Федеральный резервный фонд. Резервный фонд российской федерации

Резервный фонд Российской Федерации создан 1 февраля 2008 года по инициативе Министерства финансов. До этого момента существовал Стабилизационный фонд России. Однако постановлением Минфина он разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

У резервных ресурсов есть максимально допустимый предел накопления средств. Он рассчитывается ежегодно, исходя из того, сколько по прогнозам составит значение валового внутреннего продукта страны. После превышения этого значения, равного 10% от предсказываемого ВВП, капитал начинает поступать в ФНБ.

Формирование и пополнение этих ресурсов происходит за счет средств, получаемых от сырьевых доходов государства (продажи нефти и газа).

В течение своего существования динамика изменения размера резервных средств была весьма цикличной – год увеличения сменялся годом уменьшения суммы. Ниже приведена официальная информация о динамике изменения объема средств Резервного фонда:

  • 02.2008 – 3,057 триллиона руб.
  • 02.2009 – 4,863 триллиона руб.
  • 02.2010 – 1,823 триллиона руб.

В предыдущем 2017 году имел место рост объемов запасного капитала.

Начало года

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации была размещена информация об увеличении Резервного фонда России на январь 2017 года. Согласно этим данным, совокупная сумма составила 1 677 000 000 руб. По сравнению с началом прошлого года, эта цифра упала в 10 раз. Фонд национального благосостояния, к тому же, также уменьшился, и в данный момент составляет 1,677 триллиона рублей. Это примерно в раз меньше, чем на начало 2017 года. Эксперты утверждают, что такой скачок в объемах резервных средств России вызван ослаблением национальной валюты.

Резервные средства обеих структур размещены на счетах в Центральном Банке России. ФНБ частично располагается на депозитных счетах Внешнеэкономического банка, в ценных и долговых бумагах иностранных государств, в российских акциях частных компаний, а также на депозитном счете в банке ВТБ.

Состояние на февраль-март 2018

К сожалению, за таким резким увеличением количества средств в 2017 году, последовал не менее резкий их спад. Состояние совокупного объема капитала в резервах на 1 февраля 2018 года составляло почти 1,677 триллионов в российской валюте, в ФНБ – 5 триллионов рублей.

Однако за один месяц резервы государства сократились почти на 20%, а ФНБ – на 10%. За две недели в феврале резервные ресурсы утратили 4,13 миллиарда рублей только из-за валютных изменений – средства были размещены на счетах в Центральном банке в иностранной валюте. ФНБ также пострадал от курсовых переоценок – его объем упал на 200 миллиардов рублей только из-за изменения курса российской валюты.

Резервный фонд также претерпел крупные потери из-за покрытия дефицита государственного бюджета. На эти цели государством было изъято около 500 миллиардов руб.

Прогнозы на 2018 год

Из-за ожидаемого сокращения доходов государственного бюджета объем Резервного фонда обязательно уменьшится. Министерство финансов рассчитывает на уменьшение объема резервов в десять раз к концу 2018 года. Более того, сокращение совокупной суммы капитала запаса продолжится и в 2018 году. Однако далее фонд будет снова пополняться.

Министерство финансов планирует потратить в течение 2017 года около 3,5 триллиона рублей. Средства пойдут на покрытие дефицита в государственном бюджете. В этом году, по оценкам экспертов, он составит около 3,8% от валового внутреннего продукта, что будет приблизительно равняться 2,76 триллиона рублей. Для сравнения, в 2017 году бюджет закрыт с дефицитом в 0,5% ВВП.

В 2018 году сумма, потраченная из резервных средств, должна уменьшиться – Минфин рассчитывает изъять около 1,16 триллиона рублей на государственные нужды.

Подобные планы Министерства финансов связаны с ожидаемым уменьшением объемов дохода федерального бюджета государства. В связи с этим министр финансов Антон Силуанов заявляет о просьбе Минфина использовать 3 триллиона рублей из средств запаса.

Министерство финансов планирует также сокращать дефицит бюджета за счет уменьшения расходов государства. Заместитель главы Министерства финансов Татьяна Нестеренко заявила об этом намерении Минфина на коллегии Федерального казначейства. Так, за счет неиндексации заработных плат и сокращения инвестиций Минфин уменьшит годовые расходы на 1,07 триллиона рублей. Замглавы Министерства финансов сообщает, что в данный момент найдены готовые для использования ресурсы и пути сокращения расходов. Сообщается, что все возможные способы сокращения расходов государственного бюджета можно условно разделить на следующие направления:

  • неиндексация заработных плат;
  • строительство новых объектов;
  • пересмотр инвестиционных расходов.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Заместитель министра утверждает, что без данных мер дефицит бюджета к концу 2018 года может составить 4,7% от валового внутреннего продукта страны, что привело бы к разорению резервных средств.

  • 34. Назначение, особенности формирования и направления использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
  • 36. Бюджет субъекта рф, состав его доходов и расходов.
  • 37. Расходные обязательства субъектов рф
  • 39.Расходные обязательства муниципальных образований.
  • 40. Назначение, особенности формирования и исполнения местного бюджета.
  • 41. Формы расходования бюджетных средств, предусмотренные Бюджетным кодексом рф.
  • 42. Собственные доходы бюджетов субъектов рф и бюджетов муниципальных образований.
  • 48. Особенности формирования бюджетов Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования
  • 49. Межбюджетные трансферты: понятие, необходимость предоставления и формы
  • 50. Содержание и значение бюджетной политики государства. Основы разработки бюджетной политики в Российской Федерации.
  • 52. Основные направления бюджетной политики рф на современном этапе.
  • 53. Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов рф.
  • 54. Межбюджетные отношения в рф: принципы, проблемы, пути совершенствования.
  • 43. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: цели создания, источники формирования, управление средствами

    Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

    Резервный фонд формируется за счет:

    Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    Доходов от управления средствами Резервного фонда.

    Средства Резервного фонда могут использоваться на досрочное погашение государственного внешнего долга. С 1 января 2010 г. средства Фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

    Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

    Фонд национального благосостояния формируется за счет:

    Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

    Доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния

    Управление средствами осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

    Управление средствами Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния может осуществляться следующими способами:

    1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной в ЦБ РФ. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

    2) путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством РФ.

    Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

    44.Бюджет Пенсионного фонда РФ, состав его доходов, расходов и источников финансирования дефицита. Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: · страховых взносов; · средств федерального бюджета; · сумм пеней и иных финансовых санкций; · доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; · добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц; · иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. За счет бюджета пенсионного фонда РФ финансируется выплата пенсий, предусмотренных законодательством РФ, включая трудовые пенсии (в том числе трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца), социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Средства бюджета пенсионного фонда РФ , в соответствии с федеральным законом о бюджете пенсионного фонда РФ, направляются также на доставку пенсий, выплачиваемых за счет этого бюджета, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика.

    Источники финансирования дефицита бюджета ПФ:

    Уменьшение/ увеличение остатков денежных средств финансового резерва

    бюджета ПФ РФ

    Увеличение/уменьшение остатков финансовых резервов бюджетов

    Курсовая разница по средствам финансового резерва бюджета ПФ РФ

    Увеличение/уменьшение остатков средств пенсионных накоплений бюджета ПФ РФ

    Порядок формирования Поскольку для акционерных обществ сформировать резервный фонд - это обязанность, то данное условие непременно должно быть отражено в уставе. То есть меньше 5 процентов от размера уставного капитала этот фонд быть не может. Но акционеры могут определить его и в большем размере. Об этом также должно быть сказано в уставе.

    Формируют фонд за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли до тех пор, пока его размер не станет равным установленной величине.

    По общему правилу распределение прибыли относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, далее - Закон № 208-ФЗ). Поэтому, по нашему мнению, зачисление чистой прибыли отчетного года в резервный фонд среди других направлений ее использования должно быть определено в решении общего собрания. Это и будет документом, на основании которого бухгалтер сделает соответствующие записи в учете.
    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФОРМИРОВАНИИ РЕЗЕРВОВ

    Обязанность акционерных обществ формировать резервный фонд установлена пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Его размер не может быть менее 5 процентов от уставного капитала. А вот максимальный размер фонда не ограничен. Это определяют собственники общества и отражают в уставе.

    Источником резервного фонда служит чистая прибыль, а отчисления делают ежегодно в обязательном порядке до достижения фондом размера, указанного в уставе.

    Формировать резервный фонд могут и общества с ограниченной ответственностью. Но для них это не обязанность, а право. В таком случае порядок формирования фонда и его размер собственники указывают в уставе (ст. 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
    Отражение в бухгалтерском учете Мы отметили, что документом, на основании которого бухгалтер отразит распределение прибыли, будет решение общего собрания акционеров. Но такое собрание состоится уже после окончания финансового года.
    РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВПодпунктом 11 пункта 1 статьи 48 Закона № 208-ФЗ установлено, что годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, включая и отчет о прибылях и убытках акционерного общества, должно утвердить общее собрание акционеров. Состояться оно должно в сроки, определенные уставом, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47 Закона № 208-ФЗ). Кроме того, общее собрание утверждает распределение прибыли, в том числе выплату (объявление) дивидендов и порядок погашения убытков.

    Нужно помнить и о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, который утвержден приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н. Дело в том, что согласно этому порядку в бухгалтерском балансе по состоянию на конец года показывается общая сумма чистой прибыли, полученная предприятием (строка 470). А вот направления использования прибыли, включая сумму объявленных дивидендов, показывают в пояснительной записке без отражения по счетам бухгалтерского учета.

    Из этого следует, что отчисления в резервный фонд отражают в бухгалтерском учете уже следующего года - на дату решения общего собрания акционеров. Это делают записью по кредиту счета 82 «Резервный капитал» в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
    Это правило полностью применимо и к предприятиям, созданным в форме обществ с ограниченнной ответственностью. УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА РЕЗЕРВНОГО ФОНДАСобственники имеют право увеличить размер резервного фонда, первоначально зафиксированного в уставе. Причем они могут это сделать даже в том случае, когда он еще не достиг 5-процентного размера уставного капитала.

    Для этого на собрании акционеров следует принять решение об увеличении резервного фонда, о размере ежегодных отчислений и на основании этих решений внести соответствующие изменения в устав.

    Обратим внимание на взаимозависимость размеров уставного капитала и резервного фонда. Дело в том, что законодательством определено, что сумма увеличения уставного капитала не может быть больше разницы между стоимостью чистых активов и суммой уставного и резервного капитала общества. Соответственно, при увеличении или уменьшении уставного капитала должен увеличиться либо уменьшиться резервный капитал.

    Формирование и использование всех фондов, которые формируются в акционерном обществе за счет чистой прибыли, отражают в специальном Отчете об изменениях капитала (форма № 3).
    Использование резервного фонда Резервный фонд акционерных обществ предназначен только для покрытия убытков, погашения облигаций общества и выкупа собственных акций при отсутствии других средств. Ни на какие другие цели резервный фонд использовать нельзя (п. 1 ст. 35 Закона № 208-ФЗ).
    ПОГАШЕНИЕ УБЫТКОВПринимать решение об использовании средств резервного и иных фондов общества - это исключительная компетенция совета директоров или наблюдательного совета (подп. 12 п. 1 ст. 65 Закона № 208-ФЗ).

    Если по итогам года получен убыток, на его погашение может быть направлен весь резервный фонд или его часть. Отражают такое использование следующей записью:

    КРЕДИТ 84 субсчет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

    - направлены на погашение убытка средства резервного фонда.

    Данную операцию проводят на основании решения совета директоров либо выписки из протокола заседания совета. А саму бухгалтерскую запись, как и при отчислениях в резервный фонд, делают в том году, когда совет директоров принял решение. Объясняется это следующим. В действующей редакции порядка составления и представления бухгалтерской отчетности (утвержден приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н) уже нет специального указания о правилах отражения в годовом отчете данных по группам статей «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Только в отмененном пункте 14* этого документа было указано, что такие данные следовало отражать с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год и принятых решений о покрытии убытков.

    Следовательно, составленную бухгалтерскую отчетность, например, за 2009 год с выявленным убытком нужно представить на рассмотрение совету директоров. Заседание совета будет уже в 2010 году. После принятия решения о погашении убытка за счет резервного фонда делают соответствующую бухгалтерскую запись, которая будет датирована тоже 2010 годом. А вот в пояснительной записке к отчету за 2009 год указывают о факте погашения убытка.
    * Пункт 14 порядка составления бухгалтерской отчетности отменен начиная с отчетности за 2004 год.
    ВЫКУП АКЦИЙАкционерное общество может принять решение о выкупе собственных акций. Как правило, это делают с целью их дальнейшего погашения и уменьшения уставного капитала. Расходовать средства резервного фонда на такие цели можно только в том случае, если других средств недостаточно (например, данная операция приведет к возникновению убытка). Рассмотрим следующий пример.

    ПРИМЕР 1
    Общее собрание акционеров приняло решение уменьшить уставный капитал на 20 000 руб. Для этого будет выкуплено 20 акций номинальной стоимостью 1000 руб. с их последующим погашением. Фактическая цена выкупа одной акции составила 1200 руб. Покрыть разницу между ценой выкупа и номинальной стоимостью аннулированных акций решено за счет средств резервного фонда.

    В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки:
    ДЕБЕТ 81 субсчет «Собственные акции (доли)»
    КРЕДИТ 50
    - 24 000 руб. (1200 руб/шт. х 20 шт.) - выкуплены акции у акционеров;

    ДЕБЕТ 80 субсчет «Уставный капитал»

    - 20 000 руб. (1000 руб/шт. х 20 шт.) - уменьшен уставный капитал путем погашения выкупленных акций;

    ДЕБЕТ 82 субсчет «Резервный капитал»
    КРЕДИТ 81 субсчет «Собственные акции (доли)»

    - 4000 руб. (24 000 - 20 000) - отражена разница между ценой выкупа и номинальной стоимостью аннулированных акций.
    ПОГАШЕНИЕ ОБЛИГАЦИЙСредства резервного фонда можно направить на погашение процентов по выпущенным обществом облигациям. Это также допустимо, если иных средств для этого у общества нет, а отражение по общим правилам может привести к убытку.

    Когда акционерное общество погашает облигации, сумма, выплачиваемая их держателям, состоит из их номинальной стоимости и процентов.

    Погашаемые за счет резервного фонда проценты относят в дебет счета 82.

    А вот отражать задолженность в виде номинальной стоимости облигаций по дебету этого счета необоснованно, поскольку при их погашении происходит возврат заемных средств, получение которых было показано по дебету счета 51.

    ПРИМЕР 2
    Акционерное общество разместило 2000 облигаций номинальной стоимостью 500 руб. каждая. Начисленные за период обращения проценты составили 100 000 руб. По истечении срока обращения облигации были погашены.

    Для предотвращения убытка совет директоров принял решение погасить начисленные держателям облигаций проценты за счет резервного фонда.

    В бухгалтерском учете было записано следующее:
    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 67
    - 1 000 000 руб. (500 руб/шт. х 2000 шт.) - получены денежные средства при размещении облигаций;

    ДЕБЕТ 67 КРЕДИТ 51
    - 1 100 000 руб. (1 000 000 + 100 000) - погашены облигации и выплачены начисленные проценты;

    ДЕБЕТ 82 субсчет «Резервный капитал»
    КРЕДИТ 67

    - 100 000 руб. - отнесены за счет резервного фонда начисленные проценты по облигациям.

    Средства резервного фонда являются частью собственного капитала предприятия наравне с нераспределенной прибылью. Учитывая жесткие ограничения по использованию этого резерва, принимая решение о его величине, нужно помнить, что расходовать сумму можно только при наступлении событий, для предотвращения последствий которых резерв был создан.Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №1, январь 2010 г.

    Свое существование Резервный фонд РФ. Последние средства из него были потрачены на покрытие бюджетного дефицита в декабре 2017 года.

    С этого момента его роль будет выполнять Фонд национального благосостояния (ФНБ).

    Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории Резервного фонда РФ.

    История, предпосылки создания Стабфонда

    Во второй половине 1999 года цены на нефть в мире впервые за несколько лет поднялись выше отметки $20 за баррель. Благодаря этому начала расти выручка нефтяных компаний, налоговые отчисления и объем уплаченных вывозных таможенных пошлин. По данным Минфина, в 2000 году дополнительные доходы от роста цен на нефть составили 300 млрд, а в 2001 году - 397 млрд руб. Эти доходы сразу отправлялись на погашение внешнего долга и в бюджет. По мере выплаты долгов это приводило к появлению излишней денежной ликвидности и, соответственно, высокой инфляции при чрезмерном укреплении курса рубля. Это, в свою очередь, мешало развиваться промышленности, не связанной с экспортом ресурсов.

    3 апреля 2001 года в Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил в рамках бюджетной реформы создать резерв, формируемый из "связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой" доходов. По замыслу президента, резерв должен был обеспечивать "стабильное развитие в менее благоприятные годы", а также использоваться "для решения масштабных стратегических задач". После этого Минфин начал разработку концепции такого бюджетного резерва. За образец был взят фонд для накопления доходов от продажи нефти, работающий в Норвегии.

    24 июля 2003 года министр финансов Алексей Кудрин сообщил Путину, что его ведомство готово внести в Госдуму законопроект о Стабилизационном фонде. Как тогда отметил министр, фонд должен был позволить "лучше прогнозировать макроэкономическую ситуацию в стране, ликвидировать риски на среднесрочную и долгосрочную перспективы, повысить доверие к российской экономике".

    Стабфонд

    23 декабря 2003 года Путин подписал закон "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ". Закон предусматривал создание выделенной части федерального бюджета, куда должны были поступать дополнительные доходы, образующиеся, если цена на нефть становится выше базовой (на тот момент - $20 за баррель, в 2018 году - $40). Использовать средства из фонда планировалось, когда нефтяные котировки становились ниже этого уровня. Управлять Стабфондом и определять, во что вкладывать его накопления, было поручено Минфину. Деньги инвестировались в иностранную валюту и долговые обязательства.

    Первые средства в Стабфонд были перечислены 29 января 2004 года. За время существования Стабфонд несколько раз использовался на покрытия дефицита Пенсионного фонда и выплаты долгов Парижскому клубу и Международному валютному фонду. В частности, на выплату внешнего долга из Стабфонда в 2005-2007 годах было выделено 1 трлн 281 млрд руб. В 2007 году из Стабфонда 300 млрд руб. было потрачено на финансирование Внешэкономбанка, госкорпорацию "Роснанотех" и на увеличение объема Инвестиционного фонда РФ (создан в 2006 году для вложения средств в проекты частно-государственных партнерств).

    Своей максимальный величины Стабфонд достиг к 1 января 2008 года: 3 трлн 849 млрд руб., или $156,8 млрд.

    Разделение Стабфонда на Резервный фонд и ФНБ

    24 мая 2006 года в Бюджетном послании Путин предложил принимать бюджет не на один год, а на три, а также разделить Стабфонд на две части.

    Резервный фонд должен был использоваться для стабилизации экономики в случае кризиса. Предусматривалось, что он не должен превышать 10% от ВВП (впоследствии - 7%). При этом поступающие в него средства должны были вкладываться только в консервативные финансовые инструменты (иностранную валюту и долговые обязательства).

    Фонд национального благосостояния (ФНБ, первоначально - "Фонд будущих поколений") должен был аккумулировать все остальные сверхдоходы от нефти. Его разрешалось тратить на инфраструктурные проекты внутри страны в виде кредитов банкам, которые должны были потом возвращать в ФНБ полученную от инвестиций прибыль.

    Поправки в Бюджетный кодекс о разделении Стабфонда были подписаны Путиным 26 апреля 2007 года.

    Стабфонд был разделен 1 февраля 2008 года. В Резервный фонд из него поступило 3 трлн 57,9 млрд руб. ($125,2 млрд, 7% ВВП), в ФНБ - 782,8 млрд руб. ($32 млрд).

    Резервный фонд

    К концу 2008 года объем Резервного фонда достиг 4,9 трлн руб. ($121 млрд, 12% ВВП). Использовать его пришлось уже в 2009-2010 годах для устранения последствий мирового финансового кризиса, сопровождавшегося падением цен на нефть до $35 за баррель. Тогда из него было потрачено более 4,6 трлн руб. ($110 млрд). В конце 2011 - начале 2012 года на счетах фонда оставалось не более 800 млрд руб. Активное пополнение фонда возобновилось в 2012 году.

    К 1 февраля 2015 года Резервный фонд достиг максимального объема в рублевом эквиваленте - 5 трлн 865 млрд руб. ($85,1 млрд, 8% ВВП), однако затем, из-за падения нефтяных доходов и трат на покрытие дефицита бюджета, начал постепенно сокращаться. К 1 января 2017 года его объем упал ниже отметки в 1 трлн руб. (1,1% ВВП) и на протяжении 2017 года колебался на этом уровне. В декабре 2017 года Минфин направил на покрытие дефицита бюджета последние 1 трлн 420 млн руб. из Резервного фонда. При этом 652 млн руб., полученных от размещения средств этого фонда в иностранной валюте, были перечислены в ФНБ.

    ФНБ

    В отличие от Резервного фонда, который был практически потрачен в 2009-2010 годах, ФНБ продолжал наполняться, достигнув к лету 2,8 трлн руб. ($90 млрд).

    Наибольший объем ФНБ в рублевом эквиваленте был зафиксирован 1 марта 2016 года - 5 трлн 357 млрд руб. ($71,3 млрд).

    Среди проектов, профинансированных за истекший период из средств ФНБ, - Крымский мост, Центральная кольцевая автодорога в Москве и Московской области, реконструкция Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, платная автодорога Москва - Санкт-Петербург. Тратились средства и на другие нужды: в 2017 году 164,2 млрд руб. ($2,8 млрд) были перечислены на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.

    19 июня 2017 года министр финансов Антон Силуанов сообщил о планах объединения Резервного фонда и ФНБ. Поправки в Бюджетный кодекс, объединяющие два фонда, Путин подписал 29 июля 2017 года.

    Любого предприятия, то можно увидеть раздел «Капитал и резервы». Кроме уставного капитала в него входит несколько других фондов. Рассмотрим, как создается и используется один из них – резервный фонд.

    Понятие резервного фонда

    Сначала разберемся с терминологией. Зачастую в литературе понятия резервный фонд и резервный капитал употребляются, как тождественные. Строго говоря, это не совсем так. Резервный капитал – это строка баланса, которая содержит в себе информацию по ряду фондов. Кроме собственно резервного фонда туда могут входить и другие, предназначенные, например, для выплаты заработной платы или оплаты дивидендов . Но так как все эти виды резервных фондов создаются и расходуются по сходным принципам, то можно употреблять для них собирательное наименование «резервный фонд». Счет бухгалтерского учета, на котором содержатся сведения о движении резервного фонда, имеет номер .

    Итак, резервный фонд представляет собой накопленную часть имущества общества. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков, а также для ряда других расходов на основании норм закона или положений устава.

    Формирование резервного фонда

    Резервный фонд формируется на основании закона, регулирующего деятельность предприятия, в соответствии с его организационно-правовой формой. Рассмотрим принципы его создания на примере двух наиболее распространенных форм – общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерного общества (АО). Оба закона дают предприятиям право на создание резервных фондов, но требования закона об АО более жесткие. Для ООО закон только предоставляет право создавать фонд, но правила использования и размер резервного фонда не устанавливает. Напротив, минимальный размер резервного фонда акционерного общества регламентирован законом и должен быть не ниже 5% уставного капитала. Также для АО закон определяет, что средства резервного фонда могут использоваться только для определенных целей – гашения облигаций или обратного выкупа собственных акций. Впрочем, учредители ООО тоже могут ограничить перечень затрат, которые можно финансировать за счет фонда. Для этого нужно внести соответствующие положения в Устав общества.

    В большинстве случаеврезервный фонд предприятия формируется за счет чистой прибыли. Это основной вариант, с помощью которого осуществляется создание резервного фонда. Проводки в этом случае будут следующие:

    • ДТ 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - КТ 82 «Резервный капитал»

    Кроме того, закон предоставляет акционерам (участникам) общества право вносить вклады в имущество организации без увеличения уставного капитала. Эти вклады, в том числе, могут быть оформлены, как отчисления в резервный фонд. Проводки (если вклад вносится на расчетный счет) в этом случае будут такие:

    • ДТ 51 «Расчетный счет» - КТ 75 «Расчеты с учредителями»
    • ДТ 75 «Расчеты с учредителями» - КТ 82 «Резервный капитал»

    Иногда уже сформированный резервный фонд необходимо пополнить. Например, если собственники приняли решение увеличить уставный фонд предприятия и после этого размер резервного фонда акционерного общества стал меньше установленного законом норматива. В этом случае требуется пополнить резервный фонд. Проводки будут такие же, как и при его первичном создании.

    Использование резервного фонда

    Иногда возникает вопрос: что такое резервный фонд – актив или пассив с точки зрения бухгалтерского учета. Уже из приведенных выше проводок видно, что он является пассивом. Это вытекает и из его экономического смысла – аналогично уставному капиталу резервный фонд предприятия является одним из источников ресурсов. Разница только в том, что варианты его использования ограничиваются законом или уставом.

    Основным направлением использования резервного фонда является компенсация убытков. Это требуется для поддержания размера чистых активов на уровне не ниже величины уставного капитала, в соответствии с законом. В случае, если это соотношение не выполняется, учредители обязаны сократить размер уставного капитала или начать процедуру ликвидации.

    Проводка в этом случае будет обратная по сравнению с формированием фонда за счет прибыли:

    • ДТ 82 - КТ 84

    Также средства резервного фонда могут быть использованы и для оплаты других расходов. Для акционерного общества это может быть обратный выкуп собственных акций или гашение облигаций.

    Для ООО, если это не прописано в уставе общества, ограничений по расходованию средств фонда не существует вообще. Формально в этом случае он может быть направлен на финансирование любых затрат, связанных с текущей деятельностью. Но на практике так обычно не поступают, а используют эти средства только при особых обстоятельствах.

    Вывод

    Создание резервного фонда и его использование регулируется законом с учетом организационно-правовой формы предприятия. Резервный фонд формируется за счет нераспределенной прибыли и взносов учредителей. Он используется, главным образом для компенсации убытков, но средства фонда также могут использоваться и для других целей, в соответствии с законом или уставом общества.