Что такое адрес объекта налогообложения. Объекты и субъекты налогообложения в россии

Объект налогообложения

Объекты налогообложения - юридические факты (действия, со­бытия, состояния), с которыми законодательство о налогах и сборах связывает обязанность налогоплательщика заплатить налог. К ним от­носятся совершение оборота по реализации товара, владение имуще­ством, совершение сделки купли-продажи, получение прибыли и др.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, с помощью которого законодатель может ар­гументировать возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения могут выступать опера­ции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных ус­луг) или иной объект, имеющий стоимостную, количественную или фи­зическую характеристики.

Из этого списка явствуют те правовые ограничения, которые зало­жены в отношении объектов налогообложения. В достаточно общем виде поименованы объекты налогообложения: имущество, доход, при­быль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ и оказанных услуг). Например, имущество может превратиться в довольно большой перечень объектов, поскольку он, согласно ГК РФ, является неограниченным.

Объекты по всем налогам определяются федеральным законодатель­ством независимо от уровня установления налоговых платежей.

Следует отличать объект от предмета налогообложения .

Предметы налогообложения - реальные вещи (земля, транспорт­ные средства, другое имущество) и нематериальные блага (государ­ственная символика, экономические показатели и т. п.), которые обо­сновывают взимание соответствующего налога. Отсюда следует, что этот элемент налогообложения обозначает признаки фактического, а не юридического характера. Так, например, предметом транспортного налога является транспортное средство, которое не порождает ника­ких налоговых последствий, объектом - владение этим транспортом.

Объект налогообложения также нельзя отождествлять с источни­ком налога. Источник налога - это резерв, используемый для уплаты налога. Существуют два источника - доход и капитал налогоплатель­щика.

Налоговая база

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Примером налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями - объем реали­зованных услуг, а с физическими показателями - объем добытого сы­рья. Налогооблагаемая база и порядок ее определения по всем нало­гам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогооб­ложения выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредствен­но выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сна­чала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым, определяя масш­таб налога.

Масштаб налога - установленная законом характеристика измере­ния предмета налога.

Масштаб налога определяется через стоимостные и физические ха­рактеристики . При измерении дохода в качестве масштаба выступает денежное выражение полученного дохода, акцизов на алкоголь - кре­пость напитков, транспортного налога - мощность двигателя, вес ав­томобиля или объем двигателя.

Единица налогообложения - единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении дохода единицей налога является рубль; при обложении акцизами алкогольных напитков - градусы; при исчисле­нии транспортного налога - лошадиная сила, тонна или куб. см.

На практике в Российской Федерации применяются следующие спо­собы определения налогооблагаемой базы:

прямой способ , основанный на реально и документально подтвер­жденных показателях. Например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и расходах служат для расчета базы налога на прибыль организаций;

косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определе­нии налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. То есть при отсутствии сведений о до­ходах и расходах расчет облагаемого дохода ведется по аналогии;

условный способ (презумптивный ), который основан на определении налогооблагаемой базы с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (пример - налоговой базой у налогоплательщика, подпадающего под специальный налоговый режим, определенный гл. 26.3 НК РФ, является величина вмененного дохода).

Налоговая база, являясь существенным элементом налога, необхо­дима только для исчисления налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает при наличии соответствующего объекта налогообложения.

Налоговый период

Налоговый период - срок, в течение которого формируется нало­говая база и окончательно определяется размер налогового обязатель­ства.

Значимость налогового периода обусловлена следующими обстоя­тельствами :

1. он определяет промежуток времени, в котором у налогоплательщика возникает объект налогообложения, поэтому является неотъем­лемым элементом процедуры исчисления налога;

2. он необходим на стадии уплаты налога, поскольку с истечением налогового периода связывается срок уплаты налога;

3. он нейтрализует проблему многократного налогообложения, так как многим объектам (получение дохода, реализация товаров) свойственна повторяемость, протяженность во времени.

Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ, «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдель­ным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по ито­гам которых уплачиваются авансовые платежи». Отчетный период - срок, по окончании которого подводятся итоги, составляется отчет­ность и представляется в налоговую инспекцию, органы социальных внебюджетных фондов.

Налоговый и отчетный периоды могут совпадать (например, при рас­чете налога на добычу полезных ископаемых). В других случаях отчет­ность представляется несколько раз за налоговый период. Так, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налоговым пери­одом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев этого года.



Понятие «налоговый период», закрепленное в НК РФ , сведено лишь к сроку определения налоговой базы и исчислению подлежащей уплате суммы налога. Однако помимо этого налоговый период является :

1. ба­зой для определения по временному фактору налогового резидентства;

2. основой для определения круга соответствующих обязанностей у на­логоплательщика;

3. необходимым элементом в отношениях по налого­вому контролю и привлечению к ответственности.

Налоговая ставка

Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения. Сле­довательно, ставка налога есть норма налогового обложения. Относи­тельно данного элемента налога в ст. 53 Кодекса указано: «Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на едини­цу измерения налоговой базы... Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представи­тельных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом». Налоговые ставки можно классифицировать по следующим основаниям.

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют :

твердые ставки , когда на каждую единицу налогообложения оп­ределен зафиксированный размер налога (например, 1500-7500 руб. за один игровой автомат);

процентные ставки , когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный процент налога (так, с каждого руб­ля прибыли предусмотрено 24% налога).

В зависимости от степени изменяемости ставок налога различа­ют :

общие, повышенные и пониженные ставки . Например, по налогу на доходы физических лиц ст. 224 НК РФ установлены следующие став­ки:

1. 13% (общая),

2. 30 и 35% (повышенные),

3. 9% (пониженная).

Налоговые льготы

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ «льготами по налогам и сборам призна­ются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщика­ми или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы зако­нодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить ин­дивидуального характера».

Следовательно, налоговые льготы используют для сокращения разме­ра налогового обязательства налогоплательщика и для изменения срока платежа . При этом налогоплательщик может отказаться от использова­ния льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы относятся к факультативным элементам налогооб­ложения, т. е. они могут отсутствовать в законе о конкретном налоге.

По­рядок законотворчества в отношении льгот определен п. 3 ст. 56 НК РФ. Согласно положениям этой статьи, льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ; льготы по региональным (местным) налогам - НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах (нормативными правовыми актами представительных органов муници­пальных образований о налогах; законами городов федерального значе­ния Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

изъятия - это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложе­ния. Например, по налогу на доходы физических лиц изъятиями яв­ляются доходы, не подлежащие налогообложению, поименованные
в ст. 217 НК РФ (государственные пособия, пенсии, отдельные груп­пы компенсационных выплат и др.);

скидки - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Так, в случае налогообложения доходов физических лиц к скидкам относятся налоговые вычеты:

1. стандартные (ст. 218 НК РФ);

2. социальные (ст. 219 НК РФ);

3. имущественные (ст. 220 НК РФ);

4. профессиональные (ст. 221 НК РФ);

освобождения - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Существуют следующие фор­мы налоговых освобождений: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), возврат ранее уплаченного
налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, отсрочка
или рассрочка уплаченного налога, инвестици­онный налоговый кредит.

Снижение ставки налога означает уменьшение размера базовой став­ки налога в отношении отдельных видов деятельности, определенных категорий налогоплательщиков.

Вычет из налогового оклада (валового налога ) может быть частич­ным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобож­дение от уплаты налога на определенный период называется налого­выми каникулами.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет дру­гое наименование - налоговая амнистия. Примером может служить возврат налога на доходы физическим лицам в случае приобретения ими в собственность жилого дома (квартиры)..

Зачет ранее уплаченного налога предусматривается международны­ми соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Отсрочка уплаты налога - перенос предельного срока уплаты пол­ной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога - деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 Кодекса. Изменение срока уп­латы налога или сбора производится на период от одного до шести ме­сяцев. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в определенных случаях, предусмотренных НК РФ, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестици­онный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) - такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответству­ющих оснований предоставляется возможность в течение опреде­ленного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начис­ленных процентов. Такой кредит используется только в отношении налога на прибыль организации, а также региональных и местных на­логов. Срок действия кредитного договора составляет от одного года до пяти лет.


Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 38) следующим образом определяет понятие «объект налогообложения»: «Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога». Данная формулировка уже вызвала в литературе критические замечания. Так, указывалось на недопустимость связывать обязанность по уплате налога с наличием стоимости реализованных товаров (работ, услуг) . Такая обязанность возникает в случае реализации товаров, а их стоимость является основой для исчисления налоговой базы. Однако имеются и другие спорные положения.
В учебной литературе по налоговому праву принято считать объекты налогообложения в качестве юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение (изменение, прекращение) налоговых прав и обязанностей. Строго говоря, ставится знак равенства между понятиями «объект обложения» (в том числе «прибыль», «доход», «имущество») и «юридический факт (основание)».
На наш взгляд, вряд ли можно согласиться с таким выводом. Например, прибыль как экономическая категория представляет собой разновидность имущества коммерческой организации. Поэтому прибыль (равно как доход и иное имущество) является объектом налогового права, т. е. тем, по поводу чего возникают налоговые права и обязанности. Юридические факты - это действия и события, с которыми нормативные правовые акты связывают какие-либо юридические последствия. Прибыль в этом качестве не является юридическим фактом. О юридическом факте можно говорить в случае ее (прибыли) получения. Здесь уже имеет место юридическое действие - получение прибыли. Сказанное в равной степени относится и к другим видам объектов обложения (например, доходу. имуществу и т. д.).
Отметим, что содержащийся в п. 1 ст. 38 НК РФ перечень видов объектов обложения не является окончательным. С позиции закона могут быть иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики. Это во-первых.
Во-вторых, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Следовательно, правовой режим объекта обложения оказывает определенное влияние на конкретный налог, а потому коротко остановимся на характеристике отдельных видов объектов налогообложения.
Начнем с базовой категории «имущество». Пункт 2 ст. 38 НК РФ гласит, что под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Любопытно то, что ГК РФ (ст. 128 и др.) не дает определение общего понятия «имущество». Статья 128 к объектам гражданских прав относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
Таким образом, в содержание понятия «имущество» помимо вещей могут включаться также и имущественные права. Так, в п. 3 ст. 63 ГК РФ под имуществом ликвидируемого юридического лица, продаваемым с публичных торгов, понимаются и вещи, и имущественные права. Аналогичный смысл имеет термин «имущество», когда речь идет об ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Имущественные права как вид имущества возникают при заключении договора банковского счета и осуществлении безналичных расчетов.
В отличие от действующей редакции п. 2 ст. 38 НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ) старая редакция не содержала фразу «за исключением имущественных прав». В итоге понятие имущества в налоговом законодательстве стало существенно отличаться одноименного понятия в гражданском законодательстве, что само по себе вызывает некоторую настороженность, поскольку законодатель должен стремиться к терминологическому единству в российском законодательстве.
Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 38) относит к объектам налогообложения доход и прибыль. Определение дохода сформулировано в ст. 41 Кодекса: «...доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» настоящего Кодекса». Иначе говоря, категория дохода определяется через понятие «выгода».
В свою очередь, доходы подразделяются на доходы от реализации товара (работ, услуг) и внереализационные доходы. При этом доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Внереализационными признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ. Приблизительный перечень внереализационных доходов дан в ст. 250 НК РФ. В частности, согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса.
Как видно, НК РФ содержит противоречивые положения. Если п. 2 ст. 38 исключает имущественные права из объектов налогообложения, то п. 8 ст. 250, напротив, включает их в состав внереализационных доходов.
Прибыль - следующий объект налогообложения. Статья 247 НК РФ определяет прибыль (для российских организаций) как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов. Таким образом, прибыль характеризуется через доход, а последний - через выгоду.
Прибыль бывает валовой, балансовой и чистой. Соответственно каждый вид прибыли обладает собственным режимом. Валовая прибыль есть валовой доход минус валовые расходы. Балансовая прибыль представляет собой валовую прибыль за вычетом соответствующих налогов, других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, а также производимых расходов, осуществляемых по действующему законодательству до налогообложения. Чистая прибыль коммерческой организации (после уплаты налогов) остается в распоряжении организации и по решению высшего органа управления перечисляется в резервы, направляется на формирование иных фондов, на другие цели.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В свете этого требования в судебной практике вставал вопрос о том, должны ли имущественные права в виде присужденных и признанных штрафов (пеней) относиться к объекту налогообложения по налогу на прибыль организации. Однако частноправовые интересы предприятия могут не совпадать с публичными интересами государства в части уплаты налогов и сборов. Неначисление процентов (штрафов, пени) уменьшает налогооблагаемую базу и соответственно приводит к сокращению налоговых поступлений. Именно эта проблема послужила предметом судебного разбирательства Конституционного Суда РФ (в настоящий момент этот вопрос регулирует, в частности, п. 3 «. 250 НК РФ).
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 октября 1999 г. № 14-П, ст. 2 Закона об основах налоговой системы, ст. 247 НК РФ объектами налогообложения являются только полученные прибыль, доходы, а имущественные права (права требования), т. е. неполученные доходы в виде присужденных и признанных должником штрафов, пеней и других санкций за нарушение условий договора, объектами налогообложения не признаются. Поэтому, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, датой получения внереализационного дохода следует считать момент фактического получения сумм взысканных судом или добровольно признанных должником санкций. Ведь объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Вместе с тем подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ демонстрирует совершенно иной подход к этой проблеме.
Операции по реализации товаров (работ, услуг) - специфический объект налогообложения. В силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Именно операции по реализации товаров служат объектом НДС. Круг операций НДС очерчен ст. 146 НК РФ-В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.
К числу объектов относится и стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) В соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ «если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен».
Налоги, сборы, пошлины по-разному отражаются в составе цены. Одни из них входят в состав затрат предприятий; другие ограничивают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия (налог на прибыль); третьи представляют собой прямую надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы).
  • Тема 2. История возникновения и развития налогов и сборов.
  • Возникновение и развитие налогов.
  • 2. Этапы становления и развития налогообложения в Европе и России. Связь налогов с государством. Генезис учения о налогах. Учение о налогах в работах зарубежных и российских экономистов.
  • 3. Становление и развитие налогов в России в период 1917-1991 гг.
  • Тема 3. Экономические теории налогов и налогообложения.
  • Тема 4. Налоговая политика и налоговая система Российской Федерации.
  • 1. Налоговая политика и ее типы.
  • Налоги и бюджетный процесс
  • Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы.
  • 4. Система налогового законодательства Российской Федерации. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.
  • Тема 5. Общие условия установления налогов и сборов.
  • 1. Система налогов и сборов в рф.
  • 2. Элементы налога.
  • 3. Участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • 4. Налогоплательщики и налоговые агенты.
  • 5. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • Глава 4 нк рф содержит несколько норм, которые регулируют представительство.
  • 6. Права и обязанности налогоплательщика.
  • 7. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • 8. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).
  • Тема 6. Изменение срока уплаты налога и сбора. Налоговые льготы и санкции.
  • 1. Понятие о налоговых льготах и скидках.
  • 2. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора.
  • 3. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога.
  • 4. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога.
  • 5. Порядок и условия предоставления отсрочки или по уплате налога.
  • 6. Налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, целевой налоговый кредит, порядок и условия их предоставления.
  • 7. Прекращение действия отсрочки и рассрочки, других льгот.
  • 8. Санкции и их виды за нарушение налогового законодательства.
  • Тема 7. Налоговый механизм.
  • Составные части налогового механизма.
  • 2. Методы управления налогообложением.
  • Пропорциональный, прогрессивный и регрессивные методы
  • 3. Объекты налогообложения.
  • 3. Способы налогообложения. Общие условия установления налогов и сборов
  • 4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.
  • Специальные налоговые режимы.
  • Тема 8. Налоговое производство.
  • 1. Понятие налогового производства. Бухгалтерский и налоговый учет. Учетная политика.
  • 2. Учетно-налоговые регистры. Методы формирования налогооблагаемой базы.
  • Методы формирования налогооблагаемой базы
  • 3. Налоговые ставки.
  • 4. Способы выполнения обязательства. Неисполнение обязательства.
  • 5. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.
  • Тема 9. Налоговые правонарушения и ответственность за нарушение налогового законодательства.
  • Тема 10. Организация налогового контроля.
  • Государственный реестр налогоплательщиков.
  • Налоговый контроль за расходами физического лица.
  • Действия налоговых органов по результатам проверки.
  • Налоговая тайна.
  • Тема 11. Органы управления и контроля в налоговой сфере.
  • 1. Налоговые органы в Российской Федерации. Права и обязанности налоговых органов. Обязанности должностных лиц налоговых органов.
  • 2. Полномочия таможенных органов.
  • Тема 12. Характеристика современного налогообложения в Российской Федерации и основные тенденции его развития.
  • Общая характеристика российской налоговой системы во втором тысячелетии.
  • Принципы, положенные в основу налоговой системы России.
  • Современные проблемы и тенденции налогообложения в России
  • Достоинства и недостатки налоговой системы России. Основные проблемы.
  • Доходная часть федерального бюджета рф
  • Совершенствование налоговой системы: возможности и альтернативы.
  • Тема 13. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
  • Понятие и принципы налогового планирования. Элементы и этапы налогового планирования.
  • Уровни налогового планирования.
  • Возможности минимизации налоговых платежей в рф. Основные принципы оптимизации налоговых платежей.
  • 3. Объекты налогообложения.

    Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

    Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

    Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое, либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

    Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

    3. Способы налогообложения. Общие условия установления налогов и сборов

    Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

      объект налогообложения;

      налоговая база;

      налоговый период;

      налоговая ставка;

      порядок исчисления налога;

      порядок и сроки уплаты налога.

    В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком

    4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.

    Порядок исчисления налога - это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. Обязанность исчислить сумму налога может быть также возложена на налоговый орган или третье лицо, выступающее в роли налогового агента.

    Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы изложены в ст. 54 НК РФ. Согласно положениям этой статьи налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета или на основе иных документально подтверждающих данных об объектах; индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций; физические лица как налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 311-313. НК РФ. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчеты налоговой базы.

    Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

    Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

    Российским законодательством предусмотрено применение различных систем и способов исчисления налога, а также их сочетаний.

    Для упорядочения процесса внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога - нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

    Налоговый оклад- это сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет – это основной элемент правильной уплаты налога. Уплату налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку .

    Существует пять способов взимания налогов:

      кадастровый, т.е. налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовый, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. При уплате платежа устанавливаются фиксированные сроки их взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока – к 15 сентября и 15 октября. Кадастровый способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности – неустойчива и неэластична;

      уплата налога у источника дохода – налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того предприятия или учреждения, которое выплачивает налог субъекту налога. Здесь моменту получения дохода предшествует момент уплаты, это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

      уплата налога по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный сроков налоговый орган официальное заявление о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику заявление о его уплате. Способ недостаточно эффективен, поскольку создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций достаточно трудоемка;

      уплата налогов в момент расходования доходов характеризуется для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, ибо дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет;

      уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого или недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

    Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

      направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

      средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

      механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и т.д.);

      особенности контроля за уплатой налога.

    Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

    Общие сведения о налоге на имущество организаций

    Правовую основу взимания налога на имущество организаций составляет гл. 30 НК РФ и местные законодательные акты, поскольку данный налог является региональным. Налог на имущество организаций должны платить фирмы на ОСН, а с некоторого имущества — спецрежимники и ИП. Чиновники на федеральном и региональном уровнях могут предоставить некоторым организациям полное или частичное освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Например, компании, участвующие в подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году (который пройдет в России), не платят налог на имущество.

    Кто не платит налог на имущество, узнайте из .

    Налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается по данным о среднегодовой стоимости движимого и недвижимого имущества компании. При этом средняя стоимость имущества считается исходя из остаточной стоимости объектов учета, то есть от первоначальной стоимости имущества отнимается стоимостная оценка износа.

    Пример расчета налога на имущество исходя из его среднегодовой стоимости, смотрите .

    По ряду объектов налоговая база может рассчитываться на основании данных кадастровой оценки.

    Пошаговая инструкция по расчету «кадастрового» налога на имущество размещена по .

    ВАЖНО! Если имущество оценивается по среднегодовой стоимости, то налоговая ставка по нему не может быть выше 2,2%. А вот региональные власти вправе устанавливать собственную налоговую ставку ниже этой цифры, причем она может отличаться для разных категорий имущества. У объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, максимальная налоговая ставка составляет 2%. А для стратегических объектов, к примеру газопроводов и объектов добычи газа, налоговая ставка и вовсе равна нулю.

    Как изменялась ставка налога на имущество за последние годы, узнайте из .

    Отчитываться по налогу на имущество организаций плательщики должны ежеквартально — рассчитывая и перечисляя авансовые платежи (если они предусмотрены региональными актами). Раз в год фирмы сдают декларацию по налогу на имущество. Региональные власти вправе изменять сроки уплаты авансовых платежей и сдачи отчетности. К примеру, в субъекте РФ может быть разрешено не платить авансы по налогу, а рассчитываться с бюджетом один раз в год — по итогам налогового периода.

    Кому, когда и как уплачивать авансы по налогу на имущество, расскажем в .

    Помимо иных послаблений налогового бремени по налогу на имущество организаций региональные чиновники могут формировать список льготников-организаций или льготного имущества.

    О льготах по налогу на имущество узнайте .

    А также из публикаций:

    • .

    Налог на имущество организаций за последние 3 года стал едва ли не самым обсуждаемым налогом. В 2014 году законодатели приняли решение взимать налог с ряда объектов по кадастровой стоимости. Причем его обязали платить и те компании, которые ранее были освобождены от уплаты имущественного налога: в 2014 году это право отняли у плательщиков ЕНВД, а с 2015 года налог на имущество платят и упрощенцы. Конечно, это возможно при условии, что региональные власти сформировали список кадастровой недвижимости и издали приказ о взимании налога с такого имущества с указанием размера ставок.

    Нововведения 2017 года в налоге на имущество представлены в .

    Объект налогообложения по налогу на имущество организаций

    Объект налогообложения по налогу на имущество организаций определяет ст. 374 НК РФ. Согласно законодательству, им считается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе у плательщика налога как основное средство.

    ВАЖНО! По имуществу, которое компания передала во временное пользование, доверительное управление или внесла в совместную деятельность, налог на имущество тоже нужно платить. Нюанс только в том, кто является плательщиком такого налога.

    Для иностранных организаций, которые работают через постоянные представительства, объект налогообложения — то имущество, которое они получили по договору концессии. Если у фирмы-иностранца нет постоянного представительства, то налогом облагается имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной компании на праве собственности, а также имущество, полученное по договору концессии.

    Что не может облагаться налогом на имущество? Земельные участки и другие природные объекты (озера, леса), объекты культурного наследия, ядерные установки, ледоколы, космические объекты, имущество некоторых федеральных органов. Также не облагаются налогом основные средства, относящиеся к 1 и 2 амортизационным группам. Пример — дорогостоящий принтер для нужд бухгалтерии.

    Недвижимое имущество в данном случае — то, что нельзя передвинуть: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Операции с недвижимостью подлежат обязательному учету в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Движимое имущество для целей обложения налогом на имущество — оборудование, станки, автомобильный и грузовой транспорт.

    ВАЖНО! Законодательство разных стран может один и тот же объект относить в одном государстве к недвижимости, а в другом — к движимому имуществу. В таких случаях действует норма Гражданского кодекса (ст. 1205), по которой принадлежность объекта к определенному типу имущества определяется по законам той страны, где объект фактически находится.

    Последние новости о льготах по движимому имуществу смотрите .

    В 2014-2015 годах многие компании провели процедуру реорганизации: внесение поправок в ГК РФ привело к тому, что из законодательства убрали понятия «закрытое акционерное общество» и «открытое акционерное общество». ОАО и ЗАО перерегистрировались в ООО, АО или ПАО. Влияет ли смена наименования на обязанность уплачивать налог на движимое имущество?

    Много вопросов у бухгалтеров и юристов возникает с движимым имуществом, которое было собрано из материалов, приобретенных у зависимого лица (например, у фирмы, уставный капитал которой более чем на 25% состоит из доли вашей компании).

    В каких случаях взаимозависимость влияет на расчет налога на имущество, а когда нет — читайте в материалах:

    • ;

    Специалисты нашего сайта подготовили для вас ряд публикаций, которые помогут прояснить учет взаимозависимой «движимости». Например, движимое имущество построено из материалов, которые вы купили у зависимого лица. Платить ли налог на имущество?

    О том, может ли предприятие рассчитывать на льготу по имуществу из 1 и 2 амортизационных групп, но собранному из материалов взаимозависимого лица, расскажут вам эксперты сайта в .

    Порядок обложения движимых объектов налогом на имущество законодатели не устают менять, поэтому мы вам советуем регулярно сверяться с действующими нормами. И в этом наш сайт готов вам всегда помочь.

    Нюансы налогообложения недвижимости

    По объектам недвижимости в части уплаты налога на имущество законодательство также заметно изменилось за последние 3 года. Главное нововведение — расчет налога с кадастровой стоимости. Чем кадастровая оценка отличается от оценки имущества по остаточной стоимости?

    Для оценки недвижимости по остаточной стоимости бухгалтер берет первоначальную стоимость сооружения и отнимает сумму износа. Износ определяется в соответствии с амортизационной группой основного средства. А первоначальная стоимость соответствует данным БТИ и инвентаризационной оценки здания.

    Специалисты БТИ оценивают недвижимость по сугубо объективным факторам: размеры здания, материал стен, крыш, количество окон, дверей. Рыночные факторы во внимание при этом не берутся. Кадастровая же оценка учитывает субъективные факторы, такие как престиж района расположения недвижимости, расстояние от здания до остановок общественного транспорта, коммуникации ЖКХ и массу других. То есть одно и то же здание по инвентаризационной стоимости может быть в разы дешевле, чем по кадастровой. Таким образом, взимание налога с объекта недвижимости по кадастровой стоимости увеличивает поступления в бюджет от данного налога.

    Однако исчисление налога с кадастровой стоимости ввели не для всех объектов недвижимости. Ст. 378.2 определяет, с каких зданий и сооружений взимается такой налог: это торговые, административные, деловые центры, объекты общепита, бытового обслуживания и некоторые другие помещения.

    Какие объекты недвижимости относятся к торговым зданиям — читайте .

    И еще выделим несколько нюансов по недвижимым объектам:

    • Если у вас есть жилое помещение, то по нему тоже может быть рассчитан налог к уплате исходя из кадастровой стоимости. Почему — читайте в .
    • С какого момента компания-владелец здания должна платить налог на имущество организаций? Если у вас есть незавершенное строительство, то вам будет полезен материал .
    • Нужно ли платить налог на имущество, если у фирмы есть разрешение на ввод в эксплуатацию здания, но фактически оно не используется, расскажет .
    • Если организация еще не получила разрешение на ввод в эксплуатацию, то следует руководствоваться материалом .
    • Если фирма решила перестроить здание и перевела основное средство на реконструкцию, то нужно ли ей платить налог на имущество, ведь фактически здание не используется в деятельности фирмы? Рекомендуем вам ознакомиться с , чтобы не совершить ошибок в учете, не занизить налоговую базу и не получить от инспекторов предписание об уплате штрафов и пени по налогу во время проверки.
    • При сдаче недвижимости в аренду возникает вопрос: кто должен платить налог на имущество — арендатор или владелец здания? А если арендатор производит в здании улучшения, которые признаются неотделимыми, то как быть в таком случае? Ответы на эти вопросы содержатся в .

    Объект налогообложения по налогу на имущество организаций регулируется как федеральным законодательством, так и региональными законодательными актами. Поскольку в расчет налога на имущество за последние годы чиновники внесли множество изменений, постарайтесь регулярно отслеживать все нововведения и разъяснения государственных органов. Наша рубрика поможет вам не ошибиться в расчетах и обезопасить себя в спорах с налоговыми инспекторами.

    Для каждого вида налога объект определяется в соответствии со второй частью Налогового кодекса . Такое понятие, как реализация товара, прописано в статье 39 : передача на безвозмездной или возмездной основе права собственности на реализуемые товары, оказываемые услуги или выполняемые работы одним лицом другому.

    Для определения объектов используются понятия услуги , работы , имущества или товара . Согласно 128 статье , к объектам гражданских прав можно отнести:

    • нематериальные блага;
    • результаты, полученные благодаря интеллектуальной деятельности;
    • информацию;
    • различные услуги и работы;
    • гражданское имущество, включая и денежные средства.

    Организации, а также иные налогооблагаемые лица считаются налогоплательщиками в том случае, если они осуществляют операции, которые и подлежат налогообложению подакцизов.

    Согласно НК РФ, к подакцизам относятся:

    • масло моторное;
    • бензин прямогонный или автомобильный;
    • топливо дизельного типа;
    • мотоциклы и машины, чья мощность превышает 150 лошадиных сил;
    • табак и продукция из него;
    • пивные напитки;
    • алкогольные напитки;
    • продукция, содержащая спирт более 9%;
    • этиловый спирт во всех его составляющих (исключение составляет коньячный спирт).

    Примеры

    Попробуем разобраться, какой объект налогообложения лучше выбрать.

    Предположим, что ИП Иванова Е.В. за 6 месяцев своей упорной работы получила доход, равный 5 млн. рублей. Что же до расхода, то он для нее составил 2 млн. рублей, тогда как страховой взнос составил 200 тысяч.

    Для начала в качестве объекта выберем доход ИП, при том что налоговая база будет равняться 5 млн. руб. Для того чтобы определить, сколько же платить по налогу, нужно налоговую базу умножить на 6%. В итоге получается 300 тысяч рублей.

    Полученный налог есть возможность уменьшить на количество страховых взносов. В итоге получается 150 тысяч рублей, что и будет единым налогом . Прибавляем сюда же страховые взносы, и получается, что сумма налога составляет 350 тысяч рублей.

    Теперь рассмотрим другой вариант и в качестве объекта выберем «Доходы минус расходы».

    Налоговая база в этом случае составит 3 млн. рублей. Умножаем ее на 15% и получаем 450 тысяч рублей. Прибавляем к этой сумме страховые взносы и получаем 650 тысяч рублей. Получается, что в качестве объекта ИП гораздо выгоднее выбрать доходы.

    Как выбрать оптимальный объект налогообложения? Узнайте на видео.