Газопровод "Южный поток". Проект транснационального газопровода

Почему по этому поводу нет радостных статей в западной прессе? Не то чтобы совсем нет, но статейка в New York Times о том, что Путин потерпел политическое фиаско с Южным Потоком выглядит как-то сиротливо и не очень убедительно.

В Анкаре прошло заседание Совета сотрудничества высшего уровня между Российской Федерацией, которую представлял Владимир Путин, и Турцией, возглавляемой президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. По итогам встречи Россия и Турция подписали восемь документов, в частности — соглашение о том, что Россия вскоре увеличит поставки газа в Турцию на 3 млрд куб. м в год со скидкой 6%, сообщает РИА «Новости». Также Путин сообщил на пресс-конференции, что проект «Южный поток» временно заморожен из-за позиции Болгарии.
«С целью удовлетворения растущего спроса турецкой экономики на энергоресурсы достигнута договоренность о расширении «Газпромом» мощностей трубопровода «Голубой поток», — сказал Путин.
По поводу строительства «Южного потока» президент России сказал, что РФ останавливает проект. «С учетом того, что мы до сих пор не получили разрешения Болгарии, мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию данного проекта».


Президент Путин заявил, что отказ ЕС одобрить «Южный поток» сделал проект неэффективным. Он также обрисовал, как теперь пострадает Европа.
«По его словам, часть российских энергоносителей будет перенаправлена на другие рынки. Болгария станет терять плату за транзит газа (400 млн евро в год), ей следует требовать компенсации от Брюсселя», — говорится в статье.
Ссора с ЕС из-за газопровода связана с битвой за влияние на Украине — с конфликтом, из-за которого Москва порвала с Западом, поясняют журналисты.
Ещё этим летом Путин заявлял, что если Южному потоку не будет дан зелёный свет, то проект пойдёт по альтернативному маршруту. Теперь становится очевидным, что это не было блефом.

Как стало известно накануне, «Газпром» вместо «Южного потока» планирует повернуть трубу в сторону Турции, которая может стать крупнейшим посредником по продаже российского газа. Путин сообщил, что, во-первых, будет увеличена мощность газопровода «Голубой поток», во-вторых, «Газпром» создаст на турецкой территории на границе с Грецией дополнительный газовый хаб.
Британская пресса смотрит на произошедшее событие не так радужно как американская.
«В форме соглашения с Турцией о газопроводе Путин объявил газовую войну Европе», — утверждает в заголовке The Times. «В понедельник Кремль включил свою газовую дипломатию на полную катушку, отменив строительство газопровода стоимостью 25 млрд фунтов, который должен был соединить Россию с Южной Европой, и заменив его новым маршрутом через Турцию, который теснее привязывает Анкару к Москве».

Что это означает для Евросоюза:
1. Газопровод в Европу в обход территории Украины всё равно будет построен.
2. Кормить Украину придётся всё-таки им, а не России.
3. Никаких уступок на переговорах по Украине из-за транзита газа через её территорию больше не будет.
4. Турция получает рычаг давления на Евросоюз в виде контроля за поставками газа в Южную Европу.

Что это означает для России:
1. Обходной маршрут транспортировки газа в ЕС без транзита через территорию Украины.
2. Дальнейшее налаживание отношений и связей с Турцией.
3. Позиция Турции в Сирийском конфликте. Как минимум позиция Турции станет нейтральной, а как максимум Турция постепенно избавится от лагерей подготовки “повстанцев” сирийской оппозиции на своей территории. Напомню, что недавно Турция подверглась серьёзной критике со стороны США за отказ предоставить свои базы для проведения бомбардировок ИГИЛ на территории Сирии и неучастие в поддержке курдских повстанцев, обороняющих город Кобани, находящийся в пределах прямой видимости от Турецкой границы.
4. Отказ Турции от поддержки планов строительства газопроводов из стран персидского залива через территорию Сирии и Турции в Европу. Эти планы активно продвигаются Катаром и являются одной из причин разжигания гражданской войны в Сирии, отказавшейся предоставить свою территорию для строительства транзитного газопровода в Европу.

Другими словами – США и ЕС удалось сорвать план “А” Путина, но взамен они получили план “Б”. Действительно ли он для них лучше чем был предыдущий?!

Несмотря на многочисленных противников «Южного потока» и мнения европейских скептиков, подвергающих сомнению успешность проекта по сооружению новой газовой магистрали из России в страны Южной и Центральной Европы, работы по его реализации ведутся высокими темпами. Ввод газопровода в эксплуатацию и начало поставок по нему российского газа намечены на декабрь 2015 года. А в 2018-м «Южный поток» выйдет на полную проектную производительность — 63 млрд куб. м газа в год.

Основные параметры

Проект «Южный поток» предполагает сооружение четырех ниток газопровода диаметром 32 дюйма (812,8 мм) по дну Черного моря с укладкой на максимальную глубину до 2,25 тыс. м. Они будут проложены от головной компрессорной станции (КС) «Русская», которую построят на российском побережье, до приемного терминала «Паша-дере» на болгарском берегу близ Варны. Общая длина укладываемых труб составит 3,7 тыс. км. Далее магистраль пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению на север Италии. С территории Сербии от нее будут построены газопроводы-отводы в Хорватию и Республику Сербскую (в Боснии и Герцеговине). Помимо этого, рассматривается возможность сооружения газопровода-отвода в Македонию. Общая протяженность основной сухопутной магистрали в странах Центральной и Южной Европы составит около 1455 км. При строительстве будут использоваться трубы диаметром 1200-1400 мм.

Болгарский участок «Южного потока» является самым технологически сложным и капиталоемким. Основная трасса газопровода пройдет от побережья Черного моря до границы с Сербией. Также планируется строительство 59-километрового отвода до узла распределения газа в Провадии (город в Варненской области Болгарии), через который можно будет поставлять сырье потребителям Болгарии, Турции, Греции и Македонии. Общая длина укладываемых труб на болгарском участке составит 965 км, в том числе 366 км лупингов. Кроме того, предполагается строительство трех компрессорных станций в Варне, Лозене и Расово суммарной производительностью 300 МВт и приемного терминала. Необходимость сооружения такого терминала в Болгарии обусловлена разными уровнями проектного давления морского и сухопутного газопроводов — соответственно 30 МПа и 10 МПа. Установленное здесь оборудование обеспечит очистку, подогрев, редуцирование, учет и регулирование расхода газа.

Длина укладываемых труб на сербском участке «Южного потока» составит 655 км, в том числе 74 км лупингов и 158,6 км газопроводов-отводов. Здесь предусматривается сооружение двух КС общей мощностью 225 МВт. Основная трасса пройдет от границы с Болгарией к центральной части Сербии и далее к границе с Венгрией на севере страны. От главной магистрали протянутся два отвода — длиной 52,8 км до Хорватии и 105,8 км до Республики Сербской.

Ввод газопровода «Южный поток» в эксплуатацию и начало поставок газа запланированы на декабрь 2015 года. С 2016-го система сможет обеспечивать поставку 15,75 млрд куб. м российского газа в Европу, с 2017-го — 47,25 млрд, а с 2018-го достигнет полной проектной производительности — 63 млрд куб. м ежегодно.

Венгерский участок газопровода протянется на 229 км от границы с Сербией до Словении по южной и юго-западной части страны. Здесь будет построена одна КС производительностью 100 МВт. По Словении «Южный поток» пойдет в западном направлении до Италии, протяженность участка составит 266 км. На этой территории планируется ввести в эксплуатацию две КС суммарной мощностью 128 МВт.

Ввод газопровода «Южный поток» в эксплуатацию и начало поставок газа запланированы на декабрь 2015 года. С 2016-го система сможет обеспечивать поставку 15,75 млрд куб. м российского газа в Европу, с 2017-го — 47,25 млрд, а с 2018-го достигнет полной проектной производительности — 63 млрд куб. м ежегодно. Для обеспечения поставок газа в запланированных объемах необходимо в период с 2015 по 2017 год ввести в строй почти 6 тыс. км линейной части газопроводов и восемь компрессорных станций общей производительностью 753 МВт. При этом только в 2016 году предполагается ввести 3,5 тыс. км линейной части газопроводов, включая две морские нитки суммарной длиной 1850 км и четыре КС общей мощностью 375 МВт.

Для обеспечения поставок газа в запланированных объемах необходимо в период с 2015 по 2017 год ввести в строй почти 6 тыс. км линейной части газопроводов и восемь компрессорных станций общей производительностью 753 МВт.

«Все основные технические решения получили детальную проработку на предпроектной и проектной стадиях реализации „Южного потока“, поэтому каких-то серьезных изменений не предвидится, — сообщил начальник Департамента по управлению проектами ОАО „Газпром“ Леонид Чугунов. — Тем не менее вероятность внесения незначительных корректировок в проект существует». Например, в связи с уточнением распределения объемов газа по этому газопроводу в европейские страны в июле текущего года произведена корректировка плана ввода газотранспортных мощностей в части технических параметров и сроков запуска в эксплуатацию отдельных технологических объектов. Уточнение исходных параметров потребовало внесения корректировок в подготовленную проектную и разрешительную документацию для болгарского, сербского и словенского участков. По словам Леонида Чугунова, небольшие изменения в проекте могут иметь место и по другим причинам, в том числе в случае присоединения к «Южному потоку» новых участников.

Что сделано, что делается

Во исполнение поручения Президента России Владимира Путина об ускорении реализации проекта «Южный поток» и начале стадии строительства в 2012 году «Газпром» совместно с иностранными партнерами принял окончательные инвестиционные решения по морскому и сухопутным маршрутам газопровода в Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Национальным участкам первых трех стран присвоен статус национального значения. Одобрен переход проекта на инвестиционную стадию, а затем и на стадию строительства. В декабре прошлого года на площадке головной КС «Русская» (на побережье Черного моря в Краснодарском крае, в районе Анапы) состоялась сварка первого стыка морского газопровода. В начале этого года принята программа скоординированных мероприятий, в которой определены основные этапы и директивные сроки строительства морской и сухопутных частей «Южного потока». Подписаны планы работ по сооружению газопровода в Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Хорватии, а также «дорожная карта» по осуществлению энергетических проектов в Республике Сербской в рамках проекта «Южный поток».

Кроме того, в текущем году в Амстердаме открыт центральный офис компании South Stream Transport B.V. Завершена разработка базового проекта FEED и определена окончательная техническая концепция морского участка газопровода. Прошли общественные слушания по материалам ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) для российского офшорного участка. Проектная документация с материалами ОВОС по российскому и болгарскому морским секторам представлены соответственно на государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзор и в министерство окружающей среды и водных ресурсов Болгарии. Разработана контрактная стратегия для проведения конкурсных процедур на закупку трубной продукции и на работы по укладке морского трубопровода. Организована подготовка тендерной документации и начаты конкурсные процедуры по выбору подрядчика на глубоководную укладку и поставщиков труб для первых двух ниток газопровода. В октябре подписано соглашение о транспортировке газа между South Stream Transport B.V. и ООО «Газпром экспорт». Начало укладки первой нитки морской части системы «Южный поток» намечено на середину 2014 года. Соответствующие договоры с поставщиками и подрядчиками планируется заключить в первом квартале будущего года.

Что касается сухопутных участков «Южного потока», в этом году были проведены общественные слушания и получено положительное решение по ОВОС от госорганов Болгарии. Согласован первоочередной объект строительства в этой стране — КС «Расово» (село Расово, муниципалитет Медковец, область Монтана). В конце октября на площадке этой компрессорной станции состоялась торжественная церемония сварки первого стыка болгарского участка газопровода «Южный поток». В настоящее время идет подготовка к конкурсу по выбору подрядчика на проведение строительно-монтажных работ. В Сербии утвержден пространственный план территории особого назначения для основной трассы газопровода, разработан идейный проект, выполнены археологические изыскания, разработаны материалы ОВОС для общественных слушаний и процедуры рассмотрения ОВОС в министерстве энергетики, развития и охраны окружающей среды. Строительные работы здесь начались 24 ноября текущего года. В Венгрии проведены конкурс по выбору подрядчика на проектирование (FEED и рабочая документация), территориальное планирование и ОВОС. В Словении продолжается работа по национальному пространственному планированию и ОВОС. В Хорватии для учреждения совместной компании «Газпром» инициировал работы по подготовке соглашения с Plinacro d.o.o. Пока именно эта компания занимается работами по территориальному планированию и ОВОС в трансграничном контексте в соответствии с требованиями конвенции Эспоо. Согласовано место пересечения газопроводом-отводом границы Сербии и Хорватии. Хорватским партерам представлен проект технического задания на разработку проектной документации.

В нынешнем году подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве при создании газопровода-отвода для поставок российского газа в Македонию. До конца 2013 года «Газпром» и компания «Македонские энергетические ресурсы» начнут разработку предпроектной документации для обоснования экономической целесообразности строительства этого газопровода-отвода. В Республике Сербской в соответствии с подписанной в июне «дорожной картой» ведется подготовка межправительственного соглашения России с Боснией и Герцеговиной о сотрудничестве при строительстве и эксплуатации газопровода-отвода и энергетических мощностей.

В настоящее время работа по проекту «Южный поток» сосредоточена на выполнении проектно-изыскательских работ и проведении конкурсных процедур по выбору поставщиков оборудования длительных сроков изготовления, а также подрядчиков на строительство. «Учитывая сложность и масштабность проекта, для участия в нем отбираются компании, уже зарекомендовавшие себя в других крупных международных проектах и имеющие богатый опыт. Так, генеральным проектировщиком морского участка в результате конкурсного отбора стала голландская INTECSEA. Предложения по укладке морской трубы получены от итальянской Saipem и голландской Allseas. За поставку газовых труб борются германская Europipe, японские Nippon Steel и Sumitomo, российские „Северсталь“, Выксунский металлургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод, Ижорский трубный завод и другие», — рассказал Леонид Чугунов. По его словам, в других странах — участницах проекта выбор подрядных организаций также осуществляется на конкурсной основе. При прочих равных условиях преимущество при выборе подрядчиков, скорее всего, будет отдаваться местным компаниям. Но шанс есть и у российских организаций, таких, например, как «Стройгазмонтаж», «Стройгазконсалтинг» и «Стройтрансгаз», имеющих большой опыт и выходящих на конкурсы самостоятельно или в составе консорциумов.

Для реализации морской части проекта «Южный поток» создана компания South Stream Transport B.V., инвесторами которой выступают «Газпром» (50%), ENI (25%), EDF (15%) и Wintershall (15%). Для осуществления строительства сухопутного участка газопровода на территориях стран-участниц «Газпромом» созданы совместные проектные компании: South Stream Bulgaria AD, South Stream Hungary Zrt. и South Stream Slovenia LLC (на паритетных началах с компанией «Болгарский энергетический холдинг» ЕАД, MVM Zrt. И Plinovodi d.o.o. соответственно), а также South StreamSerbia AG (доля ОАО «Газпром» — 51%, JP Srbijagas — 49%).

Конкурентоспособность

«Мы твердо уверены в конкурентоспособности и экономической эффективности проекта. У нас есть богатая ресурсная база, необходимые финансовые средства, опыт осуществления подобных строек, всесторонняя поддержка стран — участниц „Южного потока“ и компаний-партнеров. Кроме того, мы идем на шаг впереди своих конкурентов», — заявил Леонид Чугунов. Напомним, что инвесторами реализации морской части проекта выступают «Газпром», итальянская Eni, французская EDF и германская Wintershall. Для строительства сухопутной части на основании межправительственных соглашений уже созданы совместные предприятия с компаниями-партнерами в Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Проект будет осуществляться на условиях проектного финансирования. Это означает, что участники внесут в совместные компании 30% средств, необходимых для реализации «Южного потока», а остальные 70% будут привлекаться как внешние заимствования. Финансирование со стороны ОАО «Газпром» осуществляется в соответствии с планом долгосрочных финансовых вложений на основании инвестиционной программы российской компании.

«Конечно, в ходе реализации такого большого инфраструктурного проекта нам периодически приходится сталкиваться с проблемами. Но мы вполне успешно с ними справляемся», — сообщил Леонид Чугунов. Так, был решен ряд технических вопросов, связанных с определением окончательной конфигурации системы, выбором материалов и параметров труб, методом их укладки. Существуют организационно-правовые вопросы, возникающие из-за ограничительных мер регулятивного законодательства ЕС, которые могут привести к нарушению сроков реализации проекта, его удорожанию и снижению инвестиционной привлекательности. Для их решения «Газпром» и его партнеры ведут активную работу с уполномоченными органами стран ЕС. Приходится сталкиваться и с политическими проблемами. Например, из-за дестабилизации ситуации в Болгарии в январе нынешнего года и последующей смены правительства этой страны в течение первого полугодия работы по проекту болгарской стороной были приостановлены. В целях соблюдения директивного срока начала стройки совместно с партнерами были проведены переговоры с представителями нового правительства Болгарии. Благодаря этому удалось сократить отставание в выполнении разрешительных процедур, что позволит начать строительство уже до конца 2013 года. Похожая проблема возникла и из-за решения правительства Венгрии в марте прошлого года о замене уполномоченной компании MFB (Венгерский банк развития) на MVM Zrt. («Венгерские энергетические компании»). Реализация проекта на территории Венгрии была фактически приостановлена более чем на семь месяцев. Впрочем, сегодня работа в рамках «Южного потока» идет в полном соответствии с намеченными планами.

«Газпром» представил новый вариант реанимации проекта магистрального газопровода (МГП) «Южный поток». Об этом поведал энергичный советник главы «Газпром экспорта» Андрей Конопляник 28 апреля 2016 г. Морской участок «Южного потока» могут начать с Крымского полуострова, а не из Анапы, что позволит сократить протяженность подводного участка до Болгарии и, соответственно, сэкономить деньги. Но это только надводная часть айсберга , о которой будут много говорить, а есть еще и подводная, которую подразумевают, но о которой никто никогда официально не скажет…

О том, что проект «Южный поток» закрыт, 1 декабря 2014 года было озвучено Владимиром Путиным на пресс-конференции в Анкаре. Неконструктивная позиция Болгарии сыграла свою роль, и Москва решила отказаться от проекта, который вот-вот должны были начать реализовывать.

Прошло полтора года. Что же заставило руководство РФ вернуться к этому вопросу? И не изменило ли руководство страны своим принципам? Давайте разбираться.

Примечательно, что идея этого проекта впервые была озвучена еще в начале марта 2014 года, когда референдум в Крыму еще не состоялся.

Согласно ей, трубопровод идет не от станции «Русская» по морю, а проходит по территории России через Керченский пролив и Крым. А уже из района Евпатории начинается его морская часть по дну Черного моря в Болгарию. Если «Южный поток» пойдет через Крым, то самый дорогой морской участок может уменьшиться практически в два раза. За счет этого Россия как владелец трубы может сэкономить на строительстве.

Кстати, Россия в 2015 году предусмотрительно выкупила у европейцев все права на газопровод, что сейчас упрощает ее действия. Как в воду глядела, или знала что-то?

Экономическое обоснование этого проекта безупречно.

Во-первых, он дешевле. Дело в том, что прокладка подводной части трубы стоит в комплексе намного дороже, нежели сухопутная часть. Чистая экономия средств составляет около трех миллиардов евро.

Для сравнения. Это ровно столько же, сколько будет стоить транспортная система мостопроводов из Кубани в Крым.

Во-вторых, это позволит сэкономить средства на прокладку в Крым отдельной трубы. В случае сооружения «Южного потока» она становится ненужной.

Интересно, а что из себя представляет газовая труба, которая сегодня проектируется к прокладке. Насколько она соотносится с проектом «Южного потока»? Это дало бы ответы на многие вопросы .

В-третьих, прокладка труб «Южного потока» через Крым сразу же решает вопросы с освоением газовых месторождений региона. В этом случае проекты по добыче газовых богатств черноморского шельфа становится не только выгодными, но и довольно просто реализуемыми.

Спасибо в том числе и бывшей украинской инфраструктуре. Двум суперсовременным вышкам «бойко» в первую очередь. Да, они никогда не выйдут из акватории Черного моря, но им там работы еще на десятки лет.

Весь лишний газ Крыма и шельфа будет просто перенаправлен в новую трубу, что сократит операционные расходы по его доставке.

Одно дело прокачивать его из сибирских месторождений в южную Европу, а совсем другое - из Крыма.

Но самым важным для Москвы аспектом проекта станет политический . Именно статус Крыма стал главным камнем преткновения для европейских дипломатов, когда летом 2014 года Москва официально предложила подумать над крымским вариантом «Южного потока». Сегодня уже совсем другая ситуация, когда может статься, что у южноевропейских стран просто не будет другого выхода, кроме как согласиться…

Реализация этого проекта со странами ЕС сразу, по факту, узаконит Крым в статусе российского федерального округа. И тут даже не важно, что де-юре он не будет признан еще очень долго. Важно, что Крым под российской юрисдикцией станет важной составной частью энергетической безопасности европейских стран. Они будут кровно заинтересованы, чтобы нынешнее статус-кво не было нарушено, что и требуется Москве.

Итак, новое российское предложение на запросы европейцев озвучены. Каким будет ответ Европы, зависит не столько от ее моральных принципов, которых нет, сколько от той ситуации, которая будет развиваться вокруг Украины и Турции.

Россия в ближайшее время возобновит работы по проекту газопровода «Южный поток». Об этом пишет болгарское издание Standart со ссылкой на источники в правительстве Болгарии. ЮП — газопровод в Европу, который « » с европейскими партнерами планировал построить в обход Украины, чтобы снизить транзитные риски. Труба мощностью 63 млрд кубометров в год должна была быть проложена по дну Черного моря от Анапы до болгарской Варны, а затем по суше до австрийского Баумгартена, где находится газовый хаб.

Однако 1 декабря 2014 года Россия внезапно заявила, что отказывается от проекта и будет строить другую трубу, через Турцию («Турецкий поток»).

Президент России тогда говорил, что отказ от «Южного потока» связан с позицией Еврокомиссии.

ЕК на протяжении нескольких лет тормозила проект, не выдавая разрешения, мотивируя это тем, что «Южный поток» не соответствует европейскому антимонопольному законодательству. В частности, речь шла о так называемом Третьем энергопакете Евросоюза, запрещающем одной и той же компании поставлять газ и заниматься его транспортировкой.

Как пишет Standart, болгарский премьер-министр Бойко Борисов «получил сигнал» из России о скором возобновлении работ по ЮП. Объясняется такой ход российской стороны тем, что отношения России с Турцией сейчас обострились и проект «Турецкий поток» оказался на грани срыва. С другой стороны, тормозится и реализация другого газопроводного проекта — «Сила Сибири» (по этой трубе российский газ должен поставляться в Китай). Это связано с рецессией китайской экономики. Таким образом, новые маршруты поставок российского газа как на Запад, так и на Восток сейчас под вопросом.

В российском Минэнерго «Газете.Ru» сказали, что позиция России по поводу «Южного потока» не менялась.

Член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев говорит, что «Южный поток» действительно нужен, поскольку у «Газпрома» есть долгосрочные обязательства перед европейцами о надежных и бесперебойных поставках российского газа.

«После заявления Украины о полном отказе от импорта нашего голубого топлива риски в отношении транзита газпромовского газа через украинскую территорию кратно возросли», — указывает эксперт.

Украина не закупала российский газ в третьем квартале прошлого года, не удовлетворившись ценой. В четвертом квартале закупки возобновились, однако в конце ноября Киев вновь их прекратил.

В воскресенье премьер-министр Украины заявил, что и в новом году украинский «Нафтогаз» импортировать топливо из России не собирается: цена, установленная «Газпромом», составляет $212 за 1 тыс. кубометров, в то время как газ из Европы стоит $200.

Касаев напоминает, что действующий российско-украинский транзитный договор истекает в конце 2019 года, а договоры «Газпрома» с рядом государств Евросоюза заключены до 2035 года (и даже на более длительный срок). В сложившейся ситуации, по словам эксперта, мог бы помочь другой новый проект «Газпрома» — «Северный поток - 2», но ввод этого проекта в строй может затянуться, что не на руку ни «Газпрому», ни европейцам. Кстати, в понедельник агентство RNS со ссылкой на сайт госзакупок сообщило, что российская монополия отменила тендеры на закупку более чем 400 км труб для СП-2.

В свою очередь, «Южный поток» может быть оперативно запущен, ибо часть необходимой инфраструктуры уже есть.

«Камень преткновения — Третий энергетический пакет, но и здесь есть важный нюанс, — говорит Касаев. — При острой необходимости еврокомиссары, пожалуй, могут вспомнить, что в одной из директив Третьего энергопакета содержится важное положение, заключающееся в том, что, если есть рыночный спрос на мощности, операторы газотранспортной системы (ГТС) обязаны их профинансировать и построить».

Фактически это означает, что операторы ГТС стран Юго-Восточной Европы должны предоставить «Газпрому» новую транспортную инфраструктуру, которая будет включать в себя наряду с неиспользуемыми действующими мощностями магистрали, которые нужно соорудить.

Кстати Standart пишет, что возрожденный «Южный поток» будет соответствовать Третьему энергопакету, в частности, проект будет укладываться в план строительства Балканского газораспределительного хаба, а этот проект без российского газа невозможен.

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач указывает, что именно этот вариант выглядит вероятным, так как в этом случае дальнейшую инфраструктуру на суше будет строить уже Болгария (либо кто-то еще из европейских участников). «Так, «Северный поток - 1» и газопроводы с норвежского шельфа не подпадают под действие Третьего энергопакета, а ведь они тоже выходят на европейскую территорию, — поясняет Гривач. — Под регулированием оказываются уже их сухопутные продолжения».

Однако строить четыре нитки «Южного потока», как это предполагалось изначально, по словам эксперта, может оказаться нецелесообразно. «Для этого нужны гарантии потребителей», — отмечает Гривач.

А для обеспечения обязательств по поставкам в Болгарию, Турцию, Грецию и Македонию, которые останутся у «Газпрома» после истечения срока транзитного контракта с Украиной, достаточно будет одной нитки, уверен Гривач. «Возникает вопрос: не проще ли договориться с Украиной? — говорит Эльдар Касаев. — Нет, поскольку у европейцев после российско-украинских «газовых войн» 2006, 2009, 2014 годов, незаконного отбора российского топлива и в связи с нынешней политико-экономической ситуацией на Украине возникли серьезные сомнения в надежности транзита по этому направлению».

Первое декабря 2014 года запомнится миру надолго. Это был день взрыва одной из мощнейших информационных бомб. Вы не помните, что тогда произошло? Было официально объявлено, что проект «Газопровод Южный поток» закрыт. Точка. Такого поворота многие не ожидали. Ведь он сулил столько выгод жителям и бизнесменам южной Европы. Однако решение принято. Давайте разбираться, чем был хорош проект и почему он остался в прошлом.

«Ты помнишь, как все начиналось?»

Еще в советские времена была протянута труба, по которой в Европу пошло голубое топливо. Все было бы хорошо, но страна развалилась, газопровод оказался на территории различных суверенных государств. К несчастью для Украины, он проходил по ее территории. Что в этом плохого, спросите? Да не дает эта самая труба многим покоя. Денег от нее много, вот и не могут разобраться потенциальные их «получатели», кто из них важнее. Впрочем, к нашему обзору это не особенно относится. Фактом остается то, что необходимо было менять маршрут транзита, чтобы спасти братский народ от негативного влияния старого. С этой целью был построен «Северный поток». Он слегка разгрузил украинскую трубу. Только обеспечивает он газом лишь Иные покупатели голубого топлива, настоящие и потенциальные, остались «пленниками» украинской трубы. Вот тут и возникла идея построить газопровод «Южный поток». С одной стороны, необходимо было и правда избавляться от ненадежного транзитера, с другой - сами коммуникации требовали обновления. Срок их эксплуатации был уже значительным. Транзитер о сохранности имущества не особо волновался. А любой механизм при эксплуатации изнашивается, даже «труба», которая является, по сути, сложным производственным комплексом. В общем, все было одно к одному.

Проект

Газопровод «Южный поток» изначально должен был пройти по территории пяти государств, обеспечивая их высокоэкологичным топливом. При этом никто не оспаривал перспективности данного проекта. Страны Южного потока таковы: Болгария, Венгрия, Сербия, Словения, Италия. Потом к проекту присоединились Австрия и Греция. Всем было очевидно, насколько он выгоден этим странам. Стартовало строительство седьмого декабря 2012 года. В планах было окончить его в 2015. Работы было много. Такие межгосударственные проекты оформляют соответствующими соглашениями, под них организуются специальные структуры. Стоимость строительства тоже не мала. Так, согласно расчетам, «Газпром» должен был вложить в него 2,6 млрд. долларов. Но эта цифра увеличилась до 4,66 млрд. дол. Европейские же трубы и коммуникации оценивались в астрономическую сумму 16,6 млрд. Однако работа закипела. Были созданы соответствующие предприятия, выделялись средства, проводились согласования.

Схема газопровода «Южный поток»

Надо отметить, что такой значимый проект не может идти гладко. Его подвергают всестороннему анализу, корректировке, так сказать, на местности. Схематически его последняя (отказная) версия представлена на рисунке. Как видно, он должен был охватить большое количество стран Южной Европы, оставляя в перспективе другим государствам возможность присоединиться к проекту. А главное, «Южный поток» - газопровод (карта на рисунке), идущий в обход ненадежного партнера, коим стала Украина. Часть трубы должна была пройти по дну Черного моря. При этом длина ее составила бы порядка девятисот километров. Планировалось, что труба будет проходить по экономическим зонам не только России и Болгарии, но и Турции, которой, кстати, данный проект не особенно нравился. У нее имелись и есть теперь свои «газовые интересы». Тем не менее Турции дала разрешение на проект «Газопровод Южный поток». Болгария была следующим пунктом маршрута. Планировалось, что труба выйдет именно на ее берега возле города Варна. В этом месте газопровод «Южный поток», карта которого оказалась не столько экономической, сколько политической, наткнулся на препятствия. Но об этом ниже.

Российская часть проекта

Для того чтобы получала голубое топливо, необходимо было построить две с половиной тысячи километров газопровода до компрессорной станции «Русская». Она находится рядом с городом Анапа. «Южный поток» отсюда должен был пролегать по дну моря. «Русская» считается мощнейшей Она будет перекачивать 63 млрд. кубометров газа в год. По расчётным данным, это порядка десяти процентов потребности Европы. До болгарского берега трубу «Газпром» должен был проложить самостоятельно. Далее строительство продолжали совместные компании, в которых у него было по пятьдесят процентов акций. Сухопутные работы были выполнены. Но прокладка труб по дну моря затормозилась ввиду проволочек с оформлением соответствующих разрешений. Болгария «Южный поток», с одной стороны, приветствовала, с другой - не могла пойти против Еврокомиссии, имеющей альтернативное мнение. Тем не менее «Газпром» продолжал строительство. Первые сварочные работы на стыках голубой артерии прошли в торжественной обстановке 7 декабря 2012 года. Как отметил Гендиректор компании, реализующей проект в этой местности, И. Ткаченко: «Южный поток» (газопровод) Анапа приветствует. Он предоставляет перспективы для развития не только европейским странам, но и Краснодарскому краю».

Европа и «Южный поток»

Газопровод, карта которого впечатляла даже людей, мало разбирающихся в экономике, естественно, был по достоинству оценен руководителями ЕС. Итальянцы первыми подключились к работе. Их концерн «Eni» совместно с «Газпромом» приступил к проектированию жизненно важной для Европы трубы. Рамочный меморандум заключили еще в 2007 году. С этого момента началась гигантская переговорная работа. В следующем, 2008 году, к проекту присоединилась Болгария. «Южный поток» предоставлял ей отличные шансы для оптимизации бюджета. Прибыль, которую страна в конечном итоге упустила, оценивается в 400 млрд. долларов. В том же году Сербия заявила, что ей также необходим газ. «Южный поток» решили провести и по ее территории. Страна заключила с «Газпромом» соглашение о том, что половина трубы остается за нашей компанией. Такие же договоренности были достигнуты с другими странами (в 2009 г. - со Словенией, в 2010 г. - с Хорватией). Тогда же к работе подключились Австрия и Франция. Последняя решила вложить средства в строительство газопровода «Южный поток». В проект вошла крупнейшая компания, занимающаяся энергетикой, «Électricité de France». В этом же году план строительства подписали Греция, Сербия и Болгария. «Южный поток», согласно задумке, должен был сделать ее основной страной - транзитером. В этом-то и оказалась главная загвоздка, которой несколько лет пользовались те, кому не нравился проект.

Первые неприятности

Начало несколько иррациональному противостоянию положено было в 2011 году. Еврокомиссар по вопросам энергетики открытым текстом предупредил Украину о том, что после создания и введения в эксплуатацию «Южного потока» эта страна останется не у дел. Ее труба уже не будет задействована для транзита. Эттингер посоветовал властям Украины «отговорить Россию от реализации данного проекта». Несмотря на такие обстоятельства, маршрут газопровода «Южный поток» проходил соответствующие согласования. После декларирования намерений страны, ранее вошедшие в проект, стали заключать с «Газпромом» договоры на поставку голубого топлива. Хотя РФ пришлось надавить на европейские страны. Д. Медведев, будучи тогда президентом России, провел переговоры со своим турецким коллегой. По итогам он высказал идею о том, что проект может быть изменен. Еще тогда появилась мысль о том, что перенаправить поток можно в Турцию, не являющуюся членом Европейского Союза.

Третий энергопакет

Еще одним препятствием к проведению работ стало законодательство ЕС. Дело в том, что рынок энергоносителей в Союзе достаточно «разобщенный». Ценовая планка устанавливается путем прямых переговоров поставщика и потребителя. Это приводит к разнобою на рынке. ЕС принял ряд законов, получивших название «третий энергопакет», призванных либерализировать ситуацию с торговлей энергоносителями. Им было предусмотрено разделение поставщиков и транзитеров. То есть, «Газпром», согласно этим документам, не имел права строить трубу, пятьдесят процентов стоимости которой принадлежало ему. Пакет был принят в 2009 году. Однако это произошло позже подписания первого соглашения о разработке «Южного потока». Здесь возник некий юридический казус. С одной стороны, данный проект не подпадал под действие третьего энергопакета, с другой - Еврокомиссия не позволяла его начинать, ввиду того, что он нарушал принятые ею правила.

Мы строим, а вы - как хотите

Тем не менее Россия не стала отказываться от выгодного проекта. На ее территории велись все плановые работы, чтобы вовремя ввести в эксплуатацию «Южный поток». Газопровод Анапа, к примеру, встретила радостно. Мало того, что рядом с городом возводилось серьезное предприятие, создающее новые рабочие места, так еще и окрестные поселения должны были обеспечиваться голубым топливом. В крае стали разрабатывать соответствующий проект по газификации. Некоторые перемены в планах стали намечаться в 2014 году. После воссоединения Крыма с РФ газовики стали прикидывать, как данное событие может повлиять на их проект. Дело в том, что глубоководная прокладка (около двух километров) - дело дорогое. Если вести трубу по крымской территории, то в море она ляжет на более мелкие участки. Это могло значительно удешевить проект. Это стало весьма актуальным из-за введения санкций в отношении России.

Все закончилось в Болгарии

Сама по себе работа по созданию столь значимого проекта сложна и наполнена всяческими тонкостями и нюансами. Необходимо согласовать массу вопросов с правительствами стран-участников, получить разрешения, найти деньги и так далее. Все это «Газпромом» было проделано. Только перед началом строительства необходимо было получить разрешения от стран, что становилось все сложнее в условиях разразившегося украинского кризиса. Но Австрия и другие страны «со скрипом» подписали все необходимые бумаги. Остановила газопровод «Южный поток» Болгария. После долгих переговоров и согласования страна не дала своего разрешения на строительство. Мотивировался отказ тем же самым третьим энергопакетом. Президент Болгарии оказался в сложном положении. Страна, как обязана подчиняться его законам и требованиям руководства. С другой стороны - выгоды были изначально очевидны для всех. Болгария сделала свой выбор, отказавшись от транзитных прибылей. Документов, означавших ее согласие на начало стройки, она так и не подписала. Данное не случившееся событие послужило основой для принятия президентом РФ решения, перевернувшего ход событий. Оно вызвало широкий резонанс и головную боль у больших чинов из Еврокомиссии и не только.

Закрытие проекта. Что дальше?

Вот и наступило первое декабря 2014 года. В ходе визита в РФ совместно с коллегой из принимающей страны сделали заявление. Европа была поставлена перед фактом. Проект закрыт. Никакие уговоры не подействовали на РФ. Возврата к «Южному потоку» не будет. Но как же быть тем, кто не противился его строительству, кто работал вместе с «Газпромом» все эти годы? В. Путин объявил о том, что все 63 млрд. кубометров голубого топлива будут поставляться в Турцию. Частично ею же и будут потребляться. Для тех, кто изъявит желание все же покупать российский газ, будет построен хаб на границе Турции и Греции. Только теперь возведение транспортных коммуникаций должно стать головной болью потребителя. То есть, РФ согласна с третьим энергопакетом. А где европейцы денег возьмут на такое дорогое строительство, это их личное дело. Таким образом, Турция в будущем станет основным транзитером, поставляющим голубое топливо в ЕС. Дело в том, что по территории страны планируется провести газопровод «Набукко». Этот проект, созданный под покровительством США, был альтернативным «Южному потоку». После всех споров и переговоров, благодаря неуступчивости Еврокомиссии, часть южных стран Союза остались не только без газа, но и со смутными перспективами его получения в ближайшее время. Вся работа оказалась напрасной. Теперь следует начинать переговорный процесс по новой. А здесь еще и выборы в Греции подоспели, как нельзя, вовремя. В январе 2015 там победило политическое объединение СИРИЗА, декларировавшее выход страны из ЕС. Если оно доведет свое намерение до дела, то положение южноевропейских стран усложнится еще больше.

Тем не менее проект «Газопровод «Южный поток» закрыт. Теперь все переговоры ведутся с иным транзитером - покупателем. Возник новый проект. Его решили назвать «Турецкий поток». Какое будущее его ожидает?