Конкурентные преимущества региона. Конкурентное развитие регионов

Крупные девелоперы в последнее время охладели к городам-миллионникам, где и аренда по умолчанию дороже, и конкуренция по причине достаточно высокого уровня насыщенности жестче. Куда привлекательнее регионы, где по-прежнему не хватает серьезных проектов.

Тем не менее эксперты отмечают, что прежде, чем тот или иной застройщик сможет выйти в регион, придется преодолеть немало трудностей. На его пути будет множество негативных факторов, среди которых и информационный вакуум относительно аналитических данных по местному рынку, и подковерная борьба местных конкурентов.

Главное внимание — регионам

По словам Григория Алтухова, который является коммерческим директором ФСК «Лидер», девелоперов интересуют прежде всего регионы, где есть достаточно большие возможности для внешнего инвестирования, где работают федеральные операторы по оказанию соответствующих услуг, а также до определенного уровня диверсифицирована экономика. При отсутствии хотя бы одного из этих факторов сохранить как минимум достигнутый уровень покупательской способности населения и, соответственно, экономической целесообразности в условиях сложившейся на сегодняшний день нестабильной ситуации на рынке практически невозможно.

Такую точку зрения поддерживает Вениамин Голубицкий, президент ГК «Кортрос». Он указывает на то, что наиболее перспективными сегодня представляются города-миллионники, где в кризисные периоды есть условия для того, чтобы гибко варьировать бюджетную политику и вопросы занятости. Самыми благоприятными в этом отношении он называет Екатеринбург, Пермь, Ярославль. «Мы осуществляем проекты по комплексному освоению территорий (КОТ), поэтому для нас очень важен размер бюджетной составляющей, то есть чтобы регион имел возможность принимать участие в тех проектах, которые мы реализовываем на рынке», — пояснил Голубицкий.

По мнению экспертов группы «ЛСР», на любом рынке одним из самых важных факторов успешной девелоперской деятельности является наличие определенных строительных мощностей. Отмечается, что группа «ЛСР» не вышла бы на рынок недвижимости в Екатеринбурге, если бы в этом городе не было домостроительного комбината.

А вот для руководства Группы компаний «ПИК» приоритетными являются такие факторы, как инвестиционная привлекательность и уровень спроса на жилую недвижимость. Именно поэтому одним из наиболее инвестиционно привлекательных и прогрессивных регионов в России считается Калужская область. Здесь работают ведущие иностранные концерны — Peugeot, Samsung, Renault, Volkswagen. В Обнинске, первом наукограде России, находится свыше десяти научно-исследовательских институтов. Поэтому неудивительно, что именно в данном регионе отмечается высокий спрос на качественное доступное жилье.

В целом работа в регионах на сегодня наиболее перспективная, поскольку на этих рынках в сфере жилищного строительства ощущается острый дефицит действительно масштабных, серьезных решений.


Особенности регионального формата

Для того чтобы проект был востребован в регионах, должны быть соблюдены два условия: возможность привлекать государственные средства и ориентация на потребителя, имеющего средства на приобретение жилья. Поэтому самыми популярными по-прежнему остаются проекты эконом-класса, предполагающие возможность купить квартиру в ипотеку. Эти проекты характеризуются максимальной устойчивостью ко всем негативным факторам, неизбежным в кризисный период, а потому рынок проявляет к ним особый интерес. В ГК «Кортрос» в качестве примера приводят проекта «Академический»: его параметры, невзирая на кризис, остались практически неизменными, а спрос и, соответственно, объем продаж удалось сохранить на том же уровне.

Голубицкий среди самых успешных региональных проектов называет также пермский «Квартал №179». Его уникальность заключается в том, что этот комплекс строится в центральной части Перми, тогда как строить в центре жилье эконом- или даже комфорт-класса рискованно: такие проекты предполагают, как правило, максимальную экономию по всем видам затрат, а потому они трудно вписываются в среду городского центра.

По словам Сергея Анискина, генерального директора ЕРД «Патриот-Девеломпент-Юг», подразделения Группы компаний «Патриот», крупные девелоперы заинтересованы в том, чтобы обосноваться в регионе на довольно продолжительное время, поэтому они ищут возможности реализовывать проекты по комплексному освоению территорий, что предполагает строительство обширных микрорайонов эконом- или комфорт-класса с хорошо развитой внутренней инфраструктурой.

Конечно, работать в регионах опираясь только лишь на собственные кадры, невозможно и очень дорого. Поэтому необходимо максимально задействовать местные кадры. Так, вышеупомянутый проект в Перми разрабатывали французские архитекторы совместно с местными. Тем не менее Григорий Алтухов утверждает, что оптимальный вариант — создание команды под руководством специалиста, который уже показал хороший результат в центральном офисе.

«Как показывает практика, одних только тренингов недостаточно — на месте всегда должен присутствовать сильный руководитель из центрального офиса. Все же приходится констатировать, что в регионах менталитет сферы обслуживания развивается медленнее, поэтому проблемы клиентов решаются или очень медленно, или подчас не решаются вовсе», — пояснил эксперт. А если говорить о качестве собственно строительства, то при наличии грамотного контроля все процессы абсолютно такие же, как и в столице, поскольку СНиПы и СанПиНы едины на всей территории РФ.

Конкуренция на местах

Многие специалисты сходятся во мнении относительно того, что выход на региональный рынок является сложной задаче для девелопера любого уровня. Самые главные проблемы — это недостаток отработанных правил, регулирующих вопросы взаимодействия властей и девелоперов, а также индивидуальная специфика спроса покупателей.

«Главная сложность заключается в том, что крупных конкурентов, особенно столичных, на этих рынках никто не ждет. Поэтому нередки случаи, когда возникают препятствия, порой непреодолимые, вследствие того что борьбу за возможность реализовать проект ведут местные конкуренты. И конечно же, именно они обладают мощным лоббистским ресурсом в регионе, — рассказал Голубицкий. — Тот же проект «Квартал №179» было сложно продвигать в условиях местной конкуренции. Поначалу должен был проводиться тендер, потом его отменили по каким-то малопонятным причинам, связанным с антимонопольной службой, а потом появились соперники».


Крупные девелоперы в регионы не спешат

Кроме всех вышеперечисленных проблем есть вопросы, требующие регулирования в нормативном и законодательном поле, отмечает Анискин. К примеру, затраты на инфраструктуру могут быть равны или даже превышать прибыль, которую предполагается получить от реализации проекта, тогда как затраты на строительство объектов существенны и требуют дополнительных инвестиций, что в целом оказывает существенное влияние на экономику проекта. В таких ситуациях целесообразно, например, развивать механизмы государственно-частного партнерства и муниципального финансирования, но для этого нужна соответствующая законодательная база.

Некоторые эксперты говорят, что законодательные нормы, касающиеся проектов КОТ, тоже требуют доработки, поскольку некоторые важные градостроительные и строительные нормативы противоречат данному формату застройки. К примеру, технические условия выдаются максимум на три года, тогда как реализация проекта может продолжаться десять лет. Или к плате за аренду участка, на котором проводятся строительные работы, применяются коэффициенты, которые повышают стоимость проекта, что в конечном итоге сказывается на конечной цене квадратного метра. Также является существенным препятствием тот факт, что проекты планировок и договора на размежеванные территории могут утверждаться очень долго (известны случаи, когда эти процессы продолжались до двух лет), вследствие чего увеличивается срок реализации.

По-прежнему рынок недвижимости — один из самых закрытых, данные о сделках, которые заключаются в регионах, практически неизвестны, поскольку редко публикуются. Информационный вакуум приводит к тому, что девелоперы, чтобы не действовать наугад, проводят самостоятельно мониторинг региона, в который планируют зайти, или пользуются услугами специальных экспертов. Такая процедура непростая и весьма затратная, но она тем не менее необходима, поскольку без такого анализа невозможно создать адекватную экономическую модель проекта и составить бизнес-план хотя бы на два-три года вперед.

Савельева Марина Владиславовна , Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры Менеджмента ФГОУ-ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при Президенте Российской Федерации», Россия

Translation will be available soon.

| Скачать PDF | Загрузок: 72

Аннотация:

Конкурентные преимущества регионов представляют собой особые, отличительные ценности, характерные для каждой конкретной территории, позволяющие им успешно действовать в рыночных условиях экономики.

JEL-классификация:

Конкурентные преимущества регионов представляют собой особые, отличительные ценности, характерные для каждой конкретной территории, позволяющие им успешно действовать в рыночных условиях экономики .

Существует множество подходов к оценке региональных конкурентных преимуществ, которые направлены на расчет сводных индексов. Однако последние не всегда позволяют в полной мере оценить ситуацию, так как они дают общее представление об изучаемом объекте. Для более точного анализа необходимо рассматривать составляющие данных индексов, что дает возможность сделать выводы и разработать мероприятия по созданию конкурентных преимуществ.

Более того, различные индексы конкурентных преимуществ регионов предназначены для разных целей, например, для определения инвестиционной привлекательности или целесообразности создания и развития того или иного бизнеса и т.д.

В соответствии с этим необходимо выявить:

‑ кто является потребителем информации, содержащей в себе индексы конкурентных преимуществ регионов;

‑ для чего используются данные индексы, в принятии каких решений они могут быть полезны;

‑ кто занимается их расчетом.

Одним из направлений анализа конкурентных преимуществ регионов является оценка формирования региональной экономики знаний. Потребителями данной информации являются:

‑ органы власти региона, которые используют данный индекс при разработке социально-экономической стратегии развития;

‑ инвесторы, использующие эту информацию для определения инвестиционной привлекательности региона;

‑ бизнес-структуры, действующие или собирающиеся осуществлять свою деятельность в регионе, оценивающие с помощью индекса формирования региональной экономики знаний свои возможности для развития;

‑ научные и образовательные учреждения, направляющие свою деятельность с учетом полученных данных о развитии экономики знаний в регионе.

При этом рассчитывать данный индекс могут:

‑ информационный центр (самостоятельная организация, предоставляющая услуги по статистическим, социально-экономическим исследованиям);

‑ ученые и специалисты в области социологии, экономики и статистики в научных и образовательных учреждениях.

Достаточно полной и объективной в оценке формирования экономики знаний является система индикаторов, предложенная Организацией экономического сотрудничества и развития для стран-участниц .

Второе направление – оценка конкурентоспособности региональной управленческой команды. Ее результаты необходимы, в первую очередь, самой администрации для разработки мероприятий по формированию своей конкурентоспособности; инвесторам для более полной оценки инвестиционной привлекательности региона; бизнес-структурам, образовательным и научным учреждениям для формирования своих стратегий развития. Данную оценку может осуществлять агентство развития при региональной администрации, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики или информационный центр. При этом учитываются следующие количественные и качественные параметры:

‑ применение бенчмаркинга;

‑ получение образования (индивидуально и командно), стажировка в конкурентоспособных отечественных и зарубежных регионах, обмен опытом;

‑ совместное принятие решений в команде;

‑ приветствие иных точек зрения;

‑ наличие единых ценностных ориентиров в команде;

‑ поток рационализаторских предложений;

‑ горизонтальный характер взаимосвязей участников управленческой команды;

‑ эволюционное развитие правил, норм взаимодействия в управленческой команде;

‑ стиль управления.

Третье направление – оценка развития социального капитала региона.

В данном случае потребителями информации являются региональная управленческая команда, общественные организации, научные и образовательные учреждения, бизнес-структуры. Все они совместными усилиями могут разрабатывать и осуществлять мероприятия по развитию социального капитала. Кроме того, результаты такой оценки интересны и инвесторам, поскольку они также определяют инвестиционную привлекательность региона.

Рассчитывать индекс развития социального капитала могут:

‑ территориальный орган Федеральной службы государственной статистики;

‑ статистическое агентство или информационный центр;

‑ образовательные или научные учреждения, специализирующиеся в данной сфере.

Причем оценка социального капитала для разных целей может сильно варьироваться. Индекс развития социального капитала может рассчитываться в соответствии с подходом, предложенным А.Б. Виссарионовым .

Четвертое направление – оценка развития институциональной среды.

Информация о результатах данной оценки необходима региональной управленческой команде, предпринимательским структурам и общественным организациям. Они разрабатывают мероприятия по созданию благоприятных условий для развития бизнеса, социальной ответственности, сплоченности регионального сообщества, доверия к власти и т.д. Кроме того, организации учитывают эти результаты для развития своих коллективов, повышения производительности. Также эти данные используются при оценке инвестиционной привлекательности региона.

Непосредственно оценку развития институциональной среды региона могут осуществлять территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, информационный центр, исследовательские группы ученых и специалистов в образовательных и научных учреждениях.

Составляющими оценки развития институциональной среды регионов могут быть:

‑ индекс развития деловой среды ;

‑ сводный индекс предпринимательского климата в регионах;

‑ эффективность бюрократической системы;

‑ криминогенность и политические конфликты;

‑ «сила» местной власти и политические права населения .

К сожалению, в настоящее время оценка конкурентных преимуществ региона применяется только по отдельным показателям. В целом же отслеживание всех необходимых параметров не осуществляется ни в субъектах Российской Федерации, ни в правительственных агентствах, которые могли бы выполнять данную функцию.

Несмотря на ограниченную применимость сводных рейтингов вследствие их основания на экспертных оценках опыт использования развернутых индексов Международного института развития менеджмента в Лозанне и Всемирного экономического форума подтверждает востребованность в них. Хотя данные индексы применяются в отношении стран, то же самое относится и к регионам. Сопоставление данных о конкурентном положении региона по направлениям и показателям позволяет более целенаправленно проводить региональную политику.
2. Виссарионов А. Стратегическое планирование развития социального капитала [Электр. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.obo.ru/?lang=ru&option=message&mess_id=699&PHPSESSID=5b9ee00c1a251e44cbc1bbbcc622a013

3. Индекс развития российской деловой среды. Презентация. [Электр. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.deloros.ru/netcat_files/11_402.ppt

4. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 2003. – 256 с., с.126.

5. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/vv/journal/vran/session/vran5.htm

Выделяется 4 типов конкурентных преимуществ. 1.Ресурсные2. Технологические обусловлены наличием и эксплуатацией фирмами технологий массового производства: экономия на масштабах.3. Глобальные связаны с формированием внеэкономических (экол, соц) стандартов хоз деят-ти и их реализацией в политике фирм и гос-ва.4. Культурные обусловлены культ. близостью (различиями) стран, позволяющей фирмам поддерживать рынки сбыта и ресурсов в странах близкой культуры.Понятие «конкуренция регионов» в рег политике – категория новая. возможность эффективного развития связана с усилением рег конкурентных позиций за счет налаживания межрегиональных эк-их связей. Оно заключается в: в маневрировании ресурсами, запасами, тарифами; в развитии транспорта межрегионального значения; в формировании и исп-нии научно-образовательного потенциала; в повышении образоват уровня; в сохранении и эффектив эксплуатации эколог систем; в формировании межрегион систем связи для поддержания совр состояния среды в налаживании рациональных межрег поставок природных ресурсов, сырья, материалов для конечного производства товаров за счет снижения издержки их производства и повышения конкурентоспо на рег и миров рынках;Необходимыми элементами анализа являются:- анализ вн среды, в которой проходит развитие города, включая эк-ие и соц. тенденции рег, российского и мирового уровня;- анализ ЭГП(экономико-геогр-ое положение) и места региона в системе расселения;- анализ ресурсов, в том числе организационных;- анализ эк-го потенц, хозяйств климата;- анализ соц. потенциала, психологич готовности к переменам;- анализ интересов основных действующих лиц – отраслевых группировок, отдельных групп населения, кланов, элит; нужно понимать: кто конкретно способен поддержать стратегич план, чьи интересы могут быть затронуты реализац отдельных направлений и проектов плана.ПримерЛо:ЭГП; Мощный инновац-промышл и кадровый потенциал; Эффекти система законод обеспече для стимулирования инвест деят;Система налоговых льгот и мер господдержки инвесторов; Высок уровень полит, соц и эк стабильности. «Российские ворота в Европу» Мощный транспортный узел, расположенный в европейском 9 транспортном коридоре; Пересечение морских, речных, железнодорожных, автомобильных, граница с Ес.

13.концепция нац. Безопасности В 1997 г, впервые для совр РФ,принята концепция НБ, кот. явл полит докуме, кот впервые рассматр состояние гос строительства структурировано, в несколь плоскостях:1. РФ рассматр как часть миров сообщ, как госу-во способное влиять на формир и становл идеологии многополярн мира, при этом рассматр интересы гос-ва, состоящ в незыблимости конституц строя, суверен и тер целостно, а также полит, эк и соц стаб-сти на фоне развития взаимовыгодн м/народных равноправных отношений. Интересы общества, кот состоят в упрочении демократии, создании правового, социального гос-ва, создании духа обществен согласия и идеолог обновления. Интересы личности, состоящие в реализации конституц-х прав и своб, обеспече личной безоп, увелич кач и ур жизн в физ, интеллектуальном и духовном развитии чел и граждан. При этом под нац безопасн понимается без-ть многонац народа как носителя суверенитета и единств источника власти.2. К ориентирует на реализа интересов в долгоср перспективе. К определ сферы жизнен важных интересов РФ. Рассматривая интересы РФ в террит аспекте, к ориентирует гос строительство в части интеграции в указанных сферах со странами (гос-вами), входящ в бывш СССР.3. Угроза НБ – комплекс факторов, направлен на ослабление и подрыв наметившихся тенденций выхода на траекторию устойчивого СЭР РФ. угроза НБ - некомпетентное, непрофесси управ-ие соц-эк и полит процессами, происходящ в гос-ве. Особая опасность состоит в возможности втягивания РФ в разл рег и межрег конфликты. В части внешней без-ти угрозой явл-ся расше НАТО в пределах терр стран бывшего СССР. Одной из ведущих угроз НБ явл-ся политика ТНК, направл на разрыв единого эк пространства. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющ в ряде нац обществ формирований, особенно в нац республиках, предсавляет собой явную, скрытую и потенц угрозу нац бе-ти страны и отдельных регионов. 4. Обеспеч нац-х интерес РФ д.б осуществлено за счет создания:1) нац доктрины устойч соц-эк-го развития, обеспеч баланс интересов личности, гражд об-ва, гос-ва, позволяющ установить м/народный эк статус РФ и изменить геопол баланс сил.2) создать эк и правов механизм реализ нац доктрины устойчив разв с расчетом на горизонт ее реализации 15-25 лет.3) формиро идеологич парадигмы нац идеи, идентифициру об-во с той территорией, в пределах кот существует

Правильно настроенный геотаргетинг позволяет показывать рекламу целевой аудитории и повышать эффективность продвижения. Если кампания должна охватить несколько стран или регионов, можно корректировать ставки для выбранных объявлений или создать отдельные кампании для каждого региона показа. Мы спросили специалистов агентств iConText и Artics Internet Solutions, что дает разделение контекстных кампаний по регионам и насколько подробно нужно это делать на поиске и в РСЯ.

  1. Вы работаете по всей России, но условия для разных регионов отличаются (сроки и стоимость доставки, размер скидки и т. д.). В этом случае запуск отдельных кампаний на разные регионы позволит персонализировано коммуницировать с каждой аудиторией и, как следствие, повысить эффективность кампаний.
  2. Минимальные ставки для входа в спецразмещение и гарантию могут отличаться в разных регионах. И если вы не делите кампании по геотаргетингу, то в одних регионах ваше объявление может быть на первом месте, а в других только в гарантии. Деление кампаний по целевому местоположению позволяет выставлять отдельные ставки для разных регионов. И кроме того, вы сможете оперативно отслеживать активности конкурентов по этим геолокациям.

В некоторых случаях оптимизировать кампании можно и без деления на регионы. Например, в системах веб-аналитики вы видите, что конверсия в покупку у пользователей из Тверской области в два раза выше, чем у пользователей из Новосибирской области. Если разделение по регионам было сделано, то можно вносить изменения на уровне кампаний по регионам. Если нет, то можно воспользоваться корректировками ставок (есть и в Яндекс.Директе, и в Google AdWords). С помощью этой функции можно повысить ставку до 1200% для эффективных геотаргетингов и понизить до −90% для неэффективных. Такая настройка поможет вам не дублировать кампании дополнительно, но снизит скорость управления кампаниями.

В целом деление контекстных кампаний значительно упрощает процесс опт​и​мизации. При этом нужно отталкиваться от специфики бизнеса и от того, насколько он геозависимый. Если разницы в эффективности работы отдельных регионов нет, то можно обойтись корректировками ставок на уровне всей кампании.

Итого

Вот четыре условия, которые помогут ответить на вопрос о разделений контекстных кампаний по регионам:

  1. В регионах, где планируется показ, потенциальные клиенты ведут себя по-разному, их покупательская способность разнится. Это зависит от уровня жизни в регионе, потребительской активности, ценности покупки для пользователя и т. д.
  2. Отличаются подход в работе и задачи бизнеса. В регионах разные ограничения или особенности работы: ассортимент, акции, условия доставки и так далее.
  3. SWOT-анализ выявил разные преимущества и недостатки каждого региона, что также предполагает отличие в настройках.
  4. Стоимость рекламы в разных регионах отличается.

Если существенных различий в регионах нет, то оптимизировать кампании можно с помощью корректировок ставок.