Взносы в фонд страхования вкладов. По какому тарифу рассчитывать взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

1. Расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года.

2. Расчетная база для исчисления страховых взносов (далее - расчетная база) определяется как среднее арифметическое за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию в соответствии с настоящим Федеральным законом . Балансовые остатки на счетах по учету вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу, включаются в расчетную базу при условии, что сведения об указанных малых предприятиях содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на дату определения расчетной базы.

4. Базовая ставка страховых взносов не может превышать 0,15 процента расчетной базы за последний расчетный период.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, базовая ставка страхового взноса может быть увеличена до 0,3 процента расчетной базы, но не более чем на два расчетных периода в течение 18 месяцев.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Базовая ставка страховых взносов не может превышать 0,05 процента расчетной базы с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, превысит 5 процентов общей суммы вкладов в банках.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Базовая, дополнительная и повышенная дополнительная ставки страховых взносов устанавливаются советом директоров Агентства и применяются к расчетной базе, установленной частью 2 настоящей статьи. При изменении ставок страховых взносов новые ставки страховых взносов вводятся не ранее 45 дней после принятия соответствующего решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Базовая ставка страховых взносов устанавливается в едином для всех банков размере и уплачивается всеми банками. Дополнительная ставка страховых взносов устанавливается в едином для всех банков размере не более 50 процентов базовой ставки. Повышенная дополнительная ставка страховых взносов устанавливается в едином для всех банков размере не более 500 процентов базовой ставки.

7.2. Для целей установления банков, уплачивающих дополнительную ставку или повышенную дополнительную ставку страховых взносов, Банк России определяет базовый уровень доходности вкладов отдельно по вкладам, привлеченным в валюте Российской Федерации и иностранной валюте (за исключением вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу), путем расчета средней ставки из раскрываемых неограниченному кругу лиц максимальных процентных ставок по вкладам в банках, привлекших в совокупности две трети общего объема вкладов населения в банках Российской Федерации, в отношении вкладов, которые соответствуют условиям, определенным нормативным актом Банка России для целей расчета базового уровня доходности вкладов.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.3. Базовый уровень доходности вкладов отдельно по вкладам в валюте Российской Федерации и иностранной валюте ежемесячно определяется в порядке, установленном нормативным актом Банка России, раскрывается Банком России неограниченному кругу лиц и доводится до банков не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала каждого месяца.

7.4. Дополнительная ставка страховых взносов уплачивается банками, которые привлекли в течение любого месяца квартала хотя бы один вклад (за исключением вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу) или заключили договор об изменении условий договора банковского вклада (за исключением договоров банковского вклада, заключенных малыми предприятиями или в их пользу) на условиях доходности вклада, включающего в себя процентные платежи и иную материальную выгоду, в размере, превышающем более чем на два, но не более чем на три процентных пункта годовых базовый уровень доходности вкладов, определенный Банком России для соответствующего месяца для вкладов в валюте Российской Федерации или иностранной валюте.

(см. текст в предыдущей редакции)

Они привлекли в течение любого месяца квартала хотя бы один вклад (за исключением вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу) или заключили договор об изменении условий договора банковского вклада (за исключением договоров банковского вклада, заключенных малыми предприятиями или в их пользу) на условиях доходности вклада, включающего в себя процентные платежи и иную материальную выгоду, в размере, превышающем более чем на три процентных пункта годовых базовый уровень доходности вкладов, определенный Банком России для соответствующего месяца для вкладов в валюте Российской Федерации или иностранной валюте;

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое положение банков соответствует установленным нормативным актом Банка России критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки.

7.6. Порядок определения размера иной материальной выгоды при определении доходности вклада устанавливается нормативным актом Банка России.

7.7. Финансовое положение банка оценивается Банком России на основании:

2) наличия действующих в отношении банка мер в виде ограничения на осуществление отдельных операций, и (или) ограничения на величину процентной ставки, которую банк определяет в договорах банковского вклада, и (или) запрета на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковских операций, и (или) запрета на открытие филиалов.

7.8. Порядок признания финансового положения банка соответствующим критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов, в том числе состав и методика расчета показателей, используемых для оценки финансового положения, устанавливается нормативным актом Банка России.

8. Решение об установлении ставок страховых взносов опубликовывается в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" не позднее чем в течение пяти дней со дня его принятия.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Порядок исчисления расчетной базы устанавливается Агентством. В случае изменения указанного порядка новый порядок исчисления расчетной базы подлежит применению со следующего расчетного периода. При этом новый порядок исчисления расчетной базы должен быть доведен до сведения банков не позднее 30 дней до начала нового расчетного периода.

10. Установление дополнительных и повышенных дополнительных ставок страховых взносов в отношении банка осуществляется Агентством на основании сведений, предоставленных Банком России в соответствии с частью 8 статьи 27 настоящего Федерального закона. Информация об установлении и о размере дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов доводится Агентством до банка не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за расчетным периодом, в форме электронного документа согласно форматам , установленным Агентством по согласованию с Банком России, с использованием информационных ресурсов Банка России в порядке , определенном Банком России по согласованию с Агентством.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Уплата страховых взносов производится не позднее последнего рабочего дня второго месяца квартала, следующего за расчетным периодом, путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной банком с момента списания денежных средств с корреспондентского счета банка в Банке России.

13. В случае несогласия банка с установленной в отношении его дополнительной или повышенной дополнительной ставкой страховых взносов он в течение 15 дней с даты получения от Агентства информации, указанной в части 10 настоящей статьи, может обратиться в Банк России с ходатайством о неотнесении его к банкам, уплачивающим дополнительную или повышенную дополнительную ставку страховых взносов, в порядке , установленном нормативными актами Банка России. По итогам рассмотрения ходатайства банка Банк России в течение 15 дней с даты поступления указанного ходатайства направляет в Агентство изменения к ранее направленным сведениям о соответствии банка критериям для уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки либо информирует банк и Агентство об отказе в удовлетворении ходатайства банка. Если полученные Агентством изменения к ранее направленным сведениям приводят к изменению размера страхового взноса, подлежащего уплате, Агентство информирует об этом соответствующий банк и Банк России в течение пяти рабочих дней с даты их получения от Банка России. Направление банком в Банк России ходатайства не освобождает банк от обязанности уплаты страхового взноса в сроки, установленные частью 11

16. Уплата страховых взносов автоматически возобновляется банками с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, составит менее 10 процентов общей суммы вкладов в банках.

Системообразующим крупнейшим 10-15 банкам, которые и формируют основную часть прибыли отрасли, приходится расплачиваться за рискованную политику и незаконные операции мелких и даже средних игроков, у которых нередко в итоге отзывают лицензию.

«Газета.Ru» ознакомилась с оценкой влияния увеличения отчислений банков в фонд страхования вкладов. Расходы банков в связи с этой инициативой возрастут с нынешних 126 млрд руб. в год до примерно 240 млрд руб., подсчитал старший управляющий директор - главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.

«Для сравнения: прибыль банков до налогообложения в 2016 году составила 930 млрд руб., то есть новые взносы способны уменьшить прибыль банков на 13%, а общий объем выплат будет съедать четверть прибыли банков»,

— пишет эксперт.

По оценке Михаила Матовникова, малый и средний бизнес держит в банках примерно 5 трлн руб. Если банки будут платить отчисления в фонд АСВ по ставке 0,8% в год (0,2% в квартал), то это составит 40 млрд руб. Вклады граждан в банках составляют около 24,5 трлн руб. Сейчас банки отчисляют около 118 млрд руб. в год, а если ставку для банков поднимут до 0,8% в год, то отчисления по депозитам граждан увеличатся до 196 млрд руб. в год, объясняет свои расчеты эксперт.

В конце мая на заседании рабочей группы в Госдуме замминистра финансов Алексей Моисеев заявил о том, что Минфин предлагал рассмотреть возможность повышения базовой ставки взносов в фонд страхования вкладов до 0,2% по вкладам физлиц, чтобы снизить зависимость Агентства по страхованию вкладов от кредитов ЦБ.

В отчете АСВ говорится, что объем его задолженности перед Банком России на конец 2016 года составляет 549 млрд руб. По итогам первого квартала 2017 года задолженность фонда перед ЦБ увеличилась до 600 млрд руб.

Кроме того, Минфин, АСВ и ЦБ на заседании высказались за то, чтобы распространить страхование на остатки по счетам микро- и малого бизнеса в пределах суммы страховки по депозитам (1,4 млн руб.). При этом применить эту систему теперь они хотят не только к банкам с базовой лицензией, как предполагалось первоначально, но и на все банки.

Как рассказывал в конце марта «Газете.Ru» вице-президент организации малого и среднего бизнеса «Опоры России» Александр Калинин, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина дала поручение департаментам подсчитать, во что обойдется банкам введение страховки по вкладам малого и микробизнеса. Сейчас, по словам Калинина, ЦБ все еще занят расчетами.

Глава финкомитета Госдумы Анатолий Аксаков заявил «Газете.Ru», что законопроект о страховании вкладов малых предприятий будет внесен уже завтра в Госдуму.

Размер отчислений в фонд страхования вкладов будет прописан такой же, как сейчас, однако АСВ может изменить его, говорит Аксаков. Получить комментарий АСВ оперативно не удалось.

Между тем, по мнению Михаила Матовникова, увеличение отчислений банков в фонд АСВ приведет к снижению ставок по вкладам. «В последнее время достаточно четко проявляется зависимость: рост взносов в АСВ быстро отражается на ставках по вкладам», — говорит он.

Если сейчас ставка долларовых вкладов составляет 1,5%, то из-за роста отчислений в АСВ она опустится до 1,2%, а по депозитам в евро — с 0,6 до 0,3%. Через пару лет ставки по рублевым вкладам вполне могут снизиться до 4%.

Другие эксперты согласны с отрицательным влиянием роста отчислений банками в АСВ.

«Нагрузка на банки с точки зрения отчисления в фонд страхования вкладов уже сейчас заметная, особенно для банков, которые должны платить повышенную ставку. Незначительное ее увеличение банки перенесут нормально, но более значительное ее увеличение будет ощутимо давить на их финансовый результат. При значительном увеличении отчислений банки будут перекладывать эти расходы на вкладчиков и вынуждены будут снизить стоимость депозитов», — комментирует управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Станислав Волков.

Страхование вкладов малых и микропредприятий приведет к росту издержек банков и, как следствие, снижению их прибыли и к снижению процентных ставок по депозитам, согласен начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.

При этом, по словам Михаила Матовникова, гораздо эффективнее было бы возвращать средства в ЦБ за счет ликвидации активов банкротов, а не повышения ставки.

«Обязательства банков, лицензии которых были отозваны в 2014 - начале 2017 года, составили 2,4 трлн руб., а стоимость их активов — только 900 млрд руб. (38% обязательств). Однако сумма вкладов в этих банках — только 1,2 трлн руб., то есть активы покрывают вклады на 75%. Если АСВ как ликвидатор банков сможет вернуть эти средства, он сможет погасить задолженность перед ЦБ», — пишет эксперт.

Сейчас при банкротстве банков АСВ удается вернуть только 60% активов. По оценке Матовникова, если этот показатель увеличить хотя бы до 75%, то не пришлось бы повышать отчисления. При этом АСВ не публикует отчеты по деятельности временной администрации, поэтому оценить, насколько правильно они действовали, невозможно, резюмирует эксперт.

Вновь созданной организации (предпринимателю) тариф устанавливает территориальное отделение ФСС России, в котором она зарегистрирована. При этом никакие дополнительные сведения в фонд подавать не нужно.

Основной вид деятельности организации (предпринимателя) сотрудники фонда определят по тем сведениям, которые есть в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). А точнее им будет считаться тот вид, который стоит первым в списке всех заявленных.

Организации называют планируемые виды деятельности в листе «И» заявления по форме № Р11001, которое подают для регистрации. А предприниматели - в листе «А» заявления по форме № Р21001. И та и другая форма утверждены приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25.

Это следует из пункта 10 Порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27, абзаца 2 статьи 6 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Присвоенный тариф ФСС России сообщит организации в уведомлении. Форма этого документа приведена в приложении 3 к Порядку, утвержденному постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27.

Тариф для тех, кто работает больше года

Организации и предприниматели, которые работают больше года, должны ежегодно подтверждать право на установленный им изначально тариф взносов «на травматизм». Вот какие этапы придется для этого пройти:

Предприниматели, работающие больше года, не обязаны ежегодно подтверждать установленный им тариф взносов «на травматизм» (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713). Но если предприниматель изменил основной вид деятельности в ЕГРИП, то ему должен быть установлен новый страховой тариф, соответствующий новому классу профессионального риска.

Новый тариф может быть меньше прежнего. Однако самостоятельно ФСС России не учтет изменения и сохранит максимальный тариф, установленный раньше. Поэтому в таких ситуациях предпринимателю лучше самому подтвердить свой основной вид деятельности на текущий год

Как определить основной вид деятельности

Организации и предприниматели самостоятельно определяют свой основной вид деятельности (п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713).

Для этого посчитайте, сколько доходов от реализации продукции (работ, услуг) по каждому виду деятельности получили в прошлом году. Затем рассчитайте удельный вес каждого вида деятельности в общем объеме доходов от реализованной продукции (работ, услуг):

Деятельность, которой соответствует наибольший удельный вес, на текущий год и будет основной.

Если наибольший удельный вес имеют несколько видов деятельности, то основной деятельностью будет та, которой соответствует более высокий класс профессионального риска. Классы профессионального риска приведены в Классификации, утвержденной приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н.

Такой порядок определения основного вида экономической деятельности следует из пунктов 9 и 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713.

Расчет удельного веса видов деятельности сдавайте в территориальное отделение ФСС России в пояснительной записке. Если расчет не сдать, то фонд может установить тариф, который предусмотрен для деятельности с максимально высоким классом профессионального риска. Причем выбрать могут любой ваш вид деятельности.

Пример, как определить основной вид деятельности для установления тарифа взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Общая выручка без НДС от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Альфа» за 2015 год составила 8 000 000 руб., в том числе:

Основным видом деятельности «Альфы» на 2016 год признается деятельность по производству мебели.

  • ;
  • .

Эти документы бухгалтер представил в отделение ФСС России, в котором зарегистрирована организация. Фонд присвоил «Альфе» тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на 2016 год, соответствующий 8-му классу профессионального риска. Его размер составил 0,9 процента (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ, ст. 1 Закона от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ).

Совет: в течение года основной вид деятельности организации может измениться по сравнению с первоначально заявленным. Если новому виду деятельности соответствует пониженный тариф страховых взносов, фонд должен вернуть (или зачесть) страховые взносы, уплаченные по более высокому тарифу.

Применение тарифов, которые не соответствуют фактическому виду деятельности, противоречит сущности обязательного страхования. Поэтому, если тарифы, установленные для деятельности, которая в прошлом году была основной, не соответствуют деятельности, которой организация занимается в текущем году, она имеет право на их пересмотр. Для этого в территориальное отделение фонда нужно представить документы и расчеты, подтверждающие фактический вид деятельности. Представители фонда должны рассмотреть эти документы и принять решение независимо от ранее установленного класса профессионального риска и размера тарифа. Причем если в результате пересмотра тарифов возникнет переплата по страховым взносам, то она должна быть возвращена организации.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение Верховного суда РФ от 2 сентября 2015 г. № 303-КГ15-10066, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 мая 2015 г. № Ф03-1493/2015, Пятого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2015 г. № 05АП-15626/2014).

Какие документы представить в ФСС России

На основании заполните документы, которые нужно представить в территориальное отделение ФСС России:

  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности ;
  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности .

К ним приложите копию пояснительной записки к балансу за предыдущий год. Сдавать ее не нужно только малым предприятиям и предпринимателям .

Документы представьте в территориальное отделение ФСС России не позднее 15 апреля года, на который устанавливается тариф. Указанные документы можно подать на бумаге (лично или по почте). Но ФСС России рекомендует направлять документы через единый портал госуслуг . Пошаговая инструкция, как это сделать, размещена на сайте ФСС России .

Это предусмотрено пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55, пунктом 47 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 6 сентября 2012 г. № 178н и подтверждено на официальном сайте ФСС России.

Чтобы сдать документы через портал госуслуг, у организации должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись на физическом носителе. Получить ее можно в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи России . Кроме того, на компьютере, с которого будут направлять документы, должна быть установлена программа-криптопровайдер .

Когда ждать решения о новом тарифе

На основании полученных документов ФСС России присваивает тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на текущий год. Об этом заявителя известят в двухнедельный срок с даты, когда документы представили (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55). Форма уведомления приведена в приложении 3 к постановлению ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27. Если вы отправляли документы через единый портал госуслуг, статус своей заявки вы можете отслеживать в личном кабинете. Пошаговая инструкция, как это сделать, размещена на сайте ФСС России .

Ситуация: как платить взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в начале года до получения из ФСС России уведомления о тарифе на текущий год?

Пока новый тариф не присвоили, страховые взносы платите с учетом основного вида деятельности, который подтверждали в прошедшем году. Это прямо прописано в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.

Но в любом случае тариф берите тот, который утвержден для соответствующего класса профессионального риска на текущий год. Сейчас для этого применяют Классификацию видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденную приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н.

Когда же ФСС России установит другой класс профессионального риска, взносы «на травматизм» пересчитайте по новой ставке. И даже если в результате возникнет недоплата в бюджет, пени и штрафы платить не придется. Ведь вы ничего не нарушили, а действовали согласно установленному порядку.

Что будет, если сведения в ФСС России не представлять

Бывает, что в установленный срок до 15 апреля необходимые сведения так и не представляют. В этом случае фонд самостоятельно определяет основной вид деятельности работодателя на текущий год.

Основной признают ту деятельность работодателя, которой соответствует самый высокий класс профессионального риска. При этом фонд не вправе выбирать самый «рискованный» вид бизнеса произвольно из всех видов деятельности, заявленных организацией при регистрации. При определении фонд должен учитывать только те виды деятельности, которыми организация фактически занималась в предыдущем году. Это следует из пункта 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713, и подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 14943/10 и определением Верховного суда РФ от 30 июня 2015 г. № 301-КГ15-6612.

Более того, если фактический вид деятельности отличается от заявленного, фонд должен вернуть организации страховые взносы, уплаченные по более высокому тарифу. На это указывают судьи в определении Верховного суда РФ от 2 сентября 2015 г. № 303-КГ15-10066.

Тариф для обособленных подразделений

Если обособленное подразделение организации самостоятельно платит взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, ему присваивают отдельный тариф. Это следует из пунктов 7 и 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713.

Если организация имеет такие обособленные подразделения, то основной вид деятельности определяйте отдельно:

  • по головному отделению организации без учета обособленных подразделений.

Порядок, согласно которому тариф устанавливают обособленным подразделениям такой же, как и для организаций (абз. 2 п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55). Форма уведомления для обособленных подразделений приведена в приложении 7 к Порядку, утвержденному постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27.

Обособленному подразделению, которое не платит взносы самостоятельно, а также структурному подразделению организации (например, цеху) можно установить отдельный тариф взносов. Это возможно в следующих случаях:

  • подразделение занято деятельностью, которая для организации не является основной;
  • по данному подразделению организация отдельно отчитывается в ФСС России;
  • у организации нет недоимок по страховым взносам, а также пеней и штрафов по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, не погашенных на день подачи заявления (приложение 3 к Порядку, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55).

Это следует из пункта 7 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.

Если организация решила установить отдельный тариф по такому подразделению, одновременно с подтверждением основного вида деятельности организации представьте:

  • заявление. При этом виды деятельности, которые организация указала в справке-подтверждении, должны соответствовать видам деятельности, перечисленным в заявлении;
  • копии документов, подтверждающих ведение подразделением не основных для организации видов деятельности (Положение о подразделении, приказ (выписка из приказа) об учетной политике).

Такое правило установления отдельного тарифа взносов определено в пункте 8 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.

Решение об установлении отдельного тарифа принимает территориальное отделение ФСС России. Делают это после согласования с фондом, куда в течение семи рабочих дней направляют представленный комплект документов. Фонд рассматривает их в течение двадцати рабочих дней и сообщает о результатах территориальному отделению ФСС России. После этого в течение двух недель отделение ФСС России по месту регистрации организации должно сообщить ей о тарифе, присвоенном обособленному подразделению. Об этом сказано в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.

Пример установления тарифа взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по организации, имеющей структурное подразделение

Общая выручка от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Альфа» за 2015 год составила 8 000 000 руб., в том числе:

  • от издательской деятельности (код ОКВЭД - 22.1) - 3 500 000 руб.;
  • от производства мебели (код ОКВЭД - 36.1) - 3 500 000 руб.;
  • от реализации мебели по агентским договорам (код ОКВЭД - 51.15) - 1 000 000 руб.

Удельный вес издательской деятельности составляет 43,75 процента (3 500 000 руб. : 8 000 000 руб. × 100%), деятельности по производству мебели - 43,75 процента (3 500 000 руб. : 8 000 000 руб. × 100%), деятельности агентов по оптовой торговле мебелью - 12,5 процента (1 000 000 руб. : 8 000 000 руб. × 100%).

Наибольший удельный вес имеют два вида деятельности организации. Поэтому бухгалтер определил, какому виду деятельности соответствует наиболее высокий класс профессионального риска.

В 2016 году издательской деятельности соответствует 1-й класс профессионального риска, а деятельности по производству мебели - 8-й класс.

Основным видом деятельности «Альфы» на 2016 год признается деятельность по производству мебели. Ей соответствует тариф в размере 0,9 процента.

Издательской деятельностью занимается структурное подразделение «Альфы». Данное подразделение в процесс производства мебели не вовлечено.

Издательская деятельность (код ОКВЭД - 22.1) относится к 1-му классу профессионального риска, которому соответствует тариф взносов в размере 0,2 процента (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ, ст. 1 Закона от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ). Поэтому организации выгодно установить отдельный тариф для структурного подразделения, занимающегося только издательской деятельностью.

На основании проведенных расчетов бухгалтер заполнил:

  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
  • заявление об установлении отдельного тарифа для структурного подразделения.

Эти документы организация представила в отделение ФСС России по месту учета «Альфы».

К ним бухгалтер приложил копии:

Отделение ФСС России присвоило «Альфе» тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на 2016 год, соответствующий 8-му классу профессионального риска. Его размер составил 0,9 процента (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ, ст. 1 Закона от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ). Подразделению, занимающемуся издательской деятельностью, присвоили тариф в размере 0,2 процента.

Скидки или надбавки к тарифам

ФСС России может установить организации тариф с учетом скидки или надбавки. Для этого показатели безопасности труда в организации сравнивают со среднеотраслевыми значениями.

Среднеотраслевые показатели утверждены:

  • на 2016 год - постановлением ФСС России от 26 мая 2015 г. № 72.

Сравнивают следующие критерии:

  • соотношение расходов ФСС России на выплату всех видов обеспечений по всем страховым случаям у работодателя и общей суммы начисленных взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • количество страховых случаев на 1000 работающих;
  • количество дней временной нетрудоспособности на один страховой случай.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

Скидки и надбавки к тарифам территориальные отделения фонда определяют по Методике, утвержденной приказом Минтруда России от 1 августа 2012 г. № 39н.

Помимо основных показателей, указанных в пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524, определяя размер скидки или надбавки, учитывают и результаты специальной оценки условий труда. Во внимание берут и сведения о проведении обязательных предварительных и периодических медосмотров сотрудников. Это предусмотрено пунктами 2.4 и 2.5 Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 1 августа 2012 г. № 39н.

Как получить скидку

Скидку к тарифу можно получить, если организация:

  • зарегистрирована и фактически действует три года или более;
  • своевременно платит текущие взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • на дату подачи заявления не имеет задолженности по страховым взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • не имеет страховых случаев со смертельным исходом.

Размер скидки рассчитывают по итогам работы организации за три года.

Это следует из положений пункта 1 статьи 22 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ и пунктов 3, 4 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

Чтобы получить скидку на следующий год, не позднее 1 ноября текущего года в территориальное отделение ФСС России представьте заявление .

Скидки устанавливают с учетом сведений о специальной оценке условий труда, по результатам аттестации рабочих мест. Также учитывают итоги обязательных медицинских осмотров сотрудников по состоянию на 1 января текущего года. Раньше эти сведения нужно было подавать вместе с заявлением. Теперь же их отражают в таблице 10 раздела II

Об этом сказано в пунктах 7 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

В каких случаях ФСС России может установить надбавку к тарифу

ФСС России может самостоятельно установить надбавку к тарифу, если уровень травматизма у работодателя за предшествующие три года был выше среднего уровня по отрасли (п. 1 ст. 22 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Размер надбавки не может превышать 40 процентов тарифа, установленного работодателю (абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Присвоенный организации тариф с учетом надбавки рассчитывают так:

Установить надбавку к тарифу на следующий год ФСС России должен, приняв решение не позднее 1 сентября текущего года. Уведомить об этом работодателя ФСС России обязан в течение следующих после принятия решения пяти дней.

Об этом сказано в пункте 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

Тариф для предпринимателей, у которых работают инвалиды

Независимо от основного вида деятельности право на льготы имеют предприниматели, которые принимают на работу инвалидов. С выплат в пользу таких сотрудников предприниматели начисляют страховые взносы исходя из 60 процентов страхового тарифа, установленного по основному виду деятельности. Об этом сказано в статье 2 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ.

Совет директоров Агентства по страхованию вкладов (АСВ) повысил базовую ставку взносов в фонд страхования (ФСВ) до 0,15%, говорится в сообщении АСВ.

«На заседании рассмотрен вопрос об увеличении базовой ставки страховых взносов, уплачиваемых банками - участниками системы страхования вкладов в ФСВ. Принято решение увеличить базовую ставку с нынешних 0,12% до 0,15% расчетной базы (среднего остатка вкладов за квартал)», - отмечается в релизе.

Ранее замминистра финансов Алексей Моисеев заявлял, что Минфин предлагает законодательно закрепить право АСВ в ФСВ до 0,2%. Сейчас ставка страховых взносов не может превышать 0,15% расчетной базы за последний расчетный период. «Обсуждения проходят в рамках законопроекта о включении средств МСП в систему страхования вкладов. Это пакет поправок, совместная история. Мы решили, что раз уж меняем закон о страховании вкладов, то внесем поправки и о праве совета директоров АСВ повысить базовую ставку до 0,2%. Это не означает, что ставка сразу вырастет, но это даст право ее повысить. Сейчас совет директоров АСВ имеет право ее повысить только до 0,15%», - говорил Моисеев.

В мае зампред Банка России Ольга Полякова заявляла, что ставку взносов в ФСВ могут повысить до 0,15%

Добавим, объем взносов, уплаченных банками в ФСВ за четыре месяца 2017 года, . Это на треть больше, чем за тот же период годом ранее. «Объем взносов, уплаченных банками в фонд с начала года, достиг 63,1 миллиарда рублей, - рассказали «Известиям» в АСВ. - За соответствующий период прошлого года банки уплатили на 38% меньше - 45,7 миллиарда. Увеличение объема взносов связано с ростом вкладов населения в банках, а также с повышением в течение 2016-2017 годов базовой, дополнительной и повышенной дополнительной ставок страховых взносов».

С 1 июля 2015 года размер взносов в ФСВ привязан к уровню ставок по депозитам. Для банков, которые укладываются в базовый уровень доходности (среднее из максимальных ставок банков, привлекающих две трети средств населения), ставка отчислений в ФСВ с III квартала 2016 года составляла 0,12% расчетной базы за квартал.

При превышении базового уровня на 2-3 п. п. надбавка изначально равнялась 20%, более чем на 3 п. п. - 150%. Со II квартала 2016 года дополнительная и повышенная дополнительная ставки были увеличены до 50% и 200% базовой ставки соответственно, с IV квартала 2016-го повышенная дополнительная ставка равнялась 300% базовой, с I квартала 2017-го - 400% базовой ставки, а со II квартала 2017-го была увеличена до максимально допустимых 500% базовой ставки.

Глава ВТБ 24: увеличение взносов банков в ФСВ повлечет повышение ставок по кредитам

Повышение ставки по взносам кредитных организаций в фонд страхования вкладов (ФСВ) повлечет снижение ставок по депозитам и увеличение процентов по кредитам. Такое мнение в интервью ТАСС в рамках Петербургского международного экономического форума высказал глава банка ВТБ 24 Михаил Задорнов.

Руководством АСВ 03.10.2017 были приняты поправки о повышении базовой ставки страховых взносов, которые должны уплачивать банки-участники ССВ. С 2018 года ежеквартальному отчислению подлежат не 0,12%, а 0,15% расчетной базы. Данная величина страхового взноса (СВ) установлена согласно Федеральному Закону №177 от 23.12.2003 «О страховании вкладов физических лиц», изменения в котором начали действовать с 9 января 2018 года. Каковы правила оплаты и расчетов? Ожидается ли в ближайшем будущем увеличение размера страховых взносов? Ответы на эти актуальные вопросы подробно рассматриваются в данной статье.

Правила оплаты и расчетов для кредитных организаций

Размер страховых отчислений в ФОСВ един для любых кредитных организаций. Они уплачиваются со дня утверждения в реестре банков и до дня лишения их Центробанком лицензии на работу с частными депозитами (согласно п.3 ст.28 Федерального закона №177). Первый расчетный срок для внесения СВ - период с момента регистрации финорганизации в реестре банков до даты окончания календарного квартала. Если Банком России установлен запрет на исполнение требований перед инвесторами, подобные действия ограничивает обязательства банка по внесению отчислений на период действия моратория. Однако банком должны быть уплачены СВ за расчетный период действующего запрета по день его вступления в силу. Ниже представлены правила их оплаты и расчетов:

  • Расчетный период (РП) равен календарному кварталу;
  • Сумма СВ не должна быть выше 0,15% расчетной базы за текущий срок в отношении ежедневных остатков баланса;
  • СВ увеличиваются до 0,3%, максимум на 2 отчетных срока в течение 1,5 лет в редких ситуациях, обозначенных в Федеральном законе №177;
  • Конкретную ставку утверждает высший орган правления АСВ. При ее изменении обновленный показатель вступает в силу не раньше, чем за 45 дней после того, как принято положительное решение по данному вопросу. Срок его публикации в СМИ: до 5 дней с момента утверждения решения;
  • Правила исчисления после изменений начинают действовать со следующего расчетного срока. Сведения оглашаются за 1 месяц до наступления нового РП;

Банковские организации самостоятельно уплачивают страховые отчисления в срок до 5 дней с даты завершения расчетного срока. Деньги переводятся на счет АСВ в Центробанке, где находятся средства ФОСВ. Как только они списываются с корреспондентского счета обязательства по уплате СВ считаются выполненными. Если внесен лишний взнос, он подлежит зачислению в счет будущей оплаты или возвращению, если финансовая организация исключается из реестра банков. Отчисления уплачиваются в российских рублях. Если вклады представлены иностранной валютой, СВ выплачиваются в рублях согласно действующему курсу, предшествующему дате оплаты.

Статистика СВ по выплатам

Сумма уплаченных банками взносов в ФОСВ за I квартал 2017 года достигла 63,1 млрд рублей, что на 1/3 больше, чем за аналогичный период 2016 года (45,7 млн рублей). Значительное повышение объема тесно связывают с возросшей активностью граждан в плане открытия банковских вкладов. К тому же за последние 2 года увеличилась дополнительная, повышенная дополнительная и базовая ставки по страховым взносам.

С 2015 года сумма отчислений в ФОСВ напрямую связана с показателями депозитных ставок. У кредитных организаций с базовым уровнем прибыльности ставка по взносам с третьего квартала 2016 года стала равна 0,12% (до этого - 0,1%) и повысилась до 0,15% к 2018 году. В ближайший год планируется внесение поправок в Закон о страховании вкладов, которые принесут с собой постепенное повышение базовой ставки до 0,2%.

Главный специалист Сбербанка по аналитике, Михаил Матовников, предлагает особое реформирование взносов в АСВ, которое подразумевает внесение банковских отчислений согласно собственному уровню рисков. По его мнению, увеличение размера СВ не является надежным методом, ведь планируемый объем компенсаций Агентства, учитывая кризисный пик дефолта, существенно больше по сравнению с поступающими взносами.

Многие банки отчисляют значительно меньшие суммы взносов относительно их настоящего уровня рисков, поэтому отсутствует мотивация в изменения своего профиля риска. Из-за этого на экономическом рынке повышается доля рискованных банков. Это не значит, что мелкие кредитные организации будут платить больше. Согласно мнению Матовникова, вносить взносы нужно с учетом возможного дефолта, умноженного на ожидаемые потери.