Учебно-информационный сервер.

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

Автоматизированная информационная система (АИС) «НАЛОГ» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «НАЛОГ» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «НАЛОГ» можно сформулировать следующим образом:

1. Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

2. Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

3. Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

4. Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.

5. Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

6. Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

7. Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

8. Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

9. Сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

Одной из приоритетных задач налоговой полиции является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Структура АИСналоговой полиции, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС.


В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы, и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи.

Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой полиции относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы, как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей, как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами и т.д. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. В основе создания АИС «НАЛОГ» лежит концепция жизненного цикла программных систем.

На первом этапе осуществляются анализ предметной области и разработка постановки задачи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры налогового органа и разработки технического задания, для чего используются методы информационного анализа, исследования операций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационно-логических моделей системы налогообложения. Важнейшей частью создания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие:

· оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки,

· возможность функционирования в различных операционных средах,

· возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами,

· перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных технологиях и ряд других.

Программа подготовки

в АИС «Налог-3»

Учебный план


п/п

Наименование темы

Количество часов


Всего

по видам занятий

лекции

практ.
занятия


Основы архитектуры АИС «Налог – 3».

3

2

1



Основы работы в АИС «Налог-3»

5

1,5

3,5

Практические задания на компьютере

Бизнес-процессы функции регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их выполнение в АИС «Налог-3».

8

2

6

Практические задания на компьютере

Бизнес-процессы функции учета налогоплательщиков и их выполнение в АИС «Налог-3»".

12

2,5

9,5

Практические задания на компьютере

Формирование государственных реестров и статистической отчетности по направлениям деятельности в АИС «Налог-3».

3

1,5

1,5

Практические задания на компьютере

Итоговое тестирование.

1

-

1



ИТОГО

32

9,5

22,5*)

*) Объем практических занятий по выполнению конкретных функций налогового администрирования составляет более 70%.

Учебно-тематический план

Курс 1. Государственная регистрация и учет налогоплательщиков

в АИС «Налог-3»


п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации и контроля знаний


всего

по видам занятий

лекции

практ.
занятия




3

2

1



1.1.



1

1

-

1.2.

Особенности архитектуры АИС «Налог-3».

1

0,5

-

1.3.



1

0,5

1



5

1,5

3,5

Практические задания на компьютере.

2.1.



2,5

1

1,5

2.2.



2

0,5

1,5

2.3.

Мониторинг бизнес-процессов.

0,5

-

0,5



8

2

6

Практические задания на компьютере.



3

1

2



2,5

0,5

2



2,5

0,5

2



12

2,5

9,5

Практические задания на компьютере.

Учет российских организаций.

3

0,5

2,5

Учет иностранных организаций.

2

0,5

1,5

Учет физических лиц.

3

0,5

2,5

Практические задания на компьютере.

.

2

0,5

1,5



2

0,5

1,5



3

1,5

1,5

Практические задания на компьютере.



2

1

1



1

0,5

0,5

Итоговое тестирование.

1

-

1

Зачет в форме электронного тестирования

ИТОГО

32

9,5

22,5


Учебная программа

Курс 1. Государственная регистрация и учет налогоплательщиков

в АИС «Налог-3»

  1. Введение.

Учебная программа ориентирована на подготовку сотрудников отделов государственной регистрации и учета налогоплательщиков налоговых органов к работе с прикладными подсистемами автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы.

Целью курса является приобретение сотрудниками налоговых органов знаний, умений, навыков, позволяющих вести свою профессиональную деятельность в АИС «Налог – 3».

Программа курса предусматривает изучение слушателями особенностей построения и архитектуры, основ работы в системе и выполнения функций по государственной регистрации и учету налогоплательщиков в АИС «Налог–3».

Продолжительность учебной программы: 32 учебных часа.

Форма обучения: дистанционная - с отрывом от государственной гражданской службы.

  1. Перечень тем курса и виды занятий


п/п


Наименование тем

Виды занятий

Основы архитектуры АИС «Налог – 3».

1.1.

Функции ФНС России в концепции АИС «Налог–3», Бизнес-процессы ФНС России.

Лекция.

1.2.

Особенности архитектуры АИС «Налог-3»

Лекция,
практическое занятие.

1.3.

Централизованная система управления доступом. Типовые роли.

Лекция,
практическое занятие.

Основы работы в АИС «Налог-3»

2.1.

Интерфейс единого клиентского приложения.

Лекция,
практическое занятие.

2.2.

Обработка пользовательских заданий.

Лекция,
практическое занятие.

2.3.

Мониторинг бизнес-процессов.

Практическое занятие

Бизнес-процессы функции регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их выполнение в АИС «Налог-3».

Государственная регистрация ЮЛ.

Лекция,
практическое занятие.

Государственная регистрация ИП, КФХ.

Лекция,
практическое занятие.

Внесение записей и сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Лекция,
практическое занятие.

Бизнес-процессы функции учета налогоплательщиков и их выполнение в АИС "Налог – 3".

Учет российских организаций

Лекция,
практическое занятие.

Учет иностранных организаций

Лекция,
практическое занятие.

Учет физических лиц

Лекция,
практическое занятие.

Учет индивидуальных предпринимателей

Лекция,
практическое занятие.

Контроль представления сведений о счетах налогоплательщиков в банках.

Лекция,
практическое занятие.

Формирование государственных реестров и статистической отчетности по направлениям деятельности в АИС «Налог-3».

Работа с Аналитическим сегментом данных в АИС "Налог – 3".

Лекция,
практическое занятие

Формирование государственных реестров и статистической отчетности по направлениям деятельности.

Лекция,
практическое занятие

Итоговое тестирование.

Зачет в форме электронного тестирования
  1. Реферативное описание разделов

РАЗДЕЛ 1. Основы архитектуры АИС «Налог–3».


  • бизнес – процессы ФНС России, группы функций ФНС России и их характеристика;

  • принципы построения архитектуры: сегменты данных, подсистемы общего назначения; прикладные подсистемы; подготовка и перенос данных в АИС «Налог – 3» из ПК «Система ЭОД»;

  • Централизованная система управления доступом, понятие типовой роли.

РАЗДЕЛ 2. Основы работы в АИС «Налог-3».

В разделе изучаются следующие вопросы:


  • интерфейс Единого клиентского приложения: термины, понятия, определения; обработка пользовательских заданий;

  • мониторинг бизнес-процессов;
При изучении данного раздела слушатели выполняют на компьютере практические задания в форме лабораторных работ, представленные в форме программных интерактивных обучающих симуляций.

РАЗДЕЛ 3. Бизнес-процессы функции регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их выполнение в АИС «Налог-3»:

В разделе изучаются следующие вопросы:


  • государственной регистрации юридических лиц;

  • государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских фермерских хозяйств;

  • внесение записей и сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП по сообщениям различных источников;
При изучении данного раздела слушатели выполняют на компьютере практические задания в форме лабораторных работ, представленные в форме программных интерактивных обучающих симуляций.

РАЗДЕЛ 4. Бизнес-процессы функции у чета налогоплательщиков и их выполнение в АИС «Налог-3»:

В разделе изучаются следующие вопросы:


  • учет российских организаций;

  • учет иностранных организаций;

  • учет физических лиц;

  • учет индивидуальных предпринимателей;

  • контроль представления сведений о счетах налогоплательщиков в банках.
При изучении данного раздела слушатели выполняют на компьютере практические задания в форме лабораторных работ, представленные в форме программных интерактивных обучающих симуляций.

РАЗДЕЛ 5. Формирование государственных реестров и статистической отчетности по направлениям деятельности в АИС «Налог-3». :

В разделе изучаются следующие вопросы:


  • работа с Аналитическим сегментом данных в АИС «Налог-3»;

  • формирование государственных реестров и статистической отчетности по направлениям деятельности.
При изучении данного раздела слушатели выполняют на компьютере практические задания в форме лабораторных работ, представленные в форме программных интерактивных обучающих симуляций.
РАЗДЕЛ 6. Итоговое тестирование.

Итоговое тестирование – зачет в форме электронного тестирования.

  1. Планы практических занятий


п/п

Наименование практических занятий

Часов

Централизованная система управления доступом. Типовые роли.

1

Интерфейс единого клиентского приложения.

1,5

Обработка пользовательских заданий.

1,5

Мониторинг бизнес-процессов.

0,5

Государственная регистрация ЮЛ.

2

Государственная регистрация ИП, КФХ.

2

Внесение сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

2

Учет российских организаций

2,5

Учет иностранных организаций

1,5

Учет физических лиц

2,5

Учет индивидуальных предпринимателей

1,5

Контроль представления сведений о счетах налогоплательщиков в банках.

1,5

Работа с Аналитическим сегментом данных в АИС "Налог – 3".

1

Формирование государственных реестров и статистической отчетности по направлениям деятельности.

0,5

Итоговое тестирование.

1

Итого:

22,5
Описание процесса подготовки.

Подготовка сотрудников налоговых органов к работе с АИС «Налог-3» по данной программе будет проводится Учебном центром по месту нахождения слушателей с отрывом от работы с использованием дистанционных образовательных технологий.

Обучение по программе проводится в течение 4-х учебных дней.

Ежедневный план учебных занятий включает:

Вебинары, которые проводятся преподавателем со слушателями в виртуальных классах (3-4 учебных часа в первой половине дня);

Практикум, которые слушатели выполняют самостоятельно под контролем кураторов групп (по 4-5 учебных часа во второй половине дня).

Вебинары проводятся учебными потоками, объединяющими 2-3 учебных группы.

По завершению обучения слушатели сдают в ПАК СДО итоговый тест.

По результатам работы слушателей в процессе занятий и тестирования выдается свидетельство Учебного центра о прохождении подготовки.

По данному курсу запланировано проведение 28 учебных потоков.

Методика и ресурсы для проведения дистанционной подготовки

В процессе дистанционной подготовки по данной программе предусматривается использование следующих учебных ресурсов и технологий:


  1. Учебный комплект по каждой программе подготовки, включающий учебно-методические материалы в структурированном электронном виде, в дополнение к которому прилагается учебное пособие в печатном или электронном виде.

  2. Система дистанционного обучения (ПАК СДО).

  3. Система проведения вебинаров.

  4. Специализированный информационный сайт по программам подготовки.

  5. Учебный стенд – учебная модель, реализующая набор функций АИС «Налог-3», изучаемых Слушателями в процессе подготовки. Разворачивается на ресурсах ФНС России, доступен Слушателям через ПАК СДО.
Состав учебного комплекта по программе подготовки:

  • учебное пособие по особенностям архитектуры и основам работы в АИС «Налог-3 (в печатном виде или электронном виде в формате PDF);

  • презентации в электронном виде (в формате PPT) по темам учебно-тематического плана программы подготовки;

  • практикум (видеоролики, программные тренажеры, лабораторные работы);

  • методические рекомендации по использованию учебных ресурсов дистанционного обучения.
Для организации дистанционного обучения по месту нахождения слушателей организуется учебное помещение с 2-мя компьютерами, подключенными:

  • к открытым Интернет-ресурсам (системе вебинаров и информационному сайту) Учебного центра.

  • к внутриведомственной сети для доступа к ПАК СДО и учебному стенду АИС «Налог-3».
Подробное описание ресурсов дистанционного обучения представлено в разделе 1.3. основной части настоящего Предложения.

Методика проведения практических занятий

Получение практических навыков выполнения работ в АИС «Налог-3» является основной задачей проводимых в данном проекте программ подготовки работников налоговых органов.

В соответствии с Техническим заданием объем практических занятий по выполнению конкретных функций налогового администрирования в данной программе подготовки составляет не менее 70% от общего объема занятий.

Последовательность практических занятий по освоению слушателями приемов работы с АИС «Налог-3» следующая:


  1. Демонстрация Преподавателем приемов работы в АИС «Налог-3» во время вебинаров;

  2. Изучение слушателями видеороликов, которые воспроизводят пошаговую последовательность операций в АИС «Налог-3»;

  3. Выполнение слушателями программных тренажеров, в которых необходимо самостоятельно в пошаговом режиме точно выполнить определенную последовательность операций в заранее записанной последовательности экранов АИС «Налог-3»;

  4. Выполнение слушателями лабораторных практических работ, которые слушатель, руководствуясь пошаговым или менее детальным описанием, должен выполнить на учебном стенде АИС «Налог-3» с использованием технологии удаленного рабочего стола.
Последовательное изучение практических примеров во время вебинаров, изучение видеороликов, работа на тренажере, и, наконец, практическая работа на учебном стенде позволяет слушателям получить и закрепить практические навыки работы в АИС «Налог-3».

С примерами видеороликов и тренажеров интерактивного типа можно ознакомиться на демонстрационном диске, который представлен в материалах настоящей заявки.
Методика проведения контроля и тестирования

Опорными точками контроля участия слушателя в процессе обучения и выполнения программы подготовки являются:

А) посещение вебинаров (пробного и ежедневных учебных);

Б) выполнение практических работ (тренажеров, которые выполняются автономно и лабораторных работ на учебном стенде);

В) анкетирование и сдача итогового теста.

Для каждой учебной группы куратором группы совместно с администратором веби-наров ведется Таблица контроля за процессом подготовки и проведения обучения

По результатам успешной подготовки (активное участие в вебинарах, выполнение практических заданий, сдача итогового теста) слушателям оформляется свидетельство Учебного центра. Не выполнившим программу подготовки оформляется справка Учебного центра.

  1. Список литературы

Основная литература:

  1. Гражданский кодекс РФ. Глава 4. Юридические лица.

  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

  3. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. №636 «О структуре Федеральных органов исполнительной власти» (изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013).

  4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (редакции от 23.07.2013)(изм. и доп., вступающими в силу с 24.08.2013).

  5. Приказ Минфина России от 22.06.2012 N 87н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"(Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2012 N 25270)

  6. Приказ ФНС РФ от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ "Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2011 N 21987).

  7. Приказ ФНС России от 05.10.2010 г. № ММВ-7-10/478@ «Об утверждении единого стандарта обслуживания налогоплательщиков».

  8. Приказ Минфина России от 23.11.2011 г. N 158н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2012 N 23734).

  9. Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@"Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 N 24139).

  10. 21.Письмо Федеральной налоговой службы от 14 января 2008 г. N СК-6-09/15 "О внесении изменений и дополнений в Методические указания "К вопросу о постановке на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества" (письмо ФНС России от 26.06.2006 N ШТ-6-09/634@)".

  11. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (ред. от 22.12.2011) "О Едином государственном реестре юридических лиц".

  12. Приказ ФНС России от 13.01.2012 г. № ММВ-7-4/6@ «Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы».

  13. Приказ ФНС России от 11.02.2013 г. № ММВ-7-6/70@ «О проведении опытной эксплуатации автоматизированной информационной системы ФНС России нового поколения «Налог-3».

  14. Приказ ФНС России от 29.03.2013 г. № ММ-7-6/134@ «Об утверждении Положения об организации работ по развитию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог»)».

  15. Приказ ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (ред. от 21.01.2013) "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами".

  16. Учебное пособие «Подготовка к переходу на АИС «Налог-3». Москва,
    2014 г.

  17. Учебный комплект по курсу «Государственная регистрация и учет в АИС «Налог-3» для дистанционной подготовки (в электронной форме).

Дополнительная литература:


  1. Руководство пользователя для описания работы с функцией налогового администрирования «Государственная регистрация ЮЛ, ИП, КФХ» в рамках проекта «Выполнения работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России нового поколения (АИС «Налог-3»)».

  2. Руководство пользователя для описания работы с функцией налогового администрирования «Учет российских организаций. Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)» в рамках проекта «Выполнения работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России нового поколения (АИС «Налог-3»)».

  3. Руководство пользователя для описания работы с функцией налогового администрирования «Учет индивидуальных предпринимателей. Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)» в рамках проекта «Выполнения работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России нового поколения (АИС «Налог-3»)».

  4. Паспорт группы функций 04 «Государственная регистрация ЮЛ, ИП, КФХ».

  5. Паспорт группы функции 05.01 «Учет российских организаций. Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)».

АИС "Налог-3" - новая разработка от ФНС

ФНС России поставила перед собой задачу создания новой автоматизированной системы, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

Преимущества новой системы:
Исключить дублирование, а значит, противоречивость данных.
Вести всю работу с актуальной целостной информацией.
Исключение передачи сведений между уровнями (местным, региональным, федеральным) и межинспекционный обмен данными.
Любые изменения в данных доступны всем налоговым органам незамедлительно.
Используется централизованная нормативно-справочная информация.
Систему нового поколения назвали АИС «Налог-3». Среди налоговиков ее прозвали - "налоговый автомат". Предполагается, что большинство процессов будут автоматизированы. Так ли это?

В тестировании АИС «Налог -3» участвуют все инспекции в 9 базовых и 18 стартовых регионах – всего 430 инспекций.

Основными элементами АИС «Налог-3» являются:
- транзакционный сегмент;
- аналитический сегмент.

Транзакционный сегмент.
Опытная эксплуатация транзакционных подсистем условно разделена на 3 очереди. Каждая очередь представляет собой набор функций налогового администрирования, которые подлежат проверке. По мере опытной эксплуатации этот набор постепенно расширяется. При этом каждая следующая очередь включает в себя предыдущую.
При этом по окончании 3-й очереди говорить о 100% охвате АИС «Налог-3» функций налогового администрирования преждевременно. Работы по описанию и реализации бизнес-процессов налогового администрирования не завершены, поэтому не исключена возможность появления новых очередей тестирования.

Аналитический сегмент
В рамках опытной эксплуатации аналитического сегмента в хранилище с августа поднимаются данные от 47 инспекций. Поступающая информация включает в себя данные об учете, сведения о расчетах с бюджетом, об исполнении обязанностей, об урегулировании задолженности и процедурах банкротства. Еще одним источников данных служат федеральные ресурсы ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В отличие от транзакционного аналитический сегмент не имеет 3-х летнего ограничения по глубине подъема данных.

Данные предназначены для информационно-аналитических подсистем Досье налогоплательщика и Визуально-сетевой анализ. В базовых налоговых органах начато тестирование подсистемы Досье налогоплательщика 2-й очереди.
Процесс выгрузки в аналитический сегмент является ресурсоемким, в связи с чем, его запуск возможен только в выходные дни в монопольном режиме. С целью исключения проблем с каналами связи и нехваткой дискового пространства при первоначальной выгрузке все регионы разбиты на группы. Для каждой группы определена своя неделя для передачи данных. Последующее обновление данных в хранилище должно быть обеспечено еженедельными инкрементальными выгрузками.

На базе всех налоговых органов страны проводится опытная эксплуатация аналитической подсистемы «Анализ имущественных налогов». Внедрение системы позволит проводить комплексный анализ структуры и прогнозирование поступления имущественных налогов, предоставить доступ к этой информации муниципальным образованиям для определения ставок регионального законодательства.
В АИС Налог-3 планируется создание Единого программного продукта, который будет создан на базе аналитического сегмента и который должен объединить и вобрать в себя все имеющиеся информационные ресурсы не только Контрольного управления - ВНП-отбор, Предпроверочный анализ, Досье рисков, задача Риски и др., но и ИР Аналитического управления - Анализ СОИ (Налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых индикаторов), Управления камерального контроля – АСК НДС (Автоматизированная система контроля за возмещением НДС), Управления трансфертного ценообразования - Трансфертное ценообразование (сведения о контролируемых сделках).
Цель - создание Единой задачи по автоматизации процессов анализа данных о налогоплательщиках для проведения предпроверочного анализа, для проведения камеральных налоговых проверок, а также планирования и проведения выездных налоговых проверок.

Опытная эксплуатация АИС «Налог-3» показывает, что с 1 января 2014 года даже при условии готовности функционала полномасштабный одномоментный запуск АИС «Налог-3» в промышленную эксплуатацию не представляется возможным. Это обусловлено 2 основными причинами:
Во-первых, текущая инфраструктура федерального ЦОД не может обеспечить все потребности АИС «Налог-3» и необходимо планировать пошаговое внедрение АИС Налог-3 с учетом этапов работ по созданию больших ЦОДов.
2-я причина – неготовность баз данных инспекций к переносу как в транзакционный сегмент, так и аналитический. Время, необходимое на исправление ошибок, несопоставимо с их объемом и временем, оставшимся до конца текущего года.
В этой связи группой управления проектом ФНС подготовлены предложения о поэтапном внедрении части подсистем АИС «Налог-3» и продолжении опытной эксплуатации всех остальных.

В части транзакционного сегмента:
Сентябрь 2013 года - Запускается в промышленную эксплуатацию программное обеспечение идентификации физических лиц и объектов собственности. В отношении идентификации физических лиц соответствующий приказ и план-график подключения регионов уже утверждены.
Январь 2014 года - Первыми вводятся в промышленную эксплуатацию обеспечивающие подсистемы: Централизованная система управления доступом, Подсистема Управления кадрами, Системы юридически значимого документооборота
2-й квартал 2014 года (май) - Ввод в эксплуатацию первых транзакционных подсистем. Ими станут Централизованная система регистрации и Централизованная система учета налогоплательщиков. Обращаю внимание, что к этому времени налоговыми органами должны быть завершены все работы по подготовке данных по блокам, связанным с перечисленными системами
3-4 квартал 2014 года - Планируется запустить полнофункциональную версию АИС «Налог-3» в 9 Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам.

В части аналитического сегмента:
Ноябрь 2013 года - Налоговые органы должны обеспечить первоначальное наполнение аналитического сегмента хранилища в объеме всей страны. Приказ и план-график подъема данных находится в высокой степени готовности и будет утвержден в ближайшее время.
Январь 2014 года - Ввод в эксплуатацию аналитической подсистемы Досье налогоплательщика, личного кабинета юридического лица При этом параллельно начнутся работы по наполнению аналитического сегмента новыми группами данных, в первую очередь в части контрольной работы, и выводу из эксплуатации ПК ВАИ.
3-4 квартал 2014 - Будут: разработаны приложения для автоматической классификации налогоплательщиков и мониторинга налоговой базы регионов и налогоплательщиков модернизированы федеральные информационные ресурсов с учетом внедряемых транзакционных подсистем и расширения состава данных аналитического слоя.

Обеспеченность регионов средствами вычислительной техники, необходимыми для внедрения.
По данным на 1 сентября текущего года налоговые органы на 54,6% обеспечены средствами вычислительной техники, отвечающими требованиям АИС «Налог-3». С учетом предстоящих закупок текущего года прогноз обеспеченности на 1 февраля 2014 года составляет 89,6% (в стартовых регионах – 100%).

Этапы обучения АИС «Налог-3»
В 2013 году начат процесс обучения АИС «Налог-3». Первыми обучение прошли сотрудники рабочих групп базовых налоговых органов, принимающие непосредственное участие в функциональном тестировании. Анкеты слушателей 1-го этапа послужили источниками для доработки учебного материала для 2-го этапа – обучения репликаторов.
2 этап обучения специалистов:
Начало 11.11.2013 года – окончание 13.12.2013 года
Обучение проходят главные технологи, а также специалисты Управления и инспекций по следующим направлениям:
Учет налогоплательщиков – юридических и физических лиц
Камеральные налоговые проверки физических лиц
Камеральные налоговые проверки юридических лиц
Выездные налоговые проверки
Урегулирование задолженности. Обеспечение процедур банкротства
Юридическая работа, в том числе досудебное урегулирование
Ввод данных
Информационные технологии
Продолжительность обучения – 40 часов
3 914 репликаторов в целом по стране, в том числе:
951 чел. очное обучение в целом по стране
2 963 чел. заочное обучение в целом по стране

В целях обеспечения мер, направленных на повышение качества данных автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3") в процессе непрерывного цикла данных АИС "Налог-3", и организации процесса управления данными и их качеством в ФНС России приказываю:

1. Утвердить Порядо (далее - Порядок) согласно к настоящему приказу.

2. Возложить на Управление информационных технологий (Т.В. Матвеева) общую координацию процессов управления данными автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3").

3. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (далее - МИ ФНС России по ЦОД) (А.Ю. Щеверов) и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (Р.В. Филимошин) обеспечить исполнение требований .

4. В целях формирования перечня блоков данных автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3"), организации его ведения и определения владельцев данных начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России - владельцам (совладельцам) технологических процессов ФНС России, которые в соответствии с перечнем технологических процессов ФНС России автоматизированы (подлежат автоматизации) в АИС "Налог-3", в срок до 01.08.2016 сформировать и направить в МИ ФНС России по ЦОД и Управление информационных технологий информацию по форме, приведенной в к Порядку.

5. МИ ФНС России по ЦОД (А.Ю. Щеверов) на основании информации, представленной в соответствии с настоящего приказа, в срок до 01.10.2016 провести работу по систематизации, формированию, согласованию с начальниками (исполняющими обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России и размещению на Интранет-портале ФНС России полного и исчерпывающего перечня блоков данных автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3") и их владельцев с привязкой к технологическим процессам ФНС России.

6. МИ ФНС России по ЦОД (А.Ю. Щеверов) совместно с Управлением информационных технологий (Т.В. Матвеева) обеспечить актуализацию и ведение в электронном виде перечня блоков данных автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3") и их владельцев, а также его размещение на Интранет-портале ФНС России и доведение информации об этом до структурных подразделений центрального аппарата ФНС России.

7. Возложить на начальников (исполняющих обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, являющихся владельцами данных, ответственность за организационно-методологическое сопровождение блоков данных АИС "Налог-3", которые образуются, обрабатываются, используются и хранятся в результате выполнения технологических процессов ФНС России в АИС "Налог-3", в том числе за их реквизитный состав, требования к алгоритмам форматно-логического контроля, алгоритмам и регламентам анализа, выявления и устранения ошибок в данных АИС "Налог-3".

8. МИ ФНС России по ЦОД (А.Ю. Щеверов) совместно с Управлением информационных технологий (Т.В. Матвеева), начальниками (исполняющими обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России - владельцами (совладельцами) технологических процессов ФНС России, которые автоматизированы и введены в промышленную эксплуатацию в рамках функциональных блоков N 1 и N 2 АИС "Налог-3", в срок до 01.12.2016 подготовить описание моделей данных и актуального состояния соответствующего им глоссария на дату исполнения данного пункта приказа, а также предложения по оптимизации моделей.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, к компетенции которого относятся вопросы координации работ по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы.

Порядок
взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в процессе управления данными автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") и их качеством
(утв. Федеральной налоговой службы от 31 мая 2016 г. N ММВ-7-6/350@)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в процессе управления данными автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") (далее - АИС "Налог-3") и их качеством (далее - Порядок) определяет общие принципы взаимодействия, роли и функции структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, начальники которых являются владельцами технологических процессов ФНС России и соответствующих данных налогового администрирования, МИ ФНС России по ЦОД, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России и исполнителя государственного контракта на оказание услуг по сопровождению прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3" (далее - Участники процесса управления данными и их качеством).

1.2. Перечень блоков данных АИС "Налог-3" (далее - Перечень) содержит блоки данных, которые образуются, обрабатываются, используются и хранятся в результате выполнения технологических процессов, автоматизированных/подлежащих автоматизации в АИС "Налог-3" в соответствии с перечнем технологических процессов ФНС России. Для технологических процессов ФНС России, которые выполняются без использования средств автоматизации, блоки данных в Перечне не ведутся.

1.3. Под блоком данных в рамках настоящего Порядка понимается совокупность систематизированных атрибутов АИС "Налог-3" (реквизитный состав данных налогового администрирования), необходимых для выполнения технологического процесса ФНС России и/или образующихся в результате выполнения технологического процесса ФНС России.

Под процессом управления данными и их качеством в рамках настоящего Порядка понимается взаимодействие Участников процесса управления данными и их качеством в рамках выполнения мероприятий, направленных на повышение качества данных АИС "Налог-3" в процессе непрерывного жизненного цикла данных АИС "Налог-3".

2. Роли и основные функции Участников процесса управления данными и их качеством

Владелец данных - начальник структурного подразделения центрального аппарата ФНС России, ответственный за организационно-методологическое сопровождение блоков данных, которые образуются, обрабатываются, используются и хранятся в результате выполнения технологических процессов ФНС России в АИС "Налог-3", владельцем которых он является , за исключением данных, необходимых для выполнения этих технологических процессов ФНС России и образовавшихся в результате выполнения технологических процессов ФНС России, владельцем которых является другое структурное подразделение центрального аппарата ФНС России.

Роль Владельца данных выполняют функциональные (структурные) подразделения центрального аппарата ФНС России. Владелец данных осуществляет следующие основные функции:

осуществляет организационно-методологическое обеспечение по вопросам работы с данными;

определяет реквизитный состав данных в АИС "Налог 3" и их источники, требования к их заполнению, форматно-логическому контролю и контрольным соотношениям (при необходимости);

участвует в описании данных АИС "Налог 3", определении и согласовании алгоритмов форматно-логического контроля и контрольных соотношений;

готовит экспертное заключение по выявленным фактам некачественных данных в АИС "Налог-3";

участвует в разработке требований к алгоритмам и методам поиска проблем в данных АИС "Налог 3";

участвует в рассмотрении предложений и принятии решения по мерам, направленным на улучшение качества данных, методов работы с ними, правил преобразования и контроля, правил и форм представления потребителям;

организует и контролирует устранение выявленных ошибок в данных АИС "Налог-3", владельцем которых является;

Координатор управления данными и их качеством. Роль координатора процесса управления данными и их качеством выполняет Управление информационных технологий. Координатор управления данными и их качеством осуществляет следующие основные функции:

координирует деятельность всех Участников процесса управления данными АИС "Налог-3" и их качеством;

представляет интересы ФНС России по вопросам, отнесенным к формированию объема и содержания закупаемых работ и услуг по проектированию и разработке соответствующего специализированного программного обеспечения.

Модератор данных. Роль модератора данных выполняет МИ ФНС России по ЦОД. Модератор данных осуществляет следующие основные функции:

обеспечивает систематизацию, актуализацию и ведение Перечня в электронном виде, в том числе анализирует потребности и выявляет необходимость в изменении Перечня;

обеспечивает размещение Перечня на Интранет-портале ФНС России (с указанием даты актуальности) и доведение информации об этом до структурных подразделений центрального аппарата ФНС России;

обеспечивает описание моделей данных АИС "Налог-3" и поддержание в актуальном состоянии соответствующего им глоссария;

осуществляет оперативный мониторинг, профилирование и анализ качества данных, содержащихся в АИС "Налог-3", в том числе сбор, анализ и систематизацию перечня фактов некачественных данных в АИС "Налог-3";

готовит предложения по оптимизации моделей и схем данных АИС "Налог-3", в том числе анализирует структуры и форматы хранения данных с целью выработки решений по их оптимизации, представляет эти предложения по оптимизации Координатору управления данными и их качеством;

готовит предложения по оптимизации алгоритмов форматно-логического контроля (при необходимости);

готовит предложения по мерам, направленным на улучшение качества данных, методов работы с ними, правилам преобразования и контроля данных АИС "Налог-3".

Разработчик системы. Роль разработчика системы выполняет исполнитель государственного контракта на оказание услуг по сопровождению прикладного программного обеспечения автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3"). Разработчик системы осуществляет следующие основные функции:

обеспечивает представление информации Участникам процесса управления данными и их качеством о структурах и форматах хранения данных АИС "Налог-3", об их изменениях на уровне физической и логической моделей;

разрабатывает алгоритмы форматно-логического контроля и контрольных соотношений;

участвует в разработке и описании моделей и глоссария данных АИС "Налог-3";

обеспечивает поддержание в актуальном состоянии описания моделей и глоссария данных АИС "Налог-3";

выполняет экспертную оценку предложений Модератора данных по оптимизации структур и форматов хранения данных АИС "Налог-3";

разрабатывает рекомендации Участникам процесса управления данными и их качеством по устранению выявленных ошибок в данных АИС "Налог-3", которые были вызваны несовершенством программного обеспечения, либо техническим сбоем в его работе;

обеспечивает устранение выявленных ошибок в данных АИС "Налог-3";

разрабатывает прикладное программное обеспечение, направленное на предупреждение появления повторных ошибок в данных АИС "Налог-3".

Эксплуатирующая организация. Роль эксплуатирующей организации выполняет ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России. Эксплуатирующая организация осуществляет следующие основные функции:

выполняет техническое обеспечение мероприятий в рамках осуществления процесса управления данными и их качеством;

обеспечивает предоставление доступа Участникам процесса управления данными и их качеством к данным АИС "Налог-3" согласно действующим распорядительным документам ФНС России.

3. Порядок формирования и ведения Перечня блоков данных АИС "Налог-3"

3.1. Перечень представляет собой систематизированный свод всех блоков данных, находящихся в АИС "Налог-3".

3.2. Принцип систематизации реализуется путем группировки блоков данных АИС "Налог-3" в соответствии с набором технологических процессов ФНС России, которые выполняются в рамках реализации функции/услуги/полномочий.

3.3. Целью формирования Перечня является определение всех блоков данных АИС "Налог-3" и их владельцев для обеспечения эффективного управления данными АИС "Налог-3" и их качеством.

3.4. Перечень формируется и ведется по форме, приведенной в к настоящему Порядку, и подлежит размещению на Интранет-портале ФНС России с указанием даты актуальности.

3.5. Основой для первоначального формирования Перечня является Временный перечень ответственности структурных подразделений центрального аппарата ФНС России за данные АИС "Налог-3", приведенный в к настоящему Порядку.

3.6. Первоначальное наполнение Перечня осуществляется Модератором данных на основании сформированной Владельцами данных информации по форме, приведенной в к настоящему Порядку и направленных Модератору данных.

3.7. Ведение Перечня осуществляется Модератором данных.

3.8. Внесение изменений в Перечень.

3.8.1. Основанием для внесения изменений в Перечень является ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, или размещение в Фонде алгоритмов и программ (ФАП) ФНС России новых версий программного обеспечения, модифицированного в результате изменений в технологических процессах ФНС России, или на основании служебной записки Владельца данных в адрес Модератора данных и Координатора управления данными и их качеством.

3.8.2. При возникновении основания для внесения изменений в Перечень Модератор данных проводит анализ соответствующих изменений и, при необходимости, обеспечивает актуализацию Перечня.

3.8.3. В течение 5 (пяти) рабочих дней Модератор данных направляет сформированные дополнения/изменения к Перечню на согласование Владельцу соответствующего блока данных.

3.8.4. Владелец нового/измененного блока данных обязан в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней рассмотреть и согласовать дополнения/изменения к Перечню. В случае наличия замечаний, Владелец нового/измененного блока данных направляет Модератору данных дополнения/изменения к Перечню на доработку в целях устранения выявленных на этапе согласования замечаний.

3.8.5. После поступления согласования от Владельца данных Модератор данных в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней подготавливает и направляет в адрес Координатора управления данными и их качеством проект соответствующего дополнения/изменения к Перечню для целей последующего размещения на Интранет-портале ФНС России и доведение информации об этом до структурных подразделений центрального аппарата ФНС России.

______________________________

* согласно сведениям Перечня технологических процессов ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 15.01.2015 N ММВ-7-12/6@ "Об утверждении Перечня технологических процессов ФНС России и их владельцев, а также порядка ведения Перечня технологических процессов ФНС России и Регламента разработки паспортов функций и ведения реестра паспортов функций"

Приложение N 1
к взаимодействия структурных подразделений
центрального аппарата ФНС России и организаций,
находящихся в ведении ФНС России, в процессе управления
данными автоматизированной информационной системы
Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") и их качеством

Перечень блоков данных автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") и их владельцев по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

N
п/п
Код технологического процесса ФНС России, который автоматизирован (подлежит автоматизации) в АИС "Налог-3" Наименование технологического процесса ФНС России, который автоматизирован (подлежит автоматизации) в АИС "Налог-3" Наименование блоков данных, необходимых для выполнения технологического процесса и/или образующихся в результате выполнения технологического процесса ФНС России Статус блока данных (текущий/проект) Тип блока данных, необходимый для выполнения технологического процесса ФНС России или образующийся в результате выполнения технологического процесса ФНС России (вход/выход) Код технологического процесса ФНС России, к которому относится тип блока данных, необходимый для выполнения технологического процесса ФНС России или образующийся в результате выполнения технологического процесса ФНС России Владелец блока данных
1 2 3 4 5 6 7

Приложение N 2
к взаимодействия структурных подразделений
центрального аппарата ФНС России и организаций,
находящихся в ведении ФНС России, в процессе управления
данными автоматизированной информационной системы
Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") и их качеством

Временный перечень ответственности структурных подразделений центрального аппарата ФНС России за данные автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")

1. Данные Аналитического управления:

1.1. данные информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в части приема и предоставления статистической налоговой отчетности;

1.2. данные информационного взаимодействия с финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части предоставления информации, формируемой на базе информационного ресурса "Расчеты с бюджетом";

1.3. данные информационного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в части функций Аналитического управления;

1.4. данные информационного взаимодействия с финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части предоставления отчетов о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим доходы бюджетов субъектов Российской Федерации;

1.5. данные информационного взаимодействия с Управлением Федерального казначейства;

1.6. данные информационного взаимодействия с Публичным акционерном обществом "Сбербанк" и другими кредитными организациями, заключившими Соглашение "Об информационном взаимодействии ФНС России с кредитными организациями при осуществлении платежей физических лиц, администрируемых налоговыми органами";

1.7. данные по выяснению платежных документов, а также уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете;

1.8. данные по ручному доопределению платежных документов физических лиц в ведомости невыясненных поступлений (II раздел ведомости);

1.9. данные по ручному вводу платежных документов с бумажных носителей;

1.10. данные по проводкам операций в КРСБ;

1.11. данные по ведению списка КРСБ налогоплательщика;

1.12. данные по изменению КРСБ при изменении бюджетной классификации;

1.13. данные по закрытию КРСБ;

1.14. данные по переходу на новый отчетный период (включая переход на новый месяц и новый год);

1.15. данные по закрытию КРСБ при миграции налогоплательщика и открытия КРСБ по новому месту учета;

1.16. данные по учету поступивших и возвращенных сумм платежей, администрируемых налоговыми органами, по которым не представляется налоговая отчетность;

1.17. данные по обработке заявлений об уточнении в отношении платежа, проведенного в КРСБ (статья 45 пункт 7 Налогового кодекса Российской Федерации);

1.18. данные по обработке заявлений налогоплательщиков в отношении возврата сумм, ошибочно зачисленных на счет Управления Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации;

1.19. данные по поступлению и прогнозированию поступлений администрируемых ФНС России доходов бюджетной системы, а также оценка исполнения доходов бюджетной системы по уровням бюджетной системы.

1.20. данные налоговых паспортов субъектов Российской Федерации, федеральных округов Российской Федерации и Российской Федерации в целом;

1.21. данные федеральной информационной адресной системы (ФИАС);

1.22. данные Реестра начисленных сумм налогов, сборов, пеней, процентов и налоговых санкций, реестра сумм платежей, по которым начисления по декларациям (расчетам, сведениям из регистрирующих органов) отсутствуют, Реестра о поступлении в бюджеты;

1.23. данные по проведению оценки деятельности налоговых органов.

2. Данные Контрольного управления:

2.1. данные списка крупнейших налогоплательщиков;

2.2. данные информационного взаимодействия с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в части функций Контрольного управления;

2.3. данные информационного взаимодействия с Фондом социального страхования Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации в части функций Контрольного управления;

2.4. данные информационного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и Следственным комитетом Российской Федерации (СК России) в части функций Контрольного управления;

2.5. данные информационного взаимодействия с Федеральной миграционной службой (ФМС России) (Соглашение от 19.06.2007 N МС-1/18-11278дсп/ММ-25-04/5дсп) в части функций Контрольного управления;

2.6. данные информационного взаимодействия с Центральным банком Российской Федерации в части функций Контрольного управления;

2.7. данные выявленных по результатам выездных налоговых проверок схем уклонения от уплаты налогов, незаконной минимизации налоговых платежей, незаконного возмещения налогов из бюджета;

2.8. данные результатов отбора для проведения предпроверочного анализа налогоплательщика, а также результатов проведения предпроверочного анализа;

2.9. данные по выдаче специальных марок для маркировки табачной продукции, производимой на территории Российской Федерации и контроль за их использованием;

2.10. данные проверки технического состояния игрового оборудования;

2.11. данные по учету бланков ценных бумаг, производимых и ввозимых в установленном порядке на территорию Российской Федерации;

2.12. данные по лицензированию деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции;

2.13. данные по лицензионному контролю в сфере деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции;

2.14. данные по ведению единого реестра лотерейных терминалов;

2.15. данные по контролю за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

2.16. данные по лицензированию деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

2.17. данные по лицензионному контролю в сфере деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

2.18. данные по выездным налоговым проверкам соблюдения законодательства о налогах и сборах;

2.19. данные по рассмотрению возражений на акты налоговых проверок и акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах в части форм отчетности Контрольного управления;

2.20. данные по предоставлению информации о результатах контрольной работы ФНС России в рамках обеспечения информационного взаимодействия с министерствами и ведомствами Российской Федерации в части функций Контрольного управления.

3. Данные Управления налогообложения юридических лиц:

3.1. данные по налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в части функций Управления налогообложения юридических лиц;

3.2. данные по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;

3.3. данные по контролю за правомерностью применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

3.4. данные по контролю за правомерностью применения упрощенной системы налогообложения;

3.5. данные документов, связанных с применением патентной системы налогообложения;

3.6. данные документов, связанных с применением системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3.7. данные документов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения;

3.8. данные документов, связанных с уплатой торгового сбора;

3.9. данные об отметках об уплате утилизационного сбора в паспорте транспортного средства (шасси);

3.10. данные Журнала учета документов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, на основании записи в ЕГРЮЛ;

3.11. данные Журнала учета документов, связанных с применением единого сельскохозяйственного налога, на основании записей в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);

3.12. данные информационного взаимодействия с Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра);

3.13. данные информационного взаимодействия с Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы).

4. Данные Управления кадров:

4.1. данные организационно-штатной структуры;

4.2. данные по подбору и комплектованию кадрового состава;

4.3. данные по подготовке кадров для гражданской службы;

4.4. данные по вопросам прохождения гражданской службы;

4.5. данные по кадровому делопроизводству;

4.6. данные по вопросам оформления пенсии за выслугу лет;

4.7. данные о поощрениях и награждениях;

4.8. данные по вопросам противодействия коррупции;

4.9. данные по вопросам проведения служебных проверок и учету дисциплинарных взысканий;

4.10. данные по вопросам гражданской обороны;

4.11. данные по вопросам внутриобъектовой безопасности;

4.12. данные по вопросам профессионального развития гражданских служащих.

5. Данные Управления информационных технологий:

5.1. технологические данные по приему и обработке бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций (расчетов);

5.2. технологические данные по массовой печати и отправке налоговых уведомлений и требований;

5.3. данные информационного ресурса "Реестр доверенных лиц налогоплательщика".

6. Данные Правового управления:

6.1. данные информационного ресурса "Учет судебных исков".

7. Данные Управления по работе с задолженностью

7.1. данные по учету сумм обязательных платежей налогоплательщиков, не перечисленных кредитными организациями в бюджетную систему Российской Федерации;

7.2. данные информационного взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов в части исполнительного производства;

7.3. данные по взысканию за счет имущества;

7.4. данные по контролю погашения задолженности;

7.5. данные по списанию безнадежной к взысканию задолженности;

7.6. данные для формирования инкассового поручения на корреспондентский счет кредитной организации по статьям 74.1, 176.1, 203.1 и 204 Налогового кодекса Российской Федерации;

7.7. данные по взысканию задолженности через суд и восстановлению пропущенных сроков взыскания;

7.8. данные при формировании и исполнении решений о неначислении пени на недоимку;

7.9. данные по учету и взысканию задолженности наследодателя с наследников;

7.10. данные для формирования требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов;

7.11. данные по взысканию недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах в Управлении Федерального казначейства, финансовых органах субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

7.12. данные для формирования требований о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов);

7.13. данные для формирования требований об уплате по банковской гарантии;

7.14. данные для формирования уточненных требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов;

7.15. данные по взысканию государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах;

7.16. данные по изменению сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

7.17. данные по возврату и зачету излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, пеней и штрафов;

7.18. данные по межрегиональным зачетам;

7.19. данные по зачетам и возвратам на основании решения о возмещении суммы налога;

7.20. данные по зачетам и возвратам суммы, заявленной к возмещению в заявительном порядке;

7.21. данные по начислению процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм; сумм налога, подлежащих возмещению; сумм налога на добавленную стоимость, заявленных к возмещению в заявительном порядке;

7.22. данные по обработке отказа Управления Федерального казначейства в исполнении решения о зачете (возврате);

7.23. данные по возврату процентов по решению суда;

7.24. данные по контролю кредитными организациями за исполнением обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;

7.25. данные по учету подтвержденной переплаты;

7.26. данные информационного взаимодействия с оператором почтовых услуг в части направления требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов и ПД для физических лиц;

7.27. данные информационного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в части функций Управления по работе с задолженностью.

8. Данные Управления досудебного урегулирования налоговых споров:

8.1. данные по рассмотрению жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по вопросам государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также предоставления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и Реестре дисквалифицированных лиц (кроме жалоб (обращений) по вопросам ведения указанных реестров);

8.2. данные по рассмотрению жалоб (апелляционных жалоб) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия (бездействие) их должностных лиц.

9. Данные Административно-контрольного управления:

9.1. данные по организации делопроизводства в налоговых органах (работа с письмами и другими управленческими документами);

9.2. данные по организации архивной деятельности;

9.3. данные по материально-техническому обеспечению деятельности налоговых органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России;

9.4. данные по социальному обеспечению деятельности налоговых органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России;

9.5. данные по учету недвижимого имущества ФНС России.

10. Данные Управления налогообложения имущества и доходов физических лиц:

10.1. данные по налоговой отчетности, представленной физическими лицами;

10.2. данные по расчету налогов физических лиц, исчисляемых налоговым органом (имущество, земля, транспорт);

10.3. данные для формирования, печати и направления налоговых уведомлений на уплату налогов физических лиц;

10.4. данные по проведению проверки результатов направления налоговых уведомлений по имущественным налогам;

10.5. данные картотеки "Объекты налогообложения физических лиц и исчисленные суммы налога";

10.6. данные информационного взаимодействия с физическими лицами в части приема сообщений о наличии объектов недвижимого имущества и транспортных средств;

10.7. данные информационного взаимодействия с оператором почтовых услуг в части налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов;

10.8. данные информационного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в части функций Управления налогообложения имущества и доходов физических лиц;

10.9. данные информационного взаимодействия с органами, учреждениями и организациями, предоставляющими сведения об объектах налогообложения и их владельцах (собственность);

10.10. данные по приему и обработке сообщений об открытии (закрытии) индивидуального инвестиционного счета;

10.11. данные расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в отношении налогов, уплачиваемых налогоплательщиками - физическими лицами, а также налога на имущество организаций и транспортного налога, уплачиваемого организациями;

10.12. данные по контролю предоставления имущественных налоговых вычетов;

10.13. данные по контролю предоставления социальных налоговых вычетов;

10.14. данные о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей;

10.15. данные по представлению (проверке достоверности) в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

10.16. данные о размере и источниках доходов работников компаний с государственным участием и их близких родственников;

10.17. данные документов, поступающих от федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, на которые распространяется особый порядок взаимодействия с налоговыми органами Российской Федерации.

11. Данные Управления трансфертного ценообразования:

11.1. данные по заключению, проверке исполнению# и прекращению соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (Соглашение);

11.2. данные по налоговому контролю цены сделки.

12. Данные Управления регистрации и учета налогоплательщиков:

12.1. данные информационного ресурса "ЕГРЮЛ";

12.2. данные информационного ресурса "ЕГРИП";

12.3. данные информационного ресурса "ЕГРН";

12.4. данные информационного ресурса "Недействительные паспорта";

12.5. данные информационного ресурса "Справочник кодов иностранных организаций";

12.6. данные информационного ресурса "Реестр дисквалифицированных лиц";

12.7. данные информационного ресурса "Банковские счета".

13. Данные Управления камерального контроля:

13.1. данные по налоговой и бухгалтерской отчетности в части функций Управления камерального контроля;

13.2. данные о консолидированных группах налогоплательщиков;

13.3. данные информационного взаимодействия с Федеральной таможенной службой (ФТС России) в части функций камерального контроля;

13.4. данные информационного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в части функций камерального контроля;

13.5. данные информационного взаимодействия с Центральным банком Российской Федерации в части функций камерального контроля;

13.6. данные информационного взаимодействия с Федеральной службой государственной статистики (Росстат) в части перечней налогоплательщиков, осуществляющих вывоз товаров с территории Российской Федерации на территорию государств - членов ЕАЭС;

13.7. данные информационного взаимодействия налоговых органов государств - членов ЕАЭС в отношении российских импортеров;

13.8. данные информационного взаимодействия налоговых органов государств - членов ЕАЭС в отношении российских экспортеров;

13.9. данные сведений о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства;

13.10. данные об отметках в извещении об уплате авансового платежа акциза (извещении об освобождении от уплаты авансового платежа акциза) на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

13.11. данные по контролю исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности;

13.12. данные по камеральным налоговым проверкам соблюдения законодательства о налогах и сборах;

13.13. данные по выдаче свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;

13.14. данные по выдаче свидетельств о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

13.15. данные по выдаче свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;

13.16. данные по выдаче свидетельств о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

13.17. данные по рассмотрению возражений на акты налоговых проверок и акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах в части функций камерального контроля.

14. Данные Управления контроля налоговых органов:

14.1. данные по внутреннему аудиту налоговых органов, проводимому на основании приказов ФНС России;

14.2. данные по внутреннему аудиту налоговых органов, проводимому на основании приказов УФНС по субъектам Российской Федерации;

14.3. данные проверки осуществления организациями, находящимися в ведении ФНС России, основных видов деятельности, определенных их уставами.

15. Данные Управления стандартов и международного сотрудничества:

15.1. данные совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента;

15.2. данные информационного взаимодействия с государствами - членами ЕАЭС/СНГ;

15.3. данные информационного взаимодействия с иностранными государствами - членами ОЭСР;

15.4. данные информационного взаимодействия с Центральным банком Российской Федерации в части осуществления валютного контроля;

15.5. данные информационного взаимодействия с таможенной службой (ФТС России) в части осуществления валютного контроля;

15.6. данные по проверкам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

15.7. данные по обработке и анализу результатов работы по мониторингу обращений, отзывов, комментариев налогоплательщиков (обратная связь), полученных при оценке качества государственных услуг, оказываемых ФНС России;

15.8. данные информационного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в части функций Управления стандартов и международного сотрудничества;

15.9. данные по подтверждению статуса налогового резидента Российской Федерации в целях применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения.

16. Данные Управления обеспечения процедур банкротства:

16.1. данные по организационной работе по обеспечению процедур банкротства;

16.2. данные информационного взаимодействия с таможенной службой (ФТС России) в процедурах банкротства;

16.3. данные информационного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в части функций Управления обеспечения процедур банкротства;

16.4. данные процедуры банкротства на основании решений арбитражного суда;

16.5. данные по учету работы с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих;

16.6. данные по банкротству гражданина;

16.7. данные о контроле погашения задолженности в рамках дела о банкротстве.

17. Данные Управления обеспечения контроля оборота товаров:

17.1. данные по созданию и функционированию в Российской Федерации системы контроля оборота товаров, в том числе путем их маркировки;

17.2. данные информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и организациями в целях обеспечения контроля оборота товаров.

18. Данные Управления оперативного контроля:

18.1. данные по регистрации, учету и применению контрольно-кассовой техники;

18.2. данные по контролю и надзору за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, полноты учета выручки денежных средств и использования специальных банковских счетов.

Обзор документа

Урегулированы вопросы взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата ФНС России и организаций, находящихся в ведении Службы, в процессе управления данными АИС "Налог-3" и их качеством.

Сформирован временный перечень ответственности подразделений за данные АИС.

Мероприятия направлены на повышение качества данных АИС.