Дом-корабль на Тульской (он же дом атомщиков). Я живу в «Доме атомщиков» на «Тульской

Он же "Титаник", он же "Лежачий небоскрёб", он же "Дом атомщиков" и прочая прочая. Здание эпическое и впечатляющее.

В связи со своей эпичностью и представительностью служит источником самых диких городских легенд и предположений. Пока собирал матерьяльчик по нему не раз хватался рукой за лицо - настолько всё сурово. Оно и немудрено.

В очередном своём краеведческом проскоке слегонца развею некоторые.

Для началу общие сведения:

Архитекторы В.Д. Бабад, В.Л. Воскресенский, Л.В. Смирнова, В.Ш. Барамидзе. Строился почти 2 десятилетия, окончательно сдан в 1986 году.

Длина ~ 400 метров, высота ~ 50 метров, ширина ~ 15 метров (без балконов). 9 подъездов. 980 квартир.

Официально - 14 этажей, на вид - 16 этажей с окнами (из них 4 этажа с большими балконами по всему периметру) плюс два технических этажа без окон.
При этом первые три этажа, которые официально почему-то считаются всего двумя этажами - реально высотой с пятиэтажку!

В лифте доступны: 1-й, с 3-го по 12-й и 14-й этажи (т.е. пропущены 2-й и 13-й).
Жилые этажи: 3-15 (включительно).

Двухуровневые квартиры на 12 и 14 этажах.


Почему-то к его строительству упорно приплетают бедного Лзаря Моисеевича Чериковера, да ещё называя его Леонидом, хотя старичок скончался ещё в 1964 году, и из потустороннего мира, разве что, мог проекты диктовать... Не, ну понятно, не дают людям столь масштабные здания: "Не может быть, чтоб тут обошлось без ОГПУ!". Таким ребятам надо через дорогу - в Кащенку.

Ну, понятно, легенды про Главного Прораба (кто это?!), который-де "всё сделал вопреки" и его то ли чуть не съел лично Леонид Ильич, то ли из партии чуть не исключили....

Много всякого бреда насочиняли. Ладно, для начала посмотрим, что было на Большой Тульской улице до появления сего монструозуса.

Райончег Серпуховской заставы был весьма запущенной городской окраиной с малоэтажной застройкой. В начале 20 века в районе нынешнего ТТК, по Духовскому переулку, огибавшему Даниловское кладбище граница Москвы и проходила. И до 60-ых годов Б. Тульская (совместно с Малой, проходящей сейчас по тыловой части "дома-корабля") лепилось нечто такое:

Во дворах так вообще - что-то такое:



Довольно долго ещё стоял на углу с Духовским переулком "дом Жданова", пока не был снесён в 2000 году при строительстве ТТК:

Да, что интересно - дом был до последнего дня частным. Всю советскую эпоху в нём жили потомки дореволюционных хозяев...

Что интересно, наряду со стоящими тут дореволюционными домиками по Б. Тульской (фактически - началу Варшавского шоссе) ,по Серпуховскому валу нагородили в 30-ые добротных домов в 3-5 этажей для рабочих находящегося за рекой ЗИСа. Кои и поныне стоят, не кашляют. Типа таких:

А в один из домов на месте нынешнего "дома-корабля" так вообще бомба в 1941 году попала:

В конце 60-ых здесь начали масштабную расчистку. В начале 70-ых начали городить сей дом. Строительство велось по заказу "Атоммаша", естественно, сие отразилось на проекте. (Далее я буду делать длинные вставки с http://mosday.ru/info/article.php?house-ship , сильно подредактировав и вставив)

В конструкции использовалось все - монолит, железобетонные плиты и балки, кирпичная кладка.

Главный прораб до тех пор строил только атомные реакторы в СССР, что сказалось на фундаментальности строения. Дом сейсмически устойчивый, плюс, для препятствования складыванию, все углы не по 90-градусов, а по 87 и 93. Правда, в Москве таких катаклизмов не было, но мрачноватая логика строителей-атомщиков неопровержима: "на случай атомной войны".

Внизу дома между парами подъездов и по краям имеются высокие пролеты с большими колоннами. Они служат для прохода людей сквозь дом (дабы не обходить полкилометра вокруг) и, вероятно, для пропускания порывов ветра (иногда ветер там практически сносит с ног).

Внешние и несущие стены, перекрытия и балки из очень прочного железобетона (отливались на оборонных заводах атомной энергетики). Строители, делавшие ремонт квартир, говорили, что такого крепкого бетона нигде не встречали (дорогие буры перфораторов сгорали только так). Внутренние стены-перегородки как правило - из кирпича и по сути не являются капитальными.

Дом строился очень долго - почти два десятилетия... Когда въезжали первые жильцы в один конец дома, другой еще только строился. И в определенный момент он был похож как бы на верблюда с двумя горбами, так как по краям уже все стояло, а в середине был провал, во всю работали краны, поднимали плиты, при этом в окнах крайних подъездов уже горел свет, и жили люди.


Между 1985-90гг

Так как строительство велось очень долго, то качество отделки и инженерии в разных подъездах различалось. В последние годы отделочные работы велись солдатами, поэтому были выполнены весьма некачественно. И если обои и покраска мало кого беспокоили, так как большинство новоселов все это сразу переделывали, то штукатурка и выравнивание кривых стен и потолков доставила немало хлопот при проведении капитальных евроремонтов уже в постперестроечные времена.

Все двери внутри квартир и подъездов были весьма качественные и шпонированные натуральным деревом (даже на пожарных щитах). Во всех квартирах была проведена пожарная сигнализация. А на верхних этажах легковыбиваемые балконные перегородки (для эвакуации). Плиты электрические. Пол паркетный. Окна с толстыми 6 мм стеклами и большими межрамными пространствами, а со стороны шоссе - с шумоподавляющими фрамугами. Также для шумотеплоизоляции ванных комнат, вентиляционных шахт и водно-канализационных каналов - двойные стенки с пустотой внутри.

В доме можно встретить квартиры очень различных планировок и площадей. В связи с многократными перекраиваниями проекта и долгострою, в доме можно встретить много необычно "чудных" конструктивных решений, в основном касающихся планировки и инженерии. Например, очень "кучеряво" напутанная система водоснабжения - в одной большой квартире может быть аж три стояка, при этом один из них заодно перекрывает еще и кухню соседей, а воду в вашей ванной могут перекрыть другие соседи, на всякий случай закрыв свой вентиль при отъезде в отпуск.

Слышал, что в доме очень много неиспользуемых пустот. Даже встречаются целые "ничейные" комнаты, имеющие окно, но без входов и выходов.

Тут я слегка отвлекусь, дабы вспомнить, как я впервые увидал сей дом. Было это году в 1984, когда я стал бегать на секцию спортивной гимнастике в ДЮСШ, находившуюся на Мытной, за Даниловскими банями. Кстати, характерного Даниловского рынка ещё не было. Мы как раз в период его строительства часто лазали на этот бетонный купол, а потом скатывались с него на жопе по обледеневшему скату.


Вот тут, если от центра нижнего края снимка провести линию, то за рынком будет видна между домов родная ДЮСШ Замоскворецкого района...

Дом сей, тогда ещё недостроенный меня вельми впечатлил. Пареньку из Чертанова застроенного квадратно-гнездовыми пареллелепипедами I-515/9М и II-57 необычный дом с зубчатыми балконами, тянущимися на всю длину его огромную сплошными полосами окон, феерическими колоннами, несущими всю конструкцию,озаряемый огнями электросварки казался каким-то сказочным. В то, что это простой жилой дом поверить было как-то невозможно, отсюда и все эти легенды растут, надо думать.


1986 год, как раз.

И ещё немного отсебятины. Главным архитектором данного домика значится Владимир Давидович Бабад . Что характерно, как оказалось,что он же значится и проектёром моего любимого Чертановского ЗАГС , где я имел немного женится на Тасюне. То-то этот домик вечно народ отмечает, радуясь его необычной архитектуре. Дык не хухры-мухры какой делал, а дяденька с опытом! :)))

Ладно, возвращаемся к домику-кораблю.

Инфраструктура.

Во дворе дома имеется детская площадка, детский сад комбинированного вида (центр развития ребенка "Дошколенок", адрес: Малая Тульская улица, дом 17) с детским бассейном, общеобразовательная школа №547 со спортивной площадкой, футбольно-хоккейно-баскетбольная площадка, теплоузел.

Нижние этажи дома были предназначены для сферы бытовых услуг - здесь располагались ремонт обуви, ремонт часов, металлоремонт, ювелирная мастерская, изготовление ключей, почта, сберкасса, цветочный магазин, слесарная мастерская, свой ЖЭК и даже отдельный паспортный стол (отделение).

А еще - большой продуктовый магазин-гастроном, входящий в состав дома.
С его стороны под дом заезжают и выезжают грузовики, привозящие продукты в складские помещения, расположенные под землей.

Мы с ребятами там были один раз... может потому, что тогда были еще маленькими (учились в средней школе), а может и вправду, но размеры этого подземелья показались просто огромными - там прямо ездят грузовики - впечатлило сильно тогда...

Крыша.

Учитывая размеры дома - она большая и интересная.
Единое плоское пространство с выступающими конструкциями системы вентиляции и расположенными над лифтовыми шахтами техническими сооружениями для их обслуживания и выходами на черные лестницы.

Все это имеет весьма внушительный бетонный бортик с небольшим заборчиком на нем. По нему можно совершенно спокойно и даже весьма безопасно пройти по периметру всего дома. Ведь, даже если свалиться, то упадешь на балкон, который, учитывая его ширину, перелететь не так-то просто.

Сейчас проход на крышу преграждает железная решетка под замком, а хождение по бортику может оказаться намного опаснее, ведь большинство балконов обзавелись покатыми крышами.

Вспоминается, что в 1990-х годах был проект достроить сверху к дому еще два этажа с развлекательным центром, казино и отелем с шикарным видом на Москву. Делать туда хотели отдельный лифт, а жителям что-то там обустроить по дому.

Подъезды.

В доме девять соединенных попарно подъездов, в каждом более 100 квартир, а в одном месте даже три подъезда имеют единые коридоры.
За счет этой попарной соединенности и получаются такие большие длинные коридоры. Там можно бегать, кататься на велосипеде и сдавать стометровку!
На входах в подъезды стояли огромные алюминиево-стеклянные двери - по тем временам это было очень необычно.

Двухэтажные квартиры, правда ли?

Да, квартиры верхних этажей задумывались, как элитные, хотя подобное слово не для советских времен, поэтому скажем так - улучшенной планировки. Правда, по тем временам это было несколько большее...

Расскажу на примере одной четырехкомнатной двухэтажной квартиры, находящейся на 12-м и 13-м этажах, как оно тогда было.
4 комнаты (1 большая, проходная - гостиная - на первом этаже и 3 разноразмерные комнаты на втором), 2 туалета (на первом этаже унитаз и раковина, на втором этаже - унитаз и биде), ванная с раковиной - на втором этаже, два коридора (по одному на каждом этаже со встроенными гардеробами), кухня и большой балкон на первом этаже.
В целом квартира не огромна - площадь около 90 кв.м.
Попасть домой можно из двух подъездов по два лифта (маленький пассажирский и большой грузовой) в каждом (и две черные лестницы, соответственно). На лифте поднимаешься на 12-й этаж (конечно же на 13-ом этаже лифт не останавливается, а просто проезжает его), выходишь, проходишь налево, и идешь по длинному, за счет этого, кажущемуся узкому, коридору с дверьми, напоминающему гостиницу или теплоход.
При входе в квартиру не одна дверь, а две, с 20-сантиметровым тамбуром между ними (для большей комфортности, подавления шумов, запахов и сохранения тепла).
На первом этаже квартиры маленький коридорчик, встроенный гардероб, туалет с раковиной, кухня, имеющая выход в коридор (дверь со стеклом) и в гостиную (распашная двухстворчатая дверь со стеклами), большая проходная гостиная комната, соответственно, имеющая двери в коридор, кухню, выход на балкон и деревянную (позже стали делать железные) обычную (не винтовую) весьма массивную лестницу на второй этаж. Над лестницей неразумно пустующий большой шестиметровый пролет.

Стоит отметить, что по изначальному проекту между кухней и гостиной должна была быть раздвижная стена, превращающая весь нижний этаж в единое пространство (по типу студии), но решили, что это слишком уж и поставили просто двухстворчатую дверь со стеклами. Правда, стенка не капитальная и легко сносимая, некоторые впоследствии так и сделали.

Особого внимания стоит просторный балкон (шириной больше метра и длиной 6 метров) с панорамным видом . Так как на втором этаже квартиры второго балкона нет, то, стоя на этом балконе, над тобой ничего не висит и ощущается простор (при этом на 14-ом этаже он опять есть, и это неплохо закрывает тебя от осадков), а большая высота и отсутствие вблизи высоких домов открывает великолепную 180-градусную панораму.

Интересно, что из всех 4-комнатных квартир, которые я видел, не было идентичных. Все они похожи, но везде есть небольшие отличия планировки второго этажа (размеры, наличие/отсутствие кладовки, разные коридоры и ванные и т.п.).

Мне кажется странным то, что наличие 4-комнатных 2-этажных квартир на 12-ом и 14-ом этажах почему то решили разбавить 1-комнатными 1-этажными квартирами (с такими же балконами), которые как бы "впихнуты" между ними. Дело в том, что второй этаж 4-комнатных квартир существенно больше первого и как бы нависает над этими 1-комнатными квартирами. При этом их жильцы могут испытывать дискомфорт, находясь на своем балконе, когда на них сверху могут смотреть соседи со второго этажа своей 4-комнатной квартиры.

На 14-ом и 15-ом этажах тоже расположены двухэтажные квартиры, имеющие по два балкона (такой же на первом этаже и больший - на втором)! Правда, этот второй этаж там более "ужатый", говорят, что на последнем согласовании проекта было велено срезать последний этаж, но прораб лишь формально принял приказ, оставив и там двухэтажные квартиры, правда, верхний уровень выполз в технический этаж, под самую крышу).

А торцевые квартиры имеют вообще огромные по длине и еще большие по ширине изогнутые балконы.

Панорама с крыши домика к Большой Тульской, Холодилному пр. и Москве-реке:

А тут - на юго-запад, с 14 этажа. Кащенка за домами...

На запад. Вдали - Университет:

На северо-запад, к Шаболовке:

Ну, как-то оно вот так. Всем спасибо, извините, досвидания.

Парусник по фэн-шуй

Нетрудно догадаться, почему корабль в теории Фен шуй относится к символам изобилия и благополучия. Ведь еще издревле любое прибытие корабля в порт ассоциировалось с поступлением товаров, предметов роскоши и заокеанских диковинок. Именно так корабль пришел в Фен шуй и получил свое основное предназначение – увеличивать благосостояние и материальный достаток семьи. Но, как и каждый талисман в Фен шуй, корабль имеет свои морские правила и обычаи, которых неизменно следует придерживаться, чтобы миротворящие «золотые паруса» не превратились в пиратский корабль.

7 футов под килем, или основные правила морского благополучия

Парусник со слитками золота

Удачу и процветание в делах может принести только торговое судно, не имеющее на борту оружия, пушек и других военных приспособлений. Оптимальным вариантом является, когда макет корабля изготовлен без гвоздей. Более того, не стоит увлекаться судами, прославившимися в истории или боях, лучше всего в качестве подойдет именно классическое парусное судно, так как сами по себе паруса, надутые попутным ветром являются благоприятным знаком.

В качестве материала изготовления хорошо подойдет металл (приветствуются благородные металлы) или дерево. Если покупать такой талисман, то его транспортировка будет достаточно затруднительна, так как конструкция состоит из мачт, парусов и прочих мелочей. Поэтому не менее, а может быть даже и более эффективным является талисман, изготовленный собственноручно из подручных материалов, в который вы вложили свою энергию и желание.

Еще одним важным условием считается загруженность корабля, то есть по Фен шуй корабль не должен быть пустым. Хорошо, когда судно завалено практически с горой монетами, золотыми слитками, драгоценностями и прочими атрибутами благосостояния. В качестве груза судна подойдут и кристаллы, олицетворяющие монеты или бриллианты. Именно загруженность кораблям благами и является способом активации действия этого талисмана.

Пристань корабля удачи и его попутный ветер

Располагая в доме корабль, в первую очередь необходимо обратить внимание на направление его движения. Так, судно, груженное всевозможными благами и богатствами, должно как бы «вплывать» в помещение, а не «уплывать» из него, увозя тем самым из дома материальное благополучие и удачу.

Корабль по фэн-шуй

Хорошо располагать талисман рядом с входной дверью (опять же таки, таким образом, чтобы нос был направлен в дом). Такое расположение символизирует прибытие благ в дом извне. Благоприятными направлениями для корабля является на юго-востоке и зона знаний на северо-востоке.

Корабль богатства является популярным талисманом не только домов, но и офисов, он часто украшает кабинеты крупных начальников, директоров и больших «шишек», тем самым привлекая удачу на их сторону.

Наивысшим пиком в данной категории талисманов считается корабль в виде дракона из золота. Такой талисман зачастую украшает кабинеты наибогатейших людей мира сего и не имеет эквивалентов в реальности. Наличие парусов на таком корабле совершенно не обязательно, так как силы дракона вполне достаточно для перемещения.

И самое главное, что необходимо помнить – корабль богатства покровительствует только одному источнику дохода, и если вы желаете иметь несколько вариаций на тему увеличения благосостояния, то необходимо, чтоб ваш дом стал гаванью для нескольких талисманов, каждый их которых будет покровительствовать своему источнику. Поэтому, выбирая в дом символы удачи и богатства, парусник обязательно должен «озолотить» в вашем доме различные места зоны изобилия.

Дом-корабль на Тульскойэто, пожалуй, одно из самых несуразных, но в то же время интересных зданий Москвы. Помимо основного, у достопримечательности есть несколько дополнительных названий, а именно: «дом атомщиков», «дом холостяков», «Титаник», «большой дом», «лежачий небоскреб и т.д.». Неоднократно уже в столице поднимался вопрос о снесении этого здания, которое должно было стать украшением Москвы, ее жемчужиной, но в итоге является чуть ли не позором.

Дом-корабль Тульской: адрес

Расположено чудо архитектуры периода застоя по улице Большая Тульская, 2.

Описание

Дом на Тульской названный кораблем, представляет собой постройку высотой в 50 метров и длиной – почти в полкилометра. Изначально он был белым, и возводился на достаточно пустынной местности, что давало повод создателям мечтать об образе эдакого круизного лайнера на фоне голубого неба. Но сегодня дом от старости и грязи посерел, а вокруг него выросло много других построек. И на корабль в океане здание теперь уж точно не похоже.

Дом на Тульской фактически имеет 14 этажей, хотя если смотреть на него со стороны, кажется, что их 16. В 9 подъездах насчитывается около тысячи квартир самых разных габаритов и типов планировки (в том числе и двухуровневых).

Между подъездами и по краям дома оборудованы проходы с колоннами – это сделано для того чтобы людям не нужно было огибать почти полукилометровое здание. Качество внутренней и внешней отделки на разных участках «корабля» отличается друг от друга – а все потому что строилась махина много лет, и исполнители постоянно менялись.

Нижние этажи – не жилые: они изначально предназначались для размещения бытовых объектов (прачечной, обувной, часовой, слесарной и ювелирной мастерских, почты, ЖЭКа, сберкассы и т.д.). Дом имеет большую и интересную плоскую крышу. В нее «вмонтированы» системы вентиляции, помещения для их обслуживания и входы, ведущие на черные лестницы.

Во дворе дома на Тульской имеются школа, детский сад, бассейн, спортивные и игровая площадки, а также теплоузел. В состав здания входит большой гастроном, где жильцы могут запастись продуктами. Складские помещения его спрятаны под землей.

Дом-корабль на Тульской: плюсы и минусы

Согласно отзывам жильцов, у дома на Тульской есть масса достоинств. Но при этом и минусов немало. Так, например, к первым можно отнести добротные деревянные двери (и квартирные, и подъездные, и даже в щитовых); пожарную сигнализацию в каждом жилище; специальные балконы для эвакуации на последних этажах; паркетные полы; окна с толстыми стеклами и шумоизоляцией и т.д.

Среди недостатков – множество инженерно-строительных недоработок, доходящих до курьезов: запутанная система водоснабжения (в одной квартире может быть несколько стояков, и вентили, относящиеся к соседским кранам); помещения с окнами, но без дверей («ничейные» комнаты); брак отделки в более поздних частях здания и другие «проколы».

Дом-корабль на Тульской: история

Идея возведения гигантского дома на Тульской возникла в конце 60-х, и для того времени она была инновационной. За основу взяли финский проект, адаптированный под советские реалии. «Корректуру» осуществляла группа архитекторов во главе с Владимиром Бабадом, который до этого занимался созданием исключительно атомных объектов.

В качестве места под застройку был выбран достаточно пустынный и запущенный район Серпуховской заставы на окраине столицы. На тот момент здесь доживали свой век несколько дореволюционных зданий, а также стояли добротные 3-5-этажные домики, возведенные в 30-х годах. В конце 60-х территория была основательно расчищена, а на заре 70-х начато строительство «корабля».

Работы по возведению дома на Тульской продолжались два десятилетия. Когда в 1981-м в одну часть дома уже заселялись первые жильцы, другие пребывали еще только на стадии проекта. Примечательно, что сначала были построены и сданы крайние подъезды, а затем серединка дома, которую «доводили до ума» солдаты из стройотрядов, не отличающиеся особым мастерством и рвением к работе.

Согласно задумке архитекторов, дом-корабль характеризуется повышенной сейсмологической устойчивостью. Все его углы имеют не 90, а 87 или 93 градуса, что должно препятствовать складыванию здания в случае ядерных взрывов или землетрясений.

Предполагалось, что в будущем у дома появится «брат-близнец», стоящий напротив. Но началась перестройка, и эта идея была «похоронена». Строительство «корабля» было завершено в 1992-1993-м годах. Большое количество его квартир было выделено одиноким людям, а также работникам атомной промышленности (отсюда другие варианты названий дома).

Дитя своего застойного времени — огромный и несуразный — дом № 2 на Большой Тульской улице традиционно лидирует в рейтингах на «самое уродливое здание столицы» или «дом, который надо снести». Задуманный архитекторами как «корабль», белоснежный круизный лайнер с палубами-балконами на верхних этажах, он и сейчас поражает своими размерами, но посерел, обрюзг и многим напоминает пенсионера. И как многие старики, «Корабль» живет воспоминаниями и бережно хранит тайны о замурованных в его стенах кладах и потайных комнатах КГБ.

Дитя своего застойного времени - огромный и несуразный - традиционно лидирует в рейтингах на «самое уродливое здание столицы» или «дом, который надо снести». Задуманный архитекторами как «корабль», белоснежный круизный лайнер с палубами-балконами на верхних этажах, он и сейчас поражает своими размерами, но посерел, обрюзг и многим напоминает пенсионера. И как многие старики, «Корабль» живет воспоминаниями и бережно хранит тайны о замурованных в его стенах кладах и потайных комнатах КГБ.

Гигантомания даже в названиях

Ни одно здание в Москве не получило за свою историю такого количества прозвищ, причем заслуженных - «Дом атомщика», «Большой дом», «Корабль», «Титаник», «Дом холостяка», «Лежачий небоскреб», «Длинный дом». Большинство из них отражает внешний облик здания. Девять подъездов, 18 фактических этажей, из которых первый - сам высотой с приличную пятиэтажку - занят инфраструктурой, от детского сада до супермаркета, и огромными арками, где гуляет ветер, три этажа технических и 14 жилых с 980 квартирами. Растянувшись на 400 метров вдоль доброй половины Большой Тульской улицы, «Дом-корабль» расположился около выхода из станции метро «Тульская». Но упаси вас бог искать здесь какую-нибудь контору, не зная номера подъезда! Можно проплутать около часа.

Что касается других прозвищ, то, например, «Домом холостяка» его называли из-за большого количества однокомнатных квартир, которые в годы застоя могли получить граждане, не успевшие обзавестись семьей. А у названия «Дом атомщика» даже три подтекста. С одной стороны, проект делали по заказу министерства машиностроения, и квартиры давали, в числе прочих, и тем, кто трудился на оборонную промышленность, «атомщикам». По второй версии, прораб этого здания раньше строил лишь атомные станции, поэтому внес в проект коррективы, позволяющие дому выстоять в любые катаклизмы - начиная от землетрясения и заканчивая ядерной войной. Впрочем, эта версия все же маловероятна, ибо слабо верится, чтобы прораб решал, каким должен быть фундамент, мог добавлять колонны для усиления сейсмоустойчивости, а также по собственной инициативе сделал все углы не по 90-градусов, а по 87 и 93, для препятствования складыванию.

Третья версия прозвища больше похожа на правду, так как конструкции - внешние и несущие стены, перекрытия и балки - действительно делали из очень прочного железобетона на оборонных заводах атомной энергетики. А вот «Титаником» дом стали все чаще называть уже в последние годы, после того, как за ним перестали следить, а жильцы застеклили окна и балконы разномастными рамами, да вывесили на всеобщее обозрение кондиционеры и антенны.

Конец эпохи конструктивизма

Для конца 60-х годов идея «Дома-корабля» была инновационной. Позаимствовав проект у почти дружественных финнов, советские архитекторы адаптировали его под отечественные реалии. Этим сложным и неблагодарным делом занимался авторский коллектив - В.Д. Бабад, В.Л. Воскресенский, Л.В. Смирнова и В.Ш. Барамидзе. Всеволод Воскресенский был руководителем мастерской № 5 в «Моспроекте», до этого много лет проработал в архитектурной мастерской другого известного архитектора - Ивана Жолтовского.

«Перу» Воскресенского принадлежат многие эпохальные строения в Москве, в том числе и самый длинный дом в столице, его еще называют «Дуга Воскресенского» (здание Научно-исследовательского центра электронной вычислительной техники, бывшего головного института Минрадиопрома по вычислительной технике, на Варшавском шоссе, длина около 600 м). Он считается мастером не только «долгих» домов, но и монотонных фасадов (например, фасад Монетного двора - тоже одна из работ Воскресенского).

Однако архитектурные критики предполагали, что на самом деле «Дом на Тульской» - это продолжение идеи архитектора-конструктивиста Моисея Гинсбурга, создавшего в 1928-1930 годах знаменитый «Дом Наркомфина» на Новинском бульваре. Своеобразный ответ архитекторов эпохи застоя своим предшественникам. Пусть реалии изменились, в 60-70 годах уже было понятно, что никто не будет ходить разогревать еду на общую кухню (в «Доме Наркомфина», в частности, предполагалось, что жильцы будут питаться коллективно, также как и развлекаться, и стирать белье), но основная мысль осталась та же.

В доме должно быть много самых разноплановых квартир, от маленьких «однушек», до двухуровневых четырехкомнатных, и все остальное, необходимое для жизни - детский сад, прачечная, гастроном, кафе и прочая. Именно по этому пути пошли архитекторы, запроектировав в здании самые разные по планировкам и метражу квартиры. После этого современным девелоперам сложно утверждать, что жилые комплексы с качественной инфраструктурой - их инновация.

По задумке архитектора, «Дом-корабль» на Тульской не должен был оставаться в одиночестве, напротив он планировал реализовать такой же проект, но к окончанию строительства его широкие градостроительные замыслы уже некому было поддержать: началась перестройка. Фактически, на этом здании эпоха конструктивизма в Москве закончилась.

Стройка длинной в два десятилетия и ее последствия

Дом строили почти два десятилетия, строительство началось в начале 70-х, первых жильцов заселили в 1981 году, а последний подъезд с магазинами сдали в эксплуатацию уже после окончанием советской эпохи, в 1992-1993 годах. Любопытно, что сперва возвели крайние, южные подъезды, потом северные, а центральные дорабатывали уже в самом конце. То есть, в южной стороне здания люди уже много лет жили, а северная часть продолжала строиться. Причем достраивали его уже не профессиональные строители, а солдаты стройбата, что, естественно, не могло не отразиться на качестве.

Например, если жительница девятого подъезда, Анна Л., рассказала порталу ГдеЭтотДом.РУ, что никогда не испытывала проблем из-за качества строительства. «Ни с канализацией, ни с отоплением мы никаких забот не имели. Поставили пластиковые окна почти самыми последними, просто старые смотрелись несовременно совсем. А так и не дуло, и шума не было слышно», - объяснила она. Изначально окна ставили с толстыми, в 6 мм шириной, стеклами, их разделяли большими межрамными пространствами, а со стороны Большой Тульской улицы добавляли шумоподавляющие фрамуги. Для шумо- и теплоизоляции ванных комнат, вентиляционных шахт и водно-канализационных каналов в доме делали двойные стенки с пустотой внутри.

Но не всем жильцам так повезло. Ирина Г., недавно купившая квартиру в третьем подъезде, получила строительный брак по полной программе: когда стали менять окна, выяснилось, что держались они «на честном слове и одном гвозде», батареи не грели, а на выравнивание стен и пола потратили огромное количество материалов и т.д. «Да ладно, у нас еще нормально все получилось. А вот сосед стал ремонт делать, и вытащил из стены, вы не поверите, телогрейку! Ее строители, наверное, туда замуровали», - удивляется Ирина.

Но для своего времени у проекта было много интересных инженерных решений, пусть и оказались они в итоге не очень удобны для жильцов. Странно устроена система водоснабжения: в одной квартире может оказаться три стояка, причем, перекрыв свои стояки, жилец не знал, выключает он воду только в своей квартире, или еще у соседей. Отопление тоже было сделано не по уму, с одной стороны, батареи не портили внешний вид, так как были убраны в пилоны и за них, с другой стороны, в случае аварии и протечки последствия и сметы на ремонт могут быть непредсказуемы.

Никто не понимает, откуда в подвале магазинов, расположенных на первом этаже, появляется вода. По словам жильцов, там стоят насосы, которые ее постоянно откачивают. «Мы пытались это выяснить, но толковый ответ так никто и не дал. Сказали, что геологические изыскания показали отсутствие грунтовых вод, кто-то говорит, что здесь было какое-то подземное озеро, но нам кажется, это происходит из-за неправильно организованной системы водоснабжения», - рассказал Николай К.

Фантастика и грубая реальность от спецслужб

На странный дом не могли не обратить внимание и литераторы-фантасты. Антон Городецкий, герой «Дозоров» Сергея Лукьяненко, пытаясь отыскать следы девушки с черной воронкой «инферно», встреченной им в метро, очень нехорошо себя чувствует рядом с «Домом-кораблем». «Дурацкая станция, дурацкий район. Рынок, помпезный небоскреб налоговой полиции, огромный жилой дом. Темных эманаций вокруг было столько, что найти след черной воронки становилось проблематичным», - думает Городецкий.

Не обошел своим вниманием этот дом и Вадим Панов. В его «Наложницах ненависти» на крыше «Титаника» люды пытаются расправиться с хорошим, правильным вампиром Захаром Треми. Распятый, измученный Захар смотрит на прыгающие по синим окнам стоящей напротив высотки налоговой инспекции солнечные зайчики, и ждет рассвета, т.е. смерти. Вампира, конечно, спасли, но осадок остался. Ладно бы какую-то другую сцену на этой крыше придумали - про любовь, например. Но, видимо, эманации дома не настраивают литераторов на романтику.

Из слухов, к литературе отношение не имеющих, жители вспоминают клад, который якобы нашли на месте сносимых домов, где раньше стояла сберкасса. Впрочем, находка вряд ли принесла кому-то удачу, всего лишь много связок бумажных денег, после революции свою актуальность, увы, утративших. А вот истории о потайных комнатах, замурованных в недрах «Дома-корабля», скорее всего, являются правдой. Во всяком случае, об этом рассказывали все собеседники портала ГдеЭтотДом.РУ. Впрочем, никто из них лично таких комнат не видел. Говорят, что комнаты эти небольшие, с окнами, но без дверей.

У их происхождения тоже есть две версии. По первой, после строительства дома решили соблюсти нормативы выдачи квадратных метров на душу, и те помещения, которые не укладывалось в определенные советскими властями рамки, просто замуровали. Критики эта версия не выдерживает. По второй, замурованные комнаты - дело рук советских спецслужб, которые хотели контролировать жильцов дома, имеющих отношение к оборонной промышленности. Сперва там стояла звукозаписывающая аппаратура, которую в дальнейшем за ненадобностью изъяли. Ну, а помещения, стоящие на балансе КГБ и ее последователей, оказалось проще замуровать, чем как-то использовать.

Цены и предложения

Сегодня приобрести здесь квартиру несложно: на продажу в «Корабле» выставлено около десятка квартир, правда, только «однушки» и «двушки». Средняя стоимость квадратного метра - 187 000 рублей, цена однокомнатной варьируется от 5,8 до 7 млн рублей, двухкомнатная обойдется в 8-8,5 млн рублей. Однако, по словам брокера крупного риэлторского агентства, двухуровневые квартиры продают редко, и спросом действительно пользуются. Цена вполне соответствует месторасположению, в соседних дома квартиры продаются в этом же диапазоне. «10 квартир, выставленных на продажу из почти 1000 - это достаточно много, обычно пропорция - это 2-3 квартиры на 1000, - заметил брокер, который объясняет это спецификой дома. - Все-таки столь необычный дом не всем удобен. Обычно люди продают квартиры для того, чтобы разъехаться, купив себе две в отдаленных районах». Для аренды здесь сейчас предлагается всего четыре квартиры, снять «однушку» можно за 30-35 тысяч рублей, «двушку» - за 40-60 тысяч рублей в месяц.

Корреспондент ГдеЭтотДом.РУ Наталья Бессонова

Дом-корабль

Ул. Большая Тульская, 2

Этот 14-этажный жилой дом называют в народе не иначе как «домом-кораблем» или «титаником». Построенное в 1981 году в стиле брутализма это панельное здание ярко выделялось на фоне старой малоэтажной застройки района. Своими внушительными размерами (400 м в длину и более 50 м в высоту), а также верхними рядами остекленных балконов, оно походило на круизный лайнер. Кстати, на верхних этажах расположены двухэтажные квартиры, которые задумывались как элитные.

Строительство велось по заказу Министерства атомной промышленности СССР. Отсюда - еще одно название этого московского дома - «дом атомщиков», а также и уникальная прочность бетонных стен, не уступающая советским атомным реакторам.

Новый дом-корабль
Ул. Киевская, вл. 3-7.
2008 год.

Торгово-офисный центр "Китеж", построенный рядом с киевским вокзалом имеет общую площадь 75 тыс. квадратных метров. Строение выделяется своей необычной формой, похожей на корабль. Создатели дома называют его «Титаником», а второе его прозвище - дом-утюг.

Дом-улей

Кривоарбатский пер., 6

Дом-мастерскую архитектора Константина Мельникова именуют «иконой конструктивизма» и по значимости для русской культуры сравнивают с Кижами и собором Василия Блаженного. В 1927 году гениальный зодчий спроектировал «восьмерку» из врезанных друг в друга цилиндров, создав в центре Москвы не просто жилой дома для себя и своей семьи, а пространство, подобного которому не было в мире. Дом, построенный без несущих опор и балочных перекрытий, пережил взрыв фугасной бомбы, был восстановлен после войны и вошел во все учебники по архитектуре.

За простоту и экономичность его стали называть дом-улей. Совсем недавно после долгих тяжб и разбирательств знаменитый дом Мельникова открылся для посещения. Гостей знакомят с архитектурными особенностями памятника, показывают фирменные шестиугольные окна, спальню с венецианской штукатуркой и раскладную «сороконожку», за которой собиралась семья всемирно известного зодчего.

Про этот дом в сообществе был отдельный пост в Москве.

Дом на ножках

Ул. Беговая, 34

Этот дом был построен в 1978 году по проекту Андрея Меерсона как экспериментальный. Главная особенность строения — двадцать пар железобетонных «ног»-опор, благодаря которым дом и получил в народе прозвища «дом на ножках», «дом-сороконожка», «дом-осьминожка» и «избушка на курьих ножках». Эти опоры сужаются книзу, что создает эффект «ненадежности» конструкции. Сам же дом словно расширяется кверху — каждый следующий из 13 этажей выступает внахлест над нижним. Главными акцентами на фасаде стали три незадымляемые лестничные шахты овальной формы.

При разработке проекта Андрей Меерсон вдохновлялся идеями Ле Корбюзье: в результате его «Дом на ножках» своими пропорциями и скошенными опорами напоминает Марсельскую «Жилую единицу». Изначально дом задумывался как гостиница для участников Летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, а в результате квартиры в новом доме достались заслуженным работникам завода «Знамя Труда», выпускавшего самолеты Ил-12, Ил-14 и Ил-18. Отсюда еще одно его название - «Дом авиаторов».

Это не единственный «дом на ножках» в Москве: подобные можно увидеть по адресам: проспект Мира, 184/2 (напротив памятника «Рабочий и Колхозница»), Смоленский бульвар, 6/8, дом-коммуна на улице Орджоникидзе, 8/9.

«Лежачий небоскреб» на Варшавке

Варшавское шоссе, д. 125

Чтобы миновать этот дом, потребуется проехать три остановки на общественном транспорте. Самое длинное здание в Москве занимает Научно-исследовательский центр электронно-вычислительной техники (НИЦЭВТ).
Длина этого «лежачего небоскреба» составляет почти 736 метров.

Дом-слон

Д. Островцы, 14-й км Новорязанского ш.

Совсем рядом с Москвой, в деревне Островцы (Раменский район) не первый год привлекает внимание всех проезжающих очень необычный дом.

Здание построено в виде индийского слона в ярко-красной попоне, украшено небольшими окнами-ромбами и расписано сочными красками. Внутри - четыре этажа, соединенных винтовой лестницей. Автор и владелец дома Алексей Сорокин ищет покупателей: «Это куполообразное огромное помещение, где можно воплотить любую дизайнерскую фантазию. Никаких стен, никаких опорных балок — ничто вас не ограничивает».

Дом-паровоз

Ул. Новая Басманная, 2/1, стр. 1

Глядя на это конструктивистское здание, напоминающее паровоз, даже не верится, что его стены помнят Наполеона. В XVII веке здесь располагался Государев Житный или Запасный двор - склады, где хранились запасы зерна и продовольствия. По некоторым данным, для подвалов этого дворца лед доставлялся из самого Санкт-Петербурга. В 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс в виде квадрата из четырех длинных двухэтажных корпусов. Запасный дворец - едва ли не единственное из казенных зданий столицы, переживших пожар 1812 года.

В ХХ веке Запасный дворец не раз менял хозяев и подвергался перестройкам. В 1900-е годы в здании располагался Институт благородных девиц имени Александра III: по проекту архитекторов Н.В. Никитина и А.Ф. Мейснера был надстроен третий этаж. После революции здание занял Народный комиссариат путей сообщения. В 1932-1933 годах облик здания радикально изменился. Архитектор И.А. Фомин придал Запасному дворцу конструктивистские черты: были надстроены еще два этажа, выровнены фасады, изменены формы оконных проемов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц поднялась ввысь девятиэтажная башня с часами, из-за которой дом прозвали в народе «Дом с трубой».

Дом-яйцо

ул. Машкова, 1

Улица Машкова, расположенная недалеко от станции метро «Чистые пруды», издавна славилась своими доходными домами и постройками в стиле модерн, пик возведения которых пришелся на начало ХХ века. Но, несмотря на это, сегодня эта улица более известна благодаря современной постройке, а именно дому-яйцу.

Дом-яйцо появился в 2002 году и стал не только достопримечательностью, которую показывают туристам, но и символом всей лужковской архитектуры. Проект дома-яйца был создан архитектором Сергеем Ткаченко для родильного дома в Вифлееме, но там отказались от этой идеи. В результате дом-яйцо был возведен на улице Машкова как пристройка к новому многоэтажному дому. В доме 4 этажа и 5 комнат. На первом этаже находится прихожая, холл и сауна. На втором — кухня со столовой, комната для прислуги и санузел. На третьем — жилая комната. На четвертом — комната купольной формы.

Дом-бублик

ул. Нежинская, 13 / ул. Довженко, 6

«Дом-бублик» — первый круглый дом в Москве. Он был построен в 1972 году в районе Очаково-Матвеевское на западе Москвы в преддверии Олимпиады-80. Необычную форму дома разработали архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов. Для строительства использовались стандартные панели, которые, для того чтобы замкнуть кольцо, ставились под углом допустимой погрешности в 6 градусов. Поэтому-то здания и получились достаточно внушительными. Найти нужный из 26-ти подъездов не так-то просто.

Согласно задумке архитекторов, в Москве должна была появиться олимпийская деревня в виде пяти домов-колец. Однако этот проект оказался дорогостоящим, и в итоге было построено только два дома. Причем брат-близнец первого «дома-бублика» появился только через семь лет, в 1979 году, за год до проведения Олимпиады-80 на западе столицы - в районе Раменки. В свое время в доме на Нежинской жили выдающиеся актеры театра и кино — заслуженный артист РСФСР Савелий Крамаров и заслуженная артистка России Галина Беляева, а также кинорежиссер, сценарист и поэт Эмиль Лотяну.

Особняк Морозова

ул. Воздвиженка, 16

Арсений Морозов много путешествовал по миру. Больше всего его впечатлила архитектура Испании и Португалии: он решил построить здание в мавританском стиле и в Москве. Но матери купца эта идея не понравилась: она считала, что вся столица будет смеяться над ее сыном. Несмотря на уговоры, в 1894 году он выделил деньги на постройку дома, который до сих пор остается одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений Белокаменной. Проектировал дом Виктор Мазырин — близкий друг Морозова.

Веселый дом

ул. Новочеремушкинская, 60

Жилой комплекс «Авангард», известный среди местных жителей как «Веселый дом», в 2005 году построили под руководством Сергея Киселева. Двадцатиэтажное практически круглое здание раскрашено в яркие цвета.

Дирижабль

Профсоюзная улица, 64 стр.2

Жилой Комплекс Дирижабль расположен в Юго-Западном округе Москвы, в 7 минутах пешком от м.Новые Черемушки.

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков

ул. Кашенкин луг, 7

Часто это учреждение называют школой или центром реабилитации для детей, больных аутизмом. Здание необычное во всех смыслах, так как предназначено оно для необычных детей. Архитектор Андрей Чернихов старался создать маленький мир, который поможет детям-аутистам приспособиться реальному миру за стенами реабилитационного центра.

Дом-Парус

ул. Гризодубовой, 2

Двадцатитрёхэтажный пятиподъездный монолитный жилой дом построен в 2007 году.

Это здание в народе получило много разных названий — «дом-ухо», «дом-капля», «дом-кит», «волна», «гора». Архитекторы не предполагали, что дом получится такой необычной формы. Дом начали строить по дуге окраины Ходынского поля.

Первоначально на Ходынском поле строился самый длинный в Европе дом, но уже в ходе строительства стали возникать определенные проблемы. Дело в том, что на севере от возводимого здания был расположен школьный участок, которому требовался свет, а строящаяся громадина создавала огромную тень. Это и явилось решающей причиной для корректировки проекта. Сначала предполагалось нарезать дом лесенкой, но впоследствии на смену лесенке пришла дуга, превратившая здание то ли в ухо Ван Гога (по ассоциации со знаменитым автопортретом художника), то ли в огромную махину, медленно ползущую вперёд.

Горбатый дом на Яузе

Попов проезд, 4

Arco di Sole - восьми секционный монолитный дом переменной этажности от 13 до 21 этажей построен в 2009 году компанией Интеко. Цоколь Arco di Sole облицован гранитом, а жилые этажи - керамогранитом.

Ажурный дом

Ленинградский проспект, д. 27

Дом построен в 1941 году и по сути является довольно типичным зданием для того времени. Что его выделяет из общей массы "сталинок" - ажурные бетонные решетки, которые и стали его "лицом" и сделали знаменитым.

Материал подготовили: Ольга Фурсова, Вера Монахова, Дарья Ишкараева, комментаторы этого поста