Нэп в 20 годы кратко. Смотреть что такое "НЭП" в других словарях

После окончания гражданской войны крестьянское хозяйство, разоренное войнами и неурожаем, к весне 1921 г. находилось в тяжелом положении. Крестьяне, недовольные политикой «военного коммунизма», организовывали выступления против Советской власти. Требовались немедленные меры, чтобы поднять производительные силы деревни. В тяжелом положении находилась и промышленность, не работали многие фабрики и заводы. Рабочие проявляли недовольство, некоторые стали уходить в деревню. Классовая база диктатуры пролетариата стала ослабевать.

В течение 1918-1920гг. неоднократно выдвигались предложения о замене продразверстки натуральным налогом и о переходе от коллективного продуктообмена с крестьянством к индивидуальному продуктообмену. В феврале 1921 г. В. И. Ленин передал в комиссию Политбюро записку с проектом реформы: заменить продразверстку продналогом, уменьшить размеры обложения, разрешить свободное распоряжение продовольственными излишками.

В марте 1921 г. X съезд Коммунистической партии принял решение о переходе от продразверстки к продналогу и о переходе к новой экономической политике (нэпу).

Период нэпа можно разделить на несколько этапов:

первый этап (1921-1925 гг.) - восстановление народного хозяйства, разоренного войной;

второй этап (1926-1929 гг.) - индустриализация, цель которой была в превращении СССР из аграрной страны в индустриальную;

третий этап (1930-1936 гг.) - массовая коллективизация, ликвидация капиталистических элементов, построение основ социалистической экономики.

21 марта ВЦИК принял декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Декретом устанавливался размер налога, который оказался почти в 2 раза меньше продразверстки. После уплаты налога крестьянин мог свободно распоряжаться урожаем. К 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня.

Нэп, начавшись в области сельского хозяйства, затронул и другие сферы: промышленность, финансы, трудовые отношения. Проведение нэпа привело к улучшению положения в промышленности. К 1925 г. валовая продукция достигла 75% от довоенного уровня. Производство электроэнергии превысило довоенные показатели.

Переход к новой экономической политике означал отказ от методов «военного коммунизма». Стали воссоздаваться многие институты дореволюционной экономики; рынок, частное предпринимательство, хозяйственные договоры, налоговая система и т. п.

Рыночная деятельность госпредприятий требовала наделения их правами юридического лица. Характерными чертами юридического лица были: самостоятельность в обороте, единство, бессрочность, производность и инструментальность его органов.

В экономике вводились плановые начала. На IX Всероссийском съезде Советов был утвержден Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). Была создана Государственная плановая комиссия, на которую возлагались работы по планированию народного хозяйства.

С введением нэпа натуральное распределение продуктов и товаров среди населения заменилось торговым обменом.

Актуальной стала проблема организации денежной экономики. Народному хозяйству требовалась стабильная твердая валюта.

Вопросы денежной реформы начали обсуждаться осенью 1921 г. с созданием специальной комиссии по валютной политике. На IX съезде Советов, прошедшем в декабре 1921 г., было поддержано предложение Наркомфина о переходе к золотой валюте и ограничении выпуска бумажных денег. С 1922 г. предполагалось начать выпуск новой валюты.

Продовольственная диктатура в деревне, массовые увольнения рабочих с закрывающихся фабрик и заводов, голод, падение производства привели к острейшему экономическому, а затем и политическому кризису в стране. В 1921-1922 большевикам лишь силой оружия удалось подавить народные восстания в 1920-1921 годах и спасти советскую власть от падения.

Но эти события заставили власти срочно разработать комплекс мер, которые могли бы изменить к лучшему социальное и экономическое положение в стране. Ленин понял, что без сотрудничества с крестьянами мира в стране не будет.

Реформы в деревне.

В марте 1921 года Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (нэп) . Первым шагом стала отмена продразверстки. Вместо нее вводился продналог. Он не отменял практику изъятия излишков, но тем не менее существенно отличался от продразверстки. По продразверстке власти устанавливали план, в соответствии с которым у крестьян отбирали определенный фиксированный объем продуктов. Этот план не снижался даже в годы неурожаев – и у многих нередко забирали даже посевное зерно. По продналогу же устанавливался процент от реально произведенных в хозяйстве продуктов. Произвел мало – отдавай соответственно тоже мало. Причем для «середняков и маломощных хозяев» процент продовольственного налога был пониженным. В результате крестьяне стали отдавать государству вдвое меньше продуктов, чем при продразверстке. Оставшиеся продукты они уже могли не прятать, а могли свободно распоряжаться ими по своему усмотрению.

Реформы в промышленности.

Коренные изменения произошли и в промышленности. Отменен декрет о полной национализации предприятий. Мелкие и средние предприятия вновь переданы в частные руки. Но в руках государства оставалась значительная часть промышленности и вся внешняя торговля. И тем не менее в советской России ненадолго возродилась частная собственность, а экономика стала многоукладной.

Отменены принудительный труд и уравнительная заработная плата. Теперь зарплата зависела от квалификации работника.

Проведена денежная реформа. Введен «золотой червонец» - твердая денежная единица, обеспеченная золотом.

Итоги нэпа.

После введения нэпа экономика России начала возрождаться. Наиболее быстрыми темпами развивались мелкая промышленность, сельское хозяйство и розничная торговля.

В деревне уже к 1925 году валовой сбор зерна сравнялся с уровнем наиболее благоприятного для России 1913 года. К 1927 году достигнут довоенный уровень в животноводстве. Многие крестьянские хозяйства быстро богатели. Сельские жители стали питаться лучше, чем до революции, росло их благосостояние. В 1927 году 60 процентов крестьян были середняками.

В городах появилась советская буржуазия – нэпманы и совбуры. Они как бы находились вне советского общества: не имели избирательных прав, не могли быть членами профсоюза. Но благодаря им в стране серьезно оживилась сфера розничной торговли, в которой частный капитал господствовал безраздельно.

Медленнее развивалась тяжелая промышленность. Но и здесь произошли заметные изменения. С ростом промышленности росла заработная плата рабочих, они получили право на ежегодный бесплатный отпуск.

Социально-экономическое положение в стране в 20-е годы.

Однако нэп не решил многих острейших проблем страны.

Несмотря на рост числа середняков в деревне, немало было и бедняков, которые едва сводили концы с концами. Они составляли 26 процентов от общего числа всех крестьян.

Несмотря на подъем промышленности, нарастала безработица. Рост уровня жизни тормозили высокие цены, нехватка товаров первой необходимости. Жилищный вопрос с каждым годом только обострялся.

Непомерно рос чиновничье-бюрократический аппарат. Причина – в активном вмешательстве государства в сферу производства и в низкой квалификации кадров, из-за чего на каждом участке работы трудилось людей больше оптимального количества. Кроме того, сыграла свою немаловажную роль нужда: многие шли работать в советские учреждения ради продовольственного пайка.

Частный капитал мог бы внести свой вклад в обновление отсталой российской экономики, но его не допускали в крупную и среднюю промышленность. Государственный же сектор экономики приносил немного доходов. Экспорт сельхозпродукции за рубеж сократился – в результате снизилась и эта статья доходов бюджета, резко уменьшился ввоз импортного оборудования для промышленности и товаров народного потребления. У крестьян не было стимула развивать хозяйства: на вырученные деньги все равно нечего было купить.

В 1927 году в ряде районов страны сократилась продажа сельхозпродуктов государству. Возникла паника. Горожане стали раскупать товары первой необходимости. С прилавков исчезли многие сельхозпродукты, начались перебои с поставками хлеба. Резко подскочили цены. План вывоза зерна за границу был сорван, и страна недополучила столь необходимую ей валюту. Промышленность испытала новый кризис.

В 1929 году были введены карточки на все продовольственные, а затем и промышленные товары. Стало ясно, что необходимо срочно корректировать экономическую политику государства.

Эпоха нэпа подходила к концу. Причиной тому было не только то, что он не смог решить острейшие проблемы общества. Частная собственность, которая составляла основу нэпа, противоречила социалистической идеологии государства.

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию.

В декабре 1929 года Сталин объявил о конце нэпа.

Принятие на Х съезде РКП (б) решения о замене продразверстки продналогом является точкой отсчета в переходе от политики “военного коммунизма” к новой системе хозяйствования, к НЭПу.

В.И.Ленин и К.Е.Ворошилов среди делегатов X съезда РКП(б). 1921 г.

Вполне очевидно, что введение продналога не является единственной характеристикой нэпа, который стал для советской страны определенной системой политических и экономических мер , осуществляемых на протяжении почти целого десятилетия. Но это были первые шаги, причем сделанные очень осторожно. Декретом Совнаркома от 29 марта 1921 г. был установлен хлебный налог в размере 240 млн. пудов (при среднем урожае) вместо 423 млн. пудов при разверстке 1920 г.

Крестьяне получили возможность продажи излишков своей продукции на рынке.

Для В.И. Ленина, как и для всех большевиков, это влекло за собой глубокий пересмотр собственных идей о несовместимости социализма и частной торговли. Уже в мае 1921 г., через 2 месяца после Х съезда, была созвана Х Чрезвычайная партконференция для обсуждения нового курса. Сомнений уже не могло быть — курс, как уточнял Ленин, был взят “всерьез и надолго”. Это был “реформистский ” метод действий, отказ от революционной красногвардейской атаки на капитал, это был “допуск” в социализм элементов капиталистической экономики.

В.И.Ленин в своем кабинете. Октябрь 1922 г.

Для формирования рынка и налаживания товарообмена необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. В управлении промышленностью произошли радикальные изменения. Были созданы тресты — объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в тресты.

Н.А.Бердяев.

С.Л. Франк, Л.П. Карсавин; историки А.А. Кизеветтер, С.П. Мельгунов, А.В. Флоровский; экономист Б.Д. Бруцкус и др.

Особый упор сделан на ликвидацию партий меньшевиков и эсеров , в 1922 г. аресты стали массовыми. К этому времени РКП (б) осталась единственной легальной политической партией в стране .

Новая экономическая политика совместила в себе с самого начала две противоречивые тенденции: одна — на либерализацию экономики, другая — на сохранение монополии коммунистической партии на власть . Эти противоречия не могли не видеть В.И. Ленин и другие лидеры партии.

Сложившаяся в 20-е гг. нэповская система, таким образом, должна была способствовать восстановлению и развитию народного хозяйства , разрушившегося за годы империалистической и гражданской войн, но, в то же время эта система изначально заключала в себе внутреннюю противоречивость , неизбежно приводившую к глубоким кризисам, непосредственно проистекающим из природы и сущности нэпа.

Первые шаги в либерализации экономики, введении рыночных отношений способствовали решению задачи восстановления народного хозяйства страны, разрушенного гражданской войной. Явный подъем обозначился к началу 1922 г. Началась реализация плана ГОЭЛРО .

В.И.Ленин у карты ГОЭЛРО. VIII Всероссийский съезд Советов. Декабрь 1920 г. Худ. Л.Шматько. 1957 г.

Из состояния разрухи стал выходить железнодорожный транспорт, движение поездов было восстановлено по всей территории страны. К 1925 г. крупная промышленность достигла уровня 1913 г. Были пущены Нижегородская, Шатурская, Ярославская, Волховская ГЭС.

Пуск 1-й очереди Каширской ГРЭС. 1922 г.

Путиловский машиностроительных завод в Петрограде, а затем Харьковский и Коломенский заводы стали выпускать трактора, Московский завод АМО — грузовые автомобили.

За период 1921 — 1924 гг. валовая продукция крупной государственной промышленности возросла более чем в 2 раза.

Начался подъем в сельском хозяйстве . В 1921 — 1922 гг. государство получило 233 млн. пудов зерна, в 1922 — 1923 — 429,6 млн., в 1923 — 1924 — 397, в 1925 — 1926 — 496 млн. пудов. Государственные заготовки масла увеличились в 3,1 раза, яиц — в 6 раз.

Переход к продналогу улучшил социально-политическую обстановку в деревне. В информационных сводках ЦК РКП (б), относящихся к лету 1921 г., сообщалось: “Крестьяне повсеместно увеличивают площади засева, вооруженные выступления пошли на убыль, отношение крестьян меняется в пользу советской власти”.

Но первым успехам помешали чрезвычайные бедствия, обрушившиеся на основные зерновые районы страны. 25 губерний Поволжья, Дона, Северного Кавказа и Украины были поражены сильнейшей засухой, что в условиях послевоенного продовольственного кризиса привело к голоду, унесшему около 6 % населения. Борьба с голодом велась как широкая государственная кампания с привлечением предприятий, организаций, Красной Армии, международных организаций (АРА, Межрабпом).

В пораженных голодом районах сохранялось военное положение, введенное там еще в годы гражданской войны, стала реальной угроза мятежей, усилился бандитизм.

На первый план выдвигается новая проблема. Крестьянство выказало свое недовольство нормой продналога , которая оказалась непосильной.

В сводках ГПУ за 1922 г. “О политическом состоянии российской деревни” отмечалось крайне негативное влияние продналога на материальное положение крестьян. Местные власти применяли решительные меры к задолжникам вплоть до репрессий. В некоторых губерниях проводились опись имущества, аресты и суды. Подобные меры встречали активное сопротивление крестьян. Так, например, жители одной из деревень Тверской губернии расстреляли отряд красноармейцев, прибывший для взимания налога.

Согласно декрету ВЦИК и СНК “О едином натуральном налоге на продукты сельского хозяйства на 1922 — 1923 гг.” от 17 марта 1922 г., вместо целого множества продуктовых налогов устанавливался единый натуральный налог , предполагавший единство окладного листа, платежных периодов и общую единицу исчисления — пуд ржи.

В мае 1922 г. ВЦИК принял Основной закон о трудовом землепользовании , содержание которого позднее почти без изменений легло в основу Земельного кодекса РСФСР, утвержденного 30 октября и вступившего в действие с 1 декабря того же года. В рамках государственной собственности на землю, подтвержденной кодексом, крестьянам предоставлялась свобода выбора форм землепользования вплоть до организации единоличных хозяйств.

Развитие единоличных хозяйств в деревне вело к усилению классового расслоения . В результате в тяжелом положении оказались маломощные хозяйства. В 1922 г. в ЦК РКП (б) начали поступать сведения о распространении системы кабальных сделок в деревне. Это означало, что бедняки для того, чтобы получить ссуду или инвентарь у кулаков, вынуждены были закладывать свой урожай “на корню” за бесценок. Эти явления — тоже лицо нэпа в деревне.

Вообще первые годы нэпа стали серьезным испытанием нового курса, поскольку возникающие трудности были обусловлены не только последствиями неурожайного 1921 г., но и сложностью перестройки всей системы экономических отношений в стране.

Весной 1922 г. разразился финансовый кризис , непосредственно связанный с введением капиталистических форм экономики.

Декретами СНК 1921 г. о свободе торговли, о денационализации предприятий ознаменовался отказ от политики “коммунистического” распределения. Значит к жизни вернулись денежные знаки как неотъемлемая часть свободного предпринимательства и торговли. Как писал М. Булгаков, в конце 1921 г. в Москве появились “триллионеры”, т.е. люди, имевшие триллионы рублей. Астрономические цифры стали реальностью, потому что появилась возможность покупать на них товары, но эта возможность ограничивалась постоянным обесцениванием рубля, что, естественно, сужало возможности свободной торговли и рынка.

В это время проявил себя и новый нэпманский предприниматель, “советский капиталист”, который в условиях товарного голода неизбежно становился обычным перекупщиком и спекулянтом.

Страстная (ныне Пушкинская) площадь. 1920-е гг.

В.И. Ленин, оценивая спекуляцию, говорил, что “вырывается машина из рук, едет не совсем так, как воображает тот, кто сидит у руля этой машины”.

Коммунисты признавали, что старый мир ворвался с куплей-продажей, приказчиками, спекулянтами — с тем, против чего совсем недавно воевали. Добавились проблемы с госпромышленностью, которая была снята с государственного снабжения и фактически оставлена без оборотных средств. В результате рабочие или пополняли армию безработных, или по несколько месяцев не получали зарплату.

Серьезно осложнилось положение в промышленности в 1923 — начале 1924 гг. , когда произошло резкое снижение темпов роста промышленного производства, что привело, в свою очередь, к массовому закрытию предприятий, росту безработицы, появлению забастовочного движения, охватившему всю страну.

Причины поразившего в 1923 г. экономику страны кризиса стали предметом обсуждения на XII съезде РКП (б) , состоявшемся в апреле 1923 г . “Кризис ножниц цен ” — так его стали называть по знаменитой диаграмме, которую Л.Д. Троцкий, заговоривший об том явлении, показал делегатам съезда. Кризис был связан с расхождением цен на промышленные и сельскохозяйственные товары (это и называлось “ножницы цен”). Произошло это потому, что в восстановительный период по масштабам и темпам восстановления впереди шла деревня. Кустарно-ремесленное и частное производство росло быстрее, чем крупная промышленность. К середине 1923 г. сельское хозяйство было восстановлено по отношению к довоенному уровню на 70 %, а крупная промышленность — всего на 39 %.

Дискуссия по проблеме “ножниц ” состоялась на октябрьском Пленуме ЦК РКП (б) в 1923 г. Было принято решение о понижении цен на промышленные товары, что, безусловно, предотвратило углубление кризиса, который создавал серьезную угрозу социального взрыва в стране.

Весь социально-политический кризис, поразивший СССР в 1923 г., не может быть ограничен только узкими рамками проблемы “ножниц цен”. К сожалению, проблема была даже более серьезной, чем могло показаться на первый взгляд. Развивалось серьезное противоречие между властью и народом , который был недоволен политикой власти, политикой коммунистической партии. И рабочий класс, и крестьянство выразили свой протест как в форме пассивного сопротивления, так и активными выступлениями против советской власти.

В 1923 г . многие губернии страны были охвачены забастовочными движениями . В отчетах ОГПУ “О политическом состоянии СССР” выделялся целый комплекс причин: это долговременные задержки заработной платы, ее низкий уровень, повышение норм выработки, сокращение штатов, массовые увольнения. Наиболее острые волнения произошли на текстильных предприятиях Москвы, на металлургических предприятиях Урала, Приморья, Петрограда, на железнодорожном и водном транспорте.

1923 г. был тяжелым и для крестьянства. Определяющим моментом в настроениях крестьянства стало недовольство чрезмерно высоким уровнем единого налога и “ножницами цен”. В некоторых районах Приморской и Забайкальской губерний, в Горской Республике (Северный Кавказ) крестьяне вообще отказывались уплачивать налог. Многие крестьяне, чтобы заплатить налог, вынуждены были продавать свой скот и даже инвентарь. Появилась угроза голода. В Мурманской, Псковской, Архангельской губерниях в пищу уже начали употреблять суррогаты: мох, рыбные кости, солому. Реальной угрозой стал бандитизм (в Сибири, Забайкалье, на Северном Кавказе, на Украине).

Социально-экономический и политический кризис не мог не отразиться и на положении партии.

8 октября 1923 г. Троцкий изложил свою точку зрения на причины кризиса и пути выхода из него. Убеждение Троцкого, что “хаос идет сверху”, что в основе кризиса лежат субъективные причины, разделяли многие руководители хозяйственных ведомств и организаций.

Такая позиция Троцкого получила осуждение большинства членов ЦК РКП (б), и тогда он обратился к партийным массам. 11 декабря 1923 г. в “Правде ” было опубликовано “Письмо к партийным совещаниям” Троцкого, где он обвинил партию в бюрократическом перерождении . В течение целого месяца с середины декабря 1923 г. до середины января 1924 г. 2-3 страницы “Правды” были заполнены дискуссионными статьями и материалами.

Трудности, возникавшие по мере развития и углубления нэпа в первой половине 20-х гг., неизбежно вели к внутрипартийным спорам. Формирующееся “левое направление ”, отстаиваемое Троцким и его сторонниками, фактически отразило неверие определенной части коммунистов в перспективы нэпа в стране .

На VIII Всесоюзной партийной конференции были подведены итоги дискуссии и принята развернутая резолюция, осудившая Троцкого и его сторонников за мелкобуржуазный уклон. Обвинение во фракционности, антибольшевизме, ревизии ленинизма пошатнули его авторитет, стали началом краха его политической карьеры.

В 1923 г. в связи с болезнью Ленина идет постепенный процесс концентрации власти в руках основной “тройки ” ЦК: Сталина, Каменева и Зиновьева. Для того, чтобы исключить в будущем оппозиционность внутри партии, на конференции был обнародован седьмой пункт резолюции “О единстве партии”, принятый на Х съезде и до этого времени сохранявшийся в тайне.

Прощание с В.И.Лениным. Январь 1924 г. Худ. С.Боим. 1952 г.

Пока Ленин реально возглавлял партию, его авторитет в ней был непререкаем. Поэтому борьба за власть между представителями зарождающихся в связи с переходом к нэпу политических течений могла иметь только характер скрытого соперничества.

С 1922 г ., когда И.В. Сталин занял должность Генерального секретаря РКП(б) , он исподволь расставлял своих сторонников на ключевые посты в партийном аппарате.

На XIII съезде РКП (б) 23 — 31 мая 1924 г. явно отмечены были две тенденции развития советского общества: “одна — капиталистическая, когда на одном полюсе накапливается капитал, на другом — наемный труд, нищета; другая — через наиболее понятные, доступные формы кооперации — к социализму”.

С конца 1924 г . начинается проведение курса “лицом к деревне ”, избранного партией в результате усилившегося недовольства крестьянства проводимой политикой, появления массовых требований о создании крестьянской партии (так называемого Крестьянского Союза ), которая бы в отличие от РКП (б) защищала интересы крестьян, решала вопросы о налоге, способствовала углублению и расширению частной собственности в деревне.

Разработчиком и идеологом “деревенского нэпа” стал Н.И. Бухарин, считавший, что необходимо от политики тактических уступок крестьянству перейти к устойчивому курсу экономических реформ, поскольку, как он говорил, “у нас есть нэп в городе, у нас есть нэп в отношениях между городом и деревней, но у нас нет нэпа в самой деревне”.

С обоснованием нового поворота в экономической политике в деревне Бухарин выступил 17 апреля 1925 г . на собрании Московского партийного актива, через неделю этот доклад в виде статьи был опубликован в “Правде”. Именно в этом докладе Бухарин произнес знаменитую фразу, обращаясь с призывом ко всему крестьянству: “Обогащайтесь! ”.

Этот курс получил практическое воплощение на апрельском 1925 г. Пленуме ЦК РКП (б), который зафиксировал, что “вместе с развитием рыночных отношений в деревне, а также усилением торговой связи с городом и внешним рынком идет и будет расти укрепление основной массы середняцких хозяйств с одновременным ростом (по крайней мере, для ближайших лет) на одной стороне зажиточных слоев деревни с выделением капиталистических элементов (купечества) и на другой — батраков и деревенской бедноты”.

А в декабре 1925 г . состоялся XIV съезд , где был официально одобрен курс на победу социализма в СССР .

Рабочие делегации Москвы и Донбасса приветствуют XIV съезд партии. Худ. Ю.Цыганов

К.Е.Ворошилов и М.В.Фрунзе во время парада на Красной площади 1 мая 1925 г.

Съезд назвал это “основной задачей нашей партии” и подчеркнул, что “налицо экономическое наступление пролетариата на базе новой экономической политики и продвижение экономики СССР в сторону социализма, а государственная социалистическая промышленность все более становится авангардом народного хозяйства”, следовательно, “во главу угла надо поставить задачу победы социалистических хозяйственных форм над частным капиталом”.

Таким образом, XIV съезд РКП (б) стал своего рода рубежным в переориентации политики партии на усиление социалистических начал в экономике.

Тем не менее начало второй половины 20-х гг. все еще проходило под знаком сохранения и развития нэповских принципов. Но хлебозаготовительный кризис зимы 1927 — 1928 гг. создал реальную угрозу планам промышленного строительства, осложнив общую экономическую ситуацию в стране.

В определении судьбы нэпа в создавшихся экономических условиях столкнулись две группы политического руководства страны. Первая, — Бухарин, Рыков, Пятаков, Томский, Смилга и другие сторонники активного роста сельского хозяйства, углубления нэпа в деревне, проиграла идеологическую битву другой — Сталину и его сторонникам (Молотову, Ворошилову, Кагановичу и др.), добившимся к тому времени большинства в политическом руководстве страны.

В январе 1928 г. Сталин предложил для стабилизации хлебозаготовок развернуть строительство колхозов и совхозов. В речи Сталина в июле 1928 г., опубликованной только несколько лет спустя, подчеркивалось, что политика нэпа зашла в тупик , что ожесточение классовой борьбы объясняется все более отчаянным сопротивлением капиталистических элементов, что крестьянству придется потратиться на нужды индустриализации.

Бухарин, по его собственному выражению, “пришел в ужас” от выводов Генсека и попытался организовать полемику, опубликовав 30 сентября 1928 г. в “Правде” “Заметки экономиста”, где изложил экономическую программу оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский составили так называемую “правую оппозицию”). Автор статьи объяснял кризис ошибками планирования, ценообразования, неподготовленностью сельскохозяйственной кооперации и выступал за возврат к экономическим и финансовым мерам воздействия на рынок в условиях нэпа.

В ноябре 1928 г . Пленум ЦК единогласно осудил “правый уклон ”, от него отмежевались и Бухарин, и Рыков, и Томский, которые руководствовались желанием сохранить единство партии. В этом же месяце партийно-государственными органами принимается решение о форсировании процессов коллективизации .

В 1929 г. на Украине и в РСФСР узакониваются чрезвычайные меры по ограничению свободной продажи хлеба, устанавливается первоочередная продажа зерна по государственным обязательствам, начинает проводиться в жизнь политика экспроприации купечества как класса. Страна вступает в 1-ю пятилетку, в планах которой предусматриваются ускоренные темпы индустриализации и коллективизации страны. И в этих планах уже нет места .

В многолетней борьбе социалистических и рыночных начал победа была директирована сверху , партийным руководством страны, сделавшим свой окончательный выбор в пользу социализма .

Однако придание решающего значения субъективному фактору — волевым действиям Сталина и его окружения, ориентировавшихся на ускоренную социалистическую индустриализацию, не может являться единственным объяснением “гибели нэпа” в СССР.

Реальная практика осуществления этой политики на протяжении 20-х гг. выявляет и объективный фактор — т.е. те противоречия и кризисы, которые были присущи самой природе нэпа . Переплетение рыночных и административных командных начал управления, лавирование между рынком и директивной экономикой обусловили “поворот” 1929 г . Этот год стал фактически концом новой экономической политики , осуществляющейся партией и правительством в восстановительный период. Были в это время и несомненные успехи, и потери, и явления стабилизации, и внутренние кризисы. Но позитивные, конструктивные преобразования 20-х гг. несомненно связаны с более гибкой стратегией и тактикой нэпа по сравнению с политикой тотального режима последующих “сталинских” десятилетий.

Новая экономическая политика - экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП - замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге - около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Предпосылки перехода к НЭПу

После окончания гражданской войны страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнулась с глубоким экономическим и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих национальных богатств. Особенно крупный урон понесла промышленность. Объем ее валовой продукции уменьшился в 7 раз. Запасы сырья и материалов к 1920 году были в основном исчерпаны. По сравнению с 1913 годом валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13%, а мелкой более чем на 44%.

Огромные разрушения были нанесены транспорту. В 1920 г объем перевозок железных дорог составил 20% по отношению к довоенному. Ухудшилось положение в сельском хозяйстве. Сократились посевные площади, урожайность, валовые сборы зерновых, производство продуктов животноводства. Сельское хозяйство все более приобрело потребительский характер, его товарность упала в 2,5 раза. Произошло резкое падения жизненного уровня и труда рабочих. В результате закрытия многих предприятий продолжался процесс деклассирования пролетариата. Огромные лишения привели к тому, что с осени 1920 года в среде рабочего класса стало усиливаться недовольство. Положение осложнялось начавшейся демобилизацией Красной Армии. По мере того, как фронты гражданской войны отступали к границам страны, крестьянство начало все более активно выступать против продразверстки, которая реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.

Политика «военного коммунизма» привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. Это порождало у них иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании «черного рынка» и расцвете спекуляции. В социальной сфере политика «военного коммунизма» опиралась на принцип «Кто не работает, тот не ест ». В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. - всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг. В период «военного коммунизма» в политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б), что тоже в последствии явилось одной из причин перехода к НЕПу. Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан. По существу речь шла о кризисе политики «военного коммунизма».

Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов - все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Кроме того, к весне 1921 г. была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально-техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому В. И. Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

Сущность НЭПа

Сущность НЭПа была понятна не всем. Неверие в НЭП, его социалистическую направленность порождало споры о путях развития экономики страны, о возможности построения социализма. При самом различном понимании НЭПа многие партийные деятели сходились в том, что в конце гражданской войны в Советской России сохранилось два основных класса населения: рабочие и крестьяне, а вначале 20 годов после ведения НЭПа, появилась и новая буржуазия, носительница реставраторских тенденций. Широкое поле деятельности для нэпманской буржуазии составили отрасли, обслуживающие основные важнейшие потребительские интересы города и деревни. В. И. Ленин понимал неизбежные противоречия, опасности развития на пути НЭПа. Он считал необходимым укрепление Советского государства для обеспечения победы над капитализмом.

В целом нэповская экономика представляла собой сложную и малоустойчивую рыночно-административную конструкцию. Причем введение в нее рыночных элементов носило вынужденный характер, а сохранение административно-командных - принципиальный и стратегический. Не отказываясь от конечной цели (создания нерыночной системы экономики) НЭПа, большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при одновременном сохранении в руках государства «командных высот»: национализированной земли и недр, крупной и большей части средней промышленности, транспорта, банковского дела, монополии внешней торговли. Предполагалось относительно длительное сосуществование социалистического и несоциалистического (государственно-капиталистического, частнокапиталистического, мелкотоварного, патриархального) укладов с постепенным вытеснением последних из хозяйственной жизни страны при опоре на «командные высоты» и использованием рычагов экономического и административного воздействия на крупных и мелких собственников (налоги, кредиты, ценовая политика, законодательство и т.д.).

С точки зрения В. И. Ленина сущность нэповского маневра заключалась в подведении экономического фундамента под «союз рабочего класса и трудящегося крестьянства», иначе говоря - предоставления известной свободы хозяйствования преобладавшей в стране среди мелких товаропроизводителей с тем, чтобы снять их острое недовольство властью и обеспечить политическую стабильность в обществе. Как не раз подчеркивал большевистский лидер, НЭП являлся обходным, опосредованным путем к социализму, единственно возможным после провала попытки прямого и быстрого слома всех рыночных структур. Прямой путь к социализму, впрочем, не отвергался им в принципе: Ленин признавал его вполне пригодным для развитых капиталистических государств после победы там пролетарской революции.

НЭП в сельском хозяйстве

Постановление X съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом, положившее начало новой экономической политике, законодательно было оформлено декретом ВЦИК в марте 1921 года. Размер налога снизился почти в два раза по сравнению с продразверсткой, причем основная его тяжесть падала на зажиточных сельских крестьян. Декрет ограничивал свободу торговли остающейся у крестьян после уплаты налога продукцией «пределами местного хозяйственного оборота». Уже к 1922 году обозначился заметный рост сельского хозяйства. Страна была накормлена. В 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня. Крестьяне засеяли почти такую же площадь, как в довоенном 1913 г. Валовой сбор зерна составил 82% по сравнению с 1913 г. Поголовье скота превысило довоенный уровень. 13 млн. крестьянских хозяйств являлись членами сельскохозяйственной кооперации. В стране было около 22 тыс. колхозов. Осуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. В западных странах аграрная революция, т.е. система совершенствования сельскохозяйственного производства, предшествовала революционной промышленности, а потому в целом было легче снабжать продуктами городское население. В СССР оба эти процесса приходилось осуществлять одновременно. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации.

НЭП в промышленности

Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40 % из них было централизованного, а 60 % - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращён. Именно в то время появился хозяйственный расчёт, при котором предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В условиях НЭПа, писал Ленин, «государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчёт, то есть, по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала».

Советская власть пыталась сочетать в деятельности трестов два начала - рыночное и плановое. Поощряя первое, государство стремилось с помощью трестов заимствовать из рыночного хозяйства технику и приемы работы. Одновременно усиливался принцип плановости в деятельности трестов. Государство поощряло сферы деятельности трестов и создание системы концернов за счет присоединения к трестам предприятий, производящих сырьё и готовые изделия. Концерны должны были служить центрами планового руководства экономикой. По этим соображениям в 1925 году из положения о трестах была изъята мотивировка «прибыли» как цели их деятельности и оставлено только упоминание о «коммерческом расчете». Итак, трест как форма управления сочетал в себе плановые, и рыночные элементы, которые государство пыталось использовать для построения социалистического планового хозяйства. В этом была сложность и противоречивость ситуации.

Почти одновременно стали создаваться синдикаты - объединения трестов для оптового сбыта продукции, кредитования и регулирования торговых операций на рынке. К концу 1922 г. синдикаты контролировали 80% промышленности, охваченной трестами. На практике сложилось три типа синдикатов:

  1. с преобладанием торговой функции (Текстильный, Пшеничный, Табачный);
  2. с преобладанием регулятивной функции (Совет съездов основной химической промышленности);
  3. синдикаты, созданные государством на принудительной основе (Солесиндикат, Нефтяной, Угольный и др.) для сохранением контроля за важнейшими ресурсами.

Таким образом, синдикаты как форма управления также носили двойственный характер: с одной стороны, они сочетали в себе элементы рынка, так как были ориентированы на улучшение коммерческой деятельности входивших в них трестов, с другой - это были монопольные организации в данной отрасли, регулируемые вышестоящими государственными органами (ВСНХ и наркоматами).

Финансовая реформа НЭПа

Переход к НЭПу потребовал разработки новой финансовой политики. В проведении реформы финансово-денежной системы приняли участие опытные дореволюционные финансисты: Н. Кутлер, В. Тарновский, профессора Л. Юровский, П. Гензель, А. Соколов, З. Каценеленбаум, С. Фолькнер, Н. Шапошников, Н. Некрасов, А. Мануйлов, бывший помощник министра А. Хрущев. Большую организаторскую работу провели нарком финансов Г. Сокольников, член коллегии Наркомфина В. Владимиров, председатель правления Госбанка А. Шейман. Были определены основные направления реформы: прекращение денежной эмиссии, установление бездефицитного бюджета, восстановление банковской системы и сберегательных касс, введение единой денежной системы, создание устойчивой валюты, выработка соответствующей налоговой системы.

Декретом Советского правительства от 4 октября 1921 года в составе Наркомфина был образован Госбанк, открыты ссудо-сберегательные кассы, введена оплата транспорта, кассово-телеграфных услуг. Была восстановлена система прямых и косвенных налогов. Для укрепления бюджета резко сократили все расходы, которые не соответствовали доходам государства. Дальнейшая нормализация финансово-банковской системы требовала укрепления советского рубля.


В соответствии с декретом СНК с ноября 1922 г. начался выпуск параллельной советской валюты - «червонца». Он был приравнен к 1 золотнику - 78, 24 доли или 7,74234 г. чистого золота, т.е. тому количеству, которое содержалось в дореволюционной золотой десятке. Запрещалось погашать червонцами бюджетный дефицит. Они предназначались для обслуживания кредитных операций Госбанка, промышленность, оптовой торговли.

Для сохранения устойчивости червонца особая часть (ОЧ) валютного управления Наркомфина скупала или продавала золото, иностранную валюту и червонцы. Несмотря на то, что эта мера соответствовала интересам государства, подобная коммерческая деятельность ОЧ расценивалась ОГПУ как спекуляция, поэтому в мае 1926 г. начались аресты и расстрелы руководителей и сотрудников ОЧ (Л. Волина, А.М. Чепелевского и др., реабилитированных только 1996 г.).

Высокая нарицательная стоимость червонцев (10, 25, 50 и 100 руб.) создавала трудности с их разменом. В феврале 1924 г. было принято решение о выпуске государственных казначейских билетов номиналом 1, 3, и 5 руб. золотом, а также мелкой разменной серебряной и медной монеты.

В 1923 и 1924 г.г. были проведены две девальвации совзнака (прежнего расчетного дензнака). Это придавало денежной реформе конфискационный характер. 7 марта 1924 г. было принято решение о выпуске совзнаков Госбанком. За каждые сданные государству 500 млн. руб. образца 1923 г. их владелец получал 1 коп. Так была ликвидирована системы двух параллельных валют.

В целом государство добилось определенных успехов в проведении денежной реформы. Червонца стали производить биржи в Константинополе, прибалтийских странах (Рига, Ревель), Риме, некоторых восточных странах. Курс червонца равнялся 5 дол. 14 центам США.

Укреплению финансовой системы страны способствовали возрождение кредитной и налоговой систем, создание бирж и сети акционерных банков, распространение коммерческого кредита, развитие внешней торговли.

Однако финансовая система, созданная на базе НЭПа, стала дестабилизироваться во второй половине 20-х гг. в силу нескольких причин. Государство усилило плановые начала в экономике. В контрольных цифрах на 1925-26 хозяйственный год утверждалась идея о поддержании денежного обращения возрастающей эмиссией. К декабрю 1925 г. денежная масса увеличилась по сравнению с 1924 г. в 1,5 раза. Это привело к нарушению равновесия между размерами товарооборота и денежной массой. Поскольку Госбанк постоянно вводил в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки и поддерживать курс червонца, вскоре валютные резервы государства истощились. Борьба с инфляцией была проиграна. С июля 1926 г. было запрещено вывозить червонец за рубеж и прекращена скупка червонцев на внешнем рынке. Червонец из конвертируемой валюты превратился во внутреннюю валюту СССР.

Таким образом, денежная реформа 1922-1924 г.г. являлась комплексной реформой сферы обращения. Денежная система перестраивалась одновременно с налаживанием оптовой и розничной торговли, ликвидацией бюджетного дефицита, пересмотром цен. Все эти меры помогли восстановить и упорядочить денежное обращение, преодолеть эмиссию, обеспечить формирование твердого бюджета. Одновременно финансово-экономическая реформа помогла упорядочить налогообложение. Твердая валюта и твердый государственный бюджет были важнейшими достижениями финансовой политике Советского государства тех лет. В целом денежная реформа и финансовое оздоровление способствовали перестройке механизма действия всего народного хозяйства на основе НЭПа.

Роль частного сектора во времна НЭПа

В период НЭПа крупную роль в деле восстановления легкой и пищевой промышленности сыграл частный сектор - он производил до 20% всей промышленной продукции (1923 г.) и преобладал в оптовой (15%) и розничной (83%) торговле.

Частный промышленность имела вид кустарных, арендных, акционерных и кооперативных предприятий. Заметное распространение частное предпринимательство получило в пищевой, швейной и кожевенной, а также маслобойной, мукомольной и махорочной промышленности. Около 70% частнохозяйственных предприятий находилось на территории РСФСР. Всего в 1924-1925 г.г. в СССР насчитывалось 325 тыс. частных предприятий. На них было занято около 12% всей рабочей силы, в среднем по 2-3 работника на одном предприятии. Частные предприятия вырабатывали около 5% всей промышленной продукции (1923 г.). государство постоянно ограничивало деятельность частных предпринимателей путем использования налогового пресса, лишения предпринимателей избирательных прав и т.д.

В конце 20-х гг. в связи со свертыванием НЭПа политика ограничения частного сектора сменилась курсом на его ликвидацию.

Последствия НЭПа

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свернут.

Юридически НЭП был прекращен только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов , управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926-1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки».

Образование СССР. Довоенная социально-экономическая политика

В результате разработки отдельными группами специалистов был реализован план В. И. Ленина– союз равноправных республик, в окончательном названии «Союз Советских Социалистических Республик».

Основными проблемами социально-экономической жизни в этом периоде были проблемы индустриализации и коллективизации, закрепленные соответствующим актами.

Для решения проблем индустриализации были использованы новые формы планирования и организации экономики – пятилетки.

Замечание 1

В итоге реализации первых трех пятилеток страна была преобразована из чисто аграрной, в аграрно-индустриальную.

В соответствии с Конституцией экономическая основа СССР – социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Закреплены две формы собственности - государственная и колхозно-кооперативная.

В экономике допускается существование мелкого частного хозяйства. Содержание социально-экономической политики государства определено в пятилетних народнохозяйственных планах.

Военная социально-экономическая политика

В время войны социально-экономическая жизнь страны была подчинена решению военных проблем.

Основным органом управления социально-экономической жизни был, созданный 30 июня 1941 года Государственный Комитет Обороны.Основной девиз этого времени:«Все для фронта, все для победы».

Все социально-экономические мероприятия осуществлялись в режиме чрезвычайности, вводятся обязательные ежедневные работы сверхурочно, величина рабочего дня увеличена до 11 часов при шестидневной рабочей неделе, отменены отпуска. В конце 1941 года для всех работников военных отраслей была обьявленамобилизация, они были закрепленыдля работ на оборонных предприятиях.

Такими мерами в конце 1941 года было остановлено падение в отраслях промышленности, достигнуто в конце 1942 года значительное опережение Германии в выпуске боевой техники.

Замечание 2

За время войны была фактически создана восточная производственно-экономическая база, к началу 1946 годадополнительно построено 3500 новых крупных промышленных производств.

Послевоенная социально-экономическая политика

Основными приоритетами в послевоенное время была определена «демилитаризация экономики», которая в целом закончилась в 1947 году. Приоритетной отраслью становиться тяжелая промышленность, главным образом такие отрасли, как машиностроение, металлургия, ТЭК.

В целом за годы пятилетки 1946-1950 гг. производство отраслей промышленности в национальной экономике увеличилось и ужев 1950 году было выше довоенных показателей на 73% (при плане 48%).

В период 1946-1948 гг. была осуществлена разработка проекта новой Конституции СССР.

В послевоенные годы социально-экономическая политика была довольно сложной. Так в республиках создаются Академии художеств, Академии наук, открываются новые учебные заведения, получает развитие система обучения в аспирантуре.В тоже время государство все активнее вмешивается в социальное развитие общества:

  • проводятся «дискуссии» по биологии, проблемам языков и истории;
  • громится волновая механика, кибернетика, психоанализ и т.д.

Экономическая политика СССР в середине 1950-х - первой половине 1960-х гг.

Основными вопросами, за решение которых взялосьновое руководство страны, стали поискивариантов путей реформирования и перестройки экономики государства.

В итоге дискуссии былиприняты решения:

  • выделить дополнительные средства на развитие сельского хозяйства;
  • ускорить темпы оснащения колхозов и совхозов необходимой сельскохозяйственной техникой;
  • повысить государственные закупочные ценя для колхозов;
  • заморозить соответствующие государственные розничные цены на эти продукты питания;
  • снизить ставки налогов с приусадебных участков, а также с продаж на свободном рынке.

Начало сельскохозяйственной реформыдало определенные результаты. Так, за три года реформ в сельском хозяйстве производство товарной продукции увеличилось на 25 процентов.

В промышленности в этот период был утвержден пятый пятилетний план. В нем были намечены приоритеты развития основных отраслей –топливно-энергетикой, черной и цветной металлургии, тяжелого и среднего машиностроения, нефте-химической промышленности.

В социальной сфере были принят комплексные меры мер по улучшению жизни населения, главным образом городского:

  • осуществляется повышение уровня и величины заработной платы;
  • принимается закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих;
  • увеличивается продолжительность отпуска по беременности и родам;
  • сокращается продолжительность рабочей недели;
  • отменяется плата за все формы и виды образовательных услуг.

Социально-экономическая политика СССР 1960-1980-х гг.

Проявление инфляционных процессов в национальной экономике, появление товарного дефицита, увеличение объемов незавершенного строительства, производство продуктов труда (товаров, услуг, работ), которые не находили сбыта, все это делало необходимой осуществление реформы в экономике.

В целом предложенная экономическая реформа не упраздняла основы директивной(централизованной) экономики, но пыталась встроить в нее механизм определенной внутренней саморегуляции, внести элементы материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда.

За эти годы были реализованы в целом показатели планов восьмой пятилетки. Улучшались условия жизни работников промышленности и сельского хозяйства, повышалась работная плата, было введено в строй свыше 11 мил-лионов квартир.

В планах девятой пятилеткибыли предусмотрены более высокие темпы развития секторов ТЭК, предприятий цветной и черной металлургии. Вотрасли сельского хозяйствапланировалось вложитьпорядка 129 млрд. руб. Были повышенывеличины заработных платы. Сохранялись достаточно высокие темпы строительства жилья, было построено и введено 11 млн. квартир.

В сельском хозяйстве показатели были скромнее. Несмотря на то обстоятельство, что колхозы и совхозы получили значительное количество техники, финансовых ресурсов, среднегодовой объем продукции сельского хозяйства увеличился всего на 10%. Четко прослеживается отставание в отраслях животноводства.

Десятая пятилетка проходила в период с 1976 года по 1980 год. Приоритетом оставались базовые отрасли тяжелой промышленности, в планебыли предусмотрены достаточно весомые финансовые вложения в отрасли сельского хозяйства. Также в плане была заложена идея завершения механизации производства и переработки зерна и зерновых культур.

Замечание 3

Однако, основные показатели десятой пятилетки выполнены не были, несмотря на небольшой рост производства в ряде отраслей сохранился. В стране приступили к созданию территориально-производственных комплексов(ТПК).

Ситуация в сельском хозяйстве стала критической.В трех годах пятилетки оказался неурожай, и, хотя среднегодовой сбор был в районе 205 млн. тонн, начиная с 1980 года государство начинаетосуществлять закупки продовольственных товаров из- за рубежа.

В феврале 1981 г. был утвержден план одиннадцатой пятилетки. Он предусматривал увеличение продукции отраслей промышленности на 26-28 процентов. В приоритете остались отрасли нефтяной, газовой, угольной, химической промышленностью, а также отрасли все машиностроения.

Для решения проблем с продовольственной безопасностью страны в 1982 г. принимается специальная Продовольственная программа, в которой основной целью было решение продовольственного вопроса в СССР к 1990 г.

Социально-экономические попытки преобразований в экономике в 1983-1984 гг.

Основой социально-экономической политики в 1983-1984 годах стал предложенный Ю.В. Андроповым «широкомасштабный экономический эксперимент», который ставил целью определенное ослабление системы централизованного планирования и распределения, предоставление большей свободы предприятий, значительное повышение роли трудовых коллективов, введение новой ценообразования на уровне предприятий и регионов и т.д.

Для реализации этой концепции был принятый Закон о трудовом коллективе, в котором вводилисьотдельные элементы хозрасчета, в нем предполагалось изменение системы управления предприятием.

Отрасли промышленности ориентированы на создание ТПК, в котором в одной системы должны быть увязанывопросы добычи сырья, ее первичная обработкаи дальнейшая транспортировка.

В агроэкономическом секторе сделана ставка на агропромышленную интеграцию, создание системы РАПО, объединение в одну структуру колхозов, и совхозов вместе отраслями промышленности, которые их обслуживают (перерабатывающие, пищевые, торговые).

Социально-экономическая политика СССР в 1985-1991 гг.

Началасьперестройка. В соответствии с экономической стратегий в приоритете остаются развитие отраслей тяжелого и среднего машиностроения, ТЭК, отрасли химической, нефтяной и угольной промышленности.

Сельское хозяйстве,по-прежнему, нацелено на реализацию долговре-менной программы мелиорации заболоченных территорий, химизацию и техническое перевооружение.

Выступление Н.И. Рыжкована заседании Верховного Совета СССР дало началоконцепции«регулируемой рыночной экономики».

Принимаются альтернативные программы реформирования экономики –Программа «500 дней», авторства Г. Явлинского и О. Шаталина.

В стране начинается почти неуправляемый процесс формирования партий, национальных движений.

В системе управления СССР появляется новая государственная долж-ность – президент. Им становиться М. С. Горбачев.

Начавшийся в ночь с 18 на 19 августа 1991 путч благополучно похоронил идею обновленного Союзного государства.

Очередной съезд народных депутатов СССР (август –сентябрь 1991 г.) объявляет о своем самороспуске.

8 декабря 1991 г. лидеры Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С. С. Шушкевич подписали «Беловежское соглашение», в котором заявили о создании СНГ. 21 декабря к соглашению присоединились бывшие республики: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. СССР перестал существовать и на этом закончилась проводимая в нем социально-экономическая политика.