Экономическая социология как наука. Экономическая социология в россии

Как самостоятельное направление научного исследования экономическая социология оформляется сравнительно недавно, в 50-е годы ХХ века, хотя ее проблематика затрагивалась в работах многих видных социологов и экономистов ХIХ и ХХ вв. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Веблен, В.Зомбарт, К.Маркс, Т.Парсонс, Н.Смелзер. Экономическая социология тесно связана с экономической теорией, социальной психологией, индустриальной социологией, социологией организаций, социологией труда и другими отраслевыми социологическими теориями, включающими в поле своего внимания отдельные аспекты экономической жизни.

Экономическая социология – это не экономика социальных процессов как ее иногда понимают. По М.Веберу – это социология экономического действия, по Н.Смелзеру – социология экономической жизни. Ориентация на изучение экономического поведения именно в социальных обстоятельствах отличает экономическую социологию от теории экономики, которая ограничивается рассмотрением отношений, овеществленных в движении материальных, финансовых ресурсов, продукции и услуг. К тому же человек в рамках экономической теории рассматривается без учета воздействия на него социальных общностей, институтов, норм и ценностей.

От классиков политической экономии идет представление об экономическом человеке как индивиде независимом, с устойчивыми предпочтениями, эгоисте, стремящемся к собственной выгоде, информированном о своих нуждах и способах их удовлетворения, рационально выбирающем цели и рассчитывающим издержки. Но реальный человек не всегда таков. Он часто действует произвольно, импульсивно, нерационально. Сумма его поступков осознанно или неосознанно воспроизводит те культурные программы, которые приняты и одобрены социальными группами, институтами, обществом.

Экономисты, понимая недостаточность такого представления о человеке, в дальнейшем вносили уточнения и поправки в классическую схему, варьировали состав качеств. Например, усиливали рациональность так, что обычный потребитель превращался в экономиста-профессионала, придавали особую значимость склонности к сбережениям и ликвидности, под сомнение ставили эгоизм, рациональность, степень информированности. Однако этими усилиями не было изменено главное – человек в понимании экономистов оставался изолированным от комплекса социальных отношений, так же как и мир хозяйства продолжал существовать отдельно от мира культуры, что снижало объяснительную и прогнозирующую функцию экономической теории.

Социологи изначально стремились преодолеть оторванность мира хозяйства от социума и абстрактность натуры экономического человека.


К.Маркс связывал экономические действия с интересами больших социальных классов.

В.Зомбарт объяснял возникновение капиталистического уклада из «недр западно-европейской души», из фаустовского духа беспокойства, предприимчивости, совмещенного с жаждой наживы. Он же утверждал, что нет «общих моделей» капитализма или любых других хозяйственных укладов, что капитализм специфичен для каждой страны, различного политического устройства и национальной культуры.

М.Вебер связывал становление капитализма и предпринимательства с религиозными принципами протестантизма. Отмечал, что религиозные меньшинства, в силу периферийности своего социального положения в хозяйственном отношении, оказываются более активными, чем большинство населения. По его мнению, именно протестантская субкультура придала капиталистическому хозяйствованию рациональность и индивидуализм.

Т.Веблен соотносил экономическое поведение с нормами социальных групп. На примере класса собственников или «праздного класса», он показал, что их потребительское поведение, ориентированное на показательную роскошь и чрезмерные траты, не вписывались в рамки экономической разумности и рациональности, но прекрасно вписывалось в рамки внутригрупповых представлений о своем особом социальном положении. Часто именно внеэкономические мотивы высокостатусных и высокодоходных групп влияют на рост спроса на потребительские товары при увеличении их цены. Такая ситуация получила название «эффект Веблена».

Т. Парсонс представлял экономику как одну из подсистем общества, выполняющую функцию адаптации.

Современная социология призывает различать человека социологического и экономического. Первый не должен вмещаться в узкие рамки экономической рациональности, его поведение санкционировано обществом, он исполняет социальные роли. Иначе отличие экономического подхода к человеку от социологического выражается формулой: «Экономическая теория изучает, как ведет себя рациональный человек, а экономическая социология изучает, почему человек не ведет себя рационально».

Экономическая теория и экономическая социология различаются не объектами исследования и не методами сбора данных. Они представляют специфические подходы к анализу хозяйственных отношений и пытаются решить разные типы исследовательских задач. Экономическая социология изучает хозяйственную жизнь, а не узко экономическую как это делает теория экономики.

Российский исследователь В.В. Радаев определяет предмет экономической социологии в духе М.Вебера: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. И далее уточняет, что "экономическое действие" представляет собой осу­ществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей, а "социальное действие" осуществляется осознанно, осмысленно и на основании этого смысла соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия. В таком понимании социальное действие выступает основанием и одновременно внутренним элементом экономического действия .

Прямые экономические действия направлены часто не только на достижение экономических целей, вызваны не только чисто экономическими мотивами. Мотивы и цели экономических поступков - это следствие влияния на субъекта социальных общностей, институтов, норм и ценностей. Любая экономическая система укоренена в определенной культуре, поэтому нет однотипной экономики.

Отношения разделения труда, обмена деятельностью, занятости, хозяйственной самостоятельности в каждом обществе имеют свои особенности, так же как и культурные представления о допустимом и недопустимом в финансовых операциях, о занятости в производстве мужчин и женщин, о богатстве и бедности, о труде и его мотивах.

В архаических и традиционных обществах семейные, кровно-родственные, дружеские отношения играют гораздо более существенную роль, чем отношения, вызванные соображениями экономической пользы, целесообразности. Еще в 20-е гг. известный американский антрополог Б.Малиновский на примере из жизни племен Новой Гвинеи показал, что люди могут трудиться, побуждаемые, в первую очередь, кровно-родственными обязанностями, а не экономическими факторами. Например, при строительстве лодки наглядно проявлялось распределение труда между вождем племени и остальными его членами. Члены племени трудились бескорыстно, не ради денег. После работы им выдавалась пища, но её не считали платой за труд. Ведь она не соответствовала тем усилиям, которые затрачивались работниками. В итоге лодка становилась собственностью вождя, а соплеменникам разрешалось ей пользоваться. Также в племени трудились по обязанностям родственников жены, которые должны помогать мужу, если он нуждается в помощи.

Давление внеэкономических факторов на экономическую жизнь носит постоянный характер, проявляется по-разному. Например, в современных восточных мусульманских странах свои представления о ссудном проценте (“риба” - арабское название ростовщичества). Коран однозначно запрещает мусульманам практиковать риба: “Аллах разрешил торговлю и запретил риба” (сура II, стих 276), “Аллах искореняет риба и взращивает милостыню”(II, 227). Ростовщический капитал считается характерной чертой западного или еврейского бизнеса. Вместо этого исламисты разработали сложную систему беспроцентных ссуд, многосторонних финансовых сделок, в том числе возможность прямого участия кредитора в будущих прибылях кредитуемого дела.

Такие внеэкономические факторы, как общинные и клановые связи (например, на Кавказе и в Средней Азии), важны при приеме на доходную и престижную работу. Здесь профессиональные и личностные характеристики кандидата могут и не иметь особого значения, так как отбор осуществляется по неформальным критериям или должность может быть куплена, причем весьма высокая вносимая сумма через некоторое время окупается вступившим в должность, разумеется, не за счет своей официальной заработной платы.

Подобные социокультурные влияния на экономическое поведение варьируются в разных обстоятельствах от сильного до слабого. Задача экономической социологии состоит в том, чтобы выяснить значимость и меру социального воздействия, воплощенного в экономическом поведении, в конкретном обществе и в конкретный период. Это необходимо не только в познавательном и прогностическом плане, но и в практическом. Успех экономических начинаний зависит от учета массы внеэкономических моментов, от понимания того, что экономика - это социальный процесс. Следует сказать, что экономическая социология не ставит под сомнение ценность экономической теории. Она лишь подчеркивает, что в такой сложной системе, как общество, экономика не может быть объяснена с позиций одной науки.

Одной из центральных тем экономической социологии является тема труда, к ней и обратимся в первую очередь.


Введение.......................................................................................................... 3

1. Предмет экономической социологии как отрасли социологии.......... 7

2. Основные проблемы экономической социологии.............................. 12

Заключение.................................................................................................. 14

Список использованной литературы....................................................... 16

Введение

В отличие от большинства других направлений социологии (например, от социологии культуры, досуга, науки, секса), экономическая социология внутренне связана с состоянием экономики. Природа этой связи понятна. Поскольку объектом экономической социологии является именно экономика, то, естественно, что этот объект определяет «проблемное поле» науки. Проще говоря, какова экономика – такова и проблематика экономической социологии. О наличии этой зависимости говорит вся история экономической социологии в СССР и постсоветской России.

Чтобы убедиться в этом, напомню главные задачи, которые стояли перед экономической социологией на протяжении последних 15 лет истории страны. Бесспорно, что эти задачи зависели от особенностей этапов развития российского общества и его экономики. От тех этапов, на которых эта экономика находилась.

Если говорить о российской экономике в целом, то в ее эволюции можно выделить четыре этапа, на каждом из которых задачи, которые решала (или должна была решать) экономическая социология менялись. Далее кратко охарактеризую эти этапы, а также те исследовательские задачи, которые ими диктовались.

I этап - период «советской экономики» (условно, с конца 30-х гг. до середины 1985 гг.). Задача социологической науки в этот период состояла в критике дефектов «советской экономики», ее «хозяйственного механизма». Правда, до начала "перестройки" экономическая социология как особое направление социологии официально еще не существовала, первая посвященная ей статья появилась в 1984 г. (1). Поэтому исследования 60-80-х годов, содержавшие критику советской экономической системы, проводились теми группами экономистов, которые занимались социальными проблемами экономики.

II этап – период «перехода на полный хозрасчет» (с середины 80-х гг. до распада СССР и начала гайдаровской «либерализации экономики»). Это был период, когда ЦК КПСС пытался внедрить хозрасчетные методы при сохранении государственной собственности и административно-командной системы управления. В тот период экономические социологи сконцентрировались на изучении так называемых «новых форм хозяйствования». Например, в сельском хозяйстве это были бригады, работавшие на «коллективном подряде», на условиях аренды и т.п. При промышленных предприятиях и в торговле возникали кооперативы. Социологи впервые получили возможность сравнивать, как работают люди в условиях двух разных секторов экономики – государственного и негосударственных (хотя о негосударственных формах хозяйствования в тот период можно было говорить лишь с оговорками).

III этап - период «либерализации экономики, перехода к рынку» (с начала 90-х гг. до августовских событий 1998 гг.). На этом этапе перед экономической социологией возникли действительно новые задачи, касающиеся ответа на вопрос: как идут объявленные реформы, к каким переменам в положении работников они приводят. Реальность и масштабность происходивших перемен – изменение роли государства в экономике, приватизация, реформа финансовой системы, трудовых отношений и др.- стимулировали экономико-социологические исследования. И не случайно, что на этом этапе они приобрели значительные масштабы. Появились новые направления исследований – такие, как предпринимательство (4), средний класс (5), теневая экономика (5), вторичная и неформальная занятость (6) и др.

IV этап - кризисный период, начавшийся с событий 17 августа 1998 г. Радикально изменившаяся ситуация в экономике сняла с повестки дня многие из научных задач, которые изучались социологами в 1992 - 1998 гг. В частности, потерял актуальность анализ процессов перехода к рынку. Лишились смысла проводившиеся все эти годы центрами общественного мнения массовые опросы отношения населения России к «рыночным реформам».

С другой стороны, экономический кризис породил новые проблемы в экономике, которые ранее не стояли и поэтому не находились в центре внимания экономической социологии.

В самом общем виде главная задача экономической социологии в период экономического кризиса конца 90-х годов состоит в анализе его социальных причин и социальных последствий. Эта общая задача включает множество частных исследовательских задач, требующих изучения. Далее назову примеры таких задач.

1. Анализ влияния экономического кризиса на положение разных социальных групп российского общества: пенсионеров, учащихся, безработных, разных категорий работающих. Важен анализ влияния экономической ситуации на положение разных категорий среднего класса, «самозанятых» (например, «челноков»), квалифицированных работников банков, других коммерческих структур. Важно также изменение положения представителей высших слоев экономической элиты и др.

Анализ влияния экономической ситуации на положение предприятий разных отраслей производства (ВПК, АПК, торговли и др.), а также непроизводственной сферы(образования, культуры, здравоохранения, прессы и др.

Анализ влияния новой экономической ситуации на трудовые отношения - например, на структуру занятости (появление неформальной вторичной занятости и др.

Анализ новых социальных проблем в банковской сфере.

Изучение кризиса неплатежей с учетом его двух сторон - экономической и социальной. Комплексный анализ проблемы оплаты труда работников России.

Анализ кризиса условий жизнеобеспечения в регионах РФ.

Изучение процессов экономической преступности - ее видов, субьектов, причин, масштабов и последствий.

Теневые процессы в правовой и политической сферах, а также в высших сферах управления экономикой и страной в целом, страной.

Изменения в экономической и социальной политике российского государства в эпоху кризиса. Результативность попыток изменения роли государства в управлении экономикой.

Из этих примеров видно, что нынешний, кризисный этап развития экономики породил социальные проблемы, которые ранее в России не стояли. А это значит, что меняется «проблемное поле» экономической социологии, то есть те социальные проблемы, которые далее будут изучаться.

Цель работы: описать предмет и основные проблемы экономической социологии.

1. Предмет экономической социологии как отрасли социологии

Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве – политические события и закономерности, психология – психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии – ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Дополняя друг друга, смежные науки и обогащают друг друга. Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества.

Общее название «общественные и социальные науки», которое употребляется по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из общественных наук.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией.

Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.

С точки зрения марксистской социологии и согласно материалистическому пониманию истории, важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяются их разнообразные материальные и другие потребности. В конечном счете «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Он в разной степени воздействует на развитие указанных сфер жизни общества. В этом смысле способ производства выступает как материальная основа существования и развития общества – системообразующее начало, связывающее в единое целое все проявления общественной жизни.

Способ производства предстает как единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений.

В сегодняшнем обществе есть и «аутсайдеры», люди «не у дел», и люди, попавшие в «ловушку бедности», и так называемые «новые бедные», появившиеся в результате непредвиденной потери работы, неспособности справиться с квартирными долгами и т.п. «Рекордная» безработица – тяжелое бремя для национальной экономики.

Естественно, что такие перемены прямо или косвенно затрагивают каждого гражданина и каждую сферу общества. Существующие структуры и повседневная деятельность претерпевают изменения, приобретая новые формы, подчиняясь новым требованиям. Новая ситуация требует от индивида и от общества в целом известной гибкости, пересмотра ценностей и адаптации действий соответственно новой обстановке. Такие глобальные проблемы могут решаться только на уровне общества. Экономическая реальность требует целенаправленных усилий хотя бы для отдаления трудностей.

Экономический рост и повышение жизненного уровня – чрезвычайно многогранные показатели качества жизни, включающие в себя компоненты «твердой технологии» (т.е. технологии, на которую индивид не может оказывать влияние; механизмы, станки, машины) и составляющие «мягкой технологии»: экология, сельская и городская община, местная культура, удовлетворительная работа, взаимосвязь труда и досуга, дружеские отношения и др. Таким образом, в условиях благополучия, когда твердая технология стабилизируется, становятся релевантными и показатели мягкой технологии, как то: «направленность к окружающей среде», «центральное место человека» и «гражданская воля».

Факторы перемен экономической жизни. Глубокие экономические изменения происходят сегодня как на национальном уровне, так и в масштабе мировой экономики. Следующие факторы, оказывающие на это влияние:

─ увеличится зависимость от внешних обстоятельств (вне страны);

─ станет более разнообразной промышленная структура;

─ увеличится значение ЕС (Европейского сообщества);

─ усилится разделение труда и специализации;

─ так называемые «мягкие» ценности и позиции приобретут большее значение;

─ усилится значение качества окружают» среды;

─ по мере повышения образования людей будет возрастать их социальная и политическая активность, стремление участвовать в принятии решений; формы этого участия станут более разное разными;

─ возрастет техническая вооруженность, а значит, люди станут еще более зависимыми от технологического уровня их повседневной жизни;

─ усилится значение средств массовой информации;

─ изменится структура населения и рабочей силы;

─ увеличится гибкость рабочего времени;

─ возрастут требования к качеству;

─ продолжится безработица и, казалось бы, взаимоисключающее явление - нехватка рабочей сил (работников высокой квалификации, дефицитных профессий);

─ все большее значение будут приобретать переквалификация и дополнительное образование;

─ возрастет удельный вес энергетических решений;

─ еще более повысится роль научных исследований;

─ возрастут требования к качеству производимой продукции, и применение новых технологий поможет в достижении требуемого уровня качества;

─ некоторые новые отрасли вытеснят устаревшие традиционные.

Изложенные выше взгляды прогнозируют многосторонние изменения как в социальной отрасли, так и в различных отраслях производства и науки. Развитие международной экономики скажется стремительными изменениями в различных сферах и на разнообразных уровнях общества. От людей потребуется адаптация к переменам, чему может способствовать образование и переквалификация. Гибкость и адаптация требуют социальных знаний и даже социальной квалификации – это новая черта времени.

2. Основные проблемы экономической социологии

Профили социологической науки в странах со стабильной и динамичной, меняющейся экономикой бесспорно различаются. Если экономика стабильна, то круг изучаемых проблем тоже относительно стабилен. Если же экономика меняется «с точностью до наоборот», как это имеет место в России, то и "проблемное поле" социологии становится подвижным.

Но это – чистая теория. На самом же деле «проблемное поле» социологии меняется отнюдь не только под влиянием перемен в экономике. Кроме этого фактора, влияние которого остается некоей «константой», сказываются и другие факторы.

Мне представляется, что такими факторами можно назвать четыре: 1) материальное положение науки – наличие средств для проведения исследований; 2) наличие компетентных научных кадров, которые появляются при условии, если в стране имеется нормальный механизм отбора и воспроизводства талантливых молодых ученых, способных накапливать научный опыт и обогащать объемы знаний; 3) наличие устойчивого спроса на научную продукцию данного профиля со стороны тех или иных внутри российских организаций, причастных к развитию экономики и (или) к управлению ею. 4) доступ к первичной информации, собираемой органами статистики.

В постсоветской России, в 90-е годы, все эти факторы приобрели негативное значение. Корни такого содержания этих факторов уходят глубоко – в социальную структуру нынешнего российского общества, а также в особенности его экономики.

Понятно, что в этой ситуации для выживания ученых, работающих в данной отрасли социологии, потребовались особые усилия. Российский опыт 90-х годов показывает, что социологи нашли как минимум два выхода для того, чтобы продолжать исследования: первый выход – поиски западных заказов; второй выход – совмещение науки с коммерческой деятельностью. Оба эти выхода не могут касаться большинства исследователей, поскольку они доступны не только не всем, но, напротив, лишь единицам. К тому же эти механизмы сопровождаются соответствующими потерями. Например, ориентация на западные заказы предполагает тематическую, идейную зависимость российских ученых от той трактовки проблем, которая (трактовка) складывается у заказчиков. Например, используя западные анкеты, исследователи часто не имеют права ни отказываться от вопросов, которые им кажутся не адекватными для российских респондентов, ни даже редактировать их, ни тем более вставлять свои вопросы, которые им кажутся актуальными. Возникает вопрос – можно ли в таких случаях считать исследователя самостоятельным? И если нет, то кем является такой российский ученый?

Заключение

Экономическая социология является определенной отраслью социального знания, а также обособленной научной дисциплиной, изучающей трудовую и экономическую деятельность человека в сфере социального. В США эта дисциплина, в основном, известна как индустриальная социология, а в России, как социология труда.

Перспективы экономической социологии зависят от наличия условий для профессиональной самореализации специалистов, подготавливаемых по этой специальности. То есть от того, сможет ли дипломированный специалист найти рабочее место, на котором он может использовать и обогащать полученные знания. Только при наличии такого механизма возможно обогащение общей суммы знаний, добываемых экономической социологией как наукой.

При отсутствии же такого кадрового механизма такое обогащение невозможно, а, следовательно, невозможно и нормальное воспроизводство этой науки.

Вместе с тем с распадом СССР вопрос о соответствии между набором специалистов, которые готовятся в стране, и рабочими местами для их трудовой деятельности, этот вопрос оказался снятым. Повсеместно приходилось слышать, что «плановый подход» к подготовке кадров устарел и должен быть отброшен.

Сегодня мы уже лучше понимаем, насколько губительной для России оказалась переоценка рыночного механизма вообще и в особенности – применительно к социальной сфере. В данном случае был расчет был на то, что рынок распределит специалистов-социологов по местам, где на них имеется реальный спрос.

Однако реально КПД социологического образования оказалось чрезвычайно низким. Причем, низким в двух смыслах: и для общества (полученные специалистами знания не дают «отдачи»), и для самого специалиста (полученные знания «не кормят»). Поэтому нужны практические меры, направленные на стыковку двоякого рода процессов: 1) тех, которые идут в сфере образования и касаются подготовки специалистов по рассматриваемой специальности и 2) процессов в сфере использования этих специалистов в интересах общества. Думаю, что освоение Россией некоторых принципов рыночных отношений не исключает необходимости сохранять здравый смысл в управлении страной. Это мое замечание адресовано чиновникам сферы образования. Впрочем, они столь быстро меняются, что не успевают не только сделать что-то полезное, но даже освоиться с той сложной сферой, которой им получено управлять. Так что пока такая чехарда в сфере управления образованием и наукой будет сохраняться – надеяться на какую-то рационализацию проводимой политики нет оснований.

Список использованной литературы

1. Бабосов Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы. – СПб.: ТетраСистемс, 2004. – 224 с.

2. Галко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. – Белгород, Белорусская наука, 2001.

3. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. – Минск.: Выш. шк., 1998. – 368 с.


Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. – Минск.: Выш. шк., 1998. – с.68

Галко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. – Белгород, Белорусская наука, 2001. – с.72



Экономическая социология отрасль социологической науки, изучающая взаимоотношения между экономической и социальной сферами жизни общества, а также их взаимосвязь с другими сферами.

Экономическая социология – одна из подсистем общей социологии. Ее основными задачами являются: выявление того, как, в какой мере экономика удовлетворяет социальные потребности людей; какое влияние оказывают экономические факторы на социально‑экономическое поведение людей и функционирование социальных институтов; какое влияние оказывают социальные качества людей на развитие экономической сферы общества и трудовое поведение.

Поэтому предметом исследования экономической социологии является взаимодействие и взаимовлияние экономического и социального.

Чтобы лучше представить предмет исследования экономической социологии, необходимо сравнить (сопоставить) такие понятия, как «экономика» и «экономическая социология».

Этимология (происхождение) понятия «экономика» (от греч. – управление хозяйством) наилучшим образом раскрывает сущность экономического – это эффективность управления хозяйством (рабовладельческим, феодальным, капиталистическим, частным, государственным и др.). Основными категориями в экономике являются: прибыль, рентабельность, окупаемость затрат, добавочная стоимость, рента, кредит и т. д. Цель экономики заключается в достижении максимально возможного результата в производстве и реализации продукции при минимальных затратах различных ресурсов. При этом человек в экономических отношениях также является одним из видов ресурсов. Например, в Советском Союзе при строительстве гигантов индустрии (Магнитки, Днепрогэса, Беломорканала и др.) широко использовался рабский труд заключенных, так как себестоимость этих работников была весьма низкой, а стоимость человеческой жизни правящим режимом не учитывалась совсем.

Экономическая социология исследует социальные механизмы развития экономики и способы наиболее полного удовлетворения различных потребностей людей. Основными областями исследования являются: мотивация труда, удовлетворенность трудом, уровень жизни, прожиточный минимум, доход на душу населения, жилищные условия, занятость, безработица, социальные гарантии, экономическая и профессиональная мобильность, социально‑экономические механизмы распределения благ в обществе, экономическая и социальная стратификация, социально‑трудовое поведение, экономические факторы социального поведения и др. Кроме того, экономическая социология исследует социально‑экономические отношения, возникающие между различными социальными группами, а также между государством и обществом. Значительное место в экономической социологии уделяется анализу экономической культуры общества, т. е. тем ценностям, ценностным ориентациям, традициям, обычаям, нормам морали, посредством которых и регулируется экономическое поведение людей.



Целью экономической социологии является сам человек – его потребности, интересы, образ жизни. Подмена приоритетов с социальных на экономические в экономической социологии и в политике государства может оказать негативное влияние и на научную теорию и на реальную жизнь общества. Например, стремление правящей элиты в бывшем СССР любой ценой «догнать и перегнать» США по производству стали, машин, вооружения и др., без учета интересов и потребностей большинства своих граждан, в значительной степени способствовало развалу великой страны.

Экономическая социология – это человеческое измерение экономических процессов. Развитие экономики в ней является лишь средством всестороннего развития личности и общества.

Теоретические истоки экономической социологии восходят к трудам таких представителей классической экономики, как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, К. Маркс, Д.М. Кейнс и др. Социологическую интерпретацию экономическая теория получила в трудах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Веблена и других представителей западной социологии. Например, Дюркгейм в 90‑е годы XIX в. выступил с идеей создания экономической социологии как отрасли обществознания. Он считал, что общественное разделение труда является главной интегрирующей силой общества. Вебер рассматривал экономическую социологию как науку интегрирующую экономику, историю и социологию. Он внес значительный вклад в развитие теории влияния социокультурных факторов на мотивацию труда и экономическое поведение людей.

Среди российских ученых конца XIX – начала XX в., внесших значительный вклад в развитие экономической социологии, можно назвать таких как: М.М. Кавалевский, С.Н. Булгаков, В.И. Ленин, П.Б. Струве, М.И. Туган‑Барановский и др.

После победы социалистической революции (1917), в России (СССР) наблюдался спад в развитии экономической социологии, который продлился до 60‑х годов XX в. В 60 – 70‑е годы, благодаря трудам таких ученых как Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.А. Ядов, Г.В. Осипов, В.Я. Ельмеев, социально‑экономическая наука в России (СССР) вышла на качественно новый уровень развития.

Новый подъем в развитии экономической социологии начинается в 90‑е годы ХХ в. Он связан с работами таких, уже названных выше ученых как Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина и новыми – В.В. Радаев, А.В. Дорин (Минск), В.И. Верхов и др.

План лекции:

  1. Предметная область экономической социологии
  2. Этапы становления экономической социологии, и основные теоретические направления экономической социологии
  3. Основные направления исследований в области экономической социологии
  1. Предметная область экономической социологии

На прошлой лекции рассматривались трудовые конфликты, как один из аспектов трудовых отношений, относящихся к предмету социологии труда. Но трудовые отношения являются частью социально-экономических отношений, которые выступают в качестве объекта экономической социологии и включают в себя поведение людей в сфере экономики. Труд выступает общей частью объекта как социологии труда, так и эк. социологии. В социологии труда труд представляет интерес в той мере, в которой проявляется в производственных отношениях, как отношениях, возникающих по поводу производства, потребления, распределения материальных благ, и характеризуется преобразованием субъекта труда, т.е. самого человека. В экономической социологии трудовая деятельность является составной частью экономической деятельности, когда любое экономическое действие рассматривается как часть социального.

Экономическая социология относится к отраслевому социологическому знанию, и представляет собой теорию среднего уровня наряду с такой отраслью как социология труда.

Экономическая социология носит междисциплинарный хар-р, так как находится на стыке экономики и социологии. В связи с этим при определении предметной области той или иной научной дисциплины возникает вопрос о границах науки. Так экономика изучает экономического человека, главная характеристика которого – максимизация полезности. Т.е. изучается все то, что связано с поведение людей в экономической сфере. Но экономическое поведение - одна из форм социального поведения человека в об-ве. Поэтому возникает необходимость изучения социологического человека, главная характеристика которого иррациональность поведения с точки зрения экономики, то есть в своем поведении он руководствуется прежде всего неэкономическими мотивами, а собственными ценностями, установками и принятыми в обществе нормами.

Пример: Покупка дорогого костюма мужу. С позиции экономического человека это действие основано, прежде всего, на максимизации полезности, в том смысле, что дорогой костюм прослужит дольше, чем обычный, так как сделан из хорошего, качественного материала, а следовательно не нужно будет тратиться на покупку нового в ближайшее время. С позиции социологического человека это действие основывается на представлении о том, что в данной социальной группе, к которой относится этот человек, принято ходить в дорогих костюмах, это является показателем определенного статуса, т.е. при выборе костюма стремятся следовать существующим нормам.



С выделением эк. социологии как самостоятельной отрасли возникает модель экономсоциологического человека. При этом если экономический и социологический человек в основании своем противоположны и представляют собой крайние полюса, то экономсоциологический человек не просто находится между ними, а находится в постоянном движении, склоняясь то к одному, то к другому, хотя в основе этой модели лежит социологического понимание действительности.

Попробую теперь дать исходную формулировку предмета экономической социологии, определяя его в духе М. Вебера: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. Напомним, "экономическое действие" представляет собой осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей. А "социальное действие" - это форма деятельности, которая внутренне мотивирована и ориентирована на действия других людей.

Пример: экономическим действием будет брак по расчету, с целью получения какой-либо выгоды, социальным действием – брак по любви.

Эк. социология изучает эк. действия, учитывая, что у экономического агента существуют ценности, установки, не носящие экономического характера.

Пример: Поведение при покупке товаров на рынке и в супермаркете. Каждый руководствуется своими мотивами при выборе места покупки одного и того же товара. Покупка товара – экономическое действие, осуществляемое в определенной социальной среде. Так, согласно существующим нормам на рынке можно договориться о цене товара, в то время как в супермаркете такой практики нет. При этом выбор места покупки во многом определяется не только материальным фактором, но и личными установками, ценностями.

Д.з. составить таблицу, в которую необходимо занести характеристики каждой модели: экономический, социологический, экономсоциологический человек.

Эк. социология стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, предметной областью эк. социологии является изучение:

  • экономических действий различных социальных групп как части социального действия;
  • экономических институтов в их взаимосвязи с социальными институтами;
  • социальных следствий экономических процессов, и их влияние на характер социальной стратификации общества;
  • личности как носителя определенных типов экономического сознания и экономической культуры.
  1. Этапы становления экономической социологии, и основные теоретические направления экономической социологии

Итак, мы рассмотрели предметную область эк. социологии, теперь рассмотрим этапы становления данной научной дисциплины.

Парадокс эк. социологии заключается в том, что эта дисциплина и старая, и молодая одновременно. Так, с одной стороны, она имеет давнюю историю, уходящую как минимум в начало 19 века, когда первые развернутые системы понятий были предложены классиками социологии (М.Вебером). С другой стороны, превращение эк.социологии в целостное направление – явление не столь далекого прошлого. Долгое время она существовала под другими именами, а ее развитие шло по ряду разнородных направлений (индустриальная соц-ия, теория организаций, эк.антропол-ия, социальная стратификация и др.), к-рые, как правило, не идентифицировали себя с эк. соц-ией как таковой.

Так как эк. соц-ия носит междисциплинарный хар-р и возникает на стыке и экономики и социологии, то этапы развития эк. соц-ии можно рассмотреть сквозь призму этапов становления этих 2 наук:

  1. Период первоначального синтеза (конец XVIII - середина XIX века)

Классический этап в политической экономии (от А. Смита до Дж.С. Милля) сопровождается становлением соц-ии как «позитивной науки» (О. Конт). Экономические вопросы социологией не рассматриваются. Проблемами экономической социологии занимаются неклассические экономисты (социалисты, старая немецкая историческая школа, Ф. Лист). Между экономической теорией и эк. соц-ией еще отсутствуют четкие границы, происходят произвольные междисциплинарные переходы и заимствования.

  1. Период профессионального расхождения (конец XIX - начало XX века).

Начинается неоклассический этап в экономической теории (австрийская школа, А. Маршалл). Происходит обособление экономики как профессиональной отрасли знания, создание ее рабочего аппарата. Одновременно закладываются классические основы экономической социологии (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Несмотря на попытки синтеза наук (М. Вебер со стороны социологии, Й. Шумпетер со стороны экономической теории), тенденция к методологическому и профессиональному размежеванию оказывается сильнее.

  1. Период взаимного игнорирования (1930-е - середина 1960-х годов XX века).

Время зрелости экономической теории, разделение ее основных отраслей (макро- и микроэкономика), теоретических направлений. Оформление эк. соц-ии как профессиональной отрасли, создание ее рабочего аппарата (Т. Парсонс). Ни экономисты, ни социологи по большому счету не интересуются тем, что происходит в соседнем лагере, и редко вторгаются в чужие области.

  1. Период "экономического империализма" (середина 1960-х - 1980-е годы).

Экономическая теория переживает пору кризиса, связанную с частичным пересмотром теорий. Осуществляются попытки экспансии в смежные области социальных наук (Г.Беккер, К. Эрроу и др.). Между тем экономическая социология вступает в период профессиональной зрелости. Появляется "новая экономическая социология" (М. Грановеттер) и "социо-экономика" (А. Этциони).

  1. Этап "социологического империализма" (1990-е годы).

Происходит переоформление экономической теории. Реинтерпретация экономических концепций и категорий со стороны экономической социологии.

Таким образом, экономическая теория и экономическая социология проходят через сходные этапы, однако вторая отстает от первой на один условный шаг, т.е. каждый раз находится на предшествующем этапе.

Наиболее активное развитие и институционализация эк. соц-ии началось - в 1980-90-е годы.

Основные теоретические направления эк. соц-ии:

Социология рационального выбора (Дж. Коулмен)

Социальная среда, социальная ситуация структурируют альтернативы, стоящие перед индивидами или группами, и оказывают решающее влияние на принимаемые ими решения.

Сетевой подход (Х. Уайт, М. Грановеттер)

Современное хозяйство представляет собой совокупность социальных сетей - устойчивых связей между индивидами и фирмами. Экономические отношения тесно переплетаются с социальными.

Новый институционализм (П.Димаджио, У.Пауэлл, Н.Биггарт, Н.Флигстин)

Рассматривает сети через институты. Под институтами здесь понимаются не абстрактные нормы и ценности, которые ранее в социологии часто выдавались за побудительные мотивы действия, а формальные и неформальные правила. Они регулируют практики повседневной деятельности и поддерживаются этими практиками.

Культурно-исторический и этнографический подходы (М.Аболафия, В.Зелизер).

Тоже уделяют внимание сетевым связям и институтам, но погружают их в контексты привычек, традиций, культурных навыков. Сама рациональность действия выступает здесь как локальная культурная форма.

О специфике каждого из этих направлений вы мне подробнее расскажите на семинаре.

Несмотря на разнообразие различных теоретических направлений исследования, эк. соц-ия в нашей стране находится на стадии становления, ввиду до конца не оформившейся теоретической и методологической базы.

  1. Основные направления исследований в области экономической социологии

Основные направления исследований в области экономической социологии дают возможность понять различные формы эк. поведения и объяснить их хар-р и закономерности, именно такие исследования позволяют понять структуру и уровень эк. сознания людей и на основе этого определить хар-р экономической культуры, как составной части общей культуры.

Скоцентрируем основное внимание на эк. поведении, эк. сознании и эк. культуре.

Первая проблема, которая является областью ЭС = изучение экономической ориентации, предпочтений в той или иной модели экономической системы общества, тем более эта проблема актуальна в условиях переходного периода российского общества. Система рыночных отношений может проявляться в любых формах, можно говорить об американской, японской, шведской модели и именно различия в моделях нуждаются в экономическом анализе.

Что касается российского общества, то сейчас стоит говорить о выяснении отношения предпочтения к трем типам модели: *планово=директивная, *дикий рынок, *цивилизованный рынок (как они проявляются в сознании).

В каждой модели попробуем выделить базовые элементы и как они воспринимаются. Системообразующий элемент каждой модели – собственность.

Планово-директивная Дикий рынок Цивилизованный рынок
Собственность Государственная Дикая приватизация, которая совсем не соответствует соединению технико-технологических, экономических и социальных процессов. Смешанная экономика, в основе которой воспроизводится идея равенства всех форм собственности (социально-ориентированная экономика).
Цель производства План любой ценой! Первоначальное накопление капитала, включая криминальное. Прибыль любой ценой! Прибыль соотносится с социальным развитием общества. Социально-ориентированная экономика!
Наемный труд Процесс найма – формальный характер, но идеологически: «работники = собственники» → отрицание эксплуатации как способа взаимодействия, 2 стороны одного явления. Государство = эксплуататор. В соответствии с целью нещадная эксплуатация. Эксплуатация не снимается, но достаточно высокая оплата труда и внимание к работнику.
Конкуренция Отрицание конкуренции. Вместо неё состязательные отношения в социалистических соревнованиях. Внешние стимулы повышения производительности Борьба без правил за передел собственности. Конкуренция при соблюдении определенных правил, распределительные отношения.
Распределитель-ные отношения Формальная: *оплата труда – «уравниловка», *независимость з.п от квалификации, *к з.п добавляли соц. выплаты. Жесткое неравенство в доходах → большая социальная неоднородность и отсутствие социальной защищенности людей. Неравенство в доходах с созданием условий социальной защищенности и определенных гарантий для наемного труда.
Характер социальной дифференциации Формальное равенство. Поляризация, быстрое расслоение. Для оценки расслоения используют децильный коэффициент = соотношение доходов 10% самых богатых и самых бедных (у нас 20 (200)). Есть расслоение, социальное неравенство, но оно включает и возможность социальной защищенности компонентов социальной среды.

По совокупности этих критериев можно определить как различ.с.группы общества относятся к той/иной эк.моделиàв социол.плане очень важно исследовать, почему в эк.сознании разных групп существуют такие различия. Ответ на данный вопрос можно получить, если обратить свое внимание на то, насколько безболезненно населению удается адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, мнение о необходимости экономической реформы до 1994 г. разделяло больше половины населения, однако, в процессе самой реформы доля, придерживающихся такого мнения начала значительно снижаться (66% в 1994 г. и 55% в 1998 г.). И в 2005 г. на вопрос «Насколько вы согласны с тем, что дела в стране идут в правильном направлении» только 15% опрошенных полностью и 42% - отчасти согласились с этим утверждением. В то время как численность отрицающих необходимость реформы из года в год продолжала возрастать (18% в 1990 г., 26% в 1994 г., 28% в 1998 г., 38% в 2005). Что же касается отношения населения к частной собственности , то по данному критерию можно выделить три группы : первая группа выступает сторонником института частной собственности (примерно 20% опрошенных ) - их условно можно отнести к группе рыночников, для которых рынок – это простор для инициативы, предпринимательства; вторая группа – противником приватизации (также примерно 20% ) – к группе антирыночников, для которых рынок – это усиление неравенства, падение жизненного уровня; третья группа (около 40% опрошенных ) занимает промежуточную позицию и в зависимости от ситуации примыкает либо к первой, либо ко второй группам – их можно отнести к пассивным рыночникам, для которых рынок – это реальность, к которой остается только приспособиться. По сравнению с 1992 г. ситуация довольно-таки изменилась: сторонниками института частной собственности являлись 51% опрошенных, противниками - 28%, не смогли отнести себя к той или иной группе - 21% опрошенных. Т.е. отношение населения к такому институту как частная собственность с преимущественно позитивного было изменено на противоположное.

Таким образом, экономическое сознание может исследоваться на вербальном уровне через адаптацию к определенной модели экономического поведения.

Экономическое поведение – это ряд целенаправленных действий человека, ориентированных в своей совокупности на реализацию определенной модели хозяйственной активности. Основными видами эк. поведения являются сберегательное и потребительское поведение.

Сберегательное поведение – это действия направленные на превращение части прибыли в капитал, увеличение запасов материалов, имущества, денежных средств, с целью удовлетворения будущих потребностей.

Наблюдаемый в последнее время повышенный интерес к проблеме сбережений населения России обусловлен увеличением влияния финансового поведения населения на состояние социально-экономической среды в целом. Сбережения домашних хозяйств являются одним из важнейших потенциальных источников для успешного экономического развития страны. В странах, показывающих быстрый экономический рост, обычно наблюдаются высокие значения совокупной нормы сбережений, который является основным источником национальных накоплений. Россия же в этом отношении представляет достаточно уникальную картину, где при высокой норме сбережений для экономики в целом, в секторе домашних хозяйств они крайне незначительны. Данные социологических исследований позволяют не столько определить количественные параметры величи­ны личных сбережений населения, сколько представляют богатый материал для изучения отношения населения в проблеме личных сбережений, оценок респондентами ус­ловий для их накопления, тем самым позволяют предви­деть, как сложится в ближайшем будущем динамика лич­ных сбережений населения.

В условиях рыночной экономики накопленные домохозяйствами сбережения выполняют две основные функции: во-первых, обладают инвестиционно - воспроизводственным потенциалом; во-вторых, обеспечивают потребительские нужды населения. В России в сберегательном процессе произошли три крупных обвала (в 1992-1993 гг., в результате дефолта 1998г. и в результате мирового финансового кризиса 2008 г.).

С началом экономических преобразований уровень жизни населения России резко снизился вследствие освобождения цен и высокой инфляции. Перед населением встала задача адаптации к новым условиям, но для одних это была задача выживания, для других – восстановления обычного уровня, для третьих – достижение более высокого, чем прежде, жизненного стандарта. Это и послужило базой формирования различных стратегий сберегательного поведения

В конце 1991 г., непосредственно перед либерализа­цией цен в январе 1992 г. около 70% семей жителей Рос­сии имели денежные сбережения.

За первый год введения свободных цен доля таких семей сократилась более чем в 2 раза и к концу 1992 г. около 1/4 опрошенных имели сбережения. В 1993 г. доли таких от­ветов еще понизилась (до уровня порядка 16-13% опро­щенных). Все последующие годы изменения в этом пока­зателе были менее значительные. снижение доли респондентов, имеющих сбережения, было временно приостановлено в 1994 г. - начале 1995 г.

Именно в этот период наметился, было, рост благосостоя­ния населения России, Госкомстат РФ отмечал рост ре­альных доходов населения страны. Следующий относи­тельно благоприятный период, когда доля семей, имею­щих сбережения, продлил­ся со второй половины 1996 г, и вплоть до финансового кризиса 1998 г. В результате финансового кризиса авгус­та 1998 г. доля населения, имеющего сбережения, умень­шилась незначительно - в сентябре этот показатель со­ставил 13,9% опрошенных, однако существенно измени­лись сберегательные намерения населения. Гораздо более важные и долговременные последствия последнего фи­нансового кризиса лежат именно в этой сфере. С точки зрения формирования долговременных тенденций потре­бительского и сберегательного поведения сама по себе по­теря личных накоплений у части населения (меньшей части населении страны) по своим пос­ледствиям менее разрушительна, чем общая потеря на­чавшейся формироваться положительной динамики сбе­регательных настроений жителей страны.

В настоящее время явно прослеживается положительная тенденция наличия сбережений у населения, то есть растет число людей, отметивших, что они имеют накопления. на протяжении последних трех лет этот показатель колеблется в пределах ото 21% до 25%

Итак, объем сбережений населения за рассматриваемый период изменялся неравномерно. Так, в результате кри­зиса 1998 г. произошло снижение тем­пов его роста, но в 1999-2008 гг. наме­тилась устойчивая тенденция к повы­шению. За годы наблюдений доля россиян, оценивающих текущее время как плохое для сбережений, устойчиво снижалось, а доля тех, кто считает, что время для сбережений не плохое, напротив, росла.В последние два года наблюдается стабилизация в этих оценках. Доли тех, кто считает, что время плохое, и тех, кто считает противоположным образом, примерно равны и находятся в пределах 40% .Высокая инфляция в конце 2007 и в начале 2008 годов, а также интенсивный рост потребительских расходов привели к снижению склонности населения к

сбережению. За I полугодие 2008 г. на сбережения во вкладах и ценных бумагах было использовано всего 4,9% денежных доходов населения против 6,6% за аналогичный период 2007 г. Достаточно устойчивая ситуация наблюдается с расходами на покупку валюты. В I полугодие 2008 г. населением было потрачено 5,7% доходов на приобретение валюты (5,3% за I полугодие 2007 года).

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов. Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями.

В целях исследования потребительского поведения используется ряд индикаторов: динамика среднедушевых денежных доходов семьи; источники их формирования; структура домашнего имущества (число и состав предметов длительного пользования, имеющихся в семье); текущее потребление в соответствии с оценками, даваемыми самими респондентами об объеме и качестве семейного потребления основных товаров и услуг.

Изменения в потребительском поведении за последние годы показывают, что эти изменения находятся на уровне сохранения прежних стандартов потребления, но с некоторой тенденцией к ухудшению положения. За исключением питания, по которому фиксируется устойчиво высокая (относительно) оценка, по остальным произошло определенное ухудшение (в порядке возрастания ухудшающих моментов): приобретение одежды, поддержание здоровья (лечение, лекарства, диагностика), приобретение товаров длительного пользования и, наконец, хуже всего, затраты на отдых, включая отпускной. По соц-профессиональным группам позитивно оценили изменения в потребительском поведении руководители, к ним примыкают служащие-специалисты и ИТР, меньше всего склонны к позитивной оценке перемен рабочие. При этом руководители и ИТР более положительно, чем другие работники, оценили перемены в стандартах потребления по такой позиции, как приобретение товаров длительного пользования (3-е место по сравнению с 4-5-м у других), а рабочие – в отдыхе (3-е место по сравнению с 5-м у других).

Понятие экономической культуры отражает крайне сложное переплетение и взаимодействие экономики и культуры как относительно самостоятельных сфер человеческого жизни, проникновение общечеловеческой культуры во все поры и ниши хозяйственной жизни, внутреннее и крайне тонкое регулирование экономического поведения людей. Эк.культуру можно определить как совокупность экономических знаний, способностей по их применению и ценностей, регулирующих экономическое поведение человека.

Экономическая культура отражается в таких поведенческих характеристиках как образ жизни, структура свободного времени, стиль жизни. Рассмотрим исследования различных типов стилей жизни россиян в поле досуга. Можно выделить следующие способы досугового поведения:

1) «классический» отдых: посещение театров, оперы и балета, кинотеатров, концертов классической музыки и других концертов;

2) «развлекательный» отдых: посещение кинотеатров, концертов современной музыки, казино, ночных клубов, дискотек, кафе, пивных и других баров;

3) «домашний» отдых: коллекционирование, рисование, игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки и просмотр видеофильмов дома;

4) «спортивный» отдых: занятия спортом самостоятельно или в спортивной секции, походы, спортивно-развлекательные игры (боулинг, шахматы и т.д.);

5) «хозяйственный» отдых: различные прикладные занятия (шитье, вязание, вышивка и пр.), а также дрессировка домашних животных;

6) «в отпуске»: поездки за рубеж и по России, посещение ресторанов;

7) «читательский» отдых: предпочтение отдается чтению.

Соответствующий каждой группе людей и их стилю жизни (СЖ) набор практик позволяет интерпретировать их следующим образом:

1 – «пассивный» СЖ;

Среди занятых более половины работает на государственных предприятиях, пятая часть – на негосударственных. Квалифицированные и неквалифицированные рабочие в этой группе составляют 43% – это самая высокая доля среди всех групп, еще 29,1% – служащие и технические работники. Специалистов всего 14,5%. Еще одна особенность этой группы – самые низкие, по сравнению с другими группами, доходы: чуть больше 1000 р.Это самая низкообразованная группа: лишь 22% имеют высшее образование, а 18% – не имеют даже полного среднего образования.

2 – «спортивный» СЖ; Среди представителей этого досугового типа работают или работают и учатся 72%, преимущественно на государственных предприятиях (на негосударственных – чуть больше 20%). Должностное распределение близко к среднему по выборке. Доход представителей этой группы несколько выше, чем «пассивных» – почти 1500 руб. на члена семьи и около 1750 руб. – личный доход, хотя оценки своего уровня жизни у них все же не слишком высоки. Среди «спортивно-ориентированных» людей примерно по 45% людей с высшим или не законченным высшим и средним общим или средним специальным образованием.

3 – «постмодернистский» СЖ (мозаичность и высокая активность);

примерно половина из них свободны. Это также стиль жизни образованных слоев – тех, кто имеет высшее или незаконченное высшее, здесь почти 62%. Незанятых здесь лишь 14%, сравнительно много учащихся – 17%, еще 13% работают и учатся одновременно. В этой группе относительно высока доля занятых на негосударственных предприятиях (27,5%), а по должности – квалифицированных специалистов, руководителей подразделений, наемных менеджеров. Их доход близок к группе «спортсменов», а вот оценки собственного благосостояния выше.

4 – «развлекательный» СЖ;

Это выбор самых молодых – средний возраст в этой группе менее 25 лет. Эту группу отличает повышенная доля занятых на негосударственных предприятиях (28,4% всех занятых), предпринимателей и ИТД – 14,8% занятых, собственников – руководителей и заместителей руководителей предприятий – 6,9%. Здесь самые высокие личные доходы (2000 руб.), что имеет значимое влияние на вероятность попасть в эту группу, и самые высокие оценки материального благополучия (более 12% считают, что они могли бы приобрести любую бытовую технику).

5 – «читательский» СЖ;

Это люди более образованные, чем «пассивные», однако преимущество за теми, кто имеет среднее или среднее специальное образование (почти 50% всей группы). Здесь не так мала доля незанятых – 30%, в том числе более 20% – пенсионеры. Работающие в большинстве своем заняты в госсекторе.Доход не является значимым признаком принадлежности группе.

6 – «хозяйственный» СЖ;

Этот тип определенно характерен для женщин (их 64%) чаще всего со средним или средним специальным образованием (57,2%), относительно невысокими доходами.

7 – «классический» СЖ (посещение театров, музеев);

Это женщины высокообразованные. Они преимущественно работают, однако есть и учащиеся (больше, чем среди «читателей» и «досуго-хозяйственных»). 40% занятых – это специалисты высокого уровня, еще почти 18% занимают руководящие должности разного уровня. Заработки этой категории относительно высоки и почти достигают группы «развлекающихся» (треть получала больше 3000 руб. в месяц).

8 – «домашний» СЖ. Дамы эти в основном достаточно высоко образованы (45,3% имеют высшее образование), но доходы их довольно низки, особенно (значимо в регрессионной модели) – доходы других членов семьи. Из тех, кто работает, 58,2% заняты в госсекторе, где зарплата невысока. «Унификация» образа жизни и стирание различий между социальными группами для России не характерны. Как можно заметить, за исключением «развлекательного» и «постмодернистского», остальные стили жизни (или близкие к ним) выделялись и в советское время. В то же время такое явление, как «постмодернистский» стиль жизни, наблюдается и в России, хотя оно и не приобрело широкого масштаба. Стили жизни в поле досуга дают возможность «различения» социальных групп. В то же время ряд практик, характерных для этих стилей жизни, являются «знаковыми», символизирующими принадлежность агентов к определенному статусу.

Поскольку предметная область эк. соц-ии достаточно широка в ее поле зрения включаются следующие проблемы:

  • Соотношение экономической и социальной политики: проблемы интернационализации капитала.
  • Как происходит м/народное разделение труда.
  • Проблема становления рыночного общества.
  • Стратификационные проблемы общества: роль материально-экономических факторов в определении с.статуса, виды неравенства, формирование гос. и частных предпринимательских институтов.
  • исследования в области хоз. мотивации и типов рациональности.
  • культурные и властные основания эк. действия
  • Роль субъектов эк. деятельности т.е. что собой представляют предприниматели и наемные работники, на чем выстраиваются взаимоотношения этих субъектов, с акцентом на взаимосвязи эк. и соц. функций. При этом изучается та соц.среда, в рамках формируются различные виды предпринимательских действий, действий наемных работников (социальный портрет представит. данных групп)
  • структура занятости и рынок труда, стратегии поведения

Беляева Л. А., Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования 2001 № 6 с. 43-53

Иванов В.Н., Приватизация: итоги и перспективы (по результатам одного исследования) // Социологические исследования 2007 г. №6, с. 48-60

Красильникова М. Личные сбережения// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.-1999.-№2.-С. 36.

Сфера экономической жизни является одной из важнейших в развитии общества (наряду со сферой культуры и политики). Именно она, как и культурная, политическая и другие сферы, отражает уровень, особенности развития цивилизации того или иного общества в ту или иную эпоху.

Существует немало наук об экономической сфере, что связано с выделением ее как особой подсистемы общества. Сегодня изучение экономических процессов, экономических отношений и явлений экономической жизни все актуализируется и требует всестороннего социологического анализа.

Деперсонализирована форма (отсутствие роли конкретного человека как доминанты, субъекта экономических отношений) восприятие и изучение сферы экономики экономическими науками не дает исчерпывающего ответа на множество вопросов, возникающих при исследовании социально-экономической сферы. Современный этап развития экономической жизни требует всестороннего учета того, что связано с волей и желаниями человека. Сейчас корне меняется ее роль и влияние в усвоении достижений науки, в овладении всем механизмом хозяйствования. Очень важно разобраться и понять, что происходит в сознании человека, что обусловлено серьезными сдвигами в производительных силах и отношениях собственности, и как реализовать на практике требования и цели, которые ставит жизнь. Экономическая жизнь функционирует не только благодаря действию объективных законов общественного развития, но и - субъективной деятельности людей. Деятельность немыслима, прежде всего, без целей, направленных на удовлетворение экономических интересов, которые, в свою очередь, и преломляются через человеческое сознание в форме взглядов, мыслей, чувств, мотивов, интересов действий и тому подобное. Оно не может существовать вне элементами культуры человека, формирует место для экономической культуры человека.

Осознание всех реальных процессов и явлений непосредственно влияет на совершенствование экономической жизни. Это позволяет сделать вывод, что, наряду с системой экономических дисциплин, экономическая социология способна охватить изучения социальной сферы экономики, все элементы сферы экономической жизни, способна отразить глобальные и частные проблемы жизни людей. В целом же экономическая социология представляет сегодня сумму теоретических и прикладных знаний. Это - система научных знаний о поведении людей как представителей больших социальных групп в различных сферах экономической жизни общества: производства, обмена, распределения и потребления. Она нацелена изучать многообразие форм экономического поведения, деятельности индивидов, социальных групп, экономических институтов в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Экономическая социология относится к междисциплинарных наук. Она интегрирует социологию и экономическую науку, изучает действия экономических законов, закономерности развития экономических и социальных отношений, жизнедеятельности людей. Экономическая социология исследует закономерности экономической жизни через призму социологических категорий, поэтому большинство ученых склонна под экономической социологией понимать социологический подход в изучении экономических явлений.

Объектом изучения экономической социологии выступают люди - участники экономической жизни общества, которые объединяются в группы, организации, учреждения, пронизанные отношениями социально-экономического характера. Предметом экономической социологии являются различного рода социально-экономические отношения, возникающие в экономической сфере общественной жизни и которые отражают многообразие отношений людей разных социальных групп, слоев, с различными социальными позициями. Процесс ее становления - процесс незавершенный. Расширение и уточнение ее предмета и объекта, методов и направлений исследования будут продолжаться и дальше.

Следует отметить, что до сих пор не существует в научных кругах единого мнения относительно определения понятия экономической социологии и отдельного объекта и предмета ее изучения. Долгое время исследования велись по отдельным направлениям, посвященными труда, трудовым ресурсам, управлению, материальной базе жизни населения.

Разработка изучения социологических проблем, связанных с развитием экономических отношений, выходила на разные уровни анализа. Сначала в трудах ученых появилось такое понятие, как "индустриальная социология". В советской научной и учебной литературе это трактовалось как "промышленная социология" и в таком словопоеднанни оправдывала свое назначение, потому что освещала социальные проблемы материального производства. Впоследствии в системе социологического знания на стыке с экономическими науками испытывались самостоятельные научные направления более конкретного и узкого спектра: "социология труда", "социология управления", "социология села", "социология города". Все эти научные направления под разным углом рассмотрения отнесены к экономической социологии.

Сегодня экономическая социология рассматривается преимущественно как комплекс проблем, имеющих четко выраженный социально-экономический и системный характер ("социология труда", "социология управления», «психология и экономика труда", "социология города", "социология села", "социальная структура "," социология рынка "," социология предпринимательства "и др., в которых экономический смысл имеет доминирующее значение. Поэтому весь спектр проблем экономической жизни можно охватить одним понятием" экономическая социология ".

Однако некоторые аспекты, которые одновременно являются и структурными компонентами "экономической социологии", выступают как самостоятельные социологические теории (социология управления города, села и др.), Где равноправными критериям их формирования выступают культура, право, территориальность и др.

Коротко рассмотрим основные источники и этапы развития экономической социологии.

Одной из первых комплексных теорий, объясняла суть и структуру экономики и ее взаимодействие с другими сферами общественной жизни, была теория экономического либерализма английского экономиста А. Смита, в которой всесторонне были проанализированы капитализм как экономическую подсистему общества. Экономика, утверждал А. Смит, не существует вне общества, поскольку ее состояние обусловлено влиянием государства, свободы предпринимательства, конкуренции. Не оставил без внимания систему "экономика-общество" и другой английский экономист Д. Рикардо. В своих трудах он обозначил основные условия гармонии интересов труда и капитала. Английский экономист, философ Т. Мальтус показал взаимосвязь между производством, потреблением и динамикой народонаселения. Это - первый этап развития экономической социологии.

Второй этап развития научных представлений о экономическую сферу общественной жизни был связан с появлением первых противоречий между капиталистической экономикой и обществом, с кризисами и антагонизмом труда и капитала, безработицей и тому подобное. И значимым в становлении и развитии экономической социологии считают вклад ученых немецкой, французской и американской социологических научных школ.

Немецкая экономическая социология, по научному методу, была исторически сравнительной с акцентуацией на культурологическом аспекте (М. Вебер, И. Шумпетер, В.Зомбарт, Г.Зиммель). Экономическая интерпретация истории К. Маркса произвела существенное влияние на формирование экономической социологии. Все они заложили фундамент социологического подхода в изучении общей экономической теории.

Научное творчество М. Вебера ("Экономика и общество", "Общая экономическая история", "Протестантская этика и дух капитализма") заложила теоретический фундамент экономической социологии. Объединив научные методы истории и аналитической экономики, он подал новую дисциплину как объяснительную, ключевыми проблемами которой выступали: роль власти в функционировании экономической системы; определение неэкономических причин возникновения капитализма и тому подобное.

М. Вебер предоставил экономической жизни "духовности", а понятием экономического сознания, экономической этики, экономического поведения - статуса категорий экономической социологии, рассматривая их через призму именно культурного аспекта.

Выдающимся представителем социоаналитичного (историко-социологического) направления в исследовании экономической сферы общественной жизни, в частности феномена предпринимательства, был немецкий социолог, историк, экономист В. Зомбарт. Его интересовал субъективный аспект экономического реализма: установки, наклоны людей к рационального экономического поведения.

Огромный интерес к экономической социологии обнаружил один из самых известных экономистов-социологов Й. Шумпетер. Он много сделал дня институализации, назвав социологической экономикой, структурировал ее на несколько важных отраслей научного знания: экономическая теория, экономическая история, экономическая социология и экономическая статистика. Шумпетер вошел в историю экономической социологии также благодаря своему видению предприятия в центре структурной логической системы, которая отражала капиталистическую экономику в целом. Это - один из плодотворных направлений в экономической социологии в целом и в исследовании собственно предпринимательской деятельности в частности, где тесно переплелись предпринимательство с нововведением. Кроме того, он исследовал взаимозависимость между экономической и социальной стабильностью в развитии капитализма.

Другой немецкий социолог - Г.Зиммель хорошо известный в данном научном направлении своим анализом роли доверия в экономике и трактатом о социологии денег (труд "Философия денег»).

Огромный вклад в формирование экономической социологии сделал К. Маркс, который первым совершил попытку социологической перестройки теоретической экономики. Он рассматривал элементы экономической системы - производство, распределение, накопление капитала - как социальные процессы. Предметом его анализа были: эксплуатация труда и деградация личности рабочего, абсолютное и относительное обнищание большинства общества. Маркс впервые применил системный анализ к обществу согласно которому любое общество относится к определенной исторически сложившейся общественно-экономической формации, где все подсистемы (экономическое, политическое, культурное жизни и т. Д.) Взаимодействуют друг с другом и развиваются на основе экономического базиса. Теория Маркса была наиболее адекватным описанием и анализом капиталистической экономической системы (на первый период), осуществленным в социологическом плане.

Наряду с представителем немецкой школы весомый вклад в развитие экономической социологической мысли сделал известный французский социолог Э. Дюркгейм. Он одним из первых начал подразделение экономической социологии и стал автором ее первой программы. Известной трудом Дюркгейма, учитывая экономической социологии, является "разделение труда в обществе", в которой он обосновал ошибочность толкования разделения труда исключительно по экономическим научных позиций. По его мнению, этот процесс несет в себе соединительную силу, элемент "живой ткани" солидарности, жизненной условия существования современного общества. Весомыми также исследования Дюркгеймом экономических институтов, а именно - собственности и учета, изучение проблем потребления, денег и вознаграждения.

Значительный интерес к формированию экономической социологической мысли обнаружили и наши соотечественники М. Туган-Барановский, М. Ковалевский, Н. Бердяев, Булгаков и другие, труды которых касались проблем взаимодействия экономической и социальной сфер. М. Туган-Барановский в своих исследованиях обосновал роль хозяйства в социальной жизни. В работе "Об установлении социалистического строя и об эксплуатации труда" он рассмотрел роль социальных потребностей в стимулировании хозяйственной деятельности. Главной целью производства и важной производственной силой он считал человека с его потребностями (социальный фактор производства), одновременно большое внимание уделял кооперативам, подчеркивая их некапиталистическое характер. Во многом его взгляды оказались иллюзорными и противоречивыми. Дельцом оригинальные для своего времени, они опередили большинство теорий о роли человека на Западе.

Субъектом экономической деятельности, по мнению С. Булгакова, является "экономический человек" (ekonomic man) - это центральное понятие экономической науки. Экономический человек конкретный духовный тип со всей сложностью и многообразием психологической мотивации. Его перу принадлежит только одна научная книга "Философия хозяйства" и, правда, - значительное количество статей по проблемам марксизма, социализма, христианской философии. С. Булгаков, в частности, стремился синтезировать комплекс социальных наук - политэкономию, философию, социологию, выдвигая задачу: понять мир как объект трудового хозяйственного воздействия, а сама философия хозяйства есть, по его мнению, философия объективной действия.

Определенную роль в формировании экономической социологии сыграл российский экономист-социолог Н. Кондратьев (ученик и последователь М. Туган-Барановского). В своих теоретических обзорах он доказывал экономическую бесперспективность как крупных капиталистических, так и мелких трудовых крестьянских хозяйств, выступал за развитие кооперации, но считал, что создавать кооперативы следует строго добровольно и в определенной последовательности, подчеркивая, что производственный кооператив является наиболее развитой формой ведения хозяйства.

Следующий этап, сутью которого является определение и интерпретация экономической социологии в западном научном мире, связанный с именами Т. Парсонса, Н. Смелзера, Э. Мэйо, К. Полоньи. Однако, параллельно с экономико-социологическим направлением развивался и управленческий направление в рамках данного знания, тесно переплетался с направлениями экономической социологии, социологии труда, управления и предпринимательства в частности.

Что касается управленческих подходов в системе экономической социологической теории, то следует отметить весомый вклад Г. Файоля, А. Шелдона, Р. Тейлора, М. Фоллета, Ч. Бернарда, Г. Саймона, Д. Макгрегора. Дж. Коттера и др. Традиции американской школы экономической социологии характеризовались, прежде всего, формальным установлением и отделением данной дисциплины от общей экономической науки (в противовес экономистам). Экономическая социология достаточно трудно получала свое определение как самостоятельная отраслевая социология. По этому поводу между социологами и экономистами шла борьба.

Основным результатом нового концептуального подхода Т. Парсонса и Н. Смелзера к проблемам экономической социологии был структурно-функциональный подход. Проанализировав связи между экономикой и обществом, они признали экономику как подсистему социальной системы с выполнением ее первичной функции - приспособление общества к окружающей среде. В дальнейшем Смелзер исследовал взаимодействие экономики и культурных факторов, политических переменных (процессов, явлений, этнических отношений, отношений социальной структуры). Его основной вклад - разработка концепции социологического анализа экономических процессов (производства, распределения и обмена, потребления, экономического роста и т.д.).

Разработка интересных и полезных подходов относительно современных трансформационных процессов посттоталитарных обществ, связанных с переходом к рыночной экономике, принадлежит американскому антропологу К. Полоньи. Предметом его научного поиска было исследование обществ с рыночными экономическими отношениями, эволюция рыночной ментальности и т. Д.

С 50-60-х годов западная социологическая мысль активно разрабатывает концепцию индустриального и постиндустриального обществ. Основными представителями ее были Р. Арон, Д. Белл, А. Тоффлер, Дж. Гэлбрейт и др. Основная идея этой концепции заключается в том, что современное состояние экономической системы в корне отличается от традиционного капиталистического состояния. Видоизменения форм собственности и отделения от функции власти, а также структурные изменения в экономической сфере является источником новых качественных изменений в состоянии общества, его мобильности и трансформации. Современная экономическая социология постоянно наполняется и синтезируется благодаря различным подходам изучения и осмысления как на макро-, так и на микросоциологическом уровне в социально-экономическом и других разрезах общественной жизни.

Главной задачей экономической социологии является изучение социально-экономического положения интересов, поведения различных социальных групп в сфере экономической жизни, специфических социальных механизмов развития экономики и разработка на этой основе теоретического представления об экономико-социальную структуру общества и его влияние на экономическую жизнь. Экономическая социология рассматривает закономерности экономического развития с позиций интересов и статуса различных социальных групп общества. Важные направления исследования экономической социологии заключаются в количественном и качественном составе субъектов экономической деятельности, а также их функции, интересы, статус, доходы, взаимоотношения.

Как и любая наука, экономическая социология имеет свою структуру, функции, понятийный аппарат, методы исследования. Коротко рассмотрим некоторые категории и понятия, которыми обладает данная дисциплина, чтобы глубже представление о сфере экономической социологии.

Структура основных понятий и категорий в экономической социологии состоит из нескольких уровней. К первому уровню категорий относят категории "экономическая" и "социальная сфера". Они отражают содержание процессов, происходящих на стыке экономики и общества в целом. К этому уровню относят и общенаучные категории; "система", "структура", "функции", "процесс", "механизм", "развитие" и др. Данные категории используются для формулировки и описания социальной и экономической сферах. Ко второму уровню, так называемых общесоциальных категорий, относятся: "социальни-, економични-, производственные отношения", "социальные общности", "группы", "события", "механизмы развития" и т. Д. Третий уровень, так называемые специальные категории, - объединяет те, конкретизирующие содержание социальных механизмов: "экономическое сознание", "экономическое мышление", "экономическая культура", "экономические интересы", "экономическая деятельность", "экономическое поведение" и др.

Эта система категорий создает методологическую основу для исследования социально-экономических процессов проявления в них более тесных связей и закономерностей. Коротко раскроем содержание некоторых из них, которые совпадают с направлениями исследования экономической социологии.

Одним из центральных направлений исследования являются социально-экономические отношения. Под ними понимается разновидность общественных отношений, связанных с особой деятельностью людей и их взаимодействием, направленных на обеспечение материальных потребностей человеческой жизни и достижения определенных социальных преимуществ и целей. Экономические отношения возникают между людьми, группами людей по поводу материальных вещей, событий, проблем: производство, распределение, обмен, владения, использования, потребления.

Экономическая жизнь - обобщенная категория, сказывается вся совокупность экономических отношений, деятельности и поведения людей, которые действуют (хозяйничают в обществе). Протекает экономическую жизнь преимущественно в экономической сфере общества, где люди взаимодействуют прежде всего как экономические субъекты, с собственными интересами, целями.

Первая представляет собой совокупность действий, актов индивида, через которые он непосредственно реализует свои экономические интересы и с помощью которых достигает хозяйственных целей. Экономическое поведение объединяет все формы активности (поступки, действия), которые обслуживают или сопровождают данную деятельность, предоставляя ей специфичности.

Система экономических отношений общества слишком сложная и разветвленная. Она включает:

■ производственные отношения, которые возникают только в процессе производства материальных средств к жизни;

■. распределительные отношения, которые возникают по поводу распределения в обществе каналов доступа к жизненным благам и способов их присвоения;

■ отношения обмена (купли-продажи) - преимущественно рыночные отношения между "продавцами", "покупателями" и "посредниками", здесь воспроизводится система торговли, коммерции, бизнеса;

■ отношения в сфере потребления, возникающие для удовлетворения непосредственных потребностей людей как потребителей, оказываются в наличии благ и умении пользоваться ими.

Экономическое поведение (система взаимосвязанных поступков) также имеет свои качественные разветвления. При этом различают трудовую, инновационную, профессиональную и другие поведения.

Особое место в экономической социологии занимает экономическая культура. Под ней понимают совокупность социальных ценностей и норм, которые являются регуляторами экономического поведения людей и выполняют роль социальной памяти общества. Сюда отнесены и ценности, знания, нормы, требования, санкции.

Особое значение для экономической культуры имеют ценности, которые обогащают людей и коллективы. К ним относятся: власть, богатство, имущество, деньги, взаимопомощь, обмен, авторитет, скооперованисть и т. П.

Особенностями экономической культуры является то, что она охватывает лишь те ценности, нормы, потребности, которые возникают из потребностей экономики и существенно влияют на нее, и она более, чем другие виды культур, ориентированная на управление поведением людей.

Экономическая социология взаимосвязана со многими науками, особенно тесно с управлением. Связь экономической социологии с различными науками дает возможность разворачивать конкретные социологические исследования по широкому кругу вопросов и проблем взаимодействия людей и групп в экономической сфере жизни.

Экономическая социология - сложная и мультисистемный дисциплина. Пока не существует среди специалистов согласованности по четкой структуры и последовательности и в отношении самого содержания данной дисциплины.

Литература по данной отрасли знаний в большинстве неоднозначна по тематике и логики содержания экономической социологии.

Выделенными, но одновременно и дополняющими компонентами экономической социологии выступают "социология труда", "социология управления", "социология предпринимательства", "социология рынка" и другие, хотя они и интерпретируются как самостоятельные отраслевые социологические теории.

Контрольные вопросы:

1. Место и роль экономической социологии в структуре социологического знания. Объект и предмет ее изучения.

2. Основные направления формирования экономической социологии.

3. Структурные компоненты экономической социологии.

Веселое Ю. В. Экономическая социология: история идей. - СПб., 1995.

Дорин А.В. Экономическая социология. - М., 1997..

Экономическая социология / Учеб. посибн. Под ред. В. М. Вороны, В. Е. Пилипенко. - М., 1997..

Заславская Т., Рывккина В. Социология экономической жизни. - Новосибирск, 1991.

Лукашевич М. П., Туленков М. Специальные и отраслевые социологические теории. - М., 1999. и

Пилипенко В., Титарчук М. Экономическая культура и просвещение населения в условиях рыночных преобразований // Социология: теория, методы, маркетинг. - 1999, №2.

Радаев В. В. Экономическая социология. - М., 1997..

Смелзер Н. Социология экономической жизни // Американская социология, перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.

Соколова Г.Н. Экономическая социология. Уч. пос. - Минск, 1997..

Социология / Под ред. проф. Б. И. Лавриненко. - В 1998.

Социология. Курс лекций / Под ред. Печи В. М-К., 1996..

Социология управления / Под ред. Пилипенко В. Е. - М.: Высшее образование, 2003.

Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985.

Тощенко Ж. Т. Социология - М., 1994.

Черныш Н. Социология. Курс лекций. Вып. 4, 5.-Львов, 1996..