Анализ социальных индикаторов уровня и качества жизни.

Для определения уровня и качества жизни населения необходимо четко иметь понятие о тех элементах, которые помогают оценить социально-экономическое положение в стране.

Интегральными индикаторами измерения уровня жизни являются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления доходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивиденды (по акциям) и проценты (по облигациям), проценты по вкладам населения, пенсии, пособия, стипендии. С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.

Реальные доходы населения Др определяются делением общей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:

где Д Д - общая сумма денежных доходов населения;

Различаются реальные доходы населения без учета услуг и с учетом услуг.

Реальные доходы без учета услуг - часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальных и культурных потребностей.

Реальные доходы с учетом услуг - часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.

Для характеристики роста (снижения) реальных доходов исчисляются индексы реальных доходов всего населения, а также индексы реальных доходов в разрезе социальных групп. При исчислении индексов реальных доходов должна быть обеспечена сопоставимость цен; для этого при расчетах учитывается изменение цен за сравнимый период - индекс потребительских цен.

Реальная заработная плата работников - составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен на товары и услуги:

где ЗПр - реальная заработная плата,

ЗП Н - номинальная заработная плата;

I - индекс потребительских цен.

В политике доходов и заработной платы далеко не последнее место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Дифференциация доходов и заработной платы позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности и определить характер политики доходов и заработной платы.

Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:

Распределение населения по уровню среднедушевых доходов - показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения - показатель (в процентах) доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20% -ых (10% -ых) групп населения;

Децильный коэффициент дифференциации доходов - соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;

Коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам Федерации - соотношение наибольшего и наименьшего уровня средне-душевых доходов в субъектах Федерации;

Коэффициент дифференциации заработной платы - соотношение наибольшего и наименьшего уровней заработной платы между отраслями, регионами, профессиями, внутри отраслей и предприятий и т.д.

Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов являются также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца, позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.

График неравенства доходов (кривая Лоренца) изображен на рисунке:

Прямая линия (ОА) называется линией абсолютного равенства распределения доходов. Она отражает ситуацию, когда 20% людей принадлежат 20% доходов, 40% людей - 40% доходов и т.д. Кривая (ОВ) показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности.

Усиление неравенства в распределении доходов выражается в изменении конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства (серая область на рисунке), к площади всего треугольника. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%. Следует отметить что, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Преимущества использования коэффициента Джини :

  • Позволяет сравнивать распределение признака в совокупностях с различным числом единиц (например, регионы с разной численностью населения).
  • Дополняет данные о ВВП и среднедушевом доходе. Служит своеобразной поправкой этих показателей.
  • Может быть использован для сравнения распределения признака (дохода) между различными совокупностями (например, разными странами). При этом нет зависимости от масштаба экономики сравниваемых стран.
  • Может быть использован для сравнения распределения признака (дохода) по разным группам населения (например, коэффициент Джини для сельского населения и коэффициент Джини для городского населения).
  • Позволяет отслеживать динамику неравномерности распределения признака (дохода) в совокупности на разных этапах.
  • Анонимность - одно из главных преимуществ коэффициента Джини. Нет необходимости знать, кто какие доходы имеет персонально.

Недостатки коэффициента Джини:

  • Коэффициент Джини не учитывает источник дохода, то есть для определенной локации (страны, региона и т. п.) коэффициент Джини может быть довольно низким, но при этом какая-то часть населения свой доход обеспечивает за счет непосильного труда, а другая - за счет собственности.
  • Метод кривой Лоренца и коэффициента Джини в исследовании неравномерности распределения доходов среди населения имеет дело только с денежными доходами, между тем некоторым работникам заработную плату выдают в виде продуктов питания и т. п.; также широкое распространение получает практика выдачи заработной платы работникам в виде опционов на покупку акций компании-работодателя.
  • Различия в методах сбора статистических данных для вычисления коэффициента Джини приводят к затруднениям (или даже невозможности) в сопоставлении полученных коэффициентов.

Для определения общего направления изменений в распределении доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения - отношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума к численности населения с доходами выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.

В России на долю 20% наименее обеспеченных приходится 6% доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных - 47%. Это соотношение близко к среднему по странам.

К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг - на душу населения, семью, по социальным группам, регионам, - показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.

Натуральные индикаторы характеризуют уровень потребления, обеспеченности теми или иными благами. Для того чтобы получить представление об уровне удовлетворения конкретной потребности, может быть использовано несколько показателей. Например, для того чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктах и их калорийности, их сопоставление с научно обоснованными нормами.

При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом потребления как произведенных в стране, так и импортированных продуктов независимо от вида потребления и способа продажи продуктов населению.

Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах и обучающихся за границей. Необходимо учитывать также техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.

Стоимостные индикаторы отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Эти индикаторы группируются по видам потребностей, например затраты на питание, оплату жилья, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д.

Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном выражении включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства, например продукции личного подсобного хозяйства. Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.

К интегральным, обобщающим, индикаторам качества жизни относятся индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.

Важнейшим индикатором является индекс развития человеческого потенциала. Однако он очень слабо улавливает качественные характеристики жизни, имеет существенные недочеты и поэтому требует корректировки. Он представляет собой среднеарифметическое трех индексов - ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах, по паритету покупательной способности):

где Iж - индекс ожидаемой средней продолжительности жизни;

Iо - индекс уровня образования;

ВВП/Н - валовой внутренний продукт на душу населения.

Важным индикатором качества жизни является также индекс интеллектуального потенциала общества. Интеллектуальный потенциал общества отражает уровень образования населения и состояния науки в стране. При расчете индекса интеллектуального потенциала учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП.

Индикатором качества жизни является также человеческий капитал на душу населения. Он отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных странах превосходит воспроизводимый, включающий материально-вещественные условия производства.

К индикаторам качества жизни относится и коэффициент жизнеспособности населения. Он характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале.

Частные индикаторы характеризуют какие-то отдельные стороны качества жизни. К ним относятся следующие:

Социально-демографические - продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности;

Экономической активности населения - уровень безработицы, миграция населения и ее причины;

Социальной напряженности - участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности;

Развития социальной сферы - доля расходов на образование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, число учащихся и студентов, в том числе обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся на одного преподавателя;

Экологические - содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания, доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.


Похожая информация.


К интегральным, обобщающим, индикаторам качества жизни от­носятся индекс развития человеческого потенциала (индекс челове­ческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспо­собности населения.

Важнейшим индикатором является индекс развития человеческого потенциала. Он представляет собой среднеарифметическое трех ин­дексов - ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня об­разования и ВВП на душу населения (в долларах, по паритету поку­пательной способности):

где I ж - индекс ожидаемой средней продолжительности жизни;

I о - индекс уровня образования;

ВВП/Н - валовой внутренний продукт на душу населения.

Он варьируется от 0,252 в Эфиопии до 0,960 в Канаде.

В 90-е гг. значение индекса развития человеческого потенциала в России уменьшилось (с 0,85 до 0,77). При этом в наибольшей мере сократились индексы ВВП на душу населения и ожидаемой средней продолжительности жизни. Близкие к российскому значения этого индекса характерны для некоторых постсоциалистических стран - Белоруссии, Болгарии, Румынии, Литвы. Более высокое значение отмечается в развитых странах - Германии, Нидерландах, Швеции, Финляндии, Японии (свыше 0,9). За ними идут Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Аргентина, Мексика, Чили - свыше 0,8.

Важным индикатором качества жизни является также индекс ин­теллектуального потенциала общества. Интеллектуальный потенциал общества отражает уровень образования населения и состояния науки в стране. При расчете индекса интеллектуального потенциала учиты­ваются уровень образования взрослого населения, удельный вес сту­дентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП.

За период рыночных реформ в России индекс интеллектуального потенциала общества снизился почти наполовину. Это произошло в результате сокращения расходов на науку, снижения образовательного уровня молодого поколения. Эта тенденция сохранится в ближайшие годы. Прогнозируется, что в 2002 г. индекс интеллектуального потен­циала составит 0,37.

Индикатором качества жизни является также человеческий капи­тал на душу населения Он отражает уровень затрат государства, пред­приятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных странах превосходит воспроизводимый, вклю­чающий материально-вещественные условия производства.

К индикаторам качества жизни относится и коэффициент жизне­способности населения. Он характеризует возможности сохранения ге­нофонда, интеллектуального развития населения в условиях прове­дения социально-экономической политики, осуществляемой в мо­мент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пяти­балльной шкале. По результатам исследования ЮНЕСКО и ВОЗ (Все­мирной организации здравоохранения) в 1995 г. коэффициент жиз­неспособности населения России был определен в 1,4 балла. Балл ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения.

Коэффициент жизнеспособности населения по разным группам стран имел следующее значение:

5 баллов - не имеет ни одна страна в мире;

4 балла - Швеция, Голландия, Бельгия, Дания;

3 балла - США, Япония, Германия, о. Тайвань, Сингапур, Юж­ная Корея и др.;

2 балла - Китай, Иран, Бразилия, Аргентина, Монголия, Турция, Вьетнам и др.;

1,6 балла - Сомали, Гаити, Бирма (с 1989 г. Мьянма);

1,5 балла - Босния, Западная Сахара.

Частные индикаторы характеризуют отдельные стороны качества жизни. К ним относятся следующие:

социально-демографические - продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности;

экономической активности населения - уровень безработицы, миграция населения и ее причины;

социальной напряженности - участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, дина­мика преступности;

развития социальной сферы- доля расходов на обра­зование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, число учащихся и студентов, в том числе обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся на одного преподавателя;

экологические - содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания, доля затрат на экологию в ВВП, ин­вестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Эти индикаторы могут быть использованы для анализа уровня и качества жизни в России.

Смотрите также:

В 1970 году в рамках ОЭСР началось осуществление специальной программы, целью которой было - создание единой международной системы социальных индикаторов для стран - членов ОЭСР. Необходимо было создать такую систему, которая бы содержала минимальный набор социальных индикаторов, с одной стороны, а с другой - была прямо связана с качеством жизни, его структурными компонентами.

Первая система индикаторов качества жизни в рамках ОЭСР была создана в 1973 году. Она включала 8 основных компонентов, в состав которых входило 24 показателя.

А. Здоровье.

1. Возможности здоровой жизни на всех ступенях жизненного

2. Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц.

Б. Индивидуальное развитие путем обучения.

  • 3. Усвоение детьми основных знаний и навыков, а также ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества.
  • 4. Возможности продолжения самообразования и умение использовать эти возможности.
  • 5. Использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом.
  • 6. Удовлетворенность человека процессом своего развития посредством обучения.
  • 7. Сохранение и развитие культурного наследия индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп.

В. Занятость и качество трудовой жизни.

  • 8. Наличие выгодной работы для тех, кто стремится ее получить.
  • 9. Характер трудовой деятельности.
  • 10. Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью.

Г. Время и досуг.

11. Возможность выбора своего времяпровождения.

Д. Возможность приобретения товаров и пользования услугами.

  • 12. Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами.
  • 13. Количество людей, испытывающих материальные лишения.
  • 14. Степень равенства в распределении товаров и услуг.
  • 15. Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественном секторах.
  • 16. Защита индивидуумов и семей при возникновении экономических трудностей.

Е. Физическая среда.

  • 17. Жилищные условия.
  • 18. Подверженность населения влиянию вредных и (или) неприятных загрязнений.
  • 19. Выгода, получаемая населением от использования и управления средой.

Ж. Лычная безопасность и правовые органы.

  • 20. Насилие, преследования и беспокойство, причиненные индивидууму.
  • 21. Справедливость и гуманность правовых органов.
  • 22. Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам.
  • 3. Социальные возможности и социальная активность.
  • 23. Степень социального неравенства.
  • 24. Степень возможного участия в общественной жизни, в тех или иных общественных институтах и принятии решений.

В 1978 году ОЭСР предложила модифицированную систему социальных индикаторов (СИ), которая включала уже 12 основных групп показателей: а) демографические характеристики населения (рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни и т.д.); б) санитарно-гигиенические условия жизни, в) потребление продуктов питания; г) жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования (автомобиль, холодильник, телевизор и т.д.); д) образование и культура; е) занятость и условия груда; ж) доходы и расходы населения; з) стоимость жизни и потребительские цены; и) транспортные средства; к) организация отдыха, физкультура и спорт; л) социальное обеспечение; м) свобода человека. Кроме этих двенадцати разделов, был выделен еще один раздел, не имеющий непосредственного отношения к уровню жизни. Сюда были включены: национальный доход, ВНП на душу населения и среднегодовой коэффициент его роста, объем и виды социального обслуживания, расходы на личное потребление населения, их структура и средний годовой коэффициент роста, плотность населения, транспортное обслуживание, работа средств связи, печать, и др.

В 1980 году Советом ОЭСР был утвержден список социальных индикаторов ОЭСР. Рассматривая предложенные ОЭСР системы социальных индикаторов, можно сделать следующие выводы: во-первых, в данной системе представлен очень широкий спектр социальных индикаторов; во- вторых, система ОЭСР ориентирована скорее на анализ того, как индивид распоряжается имеющимися у него возможностями, а не того, как удовлетворяются его потребности; в-третьих, система ОЭСР содержит мало субъективных индикаторов, в основном это индикаторы объективные.

Более широкая система социальных индикаторов была предложена специалистами ООН. Система, разработанная в рамках ООН, должна использоваться на национальном и международном уровнях. Данная система содержала 186 индикаторов по 11 социально значимым областям (таблица 2).

Социальные индикаторы ООН

Таблица 2.

В частности, анализируя существующие системы индикаторов, можно выделить проект «Городской аудит» (1997 г.), созданный в рамках Европейской комиссии. Целью данного проекта являлось измерение качества жизни в городских поселениях Европейского союза с помощью набора относительно простых и наглядных индикаторов. Участниками этого проекта стали 58 городов Европейского союза. Качество жизни оценивалось по следующим направлениям: социально-экономические аспекты; политическая активность граждан; образование; городская среда; культура и отдых.

Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни.

Разработка подходов к построению обобщающих показателей, позволяющих дать количественную оценку уровня и качества жизни, является задачей статистики социальной сферы. В настоящее время ООН разработана концепция уровня жизни, в которую включены следующие основные составляющие:

  • 1. Здоровье:
    • * качество системы здравоохранения;
    • * обеспечение здоровой жизни человека.
  • 2. Обеспечение получения знаний:
    • * обучение детей;
    • * возможность обучения личности;
    • * возможность поддержания знаний;
    • * удовлетворенность человека от уровня своего развития.
  • 3. Сохранение и обогащение культурного уровня.
  • 4. Занятость и качество трудовой жизни.
  • 5. Возможность приобретения товаров и пользования услугами:
    • * уровень личного дохода и владение собственностью;
    • * степень равенства в распределении доходов и собственности;
    • * качество, разнообразие и доступность услуг для личного и общественного потребления.

б. Состояние окружающей среды.

  • 7. Личная безопасность и правосудие.
  • 8. Участие в общественной жизни.

Для изучения такой составляющей уровня жизни, как здоровье населения, необходимо иметь информацию о продолжительности жизни, уровне смертности, распространенности юности и частоте возникновения заболеваний по населению в целом и его демографическим группам, уровне развития лечебно-профилактической помощи населению. Показателями уровня развития лечебно-профилактической помощи населению являются число медицинских учреждений, число больничных коек, а также численность медицинского персонала на 10 тыс., человек и ряд других показателей.

Для характеристики состояния образования в стране используются такие показатели, как численность и состав образовательных учреждений, численность контингента обучающихся, численность и качественный состав преподавательского состава, обеспеченность техническими средствами обучения, библиотечными фондами и др. Уровень образования населения измеряется следующими показателями:

  • * число грамотных на 100 человек в возрасте от 9 до 49 лет;
  • * число лиц, имеющих определенный уровень образования (высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное) на 1000 человек в возрасте от 15 лет и старше. Уровень образования определяется для всего населения, для мужчин и женщин и для различных возрастных групп населения.

Важным аспектом изучения уровня благосостояния населения является характеристика его обеспеченности информацией, степени развития сети учреждений отдыха и туризма, сети спортивных сооружений, учреждений культуры и искусства.

Огромное влияние на качество жизни оказывает состояние окружающей среды. В связи с этим необходима информация о качестве среды обитания: воды, почвы, воздуха, о соответствии фактических уровней их загрязнения нормативным показателям.

В последние годы ХХ в. стала широко обсуждаться концепция человеческого развития, в которой подчеркивалась необходимость создания условий, в которых жизнь людей была бы долгой, здоровой и наполненной творчеством.

Основная проблема при изучении человеческого развития -- построение наиболее полной системы показателей опенки, поскольку понятие «человеческое развитие» является чрезвычайно разносторонним.

В качестве обобщающей характеристики используется индекс человеческого развития ИЧР, который, однако, не может отразить все аспекты жизнедеятельности человека и является альтернативным показателем ВНП на душу населения, который служит измерителем благосостояния, экономического благополучия.

Индекс человеческого развития рассчитывается на основе базовых показателей, определяемых для всех стран по сопоставимой методике, каждый из которых характеризует одно из направлений человеческого развития -- долголетие, достигнутый уровень образования и уровень жизни; ИЧР позволяет не только сравнивать страны и регионы, но и обосновывать приоритеты их развития.

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др.

К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально-квалификайионный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, анатуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.

Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели . Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения.

Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения благосостояния населения.

Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и рад других.

На 29 сессии Статистической комиссии ООН в феврале 1997 года был утвержден минимальный набор национальных данных социальной статистики, рекомендованных Рабочей группой по международным статистическим программам и координации Экономического и социального совета ООН. В состав набора были включены следующие показатели:

    численность населения с разбивкой по полу, возрасту и по этническим группам;

    средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении с разбивкой по полу;

    детская смертность с разбивкой по полу;

    материнская смертность;

    доля детей с весом при рождении менее 2,5 кг с разбивкой по полу;

    средняя продолжительность обучения в школе с разбивкой по полу и, если возможно, имущественному положению;

    ВВП на душу населения;

    среднедушевой доход домашних хозяйств;

    стоимость минимальной продовольственной корзины, необходимой для удовлетворения потребностей в пище;

    доля безработных с разбивкой по полу;

    соотношение занятых и общей численности населения с разбивкой по полу, формальному и неформальному секторам;

    доступ к питьевой воде;

    обеспеченность санитарно-гигиеническими условиями;

    количество человек на одну комнату, исключая кухню и ванную.

В решении Статкомиссии ООН отмечается, что перечень показателей должен рассматриваться как минимальный набор индикаторов, а не как исчерпывающий.

Бывшим Госкомстатом России разработана система показателей, отражающих возможности оценки уровня жизни на современном этапе и дающих возможность сопоставить уровень жизни населения России с другими странами.

Показатели уровня жизни могут быть объединены в следующие разделы:

    интегральные индикаторы уровня жизни;

    показатели материальной обеспеченности населения;

    жилищные условия населения;

    показатели образования;

    показатели здравоохранения;

    показатели культуры, туризма и отдыха;

    индикаторы общественного порядка.

Интегральные индикаторы уровня жизни включают:

      макроэкономические показатели;

      демографические показатели;

      показатели экономической активности;

      показатели пенсионного обеспечения.

В качестве макроэкономических показателей используются следующие:

    расходы на конечное потребление домашних хозяйств;

    фактическое конечное потребление домашних хозяйств;

    темпы роста реальных располагаемых доходов домашних хозяйств;

    оплата труда наемных работников, в том числе скрытая;

    фонд заработной платы;

    номинальная и реальная среднемесячная заработная плата.

Демографические показатели оценки уровня жизни играют важную роль, поскольку население является, с одной стороны, объектом наблюдения при исследовании уровня жизни, а с другой – отражает своими характеристиками уровень экономического и социального развития страны. В качестве демографических характеристик уровня жизни и качества жизни в систему показателей включены:

    темпы роста численности постоянного населения;

    ожидаемая продолжительность жизни при рождении, в том числе по полу;

    уровень младенческой смертности, в том числе по полу;

    уровень детской смертности, в том числе по полу;

    уровень материнской смертности.

Показатели экономической активности включают:

    уровень экономической активности;

    уровень занятости;

    соотношение численности занятых в экономике к численности населения;

    уровень безработицы.

Одной из важнейших характеристик уровня жизни является экономическое положение пенсионеров, поскольку с учетом демографического старения населения доля пенсионеров в стране увеличивается. В этой связи в систему показателей включены следующие показатели пенсионного обеспечения :

    численность пенсионеров, в том числе с группировкой по возрасту;

    суммы назначенных месячных пенсий, в том числе по возрасту;

    средний номинальный размер месячных пенсий;

    темпы роста среднего реального размер назначенных пенсий;

    минимальный размер пенсий.

Показатели материальной обеспеченности населения могут быть разделены на две группы:

Доходы домашних хозяйств и

Неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения.

Показатели этого раздела определяются на основе выборочного обследования домашних хозяйств.

В группу показателей доходов домашних хозяйств включены показатели совокупных и денежных номинальных и реальных доходов домашних хозяйств (общих и располагаемых), а также показатели, характеризующие реальные возможности населения:

    покупательная способность среднедушевых денежных доходов;

    среднемесячная заработная плата, средний размер назначенных пенсий;

    дефицит дохода и индекс потребительских цен.

Неравенство в распределении доходов оценивается с использованием характеристик распределения населения по 20%-ным группам в зависимости от объема денежных расходов, децильного коэффициента дифференциации доходов населения, коэффициента концентрации доходов – индекса Джини.

Показатели личного потребления и питания населения включают следующие показатели:

    стоимость минимальной потребительской корзины;

    величина прожиточного минимума;

    структура и динамика потребительских доходов домашних хозяйств в текущих и сопоставимых ценах;

    доля затрат на питание в располагаемых ресурсах и потребительских расходах домашних хозяйств;

    среднедушевое потребление основных продуктов питания;

    энергетическая ценность пищевого рациона;

Оценка жилищных условий населения проводится с использованием таких показателей, как:

    обеспеченность населения жильем (общая и жилая площадь в расчете на одного человека);

    доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения;

    число семей, состоящих на учете на получение жилья.

Раздел показателей образования включает:

    число государственных дневных образовательных учреждений и численность учащихся в них;

    число государственных высших учебных заведений;

    численность студентов государственных высших учебных заведений на 10000 населения;

    число государственных средних специальных учебных заведений и численность студентов в них в расчете на 10000 населения.

Показатели культуры, туризма и отдыха включают показатели, характеризующие:

    число посещений театров и музеев на 1000 человек населения;

    количество изданных книг, брошюр и журналов на душу населения;

    численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха;

    численность российских граждан, выезжавших за границу в туристические поездки.

В качестве индикаторов общественного порядка используются три группы показателей:

    число зарегистрированных преступлений;

    раскрываемость преступлений;

    коэффициенты смертности от убийств, в том числе по полу и в группировке на городское и сельское население.

Приведенная система показателей имеет структуру, позволяющую согласовать ее с общей системой социально-экономических показателей. Данный набор показателей может быть использован для более детальной оценки уровня жизни отдельных групп населения внутри страны, а также для международных сопоставлений уровня жизни.

Интерес также представляет систем показателей уровня жизни, разработанная Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН. Она отличается от рассмотренной системы показателей:

    представлен более подробный перечень показателей доходов и расходов населения;

    присутствует раздел, характеризующий деятельность отраслей социальной сферы. Отрасли социальной сферы рассматриваются в 3 аспектах: по стоимости предоставленных населению услуг, по обеспечению населения социальными услугами, по характеристике отраслей социальной сферы как экономических объектов;

    представлен такой важный раздел, как природно-климатические условия жизни. Экологические характеристики уровня жизни в настоящее время приобретают все большее значение в связи с беспрецедентными темпами роста мирового потребления и, как следствие, усилением давления на окружающую среду, истощением ресурсов.

По своему содержанию используемые в отечественной практике системы статистических показателей достаточно близки к системе показателей уровня жизни, разработанной ООН. Последний вариант системы показателей ООН был принят в 1978 г. В 1989 г. в связи с возрастающим интересом статистических служб стран мира был издан справочник по социальным показателям, давший возможность построить системы показателей уровня жизни в соответствии с национальными особенностями и потребностями международных сопоставлений уровня жизни. Система показателей, разработанная ООН, включает 12 разделов:

      демографические характеристики населения;

      санитарно-гигиенические условия жизни;

      потребление продуктов питания;

      жилищные условия населения;

      образование и культура;

      занятость и условия труда;

      доходы и расходы населения;

      стоимость жизни и потребительские цены;

      транспортные средства;

      организация отдыха;

      социальное обеспечение;

      свобода человека.

Работы ООН по формированию и внедрению в различных странах системы показателей адекватной оценки уровня жизни направлены на обеспечение информацией о развитии человеческого потенциала. В настоящее время уровень жизни стал настолько широким понятием (о чем свидетельствуют используемые системы показателей), что по своему содержанию вполне интегрируется с оценками человеческого развития.

Многие показатели, используемые для оценки уровня жизни, применяются для расчета обобщающих показателей человеческого развития, оценки региональных различий в качестве жизни и анализа динамики развития человеческого потенциала отдельных стран, регионов.

Уровень жизни по своему содержанию является гораздо более широким понятием, чем просто материальные условия жизни населения. Общепризнано, что уровень доходов не является единственным и определяющим условием человеческого развития. Для обеспечения достойной жизни человеку требуется достаточно широкий набор благ, посредством использования которых и достигается необходимый уровень существования. Кроме того, уровень жизни оценивается не только через потребление этих благ, но и через возможности их получения.