Расчет и сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу. Земельный налог авансовые платежи расчет

Как известно, одна из наиболее важных составляющих бюджета любого государства — это налоги. Они бывают местными и общегосударственными и наполняют соответствующие бюджеты. Одним из обязательных налогов в РФ является земельный сбор. Что это такое и кому положено его платить? Существуют ли льготы на для пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан? Как правильно рассчитать сумму сбора и от чего она зависит? Ответы на все эти вопросы знает далеко не каждый россиянин.

Земельный сбор: кому и зачем его назначают

Каждый, кто имеет в собственности или пользовании участок земли, обязан платить налог. Это сбор так и называется — земельный. Не имеет значения, является ли владелец участка физическим лицом, зарегистрирован ли он в качестве индивидуального предпринимателя или земля принадлежит организации. Правило тут очень простое: есть земля — плати налог. Исключение из данного правила только одно — если земельный участок находится в аренде, то и налог платит его фактический хозяин, то есть арендодатель. Так что если договора аренды у вас нет, вы просто обязаны знать, как рассчитать налог на землю. Хотя этот расчет и не является слишком сложным, все же несколько нюансов в нем есть.

Налоговая база

Земельный сбор — явление ежегодное. Для предприятий в площадь участка, облагаемую налогом, включаются:

  • участки, занятые зданиями и различными сооружениями;
  • прилегающие территории, используемые для поддержания жизнедеятельности предприятия;
  • технические и существующих объектов.

Основанием для определения общей площади выступают документы на право использования, владения или собственности на землю.

При установлении налоговой базы стоит помнить: за те участки, что предназначены для обслуживания помещений, принадлежащих различным собственникам, сбор насчитывается отдельно по каждому строению.

Если здание находится в долевой собственности, то и земельный сбор начисляется пропорционально доле владения каждого из собственников.

Довольно сложно насчитывать земельный сбор для сельскохозяйственных предприятий. Дело в том, что в этом случае большое значение имеет разделение участков на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Кроме того, имеет значение расположение участка, его качество и состав — все эти параметры влияют на ставку налога.

Что считается объектом налогообложения

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что налог на землю для физических лиц, а также организаций и предприятий уплачивается с любого земельного участка (равно как и с его доли), предоставленного в пользование, собственность или владение.

Объектами налогообложения считаются:

  • участки сельхозназначения, предоставленные физлицам либо предприятиям для ведения садоводства, животноводства, огородничества либо дачного строительства;
  • наделы, предоставленные гражданам для организации личного подсобного хозяйства, а также крестьянского (фермерского) подворья;
  • предоставленные хозяйственным обществам, кооперативам, товариществам, а также иным коммерческим и некоммерческим предприятиям, сельскохозяйственным образовательным учреждениям (вузам, техникумам), исследовательским организациям, учебным и опытным хозяйствам;
  • участки рекреационной зоны, используемые для организации отдыха, спортивной, культурно-оздоровительной и туристической деятельности; пансионаты, кемпинги, дома отдыха, туристические парки, лагеря и детские станции, лесопарки и другие подобные объекты;
  • угодья лесного и водного фондов;
  • участки, отведенные под объекты энергетики, связи, промышленности, транспорта и других объектов;
  • земли, используемые для деятельности организаций радиовещания и телевидения;
  • другие участки.

Следует помнить, что датой возникновения прав на тот или иной участок считается момент регистрации в ЕГРП.

Налоговые ставки

Прежде всего, на землю зависит от того, как используется участок.

Если надел используется для индивидуального жилищного строительства, под собственное подсобное хозяйство или в качестве сельскохозяйственной территории, то размер земналога будет составлять не более 0,3% от кадастровой цены участка. По такой же ставке оплачивается налог за участки инженерного назначения, а также земли, отведенные для нужд таможни, национальной безопасности и обороны.

Если участок используется в коммерческих целях, то ставка налога на землю автоматически поднимается до 1.5%. В отдельных случаях ставка сбора может быть и меньше трех десятых процента — это зависит от политики органов местного самоуправления.

Кадастровая стоимость участка

Так как уплата земельного налога прямо зависит от кадастровой оценки, давайте разберем, что же это такое и где ее можно узнать. Кадастровая цена земельного участка определяется из государственной оценки земли. Такую оценку муниципальные власти проводят согласно законодательству не реже одного раза в пятилетку.

Происходит это так:

  • один раз в 5 лет исполнительные органы субъекта РФ принимают решение о необходимости кадастровой оценки;
  • затем Управлением Росреестра подготавливается список земель с учетом особенностей каждого муниципального образования;
  • после окончательного утверждения списка проводится оценка;
  • сведения, полученные в ходе проведения оценки, направляются обратно в Росреестр;
  • по мере поступления информации Управление Росреестра публикует на своем официальном сайте сведения о кадастровой стоимости земельных наделов.

Как оспорить стоимость земли

Как вы уже поняли, для того чтобы знать, как рассчитать налог на землю, нужно знать стоимость самого участка и его параметры. Однако на практике частенько можно столкнуться с тем, что кадастровая стоимость земли превышает его реальную рыночную цену. Дело в том, что стоимость участка формируется исходя из усредненной цены площади в кадастровом квартале, при этом не учитывается местоположение самой земли. Из-за этого сумма налога бывает неоправданно завышенной.

В качестве примера можно привести Московскую область. Не так давно жители этого региона столкнулись с тем, что налог на землю в Московской области оказался в несколько десятков раз выше, чем в предыдущие периоды.

Если вы также столкнулись с подобной ситуацией, нужно знать, что оспорить стоимость участка можно обратившись в специальную комиссию. Для такого пересмотра можно выделить два основания:

  • неверная информация, принятая по конкретному объекту;
  • назначение в отношении земельного участка его реальной стоимости, приведение ее к рыночному показателю.

Последнее основание оптимально, поскольку позволяет реально снизить цену кадастра.

Чтобы оспорить стоимость участка нужно:

  • заказать отчет о его стоимости в независимой оценочной компании;
  • приготовить нужный пакет документов и подать его в управление реестра;
  • провести экспертизу отчета в компании оценщика;
  • подать в отдел реестра паспорт участка и заверенные копии правоустанавливающих документов на него.

Порядок расчета и уплаты налога

В общем варианте формула выглядит так:

ЗН = Кс х Сн х К , где:

  • ЗН — земельный налог;
  • Кс — кадастровая стоимость надела;
  • Сн — ставка налога (от 0,3 до 1,5 в зависимости от назначения участка);
  • К — коэффициент, который показывает отношение числа месяцев владения земучастком к общему числу месяцев в году; например, если вы приобрели участок 9 месяцев назад, то К = 9/12 = 0,75. Если вы пользовались участком весь прошедший год, то К = 12/12 = 1.

Тут важно помнить, что налог начисляется только за полные месяцы пользования (владения) земучастком.

Если надел принадлежит вам на правах долевого участия, то и налог вы должны уплачивать пропорционально своей доле.

Не позже чем за 30 суток до наступления момента оплаты налоговая служба отправит плательщику земельного налога уведомление (по месту регистрации). В этом документе указаны сумма, налоговая база и дата оплаты.

Кто освобожден от уплаты земельного налога

Нужно знать, что существуют категории граждан, для которых предусмотрены различные льготы по земельному налогу. Частично уменьшается сумма уплаты налога на землю для таких групп населения:

  • Герои Российской Федерации;
  • Герои Социалистического Труда, а также кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы;
  • Герои Советского Союза;
  • члены семей военнослужащих, получающих пособие по потере кормильца;
  • многодетные семьи, имеющие 3 и более несовершеннолетних детей, в том числе проходящих обучение в учебных заведениях любой организационно-правовой формы, либо находящихся на армейской службе до тех пор, пока им не исполнится 23 года;
  • инвалиды I или II группы
  • пенсионеры по старости, на иждивении у которых находятся инвалиды II или III группы либо лица, получившие инвалидность до 2004 года;
  • дети, не достигшие совершеннолетия;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и (или) боевых действий;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк»;
  • получившие облучение в результате сброса радиоактивных отходов в Течу и взрывов на Семипалатинском полигоне;
  • испытатели ядерного и термоядерного оружия;
  • лица, получившие лучевую болезнь в результате испытаний либо учений, связанных с любыми видами ядерного оружия и установок, в том числе космических.

Для всех вышеперечисленных категорий налог на землю в год может быть уменьшен за счет снижения кадастровой стоимости участка на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей.

Полностью освобождаются от уплаты земельного сбора представители коренных малочисленных народностей Сибири и Дальнего Востока в отношении тех земель, что используются для жизни и сельского хозяйства.

До некоторых пор полностью освобождались от оплаты земналога и пенсионеры. Однако с принятием в 2005 году нового Налогового кодекса льготы на налог на землю для пенсионеров были отменены. Теперь лица пенсионного возраста уплачивают земналог на общих основаниях.

Частичное понижение земналога

Существуют, однако, такие категории граждан, который имеют право на частичные льготы по земельному налогу.

  • 25% от начисленного сбора имеют право «скостить» сотрудники бюджетных предприятий различных уровней (если такими сотрудниками являются оба супруга);
  • 50% сэкономят сотрудники организаций, финансируемых их муниципального бюджета. Также по усмотрению органов местного самоуправления могут быть установлены и небольшие послабления в налоговом бремени и пенсионерам.

Поправки, внесенные в 2015 году

Чтобы знать, как рассчитать налог на землю правильно, просто необходимо следить за ежегодными изменениями и дополнениями в этой сфере. Например, в 2015 году в раздел «Земельный налог» НК РФ были внесены некоторые поправки. Согласно статье 387 (пункт 2), для всех плательщиков земналога, перечисленных в этой главе, ставка должна устанавливаться по усмотрению муниципалитета. Также органы муниципального самоуправления определяют порядок и сроки уплаты сбора за землю.

Из объектов налогообложения были исключены:

  • участки, изъятые или ограниченные в пользовании;
  • земли, занятые под ценными объектами;
  • наделы, являющиеся частью лесного фонда;
  • земли, занятые водными объектами госсобственности.

Однако самое важное изменение в земельном налоговом законодательстве — это то, что сумма налога теперь привязывается к рыночной стоимости участка. На практике это значит, что величина сбора вырастет.

Штрафы

Всем владельцам и пользователям земельных участков стоит помнить, что уплата сбора — не право, а обязанность. Поэтому неуплата, а также несвоевременная уплата земналога влечет за собой штрафные санкции.

Применяются они сразу же после предупреждения, а если сумма задолженности превысит 1500 рублей, документы будут переданы в суд. В самых критических случаях при неуплате земельного налога участок могут изъять у хозяина по решению суда.

Такой платеж именуется земельным налогом, и порядок его уплаты различается в зависимости от плательщика. Для обычных граждан процедура уплаты в разы проще, поскольку в последнем случае каждому плательщику налоговая направляет извещение и сумму уплаты .

Если вы хотите подарить дом с земельным участком, то должны быть готовы к сбору пакета документов. Какие бумаги необходимо подготовить, вы узнаете, прочитав .

Начисляются ли пени на авансовые платежи по земельному налогу при несвоевременной уплате

Единственным видом ответственности за несвоевременное внесение организацией авансового платежа, является пеня .

Порядок ее начисления определен статьей 75 НК РФ. И в основном все муниципалитеты принимают соответствующие положения, которые закрепляют обязанность платить пени в случае .

Поэтому налогоплательщику, просрочивший уплату авансового платежа, начисляется за каждый день просрочки начиная со дня, который следует за последним днем, когда нужно было внести сумму аванса за земельный налог.

Размер пени стандартный – это процент от неуплаченной суммы авансового платежа.

Существует несколько вариантов для оплаты пени:

  • вместе с авансовым платежом;
  • отдельно, уже после уплаты налога;
  • принудительное взыскание с банковских счетов организации или за счет другого имущества налогоплательщика.

Юридическим лицам необходимо помнить, что штрафы за невнесение авансовых платежей не устанавливаются.

Что нужно знать, изучив вопрос об авансовых платежах, уплачиваемых в счет налога за землю:

  1. Они подлежат уплате, только если правило об этом установлено в соответствующем положении на уровне муниципального образования.
  2. Обязанность вносить авансовые платежи возложена только на юридических лиц.
  3. За неуплату авансов в качестве меры ответственности применяется только пеня.

Компаниям, владеющим земельной собственностью, важно знать сроки уплаты по земельному налогу в 2018 году, а также сроки для оплаты авансовых платежей. Это местный налог, срок уплаты по нему устанавливает региональная администрация, поэтому в разных районах они будут разные. Чтобы не пропустить платеж, посмотрите нашу инструкцию.

Сроки уплаты по земельному налогу в 2018 году

Прежде чем говорить о сроках уплаты по земельному налогу в 2018 году, сделаем одно важное разъяснение. Нормы по земельному налогу, в том числе и сроки его уплаты, и возможность оплаты авансовых платежей целиком и полностью регулируются нормативными правовыми актами представительных органов регионов РФ (п. 1. ст. 387 НК РФ).


Иными словами, на каждой территории Российской Федерации существуют свои сроки уплаты по земельному налогу. А также свои сроки по уплате авансовых платежей, если таковые имеются, и свои налоговые ставки, как для юридических, так и для физических лиц.

В городах федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей в 2018 году устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

Все постановления местной администрации относительно сроков уплаты земельного налога в 2018 году должны подчиняться правилам, которые мы собрали в эту таблицу.

Статус лица

Срок уплаты налога на землю

Компания, юридическое лицо

Срок не может быть установлен ранее срока сдачи декларации по земельному налогу – 1 февраля 2018 года;

Индивидуальный предприниматель

Сроки указаны в извещении из ИФНС, но не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным (за 2017 г. срок до 1 декабря 2018 года).

Физическое лицо

Сроки уплаты авансов по земельному налогу в 2018 году

Сроки уплаты авансовых платежей также подчиняются общему порядку относительно земельного налога. То есть, и их тоже регулируют местные власти.

Важно! Представители региональной администрации вправе вообще отменить уплату авансов по земельному налогу. В этом случае организации должны будут внести деньги за землю за целый год сразу.

Но если в вашей местности существует практика авансовых платежей по налогу на землю, то правила оплаты авансов такие:

  • Авансы за землю вносятся ежеквартально.
  • Срок уплаты устанавливает местная администрация. Чаще всего, но не обязательно, это месяц, следующий за отчетным кварталом.
  • Аванс платится из расчета ¼ от общей суммы налога.
  • В конце года организации вычитают из общей суммы налога на землю авансовые платежи, и производят окончательный расчет не ранее 1 февраля будущего года.

Внимание! Авансовые платежи могут быть установлены только для организаций, являющихся юридическими лицами. Бизнесмены и физические лица платят налог раз в год, согласно полученному уведомлению из отделения ФНС.

Чем различается срок уплаты налога и авансовых платежей по земельному налогу

Разница в сроках уплаты земельного налога и авансовых платежей между территориальными образованиями может быть существенной. Например:

Регион

Налог на землю за 2018 год

Авансы по налогу на землю в 2018 году

Санкт-Петербург

Севастополь

Нижний Новгород

До 10 числа второго месяца квартала следующего за отчетным

Новосибирск

Последнее число месяца, следующего за отчетным кварталом

Ниже мы расскажем вам, где и как можно узнать сроки уплаты налога и аванса по нему в своем регионе.

Как можно узнать сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему в 2018 году по своему региону

Наверняка у налогоплательщиков по земельному налогу возникал вопрос, если сроки уплаты устанавливает муниципальная власть, то где их можно найти. На самом деле все достаточно просто. Есть два способа:

  1. Обратиться в отделение ФНС той местности, где находится ваша земельная собственность;
  2. Зайти на сайт ФНС РФ, где можно воспользоваться специальной сервисам по налоговым вопросам.

Второй способ предпочтительнее, так как он позволяет не только узнать точные сроки уплаты налога на землю и авансов по нему за любой период именно в вашей местности, но и выяснить ставку налога и льготы.

Сервис находится на официальном сайте ФНС России и называется «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Вам откроется окошко официальной службы ФНС, где нужно будет из предложенного списка выбрать свой регион, а также год уплаты налога, который вас интересует. После чего жмете кнопку «найти».

Сервис откроет для вас список нормативных документов по муниципальным образованиям вашего региона. Остается только найти нужный вам документ, кликнуть по нему и вы получите всю интересующую вас информацию.

Вот как это выглядит это для Москвы и Санкт-Петербурга.

Вставить: Образец 1 сроки уплаты земельного налога

Вставить: Образец 2 сроки уплаты земельного налога

Текст: земельный налог срок уплаты

Будьте внимательны! В 2018 году нужно не только вовремя заплатить полностью налог на землю, но и сдать декларацию по земельному налогу.

Для организаций, являющихся юридическими лицами, существует только один способ уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему в 2017 году – это банковский перевод.

ИП и физики могут перечислять налог любым удобным для них способом:

  • через сайт ФНС РФ;
  • через интернет-сервисы, типа госуслуги и т.д.
  • с помощью специальных мобильных приложений;
  • путем оплаты наличными в банке.

Авансовые платежи по земельному налогу в 2019 году для юридических лиц устанавливаются областными органами власти в каждом уголке страны. Муниципалитеты устанавливают не только их величину, но и сроки внесения платежей. В каждом регионе они могут отличаться.

Налоговый кодекс закрепляет за муниципалитетами районов права устанавливать налог на землю, а также определять конкретный регламент, регулирующий его уплату и исчисление. Бухгалтер на предприятии должен найти решение городского совета в регионе расположения юридического лица и выяснить, должен ли он платить деньги, и в каком размере. Решение муниципалитетов обязательно должно быть задокументировано и официально принято, только тогда появляется необходимость его исполнения.

На информационном портале ФНС РФ, в отделе под названием «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», можно узнать интересующие сведения. Например, найти номера и даты принятия документов в каждом регионе. Также там будет обозначаться орган, который принял документ.

Налоговый кодекс устанавливает связь между периодами и обязательной оплатой авансовых взносов. Когда муниципалитет установил квартальные отчетные периоды, то собственники участков должны оплатить три квартальных перевода. Более точная информация может быть закреплена в решении местного органа. Размер авансового взноса по земельному налогу для юридического лица различен от того, который установлен для физических лиц.

КБК – код бюджетной классификации, он имеет прямое отношение к территориальному расположению участка, в отношении которого необходимо произвести оплату. В 2019 году КБК таких взносов не изменялся.

Плательщики обязаны правильно указывать КБК, чтобы денежные средства поступали в бюджет определенной территории вовремя. Код бюджетной классификации для различных типов поселений, регионов и городских округов разный.

Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу на владение и пользование землей необходимо узнать, посетив налоговую службу в регионе нахождения участка.

В Налоговом кодексе России определен промежуток времени, в который обязательно нужно представить декларацию по взносам на землю. Этим днем является 1 февраля календарного года, следующего сразу за отчетным.

Исходя из этого, сроки по уплате денег по земельному налогу для юридических лиц не могут быть установлены раньше 01.02.2018, сроки по уплате авансовых платежей по земельному налогу за 2019 год могут быть определены во время отчетного года. Опираясь на установленный, на федеральном уровне порядок, муниципалитеты районов определяют сроки сдачи документации по уплате.

Читайте также Расчет суммы и льготы на уплату налога на имущество физических лиц

Например, если фирмы имеют участки в г. Москва, то они обязаны уплачивать авансовые взносы не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом. Промежутки для перевода денежных средств:

  • за 1 квартал 2019 года – 2 мая (из-за праздников и выходных);
  • за 2 квартал 2019 года – 31 июля и т.д.

Местные власти вправе устанавливать время оплаты предоплаты на каждой территории.

Этим занимаются законодательные власти в таких городах:

  • Севастополь;
  • Москва;
  • Питер.

Размеры обязательных взносов, как и срок уплаты, определяются решениями местных органов власти регионов на территории России. Они не имеют права выходить за рамки того предела, который установлен на федеральном уровне, то есть превысить границу верхнего предела величины суммы на земельный налог, нельзя.

Для решения определения величины на земельный налог, в каждом регионе должны быть взяты те величины, которые обозначены в Налоговом Кодексе РФ. Так, например:

  • земли, которые отнесены к сельскому хозяйству (на них присутствуют здания жилого назначения, а также подсобное хозяйство) – ставка составляет 0,3% от кадастровой цены;
  • земли, используемые для не сельскохозяйственной цели – ставка 1,5 от величины кадастровой стоимости.

Ранее земельный налог, его величина, рассчитывалась из балансовой денежной стоимости участка, то с 1 января 2019 года, опираться следует на кадастровую стоимость. Это новшество применяется только к 29 регионам в России, а не во всей стране. На каких именно территориях оно было введено, можно узнать, обратившись в соответствующую службу или посмотреть информацию на сайте.

Важно! Земельный налог в каждом уголке страны зависит от целевого предназначения земли. Для юридических лиц, в зависимости от того, как они используют территорию участка, будет определена сумма взноса и предоплаты.

  • в отношении налога, начисленного за год, раньше 1 февраля года, следующего за отчетным (ст. 397 НК РФ).

Последний срок перечисления налога (авансового платежа) может выпасть на нерабочий день. В таком случае перечислите налог (авансовый платеж) на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Внимание: если налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:

Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения на перечисление задолженности (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России, в день проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной(п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Внимание: если неуплата налога выявлена по результатам проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) или к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).

Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога по статье 122 Налогового кодекса РФ составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что неуплата произошла вследствие умышленного занижения налоговой базы или других неправомерных действий (бездействия), то штраф возрастет до 40 процентов.

Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме того, если недоимка возникла из-за того, что в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

  • если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут быть признаны не только руководитель и главный бухгалтер организации (иные сотрудники, уполномоченные подписывать отчетность, перечислять налоги и сборы), но и другие лица, содействовавшие совершению преступления (пособники и подстрекатели). Например, бухгалтеры, умышленно искажавшие первичные документы, или налоговые консультанты, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Куда платить налог

Земельный налог и авансовые платежи по нему платите по местонахождению земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ).

Ситуация: куда платить земельный налог, если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований?

Налог нужно платить в бюджеты разных муниципальных образований по местонахождению каждой части земельного участка.

По общему правилу земельный налог и авансовые платежи по нему нужно перечислять в бюджет по местонахождению участка (п. 3 ст. 397 НК РФ). Поэтому, если участок находится на территории нескольких муниципальных образований, земельный налог по каждой части участка перечислите в бюджет того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Оформление платежного поручения

Платежные поручения на перечисление земельного налога оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Пример расчета земельного налога для уплаты в бюджет

ЗАО «Альфа» зарегистрировано в г. Москве. Ему принадлежит на праве собственности земельный участок, находящийся в г. Нижнем Новгороде.

По местонахождению участка организация зарегистрирована в налоговой инспекции как плательщик земельного налога. Ей присвоен КПП - 526201001. Кадастровый номер земельного участка - 11:43:137522:0008, его кадастровая стоимость, доведенная до организации, - 3 660 000 руб.

Ставка земельного налога, установленная в г. Нижнем Новгороде в отношении данной категории земли, составляет 1,25 процента. Срок уплаты земельного налога - не позднее 20 февраля 2014 года. Уплата авансовых платежей по земельному налогу в г. Нижнем Новгороде не предусмотрена.

Бухгалтер рассчитал земельный налог за 2013 год так:
3 660 000 руб. × 1,25% = 45 750 руб.

5 февраля 2014 года бухгалтер перечислил по реквизитам налоговой инспекции сумму рассчитанного налога (45 750 руб.).

Уплата налога при ликвидации организации

Если организация ликвидируется, обязанность по уплате земельного налога исполняет ликвидационная комиссия (п. 1 ст. 49 НК РФ). Она составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются все обязательства организации.

Задолженность по налогам погашается только после того, как будут погашены:

  • задолженность людям, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • долги по выплате авторских вознаграждений, выходных пособий и зарплаты сотрудникам;
  • задолженность перед залогодержателями (за счет средств от продажи предмета залога).

Это следует из пункта 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ и статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

Уплата налога при реорганизации

При реорганизации перечислить земельный налог должна организация, возникшая в результате:

  • слияния (п. 4 ст. 50 НК РФ);
  • преобразования (п. 9 ст. 50 НК РФ);
  • присоединения к себе реорганизованной организации (п. 5 ст. 50 НК РФ);
  • реорганизации в форме разделения (п. 6 ст. 50 НК РФ).

В последнем случае сумму земельного налога должна перечислить организация, на которую разделительным балансом возложена обязанность по уплате этого налога. Если разделительный баланс не позволяет определить ее, то по решению суда организации, возникшие при реорганизации в форме разделения, платят налог солидарно. Такой порядок вытекает из пункта 7 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Налоговым периодом по земельному налогу для реорганизованной организации признается период с начала года до дня завершения реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ). Поэтому рассчитанная по завершающей декларации сумма признается не авансовым платежом, а налогом. Так как при реорганизации сроки уплаты налогов не изменяются (п. 3 ст. 50 НК РФ), правопреемник должен перечислить земельный налог в срок, установленный местным законодательством (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Отсутствие государственной регистрации прав на земельный участок, перешедший к правопреемнику, не освобождает его от исполнения обязанности по уплате земельного налога. Права и обязанности реорганизованной организации переходят к правопреемнику либо на основании передаточного акта, либо на основании разделительного баланса. Поскольку такой порядок предусмотрен непосредственно статьей 58 Гражданского кодекса РФ, правопреемник становится плательщиком земельного налога с момента принятия земельного участка к учету. Даже если его право на участок еще не зарегистрировано. Правомерность такого подхода подтверждается пунктом 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54 и письмом Минфина России от 23 марта 2012 г. № 03-05-05-02/66.