Годовой бюджет российской федерации. Федеральный бюджет россии

Рассмотрение и утверждение бюджетов

Цель главы - изучить порядок рассмотрения и утверждения бюджетов. При ее освоении студенты должны:

1. общий порядок рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней государственной власти РФ;

2. понять особенности работы с бюджетами органов представи­тельной власти;

3. уметь разбираться в проблемах рассмотрения и утверждения бюджетов, быть способными и готовыми к их решению.

1. рассмотрение и утверждение федерального бюджета Российской Федерации;

2. рассмотрение и утверждение региональных бюджетов;

3. проблемы и пути совершенствования рассмотрения и утвержде­ния бюджетов на современном этапе

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета Российской Федерации

Порядок рассмотрения и утверждения бюджета - один из наи­более социально значимых процессов в жизнедеятельности общест­ва и особенно государственных структур. Поскольку бюджет - главный финансовый план страны, его принятие непосредственно затрагивает экономическую политику государства и интересы должностных лиц.

Характерная отличительная черта второй стадии бюджетного процесса - это фактическое общественное признание представи­тельными органами власти предлагаемых проектов бюджетов. Мера признания может быть различной: от полного отрицания проекта и его разработчиков до полного согла­сия. Но в любом случае тот или иной бюджет должен быть принят, ибо в отсутствие его государство перестанет существовать.

Порядок рассмотрения и утверждения проекта закона о феде­ральном бюджете определяется Бюджетным кодексом РФ.

Правительство РФ представляет на рассмотрение в Государст­венную Думу и Президенту РФ проект федерального закона о феде­ральном бюджете на очередной год до 26 августа текущего года од­новременно со следующими документами:

1. предварительными итогами социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;

2. прогнозом социально-экономического развития РФ;

3. основными направлениями бюджетной и налоговой поли­тики на предстоящий год;

4. планом развития государственного и муниципального сек­торов экономики;

5. прогнозом сводного финансового баланса по РФ;

6. прогнозом консолидированного бюджета РФ;

7. основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ;

8. проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;

9. проектом федеральной адресной инвестиционной программы;

10. проектом государственной программы вооружения;


11. проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий;

12. расчетами по статьям доходов и расходов федерального бюджета и дефициту бюджета;

13. международными договорами РФ, включая нератифицированные договоры РФ о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;

14. проектом программы государственных внешних заимство­ваний РФ;

15. проектом программы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам;

16. проектом структуры государственного внешнего долга РФ по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам;

17. проектом структуры государственного внутреннего долга РФ и проектом программы внутренних заимствований;

18. предложениями по индексации оплаты труда бюджетных работников, минимальных размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, денежного содержания федеральных государст­венных служащих, денежного довольствия военнослужащих;

19. перечнем законодательных актов, действие которых отменя­ется или приостанавливается.

Одновременно с проектом федерального бюджета Правительст­во РФ представляет проекты федеральных законов :

1) о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;

2) о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;

3) о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ».

В случае если проектами федерального бюджета и бюджета Пен­сионного фонда РФ предусматривается индексация минимального размера оплаты труда и государственных пенсий, то Правительство РФ вносит проекты законов о повышении минимального размера оплаты труда и пенсий, индексации государственных пенсий.

1. оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год и консолидированного бюджета РФ за отчетный год;

2. проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ и отчет о гарантиях за истекший период текущего года;

3. проекты программ предоставления бюджетных средств на возвратной основе и отчет о предоставлении средств на возвратной основе за отчетный год и истекший период текущего года;

предложения по содержанию Вооруженных сил РФ. ентральный банк России до 1 октября представляет в Госдуму проект государственной денежно-кредитной политики.

В течение суток Совет или Председатель Госдумы направляет проект закона о федеральном бюджете в Комитет по бюджету для заключения о соответствии представленных документов необходи­мым требованиям. На основании заключения Комитета принимается решение к рассмотрению законопроекта Госдумой либо о возвраще­нии его в Правительство РФ на доработку, если состав документов не соответствует требованиям. В последнем случае доработанный законопроект представляется в Госдуму Правительством РФ в десятидневный срок.

В течение трех дней Советом или Председателем Госдумы про­ект закона о федеральном бюджете направляется:

1. в Совет Федерации;

2. в комитеты Госдумы;

3. другим субъектам права законодательной инициативы;

4. в Счетную палату РФ на заключение.

Одновременно Совет Думы назначает профильные комитеты Госдумы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов расходов бюджета, одним из которых является Комитет по бюджету, а также комитеты Госдумы, отвечающие за рассмотрение других документов.

Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в четырех чтениях. При этом законы о внесении из­менений в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды должны быть приняты Госдумой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах госу­дарственных ВБФ, минимальном размере оплаты труда и пенсий, размере порядке индексации и перерасчета государственных пенсий должны быть приняты Госдумой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

При отклонении Госдумой федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство РФ, а также в законода­тельные акты РФ о тарифах взносов в государственные ВБФ до рассмотрения в первом чтении проекта федерального бюджета рас­четы по всем показателям федерального бюджета осуществляются на основе законодательства РФ.

Первое чтение проекта федерального бюджет продолжается 30 дней, в течение которых Госдума рассматривает:

1. концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год;

2. основные направления бюджетной и налоговой политики;

3. принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

4. проект программы государственных внешних заимствований РФ;

5. основные характеристики федерального бюджета (доходы федерального бюджета по группам , подгруппам и статьям класси- фикации доходов бюджетов РФ, распределение доходов от феде­ральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюдже­тами субъектов РФ, дефицит (профицит) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюдже­та и источники покрытия дефицита федерального бюджета, общий объем расходов федерального бюджета на очередной год).

Первые 15 дней комитеты Госдумы готовят и направляют в Ко­митет по бюджету заключения о принятии или отклонении законо­проекта, а также предложения по предмету первого чтения. На их основании Комитет по бюджету готовит свое заключение и проект постановления Госдумы о принятии в первом чтении проекта феде­рального закона о федеральном бюджете и представляет их на рас­смотрение в Госдуму.

При рассмотрении проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении Госдума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклад Комитета по бюджету и второго профильного комитета, а также доклад Счетной палаты РФ и принимает решение о его при­нятии или отклонении. В случае принятия законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюд­жета. При отклонении Госдума может:

1. передать законопроект в трехстороннюю согласительную ко­миссию представителей Госдумы, Совета Федерации и Правитель­ства РФ для уточнения основных характеристик федерального бюджета;

2. вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;

3. поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

При передаче проекта федерального закона о федеральном бюджете в согласительную комиссию в течение 10 дней последняя разрабатывает согласованный вариант основных характеристик фе­дерального бюджета. Решение комиссии считается принятым одной стороной, если за него проголосовало большинство представителей. Голосование каждой стороны принимается за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны, и не­согласованным при возражении, хотя бы одной стороной.

По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение в Госдуму согласованные основные характеристики федерального бюджета и связанные с ними законо­проекты, а также несогласованные позиции.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете принимается постановление Госду­мы о принятии в первом чтении проекта федерального закона 6 федеральном бюджете и об основных характеристиках федерального бюджета. Если постановление не принимается, то проект отклоня­ется повторно в первом чтении. В этом случае ставится вопрос о доверии Правительству РФ.

При отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ в течение 20 дней дора­батывает законопроект и вносит его на повторное рассмотрение в первом чтении. Со дня повторного внесения законопроекта Госду­ма рассматривает его в первом чтении 10 дней.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сфор­мированное Правительство РФ представляет новый вариант проек­та закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после сфор­мирования.

Во втором чтении, занимающем 15 дней, утверждаются расходы: федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и размер Федерального фонда финан­совой поддержки субъектов РФ. Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расхо­дам федерального бюджета, в соответствии с которыми Комитет по бюджету разрабатывает и вносит в Госдуму проект постановления о принятии федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

Если Госдума отклоняет законопроект во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию.

В третьем чтении законопроекта, занимающем 25 дней, Госду­ма рассматривает;

1. подразделы расходов федерального бюджета;

2. распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ и т.д. на очередной год;

3. программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;

4. программы государственных внешних и внутренних заимствований РФ;

5. программу предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам;

6. перечень законодательных актов, действие которых отменя­ется или приостанавливается.

Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет по бюджету, который в течение 10 дней проводит их экспертизу и передает в профильные комитеты. Голосование по поправкам проводится Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования коми­тетов совпадают. Поправки, по которым у Комитета по бюджету и профильного комитета имеются разногласия, выносятся на рас­смотрение в Госдуму.

В четвертом чтении Госдума рассматривает проект федерально­го закона о федеральном бюджете в течение 15 дней и принимает его в целом. Принятый Госдумой законопроект о федеральном бюджете в течение пяти дней передается Совету Федерации, кото­рый рассматривает его 14 дней.

Совет Федерации может возвратить проект в Госдуму. Приня­тый Госдумой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете передается в Совет Федерации. При несогласии Госдумы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Госдумы.

После одобрения Советом Федерации федеральный закон о фе­деральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент имеет право сразу подписать федеральный закон или отклонить его. При отклонении закон передается для устранения разногласий в согласительную ко­миссию с участием представителя Президента РФ, которая в тече­ние 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумы согла­сованный закон. Госдума повторно рассматривает федеральный за­кон о федеральном бюджете в одном чтении.

Федеральный закон о федеральном бюджете не вступает в силу до начала очередного года/в случае непринятия Госдумой проекта феде­рального закона о федеральном бюджете до 15 декабря текущего года, также в случае невступления в силу федерального закона о федеральном бюджете по другим причинам до 1 января очередного года.

При существенных отклонениях фактических параметров исполнения бюджета от плановых, возникающих в результате нестабильности экономики и недостаточно хорошего качества формирования бюджета, появляется необходимость внесения изменений в Закону о бюджете. Тогда Правительство РФ разрабатывает и представляет в Госдуму проекты федеральных законов о внесении изменений в фе­деральный закон о федеральном бюджете. Субъекты права законода­тельной инициативы могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете относительно основных характеристик федерального бюджета, рас­пределения регулирующих доходов между бюджетами, а также рас­пределения расходов федерального бюджета по разделам функцио­нальной и ведомственной классификаций в случаях:

1. превышения доходов более чем на 10%, что подтверждено исполнением федерального бюджета за первое полугодие текущего года, при условии, что Правительство РФ не внесло в Госдуму со­ответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотре­ния Госдумой отчета об исполнении федерального закона о феде­ральном бюджете за первое полугодие;

2. выявления нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета и внесения предложений о сокраще­нии либо блокировке расходов по выявленным направлениям не­эффективного или нецелевого использования средств федерального бюджета

В случае снижения (роста) ожидаемых поступлений в федераль­ный бюджет, что может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ вносит в Госдуму про­ект федерального закона о внесении изменений в Федеральный за-, кон о федеральном бюджете вместе со следующими документами:

1. отчетом об исполнении федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий тому месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект

2. отчетами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;

3. отчетом об использовании средств резервных фондов Пра­вительства РФ и Президента РФ;

4. отчетами Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов;

5. анализом причин, обусловивших внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Госдума рассматривает указанный законопроект в течение 15 дней в трех чтениях.

Первое чтение проекта федерального закона о внесении измене­ний и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете происходит в Госдуме не позднее чем через два дня со дня внесе­ния. На нем заслушиваются доклады Правительства РФ и Счетной палаты РФ о состоянии поступлений средств от заимствований в федеральный бюджет. По итогам чтения Госдума принимает зако­нопроект за основу и утверждает новые основные характеристики бюджета.

Второе чтение проекта происходит не позднее пяти дней после первого чтения. На нем утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной класси­фикаций расходов бюджетов РФ.

В третьем чтении проекта, проходящем не позднее чем через три дня со дня принятия законопроекта во втором чтении, законо­проект голосуется в целом.

Если проект федерального закона о внесении изменений и до­полнений в федеральный закон о федеральном бюджете не прини­мается в срок, то Правительство РФ имеет право на пропорцио­нальное сокращение расходов федерального бюджета до положи­тельного законодательного решения.

Проекты федеральных законов о внесении изменений и допол­нений в федеральный закон о федеральном бюджете рассматрива­ются в порядке, определенном регламентом Госдумы при соблюде­нии следующих дополнительных условий:

1) законопроект об изменении основных характеристик феде­рального бюджета не может быть внесен на рассмотрение в Госуду- му до вступления в силу или до отклонения Советом Федерации либо Президентом РФ федерального закона, предусматривающего изменение основных характеристик федерального бюджета на те­кущий финансовый год, проект которого был внесен ранее и при­нят Госдумой в первом чтении;

2) в случае внесения в Госдума двух и более законопроектов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете указанные законопроекты рассматриваются в первом чтении одновременно в качестве альтернативных; при этом в первом чтении принимается один законопроект, а остальные законопроекты рассматриваются в качестве поправок.

Контрольные вопросы

1. Перечислите права Госдумы РФ при рассмотрении и утвержде­нии федерального бюджета.

2. Каковы права Совета Федерации РФ при рассмотрении и ут­верждении федерального бюджета?

3. Назовите права Президента РФ на стадии рассмотрения и ут­верждения федерального бюджета.

4. Каковы права субъектов права законодательной инициативы на стадии рассмотрения и утверждения федерального бюджета?

5. Перечислите документы пакета проекта федерального закона о федеральном бюджете.

6. В каких случаях при рассмотрении проекта федерального бюд­жета РФ создается согласительная комиссия?

7. Что принимается в первом, втором, третьем и четвертом чтени­ях проекта федерального закона о федеральном бюджете?

8. Каковы проблемы рассмотрения и утверждения бюджетов и пу­ти их решения?

Введение.

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

    Структура государственного бюджета, его сущность и функции.

    вмешательство в экономику;

    оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему 1 .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.

Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

Функции государственного бюджета :

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели.

Доходы государственного бюджета - завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета - исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета.

Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит - это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.

Источники финансирования бюджетного дефицита

Внутренее финансирование:

    выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

    бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

    использование средств центрального банка

    Внешнее финансирование:

    продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

    кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

    кредиты иностранных правительств

Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

Требования к бюджету:

    Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.

    Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.

    В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

    Порядок разработки и принятия государственного бюджета

Составление бюджета – определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

Рассмотрение бюджета состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

В первом чтении:

Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Во втором чтении:

утверждаются его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

В третьем чтении:

Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.

В четвертом чтении:

Дума рассматривает поправки к закону, а так же поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита.

Утверждение госбюджета.

Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.

Исполнение бюджета – это действия по изысканию и использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение федерального бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета – Федеральное казначейство. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.

Контроль за исполнением бюджета.

Важным этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).

В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.

Заключение.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

    вмешательство в экономику;

    поддержание государственного аппарата управления;

    правоохранительные органы и судоустройство;

    медицина, здравоохранение и образование;

    оборона страны.

Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны - ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона.

Список использованной литературы

    Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст, действующая редакция. М., «Экзамен», 2004

    Финансы. Учебник для вузов. – Под ред. Г.Д.Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003

    Вышегородцев М.М. Управление бюджетом. Курс лекций. М., «Дело и Сервис», 2002

1 Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2001, с. 75

Бюджета бюджет Республики Казахстан (1)Реферат >> Финансы

Предельные размеры дефицитов бюдже­тов .1 Состав и структура государственного бюджета РК I. ДОХОДЫ... услуг. Кроме того, принятие обязательств государственными учреждениями и проведение платежей... многом потому, что его порядок не определен Конституцией. Однако...

Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и местного са-моуправления выносят уточненный проект бюджета в соответствую-щий представительный орган. По всем финансовым вопросам и для работы с бюджетом в частности органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.

Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете. В Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Эти комите-ты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и ко-миссий палат Федерального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рассмотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заключение и представляют его на рассмотрение Государствен-ной Думы.

Центральный банк РФ представляет Государственной Думе со-гласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. В случае возникновения разно-гласий по проекту бюджета органы власти разных уровней образуют согласительную комиссию. Результаты её работы должны быть дове-дены до сведения соответствующих представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответ-ствующим вышестоящим органом представительной власти.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федераль-ном бюджете в нескольких чтениях . Это традиционный подход для всех демократических государств. До рассмотрения проекта феде-рального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету и налогам свои заключения по данному законопроекту, на основании которых ука-занный Комитет готовит заключение по проекту бюджета и пред-ставляет его на рассмотрение Думы.

В первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основ-ные направления бюджетной и налоговой политики, основные прин-ципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внеш-них заимствований РФ в части источников внешнего финансирова-ния дефицита федерального бюджета, а также основные характери-стики федерального бюджета , к которым относятся: доходы феде-рального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов. Комитеты Государ-ственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заклю-чения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законо-проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основ-ных характеристик федерального бюджета, либо вернуть его в Пра-вительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Пра-вительству РФ. В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосо-ванием ее членов от Государственной Думы, Совета Федерации, Пра-вительства РФ. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласитель-ной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согла-сованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которо-го возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о феде-ральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Если Государственная Дума не принимает решение по итогам ра-боты согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюдже-те считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государствен-ная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

Если феде-ральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на дора-ботку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложении и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится дорабо-танный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государ-ственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением про-екта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Прави-тельство РФ представляет новый вариант проекта закона о феде-ральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о фе-деральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы: феде-рального бюджета по разделам функциональной классификации рас-ходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюдже-та, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнитель-ной и представительной власти субъектов Федерации сведения о рас-пределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджета-ми РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Феде-рального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классифика-ции расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств фе-дерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Рассматривается распределе-ние средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т. д. Субъекты права законодательной инициативы на-правляют свои поправки по третьему чтению в думский Комитет по бюджету. Государственная Дума рассматривает проект закона о бюд-жете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанно-го законопроекта во втором чтении.

Поправки по распределению средств Федерального фонда финан-совой поддержки субъектов Федерации предварительно должны быть рассмотрены Комитетом по бюджету, налоговой политике, фи-нансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Совета Федерации.

Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о феде-ральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня приня-тия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмот-рения проекта бюджета законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федера-ции в течение пяти дней после его принятия.

Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете в Совете Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в тече-ние 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобрен-ный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комис-сия выносит на повторное рассмотрение Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рас-сматривает закон о бюджете в одном чтении.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на за-крытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходо-вания средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию. В этом случае в согласительную комис-сию включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непри-нятия Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на оче-редной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из фе-дерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти произво-дят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В Бюджетном кодексе РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.

На территории каждого субъекта Федерации и муниципального образования порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются представительными органами власти , которые принимают самостоятельные положения о бюджетном процессе на соответствующей территории.

Бюджетный процесс на уровне субъекта РФ - это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность субъекта РФ по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета субъекта РФ, его исполнению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении.

Бюджетный процесс на уровне субъектов РФ осуществляется по принципам и стадиям, присущим бюджетным процессам других уровней: 1) составление проекта бюджета; 2} рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Детальное регулирование бюджетного процесса на региональном уровне осуществляется нормативными правовыми актами субъекта РФ в соответствии с федеральным законодательством. Законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ разрабатывает на своей территории порядок и условия представления проекта соответствующего бюджета, рассмотрения проекта бюджета, утверждения бюджета, его уточнения в ходе исполнения. Названный порядок закрепляется в законе о бюджетном процессе соответствующего субъекта РФ, нормы которого не должны противоречить федеральным нормативным финансово-правовым актам (например, Закон Омской области от 08.10.2007 № 952-03 «О бюджетном процессе в Омской области»; Закон Забайкальского края от 07.04.2009 № 155-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» и др.).

1. Составление проекта бюджета. Составлению проекта бюджета субъекта РФ предшествует разработка прогнозов, планов развития и целевых программ соответствующего региона. На основании этих расчетов исполнительный орган государственной власти составляет проект бюджета субъекта РФ и вносит его на рассмотрение соответствующего представительного органа власти согласно п. 1 ст. 185 БК не позднее 1 ноября текущего года. Конкретные сроки внесения проекта бюджета устанавливаются представительным органом власти субъекта РФ самостоятельно. Правительство РФ до начала очередного финансового года доводит до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на следующий год. Минфин России организует работу по доведению до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ инструктивных писем об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год. Федеральные органы власти устанавливают единые для всех территорий нормативы отчислений от регулирующих налогов и объемы финансовой помощи по каждому нуждающемуся субъекту РФ. В свою очередь, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ предоставляют федеральным исполнительным органам государственной власти отчеты об исполнении бюджетов за прошлый финансовый год, а также утвержденные бюджеты на текущий финансовый год. Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе вносить свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом государственной власти показателей. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов РФ исполнительный орган государственной власти предоставляет в федеральный орган исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования размеров финансовой помощи.

Рассмотрение этих предложений первоначально производится в соответствующем исполнительном органе государственной власти. В случае их полного или частичного отклонения федеральный орган исполнительной власти обязан совместно с заинтересованным органом исполнительной власти субъекта РФ составить протокол об имеющихся разногласиях. Для их рассмотрения законодательные (представительные) органы государственной власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты работы согласительной комиссии доводятся до сведения законодательных (представительных) органов государственной власти всех уровней. Окончательное решение принимается федеральным законодательным (представительным) органом государственной власти.

Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ доводят до органов местного самоуправления соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

2. Сгладил рассмотрения и утверждения бюджетов субъектов РФ в каждом регионе осуществляется различно. Единым правилом является постатейное рассмотрение проекта бюджета законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Как правило, предварительное рассмотрение проекта закона о бюджете субъекта РФ проходит в комитетах законодательного (представительного) органа государственной власти региона. Для более тщательного предварительного обсуждения законопроекта о бюджете комитеты могут проводить открытые депутатские слушания. Затем комитет по бюджетным вопросам в установленный региональным бюджетным законодательством срок анализирует и обобщает заключения комитетов и выводы депутатских слушаний и готовит сводное заключение по проекту закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Сводное заключение направляется исполнительному органу государственной власти субъекта РФ в целях доработки указанного законопроекта с учетом предложенных замечаний. Срок его доработки устанавливается бюджетным законодательством субъекта РФ. Уточненный проект закона о бюджете вносится на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, который в установленный срок его рассматривает и принимает постановление о принятии проекта закона о бюджете за основу либо о его отклонении.

Процедура рассмотрения проекта закона о бюджете в субъектах РФ регламентирована по-разному. Например, ст. 15 Закона Омской области от «О бюджетном процессе в Омской области» допускает рассмотрение проекта закона об областном бюджете в двух чтениях; ст. 20-22 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» предписывают Законодательному собранию Санкт-Петербурга рассматривать проект бюджета в трех чтениях.

В случае непринятия закона о бюджете субъекта РФ на следующий год до начала нового финансового года законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимает постановление, предоставляющее право исполнительному органу государственной власти осуществлять бюджетное финансирование на определенный срок в размере 1/12 объема расходов предыдущего года,

3. Исполнение бюджета субъекта РФ относится к компетенции исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Непосредственное исполнение бюджета осуществляется финансовыми органами на основе годовой (с поквартальным распределением) росписи доходов и расходов бюджета, составляемой в соответствии с поквартальным распределением доходов и расходов этого бюджета.

По общему правилу, установленному ст. 215.1 БК, кассовое исполнение региональных бюджетов осуществляется Федеральным казначейством. Вместе с тем абз. 5 названной статьи допускает передачу органами Федерального казначейства полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, исполнительным органам государственной власти субъекта РФ. Передача названных полномочий осуществляется при условии их финансового обеспечения за счет собственных доходов регионального бюджета и наличия в собственности субъекта РФ имущества, необходимого для осуществления принимаемых функций.

Исполнение бюджета субъекта РФ начинается 1 января и заканчивается 31 декабря года, на который этот бюджет утвержден. Порядок совершения заключительных операций по бюджету устанавливается финансовым органом соответствующего субъекта РФ по согласованию с территориальным органом Федерального казначейства и территориальным органом Банка России.

4. Отчет об исполнении бюджета субъекта РФ готовит исполнительный орган государственной власти, ответственный за исполнение бюджета. Отчет составляется на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств с обязательным соблюдением требований бюджетной классификации. Как правило, в годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ включаются также определенные документы и справочно-информационные материалы: сведения о займах (ссудах), выданных из бюджета субъекта РФ, о выданных гарантиях и поручительствах по кредитам кредитных организаций; справка об использовании внутренних и внешних заимствований по каждому виду заимствования, условиях заимствования и сроках возврата; реестр внутреннего и внешнего долга субъекта РФ и т.п. Например, ст. 42 Закона г. Москвы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» устанавливает, что одновременно с проектом закона Москвы об исполнении бюджета города в Московскую городскую Думу представляются: сведения об исполнении консолидированного бюджета Москвы за прошедший год; отчет о ходе выполнения городских целевых программ; отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства Москвы; отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Отчет об исполнении бюджета представляется соответствующему законодательному (представительному) органу государственной власти для рассмотрения. В большинстве субъектов РФ действует правило об одновременном представлении отчета и в финансов о-контрольный орган (контрольную, счетную палату и т.п.) региона. По результатам рассмотрения законодательный (представительный) орган государственной власти принимает решение в форме закона об утверждении отчета. Утвержденный отчет об исполнении бюджета субъекта РФ или решение о его отклонении подлежат обязательному опубликованию в соответствующих официальных СМИ.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе государственной власти субъекта РФ может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Минфина России согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и Минфином России.

Законодательный (представительный) орган государственной власти принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения аудиторского заключения соответствующего контрольно-счетного органа. Если в ходе внешнего аудита бюджета будет выявлено несоответствие его исполнения утвержденному, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетным ассигнованиям при условии, если не вводился режим сокращения расходов, соответствующий законодательный (представительный) орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. В этом случае исполнительный орган государственной власти имеет право обратиться в прокуратуру для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Если законодательство субъектов РФ предусматривает ответственность исполнительного органа государственной власти перед законодательным (представительным) органом государственной власти (досрочное прекращение полномочий, выражение недоверия и др.) что последний вправе возбудить процедуру привлечения к ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц. После утверждения отчетов об исполнении бюджетов исполнительные органы государственной власти публикуют их в СМИ.

Рассмотрение и утверждение бюджета производится в законодательных органах (Федеральном собрании), представительных органах субъектов Федерации, органах местного самоуправления.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной думы:

Проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год с пояснительными документами и материалами;

Проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетных государственных внебюджетных фондов РФ; о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ».

Оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год;

Проекты программ предоставления гарантий и предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе;

Предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

Поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Банк России до 1 октября предоставляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

Совет Государственной думы , получив указанные выше документы и материалы, направляет их в Комитет Государственной думы по бюджету и налогам, а также утверждает другие комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. Кроме того, проект федерального закона о федеральном бюджете направляется Советом Государственной думы Президенту РФ, в Совет Федерации, комитеты Государственной думы, другим субъектам права, а также в Счетную палату РФ на заключение. После получения заключения комитета Госдума рассматривает проект в 4-х чтениях:

1. Обсуждаются основные направления бюджетной и налоговой политики, прогнозы социально-экономического развития РФ, проект внешних заимствований, доходы федерального бюджета и общий объем расходов.

В случае отклонения проекта бюджета в первом чтение Госдума может:

Передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета. В согласительную комиссию входят представители: Госдумы, Правительства, Совета Федерации;

Вернуть законопроект Правительству на доработку;

Поставить вопрос о доверии Правительству.

2. Утверждаются расходы федерального бюджета по функциональной классификации в пределах расходов, утвержденных в первом чтении. Проект рассматривается в течение 15 дней после принятия в первом чтении.

3. Утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств (в течение 25 дней).

4. Госдума рассматривает законопроект в течение 15 дней, после принятия бюджета в 3 чтении. Осуществляется голосование и внесение поправок не допускается. После принятия законопроект передается в течение 5 дней на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации должен рассмотреть его в течение 14 дней со дня получения. Одобренный этот ФЗ направляется в течение 5 дней Президенту для подписания и обнародования.

В случае отклонения Советом Федерации он передается в согласительную комиссию, после чего вновь рассматривается Думой. В случае не согласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 общего числа Госдумы.

Президенту на подписание федерального закона отводится 14 дней. В случае отклонения им закона Госдума и Совет Федерации рассматривают его повторно. Однако, если за ФЗ проголосовало не менее 2/3 общего числа парламента, он принимается в прежней редакции и подлежит обнародованию в течение 7 дней.

Если до начала финансового года федеральный закон не утвержден, то финансовые расходы в первом квартале года осуществляются в тех же размерах, что и в прошлом году.

Исполнение и заключение бюджета

Исполнение бюджета начинается после утверждения федерального закона Президентом. Эта стадия включает выполнение доходной и расходной части.

Исполнение бюджета обеспечивают Министерство финансов и вся система управления финансами РФ. Для оперативного исполнения бюджета составляется роспись доходов и расходов (поквартально по статьям, разделам). Она утверждается соответствующими органами.

Организация исполнения бюджета возложена на Федеральное казначейство РФ.

Казначейская система исполнения бюджета отличается от банковской, прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный - на одном счете.

Казначейская система исполнения бюджетов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы , который предусматривает зачисление всех поступивших доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;



Рис. 8.2. Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Возврат излишне уплачиваемых в бюджет сумм доходов;

Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета, при этом должны соблюдаться обязательные последовательно проводимые процедуры санкционирования и финансирования расходов.

Все стадии бюджетного процесса для более наглядного представления показаны на рисунке 8.2.

Основными этапами санкционирования и финансирования при исполнении расходов бюджетов являются:

Составление и утверждение бюджетной росписи. Роспись бюджета - основной оперативный план распределения доходов-расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходование бюджетных средств в течение года;

Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителями бюджетных средств и бюджетными учреждениями;

Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

Расходование бюджетных средств (процедура финансирования). Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.