Государственная программа расселения ветхого и аварийного жилья. Переселение из пятиэтажного, ветхого, аварийного жилья

Переселение из аварийного жилья осуществляется в рамках федеральных и региональных программ, однако актуальность этой проблемы сохраняется, несмотря на все усилия властей. Чтобы получить право на отселение, жильцы должны добиться присвоения дому статуса аварийного жилья, для этого учитываются федеральные нормативы.

Закон разделяет понятия ветхого и аварийного жилья, поэтому далеко не каждый дом старой застройки и с большим процентом износа может быть признан аварийным. Для присвоения такого статуса и последующего расселения жильцов должны присутствовать следующие обстоятельства:

  1. конструктивные узлы и несущие элементы здания разрушены или деформированы, а их восстановление в ходе капитального ремонта невозможно или нецелесообразно;
  2. если установлена угроза обрушения дома, подтвержденная актом экспертизы;
  3. если территория, на которой расположен дом, затоплена или имеется реальная угроза затопления (не учитываются факты сезонного подтопления домов, не угрожающие их функциональным характеристикам);
  4. частичное или полное разрушение здания в результате природных или техногенных чрезвычайных событий (ураганы, взрывы газа, землетрясения и т.д.).

Чтобы зафиксировать факт аварийности дома, решением властных органов создается межведомственная комиссия. Собственники и наниматели квартир должны быть уведомлены о проведении обследования, а итоговое заключение делает экспертиза с участием специалистов по строительству и проектированию.

Жильцы аварийных домов расселяются в первоочередном порядке, по сравнению с ветхими зданиями. В настоящее время закон о расселении аварийного жилья (Федеральный закон № 185-ФЗ) предусматривает создание специального фонда с участием средств федеральных и региональных бюджетов для расселения граждан, чье жилье находится в таком фонде.

На 2018 год рассматривается законопроект, по которому государство предполагает расширять схему индивидуального жилищного строительства для граждан, переселяемых их аварийного фонда.

​Аварийность жилого дома подразумевает опасность для жизни и здоровья жильцов, так как здание может в любой момент обрушиться. Если проведение капитального ремонта не устранит причину аварийности, межведомственная комиссия принимает решение о переселении граждан, в том числе в принудительном порядке. Ключевыми условиями для проживания являются:

  • наличие официального акта о признании дома аварийным;
  • признание жилого помещения и дома непригодным для проживания.

Переселению подлежат как наниматели, так и собственники жилых помещений. Для нанимателей должно предоставляться равноценное жилье, с учетом занимаемой площади, количества комнат, места расположения и иных критериев. Если указанные условия невозможно соблюсти, каждый вопрос решается индивидуально.

Если квартира в аварийном доме принадлежит на праве собственности, возможны следующие варианты переселения:

  1. передача гражданам, с их согласия, другого жилья, равноценного по характеристикам и рыночной стоимости;
  2. выплата компенсации по нормативам, утвержденным на региональном уровне;
  3. при несогласии с предоставленным жильем или суммой компенсации, спор разрешается в судебном порядке.

Условия переселения собственников из аварийного жилья предусматривают возможность принудительного освобождения жилых помещений. Такая необходимость возникает, если по заключению межведомственной комиссии дом может в любой момент разрушиться, что повлечет человеческие жертвы. Для таких ситуаций собственникам может предоставляться временное жилье, аренда которого оплачивается за счет бюджета. Окончательное урегулирование спорных моментов будет происходить в судебном порядке.

На что могут претендовать собственники, столкнувшиеся с необходимостью переселения? Вот какие варианты развития событий предусматривает закон:

  • если аварийный дом подлежит капитальному ремонту или реконструкции, переселение происходит на период строительных работ, после чего граждане вселяются обратно в свои квартиры (оплата временного жилья осуществляется за счет местных или региональных властей);
  • при невозможности восстановления дома, согласовывается вариант равноценного жилья или размер выкупной цены.

Сумма компенсации рассчитывается по показателям кадастровой стоимости недвижимости. В большинстве случаев она не соответствует реальной рыночной цене квартиры, поэтому собственники могут оспорить расчет, предложенный местными властями. Для этого нужно провести независимую оценку квартиры, а отчет эксперта будет использоваться как доказательство в судебном процессе.

По решению суда в пользу собственников, выселяемых из аварийного дома, могут взыскиваться:

  1. расходы на временную аренду жилья;
  2. затраты на проведение экспертизы и оценки рыночной стоимости жилья;
  3. компенсация затрат на переезд к новому месту жительства;
  4. судебные расходы;
  5. стоимость приобретенной квартиры, если она не превышает рыночную цену жилья, из которого граждане принудительно выселены.

При определении уровня равнозначности жилья, предоставляемого при выселении из аварийного дома, учитываются местные и региональные нормативные акты. Новое жилье должно располагаться в черте того же населенного пункта, иметь одинаковую площадь и количество комнат, соответствовать всем требованиям и нормативам, предусмотренным для жилых помещений. Если жилье неравнозначно по своим характеристикам, с согласия граждан им может выплачиваться компенсация в денежной форме.

В настоящее время, действующие программы переселения распространяются на дома, признанные аварийными по состоянию на 2012 год. Новый законопроект устранит это ограничение, а также установит четкие критерии для расчета выкупной цены и равнозначности предоставляемого жилья.

С 2002 года происходит переселение из ветхого и аварийного жилья в новые здания по госпрограмме. Вопрос расселения аварийных домов волнует и правительство, и обладателей недвижимости давно. Жилые здания в настоящее время изношены, на средства собирают долго, поэтому проблема очень актуальна.

Законодательные вопросы

За пятнадцать лет, которые прошли с основания программы переселения из аварийного жилья, в законодательных актах было дано определение ветхого и аварийного жилья. Таким признается:

  • когда степень изношенности несущих конструкций достигает 70 процентов;
  • у дома изменил форму фундамент или стены;
  • на дом обрушились стихийные бедствия;
  • дом был разрушен или пострадал от огня.

Если площадь новой квартиры, которую переселенцы получили взамен ветхого помещения, меньше, то им выплачивают разницу стоимости. Подобные компенсационные выплаты предоставляют гражданам после того, как члены специальной комиссии решили о необходимости такого возмещения.

При переселениях из ветхого жилья могут возникать конфликты интересов собственников и муниципалитетов из-за не совсем четких указаний в законодательных актах, которые можно растолковать двояко. Поэтому обращения переселенцев в суды и прокуратуру при расселениях из ветхого жилья вполне прогнозируемо.

Этапы принятия решения на расселение

Программу выполняют только в тех домах, которые признали изношенными или аварийными и занесли в график на дальнейшее обследование. После этого организуют следующие действия:

  • образовывают комиссию, которая проверит состояние дома на вопрос расселения ветхого фонда;
  • делают заключение по итогам проверки;
  • ветхий дом, когда он признан таковым, вносят в очередь на расселение и снос;
  • муниципальные органы дают собственникам и съемщикам другие квартиры;
  • жители многоквартирного дома переселяются на новое место;
  • здание сносят.

На всех стадиях возникают спорные ситуации, которые жильцы МКД зачастую приходиться разрешать в судах и прокуратурах. Много жалоб поступает и в муниципальные региональные органы, из-за этого государственная программа переселения из ветхого и аварийного жилья выполняется с проволочками и трудностями. Один из интересных моментов, – когда дом оценивают как ветхий, то даже при таком раскладе жителей в обязательном порядке должны переселять. Для этого нужно подготовить акты и созвать комиссию, она и признает дом ветхим окончательно и подтвердит необходимость выселения.

Вся эта волокита замедляет процесс переселения граждан и сноса здания, ко всему прочему, в каждом доме есть льготные категории граждан, которым полагается получение всех благ вне очереди. Многие из них его по праву заслужили. Также все жители многоэтажных домов могут вносить деньги за квартиры, которые имеют большую площадь. Помимо этого, есть еще множество тонкостей, которые возникают, когда требуется переселение всех граждан из аварийного жилья. Для решения вопросов необходима принципиальность и активность представителей местных органов власти. Существует программа «Ветхое жилье» и в сельской местности.

С 2019 года

После завершения срока программы 2002-2010 годов, руководитель нашей страны подписал федеральный закон, в котором регламентируется выселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Предполагалось, что люди, которые живут в изношенных и негодных домах, переедут в новые и комфортные здания с более подходящими и качественными условиями для жизни. Но в некоторых республиках и городах страны программу расселения ветхого и аварийного жилья попросту провалили.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного фонда была сорвана в некоторых регионах по многим причинам, которые не позволили завершить ее в отведенный срок. Самые основные из них следующие:

  • невыполнимость требований по равноценности нового жилья из-за того, что такого в районе нет в наличии;
  • выселение жителей коммунальных квартир по многим причинам затруднено, такого плана жилье больше не строят, а на подселение в свои квартиры других людей никто не согласен;
  • разрешение на бесплатную приватизацию квартир, которые получены из оборотного жилфонда муниципалитета, делает возведение новых домов нерентабельным.

В соответствии с программой все действия по переселению из аварийного жилья после 2017 года оплачиваются из федеральной казны. Причем управляющие органы обязаны создать свои программы на трехгодичные сроки расселения. Так как с 2007 года выселение и капремонт находятся под контролем Фонда ЖКХ, то только эта организация созывает региональные комиссии, занимающиеся проверкой состояния зданий и возможностей того, чтобы программа переселения из аварийного фонда выполнялась.

Аварийное жилье

Федеральная программа по расселению касается только тех зданий, по которым намеренно собранная комиссия сделала заключение об их ветхости и аварийности, то есть о невозможности проживания в них. Об условиях признания ветхости дома уже было написано выше. Для того чтобы установить уровень изношенности здания, необходимо собрать межведомственную комиссию, Жилищный кодекс РФ регламентирует это. Все, признанные негодными для проживания здания, сносят или ремонтируют.

Межведомственная комиссия обследует только те здания, которые состоят в перечне индивидуальной программы для переселения, осуществляемой в регионе. Но на практике, после жалоб и обращений граждан, проживающих в физически устаревшем доме, эти здания проверяют и вносят в программу после обследования, которое выявило невозможность проживания. Для проверки членам комиссии необходимо предоставить планы здания, техпаспорта помещения, копии правоустанавливающих бумаг на недвижимость.

Предоставление жилья взамен осуществляется только для обитателей аварийных зданий, потому что, живя в подобных домах, они подвергают опасности свое благополучие. К тому же, это опасно для жизни. Выселение не проводят в зданиях, которые признали лишь ветхими. Но при этом, когда ветхое жилье крайне изношено, его могут поставить в очередность на снос при утверждении комиссией его в статусе изношенного объекта.

Как войти в программу

Когда жители многоэтажных домов уверены в том, что их жилье не соответствует стандартам качественного здания, то им нужно отправить обращение в местные исполнительные органы. После этого сотрудники этой организации посылают граждан в учреждение, которое специализируется на проведении экспертных заключений после проверки домов по программе «Ветхое жилье».

Для того, чтобы обратиться в это учреждение, нужно собрать следующие бумаги:

  • план дома;
  • ксерокопии документов на права владения, которые заверил нотариус;
  • техпаспорт дома;
  • заключение о состоянии дома;
  • заявления жителей о ветхости объекта.

После обследования комиссия решает в тридцатидневный срок ветхий ли дом. Но при опасных рисках для жителей изношенного здания, постановление должно приниматься в течение одного рабочего дня. Когда жилье комиссией аварийным не признано, то граждане вправе обращаться в судебные инстанции, которые назначат независимую экспертизу для решения вопроса.

Условия расселения из аварийного жилья

При признании здания аварийным управляющие органы должны выполнить выселение граждан как можно быстрее. Но для этого соблюдают следующие условия переселения:

  1. Всем нанимателям и собственникам предоставляются равноценные квартиры, которые имеют такую же площадь, как и пришедшее в негодность предыдущее аварийное жилье. В новой квартире обязательно наличие ванны, душа, кранов, унитаза, газовой плиты, водоотведения и водоснабжения, отопления, электричества.
  2. При переселении из ветхого помещения на выбор предлагаются три варианта, но требования собственников во внимание не принимаются.
  3. Так же, как и собственникам, квартиросъемщикам, заключившим договор соцнайма, .
  4. Площадь будущей квартиры высчитывают в соответствии с действующими нормативными актами на жилое помещение, которое предоставляют по договору социального найма. К примеру, семейная пара переселится в квартиру из одной комнаты, площадь которой от 44 до 50 квадратных метров. Три жильца, состоящие в семейном родстве, переедут в помещение, площадь которого от 62 до 74 квадратных метров. По нормативам на одного гражданина страны положено не меньше чем 18 квадратных метров.
  5. Когда житель дома, подлежащего выселению, входил в реестр очередников на расширение жилплощади, то он переедет в помещение с учетом не хватающего метража. Бывают редкие ситуации, когда в местном жилфонде нет помещения требуемого размера. Тогда выдается дополнительная квартира.
  6. Расселение из ветхого и аварийного жилья в коммуналки запрещено.
  7. Предоставляемая квартира располагается в том же округе, что и подлежащее сносу здание. Однако, если жители согласны, то их расселяют в другие округа.
  8. Расселение ветхого и аварийного жилья в 2017 году происходит только тогда, когда есть письменное согласие квартиросъемщиков.
  9. Расселение из аварийного жилья граждан осуществляют в годичный срок после признания его таковым.
  10. Между владельцем нового жилья и хозяином здания заключается подробный договор мены. В основном, хозяином жилого здания выступают местные органы, которым для выполнения спущена муниципальная адресная программа переселения из ветхого жилья.
  11. Когда предполагаемый переселенец хочет взять компенсацию в виде наличных за аварийный объект, то он пишет подобное заявление. Но решение по этому вопросу возлагается на местные муниципальные органы. Ко всему прочему, компенсационные выплаты не выгодны собственнику квартиры, которая подлежит сносу.
  12. Расселение аварийного жилья проводится за счет местных муниципалитетов. Но следует учесть, что грузовики для переезда предоставляют единожды.
  13. После того, как здание признали аварийным, собственники жилых помещений не могут продавать или обменивать их. Подобные манипуляции с квартирой будут признаны вне закона.
  14. После того, как подписан договор между владельцем аварийного помещения и хозяином здания, выселение происходит в течение месяца.
  15. Когда владелец недвижимости жил в квартире, площадь которой намного меньше действующих нормативов, то при расселении ему дадут отдельное помещение со стандартной площадью, то есть, величина жилья взамен аварийного будет больше.
  16. Обитателям коммунальных квартир предоставляют при расселении из аварийного помещения отдельную квартиру.

При несогласиях обладателей квартир и нанимателей с постановлением межведомственной комиссии о переселении граждан из аварийного жилищного фонда, нужно подать исковое заявление в суд. Для обращения надо предоставить результаты независимых экспертов, которые признали объект негодным для проживания при проведении замеров и техэкспертиз.

Выселение собственников

Когда в расселяемом жилье есть квартиры во владении, то местные исполнительные органы должны выполнить следующий порядок расселения аварийного жилья:

  • непременное письменное предупреждение каждого владельца недвижимости;
  • обследование аварийного жилья собственников, которое подлежит расселению, с целью оценивания его стоимости;
  • заключение договора с владельцем недвижимости.

Последний пункт необходим в том случае, когда собственник в качестве компенсации выбирает выплату за помещение наличными, для этого и проводят независимое оценивание. Далее собственнику делают предложение, озвучивая сумму выкупа. В этом случае нужно поторговаться, поскольку действующее законодательство поддерживает владельцев недвижимости. Но чаще, все же, выбирают получение новой квартиры с такой же площадью. Многие предпочитают выкупать дополнительные метры, увеличивая таким образом свою жилую площадь. Это выгодная сделка, потому что цена квадратных метров, выкупленных у муниципалитета, меньше, чем на свободном рынке жилья. Также собственники могут получить господдержку. Порядок переселения из ветхого фонда аналогичен.

Расселение нанимателей муниципального жилья

Съемщики жилья по договору социального найма живут в квартирах многоэтажного дома. Когда происходит выселение в новый дом таких жильцов, то муниципалитеты предоставляют благоустроенные квартиры в соответствии с числом лиц, которые прописаны в аварийном объекте. Подобные нормы жилья при расселении из аварийного дома дают простор для мошеннических действий со стороны квартиросъемщиков и их родни.

Когда произошло признание здания аварийным, они регистрируют у себя очень много граждан, для того чтобы впоследствии переехать в жилье большего метража, а затем приватизировать его. Когда муниципальные органы обнаружат в подобных манипуляциях факт мошенничества, то они могут отказать в предоставлении новой квартиры. Программа расселения аварийного жилья после 2017 года действует по-другому, теперь никаким переселенцам приватизировать новую квартиру не разрешат. Возможно это только при условии, когда будущие владельцы жилья являются соинвесторами на строительство нового дома.

Но многие инвесторы не желают вкладываться в постройку зданий, которые возводят на государственные деньги. При принятии подобных изменений переселенцы, которые не стали по разным причинам соинвесторами, переедут в новые квартиры только при заключении договора социального найма, новая программа этому способствует. Получить жилье по социальному найму будет сложно, это смогут сделать только определенные категории жильцов:

  • признанные малоимущими;
  • имеющие трех и более детей;
  • находящиеся на пенсии;
  • другие социально незащищенные граждане.

Получение новой жилплощади всегда связано с множеством вопросов. А когда речь идет о расселении, их количество стремительно увеличивается. В настоящей статье мы подготовили подробную инструкцию порядка осуществления переселения из ветхого жилья с учетом всех необходимых нюансов процедуры.

○ Понятие ветхого и аварийного жилья.

В законодательстве не закреплено определение ветхого жилья, но на практике к данной категории относится недвижимость, износ которого составляет:

  • 65% для деревянных строений и мансарды.
  • 70% для кирпичных зданий.

При этом несущие конструкции не представляют угрозу жизни и здоровью проживающих. Главное отличие аварийного жилья от ветхого заключается именно в том, что износ конструкций превышает нормативы, создавая угрозу обрушения.

Для определения состояния здания, в специально создаваемую межведомственную комиссию направляется заявление на оценку жилплощади. После получения ходатайства, у комиссии есть 30 дней на вынесение постановления. Решение может быть следующим:

  • Признать жилплощадь пригодной для дальнейшего проживания.
  • Провести капитальный ремонт и/или реконструкцию/перепланировку.
  • Признать жилье непригодным для проживания из-за несоответствия установленным законодательным нормам.
  • Присвоить дома статус аварийного и признать подлежащим реконструкции либо сносу.

○ Программа переселения.

Расселение ветхих домов входит в целевую федеральную программу «Жилье », которое изначально рассчитывалось на 2002-2010 гг. Однако не все регионы смогли справиться с поставленным задачами в срок, поэтому действие программы продлили до 31 сентября 2017 года. После ее завершения жильцы ветхих и аварийных домой должны иметь благоустроенную жилплощадь в черте населенного пункта, в котором было расположено предыдущее.

○ Кто осуществляет переселение.

Решение о необходимости переселения принимается межведомственной комиссией на основании экспертного заключения о состоянии дома. При положительном решении вопроса программа расселения разрабатывается местными органами власти.

Помимо заявления от проживающего требуется:

  • Правоустанавливающие документы (копии).
  • Проект реконструкции (при переводе нежилого помещения в статус жилого).
  • Акт экспертной проверки о признании жилья непригодным для проживания.
  • Иные документы по усмотрению заявителя.

Региональные власти самостоятельно устанавливают сроки переселения в соответствии с законодательством.

○ Этапы переселения.

Расселение предполагает прохождение определенных этапов.

✔ Реестр непригодного жилья.

Все здания, которые признаны непригодными для жилья вносятся в специальный реестр. Благодаря такому фиксированию, узнать статус своего обращения стало намного проще. Достаточно зайти на сайт Министерства капитального строительства и просмотреть список домов, подлежащих расселению. Также по-прежнему можно узнать внесен ли тот или иной объект в реестр, обратившись в органы местного самоуправления либо специально созданные ими структуры. Переселение осуществляется в сроки, предусмотренные муниципальными программами. При этом существует возможность подать прошение об уменьшении сроков, если дальнейшее проживание представляет реальную угрозу для жизни.

✔ Выбор жилья для расселения.

При переселении жильцам предлагается жилплощадь в зданиях, которые возведены специально по программе расселения ветхого жилья. При этом площадь нового места проживания не должна быть меньше предыдущего (для собственников) и соответствовать принятым государственным нормам на одного человека (для нанимателей). В редких случаях возможно переселение в квартиры из вторичного жилого рынка.

У жильцов есть право отказаться от предлагаемой жилплощади и получить компенсацию в размере рыночной стоимости своего жилья.

✔ Заключение договоров.

Собственники заключают с местными властями договор мены, согласно которому:

  • Стороны договариваются о площади новой жилплощади и уровне ее благоустроенности;
  • Проживающему предоставляется квартира в том же районе, где находилась прежняя;
  • По соглашению участников договора может быть предоставлено жилье за пределами района, но оно обязательно должно располагаться на территории региона, в котором находилось ветхое жилье.

Если проживающий владеет жильем по договору социального найма, он заключает с властями новый договор на тех же условиях. В данном случае размеры жилья определяются на основании положенного количества квадратных метров на человека.

✔ Переезд.

Переселение в новые квартиры осуществляется в течение 1 года с момента вынесения экспертного решения о необходимости сноса дома и в течение 1 месяца после заключения соответствующего договора. Расселение происходит в порядке строгой очередности постановки на учет и по мере возведения новых многоквартирных домов.

Расходы, возникающие во время переезда, компенсируются местными органами власти.

○ Выплата жильцам покупной цены.

При сносе аварийного жилья можно отказаться от переезда и получить денежную компенсацию. В этом случае осуществляется выкуп жилплощади государством и квартира реализуется на торгах. Владельцу положено выплатить сумму, соответствующую рыночной стоимости жилья. При этом должны быть учтены и убытки, которые несет гражданин при переезде.

Выплата осуществляется в предусмотренные договором сроки в форме безналичного расчета и носит целевой характер. Соответственно, полученные финансовые средства должны быть потрачены только на покупку нового жилья. Если у гражданина уже имеется квартира, деньги можно потратить на иные цели, но только при условии получения соответствующего разрешения от муниципалитета.

○ Особенности переселения:

Законодательством предусмотрены нюансы переселения для собственников аварийного жилья и его нанимателей.

✔ Для собственников.

Если проживающий приватизировал жилплощадь и является его собственником, он может рассчитывать на следующие права при расселении:

  • Аналогичная по размерам жилплощадь (по площади и количеству комнат).
  • Получение жилья в том же районе.

При этом собственник может отказаться т получения новой квартиры и потребовать компенсацию в размере ее рыночной стоимости.

✔ Для нанимателей.

Если жилплощадь используется по договору социального найма, при расселении проживающие могут рассчитывать на:

  • Площадь по количеству установленных законом квадратных метров на человека;
  • Благоустроенность жилья;
  • Расположение в пределах того же населенного пункта.
  • «Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении (ст. 89 ЖК РФ)».

Процесс реализации переселения граждан из ветхого и аварийного жилья условно можно разделить на три основных этапа:

1 этап - разработка программы с участием субъектов РФ и ее утверждение на федеральном уровне, расчет целевых показателей, утверждение плана мероприятий и сроков исполнения программы;

II этап - создание и утверждение региональных и муниципальных программ, их финансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ;

III этап - непосредственно переселение граждан, связанное с признанием жилых помещений непригодными для проживания, выселением, изъятием жилого помещения, сносом аварийных зданий, строительством и покупкой нового жилья, предоставлением нового жилого помещения, а также стимули-рование инвесторов и населения к участию в строительстве нового жилья.

Все эти этапы не статичны, они взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии. В силу различных обстоятельств приходится корректировать показатели как региональных, так и федеральных программ. Поэтому нельзя сказать, что этапы строго последовательны или что один из них был завершен.

Старт первому этапу современной государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» фактически был дан изданием Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Этот документ обязал Правительство в указанные сроки обеспечить показатели качества жилья и жилищно-коммунальных услуг, разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий, разработать программу обеспечения населения доступным и комфортным жильем, подготовить законодательные предложения, направленные на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства. В том числе Указом до марта 2013 года предписывалось разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

Во исполнение поставленных Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион РФ) разработана государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 года №2227-р (далее Распоряжение №2227-р). Программа имела очень оптимистические целевые показатели и была рассчитана на три этапа реализации: 2013-2015 годы, 2016-2017 годы и 2018-2020 годы. Переселение из аварийного жилья должно было происходить в рамках решения задачи расселения аварийного жилищного фонда подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России». Одним из основных ожидаемых конечных результатов государственной программы было отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда. В рамках первого этапа государственной программы предполагалось завершение переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 01.01.2012 г. Соответственно на втором этапе программы после 1 января 2016 года переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, должно было осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, был утвержден Распоряжением №1743-р. Основными ответственными исполнителями мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда этим документом были назначены Минстрой РФ и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Выполнение мероприятий по методической поддержке региональных программ, внесению проектов нормативно-правовых актов, изменений в существующее законодательство было возложено также на Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Минрегион РФ, Госстрой РФ.

Но на этом этап разработки программы переселения не был закончен. Распоряжением Правительства РФ от 24.01.2014 №71-р ответственным исполнителем государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» был назначен Минстрой РФ. Затем 15.04.2014 г. Постановлением Правительства РФ от №323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» государственная программа становится актом, имеющим нормативный характер. По мере выполнения задач, достижения показателей корректируется комплекс мер добавлением мероприятий:

  • а) по формированию органами исполнительной власти субъектов РФ реестров аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 г., подлежащих расселению, и списков граждан, подлежащих переселению;
  • б) по формированию и утверждению органами исполнительной власти субъектов РФ региональных и муниципальных адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 22.08.2014г. №1604-р);
  • в) по мониторингу и анализу реализации региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года.

Всего на ноябрь 2016 года Распоряжение №1743 «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» корректировалось восемь раз, в том числе в 2016 году - два раза, последнее изменение внесено Распоряжением Правительства РФ от 28.10.2016 №2288-р. То есть этап разработки программы до сих пор находится в стадии корректировки.

Причин для непостоянства основного программного документа вполне достаточно. Во-первых, государственная программа, безусловно, разрабатывается на основе аналогичных программ субъектов федерации и органов местного самоуправления, бюджеты которых в условиях неожиданного падения доходов 2014-2015 годов были серьезно урезаны, что повлекло за собой комплексные корректировки всех расходов. Во-вторых, инерционность процессов согласования местных и региональных программ вызывает временную задержку в достижении показателей, из-за чего и возникает необходимость изменения показателей текущего и последующего этапов программы. Третьей причиной можно назвать связанные с первой причиной задержки финансирования мероприятий по переселению, которые в ряде случаев может иметь и криминальный характер, например, нецелевое использование средств. Все это приводит к необходимости корректировать и показатели, и сроки выполнения программы.

Такой подход к решению задачи переселения назвать программным можно с большой натяжкой. Программный подход, по нашему мнению, предполагает достижение конкретных показателей при выполнении конкретных задач в конкретные сроки.

Политика регионов в отношении переселения из аварийного жилья является более определенной по сравнению с государственной. Связано это, скорее всего, с требованиями ст.14 Закона №185-ФЗ о наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со ст.16 Закона №185-ФЗ. В этом случае предоставляется финансовая поддержка за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Статья 16 Закона №185-ФЗ регламентирует требования, предъявляемые к региональным адресным программам по переселению из аварийного жилья. Отметим в очередной раз тот факт, что Фонд содействия реформированию ЖКХ осуществляет финансовую поддержку мероприятий по переселению только из аварийного жилья. О ветхом жилье, в силу, видимо, отсутствия юридического определения в законе не упоминается.

Практически всеми субъектами РФ, за редким исключением, в 2013 году приняты региональные адресные программы переселения из аварийного жилья. И, так как муниципалитеты в каждом субъекте являются соисполнителями и участниками региональных программ переселения, то ими в соответствии с требованием региональной программы тоже были утверждены соответствующие муниципальные программы переселения. В сущности, отличие муниципальных программ от региональных состоит лишь в плановых показателях выполнения.

Какие же основные моменты можно выделить в региональных и муниципальных программах переселения из аварийного жилья?

Все программы, принятые после 1 января 2013 года должны быть завершены до 1 сентября 2017 года. Это связано с тем, что в соответствии с п.6 ст.З Закона №185-ФЗ Фонд содействия реформированию ЖКХ действует до 01.01.2018 г. и в дальнейшем подлежит ликвидации. Но, судя по темпам достижения показателей программ переселения, не все регионы смогут к 01.09.2017 г. полностью выполнить поставленные задачи. С определенной, достаточно высокой долей вероятности, можно предположить, что государством будет продлен срок функционирования Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Следующим важным моментом всех программ стоит отметить, что переселение осуществляется только из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу. Аварийное жилье, признанное аварийным позднее, должно быть расселено по решению муниципальных властей только за счет местного или регионального бюджета. Согласно ст. 20.9 Закона №185-ФЗ региональные власти могут подать заявку на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г. при соблюдении ряда условий: наличие региональной программы переселения такого жилья; обязательное включение перечня многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обязательное соответствие требованиям ст.16 Закона №185-ФЗ кроме требований п.1 ч.2 и ч.2.1 ст.16 Закона №185-ФЗ . Но самым главным условием является выполнение регионом обязательства по переселению граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2012 г. При выполнении всех условий возможна финансовая поддержка новых программ переселения за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в пределах лимита средств на переселение, установленного для субъекта РФ.

По данным сайта Фонда содействия реформированию ЖКХ по состоянию на ноябрь 2016 года 35 регионов имели отставание от графика переселения граждан более трех месяцев. И только два региона к этому времени успешно завершили выполнение своих программ: г.Москва и Московская область. С учетом оставшегося времени до завершения запланированного переселения, объемов нерасселенных площадей - 5766060 кв.м, аварийной жилплощади и темпов расселения за прошлые годы - за 2014-2015 годы расселено 5635430 кв.м, можно предположить, что большинство регионов с трудом справится с задачами действующих программ переселения. Поэтому ожидать, что 31322 аварийных дома, общей площадью более 8000000 кв.м., включенных в реестры после 01.01.2012 года, будут расселены до 01.09.2017 года, не стоит.

Из различий в программах переселения разных регионов отметим формирование некоторыми субъектами РФ государственных региональных жилищных программ по аналогии с федеральной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в которые в качестве подпрограмм включены мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таковыми, например, являются Государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014- 2020 годы» и аналогичные программы Калининградской, Тульской, Тюменской областей, Камчатского и Приморского краев, Чеченской Республики. С одной стороны, формирование комплексной жилищной программы позволяет во взаимосвязи решать задачи строительства и ремонта жилищного фонда, стимулирования инвесторов и обеспечения жильем отдельных категорий граждан, переселения из аварийного жилья и оказания мер государственной поддержки в приобретении жилья и многих других. С другой стороны, в столь неспокойной экономической обстановке сбой в одной подпрограмме непременно повлияет на выполнение задач в прочих подпрограммах. Нельзя однозначно определить, что комплексные жилищные программы решают поставленные задачи с большим успехом, чем отдельные адресные и наоборот. Например, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ Республика Татарстан находится в «красной» зоне, то есть темпы переселения отстают от плановых более чем на три месяца. В Самарской области переселение проходит по графику. Хотя оба региона решают комплексные жилищные задачи.

На сформулированном нами III этапе производится непосредственно переселение граждан, которое регулируется:

  • а) Статьями 32, 85, 86, 89 Жилищного кодекса РФ;
  • б) Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Алгоритм расселения граждан из ветхого и аварийного жилья можно представить следующим образом:

  • а) инициирование признания многоквартирного дома аварийным;
  • б) оценка и обследование многоквартирного дома межведомственной комиссией;
  • в) принятие компетентным органом решения о признании многоквартирного дома аварийным либо подлежащим реконструкции;
  • г) непосредственно расселение граждан.

Рассмотрим более подробно каждый из этих этапов. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подробно описан в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Основанием для проведения оценки жилых помещений межведомственной комиссией могут являться заявления собственников, нанимателей помещений, а также заключение органов государственного надзора и контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции. К заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. При необходимости может быть приложено заключение проектноизыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, а по усмотрению заявителя-собственника - заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Комиссии создаются органом исполнительной власти субъекта РФ - для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ и органом местного самоуправления - для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления, представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. Председателем комиссии назначается должностное лицо органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления. Состав межведомственной комиссии имеет немаловажное значение для принятия квалифицированного и компетентного решения.

Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 02.08.2016 №746 в Положение о признании внесены дополнения в части состава межведомственной комиссии при обследовании многоквартирного дома с момента выдачи разрешения о вводе в эксплуатацию которого прошло не более 5 лет. В этом случае оценка и обследование проводится комиссией созданной органом исполнительной власти субъекта РФ, а при наличии в составе этой комиссии лиц, причастных к выдаче разрешений на строительство обследуемого дома либо к выдаче разрешения на ввод его в эксплуатацию, устанавливается необходимость создания другой комиссии, в состав которой недопустимо включение указанных лиц и их представителей. Эти условия должны способствовать повышению качества вновь вводимого жилья, ответственности не только застройщиков, но и чиновников, принимающих решения в градостроительной сфере.

Поступившее заявление межведомственная комиссия рассматривает в течение 30 дней с даты регистрации и, в случае требования в заявлении о признании дома аварийным либо подлежащим капитальному ремонту, принимает одно из следующих решений, указанных в п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Полученное заключение межведомственной комиссии является основанием для соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения принять решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Собственники помещений могут оспорить вынесенное решение в судебном порядке.

Затем орган исполнительной власти, местного самоуправления издает распоряжение, где указывает дальнейшее использование помещения, сроки отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

При признании необходимым проведение реконструкции или капитального ремонта, затрагивающего конструктивные элементы здания, многоквартирного дома производится временное расселение граждан в маневренный фонд. Авторы Методических указаний по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности в 1998 году указывали на необходимость принятия региональных законов «О защите прав граждан при сохранении и обновлении жилищного фонда», территориальных нормативно-правовых актов - Положений о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции или капитальному ремонту. В своих рекомендациях в качестве аналогов они указывали Закон №28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», принятый Московской городской Думой 25.06.1997 года и Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции и капитальному ремонту в городе Челябинске, принятому решением Челябинской городской Думы от 01.07.1997 г. №11/12. На основании этих рекомендаций муниципальными образованиями были разработаны собственные положения о порядке переселения граждан, в частности, Постановлением администрации города Оренбурга от 08.02.2011 №619-п утверждено Положение «О порядке предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования «город Оренбург».

Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома регламентируется статьей 88 ЖК РФ и предусматривает переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно за счет наймодателя либо предоставление другого благоустроенного помещения с заключением договора социального найма. В отношении граждан, владеющих жилым помещением на основании договора найма и собственников жилых помещений, судами применяется действие закона по аналогии. Так, в апелляционном определении Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-8/2016 по иску администрации г.Мурманска к гражданке К., являющейся собственником жилого по- меще-ния, о выселении из жилого помещения на период проведения ремонтных работ, понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение судебная коллегия по гражданским делам установила, что «часть 4 статьи 3 ЖК РФ допускает выселение из жилища или ограничение в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, к числу таких оснований относится основание, указанное в статье 88 Жилищного кодекса» . Апелляционная жалоба администрации г.Мурманска была удовлетворена, а гражданку К. суд обязал переселить в жилое помещение маневренного фонда на время проведения капитального ремонта по правилам ч.1 ст.88 ЖК РФ.

По окончании работ по реконструкции либо капитального ремонта многоквартирного дома граждане, которым были предоставлены жилые помещения маневренного фонда, обязаны освободить их и за счет наймодателя переселиться в ранее занимаемые ими жилые помещения. Исключение составляют случаи, когда в результате реконструкции или капитального ремонта изменяется площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Если площадь уменьшается и в результате этого наниматель и проживающие с ним члены семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или площадь увеличится, существенно превысив норму представления жилых помещений, то наймодатель заблаговременно, до начала капитального ремонта или реконструкции, должен предоставить нанимателю подходящее помещение для заключения нового договора социального найма. В этом случае можно говорить именно о расселении из ветхого жилья. При принятии решения о реконструкции жилых помещений, находящихся в собственности граждан, по мнению Крашенинникова П.В., размер этого жилого помещения не может быть изменен без его согласия. В этом случае при принятии решения о реконструкции жилых помещений орган государственной власти либо орган местного самоуправления должен получить согласие собственников этих помещений на такую реконструкцию. Если собственник жилого помещения не согласен, чтобы его помещение было изменено, то проведение такой реконструкции невозможно . Постановлением Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года

№14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» указано, что при расселении собственников из жилых помещений в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту в случае возникновения споров при изменении вследствие произведенных работ площади жилого помещения суд вправе исходя из норм чЛ ст.7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч.Ю ст.32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену .

Таким образом, при признании многоквартирного дома подлежащим реконструкции либо капитальному ремонту, в обыденном понимании, называемом «ветхим», переселение граждан имеет временный характер, зависит от наличия свободных жилых помещений маневренного фонда. При необходимости и с согласия нанимателей, собственников помещений возможно переселение их и членов их семей в другие жилые помещения на постоянной основе.

В случае принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу орган, принявший такое решение указывает сроки отселения граждан из аварийного дома. От этого будет зависеть, когда с нанимателями помещений будут расторгнуты договора найма, а собственникам будет предъявлено требование о сносе аварийного дома. Назначаемые сроки отселения не могут быть поставлены в зависимость от наличия плана и срока сноса дома в случае, если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния или по иным основаниям.

Нанимателям по договору социального найма органы исполнительной власти или орган местного самоуправления должны предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначной площади в границах того же населенного пункта. Законодатель имеет в виду общую площадь помещения, а не жилую. Если переселяемые граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, то помещения предоставляются им по норме предоставления. Пунктом 2 статьи 89 ЖК определено право нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи требовать предоставления соответственно отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире, что и до выселения, в случае, если они занимали отдельную квартиру или не менее чем две комнаты. Количество комнат учитывается только при выселении из коммунальной квартиры и вселении в аналогичную. Если выселение происходит из квартиры, то число комнат в предоставляемом жилом помещении законом не регламентировано. По письменному согласию нанимателя вновь предоставляемое жилое помещение может находиться в другом населенном пункте. Граждан, отказывающихся расторгать договор социального найма без объективных на то причин, наймодатель вправе принудить к расторжению договора и выселению, обратившись с иском в суд. Примером может служить заочное решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга по делу №2-1433/2013 от

29.03.2013 г. по иску Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга к нанимателю по договору социального найма одной комнаты в доме коридорного типа К. о выселении из занимаемого им аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения - одной комнаты большей площади, расположенной в трехкомнатной квартире . Суд, изучив материалы дела, не установил обстоятельств, которые препятствовали бы выселению ответчиков в предоставленное им благоустроенное жилое помещение - комнату в трехкомнатной квартире, и удовлетворил исковые требования истов, посчитав их законными и обоснованными. При соблюдении всех установленных законом норм о благоустроенности нового жилого помещения, расположенности в том же населенном пункте, соответствии площади и количестве комнат остается под сомнением целесообразность нормы, позволяющей переселять граждан в отдельную комнату в квартире. Тем самым законодательно закреплена долгосрочная перспектива существования коммуналок.

С собственниками жилых помещений дела обстоят несколько иначе. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в определенный срок.

Если собственники помещений в аварийном доме осуществят его снос в течение предоставленного им срока, земельный участок остается в их общей долевой собственности. Они вправе принять коллективное решение о постройке нового многоквартирного дома либо распорядиться земельным участком любым другим законным способом.

Сложившаяся практика показывает, что собственники не в состоянии самостоятельно провести реконструкцию или снос дома в силу разных причин, поэтому чаще всего производится изъятие земельного участка для муниципальных нужд по окончании срока, установленного решением органа местного самоуправления. В этом случае в соответствии с п.1 ст.32 ЖК РФ производится изъятие жилых помещений у собственников, кроме помещений, принадлежащих на праве муниципальному собственности образованию. Обязательная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, включает в себя принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии. В данной ситуации юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. Поэтому сообщение в средствах массовой информации (например, по телевидению, радио, в печатных изданиях) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения .

Для собственников изымаемых жилых помещений на данный момент существует два варианта развития событий. Зависят они от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, не включенном в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. Собственнику жилого помещения в доме, включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по соглашению с органом исполнительной власти или местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения, вместо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение может быть предложено другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности с зачетом его стоимости в выкупной цене. При этом собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае, когда стоимость предоставляемого помещения выше выкупной цены изымаемого, то оплата разницы в цене может быть возложена на собственника только по соглашению сторон.

По правилам, ч.7 ст.32 ЖК РФ выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику изъятием этого помещения, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроиз- веденный капитальный ремонт. Выкупную стоимость можно условно разделить на две части:

  • а) рыночная стоимость жилого помещения, включая стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу многоквартирном доме, в том числе стоимость доли в праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок, установлена в положениях ст.36-38 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ.
  • б) убытки, которые несет собственник вследствие изъятия жилого помещения, установленные п.7 ст.32 ЖК РФ.

То есть собственник имеет право на денежную компенсацию затрат по переселению из аварийного дома в отличие от гражданина, проживающего на основании договора социального найма, переселение которого в жилое помещение маневренного фонда и обратно, осуществляется за счет наймодателя только при предоставлении жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома.

Принудительное изъятие жилого помещения допускается на основании решения суда по иску, предъявленному собственнику, не заключившему соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, но не ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества. Собственнику будет выплачена выкупная цена, определенная решением суда.

Рассмотренный порядок переселения применяется для многоквартирных домов, попадающих под действие программ переселения, то есть признанных аварийными до 01.01.2012 года и не включенных в такие программы. И если в первом случае финансирование производится муниципальным и региональным бюджетами в совокупности с

Фондом содействия реформированию ЖКХ в рамках действия Закона №185-ФЗ, то для аварийных домов, признанных таковыми после

01.01.2012 года регионам приходится искать собственные пути решения возникающих проблем. Особенно если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния.

Решением в этом случае может стать указание в региональных программах переселения, целевых либо комплексных жилищных программах необходимость привлечения инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволяющих повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечивающих дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилья. Необходимо предусмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования изымаемых участков, в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство. Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.

Источниками инвестиционных ресурсов в перспективе должны стать кредиты банков, муниципальные/региональные облигационные займы, капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов инженерной инфраструктуры.

В Оренбургской области в целях повышения доступности и комфортности жилья, качества жилищного обеспечения населения действует Государственная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014- 2020 годах», принятая Постановлением Правительства Оренбургской области от

30.08.2013 года№737-пп.

Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. В муниципальных образованиях, целесообразно говорить о концепции реконструкции отдельных территорий, подходах к их преобразованию с позиций привлекательности для инвесторов, жителей и муниципального образования в целом. В зависимости от стратегии реконструкции устанавливается градостроительный регламент зоны с предписанием видов и параметров разрешенного использования недвижимости. Для повышения инвестиционной привлекательности жилищно- коммунальной инфраструктуры необходимо предусмотреть обеспечение условий снижения рисков потенциальных инвесторов.

Подводя итог рассмотрению этапов реализации программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, стоит отметить, что каждый этап имеет свои особенности, связанные с субъектным составом, методами реализации, процессуальными особенностями. Природа и решение возникающих при реализации переселения споров тоже зависит от того, на каком из этих этапов они появляются.

Список использованной литературы

  • 1. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс].: федер. закон от 21.07.2007 г. №185-ФЗ. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО Кон- сультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 2. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 17.12.2010 г. №1050 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 г. №323 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 4. Панин, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» (постатейный) [Электронный ресурс]. / А. Н. Панин, В. Ю. Коржов / под ред. Е.А. Каменевой // Информационноправовой портал ГАРАНТ.РУ. - Москва: ООО НПП ГАРАНТ-СЕРВИС, 2017. - Режим доступа: http://base.garant.ru.
  • 5. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. - Москва: Статут, 2012. - 620 с.
  • 6. Реформа ЖКХ [Электронный ресурс]. / Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. - Режим доступа: https://www.reformagkh.ru.
  • 7. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-3914/2015 33-8/2016 [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система Право.ги. - Москва: ООО СПС Право.ру, 2017. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru.
  • 8. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс].: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО КонсультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 9. Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от
  • 29.03.2013 г. по делу №2-1433/2013 [Электронный ресурс]. // Консорциум Кодекс.- Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.

Вопросы переселения граждан регламентируются:

Жилищным кодексом Российской Федерации,

I. Основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с:

    • проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;
    • переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;
    • признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;
  • изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

II. Собственникам, освобождающим жилые помещения (жилые дома), по их выбору в денежной или натуральной форме предоставляется равноценное возмещение (компенсация) либо выкупная цена.

Размер возмещения (компенсации) либо выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки.

Размер денежного возмещения (компенсации) собственнику должен соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения.

При определении выкупной цены изымаемого у собственника жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка в нее включаются размер рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома), а также все убытки, причиненные собственнику в связи с его изъятием.

При согласии собственника с ним может быть заключен договор мены, в соответствии с которым собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению.

При этом равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. Доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается.

Собственнику, а также членам его семьи, освобождающим жилые помещения и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

III. Переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования.

Согласно ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

IV. Согласно постановлению Правительства Москвы от 03.06.2011г. N243-ПП «О программе обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на 2011 год» в 2011 году жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на жилищном учете и не имеющим жилищных льгот («общие основания»), признанным до 1 января 1990г. нуждающимися в улучшении жилищных условий.