Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций) - файл n1.doc

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ТЕОРИЯ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Душенькина Е. А.

Данное учебное пособие содержит курс лекций по дисциплине «Эко номическая теория». Лекции содержат все вопросы, раскрывающие сущ ность экономической теории, сконцентрировано внимание на основных понятиях и определениях.

Структура издания позволяет студентам систематизировать и конкре тизировать свои знания и использовать данное пособие при подготовке к экзаменам и зачетам по дисциплине «Экономическая теория». Пособие рекомендуется студентам высших учебных заведений обучающимся по специальностям: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика управления на предприятии», «Финансы и кредит».

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия экономической теории

1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории

Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Эконо% мика - это и совокупность общественных отношений, связан ных с производством. Это та или иная производственная систе ма, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.

Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика - это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Общество - это совокупность людей, объединенных на опре деленной ступени исторического развития определенными про изводственными отношениями, которые влияют на все другие от

ношения в обществе.

Современная экономика состоит из двух сфер:

1) сфера материального производства (какие либо товары);

2) непроизводственная сфера (какие либо услуги). Материальное производство состоит из производства мате

риальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строитель ство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).

Нематериальное производство состоит из производства нема териальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохра нение, образование и т. п.).

На предмет экономической науки также нет однозначного от вета. Некоторые считают, что экономическая наука - наука о вы боре в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи эконо мисты предметом экономической теории считают анализ рыноч

ного хозяйства, а четвертые видят ее предмет в экономическом поведении людей.

Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся:

1) отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономи ка строительства, экономика труда и т. д.;

2) функциональные экономические науки, например бухгал терский учет, финансы, статистика и т. д.;

3) экономические науки, связанные с другими науками; эко номическая география, экономическая психология и т. д.

В современной экономической теории принято выделять 3 раз

1) микроэкономика - часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фир мы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;

2) макроэкономика - часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств;

3) мировая экономика (интерэкономика) изучает экономиче ские отношения в мировом сообществе.

Существует несколько функций экономической теории:

1) эмпирическая функция - суть ее заключается в том, что все экономические исследования основываются на практиче ском опыте;

2) теоретическая функция состоит в раскрытии сути эконо мических законов, явлений и хозяйственных процессов;

3) методологическая функция предполагает определение эко номической теории как фундамента отраслевых наук;

4) практическая функция заключается в выработке конкрет ных методов и приемов эффективного хозяйствования;

5) критическая функция состоит в раскрытии сильных и сла бых сторон явлений и процессов;

6) прогностическая функция предполагает разработку науч ных прогнозов, определение перспектив развития.

Исследуя общество и хозяйственные процессы в нем, эконо

мическая теория использует ряд следующих методов:

1) наблюдение и сбор информации (целенаправленное отсле живание объекта и получение необходимых фактов);

2) метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлеченные понятия (абстракции);

3) метод анализа и синтеза:

а) при анализе исследуемое явление или предмет расчле няются на составные элементы и только потом подверга ются изучению; б) при синтезе, наоборот, происходит соединение расчле

ненных и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие;

4) метод индукции и дедукции:

а) индукция - это движение от частных фактов к обще му выводу; б) дедукция - это движение мысли от общего к част ному;

5) системный комплексный подход - вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;

6) метод единства исторического и логического подхода - экономическая теория показывает явление в движении, т. е. в историческом развитии; при этом она рассматривает эко номические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т. е. рассматривает их логически;

7) экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определенных условиях;

8) моделирование или построение экономической модели; экономическая модель - это упрощенное описание экономи ки, т. е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компью терное моделирование;

9) графические (с помощью различных схем, диаграмм, гра фиков и т. д.);

10) расчетно аналитические;

11) статистические и др.

2. Производство и экономика

Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу

в целом необходимо производить товары и прочие блага, т. е. необходим процесс производства. Производство (наиболее обоб щенно) - это сфера непосредственного создания ценностей. Производство предполагает функционирование в каждом об ществе определенных производительных сил, которые включают

в себя ряд элементов и факторов. В период развития человечества главными факторами производства остаются рабочая сила и сред

ства производства. К рабочей силе можно отнести человеческий фактор, а к средствам производства - материальный фактор.

Рабочая сила - это способность человека к труду, совокуп ность его умственных и физических сил, которые применяются в производстве. С развитием общества постоянно меняются, развиваются и совершенствуются производительные силы. К ставшим уже традиционными рабочей силе и средствам произ водства добавляются новые факторы производства, например экология, наука, информация, технология и т. д. Реализация ра бочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия «рабо чая сила» и «труд» отождествляются. Труд - это целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ. Важнейшим его показателем является производительность труда (результат). Она измеряется:

1) количеством продукции в единицу времени;

2) количеством времени на единицу продукции.

Благодаря повышению производительности труда трудовые ресурсы удешевляют производство, и растет богатство общества.

Существуют факторы, которые влияют на уровень производи тельности труда:

1) уровень квалификации, образованности, профессионализ ма работников, занятых на производстве;

2) степень заинтересованности производителей в результатах своего труда;

3) уровень развития науки и техники и их применение в про изводстве;

4) степень эффективности использования ресурсов произ водства;

5) интенсивность (напряженность или скорость) труда;

6) природные условия (ресурсы, почва, климат); живой труд - непосредственный труд людей, занятых на производстве, вы тесняется работой машин, созданных прошлым человеческим трудом; доля прошлого труда увеличивается, а доля живого труда, наоборот, снижается.

В новых условиях роль работника в производстве принци пиально меняется. Он перестает быть исполнителем и становит ся главным звеном в технологическом процессе. Это обусловли вает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая и всесторонняя образованность, компетентность, само стоятельное и творческое мышление, активность и ответствен ность в действиях.

Основные пути формирования работника нового типа:

1) разносторонняя образовательная и профессиональная ка дровая подготовка - ведется на основе непрерывного широко профильного обучения; новая техника и технологии должны появиться в учебных аудиториях раньше, чем на предприя тиях;

2) интеллектуализация труда - проявляется в том, что труд приобретает умственный, аналитический и творческий харак тер; человек больше работает головой, а не руками;

3) гуманизация труда - это «очеловечивание» производства; его подстройка к запросам работников предприятия, что пред полагает выполнение научных рекомендаций эргономики, на правленных на облегчение, оздоровление и повышение ком форта и условий труда; в результате растут эффективность труда и его привлекательность для человека;

4) демократизация производства - осуществляется через участие работников в акционерном капитале предприятия, в управлении им, распределении полученных доходов.

Свою способность к труду человек может использовать по

двум основным направлениям: либо как предприниматель, ор ганизовавший свой бизнес, либо как наемный работник у пред принимателя. Особым человеческим ресурсом в производстве являются предпринимательские способности. Они заключаются в умении и готовности человека организовать бизнес или новое дело, принимая на себя все связанные с ним затраты и риски. Под линного предпринимателя отличают огромное трудолюбие, ини циативность, новаторство, деловая хватка, умение общаться с людь ми, убеждать и воздействовать на них. Предприниматель - это организатор и движущая сила производства.

Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда - это предметы, с помощью которых чело век создает необходимые блага (например, машины, инструмен ты, оборудование, здания, сооружения, транспорт).Предметы труда - это предметы, на которые человек воздействует в процес се производства и которые составляют материальную основу бу дущего продукта (например, дерево, металл, сырье и другие мате риалы).

По происхождению средства производства делятся на два вида: 1) природные ресурсы - те, которые созданы самой природой (земля, леса, водные ресурсы);

2) произведенные ресурсы - предметы, созданные или обра ботанные человеком и предназначенные для дальнейшего ис пользования их в производстве (инструменты, машины, обо рудование, здания, сооружения, сырье и т. д.).

Необходимо выделять три уровня производства:

1) труд индивидуального работника;

2) производство на микроуровне (фирме, предприятии);

3) производство на макроуровне (в рамках общества).

Для того чтобы произведенный товар нашел своего покупате ля, производителям необходимо его доставлять - например, в ма газины, оптовые базы, склады и т. д. - т. е. производитель товара и его покупатели разъединены в пространстве и во времени. Можно сделать вывод, что, помимо производства и потребления, существуют и другие фазы: распределение результатов производ ства и обмен ими. Производство, объединяющее в себе все осталь ные фазы, называется воспроизводством.

Производство - это этап непосредственного создания товаров и услуг. Эта фаза играет наиболее важную роль.

Распределение - это этап, на котором распределяются итоги производства (результаты общественного труда), а также распре деляются необходимые ресурсы для возобновления производ ства.

Обмен - это этап, на котором происходит обмен деятельно стью между людьми и обмен продуктами труда.

Потребление - это этап, на котором произведенный продукт используется для удовлетворения потребности человека. Это за ключительная фаза воспроизводства.

Но ни одна из фаз воспроизводства не может существовать от дельно, они тесно связаны между собой.

Воспроизводство бывает двух видов:

1) экстенсивное - в производство вовлекаются дополнитель ные природные и трудовые ресурсы, при этом техническая ос нова производства остается без изменения (изменение коли чества, а не качества);

2) интенсивное - предполагает совершенствование техноло гий производства, оборудования, что приводит к повышению производительности труда (изменение качества, а не количе ства).

Для эффективного развития экономике страны необходимо

перейти на интенсивный тип воспроизводства.

Различают две формы воспроизводства:

1) индивидуальное воспроизводство - в масштабе фирмы или отдельного домашнего хозяйства;

2) общественное воспроизводство - в масштабах страны, на циональной экономики в целом, что предполагает образова ние фондов:

а) фонд возмещения - обеспечивает возобновление средств, потраченных в процессе создания продукта (зара ботная плата работников, средства на покупку сырья, обно вление технологического оборудования и т. п.);

б) фонд накопления - обеспечивает организацию процес са воспроизводства, образование страховых запасов и ре зервов страны; в)фонд потребления - обеспечивает удовлетворение по

требностей всех членов общества. Следует различать 2 типа воспроизводства:

1) простое воспроизводство. Суть данного типа воспроизвод ства состоит в том, что в течение года произведенный продукт (а точнее его размер и качество), остается неизменным. При этом вся полученная выгода (прибавочный продукт) идет на личное потребление;

2) расширенное воспроизводство. Суть этого типа воспроиз водства состоит в том, что в течение отчетного периода про изведенный продукт меняется, т. е. меняется его размер и ка чество. Источником расширенного воспроизводства является прибавочный продукт. При этом прибавочный продукт распа дается на фонд потребления (данный фонд используется для удовлетворения материальных и культурных потребностей че ловека) и на фонд накопления (используется для расширения производства и создания резервов и запасов).

Для современной экономики характерно расширенное

воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в про изводство не только возмещают израсходованный капитал (сырье, материалы, оборудование), но и увеличивают его производитель ность дополнительными или более эффективными средствами производства. Так обеспечивается накопление капитала, т. е. укрупнение за счет добавочных капиталовложений в производ ство. В процессе воспроизводства капитал находится в постоян ном движении и совершает кругооборот по схеме: закупка средств производства - процесс производства - реализация произведен

ных товаров. Такие кругообороты повторяются, образуя оборот капитала. При этом различают части производственного капита ла (на стадии производства), который оборачивается и переводит свою стоимость на новый продукт по разному, в зависимости от чего производственный капитал делится на основной и оборот ный.

Основной капитал (основные фонды) - это средства труда, ко торые участвуют в процессе производства, при этом постепенно физически и морально изнашиваются и постепенно переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Таким образом, стоимость основного капитала возмещается в стоимость готового продукта постепенно. После реализации товаров она возвращается предпринимателю в денежной форме частями в ви де амортизационных отчислений, которые используются на ре монт и модернизацию средств труда. Основные фонды в денеж ной форме называются основными средствами.

Основные фонды бывают активные и пассивные. Активные ос% новные фонды - это фонды, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, станки, оборудование).Пассивные основные фонды - это фонды, которые создают необходимые условия для производства (здания, сооружения). Три главных показателя эффективности использования основ ных фондов:

1) фондоотдача - показатель, отражающий степень продук тивности фондов; определяется стоимостью продукции, при ходящейся на единицу стоимости фондов;

2) фондоемкость - показатель, обратный фондоотдаче, он ха рактеризует затраты основных фондов на выпуск единицы продукции;

3) коэффициент сменности работы оборудования - показатель, который показывает, сколько смен в сутки работала каждая единица оборудования на предприятии в течение определен ного периода.

Оборотный капитал (оборотные фонды) - это предметы труда,

участвующие в производстве однократно. Они полностью потре бляются и сразу переносят всю свою стоимость на стоимость про изведенной продукции. Таким образом, стоимость оборотных фондов возмещает стоимость готового продукта полностью. В каждом кругообороте после реализации товара предпринимате лю полностью возвращается в денежной форме стоимость обо ротных фондов.

Год вы п ус ка : 2000

Ав т о р : А.С. Баскин, О.И. Боткин

Жан р : Экономическая теория

Издательст в о : «Удмуртский университет»

Формат : DjVu

Качество : Отсканированные страницы

Количество страниц : 552

Описание : К настоящему времени в России опубликовано огромное количество учебников и учебных пособий по экономической теории. Прежде всего следует отметить переводные учебники, авторами которых являются видные американские экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхауз; С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи; К. Макконнелл и С. Брю; Э. До-лан и Д. Линдсей; П. Хейне и др. Из работ отечественных авторов можно выделить: Курс экономической теории под ред. А. Сидоровича (МГУ); трехтомник микро- и макроэкономики (издательство С.-Петербургского университета экономики и финансов). Чаще всего они предназначены студентам экономических факультетов, их объем не соответствует вузовским учебным планам, различаются они и по структуре, а подчас и по своей концептуальной основе. Тиражи их невелики, в отличие от цен, что делает невозможным пользование студентами одного факультета, группы одним учебником.
Предлагаемый курс лекций «Основы экономической теории» предназначен для студентов, изучающих экономическую теорию в течение, как правило, двух семестров. Его можно рассматривать как вводный, базовый для более глубокого, в том числе самостоятельного, изучения экономики. Курс лекций содержит четыре раздела. Первый раздел является вводным. Он знакомит с общими проблемами развития экономики, дает краткие сведения по истории экономики и истории экономической теории, по организации бизнеса, что позволяет понять глубже общество, в котором мы живем, переходный характер нашей экономики. Во втором разделе рассмотрены основные проблемы микроэкономической теории, в третьем - макроэкономической. Три последние лекции посвящены проблемам мировой экономики и места в ней России.

Курс лекций подготовлен коллективом кафедры экономической теории Удмуртского государственного университета. РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ. ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Лекция 1. Из истории экономического анализа
Лекция 2. История мировой экономики: главные этапы
Лекция 3. Основные проблемы и условия развития экономики
Лекция 4. Капиталистическая идеология. Частный бизнес и государство
Лекция 5. Организация бизнеса
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА
Лекция 6. Основы теории спроса, предложения и ценообразования
Лекция 7. Поведение потребителя: теоретические основы анализа
Лекция 8. Производство и издержки
Лекция 9. Конкурентные рынки факторов производства
Лекция 10. Несовершенная конкуренция и рыночная власть
РAЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА
Лекция 11. Измерение результатов экономической деятельности. Основные макроэкономические переменные
Лекция 12. Макроэкономическая нестабильность: деловые циклы, безработица, инфляция
Лекция 13. Общее макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение
Лекция 14. Экономическая политика государства. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
Лекция 15. Деньги. Денежно-кредитная политика государства
Лекция 16. Государство благоденствия и смешанное государство. Социальная политика государства
Лекция 17. Экономическая динамика и выбор модели макроэкономической политики
РАЗДЕЛ IV. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Лекция 18. Национальная и мировая экономика. Ресурсный потенциал и глобальные проблемы мировой экономики на рубеже тысячелетий
Лекция 19. Международные экономические отношения и внешнеторговая политика государства
Лекция 20. Международные валютно-финансовые отношения. Валютная политика государства

для студентов неэкономических специальностей

(с заданиями для самостоятельной работы студентов)

Составитель Федонина О. В.,

стё преподаватель кафедры экономической теории

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

1.Предмет и функции «экономики».

3.Методологические основы экономической науки.

4.Экономическая система общества.

1. Предмет и функции «экономики».

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены об­щества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облига­ций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, ис­пользуя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все. При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их - результат их хозяйственной и иной деятельности. Экономическая история и современная хозяйст­венная практика свидетельствуют, что экономическим агентам посто­янно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов 1 .

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добы­ваемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средст­ва и т. д.).

Важнейшие характеристики экономики - это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического про­гресса (НТП), место человека в экономике. Но главное - насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потреби­теля.

Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

В основу классификации разделов положен принцип: национальное хозяйство в це­лом (макроэкономика) и другой уровень - функционирование фирм и домохозяйств. Под последними принято понимать группы людей, кото­рые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохо­зяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.

Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.

Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с уче­том постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаи­модействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вто­рых, это исследование воздействия государства (парламент, регули­рующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяй­ства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хо­зяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расхо­дов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуе­мых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяй­ствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.

В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать - микро- или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных по­собиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение от­дельного экономического агента и факторы, его определяющие. Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различ­ных сторон на поведение рыночного субъекта. Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осу­ществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воз­действия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него.

Функции экономической науки .

Во-первых, это познавательная функция, которая в особых комментариях не нуждается. Во-вторых, методологическая. В-третьих, практическая. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов обходится крайне дорого и затрагивает интересы зна­чительного числа людей. Так, проводящаяся сейчас в России эконо­мическая реформа на первых своих этапах представляла собой в значительной степени экономический эксперимент. Что касается ис­пользования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Вместе с тем ряд. разработок Цент­рального экономико-математического института Российской Акаде­мии наук послужил базой для прогнозирования хода экономической реформы в России. Во-вторых, методологическая функция - разра­ботка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. В-третьих, практическая функция - непосредственное обеспечение экономической политики; управления производством на различных «этажах» экономики.

Невозможно изучать современную рыноч­ную экономику лишь с позиций микро- или макроэкономики. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. В то же время социальная по­литика государства в значительной степени и, следовательно, бла­госостояние граждан прямо и косвенно зависят от эффективности деятельности фирмы. Закономерным можно полагать взаимопроник­новение макро- и микроэкономики, о чем в последнее время пишут ученые-экономисты на Западе.

Что такое «экономикс»? Авторы предлагают следующее определение: Экономикс - это главный компонент современной экономической науки, использование кото­рого позволяет наиболее эффективно решать основные вопросы экономического развития общества: что (и сколько) производить? как производить? для кого производить?

Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире
2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
3. Предмет экономической теории
4. Метод экономической теории
5. Современные направления и школы экономической теории

Лекция 2. Общественное производство: сущность, структура, результаты
1. Общая характеристика хозяйственной деятельности
2. Общественное производство и его роль в жизни общества
3. Центральные проблемы хозяйственной деятельности и способы их разрешения в разных экономических системах
4. Общественный продукт, его состав и стадии движения

Лекция 5. Экономическая теория товара и денег
1. Товар и его свойства
2. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Основные направления критики трудовой теории стоимости
3. Деньги, их сущность и основные функции
4. Инфляция: сущность, причины, последствия

Лекция 6. Рыночный механизм и элементы его функционирования
1. Сущность и функции рынка
2. Рыночный механизм и его элементы
3. Спрос и факторы, определяющие его величину
4. Предложение товара и его кривая
5. Предложение и спрос: рыночное равновесие

Лекция 7. Экономическая роль и функции современного государства
1. Рынок и государство
2. Экономические функции правительства
3. Предпринимательская деятельность государства
4. Налоги и бюджетное регулирование

Лекция 8. Теория факторов производства и распределения факторных доходов
1. Основные факторы производства
2. Человек - главный фактор и цель общественного производства
3. Факторные доходы и их функциональное распределение
4. Формирование цен на факторы производства

Лекция 9. Теория капитала и прибыли
1. Определение капитала в марксистской и современной экономической литературе
2. Экономическая природа прибыли
3. Кругооборот и оборот капитала
4. Производство прибавочного продукта - основа экономического и социального прогресса общества

Лекция 10.

Лекция 11. Доходы от предпринимательства. Прибыль на промышленный капитал
1. Издержки производства и прибыль
2. Ценообразование на промышленную продукцию и услуги
3. Образование средней нормы прибыли. Цена производства

Лекция 13. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
1. Особенности воспроизводства и экономических отношений в сельском хозяйстве
2. Рента и арендная плата
3. Виды земельной ренты
4. Цена земли

Лекция 14. Национальная экономика и механизм ее развития
1. Национальная экономика: цели и результаты
2. Сущность и функции финансов
3. Фискальная политика государства и ее влияние на объем национального производства
4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства

Лекция 15.

Лекция 16. Социальная политика государства
1. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
2. Слагаемые доходов населения
3. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
4. Экономический рост и экономически отсталые страны

Лекция 17. Международные аспекты экономической теории
1. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ
2. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование
3. Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины
4. Глобальные экономические проблемы

Рецензия
Основу настоящего издания составляет курс лекций по экономической теории, прочитанный доцентом Ермишиным П.Г. в Международном Таврическом эколого-политологическом университете и изданный в двух частях в 1993-1994 годах. После этого появилось много учебников и учебных пособий по разным разделам экономики, в том числе по общей экономической теории. Пополнилась и переводная литература. Все это нашло отражение в предлагаемом читателю курсе лекций. Изменилась и сама структура курса. Поэтому можно говорить о совершенно новом издании и рекомендовать его в качестве учебного пособия студентам высших учебных заведений всех профилей.
Много интересного найдут для себя в предлагаемом пособии преподаватели экономической теории и практические работники-экономисты. Привлекает, наряду с высокой научностью, язык лекций: доступность материала, яркие примеры, образные сравнения, использование в ряде случаев художественной литературы.
Интересен сам подход автора к рассмотрению теоретических положений и анализу экономических процессов. В отличие от многих учебных пособий, в которых полностью проигнорирована марксистская экономическая теория или же рассматривается исключительно с критических позиций, в данном курсе лекций она занимает равноправное наряду с другими концепциями, положение.
Рецензент - профессор,
доктор экономических наук
А.П. Кудряшов.

(Документ)

  • Рязанов В.А. Основы теории управления. Курс лекций (Документ)
  • Бедрина Е.Б., Козлова О.А. Введение в экономическую теорию (Документ)
  • Шахнович С.В., Шахнович Е.С. Экономическая теория (Документ)
  • Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры. Курс лекций (Документ)
  • Зедгенизова И.И. Экономика (Документ)
  • Барилович В.А., Смирнов Ю.А. Основы технической термодинамики и теории тепло - и массообмена (Документ)
  • Фролова А. Экономическая теория (Документ)
  • n1.doc

    П.Г. Ермишин
    Основы экономической теории
    (курс лекций)

    Рецензия

    Основу настоящего издания составляет курс лекций по экономической теории, прочитанный доцентом Ермишиным П.Г. в Международном Таврическом эколого-политологическом университете и изданный в двух частях в 1993-1994 годах. После этого появилось много учебников и учебных пособий по разным разделам экономики, в том числе по общей экономической теории. Пополнилась и переводная литература. Все это нашло отражение в предлагаемом читателю курсе лекций. Изменилась и сама структура курса. Поэтому можно говорить о совершенно новом издании и рекомендовать его в качестве учебного пособия студентам высших учебных заведений всех профилей.

    Много интересного найдут для себя в предлагаемом пособии преподаватели экономической теории и практические работники-экономисты. Привлекает, наряду с высокой научностью, язык лекций: доступность материала, яркие примеры, образные сравнения, использование в ряде случаев художественной литературы.

    Интересен сам подход автора к рассмотрению теоретических положений и анализу экономических процессов. В отличие от многих учебных пособий, в которых полностью проигнорирована марксистская экономическая теория или же рассматривается исключительно с критических позиций, в данном курсе лекций она занимает равноправное наряду с другими концепциями, положение.

    Рецензент - профессор,
    доктор экономических наук
    А.П. Кудряшов.


    1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире
    2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
    3. Предмет экономической теории
    4. Метод экономической теории
    5. Современные направления и школы экономической теории

    Лекция 2. Общественное производство: сущность, структура, результаты
    1. Общая характеристика хозяйственной деятельности
    2. Общественное производство и его роль в жизни общества
    3. Центральные проблемы хозяйственной деятельности и способы их разрешения в разных экономических системах
    4. Общественный продукт, его состав и стадии движения

    Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики
    1. Основные формы ведения общественного хозяйства
    2. Товарное производство - исходный пункт возникновения капитализма и основная форма современной экономической жизни
    3. Субъекты современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики
    4. Закон стоимости - экономический закон товарного хозяйства

    Лекция 4. Собственность и ее роль в экономике
    1. Сущность собственности как экономической категории
    2. Трансформация форм собственности в связи с изменениями материальных условий хозяйственной деятельности
    3. Многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности
    4. Формы собственности и теоретические основы переходной экономики

    Лекция 5. Экономическая теория товара и денег
    1. Товар и его свойства
    2. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Основные направления критики трудовой теории стоимости
    3. Деньги, их сущность и основные функции
    4. Инфляция: сущность, причины, последствия

    Лекция 6. Рыночный механизм и элементы его функционирования
    1. Сущность и функции рынка
    2. Рыночный механизм и его элементы
    3. Спрос и факторы, определяющие его величину
    4. Предложение товара и его кривая
    5. Предложение и спрос: рыночное равновесие

    Лекция 7. Экономическая роль и функции современного государства
    1. Рынок и государство
    2. Экономические функции правительства
    3. Предпринимательская деятельность государства
    4. Налоги и бюджетное регулирование

    Лекция 8. Теория факторов производства и распределения факторных доходов
    1. Основные факторы производства
    2. Человек - главный фактор и цель общественного производства
    3. Факторные доходы и их функциональное распределение
    4. Формирование цен на факторы производства

    Лекция 9. Теория капитала и прибыли
    1. Определение капитала в марксистской и современной экономической литературе
    2. Экономическая природа прибыли
    3. Кругооборот и оборот капитала
    4. Производство прибавочного продукта - основа экономического и социального прогресса общества

    Лекция 10. Рынок труда и заработная плата
    1. Механизм функционирования рынка труда
    2. Инвестиции как источник спроса на труд
    3. Заработная плата как плата за труд
    4. Основные формы и современные системы оплаты труда

    Лекция 11. Доходы от предпринимательства. Прибыль на промышленный капитал
    1. Издержки производства и прибыль
    2. Ценообразование на промышленную продукцию и услуги
    3. Образование средней нормы прибыли. Цена производства

    Лекция 12. Формирование факторных доходов на торговый и ссудный капитал
    А. Торговый капитал и торговая прибыль
    1. Торговый капитал как обособившаяся часть промышленного капитала
    2. Издержки обращения
    3. Источники торговой прибыли
    Б. Ссудный капитал и ссудный процент
    1. Источники образования и специфика движения ссудного капитала
    2. Кредит и его формы
    3. Типы банков и их роль в национальной экономике

    Лекция 13. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
    1. Особенности воспроизводства и экономических отношений в сельском хозяйстве
    2. Рента и арендная плата
    3. Виды земельной ренты
    4. Цена земли

    Лекция 14. Национальная экономика и механизм ее развития
    1. Национальная экономика: цели и результаты
    2. Сущность и функции финансов
    3. Фискальная политика государства и ее влияние на объем национального производства
    4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства


    1. Экономический рост и его движущие силы
    2. Современный тип экономического роста и его особенности
    3. Эффективность производства
    4. Теория экономического равновесия и эффективности роста

    Лекция 16. Социальная политика государства
    1. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
    2. Слагаемые доходов населения
    3. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
    4. Экономический рост и экономически отсталые страны

    Лекция 17. Международные аспекты экономической теории
    1. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ
    2. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование
    3. Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины
    4. Глобальные экономические проблемы

    Лекция 1. Предмет и метод экономической теории

    1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

    Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
    Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.
    Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.
    Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.
    Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.
    В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.
    Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления", пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать.
    Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.
    Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.
    "Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".
    Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.
    В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.
    Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.
    Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

    2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

    Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).
    Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.
    Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.
    Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.
    Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.
    Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капитали-стического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.
    Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.
    По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах". Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли". ("Экономические и статистические работы". М., 1940, с. 156, 165). Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.
    Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").
    Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".
    После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.
    Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".
    Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.
    Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из "Капитала" Маркса.
    В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. В последующих лекциях марксистская теория будет рассматриваться более подробно как звено в современной магистральной экономической теории.

    3. Предмет экономической теории

    Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.
    Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.
    Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:
    - эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;
    - эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
    - эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;
    - эта наука о богатстве;
    - эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);
    - А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;
    - эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.
    Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.
    Скорее ясно, чем не занимается эта наука:
    - она не является экономикой домоводства;
    - она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;
    - она не является технической наукой.
    Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.
    Современная буржуазная экономическая теория (будем пока называть ее так, не вкладывая в это название отрицательного смысла) больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.
    В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.
    "Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон в своем учебнике "Экономика", - есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества" (1992 г., с.7).

    4. Метод экономической теории

    Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".
    Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

    5. Современные направления и школы экономической теории

    С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.
    Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса. Оно господствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства.
    Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей снижается.
    Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).
    Принципы предельной полезности послужили основанием для разработки обширной концепции предельных величин. Великая депрессия 29-33 годов показала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство государства в ход экономической жизни.
    На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономиче-ского равновесия необходимо вмешательство извне.
    В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.
    Монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Для 70-х годов стала характерной не безработица, как это имело место во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного государственного регулирования.
    Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается в детальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого направления является американский экономист Милтон Фридман (р.1912 г.).
    Неолиберализм - еще одно направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству" М., 1992). В своих работах он отстаивает принцип максимальной свободы человека.
    Институционально-социологическое направление (Гэлбрей Д. и др.) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических. В этом направлении исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к преодолению социальных противоречий и бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост и супериндустриальному (теория конвергенции).
    Таковы в общем плане основные направления в современной экономической мысли. Правящие структуры и политические партии суверенных государств, возникших на развале СССР, пытаются вывести экономику государств из кризиса, придерживаясь того или иного направления.