Анализ проблем сбалансированности государственного бюджета российской федерации.

Если проанализировать финансово-экономическое состояние муниципальных образований за 2003-2008 гг., то можно увидеть, что на протяжении этого периода происходило неуклонное падение уровня их бюджетной обеспеченности. Бюджеты развития муниципальных образований за этот период снизилось с 22% до нуля.

Объем доходной части местных бюджетов с 2005 г. упал ниже объема минимально необходимых расходов. Это привело к возникновению кредиторской задолженности в крупных объемах, погашение которой в бюджете не планируется, а также негативно отразилось на фактическом финансировании обновления и капитального ремонта жилищного фонда, и объекте в социальной сферы. В этот период органы местного самоуправления вынуждены были обращаться за дорогостоящими коммерческими кредитами. При этом. улучшив положение в текущем году, на следующий год они несли потери из-за уплаты высоких процентов.

Чтобы осуществить второй этан социально-экономического развития местного самоуправления и формирование его финансовой базы, необходимо реально обеспечить самостоятельность и сбалансированность местных бюджетов, являющихся фундаментом бюджетной системы страны.

Муниципальные образования и их органы самоуправления должны решать большую часть социальных и бытовых проблем населения. Для этого они имеют достаточные законодательно закрепленные полномочия. Они смогут резко изменить существующую сегодня негативную ситуацию в лучшую сторону, если передать им необходимые бюджетные средства.

Для того. чтобы достичь социально-экономической стабилизации в кратчайшие сроки, необходимо провести корректировку бюджетного и налогового законодательства. Во-первых, передать в доходы местные бюджетов на постоянной основе ряд федеральных налогов, развитие налоговой базы которых прямо зависит от деятельности органов местного самоуправление.

Во-вторых, гарантировать минимальные местные бюджеты муниципальных образовании, путем закрепления за ними на долговременной (не менее 5 лет) основе более высоких, чем сегодня, долен от федеральных и региональных налогов. На первом этапе. 2007-2008 гг., до утверждения государственных минимальных социальных стандартов, в основу расчета таких долей закладываются данные базового года, в качестве которого принимается 2008 г., с учетом их корректировки на изменяющиеся проценты. На втором этапе минимальные местные бюджеты формируются на основе государственных минимальных социальных стандартов и действующих иен и тарифов.

В-третьих, передать в состав местных налогов налог с продаж, налог на недвижимость, включающий сегодня налог на землю и налог на имущество организаций, а также не отменять налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

В-четвертых, разработать и ввести в действие механизм. исключающий нарушение положении федеральных законов, гарантирующих минимальные местные бюджеты, и защищающий бюджетные права муниципальных образований, предоставленные федеральным законодательством.

В-пятых, уже сегодня провести экспериментальные расчеты разделенных ставок федеральных и региональных налогов для всех уровнен бюджетной системы.

В-шестых, законодательно признать муниципальной собственностью местные бюджеты.

Не изменяя соотношения действующих разделенных ставок налогов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Республики, субъектов Республики и органов местного самоуправления, принимая во внимание главный принцип бюджетной (финансовой) деятельности органов местного самоуправления -- самостоятельность бюджетов. можно вообще отказаться от бюджетного регулирования и этим самым исключить существующий десятилетиями субъективизм в межбюджетных отношениях.

Здесь важны два подхода к достижению оптимальных соотношений- Первый подход -- предоставление органам местного самоуправления большей финансовой самостоятельности. Это должно привести к тому что жители муниципального образования смогут непосредственно влиять на тот уровень и спектр социальных услуг, которые им предоставляются, а также влиять и на выбор способа финансирования этих услуг.

Чем более совпадают предоставленные услуги с потребностями и приоритетами граждан, тем больше вероятность того, что ресурсы для этого будут достаточно эффективными. Здесь самостоятельность дает органам местною самоуправления больший стимул для экономического развития, расширения местной налогооблагаемой базы, поскольку именно на этом, а не на трансфертах, поступающих из других уровней бюджетов. Должны в первую очередь формироваться доходы местных бюджетов. Второй подход -- единообразие в установлении разделенных ставок регулирующих федеральных и региональных налогов и сборов для зачисления их в местные бюджеты.

В идеале межбюджетные отношения на основе разделенных ставок налогов и сборов в практическом плане наиболее приемлемы, исходя из следующих критериев: простота, прозрачность и доступность для понимания, стабильность и стимулирование органов местного самоуправления к разумным действиям. С другой стороны, применение разделенных ставок позволит органам местного самоуправления самостоятельно утверждать бюджет во всех случаях до начала очередного финансового года. начинать новый бюджетный год с утвержденными расходами и на их основе вести финансовую деятельность.

Кроме того, органы местного самоуправления будут иметь возможность планировать свой стратегический бюджет на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Наконец, разделенная ставка налога будет стимулировать повышение собираемости налогов, расширение налогооблагаемой базы, в чем будут заинтересованы все уровни бюджетной системы.

Если вместо введения разделенных ставок налога и проведения бюджетных и налоговых реформ продолжать бюджетное регулирование, то из-за низкого уровня стабильных собственных доходов территориальных бюджетов, бюджетное регулирование приведет к еще большей политической нестабильности в обществе.

Решение проблем территориальных финансов зависит от политической воли центральных органов власти и управления, администраций субъектов РК, от желания и умения глав муниципальных образований работать в новых условиях. Только совместными усилиями им удастся сдвинуть и везти тяжелый воз проблем этих финансов и всей сферы жизнеобеспечения населения нашей страны.

Как уже отмечалось ранее, одним из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, является принцип сбалансированности бюджетов (ст. 33). Согласно данному принципу объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. В случае превышения доходов бюджета над его расходами появляется профицит бюджета. Напротив, в случае превышения расходов над доходами возникает дефицит бюджета. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Регулирование дефицита местного бюджета, представленное в Бюджетном кодексе РФ, не дает ответа на вопрос: каким образом достигать сбалансированности в условиях, когда получаемых доходов не хватает на покрытие расходов? Чтобы определить подходы к решению данной стратегической задачи, необходимо вспомнить, что местный бюджет предполагает управление как доходами, так и расходами муниципальных образований. Исходя из этого можно обозначить следующие направления работы по достижению сбалансированности местного бюджета:

· наращивание налоговой базы,

· управление местными налогами;

· согласование муниципальной политики с региональными приоритетами;

· оптимизация расходов;

· привлечение населения к решению вопросов местного значения.

Возможности оптимизации расходов муниципальных образований многообразны и зависят от специфики конкретного муниципалитета (его размера, местоположения и т. п.). Остановимся на нескольких направлениях оптимизации расходов, имеющих достаточно широкий потенциал для внедрения.

1. Повышение эффективности работы муниципальных предприятий и учреждений, снижение их дотационности.

2. Нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг.

3. Установление экономически обоснованных цен и тарифов на муниципальные услуги, расширение спектра платных услуг.

4. Усиление контроля над расходованием бюджетных средств.

5. Привлечение частного бизнеса к оказанию отдельных видов услуг.

6. Конкурсное размещение муниципального заказа.

7. Поддержка, а в отдельных случаях прямое финансирование внедрения ресурсосберегающих технологий в городском хозяйстве.
1 Список основной литературы и нормативных источников

1. Европейская Хартия местного самоуправления // Вестн. МИД СССР, 1990, № 19

2. Конституция Российской Федерации – М.: Юридическая литература, 1993.

3. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998г №145-ФЗ. "Бюджетный кодекс Российской Федерации": в ред. от 26.04.2007.

4. Федеральный закон № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003.

5. Федеральный закон №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в РФ».

6. Смолина Е.Г. Муниципальный менеджмент: учебное пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011.

7. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

8. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова, СПб.: Питер, 2008

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основы формирования бюджета в разрезе местного самоуправления. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления. Структура и принципы формирования местного бюджета. Система и порядок формирования доходной и расходной части местных бюджетов.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Исследование проблем функционирования местного самоуправления в поиске путей выхода, обеспечивающих рост финансовой самостоятельности местного самоуправления и формирование сбалансированных местных бюджетов на основе собственных доходных источников.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2012

    Раскрытие экономической сущности и определение функций местных бюджетов, из роль в бюджетной системе государства. Определение источников доходов и анализ исполнения местных бюджетов в Кыргызской Республике. Пути расширения доходной базы местных бюджетов.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2014

    Совершенствование организации и функционирования местных бюджетов. Несбалансированность местного бюджета. Безответственность должностных лиц местного самоуправления. Вопросы формирования и использования средств местных бюджетов в РФ и пути их решения.

    реферат , добавлен 07.10.2011

    Характеристика и сущность местных бюджетов, их значение в проведении общегосударственных экономических и социальных задач. Основные особенности законодательных уровней местных бюджетов в Российской Федерации. Экономический анализ местных бюджетов.

    реферат , добавлен 07.10.2011

    Понятие, функции и структура местных бюджетов. Экономическая сущность и классификация доходов бюджета. Принципы и направления расходной части местных бюджетов. Характеристика линейно-объектного (постатейного), исполнительного, программного типов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Понятие и особенности формирования местных бюджетов, их место в бюджетной системе РФ. Анализ формирования и исполнения местных бюджетов по доходам на примере финансового управления Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2018

Исполнение бюджета представляет собой процесс, начинающийся с утверждения закона об отчетности соответствующим органом. Продолжается он на протяжении финансового года. В ходе этого процесса существует ряд нюансов. Одним из них считается пропорциональность расходной и доходной частей или сбалансированность бюджета. Рассмотрим этот момент подробно.

Доходы и расходы

Эти две категории считаются центральными в финансовом процессе и последующей отчетности. Исполнение бюджета по поступлениям предполагает полное и своевременное отчисление определенных видов доходов по всем источникам в соответствии с принятым финансовым планом. К ним в первую очередь относят налоги и прочие обязательные платежи. Исполнение бюджета по расходам означает осуществление последовательного финансирования мероприятий, которые предусмотрены законом в рамках утвержденных сумм.

Дефицит и профицит

Принцип сбалансированности бюджета предполагает равенство между доходами и расходами. В том случае, когда первые выше вторых, имеет место профицит (положительное сальдо). Соответственно, дефицит образуется, если расходы больше доходов. Здесь необходимо сказать, что "бездефицитность" не всегда считается признаком "здоровой" экономики. В данном случае немаловажное значение имеет то, отчетность какого уровня исполняется с профицитом. Так, к примеру, в течение нескольких последних лет для государственного бюджета характерно превышение доходной части над расходной. При этом консолидированная отчетная система дефицитна. Превышение расходов над доходами федерального бюджета обусловлено отрицательным сальдо большинства региональных и практически всех муниципальных бюджетов.

Ежегодная пропорциональность

Проблемы сбалансированности бюджета рассматриваются в экономической теории с трех сторон. В соответствии с первой концепцией, пропорциональность должна быть ежегодной. В целом стремление всеми способами бороться с отрицательным сальдо, не делая государственных займов, может спровоцировать отрицательные последствия для экономического состояния любой страны. К примеру, можно взять предполагаемое увеличение безработицы. Снижаются доходы населения, сокращаются налоговые отчисления. Стремясь получить сбалансированность бюджета, правительство должно или повысить налоговые ставки, или сократить расходы страны. Как вариант, могут быть применены обе этих меры.

Вследствие данных мероприятий возникнет еще большее уменьшение совокупного спроса и продолжающийся экономический спад. Такого рода бюджетно-финансовая политика направлена исключительно на решение текущих затруднений. При этом она не позволяет решить перспективные задачи. В 1992 году правительство Гайдара проводило политику, которая основывалась на концепции значительного снижения госрасходов на социальные нужды, таким образом пытаясь уменьшить дефицит бюджета. В результате не удалось ни устранить отрицательное сальдо, ни прекратить спад производства.

Пропорциональность в течение экономического цикла

Согласно этой концепции, сбалансированность бюджета достигается совместно с осуществлением антициклического воздействия. Во время спада правительство проводит стимулирующую политику. Она состоит в снижении налогов и увеличении госрасходов. Другими словами, правительство сознательно повышает дефицит, стимулируя рост совокупного спроса и экономический подъем. В период прироста государство осуществляет сдерживающую политику, повышая налоги и снижая расходы. В результате возникает профицит. Положительное сальдо идет на покрытие дефицита во время спада. Но такое обеспечение сбалансированности бюджета имеет и отрицательную сторону. В частности, в данном случае не учитывается неодинаковость подъемов и спадов по продолжительности и глубине. Такие периоды достаточно сложно спрогнозировать. К примеру, глубокий и продолжительный спад может сменяться незначительным и коротким подъемом. В таком случае устранить бюджетный дефицит не удастся, он станет цикличным.

Третья концепция: второстепенность

Сторонники этого подхода считают, что в первую очередь необходимо стимулировать экономический рост. При этом сбалансированность бюджета отодвигается на второй план, выступая в качестве следствия основных мероприятий. Реализация данной идеи может сопровождаться как стойким профицитом, так и устойчивым отрицательным сальдо. Такая картина, например, типична для финансовой системы некоторых стран Европы и США.

Показательный пример

Из зарубежной практики интерес представляет профицит румынского бюджета времен Чаушеску. Коммунистический лидер сильно боялся отрицательного сальдо и закабаления страны внешними долгами. Его политика оказывала угнетающее влияние на экономику Румынии, сдерживались инвестиции. Это стало одной из причин, по которой пал его режим.

Мнение экспертов

Многие специалисты считают, что незначительное отрицательное сальдо выступает в качестве "лекарства", стимулирующего экономическое развитие. Роль дефицита в данном случае аналогична значению потребительского кредита: блага поступают непосредственно в данный момент, но при этом необходимо много трудиться, чтобы их отработать. И это вместо получения их в будущем за меньшую сумму. Однако государство, в отличие от домохозяйства, имеет возможность тратить постоянно больше, чем зарабатывать. Тем не менее излишнее отрицательное сальдо может стать опасным. При росте бюджетного дефицита возникает инфляция, экономическая нестабильность, повышение внутреннего и внешнего дола. Все это в итоге может привести к дефолту.

Способы покрытия дефицита

Принцип сбалансированности бюджета предполагает уравнивание расходов и доходов. Если с положительным сальдо не возникает особых сложностей, то дефицит устранить достаточно трудно. В первую очередь, необходимо обратить внимание на направления расходов. Безусловно, нельзя упрекнуть правительство в трате денег на подготовительные военные мероприятия, инвестиции в высокодоходные и наукоемкие отрасли. Однако нередко средства бюджета идут на решение разнообразных сиюминутных задач. Дефицит может возникнуть из-за неумения руководства ослабить финансовые претензии ведомств, министерств и разнообразных лоббистских групп. Существует три способа покрытия отрицательного сальдо:


Здесь стоит отметить, что в настоящее время "сеньораж" - это не простое печатание денег, поскольку это провоцирует инфляцию. Современный выпуск выражен в формировании резервов коммерческих банковских организаций, концентрирующихся в ЦБ. Они могут использоваться при покрытии дефицита. Но политика ЦБ, которая направлена на рост размера резервов денег, поступающих от коммерческих банков, провоцирует у последних недовольство, ослабляет их финансовое состояние, усиливает внутри финансовой системы противоречия.

Профицит 2000 года

Сбалансированность Федерального бюджета при дефиците консолидированного вызвала в свое время неоднозначные мнения экспертов. Одни экономисты называли профицит не заслугой, а ошибкой правительства. Они считали, что искусственное вливание средств в Федеральный бюджет за счет отъема из региональных и муниципальных практически свело на нет возможность эффективной деятельности их органов власти. Сторонники данного подхода говорят о том, что руководство уже знает, как можно создать сбалансированность бюджета РФ. Мероприятия в данном случае направлены на предупреждение инфляции. А дефицит региональных систем эксперты связывают с низким качеством финансового процесса в регионах.

Значение пропорциональности

Сбалансированность бюджета считается обязательным требованием, предъявляемым к составлению и последующему утверждению финансовой отчетной системы. Она призвана поддерживать нормальную деятельность органов власти на всех уровнях. При отсутствии пропорциональности может возникнуть задержка финансирования муниципальных и государственных заказов, сбои в сметно-бюджетной системе. Это порождает, в свою очередь, неплатежи в народно-хозяйственном секторе.

Особенно важна для России сегодня сбалансированность местного бюджета. Для реализации задач по созданию пропорциональности разрабатываются специальные программы с учетом особенностей той или иной территории.

Методы достижения на стадии формирования финансовой отчетной системы

Сбалансированность регионального бюджета достигается на основе уже имеющейся сводной финансовой пропорциональности территории. Это формирует объективные предпосылки для контроля потоков как сформированных в пределах, так и произведенных за пределами субъекта, поступивших по каналам перераспределения и распределения. Однако существующий формат, которым отличается сводный финансовый баланс, разрабатываемый по методике Минэкономразвития и торговли, отражает финансовые возможности и резервы той или иной территории не полностью. Во-первых, ресурсы, которые учитываются, отделены от денег населения и коммерческих банков. Подотчетные резервы принадлежат государству и определенным хозяйственным субъектам. Такое сужение категорий исключает из учета не только доходы населения, но и сберегаемую их часть, чей потенциал достаточно высок в экономической системе с частным капиталом. В связи с этим измерение финансовых возможностей с ограничением сферы перемещения ресурсов двумя секторами необоснованно в экономическом плане.

Для осуществления более корректного определения потенциала формирования региональной финансовой системы следует учесть активы, сосредоточенные в банковской структуре территории. Исходя из этого, необходимо дополнить доходную часть показателями сберегаемой доли предприятий и населения.

Консолидированная финансовая система

Сбалансированность государственного бюджета при его формировании достигается посредством следующих методов:


Достижение пропорциональности при исполнении бюджета

Проводятся следующие мероприятия:

  • Вводятся процедуры санкционирования расходов.
  • Строго соблюдаются установленные лимиты обязательств, которые ориентированы на реальные поступления.
  • Определяются оптимальные сроки осуществления затрат.
  • Используется механизм блокировки и сокращения расходов.
  • Совершенствуется система финансирования на основе планомерного прекращения дотирования и вводится полная имущественная ответственность предприятий и прочих экономических субъектов за выполнение обязательств, взятых перед партнерами и государством.
  • Использование резервов и прочее.

Исполнение госбюджета находится под ответственностью правительства, исполнительной структуры власти.