Где в россии лучше жить. Общее социально-экономическое положение России: основные черты и особенности современного рынка

Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2014 году

Некоторые методологические пояснения

Индекс производства - относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Различают индивидуальные и сводные индексы производства. Индивидуальные индексы отражают изменение выпуска одного продукта и исчисляются как отношение объемов производства данного вида продукта в натурально-вещественном выражении в сравниваемых периодах. Сводный индекс производства характеризует совокупные изменения всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции. Для исчисления сводного индекса производства индивидуальные индексы по конкретным видам продукции поэтапно агрегируются в индексы по видам деятельности, подгруппам, группам, подклассам, классам, подразделам и разделам ОКВЭД. Индекс промышленного производства - агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". По Российской Федерации данные приведены с учетом поправки на неформальную деятельность.

Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" - это строительные работы, выполненные организациями собственными силами на основании договоров и (или) контрактов, заключаемых с заказчиками. В стоимость этих работ включаются работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, модернизации жилых и нежилых зданий и инженерных сооружений.

Данные приводятся с учетом объемов, выполненных субъектами малого предпринимательства, организациями министерств и ведомств, имеющих воинские подразделения, и объема работ, не наблюдаемых прямыми статистическими методами в строительстве.

И ндекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" - относительный показатель, характеризующий изменение объема работ в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Оборот розничной торговли - представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Стоимость товаров, проданных (отпущенных) отдельным категориям населения со скидкой или полностью оплаченных органами социальной защиты, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, проданных (отпущенных) из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, а также оборот общественного питания.

Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли включает также продажу товаров индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.

Оборот розничной торговли формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, выборочного обследования малых предприятий розничной торговли (за исключением микропредприятий), которые проводятся с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований розничных рынков, ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения. Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли торгующих организаций досчитывается на объемы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами.

Индекс физического объема оборота розничной торговли - относительный показатель, характеризующий изменение оборота розничной торговли в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Объем платных услуг населению представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации. Этот показатель формируется в соответствии с методологией формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению, утвержденной приказом Росстата от 26 июня 2013 г. N 234 и введенной в действие с 1 января 2014 г. (далее - новая Методология) на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки ненаблюдаемой деятельности на рынке услуг.

Динамику объема платных услуг характеризует индекс физического объема, исчисленный путем сопоставления его величины за отчетный и базисный периоды в сопоставимых ценах. В целях обеспечения сопоставимости в динамике расчет индексов физического объема произведен по отношению к данным 2013 года, пересчитанным по новой Методологии.

Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада, насаждение и выращивание многолетних культур, инвестиции в объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства; программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, произведенные нематериальные поисковые затраты, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и т.д.

Данные об инвестициях в основной капитал приведены с учетом инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства и досчетов объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

В состав инвестиций в основной капитал включены затраты, осуществленные за счет денежных средств граждан и юридических лиц, привлеченных организациями-застройщиками для долевого строительства.

Затраты на приобретение объектов незавершенного строительства и основных средств на вторичном рынке в объеме инвестиций в основной капитал не учитываются.

Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал - относительный показатель, характеризующий изменение объема инвестиций в сравниваемых периодах. Рассчитывается в сопоставимых ценах. В качестве сопоставимых цен приняты среднегодовые цены предыдущего года.

Индекс производства продукции сельского хозяйства - относительный показатель, характеризующий изменение объема производства сельскохозяйственной продукции всеми сельхозпроизводителями (сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, хозяйствами населения) в сравниваемых периодах. Индекс производства продукции сельского хозяйства - агрегированный индекс производства продукции растениеводства и животноводства. Для исчисления индекса производства продукции сельского хозяйства используется показатель ее объема в сопоставимых ценах предыдущего года.

Общая площадь жилых домов определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами, а также жилых и подсобных помещений в построенных населением индивидуальных жилых домах. К помещениям вспомогательного использования относятся кухни, передние, холлы, внутриквартирные коридоры, ванные или душевые, туалеты, кладовые или хозяйственные встроенные шкафы. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов, ветеранов, специальных домах для одиноких престарелых, детских домах к подсобным помещениям относятся столовые, буфеты, клубы, читальни, спортивные залы, приемные пункты бытового обслуживания и медицинского обслуживания.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения исчисляется на основе единых объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг. Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.

Стоимость минимального набора продуктов питания , рассчитываемая Росстатом, отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума. При ее расчете, в отличие от величины прожиточного минимума, используются единые, установленные в целом по Российской Федерации, условные объемы потребления продуктов питания и средние потребительские цены на них по субъектам Российской Федерации.

Индекс потребительских цен - характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего периода.

Индекс потребительских цен в 2014 г. рассчитывался на базе данных регистрации цен на 506 видов товаров (услуг)-представителей, которая осуществляется 21-25 числа каждого месяца более чем в 66 тыс. организаций торговли и сферы услуг в 272 городах на территории всех субъектов Российской Федерации.

Индекс цен на первичном и вторичном рынках жилья рассчитываются на основе зарегистрированных цен на вновь построенные квартиры и на квартиры функционирующего жилого фонда, находящиеся в собственности, если они являются объектами совершения рыночных сделок.

Наблюдение ведется по выборочному кругу организаций, осуществляющих операции с недвижимостью в территориальных центрах и отдельных городах субъектов Российской Федерации. При регистрации цен на квартиры учитываются их количественные и качественные характеристики. Средние цены по Российской Федерации рассчитываются из средних цен, сложившихся в ее субъектах. В качестве весов используются данные о количестве проданной общей площади квартир отдельно на первичном и вторичном рынках жилья, накопленном за предыдущий год.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за период исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Данные по среднемесячной начисленной заработной плате предварительные.

Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Реальные денежные доходы населения - характеризуют изменение денежных доходов населения в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах (с корректировкой на индекс потребительских цен). Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение задолженности) наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число дней задержки считается со следующего дня после истечения этого срока.

Безработные (в соответствии со стандартами Международной Организации Труда - МОТ) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

не имели работы (доходного занятия);

занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в СМИ, Интернет, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела (поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.);

были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Обучающиеся в образовательных учреждениях, пенсионеры и инвалиды учитывались в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Информация об общей численности безработных приведена по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости. Отношение численности безработных к численности экономически активного населения (занятых и безработных), рассчитанное в процентах, характеризует уровень безработицы .

Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о численности безработных, получивших официальный статус в государственных учреждениях службы занятости населения, разрабатывается Федеральной службой по труду и занятости населения.

Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости - число вакансий (требуемых работников), сообщенных работодателями в государственные учреждения службы занятости населения.

Сведения о рождениях, смертях получаются на основании статистической разработки данных, содержащихся в записях актов о рождении, смерти, составляемых органами записи актов гражданского состояния. В число родившихся включены только родившиеся живыми.

Естественное движение населения - обобщенное название совокупности рождений и смертей, изменяющих численность населения так называемым естественным путем. К естественному движению населения относят также браки и разводы, хотя они не меняют численность населения, но учитываются в том же порядке, что и рождения и смерти.

В целях статистической сопоставимости данные по Российской Федерации за 2013 г. пересчитаны с учетом сведений по Республике Крым и г. Севастополю.

Показатели предварительные, по данным помесячной регистрации за январь-декабрь соответствующего года.

Данные о миграции населения получены в результате разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы документов статистического учета прибытий и выбытий. Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства, а также (с 2011 г.) при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учета осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.

В целях обеспечения статистической сопоставимости миграционный прирост по Российской Федерации за 2013 год рассчитан с учетом данных по Республике Крым и г. Севастополю. За январь-декабрь 2014 года данные предварительные.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации установлена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", в субъектах Российской Федерации она устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается: в целом по России - Правительством Российской Федерации, в субъектах России - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" с 2013 г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, кроме Самарской области.

Данные по Архангельской и Тюменской областям (с учетом автономных округов) органами исполнительной власти не устанавливаются.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Статистические показатели по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю . Для формирования официальной статистической информации по Российской Федерации с учетом новых субъектов Российской Федерации статистическое наблюдение в Республике Крым и городе Севастополе должно быть интегрировано в систему российской государственной статистики с тем, чтобы показатели и данные по ним формировались на основе российской статистической методологии.

В течение переходного периода - до конца 2014 года - формирование официальной статистической информации по Республике Крым и городу Севастополю осуществлялось на основе утвержденных Росстатом временных методологических указаний по организации статистических наблюдений, расчету показателей и порядку предоставления данных по отдельным направлениям статистического учета.

Более подробную информацию о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации можно получить в открытом доступе на официальном сайте Росстата www.gks.ru .

Федеральная служба государственной статистики

Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе.

Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло проведение реформ в России. Все же с января 1992 ᴦ. российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены выросли в 8-11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15- 20%. На полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного регулирования, свободу торговли и приватизацию - продажу большей части государственной собственности частным лицам. Избранный путь “шоковой терапии”, по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики, должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий и населœения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. При этом оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство населœения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 ᴦ. выпуск наличных денегувеличился по сравнению с 1990 ᴦ. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных деятелœей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время (декабрь 1992 ᴦ.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал В. С. Черномырдин.

Распад СССР и крах перестройки подвели черту под попытками социалистического реформаторства. Кризис во всœех сферах общества, который сопровождал возникновение суверенных государств на обломках Советского Союза, был крайне тяжелым.

В России к осœени 1991 ᴦ. положение в экономической сфере стало катастрофическим, особенно в области продовольственного обеспечения страны. Во всœех городах были введены талоны. Часто эти талоны просто нечем было отоваривать. Более чем в 60 из 89 российских регионов запасов продовольственного зерна не было вообще, а выработка муки осуществлялась за счёт немедленной (с колес) переработки поступившего зерна по импорту.

Валютные резервы были практически полностью исчерпаны, а золотой запас впервые за всœе время существования государства составлял менее 300 тонн на 1 января 1992 ᴦ. Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Это означало, что не было смысла заниматься производственной деятельностью, потому что на рубли, заработанные от продажи, купить было ничего нельзя. Страна впадала в коллапс, реальной становилась угроза голода и холода. Что делать в этой ситуации? Теоретически было два пути:

Первый – вводить чрезвычайные меры и с помощью силы снабжать города продовольствием, но данный путь в XX в. страна уже проходила несколько раз;

Второй – либерализовать экономику через радикальные реформы.

В последние месяцы 1991 ᴦ. Президентом России Б.Н. Ельциным было сформировано правительство, состоящее из молодых реформаторов, в котором ведущую роль играл ученый-экономист Е.Т. Гайдар.
Размещено на реф.рф
Он был сторонником либеральных рыночных преобразований и взял на себя ответственность за трудные и болезненные решения по осуществлению реформы.

Реформы, предложенные Е.Т. Гайдаром, обострили большинство социальных проблем:

Начались хронические задержки выплаты заработной платы;

Появилась безработица, рост которой постоянно увеличивался;

Обострилась криминогенная обстановка в обществе;

Стал падать жизненный уровень значительной части населœения;

Стало реальностью невиданное за последние годы имущественное расслоение;

Ухудшилась демографическая ситуация (падение рождаемости, увеличение смертности); массовый характер приняла ʼʼутечка умовʼʼ за границу, где им создаются достойные условия для работы и жизни.

Трансформация социально-экономической системы проходила очень тяжело и имела отрицательную динамику с точки зрения роста внутреннего валового продукта (ВВП) до 1996 ᴦ. Первые признаки экономического роста появились в 1997 ᴦ., когда объём промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим годом.

Финансовый кризис 17 августа 1998 ᴦ., при всœей его тяжести и трагичности для части населœения страны, оказался позитивным фактом именно для отечественной промышленности. Рухнули финансовые пирамиды, оттягивавшие средства из реального сектора экономики, сократился избыточный импорт. Производство (в том числе в военно-промышленном комплексе) стало оживать. Благоприятной для России в 1999–2007 гᴦ. оказалась и конъюнктура на нефть на мировых рынках, что позволило существенно увеличить доходы государства. С 2000 ᴦ. ВВП имеет устойчивый, в среднем 6 %, ежегодный прирост. В данный период России удалось рассчитаться с внешними долгами. При этом еще много предстоит сделать, прежде чем экономика России станет сильной, конкурентоспособной и процветающей.

Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе." 2017, 2018.

Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло проведение реформ в России. Все же с января 1992 г. российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены выросли в 8-11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15- 20%. На полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного регулирования, свободу торговли и приватизацию - продажу большей части государственной собственности частным лицам. Избранный путь “шоковой терапии”, по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики, должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий и населения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. Однако оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство населения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 г. выпуск наличных денегувеличился по сравнению с 1990 г. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных деятелей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время (декабрь 1992 г.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал В. С. Черномырдин.

Распад СССР и крах перестройки подвели черту под попытками социалистического реформаторства. Кризис во всех сферах общества, который сопровождал возникновение суверенных государств на обломках Советского Союза, был крайне тяжелым.


В России к осени 1991 г. положение в экономической сфере стало катастрофическим, особенно в области продовольственного обеспечения страны. Во всех городах были введены талоны. Часто эти талоны просто нечем было отоваривать. Более чем в 60 из 89 российских регионов запасов продовольственного зерна не было вообще, а выработка муки осуществлялась за счет немедленной (с колес) переработки поступившего зерна по импорту.

Валютные резервы были практически полностью исчерпаны, а золотой запас впервые за все время существования государства составлял менее 300 тонн на 1 января 1992 г. Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Это означало, что не было смысла заниматься производственной деятельностью, потому что на рубли, заработанные от продажи, купить было ничего нельзя. Страна впадала в коллапс, реальной становилась угроза голода и холода. Что делать в этой ситуации? Теоретически было два пути:

Первый – вводить чрезвычайные меры и с помощью силы снабжать города продовольствием, но этот путь в XX в. страна уже проходила несколько раз;

Второй – либерализовать экономику через радикальные реформы.

В последние месяцы 1991 г. Президентом России Б.Н. Ельциным было сформировано правительство, состоящее из молодых реформаторов, в котором ведущую роль играл ученый-экономист Е.Т. Гайдар. Он был сторонником либеральных рыночных преобразований и взял на себя ответственность за трудные и болезненные решения по осуществлению реформы.

Реформы, предложенные Е.Т. Гайдаром, обострили большинство социальных проблем:

Начались хронические задержки выплаты заработной платы;

Появилась безработица, рост которой постоянно увеличивался;

Обострилась криминогенная обстановка в обществе;

Стал падать жизненный уровень значительной части населения;

Стало реальностью невиданное за последние годы имущественное расслоение;

Ухудшилась демографическая ситуация (падение рождаемости, увеличение смертности); массовый характер приняла «утечка умов» за границу, где им создаются достойные условия для работы и жизни.

Трансформация социально-экономической системы проходила очень тяжело и имела отрицательную динамику с точки зрения роста внутреннего валового продукта (ВВП) до 1996 г. Первые признаки экономического роста появились в 1997 г., когда объем промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим годом.

Финансовый кризис 17 августа 1998 г., при всей его тяжести и трагичности для части населения страны, оказался позитивным фактом именно для отечественной промышленности. Рухнули финансовые пирамиды, оттягивавшие средства из реального сектора экономики, сократился избыточный импорт. Производство (в том числе в военно-промышленном комплексе) стало оживать. Благоприятной для России в 1999–2007 гг. оказалась и конъюнктура на нефть на мировых рынках, что позволило существенно увеличить доходы государства. С 2000 г. ВВП имеет устойчивый, в среднем 6 %, ежегодный прирост. В этот период России удалось рассчитаться с внешними долгами. Однако еще много предстоит сделать, прежде чем экономика России станет сильной, конкурентоспособной и процветающей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика социально-экономического положения России после распада Советского Союза. Радикальные и экономические реформы 1990-х годов. Центральные идеи "шоковой терапии" – модели резкого перехода от командно-административной к рыночной экономике.

    реферат , добавлен 22.12.2011

    Социально-экономические результаты развития страны. Проблема бегства капитала из России. Поддержка науки - один из приоритетов экономической политики России. Экономическая политика В.В. Путина. Подготовка России к членству в ВТО.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2003

    Характеристика криминальная ситуация в сфере экономики России. Теоретические основы экономической безопасности снабжения. Методология выявления экономических угроз, теневых действий в сфере экономики. Основные направления социально-экономической политики.

    реферат , добавлен 13.10.2015

    Экономическая теория, понятие и этапы развития. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм, историческая школа и маржинализм, неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм, институционализм, леворадикальная политическая экономия.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2009

    Основные характеристики социально-ориентированной экономики, признаки и принципы ее развития. Цели, задачи и направления ее формирования в России. Анализ функционирования такой модели в Швеции и Беларуси. Индикаторы эффективности экономической политики.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Понятие, структура и роль инвестиций в экономической системе. Источники инвестиций в России. Состояние инвестиционной сферы российской экономики. Социально-экономический и инвестиционный потенциал Тюменской области. Внешние инвестиции.

    дипломная работа , добавлен 17.01.2003

    Рассмотрение основных групп показателей уровня жизни. Определение факторов благополучия жителей России. Анализ данных по изменению суммы прожиточного минимума и размеру социальных гарантий. Принципы, цели и задачи социально-экономической политики России.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2010

    Сущность системного подхода. Строение и развитие систем, их классификация. Закономерности системных процессов. Элементы социально-экономической системы: экономическая, финансовая, информационная, коммуникационная, организационная и политическая системы.

    Первым президентом России был избран в 1991 г. Б. Н. Ельцин, вице-президентом - А. В. Руцкой. Сохранялись съезд народных депутатов (формально высшая власть в стране) и Верховный Совет РСФСР (председатель - Р. И. Хасбулатов). В 1992 г. начались экономические реформы (под руководством Е. Т. Гайдара): отпущены цены, стала проводиться приватизация. Выросли внутренние долги, резко упало производство. Инфляция поглотила сбережения граждан в сберкассах. Жизненный уровень большинства населения упал, а «средним классом» стала узкая группа, воспринимаемая большинством как высший класс.

    Весной 1993 г. началась борьба за власть и изменение Конституции между президентом Ельциным и Верховным Советом, кончившаяся незаконным роспуском последнего 21 сентября 1993 г. указом президента. Сопротивление сторонников Верховного Совета было подавлено и закончилось жестоким расстрелом здания Верховного Совета 4 октября. В декабре 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России, согласно которой президент Ельцин получил решающие полномочия (право назначения министров, роспуска парламента, издания указов в обход парламента и др.). Должность вице-президента была упразднена. Создан законодательный орган - двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума). Выборы в Государственную Думу прошли в 1993, 1995 и1999 гг.

    Нынешний председатель Совета Федерации - С. Миронов, Государственной Думы - Г. Н. Селезнёв. Крупнейшие партии и блоки -КПРФ, «Яблоко», ЛДПР, с 1999 г. - «Союз правых сил», «Единство - вся Россия» и др. В 1996 г. Ельцин был переизбран на второй срок, с 2000 г. президентом стал В. В. Путин. Нынешний премьер-министр - М. М. Касьянов (в 1992-1998 гг. - В. С. Черномырдин, 1998 г. - С. В. Кириенко, в 1998-1999 гг. - Е. М. Примаков, 1999 гг. - В. С. Степашин, 1999-2000 гг. - Путин).

    Крупнейшая внутренняя проблема - война в Чечне (1994-1996 и 1999-...)

    Начиная с 2000 г. правительство России выполняет план десятилетней программы "Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу". Программа предполагала продолжить курс на создание либеральной экономики. Уже в 2003 г. темпы экономического роста составили приблизительно 7%. Такого прироста удалось достичь не только за счет продажи сырья, но и функционального развития других секторов экономики. Значительным шагом правительства стала налоговая реформа. Она включала две важные меры: переход к 13% ставке обложения доходов и планомерное сокращение, а в дальнейшем и отмена налога на добавленную стоимость НДС. В январе 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс. Он стал необходимой мерой в деле упорядочения трудового законодательства. Летом 2002 г. была начата реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Цель реформы состояла в переводе финансирования ЖКХ на рыночные основы, главным образом перенесение большей доли расходов по содержанию жилищного фонда на население. Важное экономическое и политическое значение имело приятие Государственной Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса. Кодекс закрепил право собственности на землю и определял механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения. Но уже в июне 2002 г. был принят закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который распространил право собственности на земли сельхозназначения. Данный закон все же не стал основой для подъема сельского хозяйства, так как не был должным образом подкреплен административными мерами. Серьезные опасения в обществе вызвали внесенные в декабре 2003 г. поправки в Лесной кодекс, которые допускали возможность застройки лесов первой категории жилыми и другими объектами, а также возможность приобретение лесных участков иностранными гражданами. Перемены в хозяйстве страны позволили усилить социальную направленность проводимой политики. Государству удалось не только погасить многомесячную задолженность по зарплатам, пособиям и пенсиям, но и повысить зарплату некоторым категориям бюджетных работников. Появились новые рабочие места, выросли реальные доходы граждан. Начался процесс модернизации средней и высшей школы. В 2002 г. была проведена Всероссийская перепись населения. Численность населения России, по ее данным, составила 145,2 млн. человек. По этому показателю РФ находилась на седьмом месте в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.