Какая страна не вошла в план маршалла. Что такое "план маршала"

Основные положения плана были выдвинуты государственным секретарем США Джорджем Маршаллом 5 июня 1947 года на выступлении в Гарвардском университете . План Маршалла был поддержан Великобританией и Францией , предложившими на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР (июнь-июль 1947) создать в Европе «руководящий комитет», который занимался бы выяснением ресурсов и нужд европейских стран и определял развитие главных отраслей промышленности. СССР также соглашался принять американскую помощь, но отвергал любые формы контроля за ее распределением и использованием. В связи с этим, страны социалистического лагеря отказались быть участниками плана Маршалла.

Согласие на участие в плане Маршалла дали 16 западноевропейских государств: Великобритания, Франция, Италия , Бельгия , Нидерланды , Люксембург , Швеция , Норвегия , Дания , Ирландия , Исландия , Португалия , Австрия , Швейцария , Греция , Турция . В 12 июля 1947 года в Париже эти страны заключили конвенцию о создании Комитета (позднее Организация) европейского экономического сотрудничества, который должен был разработать совместную «программу восстановления Европы». В декабре 1949 года к плану Маршалла присоединилась Западная Германия.

План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 года, когда в США вошел в силу закон о четырехлетней программе «помощи иностранным государствам», предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений. Такие соглашения были подписаны в 1948 году со всеми странами-участниками (исключая Швейцарию, которая отказалась подписать соглашение, хотя и участвовала в плане Маршалла). Страны-участники обязывались способствовать развитию «свободного предпринимательства», поощрять частные американские инвестиции , сотрудничать в снижении таможенных тарифов , поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте , высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчеты об использовании получаемых средств. Для контроля над исполнением плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая крупными американскими финансистами и политическими деятелями.

Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов . С апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали по плану Маршалла около 17 млрд. долларов, причем основную долю (около 60%) получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия. 30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности» (принят конгрессом 10 октября 1951), предусматривавшим возможность одновременного предоставления военной и экономической помощи.

Стала не только самой масштабной и кровопролитной, но и наиболее разрушительной. В результате массированных бомбардировок с обеих враждующих сторон множество строений на территории Европы оказались разрушенными, а значительные жертвы среди населения явились причиной ощутимого экономического спада. Кроме того, Западная Европа была разобщена, так как во время войны многие находились на разных сторонах конфликта.

Реализация плана Маршалла

Действие программы началось в 1948 году, а свернута она была в 1968. Объектами реализации плана Маршалла стали 16 государств, расположенных в Западной Европе. Америка выдвинула ряд условий, соблюдение которых было необходимо для участия в программе. Одним из наиболее значимых с политической точки зрения требований стало исключение из состава правительств стран-участниц представителей коммунистических партий. Это позволило США значительно ослабить позиции коммунистов в Европе.

Помимо европейских стран, помощь в рамках «Плана Маршалла» получила Япония и несколько государств Юго-Восточной Азии.

Были и другие важные ограничения, поскольку Америка руководствовалась, в том числе, и собственными интересами. К примеру, именно США выбирали, именно будут импортированы в пострадавшие государства. Это касалось не только продовольствия, но и производства, станков, сырья и оборудования. В ряде случаев подобный выбор оказывался не самым оптимальным с точки зрения , однако общие преимущества участия в программе были значительно выше.

Страны Восточной Европы не попали под влияние плана Маршалла, поскольку руководство СССР, опасаясь за свои интересы, настояло на том, чтобы восточноевропейские государства не подавали заявки на участие в программе восстановления. Что касается самого СССР, то он не подходил под критерии плана Маршалла с чисто формальной точки зрения, так как не заявлял об имеющемся дефиците.

За первые три года реализации плана США перевели в Европу более 13 миллиардов долларов, при этом около 20% этой суммы получила Великобритания.

Результаты плана Маршалла оказались достаточно эффективны: экономика Европы получила мощный толчок, позволивший быстро отправиться от войны, влияние СССР было снижено, а средний оказался не только восстановлен в довоенных позициях, но и изрядно укрепился, что, в конечном счете, обеспечило политическую и экономическую стабильность.

План Маршалла - программа восстановления и развития Европы после II мировой войны путем предоставления ей американской экономической помощи. Выдвинут в 1947 г. Дж. К. Маршаллом, вступил в действие в 1948 г. В его осуществлении участвовало 17 европейских стран. В 1951 г. заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим одновременное предоставление экономической и военной помощи.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАРШАЛЛА ПЛАН

т. н. план восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны, впервые выдвинутый гос. секретарем США Дж. Маршаллом в выступлении в Гарвардском ун-те 5 июня 1947. Был направлен против Советского Союза и стран нар. демократии, на сохранение и укрепление в странах Зап. Европы власти монополистич. буржуазии, позиции к-рой оказались серьезно подорванными в результате 2-й мировой войны, против роста революц. борьбы рабочего класса и освободит. движения в колониях. М. п. ставил своей целью содействие проведению экспансионистской политики амер. монополистич. кругов, укрепление их позиций в разрушенной войной Европе, подчинение экономич. развития Европы интересам США, вовлечение стран Зап. Европы в агрессивные воен., политич. и экономич. планы США. М. п. и т. н. доктрина Трумэна (см. Трумэна доктрина) явились основными программами США, подготовившими создание агрессивного воен. блока НАТО. По предложению Англии и Франции осн. положения М. п. обсуждались в 1947 на Парижском совещании министров иностр. дел СССР, Англии и Франции. В противовес М. п. Советский Союз выдвинул предложения, направленные на обеспечение равноправного экономич. сотрудничества с учетом нац. суверенитета гос-в, но они были отклонены зап. державами. Сов. Союз и страны нар. демократии отказались участвовать в осуществлении М. п. В М. п. согласились участвовать 16 европ. стран (Англия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия, Ирландия, Исландия, Греция, Турция, Португалия, Швейцария), к-рые заключили конвенцию о создании "Организации европ. экономич. сотрудничества", в задачу к-рой входила выработка совместной "программы восстановления Европы". М. п. был распространен также на Зап. Германию. Начал осуществляться с апр. 1948, когда конгресс США принял "закон об экономич. сотрудничестве", предусматривавший 4-летнюю (до 30 июня 1952) программу "экономич. помощи" Европе. Конгресс отказался установить общую сумму ассигнований для всей программы и решил выделять определенные суммы ежегодно. Для первого года программы было ассигновано 5,3 млрд. долл. (фактически израсходовано ок. 4 млрд.). Законом предусматривалось заключение двусторонних соглашений, по к-рым европ. страны-участницы М. п. обязывались обеспечить рост произ-ва и финанс. стабильность, сотрудничать с др. странами в снижении торг. барьеров, поставлять США дефицитные материалы, представлять регулярные отчеты об использовании амер. "помощи", сохранять и поощрять частные амер. инвестиции. Страны-участницы М. п. обязались создать спец. фонды в нац. валюте, распоряжение к-рыми контролировалось США. Все это давало возможность США вмешиваться во внутр. дела этих стран и оказывать на них давление в интересах амер. монополий. Для осуществления М. п. была создана Администрация экономич. сотрудничества. Администратором был назначен крупный амер. промышленник П. Гофман, его спец. представителем в Европе стал А. Гарриман. В страны-участницы (кроме Исландии и Швейцарии) были направлены спец. амер. миссии, наделенные широкими правами контроля не только за использованием "помощи", но и в отношении экономич. развития этих стран в целом. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. Закон предусматривал поставку в европ. страны в первую очередь излишков амер. товаров (гл. обр. с.-х. излишков), причем определялось, что 25% всех поставок пшеницы должно быть в виде муки и что по крайней мере 50% всех перевозок должно осуществляться на амер. судах. США использовали М. п. для облегчения положения своей экономики, для широкого проникновения не только на рынки ряда европ. стран, но и их колоний. Администрация М. п. гарантировала амер. монополиям их заграничные капиталовложения, а также прибыли в размере до 175%. В случае экспроприации или конфискации капиталовложений амер. компаний пр-вом страны-участницы М. п. предусматривалась соответствующая компенсация этим компаниям. -***-***-***- Таблица. Двусторонние соглашения, заключенные США с другими странами по т. н. плану Маршалла [s]ПЛАНМАРШАЛЛА.JPG Ежегодное рассмотрение в конгрессе вопроса о новых ассигнованиях явилось средством оказания нажима на страны-участницы М. п., к-рые всегда находились под угрозой сокращения и даже прекращения им "помощи". Конгресс принял в 1951 решение, согласно к-рому Нац. совет безопасности США получил право прекращать экономич. помощь гос-вам, осуществлявшим поставки СССР и др. социалистич. странам, если эти поставки, по мнению Нац. совета, "наносят ущерб амер. безопасности". Осуществление М. п. способствовало проникновению и закреплению амер. монополий на рынках стран-участниц М. п., привело к усилению милитаризации их экономики и росту воен. расходов. Воен. сторона М. п. постепенно приобретала все более доминирующий характер, в особенности после создания в 1949 агрессивного североатлантич. блока. М. п. все в большей степени использовался для осуществления чисто воен. программ. В значит. мере благодаря средствам, предоставлявшимся по М. п., общий уровень воен. произ-ва в странах-участницах М. и. возрос с 700 млн. долл. в апр. 1949 до 1,5 млрд. долл. в апр. 1951. Общая сумма ассигнований по М. п. с апр. 1948 по дек. 1951 составила около 12,4 млрд. долл., причем осн. доля пришлась на Англию (2,8 млрд. долл.), Францию (2,5 млрд. долл.), Италию (1,3 млрд. долл.), Зап. Германию (1,3 млрд. долл.), Голландию (1,0 млрд. долл.). 30 дек. 1951 М. п. официально прекратил свое действие и был заменен "Законом о взаимном обеспечении безопасности" (принят конгрессом США 10 окт. 1951). Лит.: Леонтьев А., Империализм доллара в Зап. Европе, (М.), 1949; Аллен Д., План Маршалла. План восстановления или воен. план., пер. с англ., М., 1949; Клод А., План Маршалла, пер. с франц., М., 1950; Перло В., Амер. империализм, пер. с англ., M., 1951, Brown W. A. and Opie R., American foreign assistance, Wash., 1953; Price H. В., The Marshall plan and its meaning, (N. Y., 1955). В. Ларин. Москва.

Был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.

Военные потери

К концу Второй мировой войны бо́льшая часть Европы была разрушена. Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента , в том числе Варшава , Роттердам и Берлин , лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых частях континента, с наибольшей силой он проявился суровой зимой 1946-1947 годов на северо-западе Европы [ ] .

Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью для ударов с воздуха; в то же время множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла быть решена, так как большинство стран были финансово несостоятельны после затрат на войну.

Единственными странами Запада, чья инфраструктура незначительно пострадала во время войны, были Канада и США . Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике . Поэтому план Маршалла предусматривал сбыт товаров и продуктов странам Европы.

План Маршалла ставил одной из своих целей «объединение» Европы, то есть уничтожение всяких валютных и таможенных барьеров как в самой Европе, так и между Европой и США, в частности предполагал объединение рурского угля и лотарингской железной руды и создание единого европейского рынка. В мае 1950 года этот план воплотился в конкретную форму - в Европейское объединение угля и стали (так называемый «план Шумана »). Страны, желавшие стать участниками подобного объединения, должны были осуществить ряд мероприятий: 1) после того как эти страны подписали Женевскую и Гаванскую конвенции о снижении таможенных тарифов и о «многосторонней» торговле, они должны были в декабре 1949 года частично отменить систему импортных лицензий; 2) после проведения Англией и Францией третьего снижения валютных курсов 28 других стран были вынуждены снова произвести в сентябре 1949 года девальвацию своих валют. Все эти мероприятия имели целью обеспечить американскому капиталу возможность закупать в этих странах по низким ценам сырьё и производить капиталовложения в различные предприятия Европы на более выгодных условиях.

Если коротко перечислить все те условия, на которых различные страны получали помощь по плану Маршалла, станет ясно, что дело шло не только об оказании помощи. Во-первых, что касается характера помощи, а именно характера самих поставок товаров, то желание стран, получавших помощь, принималось лишь к сведению, право же окончательного решения вопроса принадлежало Соединенным Штатам. Поэтому требования западноевропейских стран о том, чтобы им предоставлялись средства производства, а не предметы потребления, сырьё, а не готовые изделия, игнорировались, и значительный удельный вес в поставках в порядке оказания помощи занимало продовольствие и другая сельскохозяйственная продукция. Это означало, что Соединённые Штаты стремились к реализации излишков своей сельскохозяйственной продукции, а не к удовлетворению экономических потребностей западноевропейских стран, нуждавшихся в восстановлении своего хозяйства.

Во-вторых, различные статьи двусторонних соглашений, которыми сопровождалось предоставление помощи по плану Маршалла, препятствовали свободной торговле стран, получавших помощь. Наиболее характерным было запрещение торговли между Востоком и Западом. Так, например, в соответствии с этим запретом Франция не могла импортировать польский уголь, стоимость которого составляла примерно 12 долларов за тонну, и должна была ввозить американский уголь по цене примерно 20 долларов за тонну. Есть большое число и других примеров. Англии, например, в соответствии с планом Маршалла было даже запрещено ввозить пшеницу из Канады.

В-третьих, в сфере кредитно-денежной системы условием предоставления помощи по плану Маршалла было категорическое требование восстановления бюджетного равновесия западноевропейских стран; не только использование эквивалентного фонда, но и кредитно-денежное обращение; финансы этих стран фактически регулировались по усмотрению Соединённых Штатов. Далее, 20% общей суммы помощи должно было погашаться путём экспорта сырья, что имело большое значение, поскольку это облегчало обеспечение Соединённых Штатов стратегическим сырьём и их проникновение в колонии западноевропейских держав.

Всем вышесказанным не исчерпывается вопрос о влиянии, которое план Маршалла оказывал на экономику западноевропейских стран, но всё это показывает, что в результате помощи, предоставлявшийся по плану Маршалла, экономическое восстановление этих стран приняло уродливые формы и что эта помощь лишь углубила зависимость западноевропейских стран от Соединённых Штатов.

Послевоенная ситуация

Медленное восстановление

Экономика Европы восстанавливалась очень медленно, так как безработица и нехватка продовольствия привела к забастовкам и беспорядкам в ряде стран. В 1947 году европейские страны по-прежнему находились значительно ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. Сельскохозяйственная продукция составляла 83 % от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88 %, а экспорт - только 59 %. В Великобритании ситуация не была столь тяжелой. В Германии в 1945-1946 годах условия жизни и питание были плохими, нарушилась транспортная связь. В западной части страны после многочисленных бомбардировок было уничтожено 5 млн домов и квартир, и в то же время из восточной части (включая территории, переданные Польше) прибыло 12 млн. беженцев . Производство продуктов питания составляло только две трети от довоенного уровня, в то время как зерно и мясо больше не поставлялось с Востока. Крупные партии продуктов питания из оккупированных стран, которые получала Германия во время войны, иссякли.

Результаты

  • Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность , были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате, экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
  • Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам .
  • Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
  • Был восстановлен и укреплён европейский средний класс - гарант политической стабильности и устойчивого развития.
  • За двадцать лет страны, получившие помощь, добились улучшения уровня жизни всего населения.

Помощь получили страны:

  • Австрия
  • Бельгия
  • Великобритания
  • Западная Германия
  • Греция
  • Дания
  • Ирландия
  • Исландия
  • Италия
  • Люксембург
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Свободная территория Триест
  • Турция
  • Франция
  • Швеция
  • Швейцария

См. также

  • План Моргентау - программа послевоенного преобразования Германии, предложенная министром финансов США Генри Моргентау
  • Доктрина Трумэна - программа выделения финансовой помощи Греции и Турции для недопущения усиления коммунистов в этих странах.
  • План Маршалла для Украины - инициатива европейских и мировых политиков, бизнесменов, философов, общественных деятелей в создании программы реформ для Украины, которые призваны вывести государство из экономического кризиса как аналог Плану Маршалла для Европы после Второй Мировой Войны.

Напишите отзыв о статье "План Маршалла"

Примечания

Сноски

Ссылки

  • - статья по материалам 5-го тома Советской военной энциклопедии (в 8-ми томах).
  • - статья в журнале «Огонек» № 05 от 01.02.99
  • - аналитическая статья о причинах и последствиях реализации Плана Маршалла.

В июне 1947 г. госсекретарь США выступил в Гарвардском университете с речью о способах преодоления хозяйственного кризиса Европы. (См. статью Причины Плана Маршалла .) Он заявил, что администрация президента Трумэна готова финансировать программу экономического восстановления Европы, если таковая будет представлена европейцами. Министры иностранных дел Великобритании и Франции Э. Бевин и Ж. Бидо занялись составлением соответствующего проекта.

План Маршалла. Видеофильм

К участию в «Плане Маршалла» пригласили и восточноевропейские государства, включая Советский Союз. Западные державы спешили оживить связи с Востоком Европы, ещё не окончательно коммунизированным . Речь шла о создании механизма экономического регулирования Европы на американские деньги и при неформальном американском лидерстве. Советский Союз не мог согласиться на такой план.

Консультации по «плану Маршалла» состоялись в Париже 27 июня – 2 июля 1947 г. на совещании министров иностранных дел СССР, Франции и Великобритании. После предварительного обсуждения 30 июля министр иностранных дел СССР Молотов отказался от разговора по существу плана, сославшись на неуместность обсуждения вопроса об участии в нем Германии втроём с Британией и США, без участия четвёртой оккупирующей державы – Франции.

Несмотря на демарш Москвы, правительства Франции и Великобритании направили в 22 страны, включая восточноевропейские, приглашения прибыть 12 июля 1947 г. в Париж на конференцию для обсуждения «плана Маршалла». Советский Союз отклонил приглашение и вынудил сделать то же самое правительства восточноевропейских стран и даже Финляндии.

Конференция в Париже, тем не менее, состоялась. На ней было принято решение о создании Организации европейского экономического сотрудничества (в дальнейшем – Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР). Её задачей было администрирование «плана Маршалла». Поскольку конгресс США мог начать рассмотрение запроса на выделение средств под этот план не ранее января 1948 г., официально конвенция о создании ОЕЭС была подписана только 14 апреля 1948 г.

Руководящим органом ОЕЭС стал совет из представителей стран-участниц, который методом консенсуса мог принимать рекомендации, не носившие обязывающего характера. Задачей ОЕЭС совет провозгласил экономическую интеграцию Западной Европы, создание обширного рынка с устранением внутри него ограничений на переток товаров, валютных барьеров и тарифных заграждений. Конвенция ОЕЭС оставалась в силе до 1960 г. Созданная на ее основе организация не ограничивала действия отдельных государств-членов и не обладала наднациональными полномочиями.

Администрация Трумэна запросила у конгресса на «план Маршалла» 29 миллиардов долларов в расчете на 4 года – с 1948 по 1952 г. Фактически в Европу поступило около 17 миллиардов долларов. Помощь выделялась в основном в форме поставок американской промышленной продукции на основе займов и безвозмездно. Основными получателями помощи стали Франция, Великобритания, Италия и Западная Германия. Распределение средств по отдельным странам видно из следующей таблицы:

Страны 1948/49
(млн. долларов)
1949/50
(млн. долларов)
1950/51
(млн. долларов)
За весь период
(млн. долларов)
Австрия 232 166 70 468
Бельгия и Люксембург 195 222 360 777
Дания 103 87 195 385
Франция 1085 691 520 2296
Западная Германия 510 438 500 1448
Греция 175 156 45 376
Исландия 6 22 15 43
Ирландия 88 45 0 133
Италия 594 405 205 1204
Нидерланды 471 302 355 1128
Норвегия 82 90 200 372
Португалия 0 0 70 70
Швеция 39 48 260 347
Швейцария 0 0 250 250
Турция 28 59 50 137
Великобритания 1316 921 1060 3297
Общий итог 4,924 3,652 4,155 12,731