Акционерный инвестиционный фонд (АИФ). Что такое акционерный инвестиционный фонд

Инвестиционный фонд — это предложенный законодателем способ коллективного инвестирования для физических и юридических лиц. Они создаются в виде акционерных и паевых фондов. Законодательство ограничивает возможные направления инвестирования и защищает права вкладчиков.

Акционерные фонды

Их деятельность регулируется нормами закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ (далее — закон № 156-ФЗ). Согласно ст. 2 закона № 156-ФЗ акционерный инвестфонд (АИФ) является акционерным обществом. В его уставе указывается единственный вид деятельности — инвестирование, а название должно содержать слова «инвестиционный фонд».

Согласно п. 2 ст. 2 закона № 156-ФЗ АИФ вправе вести инвестиционную деятельность только на основании лицензии. Управление АИФ осуществляется в соответствии с нормами закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. В уставе АИФ, если он работает только для квалифицированных инвесторов, должно быть указано на это (п. 1 ст. 4.1 закона № 156-ФЗ). В этом случае его акции ограничены в обороте и не могут быть реализованы лицам, не имеющим статуса квалифицированного инвестора.

Паевые инвестфонды

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) не является юридическим лицом. Согласно п. 1 ст. 10 закона № 156-ФЗ он представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества (согласно ст. 13 закона № 156-ФЗ денежных средств), переданного в доверительное управление назначенной для ведения его дел управляющей компании учредителем фонда — пайщиком. В обмен на переданные деньги вкладчик получает пай, который является одной из форм именных ценных бумаг.

Исходя из порядка выкупа пая на ПИФ, согласно ст. 14 закона № 156-ФЗ паевые инвестиционные фонды делятся:

  • на открытые (пай может быть выкуплен обратно у вкладчика фондом (погашен) по его текущей стоимости, определяющей прирост доли вкладчика, в любой рабочий день);
  • биржевые (пай может быть или выкуплен, или продан на бирже в любой день);
  • интервальные (право на выкуп возникает не реже раза в год);
  • закрытые (пай также дает право на выплату промежуточного дохода).

Виды фондов: ПИФ и АИФ. Гарантии сохранности средств вкладчиков

Для инвестора инвестиционного фонда наиболее важным будет убедиться в том, что сохранность его средств, вложенных в фонд, гарантирована. Этому способствуют 3 фактора:

  • структура управления;
  • разделение инвесторов на квалифицированных и прочих;
  • ограничение направлений инвестирования инвестиционной декларацией.

Сохранность средств акционера АИФ обеспечивается требованиями по лицензированию, к структуре имущества и правом на выкуп акций в случае изменения направлений инвестирования, предусмотренным ст. 5 закона № 156-ФЗ.

В целях защиты прав участников ПИФ, не являющего юридическим лицом со строгим регулированием деятельности, законодатель дал им право на общем собрании сменить управляющую компанию, если ее стратегия инвестирования перестала устраивать большинство участников.

Ограничить управляющую компанию ПИФ или руководство АИФ в выборе активов для инвестирования и обязать их выбирать только активы с высоким уровнем надежности законодатель решил, разделив все виды фондов на 2 группы:

  • для квалифицированных инвесторов;
  • широкого круга лиц.

Согласно ст. 51.2 закона № 39-ФЗ квалифицированными инвесторами являются профучастники рынка ценных бумаг и физические лица, отвечающие требованиям ЦБР по размеру личных средств и опыту совершения сделок на организованном рынке. Следовательно, к операциям, связанным с риском потери средств, неопытного вкладчика закон не допустит. Направления инвестирования отражаются в инвестиционной декларации.

Разрешенные направления инвестирования. Возможность прямых инвестиций

Выбор активов для вложения определяется требованиями ЦБР. Согласно указанию Банка России «О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов…» от 05.09.2016 № 4129-У (далее — указание № 4129-У) в России осталось 7 типов фондов.

В гл. 1 определено, что если ПИФ работает только в интересах квалифицированных инвесторов, то он создается в форме фонда:

  • недвижимости (среди активов может быть и имущество, и имущественные права, и проектная документация);
  • финансовых инструментов;
  • смешанного.

Если ПИФ готов работать с неквалифицированным инвестором, то он может быть:

  • фондом рыночных финансовых инструментов;
  • фондом недвижимости.

Для ПИФ недвижимости объекты являются общей собственностью пайщиков, причем управляющая компания будет единым ответчиком по искам, связанным с этими объектами (см. п. 2 ст. 11 закона № 156-ФЗ, постановление АС УО от 31.07.2017 по делу № А60-47329/2016).

АИФ должен указать в уставе, работает он только с квалифицированными инвесторами или нет. Если указания на профессионализм инвесторов нет, он также вправе работать только с недвижимостью и рыночными финансовыми инструментами. АИФ, работающий с профессиональными инвесторами, согласно п. 2.8 указания № 4129-У может вкладывать их деньги в любые активы, кроме наличных денежных средств.

Форма фонда прямых инвестиций (вложение непосредственно в производство и сбыт) применяется для так называемого суверенного фонда — Российского фонда прямых инвестиций, чья деятельность регулируется специальным законом (закон «О Российском фонде прямых инвестиций» от 02.06.2016 № 154-ФЗ).

Чековые фонды

Сейчас на российском рынке работают только паевые и акционерные фонды. На первом этапе развития законодательства о способах коллективного инвестирования существовали и другие типы.

Чековый инвестиционный фонд (ЧИФ) впервые появился в России в 1992 году, создавались они на основании Указа Президента РФ «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 07.10.1992 № 1186 в форме закрытого акционерного фонда. В обмен на его акции акционеры вносили свои ваучеры.

В 1998 году согласно нормам Указа Президента РФ «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» от 23.02.1998 № 193 ЧИФ преобразовались в ПИФ или выбирали форму открытого акционерного общества. Их название должно было перестать содержать слова «чековый инвестиционный фонд».

Структура АИФ и ПИФ и особенности регулирования их деятельности законодателем и ЦБР обеспечивают сохранность средств инвесторов и возможность их вложения в различные группы активов.

В современном мире появление новых видов заработка является практически неизбежным, что дает возможность получить пассивный доход даже тем людям, которые совершенно не разбираются в финансах и экономике. Для начала заработка на инвестициях нужно иметь лишь базовые знания и возможность обратиться за консультацией к работникам юридической и финансовой сферы. Инвестиционный консалтинг позволит каждому человеку стать богаче и успешнее. Людям же без опыта работы в сфере инвестиций следует особое внимание обратить на акционерные инвестиционные фонды, которые становятся в нашей стране все более и более популярными и надежными.

Понятие и требования к акционерному инвестиционному фонду

Акционерным инвестиционным фондом называется некое акционерное общество, основой деятельности которого выступают вклады в ценные бумаги (с обязательным содержанием в названии словосочетания “инвестиционный фонд” и его расширенных производных). Такой фонд является типом открытого финансового сообщества для акционеров, стать членом которого может каждый гражданин на добровольной основе. Данный способ инвестирования очень удобен тем, что вкладчику нет необходимости продумывать нюансы бизнес-плана, анализировать активность в нише, продумывать идеальную схему инвестиции и так далее. Акционеры просто отдают свои средства и получают пассивный доход, в лучшем случае участвуя в довольно редких собраниях.

Чтобы обезопасить граждан от всевозможных мошеннических акций, государство предъявляет к фондам множество предписаний, без тщательного следования которым данное акционерное общество документально не является фондом. К основным требованиям относятся следующие моменты:

  • сумма общего капитала не должна превышать указанный законный объем и нарушать установленные банком РФ предписания (на этапе получения лицензии от государства);
  • членами не могут выступать обслуживающий персонал и люди, имеющие непосредственное или косвенное отношение к экономической сфере;
  • все денежные средства фонда распределяют на инвестиционный и финансовый резервы;
  • резервы для инвестирования необходимо передать управленческой компании, которая по всем пунктам соответствует выдвинутым государством требованиям;
  • для каждого резерва следует создать новый банковский счет;
  • инвестиционная организация в обязательном порядке должна подписать контракт с управляющей компанией и назначить доверительное управление всеми активами.

Принципы и особенности деятельности

В России для осуществления деятельности экономического сообщества уже на первом этапе нужно получить лицензию от обозначенной госструктуры и соответствовать выдвинутому ряду требований. Помимо требований, существует и ряд ограничений:

  • фонд не имеет права осуществлять любую предпринимательскую деятельность кроме непосредственно инвестирования на базе лицензии от банка России;
  • сообщество может привлекать инвестиции исключительно посредством размещения именных акций открытым способом подписки и не имеет права выпускать в любые другие ценные бумаги;
  • сообщество без лицензии не имеет права размещать дополнительные акции или эмиссионные ценные бумаги;
  • не допускается неполная оплата акций при их размещении;
  • рассчитанные для квалифицированных вкладчиков акции не могут принадлежать другим инвесторам;
  • отдельным параметром выступают ограничения касательно инвестиционной декларации, которую утверждает и корректирует совет директоров или акционеры.

Виды и практика работы в России

Акционерные инвестиционные фонды обладают массой преимуществ и популярные во всём мире. В России же этот вид заработка на валютном рынке не так сильно распространён ввиду таких причин:
  • упадок экономики;
  • низкий уровень дохода населения;
  • низкий уровень финансово-экономической образованности граждан;
  • низкая ликвидность на главных торговых площадках.

Вышеперечисленные причины напрямую влияют на небольшое количество работающих в России фондов. Тем не менее их количество, наряду с количеством инвесторов, постепенно растет.

Устав и инвестиционная декларация

Согласно законодательству, основной и единственной учредительной бумагой акционерного фонда считается устав. Другие документы на начальном этапе не требуются, при этом условиям устава обязуются следовать все относящиеся к инвестиционному фонду лица. Устав определяет систему функционирования сообщества, а также обуславливает нормы взаимоотношений акционеров, описывает все основные сведения о фонде и диспозитивные нормы.

Согласно действующему законодательству, устав должен включать в себя следующую информацию:

  • фирменное наименование;
  • открытый тип акционерного общества;
  • название документа и фирмы;
  • официальный адрес;
  • название филиалов и основные сведения о них;
  • подробная информация о ценных бумагах (категория, цена, количество);
  • права акционеров обычной и привилегированной категории;
  • подробные сведения о правах и обязанностях управленческих органов;
  • особенности осуществления собраний инвесторов и правила принятия постановлений.

Помимо основной требуемой информации, устав также может включать в себя дополнительные сведения. Например, документ может ограничивать число принадлежащих одному вкладчику акций или число голосов, возможных для одного инвестора.

Наряду с уставом обязательной бумагой также выступает инвестиционная декларация, которая не является учредительным документом. Данная бумага носит менее официальный характер и должна включать в себя наименования всех объектов инвестирования, описание целей и прогноз рисков фонда, требования к активам. Как и устав, инвестиционную декларацию утверждают на общем собрании инвесторов или на совете директоров.

По своей сути декларация позволяет потенциальным вкладчикам выбрать акционерный инвестиционный фонд, в имущество которого он хочет вкладывать собственные средства. Тщательно продуманный и правильно составленный документ позволит потенциальному вкладчику убедиться в том, что выбранное им сообщество не сможет со временем изменить объект инвестирования, а его средства будут находиться в относительной безопасности.

Как и во всех других делах, связанных с акционерным инвестиционным фондом, существует множество требований и ограничений касательно утверждения и регулирования деятельности исполнительных органов, включая совет директоров.

Входить в состав исполнительных органов не могут любые лица, связанные с акционерным инвестиционным фондом напрямую или косвенно, любые аффилированные и дисквалифицированные лица. Ограничения на участие в акционерном инвестиционном фонде распространяются и на физические и юридические лица с аннулированной лицензией на осуществление подобного рода деятельности и на людей с судимостью за умышленное преступление.

Что касается требований, то человек, возглавляющий исполнительный орган, должен иметь высшее образование и определенный профессиональный опыт, а также обязан соответствовать многим квалификационным требованиям, выдвинутым Банком России. После принятия своих полномочий исполнительное лицо обязуется уведомлять госструктуры о любых изменениях в совете директоров и других исполнительных органах немедленно, с последующим предъявлением всех необходимых документов.

Реорганизация и ликвидация акционерного инвестиционного фонда

К реорганизации акционерного общества относятся все процедуры по слиянию, разделению и любого рода преобразованию фонда. Подобные процедуры могут быть проведены в добровольном порядке при обязательном соблюдении некоторых условий, индивидуально обозначенных для каждой процедуры.

Акционерный инвестиционный фонд может провести процедуру реорганизации и стать некоммерческой организацией, корпоративом или же обществом с ограниченной ответственностью. Согласно закону, при проведении этой или другой подобной процедуры исполнительный орган обязан уведомить госструктуры о принятом решении в течение 5 рабочих дней, а также приложить необходимый пакет юридически заверенных документов, состоящий из нового устава и нюансов нового решения. После осуществления процесса реорганизации также необходимо получить новую лицензию акционерного инвестиционного фонда и заново зарегистрировать выпуск акций. По завершению проведения вышеперечисленных процедур фонд может снова создавать дополнительные акции.

Что касается ликвидации, то акционерный инвестиционный фонд может быть расформирован по решению инвесторов в добровольном порядке (согласно действующему законодательству). При этом необходимо строго соблюдать порядок осуществления процедуры.

Совет директоров выносит на рассмотрение вопрос о ликвидации и дальнейшем назначении комиссии, после чего акционеры поддерживают данное решение. После формирования комиссии по ликвидации все полномочия акционерного инвестиционного общества переходят в её руки. Важно заметить, что назначение ликвидационной комиссии не обязательно согласовывается с органами управления, если одним из акционеров не является муниципальное общество или даже государство. Как и при завершении процедуры реорганизации, акционерный инвестиционный фонд и ликвидатор обязаны уведомить государство о своем решении не позднее пяти дней с момента его принятия.

В качестве вывода можно отметить, что акционерный инвестиционный фонд в России является не разрекламированным, но при этом удачным способом инвестирования для человека, не очень хорошо разбирающегося в финансовой и экономической сферах. Хотя в нашей стране данный метод вкладов не особо популярен, он практически гарантирует получение стабильного пассивного дохода при минимальных вложениях.

Важно изучить максимум информации об осуществлении инвестиционной деятельности. У многих из них может возникнуть вопрос о том, что такое инвестиционные фонды, для чего они предназначены. По этой причине следует ознакомиться с представленной темой более подробно.

Определение понятия

Инвестиционный фонд представляет собой имущественный комплекс, который находится в общей долевой собственности физических или юридических лиц или акционерного общества. Управляющая компания регулирует деятельность инвестиционных фондов в интересах инвесторов.

Главной задачей учреждения является обеспечение доступа на рынок ценных бумаг и привлечение финансовых средств рядовых инвесторов в экономику. Стоит отметить, что управление имеющимися активами производится лицензированными профессиональными участниками рынка. В Российской Федерации инвестиционные фонды образовываются и управляются на основании установленных законодательных норм.

Классификация по форме создания

Рассматривая тему инвестиционных фондов, следует в первую очередь узнать, что они разделены на акционерные и паевые в зависимости от формы создания. Два этих вида следует изучить более подробно.

Акционерный инвестиционный фонд представляет собой открытое акционерное общество, которое отличается наличием единственного предмета своей деятельности. Это инвестирование имущества. Фонды данного вида специализируются на размещении обыкновенных акций. Это означает: для того чтобы стать их участником, требуется приобрести ценные бумаги, то есть вложить финансовые средства для получения прибыли в дальнейшем. Дабы прекратить свое участие в акционерном инвестиционном фонде, необходимо продать приобретенные финансовые инструменты на открытом рынке.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) нельзя назвать юридическим лицом. Законодательством он определяется как обособленный имущественный комплекс, который состоит из ценностей, преданных субъектам в доверительное управление. Для того чтобы стать участником данного фонда, следует приобрести пай у управляющего фирмы. Он оформляется в качестве ценной бумаги, которая подтверждает принадлежность инвестору определенной доли в чистых активах учреждения. По установленным правилам компания имеет возможность продавать и выкупать подобные паи. Стоит отметить, что паевой инвестиционный фонд может быть открытым, закрытым или интервальным. Управление им допустимо лишь для профессиональных участников рынка. Ею может быть управляющая компания, получившая соответствующую лицензию.

Виды инвестиционных фондов по объектам инвестирования

При классификации инвестиционных фондов по объектам инвестирования следует выделить следующие:

  • фонды облигаций;
  • фонды акций;
  • смешанные.

Отметим, что законодательно установлено понятие отраслевых фондов. Они специализируются на инвестициях в производственную и промышленную деятельность.

Индексными называют паевые инвестиционные фонды, которые обладают фондовым индексом, соответствующим инвестиционному портфелю. Данный индекс образуют ценные бумаги фирм, занимающих лидирующие позиции на рынке. Таким образом, риск подобных инвестиций достаточно мал.

Инвестиционные фонды недвижимости создаются в закрытой форме. Это обусловлено тем, что реализация строительных объектов занимает намного больше времени, нежели продажа финансовых инструментов.

Современным законодательством также выделяется отдельная группа, включающая в себя фонды для квалифицированных инвесторов. Они обладают юридической свободой в процессе выбора объектов для инвестирования. В развитых странах популярны венчурные фонды, которые поддерживают перспективные проекты на этапе их реализации и компании на начальной стадии развития.

Функционирование

В основном для работы инвестиционного фонда необходимо наличие следующих сторон:

  • Инвесторы . Их функция состоит в создании фонда и предоставлении начального капитала. Последний выступает в качестве инвестиции, поэтому инвесторы имеют право вкладывать или выводить средства.
  • Правление фонда. Выполняет тщательный контроль над осуществлением инвестиционной деятельности. В правление должны входить подходящие лица.
  • Инвестиционный менеджер. Обеспечивает осуществление инвестиционной деятельности в соответствии со стратегией, согласованной с инвесторами.
  • Банки . Осуществляют контроль над администрированием и активами. С подходящим финансовым учреждением заключаются партнерские отношения.
  • Центральный агент. Совершает подсчет стоимости долей учреждения и ведет реестр инвесторов.

Рассматриваемые участники инвестиционного фонда могут изменяться в зависимости от особенностей конкретной компании и установленных в ней правил.

Основы работы инвестиционных фондов

Открытые инвестиционные фонды придерживаются следующих основ при осуществлении своей деятельности:

  • Централизованное управление. Учреждение должно осуществлять целостное управление состоянием, невзирая на стабильно большое или возрастающее количество бенефициаров.
  • Осуществление контроля. Инвестиционный фонд должен иметь возможность принимать различные решения, а также устанавливать определенные правила и придерживаться их. Над данным процессом должен осуществляться контроль.
  • Соблюдение конфиденциальности. В процессе приобретения активов и размещения финансовых средств нет необходимости в раскрытии бенефициаров.
  • Надежность . Необходимо придерживаться индивидуальных правил продажи и приобретения долей, а также проводить профессиональное лицензированное управление учреждением.
  • Получение прибыли. Основа подразумевает обеспечение возможности инвестирования в активы, которые будут доступны для профессиональных и институциональных инвесторов.

Устав

Инвестиционные фонды должны в обязательном порядке иметь устав, который содержит:

  • положение, свидетельствующее о том, что предметом деятельности выступает вложение финансовых средств в имущество, ценные бумаги и т. п.;
  • инвестиционную декларацию, которая определяет главные цели, направления и ограничения деятельности, а также предельные доли имущества, допустимые для вложений;
  • порядок и способ выплаты дивидендов;
  • запрет на выпуск определенных ценных бумаг;
  • запрет на осуществление конкретных видов деятельности.

Рассматривая паи инвестиционных фондов, стоит отметить, что стоимость активов не должна быть меньше, нежели сумма размера минимальной заработной платы в 10 000-кратном размере.

Чековые инвестиционные фонды

Отдельное внимание уделим ЧИФам. Эта аббревиатура расшифровывается как "чековый инвестиционный фонд". Подобная организация впервые была создана в 1992 году в Российской Федерации в период ваучерной приватизации. Законодательством установлено, что ЧИФы предназначены для оказания помощи гражданам при проведении приватизации инвестиционных чеков. Кроме того, предусмотрено профессиональное управление данным видом фонда.

Ваучеры (приватизационные чеки) должны были заменить инвесторов по замыслу приверженцев приватизации. Их владельцы имели возможность осуществления контроля работы по управлению компанией, придерживаясь интересов инвесторов. Чековый инвестиционный фонд относится к акционерным фондам закрытого типа.

Выводы

Инвестиционные фонды различных видов являются незаменимыми участниками инвестиционной деятельности. При желании совершать вложения средств в ценные бумаги или имущество стоит подробно ознакомиться с информацией о них. Для начинающего инвестора и тех, кто изучает экономику, это будет особенно полезно.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 2. Понятие акционерного инвестиционного фонда. 1. Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".

Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
2. Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).
3. Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на акционерные инвестиционные фонды с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 2
В статье устанавливаются:
значение понятия "акционерный инвестиционный фонд", запрет на использование иными юридическими лицами в своих наименованиях слов "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Законом, запрет на осуществление акционерным инвестиционным фондом иных видов предпринимательской деятельности (п. 1);
норма об обязательности осуществления деятельности АИФ только на основании лицензии (п. 2);
правило применения положений Федерального закона "Об акционерных обществах" к акционерным инвестиционным фондам (п. 3).
1. Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных фондах", и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".
Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.
Открытое акционерное общество (ОАО) вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального закона "Об акционерных обществах" и иных правовых актов РФ. ОАО вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом ОАО или требованиями правовых актов РФ. Число акционеров открытого общества не ограничено. В ОАО не допускается установление преимущественного права ОАО или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого ОАО.
АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое АО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в ОАО. Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, ЗАО подлежит ликвидации в судебном порядке.
Акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого ЗАО, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом ЗАО не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом ЗАО может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Акционер ЗАО, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само ЗАО с указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров общества осуществляется через общество. Если иное не предусмотрено уставом ЗАО, извещение акционеров ЗАО осуществляется за счет акционера, намеренного продать свои акции.
В случае если акционеры ЗАО и (или) само ЗАО не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом ЗАО, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам. Срок осуществления преимущественного права, предусмотренный уставом ЗАО, должен быть не менее 10 дней со дня извещения акционером, намеренным продать свои акции третьему лицу, остальных акционеров и общества. Срок осуществления преимущественного права прекращается, если до его истечения от всех акционеров ЗАО получены письменные заявления об использовании или отказе от использования преимущественного права.
При продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер ЗАО и (или) ЗАО, если уставом ЗАО предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в течение 3 месяцев с момента, когда акционер или ЗАО узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя.
Уступка указанного преимущественного права не допускается.
АО, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми (см. ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об инвестиционных фондах". Слова "инвестиционный фонд" в своем фирменном наименовании вправе использовать, в частности, специализированные депозитарии ПИФ, а также саморегулируемые организации управляющих компаний ПИФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Организация - понятие, используемое в НК РФ, схожее с термином "юридическое лицо", но имеющее определенные отличия. По НК РФ организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).
К российским организациям относятся как коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы), так и некоммерческие организации (фонды, ассоциации, союзы, потребительские кооперативы и др.).
Юридическое лицо имеет свое наименование (наименование юридического лица), содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (см. п. 1 ст. 54 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (государственная регистрация организации). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (см. п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с ГК РФ (см. п. 4 ст. 54 ГК РФ).
Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (см. п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Законодательство РФ о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ (см. ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (см. ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. До вступления в силу Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляло МНС России.
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах (см. ст. 3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
С 1 января 2005 г. государственная пошлина взимается на основании гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, введенной Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. В целях гл. 25.3 НК РФ выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям. Указанные органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений РФ, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, иные платежи, за исключением государственной пошлины (см. ст. 333.16 НК РФ).
В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются:
1) организации;
2) физические лица.
Организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они:
1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ;
2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ.
Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах (см. п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, - 2 000 руб. (пп. 1);
за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, - 20% размера государственной пошлины, установленного в подп. 1 (пп. 3);
за аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории РФ, - 60 000 руб. за каждый филиал (пп. 4);
за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - 400 руб. (пп. 8);
за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица - 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию (пп. 9).
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством РФ (см. ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (см. ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами (см. ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются (см. ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"):
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются (см. п. 1 ст. 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"):
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином РФ);
в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);
г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);
д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);
и) документ об уплате государственной пошлины.
Представление документов при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При этом верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки, предусмотренной п. 3 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (см. п. 2 ст. 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
2. Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).
О порядке лицензирования см. коммент. к ст. 38.
В соответствии с п. 2 ст. 64 комментируемого Закона акционерные общества, имевшие лицензии на осуществление деятельности инвестиционных фондов на момент вступления в силу комментируемого Закона, должны были привести свою деятельность в соответствие с комментируемым Законом в течение одного года со дня вступления в силу комментируемого Закона (см. коммент. к ст. 62). Это требование не распространяется на акционерные общества, решения общих собраний акционеров которых предусматривали создание из их имущества паевых инвестиционных фондов и прекращение ими деятельности инвестиционных фондов.
3. Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на АИФ с учетом особенностей, установленных комментируемым Федеральным законом.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. Федеральных законов от 02.12.2004 N 153-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ) в соответствии с ГК РФ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Закон распространяется на все АО, созданные или создаваемые на территории РФ, если иное не установлено этим Законом и иными федеральными законами.
Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения АО в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.
Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения АО, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами.
Особенности создания АО при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами РФ о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения АО, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Особенности правового положения АО, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком АО, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия (см. ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Акционерным обществом (далее - АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников АО (акционеров) по отношению к АО.
Акционеры не отвечают по обязательствам АО и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам АО в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и АО.
Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на АО с одним акционером постольку, поскольку Федеральным законом "Об акционерных обществах" не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.
АО является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
До оплаты 50% акций АО, распределенных среди его учредителей, АО не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением АО.
АО имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, АО может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то АО в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.
АО считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. АО создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
АО вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами.
АО должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование АО на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.
АО вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации (см. ст. 2 Федерального закона "Об акционерных обществах").
АО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
АО не отвечает по обязательствам своих акционеров.
Если несостоятельность (банкротство) АО вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для АО указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества АО может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Несостоятельность (банкротство) АО считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для АО указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения АО действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) АО.
Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам АО, равно как и АО не отвечает по обязательствам государства и его органов (см. ст. 3 Федерального закона "Об акционерных обществах").
АО должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. АО вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование АО на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" либо аббревиатуру "ЗАО" или "ОАО".
Фирменное наименование АО на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Место нахождения акционерного общества определяется местом его государственной регистрации (см. ст. 4 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Деятельность инвестиционных фондов регулируется Федераль­ным законом от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее - Закон об инвестиционных фондах).

Согласно ст. 1 Закона об инвестиционных фондах, инвестицион­ный фонд - это находящийся в собственности акционерного обще­ства либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интере­сах акционеров этого акционерного общества или учредителей дове­рительного управления.

Этот закон предусматривает две разновидности инвестиционных фондов: акционерные инвестиционные фонды (АИФ) и паевые инве­стиционные фонды (ПИФ).

Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное об­щество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты. Одним из обязательных атрибутов акционерного фонда является его наименова­ние, которое в обязательном порядке должно содержать указание, что это акционерное общество является инвестиционным фондом.

Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою де­ятельность только на основании лицензии, выдаваемой ФСФР России.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к деятельности акционерных инвестиционных фондов, являются:

а) соблюдение фондом требований к организационно-правовой форме;

б) наличие в уставе фонда положения о том, что исключительным предметом его деятельности является инвестирование в имущество, определенное законодательством и предусмотренное инвестиционной декларацией фонда;

в) наличие у фонда на дату подачи документов в лицензирующий орган собственных средств в размере не менее 5 млн руб.;

г) отсутствие в числе акционеров фонда специализированного депозитария, регистратора, оценщика и аудитора, заключивших соот­ветствующие договоры с фондом;

д) отсутствие в числе лиц, осуществляющих функции единолич­ного исполнительного органа, а также в числе лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального испол­нительного органа акционерного инвестиционного фонда:

Работников специализированного депозитария, регистратора, оценщика и аудитора фонда, а также лиц, привлекаемых ука­занными организациями для выполнения работ по гражданско- правовым договорам,

аффилированных лиц специализированного депозитария, ре­гистратора, оценщика и аудитора фонда,

лиц, которые осуществляли функции единоличного исполни­тельного органа управляющей компании, специализированно­го депозитария, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации и него­сударственного пенсионного фонда или входили в состав кол­легиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации и негосударственного пенсионного фонда в момент аннулирования у этих организа­ций лицензии на осуществление соответствующей деятельно­сти за нарушение лицензионных требований и условий, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет,

Лиц, на которых было наложено взыскание за административ­ное правонарушение в области финансов и рынка ценных бу­маг, если со дня наложения взыскания прошло менее года,

лиц, имеющих судимость за преступления в сфере экономичес­кой деятельности или преступления против государственной власти, интересов государственной власти, интересов государ­ственной службы и службы в органах местного самоуправления;

е) наличие необходимого числа членов совета директоров (наблю­дательного совета) или коллегиального исполнительного органа ак­
ционерного инвестиционного фонда, являющихся аффилированными лицами управляющей компании этого фонда или ее аффилированных лиц, в том числе лицами, привлекаемыми для выполнения работ по гражданско-правовым договорам, в размере не более одной четвертой состава соответственно совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа указанного инвестици­онного фонда;

ж) отсутствие факта осуществления акционерным обществом иных видов предпринимательской деятельности, кроме деятельности инвестиционного фонда;

з) соблюдение фондом требований к передаче активов в довери­тельное управление управляющей компании;

и) соблюдение установленных законодательством требований к порядку и срокам определения стоимости активов, а также стоимо­сти чистых активов фонда;

к) соблюдение требований к хранению имущества в специализи­рованном депозитарии, за исключением отдельных видов имущества, хранение которых в соответствии с законодательством может осуще­ствляться иными лицами;

л) соблюдение требований к раскрытию информации о деятель­ности инвестиционного фонда;

м) соблюдение фондом требований к представлению отчетности;

н) соблюдение требований нормативных правовых актов, регули­рующих деятельность инвестиционных фондов.

При осуществлении своей деятельности акционерный инвестици­онный фонд руководствуется законодательством РФ, уставом, а так­же инвестиционной декларацией, которая содержит:

Описание целей инвестиционной политики акционерного ин­вестиционного фонда;

Перечень объектов инвестирования;

Описание рисков, связанных с инвестированием в указанные объекты инвестирования;

Требования к структуре активов инвестиционного фонда.

В основе этого инвестиционного института лежит экономическая категория, именуемая акционерным капиталом. Имущество (акционер­ный капитал) фонда формируется в результате эмиссии ценных бумаг.

Акционерный инвестиционный фонд не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций. Размещение акций инвестиционного фонда должно осуществляться только путем открытой подписки, за исключением случаев размещения акций, пред­назначенных для квалифицированных инвесторов.

При размещении акций акционерного инвестиционного фонда их оплата может производиться только денежными средствами или иму­ществом, предусмотренным инвестиционной декларацией фонда. Не­полная оплата акций при их размещении не допускается.

По сути, акционерный инвестиционный фонд только аккумули­рует те активы, которые были внесены акционерами. Непосредствен­ное инвестирование имущества фонда осуществляет управляющая компания. Поэтому все имущество акционерного инвестиционного фонда подразделяется на две категории.

Вторую категорию составляет имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов управления и иных органов фонда. Эта категория имущества остается в распоряжении этих органов.

Одной из отличительных особенностей акционерного инвестици­онного фонда является то, что процесс инвестирования его активов может осуществляться вне отношений по доверительному управлению. Управляющей компании законодательством предоставлена возмож­ность приобрести права и обязанности по управлению активами фон­да на основании договора о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда.

При рассмотрении этой категории фондов необходимо учитывать, что сочетание статуса инвестиционного фонда и статуса акционерно­го общества определяет двойственный характер их правового регули­рования. Это значит, что в своей деятельности акционерный инвести­ционный фонд должен руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах), но с учетом особенностей, уста­новленных Законом об инвестиционных фондах.

Можно сказать, что в случае акционерных инвестиционных фон­дов, так же, как и в случае кредитных союзов, ожидания государства не оправдались. Ведь с учетом того, что первые нормативные акты об акционерных инвестиционных фондах появились еще в 1992 г., резуль­татом развития этой формы инвестирования являются лишь шесть дей­ствующих акционерных инвестиционных фондов.