Численность дагестанских азербайджанцев за рубежом. Мамед Сулейманов - Дагестанские народы Азербайджана

Сотрудник ДНЦ РАН приукрасил историческое прошлое отдельного народа

В конце прошлого месяца в «Дагестанской Правде» вышла очередная публикация, посвященная народам Дагестана: «Азербайджанцы в дагестанском историческом процессе» . Несмотря на то, что ее автор Магомед-Расул Ибрагимов является ведущим научным сотрудником института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, в статье немало сомнительного материала и откровенных несуразностей.

Занижено или завышено?

Примечательно желание автора статьи завысить численность азербайджанцев за счет трудовых мигрантов из АР. По его мнению, «реальное число азербайджанцев в Дагестане на несколько десятков тысяч больше» официальных данных переписи. Но из каких источников он взял такую ощутимую цифру и почему всех выходцев из АР Ибрагимов называет именно азербайджанцами, он не раскрывает.

На самом деле, численность населения Дагестана является завышенной, так как многие уроженцы этой республики (в том числе и азербайджанской национальности) сами массово уезжают в целях заработка в крупные города и «сырьевые регионы» России, в которых уровень дохода является привлекательным для них. А трудовые мигранты в самом Дагестане представлены в первую очередь гражданами среднеазиатских государств (в основном из Узбекистана), а также Вьетнама, но и их число невелико.

Зато среди граждан АР, переселившихся в силу разных причин в Дагестан, большинство все-таки составляют лезгины, которые в основном уже сменили прежнее гражданство на российское.

Но есть важные нюансы, которые академическая наука пока учитывает слабо, а именно манипуляции с данными переписей. Как мы уже , жонглирование с цифрами последней переписи населения привело к занижению численности лезгин и табасаран и завышению численности азербайджанцев в Дагестане. Но это лишь верхушка айсберга. Подлинный масштаб махинаций можно увидеть, ознакомившись со статьей Амиля Саркарова «Подсчитали и просчитались – 2» в газете «Настоящее время» №25 от 29 июня 2012 г. Согласно ей, численность азербайджанцев в Дербентском районе завышена более чем в полтора раза и должна составлять 36-37% вместо 58% (то есть на 20 с лишним тысяч меньше). В меньшей степени это затронуло также город Дербент.

Таким образом, реальное число азербайджанцев (точнее тех, кого к ним относят) должно быть на несколько десятков тысяч меньше, а не больше. Но статистическая часть публикации Ибрагимова на фоне других его рассуждений выглядит не столь значимой.

Опять албанцы и Сасаниды!

К большому сожалению, в своей статье Ибрагимов позволил совершенно антинаучные опусы, более того, статью напечатали в государственном СМИ, коей является газета «Дагестанская Правда».


Особенно это касается следующих строк: «Дагестанские азербайджанцы имеют давние традиции письменности. Предки их, видимо, пользовались клинописью, в первые века нашей эры – албанской и сасанидской графикой». По сути, он нынешнее тюркоязычное азербайджанское население Дагестана совершенно голословно возвел к албанцам и персам. Это все равно, что возвести хаттов, лидийцев, троянцев, греков и другие общности, проживавшие на территории современной Турции и их наследие к нынешним туркам.

То, что в той или иной степени албанское и иранское население участвовало в формировании нынешних дагестанских азербайджанцев (о чем он также упоминает), вовсе не означает, что они могут претендовать на их культурно-языковое наследие. Тем более, сохранились продолжатели данных культурно-языковых традиций: лезгинские народы и таты. Но явно искусственные и давно избитые попытки усидеть сразу на нескольких стульях, то есть объявить азербайджанцев одновременно наследниками и иранских, и кавказских, и тюркских (причем совершенно разных и несвязанных друг с другом) политических образований уже давно выглядят несуразными.

Но Ибрагимов на этом не останавливается. В своей статье он перечисляет археологические и культурно-исторические объекты начиная с каменных орудий ашельской эпохи! Сразу вспоминается история с азыхантропом (отнесенного учеными к пренеандертальцам, т.е. предкам неандертальцев, не являющихся прямыми предками современных людей, но, правда, скрещивавшихся с ними), которого в Азербайджанской Республике превратили в предка азербайджанцев, а в учебники попала фраза «древние азербайджанцы начали пользоваться огнем много миллионов лет назад» .

Где хобот и где хвост?

Парадоксальным является то, что Ибрагимов все-таки упоминает и об ассимиляционных процессах, выделив их в отдельный раздел. В нем он описывает переход татов, населяющих окрестные с Дербентом села, на тюркский (азербайджанский) язык. Помимо прочего упоминает селение Ерси, связывая его с арабскими колонистами, при этом игнорируя исследования . А известный кавказовед, исследуя Ерси и другие окрестные селения в начале 30-х годов прошлого века, обнаружил табасаранскую топонимику, что говорит об их происхождении.

Как бы то ни было, Ибрагимов отметил, что более масштабные процессы тюркизации, охватившие жителей татоязычных и арабоязычных, частично табасаранских селений, находящихся вблизи Дербента, происходили в конце XIX– начале XX вв.

При этом завершение формирование азербайджанской народности он почему-то относит к 11-12 векам в связи с новой волной вторжений тюркоязычных народов (а именно, огузов) в Дагестан, явно перепутав начало и конец. Но если принять эту версию, то «народность» сформировалась, не успев появиться на новой территории, и пришлые кочевники тем более не могут иметь отношение к наследию местных народов, с которыми они стали позднее частично смешиваться и ассимилировать их.


Как мы знаем, тюркский компонент в равнинной части Юждага после нашествия тюрок-сельджуков постепенно усиливался, особенно во времена татаро-монгольского нашествия и последующих войн между Золотой Ордой и Хулагуидами, а также при вторжении армии Тимура. Но о резком усилении тюркского компонента в Юждаге можно говорить, лишь начиная с 16 века, когда Сефевиды стали массово переселять тюркоязычные группы из Азербайджана (исторического, то есть нынешнего «Иранского»).

Еще один казус. Рассказывая о позднейших событиях, связанных с терекеменцами, он не пишет об их появлении на нынешней территории лишь в конце 16 века, несмотря на то, что это известный факт. Что неудивительно, так как это еще больше разрушает и без того противоречивую картину этногенеза азербайджанского населения Дагестана (и в целом азербайджанцев). О том, что данный вопрос до сих пор отражает неустойчивость самосознания тех, кого относят к дагестанским азербайджанцам, мы писали в статье .

Средневековый азербайджанский

Еще одну откровенную нелепость Ибрагимов выдал, написав, что «азербайджанский язык продолжительное время, начиная со Средневековья вплоть до второй половины XX в., был и остается (сейчас - в гораздо меньших масштабах) языком межэтнического общения народов Южного Дагестана».

Очень странно, что сказав о времени появления тюрок-огузов на Кавказе, Ибрагимов в тоже время его возводит к началу Средневековья, промахнувшись по крайне мере на 6 столетий!

Вот это ведущий специалист ДНЦ РАН! Но с чего он взял, что азербайджанский (точнее огузский) язык уже в 11-12 веке стал играть такую роль?! А как же арабский и персидский? Не говоря о лезгинском языке, который и в советское и постсоветское время старательно избегали рассматривать в качестве «лингва франка» (см. подробнее: Лезгинский как и Лезгинский как ).

В сухом остатке

Безусловно, азербайджанский язык был, отчасти, языком межэтнического общения в Южном Дагестане. Но, во-первых, он им стал довольно поздно и функционировал в целом в узких временных рамках. Во-вторых, он не единственный исполнял такую роль, особенно как язык письменности. В-третьих, он не охватывал всю территорию Южного Дагестана, во многих районах которого господствовал лезгинский язык, особенно в сношениях агулов и южных табасаран с лезгинами. А в настоящее время он уже не играет такой роли, так что если и говорить о «гораздо меньших масштабах», то правильнее сразу назвать их локальными (например, в магалах Дербента и некоторых селениях).

Нынешние азербайджанцы, конечно, являются частью современного дагестанского «этноландшафта». Но искусственное удревнение времени появления носителей огузских языков, сложения азербайджанского народа, как отдельной общности, а также попытки переписать дотюркское, а точнее доогузское наследие Южного Дагестана носят явный деструктивный характер и создают предпосылки для возникновения межнациональной напряженности.

Очень неприятно, что «Дагестанская Правда» стала одной из площадок для подобного мифотворчества. Еще большее недоумение вызывает то, что подобные сомнительные с научной точки зрения материалы выходят из-под пера сотрудника академического института, в то время как именно академическая наука должна быть образцом исторической правды. Более того, представляется, что сотрудники ДНЦ РАН должны бороться с этно-историческими мифами, как это было , а не заниматься их конструированием.

Иера Рамазанова

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Seymyr, если ученый пишет о распространении какого-то явления "начиная со Средневековья...", то имеется в виду всё Средневековье, а не последний его отрезок - тогда надо писать "Позднее Средневековье". Так что он не прав и не надо его оправдывать. Не надо чушь писать и о том, что почти вся литература до середины 20 века была не на лезгинском языке, а в первую очередь на азербайджанском. Это, конечно, не так. А устное творчество было почти всё на родном языке. У вас здесь не получится вешать лапшу, так как на этом сайте и ведется борьба с фальсификаторами, подобными вам и разобранному автору.


Средневековый лезгинский писатель Кюре Мелик живший в 1340-1410 годах писал исключительно на тюркском азербайджанском языке.

Практически вся лезгинская литература до середины 20 века - либо полностью на азербайджанском (или арабском) языке, либо частично на лезгинском, частично на азербайджанском.

Не нужно передергивать. Если азербайджанским специалистом было отмечено общераспространенность азербайджанского тюркского языка в Дагестане начиная со Средневековья - это не значит что он имел в виду начало средних лет. Это всё равно что назвать лжецом человека который сказал "Вчера у меня родился сын" только потому, что сын его родился в средине вчерашнего дня а не в самом начале)))

Цитата: Derbent

Уважаемый сайт ФЛНКА. Некоторым читателям,до сих пор не дошло то что, ваш сайт,как видно даже из своего названия,является зеркалом культурной сферы лезгинского народа и видит своим приоритетом сохранение и развитие лезгинского языка,культуры и традиции. Допуском таких полуграмотных и не отвечающим гуманным принципам вашего сайта и всего лезгинского народа комментариям как пириви, вы можете повредить свой положительный имидж. Такие негативные комментарии, кроме того еще и на руки дагестанским кланам, которым ради сохранения своей власти,выгодно не доброжелательные отношения между лезгинским и азербайджанским народами. Это надо понять в конце концов и на корню пресекать комментарии таких читателей как пириви.

Ты прав надо только твои коменты публиковать!



Азербайджанцы Дагестана (самоназвание - азербайджанлылар ; вплоть до конца 1930-х годов в исторической литературе и документах назывались закавказскими, или азербайджанскими татарами и тюрками) - этническая группа, т.е. часть азербайджанского этноса, образующего основное население Азербайджана и Северо-Западного Ирана . Соседние народы - , и называют их тюрками, каджарами, реже - персами. Дагестанские азербайджанцы расселены в приморской и предгорной частях Южного Дагестана, в основном в и близлежащих к нему районах. Азербайджанцев, живущих в Республике Дагестан, насчитывается около 92 тыс. (2000 г., оценка), что составляет 4,3% населения области, или 1,3% всех азербайджанцев СНГ. Около половины их проживает в сельской местности - в (55,7% населения района), Табасаранском (18%), а также в Рутульском (4%), (2,8%) и Кизлярском (2,6%) районах. Азербайджанцы-горожане сосредоточены в Дербенте и , в которых составляют около трети населения в каждом. Часть их проживает также в , поселках городского типа Мамед-кала (22,4%), Белиджи (7,3%) и др.


В отрыве от основной территории расселения находятся азербайджанские селения Нижний Катрух Рутульского р-на, Болыпебредихинский и Персидский Кизлярского р-на . В составе азербайджанцев Дагестана выделяется особая субэтническая группа терекемейцев (самоназвание - тэрэкэмэлер), которая вплоть до начала XX в. считалась отдельным этносом, а ныне она консолидируется с собственно азербайджанцами, сохраняя при этом свои этнические самосознание и самоназвание. Терекемейцы расселены компактно в 10 селениях, расположенных в северной части Дербентского р-на. Соседи - собственно азербайджанцы, кумыки и даргинцы называют их соответственно тэрэкэмэлер, тэркемелер, таркама; у северных кумыков, части даргинцев, аварцев и лакцев они известны под этнонимом падар.


Дагестанские азербайджанцы граничат на севере по р. Артозень (Башлычай) с кумыками, на западе по предгорьям с кайтагцами (даргинцами) и табасаранами, на юге по с лезгинами. На востоке естественной границей их этнической территории служит Каспийское море. Азербайджанцы расселены в двух природно-климатических зонах: в южной части приморской равнины (Дербентский р-н) и предгорьях Южного Дагестана (Табасаранский р-н); лишь одно село (Нижний Катрух Рутульского р-на) расположено в высокогорной зоне. По этнической территории азербайджанцев протекают реки Уллучай, Дарвагчай, Камышчай, Рубас, Гюльгерычай в их нижних течениях.


Климат в целом здесь умеренно теплый, мягкий , отличающийся засушливым и жарким летом, дождливой осенью и сравнительно мягкой зимой. Абсолютные максимумы температуры воздуха составляют соответственно +38° и -21°. Среднее количество осадков достигает около 400 мм в год. Почвы здесь светло-каштановые, тяжелосуглинистые, глинистые и солончаки (равнина), и каштановые, темно- каштановые, горно-степные, горно-лесные и луговые (предгорья). На равнине 507 произрастает солончаковая и полынно-типчаково-ковыльная растительность, в предгорной зоне - разнотравно-типчаково-ковыльные и бородачевые в сочетании с тимьянниками и трагантниками. На этнической территории дагестанских азербайджанцев до недавнего времени имелись довольно значительные лесные массивы, в том числе Уллумеше ("Большой лес").


Из полезных ископаемых здесь имеются газ, нефть, соль ; из строительных материалов - известняк, песок, а также месторождение фосфоритов и селитры (с. Марага). Находясь на территории, через которую проходил не только Великий шелковый путь, но и многочисленные военные походы, совершаемые из Передней Азии в Восточную Европу и обратно, азербайджанцы ощутили все блага богатой торговли и цивилизованной жизни и в то же время испытали на себе все ужасы и тяготы жестоких войн и опустошительных разорений. Дагестанские азербайджанцы - представители каспийского типа большой европеоидной расы с небольшой примесью элементов кавкасионского типа, т.е. антропологический состав их свидетельствует о смешении каспийского и кавкасионского типов южной европеоидной расы.

На протяжении нескольких десятилетий между Дагестаном, крупнейшим регионом российского Северного Кавказа и Азербайджаном, крупнейшим торговым партнером России в Закавказье, держатся холодные, напряженные отношения. Азербайджан давно мог бы стать крупнейшим инвестором в экономику Дагестана, если бы отношения республик хоть немного улучшились. Согшасно распространённому мнению, это было бы полезно и для России, учитывая, что реальная экономика Дагестана слаба, а республика остается крупнейшим получателем средств из федерального бюджета. Но увы: вместо этого на южной границе России сохраняется потенциал конфликта, в который может быть помимо своей воли втянута и вся страна.

Тема азербайджано-дагестанских отношений в очередной раз всплыла 23 июля - после заявления об отставке Курбана Курбанова - главы населенного преимущественно азербайджанцами Дербентского района Дагестана. Ряд экспертов, в том числе Константин Казенин уже озвучили ключевую версию события: назначение нового «ручного» главы района, который будет управлять самым богатым (1) не городским муниципальным образованием республики. (2)

Курбан Курбанов долго поддерживал хорошие отношения с Азербайджаном, представляя 130-тысячную азербайджанскую диаспору Дагестана. Но именно эта роль «друга Баку» была главным обвинением в адрес Курбанова. Учитывая, что официально никаких обвинений в его адрес правоохранительные структуры не озвучили, именно роль «чужака», распоряжающегося самым богатым сельским районом с самой дорогой (не считая городской) землей, могла оказаться для Курбанова роковым обвинением.

Азербайджан - довольно сложный партнер для России. Антироссийская пропаганда остается частью современной политической культуры республики. Но в целом наша страна поддерживает с соседями умеренно-дружеские отношения. Это устраивает далеко не всех, в том числе - в Дагестане. Превалирование националистических настроений является неизменным спутником вульгарно-«рыночной» модели социально-экономического устройства и испытанным средством манипулирования общественными настроениями. И в Дагестане национализм двадцать лет сопровождался в том числе антиазербайджанской риторикой, обусловленной, конечно, целым рядом причин, о которых мы еще скажем.

В свою очередь, ситуация в Азербайджане и вокруг него такова, что эта республика не может позволить себе ухудшение отношений с Россией. В политической сфере Азербайджан живет в состоянии «замороженной войны» и логика его осторожных действий определяется ожиданием возобновления конфликта. К тому же интерес Запада к Азербайджану уменьшился, когда стали видны умеренные запасы его энергоносителей и, наоборот, довольно высокие претензии. К тому же миллионы азербайджанцев работают в России и об их судьбе официальный Баку не может не помнить. Поэтому страна пытается выстраивать некоторый баланс в отношениях с Россией и с Западом.

Возможно, отчасти и поэтому Азербайджан предпочитает «не замечать» сложностей в отношениях с Дагестаном. Например, десятилетиями Азербайджан предпочитал не видеть явно несправедливое отношение к своим трудовым мигрантам и к автотранспорту, следующим транзитом через территорию Дагестана. Не замечал поборы, сопровождавшие ведение бизнеса. Например, в 1990-е годы контроль за «Золотым мостом» - погранпереходом, в Дагестане считался самым выгодным «бизнесом».

Вот одна реальная история, показывающая разницу в ментальности двух соседних народов. Год назад в поезде, едущем из Махачкалы в Москву, я познакомился с семьей из Азербайджана, которая ехала транзитом куда-то на российские «севера». Глава семьи - обычный рабочий, однако неплохо зарабатывающий где-то в нефтегазоносных российских регионах. В Азербайджане был в гостях у родственников. Приехал туда на шикарном джипе, только-только купленном. Но на обратном пути попал в ДТП в районе Махачкалы. Как у нас бывает, первыми на месте аварии появились не работники ГИБДД, а местные дельцы, зарабатывающие как раз на участниках таких аварий на международной трассе. Мой новый знакомый представлял идеальную кандидатуру для давления - родственников в Дагестане нет, денег больших нет, рядом - семья с маленькими детьми, а на «северах» - возможность потерять работу в случае неявки с отпуска. В итоге от его джипа, заработанного несколькими годами труда в непростых условиях, остались что-то около 300 тысяч рублей, основная часть из которых, видимо, ушла на путешествие семьи на поездах.

Азербайджан многого «не замечал», но и обид не забывал: хоть выражал готовность инвестировать средства в Дагестан, но ощутимых инвестиций не было.

В Дагестане противоречивое отношение к соседней республике имеет давнюю историю. Это своеобразный «букет», в который вплетается большое число самых разных факторов. На бытовом уровне в Дагестане азербайджанцев называли «персами», подчеркивая совершенно другую ментальность соседнего народа. Кое-что внесла в эти непростые отношения и советская история. Тогда между республиками шла незримая конкуренция. В Дагестане ревностно относились к большим преимуществам, которыми соседний Азербайджан обладал как союзная республика в сравнении с «автономным» Дагестаном.

В последние годы к проблемам во взаимоотношениях стало примешиваться растущее по всему миру шито-суннитское напряжение.

Еще один раздражитель в том, что два лезгинских села (лезгины - один из дагестанских народов) после распада СССР остались на территории Азербайджана. Это дает основание активистам лезгинского национального движения говорить о разделённом народе, требуя от федерального Центра активно вмешаться и решить проблему. Чем может такое «решение» закончиться, мы видим на примере нынешней ситуации на Украине. Россия пока не может решать проблему гораздо в большей степени разделенного народа - русского, когда десятки миллионов русских живут за границами нынешней России.

Но при всех противоречиях Дагестан нуждается не просто в добрососедских отношениях с Азербайджаном, но и в том числе, по мнению некоторых авторов, в его инвестициях. Особенно сегодня, когда экономика России начала под давлением санкций может начать несколько «проседать». До сих пор в России, в том числе в Дагестане, средний уровень жизни был несколько выше, чем в Азербайджане. Вместе с тем, Дагестану остро необходимы инвестиции в реальную экономику. Относительно высокий уровень жизни в республике поддерживается только за счет более высоких стандартов потребления, что может выйти боком при малейших колебаниях курсы национальной валюты. Так, весной рост курса доллара на фоне первых санкций уронил уровень жизни в России почти на 20 %. А санкции только нарастают, и войне в Украине конца-краю еще не видно.

Пока Азербайджан располагает немалыми государственными средствами, которые можно направить на реализацию инвестиционных проектов. Эти деньги вполне пригодились бы Дагестану для реформирования экономики, в том числе - создания работающего реального сектора.

Если России не нужна война на южных границах - пора обратить внимание на дагестано-азербайджанские отношения

Основная проблема по северную сторону границы, которая стоит на пути углубления взаимодействия Азербайджана и Дагестана - всепроникающая власть местных полукриминальных кланов. Так уж сложилось, что не государственная польза, а корыстные интересы одного человека или группы лиц стали определяющим фактором и в международных делах. А чужая корысть - плохой советчик. Среди кланов нет «своих» и «чужих», «хороших» и «плохих», и все они могут быть опасны, если это принесет им пользу. Российское государство пока реально имеет мало влияния, и порой «национальные интересы России» в действиях конкретных должностных лиц часто остаются не более чем словами.

Михаил Алексеев, Константин Казенин, Мамед Сулейманов

Дагестанские народы Азербайджана. Политика, история, культура

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУДЬБА национальных меньшинств складывается в последние десятилетия по-разному. Некоторые из них оказались в центре многосторонних политических конфликтов, в ходе которых названия народов, ранее не известные широкой публике, прочно обосновались на первых полосах ведущих газет мира. Другие, напротив, остались на «периферии» и, кажется, не имеют никаких точек соприкосновения с мировой политикой. Даже малосведущему наблюдателю очевидно, что выбор первой или второй судьбы зависит не только от устремлений самого народа и даже не только от того, в какой мере в действительности соблюдаются его права как нацменьшинства. Едва ли не большую роль играет здесь политическая конъюнктура. А она меняется с течением времени. И те меньшинства, которые сейчас как будто обречены на забвение, завтра могут невольно оказаться в круговороте событий, имеющих первостепенное значение для целых мировых регионов.

После распада СССР в положении меньшинств в новообразованных государствах оказалось довольно много народов. Не стало исключением и Закавказье. Однако здесь на фоне острейших кровавых конфликтов – абхазского, карабахского, юго-осетинского – проблемы азербайджанцев и армян в Грузии, талышей и дагестанцев в Азербайджане оказались в тени. В 1990-е годы, даже если вокруг этих этнических групп возникала напряженность, она, в целом, оставалась внутренней проблемой соответствующего государства, малоинтересной для основных геополитических игроков на Кавказе. В начале XXI века ситуация стала меняться. Сегодня уже, пожалуй, все эксперты признают, что судьба армян, требующих автономии в грузинской области Самцхе-Джавахети, может стать серьезной проблемой межгосударственной политики. Каким еще закавказским нацменьшинствам грозит «политизация» – сказать трудно. Однако очевидно, что сегодня нельзя верно представить себе ситуацию в регионе, не учитывая проблемы меньшинств.

* * *

Азербайджан – многонациональное государство. Самым пестрым является национальный состав северной части страны, где наряду с азербайджанцами проживают народы нахско-дагестанской семьи. Наиболее многочисленны из них в Азербайджане лезгины, аварцы и цахуры.

Лезгины, по данным последней советской переписи населения 1989 года, насчитывали в Азербайджане 171,4 тысячи человек, или 2,4 % населения республики. По данным переписи населения Азербайджана, проведенной в 1999 году, лезгин было 178 тысяч, или 2,2 % населения. При этом если в 1989 году лезгины были четвертым по численности народом республики, уступая, помимо азербайджанцев, русским и армянам, то в 1999 году они оказались вторым по численности народом, причиной чему была эмиграция русского и армянского населения. Лезгины компактно проживают в северо-восточных районах Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказа. Наиболее велика их численность в Кусарском районе, где лезгины составляют 90,7 % от всего населения – 73,3 тысячи человек, что, в свою очередь, равно 41,2 % всего лезгинского населения Азербайджана. В соседнем Хачмазском районе живет 26 тысяч лезгин, почти столько же – в Габалинском районе. Значителен процент лезгинского населения также в Кубинском, Исмаиллинском и Гейчайском районах. В столице Азербайджана Баку, согласно переписи 1999 года, проживает 26,2 тысячи лезгин.

Аварцы живут на северо-западе страны, в Белоканском и Закатальском районах. По переписи 1989 года, их было 44,1 тысячи человек. По данным же 1999 года, их численность составила 50,9 тысячи человек, или 0,6 % населения республики.

Цахуры – народ, близкородственный лезгинам – живут также в основном на северо-западе, в Закатальском и Кахском районах. По данным переписи 1989 года, в Азербайджане их было 13,3 тысячи человек. Десять лет спустя их численность достигла 15,9 тыс. чел., или 0,2 % населения республики. По данным переписи 1999 года, численность цахуров в Закатальском районе составила 12,9 тыс. чел., в Кахском – 2,9 тыс. чел.

Три перечисленных народа представлены также и в Дагестане. Лезгины и цахуры разделены возникшей в 1991 году государственной границей на две примерно равные по численности части. Что же касается азербайджанских аварцев, то они составляют не более 10 % общей численности аварского народа.

В основной своей массе дагестанцы в Азербайджане представляют собой сельское население. По данным азербайджанской переписи 1999 года, среди лезгин доля проживающих в сельской местности составляет 63,3 %, среди аварцев – 92,1 %, среди цахуров – 83 % (в Дагестане доля сельского населения, по крайней мере среди лезгин и аварцев, заметно ниже).

Есть, однако, и такие народы нахско-дагестанской семьи, которые практически не представлены в самом Дагестане. Это малые по численности этносы, близкородственные лезгинам – крызы, хиналугцы, будухцы, удины. Первые три народа проживают в Кубинском районе (так называемый Шахдагский ареал, который охватывает несколько компактно расположенных селений этого района), их родина – высокогорье, однако значительная их часть переселилась на равнину. Удины живут в селе Нидж Габалинского района. Согласно переписи 1989 года, удинов в Азербайджане было 6125 чел. Перепись 1999 года зафиксировала 4465 удинов в Габалинском районе и около 100 – в Кахском районе. Другие малочисленные народы в переписях 1989 и 1999 годов отражены не были. По оценкам специалистов, их общая численность не превышает 10 тысяч человек.

Еще один дагестанский народ – лакцы – в Азербайджане проживает в основном в крупных городах – Баку и Сумгаите; места компактного расселения этого народа находятся исключительно в Дагестане.

Отдельного изучения требует вопрос о численности в Азербайджане рутульцев – дагестанского народа, родственного лезгинам. В Рутульском районе Дагестана устные источники сообщают о большой численности рутульцев в Шекинском и Кахском районах Азербайджана. По данным последней советской переписи, рутульцев в Азербайджане было 850 чел., а в переписи 1999 года они отражены не были.

Почти все перечисленные выше народы живут также и в России и считают Россию наряду с Азербайджаном своей родиной или частью некогда единой родины. Кроме того, даже тогда, когда проблемы азербайджанских дагестанцев совершенно не интересовали российских и азербайджанских политиков и дипломатов, эти проблемы составляли заметную часть политической «повестки дня» в Дагестане – одном из самых неспокойных и стратегически важных регионов России. Наконец, многие события первой половины 1990-х годов показали высокий конфликтный потенциал районов Азербайджана, где проживают дагестанцы. Не допустить возгорания там новых конфликтов – задача всех сил, так или иначе имеющих отношение к Кавказу. Но чтобы выполнить эту задачу, надо, по крайней мере, иметь достаточное представление о положении дел на «угрожаемой» территории.

Настоящая брошюра – попытка собрать воедино сведения о дагестанцах, проживающих в Азербайджане, в первую очередь те сведения, которые могут быть политически значимы. В первой главе (написанной К. И. Казениным) кратко излагаются основные вехи истории дагестанских народов Азербайджана с момента распада СССР по 2005 год. В главе второй (написанной К. И. Казениным и М. Сулеймановым) рассказывается о дагестано-азербайджанской границе как одном из основных факторов, генерирующих напряженность в регионе. Глава третья (написанная тремя авторами совместно) посвящена политике властей Азербайджана в отношении образования, языков и культуры дагестанских народов. Наконец, четвертая глава (написанная М. Е. Алексеевым) предлагает своего рода этнокультурный путеводитель по дагестанским народам, проживающим ныне в Азербайджане.

Дагестанские народы в новейшей истории суверенного Азербайджана

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ДАГЕСТАНСКИХ МЕНЬШИНСТВ АЗЕРБАЙДЖАНА

РАСПАД СССР ПРИВЕЛ к ощутимым последствиям для дагестанских народов, населяющих северные районы Азербайджана. Со времени включения нынешнего Азербайджана в состав Российской империи и вплоть до 1991 года территория их проживания никогда не была разделена государственной границей. Возникновение ее сильнее всего ударило по лезгинам. Этот народ проживает в северо-восточных районах Азербайджана, непосредственно примыкающих к той части Дагестана, которая также населена лезгинами. Под властью Российской империи и СССР существовал практически единый ареал расселения лезгин, лишь условно разделенный границей РСФСР и Азербайджанской ССР (а ранее – границей Дагестанской и Бакинской губерний) по реке Самур. После обретения Азербайджаном независимости эта граница стала совершенно реальной, и от того, какой режим на ней установлен властями России и Азербайджана, существенным образом стала зависеть жизнь «разделенного» лезгинского народа. Жесткий режим на границе, которую некоторые авторы называли «лезгино-лезгинской», означал обрыв многочисленных не только хозяйственных, но и родственных связей. Встала и одна более локальная, но важная для ведения сельского хозяйства проблема – распределение воды реки Самур для орошения земель в Дагестане и в Азербайджане.