Действие актов законодательства о налогах и сборах. Налоговое

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.


Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.


Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.


Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.


Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.


2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.


3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.


4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.


4.1. Положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов и ухудшающие положение указанных налогоплательщиков в части правоотношений, связанных с выполнением специального инвестиционного контракта, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:


1) даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта;


2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта.


5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.


Нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Правовое регулирование в области налогов и сборов самым тесным образом связано с фактором времени. Поэтому очевидно важное практическое значение имеет вопрос о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.

Юридический инструментарий введения в действие актов законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации регламентируется ст. 5 НК РФ и имеет ряд отличительных особенностей от общего порядка вступления в силу иных финансово-правовых актов.

По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Эти правила распространяются по всей территории РФ и действуют за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.

Законодательное указание на термин "не ранее", предполагает установление самой ранней даты вступления в силу нормативного акта. При этом допускается установление иной, более поздней даты вступления акта в законную силу. Если в принимаемом акте дата его вступления в силу не установлена, она будет рассчитываться в соответствии с правилами ст. 5 НК РФ. Для этого необходимо установить: 1) дату принятия акта законодательства о налогах и сборах; 2) дату его официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

При определении даты вступления в законную силу акта о налогах и сборах необходимо помнить о том, что НК РФ – это федеральный закон. Внесение изменений, дополнений, изъятий из федерального закона возможно лишь принятием нового федерального закона. Общий порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции (ст. 3). Законы подлежат обязательному опубликованию (п. 3 ст. 15 Конституции РФ). Датой опубликования федерального закона считается первая публикация его полного текста в официальных изданиях государства: Российской газете, Парламентской газете или Собрании законодательства Российской Федерации. В случае расхождения даты публикации федерального закона в бюллетене Собрание законодательства Российской Федерации и Российской газете днем официального опубликования закона признается день его публикации в Российской газете.

Общий порядок принятия и вступления в силу законов субъектов РФ установлен в ст. 7 и 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательства представительных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации". Общий порядок принятия, обнародования и вступления в силу актов муниципальных органов установлен в гл. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с п. 1 ст. 47 указанного Закона муниципальные правовые акты о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с НК РФ.

Из установленного законодателем порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах существует исключение, основанное на положениях Конституции РФ. Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы нс имеют. В развитие данного конституционного положения в п. 2 и 5 ст. 5 НК РФ установлен запрет на придание обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, ухудшающим положение налогоплательщика, который распространяется и на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления . Установленное Конституцией РФ правило нашло дальнейшее отражение в правоприменительной практике Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определениях от 01.07.1999 № 111-0 и от 07.02.2002 № 37-0, а также в Постановлении от 19.06.2003 № 11-П и Определении от 04.12.2003 № 445-0, согласно которым новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщиков, не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.

В п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ законодатель вводит дополнительные гарантии применительно к отношениям, возникшим до момента вступления нормативного правового акта, в силу направленные на защиту прав налогоплательщика. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Согласно правилам действия нормативных правовых актов во времени, придание акту обратной силы означает распространение его действия на отношения, которые возникли до момента вступления его в силу. Акты, улучшающие положение налогоплательщиков, могут вступать в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но нс ранее даты их официального опубликования.

Вступление нормативного правового акта в законную силу означает, что с этого момента им должны руководствоваться, исполнять и соблюдать его требования все участники налоговых правоотношений.

Весьма важным на практике является вопрос о пределах действия нормативных правовых актов о налогах и сборах.

Введенный в действие акт законодательства о налогах и сборах обладает юридической силой впредь вплоть до его отмены. Различают три варианта пределов действия такого акта во времени: а) перспективное действие – когда действие акта распространяется на юридические факты и отношения, возникшие после вступления его в силу; б) немедленное действие – по вновь возникшим и ранее возникшим правоотношениям; в) действие с обратной силой.

Сроки в налоговом праве имеют важное юридическое значение. "Способствуя своевременной реализации прав и исполнению обязанностей, дисциплинируя субъектов налоговых правоотношений, сроки вносят определенность и упорядоченность в налоговые правоотношения, повышают их стабильность и устойчивость" .

В теории права под сроками понимают моменты или периоды времени, наступление или истечение которых влечет определенные правовые последствия. Различают абсолютно определенные, относительно определенные и неопределенные сроки.

Абсолютно определенные сроки устанавливают точную дату, момент или период времени, с которым связаны юридические факты в налоговых правоотношениях (например, сроки, обозначенные календарной датой или конкретным отрезком времени). Например, ежемесячные авансовые платежи но налогу па прибыль организаций, подлежащие оплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (ст. 287 НК РФ).

Относительно определенные или неопределенные сроки в налоговом праве характеризуются меньшей точностью, однако также связаны с каким-либо конкретным периодом или моментом времени. Например, указание на "разумные сроки" содержится в ст. 333.19, 333.21 НК РФ и др. В актах подзаконного характера имеют место "кратчайшие сроки", "необходимые сроки" и т.п. Статья 3 НК РФ закрепляет принципы определенности, четкости и ясности норм налогового права. Однако до сих пор в актах законодательства о налогах и сборах можно встретить такие фразы, как "сроки, устанавливаемые законодательством", "установленные сроки" и т.п.

Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют функциональную направленность. Они призваны обеспечить защиту прав и законных интересов участников налоговых правоотношений, имеют предупредительные и пресекательные функции.

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (ст. 6.1 НК РФ), определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Если срок в налоговом праве определяется периодом времени, действие может быть совершено в течение всего периода времени. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 календарных месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

При определении срока путем указания на событие, которое неизбежно должно наступить, участники налоговых правоотношений не знают заранее точной даты его наступления.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

ПРИМЕР

Например, в п. 4 ст. 89 НК РФ установлено правило о том, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен только период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ. Статья 139 НК РФ закрепляет процессуальные гарантии налогоплательщиков на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), которая может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушениях своих прав.

Для целей правоохранения и предупреждения правонарушений в налоговом праве предусмотрены сроки давности:

  • 1) срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ);
  • 2) сроки давности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в судебном порядке (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, ст. 115 НК РФ) .

Действие актов законодательства о налогах и сборах по кругу лиц, участвующих в налоговых правоотношениях основано на принципе резидентства. Согласно этому принципу для целей налогообложения налогоплательщиков подразделяют на лиц:

  • – имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);
  • – не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Минфин России в письме от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157 разъяснил, что при определении налогового статуса налогоплательщика имеют значение фактические дни нахождения физического лица на территории РФ. То есть для целей налогообложения необходимо учитывать все дни, когда физическое лицо фактически находилось на территории РФ, включая день приезда и выезда за ее пределы. Исчисление сроков осуществляется путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации, в течение 12 следующих подряд месяцев. До момента, пока время нахождения физического лица на территории РФ за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, такое лицо не будет являться налоговым резидентом РФ.

НК РФ не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории РФ, которое должно быть документально подтверждено. Отнесение лица к резиденту (нерезиденту) напрямую влияет на применении ставки обложения НДФЛ. Например, вознаграждение нерезидента за выполнение трудовых обязанностей на территории РФ в соответствии с п. 3 ст. 225 НК РФ подлежит обложению НДФЛ по ставке 30%. Если на дату получения дохода физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, указанные доходы в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ подлежат налогообложению по ставке 13%.

Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства РФ о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты РФ или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования (п. 7 ст. 1 НК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что территория РФ одновременно является территорией ее субъектов, следовательно, акты РФ имеют прямое действие на территории ее субъектов, равно как и на территории муниципальных образований. Действие актов законодательства о налогах и сборах в пространстве основано на компетенции органа государственной власти, издавшего нормативный правовой акт. Действие нормативных правовых актов о налогах, принятых органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления ограничивается соответственно пределами их территорий. Пределы действия нормативных правовых актов о налогах и сборах установлены НК РФ и отражены в сроках, которые могут быть абсолютно и относительно определены. Действие актов законодательства о налогах и сборах по кругу лиц, участвующих в налоговых правоотношениях, обусловлено статусом лица и основано на принципе резидентства.

  • См. п. 2 и 5 ст. 5 НК РФ. См. также Определение КС РФ от 18.10.2012 № 1998-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью “Айсберг-норд” на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 2 и 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации".
  • Архипов А. А. Сроки в налоговом праве: монография. М.: Статут, 2011. С. 4.
  • См. подробнее о сроках давности: Архипов А. А. Сроки в налоговом праве: монография. М.: Статут, 2011. Гл. III.

Большинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении установленного количества дней после дня их официального опубликования. Именно с подсчетом этих дней, а также с определением даты первой официальной публикации нормативного акта и возникает больше всего проблем.

Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов

нормативных правовых актов

Вид нормативного правового
акта
Порядок вступления
в силу
Официальный источник
опубликования
Федеральные
конституционные законы
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 10 дней после
дня их официального
опубликования
(ст. 6 Закона N 5-ФЗ)
«Российская газета»,
«Парламентская
газета»,
Собрание
законодательства
Российской Федерации
или размещение
на официальном
интернет-портале
правовой информации
www.pravo.gov.ru
(ст. 4 Закона
N 5-ФЗ)
Федеральные законы
Акты палат Федерального
Собрания
Акты законодательства
о налогах (за исключением
актов, вносящих изменения
в НК РФ в части
установления новых
налогов)
Вступают в силу не ранее
чем по истечении одного
месяца со дня их
официального
опубликования и не ранее
1-го числа очередного
налогового периода по
соответствующему налогу
(абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Акты законодательства
о сборах (за исключением
актов, вносящих изменения
в НК РФ в части
установления новых сборов)
Вступают в силу не ранее
чем по истечении одного
месяца со дня их
официального
опубликования (абз. 2
п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы,
вносящие изменения в НК РФ
в части установления
новых налогов или сборов
Вступают в силу не ранее
1 января года, следующего
за годом их принятия,
но не ранее одного месяца
со дня их официального
опубликования (абз. 3
п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы
о федеральном бюджете
Вступают в силу с
1 января и действуют
по 31 декабря
соответствующего
финансового года, если
иное не предусмотрено
Бюджетным кодексом или
самим законом о бюджете
(п. 1 ст. 5 Бюджетного
кодекса)
Акты законодательства
о таможенном деле
Вступают в силу не ранее
чем по истечении 30 дней
после дня их официального
опубликования, если иное
не установлено таможенным
законодательством
Таможенного союза (п. 3
ст. 6 Федерального закона
от 27.11.2010 N 311-ФЗ
«О таможенном
регулировании в
Российской Федерации»)
Указы и распоряжения
Президента РФ, имеющие
нормативный характер
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 7 дней после
дня их первого
официального
опубликования (абз. 1
п. 5 Указа N 763)
«Российская газета»,
Собрание
законодательства
Российской Федерации
или размещение
на официальном
интернет-портале
правовой информации
www.pravo.gov.ru
(п. п. 2 и 2.1 Указа
N 763)
Иные указы и распоряжения
Президента РФ (в том числе
акты, содержащие сведения,
составляющие
государственную тайну, или
сведения конфиденциального
характера)
Вступают в силу со дня
их подписания (абз. 2
п. 5 Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 1 Указа N 763)
Постановления и
распоряжения Правительства
РФ, затрагивающие права,
свободы и обязанности
человека и гражданина,
устанавливающие правовой
статус федеральных органов
исполнительной власти,
а также организаций
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 7 дней после
дня их первого
официального
опубликования (абз. 1
п. 6 Указа N 763)
«Российская газета»
или Собрание
законодательства
Российской Федерации
(п. 2 Указа N 763)
Иные постановления и
распоряжения Правительства
РФ (в том числе акты,
содержащие сведения,
составляющие
государственную тайну,
или сведения
конфиденциального
характера)
Вступают в силу со дня
их подписания (абз. 2
п. 6 Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 1 Указа N 763)
Приказы, распоряжения и
иные нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти
(министерств РФ,
федеральных служб,
агентств и других
ведомств), признанные
Минюстом России
не нуждающимися
в государственной
регистрации
Вступают в силу
в порядке, определяемом
самим федеральным органом
исполнительной власти,
который утвердил этот
нормативный акт (абз. 5
п. 17 Правил подготовки
нормативных правовых
актов федеральных органов
исполнительной власти
и их государственной
регистрации,
утв. Постановлением
Правительства РФ
от 13.08.1997 N 1009)
Порядок их
официального
опубликования
устанавливается
самим федеральным
органом
исполнительной
власти, который
утвердил этот
нормативный акт
(абз. 5 п. 17
Правил подготовки
нормативных правовых
актов федеральных
органов
исполнительной
власти и их
государственной
регистрации)
Приказы, распоряжения
и иные нормативные акты
федеральных органов
исполнительной власти,
прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте
России и затрагивающие
права, свободы и
обязанности человека
и гражданина,
устанавливающие правовой
статус организаций или
имеющие межведомственный
характер
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ
по истечении 10 дней
после дня их официального
опубликования (абз. 1
п. 12 Указа N 763)
«Российская газета»
или Бюллетень
нормативных актов
федеральных органов
исполнительной
власти (п. 9 Указа
N 763)
Приказы, распоряжения и
иные нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти,
прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте
России, но содержащие
сведения, составляющие
государственную тайну,
или сведения
конфиденциального
характера, не подлежащие
в связи с этим
официальному опубликованию
Вступают в силу со дня
их государственной
регистрации в Минюсте
России и присвоения им
номера (абз. 2 п. 12
Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 8 Указа N 763)
———————————
<*> Приведенный в таблице порядок применяется, если в самом
нормативном правовом акте не установлена точная дата, с которой он
начинает действовать, либо не указан другой порядок вступления этого акта
в силу (ст. 6 Закона N 5-ФЗ, п. п. 7 и Указа N 763).

Кроме того, в тексте самих нормативных актов могут использоваться различные формулировки, касающиеся сроков вступления их в силу. Например, может быть указано, что документ вступает в силу со дня или после дня его официального опубликования либо через определенный срок или по истечении какого-то периода. На первый взгляд разницы между этими фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного акта определяется по-разному.

Размещение некоторых видов нормативных актов

на специальном интернет-портале теперь приравнивается

Все законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.

Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ, далее — Закон N 5-ФЗ, и п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763, далее — Указ N 763).

В отношении актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов официальным также является их размещение в «Парламентской газете» (ст. 4 Закона N 5-ФЗ).

Начиная с 10 ноября 2011 г. появился еще один официальный источник опубликования — размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (см. врезку ниже). Но этот ресурс считается местом официальной публикации лишь для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ (ст. 4 Закона N 5-ФЗ, п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.1994 N 662 и п. 2.1 Указа N 763).

Алгоритм действий. Как узнать дату размещения документа на официальном интернет-портале

Чтобы найти, когда именно нормативный акт был размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, необходимо:

— на главной странице этого сайта с помощью меню в верхней части экрана открыть раздел «Опубликование»;

— в открывшемся окне в подменю выбрать подраздел «Поиск»;

— указать в карточке поиска известные реквизиты интересующего нормативного акта (достаточно, например, ввести только его номер) и нажать кнопку «Найти». В карточке можно также выбрать, как выводить результаты поиска, в частности указать количество документов, информация о которых отображается на экране (10, 30, 100 или 200 штук), параметры их сортировки (по дате подписания или опубликования, виду документа, принявшему органу, номеру и др.) и упорядочивания (по возрастанию или убыванию).

Под карточкой поиска появится список найденных документов с их полными реквизитами, ссылка на текст документа (файл в формате PDF), дата и номер его опубликования на сайте.

Вместе с тем на указанном интернет-портале могут размещаться и иные нормативные правовые акты, например постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, в частности Минфина и ФНС России (абз. 3 ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ). Но это не считается их официальной публикацией.

Отметим, что появление нового источника официального опубликования снимает многие проблемы, связанные с определением даты вступления в силу нормативного акта. Ведь, как правило, документ на интернет-портале размещается раньше, чем в печатных изданиях. Поэтому больше не должно возникать сложностей с определением даты его первой официальной публикации, даже если документ будет опубликован еще и в «Российской газете», и в Собрании законодательства Российской Федерации, но в разные дни.

Однако это положительное изменение распространяется только на федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания, а также указы и распоряжения Президента РФ. Для остальных нормативных актов проблема с определением даты их первой официальной публикации по-прежнему остается актуальной.

Если документ размещен в нескольких официальных источниках

в разные дни, дату его первой публикации

можно определять по-разному

Нередко один и тот же новый нормативный акт публикуется сразу в нескольких печатных изданиях, причем обычно в разные дни. Как в этом случае определять дату его первой официальной публикации?

Указанный вопрос очень актуален, ведь «Российская газета» выходит каждый день, кроме субботы и воскресенья, а Собрание законодательства Российской Федерации и «Парламентская газета» — раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем на Собрании законодательства Российской Федерации ставится дата подписания номера в печать, она и считается датой его выхода. На еженедельнике же «Парламентская газета» указывается интервал дат, например 20 — 26 июля 2012 г. Проанализировав судебную практику, можно выделить два варианта.

Исходя из того, когда издание фактически доходит до читателей. Конституционный Суд РФ еще в 1996 г. указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до адресатов, то есть читателей и подписчиков (п. 6 мотивировочной части Постановления КС РФ от 24.10.1996 N 17-П). Ведь цель официальной публикации как раз и заключается в обнародовании нормативного акта для всеобщего сведения.

Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать эта цель не может быть достигнута, поскольку издание поступит в розничную продажу или будет доставлено по подписке значительно позже.

Таким образом, если документ сначала был размещен в Собрании законодательства Российской Федерации, а в течение нескольких дней после этого опубликован в «Российской газете», датой первой его официальной публикации следует считать дату размещения именно в «Российской газете».

Аналогичные разъяснения, касающиеся даты вступления в силу конкретных нормативных актов, содержатся в Письмах ФСС РФ от 03.10.2006 N 02-18/06-10588 и Минздравсоцразвития России от 25.07.2006 N 1556-12 . Такими же принципами руководствовались Президиум ВАС РФ и Конституционный Суд РФ при определении даты первой публикации конкретных федеральных законов (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 11263/06 и Определение КС РФ от 01.12.1999 N 218-О).

Аналогичным образом рассуждает и большинство арбитражных судов (Постановления ФАС Уральского от 04.08.2011 N Ф09-4592/11 и от 02.03.2011 N Ф09-638/11-С1 , Западно-Сибирского от 28.12.2011 N А03-6749/2011 и от 28.11.2006 N Ф04-7774/2006(28627-А03-9) , Московского от 06.12.2010 N КА-А40/15328-10 , Северо-Кавказского от 22.11.2010 N А32-7082/2010 и от 23.03.2009 N А32-1067/2008-12/24 , Поволжского от 03.06.2008 N А65-28895/07-СА3-43 и от 25.03.2008 N А65-29468/2007-СА3-43 , Дальневосточного от 18.12.2007 N Ф03-А37/07-1/5517 и от 08.11.2006, 01.11.2006 N Ф03-А73/06-2/3955 , Северо-Западного от 16.11.2007 N А56-59517/2005 округов).

Однако в подобной ситуации необходимо учитывать разницу между датами выхода «Российской газеты» и Собрания законодательства Российской Федерации или «Парламентской газеты». Так, если разница в датах составляет более семи дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в Собрании законодательства Российской Федерации или «Парламентской газете», а не в «Российской газете». Ведь при такой значительной разнице в датах неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов раньше.

Формально, исходя из норм Закона N 5-ФЗ и Указа N 763. Суды некоторых федеральных округов подходят к определению даты первой официальной публикации нормативного акта достаточно формально. Они исходят из того, какое из печатных изданий, в которых был размещен нормативный акт, имеет наиболее раннюю дату.

В тех случаях, когда таким источником опубликования оказалось Собрание законодательства Российской Федерации, суды определяют дату вступления в силу нормативного акта, взяв за точку отсчета дату его размещения именно в этом издании (Постановления ФАС Московского от 09.08.2012 N А40-111323/11-149-715 , Северо-Кавказского от 25.05.2005 N Ф08-2159/05-882А и Восточно-Сибирского от 12.05.2005 N А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 округов). И это даже несмотря на то, что в рассмотренных делах разница в датах публикации нормативного акта в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации составляла всего один-два дня.

Аналогичным образом поступили Пленум Верховного Суда РФ и Пленум ВАС РФ, решая вопрос о начале действия конкретного федерального конституционного закона (п. 2 совместного Постановления от 04.02.2010 N 3/2).

Ключевым словом во фразе о вступлении нормативного акта

в силу является предлог «с» или «после»

По общим правилам федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 6 Закона N 5-ФЗ). Большинство постановлений и распоряжений Правительства РФ, указов и распоряжений Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. п. 5 и Указа N 763).

Во всех приведенных формулировках использована фраза: «После дня официального опубликования». Вместе с тем в самом нормативном акте может быть предусмотрен иной порядок вступления его в силу. Нередко в этом случае указывается, что документ вступает в силу:

— по истечении определенного количества дней, месяцев или иного периода со дня или после дня его официального опубликования;

— через определенный период со дня или после дня его официального опубликования.

Казалось бы, формулировки практически одинаковые. Но все-таки в зависимости от того, какая именно фраза использована в документе, дата его вступления в силу определяется по-разному.

Документ вступает в силу со дня (после дня) его опубликования. Допустим, в нормативном акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Это означает, что он начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.

Если же в документе использована фраза: «После дня официального опубликования», то он вступит в силу на следующий день после даты его первой официальной публикации.

Аналогичным образом определяется дата начала действия документа, который вступает в силу по истечении определенного периода со дня или после дня его официального опубликования. Если указана фраза: «Со дня опубликования», то датой, от которой отсчитывается установленный срок, является день его первой официальной публикации. То есть день опубликования также включается в расчет.

Примечание. Если в порядке вступления нормативного акта в силу использована фраза: «Со дня опубликования», то отправной точкой для подсчета срока, когда он начнет действовать, является день его официального опубликования.

Например, в тексте федерального закона указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. Предположим, что текст федерального закона размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 10 сентября 2012 г. Значит, эта дата является началом 30-дневного срока, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 9 октября 2012 г. Следовательно, федеральный закон начнет действовать с 10 октября 2012 г.

Если в нормативном акте использована фраза: «После дня опубликования», то срок, по окончании которого он вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.

Так, если изменить формулировку в рассмотренном примере, то началом течения 30-дневного срока будет считаться следующий день после размещения текста федерального закона на официальном интернет-портале, то есть 11 сентября 2012 г. Установленный 30-дневный срок истечет в этом случае на день позже — 10 октября 2012 г. Значит, федеральный закон вступит в силу с 11 октября 2012 г.

Однако некоторые специалисты считают, что независимо от использованного в формулировке предлога первым днем для отсчета соответствующего срока всегда считается следующий день после даты официальной публикации нормативного акта. Ведь течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ и п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно такой подход применил, например, Пленум ВАС РФ при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Постановление от 08.04.2003 N 4).

Кроме того, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы установлено, что день официального опубликования документа не учитывается при подсчете срока, по истечении которого он вступает в силу (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 «О правовых актах города Москвы»). Однако в федеральном законодательстве аналогичной нормы не предусмотрено. Поэтому при подсчете срока, по истечении которого тот или иной документ федерального уровня вступает в силу, целесообразно исходить из специфики русского языка и учитывать смысловую нагрузку предлога, использованного в формулировке.

Документ вступает в силу по истечении (через) определенного срока после его опубликования. Чаще всего в тексте нормативных актов указывается, что они вступают в силу по истечении какого-то срока со дня или после дня официального опубликования. Но бывает и так, что используется такая формулировка: «Через определенный период», то есть через один или три месяца либо через год или даже несколько лет после опубликования.

Для определения последнего дня такого срока неважно, какая из этих фраз использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период». Однако сложности возникают, если срок, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, установлен в месяцах или годах.

Примечание. Для определения последнего дня срока, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, не имеет значения, какая из возможных формулировок использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период».

Документ вступает в силу по истечении нескольких месяцев или лет со дня (после дня) его опубликования. Нередко не только организации или налоговики, но даже и арбитражные суды по-разному исчисляют сроки, установленные в месяцах или годах. Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к нормам гражданского и налогового законодательства.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа, например на февраль, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ и п. 3 ст. 6.1 НК РФ). При этом годом, за исключением календарного года, признается любой период времени, состоящий из 12 следующих подряд месяцев.

Предположим, в федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Его текст был размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 14 сентября 2012 г. Значит, он вступит в силу в такое же число третьего по счету месяца, то есть 14 декабря 2012 г.

Отметим, что если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования, то он бы начал действовать на день позже, то есть с 15 декабря 2012 г.

Однако Минфин России в похожей ситуации пришел к иному выводу. Специалисты этого ведомства разъяснили некоторые вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ <1> . В тексте самого Закона оговорено, что одна из его статей вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона был опубликован в «Российской газете» 22 июля 2009 г. Значит, в соответствии с нормами Гражданского РФ и др. Поскольку эти поправки затронули многие компании, часто возникал вопрос о дате вступления их в силу.

Не обошлось без разногласий и с определением даты, с которой начал действовать сам Федеральный закон от 19.07.2009 N 205-ФЗ. Подробнее об этом читайте во врезке ниже.

Случай из практики. Перипетии с датой вступления в силу одного Федерального закона

Вайтман Е.В. Как не ошибиться при определении даты вступления в силу нормативного акта // Российский налоговый курьер. 2012. N 19. С. 80 — 88.

Нередко и у налогоплательщиков, и у контролирующих органов возникают проблемы c определением точной даты, c которой начинает действовать тот или иной нормативный правовой акт. Проанализируем наиболее сложные ситуации из практики

В статье 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения. Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.

Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Это указано в статье 4 Федерального закона от 14.06.94 "№" 5-ФЗ (далее - Закон "№" 5-ФЗ) и пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 "№" 763 (далее - Указ "№" 763).

В самом нормативном правовом акте может быть указана дата, c которой он вступает в силу, например c 1 января 2011 года или со дня его официального опубликования. Если такого указания в документе нет, следует руководствоваться специальными правилами, установленными для различных видов нормативных актов в Законе "№" 5-ФЗ и Указе "№" 763. Большинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении определенного количества дней после дня их официального опубликования (таблица ниже)1. Именно c подсчетом этих дней и определением даты первой официальной публикации нормативного акта возникает больше всего проблем.

Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов нормативных правовых актов

Вид нормативного правового акта

Порядок вступления в силу*

Федеральные конституционные законы

"Российская газета" или "Собрание законодательства Российской Федерации" либо "Парламентская газета"

Федеральные законы

Акты палат Федерального Собрания

Акты законодательства о налогах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых налогов)

Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

Акты законодательства о сборах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых сборов)

Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов

Вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер

"Российская газета" или "Собрание законодательства Российской Федерации"

Иные указы и распоряжения Президента Российской Федерации (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера)

Постановления и распоряжения Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций

Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования

Иные постановления и распоряжения Правительства РФ (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера)

Вступают в силу со дня их подписания

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер

Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования

"Российская газета", "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти"

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, но содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи c этим официальному опубликованию

Вступают в силу со дня их государственной регистрации в Минюсте России и присвоения номера

* Порядок, приведенный в таблице, применяется, если в самом нормативном правовом акте не установлена точная дата вступления его в силу либо не указан иной порядок вступления этого акта в силу.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Парламентской газете" либо "Собрании законодательства Российской Федерации" (ст. 4 Закона "№" 5-ФЗ). Как определить дату первой публикации, если закон опубликован сразу в нескольких изданиях, но даты выхода этих изданий не совпадают?

"Российская газета" выходит ежедневно, а "Собрание законодательства Российской Федерации" и "Парламентская газета" - раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем датой выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" считается дата подписания этого издания в печать. На еженедельнике "Парламентская газета" указывается интервал дат, например 20-26 августа 2010 года. Помимо еженедельного издания, "Парламентская газета" выходит еще два раза в неделю - по вторникам и пятницам.

Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать еще не обеспечивается получение читателями информации о содержании нормативных актов, опубликованных в нем. Ведь в отличие от ежедневных изданий, дата выхода (подписания в печать) которых совпадает c датой получения их адресатами, еженедельники, как правило, доставляются адресатам позднее.

Итак, если нормативный акт опубликован в "Российской газете" раньше, чем в "Собрании законодательства Российской Федерации" или еженедельнике "Парламентская газета", датой первой публикации считается дата выхода "Российской газеты". Проблемы возникают в тех случаях, когда нормативный акт сначала был размещен в одном из указанных еженедельников и лишь потом - в "Российской газете". Проанализировав нормы законодательства и решения судов различных уровней, можно назвать два варианта.

Мнение эксперта

"Если нормативный правовой акт размещен сразу в нескольких официальных изданиях, но даты выхода этих изданий не совпадают, первой публикацией считается то официальное издание, которое первым опубликовало этот акт. Все последующие публикации данного нормативного акта в других официальных изданиях уже нельзя считать первой публикацией. Приведу пример.

Предположим, текст федерального закона был опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 16 августа 2010 года, в "Российской газете" - 18 августа 2010 года, а в еженедельнике "Парламентская газета" - в выпуске за 20-26 августа 2010 года. Днем первого официального опубликования закона следует считать 16 августа 2010 года - дату размещения закона в "Собрании законодательства Российской Федерации".

Подчеркну, что при определении даты опубликования нормативных актов нужно ориентироваться на публикации этих документов только в официальных изданиях. Возвращаясь к приведенному примеру, допустим, что 16 августа 2010 года текст данного федерального закона был опубликован не в "Собрании законодательства Российской Федерации", а в газете "Московский комсомолец". Тогда датой первой официальной публикации следовало бы считать дату размещения закона в "Российской газете", то есть 18 августа 2010 года.

Размещение нормативного акта в информационно-правовых системах либо в Интернете (в том числе на сайтах официальных изданий) до опубликования акта в газетном или журнальном варианте какого-либо из официальных изданий также не может считаться его официальным опубликованием"

Вариант первый - формальный. Исходя из положений Закона "№" 5-ФЗ и Указа "№" 763, датой первой публикации нормативного правового акта считается издание, имеющее более раннюю дату выхода. Иначе говоря, если выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации" или еженедельника "Парламентская газета", опубликовавшего тот или иной закон, имеет более раннюю дату, чем "Российская газета", дата официального опубликования закона определяется по дате "Собрания законодательства Российской Федерации" либо "Парламентской газеты" (в зависимости от того, какой из еженедельников вышел раньше).

Указанная позиция нашла поддержку в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2005 "№" А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 и ФАС Северо-Кавказского округа от 25.05.2005 "№" Ф08-2159/05-882А по делу "№" А53-16528/2004-С6-22. Аналогичные выводы, касающиеся даты вступления в силу конкретного федерального конституционного закона, приведены в пункте 2 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 04.02.2010 "№" 3/2.

Текст федерального закона был опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 9 августа 2010 года, в "Российской газете" - 11 августа 2010 года, а в еженедельнике "Парламентская газета" - в выпуске за 13-19 августа 2010 года. В федеральном законе указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.

Более раннюю дату публикации федерального закона (09.08.2010) имеет "Собрание законодательства Российской Федерации". Поэтому, следуя формальному подходу, дату первой официальной публикации федерального закона определяют по дате выхода именно этого издания. Таким образом, считается, что федеральный закон вступил в силу 9 августа 2010 года.

Вариант второй - практический. Цель официальной публикации нормативного правового акта состоит в его обнародовании для всеобщего сведения. Значит, дату первой публикации акта следует определять c учетом того, в какой момент акт, опубликованный в том или ином издании, реально доходит до адресатов (читателей, подписчиков). Такие рекомендации содержатся в пункте 6 мотивировочной части постановления КС РФ от 24.10.96 "№" 17-П.

Уже отмечалось, что согласно выходным данным на "Собрании законодательства Российской Федерации" дата выпуска данного издания совпадает c датой подписания его в печать. В этот день еженедельник еще не поступает в розничную продажу и не доставляется по подписке. До своих адресатов (читателей, подписчиков) он доходит значительно позднее - обычно через одну-две недели после указанной на нем даты. Следовательно, если нормативный правовой акт был сначала опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", а на следующий день (либо в течение нескольких дней) размещен также и в "Российской газете", датой первой его официальной публикации следует считать дату публикации в "Российской газете".

Аналогичные выводы содержатся, в частности, в постановлениях ФАС Поволжского округа от 25.03.2008 по делу "№" А65-29468/2007-СА3-43 и от 03.06.2008 по делу "№" А65-28895/07-СА3-43 и ФАС Северо-Кавказского округа от 23.03.2009 по делу "№" А32-1067/2008-12/24. Руководствуясь такими же принципами, КС РФ в Определении от 01.12.99 "№" 218-О определял дату первой публикации конкретного федерального закона.

Воспользуемся условием примера 1. Дата публикации федерального закона в "Собрании законодательства Российской Федерации" (09.08.2010) - это дата подписания данного издания в печать. Само издание будет доставлено адресатам позднее. В соответствии c выводами, содержащимися в постановлении КС РФ от 24.10.96 "№" 17-П, дату первой публикации федерального закона следует определять по дате размещения его в "Российской газете". Ведь еженедельник "Парламентская газета" c текстом этого федерального закона вышел еще позднее2.

Поскольку в "Российской газете" федеральный закон был опубликован 11 августа 2010 года, только c этой даты он считается вступившим в силу.

Обратите внимание: в случае выбора данного варианта для определения даты первой публикации нормативного акта следует учитывать разницу между датами выхода "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации". Так, если разница в датах составляет более 10 дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в "Собрании законодательства Российской Федерации", а не в "Российской газете". Ведь при такой значительной разнице в датах еще неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов (читателей, подписчиков) раньше.

Однако если разница в датах выхода изданий составляет, например, всего четыре дня, датой первой официальной публикации нормативного правового акта можно считать дату его опубликования в "Российской газете". Подобная ситуация рассмотрена в письме Минздравсоцразвития России от 25.07.2006 "№" 1556 12. Федеральный закон был опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 3 июля 2006 года, а в "Российской газете" - 7 июля 2006 года. В самом федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования. Минздравсоцразвития России пришло к выводу, что датой первой публикации федерального закона следует считать дату его опубликования в "Российской газете", то есть 7 июля 2006 года. Следовательно, датой вступления данного федерального закона в силу является 6 октября 2006 года.

На некоторых периодических печатных изданиях, являющихся источниками официального опубликования, не указывается точная дата их выхода. Например, на еженедельнике "Парламентская газета" ставится интервал дат (13-19 августа 2010 года). На других изданиях, в которых должны публиковаться нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации3, вообще могут содержаться только месяц (порядковый номер выпуска) и год. Как в таких случаях определить точную дату первой официальной публикации?

Ни в Законе "№" 5-ФЗ, ни в Указе "№" 763, ни в иных нормативных актах не содержится ответа на этот вопрос. По аналогии c датой, указываемой на "Собрании законодательства Российской Федерации", можно сделать следующий вывод. При определении даты первой официальной публикации нормативного акта в изданиях, не имеющих точной даты выхода, необходимо ориентироваться на дату подписания такого издания в печать.

Однако по данному вопросу есть и другие точки зрения. Так, в отношении периодических печатных изданий, на которых указывается диапазон дат (как, в частности, на еженедельнике "Парламентская газета"), датой выхода можно считать первую или, наоборот, последнюю дату диапазона. При выборе конкретной даты необходимо учитывать, когда именно издание поступает в розничную продажу и доставляется подписчикам. Если это происходит ближе к концу указанного диапазона или даже по его окончании, то датой выхода издания (фактического доведения опубликованных в издании нормативных актов до адресатов) следует считать последнюю дату диапазона.

Аналогичный подход применялся, например, при определении даты официальной публикации законов г. Москвы. Указанные законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования (если иное не предусмотрено в самом законе). Одним из источников официального опубликования законов г. Москвы является газета "Тверская, 13". В тот период, когда эта газета выходила еженедельно, в ее выходных данных указывался интервал дат. Заместитель председателя Московской городской думы в письме от 22.08.2000 "№" 8-21-6254/0 разъяснил, что датой официального опубликования законодательных актов г. Москвы, публикуемых в газете "Тверская, 13", следовало считать дату, открывающую интервал. Ведь именно в этот день газета поступала в розничную продажу и доставлялась подписчикам.

Текст федерального закона был опубликован в еженедельнике "Парламентская газета" в выпуске за 6-12 августа 2010 года. И лишь 9 августа 2010 года он был размещен в "Собрании законодательства Российской Федерации", а в "Российской газете" опубликован только 13 августа 2010 года. В федеральном законе указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.

Поскольку более раннюю дату публикации федерального закона имеет еженедельник "Парламентская газета", дату первого официального опубликования закона определяют по дате выхода именно этого издания. Еженедельник "Парламентская газета" выходит по пятницам (в первую дату указанного диапазона). Поэтому датой опубликования нормативных правовых актов, размещенных в этом еженедельнике, считают дату, открывающую диапазон. Значит, федеральный закон вступил в силу 6 августа 2010 года.

Другая ситуация - на источнике публикации указаны только месяц (порядковый номер выпуска) и год либо только год его выхода. При подобных обстоятельствах датой официального опубликования нормативного акта, размещенного в таком издании, может считаться первый или последний день соответствующего месяца (года - если издание выходит один раз в год). Однако, учитывая значительную продолжительность периода (месяц, год) и отсутствие в законодательстве четких правил, логичнее дату публикации нормативного акта определять по дате подписания издания в печать. Иными словами, датой официального опубликования нормативного правового акта, размещенного в ежемесячном или ежегодном журнале (бюллетене и др.), считается дата, когда это издание было подписано в печать.

Ситуация третья. Документ вступает в силу со дня/после дня его официального опубликования

По общему правилу, установленному в статье 6 Закона "№" 5-ФЗ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Указы, распоряжения и другие акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Постановления, распоряжения и иные акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Это установлено в пунктах 5 и 6 Указа "№" 763.

Указанные нормы применяются, если самими законами или актами не предусмотрен другой порядок вступления их в силу. Так, непосредственно в нормативном правовом акте может быть использована одна из следующих формулировок: вступает в силу со дня официального опубликования; вступает в силу по истечении определенного количества дней (например, 90 или 180 дней) или определенного периода (месяца, трех месяцев и др.) со дня официального опубликования; вступает в силу по истечении определенного периода после дня официального опубликования; вступает в силу через определенный период со дня официального опубликования; вступает в силу через определенный период после дня официального опубликования.

Мнение эксперта

Д.Г. Черник, президент ЗАО "МЦФЭР-консалтинг", президент Палаты налоговых консультантов, доктор экон. наук:

"В случае использования в нормативном правовом акте такой формулировки, как "со дня официального опубликования" или "после дня официального опубликования", при решении вопроса о дате вступления данного акта в силу нужно исходить из логики русского языка. Предположим, закон опубликован 25 августа 2010 года. В самом законе указано, что он вступает в силу со дня официального опубликования. Это означает, что закон начинает действовать именно в день опубликования, то есть 25 августа 2010 года. Если бы в законе использовалась формулировка "после дня официального опубликования", то закон следовало бы применять начиная со следующего дня - c 26 августа 2010 года"

На первый взгляд разницы между приведенными фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного правого акта будет определяться по-разному.

Прежде всего следует различать формулировки "со дня официального опубликования" и "после дня официального опубликования". Если указано "со дня официального опубликования", то первым днем срока, по истечении которого нормативный правовой акт вступит в силу, является день его официального опубликования.

Допустим, в нормативном правовом акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Значит, нормативный акт начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.

В Федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования. Текст федерального закона был опубликован в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в один день - 5 июля 2010 года.

Началом 90-дневного срока, по истечении которого федеральный закон вступит в силу, считается день его первой официальной публикации, то есть 5 июля 2010 года. Указанный срок продолжительностью 90 дней истечет 2 октября 2010 года. Таким образом, федеральный закон начнет действовать c 3 октября 2010 года.

Если используется формулировка "после дня официального опубликования", то срок, по истечении которого нормативный правовой акт вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.

Воспользуемся условием примера 4. Допустим, в федеральном законе содержится фраза о том, что он вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон опубликован 5 июля 2010 года. Поэтому первым днем 90-дневного срока, по окончании которого закон начнет действовать, считается день, следующий за днем его официального опубликования. То есть указанный срок начинается c 6 июля 2010 года. Поскольку 90-дневный срок истечет 3 октября 2010 года, федеральный закон вступит в силу c 4 октября 2010 года.

Вместе c тем некоторые специалисты считают, что независимо от использованной формулировки ("со дня" или "после дня официального опубликования") первым днем соответствующего срока считается следующий день после официальной публикации нормативного акта. В подтверждение данной позиции обычно приводятся нормы Гражданского и Налогового кодексов, касающиеся исчисления сроков. В статье 191 ГК РФ указано, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 6.1 НК РФ.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 08.04.2003 "№" 4 применил именно такой подход при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 "№" 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В этом федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования (за исключением отдельных норм, вступающих в силу в иные сроки). Закон был опубликован в "Российской газете" 2 ноября 2002 года. Казалось бы, 30-дневный срок, по окончании которого федеральный закон вступит в силу, следовало исчислять со дня его публикации, то есть c 2 ноября 2002 года. Таким образом, указанный срок истек бы 1 декабря 2002 года, и, значит, федеральный закон считался бы вступившим в силу 2 декабря 2002 года. Однако Пленум ВАС РФ указал в названном постановлении, что Федеральный закон от 26.10.2002 "№" 127-ФЗ вступил в силу 3 декабря 2002 года.

Естественно, для того чтобы не возникало разногласий c определением даты вступления в силу нормативных правовых актов, необходимо четкое урегулирование данного вопроса в законодательстве. На федеральном уровне этого пока не сделано. Однако, например, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы соответствующие нормы уже есть. В случае если правовой акт г. Москвы вступает в силу через определенный срок c момента его официального опубликования, в этот срок не включается день официального опубликования данного правового акта. Такая норма закреплена в пункте 2 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 "№" 25 "О правовых актах города Москвы".

Кроме того, согласно статье 190 ГК РФ срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Например, в нормативном акте может быть предусмотрено, что он вводится в действие со дня вступления в силу постановления Правительства РФ о признании определенного акта утратившим силу.

Ситуация четвертая. Документ вступает в силу через/по истечении определенного срока после его официального опубликования

В нормативном правовом акте может быть указано, что он вступает в силу по истечении или через один (два, три, шесть и т. п.) месяц или год (несколько лет) со дня (после дня) его официального опубликования. Для определения последнего дня данного срока не важно, какая из формулировок использована - "по истечении определенного срока" или "через определенный период".

Мнение эксперта

Д.Г. Черник, президент ЗАО "МЦФЭР-консалтинг", президент Палаты налоговых консультантов, доктор экон. наук:

"Нередко в нормативных актах указывается, что они вступают в силу по истечении одного, двух, трех или более месяцев c момента официального опубликования. В этом случае под месяцем следует понимать 30 календарных дней. Таким образом, если в нормативном акте говорится, что он вступает в силу по истечении трех месяцев, то он начнет действовать через 90 дней.

Причем данное правило применяется и тогда, когда в месяце (либо даже нескольких месяцах), следующем за датой официального опубликования нормативного акта, фактически не 30, а 28, 29 или 31 день. Несмотря на реальную продолжительность месяца, при определении даты вступления в силу нормативного акта, начинающего действовать по истечении одного месяца со дня официального опубликования, все равно нужно отсчитывать 30 календарных дней. Такой отсчет начинают со дня опубликования нормативного акта (если в этом акте указано, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня опубликования) либо со дня, следующего за днем опубликования (если в нормативном акте указано, что он вступает в силу по истечении одного месяца после дня опубликования). Соответственно данный нормативный акт вступит в силу на 31-й день со дня либо после дня его официального опубликования"

Чтобы правильно рассчитать день окончания указанного срока и, значит, определить дату вступления нормативного акта в силу, обратимся к положениям статьи 192 ГК РФ. В пункте 3 названной статьи указано, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа (например, февраль), то срок истекает в последний день этого месяца.

Допустим, нормативный акт вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Этот акт был официально опубликован 19 апреля 2010 года. Значит, он вступил в силу в такое же число следующего месяца, то есть 19 мая 2010 года. Если бы в данном нормативном акте было указано, что он вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, он бы начал действовать c 20 мая 2010 года.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ). Иными словами, федеральный закон, официально опубликованный 26 февраля 2010 года и вступающий в силу через один год со дня его опубликования, начнет действовать в такое же число такого же месяца следующего года, то есть 26 февраля 2011 года. Если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, закон начал бы действовать c 27 февраля 2011 года.

Но, к сожалению, при решении вопроса о дате вступления в силу того или иного нормативного правового акта нет единства во мнениях не только у разных ведомств, но даже и среди арбитражных судов. Приведем пример.

В Федеральном законе от 19.07.2009 "№" 205-ФЗ указано, что он вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (за исключением отдельных норм закона, вступающих в силу в особом порядке). Статья 7 этого закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Федеральный закон был опубликован в "Российской газете" 22 июля 2009 года. Значит, статья 7 данного закона начала действовать в такое же число следующего месяца, то есть она вступила в силу 22 августа 2009 года. Однако, по мнению Минфина России, названная статья вступила в силу c 23 августа 2009 года (письмо от 21.12.2009 "№" 03-05-05-03/22).

Теперь определим дату, c которой применяется сам Федеральный закон от 19.07.2009 "№" 205-ФЗ. Итак, 90-дневный срок, исчисляемый после дня официального опубликования закона, истек 20 октября 2009 года. Значит, федеральный закон вступил в силу на следующий день по окончании этого срока, то есть 21 октября 2009 года. Такой же позиции придерживаются арбитражные суды многих федеральных округов (постановления ФАС Уральского округа от 10.03.2010 "№" Ф09-733/10-С4 по делу "№" А60-33557/2006-С4, ФАС Северо-Кавказского округа от 08.04.2010 по делу "№" А18-1163/2009 и ФАС Московского округа от 03.06.2010 "№" КГ-А40/5551-10 по делу "№" А40-10921/09-131-120). Но в отличие от них ФАС Центрального округа в постановлении от 21.04.2010 по делу "№" А14-15452/2009/410/4 указал, что данный федеральный закон вступил в действие c 23 октября 2009 года. Можно предположить, что при определении этой даты арбитражный суд ошибочно посчитал, что федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев (а не 90 дней) после дня его официального опубликования.

Ситуация пятая. Документ публиковался в одном источнике по частям

В статье 4 Закона "№" 5-ФЗ указано, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете", "Парламентской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". В отношении иных нормативных правовых актов (указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти и др.) требования о необходимости публиковать их полный текст не установлено.

Получается, что, если речь идет о федеральном законе, который имеет значительный объем и поэтому публиковался в одном и том же источнике частями в нескольких выпусках, дату официального опубликования такого закона следует определять по дате выпуска, завершающего его публикацию. Аналогичный подход должен применяться при решении вопроса о дате официальной публикации федеральных конституционных законов и актов палат Федерального Собрания, тексты которых размещались в печати по частям.

Из-за значительного объема федеральный закон публиковался в двух выпусках "Российской газеты": в выпуске за 11 августа 2010 года было размещено начало закона (статьи c 1-й по 15-ю), а в выпуске за 12 августа 2010 года - его окончание (статьи c 16-й по 40-ю). В федеральном законе не оговорен порядок вступления его в силу.

По общему правилу, установленному в статье 6 Закона "№" 5-ФЗ, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Поскольку публикация полного текста федерального закона была завершена 12 августа 2010 года, от этой даты отсчитывается 10-дневный срок, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 22 августа 2010 года. Таким образом, федеральный закон начнет действовать c 23 августа 2010 года.

В таком же порядке можно определять дату первой официальной публикации указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти и иных нормативных правовых актов. Ведь специальных указаний по этому вопросу в федеральном законодательстве нет. Вместе c тем, если текст нормативного правового акта г. Москвы публикуется частями, днем его официального опубликования является дата публикации последней части правового акта. Это установлено в пункте 2 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 "№" 25.

Нормативные правовые акты могут иметь приложения, в которых приводятся утвержденные этими актами правила, положения, регламенты, формы документов, графические изображения, перечни, таблицы и иные материалы. Как правило, такие приложения являются неотъемлемой частью правовых актов.

Нередко в официальном источнике публикуется только текст самого нормативного акта, а имеющиеся приложения к нему в печати не размещаются. Можно ли такую публикацию считать официальной?

Если речь идет о федеральном конституционном законе, федеральном законе или акте палаты Федерального Собрания, то нельзя. Ведь согласно статье 4 Закона "№" 5-ФЗ официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста. Если такой нормативный правовой акт публикуется в "Собрании законодательства Российской Федерации", то приложения к нему помещаются в тех же статьях, что и сам акт (ст. 9 Закона "№" 5-ФЗ).

Допустим, в одном источнике (например, в "Российской газете") федеральный закон опубликован без приложений, а в другом (в "Собрании законодательства Российской Федерации") - полностью, включая все приложения к нему. В этом случае дату первой официальной публикации следует определять по дате выхода того издания, в котором текст федерального закона размещен в полном объеме, то есть по дате "Собрания законодательства Российской Федерации".

Если и в остальных официальных источниках этот нормативный акт был опубликован в том же объеме (без приложений) либо вообще не публиковался в них, такую неполную публикацию придется считать официальной. Но лишь в той части, которая была официально опубликована. Такие разъяснения содержатся в пункте 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 "№" 48. В нем, в частности, говорится, что порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в полном объеме, если нормативный акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается лишь в той части, которая была официально опубликована.

В аналогичном порядке определяется дата официальной публикации иных нормативных правовых актов (указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и др.), опубликованных не в полном объеме. Вместе c тем Верховный суд РФ неоднократно указывал, что если нормативный акт был опубликован без приложений, являющихся его составной частью, то нельзя считать, что этот документ прошел официальное опубликование (Определения от 25.04.2007 "№" 49-Г07-13 и 49-Г07-144).

Однако в последнее время, когда нормативные акты регионального и местного законодательства все чаще стали размещать в Интернете на сайтах соответствующих органов государственной власти, Верховный суд РФ пересмотрел свою позицию. Так, в Определениях от 17.03.2010 "№" 81-Г10-2 и от 16.06.2010 "№" 81-Г10-10 он указал следующее. Опубликование постановления коллегии администрации Кемеровской области в местном официальном печатном издании без приложений не свидетельствует о нарушении порядка официального опубликования данного документа. Ведь это постановление вместе со всеми приложениями к нему было размещено на информационном интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области. То есть заинтересованным лицам была предоставлена возможность ознакомиться c приложениями к постановлению.

Некоторые официальные источники, например "Российская газета", имеют специальные выпуски и приложения, в которых также публикуются те или иные нормативные акты. Считается ли размещение нормативного акта в таком спецвыпуске или приложении к основному изданию официальной публикацией?

В Законе "№" 5-ФЗ и Указе "№" 763 ответа на этот вопрос не содержится. Нет единого мнения по данной проблеме и у арбитражных судов. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 26.07.2002 "№" КА-А40/4721-02 пришел к выводу, что Закон г. Москвы, напечатанный в спецвыпуске газеты "Тверская, 13", не может считаться официально опубликованным. Дело в том, что спецвыпуск не является одним из номеров газеты "Тверская, 13", имеет ограниченный тираж и не отвечает требованиям периодического печатного издания5, установленным Законом РФ от 27.12.91 "№" 2124-1 "О средствах массовой информации". Значит, публикация в нем нормативного акта не обеспечивает доведения этого акта до всеобщего сведения.

Другой пример, но c противоположными выводами - постановление ФАС Центрального округа от 25.08.2006 по делу "№" А08-15936/04-3. Арбитражный суд отметил, что действующее законодательство не предусматривает в качестве обязательного требования опубликование нормативных правовых актов только в обычных номерах "Российской газеты". Следовательно, приказ МПС России, размещенный в специальном выпуске "Российской газеты", тоже считается официально опубликованным.

Вайтман Е. В ., Эксперт журнала "Российский налоговый курьер"