Инвестиционный климат определение и значение. Инвестиционный климат

Для любой страны является инвестиционный климат, а также соотношение между иностранными и отечественными инвестициями. Если отечественные обеспечивают стабильный рост экономики, тогда иностранные вроде не нужны. Посмотрев с другой стороны, инвестиций своих у государства может и не хватать, тогда возникает необходимость в притоке капиталов иностранных инвесторов.

Чтобы инвесторы пришли в страну и начали вкладывать деньги в экономику, должен быть благоприятный инвестиционный климат, который определяется рисками, получаемыми от вложения денежных средств в экономику государства и определенного региона, а также возможность эффективного использования капитала.

У России есть множество возможностей привлечь иностранный капитал: огромные неограниченный серьезная научно-техническая база, низкая конкуренция российского бизнеса, перспектива развития экономики.

Но есть и факторы, которые сдерживают приток капитала в страну: неразвитая инфраструктура связи и транспорта, устаревшие производственные мощности, отстающий уровень развития сельского хозяйства, высокая коррупция. Это, конечно, понижает инвестиционный климат государства.

Все это к концу 90-х годов выразилось в 0,5%

Инвестиционный климат может быть благоприятным и неблагоприятным.

Благоприятный предполагает стабильную работу инвесторов, приток капитала в страну. Стабильную правовую базу и защиту капитала вкладчиков.

Неблагоприятный рискован для инвестора. Происходит инвестиционная деятельность стабильно уменьшается. Падает экономика страны.

Инвестиционный климат региона и страны учитывает все факторы для привлечения денежных средств на эту территорию. Их существует два типа:

Тип первый: показатели макроэкономические

Делается полный анализ ВВП всей страны, какое распределение бюджетных средств идет на конкретный регион, экономическая политика в стране, насколько стабильна национальная валюта, объем производимой продукции, насколько защищены права инвесторов и капитала, правовая база для инвестиций, насколько развит фондовый рынок.

Тип второй: показатели многофакторные

К ним следует отнести фактор биоклиматического потенциала, какие ресурсы есть в данном регионе, наличие энергетического потенциала и трудовых ресурсов, насколько развита инфраструктура и научно-техническое производство, экологическая обстановка в регионе. Фактор политики рассматривается тоже. Учитывается населения на этой территории, уровень заработной платы. Важным, во многом определяющим звеном является финансовый климат, профессионализм администрации региона, отношение к иностранному капиталу, соблюдение прав и свобод человека, состояние государственного и местного бюджета.

Правда, инвесторы не рассматривают показатели только одного инвестиционного климата, это всего лишь составляющая, которая учитывается перед тем как ввести капитал в регион или страну. Далее идет конкретный подход к отрасли для инвестиций. И здесь рассматриваются другие параметры.

Инвестиционный климат и его составляющие очень многогранны, и в каждом определенном случае учитываются разные показатели.

Также и рейтинг важен для инвесторов. Многие не могут сами провести анализ и глубокие исследования, в особенности это относится к другим странам. Для них рейтинговые агентства дают свою оценку, поэтому при повышении рейтинга страны всегда идет приток инвестиций.

Принимая решение о целесообразности инвестиций, инвесторы базируются на нескольких основополагающих факторов, одним из которых является инвестиционный климат. Многие считают его синонимом инвестиционной привлекательности. Однако это хотя и близкие, но не тождественные понятия.

Климат является базовой характеристикой инвестиционной среды, которая сформировалась в рамках государства (например, России), отдельного региона, муниципального образования либо конкретной отрасли экономики. Каждый знающий инвестор не станет предметно рассматривать какой-либо актив, предварительно не ознакомившись с рейтинговой оценкой инвестиционного климата.

В экономической науке к настоящему времени сформировалось несколько подходов к пониманию рассматриваемого явления. Давайте рассмотрим основные из них.

Кроме того, есть мнение, что под рассматриваемым явлением понимается совокупность условий, которые сложились в политической, экономической, финансовой, социальной, культурной и правовой сфере определенного государства, его субъекта или муниципалитета, определяющих привлекательность инвестиций.

Факторы, которые его определяют

Факторы, в разной степени влияющие на инвестиционный климат, давно известны и изучены экономической наукой. Среди них обычно выделяют:

  • политические;
  • экономические;
  • финансовые;
  • социальные;
  • правовые;
  • ресурсные;
  • и прочие.

Под политическим фактором принято понимать устойчивость существующей в стране системы государственной власти. Например, иностранные инвесторы, приходя на инвестиционный рынок Российской Федерации, чувствуют себя достаточно спокойно. Это предопределено тем, что на протяжении двух с половиной десяткой лет, власть в нашей стране легитимно передается из рук в руки на основании Конституции РФ и других действующих законов.

Экономический фактор был и остается одним из главных элементов, который формирует благоприятный либо неблагоприятный инвестиционный деловой климат. В его рамках мы можем говорить о развитии экономики, емкости внутреннего рынка, уровне сложившейся инвестиционной активности и так далее.

Финансовый фактор всегда был близок к экономическому, но при этом имеет собственную специфику. В частности, он затрагивает действующую налоговую систему, сбалансированность государственных и региональных бюджетов, прибыльность компаний и прочее.

Социальный фактор особенно важен в таком многонациональном государстве, как Россия. Он формируется под воздействием существующих этнических конфликтов, наличия напряженности в обществе, уровне жизни населения и так далее.

Правовой фактор связан с уровнем развития нормативно-правовой базы государства. Особенно той части законодательства, которое регламентирует правоотношения в сфере инвестирования.

Ресурсный фактор напрямую связан с существующей в стране ресурсно-сырьевой базой, наличия природных ресурсов и разведанных месторождений полезных ископаемых.

Кроме них также могут выделяться производственные, трудовые, инновационные, инфраструктурные, экологические и криминогенные факторы, которые оказывают влияние на формирование инвестиционного климата.

Дополнительно принято выделять факторы, способствующие улучшению или ухудшению текущего инвестиционного климата. К первой группе принято относить:

  • высокая емкость внутренних рынков;
  • низкая конкуренция;
  • высокая норма прибыльности;
  • стабильность системы налогообложения;
  • дешевизна ресурсов;
  • государственная поддержка инвесторов;
  • и прочие.

Во вторую группу, как правило, включают:

  • политическую нестабильность;
  • социальную напряженность;
  • быстрорастущую инфляцию;
  • высокую ставку рефинансирования;
  • пробелы и коллизии в законодательстве;
  • и так далее.

Методики оценки

Точно оценить инвестиционный климат в стране или отдельно взятом регионе крайне сложно. Чаще всего выделяют три градации данного показателя:

  • благоприятную;
  • нейтральную;
  • неблагоприятную.

Оценка инвестиционного климата неразрывно связана с двумя параметрами:

  • инвестиционным потенциалом;
  • инвестиционными рисками.

Одним из наиболее часто применяемых инструментов для оценки инвестиционного климата является индекс Бери. Данным методом предусмотрены 15 критериев, которые необходимо предварительно оценить. Только после взаимного анализа этих показателей принято ставить конкретную оценку климату проходившего проверку государства. Критериями являются:

  • стабильность политической системы;
  • динамика роста экономики;
  • конвертируемость национальной валюты;
  • возможность осуществления долгосрочных инвестиций;
  • возможность получения краткосрочного кредитования;
  • уровень производительности труда и стоимость рабочей силы;
  • девальвация;
  • показатель состояния платежного баланса;
  • возможности реализации заключенных контрактов;
  • отношение к внешним вложениям;
  • бюрократизация или уровень государственного регулирования;
  • развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
  • партнерство и местное управление;
  • возможности использования услуг и экспертов.

Все перечисленные критерии получают собственную оценку от 1 до 4 баллов. Чем большая сумма будет в итоге получена, тем более благоприятным будет считаться климат для инвестирования в стране.

Существенным недостатком данного метода можно считать субъективизм в работе экспертов, которые осуществляют проверку.

Кроме того, говоря об инвестиционном климате страны, не стоит забывать и про крупнейшие рейтинговые агентства. Самыми известными из них традиционно считаются Moody’s Investors, Fitsch – IBCA, Standard & Poor’s.

Несмотря на то что данные организации имеют единые для каждого государства стандарты оценки, выставленный ими рейтинг не следует считать объективным отражением реального положения вещей. С одной стороны, рейтинговым агентствам часто вменяют в вину то, что они не могут в полной мере учесть национальных и региональных особенностей. С другой стороны, в последнее время их оценки зачастую бывают сильно подвержены политической конъюнктуре. Другими словами, политические или экономические соперники США, как правило, получают от перечисленных рейтинговых агентств значительно заниженный рейтинг.

Можно смело утверждать, что подобные подходы к оценке инвестиционного климата во многом устарели, не отражают нынешнего положения вещей и требуют пересмотра.

Ситуация в России

Инвестиционный климат в Российской Федерации сложно оценивать однозначно. Можно с уверенностью сказать, что они имеет не только положительные, но и отрицательные характеристики. Это особенно остро заметно на фоне текущего мирового экономического кризиса и внешних санкций, которые ряд иностранных государств ввели против России. Кроме того, до настоящего времени мы не можем назвать инвестиционное российское законодательство безупречным.

В последние годы Правительство РФ проделывает большую работу по формированию благоприятной инвестиционной среды или климата. В рамках таких действий можно выделить следующие мероприятия:

  • правовая деятельность по устранению пробелов в национальном законодательстве;
  • развитие всех существующих инвестиционных институтов;
  • модернизация банковской системы и ее переориентация на долгосрочное кредитование;
  • развитие малого и среднего предпринимательства.

Естественно, плоды такой работы нельзя заметить в краткосрочной перспективе. Однако в течение ближайших нескольких лет инвестиционная среда или климат в России будет, без сомнения, меняться к лучшему.

Инвестиционным климатом называется социально-экономическая ситуация в стране с точки зрения инвесторов, вкладывающих 8 ее экономику свои капиталы. Исследовав модель инвестиционного бизнеса, мы сделали вывод, что под благоприятным инвестиционным климатом следует понимать такие социально- экономические условия, при которых вероятность получения высокого дохода (Р п.д) и вероятность возврата капитала (Р в.к) будут стремиться к единице, то есть данные области, в которую привлекаются инвестиционные капиталы, будут выше, чем данные других регионов.
Благоприятный инвестиционный климат складывается из большого числа элементов, которые можно объединить в следующие группы:
социально-политическая ситуация в стране и ее перспективы;
внутриэкономическая ситуация и перспективы ее развития;
внешнеэкономическая деятельность и ее перспективы в стране.
Калининградская область весьма заинтересована в притоке инвестиций, так
как они способствуют эффективной интеграции региональной экономики в общеевропейскую, благодаря производственной и научно-технической кооперации, служит источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают местных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.
Для того, чтобы добиться трансформации потенциальных источников инвестиций в реальные, а нестабильных инвестиций в интенсивный и непрерывный поток, необходимо сформировать благоприятный инвестиционный климат. Потенциально Калининградская область может быть одним из ведущих регионов
приложения промышленных инвестиций. Этому способствует:
во-первых, сравнительно квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила в Калининградском регионе производятся наукоемкие продукция и услуги: морские суда, судоремонт, электро - погрузчики, железнодорожные вагоны, электротехническое электронное оборудование и прочее. При общей численности населения свыше 900 тыс. человек потенциальные трудовые ресурсы оцениваются в 480 тыс. человек.
Во-вторых, значительный научно-технический потенциал, который определяется деятельности таких крупных предприятий, как: "Янтарьэнерго", "Лукойл", "Цепрусс", "СПИ-РВВК", *3апрыба" и "Атлантрыбфлот" (ТЭК, целлюлоза, рыбные хозяйства, ликероводочная продукция).
В-третьих, обпасть располагает значительными, еще попностью не освоенными запасами природных ресурсов: бурого угля, нефти, каменной соли, янтаря, минеральной воды, рыбы. На территории региона располагается единственное в мире промышленное месторождение янтаря, на котором сосредоточено более 90% всех мировых запасов. Перспективные геологические нефтяные ресурсы оцениваются в 275 млн. тонн. Запасы угля определяются в 50 млн. тонн, а каменной соли высокого качества - несколько десятков миллиардов тонн. Используются минеральные воды с минерализацией до 50 граммов солей на литр. Более 70% всей произведенной в области продукции вывозится за ее пределы.
В-четвёртых, напичие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой. Комппексное инфраструктурное обустройство СЭЗ требует больших финансовых затрат. Так, при создании СЭЗ в странах азиатско-тихоокеанского региона затраты составляют 250-450 млн. долларов на 1 кв. км, в КНР - до 70 млн. долларов. Есть все основания считать, что в наших условиях потребуются не
меньшие суммы для достижения определенного уровня инфраструктуры, гарантирующего привлечение иностранных инвесторов.
В этой связи очевидна несостоятельность крупной свободной зоны за счет средств отдельного города, области или края. Для Калининградской области площадью 15,1 тыс. кв. км необходимо не менее 500 млрд. долларов США, из расчета 35 млн. долларов на 1 кв. км.
В результате исследования было определено, что среди наиболее неотложных задач, способствующих улучшению инвестиционного климата, уменьшающих риски и делающих область более привлекательной для внутренних и внешних инвесторов, являются:
улучшение имиджа региона;
стимулирование развития банковского сектора;
развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры;
привлечение в производство внутренних региональных инвестиций.
Однако социально-политическая ситуация в стране и в регионе, в частности, нестабильна. Нет ясности с правами собственности (на приватизированные объекты, на земпю), высока вероятность смены экономической политики в целом. И главное, в силу недостаточного развития рыночных отношений, экономическая среда в Калининградском регионе непривычна для иностранных инвесторов развитых стран. Хозяйственные законы противоречивы, часто подвергаются изменениям.
Всё это ухудшает имидж региона, делает его мало привлекательным в глазах инвестора. А ведь успех начинается с малого, надо уметь преподнести себя. Мы часто говорим об имидже какого-то определённого человека, но порой забываем об этом, когда ведём речь о предприятии, области, стране.
УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИМИДЖ РЕГИОНА
ИМИДЖ РЕГИОНА
НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНВЕСТОРА
СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ

?.М)
(в расчете на душу населения в действовавших ценах, тысяч рублей)

Имидж региона - это образ региона, совокупность ассоциаций и впечатлений о нём, которые складываются в сознании людей и связываются с конкретными представлениями. Создание привлекательного имиджа одна из главных задач администрации области.
На рисунке 4.3 показаны условия, формирующие имидж региона, который решает три основные задачи:
дает информацию об области;
создает для области приоритеты;
стимулирует действие инвестора на принятие решения.
Вместе с тем особенности действия закона о ОЭЗ ставят перед законодательной и исполнительной властью региона проблему создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в область (рис. 4.4), а именно:
использование в прогнозах для инвесторов нескольких вероятных сценариев развития событий, с разработкой соответствующего "портфеля документов" (цели создания СЭЗ применительно к конкретным условиям района, внутрихозяйственную и экспортную специализацию зоны, набор размещенных заводов, фабрик с выделением совместных и иностранных предприятий, анализ рынков сбыта продукции, затраты на формирование производственной и социапьной инфраструктуры);
обязательность учета возрастания числа альтернативных вариантов функционирования предприятий, по мере осуществления перестройки и притока инвестиций (санация, перепрофилирование, слияние и поглощение, смен форм собственности, создание совместных предприятий);
необходимость использовать при проектировании и строительстве объектов новейшие технологии, ориентируясь не на действующие в стране стандарты, а на уровень, достигнутый в развитых странах;
возможность существенного снижения уплаты налога на имущество, предоставление налоговых каникул, беспошлинного импорта в зону сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования для организации производства.
Условия формирования благоприятного инвестиционного климата показаны на рисунке № 4.5.
Развитие банковской системы играет огромную роль в формировании экономики региона. Это, прежде всего коммерческие банки, инвестиционные и создание виртуального банка (рис. 4.6).
Функция коммерческих банков состоит:
а) в аккумулировании бессрочных депозитов (ведение текущих счетов) и оплате чеков, выписанных на эти банки;
б) в предоставлении кредитов предпринимателям.
Коммерческие банки часто называются финансовыми универмагами или супермаркетами кредита. Ведь эти кредитные учреждения осуществляют также расчеты и организуют ппатежный оборот в масштабах всего региона. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).
Инвестиционный банк в своих наиболее общих чертах схож с коммерческим банком. И тот, и другой привлекают средства мелких инвесторов и размещают их среди крупных потребителей финансовых ресурсов.
Другими словами, банки являются связующим звеном между конечными инвесторами (сберегателями) и конечными потребителями (заемщиками, эмитентами) финансовых ресурсов. Но коммерческий банк размещает ресурсы, заключая кредитные договора с заемщиками (кредитует их), а инвестиционный банк покупает ценные бумаги различных эмитентов. Кроме того, термин "коммерческий" указывает на краткосрочный характер финансирования (изначальное значение -
Рис.4.5


торговые операции, которым свойствен относительно малый временной промежуток, в течение которого ощущается потребность в финансовых ресурсах),а термин "инвестиционный" - на более длительное финансирование, связанное, как правило, с обновлением основного капитала.
В ряде стран (Германия, Швейцария, Голландия) нет деления на коммерческие и инвестиционные банки. В этих странах банки занимаются всеми видами деятельности, свойственными как коммерческим, так и инвестиционным банкам. В отношении таких банков чаще всего применяется термин "универсальный банк" (universal bank). В экономической литературе такое построение институциональной инфраструктуры финансового рынка обычно называют германским путем развития финансового рынка.
Путь развития финансового рынка, при котором инвестиционные банки отделяются от коммерческих, обычно называется американским. Напротив, развитие рынка на основе универсальных банков называется германским путем развития финансового рынка. Считается, что причиной возникновения американского пути развития стало законодательное запрещение коммерческим банкам вести некоторые виды деятельности на рынке ценных бумаг, следствием чего стали возникновение и развитие инвестиционных банков.
Однако кроме причин чисто юридического характера, существует множество бопее глубоких факторов, подталкивающих национальный рынок ценных бумаг к
развитию по американскому либо германскому пути. Среди этих факторов можно указать такие, как:
значение государственных капиталовложений в финансировании обновления основного капитала;
доля банковского капитала, направленного на долгосрочные инвестиции в производственный сектор;


Калиниградского региона, формирующая благоприятный инвестиционный климат



Рис. 4.6

В США, например, выделение инвестиционных банков как отдельного вида финансового института началось задолго до появления законодательного определения инвестиционных банков и их принудительного отделения от коммерческих банков. Еще в 1912 г. в созданную Ассоциацию инвестиционных банков (IBA - Investment Bankers Association) вошли 374 члена, считавших себя
инвестиционными банками, но юридически определенных как банки, инвестиционные и трастовые компании. Законодательное определение инвестиционного банка появилось в США только в 1933 г. Этот пример чрезвычайно близок к истории развития инвестиционных банков в России.
Отечественная практика последних лет продемонстрировала тенденцию к выбору российским рынком американского пути развития. Большинство компаний, пытающихся заниматься деятепьностью инвестиционного банка, не являются коммерческими банками. Среди российских компаний, стремящихся перерасти в инвестиционный банк (таковых, по подсчетам экспертов, на сентябрь 1997 г. было 14, без учета филиалов иностранных банков), подавпяющее большинство (11) составляют инвестиционные компании, не имеющие банковской лицензии.
В Калининградской области уже есть инвестиционные банки, но количество их мало. Они помогают аккумулировать крупные капиталы. Эти капитаны обладают принципиапьно новыми характеристиками:
сфокусированы прежде всего на крупный проект, на установление деловых контактов с крупнейшими иностранными банками;
ориентированы на диверсификацию инвестиций, ему недостаточно участия топько на денежном рынке;
стараются расширить свое влияние в экономике, прежде всего за счет увеличения воздействия на крупную промышленность и на другие структурообразующие отрасли региона;
ориентированы на усиление своего влияния в политической сфере, что заставляет его осуществлять политически выгодные проекты.
В развитых странах инвестиционные банки предоставляют своим клиентам следующие услуги:
привлечение финансовых ресурсов;
услуги по реструктуризации бизнеса через слияние и поглощение;
брокерские услуги;
управление портфелем;
депозитарно - кастодиальные услуги.
Большую роль в развитии банковского сектора в ближайшее время будут играть виртуальные банки. За счет уменьшения издержек, связанных с содержанием офисов, уменьшением количества обслуживающего персонала, пересчетом наличных денег и других банковских услуг, виртуальные банки могут предоставлять расчетные и депозитарно - кастодиальные, брокерские услуги, за гораздо более низкие проценты, чем выше изложенные банки.
Имея хорошее программное обеспечение, широко используя возможности компьютерной технологии (приложение 3), эти банки сами позволяют клиенту принимать решение о вложении капитала в тот или иной инвестиционный проект или же в ценные бумаги различных компаний в режиме реального времени.
Таким образом, виртуальные банки широко охватывают сеть мелких инвесторов, которые могут быть жителями не только данного региона, но и других государств. Услугами таких банков могут пользоваться представители частного бизнеса, которые вносит значительный вклад в экономику региона.
Например, в США поданным 2001года, частный бизнес обеспечивает более 75% рабочих мест, ежегодно выплачивает свыше 100 млрд. долларов подоходного налога, способствует появлению на свет 75 % изобретений. Цифры говорят сами за себя.
Одним из важных элементов формирования благоприятного инвестиционного климата региона является развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Особую роль в обеспечении жизнедеятельности региона играет дорожно-транспортная сеть. Необходимо включение Калининградского
направления в Федеральные проекты развития транспортной системы России, а также транспортные проекты европейского сообщества.
В процессе подготовки к созданию общего рынка Европейское сообщество приняло серию законов, направленных на либерализацию основных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего речного. За последние пять лет был достигнут такой прогресс в создании взаимосвязанной интеграционной транспортной политики ЕС, который не был достигнут за предыдущие 30 лет.
Однако Калининградскую область эти законы не затронули. Необходимо в ближайшее время принять нормативные акты, которые помогли бы устранить оставшиеся национальные ограничения, помочь интеграции местных сетей в транс европейские сети. Таким образом, открытость Калининградской области для посещения иностранными гражданами сухопутным, морским и воздушным путем является главным стимулом для развития транспортного комплекса в части пассажирских перевозок.
Из этого следует, что необходимо реконструировать и усовершенствовать отдельные автомобильные трассы с другими странами (приложение 4). Следующими приоритетами являются вопросы перегруженности транспортных сетей, проблемы безопасности и экологии, неравномерное испопьзование различных видов транспорта и транспортные связи с соседями, которые граничат с Калининградской областью, а также со странами Западной Европы и Россией.
Например, в районе торгового морского порта есть участки, которые при небольшой инновации и мобилизации внутренних ресурсов можно уже использовать. Необходимо только скоординировать работу различных видов транспорта. Для морских перевозок необходимы детальные характеристики портов, включая глубину соответствующей гавани, мощность кранов, размер судов, которые
могут входить в порт, характеристики пакгаузов, а также условия фрахта, требования безопасности и т.д.
Транспортные средства (железнодорожные, шоссейные, воздушные или водные) могут использоваться для транзита различных товаров. Следует тщательно рассматривать наличие и стоимость общего объема ввозимых ресурсов и продукции, вывозимой из области, сравнивая различные альтернативные месторасположения. Степень необходимой детализации зависит от характера и размера привлекаемого транспорта.
Для крупномасштабных перевозок по шоссейным дорогам может оказаться необходимым определить ширину дорог и мостов, высоту пролетов и грузоподъемность мостов, категорию дорог, а также обязательства по поддержанию дорог в порядке, которые могут быть возложены на проект помимо стоимости самого транспорта. Если к определенному месту расположения проекта необходимо построить дорогу, то должна быть подготовлена смета расходов с учетом деталей строительства. Для крупномасштабных железнодорожных перевозок надо оценить емкость подвижного состава, средства погрузки и разгрузки, складские помещения, а также любые сезонные и другие узкие места, которые могут возникнуть, помимо стоимости железнодорожного транспортирования грузов к основным пунктам, к возможным местам расположения предприятия и от них.
Может использоваться также морской и речной транспорт. В этом случае следует рассмотреть характеристики портов, ширину и глубину рек и каналов, емкость барж или других судов, которые могут использоваться, а также другие аспекты, имеющие отношение к проекту. В каждом случае должны быть оценены возможные транспортные расходы, так как существующие транспортные средства в различных регионах могут стать очевидным ограничением для того или иного
проекта, учитывая значительные инвестиции в строительство новых железных и автомобильных дорог, аэродромов и портов.
Наличие хороших средств связи, включая телекс и телефон, также должно быть определено для различных объектов. Такая же аргументация обычно применяется для проектов с большим потреблением энергии, воды и других коммунальных услуг. Промышленность всегда может создать свои собственные устройства, но расходы могут стать обескураживающими.
Обычно гораздо проще и в финансовом отношении более надежно осуществлять такой проект в месторасположении с адекватными средствами в уже имеющейся инфраструктуре (приложение 5).Недостаточное энергоснабжение или высокая стоимость эпектроэнергии в определенном регионе могут представлять собой существенное препятствие для реализации проекта или определенного технологического процесса. Если месторасположение проекта, основанного на испопьзовании ресурсов, не может быть изменено, проект должен иметь свой собственный источник энергии.
Потребности в энергии можно определить исходя из мощности предприятия; источники и стоимость энергии для различных местоположений должны быть тщательно изучены. Для определения влияния энергетических факторов может оказаться необходимым собрать и сравнить достаточно подробные данные для различных местоположений. В случае электроэнергии, например, такими факторами являются: имеющееся количество энергии, потребность в токе высокого и низкого напряжения, стабильность энергоснабжения, место присоединения к линии электропередачи для конкретного района, а также цена при разпичных уровнях потребления.
Изменения, возникающие в связи с расширением ЕС, заставляют серьёзно задуматься об энергетической безопасности региона. Сейчас основная доля
электроэнергии 98% поступает перетоком через Литву из России, 100% природного газа по единственному газопроводу, проходящему через Литву и Белоруссию. Все виды жидкого и твёрдого топлива, а также сжиженный газ приходит в область железнодорожным транспортом через сопредельные государства. Не хватает мощностей подземных и наземных хранилищ.
Тяжёлое финансовое положение предприятий топливно-энергетического комплекса сложилось из-за прошлых и текущих неплатежей за потреблённые энергоносители и тепло. Изношенность основных фондов, при практическом отсутствии их обновления через несколько лет приведет к тому, что 40% оборудования выйдет из строя. Основными неплательщиками являются предприятия финансируемые из местного и федерального бюджетов. Это может привести к веерному отключению электроэнергии. Первый случай уже есть, 2000 жителей г. Светлый были отключены. Это обостряет социальную ситуацию в регионе.
Администрация области обсу>кдает эту проблему. Предлагается соорудить ТЭЦ-2, которая в свою очередь сможет нормально работать только в случае прокладки к ней второй нитке газопровода. Расчёты показывают:
500 млн. долларов США - стоимость ТЭЦ,
30 млн. долларов США- подключение ТЭЦ к городским тепловым магистралям иначе электроэнергия без отдачи тепла будет дороже на 300%,
211млн. долларов США- вторая нитка газопровода
Итого общая стоимость проекта - 741 млн. долларов США
Конечно же региональная энергетика нуждается в наращивании мощностей, однако это можно достичь и другими способами. Необходимо использовать новые
технологии, искать и разрабатывать альтернативные источники энергии, опираясь на опыт передовых зарубежных стран. Международное энергетическое агентство утверждает, что рынок альтернативных источников энергии: ветра, солнца, геотермальных вод растёт - 20-30% в год.
Предполагается, что вышеуказанные источники будут давать до 5 ООО мегаватт электроэнергии, а это сопоставимо с мощностью 5 АЭС. Компания BP Solar, которая контролирует 20% мирового рынка солнечной энергии, получила в 2000г. доход 200 млн. долларов США.
Калининградской области в силу географического расположения есть бесспорные преимущества. Это большие залежи геотермальных вод, торфа, особые климатические условия: тёплые зимы, постоянные ветры на побережсье Балтийского моря. Кроме того, за последние десять лет накоплен богатый опыт ведения хозяйства, внешнеэкономической деятепьности в условиях свободной экономической зоны.
Для экономической безопасности региона, прежде всего надо выработать стратегию развития ТЭК (рис. 4 J), которая была бы многовариантна, использовала бы альтернативные источники энергии, уделяла особое внимание реконструкции действующего оборудования ТЭК и наращиванию его мощностей, разрабатывала энергосберегающие технологии, фокусировала внимание на охране окружающей среды.
Это, прежде всего реконструкция действующих теплоэлектроцентралей, увеличение их мощностей. Например, нынешние мощности действуют на треть - летом, и максимум загружены зимой, их можно нарастить за счёт строительства одной- двух насосных станций. Создание подземного газохранилища, которое будет выравнивать сезонные нагрузки, обойдётся дешевле, чем прокладка второй нитки газопровода.
Использование альтернативных источников энергии. Например, датская компания «Донг» совместно с Калининградской фирмой «Газ-Ойл» в 1995 году подготовили несколько вариантов технико-экономического обоснования использования геотермальной энергии для производства горячей воды и теплоснабжения. На западе Калининградской области находится геотермальная аномалия, где температура подземных вод от 40 до 100 градусов Цельсия, что эквивалентно теплотворной способности 4 млн. тонн условного топлива в год.
Наиболее перспективные для строительства стационарных термальных станций подземные залежи находятся в районах городов Калининград, Советск, Светлый.
Опыт ряда передовых стран показывает, что решению современных проблем топливно-энергетического комплекса, связанных с повышением эффективности использования энергии, уменьшением вредного влияния на окружающую среду, способствует освоение геотермальных ресурсов.
Во многих европейских странах: Германия, Дания, Польша, Литва, действуют тепловые геотермальные станции. Преимущество данного варианта решения проблемы ТЭК в том, что не загрязняется окружающая среда, нет затрат на закупку, транзит топлива через сопредельные государства. По расчетам: себестоимость выработанной одной гигакаллории на такой теплоцентрали в пять раз ниже, чем на обычной станции. Для демонстрации преимущества эффективности геотермальной установки датчане готовы были построить ее для Калининградского региона за свой счет, стоимость проекта оценивалась 10 млн. долларов США.
Однако работы проводились по межгосударственному соглашению, требовалось согласие Минтопэнерго Российской Федерации. Ответ был отрицательным. В результате чего, в соседней стране, Литве, в районе города


Рис. 4.7
Клайпеды была построена геотермальная теплоцентраль, причем температура подземной воды 35 градусов по Цельсию. С дополнительным подогревом она высоко рентабельна, благодаря значительной экономии топлива, а также гораздо более экологически чистая по сравнению с ТЭЦ. Калининградский регион, имеющий более благоприятные условия для развития геотермальной энергетики, остался ни с чем.
Для развития энергетики нужны инвестиции. Источников денег - два: собственные средства энергетиков и сторонние частные инвестиции. Для того чтобы задействовать первый источник - надо повысить тариф, что в свою очередь вызывает социально политическую нестабильность в регионе.
Второй источник денег - никогда не иссякнет, если будут созданы условия, при которых инвестор сможет прогнозировать эффективность своих вложений, будет иметь гарантии возврата капитала. Естественно надо испопьзовать любую возможность для привлечения инвесторов, только тогда можно трансформировать потенциальные источники инвестиций в реальные.
В последние годы значительно активизировались работы по разработке торфяных месторождений. Общие запасы торфа в области около 2 млрд. тонн. На сегодняшний день большинство добытого торфа уходит на экспорт. На базе таких запасов без ущерба экспортных операций можно построить фабрику по брикетированию торфов, добавка в брикеты нефтепродуктов 8 несколько раз повысит их качество.
Также в области находится большие запасы бурого угля. Однако, например, Грачевское месторождение перспективное для решения задач ТЭК области считать нельзя. Пре>кде всего, всплывает экологическая проблема: месторо>кдение находится в курортной зоне. Верхние породы местороедения представлены преимущественно углистыми песками.
Находясь в отвалах возможного карьера, в сухое теплое время эти пески будут являться источником черных ветров. При разработке месторождения необходимо будет понижать уровень подземных вод. что приведет к пересыханию реки Светлогорки и понизится уровень в близлежащих озерах. Некоторые из них являются источником лечебной грязи.
Кроме того, бурый уголь невысокого качества. Теплотворная способность его из-за низкой степени углефикации ненамного выше торфа. Запасы углей невелики - 30 млн. тонн. Вопрос привлечения инвестиций для разработки Грачевского месторождения остается открытым. Однако вложенный капитал вряд ли
окупится из-за дорогостоящего угля невысокого качества, требующего дальнейшего брикетирования.
Особое внимание следует уделять использованию ветровой энергии. Сила ветра в Калининградской области в среднем 6 м в секунду. Именно при таком ветре ветряные энергоустановки выходят на номинальную мощность от 225 до 600 киловатт в час.
Запускаются установки при силе ветра не менее 3 м в секунду, а останавливаются - при 25 м. в секунду. Все происходит автоматически под управлением компьютера. Как мы видим, оборудование дорогое. Для производства одного мегаватта необходим 1 млн. долларов США, для электрического обеспечения Калининградского региона необходимо 500 мегаватт. По расчетам специалистов, технически возможно возвести 4 ветро-парка мощностью 200 мегаватт, остальные 300 мегаватт будут давать действующие предприятия ТЭК.
Например, Дания на сегодняшний день покрывает 5% от потребности электроэнергии за счёт ветряных установок, в 2005 году планируется выйти на 10%. В Калининградском регионе действует 5 ветроэнергоустановок, причем первая в 1998 году быпа подарена региону Данией. За этим стоит не только
щедрость, но и грамотный менеджмент. Во-первых, датчане заботятся об экологии Балтики, как известно, море и воздух границ не имеет. Во-вторых, это прекрасная возможность продвигать датские ветроэнергоустановки в Россию. Конечно же функционирование ветровых станций полностью зависит от климатических условий, однако эти небольшие ручейки помогут области пополнить свои потребности в электрической энергии. Ветро- парки можно размещать на Куршской косе, Зеленоградском и Светлогорском побережье для маленьких морских посёлков.
Мировые лидеры нефтяной отрасли ВР(British Petroleum), Shell заявляют, что в долгосрочной перспективе они собираются работать с альтернативными источниками топлива и энергии - природным газом, ветром, водой, солнцем. Для них это новый бизнес, потенциально более доходный и чистый. Калининградскому региону разумнее и выгоднее использовать новейшие технологии в области развития ТЭК, а не вкладывать деньги в строительство морально устаревших ТЭС. Это позволит области занимать достойное место среди Балтийских стран.
Трезвый расчет благополучных государств показывает, что для воды и для воздуха не существует границ. У сопредельных государств уже имеются жесткие экологические нормы, и для того, чтобы Калининградская область могла интегрировать в Европейское сообщество, необходимо следовать международным правилам. Удаление отходов может стать еще одним критическим фактором.
Большинство промышленных предприятий производят продукты отхода - в ряде случаев это высокотоксичные вещества или выбросы, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду. Удаление таких отходов и устранение выбросов может стать критическим фактором для социально- экономической и финансовой осуществимости проекта. Для любого вида производства, не говоря уже о таких проектах, как пивоваренное производство, где
вода является также и сырьем, должны быть определены источники водоснабжения. Необходимость в воде для проекта может быть определена исходя из мощности предприятия и технологического процесса. Прежде всего следует определить наличие воды и издержки, связанные с этим, учитывая; количество воды, которое может быть получено, если это возможно, из источников коммунального водоснабжения, вместе с условиями получения воды и ценой; а также отдельные установки водоснабжения (и их ориентировочную стоимость), которые должны функционировать для проекта от поверхностных (например, реки) или подземных источников. Во-вторых, качество воды в разных местах расположения проекта должно быть оценено для различных целей, таких, как питье, охлаждение или парогенерация.
Наличие развитой сети складов и таможенных терминалов, гостиничных комплексов, зон отдыха часто имеет большое значение для инвесторов. Это по западным меркам естественные условия для успешного развития бизнеса.
Например, все товары, ввозимые в ОЭЗ, подлежат обязательному декларированию, причем срок подачи деклараций не может превышать 15 дней. Местом прибытия товаров считается только склад временного хранения (максимальный срок хранения - 2 месяца).
При ввозе/вывозе товаров, предприятие вправе заявить любой из режимов (реимпорт, транзит, склад, реэкспорт и т.д.). При ввозе товаров из-за границы льготы ОЭЗ по уплате таможенных платежей предоставляются в случае заявления режима "свободной зоньГ. В этом случае таможенные сборы уплачиваются только за оформление товаров в размере 0,15% от таможенной стоимости.
В регионе насчитывалось более 30 складов временного хранения и таможенных складов, функционирующих в сфере деятельности Калининградского таможенного управления, с 2001 года осталось 2, естественно это ухудшает
инвестиционную привлекательность региона.
Для формирования благоприятного инвестиционного климата необходимо опираться на внутренние ресурсы региона, широко привлекать местных инвесторов. В Калининграде успешно развивается малый бизнес, в котором занято около 46 тыс. человек (строительство, торговля), активно влияющий на формирование городского бюджета.
Калининград - это единственный незамерзающий порт России на побережье Балтийского моря. Практически в городе существует целый комплекс - Морской торговый порт, Морской Рыбный порт и Речной порт. Два из них способны принимать суда с водоизмещением до 24000 тонн.
Порты могут принимать различные типы грузов (целлюлоза, бумага, продовольственные грузы, удобрения, автомобили, контейнеры, стальные балки, трубы и т.д.).
Большие наде>кды на улучшение инвестиционного климата в области, а следовательно, вслед за этим и на увеличение притока инвестиций в экономику региона калининградцы возлагают на встречу на высшем уровне в марте 2004 года, в которой примут участие 11 министров иностранных дел из стран ЕС.
Калининградская область является уникальной частью России, которая после расширения европейского сообщества окажется окруженной его территорией. Момент расширения приближается, все больше внимания уделяется региону, его социально-экономическим, политическим проблемам. Это вопросы визового режима, свободы транзита, энергетической безопасности и т.д. Расширение Евросоюза является позитивным моментом для соседей Калининградской области Литвы и Польши, а у Калининграда появляется хорошая возможность воспользоваться новыми перспективами, стать российскими воротами для сотрудничества с ЕС, привлекательным регионом для инвесторов.
Переход к формированию рыночных отношений в России обусловил необходимость пересмотра всей концепции управления экономикой, сложившейся при командно-административной системе. Мировая практика показывает, что рыночная экономика в условиях глобализации и конкуренции, противоречивых и непредсказуемых процессов предполагает отказаться от поисков универсального средства выработки концепции развития свободной экономической зоны. Государство не вмешивается непосредственно в процесс развития СЭЗ, но вместе с тем определяет важнейшие правила инвестиционной политики для формирования благоприятного инвестиционного климата в условиях действия свободной экономической зоны. Важно, чтобы развитие СЭЗ происходило на основе улучшения управления, эффективного использования научно- технического потенциала, обеспечивающего внедрение ресурсосберегающих, наукоемких и высоких технологий постиндустриального типа.

Мы живем в трудное и интересное время, именуемое выживанием. Для России с ее тысячелетней историей такое состояние общества, рынка и людей вполне естественно. При этом экономические субъекты учатся не закрываться от большого мира. Все осознают, что планета – это единый экономический «дом», «котел», «глобальная среда». Стране нужно найти внутренние резервы развития, не отвергая возможности внешней инвестиционной поддержки. Поэтому инвестиционный климат – одна из важнейших институциональных категорий в государственной и региональной экономической политике.

Определение инвестиционного климата

Слово «климат» в инвестиционной сфере возникло не случайно. Метафорически «климат» хорошо подходит к комплексной совокупности факторов, благодаря которым субъекты различного уровня выигрывают конкурентную борьбу за ресурсы. Ученые считают, что с незапамятных времен переселение народов было обусловлено климатическими изменениями. В современную эпоху помимо человеческой миграции мы наблюдаем движение гигантских сумм капитала из одного мирового региона в другой.

Географический климат представляет собой комплекс метеорологических явлений, которые свойственны конкретному региону и в той или иной степени комфортны человеку. В этот комплекс входит динамика температуры, влажности, атмосферного давления, ветра и т.д. Точно так же допустимо рассмотреть и инвестиционный климат. Его можно представить, как комплекс характеристик, свойственных странам, регионам, отраслям, которые в той или иной степени привлекают инвесторов. В комплекс входят следующие виды предпосылок:

  • политические;
  • экономические;
  • правовые;
  • социальные;
  • организационные;
  • социокультурные.

Инвестиционный климат обладает чертами многоплановой интегрированной и дифференцированной категории. Это означает, что понятие обладает системностью. То есть климат сам является системой и взаимодействует с экономическими субъектами, как часть некой системы. С настоящим моментом следует разобраться. Поэтому мы обращаемся к понятийному полю, в которое включен наш предмет. В него входят также следующие компоненты.

  1. Институциональная система государства.
  2. Инвестиционная привлекательность.
  3. Инвестиционная активность.
  4. Инвестиционный потенциал.
  5. Инвестиционные риски.

Инвестиционный климат синонимичен одноименной среде. Одним из целостных компонентов системы можно назвать явление, именуемое «инвестиционная среда». Она дифференцирована с разными уровнями экономики. На нее влияет совокупность объективных и субъективных факторов. Ей свойственны риски, зависящие как от уровня климата, так и от присущих ему неразвитости, рассогласованности и противоречий. В среде всегда имеются определенные потенциальные возможности, составляющие основу климата. Среда институционально поддерживается государством как через законодательную базу, так и в прямой проектной форме.

Схема потенциальных предпосылок и опасностей инвестиционной среды

Ссылаясь на нашу природно-климатическую метафору, рассмотрим аналогию с благоприятными климатическими условиями и рисковыми явлениями, именуемыми непогодой. В этой связи понятие инвестиционного климата следует рассматривать как с точки зрения привлекательности субъекта деятельности, так и сопутствующих инвестиционных рисков. Именно поэтому предпочтение отдается определению, представленному авторским коллективом под руководством Грязновой А.Г. (Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ.ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 359).

Соотношение институциональной системы и инвестиционного климата

Под институциональной системой государства понимается совокупность взаимосвязанных элементов государственного устройства, которые определяют целостность, исполнение миссии, стратегических и тактических задач во всех сферах его деятельности как головного института. Среди элементов данной системы мы можем назвать следующие составляющие:

  • три ветви власти;
  • промышленность и сфера услуг;
  • сельское хозяйство;
  • силовые структуры;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • наука;
  • СМИ и т.д.

«Здание» этой системы базируется на сквозных платформах или подсистемах, в числе которых:

  • законодательство;
  • финансовая подсистема;
  • бюджетная подсистема;
  • безопасность;
  • информационная подсистема;
  • культура и национальные традиции.

Инвестиционная среда также является сквозной платформой, охватывающей многие элементы системы и относящейся в основе своей к финансовой подсистеме. Разберем структурные элементы среды, определяющие климат, влияющий на инвестиционный процесс. Инвестиционная привлекательность учитывается и оценивается на всех уровнях от предприятия до страны. Она является предметом балансировки между одноименными потенциалом и рисками.

Инвестиционный потенциал субъекта деятельности воспроизводится благодаря насыщенности территориального пространства факторами производства продукта, потребительским спросом населения и другими макроэкономическими характеристиками. Инвестиционные риски демонстрируют набор вероятностей возникновения потерь и доходов в ходе инвестиций. Инвестиционная активность показывает реальные размеры и динамику инвестиционной деятельности в экономике субъекта.

Важно понимать соотношение климата и привлекательности субъекта экономической деятельности. Инвестиционный климат как понятие характеризуется большим охватом, чем инвестиционная привлекательность. В него входит учет потенциалов, рисков и активности в инвестиционной сфере. отличается результативным характером, а привлекательность – факториальным. Помимо инвестиционного потенциала на климат влияет еще множество факторов, включая самый весомый – институциональную систему страны.

Факторы формирования инвестиционного климата и структура его условий

Выше представлена схема формирования климата на уровне экономики страны с позиции влияющих факторов и последующим снижением до инвестиционных климатов регионов и отраслей. Надо учитывать, что локальные климаты связаны с государственным уровнем, но не являются его прямой функцией. Зато на уровне регионов и отраслей создаваемые условия имеют сходную структуру. Кроме того, инвестиционный климат регионов также может быть структурирован с учетом потенциалов, рисков и активности.

Модель регионального инвестиционного климата

Инвестиционная политика государства

Специфика инвестиционного климата страны и регионов состоит в том, что ключевые индикаторы являются не только предметом регулярного мониторинга, но и подвержены государственному регулированию. Это происходит благодаря разработанной и действующей , которой государство в последние годы уделяет серьезное внимание. Инвестиционная среда, тесно взаимодействуя с финансовой системой, способна выступить локомотивом экономики, если ею заниматься на стратегическом уровне и на уровне локальных проектов.

Современная инвестиционная политика формирует главный идеологический лейтмотив воздействия на климат посредством включения и развития управляющих факторов. Ее целью является обеспечение стабильности экономического и социального развития за счет роста прибыльности и минимизации рисков. Главные направления государственной инвестиционной политики представлены далее.

Главные направления государственной инвестиционной политики

В политике признается, что Россия занимает далеко не первые места среди привлекательных для инвестиций государств. В стране отсутствуют льготы и привилегии для иностранного капитала, у национальной валюты нет стабильности, налоговая система непредсказуема. Есть проблемы с бюрократией и коррупцией. Вместе с тем, инвестиционному климату и региональным рейтингам в политике уделяется большое внимание. Существенное значение придается мониторингу климата и разработке специальных рейтингов инвестиционной привлекательности российских регионов.

В стране принята многоуровневая методика мониторинга инвестиционного климата. Она выявляет сходство условий для межрегиональных образований и позволяет учитывать различия в специфике разных зон. Выявляются синергетические эффекты климата. Для реализации мониторинговых функций применяется пятиуровневая модель, представленная ниже.

Многоуровневая схема мониторинга инвестиционного климата

Разработка рейтингов инвестиционной привлекательности регионов должна помочь снизить бюрократию в регионах и в муниципалитетах. Это один из ключевых KPI для региональных руководителей, свидетельствующий об их эффективности. РА «Эксперт» достаточно давно ведет эту работу, накопив богатый опыт. Для снижения предпринимательских издержек и ускорения начала инвестиционной деятельности предполагается активная практика опубликования перечней перспективных территорий под застройку и осуществление иных форм капитальных вложений.

Современная инвестиционная политика предполагает улучшение законодательства в направлении стабильности, большей защиты прав собственности, издания специальных законодательных актов, регулирующих инвестиционный процесс. Политика предполагает работу с тремя группами показателей по потенциалу, риску и активности в сфере инвестиций, с тем, чтобы на их основе принимать решения и реализовывать соответствующие меры по развитию.

Схема реализации инвестиционной политики государства по управлению инвестиционным климатом

Макроэкономическая оценка инвестиционной привлекательности

Методы оценки инвестиционного климата неразрывно связаны с оценкой инвестиционной привлекательности стран и регионов. Практика такой оценки возникла достаточно давно, более 30 лет тому назад. Для того чтобы принять обоснованное решение, международные и национальные корпорации, уполномоченные государствами органы и частные инвесторы пользуются услугами рейтингов. Разработкой рейтингов занимаются специализированные структуры государственных органов, СМИ, банков, консалтинговых компаний и корпораций. Среди признанных авторитетов в этой области можно назвать:

  • Institute for Management Development;
  • The Ecomomist;
  • Fortune;
  • Arthur Andersen;
  • Standart&Poor’s;
  • Moody’s.

Различают три методологических подхода к оценке инвестиционной привлекательности стран или регионов: суженый, многофакторный (или расширенный), а также рисковый . В первом случае метод включает ряд прогнозных исследований, среди которых:

  • динамика распределения накопления и национальных доходов;
  • развитие процессов приватизации;
  • динамика ВВП, национальных доходов и объемов промышленного производства продукции;
  • уровень законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
  • уровень развития фондового и денежного рынков.

Многофакторный подход позволяет осуществить оценку в большем соответствии с исходными методологическими принципами. Поэтому его считают более объективным. Реализация основывается на оценке восьми факторов.

  1. Фактор рыночной среды.
  2. Экономический потенциал.
  3. Условия хозяйствования.
  4. Финансовый фактор.
  5. Группа политических факторов.
  6. Группа социальных факторов.
  7. Социокультурный фактор.
  8. Организационно-правовой фактор.

Многофакторный метод предполагает сведение всех произведенных оценок к единой. Для этого применяется формула средневзвешенной величины оценки. Все составляющие взвешенную оценку факторы умножаются на свою оценку, а затем суммируются. Рассчитанный показатель дополняется сведениями об уровне развития факторов, непосредственно влияющих на состояние инвестиционного климата.

Формула средневзвешенной оценки инвестиционного климата

Третья методика основана на рисковой оценке привлекательности субъектов хозяйствования. Составляющие метод критерии учитывают как уровень потенциала вложений капитала, так и рисков. Кроме того, соотносятся социально-экономический потенциал территории и уровень инвестиционных рисков. Результатами методики часто пользуются стратегические инвесторы, поскольку есть возможность сравнить рассчитанные соотношения для альтернативных вложений и сделать более обоснованный выбор объекта.

Кредитные рейтинги и отечественная практика оценки

Формы инвестиционной практики разнообразны. Одна из них – заимствования, производимые как на межгосударственном уровне, так и на региональном и корпоративном. В мире активно практикуются кредитные рейтинги для оценки надежности заемщиков. Достаточно авторитетными считаются рейтинги от таких именитых агентств, как Arthur Andersen, Standart&Poor’s, Moody’s. Вашему вниманию предлагается наиболее часто публикуемый в России формат рейтинга от экспертного агентства Standart&Poor’s.

Настоящий рейтинг носит долгосрочный характер, на его основании оценивается способность субъекта вовремя и полностью обслуживать принятые долговые обязательства. Для большинства рейтинговых позиций (кроме ААА, СС, С и D) могут применяться корректирующие знаки – «плюсы» или «минусы», расширяющие ранговую гамму рейтинга.

В России с конца 2015 года активно создается Российское рейтинговое агентство. Пройдут долгие годы, пока она заслужит хоть какой-то авторитет на международной арене. А пока рейтинговое агентство «Эксперт» является самым известным агентством в нашей стране. Немногим менее 20 лет агентство исправно предоставляет серьезно проработанные рейтинги инвестиционной привлекательности регионов России. субъектов оценивается из набора показателей по выделенным группам параметров. Составляющие общего потенциала включают следующие локальные потенциалы:

  • ресурсно-сырьевой;
  • производственный;
  • потребительский;
  • инфраструктурный;
  • инновационный;
  • трудовой;
  • институциональный;
  • финансовый.

Помимо потенциала оцениваются также и следующие инвестиционные риски, присущие тому или иному региону:

  • политический;
  • экономический;
  • социальный;
  • криминальный;
  • экологический;
  • финансовый;
  • законодательный.

Для выработки интегральных регионов применяется корреляционный анализ показателей потенциала и рисков. Далее применяется глубокий факторный анализ, в результате которого устанавливается вклад каждого индикатора в величину локального показателя. Аналитическая разработка завершается ранжированием регионов по их потенциалу и риску на основе кластерного анализа. Веса вкладов показателей оцениваются экспертным путем. Из экспертных оценок выводятся средневзвешенные значения инвестиционных потенциалов и рисков, которые и ложатся в основу вывода интегрального рейтинга.

Роль агентства стратегических инициатив

В 2011 году Правительством РФ учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ). Его деятельность нельзя обойти вниманием. Заложенный потенциал и уровень современных подходов к решению национальных инвестиционных задач, как мне представляется, должен привести к прорыву рано или поздно. Источники деятельности агентства открыты, корпоративный портал радует интерактивным дисплеем решаемых задач с эмулятором процента их выполнения. Все последующие материалы взяты из открытого доступа ресурса Asi.ru .

Интерес представляют уставные цели и задачи агентства, которые тесно связаны с улучшением инвестиционного климата в стране. Далее приводится выписка из устава АСИ.

Выписка из Устава Агентства стратегических инициатив

Деятельность по улучшению инвестиционной среды в федеральных субъектах основывается, в первую очередь, на повышении качества и скорости государственных процедур. Агентство предлагает не только стратегические инициативы, но и непосредственно участвует в разработке дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. Модель кругооборота деятельности АСИ по улучшению климата в сфере инвестиций, состав целевых рынков по предмету внимания агентства в рамках НПИ и пример «on-line» дисплея решаемых задач последовательно приведены ниже.

Модель кругооборота основных процедур АСИ

Целевые рынки в рамках дорожной карты НПИ

«On-line» дисплей решаемых АСИ задач

Инвестиционный климат в субъектах РФ со стороны АСИ с 2014 года ежегодно начал получать глубоко проработанную оценку в форме издаваемого национального рейтинга. Импонирует, что среди целей рейтинга не только оценка факторов инвестиционного климата, но и эффективности властей в регионах по его улучшению. Оценка производится по четырем комплексным направлениям.

  1. Регуляторная среда.
  2. Институты для бизнеса.
  3. Доступность ресурсов и качественной инфраструктуры.
  4. Эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства.

Все материалы, связанные с методологией расчета показателей, их динамикой, лучшей практикой и собственно рейтинги открыты. Ниже приводится несколько таблиц из национального рейтинга 2015 года.

Есть опасения, что я буду обвинен в PR-акции в адрес АСИ. Допускаю такую возможность. Вместе с тем считаю, что деятельность данного агентства реально несет пользу для формирования благоприятного инвестиционного климата. И это свежий опыт, обладающий рядом красивых решений, имеющих перспективы. Чего только стоит возможность мотивации региональных команд с ясным и прозрачно рассчитываемым KPI. Кроме того, расширяются возможности настоящего капиталистического соревнования между регионами на ниве улучшения инвестиционной среды.

К сожалению, формат статьи не позволяет развернуть всю аналитику по проблемам и потенциалу улучшения инвестиционных процессов в РФ. Из всего многообразия следует единственный вывод: не все так плачевно . Несмотря на санкционный пресс, многие стратегические и институциональные инвесторы не утрачивают интереса к нашей стране и внимательно следят за развитием событий. У меня растет уверенность, что перелом с инвестициями Запада и Востока произойдет. Необходимо подавить коррупционную практику, развить законодательство, развернуть региональные и муниципальные инициативы, поддерживаемые АСИ и другими государственными институтами. И улучшение наступит, общий инвестиционный климат станет более благоприятным.

Инвестиционный климат — это условия для приложения капитала, прежде всего иностранного.

Инвестиционный климат определяется прежде всего экономическими условиями для капитала, но важное значение имеют социальные и политические условия, в которых действует инвестор (забастовки, социальные волнения, угроза войны и т.д.).

Факторы инвестиционного климата

Важный фактор формирования инвестиционного климата — предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов господдержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна. В этой связи, закон, о котором идет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов).

К числу факторов формирования благоприятного инвестиционного климата относятся шаги по развитию соответствующей правовой базы. К этому следует добавить, что вступившая в действие первая часть Налогового кодекса РФ содержит положения, касающиеся обеспечения стабильности, прозрачности и предсказуемости налогообложения. Документом, в частности, предусмотрено, что акты законодательства о налогах (сборах) вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу (сбору), а федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов, а также акты законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги (сборы), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Определено далее, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты, смягчающие его, имеют.

И все же инвестиционный климат в России остается в целом неблагоприятным : объем иностранных инвестиций, как уже отмечалось, не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Каковы же основные факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата?

Прежде всего — это очевидное отсутствие результативной государственной инвестиционной политики, мизерность государственных гарантий. Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе, мягко говоря, слабо стимулирует частного отечественного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сектора экономики.

Другой негативный фактор — поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Если государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования — не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора.

Оценка инвестиционного климата

Можно говорить об инвестиционном климате в отрасли, регионе, стране, во всем мире .

Основа для оценки инвестиционного климата — соотношение риска и прибыли .

Инвестиционный климат может оцениваться с точки зрения разных категорий инвесторов — прямых, портфельных или кредиторов. При этом для всех этих основных категорий инвесторов существуют разные методики оценки инвестиционного климата. Количественная оценка (в баллах или по степеням) инвестиционного климата по той или иной методике называется инвестиционным рейтингом.

Корпоративный инвестиционный рейтинг

Определяет привлекательность компаний с точки зрения покупателей их ценных бумаг. Гак. американское рейтинговое агентство Standard & Poor"s присвоило к середине 2004 г. такие рейтинги 74 российским компаниям и организациям.

Отраслевой инвестиционный климат

Определяется инвестиционной привлекательностью отрасли. Так, российская экспертно-аналитическая группа ЭКСПАНС оценивает рейтинг различных отраслей российской экономики для российских кредиторов. На основе примерно 20 показателей (каждый из них, во-первых, оценивается по балльной шкале и, во-вторых, имеет разный удельный вес в общем наборе показателей) выводится итоговый показатель инвестиционной привлекательности каждой крупной российской отрасли (ее инвестиционный рейтинг) на ближайшие 3-5 лет.

Региональный инвестиционный климат

Определяется инвестиционной привлекательностью региона. В России рейтинговое агентство «Эксперт РА» при журнале «Эксперт» ежегодно определяет рейтинг каждого российского региона с точки зрения прямого инвестора (как зарубежного, так и российского). Этот рейтинг складывается из соотношения интегрального инвестиционного риска и интегрального инвестиционного потенциала этого региона.

Интегральный инвестиционный риск, который характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, складывается из семи видов (показателей) риска: законодательный, политический, социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический. По каждому виду риска среднероссийский уровень принимается за единицу и региону выставляется показатель больше, равный или меньше этой единицы. Суммируя показатели риска (а они весят по-разному), можно получить в итоге средневзвешенную величину — интегральный инвестиционный риск данного региона. Так, по итогам 2001-2002 гг. наилучший показатель был у Новгородской области, Москвы, Московской области, Ярославской области. Белгородской области, Орловской области. Ненецкого автономно го округа и Санкт-Петербурга (соответственно 0,739, 0,741, 0,785, 0,7S5, 0,807, 0,826, 0,848 и 0,852), а наихудший — у Таймырского автономного округа, Ингушетии, Корякского автономного округа и Чечни (соответственно 1,929, 2,081, 2,375 и 13,364).

Интегральный инвестиционный потенциал, который учитывает основные макроэкономические характеристики региона, насыщенность его территории факторами производства, потребительский спрос и другие характеристики, составляется из восьми отдельных потенциалов: трудовой, потребительский, инфраструктурный, производственный, инновационный, финансовый, институциональный, природно-ресурсный. Каждый из восьми частных потенциалов, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей. В итоге можно рассчитать удельный вес региона в каждом отдельном потенциале всей России. Если суммировать эти значения, то можно получить интегральный инвестиционный потенциал региона, который равен доле этого региона в суммарном инвестиционном потенциале всех 89 российских регионов. Так, в 2001-2002 гг. наибольший инвестиционный потенциал был у Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Свердловской области (соответственно 18,289%, 5,662%, 4,648%, 2,675% и 2,586% от всего инвестиционного потенциала России), а наименьший — у Агинского Бурятского автономного округа, Корякского автономного округа и Чечни (соответственно 0,060%, 0,055%, 0,031%).

Сопоставляя интегральные показатели инвестиционного риска и инвестиционного потенциала, журнал разбивает все регионы России на 12 групп:

  • группу регионов с максимальным потенциалом и минимальным риском (рейтинг 1А), группу с высоким потенциалом и умеренным риском (рейтинг 1В), группу с высоким потенциалом и высоким риском (рейтинг 1С);
  • три группы со средним потенциалом и минимальным, умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги 2Л, 2В, 2С); одну группу с низким потенциалом и минимальным риском (рейтинг ЗА);
  • две группы с пониженным потенциалом и умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги (3В1 и ЗС1);
  • две группы с незначительным потенциалом и умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги ЗВ2 и ЗС2);
  • группу с низким потенциалом и экстремальным риском (ЗД).

По результатам 2001-2002 гг. в группу с рейтингом 1А вошли только Москва и Московская область, в группе 2А не оказалось ни одною региона, в группу ЗА вошли Новгородская и Ярославская области, в группу 1В — Сан кг-Петербург, Свердловская область и Ханты-Мансийский автономный округ, а в группу ЗД — Ингушетия, Чечня, Таймырский и Корякский автономные округа.

Страновой инвестиционный климат (инвестиционный климат в стране)

Из кредитных рейтингов, рассчитываемых для отдельных стран (так называемых суверенных рейтингов), наиболее известны в мире рейтинги агентств Moody"s, Standart and Poor"s (S&P), Fitch- IBCA, Dun & Bradstreet и рейтинговых агентств британской газеты «Financial Times» и британского журнала «Еиготопеу». Так, Moody"s присваивает странам (а также их компаниям, если они заказали у этого агентства исследование на определение своею рейтинга как заемщика) один из 19 рейтингов, начиная с высшего Ааа и далее по нисходящей Aal, Аа2, АаЗ, Al, А2, A3, Baa1, Ваа2, ВааЗ, которые считаются приемлемыми для осуществления инвестиций, и кончая Ba1, Ва2, ВаЗ, B1, В2, ВЗ, Саа, Са, С, которые считаются неприемлемыми для осуществления инвестиций. Схожую методику использует S&P в рамках своего суверенного рейтинга, т.е. по странам и территориям, присваивая им 23 кредитных рейтинга от AAA, АА+, АА, AAU-, А+, А, А — до многочисленных рейтингов с буквой В и кончая рейтингами ССС+, ССС, ССС-, СС, С, С1, Д. По данным этого агентства, на середину 2004 г. суверенные рейтинги России и Казахстана были на уровне ВВВ-, Украины, В+, т.е. несколько ниже.

В сфере прямых инвестиций весьма известен рейтинг агентства Business Environment Risk Intelligence (BERI), используемый в первую очередь прямыми инвесторами. Этот рейтинг рассчитывается сотней экспертов трижды в год для 50 стран на текущий момент, на год и на пять лет вперед. Рассчитываемые для каждой страны 57 показателей группируются в три составных индекса (рейтинга) — операционного риска (риска операций), политического риска и риска репатриации прибылей и капитала. Итоговый индекс (рейтинг) страны является среднеарифметическим из всех трех вышеописанных индексов. В 2001 г. итоговый индекс для России на предстоящие 12 месяцев составил 42 балла, на предстоящие пять ле г — 44 балла. Из девяти уровней инвестиционной привлекательности в этом итоговом индексе это третий снизу уровень — ЗВ, на котором находились также Украина, Пакистан, Индонезия.

Схожую методику использует группа PRS. Она оценивает инвестиционный климат большинства стран мира и даже групп стран по 22 показателям, сводя их вЗ индекса (политический, финансовый, экономический) и затем — в итоговый составной индекс, максимальная оценка которого может составлять 100 баллов. На декабрь 2001 г. итоговый составной индекс но всему миру составил в среднем 69,1 балла, в том числе у развитых странах — 83,7, из них США — 79,1, Япония — 84,3, страны зоны евро — 83,8 балла. У России итоговый индекс составил 69,5 балла, Украины — 66,8, Казахстана — 72,0, Польши — 75,3, Китая — 74,3 и Индии — 65,3 балла.

Не менее известен рейтинг для прямых инвестиций компании А.Т. Kearney (называемый FDI Confidence Index) no 60 странам мира. Он составляется на основе опросов руководителей 1000 самых крупных компаний мира об их намерениях инвестировать в ту или иную страну в ближайшие один — три года. Вероятность инвестирования они оценивают от 0 до 3 (наивысший балл). По данным на сентябрь 2002 г., у России этот индекс составил 0,99, Польши -1,15, Китая — 1,99 (наивысший среди всех стран), Индии — 1,05 балла.

Среди страновых рейтингов есть и весьма узкие, нацеленные на оценку только некоторых элементов инвестиционного климата в стране или же преследующие другие цели, но их данные можно использовать потенциальным инвесторам. Так, международная общественная организация, борющаяся с коррупцией в мире, — Transparency International оценивает уровень коррупции в различных странах по 10-балльной системе, присвоив в 2003 г. России 2,7 балла, Азербайджану, Грузии, Таджикистану — 1,8, Украине — 2,3, Казахстану и Узбекистану — 2,4, Индии — 2,8, Армении — 3,0, Китаю — 3,4, Польше — 3,6, Бразилии — 3,9, Белоруссии — 4,2, Южной Корее — 4,3, Эстонии — 5,5, Японии — 7,0, США — 7,5, Германии — 7,7, Финляндии — 9,7. Институт международного управления оценивает 50 стран мира по индексу конкурентоспособности (его максимальная величина составляет 100 балов), который в 2001 г. составлял у России 34,57 балла, Польши — 32,01, Китая — 49,53, Индии — 40,41, Бразилии — 49,66, Японии — 57,52, Германии — 74,04, США — 100,00.

Мировой инвестиционный климат

Для прямых инвесторов определяется прежде всего перспективами роста мировой экономики, а для портфельных инвесторов и кредиторов — прежде всего перспективами мирового рынка капитала. Низкие темпы роста мировой экономики обычно тормозят рост всех стран — ее участниц и тем самым уменьшают их привлекательность для прямых иностранных инвесторов, а состояние мирового рынка капитала ощутимо регулирует размеры притока в страну портфельного и ссудного капитала и оттока из страны такого капитала.