Промышленная революция определение. Промышленная революция в XIX веке

Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века . Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот французским экономистом Жеромом Бланки .

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией , началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Причины промышленного переворота

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVI века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки .

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных британских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии , способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития . В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании , Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции , Пруссии , США .

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс , главными факторами промышленной революции в Англии были следующие :

  • формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
  • высокий уровень развития торговли;
  • формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
  • широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
  • развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
  • развитие науки.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности» .

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

Прядильная машина С.Кромптона, 1779 г.

Инновации

Успех промышленной революции в Великобритании был основан на нескольких инновациях , появившихся к концу XVIII в.:

  • Текстильная промышленность - прядение нити из хлопка на прядильных машинах Р.Аркрайта (1769), Дж. Харгрейвза и С. Кромптона. Впоследствии сходные технологии были применены для прядения нити из шерсти и льна .
  • Паровой двигатель - изобретенная Дж. Уаттом и запатентованная им в 1775 г. паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780-х она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна.
  • Металлургия - в чёрной металлургии кокс пришел на смену древесному углю , так же, как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди . Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах , но и для получения ковкого чугуна , в том числе при пудлинговании , изобретенном Генри Кортом в 1783-1784 годах.

История промышленной революции

Наиболее известная из ранних паровых машин разработка Дж. Уатта была предложена в 1778 г. Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Ещё более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Уатта стало возможно преобразование поступательного движения поршня во вращательное, то есть двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 г. фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Ещё 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи .

В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось.

Текстильная промышленность

Ткацкая фабрика в городе Реддиш, Великобритания

В начале XVIII в. британская текстильная промышленность ещё была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии .

Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу . В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 г. близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик . Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона , оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 г. В 1771 г. в Кромфорде, Дербишир , начала работать прядильная фабрика Аркрайта , который поощрял изобретательство, и его машины были усовершенствованы, теперь они приводилась в движение водяным колесом . Кроме того, теперь кроме шерсти на новых машинах стало возможно обрабатывать и растительное волокно, импортируемое из Америки. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а ещё через 10 лет - 150 прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин - для шерстяных фабрик. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

Машиностроение

В средневековой Европе изготовлением механизмов занимались мастера часовых дел и изготовители навигационных и научных инструментов. Детали часовых механизмов даже использовали при изготовлении первых прядильных станков. Многие детали изготавливали из дерева плотники , поскольку металл был дорог и труден в обработке.

С появлением все возрастающего спроса на металлические детали прядильных станков, паровых машин, а также сеялок и других механизмов, введенных в употребление в британском сельском хозяйстве с начала XVIII в. , были изобретены токарные станки , а в первой половине XIX в. фрезерный и другие станки для металлообработки .

Среди других ремесел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозеф Брама . Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.

Металлургия

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, и это потребовало развития металлургии . Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля , использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс . Его ввел в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.

С 1709 г. в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи . Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что её стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750-х годах сын Дарби построил ещё несколько домен, и к этому времени его изделия были ещё и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.

Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования . Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII в. позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и российского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Транспорт

Огромное значение имело появление железных дорог . Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком . В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон , который в - гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону , открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Химикаты

Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна ещё в средние века, но получали её из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы , в стеклянных сосудах. В 1746 г. Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.

Другой важной задачей было производство щелочных соединений . Метод промышленного производства карбоната натрия был разработан в 1791 г. французским химиком Никола Лебланом . Он смешивал серную кислоту с поваренной солью и получаемый сульфат натрия нагревал со смесью известняка и угля . Смесь продуктов реакции обрабатывали водой, из раствора получали карбонат натрия, а нерастворимые вещества (известняк, уголь и сульфид кальция) отбрасывали. Хлороводород поначалу также загрязнял атмосферу производственных помещений, но позже его научились использовать для получения соляной кислоты. Метод Леблана был прост, дешев и давал значительно более доступный продукт, чем ранее использовавшийся метод получения соды из золы растений .

Карбонат натрия использовали во множестве производственных процессов, в том числе для изготовления мыла, стекла, бумаги, а также в текстильной промышленности. Серная кислота кроме производства соды также находила применение для удаления ржавчины с металлических изделий и в качестве отбеливателя для тканей. Лишь к началу XIX в. Чарльз Теннант и Клод Луи Бертолле разработали более эффективный отбеливатель на основе хлорной извести . Фабрика Теннанта по производству нового отбеливателя в течение длительного времени оставалась крупнейшим в мире химическим предприятием.

В 1824 г. британский каменщик Джозеф Аспдин запатентовал химический процесс производства портландцемента . Он заключался в спекании глины с известняком . Далее смесь перемалывали в порошок, смешивали с водой, песком и гравием , в результате чего получался бетон . Через несколько лет инженер Марк Изамбар Брюнель применил бетон для строительства первого в мире водонепроницаемого тоннеля под рекой Темзой , а в середине XIX в. его использовали для сооружения современной городской канализации.

Газовые фонари

Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мердоку. Он изобрел процесс получения светильного газа путем пиролиза каменного угля , а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812-20 гг. Вскоре большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах, ранее зависевших от освещения сравнительно дорогостоящими свечами и масляными лампами.

Промышленный переворот в России

В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания привело к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности . Произошел демографический взрыв . За 13 веков (с VI по XIX век) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914 годы) число европейцев возросло до 460 млн человек.

По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию».

Образование

Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространенным, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция , отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажеры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.

Другим способом распространения знаний были философские общества и кружки, члены которых, в частности, изучали «натуральную философию », как тогда называли естественные науки и её практические приложения . Некоторые общества публиковали отчеты о своей деятельности, на основе которых позже возникли научные журналы и прочие периодические издания, в том числе энциклопедии .

Средневековые университеты в ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.

См. также

Литература

  • Потемкин Ф. В. Промышленная революция во Франции. От мануфактуры к фабрике (М.: Наука. 1971)

Ссылки

  • Дмитрий Травин. Отар Маргания. Европейская модернизация
  • Н.Розенберг, Л. Е. Бирдцелл, мл. Как Запад стал богатым
  • Хобсбаум Э. Век Революции. Европа 1789-1848

Примечания

  1. Это является одним из аргументов сторонников теории первоначального накопления .
  2. Хикс дж. Теория экономической истории . М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2003. С.184-188; Hicks J. A Theory of Economic History. Oxford, 1969, pp. 145-166
  3. То есть он считает экономические и социальные факторы основными и главными причинами промышленной революции в Англии
  4. То есть он не считает технические изобретения основной и главной причиной промышленной революции в Англии.
  5. Вопросы экономики, № 8, 2008, «В поисках институциональных характеристик экономического роста», стр. 17
  6. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York - London, 1980 pp. 233, 266; Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603-1763. New York, 1984 pp. 166, 184
  7. J-F.Bergier. The Industrial Bourgeoisie and the Rise of the Working Class 1700-1914. Fontana Economic History of Europe, ed. by C.Cipolla. Vol. III, Glasgow, 1978, pp. 412-413; Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 199-201
  8. Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 139, 179
  9. Более подробное изложение этого взгляда экономических историков на причины Промышленной революции содержится в книге: Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010, главы XII, XIV-XVII
  10. Eric Bond, Sheena Gingerich, Oliver Archer-Antonsen, Liam Purcell, Elizabeth Macklem The Industrial Revolution – Innovations . Industrialrevolution.sea.ca (17 февраля 2003). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 30 января 2011.
  11. Hulse, David H: The Early Development of the Steam Engine; TEE Publishing, Leamington Spa, U.K., 1999 ISBN 1-85761-107-1
  12. L.T.C. Rolt and J. S. Allen, The Steam engine of Thomas Newcomen (Landmark, Ashbourne, 1997), 44.
  13. Rolt and Allen, 145
  14. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6.ГЛАВА VI.ДВОРЯНСКО-МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И БУРЖУАЗНО-РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 20-х ГОДОВ XIX В.

Индустриализация в корне изменила мир. Новые источники энергии позволили осуществить механизацию; были разработаны средства коммуникации и транспортные средства.

Причины индустриализации

Ускоренному развитию индустриализация в Европе XIX века способствовали многие факторы. Вследствие развития крупных империй, особенно Британской империи, в Европе появились мощные торговые возможности. Растущие рынки экспорта способствовали увеличению производительности труда, постепенно начали строиться современные фабрики. Ускорению промышленного развития в Великобритании способствовало существенное расширение империи в XVIII столетии. К концу XVIII и началу XIX века такие государства, как Бельгия и Германия, также приступили к созданию промышленного производства. Индустриализация захватывала все новые области, от Англии до Северной и Западной Европы, позже она перешагнула Атлантику и достигла восточного побережья США.

Этому процессу способствовало интенсивное развитие естественных наук и техники. Вероятно, одним из самых важных изобретений того времени можно назвать использование силы пара, который приводил в движение машины на фабриках. Для выработки пара требовался уголь, а некоторые из сильнейших индустриальных регионов Европы располагались вблизи обширных залежей угля. Великобритания и получала выгоду от угольных шахт в Южном Уэльсе, Мидланде и Северной Англии. В Германии угольная промышленность была развита, прежде всего, с его глубокими угольными пластами, широко протянувшимися на север.

Кроме того, промышленные регионы получали выгоду от близости к важнейшим транспортным путям и торговым маршрутам, таким как реки, канал или море. К примеру, во Франции для транспортировки угля идеально подходили реки Мозель и Марна, а Марсель, расположенный в Провансе, открывал доступ к Средиземному морю.

Первая фотография места (около 1850 года), где позднее был построен крупный город Солт-Лейк-Сити. Слева: На гравюре 1883 года показана работница (и бригадир) на английской хлопкопрядильной фабрике.

Преимуществом Великобритании было то, что на относительно узком острове все города располагались недалеко от моря. Кроме того, сеть водных путей, состоящая из рек и каналов, представляла простой путь транспортировки сьфья и готовой продукции. Такое же большое значение имели реки Северной Германии и Бельгии. Наряду с удобным географическим положением, большую роль играло обеспечение рабочей силой, которая использовалась на фабриках.

Вследствие длящейся годами приватизации общинных земель многие жители сельских районов Великобритании были вынуждены отправиться в города на поиски работы. На европейском континенте бегство из деревень в большие города началось немного позднее. Крупные портовые города, такие как Ливерпуль, Марсель, Гамбург и Роттердам, быстро превратились в крупные промышленные центры.

Влияние индустриализации

Возникновение индустриального общества полностью изменило мир. В начале XX столетия страны с высокой степенью индустриализации были не только экономически, но и политически сильными государствами. Господствующие нации Германии, Франции, Великобритании, Японии и США опирались на развитую экономику своих стран. Индустриализация в сочетании с капиталистическим укладом экономики создала чрезвычайно эффективный и продуктивный инструмент поддержки и финансирования государства. В ходе XX столетия капиталистические демократии, ориентированные на рыночную торговлю, превратились в богатейшие страны мира.

В XIX столетии непосредственное влияние индустриальной революции не всегда имело положительные последствия. Вследствие урбанизации городов и притока бедных слоев населения многие почувствовали ухудшение жизненных условий. Появился голод и болезни. Дистанция между владельцами фабрик (капиталистами), которые с целью получения выгоды хотели максимально снизить затраты, и низкооплачиваемыми и угнетенными рабочими (пролетариатом) порождала классовые конфликты. Плохие жизненные условия повсюду в Европе XIX века оказали влияние на таких философов, как Карл Маркс, который в 1848 году опубликовал «Коммунистический манифест». Индустриализация обусловила не только социальные, но и политические изменения. Появление коммунизма как оппозиции капитализму привело к фундаментальным изменениям в некоторых странах. Особенно показательным был переворот в России - Великая Октябрьская революция.


Английский физик Майкл Фарадей, открывший электромагнетизм и тем самым заложивший основы динамомашины и электрического генератора.

Паровая машина

Паровые машины внесли большой вклад в индустриализацию, так как они вырабатывали энергию для привода насосов, локомотивов и пароходов.

Вырабатываемый в машине пар под давлением поступает в турбину или поршень и приводит их в движение. Это движение передается на колеса машины. Хотя датой этого изобретения и считают 1698 год, потребовалось произвести множество доработок, прежде чем в 1802 году пароход впервые оснастили паровой машиной. Улучшением паровой машины мы обязаны шотландцу Джеймсу Уотту. Уотт родился в 1732 году и посвятил всю жизнь усовершенствованию паровой машины, вследствие чего в эпоху индустриальной революции ее стали применять в качестве источника энергии и привода. Уотт изобрел отдельную камеру для конденсации пара и тем самым увеличил коэффициент полезного действия машины. Барометр, центробежный регулятор и маховик тоже являются его изобретениями. Одна из паровых машин, построенная Уоттом, была установлена на первом экспериментальном пароходе «Клермонт», построенном в 1807 году на Гудзоне.

Железная дорога

Создание железных дорог с паровозами было существенным вкладом в индустриализацию. Простые виды железной дороги функционировали в Великобритании еще в XIX веке. По примитивной колее из камня и железа лошади тащили вагонетки в каменоломни и рудники. Паровая машина коренным об- разом изменила ситуацию. Шахтер Ричард Тревитик из Корнуэлла в 1804 году стыковал паровую машину и вагонетку с опрокидывающимся кузовом. Вдохновленный этим результатом Джордж Стефенсон создал первый работающий паровой локомотив, который мог тянуть вагоны. Открытая в 1830 году между Лондоном и Ливерпулем первая железная дорога произвела настоящий фурор в строительстве железных дорог. Наконец, вмешалось британское государство и в 1850 году стандартизировало колею, которая к тому времени имела до десяти вариантов ширины. Так Британия стала первой страной, получившей в свое распоряжение исправно функционирующую национальную сеть железных дорог. Теперь везде в Европе строились железные дороги, которые соединяли отдаленные области и способствовали интеграции экономики.

Текстильная индустрия

Фабрики, оснащенные машинами, стали производственными центрами национальной промышленности. Параллельно с ростом механизации процессов производства и быстрым ростом производительности труда везде в Европе возникали гигантские фабрики, оснащенные машинами которые обслуживались бесчисленным количеством рабочих. Революционные успехи в развитии текстильного производства были достигнуты благодаря использованию первой прядильной машины, приводимой в движение водой, изобретенной Аркрайтом в 1769 году, и изобретению работающего от пара механического ткацкого станка, автором которого был Картрайт в 1792 году. В Америке Эли Уитни в 1793 году разработал волокноотделитель для автоматического отделения хлопчатобумажного волокна от семени. Связанное с этим увеличение объема вырабатываемого хлопка-сырца стало причиной падения цен и роста спроса. В середине XIX столетия Америка производила три четверти всего мирового объема хлопчатобумажных тканей. Большое количество этого товара поступало из южных штатов и далее в Англию и Новую Англию для дальнейшей переработки. На фабриках производили не только дешевую одежду, но также посуду, стеклянные товары, часы - всё, что являлось предметом спроса.

Телеграф

Процветающая экономика зависела от средств связи, и повсюду в Европе в XIX столетии возникли почтовые системы. Около 1875 года был организован Всемирный почтовый союз, чтобы осуществлять почтовую переписку с другими странами. Однако лишь с созданием телеграфа появилась возможность осуществлять непосредственную и мгновенную связь с удаленными объектами. В 1837 году в Лондоне впервые был опробован электрический телеграф, и в 1838 году Самюэль Морзе запатентовал в Америке изобретенный им телеграф.

После успешной прокладки первого подводного кабеля между Северной Америкой и Европой в 1866 году стала возможна трансатлантическая телефонная связь.

Электричество

В 1831 году Майкл Фарадей продемонстрировал эффект преобразования электрической энергии в механическую. Открытый им электромагнетизм послужил основой для разработки динамомашины и электрогенератора. В 1837 году он создал динамо-машину с повышенной электрической мощностью, и техника, которая вначале была почти недоступной и весьма дорогой, постепенно завоевала популярность. До начала XX столетия люди научились вырабатывать относительно дешевое электричество только за счет энергии движения воды. В горных районах Италии, где угля не было, большинство фабрик работали от электричества, вырабатываемого генераторами, получающими питание от движения воды. Во Флоренции в 1890 году были пущены в эксплуатацию первые трамваи на электрической тяге. В 30-е годы XX столетия почти вся Европа была электрифицирована, а такие государства, как Россия, в которой в XIX столетии развитие индустриализации шло скорее замедленными, чем ускоренными темпами, начали бурно развиваться.

Заводской цех одной из сталелитейных фабрик Круппа в Эссене, крупнейших оружейных кузниц Германской империи.

Оружие

Огнестрельное оружие начали создавать в XVI веке, и его роль постепенно возрастала. Следствием технологических инноваций XIX столетия стало быстрое изменение военного оружия. Изобретение пулемета повлекло за собой последующие изменения в производстве оружия. В 1862 году была изобретена пушка Гатлинга, которая быстро стреляла шариками и была первым огнестрельными оружием с автоматической дозарядкой. Впервые такое оружие нашло применение в Гражданской войне в Америке и позднее стало использоваться на флоте США. Изготавливаемые во Франции митральезы состояли из 37 связанных пучками ружейных стволов. В 1883 году в пулемете Максим, изобретенном одним американцем, впервые была использована энергия отдачи после выстрела для дозарядки патронов, что позволило производить целую серию выстрелов. Одним из величайших изобретателей оружия считается Альфред Крупп из Эссена, который превратил маленькое семейное предприятие в крупнейшее и самое успешное производственное предприятие Европы. Когда Крупп унаследовал фирму, на ней работало пять служащих. После его смерти в 1887 году на производстве уже было занято 20 тысяч человек - доказательство огромной потребности в оружии в XIX столетии.

Великая индустриальная революция, достижения и проблемы которой будут рассмотрены в статье, началась в Англии (середина XVIII века) и постепенно охватила всю мировую цивилизацию. Она привела к механизации производства, росту экономики и созданию современного индустриального общества. Тема рассматривается в курсе истории восьмого класса и будет полезна как ученикам, так и родителям.

Основное понятие

Развёрнутое определение понятия можно видеть на картинке выше. Впервые его применил экономист из Франции Адольф Бланки в 1830 году. Развили теорию марксисты и Арнольд Тойнби (английский историк). Индустриальная революция - это не эволюционный процесс, связанный с появлением на базе научно-технических открытий новых машин (некоторые существовали уже в начале XVIII века), а массовый переход на новую организацию труда - машинное производство на крупных фабриках, пришедшее на смену ручному труду мануфактур.

В книгах встречаются и другие определения этого явления, в том числе промышленный переворот. Он применим к начальному этапу революции, в ходе которой их выделяют три:

  • Промышленный переворот: появление новой отрасли - машиностроения и создание парового двигателя (с середины XVIII века - до первой половины XIX века).
  • Организация поточного производства за счёт использования химикатов и электричества (со второй половины XIX века - до начала XX века). Впервые этап выделил Дэвид Лэндис.
  • Использование в производстве информационно-коммуникационных технологий (с конца XX века - по настоящее время). В науке по поводу третьего этапа нет единого мнения.

Индустриальная революция (промышленный переворот): основные предпосылки

Для организации фабричного производства необходим ряд условий, главными из которых являются:

  • Наличие рабочей силы - людей, лишённых собственности.
  • Возможность реализации товара (рынки сбыта).
  • Существование богатых людей, имеющих денежные накопления.

Раньше всего эти условия сформировались в Англии, где после революции XVII века к власти пришла буржуазия. Изымание земли у крестьян и разорение ремесленников в острой конкуренции с мануфактурами создали огромную армию обездоленных, нуждающихся в заработках. Переселение бывших земледельцев в города привело к ослаблению натурального хозяйства. Если сельчане сами производили для себя одежду и утварь, то горожане были вынуждены их покупать. Вывозились товары и за границу, так как в стране было хорошо развито овцеводство. В руках буржуазии скапливались прибыли от работорговли, ограбления колоний и вывоза богатств из Индии. Индустриальная революция (переход от ручного труда к машинному) стала реальностью благодаря ряду серьёзных изобретений.

Прядильное производство

Промышленный переворот сначала коснулся хлопчатобумажной промышленности, наиболее развитой в стране. Этапы её механизации можно увидеть в представленной таблице.

Эдмунд Картрайт усовершенствовал ткацкий станок (1785), ибо ткачи уже не могли перерабатывать столько пряжи, сколько производили на фабриках Англии. Повышение производительности в 40 раз - лучшее подтверждение того, что наступила индустриальная революция. Достижения и проблемы (таблица) будут представлены в статье. Они связаны с возникшей необходимостью изобретения особой двигательной силы, не зависящей от близости воды.

Паровой двигатель

Поиск нового источника энергии был важен не только в но и в горной промышленности, где труд был особенно тяжёл. Уже в 1711 году была предпринята попытка создания парового насоса с поршнем и цилиндром, внутрь которого впрыскивалась вода. Это была первая серьёзная попытка применения пара. Автором усовершенствованного парового двигателя в 1763 году стал В 1784-м была запатентована первая паровая машина двойного действия, используемая на прядильной фабрике. Введение патентов сделало возможным защиту авторских прав изобретателей, что способствовало их мотивации к новым достижениям. Без этого шага вряд ли была возможна индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица представлена на картинке ниже) показывают, что паровой двигатель способствовал промышленному перевороту в развитии транспорта. Появление первых паровозов на гладких рельсах связано с именем Джорджа Стефенсона (1814), лично управлявшего в 1825-м поездом из 33 вагонов на первой в истории железной дороге для граждан. Её маршрут протяжённостью в 30 км соединил Стоктон и Дарлингтон. К середине века вся Англия была опоясана сетью железных дорог. Чуть раньше американцем работавшим во Франции, был испытан первый пароход (1803).

Успехи машиностроения

В представленной выше таблице следует выделить достижение, без которого была бы невозможна индустриальная революция - переход от мануфактуры к фабрике. Это изобретение токарного станка, дающего возможность нарезать гайки и винты. Механик из Англии Генри Модсли совершил прорыв в развитии промышленности, фактически создав новую отрасль - машиностроение (1798-1800). Чтобы обеспечить станками работников фабрики, должны быть созданы машины, производящие другие машины. Вскоре появились строгальный и фрезерный станки (1817, 1818). Машиностроение способствовало развитию металлургии и добыче каменного угля, что позволило Англии наводнить другие страны дешёвыми промышленными товарами. За это она получила название «мастерской мира».

Коллективный труд с развитием станкостроения стал необходимостью. Сформировался работник нового типа - выполняющий только одну операцию и не способный произвести готовый продукт от начала до конца. Произошло отделение интеллектуальных сил от физического труда, что повлекло за собой появление квалифицированных специалистов, составивших основу среднего класса. Индустриальная революция - это не только технический аспект, но и серьёзные социальные последствия.

Социальные последствия

Главный результат промышленного переворота - создание индустриального общества. Его характеризуют:

  • Личная свобода граждан.
  • Рыночные отношения.
  • Техническая модернизация.
  • Новая структура общества (преобладание городских жителей, классовое расслоение).
  • Конкуренция.

Появились новые технические возможности (транспорт, связь), что повышало качество жизни людей. Но в погоне за прибылью буржуазия искала пути удешевления стоимости рабочей силы, что привело к повсеместному использованию труда женщин и детей. Общество раскололось на два противоборствующих класса: буржуазию и пролетариат.

Разоряющиеся крестьяне и ремесленники не могли устроиться на работу из-за недостатка рабочих мест. Виновниками они считали машины, заменившие их труд, поэтому размах получило движение против станков. Рабочие громили оборудование фабрик, что положило начало классовой борьбе против эксплуататоров. Рост банков и увеличение капиталов, ввозимых в Англию в начале XIX века, привёл к низкой платежеспособности других стран, что вызвало кризис перепроизводства в 1825 году. Это те последствия, которые вызвала индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица): итоги промышленного переворота

Таблица про индустриальные революции (достижения и проблемы) будет неполной без учёта внешнеполитического аспекта. Большую часть XIX века экономическое превосходство Англии было неоспоримым. Она господствовала на мировом торговом рынке, который стремительно развивался. На первом этапе конкуренцию ей составляла только Франция благодаря целенаправленной политике Наполеона Бонапарта. Неравномерность экономического развития стран можно увидеть на картинке ниже.

Второй этап революции: возникновение монополий

Технические достижения второго этапа представлены выше (см. картинку № 4). Главные среди них: изобретение новых средств связи (телефон, радио, телеграф), двигателя внутреннего сгорания и печи для выплавки стали. Появление новых источников энергии связано с открытием месторождений нефти. Это позволило впервые создать автомобиль на бензиновом двигателе (1885). На службу человеку пришла химия, благодаря которой стали создаваться прочные синтетические материалы.

Для новых производств (по разработке месторождений нефти, например), требовались значительные капиталы. Усилился процесс их концентрации путём объединения компаний, а также их сращивания с банками, чья роль значительно возросла. Появляются монополии - мощные предприятия, контролирующие как производство, так и сбыт продукции. Их породили индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица будет представлена ниже) связаны с последствиями возникновения монополистического капитализма. представлены на картинке.

Последствия второго этапа промышленной революции

Неравномерность развития стран и возникновение крупных корпораций привели к войнам за передел мира, захват рынков сбыта и новых источников сырья. За период с 1870 по 1955 год произошло двадцать серьёзных военных конфликтов. В две мировые войны было вовлечено огромное количество стран. Создание международных монополий привело к экономическому разделу мира при господстве финансовой олигархии. Вместо вывоза товара крупные корпорации начали вывозить капитал, создавая производства в странах с дешёвой рабочей силой. Внутри стран господствуют монополии, разоряя и поглощая более мелкие предприятия.

Но и много положительного несут индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица представлена в последнем подзаголовке) второго этапа - это овладение результатами научно-технических открытий, создание развитой инфраструктуры общества, приспособление к новым условиям жизни. Монополистический капитализм - самая развитая форма капиталистического способа производства, в котором все противоречия и проблемы буржуазного строя проявляются наиболее полно.

Итоги второго этапа

Индустриальная революция: достижения и проблемы (таблица)

Достижения Проблемы
Технический аспект
  1. Технический прогресс.
  2. Возникновение новых отраслей промышленности.
  3. Экономический рост.
  4. Вовлечение в мировую экономику менее развитых стран.
  1. Необходимость вмешательства государства в экономику (регулирование жизненно-важных отраслей: энергетической, нефтедобывающей, металлургической).
  2. Мировые кризисы экономики (1858 - 1-й в истории мировой кризис).
  3. Обострение экологических проблем.
Социальный аспект
  1. Создание развитой социальной инфраструктуры.
  2. Повышение значимости интеллектуального труда.
  3. Рост среднего класса.
  1. Передел мира.
  2. Обострение социальных противоречий внутри страны.
  3. Необходимость вмешательства государства в урегулирование отношений работников и работодателей.

Индустриальная революция, достижения и проблемы которой представлены в двух таблицах (по итогам первого и второго этапов), - величайшее достижение цивилизации. Переход к фабричному производству сопровождался техническим прогрессом. Однако риск военных и экологических катастроф требует того, чтобы развитие современных технологий и использование новых источников энергии находились под контролем гуманистических общественных институтов.

Трудно перечислить все блага, которые дает нам технический прогресс: электричество, централизованное отопление, автомобили, компьютеры, Интернет - этот список можно продолжать и продолжать… А между тем, все эти удобства были бы невозможны без глобальных изменений, начавшихся пару столетий назад и получивших название промышленная революция.

Происхождение и значение термина

Что означает этот термин и откуда взялось такое громкое название? Авторство принадлежит французскому ученому Жерому Бланки, жившему в первой половине позапрошлого века. В его, да и в современном понимании промышленная революция - это переход от к индустриальному, в котором ведущую роль в экономике играет

Условно промышленную революцию делят на три этапа. На первом происходит постепенный переход от ручного труда к машинам. Эти машины приводятся в действие мускулами человека, но уже серьезно ускоряют процесс производства. На втором этапе появляется двигатель для этих механизмов - паровая машина, которая успешно использовалась в промышленном производстве до начала ХХ века. На третьем этапе производство машин становится массовым и возникает новая отрасль промышленности - машиностроение.

Этапы промышленной революции

Первой страной, в которой произошла промышленная революция, стала Англия. Почему именно она? Согласно одной версии, этому способствовало наличие колоний. Их эксплуатация позволила английским предпринимателям накопить достаточно средств, чтобы развивать промышленное производство. Другая версия утверждает, что дело не только в колониях. Они были не только у Англии - испанская корона захватила не меньшие территории, но никаких успехов в промышленности не показала. Дело в другом - к концу XVIII века (именно в это время начинается в английском обществе сложились благоприятные условия для развития промышленности. Во-первых, государство стало защищать частную собственность, и буржуазия могла не опасаться конфискаций. Во-вторых, высокого уровня достигла торговля, что позволяло без проблем сбывать промышленную продукцию. В-третьих, появилось достаточное количество наемных рабочих и исчез принудительный труд (никаких крепостных в Англии того времени уже не было). В сельском хозяйстве сложились рыночные отношения: земля стала товаром, а окончательно вытеснило натуральное. Крупные фермы не нуждались в большом количестве рабочих, и тем самым обеспечили дешевую рабочую силу для промышленности.

Таким образом, к первому этапу промышленной революции англичане были готовы. Оставалось только найти подходящие машины. Поскольку наибольшим спросом в то время пользовалась одежда, то и промышленная революция началась именно в текстильной промышленности. Ткач Джеймс Харгривс однажды наблюдал, как веретено, выскользнув из рук его дочери, по инерции продолжает прясть. Ему пришла простая мысль: а что, если сделать прялку, в которой веретено будет крутиться само? Так в 1765 г. появилась первая механическая прялка - «Дженни». В ней веретено помещалось на специальной каретке, скользившей по рельсам. Одновременно с движением каретки оно вращалось и наматывало нить. Такая прялка работала быстрее обычной еще и потому, что на каретку можно было поставить несколько веретен. Вскоре изобретение Харгривса стало на поток. Чуть позже обычный парикмахер Ричард Аркрайт создал прядильную машину, приводившуюся в движение водяным колесом. Это еще больше увеличило производство пряжи. Появился и механический Так завершился первый этап промышленной революции.

Для второго этапа не хватало универсального двигателя, который мог бы работать круглый год. И водяные колеса, и использовались повсеместно, но были очень ненадежны из-за погодных условий. И тут как нельзя кстати оказалось изобретение Джеймса Уатта - паровая машина. Собственно говоря, пар пытались приручить и до него, но эти изобретения были экономически невыгодными. В 1781 г. его труды увенчались успехом. Он смог создать машину, которая позволяла приводить в действие самые разные механизмы, и при этом обходилась относительно дешево ее владельцу. Вскоре изобретение Уатта начало свое победное шествие по Англии, а потом и по другим странам мира. Она смогла выйти за фабричные стены и покорить транспорт, а промышленная революция успешно вступила во второй этап своего развития.

Также повсеместное использование паровой машины дало начало третьему этапу промышленной революции, который способствовал превращению Англии в индустриальное государство. Машины охватывали все больше отраслей промышленности и спрос на них увеличивался. В результате возникла новая отрасль производства - машиностроение.

Промы́шленный переворо́т (промышленная революция) - исторический период перехода от мануфактуры к машинному производству. Начало промышленного переворота связано с изобретением рабочих машин и внедрением их в производство товаров, а завершение - с производством машин машинами, то есть развитием машинного производства, основанного на широком использовании машинной техники. Промышленный переворот дал толчок обобществлению производства; в условиях фабричной системы кооперативный характер процесса труда диктуется природой самого средства труда. Раздробленные процессы производства объединились в общественный производительный процесс. Революционные изменения в орудиях и в организации производства привели к переходу от доиндустриального общества к индустриальному обществу В 1760-1820-х годах промышленный переворот произошел в Великобритании. Затем до конца 19 века на путь промышленного переворота вступили США, Франция, Германия, Италия, Япония. В России начало промышленного переворота относится к первой половине 19 века, а завершение - к концу 1870-х - началу 1880-х годов.

Впервые понятие промышленного переворота начал применять в 1830-х годах французский экономист Адольф Бланки. С 1840-х годов термин стал использоваться марксистами . В первом томе «Капитала» Карл Маркс дал развернутый анализ революционных изменений средств производства, которые стали фундаментом капиталистического строя. Среди немарксистов понятие промышленного переворота получило признание в конце 19 века под влиянием британского историка Арнольда Тойнби. Вехами эпохи промышленного переворота стали: появление принципиально новых средств труда - машин (механизация производства); формирование нового типа экономического роста - переход от медленного и нестабильного к высокому самоподдерживающемуся росту; завершение формирования новой социальной структуры - превращение предпринимателей и наемных работников в основные общественные классы.

Сущность промышленного переворота

Исторические предпосылки развития машинной индустрии были созданы мануфактурной формой производства. Рост капиталистического производства влек за собой расширение как внутреннего, так и внешнего рынков, но оно наталкивалось на ограниченные возможности основанного на ремесленной технике мануфактурного производства. Промышленный переворот стал общеисторическим явлением, характерным для ряда стран, но вызревание предпосылок перехода от мануфактуры к машинной индустрии происходило неравномерно.
Лидером в этом плане выступила Великобритания , где промышленный переворот начался в 1760-х годах. Его начало связывают с изобретением в 1764-1765 годах британским ткачом Джеймсом Харгривсом механической прялки, которую он назвал в честь своей дочери Дженни. Прялка «Дженни» примерно в двадцать раз увеличила производительность труда прядильщика. Несмотря на сопротивление цехов, механическая прялка стала использоваться в Великобритании в 1770-1780-х годах практически повсеместно. К 1787 году в британской промышленности использовалось уже более 20 тысяч таких машин. Прялка «Дженни» приводилась в действие мускульной силой ткача, но в 1769 году Ричард Аркрайт, запатентовал прядильную машину непрерывного действия с водяным приводом. В 1775 году ткач Самуэль Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую высококачественную ткань.
Механизация отдельных операций порождала экономическую необходимость повышения производительности труда и в смежных операциях: так, с совершенствованием техники производства в хлопкопрядении обнаружилась диспропорция между прядением и ткачеством. В 1785 году был запатентован образец механического ткацкого станка, а в 1801 в Великобритании начала функционировать первая механическая ткацкая фабрика, насчитывавшая около 200 станков. Эти инновации обеспечили массовый выпуск дешевых и качественных хлопчатобумажных тканей фабричным путем, и Великобритания стала обеспечивать текстильными тканями все развитые страны мира. Внедрение в ткацкое производство новой техники ускорило механизацию ситцепечатного, красильного производств. Распространение машинной техники повлекло за собой упадок кустарного производства и разорение массы мелких товаропроизводителей.
Оснащение машин множеством одновременно действующих органов вызвало необходимость двигателя. С конца 1790-х годов в текстильной промышленности стал использоваться запатентованный в 1784 году паровой двигатель «двойного действия» Дж. Уатта. К 1810 году в Великобритании насчитывалось около 5 тысяч паровых машин. Рост промышленного производства и расширение рыночных связей потребовали совершенствования средств транспорта. В первой четверти 19 века начали функционировать пароходное сообщение и паровой железнодорожный транспорт.
Распространение машинной техники вступало в противоречие с ремесленной техникой изготовления самих машин. В процессе промышленного переворота выявлялось несоответствие между расширяющимся спросом на новые средства труда и ограниченными возможностями их мануфактурного производства. Это несоответствие было преодолено в результате массового внедрения машин в машиностроительное производство. С начала 19 века в промышленности начали использовать металлообрабатывающие станки, в том числе механические молоты и гидравлические прессы. Особенно большое значение имело изобретение британским механиком Генри Модсли в 1798-1800 годах токарного станка с механическим суппортом, который позволял нарезать винты и гайки стандартных размеров. Г. Модсли стал основателем технической стандартизации. Механизация производства машин позволила наладить поточное производство огнестрельного оружия.
Увеличивавшееся производство машинного оборудования и новых транспортных средств способствовало повышению спроса на металл . На протяжении 1788-1820 годов выплавка чугуна увеличилась примерно в шесть раз. Увеличению выпуска металла способствовал осуществлявшийся с 1780-х годов переход в металлургии к пудлингованию, обеспечивавший производство железа из чугуна с помощью минерального топлива. Механизация производства и дифференциация механических орудий труда создали условия для перехода от простой кооперации машин к системе машин, что представляет собой основной признак крупной машинной индустрии. В 1810-1820-х годах крупная машинная индустрия в Великобритании одержала победу над мануфактурой и ремесленным производством; страна стала промышленной державой, «мастерской мира». Рост производительных сил сопровождался обострением противоречий, присущих капиталистическому способу производства; в 1825 году в Великобритании разразился первый экономический кризис перепроизводства.
Вслед за Великобританией на путь развития крупной промышленности вступили США, Франция, Германия. Общие экономические условия для развития капиталистического производства в США сложились после победы в Войне за независимость (1775-1783). Техническому перевооружению хлопчатобумажной промышленности способствовало отсутствие цеховых ограничений и использование технического опыта британской промышленности. Массовое применение паровых двигателей и развитие машиностроения в северо-восточных штатах США пришлось на 1850-1860-е годы.
Первые шаги в механизации бумагопрядильного производства во Франции были сделаны 1780-х годах, однако переход от мануфактурного производства к использованию машин в ведущих отраслях промышленности занял многие десятилетия. В Италии промышленный переворот начался в 1840-х годах. Фабричное производство развивалось в северных районах страны. Победу над кустарным производством и мануфактурой машинная индустрия в Италии одержала в последней трети 19 века. В Германии развитие машинного производства ускорилось во второй половине 19 века, в 1850-1860-х годах начался бурный рост тяжёлой промышленности.
В Японии условия для развития капиталистического фабричного производства были созданы революцией Мэйдзи (1867-1868). В последних десятилетиях 19 века японские предприниматели использовали технический опыт западноевропейских стран и США, ввозя значительную часть машинного оборудования из-за границы. Японское правительство активно участвовало в учреждении и финансировании крупных промышленных предприятий, прямо или косвенно участвовавших в техническом перевооружении японской армии.
Превратив промышленность в главную отрасль общественного производства, промышленный переворот вместе с тем привел к ее отделению от земледелия и к росту крупных промышленных центров. Развитие машинной индустрии неизбежно влекло за собой ломку патриархальной замкнутости, увеличение подвижности населения. Рост капиталистического фабричного производства способствовал обострению противоречий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. Дальнейшая механизация производства вела к возникновению массовой безработицы.
По мере того, как крупная промышленность завоевывала господствующее положение в общественном производстве, увеличивалась доля рабочего класса в общей численности населения. В Великобритании к середине 1840-х годов около трех четвертей населения принадлежало к рабочему классу. С возникновением пролетариата началась его борьба за свои права. Такие средства экономической борьбы, как стачка, рабочий класс сочетал с политическими выступлениями. В 1830-1840-х годах в Великобритании получило развитие чартистское движение. В этот же период имели место выступления рабочего класса во Франции (Лионские восстания 1831 и 1834 годов) и Германии (восстание силезских ткачей 1844 года).

Социальные последствия

Изобретение машин не было новинкой эпохи промышленного переворота. Еще в античное время были известны механические приспособления, в том числе и на основе использования силы водяного пара. Попытки использования машин в мастерских ремесленников известны и в средние века. С технической точки зрения промышленная революция могла бы произойти гораздо раньше. Однако для нее должны быть подготовлены социальные условия. Для внедрения машин было необходимо ликвидировать средневековую цеховую систему, которая ограничивала рост производства и сбыта товаров, обеспечить защиту прав изобретателя.
В истории известны примеры репрессий против изобретателей. Так, в 1579 году в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Когда в 1733 году британский ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», то он подвергся преследованиям и был вынужден бежать во Францию. Ярким подтверждением средневекового страха перед машинами стало движение луддитов в Великобритании рубежа 18-19 веков, когда рабочие разбивали машины, «отнимающие хлеб у людей».
В середине 18 века в Великобритании были приняты специальные законы, защищающие исключительные права изобретателя на использование его открытия. В результате изобретатели (Аркрайт, Уатт, Фултон, Стефенсон) смогли стать предпринимателями, получили прибыль от использования своих патентов . Промышленный переворот качественно изменил темпы экономического роста. В доиндустриальных обществах экономический рост был неустойчив и невысок: периоды подъема экономики перемежались с периодами спада, в результате средний темп прироста колебался около нуля.
Марксисты рассматривали промышленный переворот с точки зрения изменения социальных характеристик процесса труда и структуры общества. Орудия труда приобрели такую форму существования, которая обусловила замену человеческой силы механизмами, а эмпирических рутинных приемов труда - сознательным применением научных знаний. После промышленного переворота коллективный (кооперативный) характер труда становится технической необходимостью. В доиндустриальных обществах производство зависело от индивидуальной квалификации работника и его физической силы. Поэтому процесс труда оставался индивидуализированным: крестьянин со своей семьей самостоятельно обрабатывал свой надел, ремесленник с немногими подмастерьями единолично трудился в мастерской.
Когда предприниматели организовывали совместный ручной труд работников на мануфактуре, то производительность труда росла незначительно, а потому мануфактуры не могли стать главной формой промышленного производства. Мануфактурный наемный работник всегда желал, накопив денег, стать самостоятельным ремесленником, поскольку обладал навыками и опытом для этого. Поскольку ручной труд требовал высокой квалификации и немалой физической силы, то активными работниками в докапиталистических обществах могли быть только мужчины, женщинам же оставались лишь второстепенные виды деятельности, не требующие ни особого мастерства, ни физической силы. Такое положение наемного работника называют формальным подчинением труда капиталу: работник сохраняет возможность порвать с наемным трудом.
Массовое внедрение машин внесло принципиальные изменения в организацию труда, а тем самым в социальную структуру общества. Фабричное производство, основанное на кооперации машин, формировало работника принципиально нового типа. От него не требовалось умение изготавливать своими руками от начала до конца товар , а выполнять у машины однообразные операции, работая бок о бок с другими наемными работниками. В результате, даже накопив денег, наемный работник не мог стать самостоятельным производителем, поскольку его навыки делали его «винтиком» единого трудового коллектива, управляемого предпринимателем. Это обстоятельство является реальным подчинением труда капиталу, когда наемный работник не может вернуться в число самостоятельно занятых. Предприниматели (капиталисты) и наемные работники (пролетарии) становятся главными общественными классами. Машинное производство, упрощающее трудовые операции, позволило вовлечь в процесс труда не только взрослую мужскую рабочую силу, но также женщин и детей. В конце 18 - начале 19 века произошло уменьшение средней зарплаты работников за счет вовлечения женского и детского труда. Техническое подчинение рабочего создало на начальной стадии развития капитализма казарменную дисциплину труда.