Что такое автострахование и зачем оно нужно. Зачем осаго, если платит виновник: разбираемся в нюансах автострахования

Вы уже знаете о грядущем повышении страховых тарифов в системе обязательного страхования гражданской ответственности? Наверняка об этом знает почти каждый второй автолюбитель. Вы поддерживаете эту меру? Вы патриот и одобряете все, что делает власть? Тогда попробуйте объяснить обоснованность нового повышения тарифного коридора на , запланированного ЦБ РФ летом этого года. Скорее всего, страховка подорожает уже с осени текущего года. Так что на фоне резкого подорожания топлива на АЗС осенний подарок россиянам после летнего отдыха обеспечен.

А давайте разберемся, почему вдруг Центробанк решил порадовать нас в этом году нежданной либерализацией тарифного коридора ОСАГО? Может, и правда мы не знаем великую тайну главного банка страны, который только недавно, кстати, начал регулировать рынок страхования в стране? Может, только сотрудникам Центробанка известен верный способ, как навести порядок на страховом рынке? Интересно, как они собираются строить будущий рынок страхования? Одним постоянным повышением цен на ОСАГО навести порядок на этом рынке вряд ли получится. Или им нравится поговорка "Бей своих, чтобы чужие боялись"? Давайте разберемся.

Если кто не помнит, совсем недавно рынок страхования в стране контролировала Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (сокращенно ФСФР). Вспомните, когда эта служба спокойно повышала тарифы на ОСАГО? Не можете вспомнить? А дело в том, что повышения тарифов просто не было, несмотря на суперинфляцию в стране в былые годы. И что теперь ФСФР упразднили, передав полномочия по регулированию рынка страхования Центробанку, который бурно начал повышать тарифы на обязательное страхование.

Ведь только недавно ЦБ существенно увеличил стоимость полисов ОСАГО, изменив тарифный коридор. Куда же еще? И вот теперь нас снова ждет повышение тарифов за счет расширения границ тарифной сетки базовой стоимости полисов ОСАГО. Причем это подорожание незапланированное.

Так что в следующие несколько лет нас, наверное, ждет очередное . На этот раз уже запланированное.

Напомним, что недавно Центробанк утвердил расширение границ тарифного коридора в ОСАГО на 20 процентов в обе стороны. Что это значит? Это значит, что нижняя планка базовой стоимости ОСАГО снизится на 20% - с 3432 руб. (действует в настоящий момент) до 2746 руб. Верхняя граница базового тарифа ОСАГО увеличится также на 20% - с 4118 руб. до 4942 руб. Таким образом, нижняя граница базовой стоимости ОСАГО снизится на 686 руб., а верхняя планка увеличится на 824 руб.

Теперь давайте посчитаем, сколько платит среднестатистический водитель за полис ОСАГО сегодня и сколько будет платить после официального утверждения Центробанком новых тарифов этим летом. Итак, сегодня при тарифной сетке 3432-4118 руб. водители в России платят за полис ОСАГО в среднем 5800 рублей. По новым тарифам средняя стоимость ОСАГО составит уже 7000 рублей. Как вам подобная математика, которую придумали сотрудники ЦБ? В этот момент, наверное, многие автолюбители вспоминают Федеральную службу по финансовым рынкам РФ, как вкусную еду, производимую по советским ГОСТам в СССР.

Но, увы, Центробанк не ФСФР. В ЦБ знают математику не понаслышке. Но и это еще не все. Знаете, в чем секрет честного отъема денег? В том, чтобы, когда вас «обуют», вы об этом даже подозревали. Вы спросите, а где здесь обман? Ведь нижнюю планку тарифного коридора уменьшают, значит, многие безаварийные водители, не попадающие долго в ДТП, получат дополнительную скидку при покупке ОСАГО, что на деле будет означать, что по новым тарифам многим водителям полис страхования обойдется дешевле. Но не спешите радоваться.

Дело в том, что ЦБ планирует уже с лета ввести новые параметры, влияющие на стоимость полиса. Напомним, что сейчас при расчете итоговой суммы стоимости ОСАГО страховщики применяют различные поправочные коэффициенты, разделенные на пять групп: стаж, возраст водителя, количество допущенных к управлению транспортным средством водителей (их опыт и стаж также учитываются), регион эксплуатации автомобиля, наличие безаварийного стажа и т. п.

В случае утверждения новых тарифов Центробанк увеличит число категорий (коэффициентов) с 5 до 50. То есть совсем скоро страховщики при расчете стоимости полиса ОСАГО смогут применять до 50 различных поправочных коэффициентов. Речь идет о более точных коэффициентах, рассчитываемых при стаже и возрасте водителя, приобретающего страховой полис. То есть теперь каждый лишний год опыта вождения будет изменять водителю не только стаж за безаварийное вождение (коэффициент бонус-малус КБМ), но и изменять коэффициент за увеличение опыта. Также теперь каждый лишний год возраста страхователя будет влиять на итоговую стоимость ОСАГО.

Но новые тарифы и новый порядок расчета стоимости полиса ОСАГО, которые в скором времени будут применять все страховые компании, - это скрытый и наглый метод незапланированного удорожания ОСАГО. Ведь, как всегда, дьявол прячется в деталях. Например, если для вас по новым тарифам уменьшится нижняя граница тарифного коридора (допустим, за безаварийную езду), то, так как вводится до 50 новых коэффициентов, используемых при расчете итоговой стоимости полиса, для вас полис ОСАГО может обойтись дороже. В частности, если вы молодой водитель.

То есть реально полис ОСАГО подешевеет только для тех, у кого огромный стаж вождения, кто в преклонном возрасте и для тех, кто за последние годы не попадал в ДТП. А таких меньшинство. Значит, стоимость ОСАГО вырастет для большинства водителей.

Кроме того, уже с лета или с осени текущего года Центробанк намерен начать реальную либерализацию рынка страхования обязательной автогражданской ответственности. Правда, это только пока планы в рамках проекта, разработанного Российским союзом автостраховщиков. Согласно этому проекту ЦБ предлагается отказаться от регулирования различных наценок и коэффициентов, применяемых на рынке ОСАГО. Страховщики предлагают Центробанку регулировать только границы тарифного коридора базовой стоимости ОСАГО. Остальные поправочные наценки страховщики хотят назначать, как им захочется. То есть свободно, с учетом конкуренции на рынке. И что самое плохое - Центробанк реально планирует это сделать. Мало того, ЦБ вообще планирует отпустить рынок страхования в свободное плавание уже к 2020 году. Опять же все это по предложению Российского союза автостраховщиков. Надеемся, у ЦБ хватит ума не делать этого, поскольку это неминуемо приведет к тому, что стоимость полиса ОСАГО станет космической.

А что говорят власти? Знаете, что самое удивительное, наши власть имущие из-за того что, наверное, засиделись, привыкли не замечать подобных проблем. То есть те, кто должен как-то хоть реагировать на происходящее на рынке страхования, делают вид, что ничего не происходит. В принципе, нам и не привыкать. У нас в стране уже, наверное, выросло целое поколение политиков, которые реально думают, что в стране вообще нет проблем.

Хорошие водители, если что-то и знают об ОСАГО, то никогда не прибегали к помощи страховых компаний. Главное, чтобы полис всегда лежал в бардачке автомобиля. Однако что делать при наступлении страхового случая?

ОСАГО - это полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Особенностью ОСАГО является возмещение убытков и ущерба, которые были причинены другому автомобилю, жизни и здоровью пассажиров. Тарифы по ОСАГО устанавливает государство, и без ОСАГО на дороге появляться запрещено.

Всеобщность и обязательность страхования

Самое главное, что нужно знать по поводу полиса ОСАГО - это то, что он регулирует возмещение убытков и ущерба, которые именно вы, не другой участник, причинили третьим лицам - транспортному средству, жизни и здоровью пассажиров, в нем находившихся. Застраховав свою гражданскую ответственность, в случае виновности вы избавляетесь от забот по возмещению нанесенного ущерба. Убытки, которые в результате ваших действий понёс второй участник, должна компенсировать страховая компания.

Что касается вас, вашего автомобиля, имущества, жизни и здоровья, то ОСАГО к ним не имеет никакого отношения. Компенсировать ущерб, который понесли лично вы, придётся за счёт собственного кошелька. Если вы хотите защитить и свой автомобиль от повреждения и угона, то тогда нужно купить .

Каждый водитель обязан приобрести полис ОСАГО или, по крайней мере, быть в него вписан. Правило это действует даже тогда, когда вы просто перегоняете своё авто от автосалона до дома или места регистрации (исключение составляют случаи, когда полис ОСАГО подразумевает неограниченное количество лиц, имеющих право на управление автомобилем).

Без полиса ОСАГО вы не только не имеете права выезжать на проезжую часть (иначе штраф - от 5 до 8 МРОТ), но не сможете поставить свой автомобиль на учёт в ГИБДД. Кроме того, заработаете серьёзные неприятности, если вдруг произойдёт ДТП с вашим участием, а полиса ОСАГО вы предъявить не сможете.

Управляя автомобилем, оригинал полиса вы всегда должны иметь при себе, равно как права и документы на машину. Если полис у вас есть, но вы его, например, забыли дома, инспектор имеет право отправить техническое средство на штрафстоянку, откуда вы его можете забрать опять же только предъявив полис.

Страховые выплаты по ОСАГО

Законодательством также предусмотрен ряд условий, когда ущерб, нанесенный по вашей вине, при помощи полиса ОСАГО компенсировать нельзя. Полный список ограничений по полису ОСАГО можно прочитать в статье Путеводителя .

Срок

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств обычно заключается на год, при этом минимальный срок заключения договора по закону может составлять всего три месяца. А если вы являетесь владельцем автомобиля, зарегистрированного за рубежом, но планируете ездить на нем на территории РФ, то полис можно оформить на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней.

Стоимость полиса ОСАГО

Цену на полис ОСАГО определяют водительский стаж, марка и мощность транспортного средства, регион, в котором вы используете автомобиль и другие расчётные параметры. На каждый из показателей устанавливается свой повышающий или понижающий коэффициент, величина которого жестко регламентирована правительственными постановлениями. О том, как устанавливается цена на полис, вы узнаете в статье Путеводителя , а рассчитать и оформить сам полис сможете с помощью .

Как действует ОСАГО?

Первоначально закон об ОСАГО предполагал один способ расчётов: потерпевшая в дорожно-транспортном происшествии сторона должна была обращаться к страховщику лица, которое нанесло ущерб. Однако с недавних пор в процесс получения страховой компенсации были внесены законодательные изменения с тем, чтобы как-то упростить процедуру получения компенсации при наступлении страхового случая. Согласно внесённым поправкам, если в ходе ДТП не нанесен вред здоровью людей, а также соблюдается ряд дополнительных условий, вы можете обратиться за компенсацией ущерба непосредственно к своему страховщику - здесь работает так называемое . Кроме того, если ущерб имуществу не превышает 50 тысяч рублей, то нет надобности вызывать представителей ГИБДД - в таком случае используется Европейский протокол.

На рассмотрение заявок о выплате ущерба каждой страховой компании отводится 20 календарных дней, при этом установлено, что за каждый день просрочки страховщику придется выплачивать штраф в 1/75 от ключевой ставки Центробанка от суммы ущерба.

Ограничение верхней границы возможных страховых выплат по ОСАГО приводит к тому, что сумма страховки может не покрывать полностью размер причиненного вами ущерба. Если вы по дороге снесли автобусную остановку, рекламную конструкцию и въехали в витрину магазина, возмещать всю сумму свыше лимита по ОСАГО придётся из своего кошелька. Поэтому все страховые компании предлагают полисы на добровольное страхование гражданской автоответственности () - именно для того, чтобы вы сумели расплатиться в случае, если размер ущерба превысит верхнюю границу выплат по полису ОСАГО.

На первый взгляд кажется, что «подводных камней» в значительно меньше, чем в выборе и расчёте добровольного страхования каско. Даже если это так, не стоит халатно относиться к выбору страховой компании и доверять оформление полиса первой попавшейся. Степень надёжности страховщика никого кроме вас интересовать не будет, потому что став виновником ДТП, вы обязаны возместить ущерб пострадавшей стороне - с помощью страховщика или без него.

Совет Сравни.ру: Если хотите сэкономить на ОСАГО, то выбирайте полис с ограниченным кругом лиц, вписанных в страховку.

Любой водитель в РФ, желает он того, или нет, должен приобрести полис ОСАГО. А расшифровывается эта аббревиатура так.

Осаго — обязательное страхование автогражданской ответственности.

В народе же его именуют «автогражданкой».

Зачем нужно ОСАГО

В российском законодательстве автогражданская ответственность объясняется как необходимость возмещения причиненного ущерба потерпевшей стороне. Другими словами, суть ответственности заключается в том, что если вы станете виновником ДТП то, должны полностью компенсировать причиненный ущерб, который вы можете нанести участникам дорожного движения. К примеру, заплатить за ремонт автомобиля, в который вы въехали, или же оплатить лечение, переходящего дорогу пешехода, которого вы сбили.

Еще не так давно после аварии виновник и лицо потерпевшее должны были разбираться с возмещением ущерба машине и здоровью людей, которые в ней находились в момент ДТП, самостоятельно. Разумеется, на этом фоне, нередко случались конфликты, так как оба участника ДТП, разумеется, располагали собственным представлением о размерах необходимой компенсации. И очень часто виновник имел доступные средства, чтобы за раз рассчитаться с пострадавшим. В результате этого, иногда, тяжело было урегулировать данный конфликт.

Только в 2003 году разрешение этих конфликтов в России привели в нормальный порядок. Новый федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которому все водители в обязательном порядке страхуют риск возникновения ответственности за причинение вреда начал действовать с первого июля 2003 г. С тех пор, нанесенный виновниками ущерб (здоровью или имуществу), по страховому полису ОСАГО должна оплатить страховая компания.

Оценка причиненного ущерба проводится либо самой компанией страховщиком, либо независимыми экспертами. В основном до недавнего времени, благодаря вторым можно было рассчитывать на какую-никакую объективность, т.к. страховые компании обычно сильно занижали страховые выплаты.

По закону Российской Федерации владелец автомобиля обязан застраховать свое транспортное средство в течение 5 дней после того, как оформил его в собственность. При отсутствии полиса ОСАГО автомобиль просто напросто не станут регистрировать в ГИБДД, а садиться за руль ТС без наличия полиса запрещено.

Если вас остановит сотрудник ДПС, а у вас не будет ОСАГО то готовьтесь оплатить штраф от 500 до 800 рублей. Если же вы просто забыли полис на работе или дома, то штраф будет 100 р. Это делается потому что по-факту полис есть и в том случае, если случится ДТП, не так важно, где именно находится полис — в машине или в шкафу дома. Важно то, что страховщик за вас расплатится.

Где еще страхуют автогражданскую ответственность

Россия далеко не первая страна, которая практикует обязательное страхование гражданской ответственности на управление транспортным средством. ОСАГО применяется во многих европейских странах. К тому же — это наиболее легкий способ обеспечить оплату нанесенного ущерба, пострадавшим из-за дорожно-транспортного происшествия.

Кто такие страховщики

В нашем государстве осуществлять деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности разрешено только членам Российского союза автостраховщиков или сокращенно РСА. К тому же у всех компаний должна быть обязательная лицензия от Федеральной службы по страховому надзору. Данная организация является гарантом выплат по страхованию ОСАГО, что бы ни случилось с вашим страховщиком. В случае банкротства компании, ее клиенты могут не беспокоятся — они в любом случае получат обязательные выплаты из предназначенного для такого случая фонда РСА.

Что дает полис ОСАГО

Наличие полиса ОСАГО обеспечивает вам гарантию того что: если вы вдруг станете виновником аварии, то страховая компания выплатит причиненный ущерб пострадавшим. Но, иногда сумма ущерба может превышать максимальный размер страховой выплаты. В настоящий момент максимальная сумма выплаты составляет 400 000 рублей.

Устанавливая размер страховой выплаты за причиненный ущерб, имуществу пострадавших в аварии, страховые компании учитывают в расчете средние цены, того региона, где случилось дорожное происшествие. При вынесении цена ущерба поврежденного транспортного средства, учитывают также износ его запасных частей.

Когда рассчитывается возмещение вреда, который вы причинили здоровью других участников дорожного движения, то включают расходы на медицинские услуги, расходы по уходу за травмированным, сумму утраченного заработка, а в самом наихудшим варианте – компенсации связанные с потерей кормильцев и траты на погребение.

Получить страховое возмещение автогражданской ответственности – достаточно хлопотное дело. Прежде всего, необходимо правильно действовать при наступлении страхового случая. Существует 2 варианта поведения в такой ситуации:

  • Оформление европротокола
  • Вызов сотрудников ГИБДД

Европротокол

Европротокол оформляется в случае наступления ДТП обеими сторонами — виновником и потерпевшим. В данном случае ущерб должен быть не более 50 000 рублей и у сторон не должно возникать разногласий в том, по чьей вине произошла авария.

Урегулирование ДТП с привлечением ГИБДД

Вы должны вызывать на место, где произошло дорожно-транспортное происшествие, сотрудников ГИБДД, проследить, чтобы случившееся было подробно и правильно записано в справках и протоколах. Сознавая, как много времени и сил придется потратить, чтобы воспользоваться своим правом на возмещение убытков по ОСАГО, многие автомобилисты нередко игнорируют эту возможность, если нанесенный ущерб не слишком велик. С царапинами на бампере, битыми стеклами и зеркалами редко кто пойдет за выплатой страхового возмещения.

Сейчас даже несильный ущерб можно будет возместить за счет страховки автомобиля без лишнего труда. Данная возможность стала доступной после 1-го марта 2009 года. Именно тогда начали действовать поправки в законе об ОСАГО, благодаря которым стало возможным получение страховой выплаты без протоколов из ГИБДД, но только если размер ущерба небольшой (не более 50 тыс. рублей), участников ДТП только двое и ничье здоровье не пострадало.

Нельзя обойтись без ГИБДД, если в ДТП виновны оба участника и они не могут прийти к обоюдному решению, о том кто является виновником аварии. Новые поправки не может не радовать автолюбителей, но существуют ньюансы, о которых нужно знать. В случае если в процессе ремонта окажется, что ущерб для автомобиля больше, чем казалось с первого взгляда и более 50 тысяч рублей, компенсацию от страховой возместить уже не получится.

Помните: обязательное страхование автогражданской ответственности имеет определенные пределы – «лимит ответственности». Страховая компания выплатит пострадавшему от действий ее клиента по полису ОСАГО не более 400 тыс. рублей. Причем, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, положено не более 160 тыс. рублей на одного человека, а максимальная выплата на возмещение вреда, причиненного имуществу, не превысит 120 тыс. рублей.

Так что если вы умудрились сильно разбить автомобиль бизнес класса, страховых 400 тыс. рублей может и не хватить. То же самое касается ситуации, когда пострадало сразу несколько машин. Тогда остальную сумму на ремонт придется оплатить виновнику из своих собственных средств. Но страховые компании предлагают немного доплатить и гарантируют что страховая выплата при ущербе будет более 400000 — дополнительное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО).

Размер максимальных страховых выплат в 2019 году

Еще в 2014 году страховые суммы увеличены и не изменены поправками в закон 2019 года, теперь максимальные суммы по ОСАГО, которые можно получить при ДТП в 2019 году составляют:

если потерпевшему нанесен тяжкий вред здоровью или наступила смерть, страховая компания выплатит до 500 000 рублей

Размер выплаты на восстановление автомобиля составляет 400 000 рублей.

Суммы сверх вышеописанных, компенсируются при каждом случае отдельно. Также стоит отметить годового лимита выплат по ОСАГО нет.

Описанный выше предел выплат вовсе не значит, что пострадавший получит всю сумму компенсации целиком. Обычно их размер устанавливают сами страховые компании, но они не должны быть более сумм определенных законодательством. В случае, если страховая компания действует незаконно и пытается уменьшить сумму к выплате, пострадавшее лицо может обратиться за юридической помощью к аварийный авто экспертам и затем отстоять свои права в суде.

Срок действия полиса ОСАГО

Страховка ОСАГО чаще всего вступает в силу с момента заключения договора. Но бывают и случаи, когда страховые компании оформляют ее на следующий день после обращения.

Обычно срок действия ОСАГО ограничивается годом. Но разрешено вписать в страховой договор и меньший срок управления автомобилем (от 3-х месяцев). Полис при этом, конечно же, будет стоить дешевле. Эта возможность хорошо подходит, к примеру, для хозяев кабриолетов, которые в нашем климате не получиться использовать в холодное время года, либо же для водителей, которые вообще не ездят зимой.

Во время действия договора автострахования владелец полиса должен уведомить страховую компанию о изменении владельца автомобиля. При этом договор по ОСАГО теряют силу, в результате того, что его условия учитывают конкретное ТС, а если его больше нет, то нет и в собственности владельца полиса. Существуют и иные причины для того, чтобы досрочно «разорвать» договор.

Оформление полиса ОСАГО

Оформить полис ОСАГО вы можете даже в том случае если автомобиль не относится к вашей собственности. Часто даже вы можете заключить договор ОСАГО без доверенности не управление ТС, но, все таки, многие компании страхователи требует приложить копию этого документа. Кроме того, надо будет предъявить паспорт или временный документ удостоверяющий личность, ПТС или свидетельство о регистрации ТС, а также водительское удостоверение. Получить полис ОСАГО можно и на автомобиль с временным свидетельством о регистрации. А когда вы получите постоянное свидетельство о регистрации ТС, нужно будет как можно быстрее уведомить о этом факте страховую компанию.

Если в договоре указывается, что к управлению автомобилем допущены лишь определенные лица, потребуются их водительские удостоверения. Нельзя допускать управление автомобилем водителя, который не вписан в страховой полис. В случае если такой водитель станет виновником аварии, можно не рассчитывать на страховую выплату по договору ОСАГО.

Иногда при заключении договора ОСАГО могут осмотреть автомобиль. Это делается с целью профилактики мошенничества с авто-страховкой. Водитель может с кем-то договорится и потребовать компенсацию на ремонт транспортного средства, которые он нанес еще до того, как заключил договор обязательного страхования. Особенно бдительно страховые компании проверяют автолюбителей, которые водят машину по доверенности, так как по опыту страховых агентов именно они чаще всего осуществляют мошеннические действия.

«Оформление полиса обязательного страхования в среднем занимает 10–15 минут, но позаботиться об оформлении лучше заблаговременно, так как какие-то компании могут начать проверку ТС, а сам полис может начать действовать не ранее чем со дня, следующего за днем заключения договора страхования

Как рассчитывается стоимость полиса ОСАГО 2019

Стоимость полиса ОСАГО складывается из стоимости базового тарифа возраста водителя, марки автомобиля и стажа, места постановки на учет. Это связано с тем, что тарифы, условия осуществления страхования, размер компенсационных выплат по ОСАГО в Российской Федерации устанавливаются правительством РФ, вот почему у всех страховых компаний они не отличаются. Однако для разных водителей и разных автомобилей стоимость полиса ОСАГО будет отличаться.

«Основным параметром, из которого складывается размер выплат по ОСАГО является базовый тариф. Размер базовой ставки компании определяют сами. Но в 2019 для категории B — легковые автомобили он не может превышать 4 942 рубля. А вот минимальный размер для физических лиц той же категории составляет 2 746 рублей.

Окончательный размер страховой выплаты получается умножением базовой ставки на:

  1. территориальный коэффициент (где авто поставлено на учет). Город регистрации ТС имеет не малое значение на формирование размера страховой выплаты. Чем больше аварийность в том или ином городе, тем чаще производятся выплаты по ОСАГО, а значит, убытки страховщиков выше. Поэтому в таких городах стоимость страховки соответственно дороже;
  2. коэффициент бонус-малус (зависит от того являлись ли вы виновником ДТП или нет). При оформлении полиса ОСАГО страховые агенты спросят Вас о том, не стали ли вы в предыдущем страховом периоде виновником в ДТП? Информация необходима для того, чтобы при расчете стоимости полиса применить систему надбавок или скидок, которую называют коэффициентом «бонус-малус». Если вы ездите без аварий – эта система позволит вам сэкономить на автостраховке;
  3. коэффициент возраст-стаж ;
  4. ограничивающий коэффициент (число лиц, которые допущены к управлению автомобиля);
  5. коэффициент мощности двигателя ;
  6. сезонный коэффициент ;
  7. коэффициент нарушений .

Действует ли полис ОСАГО за границей?

Стоит помнить, что полис ОСАГО дает гарантии его владельцу в том, что на страховую компанию перекладываются обязанности по возврату компенсации за ущерб, нанесенный им только в Российской Федерации. А вот уже в поездках за границу придется купить подобную автостраховку, но которая предназначена для эксплуатации в других странах. Отсутствие страховки запрещает поездки по территориям многих стран Евросоюза. Наличие такого полиса у водителя проверяют на таможне при выезде из России.

Называется такой полис Green Card. Его можно приобрести у большинства российских страховых компаний, Существует возможность купить его даже на границе.

Тарифы на международный полис ОСАГО – Green Card определяются едиными стандартами, вот почему у всех российских страховщиков стоимость этих полисов не отличается. Для территорий бывших республик СССР стоимость полиса будет гораздо дешевле нежели для стран европейского союза.

Порядок действий для получения компенсации по ОСАГО 2019

Чтобы получить компенсацию по ОСАГО при аварии необходимо обратиться в страховую компанию. Выплата будет сделана только после череды независимых экспертиз. А сумма, которую получится вернуть будет в каждом случае своя. Она складывается из следующих показателей: марки автомобиля, объема двигателя, года выпуска и т.д. В случае, когда водители по обоюдному согласию отказались от процедуры оформления ДТП, компенсации, соответственно, не будет.

Получить страховую выплату можно только при оформлении полиса. С 28 апреля 2017 года компенсация заменена ремонтом. Но иногда страховые компании все-таки выплачивают компенсацию потерпевшим.

Другими словами в случае если ТС требуется ремонт, страховая компания направит водителя, авто которого пострадало, в авто-мастерскую и компенсирует затраты за работу специалисту. Сделать это страховая компания обязана в течение 20-ти календарных дней. Ко всему прочему при ремонте должны использоваться только новые, а не бывшие в употреблении детали. А стоимость ремонта рассчитывается по методике Центрального Банка. Для расчета используют средне-рыночные, а не фактически затраченные материалы. То есть если размера компенсации, определенной страховой компанией для осуществления ремонта не будет достаточно, хозяин автомобиля должен будет доплатить за него сам. А максимальная сумма (лимит) выплаты в данном случае остался таким же и равен 400 000 рублей.

Каждый водитель в России, хочется ему того, или нет, обязан раскошелиться на полис ОСАГО. Если разбирать по буквам, что это значит, получится «обязательное страхование автогражданской ответственности», в просторечии – «автогражданка».

ЧТО ТАКОЕ ОСАГО?

Гражданская ответственность в законодательстве трактуется как обязанность возместить причиненный ущерб потерпевшей стороне. Соответственно, автогражданская ответственность заключается в том, что вы как водитель, обязаны компенсировать любой вред, который вы можете нанести на дороге. Например, оплатить ремонт автомобиля, в который вы врезались, или заплатить за лечение пешехода, которого вы задели.

Раньше после дорожно-транспортного происшествия виновный и потерпевший были вынуждены сами разбираться с возмещением ущерба машине и здоровью людей, которые в ней находились. При этом обычным делом были конфликты, потому что каждая сторона, разумеется, имела собственное представление о размере справедливой компенсации. И далеко не всегда виновный располагал достаточными средствами, чтобы разом выплатить пострадавшему нужную сумму. Это создавало дополнительные сложности в урегулировании вопроса.

В 2003 году разрешение этих конфликтов в России перевели в цивилизованное русло. С 1-го июля 2003 года в соответствии с федеральным Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» все водители в обязательном порядке страхуют риск возникновения ответственности за причинение вреда. Благодаря этому ущерб, нанесенный ими чьему-либо имуществу или здоровью, по полису ОСАГО возмещает страховая компания.

Оценка ущерба производится независимыми специалистами. Это, конечно, не снимает всех вопросов и претензий, но позволяет рассчитывать на какую-никакую объективность.

По российскому законодательству владелец транспортного средства обязан застраховать свой автомобиль в течение пяти дней после оформления его в собственность. Без полиса ОСАГО автомобиль не будут регистрировать в ГИБДД, а управлять автомобилем без наличия полиса запрещено.

За появление на дороге без полиса ОСАГО с вас могут взять штраф от 500 до 800 рублей. Если же вы просто забыли заветный бланк дома, штраф составит 100 рублей. Это послабление объясняется просто: если произойдет какая-то неприятность, не имеет значения, где именно хранится полис – в «бардачке» вашей машины или в столе на работе. Главное, что страховая компания за вас расплатится.

КТО СТРАХУЕТ АВТОГРАЖДАНСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Во введении обязательного страхования автогражданской ответственности Россия – не исключение. ОСАГО практикуется во всех развитых странах. Это самый простой способ гарантировать возмещение ущерба, нанесенного пострадавшим в результате автомобильной аварии.
В России заниматься обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев могут только члены Российского союза автостраховщиков (РСА), и только при наличии соответствующей лицензии Федеральной службы страхового надзора. Эта организация гарантирует выплаты по страхованию ОСАГО, что бы ни произошло с вашей страховой компанией. Даже если страховая компания обанкротится, все ее клиенты получат положенные выплаты за счет специального фонда РСА.

ЧТО ДАЕТ ОСАГО?

Полис ОСАГО гарантирует: если вы стали виновником ДТП, то страховая компания возьмет на себя возмещение ущерба.

Определяя размер страховых выплат за ущерб, нанесенный имуществу пострадавших в ДТП, страховая компания берет в расчет средние цены, сложившиеся в том регионе, где произошло ДТП. Когда речь идет о поврежденном автомобиле, то из этой суммы вычитается износ запчастей.

Если рассчитывается возмещение вреда, причиненного вами здоровью других водителей и пешеходов, то учитывают расходы на лечение, уход за больным, размер утраченного заработка, и в самых трагических случаях – компенсацию в связи с потерей кормильца и расходы на погребение.

Получить страховое возмещение автогражданской ответственности – достаточно хлопотное дело. Прежде всего, необходимо правильно действовать при наступлении страхового случая. Вы должны вызывать на место, где произошло дорожно-транспортное происшествие, сотрудников ГИБДД, проследить, чтобы случившееся было подробно и правильно записано в справках и протоколах. Сознавая, как много времени и сил придется потратить, чтобы воспользоваться своим правом на возмещение убытков по ОСАГО, многие автомобилисты нередко игнорируют эту возможность, если нанесенный ущерб не слишком велик. С царапинами на бампере, битыми стеклами и зеркалами редко кто пойдет за выплатой страхового возмещения.

Но теперь даже небольшой ущерб можно будет компенсировать за счет автостраховки без особых трудностей. Правда, воспользоваться новой возможностью смогут лишь те, кто приобрел полис ОСАГО, начиная с 1 марта 2009 года. С этого дня вступают в силу поправки в закон об ОСАГО, которые позволят получить возмещение без документов из ГИБДД, если размер убытков невелик (не более 25 тыс. рублей), участников ДТП только двое и ничье здоровье не пострадало. Нельзя обойтись без бумажек из ГИБДД, если в ДТП виновны оба участника. Нововведение не может не радовать водителей, но есть момент, о котором надо помнить. Если в ходе ремонта выяснится, что машина пострадала сильнее, чем показалось на первый взгляд, больше 25 тыс. рублей от страховой компании уже не получить.

Помните: обязательное страхование автогражданской ответственности имеет определенные пределы – «лимит ответственности». Страховая компания выплатит пострадавшему от действий ее клиента по полису ОСАГО не более 400 тыс. рублей. Причем, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, положено не более 160 тыс. рублей на одного человека, а максимальная выплата на возмещение вреда, причиненного имуществу, не превысит 120 тыс. рублей.

Так что если вас угораздило сильно помять, например, автомобиль представительского класса, страховых 120 тыс. рублей может и не хватить. То же самое касается ситуации, когда пострадало сразу несколько машин. Тогда недостающую сумму на ремонт придется доплатить из своих собственных средств. Для наиболее предусмотрительных на этот случай существует – ДСАГО – добровольное страхование автогражданской ответственности.

Страховка ОСАГО чаще всего вступает в силу с момента заключения договора, если у вас новый автомобиль, а если подержанный – на следующий день после того, как был заключен договор.

Стандартный срок действия договора ОСАГО – 1 год. Но можно вписать в страховой договор и меньший срок использования транспортного средства (минимум – три месяца). Полис при этом, разумеется, обойдется дешевле. Такой вариант актуален, например, для владельцев кабриолетов, которые в нашем климате можно использовать только в теплое время года, или для водителей, которые не ездят зимой. Меньше, чем на полгода страховку можно получить лишь на транзитный автомобиль, но с таким полисом не поставят на регистрационный учет в ГИБДД.

В период действия договора автострахования владелец полиса обязан сообщать в страховую компанию о смене владельца автомобиля. При этом договор ОСАГО досрочно расторгается, так как его условия учитывают конкретный автомобиль, а его больше нет в собственности владельца полиса. Бывают и другие поводы для досрочного расторжения договора.

КАК ОФОРМИТЬ ПОЛИС ОСАГО?

Заключить договор ОСАГО вы можете независимо от того, оформлен автомобиль в вашу собственность или нет. Формально необязательно даже иметь доверенность не управление автомобилем, но на практике большинство компаний требует приложить копию этого документа. Помимо этого, надо будет предъявить паспорт или заменяющий его документ, паспорт транспортного средства (ПТС) или свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение. Договор страхования ОСАГО можно заключить и на автомобиль с временным свидетельством о регистрации. Как только будет выдано постоянное свидетельство о регистрации транспортного средства, надо будет как можно быстрее оповестить об этом страховую компанию.

Если в договоре указывается, что к управлению автомобилем допущены лишь определенные лица, надо приложить их паспорта и доверенность на управление транспортным средством. Нельзя сажать за руль застрахованного автомобиля водителя, который не фигурирует среди лиц, допущенных к управлению, перечисленных в страховом договоре. Если такой водитель окажется виновным в ДТП, не стоит и пытаться получить возмещение по автостраховке.

Иногда при оформлении полиса ОСАГО просят показать автомобиль. Это делается с целью профилактики мошенничества с автостраховкой. Водитель может с кем-нибудь сговориться и потребовать оплаты расходов на ремонт повреждения, которые он нанес еще до того, как заключил договор автострахования. Повышенную подозрительность страховщиков вызывают водители, которые управляют машиной по доверенности, так как по наблюдениям специалистов именно среди них чаще всего попадаются мошенники.

«Оформление одного полиса в среднем занимает 15–20 минут, но позаботиться об оформлении лучше заблаговременно, так как некоторые компании могут запросить проверку объекта страхования, а сам полис может начать действовать не ранее чем со дня, следующего за днем заключения страхового договора», – объясняет Екатерина Евланова, начальник управления автострахования страховой компании «МАКС».

СКОЛЬКО СТОИТ ПОЛИС ОСАГО? (СТОИМОСТЬ ОСАГО)

Стоимость ОСАГО зависит лишь от марки автомобиля и стажа, возраста и пола водителей. Дело в том, что условия страхования, размер выплат и тарифы ОСАГО в России устанавливаются постановлениями правительства, поэтому у всех страховых компаний они одинаковы. Однако для разных водителей и разных автомобилей стоимость полиса ОСАГО будет различаться.

«Расчет ОСАГО складывается из базового тарифа (в настоящее время для легковых автомобилей физических лиц это 1980 рублей) с учетом коэффициентов и периода, на который оформляется страховка».

Тарифы ОСАГО учитывают возраст и стаж водителя, марку и модель, тип кузова и КПП, год выпуска, объем и мощность двигателя, длину пробега автомобиля, количество лиц, допущенных к управлению, их пол, возраст и водительский стаж.

Кроме того, в расчет стоимости ОСАГО принимается и регион, в которым оформляется автостраховка. Чем выше аварийность на той или иной территории, тем чаще производятся выплаты по ОСАГО, а значит, уровень убыточности страховых компаний выше. К примеру, в Петербурге показатель убыточности страховщиков составляет около 40%, тогда как в Архангельской области он вдвое выше. Чтобы выровнять соотношение доходов и расходов страховых компаний, при расчете стоимости ОСАГО применяется региональный коэффициент. Чем он выше, тем полис дороже.

Еще один важный момент для расчетов ОСАГО: при оформлении полиса ОСАГО вас спросят о том, не были ли вы в предыдущем периоде страхования виновны в авариях? Страховой компании это нужно знать, чтобы при расчете стоимости полиса применить систему надбавок или скидок, которую называют коэффициентом «бонус-малус». Если вы ездите без аварий – эта система позволит вам сэкономить на автостраховке.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ?

Не забудьте, что полис ОСАГО обеспечивает своему владельцу возможность переложить на страховую компанию обязанность по выплате компенсации за ущерб, нанесенный им только на российских дорогах. В зарубежных путешествиях надо приобретать аналогичную автостраховку, но предназначенную для использования в других странах – Green Card («зеленая карта»). Без такой страховки въезд на территорию большинства стран Евросоюза запрещен. Наличие «зеленой карты» у водителя проверяют на таможне при выезде из России.

Green Card продают практически все крупные российские страховые компании, некоторые делают это прямо на границе.

Тарифы по международному ОСАГО – Green Card – рассчитываются по единым стандартам, поэтому у всех российских страховщиков одинаковые цены на эти полисы. Полис для легкового автомобиля с территорией покрытия на всю Европу на 15 дней будет стоить около 1300 рублей, а на год – в районе 12 тыс. рублей. Если не планируется выезжать за пределы бывших советских республик – Украины, Белоруссии и Молдавии, можно купить более дешевую автостраховку: приблизительно 440 рублей на 15 дней и 2 тыс. рублей на год.

Недостаточные тарифы, злоупотребления и случаи прямого мошенничества стали причиной того, что в прошлом году страховые компании ушли в глубокий минус. Многим пришлось покинуть рынок, оставшиеся сознательно снижают свою долю

Минувший год стал сложным для автостраховщиков. Все внимание компаний, оставшихся на рынке ОСАГО (их уже всего 59, хотя 14 лет назад насчитывалось 240), сосредоточено сейчас на выправлении ситуации с автогражданкой. ОСАГО уже давно тормозит из-за хронической недостаточности тарифа, но в прошлом году страховщики впервые ушли в глубокий минус.

Сборы страховщиков по ОСАГО снизились на 3% за год, а суммы выплат выросли с утроенной скоростью (9% в 2017 году). При этом пени, штрафы, неустойки и накладные расходы в структуре выплат по суду уже превысили 50%. Средняя выплата в ОСАГО в 2017 году увеличилась на 10% с 69 тыс. до 75,8 тыс. рублей, а средняя премия упала на 4% - с 6032 рублей до 5800 рублей.

Многие из тех, кто остался на рынке, сознательно снижают свою долю. Показателен пример прежнего лидера, компании «Росгосстрах»: несколько лет назад она контролировал треть рынка ОСАГО, сейчас доля компании едва превышает 10%. Бедствие, которое терпит этот некогда серьезнейший игрок, сказалось на всем рынке, ну и, конечно, первая в современной истории национализация страховщика не прошла безболезненно.

Преступные автоюристы

К 2018 году мегарегулятор стразовой отрасли, министерство финансов России, признал, что ОСАГО сдерживается не рыночными методами, а по социальным основаниям. Были разговоры, что после выборов нужно будет как-то это исправить. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, стратегическая задача состоит в уходе от предвыборной зависимости ОСАГО в ближайшие три-четыре года. Необходимо поставить ОСАГО на рыночные рельсы, чтобы рынок нашел равновесную цену, а ОСАГО стало базовым каско и приносило благо автовладельцу, не будучи убыточным для страховщика.

Одно из важнейших событий прошлого года - поправки в закон об ОСАГО, касающиеся натурального возмещения. Когда мы выходили с инициативой этого закона, то рассчитывали, что изменения сыграют положительную роль в выравнивания ситуации, что таким образом удастся побороть «черных автоюристов». Это движение началось массово после того, как в 2012 году на страхование распространили закон о защите прав потребителей, а затем в 2014 году увеличилась максимальная выплата по ОСАГО.

Когда максимум, что можно получить с одной аварии - 100 000 рублей, это не особо интересно злоумышленникам. Преступлений в этой сфере было 10-15%. Сейчас, когда можно «накрутить» 400 000 рублей за «железо» плюс 500 тысяч рублей за ущерб жизни и здоровью (и это не считая штрафов и пеней), извлечение денег из аварий стало бизнесом. Люди заинтересовались, сгруппировались, привлекли профессиональных юристов и поставили все на поток. Получились целые банды. Мы надеялись, что с принятием закона о натуральном возмещении недобросовестные автоюристы успокоятся, но этого не случилось.

В процессе согласования закона столько было введено ограничений, что многое из задуманного просто не работает. Сервисное техобслуживание не укладываются в отведенное законом время, так как многие запчасти нужно заказывать - детали просто не приходят вовремя. Ограничение в 50 км до станций техобслуживания в некоторых регионах абсурдно. Например, Волгоград растянут на 100 км: как тут уложиться?

В итоге закон не смог «перекрыть кислород» мошенникам: те же самые недобросовестные автоюристы нашли новые способы затаскивать страховщиков в суд по натуральному возмещению. При этом доля урегулирований в натуральной форме у некоторых крупных компаний доходит до 40% в ряде регионов. Используя лазейки в законодательстве, недобросовестные посредники без малейших угрызений совести подрывают основы рынка страхования, призванного защитить всех, кто ездит по дорогам страны. И эти люди даже не считают себя преступниками.

В итоге такого компромиссного текста закона страховщики получили рост выплат, в том числе за счет обязательности ремонта новыми запчастями. Это примерно на 30% увеличивает затраты. В то же время страховые компании не смогли избавиться от дополнительной нагрузки нестраховых выплат в судах.

Есть и еще один нюанс действия натурального ОСАГО. Автовладелец по соглашению со страховщиком может отказаться от ремонта. В этом случае он подписывает бумагу, что согласен с той выплатой, которую ему рассчитали в страховой компании.

Мошенничество с электронными полисами

В 2017 году были запущены обязательные продажи электронного ОСАГО, что дало возможность по большей части решить проблемы доступности полисов в проблемных регионах. Часть регионов России получили такой статус из-за того, что страховщики просто отказывались там работать из-за запредельных убытков. К концу года через интернет продавалось уже более 34% полисов ОСАГО.

Не сразу удалось наладить всю систему - на первом этапе отмечалось большое количество сбоев в работе сайтов страховых компаний и базе данных РСА, которая в силу чрезмерной нагрузки не всегда справлялась. Мы всерьез начали работу по созданию новой базы с совершенно другими техническими параметрами: когда создавалась нынешняя, о таких нагрузках никто не мог и подумать.

Важным моментом в увеличении доступности ОСАГО стало создание Российским союзом автостраховщиков системы гарантирования возможности заключения договора ОСАГО в электронном виде - системы «e-ОСАГО Гарант», которая позволяет совершить покупку через сайт РСА. Эта функция подключается при наличии сбоев на сайте компании, в которую обратился клиент, либо если у этой компании закончились «электронные бланки», то есть номера полисов.

По мере роста доступности мы стали отмечать появление новых форм мошенничества: подделку электронных документов и фальсификацию данных в заявлениях на заключение договоров ОСАГО, заполняемых при оформлении через интернет. Активизировались и недобросовестные посредники, которые якобы помогают автовладельцам заполнить форму заявки, а на деле вводят их в заблуждение относительно стоимости полиса и зарабатывают на этом.

Мошенники начали массово регистрировать в интернете сайты по продаже ОСАГО, копирующие сайты страховщиков. Для борьбы с этим явлением РСА заключил договор со специализированными компаниями по борьбе с кибермошенничеством. За девять месяцев 2017 года было выявлено и заблокировано более 700 таких сайтов.

Сейчас ситуация с мошенничеством и злоупотреблением правом перешла все мыслимые пределы. Страховщики потеряли около 40 млрд рублей из-за мошенничества в сфере ОСАГО. В 2017 году РСА совместно Банком России провел серию межведомственных совещаний в регионах, чтобы донести мысль о том, что проблемы в ОСАГО чреваты ростом социальной напряженности.

Мы проехали почти по всем федеральным округам (на 2018 год оставили относительно благополучные Центральный и Северо-Западный), провели межведомственные совещания с МВД и Генпрокуратурой, довели до сведения местных властей, насколько катастрофическая ситуация складывается у них под носом. Местные власти должны понимать, что ситуация с мошенничеством по ОСАГО напрямую влияет на его доступность, а следовательно на социальную напряженность в регионе.

Итогом совещаний стала системная работа всех сторон, активизация следствия и доведение дел до суда. В целом правоохранители обратили больше внимания на страховое мошенничество. По итогам этой работы в органы правопорядка направлено более 8100 заявлений по выявленным фактам страхового мошенничества в страховании в целом. По ним возбуждено 1 565 уголовных дел. Большинство заявлений и возбужденных дел касается ОСАГО. Мы надеемся, что впоследствии сможем сказать: «2017 год стал переломным в борьбе со страховыми мошенниками». Впрочем, сейчас мы только в начале трудного и долгого пути.

Проблемы ОСАГО стали системными, и решать их необходимо комплексно - постепенно «отпуская» тарифы, давая возможность страховщикам поощрять добросовестных водителей пониженными коэффициентами и наказывая рублем разного рода нарушителей. Установление справедливого тарифа поможет устранить возникшие перекосы и пресечет практику, когда «плохих» водителей дотируют добропорядочные автовладельцы.