Государство в условиях рыночной экономики. Роль государства в рыночной экономике

В условиях рыночной экономики – это "термин," отображающий суть, направление и особенности деятельности страны или отдельно взятой компании в торгово-хозяйственной сфере. Работа в таких условиях подразумевает ориентацию на товарно-денежные отношения, уважение к частной собственности, формированию рыночной цены на товар, ведение договорных отношений, минимального вмешательства государственных структур в дела частных компаний.

Современные условия рыночной экономики


Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики организуется таким образом, чтобы обеспечивать не только развитие кредитных отношений, но и повысить эффективность всего финансового взаимодействия на уровне государственных структур. Один из основных инструментов при этом – , опорой для которого становится рыночный механизм, признание затрат на производство продукции, а также товарообмен.

Важно отметить, что финансовая деятельность РФ производится на основании экономического сотрудничества между странами СНГ. При этом все операции производятся на основании денежного обращения, заключения ряда соглашений и договоров. Регулирование сотрудничества происходит посредством специально созданного органа – ГК РФ по экономическому сотрудничеству.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Рязанская государственная радиотехническая академия

Инженерно – экономический факультет

Кафедра экономической теории

Курсовая работа

Тема: «Функции и роль государства в рыночной экономике»

Выполнила: студентка

1курса ИЭФ гр.070

Болтукова А.А.

Руководитель: доцент

Перфильев С.В.

Рязань, 2001

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике………………………………...4

1.1. Причины государственного вмешательства в экономику………….…5

1.2. Задачи государственного регулирования………………………………7

Глава 2. Функции государственного регулирования……………………………...8

2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста………...9

2.2. Обеспечение занятости………………………………………………….9

2.3. Регулирование цен……………………………………………………...10

2.4.Создание правовой основы……………………………………………..11

2.5. Распределение ресурсов………………………………………………..11

2.6. Регулирование рынка труда……………………………………………12

2.7 Обеспечение социальной защиты……………………………...……....12

2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды……………...………..13

2.9. Региональная политика………………………………………………...14

2.10. Реализация национальных интересов………………………………...14

2.11. Основные направления экономической деятельностигосударства..16

Глава 3.Методы государственного регулирования рыночной экономики……..17

3.1. Требования к методам регулирования экономики…………………...17

3.2. Воздействие на рыночный механизм…………………………………18

Заключение………………………………………………………………………….21

Список литературы…………………………………………………………………23

Введение

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.

Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране - централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д. Здесь о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Задача составления сбалансированного плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям.

Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать свое влияние. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике.

Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:

Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

1.1 Причины государственного вмешательства в экономику

Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в эко­номику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:

· обеспечение национальной обороны;

· отправление правосудия;

· организация общественных работ, невыгодных для частного предпринима­тельства, но необходимых гражданам;

· образование юношества;

· сбор налогов для оплаты нужд государства.

По мере развития раночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешива­ются сегодня даже в процесс ценообразования. Ко­нечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на от­дельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вме­шиваться.

Стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о том, в ка­кой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распреде­ления ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из та­кого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Как уже отмечалось представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие – рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50–80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

Фиаско рынка - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

  • 1) монополия;
  • 2) несовершенная информация;
  • 3) внешние эффекты;
  • 4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в ХХ в. имеет обычно тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия всё более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение ХХ в. неуклонно возросла.

Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи:

  • 1. обеспечить нормальную работу рынка
  • 2. решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определённые ограничения. Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина нашего столетия вошла в историю как эпоха «государственно- монополистического капитализма» (ГМК). Практика ГМК подтолкнула к идее «государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению «административно-командной экономики».

Современная экономика, преодолев крайности альтернативного социального состояния (или «капитализм» или «социализм»), является «социально-рыночной» (смешанной). Что это значит? Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство - институт, представляющий всё общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему. Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

  • 1. При прочих ранних условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).
  • 2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
  • 3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
  • 4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
  • 5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики. Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

  • · минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • · создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • · обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

1) бюджетно-налоговую (фискальную) политику ;

3) формирование государственного заказа оборонным предприятиям;

3. В структуру бю дж

3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

3)верны оба суждения ; 4)оба суждения неверны

1)верно только А ; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

    оформление лицензий на частные услуги; 4) изменение ставки банковских резервов.

1)верно только А; 2)верно только Б ; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

1) повысить учетную ставку; 2) снизить учетную ставку;

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения ; 4)оба суждения неверны

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения ; 4)оба суждения неверны

А) процент; Б) дефицит; В) занятость; Г) депозит; Д) производство; Е) кредит; Ж) ипотека; З) инфляция; И) девальвация. ЕДВЗАБ

4) справедливое перераспределение доходов .

1) поддерживать деятельность профсоюзов; 2) регулировать спрос; 3) увеличить объем денежной массы в обращении; 4) обеспечить занятость населения.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения ; 4)оба суждения неверны

20. Если государство производит заимствование денег у населения, то это способствует

2) снижению потребностей населения; 3) росту внутреннего долга

4) увеличению инфляции

1) издержек и прибыли 2) доходов и расходов

22. Главная причина участия современного государства в смешанной экономике - это стремление 1) смягчить последствия деятельности рыночных механизмов

23.

3)

24.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А и Б; 4) оба суждения неверны.

25.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А и Б; 4) оба суждения неверны.

26.

1) учетной ставки банковского процента,

27.

1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

А) Регулирование курса национальной валюты. Б) Изменение объема государственных закупок. В) Изменение налоговых ставок.

1) изменение Центральным банком ставки рефинансирования. 2) снижение ставки налога на добавленную стоимость. 3) изменение нормы обязательных банковских резервов.

30.

1)министерства экономики 3)Центрального банка

его председателем

3)объёмы денежной массы в обращении 4)расходы на социальные программы

35

А) бюджетный дефицит; Б) налоговая политика; В) финансовый план; Г) бюджетная политика; Д) профицит;

Е) долг; Ж) доход; З) бюджет; И) налогообложение ЗЖАЕБИ

Государство в рыночной экономике. Средства государственного регулирования экономики.

1. К косвенным методам государственного регулирования в современной экономике относят:

1) бюджетно-налоговую (фискальную) политику; 2) создание государственного сектора производства; 3) формирование государственного заказа оборонным предприятиям;

4) государственное финансирование фундаментальных научных исследований.

2. К прямым (непосредственным) методам государственного регулирования в современной экономике относят:

1) бюджетно-налоговую (фискальную) политику; 2) денежно-кредитную политику;

3) формирование государственного заказа оборонным предприятиям;

4) прогнозирование развития отдельных отраслей экономики.

3. В структуру бю дж етно-налоговой политики входит:

1) купля-продажа ценных бумаг на фондовых рынках; 2) лицензирование банковской деятельности; 3) кредитование социально значимых производств;

4) установление налога на прибыль.

4. В структуру денежно-кредитного регулирования экономики входит:

1) торговля пакетами акций на фондовом рынке; 2) установление ставки банковских резервов; 3) лицензирование частной коммерческой деятельности;

4) установление прогрессивного подоходного налога.

5. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики? Государство в условиях рыночной экономики:

А) поддерживает социально значимые, но не выгодные для частного предпринимательства производства;

Б) защищает экономические интересы производителя и потребителя.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

6.Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономике?

А. Государство в условиях рыночной экономики заботится о создании условий для экономического роста. Б. Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних эффектов.

7.Государство в рыночной экономике

1)устанавливает равновесие на рынке товаров и услуг

2)стимулирует сбалансированный экономический рост

3)планирует, что и в каком количестве производить

4)определяет количество работающих на предприятиях

8.Государство в рыночной экономике

1)берет на себя организацию производства большинства товаров и услуг

2)осуществляет распределение экономических ресурсов

3)устанавливает цены на производимые на предприятиях товары

4)законодательно закрепляет многообразие форм собственности

9. Верны ли следующие суждения о методах денежно-кредитной политики?

А. К методам денежно-кредитной политики относится регулирование учетной ставки процента Центральным банком.

Б. К методам денежно-кредитной политики относится ежегодное изменение государственного бюджета.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

10 Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики?

    Регулирование налогообложения; 2) перепродажа ценных бумаг;

    оформление лицензий на частные услуги; 4) изменение ставки банковских резервов.

11. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное ценообразование.

Б. Государство в рыночной экономике осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

12. Если в условиях спада в экономике происходит сокращение выпуска ВВП, инвестиций и занятости, то Центрбанку следует

1) повысить учетную ставку; 2) снизить учетную ставку;

3) продавать на открытом рынке государственные ценные бумаги;

4) увеличить норму банковских резервов.

13. Верны ли следующие суждения о роли Центрбанка?

А. Центрбанк имеет целью осуществление кредитования правительства.

Б. Центрбанк имеет целью поддержание устойчивости национальной денежной единицы.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

14. Что из перечисленного не относится к экономическим функциям государства в демократическом обществе?

1) контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста;

2) защита конкуренции, ее рациональных масштабов;

3) прямое влияние на практику ценообразования о всех сферах экономической деятельности;

4) создание правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы.

15. Верны ли следующие суждения о роли государства в экономике?

А. Государство воздействует на экономику через кредитно-денежную политику.

Б. Государство воздействует на экономику через правовое регулирование.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

16. Прочитайте приведенный ниже текст и вставьте пропущенные слова.

Монетарная политика – это проводимые правительством через Центрбанк меры в области денежного обращения и _____(1), направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики. Цель монетарной политики – помощь экономике в достижении такого уровня ____(2), который обеспечит полную _____(3) и отсутствие _____(4). Операции на открытом рынке проводит Центральный банк, выплачивая по ним высокий _____(5), привлекает средства инвесторов для покрытия бюджетного ______(6).

А) процент; Б) дефицит; В) занятость; Г) депозит; Д) производство; Е) кредит; Ж) ипотека; З) инфляция; И) девальвация

17. Функцией государства в рыночной экономике является

1) определение наименований, объемов продукции; 2) установление рыночных цен на товары; 3) контроль за эффективным использованием производственных ресурсов;

4) справедливое перераспределение доходов.

18. Государство в рыночной экономике5 для снижения неравенства в доходах граждан стремится

1) поддерживать деятельность профсоюзов; 2) регулировать спрос; 3) увеличить объем денежной массы в обращении; 4) обеспечить занятость населения.

19. Верны ли следующие суждения?

А. Денежно-кредитная политика государства – это искусство управления денежными средствами.

Б. Управление денежными средствами заключается в привлечении средств в государственный бюджет, распределении их с помощью кредитования государством в производство товаров и услуг и выплаты заработной платы государственным служащим.

1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны

20. Если государство производит заимствование денег у населения, то это способствует

1) уменьшению производительности труда в промышленности

2) снижению потребностей населения; 3) росту внутреннего долга

4) увеличению инфляции

21. Бюджетная политика государства направлена на установление баланса

1) издержек и прибыли 2) доходов и расходов

3) цены и стоимости 4) ренты и налогов

22. Главная причина участия современного государства в смешанной экономике - это стремление 1) смягчить последствия деятельности рыночных механизмов

2) планировать деятельность хозяйствующих субъектов

3) получить всю собственность в руки государства

4) контролировать внешнюю торговлю

23. Учётная ставка процента – это:

1) ставка процента, которую центральный банк выплачивает по депозитам.

2) ставка процента, по которой банки предоставляют кредиты друг другу.

3) ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.

4) ставка процента, по которой банки предоставляют кредиты населению

24. Верны ли следующие утверждения о кредитно-денежной политике?

А) Целью монетарной политики является борьба с инфляцией, а не безработицей.

Б) Монетарную политику проводит правительство с целью стабилизации экономики.

1) верно только А; 2) верно только Б;3) верно и А и Б;4) оба суждения неверны.

25. Верны ли следующие утверждения об экономических функциях государства?

А) Проблема «для кого производить» не может быть решена без государственного участия.

Б) Важнейшая функция государства в рыночной экономике – создание свода законов, регулирующих поведение экономических субъектов.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А и Б; 4) оба суждения неверны.

26. Основным инструментом денежно-кредитной политики государства в условиях рынка выступает регулирование

1) учетной ставки банковского процента, 2) государственных расходов и доходов,

3) размера минимальной оплаты труда, 4) ставки подоходного налога.

27. Верны ли суждения о бюджетной политике государства?

А. Государство использует в рыночной экономике бюджетную политику для ограничения конкуренции.

Б. Бюджетная политика государства направлена на правовое регулирование предпринимательской деятельности.

1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

28.Что из перечисленного НЕ относится к инструментам фискальной политики?

А) Регулирование курса национальной валюты. Б) Изменение объема государственных закупок. В) Изменение налоговых ставок.

Г) Перераспределение доходов через трансфертные выплаты.

29. Какая из перечисленных мер НЕ является монетарной?

1) изменение Центральным банком ставки рефинансирования. 2) снижение ставки налога на добавленную стоимость. 3) изменение нормы обязательных банковских резервов.

4) прекращение торговли ценными бумагами.

30. Денежно-кредитная политика государства непосредственно осуществляется через деятельность

1)министерства экономики 3)Центрального банка

2)министерства финансов 4)правительства на основе решений, принимаемых

его председателем

31. Бюджетная политика государства регулирует

1)кредитование предприятий 2)размеры дивидендов акционеров

3)объёмы денежной массы в обращении 4)расходы на социальные программы

32. Найдите в приведённом списке механизмы осуществления государством денежной политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)регулирование доходов населения от собственности 2)расширение источников финансирования бизнеса 3)установление нормы банковского резерва

4)поддержка и защита конкуренции 5)регулирование ставки процента за кредит

6)обеспечение защиты прав собственности

33. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Основным инструментом воздействия государства на экономическое развитие является государственный ___________(1). Этим документом определяется стоимость товаров и услуг, которые правительство будет приобретать в течение года, а также платежи, которые оно будет осуществлять. Этим же документом определяются источники _____________(2) государства. Если расходы государства превышают доходы, то образуется____________ (3). Для его покрытия государство вынуждено прибегать к заимствованию средств. Сумма накопленной задолженности государства называется государственным ______(4). Важным инструментом воздействия государства на экономику является его денежно-кредитная политика. Ещё одним инструментом выступает_________________(5).Этот механизм регулирования реализуется путём изменения ставок ________________(6), предоставления различных скидок и льгот.

А) бюджетный дефицит; Б) налоговая политика; В) финансовый план; Г) бюджетная политика; Д) профицит; Е) долг; Ж) доход; З) бюджет; И) налогообложение

Фиаско рынка - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить

эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

  • 1) монополия;
  • 2) несовершенная информация;
  • 3) внешние эффекты;
  • 4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в ХХ в. имеет обычно тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия всё более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение ХХ в. неуклонно возросла.

Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи:

  • 1. обеспечить нормальную работу рынка
  • 2. решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определённые ограничения. Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина нашего столетия вошла в историю как эпоха «государственно - монополистического капитализма» (ГМК). Практика ГМК подтолкнула к идее «государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению «административно-командной экономики».

Современная экономика, преодолев крайности альтернативного социального состояния (или «капитализм» или «социализм»), является «социально-рыночной» (смешанной). Что это значит? Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство - институт, представляющий всё общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему. Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

  • 1. При прочих ранних условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).
  • 2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
  • 3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
  • 4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
  • 5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики. Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

  • · минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • · создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • · обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

Правовое регулирование экономики

Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

  • · жесткий контроль над ценами предприятий монополистов;
  • · поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа на отечественный рынок иностранных производителей)
  • · антимонопольную экспертизу принимаемых законов

Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:

  • · или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует ограничения прироста денежных доходов населения;
  • · или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;
  • · или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование

Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только

государство. Уже одна эта функция даёт государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры наличной и депозитной - чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и её валютный курс).

Однако понятие «финансы» имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства (государственный бюджет), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики. Хотя размеры государственных доходов постоянно растут, величина государственных расходов растёт ещё быстрее. Эта диспропорция объясняется направлениями государственного бюджета в современном обществе:

  • · субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую ситуацию
  • · финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения
  • · государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующее прирост дополнительного спроса

Понятно, что размеры затрат по каждому из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.

В настоящее время государство обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов:

  • 1. Налоги - обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения придают экономике цивилизационный характер. Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.
  • 2. Инвестиции. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнёрам. Цель государственной инвестиционной политики - структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста.
  • 3. Дотации - денежные суммы, выделяемые из госбюджета для преодоления отраслевых кризисов. За счёт дотации государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные товары.
  • 4. Учётная ставка - разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты. Назначая её, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность.
  • 5. Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы.

Государственное предпринимательство

Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-комерческих операциях. Государственный сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает частных предпринимателей, руководствующихся мотивами коммерческой выгоды. Государство позволяет сделать рыночную экономику экологически безопасной, гарантирует осуществление социально-экономических прав человека, организует поступательное движение научно-технического прогресса, сглаживает структурные и региональные диспропорции, обеспечивает эффективное развитие международных экономических отношений.

Механизм рыночной экономики не в состоянии охватить все сферы экономической системы и подчинить их функционирование своим законам. В экономике любой страны, как известно, имеются такие отрасли и сферы, которые или не могут развиваться по рыночным законам или эффективность действия последних в таких сферах оказывается недостаточной. Как свидетельствует мировой опыт, это относится к производству так называемых общественных товаров и услуг, к регулированию внешних факторов. Как бы не оценивалась проблема вмешательства государства в экономику, общепризнано, что функции по регулированию внешних эффектов и снабжению населения общественными товарами должно выполнять государство. Во всех развитых странах государство берёт на себя развитие таких сфер, как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в услугах этих отраслей.

Социальное регулирование

Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики. В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления социальной защиты:

  • 1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.
  • 2. Обеспечение занятости. Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически активного населения).
  • 3. Индексация фиксированных доходов, т.е. частичное возмещение государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары.

Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых. Например, одно из наиболее распространенных несовершенств - недостаточная занятость населения. Эту проблему государство можно решить созданием новых рабочих мест, развитием малого бизнеса, потому что, как показывает опыт, наибольшее число рабочих мест обеспечивает именно мелкое предпринимательство (индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских (крестьянских) хозяйств).

Стабилизационная функция государства

Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно:

  • 1) разработать и принять специальное антимонопольное законодательство;
  • 2) сформировать системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно - организационные методы.

К сожалению, Россия, которая только приступила к созданию рыночного механизма, уже испытывает в полной мере воздействие инфляции и монополизации. Безработица также постоянно растёт. Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам:

во-первых, в России отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой;

во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др.

В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствлённой рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.