Экономические реформы китая 1978. Реформы в китае

Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян и ликвидация экономических диспропорций, характерных для командных экономик.

Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов. В основном, они не были частью какого-либо стратегического плана, а являлись немедленным ответом на насущные проблемы («Переходя реку, ощупываем камни» - Дэн Сяопин). Иногда, например, закрывая государственные предприятия, правительство было вынуждено идти на нежелательные для себя меры.

На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму , однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма . В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка - главное, чтобы она ловила мышей», а также цитатой из Маркса о том, что практика - главный критерий истины.

История

Первые реформы конца 1970-х, начала 1980-х включали в себя открытие торговли с внешним миром, учреждение системы семейного подряда в сельском хозяйстве, в результате чего фермеры могли продавать излишки зерновых на открытом рынке, а так же основание Поселково-сельских предприятий (ПСП).

Процесс экономической реформы начался в раннем 1979 после того как китайские лидеры заключили, что действующая с 1950-х Советская система мало прогрессивна в улучшении уровня жизни китайского народа и провальная в закрытии экономической бреши между Китаем и индустриально-развитыми странами.

Реформы конца 1980-х и начала 1990-х фокусировались на создании системы калькуляции цен и уменьшении роли государства в распределении ресурсов. Реформы поздних 1990-х фокусировались на закрытии невыгодных предприятий и борьбе с банкротствами в банковской системе. После начала 21-го века, повышенное внимание было направлено на сужение бреши между богатыми и бедными в Китае.

Китайская экономическая реформа в отличие от Перестройки имела экономический успех, породив стремительный экономический рост на протяжении более двух десятилетий. Уровень жизни большинства китайцев с 1978 года заметно улучшился. Цель модернизации так же видится продвигающейся вперёд. На всём протяжении Китая можно засвидетельствовать ускоренную модернизацию инфраструктуры, включая новые автострады высшего класса, аэропорты и здания телесвязи.

Первая часть Китайской экономической реформы затронула учреждение системы семейных подрядов в сельском хозяйстве, при помощи которых фермеры могли удерживать излишки посредством личных участков земли охотнее, чем работая на коллективном хозяйстве. Это сопровождалось основанием ПСП, которыми являлись принадлежащие посёлкам и сёлам различные отрасли промышленности. Была внедрена политика открытых дверей, согласно которой КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы немедленно увеличили уровень жизни большинства китайского населения и позже позволили поддержать более сложные реформы.

Вторая фаза реформы совершилась в 1980-х и была направлена на создание рыночных введений и преобразования экономической системы из административно-управляемой командной экономики к управляемой ценами рыночной экономике. Эта трудная задача ценовой реформы была доведена до конца путём использования двухдорожной ценовой системы, в которой одни товары и услуги размещались по рыночным ценам, а другие – по ценам, контролируемым государством. Со временем количество товаров, размещённых по рыночным ценам, увеличивалось и к началу 1990-х они включали в себя почти все товары.

В конце 1980-х китайская экономика развивалась спокойно и стабильно по мере того, как она постепенно отдалялась от центрального планирования и мало-помалу заимствовала всё больше нововведений и механизмов рыночной экономики.

Первым значительным успехом экономической реформы было введение системы семейной ответственности за продукцию в сельском хозяйстве – нововведение, которое позволяло фермерским семьям работать на куске земли по договору и удерживать любую заработанную прибыль. К 1984 система семейного подряда заметно увеличила производство продовольствия, и правительство отменило народные коммуны – критерий китайского социализма на протяжении более чем 20 лет. В большинстве других секторов экономики роль правительства была сокращена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, предприятия подстрекались к доходному производству, увеличилась роль частного сектора, экспериментирование с новыми формами владения начались и в государственном секторе. Давление на внешнюю торговлю было ослаблено, а объединения предприятий с иностранными фирмами официально поощрялись как первоисточники новых технологий и дефицитной иностранной валюты. С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и рассвета в промышленном секторе Китайская народная республика начала проявлять некоторые характерные черты общества потребления.

Тем не менее, движение к рынку было системным и сложным, и в 1987 переход был далёк от завершения. Снижение ограничений на экономическую активность быстро облегчило некоторые наиболее застойные экономические сложности Китая, но так же дало толчок к росту новых проблем. Инфляция – высочайший страх китайских потребителей – стала проблемой впервые с ранних 1950-х. Вместе с новыми возможностями извлечения прибыли появились растущее неравенство в доходах и новые соблазны для преступлений, коррупция, а так же западная система ценностей, рассматриваемая многими старшими китайцами как упадок и «духовное осквернение». Государство по-прежнему контролировало самые большие несельскохозяйственные предприятия и значительная часть отраслей промышленности всё ещё, главным образом, руководствовалась центральным планированием.

Таким образом, китайская экономика в конце 1980-х представляла собой весьма смешанную систему. Ей нельзя было охарактеризовать ни плановую экономику, ни рыночную. Руководство придерживалось дальнейшего расширения программы реформ, как необходимости достаточного экономического роста, но в то же время оно было вынуждено удерживать крепкое внимание на ключевых аспектах экономики (в особенности на инфляции и производстве зерна), чтобы не допустить крайностей подавляющего политического недовольства. В связи с данными обстоятельствами, силы экономического руководства действовали друг против друга, порождая то, что китайские власти называли «разногласиями». С одной стороны, экономика уже не так сильно контролировалась государственным планированием из-за большой растущей рыночной отрасли. С другой стороны, рынок не мог работать эффективно, так как многие товары до сих пор находились под госконтролем и большинство цен всё ещё сдерживались или ограничивались правительством. Под руководством Дена Сяопина вся страна «ехала верхом на тигре» (двигалась к высокому прогрессу, но без тотального контроля) и поэтому уже невозможно остановить процесс без риска.

Несмотря на взрывной рост в 1980-х, китайская экономика всё ещё разделяла множество основных отличительных черт с экономиками остальных развивающихся стран. Валовой национальный продукт на душу населения в 1986 составлял ¥849 или около $228 (по обменному курсу 1986 года), отражая низкий средний уровень производительности труда. Как и во многих странах, это не могло способствовать началу длительных усилий по индустриализации до середины двадцатого века, основная китайская рабочая сила (более 60%) всё ещё была занята в сельском хозяйстве, которое давало 30% стоимости общего объёма продукции. Сельскохозяйственные работы в основном всё ещё велись вручную. Современное оборудование главным образом использовалось в промышленности, но в значительной степени было прообразом старых моделей с низкой продуктивностью.

В других отношениях экономика Китая несколько отличалась от оной большинства развивающихся стран. Важнейшее отличие, несмотря на идущие перемены, состояло в том, что китайская экономика была организована как социалистическая система, управляющаяся центральным планированием. Господство государства и коллективной собственности, центральное управление фирмами вместо финансовой системы, перераспределение ресурсов между регионами, распределение зерна и субсидированное предоставление жилища отразились в системе распределения доходов, которые были намного ограниченнее, чем почти во всех остальных развивающихся странах. Некую искренность капитализму придавала форма частной собственности в производственных фондах. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду фермерским семьям, но формально находились под владением деревень, городков, посёлков – групповых единиц, сменивших коммуны.

В середине 1980-х большинство китайцев по американским меркам оставались в нищете, но несколько важных измерений показали, что качество их жизни было значительно лучше, чем предполагалось исходя из уровня валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Согласно данным Мирового банка в 1984 потребление энергии на человека составляло 485 килограмм в нефтяном эквиваленте – больше, чем в любой другой «малодоходной» стране, и выше среднего для «ниже-среднедоходных» стран. В 1983 дневной рацион на душу населения составлял 2 620 калорий – на 11% выше основных требований и примерно настолько же выше среднего по странам, относящимся к «вышесредним». Показательно, что начальная смертность в 1985 была 39 человек на 1000 – намного ниже, чем в среднем по «выше-среднедоходным» странам, а продолжительность жизни от рождения была 69 лет – выше, чем среднее по «выше-среднедоходным» странам.

Не смотря на крупные экономические достижения, достигнутые Китаем с 1949 и драматическими открытиями 1980-х, серьёзные дисбалансы и дефицит устояли. Дефициту способствовал государственный беспорядок, который разрушил экономику в период Культурной революции (1966-76), недостаточная гибкость в процессе планирования и серьёзные оплошности в ценовых структурах. Огромный дефицит, не отвечающие требованиям транспортные средства и коммуникационные сети, недостаток техников и других высококвалифицированных кадров, недостаточный обмен валютой для закупок передовых технологий из других стран и неадекватные правовые и административные меры против внутренней и внешней торговли – всё это способствовало затруднению модернизации.

Важным побочным продуктом программы реформ с 1970-х стало громадное увеличение количества доступной информации об экономике. Правительство собирало и публиковало основные национальные экономические данные и в 1950-х, но централизованная система сбора статистики была разрушена в конце 1950-х, было доступно крайне мало статистической информации в течение 1960-х и начале 1970-х. Это продолжалось до 1979, когда Государственное бюро статистики покончило со статистическим «затемнением», опубликовав официальную экономическую статистику. В последующие годы Государственное бюро статистики чаще публиковало всё больше заметок, включая ежегодные экономические сборники и статистические ежегодники, которые постепенно стали лучше и информативнее. В дополнение, большинство провинциальных областей и городов точно так же как и главные промышленные и экономические районы, специализирующиеся на добыче угля и сельском хозяйстве, начали выпускать свои собственные специализированные статистические ежегодники. В начале 1980-х начали выпускаться многочисленные периодические издания, множество из которых специализировалось на экономических данных и анализе. Хотя китайские статистические понятия и методы во многих отношениях всё ещё отличались от оных в других странах, и соответствия некоторым данным вызывало сомнение даже у китайских экономистов, иностранные аналитики в 1987 всё же имели доступ к богатому и растущему объёму данных, которые способствовали широкому анализу китайской экономики.

Тем не менее, переход на рыночные рельсы в начале 1990-х породило две главные проблемы. Во-первых, конец центральному планированию требовал создания механизмов установления финансовой политики, банковской системы и рынков капитала. На протяжении всех 1990-х проделывалась работа, чтобы установить эти системы в действие.

Другая проблема порождалась государственными предприятиями (ГП). При системе замороженных цен, цены доходов и расходов государственных предприятий были фиксированы, позволяя им использовать разницу для финансирования социального обеспечения. Когда же доходы и расходы начали исчисляться по рыночным ценам, большинство ГП стали крайне невыгодными по двум причинам: они были в ответе за социальное обеспечение работников и выпускали товары, которые никто не хотел покупать. Со временем это было решено путём банковских кредитов, но это породило массивное количество невыплат по долгам. В конце 1990-х и начале 2000-х эта проблема была устранена путём закрытия невыгодных государственных фабрик и развитием систем социального страхования.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Реформы в Китае" в других словарях:

    Гайдара преобразования в экономике и системе государственного управления, совершённые правительством России под руководством Бориса Ельцина и Егора Гайдара в период с 6 ноября 1991 года по 14 декабря 1992 года. Правительством Ельцина… … Википедия

    Реформы Ван Мана и восстание «Красных бровей» - Государственный переворот Ван Мана и политика реформ В обстановке всё нарастающей угрозы массовых народных движений правящие круги судорожно искали выхода из создавшегося положения. Провал указа Ай ди показал, что для проведения в жизнь политики… …

    Реформы Ван Аньши - проведены в Китае в период с 1069 по 1074 гг. суньским сановником Ван Аньши в финансово экономической и социальной области (проведена новая земельная перепись и обложена налогами с земли служилая знать; государственная барщина заменена денежным… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

    Реформы 60-х годов XIX в. в Корее и политика изоляции - После смерти короля Чхольчжона, не оставившего наследников, борьба феодальных клик привела к победе северной группировки во главе с князем Ли Ха Ыном. Его 12 летний сын Ли Чжэ Хван, усыновленный вдовствующей королевой Чо, был возведен на престол… … Всемирная история. Энциклопедия

    Реформы в Китае, проведенные министром танского имп. Дэ цзуна (780 805) Ян Янем в 780. Стремясь обеспечить казне твердые доходы, Ян Янь отменил трехступенчатое обложение (зем. налог, промысловая подать и трудовые повинности), существовавшее в… … Советская историческая энциклопедия

После смерти в сентябре 1976 года Мао Цзэдуна страна встала перед серьезным выбором, продолжать ли ей дальше развитие в рамках социалистической системы или переходить к новому политическому строю.

Положение в стране к тому времени сложилось критическое. 80% населения существовали менее чем на доллар в день, а две трети взрослых не умела ни читать, ни писать; промышленность отставала от запада на десятки лет; связи с внешним миром были сведены к минимуму и даже отношения с остальными странами социалистического лагеря были весьма прохладными.

В декабре 1978 года Дэн Сяпоин встал у «руля китайской компартии». Имея опыт работы в экономических ведомствах, в том числе и в министерстве финансов,

Переход к капитализму виделся ему единственным выходом из сложившегося положения. Хотя все экономические реформы носили капиталистический характер, официальная идеологическая доктрина коммунизма осталась неизменной.

В самом начале своих реформ Дэн Сяпоин опубликовал «четыре основных принципа», которые доказывают верность социалистическому выбору. Во-первых, КНР продолжит идти «социалистическим путем». Во-вторых, страной будет править «диктатура пролетариата». В-третьих, реформы будут осуществляться под руководством компартии, а, в-четвертых, КПК будет исходить из «духовного наследия марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна». Все эти принципы были включены в конституцию 1982 года.

Свои аграрные реформы правительство Дэн Сяпоина решило в качестве эксперимента начать в одной из провинций, где была ликвидирована коллективная система хозяйства, а земля передана в аренду крестьянам. Так как новая система оказалась высокоэффективной (сборы зерна увеличились на 10%), то ее перенесли и на национальный уровень. Вскоре в КНР была проведена земельная реформа с использованием «политики ответственности крестьянских хозяйств», введено свободное ценообразование для крестьян, которые, по мере того как становились богаче, начали покупать промышленные товары. Впервые с 1949 года в Конституции были закреплены имущественные права граждан, что стало поощрять частную инициативу на селе. В результате с 1981 года 98% сельскохозяйственных земель обрабатывается крестьянскими семьями. За пять лет была решена продовольственная проблема и модернизировано с/х. Государство инвестировало средства в деревню. КНР стала экспортировать зерновые.

Успех реформы в сельском хозяйстве заложил основы для дальнейших преобразований. В 1978 году 100 предприятий в провинции Сычуань получили право не отправлять прибыль в государственную казну, а использовать эти деньги по своему усмотрению. Дэн сформулировал «политику промышленной ответственности», согласно которой каждое предприятие заключало с государством специальный контракт «о прибыли и убытках». Часть прибыли они перечисляли в госбюджет, а часть оставалась на предприятии и использовалась для инвестиций, повышения зарплаты работникам и т.д. Уже в 1980 году по этой схеме работало более 6000 предприятий, а к 1992 году уже все предприятия Китая были переведены на хозрасчет.


В начале 1980-х годов в конституцию КНР были внесены поправки, легализовавшие частные промышленные предприятия с количеством занятых менее 100 человек. Всего за пять лет после этого число таких предприятий выросло с 100 тысяч до 5,8 миллиона. Развивался мелкий и крупный бизнес. В 87 году объявлялось, что Китай строит «рыночный социализм».

После 1984 года, когда в КНР ликвидировали аграрные коммуны, их активы были переведены в «местные предприятия», которые стали основным двигателем индустриализации сельских районов. За десять лет их доля в промышленном производстве выросла с 10% до 25%; благодаря этим предприятиям было создано 95 миллионов новых рабочих мест. Производительность труда на этих предприятиях росла вдвое быстрее, чем на государственных, в первую очередь благодаря финансовой децентрализации и высвобождению финансовых ресурсов, которые были использованы в качестве инвестиций в новое оборудование.

После изоляции страны в период правления Мао Цзедуна одной из наиболее важных реформ стала политика «открытых дверей», которая оказала воздействие на все стороны жизни Китая. Чтобы укрепить свои связи с внешним миром, Китай открыл двери иностранным инвестициям, особенно в свободные экономические зоны (СЭЗ), учрежденные после 1978 года в приморских районах страны. В СЭЗ, куда из китайской глубинки стекалась дешевая рабочая сила, стали поступать иностранные инвестиции из Гонконга Тайваня и стран со значительной китайской диаспорой. Приток инвестиций возрос с 2,3 миллиардов долларов в 1984 году до 43,8 миллиардов. Но сохранялась руководящая роль государства и коммун партии.

После смерти в сентябре 1976 года бессменного лидера коммунистической партии Китая - Мао Цзэдуна страна встала перед серьезным выбором, продолжать ли ей дальше развитие в рамках социалистической системы или переходить к новому политическому строю. Положение в стране к тому времени сложилось критическое. 80% населения существовали менее чем на доллар в день, а две трети взрослых не умела ни читать, ни писать; промышленность отставала от запада на десятки лет, а основным транспортным средством служил велосипед; связи с внешним миром были сведены к минимуму даже отношения с остальными странами социалистического лагеря были весьма прохладными.

Жестокая борьба за власть в Китае разворачивалась в основном между двумя соперниками – Дэн Сяопином, одним из ветеранов компартии и Цзян Цинь- вдовой Мао Цзэдуна, активной вдохновительницей культурной революции и членом радикальной «Банды четырех». Эта борьба, сопровождавшаяся массовыми манифестациями и беспорядками с начала привела к очередному отстранению Дэн Сяопина от власти (до этого его уже дважды отдаляли от управления страной). Но вскоре после разгрома военными «Банды четырех», Дэну удалось вернуться к власти.

В декабре 1978 года Дэн Сяопин встал у «руля китайской компартии». Имея опыт работы в экономических ведомствах, в том числе и в министерстве финансов, он отчетливо осознавал необходимость реформирования экономики, без которого Китаю никогда не войти в клуб ведущих держав. Хотя за 25 лет правления Мао Цзэдуна экономический рост страны превзошел рост за предшествовавшее столетие (с 1820-го по 1949 год), по сравнению с остальным миром Китай с каждым годом становился все беднее и слабее.

Решение проблемы дальнейшего экономического развития Дэн Сяопин решил достаточно просто – переход к капитализму виделся ему единственным выходом из сложившегося положения. Таким образом лидер страны постепенно претворил в жизнь большинство рекомендаций западных экономистов о «догоняющем развитии» менее развитых государств.

Хотя все экономические реформы носили капиталистический характер, официальная идеологическая доктрина коммунизма осталась неизменной. В самом начале своих реформ Дэн Сяопин опубликовал «четыре основных принципа», которые доказывают верность социалистическому выбору. Во-первых, КНР продолжит идти «социалистическим путем». Во-вторых, страной будет править «диктатура пролетариата». В-третьих, реформы будут осуществляться под руководством компартии, а, в-четвертых, КПК будет исходить из «духовного наследия марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна». Все эти принципы были включены в конституцию 1982 года и затем, в 1986 году, использовались противниками «буржуазной либерализации» в борьбе с реформаторами. Этими же принципами воспользовался и сам Дэн Сяопин, отдав в 1989 году приказ о разгоне манифестаций на площади Тяньаньмэнь.

В 1983 году Дэн Сяопин сформулировал принципы прагматизма не только в экономической политике, но и во внешней. Во время встречи с известным американским профессором китайского происхождения Уинстоном Янгом Дэн сформулировал идею «одна страна- две системы», которую он намеревался использовать для воссоединения Тайваня и Гонконга с Китаем. Уже в конце 1984 года КНР и Великобритания подписали историческое соглашение о передаче Гонконга под китайский контроль, которая, как и предполагалось, совершилась в июле 1997 года.

Новая стратегия получила и «научное обоснование». В 1984 году профессорами Пекинского университета была предложена концепция, согласно которой рыночные преобразования, проводимые в Китае, вполне уместны, так как страна находится на «первичной стадии построения социализма». Для создания социалистического государства в 1949 году Китай не достиг еще высокого уровня развития капитализма, поэтому сейчас КНР вынуждена использовать институты, обычно связываемые с капитализмом, чтобы подготовиться к построению следующей стадии социализма.

Аграрная реформа

Свои аграрные реформы правительство Дэн Сяопина решило в качестве эксперимента начать в одной из провинций, где была ликвидирована коллективная система хозяйства, а земля передана в аренду крестьянам. Так как новая система оказалась высокоэффективной (сборы зерна увеличились на 10%), то ее перенесли и на национальный уровень. Вскоре в КНР была проведена земельная реформа с использованием «политики ответственности крестьянских хозяйств», введено свободное ценообразование для крестьян, которые, по мере того как становились богаче, начали покупать промышленные товары. Впервые с 1949 года в Конституции были закреплены имущественные права граждан, что стало поощрять частную инициативу на селе. В результате с 1981 года 98% сельскохозяйственных земель обрабатывается крестьянскими семьями.

Аграрная реформа доказала свой успех. Если соборы зерна до реформы росли на 2,1% в год, то после реформы- на 4,9%. Согласно расчетам, три четверти роста производительности труда в сельском хозяйстве Китая с 1978-го по 1984 год были вызваны аграрной реформой и лишь четверть – улучшением методов обработки земли. В 1985 году, впервые за 25 лет, Китай стал экспортером зерна.

Успех реформы в сельском хозяйстве заложил основы для дальнейших преобразований. Из-за политики «сельское хозяйство первым делом» Дэн Сяопин изначально не уделял много внимания промышленному развитию. Первые его реформы в этом секторе касались только пищевых предприятий, расположенных в сельских районах. В 1978 году 100 предприятий в провинции Сычуань получили право не отправлять прибыль в государственную казну, а использовать эти деньги по своему усмотрению. Беря за основу этот опыт, Дэн сформулировал «политику промышленной ответственности», согласно которой каждое предприятие заключало с государством специальный контракт «о прибыли и убытках». Часть прибыли они перечисляли в госбюджет, а часть оставалась на предприятии и использовалась для инвестиций, повышения зарплаты работникам и т.д. Уже в 1980 году по этой схеме работало более 6000 предприятий, а к 1992 году уже все предприятия Китая были переведены на хозрасчет. В начале 1980-х годов в конституцию КНР были внесены поправки, легализовавшие частные промышленные предприятия с количеством занятых менее 100 человек. Всего за пять лет после этого число таких предприятий выросло с 100 тысяч до 5,8 миллиона.

После 1984 года, когда в КНР ликвидировали аграрные коммуны, их активы были переведены в «местные предприятия», которые стали основным двигателем индустриализации сельских районов. За десять лет их доля в промышленном производстве выросла с 10% до 25%; благодаря этим предприятиям было создано 95 миллионов новых рабочих мест. Производительность труда на этих предприятиях росла вдвое быстрее, чем на государственных, в первую очередь благодаря финансовой децентрализации и высвобождению финансовых ресурсов, которые были использованы в качестве инвестиций в новое оборудование.

В 1992 году из-за неплатежеспособности многих государственных предприятий, функционирующих на основе хозрасчета, Госсовет КНР объявил о реформе управления, согласно которой такие функции, как ценообразование, ассортимент, инвестиции, кадры и внешняя торговля, передаются самим предприятиям. Им также было разрешено экспериментировать с корпоративной системой, и многие из этих предприятий стали акционерными обществами и выпустили котируемые на бирже акции. Хотя государство в КНР намерено сохранить контрольные пакеты в крупнейших промышленных компаниях, оно поощряет сегодня реформирование индустриального сектора.

Политика «открытых дверей»

После изоляции страны в период правления Мао Цзэдуна одной из наиболее важных реформ стала политика «открытых дверей», которая оказала воздействие на все стороны жизни Китая. Эта политика прежде всего позволила жителям КНР восстановить контакты с остальным миром. Более 40 тысяч китайских студентов ежегодно отправлялись на учебу в США и около 20 тысяч – в Европу. В конце 80-х почти 9 тысяч китайских ученых работали в американских университетах. В 1999 году Китай посетили 58 миллионов туристов, обеспечив казне 13 миллиардов долларов доходов. Если во времена культурной революции преподавание иностранных языков было крайне ограничено (их преподавание велось по большей части в военных институтах), то сейчас более 200 миллионов молодых китайцев изучают английский язык.

Чтобы укрепить свои связи с внешним миром, Китай открыл двери иностранным инвестициям, особенно в свободные экономические зоны (СЭЗ), учрежденные после 1978 года в приморских районах страны. В СЭЗ, куда из китайской глубинки стекалась дешевая рабочая сила, стали поступать иностранные инвестиции из Гонконга Тайваня и стран со значительной китайской диаспорой. Приток инвестиций возрос с 2,3 миллиардов долларов в 1984 году до 43,8 миллиардов в 1998 году. Сейчас в Китае действует около 145 тысяч предприятий с участием иностранных инвестиций, где заняты 19,7 мил. человек. Шэнчжэнь, самая успешная СЭЗ на границе с Гонконгом, за двадцать лет превратилась из десятитысячной деревни в трехмиллионный город со второй по величине фондовой площадкой страны и сотнями промышленных предприятий.

Несмотря на нередкие высказывания западных макро экономистов о том, что самым характерным в проводимых и проведенных китайских реформах является их полная непонятность и нелогичность с точки зрения западной экономической науки, эти реформы с самого начала были и остаются сейчас одними из наиболее проработанных в теоретическом, идеологическом и, в целом, в научном плане. Исключением может считаться только непродолжительный период конца 70х-начала 80х годов, (время начала китайских реформ), который вообще-то можно назвать "заявлением о намерениях". Но уже в 1982 году для решения задач обеспечения реализации целей и задач реформы на всех уровнях управления китайской экономикой был создан Государственный комитет по реформе экономической системы при Госсовете КНР. Параллельно с ним в сжатые сроки были созданы соответствующие комитеты по реформе экономической системы на уровне провинций, городов и ниже. К теоретическим исследованиям к началу 90х годов было подключено уже свыше 60 центральных научных учреждений, и еще весьма значительное число научно-исследовательских учреждений регионального и местного масштабов. С чем это, по-моему, может быть связано. Даже самый краткий экскурс в историю Китайской Народной Республики, который я просто обязан, буду привести ниже, дает богатую пищу для выводов о настроении китайского народа и перспективах развития, к которым неизбежно должно было прийти китайское руководство в конце 70х годов. Однозначно это можно было назвать усталостью от ошибок, глухим, но всеобщим нежеланием отвечать за ошибки своего руководства, для которого все это, вместе взятое, являлось серьезным сигналом об иссякании народного энтузиазма, а с ним и кредита доверия партии-лидеру. Больше ошибаться было нельзя, а отступать некуда. Чтобы не быть голословным, сейчас, очевидно, нужно рассказать о предшествовавшей началу нынешних реформ короткой, но насыщенной, трагической, но неоднозначной истории Китайской Народной Республики.

В первые 8 лет после образования КНР, молодое социалистическое государство, пережившее также и кровопролитную гражданскую войну, прошло через коренные качественные изменения в социально-экономической структуре. Трудно переоценимую помощь в закладке материально-технической базы социализма оказал Китаю Советский Союз и другие соцстраны. Во многом благодаря этой помощи и действительно огромному революционному энтузиазму китайского народа, в эти годы были достигнуты высокие и стабильные темпы экономического роста.

С 1958 года начался "большой скачок", призванный построить в Китае коммунизм, минуя социалистический этап. Из-за завышения по этой причине степени обобществления производства, средств производства, системы оплаты труда, систем распределения продовольствия и товаров народного потребления до совершенного абсурда, общественные и экономические отношения приняли невиданно уродливые формы. Последствия недопустимого опережения уровня развития производительных сил формами производственных отношений не замедлили сказаться. Со стороны, наиболее парадоксально выглядел тот факт, что фантастические темпы экономического роста, достигнутые в первые годы "большого скачка", не только не увеличили промышленного и сельскохозяйственного производственно-экономических потенциалов страны, но и очень серьезно подорвали их - настолько, что все последующие годы вплоть до конца 70х Китай оправлялся от этого удара, нанесенного самому себе.

Так, в 1961-65 годах, проводя политику "урегулирования" народного хозяйства, направленного на разукрупнение "народных коммун" и выработку более реальных планов экономического развития, китайское руководство так и не смогло оторваться от самой главной ошибки предыдущих лет, о которой уже говорилось выше, - от нарастающей тенденции отставания производительных сил от производственных отношений. Этот отрыв снова остро дал себя знать в период так называемой "культурной революции". Как гипотезу о причине такого упорства в повторении ошибок я могу предположить идеологический аспект. По-моему, само признание возможности таких ошибок на пути строительства социалистического и коммунистического общества через 10-15 лет после революции мог необратимо подорвать доверие народа к самой идее социализма-коммунизма. Кстати, здесь я во многом оправдываю "недоговоренность" политики "урегулирования". Скорее всего, поступаться и дальше идеологическими канонами даже ради здравого смысла в тот момент, как мне кажется, было, действительно, нельзя. Разумеется, это не относится к периоду "культурной революции", которую не может оправдать ничто.

Попытки ускорить прохождение переходного периода и создания материально-технической базы социализма предпринимались вплоть до конца 70х годов и не дали результата все по той же, уже много раз повторенной причине - отрыве производственных отношений от производительных сил. Этого, я думаю, должно быть достаточно для общего впечатления от начального экономического плацдарма современных китайских реформ, который само китайское руководство определило как "грань катастрофы".

Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи

ЧЖОУ СИНЬЧЭН
директор Института Восточной Европы и Средней Азии
Народного университета Китая
(Пекин)

Цель реформы - создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой
Перенеся центр тяжести на косвенные рычаги, государство не должно ослаблять макроэкономическое регулирование
При многоукладности хозяйства общественная форма собственности остается господствующей
Механизм рыночной экономики в КНР будет в основном создан к концу XX в.

Начало экономической реформы относится к концу 1978 г., когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва объявил о проведении в жизнь политики “реформы и открытости”. Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный характер. Реформа, таким образом, представляет собой своеобразную революцию, ее главная задача - освобождение и эффективное развитие производительных сил.

Прежняя высокоцентрализованная плановая экономическая система дала Китаю немало исторически ценного и полезного, но многое в ней было порочным. Главный недостаток коренился в отношениях между государством и предприятием . При жесткой плановой системе предприятие было только административным придатком государственных органов и не имело права на предпринимательство. Кроме того, категорически отрицалась роль рыночного регулирования . Экономическая деятельность целиком определялась директивными планами.

Пороки старого механизма наиболее отчетливо проявились в условиях изменения общей ситуации в стране. Коренная перестройка экономики стала объективной необходимостью.

Суть реформы

Чтобы понять суть китайской реформы, надо усвоить, что социалистический строй и социалистическая экономическая система - разные вещи. Реформа требует коренного изменения не социалистического строя, а старой экономической системы . Это значит, что, во-первых, нельзя ставить целью преобразований ликвидацию социалистического строя, во-вторых, объектом реформы должна стать высокоцентрализованная плановая экономическая система. При этом нельзя ограничиваться ее чисто внешними изменениями и дополнениями, необходимо радикально преобразовать саму модель экономической системы и базисный механизм хозяйствования, т.е. осуществить определенный переход от плановой экономики к рыночной.

Долгое время в Китае видели в рыночной экономике отличительную черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок - лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика подходит и социализму.

При социалистической рыночной системе рынок призван играть главную роль в распределении ресурсов, хозяйственная деятельность должна обязательно учитывать закон стоимости и изменения соотношения спроса и предложения. Рыночные рычаги будут перекачивать ресурсы в более эффективные предприятия и тем самым окажут давление на каждое предприятие, побуждая работать лучше. В результате удержаться на плаву удастся лишь наиболее жизнеспособным.

Рыночное регулирование носит двойственный характер: с одной стороны, рынок реагирует на экономические сигналы быстрее, чем план, что полезно для своевременной ориентации производства, с другой - рыночное регулирование отличается стихийностью и может принести негативный эффект. Поэтому нельзя ослаблять макроэкономический контроль государства, необходимо его всемерно совершенствовать . Государству следует создавать все условия для укрепления единого рынка внутри страны и его здорового развития.

Социалистическая рыночная экономическая система неотделима от социалистического строя. В структуре собственности общественная ее форма, включающая общенародную и коллективную, должна занимать господствующее место, частная же, в том числе с иностранным участием, должна иметь дополнительный статус. Государственным предприятиям предстоит выйти на рынок через равноправную конкуренцию и защищать свое доминирующее положение в экономике.

Принцип распределения по труду останется главной формой распределения. В то же время допускаются и другие формы, дополняющие его. В распределении прежде всего следует руководствоваться принципами эффективности и справедливости. Доходы должны быть дифференцированы с целью поощрения наиболее активных работников и стимулирования роста эффективности. Вместе с тем необходимо сдерживать тенденцию к социальному расслоению общества и стремиться к всеобщему благосостоянию.

При макроэкономическом контроле следует своевременно учитывать интересы текущие и перспективные, локальные и общенародные. Нужно одновременно использовать различные экономические и административные методы регулирования. Проводить реформу необходимо постепенно, поэтапно, планомерно и комплексно. Нельзя надеяться на быстрый результат и опережать исторический ход развития. Прежде чем воплотить какую-то идею в жизнь, нужно разработать комплексный план, внедрить его на небольшой территории и проверить на практике. Только при положительных результатах возможно его широкое распространение.

Этапы реформы

Начавшись в конце 1978 г., реформа получила всестороннее развитие после XII съезда КПК (1982 г.) и укрепила свои позиции в результате решений XIV съезда (1992 г.).

Важными вехами на ее пути стали XIII съезд КПК (1987 г.), давший подробное толкование теории начального этапа социализма , и XIV съезд КПК, постановивший, что целью реформы является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой .

Реформа началась с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени. Аграрные преобразования были связаны с отменой народной коммуны и заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции.

Реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла ему вступить на путь специализации и повышения товарности. В деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, - волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав тем самым решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.

3-й пленум ЦК КПК двенадцатого созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики , отбросив традиционное представление о несовместимости планового и товарного хозяйства. В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов.

Четыре города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу - были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны.

Основные результаты

За годы реформы экономическая система Китая претерпела глубокие изменения.

n Образовалась многоукладная экономика . Госпредприятия дают сегодня 48,3% промышленной продукции, коллективные - 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, - 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной - 27,9, частной - 30,8%. Многоукладность отвечает требованию развития производительных сил на начальном этапе социализма, однако мы считаем, что общественная собственность должна оставаться господствующей.

n В городах реформа госпредприятий пока не дала таких же положительных результатов, как в деревне, хотя определенные сдвиги имеются. Вводится система “современных предприятий ”, требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом “Чжуа Да Фан Сяо” (“держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие”) многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.

n В деревне сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда.

Более чем за 10 лет интенсивного развития объем производственных основных фондов коллективного сектора на селе возрос с 94,9 млрд до 179,7 млрд юаней при среднегодовом приросте в 13%. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 - в ирригационных работах, 66,1 - в защите посевов от вредителей и болезней, 42 - в семенах, 48 - в химических удобрениях, 35% - в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует успешному развитию семейного подряда.

Кроме того, в коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места для 120 млн крестьян.

Быстро развивается и семейный подряд как база сельской экономики, который постепенно переходит к масштабному хозяйствованию.

n Глубокие изменения произошли в системе ценообразования . Цены на большинство видов продукции стали свободными. Так, по потребительским товарам доля рыночных цен достигла 90%, средствам производства - 80, сельскохозяйственным продуктам - 85%.

n Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы . Введены налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для предприятий, система распределения налогов между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая часть налоговых поступлений.

Создана двухступенчатая банковская система через разделение функций центрального и низовых государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь экономическую политику центрального правительства. Остальные кредитно-финансовые институты переходят на коммерческую основу.

Отменены официальные и рыночные курсы иностранных валют и введены единые плавающие курсы, регулируемые рынком.

Постепенно создается система “ответственности за риск” на основе сочетания инвестиций юридических лиц и кредитов банков. Каналы капиталовложений должны определяться характером объектов, т.е. зависеть от того, относится ли объект к базовым отраслям (добыча угля, нефти), отраслям, производящим продукцию конечного потребления (консервы, одежда), или имеющим общественное значение (транспорт, муниципальное строительство).

Реформа в этих сферах призвана создать благоприятную среду для независимого хозяйствования предприятий и равноправной конкуренции между ними.

n Формируется рыночный механизм , который играет все большую роль в экономической жизни страны. Доля видов промышленной продукции, производство которых регулируется государственными директивными планами, снизилась с 95% в 1978 г. до 5% в настоящее время. Удельный вес товаров, ценами которых непосредственно управляет государство, в розничном товарообороте упал с 95 до 6%. Помимо рынка товаров начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов. Таким образом, рынок будет играть основную роль в распределении экономических ресурсов.

Получив возможность использовать разнообразные рычаги для регулирования макроэкономики, государство сократило прямое регулирование посредством административных директив, увеличив косвенное с использованием экономических инструментов (налоги, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса), а также законодательства.

n Образуется структура распределения, соединившая принцип распределения по труду с другими его видами. Началось создание системы социального обеспечения населения.

Для оценки реформы необходимо определить основные критерии . По словам Ден Сяопина, преобразования можно считать удавшимися, если они способствовали развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению уровня жизни населения. Исходя из этих критериев китайскую реформу можно оценить как успешную.

После начала преобразований темпы роста заметно ускорились . В 1978-1995 гг. среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, при этом в 1991-1995 гг. - 11%. Эти показатели значительно опережают средний мировой уровень. Китай продолжает занимать 1-е место в мире по выпуску цемента, хлопчатобумажных тканей, угля. Страна вышла на 1-е место по производству зерна, хлопка, рапсовых семян, мяса, яиц, 2-е - химических удобрений, 3-е - сахара, 4-е - электроэнергии, 5-е - сырой нефти. По объему ВВП Китай находится на одном из первых мест в мире. На его долю приходится 3,2% мирового валового продукта.

С каждым годом повышается качество жизни населения. Доход крестьянина увеличился с 134 юаней в 1978 г. до 1 578 юаней в 1995 г., заработная плата рабочего возросла с 615 до 3 893 юаней. Реальные (с учетом повышения цен) среднегодовые темпы роста доходов крестьян в этот период составили 7%, рабочих - 5%. Остаточная сумма вкладов на счетах населения повысилась с 21 млрд юаней в 1978 г. до 3000 млрд юаней в 1995 г., т.е. в 142 раза.

Таким образом, социально-экономические результаты реформы свидетельствуют об успешности ее проведения.

Пути формирования и совершенствования социалистического рыночного экономического механизма

Создание и совершенствование социалистического рыночного экономического механизма - задача реформы на текущий период и перспективу. Она включает пять основных звеньев.

n Реформа госпредприятий . Хотя они составляют лишь 19% общего количества промышленных предприятий страны, на их долю приходится около 50% выпуска продукции, 66% налогов и прибыли, переданных государству, 75% остаточной стоимости основных фондов. Кроме того, госпредприятия принадлежат в основном к ключевым отраслям народного хозяйства (энергетика, транспорт, производство важнейших видов сырья, материалов и оборудования). Поэтому от успеха их реформы во многом зависит судьба преобразований в целом.

Реформа госпредприятий ставит своей целью не аннулировать государственную собственность и осуществить приватизацию, а изменить механизм хозяйствования . Мы считаем, что государственная собственность совместима с рынком по следующим причинам:

во-первых, для создания рыночной экономики нужно лишь, чтобы участники рынка имели право на хозяйствование и самостоятельные экономические интересы;

во-вторых, это условие можно выполнить путем отделения права на хозяйствование от права на собственность по принципу “государственная собственность, самостоятельное предпринимательство, самоокупаемость”.

Ядром реформы госпредприятий является создание “современной системы предприятий”. Функции и ответственность должны быть четко распределены между правительством и предприятием. Правительство как собственник и макроэкономический регулятор имеет право контролировать его деятельность. Предприятие, получив статус юридического лица, должно нести ограниченную материальную ответственность за результат хозяйствования за счет и в рамках своего имущества. Поощряется соединение предприятий, создание консорциумов и групп. Для преобразования мелких предприятий разрешается использовать подряд, аренду и акционирование.

n Создание комплексной системы рынков . Для ее формирования необходимо развивать (помимо рынка потребительских товаров) рынки средств производства, рабочей силы, недвижимости, технологий и информации, а также фондовый рынок. Надо бороться со стремлением отдельных районов к самоизоляции и протекционизму в интересах собственных предприятий. Важно отстоять единый рынок внутри страны, интегрировать его в мировой, обеспечить необходимую законодательную базу.

Важное значение для равноправной конкуренции предприятий и оптимизации распределения экономических ресурсов имеет изменение системы ценообразования . За несколько лет сформируется его новый механизм. Государство будет устанавливать цены только на продукцию естественных монополий (нефть, природный газ, редкие металлы и др.), специфические товары (медикаменты, оружие), а также услуги учреждений таких сфер, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Цены на остальные товары и услуги должны определяться рынком. При проведении реформы цен необходимо внимательно следить за их уровнем для предотвращения резкой инфляции.

n Углубление реформы систем распределения и социального обеспечения . При распределении доходов народного хозяйства следует принимать во внимание интересы государства, коллектива, личности, центрального правительства и местных администраций. Нужно устранять имеющие место перекосы в получении доходов гражданами на местах и местными администрациями.

Большое значение придается преобразованию системы заработной платы на предприятиях, в учреждениях и государственных органах исходя из их специфики. Личные доходы должны быть дифференцированными и соответствовать принципу “главное - эффективность, но с учетом справедливости”. Человеку нужно предоставить возможность получать доход от своего капитала и имущества, но эта форма дохода останется лишь дополнительной. Правительство намерено через политику распределения и налоговые рычаги регулировать личные доходы для предотвращения социального расслоения общества.

Намечается установить режим отчетности о доходах, подлежащих налогообложению, усилить контроль за подоходным налогом, ввести налоги на наследство и дарения.

Важной задачей является совершенствование системы социального обеспечения, ускоренная разработка законов по борьбе с безработицей, а также о пенсиях и здравоохранении. Городские рабочие и их коллективы совместно должны нести расходы на пенсионное и медицинское страхование.

Следует различать административную работу учреждений социального обеспечения и предпринимательскую деятельность фондов социального обеспечения. Учреждения должны контролировать доходы и расходы фондов, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью, главным образом покупкой государственных облигаций с целью сохранения и увеличения основного капитала при обеспечении нормальных выплат и ликвидности.

n Создание механизма косвенного регулирования макроэкономики . Главная задача макроэкономического регулирования в условиях рынка - обеспечить баланс совокупного спроса и предложения, стимулировать оптимизацию структуры народного хозяйства, обеспечить длительное, быстрое и здоровое развитие экономики. Для создания эффективного механизма регулирования необходимо провести реформы плановой, банковской и налоговой систем.

Плановая система должна перейти от прямого к косвенному управлению, от преобладания натуральных показателей к доминированию стоимостных, от контроля предприятий общественной собственности к контролю предприятий всех форм собственности.

Банковская реформа включает в себя дальнейшее разделение функций банков разных категорий и развитие кредитно-банковских институтов, связанных с разными формами собственности.

Ядром налоговой реформы является система распределения налогов. Центральное правительство получает таможенные пошлины, часть налогов на потребление и добавленную стоимость, подлежащую таможенному обложению, налоги на потребление и доход госпредприятий, находящихся в ведении центрального правительства.

Центральное правительство и местные администрации совместно получают НДС, налоги на биржевые сделки и использование природных ресурсов.

В местные администрации поступают налоги на доходы предприятий, находящихся в их ведении, на индивидуальные доходы граждан, на пользование землей, сельскохозяйственными угодьями и пастбищами, на муниципальное строительство, с владельцев строений и транспортных средств. Намечается создание органов, несущих ответственность за сбор государственных и местных налогов (центральный орган - за государственные и общие налоги, местный - за местные).

n Изменение функций правительства . Для создания рыночной экономики требуется разделить функции правительства и предприятий. Функции правительства включают планирование, разработку экономической политики, предоставление информации, согласование спорных вопросов, оказание разного рода государственных услуг, контроль за исполнением. Местные администрации не должны вмешиваться в работу предприятий, разрешенную законом и входящую в их полномочия. Необходимо правильно распределить полномочия в управлении экономикой между центром и местными администрациями с целью поощрения инициативы обеих структур.

Все звенья радикальных преобразований взаимосвязаны. Китайская реформа в отличие от шоковой терапии проводится постепенно и комплексно, каждое ее звено тщательно обдумывается. Практика показала, что с помощью шоковой терапии можно лишь разрушить старый механизм, но нельзя создать новый. В результате страна вообще лишается экономического механизма, что приводит к хаосу. Не может увенчаться успехом и реформа в отдельных сферах экономики при отсутствии радикальных преобразований в других областях.

К концу XX в. в Китае в основном будет создан механизм рыночной экономики. В течение 20-30 лет мы усовершенствуем его, узаконив правила, выработанные в ходе реформы. Тогда преимущества социализма станут очевидными и общество достигнет еще больших успехов в экономическом и социальном развитии.