Global Innovation Index: место России в мире инноваций. Глобальный инновационный рейтинг россии

Каждый год издание Popular Science выбирает лучшие инновации в области науки и техники. Эти открытия предопределят наше будущее, а некоторые из них даже могут стать прекрасным новогодним подарком. Мы выбрали 20 самых заметных инноваций 2016 года из списка Popular Science.

1. Виртуальная реальность для обычных людей: Sony Playstation VR

Жесткие требования к высокой четкости картинки в играх с ВР требуют использования мощного компьютера. Для более 40 миллионов владельцев Sony PS4 использование PlayStation VR сводится к принципу «подключай и работай». В отличие от дешевых систем, работающих на базе смартфонов (вспомните Google Cardboard), гарнитура обеспечивает разрешение Full HD для каждого глаза и широкий обзор в 100 градусов. Например, в игре Star Wars Battlefront Rogue One вы сможете почувствовать себя пилотом X-Wing.

2. Anki Cozmo: самый разумный робот-любимец

Не все боты с искусственным интеллектом должны быть виртуальными ассистентами – некоторые из них могут просто нас развлекать. Anki Cozmo – это новое слово в сфере роботизированных развлечений. Робот на колесиках размером с бейсбольный мяч за своими приветливыми светодиодными глазками имеет камеру для распознавания лиц, позволяющую узнавать знакомых и близких ему людей. Сложный механизм обучения помогает развивать личность Cozmo, в то же время возможности разработчиков позволят научить его множеству новых вещей.

3. Microsoft Skype Translator. Конец языковому барьеру

Интернет объединяет всех нас, но какой в этом смысл, если мы не можем понять друг друга? Переводчик в Skype на основе ИИ - наша цифровая Вавилонская башня. Он позволяет разговаривать с кем угодно, где угодно и вне зависимости от вашего родного языка. Переводчик, который появился на Windows в конце 2015 года, использует несколько уровней алгоритмов машинного обучения. В то время как пользователь говорит, ИИ, опираясь на миллионы примеров речи, анализирует слова и переводит их в текст. Затем из текста извлекаются дефекты и повторения слов и прогоняются через переводчик. ИИ самостоятельно учится – чем больше он слышит местного акцента или сленга, тем умнее он становится и лучше функционирует. В разговоре можно получить ответ на восьми языках в звуковом виде и на более чем 50 – в текстовом.

4. Шифрование в WhatsApp. Безопасность для миллиарда человек

В апреле 2016 года более миллиарда обладателей телефонов получили возможность обвести вокруг пальца АНБ, когда организация Open Whisper Systems выпустила свои протоколы оконечного шифрования для WhatsApp. Система работает для голосовой связи и чата (включая передачу фото, видео и файлов) и позволяет проверить безопасность соединения путем сканирования QR-кода или сравнения 60-значного кода, полученного от своего помешанного на безопасности собеседника.

5. That Dragon, Cancer от Numinous Games: игра, которая разобьет вам сердце

Когда годовалому сыну разработчика Райана Грина Джоелу диагностировали рак мозга, тот полностью ушел в любимое дело, чтобы справиться с бедой. Результатом стала душераздирающая игра, которая позволяет игрокам испытать взлеты и падения, через которые прошел Грин на протяжении четырехлетней борьбы за жизнь Джоела: попыток помочь сыну справиться с болью, радости от времени, проведенного вместе, и горя от трагической смерти. «Мои любимые моменты – те, когда можно побыть с Джоелом, – говорит Грин. – Играть с ним, слышать его дыхание или его смех – это моменты я люблю больше всего».

6. Маски Snapchat: переломный момент для дополненной реальности

Именно так: это была не Pokemon Go, а маски Snapchat - система распознавания объектов в реальном времени и спецэффекты, позволяющие вам менять на экране цвет глаз, накладывать другие лица, маски животных, и создавать сцены из изображений.

7. Хранилище ДНК – самое вместительное хранилище данных

Возможно, вместо огромного множества серверов, однажды весь интернет сможет поместиться в обувной коробке. Именно это ученые из Microsoft и Вашингтонского университета доказали в июле, когда закодировали 200 МБ цифровых данных в структурное звено ДНК, побив предыдущий рекорд в 20 МБ. Они сделали это с помощью энзима под названием полимераза, который позволяет создавать программируемые копии ДНК и считывать данные с любой части дерева ДНК.

8. Google Daydream Labs. Создание виртуальной реальности в виртуальной реальности

Daydream Labs впервые позволяет разработчикам создавать и визуализировать виртуальную реальность не на плоском экране компьютера, а в самой виртуальной реальности. Они могут взаимодействовать, общаться, оставлять обратную связь и использовать контроллеры ручного управления прямо в процессе создания своих виртуальных творений.

9. Sea Hunter, первый военный корабль-дрон

Военный корабль Sea Hunter, возможно, достаточно велик для человеческого экипажа, но он в нём не нуждается. Это первое судно, спроектированное вооруженными силами для автономного патрулирования морского пространства и поиска подводных лодок, слишком важной и трудной задачи даже для судна с командой умелых моряков. Благодаря специальным алгоритмам навигации 40-метровый корабль передвигается по всем правилам морского судоходства и способен избежать столкновений с другими судами. Если двухлетние испытания пройдут успешно, морской флот США может рассмотреть вопрос о разработке кораблей-дронов для других целей, например, для деактивации неразорвавшихся мин.

10. Qualcomm Snapdragon Sense ID – сканер отпечатка пальцев, который невозможно взломать

Хакеры уже доказали, что могут обмануть стандартные биометрические сканеры с помощью поддельных отпечатков. Датчик SenseID делает это практически невозможным. С помощью ультразвука он сканирует глубину отпечатка пальца, считывая подробный узор впадин, щелочек и пор.

11. Башня компании Gensler в Шанхае: чрезвычайно зеленый небоскреб

Чем больше здание, тем сложнее эффективно управлять климатом внутри него. Поэтому архитекторы оснастили второй в мире по высоте небоскреб, который был сдан в этом году в Шанхае, фасадом с двойными стенами, «выступающим в роли термоса, который сохраняет для посетителей тепло зимой и прохладу летом». Необычная форма позволяет выделить свободное место для 21 «небесного сада», которые копируют природные ландшафты и очищают внутренний воздух.

12. Генно-модифицированные грибы, растущие на прилавке

До 40% продуктов питания в США становятся отходами, зачастую из-за их порчи. Фитопатолог из Университета штата Пенсильвания использовал универсальный инструмент генной модификации под названием CRISPR-Cas9 для создания шампиньонов, которые не подвержены потемнению, могут обладать более длительным сроком хранения и в конечном счете сравняться по стоимости с обычными грибами. Хотя продукт еще не поступил в продажу, эта технология одобрена Министерством сельского хозяйства США прошлой весной, что открывает путь к появлению магазинов генно-модифицированных продуктов.

13. Лифт, который двигается в любом направлении

Зачастую шахты лифтов составляют половину занимаемой площади небоскреба, а стальные тросы, обеспечивающие спуск и подъем кабины, ограничивают максимальную высоту. Эти ограничения могут стать основной проблемой для архитекторов будущего, которые захотят создавать все более высокие и широкие здания. На помощь им приходит MULTI – система лифтов, которые могут передвигаться вертикально, горизонтально и даже по диагонали вдоль дорожек, оснащенных мощными магнитами. MULTI, испытания которой начнутся в Германии в следующем году, позволит создавать здания безгранично высокими и не сдерживать фантазию авторов.

14. Advanced LIGO, микрофон для вселенной

LIGO - лазерно-интерферометрическая обсерватория, запущенная десять лет назад для обнаружения гравитационных волн - помех в пространственно-временном континууме, некоторые из которых относятся ко времени Большого взрыва. В этом году усовершенствованная система под названием Advanced LIGO, имеющая более высокую чувствительность, при первом же запуске подтвердила одно из величайших предсказаний Эйнштейна. Наблюдение за этими волнами позволит ученым выстроить историю Вселенной и прогнозировать такие события, как рождение сверхновых.

15. Chevrolet Bolt EV: электрокар для каждого

Главной задачей доступных электромобилей было достижение запаса хода в 320 км. И первым из автопроизводителей к этой цели пришла General Motors, а не Tesla. Все сводится к батарее: на Bolt устанавливается 288-секционная литий-ионная батарея мощностью 60 киловатт-часов. Использование никеля повышает ее энергоемкость и увеличивает запас хода до 380 км. Капот, двери и подвеска выполнены из алюминия, что снижает вес автомобиля.

16. IMLYGIC от Amgen: вирус, который борется с раком

Ученым уже давно известно, что вирусы могут спровоцировать иммунную систему атаковать рак, но для создания вируса, который не затронет наши собственные органы, потребовалось некоторое время. В конце 2015 года IMLYGIC стало первым вирусным лекарством по борьбе с раком, одобренным Управлением по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами США. Это прорыв в области борьбы с меланомой: модифицированный вирус герпеса вводится в опухоль, где может возбудить иммунную реакцию в ответ на рак.

17. NASA – “Юнона”: путешествие к центру газового гиганта

4 июля “Юнона” – искусственный спутник, питаемый солнечными батареями, – начал вращаться вокруг полюсов Юпитера, пролетая на расстоянии в 4200 км от облаков планеты. «Ни один космический аппарат не находился так близко к Юпитеру, в центре радиационных поясов со столь высоким магнитным полем», – говорит научный сотрудник проекта Стив Левин. Защищенные от этого излучения титановым куполом научные приборы “Юноны”, в числе которых радиометр для изучения атмосферы и детектор частиц для измерения магнитного поля, позволят ученым заглянуть под облака газового гиганта. В течение следующих полутора лет наблюдений “Юноны” ученые узнают, сколько воды находится на Юпитере и обладает ли планета твердым ядром. Благодаря этому мы можем узнать, как образовалась Солнечная система и Земля. Также в ходе этой миссии были получены самые качественные изображения Юпитера в истории.

18. SpaceX – Falcon 9: посадка ракеты на морскую платформу

По словам руководителя SpaceX Илона Маска, возможность повторного использования первой ступени ракеты - части, которая обычно падает в океан, может снизить затраты на ее запуск в сто раз. В апреле, после четырех неудачных попыток, ракета Falcon 9 успешно села на беспилотный корабль. Залог успеха: больше ракетного топлива на основе жидкого кислорода для увеличения тяги и посадка с управляемым вектором тяги вместо предыдущей, менее успешной версии с использованием парашюта.

19. Facebook – Aquila: дрон, раздающий интернет

Facebook сделала еще один шаг на пути к своей цели – повсеместному доступу к интернету, завершив в июле 96-минутное испытание полноразмерного дрона Aquila. Чтобы самолет мог держаться в воздухе на протяжении долгого времени, он имеет размах крыльев больше 40 метров и длинный, вытянутый фюзеляж массой почти в 450 кг. Aquila в своей финальной версии будет оснащен солнечными батареями и сможет проводить по три месяца в воздухе, обеспечивая доступ к широкополосному интернету в радиусе 100 км.

20. Jibo: бот с ИИ на вашем столе

В современных виртуальных помощниках, способных ответить на ваши вопросы, нет ничего нового. (Siri и Alexa не дадут соврать). Но как насчет ИИ, который может распознавать собеседника, поворачиваться к обратившемуся и отвечать ему привычными для людей жестами? Добавьте ко всему этому возможность принимать сообщения, устраивать видеоконференции, делать семейные фото и устанавливать напоминания в календаре, и вы получите Jibo. Набор разработчика позволяет сторонним организациям создавать новые функции устройства высотой в 30 см. Добро пожаловать в эру социальной робототехники.

Продуктовой инновацией является любая услуга или товар, внедряемый на рынок и обладающий кардинально отличающимися функциональными, потребительскими или техническими характеристиками. Или этот товар (услуга) произведен с использованием улучшенных компонентов и материалов, более совершенного внутреннего содержания, такое как программное обеспечение. Причем этот товар может быть как абсолютно новым, так и значительно модифицированной версией старого продукта, т.е. обладать новыми свойствами для потребителя.

Таким образом, к продуктовым инновациям не относятся:

  • Небольшие улучшения/модификации
  • Сезонные изменения
  • Преобразования в дизайне товара, не влекущие за собой функциональных изменений, смена предназначения или технических характеристик
  • Изменение определенного товара под конкретного клиента, не влекущую за собой существенных отличий в таких же товарах, произведенных для других клиентов
  • Простая перепродажа товаров и услуг, приобретенных у других фирм.

Следующий момент, который стоит отметить – эта «инновация» должна быть новой для предприятия, но уже может использоваться другими компаниями в этой отрасли. При этом не важно, была ли эта инновация разработана на предприятии самостоятельно или она была взята у другого предприятия легально, например, путем покупки лицензии, по договоренности и т.д. Важно лишь то, что эта инновация в конкретной компании обязана привести к новым достижениям – к улучшению продукции или услуги.

Итак, мы задаемся вопросом, какие же примеры из реальной жизни можно привести? Ответ на него достаточно простой, примеров много, начиная от зубной пасты заканчивая крупными пассажирскими самолетами.

Например, в середине 20 века у компании Colgate сложилась такая ситуация: западный рынок (американский в частности) был перенасыщен зубными пастами и схожими продуктами, однако стояла задача: во что бы то ни стало увеличивать объем продаж и двигаться вперед. Было проведено множество исследований, нанято огромное количество специалистов, которые предлагали сложные и дорогостоящие решения, и т.д. Однако ничего из этого не дало бы ощутимого результата на выходе. В итоге было предложено решение, которое позволило компании увеличить продажи на 20% и используется и по сей день. Один из консультантов компании после посещения производства предложил изменить конструкцию крышки пасты, увеличив диаметр отверстия. Таким образом, за раз потребитель выдавливал больший объем пасты, тюбика хватало на меньший срок. В последствие этим приемом стали пользоваться и другие компании.

Другим примером, который знаком, пожалуй, каждому являются железные дороги, а точнее скоростные железные дороги. В России высокоскоростное движение начали развивать относительно недавно, хотя общие технологии появились во второй половине двадцатого века в Японии. Так какой же инновационный продукт здесь существует? - спросите вы. На самом деле он ни один и не два, их гораздо больше, но рассмотрим мы только самые основные. Во-первых, это новые поезда. Они отличаются по конструкции от привычных пригородных электричек и имеют обтекаемую форму, чтобы было минимальное сопротивление ветру; так же многочисленные внутренние улучшения по отношению к тому, что было раньше. Во-вторых, это железнодорожные рельсы. Вот тут мы видим не абсолютно новый продукт, а существенно улучшенный старый. Для выдерживания больших по значению и интенсивности нагрузок рельсы стали делать из улучшенных материалов со специальными свойствами. Кроме того при их соединении на железнодорожном полотне стали использовать улучшенные системы крепления и новый принцип сварки. Благодаря чему теперь по ним могут ездить обычные и высокоскоростные поезда, что в свою очередь улучшает всю транспортную систему.

Теперь ненадолго отойдем от конкретных примеров инноваций и посмотрим на производство инновационных продуктов в России. По данным федеральной службы государственной статистики удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, за период 2000-2012 годов находится в диапазоне 9-11%. Конкретные данные представлены на графике 1.

И за тот же период наблюдается постепенный рост объема инновационных товаров и услуг в промышленном производстве (см. рисунок 1).

Такая тенденция, несмотря на внешние факторы, сохраняется и в настоящее время.

Рис. 1 – Объем инновационных товаров и услуг в промышленном производстве.

Итак, мы рассмотрели несколько примеров продуктовых инноваций и узнали об их динамике в России. Далее рассмотрим пример в сравнении двух моделей одного класса и одну общую для них «инновацию». Речь идет о самолетостроительной отрасти, а конкретнее о Проекте Боинг 787 DreamLiner и Проекте Ircut MS 21. Общей инновацией для них стали композиционные материалы (композиты). Конкретно в МS 21 применяются углепластики.

Композитный материал (композит) – это материал, в состав которого входит высокопрочный наполнитель, имеющий ориентацию в определенном направлении, и матрицы. Силовой основы композиции являются волокна:

  • - бериллия
  • - бора
  • - графита
  • - стекла
  • - стали
  • - карбида кремния
  • - нитевидные кристаллы окиси алюминия, карбида бора, графита, железа и т. д.

Матрица производится из сплавов металлов или синтетических смол. Соединение волокон/нитевидных кристаллов и матриц производится с помощью горячего прессования, литья, плазменного напыления и некоторыми иными способами.

Так в чем же весомое улучшение? Вполне закономерный вопрос. Как известно, масса самолета до заправки керосином и без прочей нагрузки (в частности людьми и грузами), примерно в полтора - два раза ниже полностью загруженного самолета. Причем, порядка 30% от веса приходится на конструкцию летательного аппарата. И снижение веса этих конструкций позволяет ставить на самолеты меньше по габаритам авиадвигатели, уменьшать крылья и тому подобное, что приводит к экономии горючего, а значит и к уменьшению затрат. Исследования показали, что уменьшая массу конструкционных материалов всего на 1 килограмм можно добиться снижения массы всего летательного аппарата на 4-8 килограммов. Еще одно преимущество использования пластмассы и композитов в авиастроении состоит в возможности формирования в одну стадию крупных деталей конструкции. При этом возможно сокращение общего числа деталей, а значит ликвидируются некоторые затраты связанные со сборкой и это все ведет к снижению стоимость производства самих самолетов.

Различия в конструкции Боинга 787 и проекта МS21 можно наблюдать на рисунках 2,3.

Рис. 2 – Конструкция Боинга 787

Рис. 3 – Конструкция МS 21.

Как видно из рисунков доля углепластиков (композитов) в модели В787 ощутимо больше чем в МS 21, однако проект МS 21 – свежая разработка, и в дальнейшем НПК «Иркут» будет только совершенствовать свои модели, что позволит им подняться на новый уровень. Можно сказать, что чем легче и надежнее будет самолет, тем более востребованным он будет на рынке. В завершение стоит сказать, что время от времени продуктовые инновации появляются на рынке, однако далеко не все из них приносят существенную выгоду предприятию. Но, несмотря на это, способствуют его развитию.

Каждый год издание Popular Science выбирает лучшие инновации в области науки и техники. Эти открытия предопределят наше будущее, а некоторые из них даже могут стать прекрасным новогодним подарком. Мы выбрали 20 самых заметных инноваций 2016 года из списка Popular Science .

1. Виртуальная реальность для обычных людей: Sony Playstation VR

Sam Kaplan

Жесткие требования к высокой четкости картинки в играх с ВР требуют использования мощного компьютера. Для более 40 миллионов владельцев Sony PS4 использование PlayStation VR сводится к принципу «подключай и работай». В отличие от дешевых систем, работающих на базе смартфонов (вспомните Google Cardboard), гарнитура обеспечивает разрешение Full HD для каждого глаза и широкий обзор в 100 градусов. Например, в игре Star Wars Battlefront Rogue One вы сможете почувствовать себя пилотом X-Wing.

2. Anki Cozmo: самый разумный робот-любимец

Anki

Ученым уже давно известно, что вирусы могут спровоцировать иммунную систему атаковать рак, но для создания вируса, который не затронет наши собственные органы, потребовалось некоторое время. В конце 2015 года IMLYGIC стало первым вирусным лекарством по борьбе с раком, одобренным Управлением по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами США. Это прорыв в области борьбы с меланомой: модифицированный вирус герпеса вводится в опухоль, где может возбудить иммунную реакцию в ответ на рак.

17. NASA - “Юнона”: путешествие к центру газового гиганта

NASA

4 июля “Юнона” - искусственный спутник, питаемый солнечными батареями, - начал вращаться вокруг полюсов Юпитера, пролетая на расстоянии в 4200 км от облаков планеты. «Ни один космический аппарат не находился так близко к Юпитеру, в центре радиационных поясов со столь высоким магнитным полем», - говорит научный сотрудник проекта Стив Левин. Защищенные от этого излучения титановым куполом научные приборы “Юноны”, в числе которых радиометр для изучения атмосферы и детектор частиц для измерения магнитного поля, позволят ученым заглянуть под облака газового гиганта. В течение следующих полутора лет наблюдений “Юноны” ученые узнают, сколько воды находится на Юпитере и обладает ли планета твердым ядром. Благодаря этому мы можем узнать, как образовалась Солнечная система и Земля. Также в ходе этой миссии были получены самые качественные изображения Юпитера в истории.

18. SpaceX - Falcon 9: посадка ракеты на морскую платформу

SpaceX

По словам руководителя Илона Маска, возможность повторного использования первой ступени ракеты — части, которая обычно падает в океан, может снизить затраты на ее запуск в сто раз. В апреле, после четырех неудачных попыток, ракета Falcon 9 успешно села на беспилотный корабль. Залог успеха: больше ракетного топлива на основе жидкого кислорода для увеличения тяги и посадка с управляемым вектором тяги вместо предыдущей, менее успешной версии с использованием парашюта.

19. Facebook - Aquila: дрон, раздающий интернет

Facebook

Facebook сделала еще один шаг на пути к своей цели - повсеместному доступу к интернету, завершив в июле 96-минутное испытание полноразмерного дрона

Все люди представляют себе будущее, полное счастья и комфорта. Если смотреть на историю, несложно догадаться, что будущее будет гораздо более комфортным для людей, хотя потенциальная возможность катастрофы всегда сохраняется. Однако стоит предположить, что будущее все же будет идеальным, и инновации, которые оказались в этом списке, определенно внесут свой вклад в это. Поэтому пришло время взглянуть на десять недавних инноваций, которые сделают жизнь людей проще и лучше в ближайшем будущем.

Ловкие роботы

В последние годы ученые создали машины, которые имеют способность поддерживать равновесие, ходить и бегать даже по пересеченной местности, что делает их гораздо более полезными при передвижении по природным территориям. В течение десятилетий люди ждали, пока в их жизни придут роботы. Нет никакого сомнения в том, что в ближайшем времени роботы станут для людей друзьями, питомцами, помощниками и даже партнерами по жизни. Создание ловких роботов - это один большой шаг в направлении подобного будущего.

Нейроморфные чипы

Знаете ли вы, что человеческий мозг является самой продвинутой обрабатывающей данные машиной во всей известной людям Вселенной? Человеческий мозг способен обрабатывать информацию со скоростью молнии, не используя при этом большого количества энергии. Нейроморфная инженерия - это попытка воссоздать мозговые функции человека быстро и крайне эффективно. Это поможет людям создавать невероятно быстрые и очень эффективные процессоры, которые можно будет использовать в смартфонах, компьютерах и, возможно, даже в роботах.

Органические радикальные батареи

Современные смартфоны являются лучшими друзьями человека, и при этом они становятся все более и более мощными с каждым новым годом. Единственным недостатком этих мощных машин является слабая батарея, заряд которой держится тем меньше, чем дальше в будущее продвигается человечество. Органическая радикальная батарея - это то, что должно помочь решить данную проблему. Данные батареи являются относительно новым решением, которое было разработано в 2005 году. Данный тип батареи в большинстве случаев не является доступным для потребителя, однако их развитие постепенно приближает возможность повсеместного практического использования. Эти батареи потенциально являются менее вредными для окружающей среды, чем традиционные батареи, основанные на металле, что является большим преимуществом. При их создании используются органические радикальные полимеры, которые представляют собой гибкие виды пластика, поставляющего энергию вместо металла. Эти батареи рассматриваются как высокомощные альтернативы современным литий-ионным аккумуляторам.

Поезда Hyperloop

Идея создания подобных поездов существовала уже несколько десятилетий. Однако до Илона Маска никто не решился взяться за то, чтобы превратить эту идею в реальность. Hyperloop - это способ передвижения пассажиров и грузов, в рамках которого транспортное средство запускается в туннель, в котором состояние является максимально приближенным к вакууму, благодаря чему достигаются скорости, с которыми сейчас летают самолеты. Транспортные средства постепенно выходят на крейсерскую скорость с помощью электронного двигателя и скользят над путями, используя пассивную магнитную левитацию или пневматические подшипники.

Телефоны с экраном на всю переднюю панель

Производители смартфонов пытаются сделать такие телефоны уже в течение многих лет. Однако только с запуском в продажу смартфона Xioami Mi Mix мир смог увидеть, как будут выглядеть телефоны в будущем. Samsung по слухам также планирует пойти по стопам Xioami и, вероятнее всего, сделает свой следующий смартфон из серии Galaxy S таким же образом. Ожидается, что у новой модели экран будет занимать 95 процентов передней панели, при том что оставшиеся пять процентов просто необходимы для фронтальной камеры. У этой инновации определенно имеется большое будущее, в котором большинство смартфонов будет представлять собой целый дисплей, что позволит еще больше погружаться в процесс.

Вертикальное сельское хозяйство

Человеческое население Земли к 2050 году достигнет девяти миллиардов, и около 80 процентов этих людей будут жить в городах. Перенаселение определенно нанесет вред планете несколькими различными способами, если сами люди не найдут способ спасти Землю. Однако одна вещь, которая нужна каждому человеку, чтобы выживать (кроме кислорода и воды), - это еда. Чтобы выращивать еду, нужна земля, но при этом никто не хочет наносить планете еще больше вреда вырубкой лесов. Чтобы поставлять качественную еду девяти миллиардам жителей, нужно решить серьезную проблему. К счастью, она может быть решена с помощью данной инновации.

Гарнитуры виртуальной реальности

Хотя идея виртуальной реальности не является новой, 2016-й стал годом, когда она начала набирать скорость в развитии. На данный момент она направлена в основном на геймеров, что само по себе не является плохим, так как виртуальная реальности идеально подходит для компьютерных игр. Как и любой другой пункт этого списка, виртуальная реальность также требует немало поправок и корректировок. Необходимо разобраться с несколькими проблемами, чтобы к ней получили доступ люди по всему миру. Однако эта технология определенно имеет большое и яркое будущее. На данный момент настолько яркое, что может вызвать у вас проблемы со зрением.

Мобильные дома

2007-й стал годом, когда численность населения в городах превысила численность населения в сельской местности. Чем больше людей живут в городах, тем больше нужно мест, где они смогут жить, а это значит, что цены на недвижимость постоянно растут, что определенно может оказаться проблемой для студентов, которые переезжают в города на учебу. Мобильные дома - это то, что должно решить именно эту проблему. Их производят на заводе в больших количествах, а затем устанавливают прямо на месте. Так как они производятся в больших количествах с одинаковым интерьером и дизайном, их легче и дешевле производить, благодаря чему снижается и цена на них.

Самоуправляемые машины

Самоуправляемые машины - это, вероятнее всего, наиболее ожидаемая технология в мире. Миллионы людей погибают каждый год в автокатастрофах, и причиной большинства из этих случаев является алкоголь или сон за рулем. Однако самоуправляемые машины определенно смогут излечить эпидемию легкомысленности. Но при этом, несмотря на то что у этой технологии имеется огромное количество плюсов, она все еще находится в процессе разработки и требует большого количества поправок, чтобы стать той революционной технологией, которую все ждут. Например, в рамках недавнего тестирования самоуправляемая машина Google врезалась в автобус, чтобы избежать столкновения с мешками песка, блокирующими дорогу.

Трехмерная печать

Трехмерная печать (или 3D-печать) - это инновационная технология, у которой имеется практически бесконечный потенциал. Сегодня врачи используют эту технологию, чтобы создать копию внутреннего органа пациента, такого как, например, сердце, чтобы практиковать на не операцию, прежде чем переходить к реальному пациенту, что значительно сокращает количество врачебных ошибок. Но и вне больниц у этой технологии имеется потенциал, чтобы произвести в мире революцию. Представьте себе будущее, в котором вы можете напечатать любой продукт, не выходя из своего дома.

История шахматнасчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в V-VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия. Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников. Превращение шахмат в международный вид спорта С ХVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. Выходят шахматные издания, сначала единичные и нерегулярные, но с течением времени приобретающие всё бо́льшую популярность. Первый шахматный журнал «Паламед» начал издавать в 1836 году французский шахматист Луи Шарль Лабурдонне. В 1837 году шахматный журнал появился в Великобритании, в 1846 - в Германии. В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с1821-го) и турниры (с 1851-го). На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём», то есть тем, кого считали сильнейшим шахматистом мира. В последствии это звание оспорил Пол Морфи(США), выигравший в1858 годуматч со счётом +7-2=2, однако после ухода в1859 годуМорфи с шахматной сцены Андерсен вновь стал первым, и лишь в1866 годуВильгельм Стейниц выиграл у Андерсена матч со счётом +8-6 и стал новым «некоронованным королём». Первымчемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал тот жеВильгельм Стейниц, победивИоганна Цукертортав первом в истории матче, в соглашении о котором появилось выражение «матч на первенство мира». Таким образом, явочным порядком сложилась система преемственности звания: новым чемпионом мира становился тот, кто выигрывал матч у предыдущего, при этом действующий чемпион оставлял за собой право согласиться на матч или отвергнуть соперника, а также сам определял условия и место проведения матча. Единственным механизмом, способным принудить чемпиона играть с претендентом, было общественное мнение: если сильный, по общему признанию, шахматист долгое время не мог добиться права на матч с чемпионом, это рассматривалось как признак трусости чемпиона и он, спасая лицо, оказывался вынужден принять вызов. Как правило, в соглашении о матче предусматривалось право чемпиона на матч-реванш в случае проигрыша; победа в таком матче возвращала чемпионское звание предыдущему владельцу. Во второй половине XIX века на шахматных турнирах начали использоватьконтроль времени. Сначала для этого применяли обычные песочные часы (ограничивалось время на ход), что было довольно неудобно, но вскоре английским шахматистом-любителем Томасом Брайтом Уилсоном (T.B.Wilson) были изобретены специальныешахматные часы, позволявшие удобно реализовать ограничение времени на всю партию или на определённое число ходов. Контроль времени быстро вошёл в шахматную практику и вскоре стал применяться повсеместно. К концу XIX века официальные турниры и матчи без контроля времени уже практически не проводились. Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот». Благодаря введению контроля времени возникли специальные формы шахматных турниров с сильно укороченным лимитом времени: «быстрые шахматы» с лимитом порядка 30 минут на игру каждому игроку и «блиц» - 5-10 минут. Впрочем, широкое распространение они получили гораздо позже. Шахматы в XX веке В конце XIX - начале XX века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. В 1924 году была созданаМеждународная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад. До 1948 годасохранялась сложившаяся в XIX веке система преемственности звания чемпиона мира: претендент вызывал чемпиона на матч, победитель которого становился новым чемпионом. До1921 годачемпионом оставалсяЭмануил Ласкер (второй, после Стейница, официальный чемпион мира, завоевавший это звание в 1894 году), с 1921 по1927 -Хосе Рауль Капабланка, с 1927 по 1946 -Александр Алехин (в 1935 годуАлехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в1937в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году). После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобеждённым, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ.Первый официальный чемпионат мира по шахматамбыл проведён в1948 году, победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили взональные турниры, победители зональных соревнований выходили вмежзональный турнир, а обладатели лучших результатов в последних принимали участие вкандидатском турнире, где в серии партий «на вылет» определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Формула матча за титул несколько раз менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель становится чемпионом мира. Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX века, сыграласоветская шахматная школа. Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городеСССР, существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. Результатом стало то, что с конца 1940-х годов и дораспада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и ещё дважды претендент на звание был не из СССР (причём претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной, бежавший из СССР на Запад). В 1993 году Гарри Каспаров, бывший на тот момент чемпионом мира, и Найджел Шорт, ставший победителем отборочного цикла, отказались играть очередной матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ, обвинив руководство федерации в непрофессионализме и коррупции. Каспаров и Шорт образовали новую организацию -ПША, и сыграли матч под её эгидой. Произошёл раскол шахматного движения. ФИДЕ лишила Каспарова титула, звание чемпиона мира по версии ФИДЕ разыграли между собой Анатолий Карпов и Ян Тимман, которые на тот момент имели наивысший шахматныйрейтингпосле Каспарова и Шорта. Одновременно Каспаров продолжал считать себя «настоящим» чемпионом мира, поскольку он отстоял звание в матче с законным претендентом - Шортом, и часть шахматного сообщества была солидарна с ним. В 1996 году ПША прекратила существование в результате утраты спонсора, после чего чемпионов ПША стали называть «чемпион мира по классическим шахматам». По сути, Каспаров возродил старую систему передачи титула, когда чемпион сам принимал вызов претендента и играл с ним матч. Следующим «классическим» чемпионом стал Владимир Крамник, выигравший матч у Каспарова в2000 годуи отстоявший звание в матче с Петером Леко в 2004. До 1998 года ФИДЕ продолжала разыгрывать звание чемпиона традиционным порядком (чемпионом ФИДЕ в этот период оставался Анатолий Карпов), но с 1999 по 2004 год формат чемпионата резко изменился: вместо матча претендента с чемпионом звание стали разыгрывать в нокаут-турнире, в котором действующий чемпион должен был участвовать на общих основаниях. В результате звание постоянно переходило из рук в руки и за шесть лет сменилось пять чемпионов. Вообще, в 1990-х годах ФИДЕ предприняла целый ряд попыток сделать шахматные соревнования более динамичными и интересными, а значит, привлекательными для потенциальных спонсоров. Прежде всего это выразилось в переходе в ряде соревнований от швейцарской или круговой системы к нокаут-системе (в каждом туре - матч из трёх партий на выбывание). Поскольку нокаут-система требует однозначного исхода тура, в регламентах турниров появились дополнительные партии в быстрые шахматы и даже блиц-партии: если основная серия игр с обычным контролем времени заканчивается вничью, играется дополнительная партия с укороченным контролем времени. Начали использоваться усложнённые схемы контроля времени, защищающие от жёсткого цейтнота, в частности, «часы Фишера» - контроль времени с добавлением после каждого хода. Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием -компьютерные шахматыдостигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 - с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеруDeep Blue. Лавинообразный рост производительности и объёма памяти компьютеров в сочетании с улучшением алгоритмов привели к тому, что к началу XXI века появились общедоступные программы, способные в режиме реального времени играть на уровне гроссмейстеров. Возможность подключения к ним заранее накопленных баздебютовитаблицы малофигурных окончанийещё больше увеличивает силу игры машины, полностью избавляет её от опасности ошибиться в известной позиции. Теперь компьютер может эффективно подсказывать человеку-шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Следствием этого стали изменения в формате соревнований высокого уровня: на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок, кроме того, полностью отказались от практикиоткладывания партий. Сократилось иотводимое на партию время: если в середине XX века норма составляла 2,5 часа на 40 ходов, то к концу века она уменьшилась до 2 часов (в других случаях - даже до 100 минут) на 40 ходов. Современное состояние и перспективы После объединительного матча Крамник - Топалов в 2006 годувосстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира сталВладимир Крамник(Россия), выигравший этот матч. До 2013 года чемпионом мира был Вишванатан Ананд, победивший вчемпионате мира 2007 года. В2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил свое звание. В 2010 годупроведён очередной матч, в котором приняли участие Ананд иВеселин Топалов; Ананд вновь отстоял звание чемпиона. В 2012 годупроведён матч, в котором приняли участие Ананд и Гельфанд; Ананд отстоял звание чемпиона в тай-брейке. В2013 годуАнанд уступил звание чемпиона мира Магнусу Карлсену, досрочно победившему вматчесо счётом 6½:3½. Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона, четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом. Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам, гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира. Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат. Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера, в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры.