Доступная инфраструктура. Что такое инфраструктура, виды инфраструктуры, понятие об ИТ-инфраструктуре
Некоторые из покупателей обычных квартир и уровня «бизнес-класс» предпочтут подождать пару лет и вселиться в дом, расположенный в развитом квартале, чем осваивать новый район, пусть даже с более комфортным жильем. Близость торговых центров, остановок транспорта, школ и социальных учреждений для них приоритетна.
А кое-кто из покупателей элитного жилья смотрят на это иначе: личное авто у каждого взрослого члена семьи легко решает подобные проблемы. Но если для вас развитая инфраструктура важна, - имеет смысл узнать в подробностях перспективу развития выбранного района.
Кстати, эта информация может пригодиться и в более серьезном случае: если ваш будущий дом планируют окружить аналогичными постройками, то красивая перспектива, которой вы планировали наслаждаться из окна, может быть банально закрыта соседними зданиями.
Развитость инфраструктуры дома
В наше время нередко обсуждают развитость инфраструктуры самого дома, и именно по ней определяют уровень «элитности». Но профессионалы считают, что это очень неоднозначная характеристика. Пожалуй, только отгороженная территория дома, охрана и удобные подъездные пути – объединяющие черты всех элитных домов. На придомовой территории, как минимум, размещаются клумбы или газоны, а также детская площадка, площадь определяется размерами дома. Нередко устанавливается видеонаблюдение. Все остальное – очень индивидуально.
Риэлторы разделяют 3 типа престижных жилых зданий, для каждого из которых характерна своя собственная грамотная инфраструктура. Кое-что зависит от объективных причин, по поводу другого - решения принимает застройщик после обсуждения с жильцами
Высотные элитные дома точечной застройки в историческом центре города или в живописном, почти заповедном районе.
Подземный гараж – самое первое, что очевидно должно здесь быть в наличии. Максимальный уровень транспортного комфорта – подземная стоянка с расчетом на автомобили гостей.
Кроме того, в доме может располагаться разновариантный набор источников несложного сервиса: продовольственный бутик с адекватными названию ценами, небольшой тренажерный зал, детская комната, химчистка. Более обширный сервис располагать здесь просто невыгодно.
Высотные комплексы – кварталы с единой социальной структурой жильцов. Как правило, они сооружаются на расстоянии 1.5-3 км от исторического центра или в развитых престижных, но более отдаленных районах города.
Инфраструктура квартала может напоминать «маленький город»: мини-парк, спортивные клубы и рестораны, спа-центры и салоны красоты, супермаркет с респектабельной репутацией, частные школы и детские сады, филиал скорой помощи и ветеринарная клиника. Кроме подземного паркинга, нередко оборудуется и надземная автостоянка.
Набор различных видов сервисных и досуговых служб, как правило, определяется застройщиком в союзе с управляющей компанией еще на этапе строительства комплекса.
Клубные дома закрытого типа – малоэтажные здания, чаще всего рассчитанные на 10-12 квартир. Некоторые риэлторы считают, что это – самая настоящая эксклюзивность, принадлежность к определенному кругу, войти в который не так-то просто.
Чтобы приобрести квартиру в элитном клубном доме, мало обладать достаточными средствами, - надо, как минимум, получить «инвайс» (приглашение-рекомендацию), но обычно круг жильцов формируется уже на этапе проекта. Это как раз тот самый, редкий случай в наше время, когда всех соседей «знают в лицо».
В клубных домах уровень комфорта может потрясать воображение: кроме высокотехнологичных инженерных систем, здесь нередко предусмотрены уникальные условия для отдыха – зимний сад и бассейн, бар и солярий, тренажерный зал и массажный кабинет. В отличие от всех прочих типов элитных домов, пользоваться этими благами цивилизации могут только жильцы дома и их гости.
Еще один несомненный плюс клубных домов – их несложно найти в историческом центре, один из довольно распространенных вариантов – полностью отреставрированный старинный особняк. Единственное неудобство – отсутствие подземного паркинга, но эта проблема всегда решается зонированием придомовой территории.
Инженерные системы и планировка
Нет сомнений, что инженерные системы в элитном доме должны быть оборудованы по высшему классу. Кроме того, вы должны получить гарантию на все установленные приборы и акты скрытых работ, проверяемые вашим технадзором.
В зависимости от степени элитности, дом может иметь автономные системы жизнеобеспечения (или, как минимум, собственную котельную), мощные фильтры для воды и оборудование для создания микроклимата, бесшумные лифты, спутниковое телевидение и оптико-волоконные системы связи.
Планировка действительно элитной квартиры должна предоставлять владельцу возможность реализации любых желаний, именно поэтому ее нередко делают максимально свободной. Большие окна, высокие потолки, а также высокое качество черновых и отделочных материалов даже не обсуждаются – это совершенно очевидно. А вот размеры квартир – дело весьма индивидуальное.
Ни одна отрасль хозяйства не может существовать без инфраструктуры. Она обеспечивает нормальное функционирование не только фирмы, но и города в целом. Давайте разберем понятие инфраструктуры более подробно.
Значение понятия "инфраструктура"
Сам термин «инфраструктура» - это два латинских слова: іnfra (переводится "ниже") и structura (перевод - "строение или расположение"). Впервые его начали применять в пятидесятые годы двадцатого века для обозначения комплекса общих положений, которые направлены на обеспечение положительного развития предпринимательства и удовлетворение нужд населения.
Инфраструктура - это множество отраслей и подразделений внутри предприятия, фирмы или города. Она призвана создавать все необходимые условия, которые необходимы для нормального функционирования деятельности объекта (например страны, производства, товарооборота, трудовых ресурсов, туризма, рынка и так далее).
В целом она делится на производственную и социальную, а в зависимости от масштабов бывает инфраструктура:
- предприятия (фирмы);
- отрасли;
- города;
- страны.
Городская инфраструктура
Инфраструктура города - это комплекс учреждений и предприятий, отвечающих за своевременное и нормальное предоставление услуг населению в сфере коммунальных служб (канализация и водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, транспорт и дороги, инженерные коммуникации и так далее), а также туристическом, развлекательном и торговом секторах.
То есть это набор условий для развития жизни жителей конкретного населенного пункта и приезжих.
Чем больше город по размерам и численности населения, тем больше услуг он должен предоставлять, и тем шире у него инфраструктура. Это естественный порядок вещей.
Виды инфраструктуры города
Различают такие основные виды городской инфраструктуры, как:
- жилищно-коммунальная или социальная - ответвления и предприятия, которые предназначены для функционального обеспечения нормальной жизни населения;
- транспортная - комплекс учреждений и отраслей по автомобильным и грузовым перевозкам, а также поддержание в надлежащем состоянии всех связанных с этим отраслей;
- инженерная - совокупность систем инженерно-технического обеспечения учреждений;
- экономическая - комплекс разных отраслей и видов деятельности, предназначенных для обслуживания производства и хозяйства;
- информационная - структуры и подсистемы информационно-организационного характера;
- рыночная - комплекс организаций и организационно-правовых норм, созданных для обеспечения непрерывного движения услуг и товаров, ценных бумаг, денег и валюты, рабочей силы.
- туристическая - совокупность учреждений и предприятий, существование которых направлено на удовлетворение оздоровительных и отпускных потребностей людей ;
- военная - комплекс объектов и сооружений, входящих в основной состав стационарных отделов, предназначенных для подготовки войск и ведения возможных военных действий.
Транспортная инфраструктура
Транспорт является одной из важнейших составных частей экономики города и государства в целом.
Транспортная инфраструктура - это огромный комплекс служб и объектов, включающий все виды транспорта, транспортные структуры и подразделения. Они обеспечивают быструю и свободную перевозку пассажиров и грузов.
Помимо этого, транспортная инфраструктура играет немаловажную роль в обеспечении торгово-экономической сферы сырьем, материалами, готовой продукцией и товарами, а также рабочей силой.
Объекты транспортной инфраструктуры
Объекты инфраструктуры городского транспорта включают в себя:
- все существующие и запланированные пути сообщения (улично-дорожная, внеуличная и междугородная транспортная сеть);
- транспортные единицы;
- технические сооружения и склады (парки по ремонту, депо, грузовые терминалы, энергетическое хозяйство);
- вокзалы и станции для перевозки пассажиров и грузов;
- агентства, осуществляющие продажу билетов и организацию перевозок;
- логистические центры;
- инженерные сети и коммуникации.
Транспортные единицы - это машины и автомобили, которые, в зависимости от предназначения, делятся на:
- Пассажирский транспорт, который включает в себя автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда, водный и монорельсовый наземный транспорт.
- Транспорт, используемый для грузоперевозок, делится на внутригородской и региональный. Внутригородской - это грузовые автомобили, специальные троллейбусы и трамваи. Региональный транспорт для грузоперевозок - это также грузовые машины, а еще поезда, самолеты и вертолеты, водные суда.
- Специальный транспорт - это санитарно-технические, аварийные и коммунальные автомобили, машины скорой медицинской помощи, пожарные и так далее.
Можно с уверенностью утверждать, что от степени развития транспортной инфраструктуры зависит уровень прогресса экономики и туризма как отдельно взятого населенного пункта и региона, так и страны в целом.
Виды инфраструктуры
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т. д.), социальную инфраструктуру -- совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.
Практически все исследователи этой проблемы включают в рыночную инфраструктуру товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда. В более широком аспекте к рыночной инфраструктуре относят также оптовую и розничную торговлю, аукционы, ярмарки, коммерческие банки, страховые, инвестиционные и финансовые компании , что также не вызывает сомнений в причислении их к посредникам.
В учебнике "Экономическая теория" под редакцией А.А. Кочеткова перечислены следующие основные элементы инфраструктуры современного рынка:
Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);
Аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
Кредитная система и коммерческие банки;
Эмиссионная система и эмиссионные банки;
Система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);
Информационные технологии и средства деловой коммуникации;
Налоговая система и налоговая инспекция;
Система страхования хозяйственного коммерческого риска и страховые компании;
Торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
Таможенная система;
Профсоюзы работающих по найму;
Коммерческо-выставочные комплексы;
Система высшего и среднего экономического образования;
Аудиторские компании;
Консультативные (консалтинговые) компании;
Общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
Специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями .
Спорным же, по нашему мнению, является вопрос о включении в рыночную инфраструктуру налоговой и таможенной системы, как это осуществляет ряд экономистов. Добровольность, экономическая независимость являются признаками отношений субъектов рынка. Налоговые и таможенные службы, государственные инспекции не являются субъектами рынка, их функции принуждающие, контролирующие и инспектирующие, они являются субъектами государственного регулирования рынка. Следовательно, если рыночную инфраструктуру обозначать как совокупность рыночных посредников, то субъекты государственного регулирования к ним никак не относятся.
Вместе с тем, включение в рыночную инфраструктуру не зависит от формы собственности, посреднические компании могут быть и государственными, и частными.
В рыночную инфраструктуру входят различного типа посредники, каждый из которых имеет особое предназначение на рынке, вследствие этого возникает необходимость их классификации. Посредники, составляющие рыночную инфраструктуру, имеют принципиальные отличия в зависимости от типа рынка, на котором они действуют. Посредников на рынках средств труда, предметов потребления, услуг и информации целесообразно обозначить как торговых посредников. В отдельные группы следует выделить финансовых посредников, действующих на финансовом рынке, и посредников на рынке труда (см. Приложение, рис.1).
К общему перечню видов рыночной инфраструктуры следует отнести следующие группы услуг: консалтинговые; маркетинговые; лизинговые; компьютерные и связанные с ними услуги (в том числе программного обеспечения); услуги связи; информационно-коммуникационные; электронной коммерции; юридические; концессионные; транспортно-экспедиционные; логистические; франчайзинговые; дистрибьюторские (включая брокерские); посреднические; инжиниринговые; прикладные научно-исследовательские, аналитические и проектные; услуги дизайна, брэндирования и рекламы; финансовые (включая венчурные, а также услуги кредитования, страховые); риэлторские (связанные с землей, недвижимостью); бухгалтерские (учет, отчетность); аудиторские; налоговые; инновационно-внедренческие; инвестиционные; патентные; услуги экспертизы по различным аспектам; сертификационные; услуги по стандартизации (техническому регулированию); услуги по метрологии (обеспечению единства измерений); аккредитационные; регистрационные; выставочно-ярмарочные; услуги по обучению, переподготовке кадров; по подбору и расстановке персонала; экологические услуги; услуги охраны и сопровождения и др.
Необходимо подчеркнуть, что рынок вышеотмеченных многообразных услуг, предоставляемых рыночной инфраструктурой, несмотря на межотраслевой, разнопрофильный, многовидовой характер, тем не менее, имеет некоторые общие признаки, которые следует обозначить. Во-первых, рынок инфраструктурных услуг в значительно большей степени отвечает требованиям конкурентного рынка и менее подвержен монополизации. Во-вторых, рассматриваемые услуги ориентированы на многие категории потребителей (в том числе на хозяйствующих субъектов, домашние хозяйства, отдельных людей и групп сообщества), в связи с чем, не нуждается в глубокой сегментации. В-третьих, рынок данных услуг отличается большей конъюнктурностью и непредсказуемостью по сравнению с рынками ряда других услуг (например, бытовых, жилищно-коммунальных, услуг телефонной связи и общественного транспорта). В-четвертых, рынок услуг данного рода обладает значительным динамизмом и в то же время определенной гибкостью. В-пятых, данный рынок тяготеет к комбинированию услуг, предоставлению их в различных сочетаниях (наборах и комплексах) как внутри групп услуг, так и в межгрупповых комбинациях. В-шестых, для подобных услуг характерна большая степень локализации, т.е. привязки к определенной территории (региону, городу, группе районов, населенных пунктов). Указанные характерные черты играют значительную роль в практическом функционировании и развитии услуг рыночной инфраструктуры.
Сегодня и в обозримой перспективе транспортная, инженерная, информационная, а также социальная инфраструктуры становятся главным ресурсом развития города, условием повышения его конкурентоспособности, социальной и инвестиционной привлекательности.
Инфраструктура, являясь базой для обеспечения нормальной жизнедеятельности города Улан-Удэ, напрямую оказывает влияние на социальное благополучие населения и пространственное развитие территории города.
Основные элементы инфраструктуры жизнедеятельности:
инженерная инфраструктура (системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.д.)
энергообеспечение, с учетом политики эколого- и ресурсосбережения;
деятельность транспортной системы города.
Инженерная инфраструктура города включает системы: водоснабжения, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации, теплоснабжения, электроснабжения.
Цели в области развития инженерной инфраструктуры города:
обеспечение надежного и бесперебойного водоснабжения и теплоснабжения потребителей;
повышение качества работы систем инженерного обеспечения с учетом возрастающих требований к охране окружающей среды и здоровья человека;
эффективное использование инженерных и территориальных ресурсов с учетом широкого внедрения ресурсосберегающих технологий;
Задачами перспективного развития инфраструктуры комплекса являются:
реконструкция и модернизация водопроводных сооружений и системы водопроводных сетей;
обеспечение стабильной и безаварийной работы системы транспортировки питьевой воды и стоков с созданием оптимального резерва пропускной способности коммуникаций и сооружений;
увеличение энерго- и теплогенерирующих мощностей в соответствии с приростом нагрузок по потреблению электрической и тепловой энергии;
обеспечение полного охвата застроенной части города системами централизованной хозяйственно-бытовой и дождевой канализации;
развитие и расширение схем отвода сточных вод на реорганизуемых производственных территориях с включением их в единую городскую систему;
достижение нормативного уровня очистки хозяйственно-бытовых и поверхностных стоков.
Развитие источников тепловой энергии и тепловых сетей города с учетом перспективы строительства жилого фонда и социальных объектов города, повышение надежности и качества теплоснабжения потребителей города, улучшение экологической ситуации в городе.
Обеспечение развития строительства на территории результаты г. Улан-Удэ, в том числе объектов социального назначения и жилья. Повышение качества и надежности работы систем теплоснабжения. Улучшение экологической ситуации в микрорайонах, где расположены котельные.
Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры предусматривают:
развитие теплосетевого хозяйства города Улан-Удэ путем реконструкции, модернизации источников тепла - ТЭЦ-2 и котельных, техперевооружения существующих насосных станций и строительства новых ПНС, увеличение пропускной способности теплотрасс;
увеличение тепловой мощности источника ТЭЦ-2 до 285 Гкал/ч;
увеличение присоединяемой нагрузки от котельных п. Заречный, «Юго-Западная»;
увеличение пропускной способности теплотрасс города;
перекладка водопроводных сетей в Железнодорожном, Советском и Октябрьском районах города общей протяженностью 6,3 км со сроком эксплуатации от 28 до 50 лет;
развитие и новое строительство системы коммунальной инфраструктуры левобережной части г. Улан-Удэ - обеспечение качественной питьевой водой жителей пос. Солдатский;
замена существующих канализационных сетей с износом от 23 до 40 лет на современные, износостойкие полиэтиленовые, с увеличением пропускной способности и технической надежности.
Целью в энергосбережении и повышении энергетической эффективности является повышение качества жизни населения и обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения наиболее энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности в г. Улан-Удэ.
Основные задачи
энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях и иных организациях, в жилищном фонде, в системах коммунальной инфраструктуры, в энергетике, в промышленности, на транспорте, в строительстве, в системе наружного освещения,
снижение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг как в рамках существующей, так и перспективной застройки города на основе применения новейших инновационных технологий в сфере энергосбережения и, как следствие, снижение энергопотребления на кв. м общей площади жилых домов;
создание условий для развития рынка энергосервисных услуг и энергетических обследований на территории г. Улан-Удэ;
создание условий для привлечения инвестиций в целях внедрения энергосберегающих технологий;
развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива;
внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях, осуществляющих деятельность на территории г. Улан-Удэ;
обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов и организация ведения топливно-энергетических балансов;
уменьшение удельного потребления энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции в реальном секторе экономики;
снижение потерь в электро- и теплосетях, а также в сетях водоснабжения;
развитие организационно-правового обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
популяризация энергосбережения в г. Улан-Удэ.
Основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:
проведение первоочередных мероприятий в области популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования, предполагающее реализацию высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергетической эффективности в долгосрочной перспективе;
создание новых генерирующих мощностей, в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии;
разработка и внедрение автоматизированных систем контроля и учета расхода энергетических ресурсов, а также специализированных информационных систем.
Критериями достижения поставленных целей и задач станет:
снижение расходов бюджета г. Улан-Удэ за пользование энергетическими ресурсами не менее 40% по отношению к 2009 году;
увеличение доли возобновляемых источников энергии в производстве электрической энергии не менее чем до 4,5% по отношению к 2009 году;
снижение энергопотребления на кв. м общей площади жилых домов не менее 20 - 30% по отношению к 2009 году;
снижение расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем не менее 15 - 25% по отношению к 2009 году.
Долгосрочной целью в сфере развития транспортной инфраструктуры является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, за счет развития дорожного строительства, транспортного обслуживания населения являются развитие дорожно-транспортной системы, создание благоприятных условий для предоставления транспортных услуг населению, повышение объема и качества транспортных услуг, оказываемых населению города Улан-Удэ.
Достижение поставленной цели возможно при реализации следующих задач:
сохранение и постепенное повышение уровня внутренней транспортной доступности региона с учетом реально сложившегося распределения местных сообщений между видами транспорта;
повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;
развитие узловых объектов транспортной инфраструктуры города повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
модернизация подвижного состава городского пассажирского транспорта;
совершенствование организации управления городским пассажирским транспортом;
повышение эффективности функционирования системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
строительство и реконструкция инженерных сооружений городского транспорта;
оптимизация маршрутной сети и диспетчерский учет городского пассажирского транспорта;
снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
Комплекс мероприятий для решения поставленных задач включает развитие воздушного транспорта, транспортно-логистического комплекса, дорожного хозяйства.
Воздушный транспорт. В рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» и ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» будет осуществляться модернизация всего комплекса международного аэропорта г. Улан-Удэ «Байкал» для повышения его конкурентоспособности, создания на его базе грузового терминала на маршруте Азия - Европа.
Основным объектом реконструкции являются удлинение и реконструкция взлетно-посадочной полосы со строительством магистральной рулежной дорожки и расширением существующих перронов для приема всех типов воздушных судов, в том числе судов, относящихся к малой авиации. Развитие инфраструктуры аэропорта планируется осуществлять на принципах государственно-частного партнерства.
Транспортно-логистический комплекс. Развитие транспортно-логистического комплекса предполагает создание в аэропорте г. Улан-Удэ пограничной и таможенной инфраструктуры и создание мультимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ) в г. Улан-Удэ, выполняющего функции логистического, распределительного, сервисного и делового центра.
Создание в г. Улан-Удэ транспортно-логистического комплекса усилит геополитическую позицию Российской Федерации и Республики Бурятия в Монголии, Китае и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Для Байкальского региона это станет дополнительным импульсом социально-экономического развития.
Реализация данных мероприятий позволит значительно повысить пропускную способность транспортной системы города Улан-Удэ на наиболее перспективных направлениях развития международных экономических отношений, оптимизировать товарные потоки, обеспечить удобство для пассажиров а также усилить роль Улан Удэ не только как транспортного узла Забайкалья, но и как важного узлового элемента в международном транспортном коридоре в Монголию и Китай.
Дорожное хозяйство. Деятельность в указанном направлении предусматривает улучшение условий движения транспортных средств и пешеходов, внедрение современных методов регулирования транспортных потоков, комплексных схем организации дорожного движения, модернизацию технических средств дорожного регулирования, совершенствование организации пешеходного движения, снижение влияния дорожных условий на возникновение дорожно-транспортных происшествий, увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, проведение инженерных мероприятий в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Развитие инфраструктуры
Инфраструктура связывает воедино народнохозяйственный механизм, объединяет общество не только в экономическом, но и социальном смысле. Развитие инфраструктуры является, таким образом, важнейшей экономической и социальной целью. Здесь основные задачи заключаются в следующем:
· вывести сферу транспорта на передовой уровень и обеспечить доступность и высокое качество транспортных услуг для граждан;
· обеспечить реализацию Стратегии-2020 достаточными энергетическими потоками, а также резко повысить энергоэффективность всех отраслей экономики;
· сформировать высокотехнологичное единое информационное пространство, интегрированное в мировое, и выстроить отрасль информационно-коммуникационных технологий, составляющую достойную конкуренцию зарубежным конкурентам.
К основным направлениям инфраструктурного развития относят развитие:
· транспортной инфраструктуры,
· энергетической инфраструктуры,
· связи и информационно-коммуникационных технологий.
Современное состояние транспортной инфраструктуры является одним из препятствий к осуществлению цели «Россия-2020». К основным проблемам можно отнести недостаточную пропускную способность, ограниченность экспортного и транзитного потенциала.
Стратегия-2020 предусматривает снижение транспортоёмкости экономики на 30%. Строительство дорог увеличится в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год).
Для укрепления транзитного потенциала России будут в приоритетном порядке устранены разрывы и «узкие места» на основных международных направлениях; сокращено время доставки, риски и издержки на всём протяжении пути.
Обеспечение социально-экономического развития страны в рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортного комплекса, которые повысятся с 2% ВВП в 2006 году до 4-4,5% ВВП в 2020 году.
Одной из самых масштабных задач является повышение энергоэффективности российской экономики. В настоящее время энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки, считает Дмитрий Медведев.
Россия должна стать одним из лидеров глобального информационного общества. «Надо обеспечить людям на всей территории страны наилучший доступ к информации с использованием цифровых технологий – быстрый, круглосуточный, надёжный и качественный, причём по собственным национальным стандартам следующего поколения», – считает президент Российской Федерации Д. А. Медведев.
Таблица 24. Основные результаты развития
Инерционный | Энерго-сырьевой | Инновационный | |
ВВП темп роста 2020 к 2007 на душу населения, по ППС, тыс. долл. доля в мировом ВВП,% | 1,8 раза 3% | 2,1 раза 3,5% | 2,3 раза 4,3% |
Инвестиции (2020 к 2007) Норма накопления, % ВВП Доля инвестиций в высокотехнологичный сектор в 2020 году | 2,4 раза 25% 14% | 3,6 раза 30-31% 15% | 4 раза 31-32% 16% |
Энергоемкость ВВП(2020 к 2007) | 70% | 67% | 59% |
Доля нефтегазового сектора в 2020 году Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в 2020 году | 13,2% 13,3% | 12,7% 16,9% | 11,1% 17,2% |
Реальные доходы населения (2020 к 2007) Бедность к 2020 году | 2,1 раза 7,9% | 2,4 раза 6,7% | 2,6 раза 6,2% |
Формирование современной инновационной экономики напрямую связано со стратегией России на развитие и совершенствование политической системы суверенной демократии. С одной стороны, только сильное независимое демократическое государство в состоянии обеспечить поступательное развитие и модернизацию экономики страны. С другой стороны, инновационная экономика является необходимым условием для демократического развития и сохранения суверенитета и целостности России.
«В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям» – отмечено в Послании президента России Федеральному собранию 2009 года.