Анализ налоговых поступлений в бюджет российской федерации. Статистика налогов

Введение 3

1. Теоретические основы налоговых доходов бюджета 5

1.1 Особенности налоговых поступлений бюджета 5

1.2 Роль налоговых доходов в бюджетной системе 9

2. Анализ налоговых поступлений в Федеральный бюджет 10

2.1 Доходные источники федерального бюджета 10

2.2 Структура налоговых поступлений федерального бюджета 11

2.3 Анализ динамики федеральных налогов за 2005-2007 годы 15

3. Проблемы формирования доходной части Федерального бюджета и их решение 20

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.

Налоговые поступления бюджетной системы занимают ведущее место и являются важнейшей формой аккумуляции доходов. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений бюджета необходимо с целью преодоления негативных последствий воздействия налогов на экономику страны.

В связи с этим, тема работы является весьма актуальной.

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Цель работы состоит в изучении состава и структуры налоговых поступлений федерального бюджета России.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

Рассмотрение теоретических основ налоговых поступлений федерального бюджета страны;

Проведение анализа состава, структуры и динамики налоговых доходов страны за 2005 – 2007 годы

Определение роли и значения налоговых поступлений в бюджетной системе страны.

Предметом исследования являются налоговые поступления.

Объектом исследования является Федеральный бюджет российской Федерации.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

Налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

Отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

Конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

Отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

Конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

Рассматривая проблемы формирования налоговых поступлений, следует не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы.

Информационно-методологической основой работы послужили работы таких авторов, как: Кудрин А.Л., Алиев Б.Х., и другие источники.

А также законодательная база: Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы «О федеральном бюджете на очередной год», сайт Минфина РФ, и другие источники.

1. Теоретические основы налоговых доходов бюджета

1.1 Особенности налоговых поступлений бюджета

Основные черты налоговых поступлений бюджетов проявляются в следующем:

1. Налоговые поступления базируются исключительно на правовой основе. Все налоги и сборы вводятся и отменяются только органами государственной власти, при этом фискальные полномочия органов каждого уровня четко оговорены законом.

2. Налоговое законодательство предусматривает четкое разделение налогов по уровням государственной структуры.

3. Налоговое законодательство предусматривает разделение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней на закрепленные и регулирующие.

4. Налоговая система построена по единым принципам, единому механизму взимания налогов. Налоговый контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов осуществляется со стороны налоговых органов и органов налогового контроля.

5. Разделение полномочий в сфере применения налогового законодательства между федеральным центром и регионами соответствует федеральному характеру Российского государства и демонстрирует единый подход к проблемам формирования доходной базы нижестоящих бюджетов на всей территории Российской Федерации.

Поступления бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы поступления, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые поступления от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

Налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 %;

Налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 %;

Налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 %;

Налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 %;

Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 %;

Акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 %;

Акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;

Акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 %;

Акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40%;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 %;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 %;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на поступления физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем в отношении этих налогов определенные права предоставлены не только федеральным органам, но и субъектам Федерации. Это касается регулирующих налогов. Однако компетенция субъектов Федерации ограничивается рамками той доли ставки, которая приходится данному субъекту Федерации. Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими бюджетными доходами.

Порядок бюджетного регулирования может быть установлен непосредственно в налоговых законах, специальным законодательством и путем установления нормативных отчислений от регулирующих доходов по каждому субъекту Федерации при утверждении федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с отдельными соглашениями между федеральным центром и регионами для некоторых субъектов Российской Федерации (например, Татарстан, Башкортостан) могут быть установлены иные правила организации межбюджетных отношений, в том числе специальные налоговые режимы.

1.2 Роль налоговых доходов в бюджетной системе

Экономика страны это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно.

Нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Согласованное функционирование различных частей экономики достигается путем ее регулирования. В условиях рыночных отношений данный процесс обеспечивается, прежде всего, путем перераспределения финансовых ресурсов, которые формируются благодаря налоговым и др. обязательным поступлениям в бюджеты различных уровней.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.

Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

Место и роль налогов в финансовой системе государства определяют такие показатели как:

Степень собираемости налогов;

Степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;

Размер убытка или дохода от действия той или иной налоговой льготы.

Условием успешного развития экономики любой страны является динамичный рост производства. Сдерживающее влияние на этот рост может оказать чрезмерный объем изъятия части дохода налогоплательщиков в виде налоговых платежей и платежей в социальные фонды. Совокупное воздействие налогов на налогоплательщика характеризуется понятием «налоговое бремя», определяемое как соотношение полученного налогоплательщиком дохода и суммой уплаченных налоговых платежей. При оценке налогового бремени за период анализа обычно берется финансовый год.

Анализ развития современного общества позволяет обоснованно утверждать, что высокая динамичность развития экономики в существенной степени обусловлена совершенностью налоговой системы. Находящаяся в настоящее время в стадии завершения реформа налоговой системы страны в существенной степени облегчила условия экономической деятельности налогоплательщиков посредством сокращения числа налогов, упрощения законодательства, уменьшения налогового бремени путем сокращения ставок налогообложения по ряду налогов, структурной перестройки налоговых органов с учетом интересов их взаимодействия с налогоплательщиками.

2. Анализ налоговых поступлений в Федеральный бюджет

2.1 Доходные источники федерального бюджета

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т.е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

Как уже было сказано, поступления бюджета состоят из налоговых и неналоговых доходов. Проанализируем долю налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета.

Рис. 1 Доля налоговых доходов федерального бюджета в общей сумме доходов, %

Согласно представленной диаграмме, можно сделать вывод о важности налоговых доходов в бюджетной системе страны, так налоговые поступления составляют 60,9% от общей суммы доходов за 2007 год.

На 2005 год налоговые поступления были запланированы в сумме 3058786 млн. рублей или 61,4% от доходов бюджета.

Сокращение налоговых поступлений в 2006 году до уровня в 57,9% вызвано ростом неналоговых доходов в бюджете Российской Федерации.

Рис. 2 Динамика доходов федерального бюджета

Для объяснения причин роста налоговых поступлений, а также сокращения их доли в доходах федерального бюджета следует проанализировать структуру налоговых доходов бюджета за 2005-2007 годы.

2.2 Структура налоговых поступлений федерального бюджета

Для современной России особо важное значение имеет отработка построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения

Представим структуру налоговых доходов федерального бюджета.

Таблица 1

Анализ структуры основных налогов федерального бюджета за 2005- 2007 годы

Сумма, млн.руб

Доля в нал. доходах,%

Сумма, млн.руб

Доля в нал. доходах,%

Сумма, млн.руб

Доля в нал. доходах,%

Налоговые поступления

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на прибыль

Акцизы, реализуемые в РФ

Акцизы на ввозимые товары

Иные платежи за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

Из представленной таблицы видно, что наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налог на добавленную стоимость и за анализируемый период происходит сокращение удельного веса с 38,01% в 2005 году, 26,82% в 2006 году и на 2007 год НДС составляет уже 32,49% налоговых доходов федерального бюджета, а в денежном выражении происходит рост на 216176,1 млн. рублей.

Представим долю каждого вида налога в общей структуре налоговых поступлений за 2005-2007 годы (рис.3)

Рис. 3 Структура налоговых доходов Федерального бюджета за 2005-2007 годы

Среди налогов на пользование природными ресурсами значительный удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета занимает налог на добычу полезных ископаемых и составляет за 2005 год - 26,56%, в 2006 году происходит рост удельного веса налога на добычу полезных ископаемых на 8,85% (удельного веса) и составляет 35,41% .

В 2007 году планируется поступлений от налогообложения добычи полезных ископаемых в размере 33,93% от налоговых доходов бюджета.

Что касается иных платежей за пользование природными ресурсами, то их доля растет с 0,58% до 1,02% в структуре налоговых доходов федерального бюджета.

Доля Единого социального налога составляет 8,7%, при этом в 2006 по сравнению с 2005 налог вырос на 1,45% и составил 10,15% от налоговых доходов бюджета. В 2007 году доля единого социального налога составила 12,06% в доходах налогового характера.

Доля налога на прибыль в структуре доходов бюджета растет за анализируемый период, и от 328,7 млрд.рублей достигает поступлений в размере 580,4 млрд.рублей., что в общей сложности составляет 76,5%. В налоговых доходах бюджета составляет порядка 10,75% в 2005 году и 15,88% и 18,98 в 2006 и 2007 годах соответственно.

Акцизы, реализуемые на территории Российской Федерации занимают порядка 2,92% в составе налоговых доходов страны, и характеризуются ростом как удельного веса на 0,56%, так и в денежном выражении на 17087 млн.рублей в 2007 году по сравнению с 2005 годом.

Тем самым происходит рост акцизов на ввозимый товар на территорию Российской Федерации с 0,57% до 0,67% в налоговых доходах России за 2005 -2007 годы.

Государственная пошлина занимает незначительное место в налоговых доходах федерального бюджета и с 2005 года рост ее удельного веса составляет 0,74% и достигает на 2007 год 0,86% в налоговых доходах федерального бюджета.

На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние оказали благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности, оживление производства в отраслях, занятых производством импортозаменяющей продукции, прежде всего в легкой промышленности.

Социально-экономическое развитие зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним относят: динамику мировых цен на нефть, темпы роста мировой экономики, объем выплат по внешнему долгу и др. показатели. К внутренним условиям, не зависящим от политики государства, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, относят: демографическую ситуацию, высокую капиталоемкость и др. Ряд показателей находятся под воздействием экономической политики Правительства РФ: инфляция, реальный курс рубля, тарифы на продукцию естественных монополий, налогообложение и др.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

Несомненно, все это оказывает положительное влияние на формирование бюджета страны.

2.3 Анализ динамики федеральных налогов за 2005-2007 годы

Основное место в налоговой системе страны занимают косвенные налоги, к которым относят НДС, акцизы. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги.

Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет добавленной стоимости.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течение квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн.руб., налоговый период – один квартал.

Налогообложение НДС производится по 0%, 10%, 18%.

Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя.

Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет важное значение для боле полного использования государством фискальных возможностей этого налога.

Таблица 2

Динамика поступления косвенных налогов в федеральный бюджет (млн.руб.)

Рис. 5 Анализ исполнения бюджета за 2005 год

Анализируя исполнение федерального бюджета по косвенным налогам, следует отметить, что за исключением акцизов на товары, производимые на территории РФ и ввозимые – налог на добавленную стоимость был исполнен в меньшей сумме, нежели запланированы. По факту исполнения сборов налогов в поступления бюджета НДС сократился 12% в 2005 году.

Анализируя динамику поступления косвенных налогов, следует отметить, что НДС увеличился за 2005-2007 годы на 18,6%.

Что можно объяснить изменением макроэкономических показателей, в том числе ВВП. Также дополнительных поступлений налогов за счет проведения мероприятий по контрольной работе федеральной налоговой службы. На рост НДС от ввозимых товаров оказало влияние изменение объемов и структуры импорта по сравнению с прогнозными, а также изменение курса доллара США относительно прогнозного.

Что касается акцизов по товарам, производимым на территории России, то они выросли на 19,2% по сравнению с уровнем поступления их в 2005 году.

По подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, можно отметить повышение поступления на 15,9%, а исполнение федерального бюджета по сбору данного вида акцизов на 0,2% превышает установленную планом сумму. Это связано, увеличением объемов импорта в Российскую федерацию практически всех категорий подакцизных товаров.

Прямые налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования, и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономической реформы в стране. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики страны являются особо значимыми. Платежи за использование природных ресурсов установлены с целью экономического регулирования природопользования страны, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).

Еще одним важным источником налоговых доходов бюджета является налог на прибыль. Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. По роли в формировании бюджетных доходов налог на прибыль занимает ведущее место, но его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. Однако в последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы.

Таблица 3

Динамика поступления прямых налогов в федеральный бюджет (млн.руб.)

Рис. 7 Динамика поступления прямых налогов в поступления федерального бюджета

Единый социальный налог увеличивается за исследуемый период, на 16,6% в 2006 году по сравнению с 2005 годом, и 38,6% в 2007 году по сравнению с 2006 годом.

Рост налогов на пользование природными ресурсами происходит в связи с ростом мировых цен на нефть, и также не менее важным фактором является повышение уровня собираемости налогов.

3. Проблемы формирования доходной части Федерального бюджета и их решение

Формирование доходной части бюджета связано с определенным кругом проблем, связанных с налоговыми поступлениями.

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации механизм исчисления и взимания налогов остается крайне несовершенным, что неизбежно приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет. Это проявляется в том, что для современной налоговой системы характерно много проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность, что в свою очередь, неизбежно ведет к укрывательству доходов многими налогоплательщиками и, в конечном счете, потерям бюджета.

Основными причинами проведения налоговых реформ являются рост поступлений налоговых доходов в бюджеты страны. Чего можно добиться путем увеличения ставок налогов, а также внедрением дополнительной группы налоговых доходов.

Однако повышение налоговых ставок и количества налогов, как правило, ведет к временному увеличению доходов бюджета, поскольку чрезмерно высокие налоги начинают сдерживать экономическую активность людей, подталкивают к уклонению от уплаты налогов и т.д. Результатом этого является сокращение налоговой базы, с которой взимаются налоги и, следовательно, уменьшается объем налоговых поступлений.

В настоящее время в России имеет место проблема нестабильности налоговой системы, в которую законодательно вносятся изменения и поправки, имеющие обратную силу, ликвидируются введенные ранее привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение принципа стабильности ставок налогообложения и правил взимания прямых налогов. Несоблюдение этого принципа приводит к неверному исчислению налогов плательщиками из-за невозможности уследить за слишком частыми изменениями налогового законодательства. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько лет. При этом обо всех планируемых изменениях налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия.

Серьезной проблемой в современный период остается и сложность исчисления многих прямых налогов. Нужно сделать простым и ясным порядок исчисления налогов.

В настоящее время, наряду с имеющимися проблемами, все чаще заявляет о себе проблема воспитания налоговой культуры, законопослушания наших сравнительно «молодых» налогоплательщиков. Сегодня уровень налоговой культуры остается низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения в крупных и особо крупных размерах.

…….. Необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

В ходе реформы налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные) к объему ВВП при сопоставимых мировых ценах на нефть, снизилась с 33,6 до 27,4%.

В 2006 г. принят комплекс поправок в налоговое законодательство, направленных на совершенствование налогового администрирования и затрагивающих наиболее конфликтные стороны взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, которые возникают в процессе осуществления налогового контроля, истребования документов у налогоплательщика в ходе налоговых проверок, взыскания недоимки.

Значительное место занимают изменения, связанные не только со сроками совершения налоговым органом тех или иных действий, но и с содержанием принимаемых им решений, затрагивающих права налогоплательщика.

Совершенствование налогового администрирования определяется не только законодательством, оно требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

В долгосрочной перспективе предполагается сохранить высокую долю косвенных налогов, и, прежде всего налога на добавленную стоимость, в общем объеме налоговых поступлений. Высокий уровень бюджетных доходов от налогообложения природных ресурсов в очень большой степени зависит от внешних факторов (ценовой конъюнктуры на мировых сырьевых рынках), поэтому текущие и принимаемые бюджетные обязательства не должны планироваться исходя из предположений о высоком уровне таких доходов в дальнейшем.

С 2008 г. продолжительность налогового периода по НДС возрастет до квартала. Это решение не только приведет к разовому увеличению финансовых ресурсов налогоплательщика, но и позволит несколько облегчить администрирование НДС. В среднесрочной перспективе предлагается введение системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС. В рамках данной системы лицам будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые на счете-фактуре. При этом реестр налогоплательщиков НДС будет открытым. Регистрация в качестве налогоплательщиков НДС станет обязательной для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых выручка от реализации превышает законодательно установленную величину.

Заключение

Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть.

Поступления бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Можно сделать вывод о важности налоговых доходов в бюджетной системе страны, так налоговые поступления составляют 60,9% от общей суммы доходов за 2007 год.

Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налог на добавленную стоимость

Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общем смыслом - платежеспособности.

Среди прямых налогов особое место занимает в доходах федерального бюджета налог на добычу полезных ископаемых.

На мой взгляд, рост единого социального налога обусловлен снижением ставки по налогу, что тем самым влечет организации к недопущению сокрытия доходов работников, а также непосредственно роста заработной платы работников за исследуемый период, так как налоговой базой является именно фонд оплаты труда.

Что касается налога на добычу полезных ископаемых, то в данной виде налоговых поступлений можно отметить, что происходит рост поступивших налогов в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 33,3%. 2007 год также характеризуется ростом показателя.

Налог на прибыль увеличивается на протяжении всего анализируемого периода. Так на 2005 год сумма поступлений по налогу на прибыль составила 328746,5 млн.рублей, в 2006 году превысила сумму налога на прибыль в 2005 году на 47,8%. В 2007 году рост налога происходит на 19,5%, а за три исследуемых периода на 76%.

В качестве факторов роста налога на прибыль можно указать такие как снижение доли убыточных предприятий в 2007 году по сравнению с 2005 годом. В связи, с чем увеличилась налогооблагаемая база по налогу на прибыль.

Необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

2. Повышение эффективности и нейтральности налоговой системы.

В долгосрочной перспективе предполагается сохранить высокую долю косвенных налогов, и, прежде всего налога на добавленную стоимость, в общем объеме налоговых поступлений.

С 2008 г. продолжительность налогового периода по НДС возрастет до квартала. Это решение не только приведет к разовому увеличению финансовых ресурсов налогоплательщика, но и позволит несколько облегчить администрирование НДС.

Все вышеназванные меры направлены на достижение целей налоговой реформы, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы как создание конкурентоспособной налоговой системы.

Список использованной литературы

    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изм. и доп. от 24 июля 2007 г.)

    Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" (с изм. и доп. от 17 июля 2007 г.)

    Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (с изм. и доп. от 1 декабря 2006 г.)

    Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (с изм. и доп. от 5 июля, 4 ноября 2005 г.)

    Федеральный закон РФ от 9 апреля 2007 г. N 41-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2005 год"

    Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров.- 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 486 с

    Александров, И. М. Налоги и налогооблажение: учебник / И. М. Александров.- 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2007. - 318 с.

    Алехин С. Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков // Экономический анализ: теория и практика. - 2005. - № 15. - С. 51-54.

    Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М., Финансы и статистика, 2006. – 416 с.

    Исаков, В. Б. Современная налоговая система: точку ставить рано // Налоговая политика и практика. - 2007. - N 3. - С. 4-6.

    Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2005. – 240 с.

    Лермонтов Ю.М. Об основных характеристиках доходных источников федерального бюджета на 2008-2010 гг.// Налоговая политика и практика. - 2007. - N 12. - С. 7

    Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник.- 6-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2007. - 308 с.

    Официальный сайт министерства Финансов РФ// www.minfin.ru

    Пансков В. Г Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.:Финансы и статистика. 2007. – 460 с.

    Разгулин С. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации // Бюджет. 2007.№ 6, С. 33- 38

    Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» //www.budgetrf.ru

    Смирнов Е. Е. Налоги в России: проблемы, которые требуют решения. // Аудитор, 2007. - № 10, С. 3-10

    Смирнов Е. Е. Налоги сегодня и завтра: продолжается уточнение проблемных норм НК РФ // Аудитор, 2007. № 2. - С. 3-12

    Смирнов Е. Е. Налоговые аспекты бюджета – 2008 // Аудиторские ведомости. 2007. № 9.- С. 3-12

    Тютина Ю. В. Налоговые доходы федерального бюджета (на примере федерального бюджета на 2007 год) // Финансовое право. 2007 - № 4. - С. 22-26

    Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2006. – 528 с.

5.9.142.17

Исторически сложилось, что налоговые поступления преобладают в структуре бюджета многих стран мира. Так доля налоговых поступлений составляет: для Италии - 80%, ФРГ - 80%, Китай - 95%, Япония - 80%, США - 90%. В структуре доходов бюджета РФ удельный вес налоговых поступления в 2015 году составляет 54% от всех доходов бюджета. Данный факт обосновывает необходимость дальнейшего изучения роли налоговых поступлений в доходах бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства .

Определение налоговых доходов зависит от сочетания: объема и динамики налогооблагаемой базы, коэффициента собираемости налогов и налоговых ставок. К налоговым доходам бюджетов относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ .

Рассмотрим состав и структуру налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ в 2014-2015 годах (табл. 2)

По данным таблицы 2 видно, что налоговые поступления в бюджет РФ в рассматриваемый период возросли на 12,14% или на 857,4 млрд. руб.

Таблица 2. Состав и структура налоговых поступлений в бюджет РФ за 2014-2015 гг.

Показатель

Отклонение

млрд. руб.

млрд. руб.

абсолютное, млрд. руб.

относительное, %

Налоги на прибыль

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

Самая большая доля налоговых поступлений приходится на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, которая в 2015 году составила 36,42% от всех налоговых поступлений или 2884,62 млрд. руб. Мы наблюдаем заметное увеличение доходов от налогов на прибыль. Прирост за анализируемый период составил 19,39% или 68,3 млрд. руб. в абсолютном выражении. Доходы от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами выросли на 12,91% по сравнению с 2014 годом. Увеличение доходов от налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ составило 16,01% за анализируемый период. А если говорить о налогах на товары, ввозимые на территорию РФ, то увеличение доходов от них составило 5,05% или 87,62 млрд. руб. в абсолютном выражении. Наименьшую долю доходов от налоговых поступлений занимает задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, и остается практически неизменной за рассматриваемый период (1,20 млрд. руб. в 2014 и 1,19 млрд. руб. в 2015 году). Что касается государственных пошлин, то доходы от них в 2015 году снизились по сравнению с 2014 на 1,3 млрд. руб.

В мировой практике существует 4 базисные модели налоговых систем: англо-саксонская (характеризуется значительным доминированием прямых налогов над косвенными, с большой ролью подоходного налога), евро - континентальная (косвенные налоги, во главе с НДС, преобладают над прямыми), латиноамериканская (преобладание косвенных налогов над прямыми), смешанная (может содержать в себе черты различных налоговых систем). В РФ используется смешанная налоговая система.

Учитывая тот факт, что налоги на прибыль и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами являются прямыми налогами, а налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, и налоги на товары, ввозимые на территорию РФ - косвенными, можно делать выводы о том, что в налоговых поступлениях в бюджет РФ преобладают косвенные налоги. Их удельный вес более 50%.

По данным таблицы 2 видно, что в 2014 году прямые налоги составляли 41,70% доходной части бюджета и 58,30% косвенные; в 2015 году ситуация изменилась - 42,22% прямые и 57,78% косвенные налоги.

Стоит отметить, что в обычной практике косвенные налоги в основном авансируются субъектами хозяйствования, увеличивая их налоговое бремя. В связи с чем, преобладание косвенных налогов негативно отражается на экономической стабильности субъектов хозяйствования. Однако в структуре бюджета РФ объём косвенных доходов в основном связан с ценой продажи нефтепродуктов, а не с деятельностью субъектов хозяйствования. Из чего следует, что данное преобладание косвенных над прямыми налогами, не отягощает экономику страны.

Косвенные налоги имеют ряд преимуществ, связанных, в основном, с ролью, которую они играют в формировании доходов бюджета государства:

Характеризуются быстрым поступлением в бюджет;

Так как процесс потребления товаров и услуг прекратить невозможно, эти налоги полностью или почти полностью поступят в бюджет;

Влияют на само государство, так как ему нужно создать условия для развития производства и сферы услуг, потому что поступления в бюджет напрямую зависят от объема реализации.

Влияют на потребителей.

Государство разрабатывает все новые и новые методы для увеличения налоговых поступлений. Государственные меры приносят различный результат - одни увеличивают объем налоговых поступлений, другие уменьшают. Так, государство посредством изменения налогового законодательства увеличивает объемы налоговых поступлений в бюджет. Например, в 2014 году в налоговом законодательстве произошли следующие изменения:

Индексация специфических ставок акцизов на подакцизные товары (на бензин 4-го класса ставка акциза в 2014 году равна 9916 руб. (вместо 9416 руб.) за 1 т, на бензин 5-го класса - 6450 руб. (вместо 5750 руб.) за 1 т.);

При исчислении транспортного налога в отношении отдельных категорий легковых автомобилей должен применяться повышающий коэффициент (сумма транспортного налога умножается: на 1,5, 1,3 или 1,1 в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более одного, двух или трех лет соответственно; на 2, если средняя стоимость автомобиля составляет от 5 до 10 млн. руб. и с года выпуска прошло не более пяти лет; на 3, если с года выпуска транспортного средства стоимостью от 10 до 15 млн руб. прошло не более 10 лет);

Повышение базовой ставки НДПИ на нефть с 470 до 493 рубля за тонну в 2014 году и другие изменения.

В то же время, предоставляемые государством налоговые льготы уменьшают объем налоговых поступлений: в результате их предоставления в 2015 году в бюджетную систему не поступило налоговых платежей на сумму 6,47 трлн. руб. (сумма предоставленных льгот (преференций) по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, составила 5,86 трлн. руб., налогу на прибыль организаций - 179,46 млрд. руб., налогу на добычу полезных ископаемых - 420,29 млрд. руб., водному налогу - 1,22 млрд. руб.).

Снижение цен на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов добычи природного газа привело к тому, что по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья недопоступление в бюджет составило 80,34 млрд. руб.

Снижение объемов реализации подакцизной продукции также негативно сказалось на величине налоговых доходов: за счет снижения поступлений акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты недопоступление в бюджет составило 56,74 млрд. руб.

Снижение объемов импорта также негативно влияет на объем налоговых доходов бюджета (недопоступление НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, составило 20,28 млрд. руб., по акцизам по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ, составило 15,65 млрд. руб.) .

Таким образом, налоговые поступления играют важную роль в финансовых отношениях, так как связанны с формированием денежных доходов, необходимых для выполнения государством своих полномочий. За анализируемый период произошло увеличение налоговых поступлений на 12,14%. Что является положительным фактором, ведь налоги являются объективной необходимостью, формирующей структуру и механизм функционирования финансовой системы страны. Так, проводимая государством налоговая политика в значительной мере влияет на объем налоговых поступлений, что оказывает непосредственное влияние на величину доходной части бюджета всей страны. Определение налоговых доходов является сложным процессом, который зависит от ряда факторов, таких как сочетание объема и динамики налогооблагаемой базы, коэффициента собираемости налогов, а также налоговых ставок. Однако именно благодаря скоординированной налоговой политике, нацеленной на экономическую стабильность граждан, государство управляет финансовыми потоками, воздействует на социальное и экономическое развитие страны и ставит приоритеты на дальнейшее развитие страны.

Правительство осуществляет многочисленные функции для экономического роста страны и благополучия граждан. Основным источником доходов любого государства являются налоги. Статистика налогов включает сбор и анализ информации по плательщикам, видам и объектам налогообложения, а также по отраслям . Полученные сведения позволяют планировать распределение средств .

Задача налоговой статистики

Главная цель – сбор и обработка данных о поступления денег в бюджет государства. По ходу сотрудники налоговой службы выявляют тех, кто уклоняется от исполнения обязательств. За подобные нарушения предусмотрены финансовые санкции. Статистика налоговых поступлений позволяет оценить, как выполняется план по доходам бюджета соответствующего .

Статистика налогов изучает их состав и динамику, сравнивая с макроэкономическими показателями. Обнаруженные проблемы являются сигналом для улучшения налогового законодательства. После сбора необходимой информации видна общая картина по регионам и стране в целом. Полномочия фискальной службы:


  1. Контроль над соблюдением налогового законодательства субъектами РФ.
  2. Обеспечение поступлений налогов и сборов в государственный бюджет.

Ключевые факторы


На развитие налоговой системы любой страны влияет:

  • качественная налоговая политика. В идеале налоговые поступления должны перекрывать существующие расходы;
  • эффективность и рост ;
  • стабильность ;
  • эффективность социальной политики. Государство должно регулировать процессы воспро­изводства рабочей силы, повышать производительность тру­да, квалификацию трудовых ;
  • полнота и своевременность выплат.

В России действует трехуровневая налоговая система:

В зависимости от использования налоги также бывают:

  1. Общие – используется для покрытия общегосударственных нужд.
  2. Специальные – имеют целевое назначение.

К специальным относятся транспортные налоги и сборы на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Статистика транспортных налогов показывает, что самая высокая ставка в Москве и Санкт-Петербурге. Тарифы на мощностью двигателя 100 л. с. (авто наиболее распространенного класса) – 12–24 руб./1 л. с.

Налог рассчитывается и уплачивается по месту регистрации автовладельца. В Москве в 2016 году размер налоговых доходов по статистике составил 15,2 млрд. руб. Тогда как сборы от составили 15,73 млрд. руб.

Налогообложения малого бизнеса

По оценкам Минэкономразвития в России действуют 5,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. Что касается количества предпринимателей (), то их около 2,9 млн. Развитие малого и среднего бизнеса способствует наполнению государственного бюджета. В России существует пять режимов налогообложения для .

Каждый хозяйствующий субъект может использовать один или несколько налоговых режимов, каждый из которых имеет свою процентную ставку.

В Москве за последние пять лет в 4,5 раза выросло количество ИП использующих патентную систему ().

Налоговые поступления

Статистика налогов РФ демонстрирует улучшение показателей. При этом уменьшилось влияние внешних экономических факторов на госбюджет.

Статистика налоговых поступлений в бюджет показывает рост на уровне 20% с января по апрель 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016. Прирост составил 952 млрд. руб. Существенную часть прироста от налоговых поступлений по статистике обеспечивает НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Ключевую роль сыграло изменение цены на с 33,7 до 51,7 $/баррель (53%). Прирост составил 550 млрд. руб.

Статистика налоговых поступлений насчитывает 400 млрд. руб. доходов, которые не имеют отношения к нефтегазовым источникам. Сюда относятся все остальные виды налогов. Например, статистика налога на прибыль зафиксировала увеличение показателей на 20%. Прирост составил 220 млрд. руб.

Ниже на графике представлены данные Росстат (профицит и дефицит бюджетов по годам):

Статистика налогов России в консолидированные бюджеты в январе 2017 года зафиксировала увеличение показателей на 26,5%. Общая сумма составила 369 млрд. руб. Распределение по видам:

  1. НДФЛ – 42%.
  2. Налог на прибыль – 26%.
  3. Акцизы – 14%.
  4. Имущественные сборы – 9%.
  5. Другие – 9%.

План и факт федерального бюджета страны за 2016 год (млрд. руб.):

Статистика прогнозировала дефицит в размере 2360,2 млрд. руб. Однако вышло – 2956,4 млрд. руб.

Также стоит упомянуть об оффшорах (финансовых центрах по привлечению иностранного капитала). Для иностранных компаний предусмотрены существенные налоговые льготы. Однако из-за оффшоров образуется дефицит бюджете. Большой популярностью пользуются Британские острова. В 2013 году отток средств из РФ составил более 800 млрд. долл.

В США действует трехуровневая налоговая система:


Статистика сбора налогов показывает, что основным источником доходов федерального бюджета является подоходный налог. Удержания также осуществляются с малого бизнеса, владельцев Green Card и корпораций. Налоговая ставка для физических лиц варьируется от 10 до 35%. При этом имеет значение семейное положение налогоплательщика.

В отдельных штатах Америки могут встречаться иные налоговые ставки. Статистика налоговой службы показывает, что самая высокая ставка на имущество в Нью-Джерси – 1,89%. Тогда как наиболее высокий налог с удерживается в Калифорнии (7,5%).

Уклонение от уплаты налогов

За уклонение от налогов предусмотрена или ответственность. По статистике в первом полугодии 2016 года в России было осуждено 269 человек. РФ зафиксировала потери в размере 221 млрд. руб.

В Британии было осуждено 1258 человек за уклонение от уплаты налогов. По статистике их число увеличилось вдвое по сравнению с 2014 годом.

Федеральная налоговая статистика США зафиксировала 561 случай. В 53% случаев правонарушителей приговорили к реальным срокам. Статистика уплаты налогов США в 2011 году зафиксировала самые большие потери по сравнению с остальными странами. Бюджет страны недополучил около 337 млрд. долларов.

Пример неуплаты в США – крупный мафиози 30 годов Аль Капоне попал в тюрьму за неуплату налогов в размере 388 тыс. долларов.

Статистика налогов Беларуси зафиксировала случай, когда гражданку оштрафовали 1,5 млн. руб. Причиной послужила неуплата налога за содержания домашнего (кошки).

Какая статистика налоговых споров в России? Анализ судебных разбирательств 2015–2016 гг. показывает, что количество дел сократилось более чем в 2 раза. Налоговая статистика России насчитала 64 644 дел, которые рассматривались в арбитражном суде в 2015 году:

Необычные налоги в разных странах

Статистика государственных налогов в отдельных странах отличается не только размером поступлений, но и видами обязательных сборов. Необычные удержания:

  1. Налог солидарности в Германии. Его платят граждане, у которых доход превышает 81 евро в месяц. Несмотря на многочисленные жалобы, немецкие суды считают, что это не противоречит конституции страны.
  2. В Германии также предусмотрены выплаты с доходов граждан на поддержание церкви – 2,75–3,5%. Если человек отказывается платить, то не будет похоронен на церковном кладбище. Статистика налогов показывает, что число отказывающихся от этих выплат ежегодно увеличивается. В 2014 году таких было около 300 тыс.
  3. Налог на домашних животных (Германия, Испания, Норвегия). Статистика финансов и налогов Германии показывает, что ежегодные поступления составляют около 250 млн. евро.
  4. В 2012 году на Украине был зарегистрирован законопроект №10112, который подразумевает введение разных налоговых ставок исходя из того сколько имеет человек старше 30 лет.

Как видно правительство по-разному пытается увеличивать размер государственного бюджета.

  • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
  • УПЛАТА
  • НАЛОГИ
  • АНАЛИЗ
  • НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

В данной статье проведен анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за 2015-2016 гг. проведение анализа является неотъемлемой частью планирования доходов и расходов бюджета.

  • Налоговое планирование как метод минимизации налоговой нагрузки
  • Налоговый контроль и оценка его результативности на региональном уровне
  • Современные угрозы экономической безопасности в России
  • Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления налоговых преступлений
  • Роль автоматизированных программ в системе налогообложения

В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

Первоочередной задачей любого государства, в том числе и Российской Федерации, является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.

Налоговая служба контролирует своевременность и полноту уплаты налоговых поступлений. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных, можно сделать вывод по динамике поступлений и изучить структуру.

Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года.

Таблица 1. Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг.

На основании предоставленных официальных данных в таблице, можно сделать вывод, что общая величина поступлений с 2016 года, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Изменения составили:

  • Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд., темп роста равен 105%;
  • Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;
  • В консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9, а темп роста 109,4%.

В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.

Таблица 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 - 2016 гг.

По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.

Остальные показатели показывают увеличение.

На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.

На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.

Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.

В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.

Таблица 3. Структура поступлений в федеральный бюджет РФ.

Виды налогов

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Всего поступило в федеральный бюджет

Налог на прибыль

Остальные налоги и сборы

Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.

Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:

  • налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
  • акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
  • остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.

Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.

Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить - всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.

По видам налогов увеличение составило:

  • поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
  • поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
  • поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
  • поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
  • поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.

Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения. Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 26.07.2000 и утв.Федеральным законом №117-Фз от 05.08.2000; (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000.
  2. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – 161 с.
  3. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - официальные данные ИФНС за 2015-2016 гг.
  4. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - официальные данные ИФНС за 2014-2016 гг.
  5. Максютова Р.И., Минеева В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ. В сборнике: Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 166-169.
  6. Ахметшин И.И., Минеева В.М. Налогообложение в цифрах. сайт. 2015. Т. 1. № 38. С. 213-218.

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Аннотация
В статье даётся разъяснение понятия «налог», так же рассматриваются его сущность и функции для целей налогообложения. Анализируется динамика и структура поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет субъекта РФ за 2014-2015 годы, как во все уровни бюджета, так и в консолидированный бюджет Приморского края. Практическая значимость статьи связана с оценкой экономических изменений поступления налоговых платежей за анализируемые года, а также оценкой их влияния на будущие периоды.

ANALYSIS OF RECEIPT OF TAX PAYMENTS IN BUDGETARY SYSTEM OF RUSSIAN FEDERATION ON TERRITORY PRIMORYE

Metezh Victoria Dmitrievna
Vladivostok State University Economics and Service
3nd year student the direction of preparation is Economy (Taxes and taxation)


Abstract
In this article, the explanation of the concept "tax" is made, its essence and functions for the purposes of the taxation are also considered. Dynamics and structure of receipt of tax payments in the consolidated budget of the territorial subject of the Russian Federation for 2014-2015, both in all levels of the budget, and in the consolidated budget of Primorsky Krai is analyzed. The practical importance of article is connected with assessment of economic changes of receipt of tax payments for the analyzed years, and also assessment of their effect on future periods.

Библиографическая ссылка на статью:
Метеж В.Д. Анализ поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации на территории Приморского края // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]..03.2019).

Налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государственной политики. Само существование государства и реализация им своих функций и задач немыслимо без налогов.

Основной функций налогов была и остается фискальная - пополнение доходной части государственного бюджета. В самом деле, доля налоговых по­ступлений в доходах бюджета стабильно составляет 70-80 %.

Вторая немаловажная налоговая функция - контрольная. Посредством налогообложения государство контролирует доходы граждан и юридических лиц, их источники и направления расходования, тем самым решая общественные, всеобщие, задачи.

Помимо вышеназванных, в современном обществе все большее значение приобретают распределительная и регулирующая функции, позволяющие государству перераспределять доходы между отдельными категориями граждан, стимулировать развитие отдельных областей и видов деятельности и ограничивать другие.

Таким образом, налоги – достаточно гибкий и эффективный инструмент не только бюджетной, но и социальной политики. Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей яв­ляются приоритетной задачей российских налоговых органов РФ.

Зависит они и от эффективности работы по контролю за соблюдением за­конодательства о налогах и сборах инспекциями ФНС на территории Приморского края.

В таблицах 1 и 2 представлены данные о налоговых поступлениях во все уровни бюджета за 2014-2015 гг., а также на территории Приморского края. Данные в таблице 1 приведены на основе налоговой отчетности формы №1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную си­стему РФ».

Таблица 1 – Поступление налоговых платежей бюджет Российской Федерации за 2014-2015гг.

Показатели 2014 год млрд. руб. 2015 год млрд. руб. в % к 2014г.
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации 12 670,2 13 788,3 108,8
в том числе:
в федеральный бюджет 6 214,6 6 880,5 110,7
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 455,6 6 907,8 107,0

Поступления налогов и сборов по инспекциям на территории Приморского края в целом характеризуется некоторой нестабильностью. Так, за 2015 год наблюдался рост объема налоговых платежей на 1 118,1 млрд. руб. (8,8 %), по сравнению с 2014 годом. Общий объем поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году составил13 788,3 млрд. руб.

Рисунок 1 – Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014-2015гг.

Федеральный бюджет, формирующийся плательщиками инспекции в те­чение всех двух лет остается дотационным - поступления этого уровня незна­чительно меньше, чем налоговые поступления в консолидированные бюджеты Приморского края.

Удельный вес налоговых поступлений в федеральный бюджет составляет 49 % в 2014 году и 49.9 % в 2015 году. Отклонение за анализируемый период составляет 10,7 % к предыдущему году. Увеличение налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по сравнению с 2014 годом составляет 7 %.

Далее проанализирована структура налоговых поступлений каждого уровня бюджетов РФ. Удельный вес конкретных налогов и сборов в сумме всех поступлений бюджетной системы РФ за 2 года менялся мало, поэтому за ос­нову анализа структуры налоговых платежей был взят 2014 год.

На формирование федерального бюджета основное влияние оказывает НДС: именно за счет того, что по данному налогу возмещаются значительные суммы, весь бюджет в целом отказывается дотационным.

Первым по значимости налогом, как и по всем регионам страны в целом, является НДС. В 2014 году его доля в федеральном бюджете - 80,8 %.

Вторая по значимости для федерального бюджета - группа платежей за пользование природными ресурсами. Это водный налог, НДПИ, сборы ВБР: соответственно, 5,1 %, 4,9 % и 2,9 %.

Налог на прибыль сформировал 4,0 % налоговых поступлений.

В региональном бюджете более одной третьей поступлений - 36,8 % – составляет налог на доходы физических лиц.

Практически равен ему по значимости налог на имущество организаций. Его доля 34,4 %.

В формировании местного бюджета основная роль принадлежит налогу на доходы физических лиц. Его доля - 81,2 % всех поступлений.

А вот один из самых массовых налогов - налог на имущество физических лиц - занимает совсем незначительное место в доходах бюджета При­морского края (всего 1,5 % поступлений). Основной причиной является то, что порядок оценки инвентаризационной стоимости объектов налогообложения устарел, а налог на имущество граждан исчисляется из вышеуказанной стоимости. Изменения этого положения следует ожидать после 2015 года – в связи с введением в действие главы 31 НК РФ до 2020 года будет осуществлен постепенный переход на исчисление налога с кадастровой стоимости объектов, приближенной к рыночной, что должно дать дополнительные поступления в местные бюджеты.

Таблица 2 – Структура налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2014-2015 гг. в разрезе налогов

виды налогов

2014 год 2015 год

млрд. руб.

млрд. руб.

в % к объему поступлений в консолид. бюджеты субъектов РФ
Всего поступило доходов 6 455,60 100 6 907,80 100
из них:
Налог на прибыль 1 961,50 30,4 2 107,50 30,5
НДФЛ 2 679,50 41,5 2 806,50 40,6
Акцизы 478,1 7,4 486,5 7
Налог на имущество физических лиц 27,1 0,4 30,3 0,4
Налог на имущество организаций 634,6 9,8 712,4 10,3
Транспортный налог 117,5 1,8 140 2
Земельный налог 175,3 2,7 185,1 2,7
НДПИ 46,2 0,7 66,8 1
Остальные налоги и сборы 335,7 5,2 372,7 5,4

По данным таблица 2 можно наблюдать, что лидирующее место в бюджете Приморского края по сравнению с другими видами налогов и сборов занимает НДФЛ (41,5 % в 2014 году, 40,6 % – 2015 год), который, как и все остальные виды налогов, является рычагом экономического воздействия. Ведь именно с помощью НДФЛ обеспечиваются достаточные денежные поступления в различные уровни бюджета. Регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой личного потребления, иными словами данным видом налога можно как стимулировать наиболее рациональное использование собственного бюджета, так и перенаправить его на помощь категориям граждан, которые имеют минимальную социальную защищенность.

Основным преимуществом НДФЛ для государства является то, что его платят практически все категории граждан, все трудоспособное население страны. НДФЛ – один из самых продуктивных и перспективных видов налога, потому что уклонение от его уплаты практически невозможно.

Второй по значимости – налог на прибыль: 30,5 % налоговых доходов. При этом незначительно увеличение поступлений по нему привело и к увели­чению удельного веса этого налога в доходах бюджета в среднем на 0,1 про­центных пунктов.

Большую роль в формировании налоговых доходов в 2015 году, как и в 2014 году, начали играть налог на имущество организаций: удельный вес налога, взимаемый на территории Приморского края, повысился до 10,3 %. При этом следует отметить, что налог на имущество физических лиц занимает намного меньшую долю - всего 0,4 %.

Обращает на себя внимание один из федеральных налогов – акциз, кото­рый также отличается стабильностью и положительной динамикой как в 2014 году (478,1 млрд. руб.), так и в 2015 году (486,5 млрд. руб.).

Прочие налоги и сборы образуют менее значительную часть налоговых доходов и, несмотря на колебания поступлений по ним, их доля остается прак­тически неизменной. Так, например, транспортный налог занимает 2 % общего объема поступлений консолидированного бюджета, земельный налог - 2,7 %, НДПИ – менее 1 %.

Все вышеуказанные изменения можно объяснить спецификой социально-экономического состояния подведомственных муниципальных образований на территории Приморского края.

Таким образом, налоговые поступления в 2015 году увеличились в среднем 7 % по сравнению с 2014 годом. Исходя из вышесказанного, можно заметить увеличение доходов не только Приморского края, но и Российской Федерации в целом.

Не смотря на положительные показатели администрируемых ФНС доходов, дефицит регионального бюджета на 2016 год составляет 6% от расходов, что говорит о необходимости увеличения налоговых платежей в консолидированный бюджет субъекта путем повышения эффективности налогового контроля инспекциями ФНС на территории Приморского края.

Количество просмотров публикации: Please wait