Мировой рынок синтетических каучуков. Страны-лидеры по производству важнейших сельскохозяйственных растений

Одной из основных черт, характеризующих современный уровень развития цивилизации, является повсеместное использование автомобильного транспорта. За последние 15 лет общемировое производство автомобилей выросло более чем в полтора раза, превысив значение 80 миллионов машин в год. Соответствующими темпами происходило и развитие индустрии автомобильных шин. В 2009 году мировое производство шин достигло 1 000 млн. штук. По оценкам одного из ведущих производителей автомобильных шин «Pirelli», к 2015 г. емкость мирового рынка автомобильных шин достигнет по стоимости 190 млрд. долларов США, при объеме мирового рынка в 2011 г., находящемся на уровне 150 млрд. долл. США .

В настоящее время для производства автомобильных шин используются натуральный каучук, полиизопреновый – его синтетический аналог, и другие синтетические каучуки, такие как полибутадиеновый и бутадиенстирольный. Соотношение исходного сырья варьируется в зависимости от назначения продукции. Так, например, при изготовлении шин для легковых автомобилей используется, как правило, 50% натурального и 50% синтетических каучуков, а при производстве шин для тяжелого коммерческого автотранспорта применяется практически 100% натурального каучука ввиду большей износостойкости, прочности и гибкости последнего. В целом, индустрия автомобильных шин потребляет приблизительно 70% всего натурального каучука, производимого в мире.

Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением бесперебойного снабжения предприятий шинной промышленности натуральным каучуком, либо его синтетическим аналогом, полиизопреновым каучуком. Необходимость в данной работе возникла ввиду качественного изменения, произошедшего на рынке натурального каучука за последние несколько лет, а именно, того факта, что в настоящий момент рынок натурального каучука стал недостаточно обеспеченным. Причины этого явления, следствия из него, а также возможные способы решения сложившейся ситуации и будут являться предметом рассмотрения данной работы.

Натуральный и полиизопреновый каучук частично являются товарами-субститутами, которые характеризуются наличием перекрёстной эластичности спроса. Это означает, что рост цен на один из товаров приводит к сокращению спроса на него и к одновременному росту спроса на другой товар. Применительно к каучуковой промышленности это говорит о том, что колебания структуры производства и потребления каучуков в разрезе их деления на синтетические и натуральный являются вполне возможными и зависят уровня цен на соответствующий продукт.

Для оценки стоимости натурального каучука рассмотрим сначала данные по его производству и потреблению.

В 2010 году общемировое производство натурального каучука достигло 10,3 миллионов тонн, увеличившись за 20 лет на 106% по сравнению с 5 миллионами тонн на конец 1990 года. Средняя скорость роста производства в первой половине указанного периода составила 3% в год, во втором десятилетии она поднялась до 4,3% в год. В период экономической рецессии наблюдалось некоторое снижение выработки натурального каучука, на 3,2% или 320 тысяч тонн в 2009 году, впрочем, этому в немалой степени способствовали и неблагоприятные погодные условия в основных странах-производителях НК.

Основными производителями натурального каучука являются такие азиатские страны, как Таиланд, Индонезия, Малайзия и Вьетнам, на долю которых приходится более 90% мирового выпуска этого продукта. Кроме того, натуральный каучук производится также в Индии, Китае, Шри-Ланке, Камбодже и Лаосе. В небольших количествах натуральный каучук производится в странах Африки (доля ~ 4%) и Латинской Америки (доля ~ 2%).

Рисунок 1. Общемировое производство натурального каучука, тыс. т.

Индонезия обладает самой большой площадью плантаций гевеи в мире, тем не менее, находится на втором месте после Таиланда в отношении объемов экспорта, в то время как Малайзия на протяжении уже более десятилетия понижает свою долю экспорта НК и предпочитает скорее импортировать каучук, выступая в роли производителя продуктов переработки, обладающих большей добавленной стоимостью. Производственные мощности Индии и Китая в основном направлены на удовлетворение внутренних потребностей этих стран, и на мировой рынок натурального каучука их продукция практически не поступает. Что же касается Вьетнама, то площадь его плантаций за последнее десятилетие продемонстрировала наибольший рост, что позволило этой стране войти в пятерку крупнейших производителей натурального каучука.

Исходя из данных Международной группы по изучению рынка каучука (International Rubber Study Group, IRSG) по площадям плантаций для основных стран-производителей натурального каучука следует, что, несмотря на проводимые в последние годы программы их расширения, в ближайшей перспективе значительного увеличения объемов поступления натурального каучука на мировой рынок ожидать не стоит, так как в первой половине прошлого десятилетия площади плантаций всех крупнейших экспортеров НК, кроме Вьетнама, сокращались, а время, необходимое для роста деревьев, прежде чем они начнут производить каучук составляет 8-9 лет. За последние 7 лет общая площадь земель, отведенных под посадки гевеи в основных странах-экспортерах увеличилась на 9,1%, или 489 тысяч гектаров. Тем не менее, эффект этого расширения начнет сказываться только начиная с 2013 года, а в полной мере проявится лишь в 2016 – 2017 гг.

Переходя к вопросу потребления натурального каучука, заметим, что в настоящее время около 70% общемирового спроса возникает на рынках развивающихся стран. Общемировое потребление натурального каучука в период с 1990 по 2010 год выросло на 109%: с 5,09 до 10,67 миллионов тонн в год. В 1990-х годах спрос возрастал со скоростью, в среднем 3,5% в год, а в первом десятилетии 21 века ежегодное увеличение потребления натурального каучука поднялось до 3,8% в год. Экономическая рецессия, вызванная всемирным финансовым кризисом, отразилась в падении спроса на 9,1% – в 2009 году потребление НК оказалось на уровне 9,3 миллионов тонн.

Рисунок 1. Общемировое потребление НК, тыс. т.

При этом, самой крупной страной-потребителем НК в мире является Китай, занимая 34% от общего объема, что в численном выражении эквивалентно 3,63 миллионам тонн в год. Следующей по величине потребления идет Индия, 944 тысячи тонн или 8,8% общемирового объема, и на третьем месте находится США с 8,6% и 908,1 тысячами тонн в год. Япония, Таиланд и Малайзия замыкают список крупнейших потребителей НК, занимая 6,9%, 4,3% и 4,3%, соответственно .

По прогнозам Международной группы по изучению рынка каучука, IRSG (International Rubber Study Group) , в ближайшие 10 лет рост спроса на натуральный каучук составит 3,7% в год и достигнет в 2020 году 15,4 миллионов тонн. При этом главным потребителем будет оставаться Китай, чей совокупный среднегодовой темп роста по потреблению натурального каучука будет находиться на уровне 6,1%.

Заметим также, что в последнее время существенно повысилась фрагментация шинной промышленности. В 90-х годах прошлого века и начале 2000-х годов на рынке автошин доминировали три транснациональные компании: Goodyear, Michelin и Bridgestone, занимая более 56% всего объема. В таком положении они были способны оказывать определенное давление на поставщиков натурального каучука. Хотя они и сейчас остаются крупнейшими производителями, тем не менее их доля понизилась до 44% (данные на конец 2009 г. ), что, в основном, связано с появлением новых китайских и корейских брендов. Таким образом, давление на поставщиков снизилось, что в свою очередь не могло не сказаться на уровне цен на натуральный каучук.

При сравнении производства и потребления натурального каучука с целью определения баланса между ними и оценки имеющихся запасов, необходимо учитывать, что основным фактором, оказывающим влияние на цену НК, является скорее уровень использования складских запасов, а не объем резерва как такового. Тем не менее, так как за последнее двадцать лет потребление НК непрерывно возрастало (за исключением периода экономической рецессии), а уровень производства оказывался недостаточным для удовлетворения спроса, падение резервов и степень их использования показали четкую обратную взаимосвязь.

Несмотря на то, что во время кризисного периода в экономике юго-восточной Азии, пик которого пришелся на 2000 год, общий объем запасов натурального каучука вырос до приблизительно 2,5 миллионов тонн (по разным источникам от 2,2 млн. т. до 2,7 млн. т. ), уровень спроса за последующее десятилетие оказался настолько высок, что резервы сырья к настоящему времени сократились до 1,3 миллионов тонн .

В то же время оценка запасов натурального каучука с точки зрения времени, в течение которого они способны удовлетворить спрос, показывает, что за прошедшие 20 лет рынок перешел от стадии хорошо обеспеченного в 1990-е годы (более 4 месяцев потребления за счет резервов), до стадии равновесия в 2000-е (около 3 месяцев) и до недостаточно обеспеченного в настоящее время, когда запасы способны предоставить рынку только 1,5 месяца бесперебойного снабжения. Этот факт является ключевым для понимания динамики цен на натуральный каучук в краткосрочной и среднесрочной перспективе, так как, ввиду малейшего отклонения спроса и поставок от нормы, рынок будет склонен к острому реагированию с целью вернуться к безопасным значениям. И, несмотря на расширение плантаций, проводимое ключевыми игроками в настоящее время, увеличение поставок должно будет сначала обеспечить прекращение снижения резерва, и только потом восстановление его до комфортного уровня, что, естественно, потребует некоторого времени.

Таким образом, если поступление натурального каучука с новых площадей ожидается начиная с 2013 года, то в среднесрочной перспективе ожидать увеличения уровня запасов не следует. Согласно предварительным оценкам, мировые резервы натурального каучука в абсолютном значении смогут продемонстрировать рост не ранее 2015 г. Что же касается степени их использования, то учитывая все возрастающее потребление натурального каучука, этот показатель, по всей вероятности, начнет снижаться к более комфортным для рынка значениям только начиная с 2017-2018 гг.

Таблица 1. Уровень резервов НК


Год

Производство, тыс. т

Потребление, тыс.т

Запасы, тыс.т

Резерв, мес.

2002

7326

7552

1807

2,9

2003

8020

7937

1890

2,8

2004

8746

8716

1920

2,6

2005

8907

9205

1718

2,2

2006

9827

9690

1855

2,3

2007

9890

10178

1567

1,8

2008

10128

10175

1520

1,8

2009

9690

9329

1881

2,4

2010

10401

10778

1504

1,7

2011

10862

10993

1373

1,5

Кроме того, стоит обратить внимание, что за последние 10 лет рост уровня резервов натурального каучука в отношении сроков обеспечения рынка наблюдался только 2 раза, в 2006 и 2009 годах, причем последний был связан со всемирным спадом в области производства. Тогда как пиковые величины падения запасов постоянно возрастали и под конец десятилетия достигли 377 тысяч тонн, что составляет 27% от их текущего уровня. Такие значительные флуктуации не могут не вызывать опасения - в случае, предположим, двух неблагоприятных для рынка лет подряд мировой резерв натурального каучука окажется не способным обеспечить более 2,5 недель снабжения производств.

К дестабилизации рынка натурального каучука также способны привести еще ряд факторов. Прежде всего, это погодные условия. Во время периода засухи гевеи сбрасывают листву и непригодны для отбора сока, который также нельзя производить и во время дождя, поскольку в это время не происходит коагуляции сока, в результате чего растение может погибнуть. Сильные дожди и наводнения в Таиланде и Индонезии за последние три года нанесли заметный урон производству натурального каучука. Следующим значимым фактором являются валютные колебания. Ослабление доллара США по отношению к местной валюте закономерным образом снижает конкурентоспособность данной страны на мировом рынке. И наконец, существует потенциальная угроза со стороны грибка Microcyclus ulei, который вызывает заболевание гевеи, поразившее деревья в Южной Америке и практически уничтожившее местные плантации.

Представляется необходимым более подробно рассмотреть последний аспект.

В 1895-1911 гг. бразильский натуральный каучук составлял 50-60% мирового производства, но затем производство в Бразилии резко сократилось. К 1939 году Бразилия практически потеряла свои позиции в производстве натурального каучука, а объём её производства снизился до 10 тыс. т. Существенному падению объёмов производства натурального каучука в Латинской Америке в основном способствовали постоянные эпидемии грибка Microcyclus ulei, поражающего деревья гевеи. Кроме того можно отметить, что местные сорта деревьев, обладающие хотя бы некоторой устойчивостью к этому заболеванию, обладают существенно меньшей урожайностью по сравнению с клонами в Юго-Восточной Азии.

Воздействие грибка Microcyclus ulei приводит к следующим последствиям:


  1. молодые листья гевеи начинают быстро и практически полностью терять листву в дождливый сезон;

  2. деревья гевеи ослабевают и могут совсем погибнуть;

  3. урожайность гевеи падает до 1 тонны с гектара и ниже (практически в два раза).
Попытки выращивать гевею в Латинской Америке, где постоянно существует угроза заражения Microcyclus ulei, доказали, что химические способы борьбы с этим заболеванием слишком дороги и малоэффективны, так как уничтожить грибок даже посредством постоянного воздействия химических веществ на деревья не получается.

Вывести растения, полностью невосприимчивые к заболеванию не оказалось возможным, так как выяснилось, что грибок легко мутирует и через некоторое время появляются его новые разновидности, которые уничтожают и «защищенные» сорта гевеи. Поэтому задача трансформировалась в выведение сортов гевеи, которые не страдают критичным образом от воздействия грибка.

Проект по селекции устойчивых сортов гевеи ведётся в Бразилии при участии компании Michelin и CIRAD (Французский государственный центр международной кооперации в сфере исследований по развитию агрономии). В результате исследований были получены сорта, устойчивые к этому заболеванию, тем не менее, оказалось, что одни из наиболее устойчивых к Microcylcus ulei клоны гевеи: IAC 301, IAC 304, IAC 306 и IAC 319, - характеризуются урожайностью на уровне 889, 992, 723 и 795 кг с 1 га в год соответственно, в то время как азиатские клоны достигают урожайности 1800-2000 кг/га.

Несмотря на то, что к настоящему моменту существование Microcyclus ulei обнаружено только в Латинской Америке, занимающиеся проблемой учёные считают, что появление грибка в Юго-Восточной Азии, где сосредоточены ведущие мировые производители натурального каучука, - это лишь вопрос времени.

Между тем, основные существующие инициативы по предотвращению проникновения Microcyclus ulei в страны Юго-Восточной Азии сегодня сосредоточены на реализации заградительных мер, препятствующих трансграничному распространению грибка (прежде всего, это жёсткий пограничный контроль в странах-производителях натурального каучука).

В 1955 под эгидой Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН было подписано соглашение о защите растений в Азии и Тихоокеанском регионе (Plant Protection Agreement for the Asia and Pacific Region), в котором содержались нормы контроля ввоза на территорию стран-производителей натурального каучука предметов, способных переносить Microcyclus ulei. В дальнейшем это соглашение получило форму Азиатской и Тихоокеанской комиссии по защите растений (the Asia and Pacific Plant Protection Commission - APPPC). Инициативы по защите стран-производителей натурального каучука в Юго-Восточной Азии от проникновения Microcyclus ulei также предпринимаются в рамках Международной комиссии по защите растений (International Plant Protection Commission – IPPC), в рамках Ассоциации производителей натурального каучука (the Association of Natural Rubber Producing Countries - ANRPC), а также в рамках Международного совета по исследованию и развитию каучука (the International Rubber Research and Development Board – IRRDB).

Все страны-производители натурального каучука в Юго-Восточной Азии разработали нормативно-правовую базу контроля возможного попадания грибка, однако они все сводятся к контролю трансграничных транспортных потоков. Тем не менее, сегодня становится очевидным, что в условиях либерализации трансграничных потоков эффективно препятствовать проникновению Microcyclus ulei в Юго-Восточную Азию невозможно. Осознавая угрозу, ООН классифицировала Microcyclus ulei, как вид биологического оружия .

Таким образом, завершая разговор о натуральном каучуке, можно сделать вывод, что в настоящее время нельзя ожидать существенного снижения его цены ввиду как недостаточной обеспеченности рынка – объем мировых резервов НК в настоящее время способен обеспечить не более 1,5 месяцев бесперебойного снабжения, так и наличия определенных факторов риска. Вследствие чего в ближайшее время любые изменения конъюнктуры на рынке будут вызывать острую реакцию игроков.

Показанная выше нестабильность рынка натурального каучука, а также его высокая цена приводит производителей автомобильных шин к необходимости рассматривать альтернативы этому продукту, поскольку речь идет не только об удорожании производства по причине большой стоимости сырья, но и угрозе его остановки в результате прекращения поставок, если вдруг произойдет чрезвычайная ситуация биологического или климатического характера.

Аналогом натурального каучука является синтетический полиизопреновый каучук. Преимущество синтетического продукта перед натуральным в контексте обеспечения бесперебойного снабжения сырьем шинной индустрии заключается в том, что его производство не зависит от внешних факторов и регулируется только наличием соответствующих промышленных мощностей. Таким образом, происходит резервирование не продукта, как такового, а создается резерв производственных мощностей, способных к бесперебойному снабжению промышленности.

Одним из значимых конкурентных преимуществ изопренового каучука является его цена. Существует традиционная эмпирическая формула, определяющая цену синтетического каучука, как 90% цены натурального. Это соотношение, разумеется, сильно зависит от текущей конъюнктуры рынка, но в целом сохраняет свою силу в течение длительных периодов времени.

Рисунок 2. Средние цены на натуральный (SMR-20) и синтетический (СКИ-3) каучуки, USD

Кроме того, необходимо учитывать, что спрос на натуральный каучук зависит от спроса на конечную продукцию, в основном шины, для которых НК является только одним из компонентов. Ввиду этого, рынок натурального каучука достаточно сильно зависит как от технологических достижений производителей автомобильных шин, постоянно стремящихся понизить долю содержания НК в своей продукции, так и от развития автомобильной индустрии в целом, весьма чувствительной к колебаниям мировой экономики. Исходя из этого, можно утверждать, что уровень цен на натуральный каучук тесно связан с уровнем цен на нефть. Повышение цены нефти отражает развитие глобальной экономики, а также приводит к увеличению стоимости производства синтетического каучука, являющегося частичным заместителем НК в автомобильных шинах. В результате, чем выше становится цена на нефть, тем более привлекательным выглядит натуральный каучук для производителей, происходит увеличение спроса и закономерное повышение цен на НК.

Рисунок 3. Изменение цен на нефть и НК, %

Таким образом, исходя из показанной взаимосвязи цен синтетического и натурального каучуков, а также их корреляции с уровнем цен на нефть, можно утверждать, что синтетический каучук, обладая меньшей стоимостью и возможностью стабильного, бесперебойного производства является более перспективным сырьем для индустрии автомобильных шин.

Технология производства изопренового каучука появилась в 1950-е гг., когда была создана теория и был разработан процесс стереорегулярной полимеризации олефинов и диенов, что дало возможность получать из изопрена полимер – синтетический полиизопрен.

В 2010 г. объем мирового производства изопренового каучука составил около 700 тыс. т, что было выше уровня 2009 г. на 32,6% (однако ниже докризисного 2008 г., когда мировое производство изопренового каучука составило 981 тыс. т) . Тем не менее, быстрое восстановление производства изопренового каучука в 2010 г. свидетельствует о том, что в будущем рынок будет расти, равно как и спрос на изопреновый каучук.

Суммарные мировые производственные мощности по изопрену на сегодняшний день можно оценить в 760–770 тыс. т. в год, при этом их загрузка близка к 100%-ной. В то же время потенциальный объем рынка изопрена, по оценкам компаний «Goodyear» и «Danisco» (подразделение «Genencor»), по состоянию на 2012 г. составляет 5,5 млн. т. .

Кроме изопренового каучука, изопрен как исходное сырье также применяется в производстве бутилкаучука, термоэластопластов, витамина Е, инсектицидов, фармацевтическом производстве и т. д. Тем не менее порядка 70% мирового изопрена потребляется в производстве синтетических каучуков.

В настоящее время промышленно применяются четыре способа производства изопрена:


  • извлечение изопрена из С 5 -фракций пиролиза

  • дегидрирование изопентана

  • синтез изопрена из изобутилена и формальдегида через 4,4-диметилдиоксан-1,3 (ДМД)

  • жидкофазный синтез изопрена
Более 50% мирового объема изопрена в настоящее время производится по методу извлечения изопрена из С5-фракций пиролиза. Однако необходимо отметить, что изопрен в данном случае выступает побочным продуктом основного производства – получения этилена, следовательно, при изменении технологического процесса обеспечение поставок изопрена окажется под вопросом. Высокие цены на нефть в последние годы, а также понимание ограниченности ее запасов привели к интенсивным разработкам процессов производства этилена и пропилена из не нефтяного сырья. Можно выделить два основных направления исследований: производство этилена пиролизом природного газа, этана, и синтез этилена и пропилена из метанола.

В современной структуре сырья пиролиза в этиленовой индустрии США, крупнейшего производителя этилена в мире, сжиженный газ занимает приблизительно 60%. В глобальном масштабе все еще доминирует нафта, 52%, по причине низких затрат на транспортировку. Тем не менее, так как стоимость сырья составляет около 80% стоимости этилена, можно ожидать дальнейшего увеличения использования природного газа в его производстве. Отметим, что содержание изопрена в С 5 -фракции, получаемой в процессе пиролиза этана, близко к нулю.

Таблица 2. Выход продуктов пиролиза из разного вида сырья


Сырье

Нафта

Бутан

Пропан

Этан (за проход)

Легкий режим пиролиза (t = 770 - 790 ° С)

Продукт пиролиза

Выход на сырье, % масс.

Изопрен

1,7

0,1

0,0

0,0

Этилен

25,6

37,4

33,8

52,4

Пропилен

16,6

17,6

16,2

0,9

Жесткий режим пиролиза (t = 830 - 850 ° С)

Продукт пиролиза

Выход на сырье, % масс.

Изопрен

1,1

0,1

0,0

0,0

Этилен

30,4

40,4

37,5

55,2

Пропилен

14,6

14,6

13,9

1,0

В настоящее время 14% общемирового потребления метанола относится к получению метил-третбутилового эфира (МТБЭ) - распространенной высокооктановой топливной добавки. Глобальные производственные мощности по МТБЭ достигают приблизительно 18 миллионов тонн в год. Однако этот эфир является ядовитым веществом, слабо подвергается биологическому разложению и обладает хорошей растворимостью в воде, представляя высокую опасность загрязнения грунтовых вод, в связи с чем, после серии утечек, в 2006 г. применение МТБЭ в США было запрещено. Страны Евросоюза также постепенно сокращают использование МТБЭ в качестве оксигената, рассматривая этил-третбутиловый эфир (ЭТБЭ) как его заменитель. В результате наблюдается освобождение значительных производственных мощностей по метанолу, для загрузки которых могут быть использованы процессы получения этилена и пропилена, разработанные компаниями Mobil, Lurgi, UOP и Norsk Hydro. Некоторые производители уже начинают приобретать лицензии на эти технологии для дальнейшего использования , причем химия данных процессов не подразумевает побочного производства изопрена.

Рисунок 4. Производство МТБЭ в США, тысячи баррелей

Основным недостатком получения изопрена путем двухстадийного дегидрирования изопентана является высокая цена и дефицитность исходного сырья, которое является востребованным компонентом автомобильных бензинов. Кроме того, этот метод из-за термодинамических ограничений требует больших затрат сырья (2 т изопентана на 1 т изопрена) и достаточно энергоемок. Значительное содержание примесей получаемого с помощью этой технологии изопрена приводит к тому, что стадия подготовки его к полимеризации становится достаточно дорогой.

Таким образом, с экономической точки зрения данный метод также нельзя рассматривать как перспективный, несмотря на то, что в настоящее время этот процесс реализован в России на двух предприятиях, запущенных в 1960–1970-е гг. О том, что данная технология не имеет перспектив в будущем, свидетельствует и отсутствие у российских производителей планов по увеличению производственных мощностей на основе данного процесса.

В связи с наличием серьезных недостатков у перечисленных методов, наиболее перспективной с точки зрения возможностей увеличения мирового производства изопренового каучука является группа методов, основанных на взаимодействии изобутилена с формальдегидом, которых на данный момент разработано три:

1. метод синтез изопрена в одну стадию в жидкой фазе из изобутилена и формальдегида (компания «Kuraray», Япония);

2. двухстадийный диоксановый процесс, предполагающий получение изопрена из изобутилена и формальдегида через стадию образования 4,4-диметилдиоксана-1,3;

3. жидкофазный метод получения изопрена из изобутилена и формальдегида.

Все эти три метода объединяет наличие следующих общих преимуществ: небольшая цена и доступность исходного сырья, а также высокая чистота получаемого изопрена.

Что касается разработок компании «Kuraray», то можно отметить, что имеющиеся патентные данные позволяют предположить наличие ряда недостатков, характерных для данной технологии, а именно, невысокую производительность, необходимость использования высоколегированных дорогостоящих сплавов типа «Хастеллой» и относительно большой выход высококипящих побочных продуктов, которые невозможно квалифицированно использовать. Сведения о промышленной реализации этой технологии отсутствуют.

Двухстадийный диоксановый процесс получения изопрена из изобутилена и формальдегида был разработан в 1960–1970-е гг. в СССР и внедрен с совокупной производственной мощностью 400 тыс. т. в год. К преимуществам данного метода можно отнести высокую чистоту изопрена, длительный опыт эксплуатации в промышленном масштабе, а также возможность эффективной утилизации побочных продуктов.

Тем не менее данный метод не лишен следующих недостатков, которые заключаются в существенных затратах на сырье и энергоресурсы, больших объемах сточных вод и выбросов в атмосферу, а также высоком уровне образования побочных продуктов. Все это заметно снижало конкурентоспособность изопренового каучука в сравнении с натуральным, что привело к необходимости поиска новой технологии. В связи с этим в 1990-е гг. творческим коллективом научных работников «НПО Еврохим» и инженеров завода «Нижнекамскнефтихим» был проведен комплекс исследований, позволивший создать новую энерго- и ресурсосберегающую технологию синтеза изопрена на основе изобутилена и формальдегида (в качестве сырья используются формальдегид и изобутиленсодержащая фракция).

В предлагаемом методе изобутилен реагирует с формальдегидом с образованием фракций диоксанов-1,3, которые затем в жидкой фазе взаимодействуют с триметилкарбинолом с образованием изопрена. Технология была внедрена в промышленном масштабе на ОАО «Нижнекамскнефтехим» и заместила собой использовавшийся ранее диоксановый процесс. Результаты внедрения данной технологии позволяют сделать выводы, подкрепленные фактическими данными о ее эффективности.

Поскольку до внедрения жидкофазной технологии получения изопрена на ОАО «Нижнекамскнефтехим» использовался диоксановый двухстадийный метод, существует возможность оценить результаты новой технологии в сравнении с ранее использовавшейся.

Одним из существенных преимуществ жидкофазной технологии получения изопрена является экономия всех видов используемого сырья и ресурсов: расход сырья на производство изопрена снижается на 7,5%, расход пара - на 45%, расход топливного газа - на 62%, расход электроэнергии - на 4%, расход оборотной воды - на 27%.

Таблица 3. Сравнение основных показателей технологий синтеза изопрена, на тонну изопрена


Показатель

Ед. изм.

Диоксановый метод

Жидкофазный синтез

Мощность, по изопрену

тыс. т/г

93.5

180

Изобутилен

Формальдегид



т

1.21

1.15

Газ топливный
Электроэнергия

Вода оборотная


т.у.т.
кВт·ч

0.79
962
0.92

0.25
780
0.25

Побочные продукты

т

0.52

0.36

Газовые выбросы

Сточные воды



тыс. м 3

мг О 2 /дм 3



7.50
1863

0.11
860

Как было отмечено выше, серьезным недостатком традиционных методов получения изопрена является высокое содержание примесей, чего лишена разработанная жидкофазная технология. К экологическим преимуществам жидкофазной технологии в сравнении с двухстадийным диоксановым синтезом относятся значительное сокращение расхода сточных вод (на 68%), а также снижение содержания в сточных водах вредных примесей и существенное сокращение (на 98%) выбросов вредных веществ в атмосферу.

Таблица 3. Показатели качества изопрена


Компоненты

Содержание компонента в изопрене-ректификате, % масс.

Пиролизный изопрен

В продукте парофазного разложения ДМД

В продукте жидкофазного синтеза

Изопрен

99,0

99,38

99,58

МЦБ

отс.

0,1

0,0025

Пиперилен

0,01

0,012

0,0037

Циклопентадиен

0,0001

0,00004

0,00001

Ацетиленовые соединения

0,0018

0,00006

0,00002

Карбонильные соединения

0,0003

0,0002

0,00005

Метилаль

отс.

0,0002

0,0001

МТБЭ

отс.

0,0001

отс.

ТМК

отс.

0,0004

отс.

Экстрагент

0,0005

отс.

отс.

Таким образом, процесс жидкофазного синтеза изопрена является наиболее перспективной технологией, для которой характерны достаточно низкие затраты на сырье и энергоносители, высокие экологические показатели и наилучшее на сегодняшний день качество получаемого продукта. Еще одним существенным преимуществом данной технологии является возможность эффективного использования побочных продуктов производства. На разных стадиях процесса из побочных продуктов возможно получение таких веществ, как МТБЭ, высокооктановый бензин, лимонная кислота, антисептики, витамины, дезинфектанты и др. Выбор побочных продуктов может корректироваться в зависимости от конъюнктуры рынка.

С учетом возможностей получения дополнительных веществ себестоимость изопрена, получаемого с применением жидкофазной технологии, становится значительно ниже цены изопрена, получаемого из пиролизной фракции.

Следует заметить, что китайская компания Panjin Heyun New Materials Co., Ltd., расположенная в Паньшань Зоне Экономического и Технологического Развития, Паньцзинь, провинция Ляонин, в 2011 году заключила лицензионный договор с НПО Еврохим на приобретение права производства изопрена по жидкофазной технологии Еврохим.

В настоящее время производство изопрена по жидкофазной технологии внедрено на ОАО «Ниженкамскнефтехим», Татарстан, РФ. Годовая мощность производства изопрена на вышеуказанном предприятии достигла 180 000 т изопрена.

Итак, в условиях прогнозируемого роста цен на натуральный каучук и его дефицита, опасности оказаться перед лицом полного прекращения его поставок, а также учитывая все возрастающую потребность в полиизопреновом каучуке, синтетическом аналоге натурального, жидкофазная технология получения изопрена является наиболее перспективной с экономической, экологической и технологической точки зрения.

Литература

1. Gori F. Investments and Targets Changing the Game [Электронный ресурс] / Gori F. // PIRELLI OFFICIAL SLIDESHARE NETWORK. - Режим доступа: http://pirelli.webcasting.it/iD2010/pday/files/gori.pdf

2. IRSG Rubber Statistical Bulletin [Электронный ресурс] // International Rubber Study Group. - v. 65. - Jan-Mar 2011. - Режим доступа: http://www.rubberstudy.com/pub-stats-bulletin.aspx

3. IRSG Secretariat. Supply Trends, the Shape of Things to Come // China Rubber Conference 2011. - March. - p. 22 - 30.

4. Outlook for Natural and Bulk Synthetic Rubbers 2009 Report [Электронный ресурс] // LMC International. - Режим доступа:

http://www.lmc.co.uk/Report.aspx?id=2&repID=114&flag=1537

5. The Rubber Economist Quarterly Report - 3rd Quarter 2009 Edition [Электронный ресурс] // The Rubber Economist Ltd. - Режим доступа:

http://www.therubbereconomist.com/The_Rubber_Economist/Quarterly_Report.html

6. Rubber bulletin [Электронный ресурс] // LMC International. - Sep 2011. - Режим доступа:

http://www.lmc.co.uk/Report.aspx?id=2&repID=82&flag=1538

7. Schmalberger T., Tulliu S. Coming to Terms with Security: A Lexicon for Arms Control, Disarmament and Confidence-building / Schmalberger T., Tulliu S. // United Nations Institute for Disarmament Research. - United Nations. - 2004. - p. 40.
8. Годовой отчет ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 2010 год [Электронный ресурс] // Нижнекамскнефтехим. - Режим доступа:

http://www.nknh.ru/year_rep.asp

9. LaLuca R., Roeck J. Capital Markets Day. BioIsoprene: the road to low-carbon future. [Электронный ресурс] / LaLuca R., Roeck J. // Danisco. - Режим доступа:

http://www.danisco.com/uploads/tx_tcdaniscofiles/CMD_bioisoprene_and_goodyear_october__2008.pdf

10. UOP’s MTO technology licensed to Eurochem for new Nigerian petrochemicals plant // Focus on Catalysts. - Iss. 3. - 2008. - p. 5.

11. Air Liquide"s Lurgi Licenses Methanol-to-Propylene Technology to China // Chemical Week. - August 2011

Добро пожаловать на сайт, на котором Вы можете узнать все о такой необходимой вещи в жизни каждого из нас, как ЛАСТИК!

Когда Вы читаете эти строки, Ваш ластик, в лучшем случае, сиротливо лежит в канцелярском наборе, не напоминая о себе днями или даже неделями. А может, Вы, вообще не пользуетесь ластиком и предпочитаете писать шариковой ручкой. Но если ластик сейчас находится в поле Вашего зрения, то не поленитесь – возьмите его в руки и подумайте, сколько людей в разных уголках мира не только имеют отношение к его , но и стараются сделать его красивым, веселым и максимально удобным для Вас. И уверяю Вас, что Вы поневоле станете уважать эту безделицу за то внимание, которое оказывает ему индустрия канцелярских товаров, за те усилия дизайнеров и ведущих инженеров, которые делают ассортимент ластиков таким широким и интересным.

Интерес к ластику привел меня к идее создания коллекции, история которой уходит в безденежный 1996 год, когда в придачу к какому-то нужному подарку на день рождения мама приложила безделицу: четыре ластика, бренды которых впоследствии я ни разу не встречала. Тогда у меня не поднялась рука их изводить (подарок же!) да и не было необходимости в их одновременном использовании, поэтому они стали прародителями моей коллекции, где до сих пор находятся на особом положении.

Сейчас в моем собрании уже более 1000 ластиков. Но смысл коллекции, конечно, не в количестве экземпляров, а в их разнообразии. В активном пополнении моей коллекции принимают участие все, кто знает о моем увлечении и кто неравнодушен к идее коллекционирования в целом. Больше всех, безусловно, помогает мама, которой вывеска «канцтовары» каждый раз напоминает обо мне и заставляет задержаться у прилавка. Однако все осложняется тем, что окружающие не могут помнить всех ластиков моей коллекции, поэтому частенько преподносят дубли уже имеющихся. Но, что греха таить, я сама иногда тоже умудряюсь покупать дубли! Упомнить все мои экспонаты сложно даже мне самой.

География покупок ластиков моей коллекции самая разнообразная. В России - от «солнечного» Мурманска на севере до не менее солнечного Пятигорска на юге, от Бреста на западе до Перми на востоке. Самый большой «улов» пришелся на Пятигорск и столицу Карелии Петрозаводск, где я купила по 20-25 ластиков одновременно. В последние годы, видимо, исчерпав все "ластиковые резервы" в России, я стала все чаще приобретать новые экземпляры за рубежом. Отныне я не возвращаюсь из отпуска меньше чем с парой-тройкой килограммов ластиков.

Скажу честно, что коллекционировать ластики известных фирм, таких как , и др., любопытнее, поскольку официальные сайты этих производителей очень информативные, а ассортимент разнообразен и четко определен, что облегчает поиски и делает их целенаправленными. Поэтому покупка очередного тайваньского или китайского ластика вызывает у меня не восторг, а скорее недоумение; мне непонятно, кто производитель этих ластиков, и какой у него ассортимент.

Мои ластики (все, без исключения!) заслуживают очень нежного и трепетного отношения. Зная, что резина со временем сохнет, трескается и теряет свои эластические свойства, я обернула каждый ластик полиэтиленовой тонкой пленкой. Я очень надеюсь, что мою коллекцию ждет долгая жизнь…

Если Вы знаете о ластиках больше меня и интересуетесь этим предметом, я приглашаю Вас пройтись по моему сайту! Буду благодарна, если Вы отправите свой отзыв по электронной почте, а также если не поленитесь и обратите мое внимание на найденные ошибки и неточности.

С уважением, Кокина Юлия

Сельскохозяйственные культуры Страны
1. Пшеница А. США, Бразилия, Аргентина, Китай
2. Кукуруза Б. Китай, Индия, США, Россия, Франция, Канада, Германия, Австралия
3. Рис В. Кот-д’Ивуар, Гана, Индонезия, Бразилия, Нигерия, Камерун
4. Соя Г. Таиланд, Индонезия, Малайзия, Индия, Китай, Филиппины
5. Подсолнечник Д. Китай, США, Индия, Пакистан, Бразилия, Узбекистан, Турция
6. Сахарный тростник Е. Бразилия, Индия, Китай, Таиланд, Пакистан, Мексика
7. Сахарная свекла Ж. Франция, США, Россия, Германия, Украина, Польша, Испания
8. Картофель З. Россия, Аргентина, Украина, США, Франция, Китай, Индия
9. Батат И. Индия, Китай, Шри-Ланка, Кения, Индонезия, Турция, Япония
10. Маниок К. США, Китай, Бразилия, Мексика, Франция, ЮАР, Индия, Аргентина
11. Кофе Л. Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд, Мьянма
12. Какао М. Бразилия, Вьетнам, Индонезия, Колумбия, Мексика, Кот-д’Ивуар
13. Чай Н. Китай, Бразилия, Индия, США
14. Хлопчатник О. Китай, Уганда, Нигерия; Индонезия; Вьетнам; Япония; Индия
15. Табак П. Китай, Россия, Индия, США, Польша, Украина, Германия
16. Натуральный каучук Р. Нигерия, Таиланд, Индия, ДР Конго, Бразилия, Гана, Ангола, Индия

Задание 3. Ведущими производителями этой сельскохозяйственной продукции являются (в порядке убывания) Бразилия, Индия, Китай, США, Мексика. Определите, что это за продукт. Из каких двух видов сырья он производится? Опишите агроклиматические условия необходимые для возделывания культур. Для каждой из стран определите основной источник сырья.

Задание 4. Главным источником получения данного вида сырья служит тропическое древесное растение. Основной район возделывания этого растения – Юго-Восточная Азия. Особо выделяются Таиланд, Индонезия, Малайзия, которые вместе обеспечивают 2/3 мирового производства этого сырья. Определите, что это за растение. Какой вид сырья получают из него? В какой стране его впервые стали добывать в промышленных масштабах, а в какой научились производить химическим путем? Какие страны (помимо тройки лидеров) выращивают это растение?

Задание 5. По данным о поголовье различных видов домашних животных (таблица 11) определите, каким из перечисленных ниже стран соответствуют строки таблицы. Объясните свое решение. Для каждой страны укажите животных, которые были одомашнены на ее территории. Если животноводство играет важную роль в современной специализации страны в международном разделении труда, перечислите основные товары, которые дает эта отрасль или отрасли.

Страны: Бахрейн, Боливия, Индия, Монголия, Нидерланды, Новая Зеландия, Судан.

Таблица 11

Поголовье различных видов домашних животных,

Тыс. голов

Страна Крупный рогатый Свиньи Овцы Лошади Ламы Верблюды Буйволы
скот
А - - - -
Б 6 600 2 900 9 150 1 900 - -
В 9 630 38 000 - - -
Г 185 000 18 000 64 000 - 95 000
Д 4 050 13 000 1 400 - - -
Е 38 400 - 51 000 - 3 200 -
Ж 20 600 15 000 3 100 - -

Практическая работа 7. Транспортно-коммуникационная система мира

Цель работы: сформировать представление о транспортно-коммуникационной системе мира, охарактеризовать по основным параметрам транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития.

Задание 1. Объясните значение термина «транспортно-коммуникационная революция». Почему ее также называют «контейнерной революцией»? Какие изменения в транспортной системе связаны с этими понятиями?

Задание 2. Используя данные журнала «География» (№ 7, 2010) или сайт http://www.internetwoldstats.com , проанализируйте развитие сети Интернет в странах мира. Определите, какие страны и регионы лидируют по 1) численности пользователей Интернета, 2) доле пользователей Интернета в населении страны. Приведите примеры стран, где доля пользователей Интернета в населении страны менее 10 %.

Задание 3. Используя данные таблиц 12 - 14, проанализируйте динамику развития мировой транспортной сети во второй половине XX – начале XХI в.

На основе показателей таблиц 13 и 14, постройте круговые диаграммы, отразив в них современную структуру мирового грузо- и пассажирооборота. Объясните лидерство морского вида транспорта в перевозке грузов и автомобильного в перевозке пассажиров.

Региональная структура потребления

Половина всего мирового потребления синтетического каучука сосредоточено в азиатском регионе. Крупнейшим переработчиком синтетического каучука в Азии является Китай, на него приходится 25,3% всего мирового потребления и составляет 3145 тыс. тонн. По сравнению с 2005 годом потребление в стране выросло на 18% (2580 тыс. тонн в 2005 году). Потребность стран ЕС в синтетическом каучуке в 2006 году составила 2563,4 тыс. тонн (20.7% в общем мировом потреблении). Крупнейшими странами-потребителями синтетического каучука в ЕС является Германия (635 тыс. тонн), Франция (311,7 тыс. тонн), Испания (289,2 тыс. тонн). Несмотря на лидирующие позиции в регионе для этих стран отмечается отсутствие роста потребления (Германия) или его спад (Франция -12%; Испания - 5%). Другие страны Европейского Союза, такие как Италия и Англия, также являются крупными европейскими потребителями синтетического каучука (254 тыс. тонн и 239,6 тыс. тонн соответственно), но для них отмечается рост потребления 7% по сравнению с 2005 годом.

Региональная структура мирового потребления синтетических каучуков в 2006 году


После рекордно низкого значения доли потребления синтетического каучука в 2005 году (57,1%, самый низкий уровень с 1964 года), доля синтетического каучука в мировом потреблении начинает постепенно повышаться. При этом в странах, в которых не произрастает натуральный каучук, доля синтетического каучука в рецептурах резино-технических изделий, достигает 90% (Европейские страны, Россия). А страны-производители натурального каучука исторически базируют свои рецептуры на натуральном каучуке. Но в результате научно-технического прогресса, «каучукового цикла» и нестабильной ситуации на биржах натурального каучука азиатские производители резиновых изделий в настоящее время имеют альтернативную рецептуру на основе синтетического каучука. В 2006 году ввиду высоких цен на синтетические каучуки доля потребления синтетических каучуков в странах-производителях (Малайзия, Индия, Тайланд) составила меньше 40%.
Тайвань является сравнительно крупным производителем синтетического каучука (4,5% в общем мировом объеме производства) и имеет самую высокую долю потребления синтетического каучука в Азии (около 75%). В Китае доля потребления синтетического каучука в 2006 году составила 59.2%, в Японии 57.5%. На диаграмме приведены доля потребления синтетического каучука в различных регионах мира.

Доли стран в мировом потреблении синтетического каучука, %


Источник: International Rubber Study Group

Структура совокупного потребления синтетических каучуков по основным направлениям использования в различных странах мира

К настоящему времени наблюдается некоторое равновесие в потреблении натурального и синтетического каучука. Так как не в любой области синтетический каучук может заменить по свойствам натуральный. До сих пор еще не удалось в полной мере воспроизвести свойства натурального каучука искусственным путем. Самой емкой областью потребления синтетического каучука в мире остается шинная промышленность. Другим крупным сегментом потребления, который включает в себя самые разнообразные изделия, является производство резино-технических изделий общего назначения.

Объем потребления синтетического каучука по основным секторам использования крупнейшими странами потребителями в 2006 году

Источник: International Rubber Study Group

Таким образом, в рассматриваемых странах примерно 48,7% от совокупного потребления СК используется для изготовления шин. Для РТИ общего назначения соответственно - 51,3%.
Наиболее популярным каучуком в обоих сегментах являются бутадиен-стирольный каучук и полибутадиеновый каучук. В производстве шинных продуктов помимо данных видов каучуков широко используются бутилкаучук и полиизопреновый или натуральный каучук. Распределение в сегменте резино-технических изделий общего назначения по видам каучуков представлено на диаграмме ниже.

Распределение объема по видам каучуков в сегменте РТИ общего назначения в 2006 году


Источник: Презентация фирмы DSM на конференции «Tires&Rubber. Russia&CEE Markets», 12-13 Октября 2006 года, Будапешт

Мировой экспорт и импорт синтетических каучуков

В 2006 году по экспортно-импортным сделкам было реализовано 7273 тыс. тонн. По сравнению с 2005 годом рост составил примерно 2%, что согласуется с темпами роста производства и потребления синтетического каучука в мире (3,5% и 3 % соответственно).

Китай

Крупным мировым импортером синтетического каучука является Китай. Несмотря на достаточно большие существующие мощности на своей территории, в Китае наблюдается недостаток сырья для переработки в резино-технические изделия. Общий экспорт синтетических каучуков составляет 82,6 тыс. тонн (большую долю составляет бутадиен-стирольный каучук), в то время как импорт в 2006 году составил 1301.8 тыс. тонн. По сравнению с 2005 годом импорт возрос на 19%, а экспорт снизился на 12%, что указывает на значительный рост внутреннего рынка производства резино-технических изделий в Китае. На диаграмме представлена структура импорта Китая по видам синтетического каучука:

Объемы импорта Китая по основным видам синтетических каучуков в 2006 г.


Источник: International Rubber Study Group


Импорт в 2006 году составил примерно 40% от совокупного потребления каучуков в Китае. Наиболее востребованы Китаем бутадиен-стирольнй каучук, полибутадиеновый каучук и полиизопреновый каучук. Структура поставок каучуков в относительных величинах представлена на диаграмме ниже.

Структура импорта Китая по основным видам СК в 2006 году


Источник: International Rubber Study Group


США

США является крупнейшим в мире экспортером синтетического каучука (1250,1 тыс. тонн, 17% в мировом объеме) и вторым по величине импортером синтетического каучука после Китая (606,6 тыс. тонн, 8% в мировом объеме). Таблица ниже показывает структуру и объемы экспорта и импорта США в 2006 году по видам синтетического каучука.


Структура экспорта/импорта различных каучуков США в 2006 году

Вид каучука

экспорт, тыс. тонн доля, в совокупном экспорте, % импорт, тыс. тонн доля, в совокупном импорте, %
бутадиен-стирольный каучук 270 21,6% 180 29,8%
полибутадиеновый каучук 310 24,8% 70 11,6%
полиизопреновый каучук 20 1,6% 10 1,7%
бутилкаучук 130 10,4% 50 8,3%
этиленпропиленовый каучук 210 16,8% 70 11,6%
бутадиен-нитрильный каучук 40 3,2% 50 8,3%
хлоропреновый каучук 30 2,4% 15 2,5%
другие 240 19,2% 160 26,4%
всего 1250 100,0% 605 100,0%

Источник: International Rubber Study Group

В наибольших объемах США экспортируют бутадиен-стирольный, полибутадиеновый, этиленпропиленовый и бутиловые каучуки. Эти же виды каучуков наиболее распространены в структуре импорта. В сумме на их долю приходится порядка 61,2% от совокупного импорта синтетических каучуков в США.

Япония

Традиционным мировым экспортером каучуков является Япония. В 2006 году экспорт Японии составил 492,9 тыс. тонн (6.,8% в мировом объеме), по сравнению с 2005 годом объем экспорта снизился на 6%. Импорт синтетического каучука в Японии существенно ниже (191,4 тыс. тонн, 2,6% в мировом объеме), что обусловлено внутренней политикой государства по отношению к импорту продукта из других стран. Структура экспорта Японии по видам каучуков представлена на диаграмме.


Объемы экспорта каучуков по основным видам из Японии


Источник: International Rubber Study Group

Наибольшие объемы соответствуют экспорту бутадиен-стирольных каучуков. В 2006 году этот показатель составил 140 тыс. тонн. Примерно по 80 тыс. тонн пришлось на экспорт полибутадиенового и хлорпренового каучуков. Для бутадиен-нитрольного каучука этот показатель составил порядка 50 тыс. тонн, а для этиленпропиленовых каучуков - порядка 40 тыс. тонн. Структура экспорта каучуков из Японии в относительных величинах представлена на диаграмме ниже.

Структура экспорта каучуков по основным видам из Японии в 2006 году

Источник: International Rubber Study Group

Южная Корея

Корея занимает 8,5% долю в мировом экспорте. В 2006 году экспорт синтетического каучука из страны составил 621,1 тыс. тонн, импорт составил 125,8 тыс. тонн или 1,7% от мирового объема. Структура экспорта и импорта Кореи представлена в таблице ниже.

Структура южнокорейского импорта и экспорта синтетических каучуков в 2006 году

Вид каучука экспорт, тыс. тонн доля, в совокупном экспорте импорт, тыс. тонн доля, в совокупном импорте
бутадиен-стирольный каучук 310 50% 30 24%
полибутадиеновый каучук 145 23,4% 10 8%
бутилкаучук - - 45 36%
этиленпропиленовый каучук 20 3,2% 10 8%
бутадиен-нитрильный каучук 65 10,5% 5 4%
хлоропреновый каучук - - 10 8%
другие 80 12,9% 15 12%
всего 620 100,0% 125 100,0%

Производство

мяса

животного масла

молока

куриных яиц

Бразилия

Бразилия

Аргентина

Нидерланды

Чехословакия

Великобритания

Великобритания

Великобритания

Нидерланды

Австралия

Бразилия

Великобритания

Тесты для самоконтроля

1. Закончите фразу: «Крупнейшими в мире производителями пшеницы в середине 1990-х годов являлись…» (выбрать верную строку):

а) Канада, Австралия, США, Россия, Китай

б) США, Китай, Аргентина, Казахстан, Пакистан

в) Китай, Индия, США, Франция, Россия

2. Отметьте, какие страны являлись крупнейшими в мире производителями риса в середине 1990-х годов (выбрать верную строку):

а) Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам

б) Индия, Китай, Шри-Ланка, Бразилия, Мьянма

в) Китай, Индонезия, Япония, Вьетнам, Таиланд

3. Закончите фразу: «Среди развивающихся стран лидерами в мировом улове рыбы и добыче морепродуктов являются…»:

а) Индонезия е) Бразилия

б) Таиланд ж) Перу

в) Индия з) Венесуэла

г) Чили и) Египет

д) Марокко к) Бангладеш

4. Найдите неверное утверждение:

а) Главный экспортер чая в мире – Шри-Ланка

б) Больше всего тростникового сахара производится в Индии

в) Лидеры по производству натурального каучука – страны Юго-Восточной Азии

г) Три главных зерновых культуры мире – пшеница, рис и кукуруза

5. Какая страна мира считается «родиной» кофе?

а) Кения г) Эфиопия

б) Китай д) Колумбия

в) Бразилия

2.4.6. Мировой транспорт

Современное состояние, факторы размещения, особенности размещения. Классификация отраслей транспорта (структура, грузооборот):

речной, железнодорожный, морской, воздушный, автомобильный. Страны-лидеры в мировом транспорте.

Транспорт - от­расль материальной сферы, которая осуществляет пере­движение грузов и пассажиров. Транспорт является основой географического разделе­ния труда, объем и структура перевозок отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети - размещение производительных сил.

Мировая транспортная система сформировалась в XX веке и включает следующие виды транспорта: морской, речной (внутренний водный), железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. По объему перевозимых грузов и дальности перевозки (грузообороту) в мире лидирует морской транспорт: по интенсивности движения лидирует Атлантический океане, Тихий океан, занимающий второе место по объему морских перевозок, на третьем месте – Индийский. Наиболее крупными флотами (по тоннажу) располагают следующие страны: Либерия, Панама (страны-обладательницы «удобных и дешевых флагов»), Япония, Великобритания.

В структуре мировых морских перевозок наибольшая доля принадлежит наливным грузам (нефть, нефтепродук­ты, газ).

На географию мирового морского транспорта боль­шое влияние оказывают международные водные каналы, особен­но Суэцкий и Панамский. Большую роль в географии морского транспорта иг­рают также морские проливы - Ла-Манш, Гибралтарский и другие.

В размещении видов транспорта существуют региональные различия. Например, во внутренних перевозках в США лидирует автомобильный транспорт, Индии, России, Китае – железнодорожный, Японии, Норвегии – морской и т.д.

Тесты для самоконтроля

1. Какие показатели определяют грузооборот любого вида транспорта?

а) объем перевозимых грузов

б) расстояние, на которое они перевозятся

в) себестоимость перевозок

г) быстрота перевозок

2. Закончите фразу: «Доля морского транспорта в мировом грузообороте составляет…%» (выбрать верную строку):

а) более 60%

б) около 50%

в) около 45%

3. Назовите крупнейшие морские каналы:

а) Волго-Балтийский е) Эри-канал

б) Каракумский ж) Великий Китайский

в) Суэцкий з) Панамский

г) Беломорско-Балтийский и) Волго-Донской

д) Кильский

4. Укажите город, в котором располагается крупнейший в мире (по объему пассажироперевозок) аэропорт:

а) Лондон

в) Чикаго

5. Выберите пролив, через который проходит наибольше число морских судов:

а) Ла-Манш б) Баб-Эль-Мандебский

в) Босфор г) Малаккский.