Лизинг и проблемы его осуществления. не требуется дополнительного обеспечения: поскольку право собственности на объект лизинга сохраняется за лизингодателем, для осуществления сделки не требуется прочего обеспечения

ПРОБЛЕМЫ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА)

, студента 5 курса Института права

Тамбовский государственный университет им.

Научный руководитель - , к. ю.н., доцент

Список источников:

1. Абдульмянов природа договора лизинга. // Право и политика 2007, №7

2. Игонина Н. Жизнь по графику // Инвестиции от 01.01.2001.

4. Рубченко и теория лизинга в России // Эксперт. 20.11.2002

5. Сидорова В., Байкова Т.. Экономико-правовые проблемы российского лизинга.// «Юрист» 2004, №11

6. Слесаренко характеристика договора лизинга по праву России и США.// «Право и политика» 2007, №7

7. Факторы, препятствующие развитию лизинга в России. Образование 10.12.2006.// www. edu-news. org-Статьи.

8. Философонова: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности экономика и управление / . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 191 с.

9. Ярмольчук состояния и перспективы развития лизингового рынка России // Право и политика 2007, №6

В ведущих странах мира, какуже отмечалось, лизинговые операции составляют до */3 совокупных инвестиций, а их объем в среднем еже­годно увеличивается на 12-13%. В России же доля лизинговых опера­ций в инвестициях остается очень низкой (по разным оценкам, от 1 до 6%). При этом определенные направления лизинговой деятельности находятся в начальной стадии развития: слабо используется лизинг при осуществлении инвестиций в недвижимость, почти не применя­ются оперативный, возвратный виды лизинга.

Лизинговый бизнес в России осуществляется в сложных условиях. Прежде всего это связано с низким уровнем кредитоспособности пред­приятий, высокой стоимостью и трудностями получения долгосроч­ных кредитов. К числу факторов, объективно тормозящих развитие лизинга, также относятся острая нехватка стартового капитала для орга­низации лизинговых компаний; неразвитость инфраструктуры лизин­гового рынка, в частности, дефицит услуг по юридической, консульта­ционной и информационной поддержке участников рынка; неблаго­приятный (для лизинга) налоговый режим; недостаток квалифициро­ванных кадров для лизинговой деятельности и отсутствие системы их подготовки. В целом масштабы лизинговых операций в России не от­вечают реальным потребностям. Между тем лизинг мог бы стать важ­ным фактором преодоления инвестиционного кризиса и модерниза­ции производства. Так, по расчетам специалистов, лизинг отечествен­ных воздушных судов мог бы позволить российским авиакомпаниям к 2010 г. на 95% обновить парк самолетов.

Количества лизинговых компаний, которые работают на российс­ком рынке, сегодня явно недостаточно: их как минимум должно быть на порядок больше. Российские компании далеки от того, чтобы ис­пользовать все разнообразие лизинговых операций в полной мере. К числу основных проблем, тормозящих развитие лизинга, специали­сты относят следующие:

♦ высокий уровень процентных ставок; процентные ставки по кре­дитам намного превышают норму средней прибыли в промышленнос­ти, строительстве и сельском хозяйстве;

♦ нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизин­говых компаний, которые во многом зависят от банков-учредите­лей и используются часто лишь как форма кредитования предпри­ятий;

♦ двойное обложение налогом на добавленную стоимость; по су­ществующему порядку НДС взимается за приобретаемое лизингодате - лем оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи;

♦ - недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями - по­тенциальными лизингополучателями;

♦ отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинго­вых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;

♦ отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, ко­торая обеспечивала бы постоянной и доступной информацией о пред - j і ожс 1111 ях л и з и н говых услуг;

♦ недостаточная квалификация инехваткаопытныхкадровдляли - зинговых компаний;

♦ высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;

♦ неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютно­го законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить ли­зинговое имущество обратно при расторжении сделки; это заставляет лизингодателей ужесточать требования по обеспечению сделки, что практически исключает малый из потребителей лизинговых услуг;

♦ отсутствие вторичного рынка оборудования;

♦ необходимость залога и крупного аванса;

♦ проблемы с определением кредитоспособности партнеров.

В России, каки вдругих странах, лизингодатель сохраняет собствен­ность на арендуемое имущество. Однако процедуры реализации зало­говых прав в России сложны и не отработаны. Кредитор не может про­сто взыскать в свою собственность заложенное имущество, требуются судебное решение и аукционная продажа. Российские банки и лизин­говые компании очень редко рассматривают право собственности на лизингуемое имущество какдостаточно надежную гарантию своих ин­тересов в лизинговой сделке. Обычно сделки в России заключаются, если в контракте предусмотрены весомые и дублирующие друг друга добавочные меры финансового обеспечения в дополнение к восстано - вимым правам владения, определенным в Гражданском кодексе РФ.

Тщательный кредитный анализ, значительная невозвратная предоп­лата наличными, страхование интересов по сделке являются наиболее действенными средствами обеспечения обязательств лизингополуча­теля по арендным платежам.

Российский рынок лизинговых услуг имеет высокую степень риска непогашения платежей за объект лизинга. В большой мере это связано с завышенными прогнозами реализации продукции, произведенной

Нализингуемом оборудовании. Поэтомулизинговые компании вынуж­дены назначать высокую залоговую стоимость оборудования (до 30% от стоимости оборудования), являющегося предметом договора, тре­буя при этом дополнительное обеспечение. Последнее обычно вклю­чает: акции предприятий; недвижимость в крупных российских горо­дах; гарантии других банков; государственные ценные бумаги по зало­говой стоимости; имущество, принадлежащее лизингополучателю.

Кроме того, применяются и дополнительные меры обеспечения лизин говых сделок: договор гарантии поставщика о возмещении ущерба лизингодателю; обязательство поставщика выкупить оборудование по фиксированной цене в случае невыполнения лизингополучателем обя­зательств по контракту; ценовые гарантии и т. д. Указанные способы защиты от рисков значительно сокращают количество потенциальных потребителей лизинговых услуг.

К проблеме, требующей неотложного решения, относится также процедура информационного обеспечения лизинга. Для ее решения предлагается на государственном уровне предусмотреть порядок струк­турного информационного обеспечения лизинговых сделок, прежде всего в приоритетных областях, в которых необходимо первоочередное развитие лизинговых сделок, процедуру выдачи гарантий под эти сдел­ки. Вместе с тем нужна доступная для отечественных и зарубежных фирм информация, на базе которой укреплялись бы и совершенство­вались хозяйственные связи между участниками лизинговых сделок. Как известно, лизинг в основном развивается в Москве, Санкт-Петер­бурге, Нижнем Новгороде и в некоторых других крупных городах. По­тенциал регионов, их ресурсы используются еще весьма слабо в лизин­говых операциях. Многое могут и должны сделать для развития лизин­га в регионах территориальные торгово-промышленные палаты.

В целом для развития лизинга в России сформировались некоторые позитивные условия, связанные с созданием законодательной, норма­тивно-правовой и методической базы. Наблюдается также увеличива­ющаяся потребность предприятий в скорейшем осуществлении тех­нического перевооружения производства, в выпуске конкурентоспо­собной продукции. По прогнозам, масштабы лизинговых операций в ближайшие годы должны возрасти в несколько раз, и лизинг уже в бли­жайшие годы может занять прочные позиции среди финансовых ис­точников, направляемых на техническое перевооружение и создание новых конкурентоспособных производств.

Лизинг и проблемы его осуществления

2.2 Проблемы осуществления лизинговых операций

Рассмотрим основные проблемы осуществления лизинговых операций.

Основным фактором, тормозящим развитие лизинга в России, было и остается отсутствие промышленной политики государства в отношении лизинга.

Лизинг - это, прежде всего финансовый инструмент. Инструмент всегда необходим для реализации чего-либо. Но лизинг это еще инструмент инвестиционный, а значит, может и должен служить инструментом инвестиционной политики. Если государству для реализации своей промышленной политики и, прежде всего, для обновления значительно устаревших основных фондов в тех или иных отраслях экономики, необходим лизинг, то и отношение к нему как к финансовому инструменту должно быть соответствующим. Должно быть понятно, что государство стремится к обновлению оборудования и стимулирует развитие лизинга как эффективное средство для решения этой задачи. При этом стимулирование абсолютно не означает развитие только государственного лизинга через его бюджетное финансирование. Напротив, лизинг как инвестиционный инструмент открывает значительные перспективы привлечения не бюджетных инвестиций в обновление основных фондов .

Стимулировать же можно, например, спрос на лизинг в тех или иных отраслях экономики. В любом случае, промышленная политика государства должна быть понятна лизинговому бизнесу, а лизинг государству в этом деле поможет.

Значительные сложности с финансированием проектов продолжают испытывать "не при банковские" лизинговые компании или не кэптивные.

Банки крайне неохотно финансируют сторонние лизинговые компании, а объем такого финансирования не вселяет оптимизма. Не случайно значительное число устойчивых лизинговых компаний, проекты которых кредитными учреждениями эффективно финансируются, все чаще становятся подразделениями этих банков, а лизинговые проекты разновидностью банковского продукта. Это в свою очередь зачастую сужает возможности лизинга.

Одной из важнейших проблем, развития лизинга в России является сложившаяся негативная практика, связанная с реализацией имущественных прав лизинговых компаний. С одной стороны, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет место бесспорное право собственности лизинговых компаний на передаваемое в лизинг имущество, вплоть до выплаты последнего лизингового платежа лизингополучателем.

С другой стороны, в случае дефолта лизинговой сделки (лизингополучатель прекратил выплачивать лизинговые платежи, и договор расторгается), а лизингополучатель отказывается добровольно возвращать лизинговое имущество, имущественное право лизинговой компании крайне сложно реализовать. Это становится возможным только через суд. Арбитражное производство растягивается на год и более (с момента расторжения договора и до получения исполнительного листа). Лизинговое имущество в этот период, как правило, в полном объеме эксплуатируется, а его стоимость к моменту изъятия приближается к нулю.

Следует отметить также, что в процессе арбитражного производство судьи практически всегда отказывают лизинговой компании в применении в отношении лизингового имущества обеспечительных мер, таких как запрет на его эксплуатацию, передачу на ответственное хранение и т.д.

Таким образом, можно говорить о крайне сложной ситуации с реализаций имущественных прав лизинговой компании, если лизингополучателем оказывается недобросовестная компания. Речь здесь идет как о пробелах в законодательстве (невозможность применения законных методов внесудебного порядка изъятия лизингового имущества - исполнительная надпись нотариуса, механизм судебного приказа), так и о правоприменительной практике на местах.

Как уже говорилось, арбитражное производство в связи с изъятием лизингового имущества - довольно длительный процесс. В этот период в отношении лизингового имущества со стороны имеют место деяния, которые вполне можно квалифицировать как уголовные. Например, имущество может незаконно продаваться или скрывается от собственника. Однако органы внутренних дел, в большинстве случаев заявления от потерпевшей стороны (лизинговой компании) не принимают и трактуют подобные деяния как спор хозяйствующих субъектов.

Проблема судебных разбирательств между лизинговыми компаниями и налоговыми органами по вопросам правомерности применения налоговых вычетов по НДС. При этом основным мотивом отказов в принятии к зачету или возмещению из бюджета сумм НДС является неуплата в бюджет НДС контрагентами лизинговых компаний (поставщиками лизингового оборудования). Налоговыми органами перекладывается ответственность за третьих лиц на лизинговые компании .

Подавляющее число судов различных инстанций принимают решения в пользу лизинговых компаний, что не меняет в основном позиции налоговых органов:

Негативная арбитражная практика при вынесении решений по искам лизинговых компаний к недобросовестным лизингополучателям, с требованием о полной выплате лизинговых платежей в соответствии законодательством и условиями договора лизинга. Лизинговые платежи перестали уплачиваться в середине срока договора лизинга. Договор лизинга расторгнут. Лизинговое имущество изъято. Лизинговая компания подает иск к лизингополучателю о выплате не уплаченных лизинговых платежей в соответствии с договором лизинга. Лизингополучатель подает встречный иск к лизинговой компании возврате полной стоимости лизингового имущества, на основании того, что имущество возвращено, а в составе частично уплаченных лизинговых платежей присутствует его выкупная стоимость.

Таким образом создается ситуация способствующая прямым злоупотреблениям лизингополучателей. Можно, например, взять, в лизинг имущество. Использовать его, допустим, год-два. Затем вернуть это имущество лизинговой компании, и взыскать через суд полную стоимость имущества Прецедентных решений в пользу лизингополучателей еще не принималось. Но уже неоднократно подобные дела рассматривались Президиумом ВАС. Дела возвращаются в суды первой инстанций, а мотивировочная часть решений ВАС не вселяет оптимизма. Экономическая сущность лизинговой сделки не принимается в расчет. А прецедентное решение, окажет крайне негативное влияние на всю лизинговую отрасль.

Не первый год в Основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, публикуемых Минфином России поднимается вопрос об отмене основной преференции в российском лизинге - права применения ускорения амортизации лизингового имущества с коэффициентом не выше 3. Механизм ускорения амортизации лизингового имущества был введен в Российской Федерации в связи острой необходимостью обновления основных фондов практически во всех отраслях экономики. Если же говорить о малом и среднем бизнесе, то здесь, лизинг является зачастую единственной возможностью, для старта своей деятельности или обновления оборудования.

Подкомитет по лизингу неоднократно проводил мероприятия посвященные проблеме возможной отмены ускоренной амортизации в лизинге, в том числе в Государственной Думе Российской Федерации. Были подготовлено финансово-экономическое обоснование позиции лизингового сообщества по данному вопросу. Можно говорить о том, что бюджет государства ничего не выигрывает в случае отмены ускоренной амортизации в лизинге, в долгосрочной перспективе - значительно проигрывает по все налогам от лизинга. А вот негативное влияние на лизинг будет трудно переоценить. Речь может идти о значительном сокращении объемов вновь заключаемых лизинговых сделок, что приведет к проблемам всей отрасли.

Проблема с возмещением НДС стала не только преградой для иностранных лизингодателей, но в первую очередь стала крупной помехой для российских лизинговых компаний. Суть проблемы состоит в том, что налоговые органы всеми способами противостоят осуществлению лизинговыми компаниями их законного права на принятие к вычету и возмещение НДС из бюджета.

Другая причина замедления роста рынка, по-видимому, состоит в исчерпании возможностей быстрого экстенсивного роста в наиболее привлекательных сегментах, таких, как автолизинг и лизинг подвижного состава. Для дальнейшего роста становится необходимым принципиальное совершенствование лизинговых продуктов, освоение новых ниш рынка.

Первая стадия - это краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества арендатору в конце срока договора. Вторая стадия предполагает осуществление сделок классического финансового лизинга с полной окупаемостью и передачей права собственности лизингополучателю в конце срока договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не более 5-7 лет.

На третьей стадии осуществляется "креативный" финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. В период нахождения рынка на этом этапе наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всех развивающихся стран. Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований со стороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров в значительной степени отстраиваются под индивидуальные требования клиентов. Распространяются сделки с дополнительными условиями (установкой, введением в эксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и логистических услуг). К своим функциям лизингодатели добавляют управление активами, ремаркетинг и работу на рынке бывшего в эксплуатации имущества. Для этой стадии характерна стабилизация основных показателей рынка. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста капитальных инвестиций в стране, стабилизируется показатель доли лизинга в инвестициях.

На пятой стадии появляются разнообразные новые и усложняются уже известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (пут, кол, право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замена оборудования на новое и пр.).

Здесь также возникают такие возможности для финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля, венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. К странам на этом этапе развития относятся Германия, Великобритания, Япония, Австралия.

Шестая стадия определяется значительной консолидацией лизингового бизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этому этапу присуще также значительное снижение лизинговой маржи, что и заставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе путем расширения международного сегмента своего бизнеса. На этом этапе сейчас находится самый старый лизинговый рынок - рынок США.

Очевидно, что с точки зрения приведенной классификации этапов развития рынка российский рынок лизинга находится на третьем этапе. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка лизинга (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем развития. Поэтому наиболее точно будет сказать, что отдельные сегменты находятся лишь на втором этапе развития, характеризующимся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые - на третьем этапе (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые уже на четвертом этапе развития.

В частности, сегменты лизинга автотранспорта и железнодорожного подвижного состава демонстрируют основные признаки четвертого этапа развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление "креативных" лизинговых продуктов, таких, как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Этим сегментам присущи также высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка .

Рост конкуренции в наиболее привлекательных сегментах, усложнение лизинговых продуктов, очевидно, будут сопровождаться замедлением роста в этих сегментах. В значительной степени росту конкуренции будет способствовать увеличение присутствия иностранных лизингодателей в этих сегментах. Однако это позволит лизинговым компаниям вывести свои услуги на новый качественный уровень.

Анализ эффективности лизинговых сделок предприятия на примере ОАО "Сигма"

Использование лизинга в инвестировании

Существует множество классификаций лизинга с позиций приверженцев разных критериев. Попробуем представить наглядно основные из них. Финансовый лизинг характеризуется продолжительным периодом лизингового соглашения. При этом срок...

Лизинг и другие формы долгосрочного финансирования

Лизинг и проблемы его осуществления

Лизинг как инвестиционная деятельность

Современный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции...

Лизинг как источник формирования основного капитала организации

Использование аванса или залога является широко распространенным положением лизингового договора. Как правило, размер аванса составляет около 20 процентов от стоимости лизингового договора. Что касается залога, то обычно требуется...

Лизинг как способ обновления ОПФ

Лизинг отличается сравнительно сложной организацией не только по числу участников и специфике выполняемых ими функций, но и по особенностям самих инвестиционных проектов, предполагающих осуществление комплекса организационно - правовых...

Лизинговые операции

Выделяют разнообразные виды, типы и формы лизинга. В России разрешено проведение таких форм лизинга, как внутренний, когда участники договора - резиденты, и международный лизинг, когда один из субъектов - нерезидент...

Лизинговые операции

Согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)», ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением и другие имущественные риски...

Лизингом признается специфическая операция, предусматривающая инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его клиенту на условиях аренды...

Учет и организация безналичного денежного оборота

Для проведения расчетов АКБ Менатеп открывает своим клиентам расчетные, бюджетные и текущие счета. Расчетные счета открываются для юридических лиц различных форм собственности...

Финансовая деятельность коммерческих банков

В соответствии с Законом "О банках и банковской дея-тельности" банковская система в Украине построена и функ-ционирует по двухуровневому принципу и включает в себя следующие уровни: Центральный банк -- Национальный банк Украины (НБУ) и...

Сущность лизинга

Лизинг на сегодня является одним из способов привлечения средств в компанию, который стал удобной альтернативой привычному всем кредитованию. В общем виде классическая схема лизинга выглядит так:

  • Поиск заинтересованной в лизинге компанией (лизингополучатель) поставщика (продавца) необходимого имущества
  • Обращение заинтересованной фирмы в лизинговую компанию (лизингодатель)
  • Приобретение лизинговой компанией выбранного имущества
  • Передача во временное пользование предмета лизинга заинтересованной компании

Лизингополучатель при заключении сделки обычно вносит около 10-30% стоимости имущества, а затем он обязан уплачивать с определенной периодичностью лизинговые платежи лизингодателю.

По большому счету процедура лизинга наиболее выгодна для предприятия уже работающего, но желающего расширить деятельность или обновить производственные фонды. Но лизинг может помочь и в становлении бизнеса с нуля, в особенности представителям малого и среднего бизнеса. Его преимущество прежде всего в том, что договор лизинга заключается на довольно длительный срок, и к тому же нет необходимости искать соответствующий сделке предмет залога в отличие от ситуации с банковским кредитом.

Замечание 1

Большим плюсом лизинга является и то, что при заключении сделки лизингополучатель имеет право на налоговые льготы: платежи по лизингу в полной мере уменьшают налогооблагаемую прибыль, к тому же НДС по лизинговым платежам снижает суммы налога, подлежащие уплате. Кроме того, процедура заключения договора лизинга занимает гораздо меньше времени, нежели оформление банковского кредита, а также нет необходимости собирать большой пакет документов.

Проблемные аспекты лизинга в России

Процесс внедрения и развития лизинга в России обусловлен в первую очередь плохим состоянием парка оборудования и устаревшим техническим оснащением производств, низкой инвестиционной активностью на рынке.

Кроме того, на сегодняшний день рост барьеров для доступа на финансовые рынки, общее снижение платежеспособности клиентов, падение уровня деловой активности - особенно актуальные проблемы на фоне снижения государственного финансирования компаний-лизингополучателей и сложной экономико-политической обстановки в стране. Это в конечном итоге может негативно сказаться как на действующих лизинговых проектах, так и на будущем всей сферы лизинга. Конечно, по мнению многих экспертов, проблемы не несут фатального исхода, но все же требуют большого внимания.

Замечание 2

Так, например, в 2015 году резко сократились показатели рынка лизинга и ухудшилось финансовое состояние лизинговых компаний. С одной стороны, это говорит о высокой конкуренции среди лизинговых компаний, с другой – о высоких требованиях к качеству и профессионализму действующих лизинговых компаний, умению подстраиваться под резко меняющиеся условия рыночные условия.

Существующие на сегодня проблемы в общем можно условно разделить на три группы:

  • Проблемы технического характера (несовершенство законодательства, проблемы правоприменительного характера)
  • Проблемы системного характера (т.е. проблемы касаются не только лизинга, но и всех сфер предпринимательства)
  • Проблемы, связанные с «незрелостью и молодостью» рынка лизинга в России (стремление к привлечению средств, минимизации потоков платежей по каждой сделке)

Кроме того, можно отнести к проблемам лизингового рынка и то, что уровень его методической проработки низок, в том числе и касательно расчетов лизинговых платежей, что снижает эффективность применения лизинга.

Итак, на сегодняшний день на рынке лизинга не все организовано и эффективно работает. В ближайшем будущем рынку лизинга безусловно необходим активный поиск новых современных вариантов развития.

В ведущих странах мира, как уже отмечалось, лизинговые операции составляют до */3 совокупных инвестиций, а их объем в среднем ежегодно увеличивается на 12--13%. В России же доля лизинговых операций в инвестициях остается очень низкой (по разным оценкам, от 1 до 6%). При этом определенные направления лизинговой деятельности находятся в начальной стадии развития: слабо используется лизинг при осуществлении инвестиций в недвижимость, почти не применяются оперативный, возвратный виды лизинга.

Лизинговый бизнес в России осуществляется в сложных условиях. Прежде всего, это связано с низким уровнем кредитоспособности предприятий, высокой стоимостью и трудностями получения долгосрочных кредитов. К числу факторов, объективно тормозящих развитие лизинга, также относятся острая нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний; неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, в частности, дефицит услуг по юридической, консультационной и информационной поддержке участников рынка; неблагоприятный (для лизинга) налоговый режим; недостаток квалифицированных кадров для лизинговой деятельности и отсутствие системы их подготовки. В целом масштабы лизинговых операций в России не отвечают реальным потребностям. Между тем лизинг мог бы стать важным фактором преодоления инвестиционного кризиса и модернизации производства. Так, по расчетам специалистов, лизинг отечественных воздушных судов мог бы позволить российским авиакомпаниям к 2010 г. на 95% обновить парк самолетов .

Количества лизинговых компаний, которые работают на российском рынке, сегодня явно недостаточно: их как минимум должно быть на порядок больше. Российские компании далеки от того, чтобы использовать все разнообразие лизинговых операций в полной мере. К числу основных проблем, тормозящих развитие лизинга, специалисты относят следующие:

¦ высокий уровень процентных ставок; процентные ставки по кредитам намного превышают норму средней прибыли в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве;

¦ нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей и используются часто лишь как форма кредитования предприятий;

¦ двойное обложение налогом на добавленную стоимость; по существующему порядку НДС взимается за приобретаемое лизингодате - лем оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи;

¦ - недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями -- потенциальными лизингополучателями;

¦ отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;

¦ отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая обеспечивала бы постоянной и доступной информацией о предложениях лизинговых услуг;

¦ недостаточная квалификация и нехватка опытных кадров для лизинговых компаний;

¦ высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;

¦ неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить лизинговое имущество обратно при расторжении сделки; это заставляет лизингодателей ужесточать требования по обеспечению сделки, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг;

¦ отсутствие вторичного рынка оборудования;

¦ необходимость залога и крупного аванса;

¦ проблемы с определением кредитоспособности партнеров .

В России, как и в других странах, лизингодатель сохраняет собственность на арендуемое имущество. Однако процедуры реализации залоговых прав в России сложны и не отработаны. Кредитор не может просто взыскать в свою собственность заложенное имущество, требуются судебное решение и аукционная продажа. Российские банки и лизинговые компании очень редко рассматривают право собственности на лизингуемое имущество как достаточно надежную гарантию своих интересов в лизинговой сделке. Обычно сделки в России заключаются, если в контракте предусмотрены весомые и дублирующие друг друга добавочные меры финансового обеспечения в дополнение к восстановимым правам владения, определенным в Гражданском кодексе РФ.