Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения. Организация внутреннего контроля в организации

Уважаемые читатели!

Представляем вашему вниманию новую рубрику – «Внутренний контроль». В ней мы будем рассказывать о том, как организовать систему внутреннего контроля и проводить отдельные контрольные мероприятия.

Л.В. Чхутиашвили , канд. экон. наук, аудитор, член ИПБ Московского региона

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязал экономические субъекты организовать и осуществлять внут­ренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. А экономические субъекты, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны организовать и осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета и составления отчетности (за исключением случаев, когда руководитель самостоятельно ведет бухгалтерский учет). Поговорим о том, что представляет собой внутренний контроль.

Современные условия хозяйствования характеризуются постоянным увеличением текущей экономической информации как на внешнем, так и на внутреннем уровнях. Для всех пользователей экономическая информация является базой для принятия обоснованных управленческих решений.

В связи с этим существенно возрастает необходимость действенного контроля за полнотой и достоверностью текущей и отчетной экономической информации. Одним из основных инструментов решения подобных проблем является своевременный внутренний контроль, роль которого в принятии рациональных управленческих решений огромна.

Задачи внутреннего контроля

Бухгалтерский учет служит не только для систематизации и накопления информации, но и для контроля совершаемых хозяйственных операций или фактов хозяйственной жизни. Организации, правильно ведущие бухгалтерский учет, тем самым контролируют в той или иной степени свою деятельность, другой вопрос, насколько результативен такой контроль. Если его организовать в рамках отдельной системы внутреннего контроля, дополняющей бухгалтерский учет, эффективность будет намного выше. В недалеком будущем к этому придут все организации, заинтересованные в наведении порядка в своем бухгалтерском учете.

Посредством внутреннего контроля собственники и руководство экономического субъекта имеют возможность получать необходимую информацию о действительном состоянии объекта управления. Это позволяет обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций, а также соответствия деятельности требованиям действующих нормативных правовых актов.

Ключевая функция внутреннего контроля заключается в разработке и представлении не только предложений по ликвидации выявленных нарушений, но и рекомендаций по повышению эффективности управления, выявлению резервов развития, а также в консультативной поддержке руководства организации. Внутренний контроль помогает выявить результативность системы управления организации.

Принципы организации внутреннего контроля

Внутренний контроль является частью системы управления, служащей для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и эффективного функционирования организаций любых видов деятельности. От его эффективной организации зависит эффективность работы экономического субъекта в целом.

Организация внутреннего контроля в процессе управления должна быть ориентирована на организационно-правовую форму, размер организации и масш­табы ее деятельности. Чем сложнее структура внутренней среды экономического субъекта, тем больше информации необходимо для принятия эффективных управленческих решений. Основой для принятия большинства управленческих решений служит информация, формируемая в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете.

Так как риск внутренне присущ любой деятельности, предприниматели, добровольно принимая на себя риски в целях получения будущих выгод, должны уметь управлять ими. Каким образом организован этот процесс: стихийно или осознанно – вопрос корпоративной культуры. Более высокий уровень управления рисками обеспечивается созданием системы внутреннего контроля, которая в отличие, например, от руководителя и главного бухгалтера занимается контролем рисков предприятия.

В Международных стандартах аудита МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» система внутреннего контроля – это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством предприятия в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения учета финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Система внутреннего контроля организации – это постоянно функционирующая система, направленная на обеспечение выполнения миссии организации и достижения поставленных задач, а также повышающая эффективность системы управления деятельностью организации за счет использования качественной информации, обеспечивающей:

  • оперативность принятия управленческих решений;
  • своевременное выявление и анализ рисков;
  • соблюдение законодательства и внут­ренних политик и процедур;
  • эффективное использование ресурсов;
  • сохранность активов;
  • достоверность финансовой и управленческой отчетности. С 2012 года в России признаны МСФО, обязательный порядок применения которых распространяется пока на консолидированную отчетность, составляемую банками, страховыми организациями и компаниями, размещающими свои ценные бумаги на фондовой бирже. Однако налицо тенденция к более широкому внед­рению МСФО путем приближения российских стандартов к международным.

МСФО 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н) устанавливает, что наряду с финансовой отчетностью организации обязаны довести до заинтересованных лиц информацию о характере, размере рисков и о том, каким образом организация управляет этими рисками. По каждому виду рисков, а в МСФО 7 речь идет о кредитном риске, риске ликвидности, рыночном риске и ряде других, организация должна указать (п. 33):

(a) подверженность организации рискам и как они возникают;

(b) цели, политику и процедуры организации в области управления рис­ками и методы, используемые для оценки риска;

(c) любые изменения в (a) или (b) по сравнению с предыдущим периодом.

Способы управления рисками сводятся к следующему:

  • избежание рисков (считается крайней мерой в отношении рисков);
  • проведение процедур и разработка правил управления рисками;
  • страхование рисков;
  • создание резервов на покрытие возможных потерь.

Избежание лишает потенциальной прибыли. Организация сведет к нулю все виды рисков только в том случае, если прекратит работу. Поэтому данный способ управления носит строго ограниченный характер и применим к зонам неоправданного риска, например разного рода полукриминальным схемам. Отказ предприятия от работы с фирмами-однодневками в целях недопущения получения необоснованной налоговой экономии будет являться избежанием риска.

Проведение процедур и разработка правил управления рисками являются основной профессиональной зоной системы внутреннего контроля. Основные затраты по управлению рисками связаны с выплатой заработной платы сот­рудникам, занимающимся контролем. В качестве примеров управления рисками можно привести контроль финансовых показателей (управление рисками банкротства и ликвидности), установление лимитов (управление рисками концентрации).

Страхование рисков связано с уплатой страховых взносов. Его рекомендуется применять в случаях, когда вероятность наступления события мизерная, а возможные негативные последствия чреваты колоссальными убытками (например, страхование недвижимости от пожара).

Создание резервов под возможные риски – операция, призванная равномерно распределить бремя убытков на финансовый результат предприятия независимо от факта реализации риска на деле. Резерв уменьшает прибыль, но не вызывает оттока денежных средств, тем самым косвенно их сохраняя. Создание резервов, как правило, применяется в отношении кредитного риска.

Любой вид риска может привести к банкротству, тем не менее величина чистых активов и достаточность собственного капитала обеспечивают его выживаемость в трудные времена. В абсолютном выражении чистые активы в большей степени отражают размер организации, а относительные показатели с участием в расчетах собственного капитала – ее устойчивость.

Чтобы лимитировать риски на ранних стадиях, служба внутреннего контроля должна проводить детальный анализ ситуации в секторах экономики, в отношении которых у организации выявлен риск концентрации , углубленный анализ кредитоспособности контрагентов, в отношении операций (сделок) с которыми выявлен повышенный риск концентрации , и формировать за счет себестоимости резервы.

По мнению автора, на сегодняшний день происходит трансформация системы внутреннего контроля в инструмент оценки рисков, наблюдается смещение акцентов от оценки отдельных операций к оценке рисков в деятельности предприятия. Контролировать нужно не только факты хозяйственной жизни и постановку и ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, но также проводить ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств.

Основная задача внутреннего контро­лера (аудитора) – участие в независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, а также осуществление внутреннего контроля составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая формируется по данным бухгалтерского учета. Внутренний контролер своими своевременными действиями может сократить время присутствия на предприятии таких нежелательных лиц, как налоговые инспекторы, и уменьшить сумму аудиторского договора. Система внутреннего контроля позволяет оценить риск, способна его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия.

Внедрение системы внутреннего контроля позволяет обеспечить надежность финансовой информации и снизить риски принятия ошибочных решений. Построение системы внутреннего контроля предполагает определение наиболее существенных рисков, разработку регламентных процедур, а также корректирующие действия, которые позволят исправить ситуацию.

Затраты на предварительный контроль могут быть более эффективными, так как помогут предупредить возникновение рисков. Внедрение системы внутреннего контроля на предприятии необходимо для повышения эффективности работы его подразделений. При этом система внутреннего контроля позволит обеспечить достоверность информации и эффективно использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы предприятия.

Особое влияние на организацию сис­темы внутреннего контроля оказывает организационная структура предприятия. Необходимо понимать, какие контрольные процедуры выполняет то или иное его подразделение в соответствии с предписанным им кругом обязанностей и ответственности.

Внедрение системы внутреннего контроля начинается с определения подразделений, в которых возникают затраты и в которых будут разработаны регламентные процедуры. Причем система внутреннего контроля будет эффективнее в том случае, если все сотрудники организации будут выполнять контрольные процедуры, причем делать это следует постоянно. По мнению автора, в организации системы внутреннего контроля необходимо участие специалистов смежных служб (плановых, финансовых, экономических).

Следующим шагом в процессе построения системы внутреннего контроля становится выделение объектов контроля. В организации должны быть разработаны схема технологического процесса, график документооборота, учетная политика, должностные инструкции, а контроль – осуществляться на всех уровнях управления.

Значимость внутреннего контроля

Таким образом, внутренний контроль в организации является одной из важнейших бизнес-функций наряду с управлением производством и финансовым менеджментом.

Значение внутреннего контроля трудно переоценить. Он обеспечивает защиту имущества, качество учета и достоверность отчетности, выявление и мобилизацию имеющихся резервов в сфере производства, финансов и т.п. Внутренний контроль охватывает все сферы деятельности предприятия и направлен на повышение эффективности управления компанией.

В самом узком толковании термин внутренний контроль – это сбор информации об объекте контроля. Такого рода контроль осуществляется всеми менеджерами компании в рамках выполняемых ими функций. В широком понимании внутренний контроль – это непрерывный процесс, включающий сбор и анализ информации для принятия управленческих решений, ориентированных на эффективность деятельности предприятия.

Правильно организованный внутренний контроль позволяет существенным образом снизить количество финансовых ошибок, свести к минимуму размеры штрафных санкций, что в свою очередь способствует улучшению финансовых показателей предприятия. Игнорирование же контроля приводит к финансовым потерям, которые возникают в виде штрафов, пеней по результатам проверок со стороны финансовых органов.

Система внутреннего контроля в организации должна включать совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством предприятия в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности и для своевременного и правильного принятия управленческих решений.

Именно такой внутренний контроль позволяет:

  • осуществить грамотное и эффективное ведение бизнеса;
  • обеспечивать выполнение планов, соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
  • разрабатывать и внедрять методы защиты и сохранности активов;
  • формировать бюджеты;
  • прогнозировать экономические показатели деятельности организации.

Процедуры внутреннего контроля должны быть построены на основе принципов регулярности и системности, то есть охватывать все текущие финансовые обязательства и расчеты и проводиться с периодичностью, установленной внутренними регламентами организации, не реже одного раза в отчетный период по соответствующему налогу или группе объектов учета. Результаты проведения процедур внут­реннего контроля финансовых обязательств и денежных расчетов должны быть выражены в форме письменного отчета, представленного для ознакомления руководству предприятия.

Помимо контрольной, указанные процедуры могут выполнять одновременно информационную и организационную функции и могут быть использованы для оценки эффективности системы управления, служить основой для принятия управленческих решений заинтересованными пользователями.

Инструменты внутреннего контроля

Инструментами внутреннего контроля, на мой взгляд, являются:

  • внутренние регламенты (инструкции), формализующие процедуры внутреннего контроля;
  • должностные инструкции финансовых сотрудников и процедуры их взаимодействия с другими отделами (структурными подразделениями) и руководством компании;
  • автоматизированные программы бухгалтерского (финансового и управленческого) учета, иное программное обеспечение;
  • правовые базы данных и специальная (профессиональная) литература, периодические издания, позволяющие отслеживать и оценивать изменения налогового законодательства (проводить мониторинг нормативно-правовой базы);
  • методологические разъяснения, основанные на анализе позиции финансовых и налоговых органов и правоприменительной практики.

Собрав данные, внутренний контролер их обобщает, оценивает, сравнивая с установленными нормативами, внутренними положениями и инструкциями, законодательными и нормативными актами, сравнивает количество выявленных ошибок, недостатков и нарушений с ранее установленным уровнем существенности.

После этого он делает необходимые выводы, составляет письменный отчет, разрабатывает рекомендации и предложения. Затем он обсуждает с руководителями проверяемых подразделений все вопросы, которые касаются проверки, особенно в отношении выявленных недостатков и рекомендаций относительно их устранения.

Отличительной чертой внутреннего контроля является обязательное получение от руководства предприятия официального письменного ответа на свой отчет и рекомендации. В ответе должно быть указано, какие рекомендации выполнены, а какие считаются неэффективными. Также на внутренних контролеров возлагается обязанность контроля выполнения разработанных ими и утвержденных руководством рекомендаций структурным подразделениям, которым они были адресованы.

Система внутреннего контроля может иметь различные конфигурации в зависимости от вида деятельности организации, структуры его управления, наличия обособленных подразделений и т.д.

Обязанностью службы внутреннего контроля является системный контроль за деятельностью структурных подразделений – объектов внутреннего контроля. Контролю подвергаются локальные документы, хозяйственные операции, первичные документы, обоснованность определения норм естественной убыли, распределения затрат, соответствие плановых показателей нормативным. При оформлении результатов служба внутреннего контроля руководствуется также профессиональным суждением.

Эффективно организованная система внутреннего контроля имеет большое значение и во многом позволяет определить области риска, разработать адекватные аудиторские процедуры в отношении рискованных областей. Она также во многом облегчает работу внешнему аудиту .

Взаимодействие службы внутреннего контроля и внешнего аудита повысит эффективность внутреннего контроля производственных предприятий. Так, например, профессионально компетентный, добросовестный внутренний контролер имеет возможность свободно общаться с внешним аудитором.

Внутренний аудитор должен предоставить внешнему аудитору свои программы, планы, отчеты, заключения и другую информацию, которая может повлиять на работу внешнего аудита. При использовании этой информации внешний аудитор дает оценку эффективности работы службы внутреннего аудита.

Эффективный внутренний контроль может уменьшить объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором. На основании результатов тестирования системы внутреннего контроля аудитор более точно планирует работу, необходимые аудиторские процедуры, определяет степень надежности информации. Тестирование системы позволяет спланировать и разработать методику аудита с учетом слабых мест системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета.

Функция внутреннего контроля может быть передана независимым консультантам (аудиторам). Привлечение их целесообразно, если собственных ресурсов недостаточно, затраты на создание и содержание специального подразделения выше стоимости услуг, оказываемых независимыми внешними аудиторами; руководители организации заинтересованы в независимости оценки или могут быть использованы стандартные, апробированные на практике подходы к организации и (или) оценке внутреннего контроля.

Внешними причинами возникновения негативных последствий для организации могут служить изменение законодательства, субъективизм и отсутствие четкой позиции контролирующих органов относительно спорных вопросов, возникающих в процессе бухгалтерского учета, противоречивая правоприменительная практика.

Внутренние причины – это чаще всего низкая квалификация специалистов в штате организации, отвечающих за оценку и минимизацию налоговых рис­ков, а также отсутствие выработанной единообразной системы внутреннего контроля рисков, включающей оценку последствий хозяйственных операций или фактов хозяйственной жизни организации и контроль бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обязанность руководителя организовать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни призвана повысить доверие заинтересованных пользователей к информации, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» порядок организации такого контроля не определен. Поэтому руководитель экономического субъекта должен определить его сам, руководствуясь, если сочтет нужным, в том числе и рекомендациями, которые разрабатывают и принимают субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета (пункты 8, 9 ст. 21, ст. 24 Закона о бухгалтерском учете).

Приказ Минэкономразвития России от 21.04.2006 № 104 «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций».

Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».

Правовые основы проведения независимого финансового контроля в форме аудиторской деятельности закреп­лены в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с ним аудиторская деятельность осуществляется наряду с государственным финансовым контролем и не заменяет его.

Собственник любого экономического объекта всегда заботится о качестве организации его хозяйственной деятельности. Любое рентабельное предприятие несет собой потенциальную прибыль для своего владельца. Какой же грамотный предприниматель не будет интересоваться условиями функционирования собственного детища, приносящего ему такие серьезные доходы? Наверное, нужно быть глупцом, чтобы пустить все на самотек и предполагать, что так будет всегда, что работа в организации будет протекать так же планомерно и будет приносить такие же положительные финансовые результаты вечно, не вникая и не вмешиваясь в трудовой процесс своих подчиненных. Именно потому, что каждый бизнесмен в здравом уме и с объективным отношением к управлению своей компанией боится потерять свою прибыль и стать однажды банкротом, им вводится система внутреннего контроля деятельности организации. Что это такое? Что эта система дает? Как она организовывается? И какие цели преследует? Обо всем по порядку.

Что такое система внутреннего контроля в организации

Образцом любого показательного субъекта хозяйствования является то предприятие, которое бесперебойно осуществляет свою экономическую деятельность и выполняет главное условие своего существования - приносит прибыль, регулярно ее увеличивая. Все усилия и капиталовложения владелец компании всегда направляет только в то, что делает его организацию еще более сильнее и мощнее, расширяя источники отдачи в виде дохода. Конечно же, любой собственник желает, чтобы его фирма функционировала бесперебойно. И он понимает, что для этого нужно предпринимать соответствующие действия. Вот здесь и возникает глобальная потребность в организации системы внутреннего контроля организации. Здесь четко просматривается необходимость формирования внутри предприятия такого аппарата наблюдения и выявления недочетов в процессе хозяйствования, который будет сигнализировать собственнику о любых нарушениях и несоответствиях. Что должен представлять собой подобного рода аппарат?

Система внутреннего контроля в управлении организацией - это совокупность методов слежения, наблюдения, проверки, оценки и анализа всех происходящих на предприятии процедур и процессов хозяйствования, которые имеют непосредственное отношение к результатам экономической деятельности компании в целом. Иными словами, это специальные сотрудники, конкретные методики исследования, перечень аналитического оборудования и соответствующих технологий, которые в совокупности дают тот самый эффект контроллинга, которым хочет быть обеспечен бизнесмен-собственник. Такой контроллинг нужен ему для того, чтобы обезопасить себя от недобросовестных подчиненных или некачественного выполнения ими обязанностей, что в итоге может повлиять на финансовый результат деятельности предприятия в целом. Но каким образом этот процесс организовывается?

Внутреннего контроля в компании - это формирование такой благоприятной почвы для функционирования контролирующих органов во взаимосвязи с их доступом к техническому оборудованию и всей необходимой информации субъекта хозяйствования, которая может обеспечить качественный контроль в наблюдении за работой трудящихся и выполнением ими непосредственных задач в соответствии с их должностными инструкциями. Проще говоря, создание на предприятии аппарата контроллинга предполагает собой выполнение специалистами-аудиторами проверок на всех функциональных участках фирмы.

Цели

Грамотный бизнесмен никогда ничего не делает бесцельно, поэтому любое свое действие, нововведение, распоряжение или приказ, отдаваемый через директора, он обдумывает до мелочей и внедряет в хозяйственную деятельность своего предприятия для достижения конкретного результата. Соответственно, так же и с контролирующим аппаратом. Существует четыре основные цели системы в организации, которыми руководствуется любой собственник во избежание появления проблем:

  1. Проверка эффективности хозяйственной деятельности. Подразумевает необходимость наблюдения и слежения за осуществляемыми на предприятии экономическими операциями с целью выявления возможных отклонений и пресечения таковых.
  2. Информационная безопасность. Предполагает собой организацию прозрачного функционирования бухгалтерского отдела в предоставлении достоверной, объективной, полной и своевременной отчетности для руководства и высших инстанций.
  3. Пресечение хищений и противоправных действий сотрудников. Имеется в виду ужесточенный контроль за возможными инцидентами «отмывания денег» и проведения афер сотрудниками внутри предприятия.
  4. Соблюдение регламента. Каждая единица штата в кадровом аппарате должна неукоснительно следовать внутреннему нормативному распорядку трудовой деятельности.

Пытаясь обезопасить себя и плоды функционирования своей компании в виде выручки, ее владелец ставит перед собой конкретные цели. Эти цели успешно реализовываются благодаря эффективной организации системы внутреннего контроля в организации.

Структура

Механизм контроллинга на любом предприятии осуществляется посредством иерархической подчиненности контролирующих органов. На каждом участке есть ответственные за проведение наблюдательных и проверочных мероприятий органы. Как выглядит образец системы внутреннего контроля в организации с точки зрения структурно-иерархического подчинения?

Конечно же, многое зависит от формы правления на предприятии. С маленькой фирмой и кадровым штатом в три-четыре человека все понятно, там и контролировать особо нечего, этим занимается непосредственный руководитель. Но в крупных предприятиях все иначе: чем больше компания, тем больше соответствующих мероприятий внутреннего контроля должно распространяться по ее структурным отделам. К примеру, организация внутреннего контроля в корпоративных системах осуществляется в разрезе нескольких структурных блоков:

  • Первый блок - совет директоров, основной и непоколебимый управленческий аппарат, которым централизованно осуществляется управление и контроль.
  • Второй блок - предполагает разветвление контроля от совета директоров на два основные органа в виде аппарата правления и комитета по аудиту.
  • Третий блок - предусматривает разделение контроля от аппарата правления на руководителей всех существующих на фирме отделений, которые контролируют, в свою очередь, непосредственную деятельность своих подчиненных в каждом отделе.
  • Четвертый блок - подразумевает рассредоточение контроллинговых обязанностей комитета по аудиту на подразделение по управлению рисками и подразделение внутреннего контроля.

Исходя из блочного структурирования органов контроля в компании, можно сделать вывод о том, что в корпоративных формах правления предусмотрено два направления: это отдельные структурные органы внутри предприятия и начальники отделов, которые ведут наблюдение за своими подчиненными. Зачастую именно так и происходит организация системы внутреннего контроля на предприятии.

Немного иначе выглядит структура надзора финансовых учреждений. Система внутреннего контроля кредитной организации предусматривает шесть основных источников распространения соответствующих мероприятий на определенных уровнях иерархии:

  • органы управления кредитной организацией;
  • руководитель и его заместители;
  • главный бухгалтер и его заместитель;
  • ревизионная комиссия или ревизор в одном лице;
  • специальные контролирующие подразделения;
  • иные структурные подразделения органов контроля кредитной организации.

Виды

Классификация разновидностей внутреннего надзора довольно многогранна ввиду большого количества признаков подразделения. Так, создание системы внутреннего контроля организации предусматривает несколько разветвлений по главным направлениям.

По порядку осуществления:

  • административный;
  • управленческий;
  • финансовый;
  • технологический;
  • правовой;
  • бухгалтерский.

По форме предоставления:

  • фактический;
  • компьютерный;
  • документальный.

По временному признаку:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

По полноте охвата:

  • полный и частичный;
  • сплошной или выборочный;
  • комплексный или тематический.

Методы

Помимо перечисленных видов надзора, ревизионные процедуры, производимые на предприятии, могут проявляться в осуществлении различных методологических подходов к проверке. Поэтому организация системы внутреннего контроля на предприятии предполагает применение набора трех основных методических направлений.

Общеметодические приемы:

  • Аудит - предполагает контроль бухгалтерской деятельности и финансовой отчетности.
  • Мониторинг - предполагает штудирование корректности произведенных процедур по конкретным направлениям в конкретных отделах предприятия.
  • Ревизия - осуществляется посредством проведения проверочных манипуляций с документацией.
  • Анализ - производит расчет конкретных экономических показателей и сверяет их со значениями нормы.
  • Тематическая проверка - производится на предмет чего-то конкретного, к примеру, проверка кассы и наличных денежных средств.
  • Служебное расследование - возникает в случае, когда выявлено какое-то несоответствие регламенту или правонарушение материально-ответственного лица.

Приемы документального контроля:

  • Юридическая оценка - относится непосредственно к полномочиям юротдела на предприятии с проверочными мероприятиями по части договоров и прочей документации.
  • Логический контроль - выполняется с целью проверки рентабельности осуществляемых хозяйственных операций, отраженных в соответствующих документах.
  • Арифметическая проверка - проявляется в конкретном просчете и сравнении показателей в документах с реальными данными.
  • Встречная проверка - предполагает поднятие первички за конкретный период и ее анализ: сюда относятся товарно-транспортные накладные, налоговые накладные, корректировки к налоговым накладным и другое.
  • Формальная проверка - предусматривает контроль за наличием обязательных документов, на основании которых осуществлялись те или иные операции.
  • Сравнительная проверка - выявляет неточности и несоответствия в цифровых, суммарных, эквивалентных данных.

Приемы фактического контроля:

  • Инвентаризация - предусматривает проверку системой внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации наличия и пересчета такого имущества, как основные средства, материальные и нематериальные активы, денежные средства в кассе, безналичные финансы на счетах в банке и прочее.
  • Экспертиза - проводится методом привлечения эксперта или состоящего в штате специалиста в конкретном вопросе определенной направленности.
  • Визуальное наблюдение - предполагает контроль за сотрудником и его трудовой деятельностью со стороны. Например, так может наблюдать старший бухгалтер за выполнением своих обязанностей рядовым бухгалтером.
  • Контрольный замер - отличается внезапным решением осуществить проверку на предмет количественного или качественного воспроизводства той или иной операции на предприятии с целью ее сравнения с нормой.
  • Анализ управленческой информации - предопределяет изучение приказов, распоряжений, указов внутреннего характера и проверку результатов их выполнения.

Функции

Организация системы внутреннего надзора в организации любой формы собственности предусматривает выполнение соответствующими органами конкретных функций. Ведь каждая контроллинговая операция предполагает достижение определенного результата. Глобальным результатом должна стать бесперебойная работа предприятия с регулярным и стабильным объемом дохода. А достичь его представляется возможным только при выполнении совокупности стратегических функций. Вот некоторые из них:

  • Мониторинг хозяйственной деятельности компании и ее внешней среды - включает в себя отслеживание тенденций рынка, изменений в потребностях спроса, а также конкурентные объекты и политику их деятельности.
  • Разработка стратегических направлений деятельности предприятия - предусматривает достижение главной цели компании за счет тактических шагов в операционно-экономической деятельности.
  • Создание системы оценки рисков и управления ими - контролирующие органы любого предприятия должны иметь представление о том, какие ему угрожают неблагоприятные факторы внутри его деятельности.
  • Оценивание проектов инвестирования и капиталовложения - внутренним контролем должны проводиться работы по оценке продуктивности, рациональности и доходности инвестируемых им проектов.

Переходя от общего к частному, можно выделить текущие функции системы внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации, как основополагающие информационные данные для проведения качественного внутреннего инспектирования на предприятии:

  • изучение действующих систем бухучета;
  • оценка продуктивности и рентабельности этих систем;
  • финансовый анализ и контроль бухгалтерского учета;
  • мониторинг методов контроллинга;
  • соответствие законодательству на глобальном уровне;
  • соблюдение внутреннего регламента сотрудниками;
  • оценка уровня надежности предоставляемых информационных данных;
  • консультирование в бухгалтерских, налоговых, правовых вопросах;
  • участие в непосредственной автоматизации бухгалтерского, управленческого и налогового учета;
  • проверка выполнения плановых показателей.

Этапы

Как и любая другая хозяйственная или процессуальная процедура, проведение контролирующих мероприятия предусматривает поэтапную очередность выполнения конкретных задач. Вот какими основными этапами организации системы внутреннего контроля характеризуется подобного рода процессия:

  1. Инициирование проверки. Любая контрольная акция проводится либо по распоряжению руководства компании, либо в качестве запланированных мероприятий. Осуществляется проверка на основании приказа директора или в плановом расписании контроллинговых процедур.
  2. Планирование контроля. Каждой проверке предшествует выявление какого-то несоответствия в функционале предприятия или желание руководящих лиц оценить положение вещей внутри персонала и выполняемой им работы. Поэтому перед непосредственными контрольными процедурами осуществляется плановое обследование подлежащего проверке участка и разработка тактических направлений в воспроизведении предстоящих мероприятий.
  3. Непосредственное проведение проверки. На конкретно заданном участке за конкретно обозначенный период времени берутся к обследованию определенные документы и анализируются хозяйственные операции в их взаимосвязи со смежными процессами экономической деятельности на предприятии.
  4. Подготовка результатов проверки. По итогам всех проверочных операций результаты контроллинга подлежат обязательному документированию для предоставления итоговых показателей руководству компании.
  5. Проведение соответствующих работ после изучения результатов проверки. В ходе проведения контролирующих операций выявляются правонарушения, совершенные материально-ответственными лицами, обнаруживаются отклонения от норм, просматриваются случаи халатного отношения некоторых сотрудников к работе, влекущие за собой в каком-то смысле урон для экономики предприятия в целом. Поэтому подобные ситуативные прецеденты дают реакцию со стороны руководящего аппарата в виде выговора, депремирования или увольнения нерадивых подчиненных. Помимо этого, в обязательном порядке проводится анализ полученных данных и делаются выводы касательно возможной модернизации трудового процесса, требуемой на данном этапе в целях повышения эффективности деятельности компании в целом.

Анализ

Анализ системы внутреннего контроля в организации имеет немаловажное значение в поддержании качества и корректности проведения внутреннего аудита на предприятии. Почему он так важен в системе современного предпринимательства? Потому что анализ и оценка системы внутреннего контроля организации являются толчком для разработки рекомендаций по его совершенствованию и модернизации хозяйственного процесса в целом. Не только сама по себе проверка процессуальных операций экономической деятельности предприятия важна, но и уровень эффективности ее проведения может повлиять на процветание и рентабельное функционирование фирмы как таковой.

Анализ системы внутреннего организации осуществляется соответствующими органами централизованной подчиненности компании по следующим направлениям:

  • разбор контроллинговых процессий как объекта аналитического исследования;
  • обследование квалификационного потенциала и профессионализма выполняющих контролирующие мероприятия сотрудников;
  • рассмотрение качества организации плановых работ, проведенных проверяющими в виде подготовки к самому процессу ревизии;
  • проверка законспектированного плана стратегических действий в ходе проведения внутреннего аудита на уровне предприятия;
  • исследование наличия планов проверок на перспективу, а также анализ их актуальности и глубины рассматриваемой контролирующим аппаратом проблематики.

Оценка

Понятие анализа неразрывно связывают с понятием оценки. В обширном понимании этот термин предполагает установление абсолютной или относительной ценности исследуемого объекта, предмета, явления. В плане экономического подтекста оценка системы внутреннего контроля организации подразумевает сопоставление с нормой проведенных ревизорами в ходе проверки действий, а также рассмотрение качества составленных ими мероприятий, направленных на выявление несоответствий, неточностей, ошибок в процессе хозяйственной деятельности. Попросту говоря, это проверка качества работы самих проверяющих.

Совокупность двух смежных понятий - оценки и анализа - предопределяет необходимость проведения дополнительных мероприятий после проверки. Ведь по итогам анализа системы внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации оценивается необходимость ужесточения, к примеру, трудового регламента касательно оформления и хранения документооборота, или же принимаются решения о более тщательных и более частых инвентаризациях основных средств предприятия, поскольку в этой части бухучета зачастую встречаются несоответствия с предыдущими показателями, и так далее. И это касается не только конкретно бухгалтерии предприятия. То есть, иными словами, оценка результатов, полученных в ходе проверки, дает возможность судить о необходимости совершенствования системы внутреннего контроля организации или, наоборот, сделать выводы о ее качественном функционировании на данном конкретном этапе. Оценивая приобретенные в ходе проверки итоговые показатели, можно также оценить работу самих контролирующих органов, исходя из глубины и содержательности их доклада по окончании контрольных мероприятий.

Требования

При всем при этом не стоит забывать, что применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать установленным нормам и регламенту. Причем осуществляться данное соответствие должно как на уровне предприятия, так в плане соблюдения действующего законодательства. Федеральной налоговой службой предусмотрено следование всех существующих организаций как субъектов хозяйствования приказу от 16 июня 2017 года «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля». Вот что эти требования собой представляют:

  • Создание такого контролирующего аппарата в компании, который будет обеспечивать упорядоченное и эффективное ведение хозяйственной деятельности, достижение положительных финансовых результатов, сохранность активов и имущества предприятия.
  • Формирование адаптированной для проведения качественного контроллинга среды внутри компании.
  • Разработка системы управления возможными рисками.
  • Возможность проверки существующих фактов уклонения от уплаты налогов, сборов, взносов по страхованию.
  • Раскрытие необходимой информации о возможных рисках и предоставление ее руководству в должной форме.
  • Выполнение контрольных процедур, направленных на минимизацию и снижение уровня рисков.

Исходя из требований к организации системы внутреннего контроля, можно сделать выводы о серьезной доле значения, которая отведена именно рискам - существующим возможным угрозам, которые являются неотъемлемым элементом потенциальных страхов предпринимателей.

Риски

Модель внутреннего контроля, ориентированного на риск, - это модель, которая позволяет анализировать угрозы предприятия, обусловленные необходимостью овладения достоверной информацией об активах и обязательствах данного экономического субъекта. Ориентирование на риски в организации системы внутреннего контроля подразумевает цель руководства компании получать разумную степень уверенности в том, что компания будет достигать поставленных целей наиболее эффективным образом. И в этом ключе главное предназначение контроля - это обеспечение своевременного выявления и анализа рисков надежности бухгалтерской отчетности, соответствия деятельности сотрудников регламенту и предусмотренным учетной политикой предприятия нормам регламентирования рабочего трудового процесса, а также выполнение финансово-хозяйственных планов, эффективное использование ресурсов, правдивость финансовой и управленческой информации. Поэтому главным щитом для осуществляющего хозяйственную деятельность субъекта предпринимательства в борьбе с угрозами и рисками, мешающими ему функционировать в нормальных условиях, является качественно построенный и правильно организованный контроль.

  • размещено в разделе:
  • Государственная система стандартизации (ГСС). В данной организации было разработано 7 документированных процедур и процедура "Внутренние проверки" получила порядковый номер Д 00.07. Автором документа является начальник отдела .

    Проверка

    1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ДЕЙСТВИЯ

    1.1 Настоящая документированная процедура системы менеджмента качества разработана в соответствии с требованиями раздела 8.2.2 ИСО 9001:2000 и регламентирует порядок проведения внутренних аудитов в подразделениях организации.

    1.2 Требования настоящей Д 00.07 распространяются на все подразделения предприятия.

    При разработке данной документированной процедуры использованы следующие нормативные документы:

    • ISO 9000:2000 Системы менеджмента качества - Основополагающие принципы и словарь.
    • ISO 9001:2000 Системы менеджмента качества - Требования.
    • ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка.
    • ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов.
    • ГОСТ Р ИСО 10011-3-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок.
    • РК 00.00 Руководство по качеству организации.
    • Д 00.03 Порядок управления записями по качеству.
    • Д 00.04 Порядок разработки и внедрения корректирующих действий.

    3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

    3.1 В данной документированной процедуре используются термины и их определения из ISO 9000:2000:

    Аудит (проверка) - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).

    Примечание: Внутренние аудиты (проверки), иногда называемые аудиты (проверки) первой стороной, проводятся обычно самой организацией, или от ее имени, для внутренних целей и могут служить основанием для декларации о соответствии.

    Внешние аудиты (проверки) включают аудиты, обычно называемые "аудиты (проверки) второй стороной" или "аудиты (проверки) третьей стороной".

    Аудиты (проверки) второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными а деятельности организации, например потребителями или другими лицами от их имени.

    Аудиты (проверки) третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями. Эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствия требованиям, например, требованиям ИСО 9001 и ИСО 14001.

    Программа аудита (проверки) - совокупность одного или нескольких аудитов (проверок), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

    Критерии аудита (проверки) - совокупность политики, процедур или требований, которые применяются в виде ссылок.

    Свидетельство аудита (проверки) - записи, изложение фактов или другая информация, связанная с критериями аудита (проверки) и которая может быть проверена.

    Примечание: Свидетельство аудита (проверки) может быть качественным или количественным.

    Наблюдения аудита (проверки) - результат оценки свидетельства аудита (проверки) в зависимости от критериев аудита (проверки).

    Примечание: Наблюдения аудита (проверки) могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита (проверки) или на возможности улучшения.

    Заключение по результатам аудита (проверки) - выходные данные аудита, предоставленные группой по аудиту (проверке) после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита.

    Заказчик аудита (проверки) - организация или лицо, заказавшие аудит (проверку).

    Проверяемая организация - организация, подвергающаяся аудиту (проверке).

    Аудитор (эксперт по сертификации систем качества) - лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки).

    Группа по аудиту (проверке) - один или несколько аудиторов (экспертов по сертификации систем качества), проводящих аудит (проверку).

    Примечание 1. Один из аудиторов в группе по аудиту (проверке), как правило, назначается руководителем группы по аудиту (главным экспертом-аудитором).

    Примечание 2. Группа по аудиту может включать стажеров и, в случае необходимости, технических экспертов.

    Примечание 3. В работе группы могут принимать участие наблюдатели без полномочий членов группы по аудиту.

    Технический эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями или опытом применительно к объекту, подвергаемому аудиту

    Примечание 1. Специальные знания или опыт включают знания или опыт применительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту, а также знание языка и культуры страны, где проводится аудит.

    Примечание 2. Технический эксперт не имеет полномочий аудитора (эксперта по сертификации систем качества) в группе по аудиту (проверке).

    Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умение

    Продукция - результат процесса.

    Несоответствующая продукция - продукция, не удовлетворяющая требованиям НД (продукция имеющая отклонения или произведенная в условиях не соответствующих нормам, указанным в НД).

    Корректирующее действие - действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации,

    Примечание 1 . У несоответствия может быть несколько причин.

    Примечание 2. Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие - для предотвращения возникновения события.

    Утилизация несоответствующей продукции - действие в отношении несоответствующей продукции, предпринятое для предотвращения ее первоначального предполагаемого использования.

    Примеры: Переработка, уничтожение.

    Составные части процесса - К 5-ти составным частям процесса, которые можно, при необходимости, разбить на более мелкие относятся:

    Материалы - (основные и вспомогательные). Все материалы должны иметь сопроводительную документацию установленной формы в виде паспорта или сертификата. В должностные и рабочие инструкции должны быть внесены указания по проведению проверки и методы проверки соответствия материалов установленным требованиям.

    Оборудование - (технологическое, контрольно-измерительное, приспособления, оснастка, инструменты, компьютеры и программное обеспечение). В должностные и рабочие инструкции должны быть внесены требования по проверке пригодности оборудования для выполнения процесса.

    Среда - (температура, влажность, уборка помещений, теплоэнергоносители). В должностные и рабочие инструкции должны быть внесены требования о проверке соответствия среды заданным параметрам.

    Персонал - (обученные и аттестованные рабочие и служащие, подчиняющиеся хозяину процесса (административно или функционально)). Для всех видов работ, входящих в процесс должны быть указаны физические требования и профессиональные требования.

    Технология - (документированный порядок выполнения работ входящих в данный процесс, в том числе краткие выписки из документации, находящиеся на рабочих местах).

    3.2 Сокращения.

    НП - начальник подразделения, в данной документированной процедуре, если не указано иное, начальник проверяемого подразделения.

    НД - нормативная документация.

    СМК - система менеджмента качества.

    ВП - внутренняя проверка (внутренний аудит системы менеджмента качества).

    4. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА.

    4.1 Общие положения.

    а) соответствует ли система менеджмента качества запланированным требованиям;
    б) эффективно ли действует система менеджмента качества и поддерживается ли она в рабочем состоянии.

    Настоящее описание порядка проведения внутренних проверок регламентирует порядок:

    • подготовки экспертов-аудиторов;
    • планирования внутренних проверок;
    • проведения внутренних проверок;
    • контроля за разработкой и внедрением корректирующих действий по результатам отклонений, выявленных в ходе внутренней проверки.

    4.2 Подготовка экспертов-аудиторов.

    Внутренние проверки проводят подготовленные и аттестованные эксперты-аудиторы. Программой внутренних проверок и подготовкой экспертов-аудиторов руководит представитель руководства по системе качества. Требования к квалификации, опыту и личным качествам аудиторов приведены в Приложении А к настоящей документированной процедуре. При проведении внутренней проверки один из экспертов-аудиторов назначается главным экспертом-аудитором. Функции и полномочия главного эксперта-аудитора приведены в Приложении Б к настоящей документированной процедуре.

    План обучения экспертов-аудиторов по форме Ф 00.01.04. По окончании обучения представитель руководства по системе качества организовывает аттестацию экспертов-аудиторов. Протокол заседания аттестационной комиссии по форме Ф 00.01.05.

    4.3 Планирование внутренних проверок.

    Годовой план внутренних проверок (ВП) на следующий год составляет и утверждает у генерального директора представитель руководства по системе менеджмента качества не позднее 15 декабря текущего года по форме Ф 00.07.01 Приложение В. Количество плановых ВП процессов и подразделений не менее 2-х в год. Утвержденный годовой план представитель руководства рассылает начальникам подразделений указанных в плане не позднее 20 декабря текущего года. Внеплановые ВП вносятся в свободные графы с указанием даты и причины проведения. Порядок заполнения граф годового плана следующий.

    4.4 Проведение внутренних проверок.

    Для проведения плановой или внеплановой ВП представитель руководства по системе менеджмента качества назначает группу из 2-3 аттестованных экспертов-аудиторов. Один из экспертов-аудиторов назначается главным для проведения данной ВП. Аудиторы назначаются исходя из принципов независимости от начальника проверяемого подразделения и компетентности в области деятельности, подлежащей проверке.

    Фамилии аудиторов и дату проверки доводит до сведения начальника проверяемого подразделения главный эксперт-аудитор по данной проверке. Все возражения и замечания начальника проверяемого подразделения по организации ВП, рассматриваются на совещании с участием данного начальника, главного эксперта-аудитора и представителя руководства для принятия согласованного решения.

    При проведении проверки главный эксперт-аудитор может распределить обязанности между членами группы аудиторов. При проведении ВП должен присутствовать представитель проверяемого подразделения. Им может быть:

    • начальник проверяемого подразделения;
    • уполномоченный по качеству подразделения;
    • представитель подразделения, назначенный начальником для участия в данной ВП.

    Все эксперты-аудиторы имеют право на получении полной и достоверной информации о деятельности проверяемого подразделения (процесса), но при этом представителю подразделения следует обращать внимание аудиторов на то, какая информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению.

    В ходе проверки аудиторы заполняют лицевую сторону Протокола внутренней проверки по форме Ф 00.07.02 Приложение Г. В случае если в проверяемом процессе (подразделении) требование данного раздела неприменимо, в соответствующей графе ставится прочерк и этот раздел в подсчет максимально возможного количества баллов не входит.

    Итоговая оценка по результатам ВП получается делением полученного количества баллов на максимально возможное по данному процессу. Результат заполнения и подсчета подписывают главный эксперт-аудитор и начальник (представитель) проверяемого подразделения при проведении итогового по результатам ВП. Все спорные вопросы и разногласия должны быть сняты до подписания протокола ВП.

    Итоговая оценка и выявленные отклонения заносятся главным экспертом-аудитором в "Отчет по результатам внутренней проверки" на оборотной стороне "Протокола..." Ф 00.07.02. Начальник проверенного подразделения организовывает проведение анализа отклонений, разработку и внедрение корректирующих действий по всем отклонениям, выявленным в ходе проверки. Корректирующие действия оформляются в 2-х экземплярах по форме Ф 00.04.01 "Протокол анализа отклонений" в порядке предусмотренном Д 00.04 "Порядок разработки и внедрения корректирующих действий". В этом случае в число согласующих подписей в Ф 00.04.01 входит подпись главного эксперта-аудитора по данной проверке и второй экземпляр "Протокола анализа отклонения" прикладывается к "Отчету о внутренней проверке". "Отчет о внутренней проверке" подписывают главный эксперт-аудитор и начальник проверяемого подразделения.

    4.5 Контроль за разработкой и внедрением корректирующих действий по результатам отклонений, выявленных в ходе аудита.

    Разработку и внедрение корректирующих действий производит начальник проверяемого подразделения, если в ходе проверки обнаружено, что:

    а) показатели процесса находятся за пределами, установленными при планировании процесса;
    б) требования документации не соответствуют требованиям стандарта ISO 9001:2000 или, соответствуют но не выполняются.

    Главный эксперт-аудитор контролирует внедрение разработанных корректирующих действий по срокам наиболее удаленным. В случае срывов сроков немедленно докладывает представителю руководства по системе менеджмента качества.

    После внедрения и проверки результативности корректирующих действий начальник подразделения сообщает об этом главному эксперту-аудитору, который организовывает повторную проверку. В этом случае проверке подвергается только область обнаруженного и устраненного отклонения.

    Допускается проведение повторной проверки при следующей плановой проверке по усмотрению главного эксперта-аудитора.

    Факт устранения отклонения главный эксперт-аудитор фиксирует в разделе 4 "Отчета...". и передает "Отчет..." на ознакомление представителю руководства.

    5. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И АРХИВИРОВАНИЕ.

    5.1 Подлинник документированной процедуры после окончания срока действия, аннулирования или замены хранится в производстве 3 года.

    5.2 К записям по качеству, образующимся в ходе работы по настоящей документированной процедуре, относятся:

    Название документа Форма Место хранения Срок хранения
    1 План обучения экспертов-аудиторов Ф 00.01.04 Архив ОКК 2 года
    2 Протокол заседания аттестационной комиссии Ф 00.01.05 Архив ОКК 2 года
    3 Годовой план проведения внутренних проверок. Ф 00.07.01 Архив ОКК 2 года
    4 Протокол внутренней проверки. Ф 00.07.02 Архив ОКК
    Архив подразд.
    2 года
    5 Протокол анализа отклонения Ф 00.04.01 Архив ОКК
    Архив подразд.
    1 год

    5.3 Записи по качеству ведутся в соответствии с требованиями документированной процедуры Д 00.03 "Порядок управления записями по качеству".

    6. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ.

    6.1 Начальник ОКК один раз в два года пересматривает данную Д 00.07 на соответствие требованиям системы менеджмента качества.

    6.2 По итогам рассмотрения начальник ОКК может принять решение о продлении действия Д 00.07 без изменений. В этом случае действие процедуры Д 00.07 продлевается на следующие два года, для чего начальник ОКК делает запись в "Листе регистрации изменений" контрольного экземпляра: "Срок действия продлен до …...........года", расписывается и ставит дату. В противном случае начальник ОКК делает запись: "Требует пересмотра. Срок действия продлен до …...........года (срок продления в этом случае не должен превышать 1 месяц), расписывается и ставит дату. Такая запись инициирует начало пересмотра данной процедуры Д 00.07.

    Решение об изменении процедуры Д 00.07 принимает начальник ОКК на основании предложений других подразделений предприятия, результатов анализа установленных и предвидимых несоответствий, а также рекомендаций внутренних или внешних аудитов.

    8. ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение А

    Требования к квалификации, опыту и личным качествам экспертов

    Квалификация (знания):

    • наличие высшего или среднего специального образования;
    • знание основополагающих нормативных документов (в т.ч. ISO 9001:2000 и ГОСТ Р ИСО 10011-1,-2,3);
    • знание документации системы менеджмента качества (СМК) ОРГАНИЗАЦИИ;
    • знание принципов, методов и организации проведения проверок СМК по ИСО 10011;
    • знание статистических методов управления качеством.

    Опыт:

    • опыт работы в ОРГАНИЗАЦИИ не менее 1 года;
    • умение работать с документами;
    • участие не менее чем в двух проверках, проводимых специалистами, допущенными к работе (в течение первого года внедрения СМК допускается участие в проверках экспертов без практического опыта проверок).

    Личные качества:

    • умение выслушивать собеседника, коммуникабельность;
    • объективность и реалистичность;
    • умение аналитически и гибко мыслить;
    • целеустремленность в улучшении качества;
    • умение устно и письменно выражать свои мысли;
    • тактичность, лояльность;
    • неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе проведения ВП.

    Приложение Б

    Функции и полномочия главного эксперта-аудитора.

    Функции главного эксперта-аудитора:

    • формирование группы аудиторов и организация её работы;
    • установление и разъяснение объекта и целей проверки аудиторам и руководству проверяемого подразделения;
    • представление группы руководству проверяемого подразделения;
    • руководство экспертами в ходе проверки;
    • решение спорных вопросов своего уровня и представление нерешенных спорных вопросов представителю руководства;
    • составление протокола аудита и утверждение отчета о результатах аудита;
    • контроль внедрения корректирующих действий;
    • проверка эффективности корректирующих действий;
    • проведение итогового совещания;
    • передача (рассылка) документов по ВП;
    • хранение и ведение документации по аудиту до сдачи в архив ОКК.

    Главный эксперт-аудитор наделен полномочиями:

    • получать всю информацию, необходимую для проведения аудита;
    • принимать решения по вопросам организации проведения аудита и оценки его результатов;
    • контролировать внедрение корректирующих действий.
    • назначать дополнительный аудит для проверки эффективности корректирующих действий по устранению отклонений, выявленных в ходе аудита.

    Приложение Г. Ф 00.07.02


    Протокол внутренней проверки № _____ от "__"_______200__г.

    Аудит плановый / внеплановый из-за:_________________________________________________

    Раздел Название раздела Оценка Примечание
    3 2 1 0
    4.2 Требования к документации
    5 Ответственность руководства - - - -
    5.1 Обязательства руководства.
    5.2 Ориентация на заказчика.
    5.3 Политика в области качества.
    5.4 Планирование.
    5.5 Ответственность полномочия и взаимосвязь.
    5.6
    6 Управление ресурсами - - - -
    6.1 Обеспечение ресурсами.
    6.2 Человеческие ресурсы.
    6.3 Инфраструктура.
    6.4 Производственная среда.
    7 Проведение процесса - - - -
    7.1 Планирование процесса.
    7.2 Проведение процесса.
    7.3 Идентификация и прослеживаемость.
    7.4 Сохранность продукции.
    7.5 Управление контрольно-измерительным оборудованием.
    8 Измерение, анализ и улучшения. - - - -
    8.1 Статистические методы.
    8.2 Мониторинг и измерения.
    8.3 Управление несоответствующей продукцией.
    8.4 Анализ данных
    8.5 Улучшения
    8.5.2 Корректирующие действия.
    8.5.3 Предупреждающие действия.
    Итого: количество ответов по столбцам
    Количество баллов по столбцам
    Фактическое кол-во баллов /
    / Возможное кол-во баллов
    /
    Итоговая оценка:

    Примечание:

    3 балла - документация соответствует требованиям процесса и СМК и полностью выполняется.
    2 балла - документация соответствует требованиям процесса и СМК, но выполняется не полностью.
    1 балл - документация не полностью соответствует требованиям процесса и СМК, и не выполняется.
    0 баллов - документация не соответствует требованиям процесса и СМК.

    Главный эксперт-аудитор
    __________________(_________________)

    найти еще статьи

  • На сегодняшний день в организациях используются различные методики внутреннего контроля. Выделим те, которые понятны и достаточно эффективны. Наиболее общая и универсальная методика предполагает разделение внутреннего контроля по этапам осуществления операций: предварительный, текущий и последующий контроль.

    Предварительный контроль проводится до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет являться та или иная осуществляемая торговой организацией операция. Примером предварительного контроля может служить контроль за соответствием заключаемых договоров поставки товаров требованиям законодательства и интересам самой компании. На этом этапе, как и на следующем, задействованы многие участники системы внутреннего контроля предприятия, ответственные за совершение какой-либо хозяйственной операции.

    Текущий контроль начинается там, где заканчивается предварительный. Он осуществляется на стадии формирования, распределения и использования финансовых ресурсов предприятия. Проверяется соблюдение финансовой дисциплины и принимаются меры по предотвращению нарушений. В ходе текущего контроля могут контролироваться действия отдельных подразделений и отделов, добросовестное выполнение работниками своих обязанностей. Для таких мероприятий в крупных компаниях может понадобиться отдельная служба (комиссия) по внутреннему контролю.

    Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности. На этом этапе, как и на предыдущих, выявляются нарушения и принимаются меры по их устранению. В качестве примера можно привести проверку номенклатуры полученных и оплаченных предприятием товаров. Без бухгалтерии здесь не обойтись, для анализа нужна полная финансовая информация, а ею обладает ограниченный круг лиц. Таким образом, можно сказать, что бухгалтерия представляет основную линию внутреннего контроля торговой организации, да и любой другой компании.

    Контроль за операциями с производственными запасами начинают с проверки их сохранности. Самым наилучшим приемом является инвентаризация.

    Инвентаризация - это способ проверки фактического наличия материальных ценностей и его соответствие данным бухгалтерского учета на одну и ту же дату.

    Сопоставление данных инвентаризации с соответствующими остатками в учетных регистрах позволяет установить их реальное состояние, т.е. правильность фактических остатков, излишки или недостачи материальных ценностей. Для проведения инвентаризации приказом руководителя ревизуемого предприятия создается комиссия из соответствующих специалистов, включая работника бухгалтерии.

    Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица и ревизора. Данные о фактическом наличии каждого вида материальных ценностей фиксируются в инвентаризационных описях или соответствующих актах, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии. Лица, ответственные за сохранность ценностей, дают расписку о том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на ценности сданы в бухгалтерию, все ценности, поступившие под ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

    Запрещено проводить инвентаризацию комиссией в неполном составе и вносить в опись данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

    После окончания инвентаризации заведующий складом должен дать расписку о том, что все ценности, определенные в инвентаризационной описи пересчитаны в его присутствии, с результатами инвентаризации он согласен и претензий к проверяющим не имеет.

    Затем в сличительной ведомости сопоставляются количество материалов по данным учета и инвентаризации, и выводят недостачи или излишки.

    Если по результатам инвентаризации установлены излишки, то они должны быть оприходованы и отнесены на доходы предприятия. Если установлены недостачи, то они подлежат возмещению материально ответственными лицами.

    По фактам недостач или излишков проверяющий требует от ответственного лица письменных разрешений.

    Если недостачи составляют большие размеры, то проверяющий должен подать соответствующую записку на имя директора предприятия с требованием устранения от выполнения обязанностей материально ответственное лицо до окончания проверки, и уведомить следственные органы.

    В ОАО «Марий-Эл-Лада» внутренний контроль проводится по приказу руководителя в виде годовых инвентаризаций на складах материальных запасов. Инвентаризация автомобилей проводится ежегодно в конце года по приказу ОАО «АВТОВАЗ» в присутствии представителей завода-изготовителя. Инвентаризации ТМЦ проводятся как плановые, так и внеплановые, а также при смене материально-ответственных лиц.

    Изучение и анализ работы автосервисов показал, что, несмотря на стремительное развитие автомобильного рынка в России, которое увеличивает необходимость услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, современные автосервисы по большей части находятся на грани выживания. Основными причинами сложившегося положения является не только то, что такой вид деятельности характеризуется как затратоемкое производство, но и то, что решающую роль здесь играет недостаток необходимой информации для принятия управленческих решений, в результате чего неэффективно используются материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Зачастую из-за некомпетентности сотрудников предприятия, а иногда и из-за их преднамеренных действий происходит искажение внутренней отчетности, предоставляемой руководителям и собственникам организации, а также финансовой и налоговой отчетности, необходимой внешним пользователям. Мошенничество со стороны персонала и управляющих очень часто служит началом краха даже финансово устойчивых компаний, которые чувствуют себя очень уверенно на автомобильном рынке. А желание руководителей сэкономить на привлечении квалифицированных кадров является началом неудач в любом бизнесе.

    Авторемонтные организации, преследующие цель дальнейшего успешного существования и развития на рынке услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, должны осуществлять повседневный контроль за рациональным использованием производственных ресурсов; за своевременным и полным выполнением обязательств перед государством по налогам, сборам и другим платежам; за своевременной ликвидацией дебиторской и кредиторской задолженностей; за эффективной организацией бухгалтерского и налогового учета и отчетности, а также за их достоверностью.

    Для реализации всех вышеперечисленных проблем нами предлагается создание на предприятии службы внутрихозяйственного контроля для независимой проверки выполнения сотрудниками организации должностных обязанностей.

    К основным задачам службы внутреннего контроля относятся:

    • - документирование основных бизнес-процессов, оценка рисков и внедрение процедур внутреннего контроля;
    • - разработка предложений по оптимизации работы всей авторемонтной организации и ее документооборота, а также рекомендаций по снижению рисков и негативных эффектов их воздействия;
    • - мониторинг эффективности внедренных процедур внутреннего контроля;
    • - взаимодействие с подразделениями организации по вопросам выстраивания системы внутреннего контроля.

    Организация внутреннего контроля на предприятиях не контролируется и не регулируется государством. Внутренний контроль организуется в интересах самого предприятия.

    Эффективность системы внутреннего контроля автосервиса будет зависеть от способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту организации, действующей на рынке оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, от возможных рисков.

    Основными целями организации системы внутреннего контроля в авторемонтных организациях предполагаются:

    • 1) контроль за сохранностью оборотных и внеоборотных активов;
    • 2) эффективное и результативное использование ресурсов;
    • 3) соблюдение законодательных требований и предоставление достоверной отчетности;
    • 4) выявление внутрихозяйственных резервов и принятие мер к использованию их в интересах организации;
    • 5) обеспечение четкой и слаженной работы всего предприятия.

    Грамотно разработанные методы и процедуры контроля заставят сотрудников действовать в интересах организации, сократят возможности для совершения и сокрытия мошенничества, предотвратят ошибки в производстве и учете.

    Кроме того, целесообразно удвоить контроль по наиболее уязвимым с точки зрения совершения ошибок и мошенничества областям финансового учета. С этой целью службе внутреннего контроля необходимо осуществлять:

    • - составление анкет и психологических тестов по подбору наиболее благонадежных и порядочных работников;
    • - проверку информации, предоставленной в документах и анкетах принимаемых на работу работников, и подлинности предоставляемых документов;
    • - визирование счетов поставщиков (прежде чем передаются на подпись руководству для разрешения оплатить) в целях предотвращения ошибок и мошенничества со стороны лиц, занимающихся снабжением и закупкой материальных ценностей. В свою очередь служба внутреннего контроля должна производить проверку действительных цен поставщиков и осуществлять мониторинг среднерыночных цен закупаемых товаров. В случае обнаружения неоправданно завышенных цен в счетах поставщиков или расхождения с действующим прейскурантом поставщика незамедлительно сообщать руководству;
    • - контроль за приемкой материальных ценностей на склад, полученных от поставщиков, обеспечив присутствие сотрудника службы внутреннего контроля. После осуществления приемки по количеству и качеству сотрудник службы внутреннего контроля ставит в сопроводительных документах отметку о результатах приемки и свою подпись.;
    • - периодическую сверку взаиморасчетов с контрагентами независимо от работников бухгалтерии;
    • - подготовку опросников клиентов по вопросу организации и качества оказанной услуги. По данным опросника служба внутреннего контроля проводит анализ осуществляемых бизнес-процессов и выявляет слабые стороны в деятельности всей организации, в том числе неправильное построение документооборота, низкое качество оказываемых услуг, нерациональное использование трудовых и прочих производственных ресурсов.

    Таким образом, в целях усиления контроля на предприятии обязанности по контролю входящих и исходящих ресурсов будут находиться в ведении одного отдела, службы внутреннего контроля.

    Сочетание системы контроля бухгалтерского учета, процедур и методов контроля будет направлена на рациональное использование производственных и финансовых ресурсов, повышение эффективности работы организации в целях максимизации прибыли, устранение и уменьшение вероятности совершения хищений и мошенничества.

    Основным недостатком внутрихозяйственного контроля в ОАО «Марий-Эл-Лада» на данный момент является отсутствие службы внутреннего контроля, поэтому для совершенствования бухгалтерского учета материальных запасов на предприятии мною рекомендуется организовать службу внутреннего контроля, которая бы осуществляла внутренней контроль за состоянием и движением материальных запасов.

    Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. А если ее отчетность подлежит обязательному аудиту, то она обязана вести внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности. Такие требования установлены статьей 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.Вопрос: Какими нормативными актами должна прописать организация ведение внутреннего контроля? На кого целесообразно возложить внутренний контроль? Должно ли быть отдельное положение о внутреннем контроле? С какой периодичностью проводиться проверка и каким документом это оформляется? Есть ли типовое положение о внутреннем контроле согласно 402-фз?

    1) до 2013 г. вопрос создания службы внутреннего контроля являлся правом организаций. С 1 января 2013 г. согласно статье 19 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, которые подлежат обязательному аудиту, также и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Однако, Минфин России до сих пор не разработал рекомендации по организации и осуществлению организациями внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Типового положения о внутреннем контроле законодательством не предусмотрено. Образец Положения о внутреннем контроле над финансово-хозяйственной деятельностью представлен в материалах в полном ответе;

    2) для осуществления контроля за соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности может быть организован отдел внутреннего контроля (аудита);

    3) организация самостоятельно определяет периодичность проведения и оформления результатов проверок (например, это может быть внутренний отчет о проведении проверки). Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» коммерческая версия.

    1.Статья: Положение о внутреннем контроле, которое защищает от мошенничества

    ИВАН БОРОДИН, финансовый директор кадрового холдинга «Анкор»

    За счет чего: создан отдел по внутреннему контролю, разработаны контрольные процедуры и квартальные графики проверок, регулярно проводятся сплошные инвентаризации основных средств.

    Компания «РусТоргИнвест» специализируется на оптовой продаже автомобильных дисков, шин, а также автозапчастей. В планах предприятия на 2012–2013 годы – увеличение продаж на 30 процентов, в том числе и за счет экспансии на региональные рынки. Привлечь финансирование на эти цели собственники бизнеса планируют за счет дебютной эмиссии облигаций или продажи доли в компании стратегическому инвестору.

    Топ-менеджмент задумался о повышении прозрачности и инвестиционной привлекательности бизнеса заранее. В 2011 году была проведена реорганизация, выстроена понятная и прозрачная юридическая структура. В рамках финансового департамента созданы два отдела: международного учета и внутреннего контроля. Кроме того, были утверждены учетная политика и дополнительный план счетов по МСФО.

    Следующим этапом стала регламентация работы новых отделов. В частности, разработано Положение о внутреннем контроле над финансово-хозяйственной деятельностью, в котором четко прописаны основные принципы и контрольные процедуры, а также перечислены обязанности и полномочия сотрудников и руководителя отдела внутреннего контроля.*

    Главная задача документа – защитить компанию от мошенничества и ошибок собственных сотрудников. Для этого ряд контрольных функций передан структурным подразделениям компании, они самостоятельно отслеживают риски по своим направлениям деятельности.

    В соответствии с основными пунктами положения контрольные процедуры предполагают не только проверку заключаемых договоров на соответствие бюджету и выборочный контроль первичных документов, но и анализ показателей, приведенных в отчетности компании на соответствие действительности.

    Отдельное внимание в документе отводится нестандартным операциями. Например, со всеми новыми клиентами «РусТоргИнвест» работает на условиях 100-й предоплаты, отступление от этого правила допускается в исключительных случаях. Тогда решение о предоставлении отсрочки платежа принимается только после согласования с руководителем отдела внутреннего контроля, который анализирует кредитоспособность потенциального покупателя.

    Реализованные методы контроля позволяют «РусТоргИнвест» нивелировать существующие риски и защитить компанию от злоупотреблений со стороны сотрудников.

    Комментирует
    Алевтина Яшкина,
    финансовый директор компании «РусТоргИнвест»

    Положение о внутреннем контроле над финансово хозяйственной деятельностью (извлечение)*

    Вы можете скачать полную версию Положения о внутреннем контроле над финансово-хозяйственной деятельностью, разработанного в компании «РусТоргИнвест», по ссылке в конце статьи.

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение о внутреннем контроле над финансово-хозяйственной деятельностью ООО «РусТоргИнвест» (далее – «положение») утверждено в соответствии с Гражданским кодексом РФ, уставом ООО «РусТоргИнвест» (далее – «общество»).

    1.2. Настоящее положение является внутренним документом общества, определяющим правила и подходы к обеспечению внутреннего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью общества (далее – «внутренний контроль»).

    1.3. В настоящем положении определены цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы его функционирования, направления и процедуры внутреннего контроля, субъекты, ответственные за осуществление процедур внутреннего контроля, а также субъекты, ответственные за контроль над осуществлением процедур внутреннего контроля.

    2. Основные термины и определения

    Для целей настоящего положения используются следующие термины и определения.

    «Внутренний контроль» – процесс, призванный обеспечить разумные гарантии достижения поставленных целей общества и результативного использования ресурсов общества, сохранности активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности, предотвратить возможные злоупотребления со стороны должностных лиц общества.

    Под процедурами внутреннего контроля подразумевается не только анализ финансово-экономических показателей, но и существующих бизнес-процессов.

    «Процедуры внутреннего контроля» – документально зафиксированная совокупность мер по обеспечению эффективного внутреннего контроля над осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества, выявлению и совершению нестандартных операций, предупреждению, ограничению и предотвращению финансовых и операционных рисков и возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц общества, а также мер по взаимодействию субъектов внутреннего контроля между собой в процессе реализации процедур внутреннего контроля.

    «Субъекты внутреннего контроля» – совет директоров, генеральный директор, подразделение общества, уполномоченное осуществлять внутренний контроль, а также иные структурные подразделения и сотрудники общества, ответственные за выполнение закрепленных за ними (внутренними документами общества) функций внутреннего контроля.

    4. Функции и полномочия отдела внутреннего контроля

    4.1. Отдел внутреннего контроля создается на основании приказа генерального директора общества (далее – «директор»).

    4.2. Отдел создается для осуществления контроля над:

    Для определения достоверности отчетности используются данные о результатах деятельности за прошедший период и прогнозы на будущий период, предоставленные финансовым департаментом и подразделениями компании.

    • основными направлениями финансово-хозяйственной деятельности;
    • соблюдением финансовой дисциплины;
    • обеспечением сохранности денежных средств и обоснованности расходования денежных средств и материальных ценностей;
    • полнотой и достоверностью бухгалтерского, налогового и управленческого учета общества
    • соответствием договоров с третьими лицами и организациями финансово-хозяйственным интересам общества;
    • соблюдением требований нормативных актов, а также внутренних документов общества;
    • исполнением бюджета общества;
    • реализацией планов финансово-хозяйственной деятельности;
    • соблюдением требований действующих нормативных актов и внутренних процедур, установленных в обществе.

    Кроме того, в задачи отдела входит:

    • проведение мероприятий по охране имущества;
    • содействие созданию оптимальной организационной структуры общества;
    • предотвращение и ограничение финансовых и операционных рисков, а также возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц.

    При необходимости для проведения проверок могут привлекаться сотрудники подразделений или сторонние консультанты.

    4.3. Руководитель отдела проводит проверки в соответствии с разработанным им годовым или квартальным планом – графиком проверок, который подлежит согласованию с советом директоров общества и утверждается (корректируется) директором общества (иным лицом по его поручению), а также внеплановые проверки по решению директора общества или лица, уполномоченного им.

    4.4. Организационное обеспечение и представление необходимых документов для проведения проверок осуществляются руководителями структурных подразделений общества в течение трех рабочих дней, по запросам руководителя отдела или директора общества.

    К акту проверок должны прилагаться пояснительные записки, а также копии документов, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений, подписанные руководителем проверяемого подразделения.

    4.5. Результаты проверок, проведенных отделом, оформляются актом проверки, который подписывается членами создаваемой комиссии и руководителями подразделений, филиалов и представительств общества, деятельность которых проверялась.

    4.5. Руководитель отдела ежеквартально информирует совет директоров общества о выявленных в результате проверок нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности, в том числе о фактах неисполнения, ненадлежащего исполнения утвержденных в обществе внутренних документов, и выносит предложения об их устранении.

    5. Обязанности и полномочия руководителя отдела внутреннего контроля

    5.1. Руководитель отдела внутреннего контроля:

    До начала каждой проверки разрабатывается программа ее проведения, которая содержит сроки, порядок действий и указания на то, что и как именно будет проверяться.

    • распределяет обязанности между сотрудниками своего отдела, планирует и организует его работу;
    • по каждой проверке, планируемой отделом, формирует и утверждает программу ее проведения;
    • созывает и проводит заседания и совещания для обсуждения вопросов, относящихся к компетенции отдела;
    • запрашивает у органов управления и структурных подразделений общества документы и информацию, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля;
    • имеет право беспрепятственного доступа во все помещения проверяемых структурных подразделений общества;
    • имеет право организовывать проведение сплошных или частичных инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов с контрагентами;
    • вправе получать от сотрудников общества объяснения и комментарии, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля;
    • вправе требовать от сотрудников общества предоставления информации об исполнении решений органов управления общества;
    • вправе привлекать сотрудников иных структурных подразделений общества к проведению проверок и служебных расследований;
    • вправе вносить предложения о применении материальных и нематериальных мер поощрений к сотрудникам общества;
    • вправе вносить предложения по вопросам привлечения к ответственности за допущенные нарушения виновных сотрудников общества;

    9. Органы управления и подразделения общества, ответственные за внутренний контроль

    9.1. Совет директоров общества определяет политику внутреннего контроля и осуществляет общую оценку эффективности процедур внутреннего контроля, а также мер, принятых для устранения выявленных нарушений.

    9.2. Генеральный директор общества несет ответственность за функционирование процедур внутреннего контроля общества.

    9.3. Внутренний контроль осуществляется по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности общества, в том числе:

    • финансовой деятельности;
    • экономической деятельности;
    • инвестиционной деятельности;
    • по иным направлениям деятельности общества.

    9.4. Руководители подразделений общества в рамках своих полномочий, утвержденных локальными нормативными актами, несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им структурных подразделениях.

    9.5. В целях обеспечения системного характера контроля финансово-хозяйственной деятельности общества проведение процедур внутреннего контроля осуществляется отделом общества во взаимодействии с другими органами и подразделениями общества.

    2.Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

    «ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ

    В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

    Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля».*