Иностранные инвестиции в экономике России — современный этап и перспективы. Прямые иностранные инвестиции в россии

По ряду прогнозов, объем инвестиций в России в 2017 году возрастет благодаря развитию металлургической, химической, автомобильной промышленности.

Изз официальной статистики доступны только данные оценки платежного баланса РФ, опубликованные на сайте Банка России на конец первого полугодия текущего года. Однако даже из этих цифр видна неплохая позитивная тенденция. Так, прямые инвестиции нерезидентов в небанковский сектор экономики России в первом полугодии 2017 года составили 13,7 миллиардов долларов. Эта цифра в 1,9 раза больше, чем за тот же период прошлого года, когда они остановились на отметке в 7,2 миллиардов долларов.

А вот объем портфельных инвестиций нерезидентов в активы небанковского сектора РФ в первом полугодии 2017 года снизился. Негативная динамика составила 5,6 миллиардов долларов по сравнению с ростом на 2,1 миллиарда за первое полугодие 2016 года. Однако во втором квартале текущего года снижение инвестиций нерезидентов шло в 10 раз меньшими темпами, нежели в первом квартале (0,5 миллиарда против 5,1 миллиардов долларов).

Что до обязательств федеральных органов управления РФ перед нерезидентами по портфельным инвестициям в первом полугодии 2017 года, они увеличились на 7,6 миллиардов долларов против роста на 3,1 миллиарда в первом полугодии 2016 года (рост в 2,5 раза).

Стоит напомнить: два предыдущих года, 2015-й и 2014-й, были, мягко говоря, весьма негативными с точки зрения притока в отечественную экономику иностранного капитала. Так, в 2014 году Россия – впервые за последнее десятилетие – не вошла в рейтинг 25 стран, являющихся самыми привлекательными для прямых инвесторов стран мира.

В том году зафиксировано падение объема инвестиций в нашу страну более чем в 3 раза: они составили 22 миллиарда долларов, по сравнению с 2013 годом – 69 миллиардов долларов.

В 2015 году объем иностранных инвестиций в экономике России снизился еще почти в 3 раза и составил 6,7 миллиардов долларов. Где-то две трети от общей суммы пришло с Кипра, Виргинских, Багамских и Бермудских островов; скорее всего, большая часть новых вложений является возвратом ранее выведенных из страны средств.

Алексей Кудрин: санкции сократили иностранные инвестиции в 7 раз

За последние несколько лет прямые инвестиции в российскую экономику из-за границы стали меньше в 7 раз, виной тому санкции против России . Об этом заявил Алексей Кудрин , глава Центра стратегических разработок и бывший министр финансов России.

Выступая на форуме Moscow Exchange Forum 2017 в Нью-Йорке , Алексей Кудрин рассказал, что 8 лет назад прямые капиталовложения от иностранных инвесторов достигали $70 млрд. В текущем году ожидается лишь около $10 млрд. Он считает, что это одно из последствий введения антироссийских санкций. Режим экономических ограничений сказался и на недополучении ВВП: с 2013 по 2015 гг. страна потеряла из-за санкций 1% ВВП, с 2016 по 2017 гг. меньше – 0,5%. Из-за этого российская экономика не может перейти в стадию роста, хотя экс-министр уверен, что такое было бы возможно даже с учетом падения цен на нефть. При этом проведение необходимых реформ на 90% зависит от причин внутреннего характера.

Рекордные 140 млн долларов инвестиций в Россию

Только за последнюю неделю января страны ЕС вложили в российские облигации 140 млн долларов инвестиционного капитала. Это стало своеобразным рекордом за три года - практически за весь период начала санкций и контрсанкций. Примечательно, что с конца 2016 года экономика РФ получила порядка 700 млн долларов иностранных вливаний.

В последнее время заметны явные признаки «оттепели» в плане инвестиционного климата в России . Среди причин этого эксперты называют повышение цен на нефть и обозначившиеся после избрания Дональда Трампа президентом некоторые перспективы улучшения российско-американских взаимоотношений. Кроме этого, в Европейском Союзе активнее звучат голоса недовольства санкционными мерами против РФ. По многочисленным прогнозам, позитивные тенденции сохранятся. Этому также могут способствовать снижение инфляции и постепенное уменьшение Центробанком ставки.

За последнее время выросли и российские фондовые индексы. ЮНКТАД в своем докладе свидетельствует: за 2016 год экономика РФ получила 19 млрд долларов прямых инвестиций (62% роста) на фоне общего мирового осложнения инвестиционного климата.

2013: Первое полугодие +32%

Приток прямых иностранных инвестиций в экономику РФ в первом полугодии 2013 года вырос на 59,8% (Росстат). Поступление иностранных инвестиций в Россию составило 98,795 миллиарда долларов, из них прямые иностранные инвестиции - 12,139 миллиарда долларов (12,3% от общего объема поступлений). Российские инвестиции за рубежом в первом полугодии выросли в 1,8 раза, достигнув 126,4 миллиарда долларов.

"По состоянию на конец июня 2013 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 370,6 миллиарда долларов , что на 10,7% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года", - говорится в материалах Росстата.

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, - 66,9% (на конец июня 2012 года - 59,0%), доля прямых инвестиций составила 31,2% (38,5%), портфельных - 1,9% (2,5%) .

Александр Ивлев, управляющий партнер компании по России, говорит: «Согласно полученным данным, в 2013 году Россия впервые вышла на третье место по инвестиционной привлекательности после США и Китая. Приток прямых иностранных инвестиций достиг 71 млрд. евро, что на 83% выше показателя 2012 года. Россия обошла Великобританию, Францию, Германию, Сингапур и Бразилию. Также на 2% увеличилось количество созданных за счет прямых иностранных инвестиций рабочих мест. Это очень хороший результат, особенно на фоне казателей 2012 года, когда объем ПИИ сократился на 16,5%».

Прямые вложения подразумевают активное участие инвестора в деятельности компании.

Внешние инвестиции позволяют обеспечить не только поступление непосредственно денежных средств, но и позволяют внедрить новейшие технологии производства, использовать последние разработки, ориентироваться на новые формы ведения маркетинговой деятельности и корпоративного управления.

Прямые внешние инвестиции классифицируются по нескольким признакам:

  • по виду актива выделяют реальные (в производственный объект), финансовые (в ) и нематериальные инвестиции (в нематериальные права, в том числе патенты, лицензии);
  • по форме собственности выделяют государственные (инвестор – другое государство), частные (инвестор – частное лицо) и смешанные инвестиции;
  • по характеру использования выделяют предпринимательские (цель – от бизнеса, получение дивидендов) и ссудные инвестиции (цель – получение процентного дохода).

Цель деятельности иностранного инвестора заключается в получении дополнительной прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. При этом страна-реципиент должна гарантировать право инвестора на контроль над хозяйственной деятельностью субъекта вложений и право на получение дохода от этой деятельности.

Необходимость иностранных вложений

Инвестиции от нерезидента прямого характера считаются главным фактором модернизации экономики страны, которая влечет за собой повышение способности отечественных товаропроизводителей конкурировать на мировых рынках. Одной из особенностей этого вида вложения капитала является тот факт, что инвестор лично заинтересован в отдаче инвестиционных средств. Именно поэтому он будет всесторонне помогать реципиенту организовать высокотехнологичное производство и эффективную сбытовую структуру.

Прямые внешние инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:

  • активизируют инвестиционный процесс в целом;
  • способствуют наращиванию материальной базы экономики;
  • обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;
  • стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;
  • ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;
  • помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.

Иностранные вложения прямого характера благоприятно сказываются на уровне занятости, оказывают воздействие на увеличение доходов населения, расширяют базу для налогообложения.

Основной целью иностранного инвестора является за счет вложений в такие отрасли других стран, которые имеют большую доходность по сравнению со страной выхода капитала.

Если компании или государство собираются инвестировать свои средства, всегда проводится оценка прибыльности и рисков. Выделяют экономические, политические и конкурентные мотивы инвестирования.

Политические мотивы основываются на действиях государства, связанных с торговыми отношениями. Поскольку органы власти стараются контролировать уровень иностранных поступлений товаров на национальный , ограничение или стимулирование иноземных вкладов позволяет влиять на процесс роста всей национальной экономики.

Экономические мотивы обусловлены экономией мировых компаний на масштабе производства. Значительная экономия расходов происходит в таких отраслях как разработки, исследования, распространение товаров, и другие. Кроме экономии на масштабах производства многонациональные компании легче переносят критические моменты на локальных рынках.

Конкурентные мотивы в основном схожи с экономическими и политическими. Они обусловлены желанием обезопасить свой от негативного влияния колебаний экономики либо возможной конкуренции.

Формы инвестирования

Выделяют несколько способов привлечения прямых зарубежных вложений, главными из которых являются:

  • инвестиции с нуля – инвестор создает в другой стране филиал или , которое будет находиться в 100% его собственности;
  • поглощение или покупка – осуществление сделки по покупке иностранной фирмы или слиянию с ней;
  • финансирование филиала, открытого за рубежом;
  • покупка имущественных прав – инвестор вкладывает капитал, покупая право на пользование природными ресурсами или земельными участками;
  • предоставление прав на – предоставление в использование своих технологий, патентов, ноу-хау;
  • покупка акций в уставном капитале – вложение средств, дающее право участвовать в деятельности иностранной фирмы.

Основными формами вложения зарубежного капитала принято считать создание совместных и дочерних предприятий и компаний, открытие собственных филиалов и покупка акций фирм, работающих в стране-реципиенте.

Компания с долей иностранных инвестиций может иметь три формы:

  • филиал – 100% собственность инвестора;
  • дочерняя компания – более половины капитала принадлежит инвестору;
  • ассоциированная компания – инвестор располагает менее, чем 50% капитала фирмы.

В современном экономическом пространстве можно наблюдать своего рода разбросанность акций. Так, если обычно решающая доля капитала составляет 50%, то акциями современных компаний владеют значительно большее количество инвесторов. И даже покупка 5% акций может иметь решающий голос. Причиной служит то, что другие инвесторы инвестировали меньшее количество капитала. Например, в экономике США прямые инвестиции составляют 10% и более участия в капитале. Если доля акций меньше, такие инвестиции относят к портфельным.

Факторы привлечения зарубежных инвестиций

Приток импортных инвестиций в страну позволяет ей постепенно нарастить долю прибыли от внешнеторговых операций по экономике в целом. Вовлечь как можно больше денежных средств наиболее активно стремятся развивающиеся страны. Наиболее крупными и серьезными инвесторами считаются транснациональные компании американского и европейского происхождения.

Сам механизм инвестирования обычно затрагивает работу инвестиционных фондов, которые аккумулируют иностранные капиталы. Инвестор тщательно выбирает , проводя особый анализ, учитывающий три фактора:

Политическая стабильность в стране . Важную роль играет не только стабильная политическая обстановка, но и эффективность политических технологий регулирования бизнеса. Законодательство государства-реципиента должно гарантировать инвестору его права и защищать его интересы.

Уровень развития экономики и макроэкономическая ситуация. Инвестор, вкладывая свой капитал, должен понимать, на какую прибыль он может рассчитывать. Он оценивает основные макроэкономические показатели страны, прогнозы развития ее отдельных отраслей и экономики в целом.

Опыт и репутация самого фонда. Работа инвестора и фонда должна отвечать принципу взаимовыгодных отношений. Инвестора интересует опыт работы фонда, прибыльность представляемых им проектов, примеры успешной работы. Фонд же желает работать с надежными и крупными инвесторами, стараясь размещать средства в выгодные проекты.

Контроль прямых зарубежных инвестиций

Значение иностранных капиталовложений в экономике современного государства возрастает, все чаще они имеют еще и политический оттенок, поэтому требуют регулирования и контроля на международном и национальном уровне.

Национальное регулирование инвестиций, поступающих из-за рубежа, основывается на традиционных правовых институтах, однако последнее время правительства многих стран выступают за создание специальных законов, кодексов и других нормативных положений, регулирующих данные вопросы. В основе таких законодательных актов при их разработке должны быть учтены условия инвестирования в принимающей капитала стране, а также выполнение правовых гарантий для инвесторов.

Регламентирование зарубежных инвестиций на национальном уровне содержит:

  • государственные гарантии: отсутствие дискриминации по отношению к местным инвесторам, наличие защитных механизмов от рисков политического характера, природных бедствий, гарантия свободного вывоза прибыли;
  • право на использование льготных режимов: лояльный налоговый режим, льготы таможенного и иного административного характера;
  • обеспечение страхования инвестиций;
  • создание правовой базы для быстрого и справедливого разрешения инвестиционных споров;
  • исключение повторного налогообложения.

В России реализация проектов с участием иностранных инвестиций регулируется законодательно, кроме того, выделен орган, занимающийся разработкой политики страны в сфере инвестиций – Министерство развития экономики РФ. Специальные структуры есть и на региональном уровне.

Международное регулирование внешних инвестиций включает в себя свод специальных соглашений межгосударственного уровня, который регламентирует отношения в процессе инвестиционного процесса с частным капиталом. Правовой режим в таком виде может действовать на двусторонней основе и регулировать отношения двух отдельно взятых государств, а также быть многосторонним.

Двустороннее соглашение о регулировании иностранных инвестиций – это соглашение, заключаемое между двумя государствами, которые предоставляют свой правовой режим для инвестиций второй стороны. В этом случае, государства «обмениваются» инвестициями в экономику друг друга. Вместе с соглашением об инвестициях принимается положение об их защите, а также порядок урегулирования всех возможных споров в этой сфере сотрудничества.

Основу международного режима регулирования вложений средств в экономику других стран составляют многосторонние договоры, носящие универсальный характер. Все соглашения, относящиеся к этой группе, заключены в рамках международных организаций, таких как МВФ, ЮНКТАД, МБРР и других. В границах Европейского союза дополнительно действует свое многостороннее соглашение, заключенное еще в середине прошлого века. Римский договор 1957 года является примером регулирования инвестиций на национальном уровне с учетом нескольких сторон.

В связи с востребованностью инвестиций других государств в многие страны стремятся присоединиться к уже действующим соглашениям, а также разработать национальную систему регулирования капиталовложений из-за рубежа. Так как многосторонние кодексы международного уровня считаются универсальными, создание отдельных институтов права в конкретной стране бывает нецелесообразным. Действующие документы дорабатываются и изменяются и в настоящее время в связи с изменениями политической и экономической обстановки в мире.

Согласно проведенным исследованиям UNCTAD и ОЭСР прямые внешние инвестиции предполагают:

  • положительный эффект от иностранного инвестирования достигается только при четко сформулированной и отработанной программе государства. Такая программа предполагает грамотное взаимодействие с инвестором и эффективную политику по привлечению инвестиций;
  • отсутствие грамотной политики в вопросе привлечения иноземного капитала может негативно отразиться на конкурентоспособности и экономическом росте страны на мировой арене;
  • для наиболее положительного влияния иностранных вложений на прогресс экономики страны, средства должны быть вложены в отрасли с высокой степенью конкуренции.

Таким образом, принимающая сторона определяет эффективность иностранных инвестиций на основе стимулирования или торможения конкуренции в отраслях хозяйствования.

Оценка притока инвестиций на конкурентоспособность принимающей страны позволяет сделать такие выводы:

  • действия страны-реципиента определяют степень эффективности инвестиций. Политика страны должна быть направлена на рост прозрачности экономики, рост уровня конкуренции, повышение свободы финансовых институтов и снижение бюрократизации экономики;
  • грамотная инвестиционная программа стимулирует содействие иностранных и национальных бизнесов;
  • положительный эффект инвестиций достигается благодаря долгосрочным инвестициям. Краткосрочно вложений капитал наоборот негативно влияет на экономику и стимулирует финансовую неустойчивость страны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Евгений Маляр

# Инвестиции

Иностранные инвестиции в России

Прямые инвестиции в конкретное предприятие дают право на участие в управлении, если доля акций равна или превышает 10%.

Навигация по статье

  • Что такое прямая иностранная инвестиция
  • Чем прямая иностранная инвестиция отличается от просто прямой
  • Цели прямых иностранных инвесторов
  • Возможные опасности прямых иностранных инвестиций для реципиента
  • Основные виды и принципы осуществления прямых иностранных инвестиций
  • Формы ПИИ и организационные механизмы их привлечения

О том, что приток инвестиций должен оказывать на экономику живительное воздействие, сегодня, вероятно, знают все. В стране появляются новые, более совершенные технологии и предприятия, платящие налоги в государственную казну. Наконец, улучшается показатель занятости населения по причине возникновения вакансий.

Руководители стран в своих речах называют суммы прямых иностранных инвестиций, и слушателям ясно, что это очень хорошо. Помимо упомянутых позитивных факторов, желание зарубежного бизнеса вложить средства в национальную экономику свидетельствует о высоком доверии.

Так ли это однозначно? Что такое прямые зарубежные инвестиции? В самом ли деле иностранные компании просто «голосуют долларом, иеной, евро», или у них могут быть другие цели?

Что такое прямая иностранная инвестиция

Прямой иностранной инвестицией (ПИИ) является целенаправленное долговременное доходное вложение средств нерезидентом страны в развитие национальной компании с условием права контролировать ее хозяйственную деятельность. Данное понятие означает приоритетность интересов инвестора. Без серьезных стимулов зарубежные предприниматели не станут вкладывать деньги в далекую страну с неизвестными им экономическими условиями. Интересы принимающей стороны (реципиента) очевидны.

От прямых иностранных инвесторов ожидают:

  • Внедрения новейших технологий, которых в данной стране по каким-либо причинам нет.
  • Создания новых рабочих мест.
  • Обучения местного персонала более высокой культуре производства. В дальнейшем этот опыт может быть применен на отечественных предприятиях, что создаст условия для нового витка развития.
  • Прироста налоговых отчислений в бюджет.
  • Увеличения конкуренции на национальном рынке, которая будет служить стимулом для отечественных предприятий, повышать их эффективность и производительность.

Но лишь некоторые эти ожидания сбываются. Побудительные причины для прямых зарубежных инвестиций будут рассмотрены позже. Как ясно из определения, понятие включает в себя возможность осуществления эффективного управления вложенным капиталом.

В разных странах установлены свои нижние пределы долевого участия, дающего право на это. Подразумевают, что владение определенным пакетом акций обеспечивает результативность контроля и заинтересованность в результате.

Например, в Великобритании и Германии инвесторы, вложившие пятую часть и более от суммы активов предприятия, могут участвовать в управленческой деятельности. В России законы более либеральные – достаточно десятой доли капитала.

Государство устанавливает законодательные ограничения для иностранной инвестиционной активности. Они касаются, в первую очередь, обороноспособности, а также пользования природными ресурсами и эксплуатации объектов культурного национального наследия.

Исторический опыт свидетельствует о том, что государство всегда стремится контролировать деятельность иностранных резидентов на своей территории.

Примерами могут служить многочисленные концессии (форма прямой иностранной инвестиции), привлекаемые в СССР в 20–30 годы. Некоторые из них демонстрировали высокую эффективность, но в своем большинстве они ожиданий не оправдали.

Германская авиастроительная фирма Юнкерс в начале 20-х годов XX века развернула в Советском Союзе производство цельнометаллических пассажирских аэропланов. Ожидалось, что отечественные специалисты получат доступ к прогрессивным технологиям, однако немецкий концерн не спешил делиться ими. Все свелось к крупноузловой сборке завезенных из Германии готовых сложных изделий. К тому же модели самолетов оказались устаревшими. Сотрудничество прекратилось.

Справедливости ради следует отметить, что многие концессии были свернуты по вине советской стороны, создавшей инвесторам невыносимые условия, которые вынуждали их бросать вложенные капиталы.

Другой пример – инвестиция американской компании «Зингер», построившей завод швейных машин в Подольске (1900). Эта концессия принесла большую пользу. Были обучены российские специалисты высокого класса и введены новые стандарты на основе последних на то время методов маркетинга (в частности, послепродажное обслуживание, кредит, гарантия и пр.).

Генри Форд отказался от концессионного соглашения с СССР по причине высоких рисков: пример многих разорившихся концессий отпугнул одного из крупнейших потенциальных инвесторов. В дальнейшем его заводы и технологии пришлось покупать.

Слабое технологическое развитие национальной промышленности приводит к ее стагнации при наличии мощных внешних инвесторов.

Чем прямая иностранная инвестиция отличается от просто прямой

Экономическая терминология в данном вопросе допускает некоторую путаницу понятий. Под обычными прямыми инвестициями подразумевается альтернатива с одной стороны косвенным, с другой – портфельным вложениям.

Косвенные инвестиции совершаются уполномоченными финансовыми структурами от имени инвестора в его интересах. Это означает, что некое физическое или юридическое лицо, обладающее свободным капиталом, обращается в инвестфонд, который и принимает решение о том, во что вложить деньги. Фактически, приобретаются ценные бумаги отечественных или зарубежных компаний по принципу оптимизации соотношения доходности и рисков.

Чаще всего косвенные инвестиции реализуются портфельным методом, когда капитал распределяется между несколькими предприятиями с целью диверсификации источников дивидендов – в этом достоинство такого метода. Недостатком же является отсутствие рычагов влияния на процесс принятия решений.

Косвенный портфельный инвестор подобен пассажиру лайнера, путешествующему с приемлемым уровнем комфорта, но без допуска к штурвалу. Впрочем, многих такой статус вполне устраивает.

Прямые инвестиции в конкретное предприятие дают право на участие в управлении, если доля акций превышает установленные пределы (о них сказано выше).

Иностранные инвестиции по определению предусматривают вложение капитала, принадлежащего нерезиденту. У этого явления есть большое достоинство – оно состоит в увеличении общей суммы оборотного капитала, вращающегося внутри национальной экономики. Чем выше оборот, тем больше прибыли он приносит. Следовательно, наращивание интенсивности привлечения иностранных инвестиций в целом – процесс желательный.

Таким образом, прямые инвестиции и прямые иностранные вложения в экономику страны по своей природе сходны и отличаются лишь некоторыми особенностями регуляторных мер со стороны государственных органов.

Ограничения и льготы, сопровождающие прямое иностранное инвестирование, обусловлены учетом специфики интересов зарубежных инвесторов.

Уникальные характеристики ПИИ по сравнению с другими видами инвестиций:

  • невозможность быстрой ликвидации бизнеса (выхода);
  • большие риски;
  • значительные суммы вложений;
  • продолжительный цикл инвестирования.

Цели прямых иностранных инвесторов

Фактор мотивации является решающим в развитии практически любого процесса. Почему и зачем зарубежные инвесторы вкладывают средства в развитие экономики не своей родины, а другой, чужой для них страны?

Разумеется, иностранные предприниматели, уверяя принимающую сторону в своих глубоких симпатиях, имеют цель в первую очередь максимизировать собственную прибыль. Средством для достижения этого результата могут быть следующие привлекающие факторы:

  • благоприятные фискальные условия принимающего государства;
  • недорогая рабочая сила;
  • наличие квалифицированных кадров;
  • уникальные природные условия;
  • стабильность законодательства и политической обстановки;
  • близость сырьевой базы и источников энергии, а также их дешевизна;
  • специальные льготы, законодательно предусмотренные для прямых иностранных инвесторов;
  • возможность диверсификации производственной деятельности;
  • близость рынков сбыта;
  • любые сочетания вышеперечисленных факторов.

Возможные опасности прямых иностранных инвестиций для реципиента

Следует особо выделить вид прямых иностранных инвестиций, характеризующихся словом «удушающие». Его цель состоит не в развитии предприятия, контроль над которым установлен, а напротив, доведение его до неэффективного состояния. Это особый метод конкурентной борьбы, когда соперника «душат в объятиях».

Другой вариант, обещающий губительные последствия – вложение средств в фирму, обладающую более передовой технологией при меньшей финансовой мощи. Оценив перспективность продукта, крупный инвестор фактически присваивает результат исследований и начинает выпуск продукта уже под собственной торговой маркой.

Политические риски также должны быть учтены. Установление зарубежными резидентами контроля над стратегическими секторами национальной экономики (энергетикой, точным машиностроением, электротехнической промышленностью, ВПК и пр.) противоречит интересам государственной безопасности, независимо от степени дружественности отношений со страной-донором.

Идеальная прямая иностранная инвестиция характеризуется совпадением интересов реципиента и донора. Иными словами, лучший вариант – когда инвестор реально заинтересован в развитии инвестируемого им предприятия.

Чаще всего инвесторам удается сохранить в тайне уникальные технологии, которыми они обладают. Это достигается изготовлением ключевых сложных составляющих на территории страны-донора и поставкой их реципиенту в качестве готовых сборочных единиц или компонентов.

Одним из примеров подобной инвестиционной деятельности может служить компания Coca-Cola, вложившая в российскую экономику около $6 млрд. При этом главный ингредиент напитка (сироп-концентрат) завозится в РФ (и другие страны тоже) в готовом виде из США.

Основные виды и принципы осуществления прямых иностранных инвестиций

Прямые иностранные инвестиции осуществляются в виде нескольких направлений финансовых вложений:

  • Частичное или полное поглощение (покупка) предприятий в странах-реципиентах (филиалов, отделений и представительств).
  • Создание и финансирование дочерних компаний и филиалов.
  • Реинвестирование прибыли уже функционирующих дочерних компаний в новый бизнес.
  • Долгосрочное и краткосрочное льготное кредитование дочерних компаний в странах-реципиентах.
  • Предоставление технологий и нематериальных активов, включая право использования торговых знаков и пр.

Формы ПИИ и организационные механизмы их привлечения

Все ПИИ делятся на две основные формы по признаку широты территориального функционирования: трансконтинентальные и транснациональные.

Трансконтинентальная прямая иностранная инвестиция преследует цель глобального рыночного господства. Финансовые выгоды в виде минимизации издержек в данном аспекте являются фактором второстепенным. Стратегическая задача состоит в обеспечении доминирования товарного знака на обширных территориях, что отрывает долгосрочные перспективы масштабного расширения сбыта.

Цель транснациональных ПИИ состоит в оптимизации производственных расходов. В некоторых случаях продукт, произведенный донором на его территории, недоступен по цене жителям страны-реципиента по причине различия паритетов покупательной способности. Таким образом, коммерческое продвижение становится проблематичным без снижения издержек в валютном исчислении.

В российских условиях ПИИ осуществляются следующими наиболее распространенными способами:

  • Создание СП (совместных предприятий). Чаще всего иностранный инвестор, заинтересованный в развитии проекта, приобретает часть пакета акций, дающую ему право участия в управлении и реформировании фирмы.
  • Создание иностранных предприятий на территории РФ, полностью принадлежащих зарубежным инвесторам.
  • Концессия – организационный механизм привлечения капитала, состоящий в предоставлении прав иностранному инвестору со стороны государства на эксплуатацию ресурсов. Практикуется в случаях, когда требуется приток средств в фондоемкие отрасли. Условием часто является получение инвестором доли произведенной продукции или добытых ресурсов.

Важно осознавать, что инвестирование – процесс двусторонний. Он бывает входящим и исходящим. Низкая инвестиционная привлекательность страны влечет не только снижение объема внешних поступлений капитала, но и его отток за рубеж.

Роль ПИИ в росте макроэкономических показателей велика. Мировой опыт показывает, что опосредованно они влияют на культуру производства и развитие собственных технологий, если специалисты страны-реципиента имеют достаточную квалификацию и готовы к этому.

средняя оценка:5,00

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) занимают особое место среди форм международного движения капитала. Это обусловлено двумя основными причинами:

    прямые иностранные инвестиции – это реальные инвестиции, которые, в отличие от портфельных, не являются чисто финансовыми активами, выраженными в национальной валюте. Они вкладываются в предприятия, землю и другие капитальные товары;

    прямые иностранные инвестиции, в отличие от портфельных, обычно обеспечивают управленческий контроль над объектом, в который инвестирован капитал.

До возникновения транснациональных корпораций (ТНК) все частные иностранные инвестиции были в основном "портфельными". С появлением ТНК (т.е. предприятий, являющихся собственниками или контролирующих производство товаров и услуг за пределами страны, в которой они базируются) часть международного движения капитала приобретает форму прямых иностранных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции – это разновидность иностранных инвестиций, предназначенных для вложения в производство и обеспечивающих контроль за деятельностью предприятий посредством владения контрольным пакетом акций. Пропорция, которая определяет подконтрольность, различна в разных странах. В США формально признается прямым иностранным инвестированием любое вложение капитала, если инвестор имеет или получает 10% собственности. Прямые иностранные инвестиции охватывают все виды инвестирования – будь то приобретение новых акций, или простое кредитование, лишь бы только инвестирующая фирма имела свыше 10% акций иностранной фирмы. Доля участия в акционерном капитале фирмы может быть получена и в обмен на технологию, квалифицированные кадры, рынки и т.п.

Собственность инвестора (полная или частичная) и его контроль над зарубежным предприятием, которое становится частью организационной структуры ТНК как ее филиал или дочернее предприятие – главное отличие прямих иностранных инвестиций от других видов инвестирования.

Отличительной чертой прямых иностранных инвестиций можно считать и преобладание уровня продаж продукции, произведенной за границей с помощью ПИИ, над продажами отечественной продукции в виде товарного экспорта.

Факторами, которые активно влияют на рост прямых иностранных инвестиций и обусловливают опережающие темпы роста ПИИ по сравнению с темпами роста мировой торговли (а также ВВП промышленно развитых стран), являются: интеграция производства, эволюция его в сторону создания так называемой международной продукции; возрастающая роль ТНК; экономическая политика промышленно развитых стран, направленная на поддержку темпов экономического роста и уровня занятости; стремление развивающихся стран и стран с переходной экономикой преодолеть кризисное состояние экономики и социальной сферы; экологические факторы, побуждающие развитые страны переводить вредное производство в развивающиеся страны. При участии в прямых иностранных инвестициях правительства дополнительным мотивом может быть достижение определенных политических целей: обеспечение стратегическими ресурсами, расширение сферы своего влияния.

Прямые иностранные инвестиции составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Они позволяют транснациональным корпорациям использовать предприятия в зарубежных странах для производства и сбыта продукции и быстро распространять новые товары и новые технологии в международном масштабе и тем самым повышать свою конкурентоспособ-ность. Для них ПИИ мотивированы в конечном итоге прибылью.

Чтобы понять возможность получения этой прибыли, необходимо остановиться на характеристике основных групп факторов, побуждающих к ПИИ. Это – маркетинговые факторы, торговые ограничения, стоимостные факторы, инвестиционный климат.

Маркетинговые факторы являются основными в росте ПИИ. ТНК нуждаются в расширении рынка для поддержания или увеличения своих продаж.

Между тем даже достаточно емкий внутренний рынок устанавливает пределы роста. Ограниченность продуктовой диверсификации размерами внутреннего рынка делает необходимой географическую диверсификацию производства: организацию производства за рубежом, приобретение иностранных фирм, установление контроля над ними.

Торговые ограничения . ПИИ позволяют фирмам обойти торговые барьеры и функционировать за границей как местные фирмы, не подпадая под таможенные пошлины, платежи или другие импортные ограничения.

В дополнение к барьерам, создаваемым правительством, ограничения могут создаваться покупателями, которые желают потреблять местные товары и услуги, а также как результат националистических тенденций или как следствие существующих культурных особенностей. Более того, часто местные покупатели желают покупать товары и услуги у тех, кто заслуживает их доверия, т.е. у отечественных производителей. Для некоторых продуктов эффект страны происхождения может заставить фирму основать завод в стране-потребителе, чтобы создать позитивный стереотип качества продукта.

Стоимостные факторы . Обслуживаемые рынки, находящиеся на значительном расстоянии и ограниченные высокими тарифными барьерами, создают много препятствий для возможностей экспортеров на зарубежных рынках. Многие из промышленных ТНК основывают производство за границей для получения преимуществ в издержках по таким статьям, как труд и сырье. Так, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности "стоит" в 4 раза больше тайваньского, в 9 раз больше бразильского, в 54 раза больше российского. Большинство американских филиалов снабжают свои американские материнские компании низкостоимостными факторами и компонентами.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются не только горизонтально, т.е. фирмами, которые покупают или основывают аналогичные фирмы за рубежом, но и вертикально. Некоторые фирмы усматривают привлекательность ПИИ в том, что они позволяют повысить надежность источников снабжения сырьем и другими промежуточными продуктами (полуфабрикатами). Вертикальная интеграция увеличивает надежность снабжения и может привести к сокращению эксплуатационных расходов и обеспечить контроль за товаропотоками через границы в сложной мировой системе распределения.

Инвестиционный климат. ПИИ, согласно определению, позволяют осуществлять контроль над деятельностью предприятия. Однако, контроль может быть бесполезным из-за неблагоприятных условий "окружающей среды", даже если фирма владеет филиалом на 100%. Реальность обеспечения контроля, а следовательно и прибыльность ПИИ зависит от наличия в стране инвестиционного климата – совокупности политических, экономических, юридических, социальных, бытовых условий, которые предопределяют степень риска инвестиций и их прибыльность.

Общее отношение в мире к иностранным инвестициям и к их последующему развитию может быть определено как двойственное. Признавая выгодность ПИИ в краткосрочном плане, почти все страны, опасаясь подрыва контроля над национальными экономическими ресурсами и суверенитета страны, ограничивают иностранную собственность в ключевых секторах экономики.

Дискриминация по отношению к ПИИ может осуществляться в виде увеличения налогов; ценового контроля или мер, направленных персонально на иностранные фирмы (частичная национализация, местное законодательство, ограничение перевода денег (платежей), экспортные правила и ограничения эмиграции рабочей силы).

Инвестиционный климат определяется также валютными рисками. Это выражается обычно в возникновении рисков, связанных с переводом и обращением иностранной валюты.

Структуру основных факторов прямых иностранных инвестиций можно представить следующим образом.

Маркетинговые факторы :1) размер рынка, 2) рост рынка, 3) стремление удержать часть рынка, 4) стремление добиться успеха в экспорте материнской компании, 5) необходимость поддерживать тесные контакты с покупателями, 6) неудовлетворенность существующим состоянием ринка,7) экспортная база, 8) следование за покупателями, 9) следование за конкуренцией.

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм .

— вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках , и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).