Экономика бедных. Что не так с бедными людьми? Причины бедности

Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни . Большие масштабы бедности, особенно в , представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Критерии бедности

Различают следующие виды уровней бедности:

  • национальный;
  • международный.

Национальный уровень бедности — это доля населения , живущего ниже национальной черты бедности. В большинстве стран мира, и в том числе в России, под национальной чертой бедности понимается доход ниже прожиточного минимума , т.е. не позволяющий покрывать стоимость потребительной корзины — набора самых необходимых по меркам данной страны в данный период времени товаров и услуг. Во многих развитых государствах бедными считаются люди с доходом в размере 40-50% от среднего дохода по стране.

Международный уровень бедности — это доход , обеспечивающий потребление менее чем на 2 долл. в день по . Определяют также международный уровень чрезвычайной бедности (или иначе — сверхбедности) — доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1 долл. в день. Это, по сути, предельный уровень бедности с точки зрения выживания человека.

Распространение бедности

По оценкам Всемирного банка, общее количество бедных, т.е. живущих менее чем на 2 долл. в день, составляет в мире 2,5-3 млрд человек . В том числе общее количество людей, живущих в чрезвычайной бедности (менее чем на 1 долл. в день) — 1-1,2 млрд чел. Иными словами, 40-48% населения мира — бедные, а 16-19% — сверхбедные .

С 80-х гг. XX в. по начало XXI в. численность людей, живущих в чрезвычайной бедности, сократилась примерно на 200 млн. Это произошло главным образом за счет уменьшения количества сверхбедных в Китае. С начала 90-х гг. проявляется тенденция к сокращению количества сверхбедных в другом многонаселенном государстве — Индии. В то же время в странах Африки южнее Сахары на протяжении последних 20 лет, наоборот, наблюдался постоянный рост численности сверхбедных.

Распределение беднейшего населения по регионам мира за период с 1980 г. не претерпело существенных изменений. Две трети бедноты мира по-прежнему проживает в Восточной и Южной Азии и одна четверть — в Африке южнее Сахары. Большая часть бедного населения сосредоточена в сельских районах развивающихся государств.

Чрезвычайная бедность в регионах мира (2002 г.)

В отдельных развивающихся странах проблема бедности уже давно достигла критического уровня. Например, в начале XXI в. менее чем на 1 долл. в день вынуждено существовать 76% населения Замбии, 71% — Нигерии, 61% — Мадагаскара, 58% — Танзании, 54% — Гаити.

С начала 90-х гг. XX в. проблема бедности и сверхбедности затронула и бывшие социалистические государства. Так, в Молдавии к категории бедных относится 64%, а к категории сверхбедных — 22% населения (2001 г.), в Монголии соответственно 75% и 27% (2001 г.). По результатам обследования, проведенного Всемирным банком в 2002 г., в России доля населения с доходом менее 1 долл. в день составляет менее 2%, с доходом менее 2 долл. — 7,5%.

Пути преодоления бедности

Важнейшим фактором решения проблемы бедности является , поскольку именно экономический рост ведет к увеличению , за счет которого формируется фонд потребления. Вместе с тем вполне возможно сохранение масштабов бедности неизменными на фоне неплохого экономического роста (как, например, в Нигерии, где в 1990-2003 гг. ВВП увеличивался в среднем на 2,9% в год). Это связано как с очень быстрым ростом населения (2,6% в Нигерии в эти же годы), так и с тем, что экономический рост может обеспечиваться узкой группой отраслей с небольшим спросом на рабочую силу (ТЭК в Нигерии).

В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным , хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к её решению. Как показывает опыт развитых стран, на фоне роста этой помощи может возрастать так называемая застойная бедность той части трудоспособного населения, которая отчаялась найти работу и поэтому психологически ориентирована лишь на помощь государства. Как следствие, адресные выплаты пособий бедным должны сопровождаться комплексом социально-экономических мер, нацеленных на их вовлечение в трудовую деятельность (программы профессиональной подготовки и переподготовки, содействие в поиске рабочих мест и др.).

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для смягчения проблемы бедности. Именно поэтому для ликвидации очагов бедности в требуется широкая международная поддержка. Проблеме бедности уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В 2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия , определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и призвав сориентировать свои программы помощи на их достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015 г. вполовину числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 долл. в день.

Проблема бедности в современном обществе - одна из важнейших из числа социальных. Это явление комплексное, спровоцированное разными причинами и предпосылками. Свою роль играют культура, экономика, психология, менталитет национальности. Зачастую бедность напрямую связана с географическим расположением местности, историческими перипетиями и другими условиями становления, развития ареала, государства. Анализ бедности - задача, решаемая экономистами, социологами всего мира, но окончательный выход так и не найден.

Теоретическая база

Бедность - это такое состояние группы людей, когда материальных запасов недостаточно, чтобы поддерживать потребление на приемлемом уровне. Социологи говорят о бедности, анализируя доходы семей и отдельных людей. Средний уровень доходов необходим, чтобы обеспечить человека всем нужным с учетом реалий нашего мира; технического, технологического, культурного уровня развития.

Бедность в мире оценивается посредством вычисления и сравнения важнейших показателей. Это доходы населения, его способность совершать покупки, прожиточный минимум. При этом учитываются особенности развития социальной группы через стандартные индикаторы. Суммарно система позволяет оценить, насколько в обществе сильно неравенство, как существенна бедность населения.

О ком идет речь?

Исходя из терминологии, введенной в ЕС, бедные люди - это такие, кто располагают несущественными социальными активами, культурой, материальными ресурсами. Так как эти величины малы, то люди оказываются исключены из минимального нормального образа жизни, свойственного государству. Количество проживающих за чертой бедности людей - показатель, позволяющий оценить социальный, экономический уровень развития страны. Считается, что среди прочих социальных индикаторов этот - самый значимый.

Практически в любой современной стране есть система социальной защиты. Одно из наиболее значимых направлений работы такого института - это борьба с бедностью. Впрочем, практика показывает, что эффективность социального института во многих странах далека от достаточной.

Уровни бедности

В социологии говорят о нескольких ступенях. Наиболее простой вариант - это низкие доходы. Это означает, что из базовых потребностей определенный процент населения не может удовлетворить одну-две. Когда речь идет о трех-четырех неудовлетворённых потребностях, это классифицируется как бедность.

Депривация - понятие, применимое к категории людей, не имеющих возможностей для удовлетворения пяти и более потребностей. Если уровень бедности настолько велик, что из разработанного специалистами ЕС перечня потребностей группа людей не может позволить себе подавляющее большинство, это называют глубокой безысходной бедностью.

Теория и реальность: это важно

Конечно, социология давно занимается проблемой недостатка благ в обществе, но бедные люди есть по-прежнему. Многие начинают сомневаться, есть ли хоть какой-то толк в социологах в частности и науке в целом. И все же теоретический подход важен для практического

Определение границы бедности предельно точно - это залог того, что удастся найти методы эффективной социальной помощи. В то же время нужно понимать, что при большом проценте бедных в стране бюджет несет огромные траты на социальные институты и помощь, и это сокращает благосостояние более обеспеченных граждан.

Разграничиваем понятия

Выделяют относительную бедность и абсолютную. Первая предполагает, что положение гражданина оценивают, ориентируясь на уровень дохода по государству в среднем. Абсолютная бедность - термин, применяемый к ситуации, когда некоторый процент населения не имеет доступа к сущностным потребностям. К ним обычно относят жилище, питание, одежду.

Официально оценивают бедность, сравнивая доходы человека с прожиточным минимумом, установленным в государстве. При этом проблема бедности рассматривается, исходя из понятия «относительная». Этот метод позволяет оценить не только денежные запасы, но также уровень здравоохранения, процент смертности младенцев, среднюю продолжительность жизни и возможность учиться.

Общество, экономика и социальные слои

Проблема бедности рассматривается с точки зрения социологии и экономики. Экономическая - это та, которая предполагает анализ процента работающих относительно безработных, а также оценку способности обеспечить достойный жизненный уровень себе и семье тех, кто работает. Чем меньше социально защищены группы населения, тем выше вероятность социальной бедности.

Социальная стратификация имеет тесную связь с проблемой бедности и наличием социального неравенства. Неравенство предполагает, что ресурсы присутствующие в дефиците распределяются между людьми неравномерно. Оценивают распределение престижа, финансов, власти, доступа к образованию. Но нужно понимать, что бедность свойственна лишь некоторой части населения, в то время как неравенство распространяется на всех граждан страны.

Бедность, прочь!

Рассматривая причины бедности, можно предположить, что социальная политика позволяет справиться с ними. При этом необходимо обеспечить большие доходы широким слоям населения при повышении уровня жизни. Чтобы влить в социальную сферу большие денежные ресурсы, необходимо регулярно выделять деньги из бюджета страны, регионов, муниципалитетов. Дополнительно финансы можно получить из внебюджетных фондов и специальных социальных. В то же время нужно понимать, что причины бедности - не только в недостатке бюджетных денег, но и в социальной системе страны в целом.

Реализуя социальную политику, необходимо уделять внимание разным источникам финансирования, а также реформам. Бюджет на них формируется как государством, так и предпринимателями, обычными жителями страны.

Бедность в России: это актуально

В РФ бедность - это одна из самых важных социальных проблем. Конечно, внимания ей уделяется много, она освещается в СМИ, ее рассматривают политики, ученые. И все же ситуация улучшается очень медленно. Нищета в России - классическая тема научных работ социологов, экономистов.

Анализируя уровень обеспеченности в стране, необходимо уделить внимание понятию «субъективная бедность». Она предполагает оценку человеком доступа у него к базовым потребностям. Из этого можно определить бедность как понятие не только социальное или экономическое, но и душевное.

Бедность: теория полная и сокращенная

Можно охарактеризовать бедность в широком значении этого слова либо узком. Первый вариант предполагает состояние страны, связанное с денежными перипетиями, социальной сферой и политикой. Чем ниже ВВП, тем беднее считается страна. А вот в узком значении бедность - это такое состояние гражданина, когда у него нет возможности удовлетворять основные потребности.

Чтобы справиться с бедностью, предварительно нужно определиться, о каком значении термина идет речь. Это определяет выбор инструментария, методик решения проблемы.

Статистика: Россия

Исходя из сведений статистических агентств, в период 2000-2012 в РФ число бедных уменьшилось на 18,3%, и минимальной оценкой было 15 миллионов граждан, то есть около 11% населения. Но далее количество людей, живущих за чертой нищеты, начало расти, добравшись уже до значения в 14,5% населения, то есть порядка 21 миллиона.

Бедность: причины и их классификация

Есть ситуации, когда от гражданина не зависит факт нахождения его за чертой бедности, но есть и такие, когда люди сами доводят себя до такого положения. Экономисты выделяют несколько основных причин, провоцирующих нищету в стране, группируя их следующим образом:

  • политические (военное положение);
  • медицинские, социальные (инвалидность, старость);
  • денежные (девальвация, кризис, низкий уровень зарплаты);
  • географические (некомфортные ареалы, неразвитые области);
  • демографические (высокий процент неполных семей);
  • личностные (алкоголизм, наркомания, азартные игры);
  • квалификационный (недостаточность образования).

Бедность в России: цифры

Рост ВВП напрямую связан с уровнем нищеты населения. Но зависит она не только от него. Например, в 2013 в нашей стране ВВП подрос: увеличение составило 1,3%, а в следующем году прибавилось еще 0,6%. Снижение 2015 года составило 3,8%, а в следующем году спад произошел еще на 0,3%, что суммарно за все указанные годы дало почти ноль.

Казалось бы, число бедных возрасти не должно, раз ситуация вернулась на круги своя. Но дополнительно к изменению ВВП произошло обесценивание валюты в два раза, в то время как объёмы импортируемых товаров увеличились. Влияние оказали инфляция, экономические санкции 2014 года. Суммарно все факторы спровоцировали рост процента населения за чертой бедности.

Бедность в мире: проблема масштабная

Нищета - беда, актуальная для всех стран мира, хоть и в разной степени. Традиционно пальму первенства делят между собой республики Африки, не отстают от них и азиатские страны, и даже некоторые европейские. А вот высокий уровень жизни из года в год сохраняют Швейцария, Люксембург, скандинавские страны, Австралия. Ситуация в России, мягко говоря, - не радужная.

РФ позиционирует себя как великую державу, но это не отменяет внутренних проблем. Территория страны огромна, индустрия велика и разнообразна, но ВВП относительно прочих сверхдержав низок.

И как бороться?

Реально ли решить проблему нищеты? Попытки искоренить бедность предпринимаются с давних пор, их можно назвать неотъемлемым элементом политики, социальной, финансовой сфер страны, но так и не удалось найти эффективного универсального метода устранения нищеты и социального неравенства.

Было изобретено два метода борьбы с бедностью, в современности широко распространенных в развитых странах. В первую очередь государство гарантирует каждому гражданину достаточно высокий минимальный уровень прибыли. Другой путь - своевременная эффективная помощь каждому столкнувшемуся со сложной жизненной ситуацией.

Россия против бедности

В РФ ситуация осложняется тем, что социальная бедность сопровождается финансовой. Это означает, что многие граждане страны имеют стабильную работу, но уровень заработной платы настолько низкий, что они не в силах обеспечить себе минимальный достаток. По приблизительным оценкам, большее 30 миллионов граждан получают в месяц меньше 10 000 рублей.

Чтобы справиться с бедностью в России, необходимо активизировать промышленность и обеспечить стабильность экономики в стране и в мире, обеспечить повсеместное повышение уровня заработной платы. Уровень вырастет, если значение жизни станет выше, а этого можно добиться, разработав и внедрив соответствующие социальные программы. В то же время нельзя гарантировать, что реализация перечисленного даст желаемый результат. Это - первая ступень, которая поможет определить, что делать дальше.

А бедный ли я?

Оценить качество, уровень жизни довольно сложно. Ориентироваться на среднедушевой доход - не самый корректный вариант. Также нужно понимать, что многие, рассказывая о своих доходах, преуменьшают их или преувеличивают. Кроме этого семья имеет доступ к ресурсам вне ежедневного дохода. Также семьи, имеющие одинаковый уровень дохода, поддерживают жизнь разного образа, стиля, что сказывается на субъективном понимании бедности. Наконец, деньги в разных частях страны товарно наполнены по-разному.

Некоторую информацию об уровне жизни можно получить, изучив человеческое жилье, используемые в повседневности предметы, технику, одежду. Эти объекты отражают уровень, стиль, образ жизни, имущество, характер человека. В то же время разные экономисты по-разному воспринимают критерий обеспечения ресурсами, основанный на потенциале накопленного семьей имущества.

Нищета и бедность: есть ли разница?

Небедные, бедные, нищие - границу между ними провести не всегда просто. Один из методов оценки - накопленное имущество. Ряд ученых предлагают к категории «нищие» относить лиц за чертой бедности, имеющих долги и не располагающих необходимым имуществом (техника, мебель, одежда). Доходы нищих ниже, нежели бедных.

Анализируя, какие предметы обихода необходимы для поддержания нормального уровня жизни, обычно выделяют холодильник, телевизор, пылесос, мягкую мебель и мебель для хранения вещей (горки, стенки). Если нет двух предметов из указанного списка, можно смело говорить, что человек живет за пределами бедности, то есть в нищете. В то же время качество предметов при такой оценке зачастую не учитывается, поскольку факт наличия/отсутствия достаточно показателен. Впрочем, по этому вопросу мнения экономистов расходятся.

Подводя итоги

Нужно признать, что анализ явления бедности в России (и в мире) необходимо проводить, оценивая комплекс связанных между собой факторов. Нельзя обделять вниманием ресурсный фактор, то есть важно проанализировать, доступ к какому имуществу есть у семьи. При этом оценивают факт морального устаревания предметов обихода.

Борьба с бедностью - задача, для решения которой нет универсального пути. Политики, экономисты, социологи должны сплоченно работать, анализируя текущее состояние и динамику положения в обществе, на основе чего разрабатывать именно такие пути, которые будут эффективны в реалиях этого государства.

На этой неделе более трети россиян, опрошенных социологами "Левада–центра", сообщили, что бедность большинства населения унижает нашу страну сильнее всего. Справедливости ради скажем, бедных у нас пока не большинство. К беднякам официальная статистика относит граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, то есть чуть менее 10 тыс. рублей. Таковых в стране 19 млн. В ближайшие 3 года за чертой бедности окажутся более 20 млн наших соотечественников, сообщила глава . Каждый седьмой.

Конечно, бедность не порок. И вообще, как советует один вице–премьер, не надо гнаться за метражом квартир. Мы и не гонимся. По сведениям Рейтингового агентства строительного комплекса, на одного россиянина приходится 24 м2 жилплощади, что на 20% меньше стандарта ООН по обеспеченности жильем.

Однако скудости житья соотечественников умиляются не все чиновники. Поэтому озвучило идею о введении пособия на бедность. Право на участие в такой программе могут получить "все семьи, доходы и обеспеченность имуществом которых находятся ниже установленного уровня".

В ближайшие 3 года такая инициатива реализована не будет (не предусмотрена бюджетом). Но в дальнейшем - почему бы нет? В финансовом ведомстве понимают, что в ближайшие 3 года население не разбогатеет. А падение доходов граждан крайне негативно сказывается на розничной торговле.

В таком пособии немало плюсов. Главный из них - это установление "правил игры" с понятиями "нуждаемость" и "обеспеченность". Уровень выплаты "на бедность" будет невелик. Полноценно жить на это пособие граждане вряд ли смогут и работу не бросят. Но зато смогут поддерживать потребление хотя бы выше минимального.

Но идея Минфина была тут же раскритикована. Кто выступил с возражениями? Вы будете смеяться - , которое, по идее, и должно бороться с бедностью. Материальные ресурсы лучше направлять сразу на повышение зарплат, сказал начальник по социальной защите.

Однако статистика отмечает странную зависимость - зарплаты вроде и повышаются (за исключением 2 последних лет). Но средняя зарплата в РФ почему–то пляшет около магической цифры, эквивалентной стоимости 10 баррелей нефти в долларовом выражении. В конце 1990–х нефть стоила $10 за баррель, средняя же зарплата была около $100.

Десять лет спустя за баррель давали сотню долларов, и россиянин получал порядка $1000. Сейчас цена нефти качается около $50. А российская зарплата находится на уровне $500. Если это и совпадение, то очень странное.

Как верно заметил экономист Андрей Мовчан, российское народное хозяйство построено как "двухконтурный агрегат". Первый контур - это экспорт углеводородов и получение денег, а второй контур - это использование этих денег в экономике. Не забудем, что более двух третей отечественной экономики находится под контролем государства. И эта государственная экономика совершенно не заинтересована в том, чтобы доходы россиян выросли. Вот что имел в виду государственный министр труда. А если вы не поняли смысла его слов, тем хуже для вас.

Основная мантра чиновников сейчас - это "возрождение производства". При этом "производить" предполагается товары с высокой добавленной стоимостью, иначе зачем бы и огород городить. Для этого нужны инвестиции. А главное конкурентное преимущество России в производстве высокотехнологичных товаров - это квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила.

Но в современной экономике "относительно дешевая рабочая сила" - это ненадежное преимущество. Потому что оно исчезает по мере того, как сокращается бедность и растут доходы. Чем ближе российские зарплаты будут, допустим, к немецким, тем меньше смысла инвесторам, хоть немецким, хоть российским, открывать здесь высокотехнологичное производство. Суперприбыльности взяться неоткуда, а риски остаются высокими. История подъема нулевых не повторится. Нулевые были временем мирового экономического бума, а в Россию приходили сверхдоходы от высоких цен на нефть. Но этот поезд уже ушел. Поэтому государственное "производство" объективно нуждается в бедности трудящихся. Для своего "возрождения", разумеется.

Спровоцировать рост зарплат в этой ситуации могла бы только конкуренция предпринимателей за трудовые ресурсы. Но для этого нужны открытость экономики и радикальное снижение рисков для бизнеса.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

В России сложилась уникальная ситуация с бедностью. По вице-премьера Ольги Голодец, в стране образовалась новая категория граждан - они работают, но все равно находятся на грани нищеты. Их около пяти миллионов. Это свидетельствует о неэффективности мер поддержки, но у государства пока нет приемлемых механизмов для борьбы с бедностью, кроме увеличения нагрузки на бюджет.

Чтобы выяснить, как возникла «уникальная бедность», побеседовала с руководителем проекта «Повышение эффективности и результативности социальной защиты» . Существующая система помощи, по ее оценке, не выполняет своей главной функции - деньги преимущественно тратятся не на спасение бедных, а на льготы для тех, кто в них не нуждается.

«Лента.ру»: Лилия Николаевна, вы предлагаете перекроить систему соцподдержки населения. А чем она плоха?

Лилия Овчарова : Помощь бедным и нуждающимся - главная цель системы социальной защиты, особенно в условиях кризиса и особенно когда речь идет о государственной помощи. На социальную поддержку мы тратим много - 12,4 процента ВВП. Это на уровне развитых европейских стран, у которых валовый продукт гораздо больше. Однако бедным достается незначительная часть выделяемых средств.

Система соцзащиты состоит из двух частей: страховые и нестраховые меры поддержки. Страховые - это пенсии и соцстрахование (больничные листы, пособия по беременности и родам, страхование от несчастных случаев на производстве). К нестраховым относятся различные выплаты и социальное обслуживание, и на это в 2015 году было израсходовано 2,6 процента ВВП. И именно эта часть социальной защиты преимущественно должна направляться на поддержку бедных. В нашей стране к нестраховым видам поддержки относится и пособие по безработице, хотя в развитых странах это страховая мера.

Причем одна из серьезных проблем - учет получателей социальной помощи. В нашей стране один и тот же человек может получать поддержку из разных источников и, соответственно, многократно учитываться.

Мы предлагаем привязать эти регистры к СНИЛСу (идентификационный номер пенсионной системы), чтобы посчитать, сколько человек получают социальную помощь и сколько средств в совокупности поступает нуждающимся.

Расходы на адресные программы, которые предназначены именно для бедных, сегодня составляют 0,4 процента ВВП или чуть больше 20 процентов от общего объема затрат на нестраховые меры соцподдержки. Из чего мы делаем вывод о том, что система социальной защиты неэффективна с точки зрения содействия сокращению бедности. Но это не единственная точка зрения - с нами спорят.

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Кто же в России приоритетная группа для господдержки, если не бедные?

У нас длительное время приоритетными получателями были так называемые заслуженные граждане. Большая часть средств расходуется на льготников, то есть людей, относящихся к разным категориям населения, которым предоставляются различные преференции.

У нас в стране как минимум 300 различных льгот. Но льготник льготнику рознь. Например, заслуженные категории - это спорный вопрос. Кстати, население считает, что заслуженные люди должны иметь определенные преференции. Но различные профессиональные льготы - это перекладывание расходов работодателя на государство. А в условиях рыночной экономики это означает, что бедные спонсируют крупных работодателей, поскольку государство, вместо того чтобы поддерживать бедных, предоставляет пенсии за работу в тяжелых условиях, которые должен оплачивать работодатель. В советской системе это было приемлемо, в рыночной - нет. Нуждающееся население не должно покрывать издержки бизнесменов. Но сегодня государство тратит почти 300 миллиардов рублей на особые пенсионные режимы для этих категорий и еще 92 миллиарда - в нестраховой системе социальной защиты. Это означает, что система социальной защиты спонсирует бизнес. Справедливо ли это? Думаю, нет. Сейчас просто необходимо сместить приоритеты социальной политики и направить основные расходы на помощь бедным.

Может, вообще все льготы деньгами заменить?

Это попытались сделать в 2005 году. Тогда был принят закон о монетизации льгот, который очень тяжело проходил. Но здесь есть определенная проблема. Так нельзя поступить со всеми льготами. Скажем, решили вы монетизировать льготу на оплату лекарств и даете человеку деньги. Не факт, что он на них купит лекарства. Получается, что вы жизнь ему не продлили, а деньги потратили. Или вы можете дать деньгами льготу на оплату коммунальных услуг, но люди все равно не заплатят. Помощь становится бессмысленной.

Есть разные виды нуждаемости. Вообще, нуждаемость - это не только бедность. Некоторым категориям населения надо помогать независимо от того, бедны они или нет. Например, инвалиды. Они нуждаются в помощи в любом случае. Скажем, в результате каких-то действий государства был нанесен вред здоровью гражданина. Самый яркий пример - чернобыльцы: они не виноваты в том, что оказались на зараженных территориях. Эти категории граждан имеют право претендовать на социальную поддержку.

Или, скажем, материнский (семейный) капитал для семей, в которых родился второй ребенок. Таким образом государство поддерживает семьи с детьми. Это тоже нужная мера. Могут быть и другие особые жизненные ситуации, требующие каких-то преференций. Конечно, этим категориям граждан тоже нужно помогать, но основная помощь должна все же доставаться бедным и нуждающимся.

А как определить, кто по-настоящему беден?

Единого определения бедности нет, поскольку бедность относительна во времени и в пространстве. В каждой стране это понятие трактуется по-своему. В России это прожиточный минимум, стоимость минимальной потребительской корзины плюс необходимые налоги. Если доход гражданина меньше этой суммы, он считается бедным.

Вот, к примеру, возьмем самую обсуждаемую группу - ветераны труда. Только 10 процентов из них имеют доход ниже прожиточного минимума. Казалось бы, все просто: только им и надо оказывать помощь. Но есть еще понятие субъективной бедности: как люди сами оценивают свое благосостояние. Это очень важно! Если человек считает себя бедным, а ему вдруг говорят: «Нет, ты не бедный, и никаких льгот тебе не полагается», то я не завидую тому политику, которому придется вести этот диалог.

И согласно опросам, среди ветеранов труда бедными себя считает уже половина. А если вы не будете спрашивать, бедны ли вы, а спросите, на что вам хватает, то ветеранов, которые говорят, что им хватает только на удовлетворение минимальных потребностей, наберется и все 70 процентов.

Это связано преимущественно с тем, что у пожилых людей самый высокий «индекс лишений». Это еще одно определение бедности, не на основе доходов, а на основе анализа реального потребления. В прожиточном минимуме мы считаем, что люди получают медицинские услуги бесплатно, но в реальной жизни примерно треть расходов на здравоохранение - это платежи населения. У пожилых людей более высокие потребности в медицинских услугах, значит, и реальные расходы выше, нежели это предусмотрено в прожиточном минимуме. К слову, если говорить об объективной бедности (то есть если оценивать доходы ниже прожиточного минимума), то самые высокие риски бедности - у детей.

Мы надеемся, что будет создана Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Соответствующий закон уже принят и в 2018 году должен быть введен в действие. По каждому человеку будет собираться информация, и мы поймем, кто какие выплаты получает. А то человек может быть зарегистрирован в Московской области, числиться бедным, а жить в Москве и иметь две квартиры.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Как вы предлагаете изменить систему социальной поддержки?

Мы считаем, что государство должно поддерживать в первую очередь бедных. Это главная миссия нестраховой социальной защиты. Собственно, так и происходит в странах с рыночной экономикой, где каждый гражданский институт выполняет свою функцию.

Мы прекрасно понимаем, что быстро этот переход осуществить невозможно. Конечно, переходить к новой системе предпочтительно в условиях, когда экономика на подъеме. Но если уж так сложилось, что реформировать систему приходится в условиях спада, то этот процесс должен быть более плавным и взвешенным.

Резко ничего менять нельзя. Это тоже нужно делать аккуратно. Представьте, живут два человека на одной лестничной клетке с разницей в возрасте в два года, и одному предоставят льготу, а другому нет. Это создаст социальную напряженность. Закрывать входы следует очень постепенно. Как минимум не стоит создавать новые льготные категории. Мы же все время новые плодим.

Почему так происходит?

Понимаете, социальная защита - это инструмент диалога между населением и властью в период, когда идут выборы. Поскольку уровень доверия к власти низкий, прибегают к этому ресурсу, чтобы его повысить. Поэтому каждый раз, в преддверии очередных выборов у нас возникают новые льготные категории. Так, в частности, появился материнский капитал. С этой мерой я еще могу согласиться (все-таки поддерживать семьи с детьми нужно), но вот субсидирование оплаты детских садов точно нужно было привязывать к доходам, а не к количеству детей. Это привело к тому, что мы помогаем многодетным с разным уровнем дохода, а про бедных забываем.

И еще непростой вопрос: мы тратим огромные средства на восстановление утраты здоровья вследствие вредных привычек (пьянство, курение, наркомания). Сегодня мы не задаемся вопросом, почему человек заболел.

Есть очень трудная проблема, которую политики даже боятся обсуждать. Но мы, эксперты, должны задаться вопросом: как вести себя государству в условиях, когда в мире появляются дорогостоящие лекарства, методы лечения и средства реабилитации? Например, специальные костюмы, которые позволяют парализованным людям ходить. Кому мы должны помогать? Или никому, а ждать, когда они станут доступны всем? Пока мы идем по пути, что доступно только то, что дешево, ресурсов государства недостаточно для развития и внедрения дорогостоящих медицинских и реабилитационных технологий.

Богатые и элитные группы получают такие услуги за границей. Но если дальше двигаться по этому пути, то мы окончательно отстанем, и люди будут уезжать из страны ради большей продолжительности жизни. И в подобной ситуации должны ли мы привлекать ресурсы наиболее обеспеченных семей для решения данной проблемы? Я думаю, что должны.

Если в семье есть какой-то нереализованный материальный потенциал, то мы должны его учитывать при оценке нуждаемости. Допустим, в Москве есть семья, у которой две квартиры, и она претендует на социальную помощь. Мы должны вменить ей доход от сдачи жилья, не проверяя, сдается она или нет.

Это задача общественного договора. Наиболее слабые люди должны получить преференции, а те, у которых есть ресурсы и компетенция, обязаны реализовывать свой потенциал. По-моему, это справедливо.

«Экономика США сильна, как никогда” — повторяют протрамповские политические комментаторы с такой настойчивостью, что они, кажется, уже достали даже самых убежденных республиканцев. Однако многие серьезные экономисты, в том числе консервативные, не уверены, что высокие экономические показатели является заслугой нынешней администрации. К тому же для значительной части населения высокие экономические показатели никак не транслируются в их личное благополучие. Каждое из этих утверждений заслуживает серьезного внимание, и я хотел бы заострить внимание на втором утверждении.

Мои знакомые — пожилая супружеская пара, приехали в США из страны, где так вольно дышали люди в 1979 году. Приехали без языка, серьезных профессий, открывающих двери к высочайшим проявлениям американской мечты, без каких-либо навыков выживания в мире капитала, но с желанием работать. Однако, необходимость ухаживать за одной из дочерей, пострадавшей в дорожном инциденте, не дало матери семейства работать на полную ставку. В итоге, отец семейства (назовём его Арсен) проработал большую часть американской жизни уборщиком и уже перед пенсией на несколько лет стал начальником смены. Жена же работала на неполную ставку по уходу. Дохода семьи хватило на то, чтобы купить дом, начать сдавать комнаты и купить второй.

Другая моя знакомая — миниатюрная девочка, рожденная в Пенсильвании в семье коренных американцев — представителей рабочего класса, не имеющая вредных привычек, решив, что она не сможет стать великим художником, ушла из Академии искусств и устроилась работать уборщиком, как и отец упомянутого семейства. Несмотря на полную ставку — 40 часов работы в неделю, Мелисса (имя реальное, ибо я не верю, что статья написанная по-русски, каким-либо образом повлияет на жизнь героини) несколько лет жила в палатке в одном из парков Сан-Франциско, поскольку ее достаток позволял либо снимать жилье, либо нормально питаться. Мелисса выбрала второе.

Уборщицкие карьеры Мелиссы и Арсена разделяет всего тридцать-сорок лет, однако в то время как Арсен смог приобрести два дома, Мелисса не могла оплатить даже один, пока не получила государственную субсидированную квартиру после нескольких лет жизни в палатке.

Республиканские политики свято убеждены, что бедные просто ленивы, и соревнуются в самых нелепых инициативах, которые, по их мнению заставят лентяев работать. На самом деле, их убеждения говорят лишь о том, насколько плохо они знакомы с реалиями страны, которой пытаются управлять. Как недавно заключили экономисты, минимальная заработная плата за малоквалифицированный труд практически не позволяет снимать жилье в стране. Нигде. Более того, Мелисса рассматривала возможность дополнительного заработка, однако, как она подсчитала, даже 60 часов работы уборщицей в неделю не позволят снимать жилье.

Как отмечают аналитики, уровень бедности в США превышает соответствующие данные в таких странах, как Латвия, Польша и Греция, а согласно выводам группы исследователей из ООН, условия жизни малоимущих людей в Миссисипи и Джорджии значительно более постыдные, чем в странах Латинской Америки.

Подобного положения в стране, известной своей американской мечтой, не было никогда — ведь суть американской мечты в том, что неважно с какой начальной точки начинать трудовую карьеру: если вкалывать, то можно постепенно шаг за шагом ползти наверх. В этом смысле, самым обидным для людей на неквалифицированных работах является полное отсутствие надежды. Работай ты хоть 80 часов в неделю — гроши так и останутся грошами, и единственным результатом переработок будет сорванное здоровье. Поэтому, к сожалению, для большой части населения страны мантра о невероятно сильной экономике является лишь насмешкой.

От правящих республиканцев с их снобизмом и знанием американских реалий вряд ли стоит ожидать каких-либо реальных инициатив по изменению ситуации. Один из их представителей, например, выступая в парламенте, публично заявил что нечего пытаться дать бедным больше заработать — ведь все равно все деньги «потратят на выпивку и баб». Однако, демократические социалисты, к инициативам которых я обыкновенно отношусь скептически, в этом случае, как мне кажется внесли весьма разумное предложение, наззванное Амазонским налогом, в честь компании Джеффа Безоса — «Амазон». Предложение заключается в том, чтобы штрафовать и облагать налогами большие богатые компании за каждого их работника, обращающегося за какой-либо государственной помощью.

«Амазону» предлагаемый налог обязан своим названием потому, что получающий практически миллард долларов ежемесячного дохода Джефф Безос выплачивает большинству своих работников минимальную зарплату. В результате, те получают государственные квартиры и пособия по финансовой помощи, вынуждая таким образом государство содержать работников «Амазона».

Из США, специально для РеЛевант