Взыскание убытков с нарушением очередности 855 гк. Очерёдность платежа: очередность списания денежных средств со счета в банке

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Является последовательностью снятия финансов по нескольким документам, дата погашения которых наступила. В норме предусмотрено два правила ее определения. Рассмотрим далее статью 855 ГК РФ в новой редакции.

Общие правила

При наличии на р/с суммы, достаточной для погашения всех предъявленных требований, снятие производится в порядке поступления распорядительных и иных документов. Такая очередность списания денежных средств со счета называется календарной. Это правило действует, если иное не предусматривается законодательством. В случае недостаточности суммы устанавливается другой срок исполнения обязательств.

Некалендарная последовательность

При недостаточности суммы на р/с погашение задолженности осуществляется в первую очередь по исполнительной документации, предусматривающей перечисление/выдачу для удовлетворения требований о компенсации вреда, нанесенного здоровью/жизни, а также о взыскании алиментов. После этого производится отчисление выходных пособий и зарплат лицам, работающим либо работавшим по контракту, вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда. В третью очередь списание осуществляется по расчетным документам, предусматривающим выдачу/перечисление оплаты труда лицам, задействованным на предприятии в соответствии с договором, поручениям контрольных органов на погашение задолженности перед бюджетом. К последней, в частности, относят просроченные налоги и сборы, а также страховые взносы. В четвертую очередь осуществляется списание сумм на удовлетворение прочих требований. После этого осуществляется погашение задолженностей по мере поступления документов.

Разъяснения

Правила, сформулированные в норме, распространяются как на расчетный счет для ООО (кредитной организации), так и на его клиентов. Первое положение действует в случаях, когда суммы на р/с достаточно для удовлетворения всех предъявленных требований. В этой ситуации погашение осуществляется в порядке поступления документов, если срок исполнения обязательств наступил (при акцептной форме или при наличии указания на дату в самой бумаге). Исключения из данного правила могут предусматриваться в законодательстве.

Второе правило

Оно распространяется на случаи, когда суммы для погашения всех требований недостаточно. Для корректного применения последовательности, установленной в ст. 855 ГК РФ, необходимо принимать во внимание судебную практику и другие нормы. Первая и вторая группы требований определяются абзацами 2 и 3 пункта второго. Абз. 4 Постановлением КС признан несоответствующим конституционным положениям. Согласно ч. 3 ст. 79 ФКЗ № 1, нормы, противоречащие Основному Закону, теряют силу. Необходимо помнить, что КС при принятии постановления руководствовался необходимостью осуществлять погашение задолженности по зарплате и перед бюджетом одновременно. Так как соответствующие изменения в ГК не внесены, отсутствие третьей группы отчислений каждый год восполняется федеральным законом о госбюджете.

Нюансы нормы

Расчетный счет для ООО выступает в качестве фонда, в котором концентрируется капитал, предназначенный для расходования на различные нужды. В их числе - оплата труда, обязательные отчисления в бюджет, страховые взносы. В соответствии со ст. 855 ГК РФ, снятие этих сумм осуществляется после погашения задолженностей, указанных в абз. 1 и 2. Из данного правила следует, что неналоговые и налоговые отчисления, а также оплата труда производятся в порядке поступления соответствующей документации. Взносы в ПФР, ФСС и ФОМС считаются отчислениями в бюджет, согласно статьям 144 и 10 БК.

Спорный момент

Он касается наличия четвертой очереди в ст. 855. Юристы зачастую расходятся во мнениях о ее существовании. Отсутствие единой позиции по этому вопросу влечет, в свою очередь, противоречия при определении количества групп в последовательности. В одном случае их 6, в другом - 5. Четвертая группа, предусмотренная нормой 855 ГК РФ, сохраняется в некотором усеченном виде. Здесь следует обратиться к ст. 5 ФЗ № 308. Согласно норме, отчисления в бюджет и внебюджетные госфонды отнесены к третьей группе. Однако положения абз. 5 п. 2 рассматриваемой статьи 855 ГК РФ позволяют сделать вывод, что в результате "вычитания", указанного выше, остается категория, не включенная в структуру последовательности. Ею являются Они переходят в 4-ю группу. 5 и 6 очереди определяются в пункте 2 без дополнений и корректировок.

Оплата труда

Она отнесена ко второй группе в последовательности, установленной статьей 855 ГК РФ. При определении смыслового содержания понятия оплаты труда необходимо использовать разные правовые источники. К ним, кроме ТК, относят НК, а также судебные постановления. Между тем в приведенных источниках присутствуют разные перечни выплат. Кроме того, эти документы, как правило, отличаются узкоприкладным характером и используются при разрешении конкретных вопросов (исчисление зарплаты, ЕСН и так далее). Также стоит сказать, что указанные источники содержат открытые перечни категорий. Наниматели, в свою очередь, вправе устанавливать систему оплаты на своих предприятиях по собственному усмотрению. Что касается использования термина "оплата труда" в абзаце 3 п. 2 статьи 855 ГК РФ, законодатель предусмотрел формирование льготной группы для отчислений, осуществляемых работодателем сотруднику за деятельность последнего в рамках контракта (договора). Данное указание позволяет исключить прочие суммы, не связанные с трудовыми отношениями.

Отчисления в бюджет

Они не исчерпываются неналоговыми и налоговыми суммами, взносами в ПФР, ФСС и ФОМС. К указанным отчислениям относят все платежи, направляемые на бюджетный счет. Их определяют по графе "Р/с получателя" в документе-распоряжении. В состав бюджетных отчислений может попасть, к примеру, арендная плата, подлежащая переводу на счет, который открыт в учетном регистре казначейства. На практике, между тем, возникают некоторые проблемы при определении состава бюджетных отчислений. В первую очередь сложности появляются при установлении последовательности списания суммы сбора по постановлению пристава-исполнителя. Они обуславливаются следующими обстоятельствами. Закон "Об исполнительном производстве" не содержит подробно урегулированного механизма взыскания и отчисления сбора. Однако известно, что он подлежит перечислению в федеральный бюджет. Но сначала его необходимо зачислить на депозитный счет ФССП вместе с прочими средствами, погашающими задолженность. Общая сумма распределяется по правилам, установленным 110 статьей указанного выше Закона. При этом сбор переводится в федеральный бюджет в третью очередь. Из этого следует, что на практике вероятна ситуация, когда его сумма, взысканная с должника, фактически будет направлена на удовлетворение требований кредитора. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что постановление пристава будет, по всей видимости, предписывать банковской организации перечислить сбор, не в бюджет, а на счет ФССП, который открыт в обычной финансовой структуре. В соответствии с этим представляется, что данное отчисление относится к пятой группе в последовательности. Банк при этом не должен вносить в документацию, предоставленную приставом, каких-либо исправлений. В данном случае достаточно выполнить платеж в предусмотренной законом очередности.

Налоговые суммы

На практике отмечаются различия при определении последовательности снятия задолженностей по требованиям ФНС в зависимости от выбранного инспекцией порядка исполнения принятого решения. В случаях, когда оно реализуется посредством направления в банк поручения налоговой структуры, суммы со счета плательщика списываются непосредственно в бюджет РФ. Эти операции относятся к третьей группе в последовательности. Если решение исполняется с привлечением пристава, суммы списываются на счет ФССП, а затем переводятся в бюджет. В этом случае возникает проблема с определением группы в последовательности снятия. В соответствии с неформальным подходом, принимается во внимание, что сумма, списанная на счет ФССП, в конечном итоге подлежит зачислению в бюджет. Из этого можно сделать следующий вывод. Взыскиваемые платежи выступают как отчисления в бюджет, независимо от того, что их перечисление производится в него не напрямую. Для правильного применения нормы необходимо использовать формальный признак - вид счета, на который подлежит списать средства. Р/с ФССП не входит в структуру фондов, на которых учитываются суммы бюджетной системы. В этой связи взыскание штрафов и недоимок производится в пятую очередь.

Практическое применение положений

Рассмотренный выше формальный подход позволяет преодолеть определенные сложности. Например, пристав в постановлении указал не только недоимку в бюджет по решению налоговой инспекции, но и штрафы и исполнительский сбор. В документе, таким образом, присутствуют суммы, относящиеся к разным группам в последовательности. Допустим, к р/с должника была применена мера по блокированию операций. Данное событие, в соответствии со ст. 76, ч. 1 НК, не создает препятствий для зачисления средств в бюджет. В этой связи любые поручения налоговой инспекции либо самого владельца р/с о направлении соответствующих сумм исполняются без учета указанной меры. Эти же отчисления, но взыскиваемые по постановлению пристава, подлежат зачислению сначала на счет ФССП. Соответственно, в этом случае их нельзя отнести к группе бюджетных отчислений. Если руководствоваться формальным принципом, то оба платежа относятся к пятой группе.

Из этого следует, что мера, предполагающая блокирование операций, "заморозит" и их. При неформальном подходе штрафы и недоимка списываются со счета вне зависимости от установленных ограничений. При этом исполнительский сбор будет задержан.

Новая редакция Ст. 855 ГК РФ

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Комментарий к Ст. 855 ГК РФ

Судебная практика.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П положение абзаца четвертого пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ, статье 19 (ч. 1) (третьей очереди).

Другой комментарий к Ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Очередность платежей - определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.

Ст. 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.

Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа при акцептной форме расчетов). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

Такое же правило (календарная очередность платежей) установлено для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. часть последнюю п. 2 комментируемой статьи).

2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 ст. 855 ГК устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

Первая и вторая очередь платежей определяется абзацами вторым и третьим п. 2 ст. 855 ГК.

Абзац четвертый (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции (ч. 1 ст. 19) Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930). Следовательно, эта норма не должна применяться. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, подлежащая применению очередность платежей ежегодно уточняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2006 год она установлена ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (СЗ РФ. 2005. N 52 (часть II). Ст. 5602). Соответственно при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую и во вторую очередь. Таким образом, указанные выше платежи подлежат перечислению в третью очередь.

Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу - об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом - шесть.

Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько "усеченном" виде. Учитывая редакцию ст. 26 Закона N 189-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды "переведены" в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше "вычитания" из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь - платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

Пятая и шестая очереди определяются п. 2 ст. 855 ГК без изменений.

Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

3. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

4. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок", N 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации", N 90904 "Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" (см. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, N 205-П, утв. ЦБ РФ 5 декабря 2002 г.) По традиции их называют картотеками N 2, хотя такого термина законодательство уже не содержит. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31.07.96 N 011-31-5318-96).

На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 части I Положения N 2-П.

5. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, является общим правилом. Специальные правила установлены законодательством.

КонсультантПлюс: примечание.

Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (под ред. А.Н. Козырина) включен в информационный банк.

Бюджетный кодекс РФ установил специальные правила об очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК). Однако применение ст. 255 БК в настоящее время затруднено. Принцип целевого использования средств федерального бюджета не позволяет говорить о возможности списания с лицевого счета получателя бюджетных средств даже при наличии на нем достаточного остатка для удовлетворения предъявленных требований. Определяющим показателем может являться наличие достаточного остатка финансирования по соответствующему коду экономической и функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В противном случае, даже при наличии общего остатка по лицевому счету, превышающему размер предъявленных требований, эти требования выполнены быть не могут. Кроме того, списание денежных средств со счетов бюджетов недопустимо в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса (см.: Комментарий к Бюджетному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2002. С. 555 - 559. Автор комментария к ст. 255 - Д.Л. Комягин).

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.


2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:


в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;


во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;


в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;


в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;


в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.


Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.




Комментарии к ст. 855 ГК РФ


1. Очередность платежей - определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Статья 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.

Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем требованиям, предъявленным к счету. В этой ситуации предъявленные к счету расчетные документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления срока платежа). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

2. Второе правило поменяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. Для этого случая статья устанавливает шесть групп очередности платежей. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 339 ГК). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в шестую очередь.

3. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банком в картотеку к внебалансовому счету N 9929 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" (картотека N 2). В случае изменения законодательства об очередности платежей, документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться.

4. Платежи, отнесенные к определенной группе, должны производиться после полного погашения всех предшествующих групп. В соответствии с письмом ЦБ РФ от 01.03.96 N 245 списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа. Указанный нормативный акт не определяет, в какой последовательности должны оплачиваться расчетные документы, отнесенные к одной очереди, если по закону они должны представляться в банк одновременно (оплата труда, платежи в ПФР, подоходный налог, платежи в ФСС РФ и Государственный фонд занятости населения РФ). Указанная проблема частично решена п. 31 Инструкции ГНС от 29.06.95 N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" и п. 50 Инструкции Госбанка СССР от 26.11.84 N 27 "По кассовому исполнению государственного бюджета СССР". Этими нормативными актами установлено следующее. Если на счете работодателей недостаточно денежных средств, необходимых для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанного подоходного налога, то налог перечисляется в бюджет в сумме, пропорциональной размеру выплачиваемых физическим лицам средств на оплату труда. При этом в платежных поручениях на перечисление удержанного подоходного налога в графе "Назначение платежа" указывается, что налоги перечисляются в суммах, пропорциональных остатку средств на счете. Платежные поручения на перечисление взносов на социальное страхование выписываются организациями - плательщиками полностью. Эти поручения исполняются банками после полного удовлетворения требований по заработной плате и перечисления сумм налогов, удержанных из заработной платы.

5. Во вторую и третью очередь подлежат оплате расчетные документы о выдаче или перечислении средств на оплату труда. Перечень выплат, включаемых в понятие "оплата труда", следует определять на основании Инструкции Госкомстата РФ от 10.07.95 N 89 "О составе фонда заработной платы и выплат социального характера".

6. На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи средств на заработную плату. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

7. Правило п. 2 ст. 855 ГК применяется для определения очередности платежей по долгам владельца счета. Поэтому оно не должно использоваться в тех случаях, когда со счета организации-работодателя производится оплата долгов ее работника. Перечисление этих платежей может быть возложено на организацию законодательством (алименты по исполнительным листам, подоходный налог, платежи в ПФР) или распоряжением работника (добровольные алименты, платежи за приобретенные в кредит товары и т.п.). Возникает вопрос, в какую очередь следует оплачивать соответствующие им расчетные документы. Если бы указанные вычеты из зарплаты работника не производились, то он получил бы причитающиеся ему суммы в третью очередь и имел бы возможность самостоятельно оплатить свои долги. Поэтому было бы нелогично осуществлять такие платежи в шестую очередь. Следовательно, суммы произведенных работодателем вычетов из заработной платы работника должны перечисляться в ту же очередь, что и средства на оплату труда, т.е. в третью. Исключение составляют только операции по перечислению сумм алиментов на основании исполнительных листов - первая очередь.

8. На практике имеется немало случаев, когда налоговые инспекции предъявляют налогоплательщикам и их банкам требования о перечислении налогов не в четвертую, а в первую очередь. Свои претензии они основывают на норме совместного письма Минфина РФ (N 76), ГНС РФ (N ВГ-6-09/597) и ЦБ РФ (N 318) от 22.08.96. Между тем это письмо противоречит п. 2 ст. 855 ГК и поэтому не подлежит применению (см. Постановления Государственной Думы от 11.10.96 N 682-II ГД и N 683-II ГД // РГ. 22.10.96).

9. Практические работники нередко испытывают достаточно серьезные затруднения при определении очередности списания со счета сумм штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет и во внебюджетные фонды. Указанные санкции можно рассматривать как "платеж" или "отчисление" в бюджет или в соответствующий внебюджетный фонд, о котором идет речь в абз. третьем и четвертом п. 2 ст. 855 ГК. Поэтому эти суммы должны быть перечислены в ту же очередь, в какую подлежит переводу срочный взнос или недоимка (т.е. соответственно в третью или четвертую, а не в шестую очередь).

10. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется только при осуществлении безналичных расчетов, в т.ч. при обращении взыскания на безналичные денежные средства должника. При обращении взыскания на иное имущество должника применяется очередность, установленная ст. ст. 420 - 423 ГПК. В случае признания юридического лица банкротом платежи с его счета осуществляются в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК.

11. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.


1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Комментарии к статье 855 ГК РФ

1. Очередность платежей - определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Статья 855 устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.

Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа при акцептной форме расчетов). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

Такое же правило (календарная очередность платежей) установлено для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. абзац последний п. 2 комментируемой статьи).

2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 ст. 855 устанавливает 6 групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

Первая и вторая очереди платежей определяются абз. 2 и 3 п. 2 ст. 855.

Абзац 4 (третья очередь платежей) признан не соответствующим Конституции (ч. 1 ст. 19) Постановлением КС РФ от 23.12.97 N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, N 52, ст. 5930). Следовательно, эта норма не должна применяться. Следует помнить, что Конституционный Суд РФ исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК РФ изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, отсутствие третьей очереди ежегодно восполняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2005 г. она установлена ст. 26 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год". Соответственно, при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с комментируемой статьей ГК РФ в первую и во вторую очереди. Таким образом, указанные выше платежи подлежат перечислению в третью очередь.

Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу - об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом - шесть.

Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько "усеченном" виде. Учитывая редакцию ст. 26 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды "переведены" в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 ст. 855 позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше "вычитания" из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не подпадают в третью очередь, - платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

Пятая и шестая очереди определяются п. 2 ст. 855 без изменений.

Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

3. К первой, второй и пятой очередям отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 7 Закона об исполнительном производстве). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

4. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок", N 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации", N 90904 "Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных организаций" (Положение ЦБР от 05.12.2002 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"). По традиции их называют "картотеками N 2", хотя такого термина законодательство уже не содержит. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБР от 31.07.96 N 011-31-5318-96). На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБР пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 ч. I Положения о безналичных расчетах.

5. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855, применяется по каждому счету в отдельности.

6. Очередность платежей, установленная ст. 855, является общим правилом. Специальные нормы установлены законодательством.

В случае признания юридического лица банкротом платежи с его счета осуществляются в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ, ст. ст. 134, 211 Закона о банкротстве.

Бюджетный кодекс установил специальные правила об очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255). Однако применение ст. 255 Бюджетного кодекса в настоящее время затруднено. Принцип целевого использования средств федерального бюджета не позволяет говорить о возможности списания с лицевого счета получателя бюджетных средств даже при наличии на нем достаточного остатка для удовлетворения предъявленных требований.

7. Правило комментируемой статьи об очередности платежей применяется только при осуществлении безналичных расчетов, в т.ч. при обращении взыскания на безналичные денежные средства должника, которое осуществляется через банк. При обращении взыскания на имущество должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная ст. 78 Закона об исполнительном производстве.