Инструкция 157 н основные средства. С изменениями и дополнениями от

С. Каргасок 06.11.2015г.

На основании распоряжения председателя Контрольного органа Каргасокского района от 11.09.2015г. № 19 и пункта 1.9 плана работы на 2015 год, утверждённого председателем Контрольного органа Каргасокского района 29.12.2014г. на основании распоряжения от 07.11.2014г. № 13, проведено контрольное мероприятие по проверке использования муниципального имущества, находящегося в собственности Киндальского сельского поселения.

Срок проведения проверки установлен с 16.09.2015г. по 07.10.2015г. , проверяемым периодом являлся 2014 год .

Контрольное мероприятие оформлено актом проверки от 02.10.2015г . № 8 .
Используемые в информации сокращения:

Федеральный закон 131-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон 161-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

Федеральный закон № 6-ФЗ - Федеральный закон от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

Федеральный закон 135-ФЗ О защите конкуренции - Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Инструкция 157н - Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений)» .
Проверкой установлено.

В 2014 году отсутствовали нормативные документы:

- «Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом в муниципальном образовании «Киндальское сельское поселение»;

- «Порядок инвентарного и аналитического учёта объектов имущества казны»;

- «Положение об особенностях списания имущества муниципального образования «Киндальского сельского поселения».

К разработанным проектам первых двух вышеуказанных документов имеются замечания.

П редложено доработать проекты данных документов.
В Учетной политике включено часть разделов порядка учета, предусмотренных Инструкция № 157н для всех казенных учреждений. Включен раздел 4 по нематериальным активам, который не применяется в учете из-за отсутствия объекта учета. Сделана ошибочно ссылка на приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".

П редложено доработать Учётную политику исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых полномочий.
Установлены нарушения Инструкции № 157н:

Не организован за балансовый учет для части объектов стоимостью до 3 000 руб. Данные объекты необоснованно учитывались на балансовом счете 101;

Необоснованно начислялась амортизация на часть объектов до 3 000 руб.;

Ноутбук Machines имеет балансовую стоимость в размере 22 050 руб. со знаком минус;

Не начислена амортизации в размере 100% на часть объектов стоимостью от 3 000 руб. до 40 000 руб.;

Монитор, который относится к материальным запасам, поставлен на учёт как основное средство;

Часть объектов муниципального имущества не правомерно учитывалась на счете 101 «Основные средства», а не на счёте 108 «Нефинансовые активы имущества казны»;

Часть объектов имущества (музыкальные центры, светомузыка) учитывались на балансе Администрации Киндальского сельского поселения, а необходимо было учитывать на балансе МКУК "Киндальский БДЦ";

Часть объектов имущества на балансовом счете 101 Администрации сельского поселения, до сих пор числятся за материально-ответственным лицом Сысолиным Н.А. уволенным в 2012 году;

Списание винтовки мр-512 производилось с формулировкой «Списано на нужды учреждения»;

Мастерская (гараж) не правомерно учитывалась на счете 108 «Нефинансовые активы имущества казны», а не на счёте 101 «Основные средства»;

Неправомерно в составе недвижимого имущества казны учитывались боевая одежда пожарного, сварочный аппарат, генератор дизельный;

Неправомерно в составе движимого имущества казны учитывалась пилорама.

П
10объектов муниципального имущества в нарушение п. 4 ст. 2 Федерального закона 161-ФЗ переданы в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнергоснаб» Муниципального образования «Новоюгинское сельское поселение».

П редложено Администрации Киндальского сельского поселения передать эти объекты Предприятию или в безвозмездное пользование, или в аренду.
В нарушение статьи 17.1 Федеральный закон 135-ФЗ О защите конкуренции договора на аренду объектов заключались с индивидуальными предпринимателями без проведения конкурсов или аукционов.

П редложено устранить допущенные нарушения.
Установлены нарушения по объектам жилого фонда:

В договоре социального найма с Монголиным А.А. отсутствует подпись нанимателя. Часть договоров социального найма оформлены на одних лиц, а по ведомости начисления квартплаты проходят другие лица;

По 8 должникам за наём жилья задолженность составляет от 3-х месяцев до нескольких лет на сумму 75 413,64 руб., а со стороны Администрации Киндальского сельского поселения никаких мер по взысканию задолженности не принималось, исковые заявления в суд не предъявлялись;

Установлено расхождение в учете в размере 366,79 руб. между данными ведомости начисления платы на наём жилого помещения и данными счёта 205.21 «Расчёты с плательщиками доходов от собственности»;

На основании акта обследования от 31.03.2009г. № 1 двухквартирный жилой дом по адресу: с. Киндал, ул. Центральная, д. 46 признан ветхим. В акте не указан срок расселения и до сих пор в нём проживают люди;

Квартира, находящаяся по адресу: с. Киндал, ул. Школьная д. 7, кв. 2 не используется, так как находится в непригодном для проживания состоянии. При этом акт обследования жилья не составлен и жилой дом аварийным не признан;

Приватизированная квартира по адресу: с. Киндал, ул. Центральная, д. 14 не числилась ни в бухгалтерском учёте, ни в реестре муниципального имущества и, следовательно, не списывалась с баланса Администрации сельского поселения.

П редложено устранить допущенные нарушения.
На 2014 год план приватизации имущества казны не составлялся. В тоже время, два объекта приватизированы. Списание приватизированных объектов с баланса учреждения производилось без распорядительного документа Администрации сельского поселения.

П редложено не допускать подобные нарушения.
По ведению Реестра муниципального имущества Киндальского сельского поселения:

Представленный документ не соответствует Порядку ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011г. № 424;

Как по группам, так и в целом по Реестру поселения отсутствуют итоги количества учитываемых объектов, начисленной амортизации и т.д.;

При подсчёте итогов на 1 января 2014 года, установлено несоответствиеколичестваобъектов муниципального имуществав Реестре с ведомостью по имуществу казны;

В Реестре отсутствуют объекты основных средств, находящиеся в оперативном управлении и не правомерно переданные в хозяйственное ведение.

П редложено устранить допущенные нарушения.
Инвентаризация объектов имущества учитываемых на счетах 101 и 108 (Распоряжением от 26.11.2014 № 46) проведена формально.

Со всеми материально-ответственными лицами заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности без перечня закреплённых за ними объектов имущества, что не даёт возможности провести у них инвентаризацию объектов имущества.

П редложено:

За материально-ответственными лицами закрепить объекты имущества;

Провести годовую инвентаризацию в соответствии с установленными требованиями.
Акт проверки представлен главе Киндальского сельского поселения Волкову В.В. и подписан им. По результатам проверки в Администрацию Киндальского сельского поселения направлено Представление по устранению выявленных нарушений от 06.10.2015г. № 02-05-79. От Администрации Киндальского сельского поселения в Контрольный орган Каргасокского района поступил Ответ о принимаемых мерах по устранению допущенных нарушений и замечаний от 06.11.2015г. б.н.

По результатам проведённого контрольного мероприятия составлен отчёт, который представлен Председателю Думы Каргасокского района.

Копия акта проверки направлена Главе Каргасокского района для ознакомления его с исполнением Контрольным органом переданных ему полномочий.

Материалы проверки вошли в отчёт, представленный 05.11.2015г. депутатам на заседании Думы Каргасокского района.

На основании представленного запроса от 06.11.2015г. № 31-2015 материалы проверки переданы в Прокуратуру Каргасокского района.

Председатель _____________________ /Ю.А.Машковцев/

157н инструкция по бюджетному учету 2019 с изменениями, правилами учета и проводками – новый регламент для бухгалтеров государственного сектора. В 2019 году в сфере бюджетного учета государственных предприятий произошел ряд изменений, касающихся регистрации основных средств, ведения бухгалтерской аналитики, взаиморасчетов, долговых обязательств и других сегментов. Необходимость модернизации учетной политики бюджетных предприятий обусловлена усилением контроля за расходованием государственных средств и оптимизации госпредприятий. Учитывая, что значительное число государственных и муниципальных компаний работает неэффективно и является дотационным, возникла необходимость в изменении учетных правил.

В новой инструкции, стоит признать, что они поменялись не слишком сильно - например, с нынешнего года все коммуникации будет принято включать в состав зданий и сооружений. В Плане счетов переименовали счет 2010600, на котором учитывались аккредитивы. Сейчас он называется «Ден. средства госучреждений на специальных счетах в кредитных организациях». Большое внимание уделено забалансовым счетам, на которых учитывались акции и ценные бумаги. Также несколько ужесточились правила ведения первичной документации.

В новой 157н инструкции по бюджетному учету 2019 года описаны правила присвоения инвентарных номеров и классификации хозяйственной номенклатуры. В частности, приборы измерения, передачи и хранения информации, оборудование для пресс-конференций и некоторые элементы освещения признаны самостоятельными инвентарными объектами.

Такие меры были введены после ряда ревизий, когда обнаруживались некомплектные наборы дорогостоящего оборудования, важные части которых исчезали в неизвестном направлении. Кроме того, если раньше можно было списать дебиторскую задолженность от неплатежеспособных неплательщиков, то сегодня необходимо применять более сложный механизм взыскания таких долгов. Также изменилась схема учета забалансовых денежных средств, полученных от третьих лиц, новый регламент накладывает на бухгалтера большую ответственность.

Требования к бухгалтеру бюджетного учреждения:

Требование № 1: Законченное высшее образование

При этом бухгалтер по I категории должен иметь 3-летний стаж, а по II - диплом на руках. Допускается работа на участках специалистов со средним образованием, но руководящие должности они занимать не могут.

Требование № 2: За невыполнение инструкции 157н бухгалтер несет ответственность.

Административную по ст. 15.11 КоАП и уголовную при наличии серьезных должностных преступлений, связанных с финансовыми махинациями.

Требование № 3: Грубые нарушения - искажения сумм на 10% и больше.

Законодательство ужесточается, однако, при предоставлении уточняющей отчетности в срок, ответственность может быть снята.

Требование № 4: Аналитический учет.

В новой редакции в инструкции уделяется повышенное внимание к аналитическому учету по штрафам, ссудам, пеням.

Требование №5: Законодательная база.

Несмотря на изменения, бухгалтер все так же опирается на ФЗ №129, 120, Бюджетный и Трудовой кодексы.

Конечно, обновленная 157н инструкция по бюджетному учету 2019 была принята в том числе для борьбы с коррупцией, никакого реального толку, кроме дополнительных обязанностей бухгалтеров, она не принесет. Основная часть средств отмывается через фиктивных подрядчиков, а не через инструменты учета.

В связи с вступлением в силу в 2018 году ряда федеральных стандартов возникла необходимость в корректировке Единого плана счетов и Инструкции по его применению (далее – Инструкция № 157н). 26 апреля 2018 года зарегистрирован в Минюсте Приказ Минфина РФ № 64н, которым вносятся изменения в указанный документ.

Единый план счетов.

Новые счета.

Прежде всего перечислим новые счета, введенные в Единый план счетов.

Номер счета

Наименование счета

Непроизведенные активы – иное движимое имущество

Непроизведенные активы – в составе имущества концедента

Амортизация имущества в концессии

Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества учреждения

Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения

Амортизация прав пользования непроизведенными активами

Амортизация имущества казны в концессии

Вложения в имущество концедента

Прочие активы, составляющие казну

Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии

Недвижимое имущество концедента, составляющее казну

Движимое имущество концендента, составляющее казну

Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну

11100

Права пользования активами

Права пользования нефинансовыми активами

Права пользования жилыми помещениями

Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)

Права пользования машинами и оборудованием

Права пользования транспортными средствами

Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным

Права пользования биологическими ресурсами

Права пользования прочими основными средствами

Права пользования непроизведенными активами

11400

Обесценение нефинансовых активов

Обесценение недвижимого имущества учреждения

Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения

Обесценение иного движимого имущества учреждения

Обесценение прав пользования активами

Обесценение жилых помещений

Обесценение нежилых помещений (зданий и сооружений)

Обесценение инвестиционной недвижимости

Обесценение машин и оборудования

Обесценение транспортных средств

Обесценение инвентаря производственного и хозяйственного

Обесценение биологических ресурсов

Обесценение прочих основных средств

Обесценение нематериальных активов

Обесценение непроизведенных активов

Обесценение земли

Обесценение ресурсов недр

Обесценение прочих непроизведенных активов

Расчеты по доходам от финансовой аренды

Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами

Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств

Расчеты по доходам от процентов по иным финансовым инструментам

Расчеты по доходам от дивидендов от объектов

Расчеты по доходам от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

Расчеты по иным доходам от собственности

Расчеты по доходам от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования

Расчеты по доходам от платы за предоставление информации из государственных источников (реестров)

Расчеты по условным арендным платежам

Расчеты по субсидиям на иные цели

Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений

Расчеты по авансам по страхованию

Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений

Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования

Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений

Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)

Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафных санкций по долговым обязательствам

Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций

Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов

Расчеты по доходам от компенсации затрат

Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет

Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)

Расчеты по доходам от страховых возмещений

Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)

Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия

Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному

Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет

Расчеты по страхованию

Расчеты по услугам, работам для целей капитальных вложений

Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Расчеты по другим экономическим санкциям

Расчеты по иным расходам

Консолидируемые расчеты года, предшествующие отчетному

Консолидируемые расчеты иных прошлых лет

Иные расчеты года, предшествующего отчетному

Иные расчеты прошлых лет

Доходы финансового года, предшествующего отчетному

Доходы прошлых финансовых лет

Расходы финансового года, предшествующего отчетному

Расходы прошлых финансовых лет

    227 «Страхование»;

    228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»;

    229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».

Исключенные счета.

Некоторые счета исключили из Единого плана счетов:

    10240 «Нематериальные активы – предметы лизинга»;

    10540 «Материальные – предметы лизинга»;

    10740 «Предметы лизинга в пути»;

    10990 «Издержки обращения».

Новая редакция счетов.

Старая редакция

Новая редакция

10140 «Основные средства – предметы лизинга»

10190 «Основные средства – имущество в концессии»

10102 «Нежилые помещения»

10102 «Нежилые помещения (здания и сооружения)»

10103 «Сооружения»

10103 «Инвестиционная недвижимость»

10106 «Производственный и хозяйственный инвентарь»

10106 «Инвентарь производственный и хозяйственный»

10107 «Библиотечный фонд»

10107 «Биологические ресурсы»

10440 «Амортизация предметов лизинга»

10440 «Амортизация прав пользования активами»

10402 «Амортизация нежилых помещений»

10402 «Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений)»

10403 «Амортизация сооружений»

10403 «Амортизация инвестиционной недвижимости»

10406 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря»

10406 «Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного»

10407 «Амортизация библиотечного фонда»

10407 «Амортизация биологических ресурсов»

10458 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»

10452 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»

10459 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»

10454 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»

10610 «Вложения в недвижимое имущество учреждения»

10610 «Вложения в недвижимое имущество»

10620 «Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения»

10620 «Вложения в особо ценное движимое имущество»

10630 «Вложения в иное движимое имущество учреждения»

10630 «Вложения в иное движимое имущество»

10640 «Вложения в предметы лизинга»

10640 «Вложения в объекты финансовой аренды»

10853 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»

10853 «Ценности государственных фондов России»

20530 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

20530 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

20540 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

20540 «Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба»

20550 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»

20550 «Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов»

20521 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»

20521 «Расчеты по доходам от операционной аренды»

20531 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»

20531 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)»

20541 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»

20541 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках»

20581 «Расчеты с плательщиками прочих доходов»

20581 «Расчеты по невыясненным поступлениям»

20589 «Расчеты по невыясненным поступлениям»

20589 «Расчеты по иным доходам»

20640 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям»

20640 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям»

20650 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам»

20650 «Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам»

20641 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

20641 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

20642 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

20642 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

20651 «Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

20651 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

20691 «Расчеты по авансам по оплате прочих расходов»

20996 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов»

20891 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов»

20891 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов»

20940 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

20940 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»

20983 «Расчеты по иным доходам»

20989 «Расчеты по иным доходам»

30291 «Расчеты по прочим расходам»

30293 «Расчеты по штрафам за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

Инструкция №157н.

Общие положения.

Положения Инструкции №157н по бюджетному учету должны применяться одновременно с нормами, установленными Стандартом «Концептуальные основы». Определения терминов, которые используются в Инструкции №157н по бюджетному учету, должны применяться в значениях, приведенных в федеральных стандартах.

В пункт 3 Инструкции №157н введены уточнения, согласно которым:

  • учет на забалансовых счетах, включенных в рабочий план счетов учреждения, ведется по простой системе бухгалтерских записей (абз. 2 п. 3 в новой редакции). Ранее эта норма была прописана в п. 332 Инструкции №157н, таким образом, указанное правило, из одного пункта перенесли в другой;
  • как и прежде, при ведении бухгалтерского учета учреждение обеспечивает приоритетное признание в учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, но отражать указанные объекты учета необходимо по самым консервативным оценкам – не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы (принцип осмотрительности) (абз. 14 п. 3 в новой редакции). Таким образом, уточнены особенности применения принципа осмотрительности.

Напомним, п. 4 Инструкции № 157н содержал требования к формированию и предоставлению информации при ведении бухгалтерского учета, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю. Приказом Минфина РФ № 64н данные требования упразднены, и аналогичные нормы прописаны в п. 18 Стандарта «Концептуальные основы». А пункт 4 Инструкции № 157н изложен в новой редакции: ведение бухгалтерского учета учреждения осуществляется его структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В дополнение к этому пункту в п. 5 Инструкции № 157н введен новый абзац следующего содержания: в случае передачи учреждением на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии ведение бухгалтерского учета учреждения осуществляется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.

Правила документооборота.

В пункте 6 Инструкции №157н приведен перечень документов, которые учреждение вправе утвердить в рамках учетной политики. В целом он остался прежним, Приказом Минфина РФ №64н добавлено положение, согласно которому учреждение в рамках учетной политики утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по представлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета.

Обратите внимание:

Учреждение обеспечивает хранение документов учетной политики и других документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, не менее пяти лет после года, в котором они использовались при ведении бухгалтерского учета и (или) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (абз. 12 п. 6 Инструкции № 157н в новой редакции).

Первичные учетные документы.

В пунктах 7 – 9 Инструкции № 157н содержались требования к оформлению, формированию и учету первичных учетных документов. Приказом Минфина РФ № 64н эти пункты признаны утратившими силу, так как порядок работы с первичными учетными документами регламентирован п. 20 – 28 ч. II Стандарта «Концептуальные основы».

Регистры бухгалтерского учета.

Пункты 10 – 11 Инструкции № 157н изложены в новой редакции и содержат следующие положения о применении регистров бухгалтерского учета:

1) систематизация, обобщение и (или) группировка и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, осуществляются в регистрах бухгалтерского учета (п. 10 в новой редакции);

2) регистры бухгалтерского учета составляются по унифицированным формам, установленным в рамках бюджетного законодательства (п. 11 в новой редакции).

Не вошли в новую редакцию указанных пунктов требования к обязательным реквизитам регистров бухгалтерского учета, к правилам их ведения (они приведены в ст. 10 Закона № 402 – ФЗ), перечни регистров бухгалтерского учета (содержатся в Приказе Минфина РФ № 52н).

Хранение бухгалтерских документов.

Положения о хранении первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в п. 14 Инструкции № 157н изложены по – новому. В частности, согласно Приказу Минфина РФ № 64н хранение указанных документов, регистров и отчетности организуется руководителем учреждения и (или) руководителем централизованной бухгалтерии.

При смене руководителя учреждения и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, обеспечивается передача документов бухгалтерского учета учреждения. Порядок передачи документов определяется учреждением в рамках формирования его учетной политики либо в случае передачи полномочий ведения бухгалтерского учета по договору (соглашению) централизованной бухгалтерии – таким договором (соглашением) (п. 14 Инструкции № 157н в новой редакции). Кроме того, особенности хранения бухгалтерских документов регламентированы в п. 13, 32, 33 Стандарта «Концептуальные основы».

Изъятие документов.

Из пункта 17 Инструкции № 157н убрали положение, согласно которому в случае изъятия регистров бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии этих регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Аналогичное требование содержит п. 32 Стандарта «Концептуальные основы» и применяется при изъятии не только регистров бухгалтерского учета, но и первичных (сводных) учетных документов.

Инвентаризация.

Пункт 20 Инструкции № 157н, содержащий требования к проведению инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, признан утратившим силу. Связано это с тем, что основные требования к инвентаризации активов и обязательств установлены в разд. VIII Стандарта «Концептуальные основы», они аналогичны закрепленным в п. 20. Таким образом, законодатель устранил из Инструкции № 157н повторяющуюся норму.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится активов и обязательств.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 Стандарта «Концептуальные основы»).

* * *

В заключение обратим ваше внимание на следующие моменты:

1. После федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора Инструкция № 157н служит основополагающим документом для ведения бухгалтерского учета учреждений всех типов. Поэтому вносятся изменения в первую очередь в эту инструкцию. В настоящее время в Минюсте прошли регистрацию приказы Минфина:

    от 31.03.2018 № 65н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Ин струкции по его применению» (зарегистрирован 26.04.2018 № 50911);

    от 31.03.2018 № 66н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован 26.04.2018 № 50908);

    от 31.03.2018 № 67н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован 27.04.2018 № 50923).

2. В Приказе Минфина РФ № 64н нет положений о вступлении его в силу. Возможно, он начнет действовать по общему правилу через 10 дней после официального опубликования, а может быть принят порядок вступления в силу письмом или приказом Минфина.

3. Единый план счетов претерпел значительные изменения: некоторые счета исключены, некоторые изложены в новой редакции, также введены новые счета. Из общих положений Инструкции № 157н исключены положения, дублирующие нормы Стандарта «Концептуальные основы».

4. В статье приведены изменения, внесенные в Единый план счетов и общий порядок его применения. В следующих номерах продолжим рассматривать другие разделы Инструкции № 157н.

В Инструкцию N 157н вносятся изменения (Заболонкова О.)

Дата размещения статьи: 13.06.2015

На регистрации в Минюсте находится Приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Приказ N 89н, Инструкция N 157н). Рассмотрим основные положения данного документа.

Изменения в Едином плане счетов

Напомним, что в Приложении 1 к Инструкции N 157н приведен Единый план счетов бухгалтерского учета. В него внесены следующие поправки:

- изменены наименования счетов:

Номер счета

Старое наименование

Новое наименование

Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации

Денежные средства учреждения в кредитной организации

Расчеты по ущербу имуществу

Расчеты по ущербу и иным доходам

Расчеты по прочему имуществу

Расчеты по иным доходам

Принятые обязательства

Обязательства

- исключен счет:

- введены новые счета:

Номер счета

Наименование

Балансовые счета

Расчеты по невыясненным поступлениям

Расчеты по компенсации затрат

Расчеты по суммам принудительного изъятия

Расчеты по иным доходам

Расчеты по НДС по авансам полученным

Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам

Резервы предстоящих расходов (по видам расходов)

Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)

Принимаемые обязательства

Отложенные обязательства

Забалансовые счета

Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)

Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц

Изменения в общих положениях учета

Требования к учетным документам. В п. 3 Инструкции N 157н перечислены требования к бухгалтерскому учету. Приказом N 89н они расширены следующими положениями:

К бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление;

Данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год (далее - событие после отчетной даты).

На основании п. 9 Инструкции N 157н (в новой редакции) своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы . Приказом N 89н в этот пункт введено дополнение, согласно которому лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Требования к формам регистров бухгалтерского учета дополнены новыми положениями. В частности, установлено, что регистры, формы которых не унифицированы, устанавливаются субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики и должны содержать следующие обязательные реквизиты:

Наименование регистра;

Наименование субъекта учета, составившего регистр;

Дату начала и дату окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

Хронологическую и (или) систематическую группировку объектов бухгалтерского учета;

Величину денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

Наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

Подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Кроме того, введено положение, разъясняющее, что отражение исправлений в электронном регистре бухгалтерского учета осуществляется лицами, ответственными за ведение регистра, в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н, записями, подтвержденными справками.

Автоматизация бухгалтерского учета. К автоматизации бухгалтерского учета с учетом внесенных Приказом N 89н в п. 19 Инструкции N 157н изменений предъявляются следующие требования.

При комплексной автоматизации бухгалтерского учета информация об объектах учета формируется в базах данных используемого программного комплекса. Формирование регистров бухгалтерского учета осуществляется в виде электронного регистра, а при отсутствии технической возможности - на бумажном носителе.

Регистры бухгалтерского учета на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, и (или) необходимости обеспечения их хранения на бумажном носителе формируются с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета.

Как и прежде, при выведении регистров бухгалтерского учета на бумажные носители (формировании машинограмм регистров бухгалтерского учета) допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат обязательные реквизиты и показатели соответствующих регистров бухгалтерского учета.

Инвентаризация. Важно отметить следующий момент. Согласно внесенным в п. 20 Инструкции N 157н изменениям инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке с учетом положений законодательства РФ. Ранее требовалось проводить инвентаризацию в соответствии с требованиями Минфина.

Изменения в учете нефинансовых активов

Основные средства. Напомним: п. 27 Инструкции N 157н установлено, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений.

Приказом N 89н внесено дополнение, согласно которому результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства - путем внесения записей о произведенных изменениях без отражения на счетах бухгалтерского учета.

Кроме того, разъяснены особенности учета основных средств, находящихся на консервации. В частности, п. 38 Инструкции N 157н в редакции Приказа N 89н установлено, что консервация объекта основных средств на срок более трех месяцев (расконсервация) оформляется первичным учетным документом - актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальную (балансовую) стоимость, сумму начисленной амортизации), а также сведения о причинах консервации и сроке консервации.

Объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств.

Отражение консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более трех месяцев отражается путем внесения в инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта, без отражения по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства".

В п. 45 Инструкции N 157н приведено определение единицы учета основного средства - инвентарного объекта.

Положения Приказа N 89н дополнительно разъясняют, что:

Отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств;

Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования;

В случаях, предусмотренных учетными политиками субъектов учета, двигатели самолетов учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.

Земельный участок - непроизведенный актив. Согласно п. п. 23, 71 Инструкции N 157н (в ред. Приказа N 89н) земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), должны учитываться в составе нефинансовых активов на балансовом счете 103 00 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком. Земельные участки учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ).

Напомним, что в настоящее время Инструкция N 157н требует учитывать такие земельные участки на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". Следовательно, теперь их необходимо перевести с этого счета на балансовый учет.

Изменения в учете финансовых активов

Денежные средства учреждения в пути. В силу п. 162 Инструкции N 157н (в ред. Приказа N 89н) счет 201 03 предназначен для учета операций по движению денежных средств учреждения в валюте РФ и в иностранной валюте в пути. Денежными средствами в пути в целях бухгалтерского учета и Инструкции N 157н признаются денежные средства, перечисленные учреждению, зачисленные не в один операционный день, а также средства, переведенные с одного счета учреждения на другой счет, в том числе при осуществлении операций с использованием (дебетовых) банковских карт, при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день.

Как видим, новая редакция данного пункта обусловлена использованием учреждениями в финансовой деятельности банковских карт.

Расчеты с подотчетными лицами. Изменения коснулись подотчетных сумм, выданных в иностранной валюте. Пунктом 215 Инструкции N 157н установлено, что учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет.

Приказ N 89н вводит в этот пункт следующие дополнения. Переоценка расчетов по выданным авансам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной валюте.

Переоценка задолженности по принятым обязательствам в иностранных валютах производится на дату совершения операций по оплате обязательства в иностранной валюте и на отчетную дату (на дату формирования регистра бухгалтерского учета).

При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по принятым обязательствам в иностранной валюте, с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

Расчеты по ущербу и иным доходам. Приказом N 89н дополнено, что счет 209 00 применяется в том числе для учета расчетов по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в частности по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, а также по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации (п. 220 Инструкции N 157н (в ред. Приказа N 89н)).

В связи с введением новых аналитических групп по счету 209 00 в п. 221 Инструкции N 157н в новой редакции приведены следующие разъяснения. Группировка расчетов по ущербу и иным доходам осуществляется по группам поступлений и аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

30 "Расчеты по компенсации затрат";

40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";

70 "Расчеты по ущербу нефинансовым активам";

80 "Расчеты по иным доходам".

Разъяснено, что на счетах расчетов по ущербу и иным доходам учитываются:

Расчеты по суммам задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск;

Расчеты по суммам предварительных оплат, подлежащих возмещению контрагентами в случае расторжения, в том числе по решению суда, государственных (муниципальных) договоров (контрактов), иных договоров (соглашений), по которым ранее учреждением были произведены оплаты;

Расчеты по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;

Расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанные с судопроизводством (оплата судебных издержек);

Расчеты по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах 205 00 "Расчеты по доходам".

Обратите внимание! Приказом N 89н введено новое определение размера ущерба. В частности, установлено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями следует исходить из текущей восстановительной стоимости (ранее - рыночной) материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.

Расчеты по налоговым вычетам по НДС. Как уже было сказано в начале статьи, Приказом N 89 введен новый счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС". Группировка расчетов по нему осуществляется в разрезе аналитических групп синтетического счета объекта учета:

1 "Расчеты по НДС по авансам полученным";

2 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".

Пунктом 224 Инструкции N 157н (в новой редакции) установлено, что счет предназначен для учета:

Расчетов по суммам налога на добавленную стоимость по полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ;

Расчетов по суммам налога на добавленную стоимость, предъявленным поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, начисленного и уплаченного учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Изменения в учете на забалансовых счетах

Счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение". Приказом N 89н п. 335 Инструкции N 157н дополнен нормой, согласно которой на этом счете также осуществляется учет имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения).

Счет 03 "Бланки строгой отчетности". В соответствии с внесенными в п. 337 Инструкции N 157н изменениями перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, может устанавливаться учреждением в рамках формирования учетной политики.

Счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству РФ (п. 339 Инструкции N 157н (в новой редакции)).

Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных". При выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета (п. 349 Инструкции N 157н (в новой редакции)).

Счет 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)". Счет введен Приказом N 89н. Он предназначен для учета имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением (п. 385 Инструкции N 157н).

Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа по балансовой стоимости.

Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании первичного учетного документа по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Аналитический учет по счету ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества, его количеству и стоимости.

Счет 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц". Еще один новый забалансовый счет предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов) (п. 387 Инструкции N 157н).

Аналитический учет по этому счету ведется в многографной карточке и (или) в карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или иным видам выплат.

Пунктом 2 Приказа N 89н установлено, что данный Приказ применяется при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 г., если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом положения нового Приказа в части рабочего плана учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета.