Баланс нко пример заполнения. Бухгалтерский баланс нко и отчет об использовании средств

Мы как некоммерческая организация сдали единую(упрощенную) налоговую декларацию за 2016г.. Движений по расчетному счету и по кассе не было. Раньше как и все НКО сдавали в обязательном порядке 2 формы (п. 2 ст. 14 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ): бухгалтерский баланс; отчет о целевом использовании средств. За 2016г. данная бухгалтерская отчетность соц.ориент. некоммер.организаций отсутствует. Значит не сдаем бухгалтерскую отчетность? Достаточно ЕУНД?

Все НКО, в том числе социально-ориентированные, сдают бухгалтерскую отчетность по общим правилам . Так как из действующей редакции Приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Приложение № 6 для социально-ориентированных НКО исключено, то вы вправе сдавать отчетность по упрощенным формам Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств из приложения 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66y.

Павла Гамольского , президента Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций»

Какую отчетность сдают некоммерческие организации

Некоммерческие организации (далее – НКО), как и все организации, должны сдавать бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность, а также отчетность по страховым взносам. Есть и специальная отчетность для НКО – в территориальное отделение Минюста России.

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерскую отчетность сдают все НКО по общим правилам раз в год, в стандартные сроки – в течение 90 календарных дней после завершения отчетного года. Исключения есть для НКО – потребительских кооперативов. Они могут использовать упрощенные формы бухотчетности из приложения 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.*

Быстро определить состав бухгалтерской отчетности для НКО можно по таблице . О том, как заполнить формы бухотчетности, см. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности .

Общие правила такие. Все НКО сдают:

Бухгалтерский баланс

НКО заполняют баланс по-особому. Некоторые разделы нужно переименовать. К примеру, Раздел III нужно назвать не «Капитал и резервы», а «Целевое финансирование». Ведь у НКО нет цели получить прибыль. Вместо капитала и резервов НКО отражают остаток целевых поступлений. Строки баланса, которые НКО должны заменить в разделе III, названы в таблице ниже.

Код строки баланса, название которой НКО нужно заменить Название строк у коммерческих организаций Название строк у НКО
Раздел III Бухгалтерского баланса «Капитал и резервы» Раздел III Бухгалтерского баланса «Целевое финансирование»
1310 Уставный капитал Паевой фонд
1320 Собственные акции, выкупленные у акционеров Целевой капитал
1350 Добавочный капитал (без переоценки) Целевые средства
1360 Резервный капитал Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества
1370 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Резервный и иные целевые фонды

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств НКО в состав бухгалтерской отчетности не включают. Это прямо прописано в пункте 85 положения, утвержденного .

Другие отчеты

Для фондов есть особенности. Они обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 7 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Елены Поповой , государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности

Некоммерческие организации

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов и ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012 .

Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Однако применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам не вправе некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. То же самое касается адвокатских бюро и нотариальных палат. Полный список тех организаций, которые не вправе упрощать учет и отчетность, приведен в части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице .

3. Из справочника

Состав бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Форма Кто сдает Документ, которым утверждена форма Периодичность сдачи Срок сдачи
Бухгалтерский баланс Все некоммерческие организации по своему выбору Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Бухгалтерский баланс (упрощенная форма) Все некоммерческие организации (за некоторыми исключениями)

Специалисты Минфина России выпустили разъяснения, которые будут полезны бухгалтерам некоммерческих организаций при составлении бухгалтерской отчетности за 2011 г. (информационное письмо № ПЗ-1/2011). Четыре года назад финансисты выпускали аналогичные рекомендации. Но за это время законодательство о бухгалтерском учете претерпело изменения, что и обусловило появление новых пояснений.

Что берем на вооружение

Финансисты напомнили некоммерческим организациям, какими документами нужно руководствоваться при составлении бухгалтерской отчетности. В первую очередь, это Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете).

Также необходимо руководствоваться:

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение № 34н);

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н;

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Обратите внимание, в эти документы были внесены изменения, которые необходимо учесть при составлении отчетности за 2011 г. (приказы Минфина России от 08.11.2010 № 142н, от 25.10.2010 № 132н и от 24.12.2010 № 186н).

В прежних разъяснениях, данных финансистами некоммерческим организациям в информационном письме от 01.01.2007 № ПЗ-1/2007 (далее - Рекомендации № ПЗ-1/2007), специалисты Минфина России также рекомендовали пользоваться вышеназванными документами (за исключением приказа Минфина России от 29.07.98 № 34н, который на тот момент содержал много устаревших положений).

Кроме того, нужно помнить, что начиная с отчетности за 2011 г. изменены формы бухгалтерской отчетности. Теперь они утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - приказ № 66н).

Состав отчетности

Некоммерческим организациям предоставлено право не раскрывать отдельные показатели в бухгалтерской отчетности.

Так, они не обязаны раскрывать информацию о наличии и изменениях уставного капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации. Также некоммерческим организациям разрешается не представлять отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения № 34н). Если же компания примет решение сформировать такой отчет, она должна следовать нормам нового ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утвержденного приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н.

Что касается формы отчета о целевом использовании полученных средств, то в обязательном порядке ее должны применять только общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательскую деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг). А как же быть другим некоммерческим организациям?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 4 приказа № 66н. В этой норме сказано, что для остальных некоммерческих организаций данная форма является рекомендованной и применяется она при формировании соответствующих пояснений к балансу. Но, на наш взгляд, указанный отчет все-таки лучше составлять всем некоммерческим организациям, тем самым будут выполнены требования о достоверности бухгалтерской отчетности. Заметим, что в прежних Рекомендациях № ПЗ-1/2007 специалисты Минфина России придерживались именно такой точки зрения.

В отношении общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), следует отметить, что они представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год и в нее входят:

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет о целевом использовании имущества (п. 4 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете).

Остальные некоммерческие организации представляют отчетность в общеустановленном порядке: квартальную - в течение 30 дней по окончании квартала, годовую - в течение 90 дней по окончании года.

При составлении отчетности необходимо помнить, что некоммерческие организации самостоятельно определяют детализацию показателей баланса и отчета о прибылях и убытках, а также содержание пояснений (п. 3 и 4 приказа № 66н).

Как и прежде, при формировании показателей бухгалтерской отчетности некоммерческая организация должна исходить из требований существенности. При этом критерии существенности того или иного показателя с учетом его оценки, характера, конкретных обстоятельств возникновения организации определяют самостоятельно.

В информационном письме № ПЗ-1/2011 специалисты Минфина России рассмотрели особенности формирования некоммерческими организациями показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств с учетом требований действующего законодательства.

Наименование показателя

Особенности формирования показателей

Группа статей «Основные средства»

Отражается первоначальная стоимость основных средств:

Закрепленных на праве оперативного управления или переданных некоммерческой организации в хозяйственное ведение;

Приобретенных за счет средств, выделенных учредителями;

Полученных в качестве добровольных имущественных взносов (паевых взносов) и пожертвований;

Приобретенных за счет целевых взносов на приобретение (создание) объектов основных средств (в том числе общего пользования).

При этом основные средства должны быть предназначены для обеспечения уставной (включая предпринимательскую) деятельности некоммерческой организации.

Аналитический учет основных средств должен обеспечить получение данных о наличии и движении объектов.

Информация об износе основных средств, начисляемом линейным способом, раскрывается в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

Выбытие объектов основных средств из-за невозможности использования отражается как уменьшение по группам статей «Основные средства»
и «Добавочный капитал» (по обособленной статье, именуемой, например, «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»). Одновременно производится уменьшение соответствующего показателя сумм износа по объектам основных средств в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

Информация об имуществе, приобретенном потребительским кооперативом граждан с целью предоставления во владение и пользование членам кооператива, а не для использования
в своей деятельности и по своему усмотрению, раскрывается в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, в оценке, определяемой исходя из величины обязательств членов кооператива по указанному имуществу

Уточнено, что информация об износе основных средств, начисляемом линейным способом и учитываемом за балансом, раскрывается
в таблице пояснений «Наличие и движение основных средств» соответственно по графам «Накопленный износ» и «Начисленный износ».

А информация об имуществе, приобретенном потребительским кооперативом граждан и учитываемом за балансом, раскрывается
в таблице пояснений «Иное использование основных средств».

Выбытие основных средств из-за невозможности использования отражается как уменьшение по группам статей «Основные средства» и «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»

Группа статей «Запасы»

Отражаются остатки предназначенных для обеспечения уставной деятельности некоммерческой организации и принадлежащих ей на праве собственности или ином вещном праве материально-производственных ценностей.

Некоммерческая организация может не включать в указанную группу статью «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» при отсутствии значительных остатков и наличии эффективной системы оперативного контроля за расходованием таких ценностей. В этом случае материальные ценности, используемые для управленческих нужд, признаются в качестве расхода соответственно по группам статей «Расходы на содержание аппарата управления» и «Расходы на целевые мероприятия» непосредственно в Отчете о целевом использовании полученных средств

Порядок остался прежним

Статья «Затраты в незавершенное строительство» в группе статей «Запасы»

Заполняется при наличии расходов по незаконченным работам и незавершенному оказанию услуг в соответствии с предметом и целями деятельности. Указанные расходы отражаются на счетах учета расходов по обычным видам деятельности, предусмотренных Планом счетов

Уточнено, что показатель заполняется при наличии существенных затрат по незаконченным работам и незавершенному оказанию услуг. Кроме того, указанные затраты отражаются на счетах раздела III «Затраты на производство» Плана счетов

Группа статей «Дебиторская задолженность»

Потребительские кооперативы отражают задолженность членов кооператива, имеющих право на паенакопления, при передаче членам кооператива имущества, предназначенного для предоставления во владение и пользование его членам. Возникновение такой задолженности обусловлено обязательствами члена кооператива по выплате паевого взноса, либо по возврату предоставленного ему во владение и пользование имущества
в случае невыплаты паевого взноса, либо по иным основаниям, предусмотренным уставом кооператива

Дополнено, что исходя из Положения
№ 34н резервы по сомнительным долгам создаются по дебиторской задолженности юридических
и физических лиц
в момент признания ее сомнительной
с учетом требования своевременности отражения в бухучете фактов хозяйственной деятельности в соответствии с ПБУ 1/2008

Группа статей «Финансовые вложения» в разделе I
«Внеоборотные активы» и группа статей «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» в разделе II
«Оборотные активы»

Кредитный потребительский кооператив граждан отражает величину займов, предоставленных своим членам за счет фонда финансовой взаимопомощи, сформированного в установленном порядке кредитным потребительским кооперативом граждан.

При заполнении указанных статей необходимо руководствоваться ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

Изменена группировка статей. Ранее была предусмотрена группа статей «Долгосрочные финансовые вложения» и группа статей «Краткосрочные финансовые вложения».

Группа статей «Денежные средства
и денежные эквиваленты»

Отражаются остатки денежных средств на отдельном банковском счете, предназначенном для осуществления расчетов, связанных с получением денежных средств на формирование целевого капитала, передачей денежных средств, составляющих целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании, пополнением уже сформированного некоммерческой организацией целевого капитала в соответствии с условиями договора пожертвования или завещания, а также с использованием, распределением дохода от целевого капитала.

Операции, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом, отражаются в порядке, установленном приказом Минфина России от 28.11.2001 № 97н.

Личные сбережения граждан, переданные на основании договора в пользование кредитному потребительскому кооперативу, учитываются и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно от других средств фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива

Порядок заполнения показателя остался прежним

Раздел III «Целевое финансирование»

Вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» некоммерческая организация включает статьи «Паевой фонд», «Целевой капитал», группы статей «Целевые средства», «Резервный и иные целевые фонды» (в зависимости от вида некоммерческой организации)

В список заменяемых показателей добавлен «Добавочный капитал». А в перечень включаемых показателей - «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»

Статья «Паевой фонд»

Заполняется потребительскими кооперативами. По данной статье отражается следующая информация:

О паевых взносах пайщиков потребительских кооперативов, членов кредитных потребительских кооперативов граждан, отнесенных на статью «Расчеты с пайщиками» группы статей «Дебиторская задолженность»;

О паевых взносах членов потребительского кооператива граждан, имеющих право на паенакопления, поступающих в качестве источников формирования имущества, необходимого для удовлетворения имущественных потребностей членов потребительского кооператива. При полной выплате членом кооператива паевого взноса соответствующая сумма обязательств члена кооператива по возврату предоставленного ему имущества, отраженная по статье «Расчеты с пайщиками» группы статей «Дебиторская задолженность», уменьшает статью «Паевой фонд».

Указанные паевые взносы отражаются в бухгалтерском балансе отдельно от вступительных взносов и других источников целевого финансирования расходов на содержание аппарата управления потребительского кооператива граждан, отражаемых по статье «Целевые средства»

Порядок заполнения показателя остался прежним

Статья «Целевой капитал»

Включается в баланс некоммерческой организацией, формирующей целевой капитал (целевые капиталы). По ней раскрывается информация о величине сформированного на отчетную дату целевого капитала некоммерческой организации.

Со дня передачи денежных средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным и отражается как увеличение по статье «Целевой капитал»
и как уменьшение по статье «Задолженность перед жертвователями» по группе статей «Кредиторская задолженность»

Порядок заполнения показателя остался прежним

Статья «Целевые средства»

Здесь отражаются:

Неиспользованные на отчетную дату целевые средства, предназначенные для обеспечения некоммерческой организацией целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям, отраженные в отчете о целевом использовании полученных средств;

Чистая прибыль/убыток от предпринимательской деятельности некоммерческой организации, сформированная по итогам ее деятельности за отчетный год и предназначенная на финансовое обеспечение уставной деятельности в последующие периоды в соответствии с утверждаемой сметой.

Указанные виды средств целесообразно показывать в балансе обособленно.

Группа статей «Целевые средства» увязывается
с отдельными статьями, отражаемыми в разделе I «Внеоборотные активы», в разделе II «Оборотные активы» по группам статей «Запасы», «Денежные средства», «Краткосрочные финансовые вложения» на суммы полученных некоммерческой организацией денежных средств и имущественных взносов от учредителей (членов), а также иных поступлений.

При принятии некоммерческой организацией решения о раскрытии информации о задолженности по членским взносам или иным ожидаемым поступлениям, суммы начисленной задолженности отражаются по группе статей «Дебиторская задолженность».

Использование средств целевого финансирования, полученного некоммерческой организацией в виде инвестиционных средств на приобретение и (или) создание основных средств, включая общего пользования, раскрывается как уменьшение по группе статей «Целевые средства» и соответственно как увеличение статьи, именуемой «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», по группе статей «Добавочный капитал».

Информация о целевом использовании некоммерческой организацией полученных средств (по форме, структуре, составу источников поступления и направлениям использования) раскрывается в отчете о целевом использовании полученных средств

Исключено требование о том, что чистая прибыль должна быть предназначена на финансовое обес­печение уставной деятельности в последующие периоды в соответствии
с утвержденной сметой. Исключена фраза о целесооб­разности отдельного отражения неиспользованных средств и чистой прибыли/убытка.

Уточнено наименование статей, с которыми увязывается группа статей «Целевые средства». Вместо статьи «Денежные средства» значится статья «Денежные средства и их эквиваленты», а вместо статьи «Краткосрочные финансовые вложения» - статья «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)»

Группа статей «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»

По этой группе статей отражаются:

Средства целевого финансирования, полученного некоммерческой организацией в виде инвестиции на приобретение и (или) создание основных средств, включая общего пользования, в том числе выделенных в неделимый фонд;

Средства фонда финансовой взаимопомощи, созданного в установленном порядке кредитным потребительским кооперативом граждан.

Указанная информация раскрывается обособ­ленно, например, по статьям, именуемым соответственно «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества» и «Фонд финансовой взаимопомощи»

Изменено название группы статей. Раньше она называлась «Добавочный капитал». Поэтому Минфин России рекомендовал отражать указанную информацию, например, по статье «Фонд финансовой взаимопомощи». В остальном порядок формирования показателя остался прежним

Группа статей «Резервный и иные целевые фонды»

Включаются показатели, раскрывающие величину резервного и иных целевых, специальных фондов, предусмотренных законодательством РФ и уставом некоммерческой организации

Порядок заполнения показателя остался прежним

Группа статей «Оценочные обязательства»

Такая группа статей в балансе отсутствовала

Сюда включаются показатели, учитывающие оценочные обязательства, отражаемые на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». При признании оценочного обязательства в соответствии ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива

Некоммерческие организации отражают в отчете о прибылях и убытках причитающиеся (полученные) ими доходы от предоставления за плату во временное владение и (или) пользование объектов недвижимости, доходы от продажи активов, иные доходы, связанные с предпринимательской и иной уставной деятельностью.

Если некоммерческая организация формирует целевой капитал, то она раскрывает доходы от использования имущества, составляющего целевой капитал и размещаемого некоммерческой организацией самостоятельно и через доверительных управляющих.

В зависимости от существенности вышеназванные доходы отражаются в виде отдельных статей отчета о прибылях и убытках либо включаются в статью «Прочие доходы».

В отчете о прибылях и убытках некоммерческая организация должна раскрыть расходы, связанные с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, и вознаграждение управляющей компании, осуществляемые за счет доходов от целевого капитала в соответствии с законодательством РФ. Так же как и доходы, названные расходы в зависимости от их существенности отражаются в виде отдельных статей отчета о прибылях и убытках либо включаются в статью «Прочие расходы».

Сумма чистой прибыли отчетного года списывается некоммерческой организацией заключительными оборотами декабря в кредит счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». В балансе она отражается в разделе III «Целевое финансирование» по группе статей «Целевые средства», а в отчете о целевом использовании полученных средств по статье «Прибыль от предпринимательской деятельности организации».

В аналогичном порядке отражается и сумма чистого убытка, с той лишь разницей, что он списывается в дебет счета 86, а в отчете о целевом использовании полученных средств этот убыток показывается в составе использованных средств по статье «Прочие» с выделением в случае существенности обособленной статьи «Убытки от предпринимательской деятельности организации».

Что касается отчета о целевом использовании полученных средств, то рекомендации Минфина России по его формированию практически остались прежними. В новых разъяснениях финансисты уточнили, что по статье «Расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)» включаются изменения за отчетный период величины оценочных обязательств:

По оплачиваемым отпускам работника;

По вознаграждениям работникам в виде стимулирующих выплат (вознаграждения по итогам года, премии, бонусы и т.п.), в виде выходных пособий и иных выплат при расторжении трудового договора;

По обеспечению вознаграждений работников после расторжения трудового договора с организацией в виде пенсий, страховых и иных выплат и т.п.

И последний момент, на который следует обратить внимание некоммерческим организациям при составлении бухгалтерской отчетности. Он касается тех компаний, которые обнаружили существенные ошибки предшествующих отчетных периодов и исправили в 2011 г. или же вносили изменения в учетную политику. Такая информация раскрывается в таблице 2 «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок» отчета о движении капитала. При этом вместо показателя «Капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» указанной таблицы некоммерческая организация включает соответственно показатели «Целевое финансирование» и «Целевые средства».

НКО отличается от коммерческих структур нацеленностью на достижение социально значимого результата, получение материальной выгоды не является для них приоритетом. Их деятельность регулируется ГК РФ, НК РФ и отраслевым законодательством (Закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ). В роли НКО могут выступать объединения предприятий или физических лиц. Формами некоммерческих учреждений являются потребительские кооперативные структуры, фонды, организации, ведущие религиозную деятельность.

Какую отчетность должны сдавать НКО

Некоммерческим учреждениям законодательно вменено в обязанность регулярно отчитываться об итогах деятельности. НКО должны подавать в контролирующие органы полный комплект бухгалтерской отчетности. Ее состав регулируется ст. 14 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, бланки актуальных форм приведены в Приказе авторства Минфина от 02.07.2010 г. № 66н.

ВАЖНО! Бухгалтерская отчетность должна формироваться с периодичностью 1 раз в год.

Структура составляемой налоговой отчетности напрямую зависит от применяемого НКО режима налогообложения. Обширный перечень отчетных форм присущ общей системе, при использовании упрощенного спецрежима можно ограничиться декларацией по . Дополнительно надо будет подавать декларационную форму по налогу на недвижимое имущество, если оно имеется в собственности у НКО.

Бухгалтерская и налоговая отчетность составляют базу для подведения итогов деятельности. Этими формами НКО при взаимодействии с контролирующими органами не ограничиваются. Надо составлять и такие виды отчетности:

  • статистическая;
  • формы по расчетам с бюджетом по страховым взносам (подаются в ФНС и во внебюджетные фонды);
  • специализированный тип документации, представляемой в Минюст.

Состав и классификация отчетности

Бухгалтерская отчетность действующими некоммерческими организациями может подаваться в полном или упрощенном формате. Состав такого комплекта документации будет содержать:

  • форму баланса;
  • отчет, отражающий финансовые результаты работы;
  • отчетность по целевому характеру использования средств.

Предусмотренный законодательством бланк отчета о движении денежных ресурсов НКО могут не составлять и не подавать в проверяющий орган. ПБУ 4/99 наделяет НКО полномочиями по непредоставлению отчета об изменениях в капитале.

ВНИМАНИЕ! Религиозные организации могут не сдавать бухгалтерский комплект отчетности, если у них в отчетном интервале нет обязательств налогового типа.

При необходимости дать более детальную расшифровку отдельным показателям в бухотчетности НКО могут воспользоваться рекомендованными Минфином формами пояснений или разработать собственный шаблон. О том, как подавать бухгалтерскую отчетную документацию в электронном виде, рассказывается в Приказе ФНС от 20.03.2017 г. № ММВ-7-6/228@.

Отчетность по прибылям и убыткам должна оформляться при условии соответствия нескольким критериям:

  • в отчетном году были зафиксированы значительные доходные поступления, источником которых стала предпринимательская деятельность организации;
  • текущий уровень финансового положения не может быть оценен объективно и достоверно без детализации статей дохода.

Налоговая отчетность на будет состоять из таких форм:

  • декларация по ;
  • по налогу на имущество;
  • по ;
  • по земельному виду налога;
  • по транспортному налогу;
  • информация о ССЧ (усредненном показателе численности наемных работников).

Часть из указанных форм подлежит заполнению только в тех случаях, когда у компании есть объект налогообложения. Например, если организация не имеет в собственности транспортных средств, то у нее не возникают налоговые обязательства перед бюджетом по транспортному налогу. Сведения о ССЧ подаются при условии соответствия нормативу численности.

Не входят в состав отчетности, но обязательны для предоставления в ФНС при наличии наемных работников, справки 2-НДФЛ. По доходам персонала необходимо отчитываться и по форме 6-НДФЛ.

Для организаций, официально оформивших переход на спецрежим, установлены особые формы налоговой отчетности:

  1. Если НКО применяет УСН, то она обязательно сдает в ФНС декларацию по этому виду налога.
  2. При использовании спецрежима в форме большая часть отчетности будет заменена декларацией по ЕНВД.

Отчетность во внебюджетные фонды представлена формой 4-ФСС, мониторингом которой занимается ФСС, и бланком РСВ. Последний объединил в себе признаки нескольких документов, которые раньше подавались в разные фонды по страховым взносам. Он должен быть сдан в обслуживающий орган ФНС. В отделение ПФР надо подать два вида отчетных документов:

  • СЗВ-СТАЖ;
  • СЗВ-М.

При взаимодействии с органами статистки на НКО возлагается обязанность по подготовке двух обязательных бланков:

  • форма 1-СОНКО;
  • форма 11 (краткая).

Форма 11 (краткая) утверждена Приказом Росстата от 26.06.2017 № 428. В графах этого документа раскрывается информация об основных фондах НКО, их движении и текущем объеме. Отчет 1-СОНКО регламентируется положениями Приказа, изданного Росстатом 22.09.2017 г. № 623.

  1. Формы № 0Н0001. В документе раскрываются сведения о лицах, осуществляющих руководство некоммерческой структурой, о направлении деятельности учреждения.
  2. Формы № 0Н0002. Бланк расшифровывает данные по расходным операциям с привлечением ресурсов целевого финансирования. Этим отчетом подтверждается факт соблюдения целевого характера трат. Дополнительно указываются сведения о мероприятиях по использованию имущественных активов.
  3. Формы № 0Н0003. Их заполнение осуществляется не на бумажных носителях, а сразу на сайте Минюста.

КСТАТИ, от подачи отчетов в Минюст НКО освобождаются при условии, что в рассматриваемом периоде у них не было зафиксировано операций по поступлению активов от международных компаний или лиц с иностранным гражданством. Дополнительное требование – соответствие общего объема годовых поступлений пределу в 3 млн рублей.

При освобождении от подачи отчетных форм в Минюст бланки №0Н0001 и №0Н0002 заменяются формой заявления.

Сроки сдачи отчетных форм

Для некоммерческих организаций при подготовке документов отчетного характера актуальны способы подачи их в контролирующие органы посредством личного визита, почтового отправления или ТКС. Последний вариант доступен для тех учреждений, которые оформили цифровую подпись квалифицированного типа.

В Минюст отчетные формы должны быть поданы представителями НКО в срок до 15 апреля. Сформированный комплект бухгалтерской отчетности принимается у субъекта хозяйственной деятельности с соблюдением предельных сроков – до окончания трехмесячного интервала, отсчитываемого от даты завершения отчетного года.

Эти нормы актуальны и для упрощенного набора бухгалтерской отчетной документации, для представления письменных пояснений и расшифровок к отдельным статьям отчетных форм.

Декларационная форма по НДС готовится на ежеквартальной основе. Сдать ее надо успеть до 25 числа месяца, следующего за отчетным отрезком времени. По имущественным налоговым обязательствам декларация подается в ФНС раз в год. На ее оформление дается 3 месяца после завершения рассматриваемого периода. По производимым авансовым платежам подается отдельный бланк на ежеквартальной основе.

По налогу на прибыль надо отчитываться ежемесячно или поквартально. На подготовку отводится 28 календарных дней. По налоговым обязательствам на земельные наделы декларация сдается в срок до 1 февраля после завершения отчетного годового интервала. Аналогичные временные рамки выставлены для транспортного налога. Сведения о ССЧ налоговые органы собирают до 20 января каждого года за предыдущий период. Декларация по УСН сдается раз в год до конца марта. Обязанность по ее сдаче установлена для предприятий даже в ситуациях, когда они фактически не имели доходных поступлений.

ВАЖНО! Статистические формы, которые некоммерческие структуры должны составлять и представлять обслуживающим их территорию подразделениям Росстата, подаются с учетом предельного срока до 1 апреля в году, следующем за отчетным промежутком.

Как известно, для некоммерческих организаций были упрощены процедуры государственной регистрации, предоставления отчетности и осуществления контроля за их деятельностью (Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”»). Исходя из того, что некоммерческая организация как собственник целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные спецификой деятельности формы отчетности. Отметим также, что в случае, если такой некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.

В целом отчетность некоммерческих организаций можно условно разделить на следующие группы:

  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
  • статистическая отчетность;
  • специальная отчетность.

Состав отчетности в отношении некоммерческой организации зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).

Бухгалтерская отчетность

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Следует отметить, что для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Указанные организации представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности» некоммерческие организации могут не представлять формы № 3–5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.

Бухгалтерская отчетность в сокращенном составе (формы № 1 и № 2) также представляется в органы государственной статистики.

С 2003 г. в связи с введением в действие УСН многие некоммерческие организации перешли на указанный специальный налоговый режим. Такие организации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности. Но при этом установлена обязанность ведения данными организациями учета доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Доходы и расходы учитываются в Книге доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Налоговая отчетность

Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:

  • налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • налоговую декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Нужно иметь в виду, что форма декларации по НДС изменилась. Новая форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009. Указанная форма декларации применяется уже с отчетности за IV квартал 2009 г.

В отношении налога на прибыль нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация по налогу на прибыль применяется в редакции приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н.

Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что закреплено в ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что ранее организация, не имевшая объектов налогообложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять так называемую «нулевую» налоговую отчетность по налогу на имущество. Однако теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.

В случае если в отношении некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, то она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).

Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В качестве самого простого примера здесь можно привести отношения между работодателем и работником в части начисления и выплаты заработной платы. Указанное выше обстоятельство влечет за собой необходимость составления и представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде УСН довольно большое число некоммерческих организаций воспользовалось правом перехода на указанный налоговый режим.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3, 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).

Применение УСН обязывает некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Отчетность перед государственными внебюджетными фондами

Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года. Отмена с 01.01.2010 Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» ЕСН и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесли определенные новшества, в том числе и в порядок формирования и представления отчетности.

Привычная для многих декларация по ЕСН отменена, а администрирование указанных выше страховых взносов передано от налоговых органов Пенсионному фонду России (ПФР), а также Фонду социального страхования (ФСС России). В связи с изменением порядка администрирования взносов страхователи в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ должны подавать расчеты ежеквартально по месту своего учета:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС);

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС России - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России.

Следует обратить внимание на то, что подача расчетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-страхователя не предусматривается.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.

Отчетность в ФСС России несколько видоизменилась, что стало следствием указанных выше изменений законодательства. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 г. должен быть представлен по форме-4 ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.

Помимо этого организации также обязаны формировать отчетность, связанную со сдачей сведений по персонифицированному учету. Эта обязанность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ порядок сдачи сведений по персонифицированному учету в ПФР изменился. Так, в 2010 г. их нужно сдавать два раза - по итогам полугодия и года (до 01.08.2010 и 01.02.2011), а начиная с 2011 г. - четыре раза в год, ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля).

Статистическая отчетность

Помимо представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках некоммерческой организацией в органы государственной статистики подаются сведения по специализированным формам статистического наблюдения.

Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует указать, что в отношении них среди прочих установлена специальная форма статистического наблюдения - форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Указанная форма является новой. Форма утверждена приказом Росстата от 02.10.2009 № 213, является единовременной и действует для отчета в 2010 г. Также в отношении некоммерческих организаций действует форма № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», утвержденная приказом Росстата от 14.08.2008 № 189 (ред. от 10.07.2009, с изм. от 18.11.2009).

Органы государственной статистики могут запросить и другие сведения по установленным формам.

Специальная отчетность

При формировании комплекта отчетности в отношении некоммерческих организаций следует принимать во внимание Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сейчас указанные выше сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, по форме № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 08.12.2008). Сведения представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако указанное выше требование распространяется не на все некоммерческие организации. Так, согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн руб., представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

С 01.01.2010 вступил в силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны каждый год размещать в сети Интернет или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган, а некоммерческие организации, у которых выполняются условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, - сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое число форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.

Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Помимо этого общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Аналогичная обязанность закреплена и за такой формой некоммерческой организации, как религиозная организация (ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Благотворительные организации, являясь также некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» также обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения:

  • о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований указанного выше едерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Некоммерческие фонды в соответствии со ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

М. В. Панов,
аттестованный аудитор Минфина России, член НП «Московская Аудиторская Палата», ведущий эксперт аудиторско-консалтинговой компании «РУСКОНСАЛТИНГ ГРУПП»

ТОЧКА ОТЧЕТА

Советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, финансовый директор компании «БухгалтерияПлюс», член Палаты налоговых консультантов России

В последнее время произошли существенные изменения российских стандартов бухгалтерского учета, значительно меняющие правила формирования бухгалтерской отчетности. В частности, изменения коснулись состава бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, применяющих УСН, и формирования ими бухгалтерского баланса.

Для НКО никаких ограничений в применении УСН налоговым законодательством не установлено. При соблюдении общих требований, установленных гл. 26.2 НК РФ , некоммерческие организации вправе применять «упрощенку». Кроме того, на них не распространяется ограничение на применение УСН в случае, когда доля участия других организаций в них составляет более 25%, поскольку такого понятия, как уставный капитал, для НКО не существует.

Состав бухотчетности НКО и субъектов малого предпринимательства

На практике большинство социально ориентированных НКО относятся к субъектам малого предпринимательства и, как правило, применяют УСН.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Новое в формах отчетности

Новыми для некоммерческих организаций являются не только названия части отчетных форм, но и их содержание. Эти формы значительно упрощают раскрытие информации НКО в бухгалтерской отчетности.

Активы и пассивы нового баланса содержат укрупненные статьи. Так, активы баланса социально ориентированных НКО подразделяются всего на четыре крупные статьи:

1) материальные внеоборотные активы (которые включают в соответствии с приказом № 66н основные средства и незавершенные капитальные вложения в основные средства);

2) нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы (к которым согласно приказу № 66н относятся: результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы);

3) денежные средства и денежные эквиваленты;

4) другие оборотные активы (включающие в соответствии с приказом № 66н запасы и дебиторскую задолженность).

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА

Некоммерческие организации для составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности могут применять формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные приложением № 6 к приказу № 66н.

Письмо от 27.12.2013 № 07-01-06/57795

Пассивы данного баланса включают всего пять строк:

1) целевые средства;

2) фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды;

3) долгосрочные обязательства;

4) кредиторская задолженность;

5) другие краткосрочные обязательства.

При этом статьи активов и пассивов бухгалтерского баланса НКО не объединяются в разделы.

Сравнение форм баланса для СМП и социально ориентированных НКО позволяет отметить, прежде всего, существенное упрощение раскрытия информации, при этом форма баланса СМП, в отличие от формы баланса для социально ориентированных НКО, характеризуется лишь несколько большей детализацией статей.

Соотношение статей бухгалтерских балансов организаций – субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО

Статья бухгалтерского баланса организаций – субъектов малого предпринимательства

Статья бухгалтерского баланса социально ориентированных НКО

Статьи актива

Материальные внеоборотные активы

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

(Отражаются в составе других оборотных активов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Финансовые и другие оборотные активы

Другие оборотные активы

Статьи пассива

Капитал и резервы

Целевые средства

Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды

Долгосрочные заемные средства

Долгосрочные обязательства

Другие долгосрочные обязательства

Краткосрочные заемные средства

Отражаются в составе других
краткосрочных обязательств

Кредиторская задолженность

Другие краткосрочные обязательства

В то же время при расшифровке показателей, отражаемых по статьям утвержденных форм, в приказе № 66н указаны не все объекты, которые следует по ним отражать. Так, в строку «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы» не включены долгосрочные финансовые вложения; не указано, по какой статье должны отражаться доходные вложения в материальные ценности и краткосрочные финансовые вложения. Также не говорится о том, какие именно объекты учета должны отражаться по строкам «Кредиторская задолженность», «Другие краткосрочные обязательства» и «Долгосрочные обязательства».

ПЕРВОИСТОЧНИК

НКО вправе исправлять ошибки предшествующего отчетного года (как существенные, так и несущественные), выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, записями текущего периода по соответствующим счетам в корреспонденции со счетом 91, без пересчета (исправления) показателей бухгалтерской отчетности предыдущих отчетных периодов.

Вероятно, что в данном случае доходные вложения в материальные ценности следует показывать по той же строке, по которой отражаются основные средства, поскольку они, согласно п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», также являются основными средствами.

Краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов), по мнению автора, социально ориентированные НКО должны показывать по статье «Другие оборотные активы», так как указанные вложения не относятся к объектам, отражаемым по иным строкам актива баланса НКО. Долгосрочные финансовые вложения следует отразить по статье «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы».