Аудиторская проверка тсж. Прокуратура против ТСЖ: кто кого

Важный шаг в данной схеме дел – это выбор организации , которая сможет грамотно и функционально осуществлять уход за вашим домом.

Каждый владелец жилплощади заинтересован в том, чтобы постройка как можно дольше оставалась в презентабельном виде , радовала долговечностью и опрятностью всех, кто хотя бы раз бывал в ней.

Конечно, кто иной, как сами жильцы лучше всего справятся с этой задачей? Ведь только в их интересах максимально облагородить и благоустроить свой дом и все что к нему прилегает.

Но сами жильцы в общей массе – неорганизованное общество , которое вряд ли сможет до чего то договориться или же собираться в полном составе для решения каких либо важных вопросов.

Поэтому жилищное законодательство нашей страны давно предложило гражданам самостоятельно выбрать способ управления организацией, а точнее ее форму. Сегодня наиболее популярными считаются две организационно правовые форму управляющих организаций.

Первая – это управляющая компания . Она может быть как вновь созданная, так и давно существующая, но управляющая другими домами. Конечно, данные организации давно находятся в своей тарелке и прекрасно знают, как осуществлять управление.

У них есть опыт, стаж работы и желание этим заниматься. Кроме того, плоды старания управляющей компании вы можете увидеть, отправившись на осмотр подопечных ей домов. Но все же, жильцы не слишком доверяют такой организации.

Поэтому на сегодняшний день самой популярной организационно правовой формой является . Долго объяснять почему – не приходится.

Товарищество формируют сами граждане, являющиеся владельцами жилых площадей. Также именно они входят в , решают, на что будут потрачены бюджетные деньги, устанавливают тарифы.

Кроме того, есть основания полагать что собственники, входящие в состав правления намного больше заинтересованы в том, чтобы эффективно осуществлять управление, нежели чем сотрудники других управляющих компаний.

В общем, объединение жильцов, которое имеет правильную организацию и четкие цели намного более эффективно для жильцов.

Поэтому если вы совсем недавно стали владельцем квартиры в новостройке, и еще не избрали способ управления – попытайте свои силы на поприще товарищества.

Мы же расскажем вам, как грамотно оформить виды деятельности , которыми вы будете заниматься.

О плюсах и минусах создания ТСЖ .

Виды деятельности

Товарищество собственников жилья — организация многофункциональная . Поговорим о том, что представляет собой данная организация с юридической точки зрения.

Итак, товарищество является некоммерческой организацией. Казалось бы, почему? Ведь кто иной, как товарищество распоряжается денежными средствами собственника, а значит, имеет прямое отношение к финансам?

Несмотря на то, что работники объединения действительно имеют доступ к денежным средствам, сдаваемых на нужды ЖКХ, не имеют цели обогащения.

Конечно, не чистые на руку участники могут об этом задумываться, но изначально, цель существования данной организации сводится к тому, чтобы осуществлять эффективное управление и не более того.

Поэтому данная организация и заслужила наименование некоммерческая. Также товарищество признается . Почему же именно юридическим?

Организация должна отчислять налоги, кроме того она создает рабочие места, берет на постоянную работу работников, а значит должна платить налоги и за них.

Рассмотрим подробнее специфику функционирования объединения жильцов.

Финансовая


Финансовая деятельность ТСЖ связана со в ежемесячном порядке на нужды управления, а также распоряжение этими же средствами с целью осуществления управления и .

Кроме того, с целью увеличения притока денежных средств на обслуживание, товарищество собственников жилья с разрешения остальных собственников может , что также может стать хорошим подспорьем для внесения информации об осуществлении финансовой деятельности в государственные реестры.

Другие

К остальным видам деятельности ТСЖ относится:


О том, что в праве делать ТСЖ в борьбе с неплательщиками и должниками, вы можете узнать из .

Какие органы контролируют?

Финансово-хозяйственную деятельность вашего созданного товарищества собственников жилья будет контролировать сразу два органа. Первый и наиважнейший – это налоговая инспекция .

Сотрудники данного органа обязуются осуществлять действия по контролю за осуществлением выплат по налогам и прочим финансовым операциям, а также регулировать процесс отчислений за нанятых работников.

Жилищная инспекция напротив контролирует в большей степени хозяйственную деятельность. Данной организации важно, как выполняются работы и насколько они эффективны с учетом производимых на них затрат.

Жилищная инспекция


Когда проводится проверка жилищной инспекцией?

Жилищная инспекция также может осуществить несанкционированную проверку в случае, если у нее возникнут подозрении в недобросовестности и халатности работников товарищества.

Для того чтобы проверить, может ли товарищество заниматься какой либо деятельностью, которой она занимается, жильцам дома достаточно воспользоваться одним интернет ресурсом .

Для этого необходимо зайти на сайт общероссийского классификатора ОКВЭД, где собраны все допустимые виды деятельности.

В пунктах меню необходимо внести город, организацию и заполнить другие предложенные пункты. После этого вы можете начинать искать вашу организацию и смотреть какие виды деятельности она имеет право выполнять законно.

О том, как зарегистрировать ТСЖ на сайте ГИС ЖКХ, узнайте из .

Основания для возбуждения уголовного дела


В каких ситуациях возбуждаются уголовные дела?

Возбудить уголовное дело против товарищества собственников можно по ряду всем известных причин.

Первая это грубое нарушение законодательства или прав жильцов .

Вторая причина – это занятие деятельностью, которая не соответствует заявленной и по которой не уплачен соответствующий налог .

Все эти причины являются основанием для возбуждения уголовного дела по ому или иному факту.

О правах и обязанностях органов правления и учредителей ТСЖ перед жильцами узнайте из .

Воровство

Как проверить компанию на воровство и незаконные действия? К сожалению,часто можно столкнуться с недобросовестным поведением работников товарищества ввиду их систематического воровства из общего бюджета.

Для того, чтобы проверить факт того, куда уплывают деньги из общедомового бюджета, необходимо провести аудит документов товарищества . Собственники могут самостоятельно нанять аудиторскую службу и провести аудит, а по его итогам узнать, куда расходуются средства.

Если факт воровства был выявлен, можете обратиться в прокуратуру или же пройти с управляющим составом ТСЖ процедуру медиации, в результате чего собственникам возместят их растраченный бюджет на коммунальные услуги.

О вопросах , и ТСЖ читайте на нашем сайте. Узнайте также о том, можно ли из объединения.

Создание своего объединения собственников жилья – очень ответственное и во многом сложное занятие . Поэтому тщательно взвесьте все за и против прежде, чем приступать к каким либо действиям по его оформлению.


Постарайтесь сделать все от вас зависящее для того, чтобы как можно эффективнее и аккуратнее продумать специфику функционирования вашей организации и получить от процедуры ее создания не только головную боль, но удовольствие и признание среди других жильцов вашего дома.

Нам остается пожелать удачи и почаще обращаться за разъяснением к законодательству или хотя бы проверенным профессиональным юристам.

Дата публикации: 23.01.2012

В последнее время значительно увеличилось количество товариществ собственников жилья, но, как выясняется, не все они были созданы в интересах собственников жилых помещений в многоквартирных домах.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТСЖ

В параграфе 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ говорится о хозяйственных товариществах, которые представляют собой коммерческую организацию. Казалось бы, товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) относится к той категории юридических лиц, которые предусмотрены в ст. 66 - 86 ГК РФ, но не стоит забывать о том, что кроме ГК РФ существуют и другие нормативные акты. Что же такое товарищество собственников жилья?
Понятие ТСЖ раскрывается в ст. 135 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), согласно которой оно представляет собой вовсе не организацию, целью которой является получение прибыли, а, напротив, является некоммерческой организацией. Целью объединения собственников жилых помещений в многоквартирных домах является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).
Как и любое другое юридическое лицо, ТСЖ наделено законом правами и обязанностями, но все они существуют в рамках реализации норм Жилищного кодекса РФ. Например, в ст. 137 ЖК РФ перечислены права ТСЖ, которые сводятся к управлению, обеспечению эксплуатации, владению, пользованию и распоряжению комплексом недвижимого имущества. То есть ТСЖ может осуществлять свою деятельность исключительно в установленной действующим законодательством сфере. Статья 138 ЖК РФ предусматривает обязанности ТСЖ, к которым относится:
- вступление в договорные отношения, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, с собственниками жилых помещений, не являющимися членами ТСЖ;
- обеспечение выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;
- принятие мер, необходимых для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
- представительство законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, ТСЖ представляет собой юридическое лицо, целью которого не является извлечение прибыли, осуществляющее свою деятельность в сфере управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, а также осуществляющее владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме в установленных законодательством пределах.

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ТСЖ

Порядок создания ТСЖ предусмотрен ст. 135 и 136 ЖК РФ. Собственно, он мало чем отличается от процедуры создания юридических лиц других организационно-правовых форм. Согласно действующему законодательству решение о создании товарищества и его устав принимаются на общем собрании. При этом число собственников жилых помещений, проголосовавших за создание ТСЖ, должно превышать 50% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3 ст. 135 ЖК РФ). Именно это положение подталкивает недобросовестных "товарищей" на правонарушения. Как показывает практика прокурорских проверок исполнения жилищного законодательства, зачастую число фактически проголосовавших за создание ТСЖ собственников жилых помещений значительно отличается от данных, указанных в протоколе собрания. Например, прокуратура Зеленоградского административного округа установила в ходе проверки соблюдения жилищного законодательства в товариществе собственников жилья "Гранд", что согласно сведениям собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Зеленоград, корп. 914, 915, 916, 917, количество лиц, проголосовавших за принятие решения о создании ТСЖ, отличается от данных, указанных в протоколе общего собрания (сведения получены на сайте прокуратуры города Москвы mosproc.ru).
Проблема заключается в том, что ТСЖ, созданные путем фальсификации результатов голосования, регистрируются в соответствии с действующим законодательством и с момента внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц приобретают правоспособность и дееспособность. Лже-ТСЖ осуществляют свою деятельность, и порой никто не догадывается о том, что они распоряжаются общим имуществом вопреки интересам "товарищей".

ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ...

Согласно ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры осуществляют надзор за исполнением закона, при этом соответствующие проверки они проводят на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Данное позволяет сделать вывод о том, что выявление ТСЖ, созданных с нарушением требований закона, возможно только в случае обращения заинтересованных лиц в прокуратуру, так как по собственной инициативе прокуроры контролировать исполнение закона не будут. То есть лица, которые считают, что в процессе создания ТСЖ были нарушены их права и законные интересы и не соблюдены положения действующего жилищного законодательства, должны обратиться с жалобой или заявлением в прокуратуру.
А что если собственники жилых помещений в многоквартирных домах по какой-либо причине не обратились в прокуратуру? Сколько созданных с нарушением закона ТСЖ будут осуществлять свою деятельность?
Думается, что предупредить появление полулегальных ТСЖ проще, чем с ними бороться. Например, только в районе Черемушки выявлено 37 ТСЖ, созданных с нарушением действующего законодательства (mosproc.ru). Если бы в процессе проведения собрания участвовало независимое лицо, нарушений было бы значительно меньше. Если бы существовала специальная и независимая комиссия, участники которой присутствовали бы при проведении общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Члены комиссии проверяли бы, все ли собственники жилых помещений в многоквартирных домах уведомлены о проведении общего собрания, явку собственников жилых помещений, соблюдение правил проведения общего собрания и ведения протокола, количество "за" и "против" создания ТСЖ. Думается, что создание независимых комиссий при государственных органах не имеет смысла. Так как коррупция существует во всех сферах, наверное, лучше всего с задачей по предупреждению создания полулегальных ТСЖ справилась бы общественная организация.

ПРОКУРОРЫ ПРОТИВ ТСЖ

В соответствии со ст. 141 ЖК РФ ТСЖ ликвидируется в порядке, установленном ГК РФ. Так, согласно ст. 61 ГК РФ ТСЖ может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Именно выявление допущенных при создании ТСЖ грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, является причиной ликвидации ТСЖ по инициативе прокуроров.
Прокуроры при выявлении нарушений закона обращаются в суд с исковыми заявлениями о ликвидации ТСЖ, основания и предмет которых часто повторяются.
Так, во всех случаях обращения прокуроров с исковыми заявлениями в суд предметом иска выступало признание протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах недействительным и ликвидация ТСЖ. Предмет иска одинаков во всех случаях, но анализ судебной практики и практики прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства показывает, что в исковых заявлениях приводятся разные основания.
В одних случаях протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах признается недействительным в связи с тем, что большинство собственников жилых помещений в многоквартирном доме проголосовали против создания ТСЖ, однако в протоколе общего собрания отражен тот факт, что за создание ТСЖ проголосовали более 50% собственников жилых помещений.
В других случаях протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах признается недействительным по причине того, что большинство собственников жилых помещений в голосовании участия не принимали или вовсе не были уведомлены о проведении общего собрания. Таким образом, основанием для признания протокола недействительным и ликвидации ТСЖ является грубое нарушение закона, а именно несоблюдение положений ст. 44 - 48, 136 и 146 ЖК РФ. По данному основанию только в районе Черемушки по заявлению прокурора возбуждено 37 гражданских дел. Предметом этих 37 исков является признание недействительными протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных в форме заочного голосования, свидетельств о государственной регистрации юридического лица, записей в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), ликвидации ТСЖ.
Однако при подаче исковых заявлений, предмет и основания которых указаны выше, прокуроры часто сталкиваются с серьезными проблемами. Суды часто отказывают в приеме исковых заявлений, если они подаются в интересах одного-единственного собственника жилого помещения, если он не относится к категории, указанной в ст. 45 ГПК РФ. То есть по логике служителей Фемиды прокурор вправе обратиться с исковым заявлением о признании протокола собрания недействительным и ликвидации ТСЖ только при условии, что пострадавший собственник жилого помещения не может самостоятельно обратиться в суд по состоянию здоровья, в силу возраста, по причине недееспособности или другим уважительным причинам.

Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, которая создается собственниками квартир в многоквартирном доме для обеспечения эксплуатации общих помещений в жилом доме и совместного управления общим имуществом жилого дома. Товарищество собственников жилья от своего имени заключает договоры, необходимые для управления и эксплуатации жилым домом, при этом товарищество отвечает за поддержание надлежащего технического состояния общего имущества в многоквартирном доме. Для собственника квартиры актуальным является вопрос контроля за деятельностью товарищества собственников жилья, не в последнюю очередь – контроля над целевым расходованием средств, которые выплачивают собственники квартир на цели проведения текущего и капитального ремонта, технического содержания и обслуживания жилого дома. В соответствии со ст.

Аудит тсж

ТСЖ, и найти пути их исправления. Аудит предоставляет жильцам и правлению ТСЖ возможность:

  • проверить правильность применяемых тарифов при расчёте коммунальных платежей;
  • оценить правильность и эффективность принимаемых председателем ТСЖ финансовых решений;
  • сформировать полную картину состояния финансовых дел в ТСЖ или кооперативе;
  • обосновать эффективность управления председателем ТСЖ денежными средствами жильцов;
  • получить независимый аудит качества ведения бухгалтерией ТСЖ бухгалтерского и налогового учёта.

Как заставить председателя провести аудиторскую проверку в ТСЖ? Порядок назначения аудиторской проверки и полномочия жильцов как членов ТСЖ обычно закреплены в Уставе ТСЖ. Обращаем внимание, что согласно ст.

Проведение аудита тсж (товарищество собственников жилья)

  • Как распределяется полученная экономия ТСЖ от оплаты за коммунальные и иные услуги.
  • Выявляются платежи сомнительным поставщикам и подрядчикам услуг ТСЖ, сомнительные финансово-хозяйственных операции с ТСЖ.
  • В отчете представляются сгруппированные данные по статьям расходов за проверенный отчетный период, в табличной и иной форме для ТСЖ и Управляющей компании.
  • Проводится анализ финансового положения Товарищества, выявляются признаки несостоятельности и банкротства.
  • Восстановление бухгалтерского учета (при наличии бухгалтерских документов).
  • Консультации по бухгалтерскому и налоговому учету.
  • Вот далеко не полный перечень аудиторских услуг и что проверяют аудиторы в ТСЖ, ТСН и УК, которые могут оказать профессиональные аудиторы ООО «Аудит Эксперт».

Аудиторская проверка товарищества собственников жилья

Проверяет в основном уполномоченный специалист, но допускается проведение проверок со стороны обычных жильцов, т. е. они выступают аудиторами. Ведь стоимость услуг частного аудитора зачастую весьма высока. Во всех случаях за работу в товариществе и ошибки, допускаемые в ходе работы, ответственность несёт председатель данной организации.

Однако в целях выявления ошибок в работе организации нижеследующий перечень лиц может назначить проведение проверки аудиторами:

  • председатель ТСЖ;
  • члены товарищества;
  • собственники квартир.

Таким образом, вне зависимости от того, является лицо членом товарищества, занимает ли оно в нём какую-либо должность, будучи собственником объекта недвижимости под управлением товарищества это лицо правомочно назначить аудиторскую проверку. Но в большинстве случаев такая ревизия назначается председателем организации.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности тсж контролирующими органами

Аудиторская организация

  • Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
  • Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.
  • Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

В качестве периода проверки обычно указывается календарный год.
А82-14096/2015). А иные документы, такие как: штатное расписание, книги приказов, табели учета дежурств консьержей, ведомости получения заработной платы, графики отпусков, ТСЖ не обязано предоставлять членам товарищества и собственникам дома (Апелляционное определение Санкт-петербургского городского суда от 18.08.2016 г. №33-15377/16). Поэтому для проведения полноценной проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ лучше воспользоваться услугами аудиторской компании. Что проверяют при аудите ТСЖ? ТСЖ, наряду с «обычными» компаниями представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке.

Зачем нужен аудит тсж?

В частности, общее собрание решает следующие вопросы, относящиеся к финансовой деятельности товарищества:

  • установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;
  • образование резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества многоквартирного дома;определение направлений использования дохода от деятельности товарищества;
  • утверждение годового плана финансовой деятельности товарищества (сметы доходов и расходов) и отчета о выполнении такого плана;утверждение сметы доходов и расходов;
  • определение размера вознаграждения

Для целей контроля текущей финансово-хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья наиболее важным является полномочие членов товарищества собственников жилья утверждать годовой план финансовой деятельности (смету доходов и расходов) и отчет о его выполнении.

Как провести аудиторскую проверку тсж

Созыва внеочередного заседания правления и общего собрания его членов если в ходе проведения проверки обнаружатся нарушения, имеющие непосредственное отношение к хозяйственной, финансовой деятельности, правам и интересам собственников помещений, правонарушения, способствующие созданию угрозы интересам ТСЖ, которые требуют срочного разрешения вопросов, находящихся в компетенции правления, его председателя Объяснений от правления его привлеченных работников, в том числе должностных лиц по вопросам, которые находятся в рамках полномочий ревизионной комиссии и работника Ревизионная комиссия разрешает вопрос о созыве внеочередного собрания членов ТСЖ путем голосования. При этом она может потребовать внесения в повестку дня вопроса предложений, замечаний. Ее требования должно быть представлено в правление в письменной форме.

Как организовать аудиторскую проверку тсж

Например, в части НДС аудиторы выявляют замечания в правильности применения льготы. Дело в том, что от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Аналогичный порядок применения освобождения от налогообложения НДС установлен пп.30 п.3 ст.


149 НК РФ по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами ТСЖ (Письмо УФНС РФ по г.

Инфо

Для выявления всевозможных проблем в деятельности ТСЖ и их своевременного устранения, целесообразно проводить аудиторскую проверку не менее раза в год. Стоимость проведения аудита ТСЖ и Управляющих Компаний Наша практика показала - цена аудита ТСЖ во много раз меньше растраченных, разворованных средств. Лучше вовремя предотвратить махинации, чем годами судится и ждать возврата украденных денежных средств.


Стоимость аудиторской проверки ТСЖ за 2015 и другие года, зависит от технического задания Заказчика аудита (сроков проведения, объема и количества документов первичного бухгалтерского учета, необходимости подготовки аудитором отчета о проведенной проверке, и т.п.). Примерная стоимость полного аудита ТСЖ г.Казани: - при наличии квартир 150-200 шт – от 35000 руб. - при наличии в ТСЖ 300 квартир – от 45000 руб.
После аудита возможно направление обоснованного заявления в государственные следственные и иные органы с целью привлечения к ответственности виновных лиц ТСЖ, а также предъявление иска о возмещении убытков.Ревизия деятельности председателя ТСЖ. В товариществе собственников недвижимости председатель правления, жилья имеет право действовать как руководитель без доверенности от имени товарищества, подписывать от первого лица платежные документы и совершать сделки, которые по действующему законодательству и уставом ТСЖ не требуют обязательного одобрения общим собранием членов товарищества либо правлением товарищества (Жилищный кодекс РФ). Жильцы часто хотят проверить деятельность только одного председателя, без аудита деятельности ТСЖ в целом.


Но работу председателя ТСЖ, ТСН в отдельности от самой деятельности ТСЖ аудировать смысла нет.

Как провести аудиторскую проверку тсж г вологда

Ревизионная комиссия осуществляет деятельность, цель которой заключается: В контролировании финансово-хозяйственной деятельности и в проведении анализа финансового состояния ТСЖ, его платежеспособности В рассмотрении планов организации, которые разрабатываются на предстоящий год во внесении предложений, рекомендаций в правление относительно совершенствования финансовой деятельности В выявлении несоответствия осуществляемой хозяйственной деятельности положениям устава, учредительных документов в рассмотрении претензионных жалоб, поступающих от членов товарищества Рекомендации по проведению процедуры Ревизионной комиссии следует проверить наличие сметы доходов и расходов, которые утверждены общим собранием. Они должны соответствовать правилам составления сметы. Каждый произведенный расчет должен быть обоснован вычислениями со ссылкой на формулы, утвержденные Министерством финансов РФ.

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация, преследующая в своих целях совместное управление собственников общим имуществом в многоквартирном доме. Руководство ТСЖ обязано действовать в рамках законодательства РФ. Товарищество должно регулярно отправлять отчеты, с помощью которых надзорные органы контролируют работу организации и выявляют ошибки. Грубые нарушения вызывают неприятные последствия для собственников и всего товарищества.

Виды отчетности по ТСЖ

Товарищество, как юридическое лицо, обязано ежегодно отчитываться о результатах своей работы. Запрос о предоставлении информации может исходить как от собственника помещения, путем направления соответствующего обращения, так и от вышестоящих органов.

Внутренние отчеты

Предоставляются собственникам жилых помещений на годовом собрании, которое проводится, в соответствии со ст. 45 ЖК РФ , во втором квартале года, идущего за отчетным.

ВАЖНО! Основная функция – доказать компетентность и законность действий руководящих лиц в сфере управления жилым домом.

Отчет председателя

Отчет о деятельности председателя основывается на данных о проделанной работе и выполнении обязанностей, установленных должностной инструкцией, к которым относятся:

  1. Руководство правлением.
  2. Составление сметы доходов и расходов, контроль денежного потока.
  3. Контроль за выполнением условий договора между ТСЖ и подрядчиками, ресурсоснабжающими, обслуживающими организациями.
  4. Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности, предоставление данных в ИФНС.
  5. Прием и увольнение рабочих.
  6. Контроль за поддержанием общественного имущества в надлежащем виде, например, вынести решение о начале ремонта, проверке лифта и т. д.

Каждое товарищество, основываясь на своих целях и проблемах, утверждает свою должностную инструкцию.

Отчет правления

Правление ТСЖ создается для помощи председателю в выполнении его обязанностей по управлению МКД, их функции схожи. В соответствии с п.4 ст. 151 ЖК РФ , руководство может распоряжаться коллективными средствами, согласно утвержденному бюджету. Доход товарищества формируется из:

  • платежей и взносов собственников;
  • полученных государственных субсидий, в том числе на обслуживание и эксплуатацию МКД, предоставление коммунальных услуг;
  • выручки от финансово – хозяйственной деятельности (ФХД);
  • прочих поступлений.

Доходы тратятся на общие расходы тсж по обслуживанию, ремонту, управлению, содержанию дома, зарплату наемных рабочих, а часть средств отправляется в специализированные фонды.

На основании имеющихся данных о предполагаемых поступлениях и затратах, правлением формируется смета тсж, отчет об исполнении которой выносится на общее собрание.

Основная причина для признания банкротства – долги тсж перед ресурсоснабжающими организациями, которые и обращаются с исковым заявлением в суд с целью взыскать неуплаченные средства.

Ответственность ТСЖ

В ходе расследования проверяется деятельность председателя на предмет преднамеренного доведения до банкротства. При выявлении нарушений законодательства со стороны руководителя, к нему примут меры административной и уголовной ответственности по статьям 160 «Присвоение и растрата», 285 и 286 «Злоупотребление и превышение полномочий» УК РФ.

Если вина не будет доказана, товарищество ответит по обязательствам собственным имуществом (транспорт, орг.техника, банковские счета, недвижимость), которое будет продано, а средства отправят на погашение долгов.

Ответственность собственников

Владельцы жилых помещений за долги ТСЖ отвечают в том случае, когда причиной их возникновения является неуплата коммунальных услуг со стороны непосредственно собственников. В этом случае ресурсоснабжающая компания примет законные меры для взыскания долгов: ограничение подачи ресурса или обращение в суд.

Отчеты товарищества собственников жилья делятся на внутренние для общего собрания и внешние для надзорных органов. Получить информацию о результатах работы управляющей организации вправе любой гражданин, после отправки соответствующего запроса.

Проверка деятельности ТСЖ осуществляется ежегодно ревизионной комиссией или независимой аудиторской фирмой.

Государственные надзорные органы проверяют работу организации, изучая полученные отчеты, а также внепланово, на основании поступающих жалоб от граждан. Если нарушение законодательства доказано, то товарищество привлекают к ответственности.

С целью взыскания долгов с ТСЖ направляют исковое заявление в арбитражный суд, который назначает проверку ФХД для выяснения причин образования задолженности. Зачастую, у товарищества нет средств решить свои проблемы и его ликвидируют с долгами.