетной политики организации для целей налогообложения, и варианты (условия) их применения.

Таблица 39

Способы ведения налогового учета

Объект учетной политики Варианты применения Обоснование, НК РФ
1. Применяемый организацией метод оценки сырья и материалов, избранный ею в целях определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Метод оценки стоимости единицы запасов Метод оценки по средней стоимости Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)
2. Порядок начисления амортизации основных средств 2.1. 2.2. Начислять амортизацию по нормам амортизационных отчислений ниже установ ленных в соответствии со ст.259 НК РФ Не начислять амортизацию по нормам амортизационных отчислений ниже установлен ных в соответствии со ст.259 НК РФ
3. Порядок включения в состав прочих расходов по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) расходов на освоение природных ресурсов 3.1. 3.2. Включать равномерно в течение 12 месяцев Включать равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации
4. Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту
5. Метод оценки покупных товаров, на стоимость приобретения которых налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации данных товаров 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) По средней стоимости По стоимости единицы
6. Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг при реализации или ином выбытии ценных бумаг 6.1. 6.2. 6.3. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) По стоимости единицы
7. Норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва
8. Предельная сумма и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва 324.1

Перечень аналитических регистров налогового учета, применяемых организацией, приводится в виде приложения к учетной политике для целей налогообложения. Статьи 313 и 314 НК РФ определяют два возможных способа обобщения информации для целей налогообложения: 1) налогоплательщик дополняет применяемые регистры бухгалтерского учета, если в них содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ, формируя тем самым регистры налогового учета; 2) ведет самостоятельные регистры налогового учета.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении; наименования хозяйственных операций; подписи (расшифровки подписей) лиц, ответственных за составление указанных регистров.

В учетной политике для целей налогообложения следует также отразить применяемый налогоплательщиком способ ведения аналитических регистров налогового учета: с использованием компьютерных программ или ручным способом.

Контрольные вопросы

1. Из каких разделов состоит учетная политика для целей бухгалтерского учета.

2. Какие документы утверждаются при формировании учетной политики.

3. Что такое учетная политика для целей налогообложения.

4. Перечислите способы ведения налогового учета.

5. Перечислите способы организации и ведения бухгалтерского учета.

Термин «учетная политика» хорошо известен бухгалтерам организаций, что касается индивидуальных предпринимателей, то многие из них уверены, что раз они не ведут бухгалтерский учет, то и этот документ к ним никакого отношения не имеет. Это не совсем так, давайте разбираться.

Что такое учетная политика?

Учетная политика - это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Что касается учетной политики для налогового учета , то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ - по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.

В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.

Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.

Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя. В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.

Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС - до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает - руководитель или индивидуальный предприниматель.

Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации - для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся плательщиками НДС;
  • работающие на УСН Доходы минус расходы;
  • плательщики сельхозналога;
  • при .

Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Структура учетной политики

Учетная политика организации может быть общей - для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.

Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:

  • организационно-технический;
  • методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
  • методологический для целей налогообложения.

Важные пункты учетной политики приведены в таблице:

Организационно-технический раздел

Способ ведения учета

Указать, кто ведет учет - руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер.

Форма учета

Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная.

Рабочий план счетов

Формы первичных учетных документов

Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении.

Право подписи первичных учетных документов

Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях.

Формы бухгалтерских регистров

Перечень и форму регистров укажите в приложении.

График документооборота

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Инвентаризация

Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций.

Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета

Промежуточная бухгалтерская отчетность

Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности.

Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров

Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО).

Доходы и расходы организации

Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев).

Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства.

Учет расчетов по налогу на прибыль

Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет.

Создание фондов и резервов

Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд.

Учет основных средств

Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации и

способ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки.

Методологический раздел для целей налогообложения

Источники данных для налогового учета

Определите, на основе чего ведется налоговый учет - бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике).

Метод амортизации ОС

Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации.

Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве

Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО).

Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль

Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно).

Метод признания доходов и расходов

Выберите - метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения).

Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам

Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально.

Определение перечня прямых расходов

Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ)