Ст 168 налогового кодекса российской федерации. Просрочка выставления счета-фактуры – проблема или мыльный пузырь

1. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

В случае получения налогоплательщиком (налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 настоящего Кодекса) сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик (налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5 и 5.1 настоящего Кодекса) обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не применяются при реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящего Кодекса, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

2. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком (налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 настоящего Кодекса) покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте настоящей статьи цен (тарифов).

3. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1 - 3 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 настоящего Кодекса, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 настоящего Кодекса.

При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 настоящего Кодекса.

4. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

5. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со настоящего Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

При реализации налогоплательщиками товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 настоящего Кодекса, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом".

6. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется.

7. При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами и настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

1. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.


В случае получения налогоплательщиком (налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик (налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса.


Положения настоящего пункта не применяются при реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.


2. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком (налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов).


3. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.


При исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 161 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 настоящего Кодекса, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса.


При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 настоящего Кодекса.


4. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.



5. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".


При реализации налогоплательщиками товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом".


6. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется.


7. При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

П. 3 ст. 168 НК РФ напоминает, что организациям и ИП с общим налоговым режимом следует оформлять счета-фактуры и передавать их контрагентам при осуществлении хозяйственных операций. Именно этот документ играет основную роль при расчетах предприятий с бюджетом по налогу. Поэтому к составлению счетов-фактур нужно относиться с должным вниманием.

Что признает счетом-фактурой статья 168 НК РФ

Счет-фактура признается обоснованием для отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций, связанных с НДС (начисление, вычет). Но ни закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ни гл. 21 НК РФ не относят счет-фактуру к документам первичного учета, которые доказывают реализацию, отгрузку или передачу продукции от одной организации к другой.

Пример оформления бланка счета-фактуры вы можете найти в статье .

Для чего необходим счет-фактура?

Как отмечалось выше, счет-фактура важен для ведения учета НДС. Он используется для отражения начисления НДС и как основное доказательство наличия права отнесения налога к вычету. Это позволяет сократить размер налоговых платежей в бюджет со стороны плательщика НДС. Документ составляет исполнитель на отгруженную им продукцию для дальнейшей передачи покупателю (заказчику). Один заполненный бланк остается у продавца.

Каждый счет-фактура должен отражаться в регистрах налогового учета в порядке хронологии: в книгах покупок и продаж. Счета-фактуры в журналах учета счетов-фактур отражают только посредники, представляющие интересы третьего лица (заказчика) от своего имени. Обычно это агенты и комиссионеры. Записи в этих регистрах контролируются специалистами налоговой инспекции.

При каких операциях продавец выставляет покупателю счет-фактуру?

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК исполнителю следует оформить правовые отношения счетом-фактурой в случае:

  • действий по продаже продукции, работ либо услуг, а также других прав на имущество;
  • перехода от продавца к покупателю прав на имущество;
  • поступления к продавцу частичной оплаты (предоплаты, авансовых платежей) в счет поставок продукции в будущем от заказчика; при этом счет-фактура может быть предъявлен в одном налоговом периоде (квартале), а отгрузка произведена в следующем; НДС с частичных оплат покупатель также может принять к вычету в текущем налоговом периоде.

Следует отметить, что вышеперечисленные объекты должны быть облагаемыми НДС с точки зрения налогового законодательства.

Более подробная информация об объектах обложения НДС содержится в материале .

Объекты сделки не попадают под обложение НДС — можно ли не выставлять счет-фактуру?

В хозяйственной практике предприятий могут сложиться ситуации, когда предметом сделки выступают объекты, не попадающие под обложение налогом, или сторонами являются организации — неплательщики налога. В этих случаях допускается отсутствие счета-фактуры при оформлении реализационной операции. Такое обоюдное согласие лучше всего закрепить в письменной форме, например, указав в заключенном договоре или составив отдельное соглашение.

В течение какого времени продавец должен предъявить покупателю счет-фактуру?

Исполнителю следует выставить счет-фактуру заказчику не позднее 5 календарных дней (обратите внимание: не рабочих!) с момента отгрузки продукции, перехода прав на имущество и поступления к нему части оплаты по счету (авансовых платежей, предоплаты). Это прописано в п. 3 ст. 168 НК РФ.

Когда была принята новая форма счета-фактуры?

Форма счета-фактуры, порядок его заполнения и регистрации утверждены постановлением Правительства от 26.11.2011 № 1137. В данное постановление регулярно вносятся изменения, в том числе связанные с изменением формы счета-фактуры. Так, в 2017 году в форму счета-фактуры дважды вносились изменения. Последние изменения были внесены постановлением правительства от 19.08.2017 № 981.

С формами счета-фактуры, актуальными в 2017 году и далее, вы можете познакомиться (и скачать их) в статье .

В каких случаях составляется корректировочная форма счета-фактуры?

Корректировочный счет-фактуру предприятия могут применять в тех случаях, когда возникает необходимость предъявить документ:

  • при колебании цен;
  • при изменении количественных значений номенклатуры ТМЦ, к примеру, при обнаружении их недостачи;
  • в случае выявления брака покупателем.

На практике у бухгалтеров может возникнуть вопрос: а нужно ли переоформлять остальную первичку, к примеру, товарные накладные или акты? Так как счет-фактура оформляется на основании этих документов, то при необходимости внесения корректировочных записей в него исправления должны быть отражены и в остальной соответствующей документации.

Как и первоначальные документы, корректировочные счета-фактуры исполнитель должен выставить заказчику не позднее 5 календарных дней (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Обратите также внимание на материал .

Официальный текст :

Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю

1. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса.

2. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов).

3. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 161 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 настоящего Кодекса, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса.

При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

4. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Абзац утратил силу.

5. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

6. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

7. При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Комментарий юриста :

Данная статья устанавливает обязанность налогоплательщика при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене предъявить покупателю сумму НДС, исчисленную им по каждому виду товаров (работ, услуг). При этом налогоплательщик не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), обязан выставить покупателю счет-фактуру, где НДС должен быть выделен отдельной строкой. Следует отметить, что само по себе нарушение 5-дневного срока выставления покупателю счета-фактуры не рассматривается законодателем как налоговое правонарушение. Отсутствие у покупателя счетов-фактур в связи с нарушением указанного срока поставщиком также не может рассматриваться как правонарушение, предусмотренное статьей 120 Налогового Кодекса РФ , поскольку в данном случае отсутствует необходимое условие привлечения к ответственности - наличие вины в совершении налогового правонарушения ( , ). Вместе с тем если несвоевременное выставление счета-фактуры повлекло убытки у покупателя (в связи с невозможностью своевременно принять к вычету или возмещению соответствующие суммы НДС), он вправе требовать от продавца возмещения этих убытков в рамках гражданско-правовых отношений.

В то же время несвоевременное выставление счета-фактуры в связи с его не составлением может являться основанием для привлечения продавца к ответственности, потому что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимается и отсутствие счетов-фактур. В случае, если налогоплательщиком реализуются товары (работы, услуги), освобожденные от налогообложения, все расчетные документы, а также счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. Однако на всех расчетных документах делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". Если товары (работы, услуги) реализуются населению по розничным ценам (тарифам), сумма НДС включается в указанные цены или тарифы, однако на ценниках, а также на чеках сумма НДС продавцом не выделяется. Продавец обязан выдать покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ норма пункта 7 статьи 168 распространена также на индивидуальных предпринимателей, чем устранено нарушение конституционного принципа равенства налогоплательщиков независимо от организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

Впрочем, единственным предназначением счета-фактуры является обеспечение документального основания для принятия к вычету (возмещению) НДС покупателем. Однако поскольку возмещение НДС (как и применение вычетов по НДС), уплаченного населением (т.е. лицами, подавляющая часть которых не является налогоплательщиками по НДС), законодательством не предусмотрено, выставление счетов-фактур в рассматриваемом случае не имеет какого-либо смысла. К сожалению, законодателем оставлен без внимания вопрос об исполнении продавцом обязанностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 168, применительно к товарам (работам, услугам), реализация которых освобождена от применения как контрольно-кассовых машин, так и бланков строгой отчетности в соответствии с "Перечнем отдельных категорий организаций", которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин". Невнимательность законодателя приводит к тому, что исходя из буквального смысла статьи 168 продажа населению, например, газет или мороженого должна сопровождаться выставлением покупателям счетов-фактур.

Статья 168 не поясняет, что нужно понимать под реализацией товаров населению. В частности, остается неясным, следует ли рассматривать в таком качестве реализацию товаров индивидуальному предпринимателю не для личного потребления и реализацию товаров организациям через подотчетных лиц. Не дает прямого ответа на данный вопрос и отраслевое законодательство - Федеральный закон РФ от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой, определение КС РФ от 15 мая 2001 года № 88-0 по жалобе гражданина С. Ю. Шилова на нарушение его конституционных прав статьей 1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" под денежными расчетами с населением понимаются любые расчеты с участием граждан "независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки". С учетом изложенного, исходя из того, что статья 168 достаточно последовательно связывает реализацию товаров (работ, услуг) населению и применение кассовых чеков, а также с учетом положений статьи 3 Налогового Кодекса РФ , данный вывод представляется возможным распространить и на сферу применения статьи 168.

Порядку применения статьи 168 был посвящен также пункт 40 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которым "в целях подтверждения права на налоговые вылеты по товарам, приобретенным за наличный расчет, налогоплательщик кроме кассового чека с выделенной в нем отдельной строкой суммой налога должен иметь счет-фактуру на эти товары, оформленный в установленном порядке". Такой вывод не основан на законодательстве. Во-первых, требование об обязательности применения контрольно-кассовых машин распространяется только на реализацию товаров населению, но не организациям. Поэтому, например, выдача представителю продавца наличных денежных средств из кассы организации-покупателя в связи с оплатой товара является приобретением товара за наличный расчет, но не порождает у продавца обязанности выдавать покупателю кассовый чек. Во-вторых, в том случае, когда приобретение товаров за наличный расчет осуществляется через подотчётных лиц, выделение суммы налога на кассовых чеках прямо запрещено пунктом 6 статьи 168, а требование о выставлении счета-фактуры считается выполненным в момент выдачи кассового чека (пункт 7).

В новой редакции Методических рекомендаций (пункт 42) соответствующая норма сформулирована корректнее: от налогоплательщика требуется представление "кассового чека или иного документа установленной формы, подтверждающих уплату суммы налога.." вместе с тем не все вышеописанные противоречия устранены.

П. 3 ст. 168 НК РФ указывает, что хозсубъекты, находящиеся на общем налоговом режиме, выставляют счета-фактуры при совершении торговых операций. Это один из основных документов, подтверждающих расчеты с бюджетом по НДС, и от правильности его составления зависит возможность принятия уплаченных сумм налога к вычету партнером налогоплательщика. Попробуем ответить на вопросы, зачастую возникающие у налогоплательщиков при прочтении данной нормы.

Статья 168 НК РФ: назначение счета-фактуры

Счет-фактура составляется при совершении хозопераций по реализации продукции, работ, услуг и пр. В нем отражается информация о товаре, его количестве, цене, стоимости и о сумме НДС. Указанный документ используется в учете - как в налоговом, так и в бухгалтерском, именно из-за того, что в нем обозначена сумма налога. В то же время, согласно положениям НК РФ и законодательства, регулирующего сферу бухучета, данный документ не относится к группе первичных и, соответственно, не может подтверждать реализацию и передачу товара контрагенту.

Согласно положениям ст. 168 НК РФ счет-фактура служит основанием для принятия к вычету уплаченных сумм НДС и тем самым способствует снижению налогового бремени плательщика данного налога. Это придает важность и самому документу, и тому, чтобы он был заполнен в соответствии с правилами, установленными в Налоговом кодексе.

Счет-фактура составляется продавцом в 2 экземплярах, один из которых передается покупателю. Также информацию из документа необходимо отразить в соответствующих регистрах налогового учета. Что касается фиксации данного документа в журнале выставленных и полученных счетов-фактур, то эта операция проводится только посредниками, действующими в интересах других лиц. Указанное новшество введено в действие с начала 2015 г. и распространяется, как правило, на агентов и комиссионеров.

Когда нужно оформлять счет-фактуру

Составление счета-фактуры осуществляется в случаях совершения облагаемых НДС операций. Так, статья 168 НК РФ указывает, что данный документ формируется:

  • при продаже товаров, работ, услуг;
  • переходе прав на имущество;
  • получении аванса.

Согласно ст. 168 НК РФ счет-фактура формируется в течение 5 календарных дней с момента осуществления перечисленных операций.

В случае перечисления предоплаты в отношении товаров, которые будут поставлены позднее, покупатель имеет право принять к вычету НДС с перечисленного аванса в том налоговом периоде, в котором была осуществлена оплата, даже если отгрузка будет совершена в другом периоде.

Нужен ли счет-фактура, если НДС не выделяется

Зачастую при проведении торговых операций объектами сделки выступают товары, которые в силу норм закона не попадают под налогообложение НДС. Здесь закономерно возникают вопросы - как быть со счетом-фактурой, необходимо ли его формировать? Отвечая на них, следует добавить, что помимо указанной ситуации данный вопрос может возникнуть и у продавцов товаров, не являющихся плательщиками НДС.

Ответ таков: в указанных нами случаях формирование счета-фактуры при совершении операций по реализации не обязательно. В то же время следует отметить, что условие, предусматривающее несоставление счета-фактуры, лучше обозначить в договоре или дополнительном соглашении к нему.

Как изменилась форма за последние годы

Форма счета-фактуры периодически изменяется, в нее вносятся необходимые, по мнению чиновников, элементы для более детального отражения информации о совершаемых операциях. Наиболее значительные изменения произошли в 2011 году: постановлением Правительства РФ от 26.11.2011 № 1137 была утверждена обновленная форма, которая применяется на практике с 2012 года.

Чуть позднее, в 2014 году, поменялись некоторые правила заполнения данного документа, а в 2015-м произошли изменения, которые коснулись лишь определенной группы лиц (комиссионеров). Так, теперь последние вправе составлять один общий документ своему партнеру. Указанные новшества в первую очередь направлены на сокращение объемов подготавливаемых документов.

Когда выписывается корректировочный счет-фактура

Еще одним новшеством является введение в оборот в середине 2013 года разновидности рассматриваемого документа - корректировочного счета-фактуры. Он необходим для того, чтобы внести соответствующие исправления в ранее выставленный счет при возникновении таких ситуаций, как изменение цены либо количества поставленного товара, которое может произойти в результате:

  • изменения цен в соответствии с условиями договора;
  • выявления недостачи;
  • обнаружения бракованного товара.

Следует отметить, что выставление корректировочного счета-фактуры влечет за собой внесение соответствующих изменений в остальные документы, на основании которых указанный счет был сформирован. К таким документам относят первичку - накладные, акты и пр.

Ст. 168 НК РФ устанавливает для корректирующего счета-фактуры тот же срок составления, что и для первоначального документа, - 5 дней.

В завершение отметим, что счет-фактура является значимым документом и его составлению необходимо уделить должное внимание, так как это может сказаться на возможности партнера налогоплательщика получить вычет по НДС. Также обращаем внимание, что срок составления данного документа исчисляется в календарных днях, а не в рабочих.