Проекты туристско рекреационных зон и объектов особенности. Что такое рекреационные зоны? Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) - это особой вид экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа, а именно:

могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.

на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.

в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.

земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Законы о туристско-рекреационных зонах были приняты 19 мая 2006 года Государственной Думой России.

Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Как отмечают специалисты, эксплуатация туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ) начнется в 2012 году. В России планируется создать семь ОЭЗ туристско-рекреационного типа: в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Калининградской и Иркутской областях, Республиках Алтай и Бурятия.

Так, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа – "экологический курорт" "Куршская коса" в Калининградской области будет принимать до 61 тыс. человек в год. На территории этого национального парка планируется построить 4 гостиницы, яхт-клуб и т.д. Зона "Новая Анапа" в Краснодарском крае будет располагаться на Благовещенской косе и включит океанариум, аквапарк, ботанический сад, яхт-клуб и проч. Алпатов отметил, что построенный мини-город на Благовещенской косе сможет принимать до 360 тыс. человек в год. В Ставропольском крае, у подножья горы Юца планируется создать ОЭЗ "Гранд Спа Юца", включающую 14 отелей со SPA-комплексами, общеоздоровительными процедурами. В год ОЭЗ сможет принять до 160 тыс. туристов. На Алтае будут созданы ОЭЗ "Алтайская долина" – с канатной дорогой и отелями, рассчитанная на 94 тыс. туристов в год, а также "Бирюзовая Катунь", ориентированный на любителей экстремального спорта, способная принять до 115 тыс. туристов ежегодно.



Туристические зоны будут специализированы по направлениям: в Иркутской области будет развиваться преимущественно деловой туризм, в Бурятии - горнолыжный и экологический, в Алтайском крае - водный, лыжный, рекреационный и спелеотуризм, в республике Алтай - горнолыжный и оздоровительный. В Краснодарском крае и Калининградской области будет развиваться пляжный туризм на морском побережье, а в Ставропольском крае - рекреационный с бальнеологическим направлением.

В настоящее время завершается формирование системы управления зонами и определены их границы, завершен анализ туристско-рекреационного потенциала территорий, оформлено обоснование инвестиций и разработана полиграфическая продукция, освещающая ход подготовки создания ОЭЗ и их возможности. Разработчиками ОЭЗ туристско-рекреационного типа являются консалтинговая компания Roland Berger Strategy Consultants GmbH в сотрудничестве с архитектурным бюро Albert Speer & Partner GmbH, бюро маркетинговых коммуникаций Abold, Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации и институт экономики переходного периода. Ряд проектов будет реализован в рамках общей концепции развития географически близких территорий. Это, в частности, относится к развитию туристско-рекреационного потенциала озера Байкал (Иркутская область и Бурятия) и Алтая (Алтайский край и республика Алтай). Таким образом, представленные проекты регионов по созданию туристско-рекреационных ОЭЗ будут не конкурировать между собой, а удачно дополнять друг друга, что позволит получить максимальный экономический эффект, подчеркивается в материалах МЭРТ.

На сегодняшний день, возрождение и развитие внутреннего туризма стало задачей государственного уровня и наиболее показательным примером успешного решения этой задачи является Краснодарский край. Благодаря уникальным природными ресурсами и развитой туристско-рекреационной инфраструктуре, Краснодарский край остается главным курортом для россиян.

Сейчас началось активное освоение рекреационных возможностей Азовского побережья, а победа Сочи в борьбе за право принять Олимпиаду-2014 стала дополнительным стимулом к развитию туристических возможностей региона.

Кроме того, в рамках создания Особых экономических зон туристско-рекреационного типа будут развиваться курортные зоны в геленджикском, сочинском, анапском и туапсинском районах. Например, город-курорт Геленджик активно развивается не только как место отдыха, но и как один из центров конгрессного туризма в Южном регионе России.

Основными целями создания туристско-рекреационной особой экономической зоны в Краснодарском крае, на наш взгляд, является:

увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в валовом региональном продукте региона и обеспечение за счет этого диверсификации региональной экономики;

улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста качества и доступности получения гражданами туристских и санаторно-курортных услуг;

стимулирование социально-экономического развития Краснодарского края;

сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей.

Для достижения поставленных целей в рамках создания ТР ОЭЗ на территории Краснодарского края предстоит решить следующие задачи:

· отработка механизма взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления по обеспечению развития ОЭЗ;

· определение оптимальных границ участия государства в создании ОЭЗ;

· отработка вопросов частно-государственного партнерства;

· создание территориальных кластеров по направлениям специализации туристско-рекреационной зоны;

· отработка механизмов государственной поддержки деятельности резидентов ОЭЗ;

· отработка на примере ОЭЗ технологии предоставления государственных услуг в режиме «одного окна»;

· определение критериев оценки эффективности работы ОЭЗ и участие в разработке методов повышения эффективности работы ОЭЗ.

Среди остальных проектов на наш взгляд заслуживает пристального внимания особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Новая Анапа», которая должна заполнить практически отсутствующее в Российской Федерации предложение высокобюджетного пляжного отдыха, включившись в конкуренцию за российских туристов с курортами северо–восточного Средиземноморья (Турция, Греция, Болгария Кипр, Хорватия, Сербия), сформировав туристический продукт высокого уровня, воспользовавшись территориальными преимуществами, отсутствием языковых и административных барьеров (получение виз) и обеспечив превосходную логистику.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007 г. № 70, Соглашением между Правительством Российской Федерации, администрацией Краснодарского края и администрациями городов-курортов Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсинского района Краснодарского края «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 02.03.2007 г., расположена между Черным морем и двумя крупнейшими лиманами - Кизилташским и Бугазским - на территории городского округа Анапа, в районе станицы Благовещенская (Бугазская коса) на земельном участке площадью 882 га.

ТР ОЭЗ «Новая Анапа» является пилотным проектом среди заявленных к освоению инвестиционных площадок особой экономической зоны туристско - рекреационного типа в Краснодарском крае. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта для семейного пляжного отдыха, предлагающую возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг. Финансирование проекта ОЭЗ реализуется по принципу частно-государственного партнёрства. В рамках развития проекта ОЭЗ «Новая Анапа» предполагается финансирование строительства и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры за счет государства и туристических объектов - за счёт частных инвестиций. Предполагаемый суммарный объем инвестиций составит не менее 1 591 млн. евро. В том числе, объем государственных инвестиций на создание необходимой инженерно - транспортной инфраструктуры составит на менее 412 млн. евро. Развитие частно-государственного партнерства на этапе инвестирования средств в особой экономической зоне предполагаются в следующих сферах:

· создание инженерной инфраструктуры;

· создание инфокоммуникационной инфраструктуры;

· создание социальной инфраструктуры;

· обеспечения жильем специалистов компаний-резидентов.

В целях создания благоприятных условий для осуществления деятельности резидентов на территории ОЭЗ «Новая Анапа» осуществляется внедрение системы предоставления государственных услуг по принципу «одного окна». Реализация проекта по освоению ОЭЗ ТРТ «Новая Анапа» положит начало созданию многопрофильной всесезонной курортной зоны мирового уровня в Краснодарском крае. «Новая Анапа» имеет возможность стать лучшим в России черноморским пляжным курортом с сильной спортивной составляющей. Черноморский курорт уровня не ниже северо-восточного Средиземноморья с гостиницами 4* и выше, предложением «все включено», единой территорией с самым большим в РФ аквапарком, океанариумом, портом для яхт, крупнейшим в РФ центром водных видов спорта, тренировочными базами летних видов спорта, центрами проведения конгрессов и корпоративных праздников.

Целевыми группами посетителей ОЭЗ должны стать семьи с детьми различного уровня доходов: высокого, среднего и низкого, предпочитающие спокойный отдых с возможностью дополнительных развлечений.

Планируется построить около 60 гостиниц в среднем на 260 номеров каждая для размещения 17000 отдыхающих одновременно. Разнообразие типов и категорий размещения – от роскошных пятизвездочных отелей до уютных молодежных лагерей – позволит «Новой Анапе» удовлетворить любые потребности в размещении. При оптимальном использовании территории на курорте одновременно смогут отдыхать до 17 тыс. чел., а туристический поток на курорт достигнет 490 тыс. чел. в год.

В результате создания туристско-рекреационных ОЭЗ в Краснодарском крае, планируется, что во всех районах увеличится количество рабочих мест и туристический поток возрастет в несколько раз.

Успех развития туристских зон во многом будет зависеть от того, насколько льготными на практике окажутся условия ведения бизнеса. Первые результаты функционирования зон можно будет оценить через 3 – 5 лет, что соответствует сроку окупаемости большинства предприятий. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям ближайшее десятилетие станет крайне благоприятным для развития туристской отрасли в России, среднегодовые темпы роста инвестиций в туристский сектор будут составлять 9,8 %.

Создание СЭЗ и реализация проектов даёт все основания для поэтапного развития курортно-рекреационных зон Краснодарского края, создавая прецедент появления в нашей стране курортов, отвечающих высоким стандартам качества.

Одним из видов особых экономических зон являются туристско-рекреационные особые экономические зоны (в дальнейшем ТР ОЭЗ), которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма. Механизмов особого экономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуют они давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для России и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.

К специфическим целям создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон.

Также туристско-рекреационные зоны призваны решить проблему туристической привлекательности Российской Федерации: последние несколько лет в сегменте въездного туризма отмечается постепенная деградация: в 2004 году Россию посетило 2.6 млн. иностранных туристов, в 2005, 2006 и 2007 – по 2.3 млн., а в 2008 - 2,2 млн., что даже меньше чем в 1997 году . Тогда как по оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Как видно, перспективы существенны, и создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа направлено именно на решение проблем, мешающих реализации этих возможностей. Концентрация ресурсов в туристской сфере, в конечном счете, позволит сохранить и эффективно использовать весь туристско-рекреационный потенциал России.

Создание условий для притока инвестиций со стороны частного бизнеса в наиболее привлекательные для туризма территории, по сути, означает признание государством важности туристического комплекса в стимулировании экономического роста. ТР ОЭЗ можно рассматривать как важный элемент «институтов развития».

Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ) - вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма и туристское индустрии. Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Туристско-рекреационные зоны ориентированы прежде всего на предоставлении туристских услуг и услуг санаторно-курортной сферы местному населению или населению близлежащих регионов, а также создание рабочих мест для местного населения.

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

  • в Краснодарском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70;
  • в Ставропольском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71;
  • в Иркутской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72;
  • «Байкальская гавань» в Республике Бурятия - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68;
  • «Алтайская долина» в Республике Алтай - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67;
  • «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69;
  • в Калининградской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73;
  • на территории острова Русский Приморского края - Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201.

Создание туристско-рекреационных зон вызовет в выделенных регионах увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики; стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом; повышение занятости населения (в 2016 году планируется создать в семи ОЭЗ около 64 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - около 155 тыс. рабочих мест); улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности получения гражданами Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг; рост туристских потоков (с 3 млн. до 9,7 млн. туристов к 2016 году); сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей; развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.



Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

· могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

· на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

· в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

· земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

· снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды;

· возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент;

· может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.

Решение по выделению особых туристско-рекреационных зон было принято политизировано и самые активные зоны, например заявка Республики Карелии и другие были не заслужено отклонены, а четыре принятых проекта остались без реализации (Краснодарский, Ставропольский, Калининградский и Иркутский).

В 2011 году подведен итог создания туристско-рекреационных зон. Из семи зон активно функционируют две экономические зоны в Алтае. Финансирование активно освоено, созданы и построены гостиничные комплексы, мосты, автомобильные дороги. Туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае поглощена стройкой Олимпиады 2014, а Ставропольский край не нашел необходимого количества инвесторов. Минэкономразвития РФ обнародовало свои планы о ликвидации туристической зоны в Калининградской области и Ставропольском крае. Обе зоны были созданы еще в 2007 году, к ним до сих пор нет интереса инвесторов, здесь не работает ни один резидент и ни одна управляющая компания не берется развивать территории. К этим факторам в Калининградской области добавляются проблемы с землей: фактически действующее законодательство запрещает строительство на территории косы.

В результате - принято решение видоизменить обе зоны (Ставропольскую и Краснодарскую) на Северо-Кавказский туристский кластер, который включает Адыгею, Кабардино-Балкарию, Игушетию и Чечню, а Калиниградскую просто закрыть в связи проблемами строительства в экологической зона Куршской косы. Туристско-рекреационная зона в Иркутском регионе Байкала находится также в критическом положении - пока в этой ОЭЗ не зарегистрировано ни одного резидента и не пришел ни один инвестор.

Туристские кластеры

17 ноября 2011 г. на дневном пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ в третьем чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части развития туристского кластера).

Принятая редакция законопроекта максимально полно учитывает мнения авторитетных экологов, развивая идею рационального природопользования на биосферных полигонах. Именно это позволит гарантировать сохранность природных заповедников на Северном Кавказе и, в то же время, создать привлекательные для частных инвесторов условия, что будет способствовать эффективному развитию рекреационно-туристических зон. Новый законопроект вводит важные налоговые льготы для резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ на период до 2023 года, значительно упрощает формы землепользования и технических регламентов.

Туристский кластер - новое понятие - это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению правительства РФ (кластер федерального уровня, следует учитывать, что есть еще региональный кластер и местный) и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых Правительством РФ. Региональные и местные кластеры соответственно регулируется властными государственными ил местными структурами.

Кластерный подход в туризме – это подход с позиции туристского бизнеса и рекреационного девелопмента. Это подход предпринимателя, организатора объектов сервиса, инфраструктуры. Рекреационный девелопмент, как развитие территории посредством проектирования предприятий туризма и рекреации, заинтересован в переходе от создания единичных объектов к формированию их связанной совокупности в форме кластеров.

Управляющей компанией федерального уровня туристского кластера признается юридическое лицо в форме ОАО, учрежденное на основе принципов государственно-частного партнерства, которому по решению правительства РФ могут быть переданы отдельные полномочия по управлению туристско-рекреационными ОЭЗ, входящими в туристский кластер.

Проект туристского кластера на юге России предполагает строительство в 2011–2020 гг. пяти горных курортов мирового класса: Лагонаки (Краснодарский край, Республика Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесская Республика), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкарская Республика), Мамисон (Республика Северная Осетия - Алания), Матлас (Республика Дагестан). Протяженность горнолыжных трасс составит почти 900 км; на них установят 179 подъемников. Будут построены гостиницы разного уровня комфортности, рассчитанные на 89 000 мест. Ежедневная пропускная способность курортов достигнет 150 500 человек, а каждый год Северокавказский туристический кластер будет принимать 5–10 млн отдыхающих.

Общая стоимость горнолыжной части проекта оценивается в 451 млрд рублей. Финансирование проекта осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. Государство инвестирует через ОАО «КСК» 60 млрд рублей в транспортную и коммунальную инфраструктуру, частный бизнес финансирует объекты курортной инфраструктуры. Правительство России рассматривает вопрос о включении в проект Северокавказского туристского кластера прибрежной территории Каспия (Дагестан), Кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край) и Республики Ингушетия.

В рамках реализации проекта Северокавказского туристского кластера и во исполнение постановления Правительства РФ № 833 от 14 октября 2010 г. «О создании туристского кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» ОАО «Курорты Северного Кавказа» ведет работу по привлечению инвесторов для финансирования строительства объектов курортной инфраструктуры. Разработанный план создания Северо-Кавказского туристского кластера предполагает, что пик строительных работ придется на 2011–2017 годы, а в 2019 году он будет полностью построен. В уставный фонд ОАО «Особые экономические зоны» переведено в 2010 г. 60 млрд рублей бюджетных ассигнований.

ЗОНА I – ЮГ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

Благодаря близости теплых побережий Черного и Азовского морей, живописных гор Кавказа, к наиболее крупным источникам спроса – промышленным районам страны – зона исторически сложилась как главный рекреационный регион. Она выделяется высокой концентрацией общероссийских территориально-рекреационных систем (ТРС) лечебного и оздоровительного типов, рассчитанных на отпускные циклы. Зона не имеет себе равных по развитию купально-пляжного цикла занятий.

Высокая концентрация рекреационных учреждений привела к формированию на территории зоны ТРС высокого иерархического уровня (соединения Кавказские Минеральные Воды, Большого Сочи).

Проблема рационального использования рекреационных ресурсов зоны обострилась. Уже сейчас ощущается недостаток хороших пляжных угодий, удобных строительных площадок, многие районы испытывают нехватку воды. Возрастает актуальность привлечения и внесезонной занятости обслуживающего персонала. В перспективе емкость зоны может быть существенно увеличена за счет освоения побережий Каспийского и Азовского морей. Однако освоение курортной целины требует, как правило, проведения больших рекреационных мелиоративных мероприятий (водоснабжение, обводнение, озеленение и др.), сопряженных со значительными материальными затратами.

Зона издавна является полигоном при изучении процессов территориальной организации долгосрочного отдыха.

II ЗОНА – СРЕДНЯЯ ПОЛОСА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ

Зона протягивается от западных границ России до Урала. Зона имеет в целом благоприятные природные условия для организации рекреационной деятельности. Рекреационное хозяйство ориентировано на обслуживание местного населения. Вместе с тем зона выступает как сфера развития познавательного туризма, ориентированного на удовлетворение не только местных, но и общероссийских потребностей. Вторая ее характерная черта – совмещение функций организации кратковременного и длительного отдыха.

Очень характерен высокий уровень на­сыщенности предприятиями, совмещающими функции организации долгосрочного и краткосрочного отдыха. В структуре лечебно-оздоровительных учреждений для взрослых преобладают базы отдыха, санатории и дома отдыха.

Особыми рекреационными формированиями – экскурсионно-туристскими центрами международного и всероссийского значения являются города-герои Москва, Петербург, Волгоград, Мурманск и Тула.

Рекреационное хозяйство зоны находится в стадии активного развития. Особенно бурно развиваются системы организации краткосрочного (пригородного) отдыха.

III зона – средняя и южная полоса

АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

Эта зона занимает территорию, простирающуюся от Урала до Тихого океана, исключая только районы Крайнего Севера. В ней сосредоточено более 22% городского населения страны.

Формирование рекреационного хозяйства началось сравнительно недавно. Поэтому характерно очаговое распределение рекреационных территорий.

Располагая интересными для туризма объектами, многочисленными выходами минеральных вод, местностями с благоприятными климатическими условиями, зона пока не имеет достаточно развитой транспортной инфраструктуры для превращения их в реально используемые рекреационные ресурсы. В то же время интенсивное хозяйственное освоение новых районов на востоке страны уже сейчас остро ставит вопрос о необходимости ускоренного развития рекреационного хозяйства этой зоны.

Она очень перспективна для создания обширных рекреационных территорий типа национальных – парков (Байкальский, Тоджинский и др.) всероссийского и международного значения.

Здесь располагаются многочисленные минеральные источники, которые в сочетании с чистым горным воздухом позволяют планировать здравницы всесоюзного значения. Имеются большие возможности для развития водного и горного туризма, охотничьего туризма.

Зона очень богата памятниками архитектуры. Особый интерес представляют современные производственные объекты – Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС и многие другие, имеющие всероссийское и международное значение.

В настоящее время рекреационное хозяйство в основном ориентировано на внутреннее обслуживание. Начинают закладываться ядра самостоятельных рекреационных образований. В сибирской части – это Байкал, юг Красноярского края и Тува, группы древних городов.

С развитием транспортной сети следует ожидать увеличения притока отдыхающих извне, главным образом в национальные парки. Создание последних уже сейчас имеет большое государственное значение, в частности для более равномерного распределения отдыхающих по зонам в ближайшей перспективе.

По числу мест в зоне на первом месте находятся санатории и пансионаты с лечением (37,7%), далее следуют дома и пансионаты отдыха (24,4%) и базы отдыха (24,1%), на последнем месте – туристские учреждения, хотя процент их сравнительно велик (13,8%). По емкости основных функциональных типов предприятий отдыха место зоны соответствует ее положению, т. е. она занимает третье место по всем типам, за исключением детского отдыха, садоводческих товариществ и альплагерей (второе место).

В этой зоне намечается выделение двух своеобразных частей. Первая протянулась в основном цепочной городов вдоль Транссибирской магистрали, вторая имеет очаговое распространение.

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

· могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.

· на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.

· в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.

· земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

11. Характеристика и цели создания портовых ОЭЗ

Портовые ОЭЗ

Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создается сроком на 49 лет.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» (Ульяновск-Восточный (особая экономическая зона)) является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Условия создания

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

· На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:

· Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);

· Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);

· Туристско-рекреационные;

· Портовые.

· Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.

· На территории ОЭЗ не допускается :

· Добыча и переработка полезных ископаемых;

· Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

· ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;

· Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

12. Порядок создания и прекращения существования особых экономических зон

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется Правительством Российской Федерации.

Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение (далее - соглашение о создании особой экономической зоны), в котором устанавливаются:

    1. объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
    2. план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;
    3. комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;
    4. права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктуры этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные;
    5. порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенными в границах особой экономической зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта;
    6. порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;
    7. обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;
    8. порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;
    9. обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;
    10. обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;
    11. иные условия, предусмотренные Федеральным законом.

Объекты инфраструктуры особой экономической зоны могут создаваться за счет других источников.

Особая экономическая зона создается на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

13. Условия досрочного прекращения существования особых экономических зон

Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

    1. это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    2. в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
    3. в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность.

Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

14. Финансирование создания объектов инфраструктур особой экономической зоны.

1. Финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

2. Обязательства Российской Федерации по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут исполняться посредством внесения взноса в уставный капитал открытого акционерного общества, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и последующего финансирования этим открытым акционерным обществом создания объектов инфраструктуры особых экономических зон, в том числе посредством внесения взноса в уставный капитал управляющей компании особой экономической зоны.

3. Обязательства субъекта Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, муниципального образования или муниципальных образований по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут исполняться посредством внесения взноса в уставный капитал управляющей компании особой экономической зоны.

15. Единая централизованная система управления особыми экономическими зонами

По смыслу комментируемой статьи в систему органов управления ОЭЗ входят:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ;

2) органы управления особыми экономическими зонами, под которыми законодатель понимает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы;

3) наблюдательные советы ОЭЗ.

2. Основная задача федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ, состоит в разработке единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ. Анализируя положения Указов Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1>, от 20 мая 2004 года N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" <2>, от 22 июля 2005 года N 855 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами" <3>, а также Постановления Правительства РФ от 27 августа 2004 года N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" <4>, можно сделать вывод о том, что таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ, является Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России). В этом качестве Минэкономразвития России принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с учреждением и функционированием ОЭЗ (например, Приказ Минэкономразвития России от 16 января 2006 года N 2 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами").

16. Полномочия органов управления особыми экономическими зонами

Полномочия РосОЭЗ перечислены в Положении о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2005 года N 530 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами".

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ):

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, в том числе для нужд Агентства;

осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

осуществляет управление ОЭЗ в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

проводит в установленном порядке отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа;

организует ведение банка данных земельных участков, отведенных для создания ОЭЗ, и объектов недвижимости, находящихся на территории ОЭЗ;

управляет и распоряжается объектами недвижимости, расположенными на территории ОЭЗ и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании ОЭЗ, а также земельными участками в пределах территории ОЭЗ на основании соглашения о создании ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К полномочиям РосОЭЗ отнесены также:

мониторинг реализации соглашений о создании ОЭЗ;

регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов ОЭЗ. РосОЭЗ ведет реестр резидентов ОЭЗ;

оформление по заявлению резидента ОЭЗ приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности;

контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Правовое положение резидентов особой экономической зоны

Рекреационный район Административная территория Основные виды туризма
I. РТЗ Европейский Север
1.1. Кольско-Карельский Мурманская область и Республика Карелия
1.2. Русский Север Архангельская (включая Ненецкий автономный округ) и Вологодская области. Республика Коми Познавательный, экологический, спортивный (горнолыжный), пеший туризм, круизы, охота, рыбная ловля, паломничество
1.3. Ленинградский Санкт-Петербург и Ленинградская область (курортная зона Финского залива, дворцово-парковые комплексы) Деловой туризм, круизы, отдых с лечением, историко-культурный, деловой туризм, автотуризм, речные круизы
II. РТЗ Центр России
2.1. Западный Деловой туризм, круизы, отдых с лечением Историко-культурный, деловой туризм, автотуризм, речные круизы
а) морской Калининградская область
б) континентальный Псковская и Новгородская области
2.2. Центральный Москва, Московская, Смоленская, Брянская, Орловская, Калужская, Тульская, Рязанская и Владимирская области Историко-культурный, деловой туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы, пассивный и активный отдых (рыбалка), лечение
2.3. Верхне-Волжский Тверская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Нижегородская, Кировская области и северные части республик Удмуртии, Чувашии, Марий Эл -//-
2.4. Среднее Поволжье Республика Татарстан, Ульяновская, Самарская, Саратовская области Историко-культурный туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы. Пассивный и активный отдых (рыбалка)
2.5. Уральский Пермский край, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области, Республика Башкор­тостан и восточная часть Удмуртии Познавательный, экологический и спортивный (горнолыжный, водный), пеший туризм, трекинг, автотуризм
III. РТЗ Европейский Юг России
3.1. Азовский Прибрежные районы Ростовской области и Краснодарско­го края Пассивный отдых с лечением (морские купания), пеший туризм, экскурсии
3.2. Кавказско-Черноморский Прибрежные районы Краснодарского края -//-
3.3. Каспийский Прибрежная часть Республики Дагестан Морские купания, спортивный туризм
3.4. Северо-Кавказский Предгорные и низкогорные части Краснодарского и Ставропольского краев и республик Северного Кавказа (Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Чечни и Дагестана) Пассивный отдых с лечением, спортивный, пеший туризм, экскурсии
3.5. Горно-Кавказский Средне- и высокогорные районы Большого Кавказа (Краснодарский край, Карачаево-Черкесская, Кабар­дино-Балкарская, Северо-Осетинская, Ингушская, Чеченская и Дагестанская республики) -//-
3.6.Нижнее Поволжье Волгоградская и Астраханская области, Республика Калмыкия Историко-культурный туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы, рыбалка
3.7. Южнорусский Курская, Белгородская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Пензенская области, Республика Мордо­вия, континентальные районы Ростовской области, степная часть Краснодарского и Ставропольского краев Пеший, водный и автотуризм, рыболовство, охота, круизы
IV. РТЗ Юг Сибири и Дальнего Востока
4.1. Обско-Алтайский Южные части Тюменской, Томской областей, Омская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край, Республика Алтай Пеший, горнолыжный туризм, пассивный отдых с лечением
4.2. Саянский (Енисейский) Южная часть Красноярского края, республики Хакасия и Тыва Пеший, спортивный туризм (водные, горные, спелеотуры), автомобильные туры
4.3. Прибайкальский Бурятия и южная часть Иркутской и Читинской областей Таежная охота, рыбалка. Пеший туризм, миникруизы по Байкалу, конгрессный туризм в сочетании с отдыхом и экскурсионной программой на Байкале
4.4.Амурско-Дальневосточный: а) континентальный Хабаровский край, Амурская область (кроме северных территорий) Пеший, экотуризм, рыбалка, охота
б) морской прибрежный и морской островной Приморский край, Сахалин и Курильские о-ва Пеший, экотуризм, пассивный отдых с лечением, экскурсии, охота, рыбалка, деловые туры
V. РТЗ Азиатский Север
5.1. Обско-Путоранский Северные районы Тюменской и Томской областей, север Красноярского края (в том числе плато Путорана; округа: Эвенкийский и Долгано-Ненецкий) Спортивный, пеший туризм
5.2. Якутский Республика Саха (Якутия); север Иркутской, Читинской и Амурской областей Экотуризм, познавательные, деловые туры
5.3. Колымско-Чукотский Магаданская область, Чукотский автономный округ, север Камчатской области Экотуризм, пассивный отдых с лечением, пеший туризм
5.4. Камчатский Юг Камчатской области -//-

В 2006 г. законодательно решен вопрос о создании особых экономических туристско-рекреационных зон России (№ 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особых экономических зонах в Российской Федерации"»). Проведен конкурс среди регионов, претендующих на получение этого статуса. Комиссией по проведению конкурса был утвержден список семи туристских зон.