Виды экономических систем: традиционная, плановая, рыночная, смешанная. Методы и принципы принятия решений в экономике
1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.
1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.
1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.
1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.
1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.
1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.
1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.
1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.
1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.
1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.
1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.
1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.
1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.
1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.
1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.
2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.
2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.
2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.
2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.
2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.
2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.
2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.
2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.
3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто
2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.
2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.
2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.
2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.
2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.
3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто
3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто
3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто
3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто
3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.
3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.
3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.
3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.
3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.
3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.
3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.
3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.
3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.
3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.
2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.
2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.
>> Экономические сиситемы. Экономика переходного периода. Рыночная экономика
Экономические системы. Экономика переходного периода. Рыночная экономика
Если у экономик всех стран столько общего, почему же они такие разные? Ответ прост: различные экономики сталкиваются с одними и теми же проблемами, но по- разному подходят к способу их решения.
Существуют самые разнообразные определения экономической системы. Вот некоторые из них:
«Экономическая система - совокупность механизмов и институтов для выбора способов использования ресурсов для удовлетворения потребностей общества, принятия решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической теории».
П. Грегори, Р. Стюарт.
«Экономическая система включает все те институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение или результаты».
Ф. Прайар. Для нас сейчас удобнее будет использовать следующее определение:
Экономическая система - это совокупность общественных институтов и механизмов для выбора способов использования ограниченных ресурсов в производстве благ, имеющих целью удовлетворение потребностей общества.
По способу принятия экономических решений можно выделить три основных типа экономических систем.
1. Традиционная экономика - люди, в общем, повторяют экономические решения, которые уже неоднократно принимались ими или предшествующими поколениями. Эти решения основываются не на соображениях эффективности, а на их соответствии принятым традициям.
2. Командная экономика - основана на централизованных методах принятия решений и господстве государственной собственности.
3. Рыночная экономика - основана на децентрализованных методах принятия решений и частной собственности.
Любая реальная экономическая система содержит элемент всех трех типов, а значит, является смешанной. Например, в любой экономике государство устанавливает и собирает налоги, то есть мы наблюдаем элемент централизованного принятия решений в децентрализованной экономической системе. Или то, что в экономике командного типа - в Советском Союзе - 1-е января не являлся рабочим днем, то есть государство соглашалось с традицией празднования Нового Года. Но чаще всего в экономике можно выявить доминирующий тип принятия решения и назвать соответствующую экономическую систему.
Экономика России сейчас являет собой пример еще одного типа экономик - переходная экономика. Так характеризуются экономические системы, поставившие цель поломать сложившийся тип принятия экономических решений и построить иные экономические отношения. Исходя из определения экономических систем, это означает создание новой законодательной базы, ломку старых традиций, организаций, экономических отношений, правил поведения и ценностей в обществе и создание новых взамен. Это весьма сложная задача, откуда, во-первых, ясно - процесс перехода - не год, и не два, а десятилетия. Во-вторых, трудно проследить закономерности перехода, по крайней мере, сейчас, - когда прошло так немного времени с его начала.
Правомерно ли тогда говорить о необходимости изучения экономической теории, если эта теория не позволяет смоделировать переходные процессы? Да, и вот какие доводы можно привести в пользу этого:
Мы уже говорили об общих чертах всех экономик. В России, как и в любой другой стране, существуют домашние хозяйства, предприятия, государство и т. д. В нашей стране протекают сходные процессы: мы производим, обмениваем, потребляем. Значит, можно попытаться описать экономику России с общих позиций;
Вроде бы ясно, к чему мы стремимся перейти. Пытаемся создать рыночную систему экономических отношений. Поэтому так важно уделить особое внимание изучению рыночной экономики.
Многие экономисты утверждают, что рыночная экономика благоприятствует эффективности распределения ресурсов , стабильности производства и экономическому росту. Как это происходит? Отдельные лица и предприятия участвуют на рынке, принимая решения относительно объемов и условий купли-продажи на основе личных интересов. Эти решения отражаются в спросе и предложении. Рынок «складывает» миллионы таких решений о спросе и предложении и вырабатывает систему рыночных цен, отражающих предпочтения участников экономических отношений. Рыночные цены и их изменения являются сигналами производителям, что производить, чего хотят покупатели. Они же - цены - выступают в роли средства распределения ресурсов, т.к. ресурсы распределяются в соответствии с тем, что покупатели хотят и могут купить.
Таким образом, рыночную экономику можно определить как систему децентрализованного принятия решений, основанную на использовании рыночных цен для координации экономической деятельности.
В основе рыночной экономики лежит специализированная деятельность частных собственников. Иначе говоря, основная масса товаров и услуг производится специализированными частными фирмами, которые, в свою очередь, покупают производственные ресурсы у частных лиц - владельцев ресурсов, а им продают готовые товары. Это позволяет представить схему функционирования рыночной экономики следующим образом:
где: а........ поток ресурсов
б........ плата за ресурсы (деньги)
в........поток товаров и услуг
г........оплата за товары и услуги (деньги)
Основы экономики, Учебное пособие для школьников (выпуск 2), Е.Г.Лиманова, Л.П.Буфетова
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиЭкономическая система – это форма организации хозяйственной жизни общества.
Элементы экономической системы:
Социально-экономические отношения. Они основываются на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы.
Организационные формы хозяйственной деятельности (натуральное хозяйство, товарное хозяйство и т.д.).
Хозяйственный механизм – это способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники хозяйственной жизни.
Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.
В любой экономической системе экономика решает 3 главных вопроса:
Что производить? (То есть, какие товары и услуги, в каком количестве, к какому сроку).
Как производить? (Какие ресурсы использовать, на каких предприятиях, с помощью, какой технологии и т.д.).
Для кого производить? (То есть целевая группа потребителей).
Вопрос 4. Основные типы экономических систем и их характерные черты.
Экономические системы различаются по:
Способу решения главных экономических вопросов.
По типу собственности на важнейшие виды ресурсов.
С точки зрения этих критериев различают следующие типы экономических систем:
Традиционная система.
Данные экономические системы существовали в основном в начальные периоды истории человечества. Главные экономические вопросы решались на основе инстинкта. Сейчас данные системы встречаются гораздо реже (в наиболее отдаленных районах мира, в экономически слабо развитых странах).
Традиции, обычаи, наследственность, сословность, ритуалы определяют что, как и для кого производить. Следовательно, данная экономическая система базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. Мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. Активна роль государства – оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. Преобладает натурально-общинная форма хозяйствования.
Административно-командная система.
В этой системе главную роль играет государство. Именно оно решает вопросы что, как и для кого производить с помощью централизованного планирования и управления.
Характерные черты:
Общественная собственность на все экономические ресурсы, монополизация экономики.
Координация экономической деятельности осуществляется на основе иерархии, то есть административного способа подчинения вышестоящему органу.
Руководство экономикой осуществляется из единого центра с помощью приказов, прямых команд.
Из центра дается указание: что, как и для кого производить, куда поставлять продукцию, в каком количестве, по какой цене. Следовательно, центр должен заранее знать и определять все потребности, все ресурсы. На этой основе составляется директивный план развития экономики на определенный период времени. До каждого работника доводятся конкретные задания, и жёстко контролируется их выполнение.
Гигантские монополии не заботятся о внедрении новинок техники и технологии.
Значительная часть ресурсов направляется на развитие ВПК.
Примеры стран: СССР, страны Восточной Европы.
Практика показала, что такая система может быть эффективна в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах (война). Однако, в длительной перспективе, в нормальной социально-политической и экономической обстановке она не может быть эффективной. Последствия: утрата моральных и материальных стимулов к труду, утрата у человека чувства хозяина, уравнительность в оплате, следовательно, спад производства. Экономика становится неэффективной.
Рыночная система.
Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и производителей, баланс спроса и предложения.
Вопрос «что производить?» решает потребитель.
Вопрос «как производить?» решается производителем. Под давлением конкуренции производители стараются внедрить новшества, чтобы не разориться, чтобы снизить свои затраты.
Вопрос «для кого производить?» - в рыночной системе, для тех, у кого есть деньги.
Таким образом, в рыночной системе основное средство координации экономической деятельности – это товарно-денежные отношения и конкуренция. Преобладающей является частная собственность. Это очень жёсткая система. За ошибки приходится платить «рублем», так как просчеты ведут к убыткам, разорению, банкротствам. Эта система основывается на принципе экономической целесообразности, то есть на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. В условиях конкуренции каждый предприниматель старается произвести более качественный товар, а значит, стремится внедрить новую технику и технологии. Все это способствует НТП.
Однако, это не идеальная система и в ней много недостатков. В результате конкуренции разоряются одни и обогащаются другие, следовательно, растет имущественное расслоение общества. Социальные гарантии минимальны, так как государство играет малую роль, являясь лишь арбитром, который следит за исполнением законов. Таким образом, высокая эффективность сочетается с нарушением принципов равенства и социальной справедливости.
Смешанная система.
Следует иметь ввиду, что в реальной жизни рыночной экономики в чистом виде нет. Она существует только в теории. В реальной жизни современные экономические системы большинства развитых стран носят смешанный характер.
Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор играют важную роль в ответах на вопросы: Что? Как? Для кого производить?
В ней получают довольно широкое распространение плановые методы: планы развития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, конкретное государственное вмешательство. Планы разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественным потребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний также на основе анализа перспективных отраслей.
Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многим направлениям, (в т.ч. финансирование новых, малоприбыльных отраслей, переподготовка кадров, развитие медицины, социальная защита), оказывая влияние на экономику, которое резко возрастает в периоды кризисов.
Однако, главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм.
Модели организации хозяйства:
Американская модель – это либеральная рыночно - капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно - конкурентного механизма, а также высокий уровень социальной дифференциации.
Германская модель – модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала.
Шведская модель – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов.
Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением внутрифирменного начала.
в стране А. государство плановыми методами определяет какие товары, услуги должны быть произведены, какими способами кто и сколько будет их получать.какой тип экономической системы существует а стране А.? 1. смешанная 2. рыночная 3. централизованная 4. традиционная
Спасибо!
1. В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле?1)Акционерное общество провело ежегодное собрание акционеров.
2)Общество книголюбов организовало благотворительный аукцион.
3)Общество объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества.
4)Городское общество протестует против строительства скоростной
магистрали.
2. Вера узнала, что Надежда рассказала одноклассникам её секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать
с Надеждой. Какой способ поведения в межличностном конфликте
иллюстрирует этот пример?
1)посредничество
2)уход
3)арбитраж
4)сотрудничество
3.В ходе специальной акции были собраны средства для детского дома.
Взаимосвязь каких сфер общественной жизни, прежде всего, иллюстрирует
этот факт?
1)социальной и экономической
2)политической и духовной
3)экономической и политической
4)духовной и экономической
4.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. Глобальные проблемы являются последствием хозяйственной
деятельности человечества.
Б. Для решения глобальных проблем необходимы совместные усилия всего
человечества.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
5.Целенаправленную деятельность человека по получению новых знаний и
умений называют
1)искусством
2)образованием
3)творчеством
4)моралью
6.Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм предполагает любовь и уважение к историческим традициям
своей страны.
Б. Патриотизм предполагает хорошее знание отечественной истории и
культуры.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
7.К факторам (ресурсам) производства относится(-ятся)
1)прибыль
2)потребности
3)труд
4)налоги
8.Определённая сумма денег, которую граждане и предприятия должны
уплатить государству, называется
1)налог
2)процент
3)издержки
4)дивиденды
9.В период предновогодних распродаж в разных городах мира потребители
активно приобретают одежду и обувь по сниженным ценам. Покупатели
нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются
в длинные очереди. Какое экономическое явление проявляется в данном
факте?
1)кооперация
2)инфляция
3)предложение
4)спрос
10.Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги являются мерой стоимости производимых товаров и услуг.
Б. В современном мире единственной формой платежа является
использование наличных денег.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
11.Ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и
типичное для данной общественной группы, называют
1)социальным статусом
2)социальной мобильностью
3)социальным престижем
4)социальной ролью
12.В семье С. есть хорошая традиция: каждое воскресенье родители со своими
детьми посещают музей или театр. Какую роль семьи иллюстрирует этот
пример?
1)совместное ведение домашнего хозяйства
2)распределение домашних обязанностей
3)обеспечение материального достатка
4)духовное развитие детей
13.Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Каждый индивид может входить в несколько социальных групп.
Б. В больших социальных группах возможны личные контакты между всеми
членами.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
«Современная научно-техническая революция (НТР) характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, что выражается в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, сопровождается коренной перестройкой организации труда и производства. <...>
Начало современной научно-технической революции относится к 50-м гг. XX столетия. С этого времени научная деятельность становится неотъемлемой и важнейшей частью общественного производства. Наука обособляется в самостоятельную сферу со специфической материально-технической базой, высококвалифицированными работниками и особым видом конечной продукции и занимает ведущее место в производстве в качестве непосредственной производительной силы. <...>
Начало нового этапа НТР в развитии производительных сил характеризуется: особенностями динамики производительности труда; объёмами производства, использующего принципиально новые научные достижения; масштабами ресурсосбережения важнейших видов сырья, материалов, энергии; переходом большинства отраслей хозяйства к трудосберегающему типу экономического развития; увеличением темпов роста финансирования и экономической результативности научных исследований и опытно-конструкторских разработок. <...>
НТР решительно меняет положение человека... в системе производства: он выводится за пределы процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролёра. Ранее человек передавал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), а затем и двигательную, энергетическую; теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение видов труда, связанных с выполнением контрольно-управляющих... функций всё более высокого уровня, с принятием ответственных решений». (Текст взят из книги: Обществознание: Пособие-репетитор / Под ред. О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- С. 426, 427, 431- и адаптирован.)
C1
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
К какому времени, согласно тексту, относится начало современной НТР? Почему? Найдите два объяснения в тексте.
C4
Используя содержание текста и обществоведческие знания, перечислите любые три направления современной НТР.
C5
Рассказывая на уроке об особенностях современной НТР, ученик отметил, что её развитие в XXI в. даёт возможность обеспечить технико-технологическую сторону решения глобальных проблем человечества. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
C6
Согласны ли вы с тем, что НТР характеризуется позитивными социальными последствиями, благодаря которым сформировалось всемогущество человека, его превосходство над природой? Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
членов семьи, а также следующие методы:
Внушение маленьким детям различных правил и требований с помощью колыбельных песен, забав, сказок, песен, наполненных родительской любовью;
Включение детей с самых ранних лет в хозяйственно-трудовую деятельность, общение со старшими и сверстниками;
Организация совета родителей и старших членов семьи при выборе детьми ответственных решений в жизни;
Поощрение детей с целью воспитания чувства собственного достоинства и таких моральных качеств, как доброта, трудолюбие, старательность, послушность, уважительность к старшим членам семьи и к другим людям;
Намёк (прямой или косвенный) - способ показа детям их недостатков и просчётов в поведении и деятельности в этичном и корректном тоне;
Упрёк - выражение родителями как словом, так и взглядом, жестами, мимикой неудовлетворённости поступками и поведением детей;
Испытание как способ проверки подготовленности детей к самостоятельной трудовой и семейной жизни, к выполнению моральных правил и норм жизни своего народа;
Благословение - комплекс родительских наставлений, поучений, предостережений, наказов и просьб к детям в самые ответственные периоды их жизнедеятельности (переход к самостоятельной трудовой деятельности, служба в армии, женитьба или замужество).
Охарактеризуйте эти методы с точки зрения их действенности, важности для дальнейшей жизни детей, гуманности. Какие из названных методов применяются в вашей семье?
1) Какую роль играют политические знания в политической деятельности? 2) К чему ведет использование неверной информации? 3) Как человек знающийпревращается в человека могущего? 4) Какое значение имеют верные представления о действительности для принятия властных решений? ПОЖАЛУЙСТА