Об обязательном личном страховании пассажиров. Обязательное и добровольное страхование пассажиров

Страхование пассажиров - это вид личного страхования от несчастных случаев, предусматривающий выплату полной или частичной страховой суммы в связи с последствиями несчастного случая, происшедшего с пассажиром в пути. Страхование пассажиров проводится как в обязательном, так и добровольном порядке.

Обязательное личное страхование пассажиров распространяется на пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, за исключением международных сообщений всех видов транспорта, пригородного и внутригородского сообщения, прогулочных и экскурсионных линий морского и речного транспорта, а также автомобильных междугородных маршрутов в пределах одной области, края.

В данном случае каждый пассажир застрахован в единой страховой сумме с момента объявления посадки и до момента оставления вокзала (порта, пристани, станции) в пункте конечного назначения. Транзитные пассажиры остаются застрахованными бесплатно. Страховые платежи включены в стоимость билетов, и размер их зависит от вида транспорта и дальности поездки.

Размеры страхового тарифа устанавливаются и утверждаются органами страхового надзора. Сумма страховой премии включается в стоимость проездного документа и взимается с пассажира при продаже билета. В случае наступления страхового события перевозчик должен составить акт о несчастном случае на транспорте. Страховая выплата должна быть произведена в 10-дневный срок после получения страховщиком соответствующего акта. При получении травмы в результате несчастного случая на транспорте пассажиру выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. Ее получателем при потере здоровья является застрахованный, а в случае смерти пассажира – его наследники.

25. Страхование от несчастных случаев.

Страхование от несчастных случаев - совокупность видов личного страхования, условия которых предусматривают осуществление страховой выплаты при потере здоровья или в связи с наступлением смерти застрахованного от оговоренных событий. Проводится как в добровольной или обязательной (страхование пассажиров, военнослужащих и др.) форме.

Страховым случаем признается такое внешнее воздействие на застрахованное лица, которое влечет за собой травматическое повреждение, увечье и иное причинение вреда его здоровью или смерть. Страховыми случаями являются :

Временное расстройство здоровья застрахованного лица;

Постоянное расстройство здоровья, повлекшее частичную или полную утрату трудоспособности - (инвалидность) застрахованного лица;

Смерть застрахованного;

Этот вид достаточно универсален в плане возможности заключения договора страхования как самостоятельно физическим лицом, так и за счет средств предприятия в отношении своих работников. Также Страхователь может заключить договор страхования как в свою пользу, так и в пользу других лиц (застрахованные лица).

Условия для физических лиц: от 16 до 74 лет, но с условием, что ко дню окончания срока страхования возраст страхователя не превысит 75 лет. Договор заключается на любой срок: от нескольких дней до года или на время выполнения определенной работы, вступает в силу с момента принятия первого взноса. В целях стимулирования заключения договор на длительный срок условия страхования предусматривают скидки на 3 года – 5%, на 4 года – 10%, на 5 лет – 15%. Страхование от несчастных случаев осуществляется без медицинского освидетельствования, но всегда страховщик оставляет за собой право на ее проведение.

Тарифные ставки устанавливаются в зависимости от степени опасности профессии или выполняемой им работы, т.е. в основу построения тарифов положен критерий производственного риска.

Страховой взнос- 0.8-1.2% страховой суммы (в зависимости от характера риска).

При наступлении страховых случаев страховщик, как правило, производит следующие выплаты:

Единовременные выплаты, определенные в проценте от страховой суммы, в случае постоянной утраты трудоспособности;

Страховое пособие в виде выплат за каждый день нетрудоспособности, в случае временной утраты трудоспособности;

В правилах страхования некоторых страховых компаний при страховании от временной нетрудоспособности предусмотрена возможность единовременной выплаты в зависимости от характера полученных повреждений;

В случае смерти наследники застрахованного лица получат 100% страховой суммы.

Во всех случаях выплата страхового обеспечения (страхового возмещения) производится с учетом ранее выплаченных сумм по данному договору страхования и не может превышать в итоге страховой суммы, установленной этим договором.

Обычно страховщики устанавливают следующие размеры единовременных выплат и страховых пособий:

1 группа инвалидности - 100% страховой суммы,

2 группа инвалидности - 60% страховой суммы,

3 группа инвалидности - 30% страховой суммы

0,3%-1,0% отстраховой суммы, обозначенной в договоре, в случае временной утраты трудоспособности, за каждый день нетрудоспособности.

Страховая сумма устанавливается по соглашению между страхователем и страховой компанией. Страховые тарифы рассчитываются индивидуально для каждого застрахованного лица в зависимости от возраста, профессии и других параметров. Данный вид страхования при всей своей актуальности не является дорогостоящим видом. Базовые страховые тарифы находятся, как правило, в пределах от 0,6% до 2,8% от страховой суммы.

Страхование пассажиров является одной из разновидностей личного страхования от наступления несчастного случая. Данная разновидность страхования существовала в России в добровольной и обязательной формах, но обязательная в 2013 году подверглась упразднению, но позже была заменена обязательным страхованием ответственности перевозчиков.

Обязательное пассажирское страхование от наступления несчастного случая

Обязательное пассажирское страхование от наступления несчастного случая действовало в России на основе Указа Президента РФ «Об обязательном личном пассажирском страховании», а в 2013 году было заменено обязательным страхованием ответственности перевозчиков.

Согласно этому указу страхованию подлежали пассажиры, которые перевозились железнодорожным, воздушным, автомобильным, водным транспортом по туристическим и междугородним маршрутам. Пассажиры пригородного и городского транспорта, а также международного сообщения в обязательном порядке страхованию не подлежали.

Замечание 1

Объектом страхования являлись здоровье и жизнь пассажиров. Страхование покрывало риски получения травмы, смерти и телесных повреждений в итоге наступления несчастного случая, который связан с поездкой.

Максимальная выплата, которая предусмотрена обязательным пассажирским страхованием от наступления несчастного случая, согласно законодательству составляла сто двадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Величина минимального размера оплаты труда в момент упразднения данной разновидности составлял сто рублей, соответственно, сумма по страхованию ограничивалась двенадцатью тысячами рублей. Эта сумма выплачивалась в случае наступления смерти пассажира. При получении увечья или травмы величина возмещения по страхованию рассчитывалась в пропорции тяжести полученный телесных повреждений в итоге наступления несчастного случая.

Особенность данной разновидности личного страхования состояла в том, что длительность действия страхового договора находилась в зависимости от времени, на протяжении которого физическое лицо использовало какой-либо вид транспорта. Страхование начиналось от момента объявления посадки в транспортное средство в пунктах отправления, а также завершалось в пункте прибытия при выходе пассажира с территории станции, автовокзала, но не свыше одного часа с момента прибытия в пункт назначения.

Страхователями выступали сами пассажиры, уплачивающие взнос по обязательному личному страхованию при приобретении проездного билета. В теории, их интересы в оформлении такой страховой операции представляет перевозчик - транспортная организация, выбиравшая страховщика, заключавшая с ним договор о реализации данной разновидности страхования. Но на практике перевозчик выступал агентом страховой организации, заинтересованным в продажах максимальной численности полисов по страхованию, получающий за эти операции комиссию. Обязательное требование к страховой организации заключалось в наличии лицензии на реализацию деятельности по пассажирскому страхованию. Пассажиры, которые имели право на бесплатный проезд, были признаны застрахованными без оплаты ими взноса по страхованию.

В соответствии с приказом Министерства финансов РФ «О величине страхового тарифа по обязательному личному пассажирскому страхованию железнодорожного, воздушного, внутреннего водного, морского и автомобильного транспорта» с 01.01.1998 года устанавливались следующие величины тарифов по обязательному личному пассажирскому страхованию лиц, перевозимых транспортом:

  • Воздушного типа – два рубля;
  • Железнодорожного типа – 2 рубля 30 копеек;
  • Морского типа – 10 копеек;
  • Внутреннего водного типа – 60 копеек;
  • Автомобильного типа – 1 рубль 50 копеек.

Тарификация обязательного пассажирского страхования (экскурсантов, туристов) железнодорожного, воздушного, внутреннего водного, морского и автомобильного транспорта учреждаются Росстрахнадзором при согласовании с Министерством транспорта РФ, Министерством путей сообщения РФ.

Значимая часть взносов по страхованию, которые получены страховщиками при реализации обязательного пассажирского страхования, в предусмотренном законом порядке направлено на образование резервов для финансирования мероприятий превенции несчастных случаев на транспортных средствах. К примеру, в тарификации по обязательному пассажирскому страхованию междугороднего автомобильного и железнодорожного транспорта отчисления в фонды предупредительных мероприятий составляют до 70-90%.

На выплаты пострадавшим лицам в срок действия этой разновидности страхования приходилась слишком маленькая доля собираемых премий по страхованию. Так, на пике развития этой разновидности страхования в 2007 году страховщики собирали 557,6 миллионов рублей премий по страхованию, и уплатили менее трех миллионов рублей выплат по страхованию.

Добровольное пассажирское страхование от наступления несчастного случая

Замечание 2

Добровольное пассажирское страхование от наступления несчастных случаев отличается от обязательного типа тем, что реализуется на основании добровольного волеизъявления сторон по заключению такого договора страхования.

Притом главные условия страхового договора (сумма по страхованию; перечень рисков, которые подлежат страхованию; тарификация по страхованию и иные) должны быть определены правилами по добровольному пассажирскому страхования от несчастных случаев, вырабатываемых страховой организацией и согласуемых в учрежденном порядке с органами надзора над деятельностью в сфере страхования.

Замечание 3

Особенность данной разновидности страхования заключается в том, что застрахованное лицо получает не рассчитанную сумму, которая расходовалась на лечение, а установленный платёж, на который оно было застраховано (от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей).

В целях обеспечения защиты интересов граждан постановлено:

1. Ввести на территории РФ обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета).

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:

всех видов транспорта международных сообщений;

железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;

морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;

автомобильного транспорта на городских маршрутах.

2. Установить, что до вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров (туристов, экскурсантов), обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее именуются перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренным законодательством.

Страховщики обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.

3. Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию соответственно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

4. Установить страховую сумму по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.

5. Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик также обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течении 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

6. Установить, что часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательством порядке направляются на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте.

7. Порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, министерством путей сообщения Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.

В целях обеспечения защиты интересов граждан постановлено:

1. Ввести на территории РФ обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо–экскурсионных организаций, на время поездки (полета).

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:

всех видов транспорта международных сообщений;

железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;

морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;

автомобильного транспорта на городских маршрутах.

2. Установить, что до вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров (туристов, экскурсантов), обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее именуются перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренным законодательством.

Страховщики обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.

3. Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию соответственно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

4. Установить страховую сумму по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.

5. Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик также обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течении 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

6. Установить, что часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательством порядке направляются на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте.

7. Порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, министерством путей сообщения Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.

1.2. Законодательство по отдельным видам личного страхования пассажиров.

Страхование на железнодорожном транспорте общего пользования.

1. Пассажиры на период следования поездами дальнего следования подлежат обязательному страхованию.

2. Работники железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении своих трудовых обязанностей подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Работники железнодорожного транспорта общего пользования и руководители организаций железнодорожного транспорта общего пользования, постоянная работа которых имеет разъездной характер, которые направлены в служебные командировки в отдельные местности, где введено чрезвычайное положение, или которые осуществляют контрольно-инспекционные функции в поездах, а также работники железнодорожного транспорта общего пользования, принимающие участие в испытаниях на железнодорожном транспорте транспортных средств, работники ведомственной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному страхованию.


Обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна.

1. Перевозчик обязан страховать ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам.

2. Страховая сумма на каждого пассажира воздушного судна, предусмотренная договором страхования жизни и здоровья пассажира, устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день продажи билета.

3.Страховая сумма, предусмотренная договором страхования багажа, устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом, за килограмм веса багажа.

Страховая сумма, предусмотренная договором страхования вещей, находящихся при пассажире, устанавливается в размере не менее чем десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

4. При выполнении международных полетов воздушным судном страхование ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна, в том числе ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажирах, является обязательным. Размер страховой суммы не должен быть менее размера, предусмотренного международными договорами Российской Федерации или законодательством соответствующего иностранного государства.

страхового сбора считаются застрахованными:


Размеры страхового тарифа по обязательному страхованию пассажиров.

С 1 января 1998 года действуют следующие размеры страховых тарифов по обязательному личному страхованию пассажиров:

Перевозимых воздушным транспортом – 2 руб.;

Перевозимых железнодорожным транспортом – 2,3 руб.;

Перевозимых морским транспортом – 0,1 руб.;

Перевозимых внутренним водным транспортом – 0,6 руб.;

Перевозимых автомобильным транспортом – 1,5 руб.

2. Программа обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

I. Основные условия

Проведение обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении регламентировано Указом Президента Российской Федерации от 07.07.92 № 750 " Об обязательном личном страховании пассажиров" (с последующими изменениями и дополнениями).

Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью и здоровьем пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

К междугородним перевозкам относятся перевозки осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров автомобильного транспорта международного сообщения, пригородного сообщения, на городских маршрутах.

Страхователями являются транспортные (транспортно-экспедиторские) предприятия (перевозчики), заключившие договоры в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации со страховыми организациями, имеющими соответствующую лицензию на проведение данного вида обязательного страхования.

Застрахованные лица : пассажиры, перевозимые автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

П. Страховые случаи

Периодом страхования является период с момента выхода застрахованного пассажира на перрон (посадочную площадку) для посадки в автотранспорт и до момента оставления его в пункте назначения.

Страховыми случаями являются нижеперечисленные события, если они подтверждены Актом о несчастном случае на транспорте:

Смерть застрахованного в результате несчастного случая на транспорте;

Травмы застрахованного лица в результате несчастного случая на транспорте.

Ш. Страховая сумма и страховой взнос

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров определена в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2000 № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы равной 100 рублям.

Страховой взнос по обязательному личному страхованию пассажиров, перевозимых междугородным автомобильным транспортом, установлен в размере 1,5 рублей.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта)при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Структура страхового тарифа. Утверждена письмом Росстрахнадзора от 25.09.96г. №02-04-08/4 (по согласованию с Минтрансом России) следующая структура страхового тарифа (в процентах от брутто-ставки):

нетто-ставка - 20;

отчисления в резерв предупредительных мероприятий – 70;

расходы на ведение дела – 10.

IV. Страховые выплаты

Страховая выплата производится Страховщиком в течение 10 дней со дня получения всех необходимых документов.

При наступлении страхового события в период страхования Страхователь обязан составить акт о несчастном случае, происшедшем с пассажиром, первый экземпляр которого вручить пострадавшему, его представителю или наследнику.

Для получения страховой суммы в связи со страховым событием пострадавший (представитель, наследники) предъявляют следующие документы:

Акт о несчастном случае на транспорте;

Заявление с указанием в нем места приобретения проездного документа;

Проездной билет или документ заменяющий его;

Документ медицинского учреждения: копии больничного листа, выписка из истории болезни или справки, подтверждающего факт травмы;

Свидетельство ЗАГСа или его копия, заверенная в нотариальном порядке, о смерти застрахованного пассажира;

Свидетельство нотариальной конторы о праве на наследство.

Застрахованному лицу при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы.

Размер страховой выплаты при получении травмы определяется в соответствии с Методическими указаниями "О порядке определения и выплаты страховых сумм в связи со страховыми событиями" от 03.11.92 г. №21.

В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Страховщик имеет право отказать в выплате страхового обеспечения в случаях, предусмотренных Законодательством Российской Федерации.

Список литературы.

1. «Воздушный кодекс РФ» от 19.03.1997 № 60-ФЗ

2. «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях»

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

С 1 января 2013 года здоровье и жизнь, а также имущество пассажиров любого общественного транспорта застрахованы.

Это изменение вводится Федеральным законом от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Этот закон устанавливает минимальные размеры страховых выплат и порядок их получения.

На каких видах транспорта нужно при перевозках страховать пассажира?

Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика распространяется на все виды пассажирского транспорта за исключением легкового такси:

  • автобусы;
  • троллейбусы;
  • трамваи;
  • маршрутные такси;
  • железнодорожные поезда;
  • самолеты;
  • водный транспорт;
  • метрополитен (для которого установлен особый порядок).

На легковое такси действие данного закона не распространяется. Ответственность перевозчика перед пассажиром в случае поездки на легковом такси регулируют другие нормативные акты, в частности Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Метрополитен не обязывают страховать ответственность перевозчика, но в случае возникновения какого-либо вреда для пассажиров ему также придется выплачивать полный размер компенсации из собственных средств.

Единственное, что нужно знать пассажирам: страховыми будут считаться только травмы, полученные в вагоне метро . В остальных случаях компенсацию можно получить только после доказательства вины метрополитена в произошедшем.

На рынке обязательного страхования пассажиров общественного транспорта будут работать 60 страховых компаний.

Страховой полис при проезде на общественном транспорте покупать не надо, так как он уже включен в стоимость билета.

За отсутствие договора страхования ответственности перевозчика перед пассажирами транспортная компания наказывается штрафом в размере 500 тыс. – 1 млн. руб., а должностные лица – 40–50 тыс. руб.

На какую сумму застрахован пассажир общественного транспорта?

Для каждого вида транспорта установлены разные тарифы страхования на одного пассажира. На морском транспорте он самый высокий и составляет 22,48–45,25 руб., самый низкий тариф на пригородных поездах – 0,07–0,15 руб.

Страховая компания обязана заплатить компенсацию пострадавшему или его родственникам в случае повреждений или смерти, если они произошли во время поездки на общественном транспорте. При этом суммы возмещения вреда действительно большие.

Например:

  • за простой ушиб можно получить 200 рублей;
  • за перелом ноги – 240 тысяч;
  • за сотрясение мозга – 60 тысяч;
  • за потерю беременности – 1 миллион.

Смерть пассажира оценивается в 2 миллиона и выплачивается родственникам погибшего. Эта же сумма будет выплачена людям, получившим в результате ДТП инвалидность I группы, и родителям детей, ставших таким образом инвалидами.

Кроме того, страховая компания обязана возместить вред, нанесенный имуществу пассажиров.

Как подтвердить факт поездки на транспортном средстве, попавшем в аварию?

Главным документом в случае аварии и получения травм является обычный пассажирский билет , и его желательно сохранять до самого конца поездки.

На билете имеется уникальный набор цифр, таким образом, по нему можно узнать всю информацию о транспортной организации.

В случае отсутствия билета страховая компания может привлечь в качестве подтверждающего свидетельства данные видеонаблюдения.

В любом случае она обязана заплатить, но только после проведения тщательной проверки факта аварии.

Куда обращаться при получении травмы?

При ДТП пассажиры могут в первую очередь обращаться к водителю , который обязан вызвать скорую помощь и ГИБДД. Кроме того, он должен предоставить акт о нанесении вреда жизни и здоровью и дать информацию о страховой компании, которая оплачивает лечение.

За денежной компенсацией можно обращаться в любое время, так как никаких ограничений по срокам нет.

Для получения выплаты необходимо написать заявление в страховую компанию и предоставить в нее медицинскую справку , в которой указан точный диагноз и зафиксировано наличие травм и других повреждений.