Законопроект о введении налога на добавленный доход в нефтяной отрасли прошел первое чтение. Законопроект о налоге на добавленный доход внесён в правительство

2018 год принесет изменения в области законодательства Российской Федерации. Прежде всего, они коснутся налоговой сферы. Если быть конкретнее, реформе подвергнется:

  • существующий порядок начисления налога на добавленный доход (НДД) нефтедобывающих компаний;
  • порядок уплаты;
  • его размеры.

Законопроект, предусматривающий нововведения, может быть принят до конца текущего года. Сами же поправки вступят в силу лишь в следующем, 2018 году

Изменения в порядке начисления НДД направлены на снятие ряда льготных мер по отдельным месторождениям. Соответственно, ставки, с которых рассчитывается налог, будут приведены к базовым значениям.

Налог на добавленный доход в нынешней редакции закона пока существенно ограничивает Минфин РФ, но новый порядок его формирования может дать министерству право ликвидировать пошлину на экспортную российскую нефть. Специалисты считают, что такие новации могут пополнить федеральный бюджет на сумму в 600 млрд. рублей.

По итогам совещания под руководством Аркадия Дворковича, Министерство финансов получило предписание подготовить до 1 октября 2017 года проект закона, предусматривающего переход на новый порядок исчисления НДД. Тогда уже в 2018 году государство сможет ввести его в действие.

Протокол совещания позволяет сказать, что его участники смогли разрешить ряд довольно непростых противоречий, затрагивающих общегосударственные интересы и интересы самих нефтяников.

Так, например, может быть закончен длительный спор между Минфином и нефтедобывающими корпорациями относительно порядка взимания налога с денежного оборота каждого конкретного месторождения, а не с общего объема выкачанной и экспортированной нефти. С принятием пакета изменений в Налоговый кодекс эта проблема, возможно, утратит свою актуальность.

Проект реформы носит локальный характер и не предполагает глобальных изменений

Нынешние ставки пошлины на добычу полезных ископаемых (НДПИ) снизятся, но сам налог останется.

Основной целью внедрения НДД является лишь замена льгот в области экспорта нефти и ставок на добычу ископаемых для так называемых «гринфилдов» (новых участков нефтедобычи)

Кроме того, планируется распространить – в порядке эксперимента реформу на «браунфилды», то есть давние участки добычи с совокупным объемом добычи, составляющим 15 млн. тонн и меньше.

По сути, государство предлагает нефтяной отрасли своеобразный обмен: мы отменяем льготы, но вводим новый порядок расчета налога на добавленный доход с целым рядом послаблений. Подобный шаг в существующих экономических условиях для государства вполне оправдан.

Отменяя экспортную пошлину на нефть и заменяя ее НДД вместе с НДПИ, Минфин находит дополнительный источник финансирования бюджета.

Организационные и технические моменты

Одним из важных моментов спора нефтяников и власти была также возможность в добровольном порядке переходить на работу по новым правилам. Минфин хотел распространить реформу на все месторождения, где сейчас существует льготный порядок налогообложения, кроме тех, к кому до 2016 года уже применялись экспортные льготы.

Вице-премьер Дворкович выступил в защиту нефтяников, поэтому проект закона предусматривает возможность компаниям на протяжении всего 2018 года в добровольном порядке и самостоятельно решить данный вопрос.

При этом льготный порядок осуществления добычи нефти по нынешним пошлинам можно будет оформить вплоть до конца 2017 года. И, как сообщает, издание «Коммерсантъ», в соответствующие органы уже подано примерно пятнадцать заявок.

Впрочем, часть экспертов считает, что работники «нефтянки» с принятием нового налога, на самом деле, выиграют не так много

Ведь если государство отменит пошлину, то компании данной отрасли волей-неволей перейдут на измененный НДД, поскольку пользование льготным порядком ведения деятельности обессмыслится.

Наряду с перечисленными вопросами, стороны дискутировали также по вопросам техническим.

Так, например, было согласовано решение о пороговом значении выработки браунфилдов, начиная с которых, эти участки подпадают под действие реформы: это месторождения, разработанные от 20 до 80% (хотя изначально позиция Минфина базировалась на 25%-ом нижнем барьере).

Также Дворкович обязал профильное министерство озаботиться разработкой особого способа начисления НДД для самых молодых месторождений Западной Сибири, которые выработаны не более чем на 5%. Однако, как утверждает «Коммерсантъ», данный вопрос лоббируется компанией «ЛУКОЙЛ», пытающейся добиться льгот по НДД на месторождениях «Имилорское» и им.

Шпильмана, которые сегодня работают без всяких преференций. Эксперты ожидают, что решение вопроса не принесет желаемого результата нефтяной компании. Ведь принятие подобного закона прямо противоречило бы целям реформы, а именно – не допускать избирательных послаблений в отношении отдельных корпораций.

И все же между представителями госвласти и лидерами нефтяной отрасли остается ряд спорных и нерешенных вопросов:

  • во-первых, не ясно как будет формироваться налоговая база по новому НДД. Представители нефтяников хотят взять за основу конкретное месторождение, тогда как властные структуры видят в этом качестве лицензионный участок. Пока Минфин прорабатывает эту проблему на предмет возможных альтернативных решений;
  • во-вторых, неконкретизирован совокупный объем добычи нефти для браунфилдов, желающих участвовать в пилотном проекте налоговой реформы. Сторонами называются цифры в 10 и 15 миллионов тонн, но официального решения пока нет. Министерству поручено просчитать оба варианта и представить итоговое решение по данному вопросу вместе с окончательным вариантом законопроекта. Это значит, что у специалистов учреждения есть срок до октября нынешнего года.

В заключение можно сказать:

  1. Законопроект, предусматривающий реформу НДД, имеет все шансы для реализации.
  2. Это выгодно государству, так как позволяет разделить условия разработки конкретных месторождений и экспортную пошлину и, а впоследствии – и вовсе отменить последнюю.
  3. Не ухудшится и положение нефтяников. В ближайшей перспективе компаниям данной отрасли, так или иначе, но придется столкнуться с дополнительными и незапланированными расходами. Однако, соглашаясь на работу по новому НДД, они получат «прозрачную» и понятную систему налогообложения.
  4. С другой стороны, следует прислушаться к мнению аналитиков. Ряд специалистов настроен весьма скептически, ведь на какое-то время пополнения в госказну уменьшатся. Между тем, наполняемость федерального бюджета уже сегодня оставляет желать лучшего. Поэтому любые действия и реформы, которые – пусть даже в теории – могут еще больше его сократить, будут всячески оттягиваться и переноситься.

Видео-новость

15.06.2018

15.06.2018; Портал для недропользователей - dprom.online: https://dprom.online/2018/06/15/ndd-plyusy-i-minusy-eksperimenta/

Российская экономика всегда серьёзно зависела от добычи углеводородного сырья. При этом в нынешних условиях наращивать свои объёмы нефтяным компаниям всё сложнее. Недропользователям стало невыгодно инвестировать в старые проекты, а разрабатывать новые для большинства — дорого . Исправить ситуацию призван налог на добавленный доход. По задумке, он частично заменит налог на добычу полезных ископаемых, обогатив казну на триллион рублей, а запасы нефти на 100 млн тонн. Отрабатывать пилотный вариант нового закона решено в 2019 году. А пока реформа ждёт своего принятия в Госдуме, вокруг неё продолжаются дискуссии.

«Индивидуальный» налог

Налог на добычу полезных ископаемых стал ведущим в нефтяной отрасли в 2001 году. За 16 с лишним лет неоднократно вскрывались его несовершенства, но кардинально систему никто не менял. Главный недостаток НДПИ в том, что он не учитывает затраты компаний на разработку месторождений, а взимается, исходя из объёмов добытой или экспортируемой нефти. Такой подход неизбежно ведёт к нерентабельности разработки как нетрадиционных запасов углеводородного сырья, так и новых месторождений со сложными климатическими условиями. Не способствует он и увеличению добычи на выработанных участках. Потому выгодным вариантом для компаний стало браться только за прибыльные и нерискованные проекты. Чтобы избежать серьёзного падения добычи и сокращения бюджетных доходов, Минфин ввёл для нефтяников сложную систему льгот. Схему вскоре логично прозвали «лоскутным одеялом». Вместо стимула для разработки трудных запасов, она разыграла борьбу среди компаний за новые и новые преференции. В итоге почти каждое месторождение фактически стало рассчитываться по индивидуальному налогу. Из-за сложностей фискального администрирования перестали учитываться многие нюансы. В стратегическом плане двигаться по этой модели налогообложения губительно для нефтяной отрасли, потому внедрение НДД разумно и оправдано, считает руководитель аналитического управления фонда энергетической безопасности Александр Пасечник.

«Как известно, компании порой получали послабления по тем или иным месторождениям на определённый период - ставки НДПИ ниже, или нулевые, всё зависело от конкретных решений и конкретных компаний. Если оставлять НДПИ, мы увидим ещё больше частных историй, частных запросов. Система принятия точечных льгот будет в авангарде, то есть мы увидим шквал таких просьб. Чтобы избежать этих административных частностей, мы идём к переходу на НДД. Это уже системное решение, пускай, пока пилотное, но оно заместит точечные фискальные запросы от нефтегазовых компаний», - говорит эксперт.

Что-то с чем-то

В течение двух последних лет параметры нового налога несколько раз изменяли и пересчитывали. В итоге НДД в предлагаемом формате - это что-то между налогом на прибыль и НДПИ. Он не является налогом на финансовый результат в классическом понимании, так как сохраняет многие элементы рентной системы налогообложения. Ставка НДПИ не исчезнет, но будет снижена. А НДД начнут взимать по следующей схеме: выручка минус фактические и расчётные расходы, умноженная на ставку в 50%.

В пилотном режиме НДД коснется четырёх категорий участков недр . К ним относятся: вновь разрабатываемые месторождения в отдельных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока ; участки, пользующихся льготами по вывозной таможенной пошлине; выработанные на 20-80% месторождения в традиционных регионах добычи ; вновь разрабатываемые участки недр с незначительными запасами также в традиционных регионах добычи.

Вступление в систему НДД добровольное. На данный момент участие в пилоте заявили 35 лицензионных участков. Известно, что их разрабатывают «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз».

Плечо от государства

Очевидный плюс при переходе на НДД для нефтяных компаний в том, что расходы на капитальные вложения могут быть приняты государством в полном объёме в момент их возникновения. Кроме того, повысится налоговая эффективность для гринфилдов: лимит фактических расходов не будут применять в течение 7 лет.

«Налог будет исчисляться с учётом экономики разработки месторождений за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволяет ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе ТРИЗы. До окупаемости проекта налоговая нагрузка для нефтяных компаний будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения , что позволяет повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки, сократить объёмы и сроки привлечения заемных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр », - объясняет советник по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», доктор экономических наук Маргарита Козеняшева.

К слову, эксперт разделяет расчёты Минэнерго по ожидаемым сборам от НДД. До 2035 года доход должен составить порядка 1 трлн рублей, то есть в среднем, это около 50-60 млрд рублей ежегодно в течение 18 лет. Однако, по словам Козеняшевой, коррективы в этих прогнозах не исключены, так как никто не может точно предсказать, как в перспективе поведут себя цены на нефть, доллар, а также другие важнейшие валюты.

Опасения и риски

Компании, имеющие льготы по НДПИ и экспортной пошлине, боятся их потерять, потому особо не приветствуют переход на новый налог. Пока им действительно выгоднее оставаться в старой системе налоговых координат, уверена Маргарита Козеняшева . «Налоговые органы опасаются, что нефтяные компании будут необоснованно завышать свои затраты, занижая налогооблагаемую базу. Но эти опасения быстро развеются, как только система начнёт работать. Сегодня при том уровне контроля со стороны учёта, который есть, трудно сильно завысить затраты. В ходе реализации проекта перехода на НДД, что-то будет подкорректировано. Но в целом это, безусловно, нужно делать», - заключила профессор .

О том, что этот стратегический подход в виде НДД необходим для развития отрасли, говорят многие эксперты. Однако принимать новый налог правительство не спешит. Рассмотрение законопроекта годами откладывается. В этом прослеживается явный недостаток доверия государства к бизнесу, а также неготовность властей разделить с нефтяниками коммерческие риски при разработке сложных проектов. Именно поэтому предложенный НДД выглядит как модификация НДПИ.

«Тенденции по оптимизации налогообложения всегда существовали. Понятно, что Минфин и надзорные службы не могут слепо приветствовать инновации нефтяной отрасли. Хотя, в любом случае, стратегия развития нефтяной отрасли подразумевает фискальные перемены, в том числе и в пользу нефтяников. Баланс он всё ещё ищут. Поэтому мы видим насколько это всё туго движется с позиции нефтяников, потому и наши фискальные службы выступают за консерватизм подходов. Но я замечу, что у Минфина игры в стратегии не приоритет, им надо по факту работать и показывать чуть ли ни ежемесячный положительный результат, удерживать в рамках дефицит и сохранять в приемлемом русле годовой бюджет», - высказал свою точку зрения Александр Пасечник.

Мировая практика

В мировой практике рентные системы налогообложения остались в странах, где проблема истощения ресурсов и увеличения доли ТРИЗ неактуальна: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ. Например, в Канаде для стимулирования разработки ТРИЗ одновременно с рентной системой устанавливаются специальные правила налогообложения, фактически аналогичные налогу на финансовый результат. Другие нефтедобывающих страны, такие как Англия и Норвегия, отошли от роялти ещё в начале 2000-х, что позволило им существенно увеличить налоговые поступления в бюджет за счёт увеличения объёма добычи сырья. Опыт Норвегии аналитики приводят отдельно. Нефтяную отрасль там облагают налогом на прибыль, к которому прибавлен специальный налог по ставке 78%. По такой же ставке, в случае убытков, государство из бюджета возмещает компаниям расходы на геологоразведочные работы.

Ставку НДД в России неоднократно пытались завысить, однако все же остановились на 50. Роман Шумяцкий, государственный советник РФ, доцент кафедры общественных финансов НГУЭУ, считает такой процент вполне адекватным.

«Понятно, что все организации и налогоплательщики не только в нашей стране, но и во всём мире, не хотят платить налоги, потому что это - часть имущества. Поэтому и должно быть разумным соотношение. В своё время американский экономист Лаффер выяснил, какая максимальная налоговая нагрузка может быть на бизнес, чтобы и государство не в проигрыше оставалось и бизнесу было бы нормально. Так вот, он определил ставку в 40-50% налоговых изъятий. Если больше - бизнес либо затухнет, либо уйдёт в тень», - уверен советник.

Как на самом деле на нефтяной отрасли отразится НДД, станет понятно только в 2020-22 годах. Потому как должен пройти хотя бы один финансовый год в новой налоговой системе. Напомним, что заработать она сможет лишь в 2019 году, при условии, что законопроект примет Государственная Дума.

Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, который уточняет, что «сам этот документ пока не видел». Ускорение с работой над законопроектом связано, видимо, с достигнутой договоренностью с ОПЕК о сокращении добычи нефти. НДД, видимо, будет преподносится нефтяникам как способ сэкономить и сократиь потери от снижения добычи.

До сих пор действует налог на добычу полезных ископаемых. В отличии от него НДД будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.

Процесс определения и согласования этих предельных расходов обещает быть увлекательным. Как сообщает ТАСС, внесенный законопроект предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов. Первая группа - это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах, вторая группа - зрелые месторождения (браунфилды) в Западной Сибири с суммарной годовой добычей нефти по всем месторождениям не более 15 млн тонн. В пилотном режиме НДД должен начать работать с 2018 г.

В последние годы Минфин отдает предпочтение НДД. Мол, это системное решение на долгосрочную перспективу. Сообщается, что параметры НДД согласованы между Минфином и Минэнерго.

ТАСС напоминает, что нефтяные компании представили свои предложения по реформе на совещании в Минэнерго в январе. «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и Независимая нефтегазовая компания единогласно выступили против повышения НДПИ, при этом «Газпром нефть» готова к компромиссу. Все они сходятся во мнении, что им необходимо предоставить право добровольного выбора налогового режима в течение одного года с даты вступления в силу закона о новом налоге.

Пока, по подсчетам компаний, за 2010-2017 годы изменение налоговых условий уже привело к росту нагрузки на отрасль на 1,1 трлн руб.

Постоянно идет спор между нефтяниками и властями об уровне налогов, и кона ему не видно. Ищутся компромиссы. По словам осведомленных источников ТАСС, за индивидуальные льготы выступает «Роснефть». Крупнейшее нефтяное месторождение в России - Самотлорское, по ее мнению, не должно попадать под НДД, поскольку является обводненным.

Заявки на участие в пилотном проекте по переходу месторождений на налог на добавленный доход уже подали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть». Все месторождения расположены в Западной Сибири, их совокупная добыча составляет около 7 млн тонн.
В интервью Агентству нефтегазовой информации (АНИ) председатель комитета по энергетике Государственной Думы РФ Павел Завальный говорил, даже в случае одобрения в правительстве, реформа будет носить в начале характер отраслевого эксперимента.

«Новый подход, а это будет конвергенция двух подходов, НДД и НФР (налог на финансовый результат) с тем, чтобы его можно было применять как для новых, так и для истощенных месторождений, коснется месторождений с объемами добычи до 10 млн тонн в год. Нужно будет посмотреть, как он будет работать, насколько эффективно и достигнет ли заявленных целей», - приводит его слова АНИ.

Тянуть с реформой стало сложно после продления соглашения об ограничении нефтедобычи странами ОПЕК и 11 независимыми нефтепроизводителями. В Vygon Consulting подсчитали, что в результате потери российских нефтяных компаний от составят в 2017 г. 70 млрд руб. Эти данные агентство приводит в исследовании «Нефтяная отрасль России: итоги 2016 года и перспективы на 2017–2018 годы».
Выигрыш российского бюджета от этих соглашений в 2017–2018 годах оценивается в 0,75–1,5 трлн руб.. Пролонгация сделки с ОПЕК до конца 2017 г. может привести к сокращению добычи нефти в России по итогам года на 1 млн т, до 546,5 млн т. В случае непродления соглашения добыча нефти в России могла бы вырасти до 554 млн т по итогам года.

Аналитики Vygon Consulting полагают, что в качестве компенсации потерь от сокращения добычи нефти отрасль могла бы просить у государства расширения эксперимента по налогу на добавленный доход (НДД) на обводненные месторождения и отказа от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ.

Минэнерго выступает против этого. Об этом говорил недавно министр энергетики Александр Новак, подчеркивая, что ведомство не планирует компенсаций для российских компаний в связи с возможным продлением соглашения по сокращению добычи нефти. Однако в апреле правительство одобрило налоговую реформу в нефтяной отрасли и согласилось обсуждать льготы для нефтяников, если последние гарантируют рост добычи. Теперь, когда налоговый законопроект поступил в кабмин, надо ждать новых раундов переговоров нефтяников и властей, причем сторонам нужно будет придти к какому-то соглашению до поступления проекта в Думу. Однако сроки обсуждения проекта депутатами не называются.

03.04.2018 19:14:02

Государственная Дума на пленарном заседании во вторник, 3 апреля, приняла в первом чтении правительственный законопроект о введении налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли.

Также депутаты рассмотрели альтернативный законопроект о налоге на финансовый результат (НФР). Документ был внесен в нижнюю палату парламента Думой Ханты-Мансийского автономного округа.

По словам Председателя комитета ГД по энергетике, члена фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павла Завального , фискальная система налогообложения нефтяной отрасли, которая существовала в России на протяжении последних 20 лет, сегодня уже не соответствует задачам по поддержанию добычи нефти. «При общем ухудшении структуры запасов она не оказывает стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти, не оставляет достаточных средств для инвестирования в новые технологии добычи», - отметил в ходе рассмотрения законопроекта глава думского комитета.

«Сегодня достигнутый уровень извлечения нефти составляет 26% при проектных значениях в 36%. В ХМАО - 22%, то есть каждую пятую тонну нефти мы добыли, при этом в той же Норвегии – 52%, в США – 42%», - привел данные Завальный.

С целью улучшения условий добычи нефти и разработки новых месторождений многие страны перешли на стимулирующие модели налогообложения нефтяной отрасли, отметил депутат. «Поэтому ХМАО, понимая проблемность, в ноябре 2014 года вышел с инициативой и внес законопроект о налоге на финансовый результат (одна из стимулирующих моделей налогообложения) . Налоговую ставку предлагалось установить в размере 60%, в том числе 48% в федеральный бюджет, 12% в бюджет субъекта Федерации. И в связи с этим предлагалось изменить Бюджетный кодекс», - указал Завальный.

Несмотря на общее понимание необходимости перехода к стимулирующей системе налогообложения, законопроект ХМАО вызвал замечания у Министерства финансов и у думского комитета по энергетике в части его универсальности и применимости для разных категорий месторождений, отметил парламентарий. В частности, по мнению экспертов и представителей отрасли, налог на финансовый результат больше применим для истощенных месторождений. Для новых месторождений больше подходит налог на добавленный доход, пояснил Завальный.

«В течение 4 лет Правительством вместе с нефтяными компаниями, с профильными комитетами была проведена работа. И в итоге законопроект, который предлагает Правительство, – это конвергенция двух подходов – закона о НДД и закона о НФР. Его можно применять как для разработки новых месторождений, так и для истощенных месторождений. Поэтому представляется целесообразным принятие именно законопроекта, подготовленного Правительством», - сказал глава думского комитета.

Председатель комитета ГД по бюджету и налогам, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Макаров назвал законопроект о применении НДД в нефтяной отрасли революционным.

«Мы прекрасно понимаем, что доходы нефтяной отрасли еще очень долгие годы будут оставаться базой для решения многочисленных проблем, которые есть у нас в стране», - заявил Макаров в ходе выступления на пленарном заседании.

При этом действующая сегодня система налогообложения в нефтянке была сформирована в 2002 году, и по существу представляет собой фискальные изъятия путем оборотных налогов – НДПИ и таможенной пошлины. «Это обеспечивало фискальные задачи и очень хорошо работало, но мы прекрасно понимаем, что по существу это было использование тех ресурсов и тех запасов, которые были наработаны еще в советское время. Это те запасы, которые еще были легкоизвлекаемыми. Меняется ситуация, а эта система не создавала главного – она не создавала стимула для ведения геологоразведки, для добычи трудноизвлекаемой нефти», - заявил глава бюджетного комитета.

В этой связи Макаров подчеркнул необходимость перехода к новой системе налогообложения, которая будет «стимулировать геологоразведку, которая будет стимулировать компании заниматься добычей уже не легкой, а тяжелой нефти».

«Очень важно, что эта работа, абсолютно фундаментальная, начинается с эксперимента, а не с установления общих правил, - отметил депутат. - Предлагается эксперимент, который позволит определить реальные последствия на очень ограниченном объеме. И только после этого, в случае положительного решения, предлагается распространить (налоговый режим) на всю страну. Мы должны провести объективный эксперимент, который позволит нам реально понять, как сделать так, чтобы нефтяная отрасль развивалась эффективно».

Глава думского комитета также отметил, что эксперимент в налоговой сфере проводится не за счет региональных бюджетов, а за счет средств федерального бюджета. «Все потери, которые по этому эксперименту могут быть понесены, относятся к федеральному бюджету», - подчеркнул Макаров.

«Риски есть. Мы понимаем, что если завтра цена на нефть упадет, то будут реальные потери бюджета, но потери федерального бюджета. При этом доходы региональных бюджетов только вырастут, потому что (будет действовать) налог на прибыль – будет меньше вычет и регионы получат больше средств. То есть данный эксперимент – это предложение как в случае падения цены на нефть обезопасить региональные бюджеты, которые зависят от нефтяных доходов», - заявил парламентарий.

Макаров напомнил, что комитет проводил специальные парламентские слушания, а также заседания Экспертного совета, участие в которых принимали представители всех компаний и профильных ведомств. «И все говорят, что законопроект об НДД в нефтяной отрасли надо принимать», - отметил он.

«Хотелось бы сказать огромное спасибо нашим коллегам из ХМАО, именно их законопроект (о налоге на финансовый результат) позволил начать серьезную дискуссию, - добавил Макаров. – В этом законе предлагалось, что точки недр, где будет проводиться эксперимент, будут определяться Правительством. В результате парламентских слушаний нам удалось доказать, что участие в эксперименте должно определяться в законе. И уже мы видим, что все точки недр прописаны в правительственном законе. Мы впервые географические координаты включаем в Налоговый кодекс, и это является гарантией того, что этот закон не станет способом недобросовестной конкуренции компаний».

Комитет Госдумы по бюджету и налогам предлагает поддержать правительственный законопроект, заявил Макаров. По его словам, законопроект об НДД «в значительной степени вобрал в себя все то лучшее, что предлагали наши коллеги из ХМАО». «Мы сейчас предлагаем дать длительную рассылку – порядка месяца, думаю, нам понадобятся специальные парламентские слушания или Экспертный совет, чтобы посмотреть, что нужно сделать в рамках второго чтения. И мы приглашаем всех принять участие в этой работе», - обратился к коллегам глава бюджетного комитета.

Выступая от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член комитета ГД по бюджету и налогам Валерий Скруг отметил актуальность перехода на новую систему налогообложения в условиях экономический санкций.

«Мы с вами прекрасно понимаем, что новые разработки надо инвестировать. В нынешней ситуации, в ситуации санкций ждать инвестиций из-за рубежа не приходится. Поэтому мы должны дать возможность разрабатывать новые месторождения нашим компаниям», - заявил парламентарий.

Для этого, по его мнению, необходимо вводить для российских нефтедобывающих компаний специальные налоговые режимы.

В качестве примера эффективной законодательной поддержки отраслей отечественной экономики Скруг привел опыт принятия законов, стимулирующих развитие АПК. «Вы помните, недавно мы принимали целую серию законов, и тогда многие говорили, что сельское хозяйство убыточно. Тем не менее, мы в позапрошлом году получили 120 миллионов тонн урожая зерна в стране, а в прошлом году - 134. Это такой хороший пример, когда стимулируется отрасль, и она даёт свои результаты», - отметил депутат.

«Мы предлагаем поддержать законопроект о введении налога на добавленный доход. Он позволит простимулировать как разработку новых месторождений, так и продолжить добычу нефти на истощённых участках», - заключил Скруг.

В 2019 г. для России и нефтяной отрасли предполагаются существенные изменения. В области законодательства РФ изменения коснуться системы налогообложения нефтяного бизнеса.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Изменения, которые будут внесены в новом порядке системы налогообложения, направлены на снятие ряда некоторых льготных мер за некоторыми местами рождения нефти.

НДД пока что проходит корректировку некоторых пунктов и уточнений, дабы снизить риск падения нефтяной продукции, в частности, ее стоимости на мировом рынке.

Что это такое

Добавленный доход - разница между доходами от реализации нефтепродуктов компании и потраченных на ее добычу ресурсов.

Тогда, налог на добавленный доход представляет из себя налоговый сбор на добычу и продажу нефтепродукции, без учета потраченных на нее техники, материалов переработки, иных затрат.

В том числе, не берутся во внимание затраты на эксплуатацию нефти транспортом и т. д. Налоговый сбор будет осуществляться с итоговой суммы продажи продукции, а не с добытого объема, как раньше.

Налоговый сбор на 2019 г. на нефтепродукцию пока предполагается в размере 50%. Что именно произойдет:

  • размеры вычета налога;
  • порядок его уплаты;
  • вместо НДПИ придет на смену НДД - налог на добавленный доход нефтепродукции.

Правовая база (законопроект)

Законопроект о налоге на добавленный доход должны ввести не раньше 2019 г. Об этом утверждается в очередном правительственном заседании.

Изначально планировалось его активация в 2019 г., но в силу обстоятельств, проект коснется лишь новых точек месторождения нефти, соответственно, молодых нефтяных компаний и скважин.

За словами вице-премьера РФ, за проектом от управления Президента РФ поступило несколько значительных замечаний со стороны технического характера.

После корректировки недочетов, проект снова выставят на обсуждение в думу для утверждения. Пока проект находится в «пилотном» режиме.

Первый этап принятия закона на НДД состоялся при первом чтении думы. НДД был изначально предложен и разработан совместно с Минэнерго и Минфин РФ.

Что значит для бюджета

Специалисты прогнозируют, что благодаря нововведения в системе налогообложения в нефтяной отрасли, государственный бюджет может пополниться на сумму около 600 млрд. руб.

Должен снизиться прежний налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но сам налог, как таковой, останется, его никуда не уберут.

Суть внедрения нового налога в том, чтобы заменить ряд льгот на нефтяную продукцию по экспорту и размер ставок в направлении добычи этой продукции для молодых участков месторождения нефти.

В общем получается, что государство как бы предлагает нефтяным компаниям вроде обмена, где они отменяют льготы, но вводят новую систему налогового вычета с рядом множественных послаблений.

Для государства такой встречный шаг к нефтяному бизнесу имеет значение. Отменив пошлину на экспорт продукции и заменив ее на налог на добавленный доход, Минфин находит еще один дополнительный источник дохода для бюджета страны.

Опасен ли для нефтяной отрасли

Поскольку нововведения неизбежны в любом случае, то нефтяные компании все стараются отстоять свое право выбора типа налогового вычета в своей деятельности.

Так как новый законопроект НДД еще окончательно не утвержден правительством РФ, за компаниями остается право выбора порядка налогообложения.

Компании могут выбирать, оставаться еще на старой системе вычета НДПИ или переходить на новую НДД.

Обратите внимание, что и старая программа никуда не девается, просто снижается ее стоимость, потому компаниям придется удерживать два типа налогов от добычи и доходов по продукции.

Минфин пробовал распространить сначала новый проект за нефтяными месторождениями свежими, новыми, но при этом, минуя те, к которым уже с 2016 г. стали применяться экспортные льготы за НДПИ.

За поддержкой вице-премьера Дворковича, еще на протяжении 2019 г. за компаниями остается право выбора системы налогообложения — оставаться на старой или перейти уже на новую, отказавшись от старых льгот.

С другой стороны, если правительство отменить старую систему налогообложения на доход полезных ископаемых, то всем нефтяным компаниям «добровольно-принудительно» придется перейти на новый порядок.

Тем самым, старая система потеряет свой смысл, если кто-то еще попытается ею пользоваться. По мнению экспертов, с применением новой НДД, нефтяные компании не много выиграют.

Другой вопрос касается технической части отрасли. К примеру, установили пороговое значение по выработке браунфилдов (молодых месторождений нефти).

Речь идет о месторождениях, у которых выработано от 20% до 80%, а для Сибири только 5%. Эксперты практически единогласно утверждают, что старания компаний не принесут желаемого результата, как таковым.

Вероятные последствия

Как может отразиться нововведение в 2019 году на нефтяной бизнес? Как и многие законопроекты, НДД должен себя оправдать. Все напрямую зависит от успешности проекта.

Пока что очень сложно что-то сказать, поскольку ранее привычный всем НДПИ отличается от нового НДД, который рассчитывался от оборота добытой нефтяной продукции.

На примере, в США была такая попытка введения аналогичной программы, но в итоге она претерпела крах, вследствие чего, стоимость нефти упала в 3 раза в своей цене.

Программу нужно вводить грамотно и постепенно, присматриваясь к последствиям ее течения, как она работает в действии.

Нефтяной бизнес - серьезный бизнес, который не терпит погрешностей. Для бюджета реформа выглядит болезненно, если смотреть на все в краткосрочной перспективе.

Но если страна хочет сделать большой и серьезный шаг в данной сфере деятельности, то придется потерпеть, приложив изрядно немало усилий.

Что можно сказать в заключении темы? Все остается актуальным ряд спорных и нерешенных вопросов, такие как:

Новый проект имеет право на существование, он будет реализован на законных основаниях. Государство с помощью НДД получает дополнительный источник прибыли в бюджет.

Видео: что нужно знать