Методы государственного регулирования рыночной экономики. Государственное регулирование рынка (экономики)

Введение

Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

Борьба с инфляцией;

Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Рыночная экономика не способна самостоятельно заниматься ликвидацией данных проблем, именно поэтому важной и актуальным является рассмотрение роли и основных рычагов государственного регулирования рынка.

Структура работы представляет собой содержание, введение, три главы: первые две теоретико-аналитические и третья представляет собой практическое рассмотрение темы, с выводами по главам соответственно, заключение, список литературы и приложения.

Объектом исследований будут основные средства, меры и рычаги регулирования рынка. Предметом разработок для практического исследования темы будет автомобильный рынок России, а именно рассмотрение роли субсидирования государством ОАО «АВТОВАЗ» как одного из средств регулирования рынка.

Целью работы является исследование роли государственного регулирования рынка, его путей и мер. Основные задачи - исследование понятия рынок, его функций и механизмов, теоретический обзор сути, роли и функций государственного регулирования рынка, его объектов и направлений, основных средств и методов регулирования, изучение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики государства как основных рычагов регулирования рыночной экономики, практическое рассмотрение роли государственного регулирования на примере ОАО «АВТОВАЗ». Итогом курсовой работы будет теоретический обзор, аналитическое и практическое исследование путей и мер государственного регулирования рынка.

Государственное регулирование рынка

Сущность рынка. Понятие и роль государства в регулировании рынка

В современной экономике существует множество определений понятия рынок, наиболее полные из них представлены ниже.

Рынок - это экономическая форма обмена продуктами, которые выступают в качестве товаров; при этом производители и потребители выступают в качестве продавцов и покупателей.

Рынок - это совокупность экономических отношений производств и обмена товаров при помощи денег; форма организации хозяйства, обеспечивающая боле эффективное решение экономических проблем.

Объектами рынка являются деньги, товары. В роли субъектов рынка выступают продавцы и покупатели, которые представлены государством, предприятиями, домохозяйствами и т.д.

Структура рынка - внутреннее строение, порядок, а также расположение его отдельных элементов их удельный вес в общем объеме. В связи с этим, рынок можно классифицировать по ряду признаков:

По типу экономических отношений: свободной конкуренции, монополистический, монополистической конкуренции, олигополистический, смешанный.

По характеру производимого продукта: товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, научно-технических знаний, земли и др.

По способу хозяйствования: командно-распределительный, государственно-регулируемый.

По характеру продаж: оптовый, розничный.

По отраслям: автомобильный, сельскохозяйственный, машиностроительный и др.

По правовому положению: легальный, теневой и т.д.

По географическому признаку: местный, национальный, мировой.

Российский рынок является фундаментом общенациональных рынков товаров, услуг, труда, капитала, а также информации (рис.1).

Рисунок 1 - Место государственного рынка в национальной экономике

Рынок выполняет многообразные функции, в которых раскрываются его роль и содержание. В экономической теории различают следующие функции рынка:

Распространение информации, необходимой для человека в мире экономики (информационная). Эта информация воплощена в ценах, которые сообщают о наличии и массе нужных нам товарах и услуг, издержках на производство и т.д. Рынок дает информацию покупателям и продавцам о соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.

Регулирование пропорций общественного воспроизводства (регулирующая). Через спрос и предложение, конкуренцию, колебания цен рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, что способствует их развитию.

Стимулирование эффективного хозяйствования (стимулирующая). Рынок стимулирует развитие научно-технического прогресса, заставляет снижать себестоимость продукции, повышать качество товаров и услуг, поскольку так можно выжить в своевременной конкурентной борьбе.

Распределение и обмен национального продукта (распределительная). Рынок обеспечивает распределение и обмен созданного продукта между различными группами людей в соответствие с получаемыми доходами.

Санирующая. Эта функция заключается в том, что рынок «очищает» экономику то нерентабельных предприятий, которые разоряются и терпят банкротство.

Перечисленные выше функции рынка представляют собой рыночный способ решения триады экономических проблем: что? как? и для кого? производить. Помимо этого, рыночная система обладает внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям, способна саморегулироваться и эффективно функционировать.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с системой экономических законов: закона стоимости, закона спрос и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т.д. Действие этих законов проявляется через основные элементы механизма рынка (рис.2).

Рисунок 2 - Основные элементы механизма рынка

Известно, что рыночный механизм обеспечивает не только подъем экономики, но обостряет некоторые проблемы, а именно:

Способствует обострению социальных отношений равенства;

Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

Не создает стимулов для производства общественных товаров (национальная оборона, охрана общественного порядка и т.д.);

Не способствует развитию фундаментальных научных исследований;

Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и т.д.

Эти вопросы относятся к функциям государства. Поэтому, в качестве одного из основных элементов механизма рынка выделяется государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование рынка - это вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного положительного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении, а также с целью решения социальных проблем.

Государственное регулирование осуществляется через законодательства, государственное планирование, распределение, основанное на выпускаемых правительством нормативных актах.

Особенности современного рынка .

«Рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами с рыночной экономикой "рынок - это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена

В узком смысле рынок - это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок[

Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:

  • 1) Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена -- сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
  • 2) Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
  • 3) Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффектвность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
  • 4) Информирующая функция рынка. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка
  • 5) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
  • 6) Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Основные виды рынков

по виду продаваемого товара

по масштабам охвата территории

с точки зрения соответствия действующему законодательству

по уровню конкуренции

  • - рынок сырья;
  • - рынок материалов;
  • - рынок драгоценностей;
  • - рынок средств производства;
  • - рынок недвижимости;
  • - рынок потребительских товаров и услуг;
  • - рынок информационного и интеллектуального (духовного) продукта;
  • - рынок инноваций;
  • - рынок капитала;
  • - рынок валюты;
  • - рынок ценных бумаг;
  • - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы
  • - мировой рынок
  • - зональный рынок
  • - региональный рынок
  • - национальный рынок
  • - внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране)
  • - легальный (официальный) рынок
  • - нелегальный (теневой, чёрный…) рынок
  • - рынок совершенной конкуренции (высококонкурент-ный, свободный);
  • - рынок монополистической конкуренции,
  • - рынок олигополии,
  • - рынок чистой монополии (за

Функции государства- главные направления деятельности государства, обусловленные его целями и задачами и конкретизирующие его сущность. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия.

Социальная функция государства- гарантирование социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень.

Главное ее назначение- устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру, обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществить социальную защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, а также обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью--социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства-обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства

Экономические функции современного государства многообразны и каждая функция играет главную роль в жизни общества. Если же не учесть что-либо, это может серьезно отразиться на экономике страны и чтобы такого не произошло, используются разные средства для достижения той или иной цели. Основными регулирующими функциями государства являются:

  • 1. Стимулирование сбалансированного экономического роста. (Система определенных мер в области денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.)
  • 2. Борьба с безработицей. (Механизм рынка не обеспечивает право на труд, для тех, кто хочет и может работать. Для эффективной работы рынка, требуется резерв рабочей силы.)
  • 3. Регулирование уровня цен. (Эта функция весьма значима для государства, так как динамика цен отражают состояние экономики.)
  • 4. Правовая основа экономической деятельности. (Государство разрабатывает и принимает законы в зависимости с ситуацией, действующей в стране.)
  • 5. Контроль и распределение ресурсов. (Рыночный механизм не обеспечивает рационального использования ресурсов, в таких случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов.)
  • 6. Регулирование рынка труда. (Происходит оценка рабочей силы, определяются условия ее найма, договоренность о заработной оплате труда, возможность профессионального роста.)
  • 7. Социальная защита. (Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.)
  • 8. Охрана окружающей среды. (Государство должно сохранять и охранять окружающую среду, поэтому оно должно проводить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на экологическую безопасность.)
  • 9. Защита национальных интересов. (В мировой экономике это предполагает проведение государством внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы.)

Инструменты и механизм государственного воздействия на современную экономику.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  • · минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • · создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • · обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:на прямые (или дирижистские); косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения -- вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования

экономики: административно-правовые инструменты; финансовая (налоговая) система; кредитно-денежная система государства; государственная собственность; государственный заказ.

Классическое и кейнсианское направления в экономической литературе о соотношении рынка и государства.

Классическая модель макроэкономического равновесия базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:

1. Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда - гибкая ставка номинальной зарплаты.

Саморегулируемость экономики означает, что равновесие и каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизатором позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.

  • 2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В результате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными и при анализе денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда. В соответствии с этим утверждается, в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе - номинальные переменные и абсолютные цены.
  • 3. Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий макроэкономического равновесия в реальном секторе экономики.

В Кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т.д.) реальная гибкость цен отсутствует. Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке «совокупный спрос-совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий макроэкономического равновесия в целом. При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.

Государственное регулирование рынка (экономики)

Государственное регулирование рынка - это деятельность государственных органов по выполнению следующих двух основных функций: 1) обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; 2) воздействие на экономику в областях, где рыночные механизмы несостоятельны. Государственное вмешательство в функционирование рыночной экономики реализуется через государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. По объекту воздействия государственное регулирование экономики включает регулирование ресурсов, производства и финансов. Оно реализуется путем проведения экономической политики. Экономическая политика - система мер, совокупность действий по управлению экономикой, включающая определенный набор элементов, основными из которых являются:

  • антициклическая политика;
  • отраслевая политика;
  • антимонопольная политика;
  • организация денежной системы;
  • социальная защищенность населения;
  • удовлетворение спроса на услуги и товары коллективного пользования;
  • борьба с безработицей и др.

Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики - обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение населения и субъектов хозяйственной деятельности для вывода экономики из кризисного состояния, а также сдерживание стадии экономического бума. Базой реализации антициклической политики является государственный бюджет.

Монополией государства является организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство влияет на условия функционирования денежной системы. Важная роль в данном вопросе отводится Банку России, который располагает обширным набором инструментов (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.

Государство, выступающее гарантом прав человека, призвано заботиться о социальной защищенности населения, временно испытывающего экономические затруднения, и обездоленных слоев общества. Основной инструмент обеспечения финансирования этого процесса - налоговое законодательство. Государством созданы специальные органы, такие как налоговая инспекция, Фонд социального страхования, Федеральная служба по труду и занятости и др.

Рыночные механизмы не реализуют автоматически право на труд для каждого члена общества. Поэтому борьба с безработицей возложена на государство. Государство должно регулировать рынок труда в целях поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места. Решающую роль здесь играет трудовое законодательство и контролирующие его исполнение государственные организации. Кроме того, элементами экономической политики являются отраслевая и антимонопольная политика.

Государство играет главенствующую роль в удовлетворении спроса на услуги и товары коллективного пользования: национальную оборону, государственное управление, единую энергетическую систему, национальные сети коммуникаций, охрану общественного порядка, вакцинацию и т.д. Кроме того, оно поддерживает те области человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе (наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.).

Обеспечивая нормальное функционирование национальных рынков, государство проводит соответствующую внешнеторговую политику, контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы, воздействует на валютные курсы, управляет платежными балансами и т.д. Некоторые направления деятельности государственных органов в сфере рыночных отношений представлены в табл. 2.3.

Государственное регулирование рынка

Таблица 2.3

Направление

Способ реализации

Стабилизация производства

Налоговая и инвестиционная политика

Выравнивание уровней экономического развития регионов

Региональная экономическая политика

Государственная поддержка конкуренции

Политика демонополизации

Финансирование научно-технического прогресса

Осуществление научно-технических целевых программ

Дотация социально значимых отраслей

Инвестиционная политика

Стабилизация и оздоровление денежной системы

Финансовая и антиинфляционная политика

Преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения

Политика доходов

Социальная защищенность населения

Социальная политика

Контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы

Внешнеторговая политика

Антимонопольная политика

Жесткий государственный контроль за монопольными рынками

Система рыночных отношений предъявляет к государственному регулированию ряд требований. Первоочередным является недопустимость любых действий государства, деформирующих или разрывающих внутренние взаимосвязи элементов рынка. Следует избегать установления административного контроля со стороны государства над ценами и натурального распределения имеющихся ресурсов, так как эти действия наносят удар по центральным звеньям рыночного механизма - ценам, спросу, предложению. Экономические стимуляторы, применяемые государством, не должны ослаблять или подменять собой рыночные стимулы.

Для регулирования экономики государство использует как экономические, таки административные методы. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Например, оправданы жесткий государственный контроль за монопольными рынками, контроль за экологической безопасностью, поддержание минимальных параметров благосостояния населения (гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и др.), защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта и др.).

Отметим тесную взаимосвязь экономических и административных методов государственного регулирования рынка, ибо любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть экономическая составляющая. Важнейшим фактором обеспечения эффективности государственного регулирования рыночных отношений следует считать рациональное сочетание в интересах развития национальной экономики экономических и административных методов воздействия на рынок.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран

Государственное регулирование

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран.

Большинство правительств принимают законы против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной (или олигопольной) деятельности. Например, законодательство США запрещает американским авиалиниям, объединившись, устанавливать плату за воздушные перевозки в пределах Соединенных Штатов. Несколько лет назад авиакомпании попытались нарушить этот закон, однако, были уличены в этом и до сих пор выплачивают сотни миллионов долларов в виде штрафов.

Правительство обычно обладает юридическим полномочием запретить слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий и олигополий.

Например, департамент юстиции Соединенных Штатов опротестовал недавнее слияние корпорации Microsoft и Intuit- разработчика популярнейшего на Западе пакета минибухгалтерии Quicken. Есть веские основания утверждать, что это слияние приводит к фактической монополии Microsoft на рынке программ бухгалтерского учета для индивидуальных пользователей. Кроме того, оно ставит эту корпорацию в привилегированное положение в сфере электронных систем оплаты за товары и услуги.

На примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировнии рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.

В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным фирмам открыть производство или дело.

ГРЭ при формирование рыночных отношений в России.

Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровацировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство

не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.

При формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных таваропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.

Так же регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели-заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.

И так же поддержание малого бизнеса, малых предприятий на основе которых строится экономика Российской Федерации. В начале перехода к рынку поддержка была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Советская система гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится очень важная причина. В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу или его увольняют по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает. Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув это предприятие и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодоря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, при том, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

Альтернативные концепции ГРЭ.

Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулировнаия в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса - занятость и стабильность экономического роста, а инструменты-государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав нам хорошую результативность.

Проитивники же кейнсианской школы были сторонники неоклассической теории. Они исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен-лучшие механизмы установления экономического равновесия. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергает критики идею государственного регулирования. Опору он видит в свободной конкуренции и предпринимательстве. Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Описание предмета: «Государственное регулирование»

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Литература

  1. К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики. – СпБ.: Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – 148 с.
  2. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Омега-Л, 2011. – 336 с.
  3. Л.Г. Ходов. Государственное регулирование и государственная собственность в рыночной экономике. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2012. – 216 с.
  4. С.М. Цыганкова, М.М. Левкевич. Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения. – М.: Инфра-М, 2013. – 156 с.
  5. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2014. – 240 с.
  6. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2015. – 352 с.
  7. Даниил Федоров. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.
  8. И.Строкова und Н.Штурлак. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
  9. Мария Голышева. Антикризисное государственное регулирование реальной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 304 с.
  10. Илья Валерьевич Вахромов. Государственное регулирование инновационного развития экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 236 с.
  11. В.Белоусов, А.Белоусов und Е.Шаталов. Антология модернизации экономик: от адаптивной к конструктивной. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 516 с.
  12. Светлана Домбровская. Государственное регулирование в сфере высшего образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 60 с.
  13. Петр Бурковский. Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 156 с.
  14. Д.С. Петросян. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории. Гуманистический подход. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

  • а) налог уплачивают продавцы;
  • б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1(равновесный объем продаж - Q1 (рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей - Р+ACP1.

Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновееие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 5.3, а). Из рис. 5.3, а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АСР1, а взнос продавцов - P1CBP-. На рис. 5.3, б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая - на покупателей.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1 а равновесная цена - P1 (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

  • а) установление верхнего ("потолка") предела цен;
  • б) установление нижнего ("пола") предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая "социально низкая цена") - это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, "потолок" цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения "черного рынка".

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела ("пола") цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет продано Q"q единиц блага, во втором - Q"s.

Рис. 5.5. Фиксированная цена

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa