Встречная проверка. Кому и чем она грозит

А.В. Овсянникова, эксперт по налогообложению

Маленькие секреты встречных проверок

Как проверить полученное требование о представлении документов

Наверное, каждый бухгалтер хотя бы раз получал от налоговиков требование о представлении документов (информации) в рамках встречной проверк ист. 93.1 НК РФ . Безусловно, подготовка документов отвлекает от текущей работы, поэтому есть соблазн на него не отвечать. А бывает, что запрашиваемые документы содержат информацию, которую вам не хотелось бы раскрывать инспекторам.

Внимание

Если налоговики решат, что вы необоснованно не представили документы (информацию) по требованию, вас оштрафуют на 5000 руб.п. 1 ст. 129.1 НК РФ Если же вы в течение года еще раз откажетесь исполнять требование, то штраф увеличится до 20 000 руб.п. 2 ст. 129.1 НК РФ

Давать или не давать документы? Если вы не боитесь штрафа за непредставление документов (информации)ст. 129.1 НК РФ и готовы отстаивать свою позицию, при необходимости, даже в суде, наша статья для вас.

Мы расскажем о том, на что стоит обратить внимание в полученном требовании, чтобы либо отсрочить момент представления документов, либо вообще их не представлять.

Вспомним главное

Требование выставляет ваша ИФНС на основании поручения инспекции контрагент ап. 3 ст. 93.1 НК РФ . При этом к требованию инспекторы должны приложить копию поручени яп. 4 ст. 93.1 НК РФ . Правда, иногда налоговики забывают это делать. И в подобной ситуации один из судов посчитал, что такое нарушение процедуры истребования документов не ущемляет прав организаци иРешение АС Свердловской области от 26.03.2008 № А60-1140/2008-С10 , а соответственно, нет оснований для непредставления документов.

Подробнее о сроках представления документов по требованию написано:

В рамках встречной проверки у вас могут попросить представить как документы, так и информаци юпп. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ .

При этом, если ранее вы представляли какие-либо документы, повторно представлять их не нужн оп. 5 ст. 93 , п. 5 ст. 93.1 НК РФ . И хотя в НК РФ речь идет о документах, представленных ранее в ходе ваших выездных или камеральных проверок, налоговики стараются не запрашивать у вас даже то, что вы представляли уже в рамках встречных проверок. Ведь согласно их внутренним регламентам представленные вами документы сканируются и заносятся в единую базу (по всем ИФНС). И когда у инспекторов возникает необходимость в этих документах, они просто запрашивают в системе хранения их скан-образы.

ОБСУЖДАЕМ С РУКОВОДИТЕЛЕМ

Непредставление документов (информации) налоговикам при «встречке» может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы.

Если налоговики не проводят камеральную или выездную проверку вашего контрагента, но им нужны данные о ваших взаимоотношениях (обычно это связано с предпроверочной работой в отношении этого контрагента), то инспекторы могут истребовать информацию по интересующей их сделк еп. 2 ст. 93.1 НК РФ . И так как в НК РФ нет разъяснений, что же подразумевается под информацией, вы имеете право сами решить, в каком виде вам ее удобнее представить, например:

  • <или> написать письмо, описав условия сделки;
  • <или> просто представить документы по этой сделке.

Кстати, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» контрагента: скорее всего, его ждет выездная проверка.

Когда есть повод не представлять документы (информацию)

СИТУАЦИЯ 1. Требование о представлении документов направлено в обход вашей инспекции

В последнее время это редко, но случается. Налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации. Поэтому направляют требование сразу вам. Вы можете не исполнять его. И оштрафовать вас за это налоговики не смогут. Ведь вы не обязаны представлять документы «чужим» инспектора мпп. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ . Отказ можно оформить так.

ООО «Космос»

г. Уфа, пер. Российский, д. 66б
ИНН 0276603129/КПП 027601001

Инспекции ФНС России
по г. Электросталь
144000, г. Электросталь,
Больничный проезд, д. 3

В ответ на ваше требование от 22.05.2012 № 15/1058 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как был нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ.

СИТУАЦИЯ 2. В качестве основания, по которому у вас требуют документы, указано проведение ВНП в отношении вашего контрагента

Не пожалейте времени и уточните у контрагента, действительно ли у него проходит проверка. Если он не подтвердит эту информацию, можете отказать налоговикам. А если вас оштрафуют за непредставление документов, обращайтесь в суд. Так, например, один из судов признал штраф неправомерны мПостановление ФАС ПО от 06.09.2011 № А72-8582/2010 , в частности, потому, что налоговики запросили документы в связи с ВНП, хотя сама проверка началась только через 7 месяцев.

Но мы советуем быть особо осторожными. Ведь на момент поступления к вам требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и целенаправленно ввести вас в заблуждение, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем достоверно. Если же вы стопроцентно уверены, что ВНП у контрагента не проводится, ваш отказ налоговикам может выглядеть так.

В ответ на ваше требование о представлении документов от 07.06.2012 № 09/9431 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как в ходе телефонного разговора с генеральным директором ООО «Круг» Песковым Ю.А. выяснилось, что решение о проведении выездной проверки должностным лицам данной организации не вручалось и ВНП в отношении ООО «Круг» в настоящее время не проводится, а следовательно, вышеуказанное требование не соответствует положениям п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

СИТУАЦИЯ 3. Вас просят представить информацию по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании требования

Запрашивая у вас информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны указать, какая конкретно сделка их интересуе тпп. 2, 3 ст. 93.1 НК РФ . Но на практике часто бывает, что они это не отражают, а просто указывают период, за который хотят получить информацию. Тогда можете написать налоговикам подобное письмо.

В ответ на ваше требование о представлении информации от 07.06.2012 № 09/9431 в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как запрашивается информация по взаимоотношениям за период с 2009 г. по 2011 г. и определить, по какой конкретно сделке необходимо представить сведения, невозможно.

А если налоговики вас за это оштрафуют, суды будут на вашей сторон еПостановления ФАС МО от 30.04.2009 № КА-А40/3266-09 ; ФАС ЗСО от 29.12.2010 № А27-4698/2010 .

СИТУАЦИЯ 4. Проводится камеральная проверка деклараций вашего контрагента, а у вас запросили документы за период, превышающий налоговый (отчетный) период по декларации

Например, налоговики проверяют в рамках камеральной проверки декларацию по НДС вашего контрагента за I квартал 2012 г. Однако в ходе встречной проверки просят вас представить счета-фактуры, выставленные в период с 2010 г. по I квартал 2012 г., ведь, по мнению Минфина, в законодательстве отсутствует ограничение по периоду, за который могут быть запрошены документ ыПисьмо Минфина от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 . Если ваши операции с проверяемым контрагентом «чистые», отдайте налоговикам документы за тот период, за который они просят. Если же все документы представлять не хочется, уточните у вашего контрагента, какие из выставленных ему счетов-фактур относятся к периоду, проверяемому камерально, и представьте именно и хПостановление ФАС ЦО от 09.08.2010 № А68-13557/09 . Представляя документы частично, вы можете дополнить свое сопроводительное письмо следующей записью.

Запрашиваемые в связи с проведением камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2012 г. ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) счета-фактуры № 105 от 09.04.2010, № 229 от 30.08.2010 не могут быть представлены, так как по информации, полученной от главного бухгалтера ООО «Круг» Сосновой З.А., данные документы не относятся к проверяемому периоду.

СИТУАЦИЯ 5. Перечень документов в требовании не совпадает с перечнем в поручении

Потратив время на сверку перечней в требовании и в поручении, вы обезопасите себя от представления лишних документов. Ведь встречная проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагент ап. 1 ст. 93.1 НК РФ , а значит, инспекторы именно той ИФНС и решают, какие документы им нужны.

Однако вы можете обнаружить, что ваши инспекторы «подправили» перечень истребуемых документов:

  • <или> в поручении документов указано больше, чем в требовании. Представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно егоп. 5 ст. 93.1 НК РФ . Если инспекторы из вашей ИФНС что-то забыли включить в требование, ничего страшного - они выставят новое, на основании которого вы и представите не запрошенные первоначально документы;
  • <или> в требовании указано больше документов, чем в поручении. Например, вашим налоговикам очень нужен какой-нибудь договор, но у них нет законных оснований затребовать его у вас. Поэтому они попытаются добыть этот документ не совсем законным способом. Несмотря на то что вы обязаны исполнить требование, представлять документы, которых нет в поручении, не надо. И налоговики не вправе штрафовать за этоПостановление ФАС УО от 27.01.2012 № Ф09-8983/11 . Отказываясь представлять документы, отсутствующие в поручении, в письме напишите следующее.

Запрашиваемый в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) договор купли-продажи № 17-к от 27.11.2009 не может быть представлен, так как в поручении ИФНС России по г. Электростали от 01.06.2012 № 12-11/5022, на основании которого выставлено требование о представлении документов от 07.06.2012 № 09/9431, данный договор не указан.

Когда бухгалтеры ошибочно полагают, что требование можно не исполнять

Иногда бухгалтеры считают, что имеют полное право не представлять документы по требованию. Но на самом деле они заблуждаются.

СИТУАЦИЯ 1. Запрашиваемый документ датируется периодом, превышающим 3 года, предшествующих проверке

Например, при проведении в 2012 г. ВНП вашего контрагента за 2010- 2011 гг. налоговики просят вас представить конкретный договор, заключенный с ним в 2008 г. В этой ситуации вам придется дать налоговикам то, что они хотят, но только при условии, что данный договор действовал в течение проверяемого периода (то есть в 2010- 2011 гг.)подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ .

Но это касается только тех случаев, когда указаны реквизиты необходимых налоговикам документов. Если же в требовании указан просто период (например, 2008- 2011 гг.), вы можете не представлять документы за 2008 г., так как этот период выходит за рамки 3 лет, подлежащих проверке. Однако так поступать мы советуем только в тех случаях, когда контрагент подтвердит вам, что он не представлял уточненку за 2008 г.п. 4 ст. 89 НК РФ

СИТУАЦИЯ 2. Вы получили требование по «встречке» в тот момент, когда приостановлена ваша ВНП

Документы по встречной проверке в этом случае вам придется представить. Ведь в период приостановления налоговикам запрещается истребовать у вас документы исключительно в рамках вашей ВНПп. 9 ст. 89 НК РФ . А здесь получается, что инспекторы просят документы не для себя, а для своих коллег, проверяющих вашего контрагента. То есть в рамках этого требования проверяют не вас, а его. А соответственно, ограничение по истребованию документов на эту ситуацию не распространяется.

Способы отказать налоговикам в представлении документов есть, но их применение не всегда проходит безболезненно. Поэтому решите для себя, что вам удобнее: дать то, что просят инспекторы, или попробовать отстоять свою позицию. И напоследок хотим вам посоветовать: если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам (со ссылкой на НК) причину своего отказа.

В данной статье мы рассмотрим основные нюансы, которые возникают при проведении встречной налоговой проверки, а именно, узнаем, каким образом она осуществляется, в течение какого периода необходимо представить запрашиваемые для проверки документы, и какие именно документы чаще всего проверяют.

Любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, в соответствии с законодательством обязано своевременно платить налоги. За правильностью ведения таковой деятельности предприятий контроль осуществляют органы налоговой инспекции.

Если у налоговой инспекции возникают какие-либо вопросы, связанные с деятельностью организации, то они вправе назначить дополнительную проверку. Это встречная проверка.

Что необходимо знать о встречных проверках?

При проведении камеральной проверки у проводящих ее налоговых инспекторов могут возникнуть вопросы, которые связаны с деятельностью организации в отношении других лиц.

В этом случае налоговая инспекция может запросить дополнительные документы, которые помогут разъяснить ситуацию. Но эта встречная проверка может проводиться налоговыми службами только в ходе проведения выездной или камеральной проверки.

Основанием для проведения встречной проверки выступает наличие определенного документа - требования в письменном виде (так называемого сопроводительного письма). Письменное требование составляется органами налоговой службы.

В каких случаях назначаются встречные проверки?

Проверка может быть назначена в следующих ситуациях:

  • У налоговой возникло подозрение, что организация ведет двойную документацию.
  • Налоговая обнаружила фиктивные документы, либо была выявлена недостоверность актов.
  • Обнаружено несовпадение квартала в отчетности.
  • У налоговой возникло подозрение, что предприятием скрываются некоторые доходы. Они не отображаются в отчетности полностью и, соответственно, не в полной мере производится оплата налогов.
  • Налоговая обнаружила, что отсутствует договор с контрагентом или партнером, либо выявлено, что данный договор ведется неправильно.

Но каким же образом проводится встречная проверка? Это, своего рода, внеплановая проверка. Сотрудник, который проверяет организацию и сама организация, как налоговый агент, могут состоять на учете в различных службах. То есть НК РФ не регламентирует тот факт, что встречную проверку должна осуществлять какая-то конкретная налоговая служба.

Налоговый агент должен учитывать следующие важные нюансы:

  • Встречная проверка осуществляется таким методом, что позволяет узнать информацию от одного налогоплательщика о другом.
  • Встречная проверка не может осуществляться в отдельности от проверки камеральной.
  • Предметом проверки является информация, а также документация, которая отражает финансовые и хозяйственные отношения нескольких различных лиц.
  • Налоговые службы не имеют права запрашивать документы на проверку в отсутствие предварительного письменного запроса.

Основные понятия

  1. Налоговая проверка - действие, которое носит процессуальный характер. Данная проверка должна осуществляться налоговой инспекцией. Основной целью проверки является выявление возможных правонарушений. В ходе проведения данной проверки производится сверка данных налогового контроля и данных, которые отражаются отчетными декларациями.
  2. Декларация - Правовой акт, формулирующий основные принципы, а также цели двух сторон.
  3. Встречная проверка - это проверка, проводимая органами ФНС. Целью выступает изучение финансово-хозяйственной деятельности контрагентов организации.
  4. Документ - разного рода носитель информации, который имеет реквизиты. Документ фиксирует всю основную информацию, которая отражает деятельность.
  5. Контрагент - сторона, с которой был заключен договор. Контрагентом может выступать как физическое, так и юридическое лицо, на которое возлагается выполнение разного рода обязательств.

Цель, которую преследует встречная проверка


Если сравнивать встречную проверку с камеральной, то первая, в отличие от второй, не имеет налогового характера. Встречная проверка - это, по сути, предоставление организациями информации друг о друге.

Выделяют следующие основные цели проведения такой проверки:

  1. Удостоверить фактическое существование определенного контрагента, а также подтвердить, что налогоплательщик осуществляет операции, вмененные ему законом.
  2. Произвести сверку информации о показателях финансовой и хозяйственной деятельности, которая осуществляется налогоплательщиком и его контрагентами.
  3. Произвести проверку документов.
  4. Удостоверить факт законности ведения и использования разных типов документации.

Таким образом, основная цель проведения встречной проверки - выявить подробности совершенной финансовой или хозяйственной операции, а также получить необходимую информацию о выручке после совершения данной операции.

Такого рода проверка может быть проведена инспектором Федеральной налоговой службы в том случае, если он считает, что налоговый агент использует субъекты сделки неправомерно, а также скрывает реальный доход от совершения данной сделки.

Нормативная база


В процессе осуществления деятельности налоговыми службами по части организации контроля за налоговыми агентами первые должны руководствоваться рядом документов, составляющих нормативную базу для проведения проверок. В первую очередь, это Конституция РФ, а также НК РФ и различные акты нормативного характера.

К примеру, право налогового органа на назначение встречной внеплановой проверки регламентируется статьей №87 НК РФ.

Как мы уже отметили ранее, встречная проверка не может быть назначена вне проведения камеральной проверки. То есть она не носит самостоятельный характер. Причем непосредственно НК РФ и Конституция не устанавливают такую проверку, а значит, она является проверкой независимого типа. И это, скорее, право налогового органа, нежели его обязанность. Из данного правила есть исключения:

  • В соответствии с приказом ФНС №БГ-3-03/461, встречная проверка не может быть назначена налоговой службой по истечении 10 дней.
  • Право на требование документов от налогового агента устанавливается в соответствии со статьей №93.1.
  • В соответствии со статьей №129.1, за непредоставление документов по встречной проверке на налогового агента может быть наложен штраф, сумма которого составляет около 200 рублей за каждый непредставленный документ. С учетом того, что пакет документов, которые запрашиваются, довольно обширен, то штраф может составить сумму до 100 тысяч рублей и более.

Каким образом проводится встречная проверка налоговыми органами?


По сути, встречная проверка представляет собой дополнительный налоговый контроль. Как правило, такая проверка может быть начата сразу же после проведения проверки камеральной. Что интересно, налоговый агент может быть даже не в курсе, что в отношении него начата подобная проверка.

Документы, которые могут быть запрошены при проведении встречной проверки

Не существует строго регламентированного перечня документов, которые налоговая служба может запросить. Но, как правило, это пакет документов, который характеризует хозяйственную деятельность организации с ее контрагентами. К таким документам можно отнести разного рода акты, договоры, а так же накладные, отвечающие требованиям по встречной проверке.

Налоговый агент по запросу от НС должен представить необходимые документы не позднее, чем в течение 5 дней с момента запроса. Причем к предъявлению не обязательны оригиналы документов, можно обойтись и копиями. К пакету документов нужно добавить сопроводительное письмо той налоговой инспекции, которой проводило проверку.

В том случае если налоговый агент не может представить запрошенные документы в течение установленного срока, то он имеет право подать ходатайство с просьбой увеличить данный срок. В ходатайстве необходимо указать дату, к которой весь пакет документов будет предоставлен.

Встречная проверка контрагента не проверяется, для нее требуются только документы. Но для начала органы НС обязаны направить в адрес налогового агента сопроводительное письмо, причем только в письменном виде. Данное письмо должно быть направлено в налоговую инспекцию, на учете в которой состоит организация или физическое лицо. Обязательной к указанию в письме является причина данной проверки.

После получения письма, в течение 5 дней, ИНС направляет в адрес контрагента требование о предъявлении нужных документов. Документы могут запрашиваться самые разнообразные, как правило, это - счета, отражающие информацию об уплате налогов, документы на транспортировку товаров, договора с транспортной компанией. Ответ на запрос необходимо предоставить в срок 5 дней.

В том случае если налоговый агент не отвечает на запрос, на него может быть наложен штраф. Для того чтобы соблюсти законность и правомерность при запросе документов, нужно следовать таким требованиям, как:

  1. Запрос необходимо вручить представителю организации, причем лично.
  2. В том случае если запрос был выслан посредством почты, то контрагент должен быть уведомлен о его получении.
  3. Запрос может быть сделан только тем органом налоговой инспекции, на учете у которого находится данная организация.
  4. Уведомление должно содержать в себе причину проведения встречной проверки, а также полный перечень документов, необходимых к представлению.
  5. Абсолютно все требования и данные должны быть сформулированы предельно четко.

Перед тем как отправить документы на проверку, налоговый агент должен убедиться в том, что требования НС законны и правомерны. Необходимо обратить внимание на такие нюансы:

  • НС может запросить документы только в том случае, если имеется справка о проведении встречной проверки.
  • Обязательно должна быть указана причина запроса документов.
  • Требование должно содержать в себе полную информацию о реквизитах документов, которые запрашиваются.
  • Декларации предприятия органами НС запрошены быть не могут.

Как правило, документы о встречной проверке могут быть запрошены в двух основных случаях: производится заключение сделки на особо крупную сумму, НС имеет основания полагать, что договор с контрагентом фиктивен.

В течение каких сроков проводится встречная проверка?

Встречная проверка может затянуться на срок до месяца, но не более. Если инспектор считает нужным продлить проверку, то это должно быть закреплено соответствующим приказом. Причем на время проверки налогоплательщик имеет полное право не прекращать свою деятельность, а налоговые органы не имеют права требовать этого.

Составление пояснительной записки для представления в налоговую

Зачастую налогоплательщик должен приложить пояснительную записку для органов НС. Рассмотрим, как правильно ее составить.

В первую очередь, такая записка должна содержать все данные о представляемых и подлежащих проверке документах, и содержание ее зависит непосредственно от того типа документа, к которому она прикладывается.

Пояснительная записка должна быть составлена на листе формата А4, в том случае, если в ней несколько страниц, то они должны быть переплетены и оформлены в прозрачную обложку. Страницы пояснительной записки нумеруются, начиная с титульной страницы. Записка должна быть составлена с использованием официально-делового стиля написания.

К обязательным сведениям, которые должны содержаться в записке, относятся:

  • Наименование подразделения инспекции НС, в которое адресована записка.
  • Код идентификации юридического лица.
  • Реквизиты требования, которое является причиной составления данной записки.
  • Реквизиты того документа, к которому составляется записка.
  • Данные обо всех расходах и доходах предприятия.
  • Суммы всех понесенных затрат или убытков.
  • Данные об имеющихся расхождениях между бухгалтерским и налоговым учетами. Если таковые имеют место.

Завершающий этап проведения встречной проверки

По окончании проведения встречной налоговой проверки уполномоченное лицо должно составить акт, который содержит в себе все подробности проведенной проверки, а так же ее результаты. Данный акт будет являться прямым доказательством в случае, если в ходе проверки будут обнаружены правонарушения. Причем отражена должна быть информация по каждому выявленному правонарушению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что встречная проверка не является обязательной, и основание для проведения такого рода проверки - обнаружение разного рода неточностей, которые возникают в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Налогового агента могут и не предупредить о начале встречной проверки, но в том случае, если будут выявлены какие-либо нарушения, то ответственность за них возлагается именно на него.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПРОВЕРКИ: ВЫЕЗДНЫЕ, КАМЕРАЛЬНЫЕ, ВСТРЕЧНЫЕ

М. МАРКОВА
Мария Маркова, советник налоговой службы II ранга.
В соответствии с положениями ст. 31 НК РФ одним из полномочий налоговых органов является проведение налоговых проверок.
Налоговая проверка - это форма осуществления налогового контроля, позволяющая наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.
Порядок проведения проверок регламентирован главой 14 НК РФ.
Статья 87 НК РФ устанавливает, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее - налогоплательщики), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Согласно п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" от 28 февраля 2001 г. N 5 указанная норма имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.
КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Порядок проведения камеральных налоговых проверок установлен ст. 88 НК РФ.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Для проведения камеральной налоговой проверки какого-либо специального решения руководителя налогового органа не требуется. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение трех месяцев со дня представления в налоговый орган налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Сроки представления декларации, а также перечень представляемых документов определяются в отношении каждого налога.
Основное содержание камеральной проверки - анализ налоговой отчетности, установление логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика, оценка достоверности представленных сведений.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.
В случае если во время проведения камеральной налоговой проверки выявляются ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено.
На выявленные по результатам камеральной проверки суммы доплат по налогам налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Порядок проведения выездных налоговых проверок предусмотрен ст. 89 НК РФ. Выездные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика.
В отличие от камеральной, для выездной налоговой проверки требуется решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое оформляется в соответствии с требованиями, установленными Приказом МНС России "Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок" от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318 (в ред. от 7 февраля 2000 г.).
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента может проводиться по одному или нескольким налогам.
Статья 87 НК РФ устанавливает, что запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением правил ст. 87 НК РФ (о периоде, который может быть охвачен проверкой, о круге лиц, в отношении которых проводится выездная налоговая проверка).
В случае выявления в ходе проведения повторной выездной налоговой проверки фактов налогового правонарушения налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Случаи, требующие увеличения продолжительности выездной налоговой проверки, устанавливаются вышестоящим налоговым органом самостоятельно на основании имеющейся у него информации.
Основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:
- проведение проверок крупных налогоплательщиков - организаций;
- необходимость проведения встречных проверок и (или) направления запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте);
- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
- иные исключительные обстоятельства.
Следует отметить, что НК РФ не возлагает на налоговые органы обязанности по доказыванию налогоплательщику необходимости увеличения продолжительности проведения выездной налоговой проверки.
Кроме того, по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка может быть приостановлена (в акте налоговой проверки приводится дата и номер такого решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена).
При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на 1 месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
Выездные налоговые проверки филиалов и представительств могут проводиться налоговым органом как в рамках проверки самого налогоплательщика, так и независимо от него.
Следует отметить, что срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование о представлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Оно подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен в ст. 6.1 НК РФ.
Согласно указанной статье сроки, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой или истечением периода времени. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с положениями абз. 9 ст. 6.1 НК РФ течение срока, исчисляемого днями, начинается со дня, следующего за днем, с которым связывается начало этого срока. При этом не принимается во внимание, являются ли включаемые в срок дни рабочими или нерабочими.
Вместе с тем если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в пятидневный срок влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, - штраф 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Если налогоплательщик отказывается выдать документы добровольно, то проводится выемка документов. Выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, утверждаемого руководителем налогового органа.
По общему правилу изымаются копии документов.
Согласно положениям ст. 94 НК РФ в случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы. При этом налоговые органы изготавливают с них копии и передают лицу, у которого они изымаются.
Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в акте выемки или прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов.
ВСТРЕЧНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Статьей 87 НК РФ определено, что, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
Встречная проверка состоит в истребовании документов о деятельности проверяемого налогоплательщика, имеющихся у других лиц, с последующим сопоставлением их данных с данными, отраженными в документах самого проверяемого налогоплательщика, с целью оценки достоверности данных.
В связи с этим налоговые органы вправе истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика и иных лиц документы о деятельности проверяемого налогоплательщика, имеющие отношение к предмету соответствующей налоговой проверки.
Следует учитывать, что в рамках встречной проверки истребование документов, относящихся исключительно к деятельности организации-контрагента или к деятельности организации-контрагента, связанной с иными лицами, не допускается.
В случае непредставления налоговому органу сведений о налогоплательщике в ходе встречной проверки, выразившегося в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, к лицам, совершившим данное правонарушение, налоговым органом может быть применена ответственность, установленная п. 2 ст. 126 НК РФ (взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.).
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества, производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов, привлекать экспертов, специалистов, истребовать необходимые для проверки документы, изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной работе, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее определенной формы проведения.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт выездной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 100 НК РФ и Инструкцией МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60.
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений со ссылками на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
В случае если проверкой не выявлены факты нарушений законодательства о налогах и сборах, в акте делаются соответствующие записи. Решение по таким актам не принимается.
В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт проверки подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими налоговую проверку, и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. После этого акт проверки вручается налогоплательщику либо его представителю.
Если налогоплательщик уклоняется от подписания акта и его получения, то в акте делается соответствующая запись и акт проверки направляется по почте заказным письмом. Датой получения акта проверки в данном случае считается шестой день начиная с даты его отправки.
Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась и правонарушений не обнаружено.
Поэтому при отсутствии акта выездной налоговой проверки решение (постановление) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и требование об уплате недоимки, пени и штрафов должны рассматриваться как вынесенные без наличия законных оснований.
Пункт 5 ст. 100 НК РФ предусматривает, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом он вправе приложить к письменным объяснениям (возражениям) и в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
По истечении указанного срока акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. На эту процедуру отводится 14 дней.
Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В указанном решении излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные правонарушения с указанием статей НК РФ.
На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. В соответствии с положениями ст. 70 НК РФ указанное требование направляется налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения решения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно пункту 3.4 Инструкции МНС России "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" такое решение выносится только при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.
Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля должно содержать изложение обстоятельств, вызывающих такую необходимость, а также перечень конкретных дополнительных мероприятий.
В этих рамках допускается проверка представленных документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, назначение экспертизы, получение от налогоплательщика и свидетелей пояснений (показаний) по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля.
Согласно положениям ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ПРИКАЗ МНС РФ от 08.10.1999 N АП-3-16/318
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК"
ПРИКАЗ МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
НАЛОГАМ И СБОРАМ ОТ 10.04.2000 N 60 "О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ АКТА
ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ И ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИЯХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ"
(вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 10.04.2000 N 60)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9
от 11.06.1999
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ
ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Бизнес-адвокат, N 22, 2003

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся проведения встречной проверки налогового типа. Как она осуществляется, в какой период и какие нужны документы – далее.

Каждое физическое лицо обязано выплачивать налоги. За правильностью ведения деятельности организаций следят налоговые инспекции.

Если у них возникают вопросы, то они вправе назначить дополнительную проверку. Встречная проверка – одна из них. Что делать в таком случае?

Что нужно знать

В ходе камеральной проверки у инспекторов могут возникнуть вопросы, связанные с деятельностью предприятий по отношению к другим лицам.

Налоговая запрашивает документы, которые ей необходимы для разъяснения ситуации. Встречная проверка налоговыми службами проводится только в рамках или .

Основанием для нее является наличие документа – письменного требования (сопроводительного письма), которое составляется налоговым органом.

Ситуации, когда может быть назначена проверка:

  • имеются подозрения на ведение двойной документации;
  • фиктивные документы или недостоверность фактов;
  • не совпадает квартал в отчетности;
  • предположения о том, что налогоплательщик скрывает реальные доходы и не отображает их в отчетности в полной мере.

Также поводом для начала встречной проверки может служить отсутствие между партнерами или неправильное его ведение.

Каким же образом проводится? Проверяющий сотрудник и его агент могут состоять на учете в разных службах.

Налоговый Кодекс Российской Федерации не устанавливает, какая именно налоговая служба должна проводить встречную проверку.

Налогоплательщик должен знать такие моменты:

  • встречная проверка проводится таким образом, чтобы узнать от одного налогоплательщика информацию о другом;
  • без камеральной проверки встречная не может осуществляться;
  • предмет – информация, документация о финансово-хозяйственных отношениях нескольких лиц;
  • без письменного запроса налоговые службы не могут требовать документы.

Основные понятия

Налоговая проверка Действие процессуального характера, осуществляемое органами налоговой инспекции с целью выявления правонарушений. В ходе проверки сверяются данные налогового контроля с данными в отчетных декларациях
Декларация Акт правового характера, который формулирует принципы и цели двух сторон
Встречная налоговая проверка Это проверка, которую проводят органы налоговой инспекции с целью изучения деятельности контрагентов
Документ Носитель материала, имеющий реквизиты. В нем фиксируется вся информация о деятельности
Контрагент Одна из сторон заключаемого договора. Это физическое или юридическое лицо, которое должно выполнить определенные обязанности

Преследуемая цель

В отличие от камеральной, встречная проверка не относится к налоговым. Ее сущность – предоставить компаниям информацию друг о друге.

Цели проведения следующие:

  1. Подтвердить существование контрагентов и осуществление операций налогоплательщиком.
  2. Сверить информацию и данные финансово-хозяйственных операций, которые осуществляют контрагенты и плательщик налогов.
  3. Проверить подлинность документов.
  4. Подтвердить законность использования и ведения документации.

Основной целью встречной проверки является выявление подробностей совершенной сделки, полученной от нее выручки.

Как осуществляются встречные проверки налоговых органов

Встречная проверка является налоговым контролем. Обычно она начинается после окончания камеральной проверки. Налогоплательщик может и не подозревать, что в его отношении проводится данный тип проверки.

Запрашиваемые документы

Четко установленного перечня документов для проверки нет. Как правило, это документы, которые отображают деятельность предприятий с партнерами – , и прочее.

Налогоплательщик обязан предоставить документы в течение 5 дней. Оригиналы не нужны, копий будет достаточно. К ним необходимо приложить сопроводительное письмо налоговой инспекции, проводившей проверку.

Если ответчик не успевает подготовить все документы, то он может запросить в налоговой инспекции ходатайство по увеличению срока. Также необходимо указать точную дату, когда все документы будут готовы.

Во время встречной проверки деятельность контрагента не проверяется, а требуются лишь документы. Сначала органы налоговой службы должны отправить сопроводительное письмо, составленное в письменном виде.

Направляется оно в инспекцию по месту учета предприятия или физического лица. Обязательно должна указываться причина проверки.

После этого в продолжение 5 дней (рабочих) инспекция налоговой службы отправляет контрагенту требование предъявить необходимые документы. Документы могут запрашивать разные.

В основном, это счета по уплате налогов, документы о транспортировке груза, самое главное – . Ответ налоговой нужно предоставить в течение 5 дней.

В случае невыполнения – штраф. Чтобы запрос на предоставление документов был законным, необходимо придерживаться требований:

  1. Он должен быть вручен представителю предприятия лично в руки.
  2. Если запрос высылается почтой, то необходимо уведомление контрагента о его получении.
  3. Запрос должен делать тот налоговый орган, на территории которого находится организация.
  4. В уведомлении указать причину проверки и запрашиваемые документы.
  5. Все данные и требования должны быть расписаны четко и ясно.

Перед тем как отправлять документы, проверьте, что требования налоговой инспекции законны. Обратите внимание на следующее:

  • документы могут запрашивать только при наличии ;
  • указание причины запроса обязательно;
  • в требовании должны быть указаны реквизиты документов, которые необходимо предъявить;
  • налоговая инспекция не имеет права запрашивать декларации организации.

Обычно документы могут потребовать в нескольких случаях:

  • при заключении сделок на крупные суммы;
  • имеются подозрения, что договор фиктивный.

Налоговый агент имеет доступ к любым документам, он даже может запросить в банке контрагентов. Поэтому избежать ответственности невозможно.

В какие сроки проводится

Проверка органами налоговой службы не может длиться более месяца. Уполномоченное лицо вправе продлить срок, но в этом случае необходимо оформить .

В ходе проверки деятельность налогоплательщика можно не прекращать, и налоговое лицо не имеет права запрещать делать это. Сроки зависят от объема предстоящей работы.

Формирование пояснительной записки для налоговой

Налогоплательщиков иногда обязывают составлять пояснительную записку для налоговой инспекции. Но не все знают, как же ее писать.

Пояснительная записка должна составляться в письменном виде, на формате А4. Если она содержит несколько страниц, то их нужно переплетать прозрачной обложкой.

Все страницы пронумеровать, начиная с титульной. Некоторые данные обязательны к написанию, некоторые пишутся произвольно.

Во время написания должен соблюдать официально – деловой стиль, ведь записка будет адресована в налоговую службу.

Обязательные сведения, которые нужно отобразить в пояснительной записке:

  • название подразделения службы налоговой инспекции, к которой адресуется записка;
  • идентификационный код юридического лица;
  • реквизиты того требования, которое послужило причиной написания пояснительной записки;
  • реквизиты документа, на основании которого предоставляются разъяснения;
  • данные о расходах и доходах организации;
  • все затраты или понесенные убытки;
  • если имеются, данные о расхождении сведений в бухгалтерском и налоговом учетах.

Как подшивать документацию

Документы для налоговой должны выглядеть презентабельно. Сделать это можно в типографии, а можно и самостоятельно. Для сшивки понадобятся нитки и иголка, клей.

Сначала нужно сложить документы в правильном порядке, обязательно пронумеровать их. Слева дыроколом сделать отверстия для ниток. Для прошивки лучше использовать банковский шпагат.

Если ее нет, то другую прочную нить. Начинать прошивать нужно с тыльной части документов, лучше несколько раз. Затем нитку необходимо завязать на узел.

После этих действий нужно взять лист – наклейку и наклеить его сверху узелка. На этом листе нужно указать данные лица, которое заверяло документы.

Видео: камеральные налоговые проверки

Лучше сразу уточнить в налоговой службе, как им требуется сшивать документы. Одни просят сшивать каждый лист отдельно, другие – все вместе.

После завершения сшивания необходимо составить опись, которую вставить в начало дела. Нумеруется она отдельно. В описи нужно указать количество документов, их названия.

Обложка обязательна. На документах, которые предназначены налоговой, можно делать не больше трех проколов. Они должны быть ровными и располагаться ровно друг под другом.

Завершающий этап

После окончания встречной проверки лицо, производившее ее, составляет акт. В нем указываются подробности проверки, результаты.

Завершающий этап проверки должен содержать информацию о каждом выявленном нарушении и суммы, на которую они выявлены.

Таким образом, встречная проверка не является обязанностью. Проводится она с целью обнаружить неточности в деятельности организаций.

О начале встречной проверки налогоплательщика не уведомляют. В случае обнаружения правонарушений возлагается ответственность.

Во время встречной проверки контрагент и его деятельность не проверяются. У него лишь истребуют документы. Предоставить их необходимо лично или через посредника.

Если предприятие сотрудничает с контрагентами, то встречной проверки избежать не удастся. Отказ инспекторам предъявить документы или отчетность грозит штрафом до 500 рублей.