Численность тип воспроизводства населения демографическая политика. Воспроизводство населения

Сухарева Наталья Николаевна – учитель географии общеобразовательной школы им Б. Амалбекова, п Атасу, Жанааркинский район, Карагандинская область.

Тема: Численность и воспроизводство населения мира.

Цель: Изучить численность населения, темпы роста численности населения, типы воспроизводства населения.

Задачи:

    Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводством.

    Развитие у учащихся внимательности, логического мышления, расширение кругозора.

    Развитие познавательного интереса, творческой активности, воспитании информационной культуры.

Оборудование: политическая карта мира, атлас, учебник география. Общий обзор. Страны СНГ. Презентация. Флипчарт.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные, наглядные, репродуктивные, практические, ИКТ, интерактивная доска.

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие, психологический настрой.

    Актуализация знаний учащихся

    Что мы называем природными ресурсами?

    На какие группы делятся природные ресурсы?

    Назовите и покажите на карте страны с большими запасами угля, нефти, природного газа, железных, медных руд.

3. Изучение новой темы

Мотивация темы урока.

    Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?

    Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?

    Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями «природа», «хозяйство», «население». Объясните предложенную вами последовательность.

    Как вы думаете, какие вопросы, мы будем изучать в этом разделе?

    Почему важно изучать население?

Составим кластер

Изучение новой темы мы начнём с вопроса о происхождении человека, которым занимается наука антропология.

Антропология - наука изучающая происхождение, развитие, особенности человека. (Запись в тетради)

Давайте подумаем: Как можно узнать о численности населения, страны, мира?

Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?

Перепись населения - это система мероприятий, направленных на уточнение, в первую очередь, числа жителей отдельных регионов и мира в целом.

Существует несколько способов учёта населения

    Перепись населения (проводится 1 раз в 10 лет)

    Текущий учёт (используются материалы ЗАГСов, отделов миграционной политики, статистические службы)

Исследовательский проект: «История переписи населения»

Какую информацию извлекают из переписи населения?

О переписи населения в Казахстане, дополнить данными переписи 2009 годом.

В истории нашей страны было 11 переписей. Первая перепись состоялась в 1897 году, а последняя в 2009 году. Первую и последнюю переписи разделяют 112 лет. За это время изменилась и численность Казахстана. И динамика эта была неравномерной.

Говорят, прогнозирование-дело не благородное. Тем не менее, практика показывает, что без него всё-таки не обойтись.

Расскажите, пожалуйста какие изменения ожидаются в будущем.

Ответить на вопросы

    О каких видах учёта населения вы узнали?

    Для чего нужно знать численность населения мира, отдельного государства?

Численность населения мира.

    Демографические показатели.

    Работа с текстом учебника страницы 100-103

    Проанализировать схемы 14,15,16, в учебнике.

Ответить на вопросы:

    Почему до начала 19 века население Земли росло очень медленно?

    В чём причины небольшого роста численности населения до 20 века? (Эпидемия, частые войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развита медицина)

    Объясните причины резкого увеличения численности, во второй половине 20 века.

    Что такое демографический взрыв? (Резкое увеличение численности населения)

Причины быстрого роста населения Земли

    Высокая рождаемость

    Низкая смертность

    Улучшение социально-экономических условий жизни населения.

Дайте понятие об абсолютных и относительных показателях естественного прироста населения.

По карте» Динамика численности населения» в атласе определите страны с высокими, средними и низкими показателями естественного прироста.

Работа со схемой 16 сравните демографические показатели по регионам мира и объясните различия.

Продолжительность жизни населения как один из важнейших демографических показателей.

Задание: Рассмотреть таблицу о средней продолжительности жизни населения и сделать вывод.

Среднюю продолжительность называют ожидаемой- то есть она усредненный показатель жизни поколения. Этот показатель является одним из основных для характеристики качества жизни населения.

Качество жизни населения изучается экспертами ООН и ещё включает:

    Экономическое развитие

    Экологическую ситуацию

    Калорийность питания

    Уровень безработицы

    Свободу слова

    Уровень преступности

    Уровень образования

Воспроизводство населения. Демографическая политика.

Задание для работы в группах (3 мин.)

    Что понимают под воспроизводством населения?

    Какие процессы лежат в основе воспроизводства населения?

    Какие факторы оказывают влияние на данные процессы?

Вопрос: Что такое воспроизводство населения?

Воспроизводство населения - называется совокупность показателей рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающая непрерывное возобновление человечества и смену поколений.

Задание для работы в группах(5мин)

Дайте характеристику типу воспроизводства населения по плану:

    Показатели рождаемости, смертности, естественного прироста.

    В каких странах получил распространение, причины.

Типы воспроизводства (запись в тетради)

    Традиционный

    Переходный

    Современный

Традиционный соответствует 2 типу воспроизводства, демографическими высокими показателями рождаемости и смертности.

Это 1 демографическая фаза, характерна для расширенного воспроизводства.

Современный тип воспроизводства. Характерен для развитых государств с низкими показателями рождаемости и смертности, что соответствует 3 демографической фазе с прямым воспроизводством.

Переходный тип соответствует 2 демографической фазе: здесь высокая рождаемость при низкой смертности.

Задание: Проанализировать таблицу 12, сделать вывод о распределении типов воспроизводства по территории Земли.

Можно ли влиять на рождаемость?

Что такое «демографическая политика»

Демографическая политика- совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на регулирование естественного роста населения для решения демографических проблем.

Меры: экономические, правовые, пропаганда.

Вывод: демографическая политика любого государства направлена на улучшение качества жизни человека.

Сценка первая.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен» и костюм за тысячу долларов.

Второй: А у тебя всё тот же старенький «Пежо»

Первый: Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем всё обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем богатеешь!

Второй: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждём пятого!

Сценка вторая.

Диалог между мужем и женой

Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал его сводить в зоопарк сегодня.

Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушёл в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, ну чего не хватает, дорогая? У нас есть всё: у каждого- велосипед, в каждой комнате-телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

Жена: Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребёнка!

Муж: Да ты с ума сошла?

Вопросы к классу:

1) В каких странах могут происходить данные сцены?

2) К какому типу воспроизводства населения можно их отнести и почему?

Закрепление

Блиц-вопрос.

    Что такое естественный прирост населения?

    Какой регион имеет минимальные показатели смертности в мире? А максимальные?

    Факторы, влияющие на высокий уровень рождаемости?

    Какой регион имеет минимальные показатели рождаемости в мире? А максимальные?

    Первый тип воспроизводства характерен для регионов…

    Второй тип воспроизводства характерен для регионов…

    Какие элементы демографической политики высокоразвитых стран имеют место быть в Казахстане?

Тесты

1. В настоящее время численность населения мира приближается к (млрд чел.)

1) 5

2) 10

3) 7

2. Лидером по численности населения является

1) Индия

2) Китай

3) США

3. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающих смену людских поколений, называют...

1) воспроизводством населения

2) демографическим переходом

3) движением населения

4. Демографический взрыв наблюдается в странах...

1) США

2) Китай

3) ФРГ

5. Система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения, называется...

1) демографический переход

2) демографическая политика

3) демографическим процессом

Ответы

    1. 3

    2. 2

    3. 1

    4. 2

    5. 2

  • Веришь-Не веришь.

    Рефлексия

    Достиг ли я цели поставленной в начале урока?

    Пригодятся ли мне, полученные на уроке знания, для карьеры?

    Я бы хотел обсудить с друзьями

    На уроке у меня возникла идея

    Чтобы бы вы сделали для увеличения численности нашей республики?

    Подведение итогов. Выставление оценок.

    Домашнее задание.

    Параграф 24 стр. 99-105

    Написать эссе «Моя семья в 2030 году»

    Социологическое исследование в своих семьях.

    Составить диаграмму о количестве детей в семьях прабабушки, бабушки, мамы и вашей семьи в будущем. Выявите причины изменения количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки (в городе или в селе) какое образование у ваших родителей, бабушки, прабабушки.

    Пусть у людей будет разный цвет кожи

    Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах.

    А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете в отношениях друг другу.

    Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.

    Добрый, Умный, Смелый, Сильный, Улыбчивый, Преданный, Честный.

    Почему вы считаете, что люди должны быть такими?

    Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Всё равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.

    И в заключение хочу сказать

    Что лучше географии предмета не сыскать

    Мир географии огромен,

    Стремитесь же его познать!

  • Спасибо всем за урок!

  • До свидания!

Цель урока : Сформировать представление о типах воспроизводства населения, о демографической политике государств с разными типами воспроизводства населения.

Учебно-воспитательные задачи : выявить закономерности динамики численности мирового населения, закрепить понятие «естественное движение населения» и представление об особенностях его динамики, понятие «демографическая политика», совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по теме урока, умение анализировать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи:

Развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои мысли;

дидактическая - формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения;

психологическая - отработка приемов самостоятельной устной деятельности;

воспитательная - формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения, культуры семейных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Численность и воспроизводство населения мира

(урок географии в 10 классе)

Цель урока : Сформировать представление о типах воспроизводства населения, о демографической политике государств с разными типами воспроизводства населения.

Учебно-воспитательные задачи : выявить закономерности динамики численности мирового населения, закрепить понятие «естественное движение населения» и представление об особенностях его динамики, понятие «демографическая политика», совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по теме урока, умение анализировать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи:

Развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои мысли;

дидактическая - формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения;

психологическая - отработка приемов самостоятельной устной деятельности;

воспитательная - формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения, культуры семейных отношений.

Средства обучения : политическая карта мира, атласы, мультимедиа установка

Ход урока

Мотивация темы урока

Мы с вами изучаем курс «Социальной и экономической географии мира». Что означает в этом названии слово “социальная”?

Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?

Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?

Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями “природа”, “хозяйство”, “население”. Объясните предложенную вами последовательность.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности его размещения. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, Вспомните эти науки.

Вспомните, что изучает демография?

Что изучает этнография?

Итак, С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока, изучим ее Информация.

Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVII I веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети . Он предположил, что на Земле проживает 320 млн . человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? (Переписи населения.)

Слайд 3. Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века . Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет.

Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению.

Из всего этого следует, что численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд . человек. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек , поэтому в Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!

“Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”. В чем “зловещность” роста населения? (Выслушиваем ответы, обобщаем). Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха?

Надо пить. А хватит ли всем пресной воды?

Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу?

Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов?

И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства?

На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит более 10 млрд. человек, другие - 12 млрд. Третьи, что вообще неограниченное количество. Четвертые, что рост численности стабилизируется на отметке 7 млрд. человек. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?

И еще один вариант ответа на вопрос: “Хватит ли…?” - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин “золотой миллиард” - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет этот миллиард? Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн.ч.). Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего-то не хватает (работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.).

Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера “Любовь и голод правят миром” ныне стало биологическим законом. Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит?

Рождаемость же ведет к беспрерывному воспроизводству населения.

Работа с атласами

Итак, перечислите и покажите на карте: страны – лидеры по численности населения, лидеры – по воспроизводству

Информация.

В экономике любого государства человек выступает как главный производитель благ и их основной потребитель. Поэтому численность населения является одним из главных факторов развития страны. Численность населения страны зависит от характера его воспроизводства.

Воспроизводство (естественное движение) населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Епр = Р – С

Епр - естественный прирост населения (рассчитывается на 1000 человек);

Р – рождаемость;

С – смертность.

Если Р>С, Епр – положительный;

Если Р

Если Р=С, Епр – нулевой.

На карте «Воспроизводства населения» цветом выделены страны с минимальными и максимальными показателями воспроизводства населения.

Какой регион мира имеет минимальные показатели естественного прироста населения?

Какой регион мира имеет максимальные показатели естественного прироста населения?

Естественный прирост населения

Очень высокий

(св. 30/1000)

Высокий

(20/1000)

Средний

(10/1000)

Низкий

(2-10/1000)

Очень низкий (менее 2/1000)

Кения

Зимбабве

Нигерия

Ливия

Таджикистан

Египет

Монголия

Филиппины

Бангладеш

Пакистан

Эфиопия

Мексика

Китай

Индия

Турция

Куба

Бразилия

Аргентина

Польша

Швеция

Франция

Великобритания

США

Канада

Россия

Венгрия

ФРГ

Болгария

Австрия

Италия

Ответьте на вопросы по таблице:

Страны с каким уровнем экономического развития имеют очень высокий естественный прирост населения?

Каков уровень естественного прироста населения у стран с высоким уровнем экономического развития?

Как видно из формулы, естественный прирост населения зависит от процессов: Как они называются? (рождаемости и смертности).

Рассмотрим подробнее первый процесс – рождаемость.

Ежегодно в мире рождается около 140 млн человек (чуть ли не население России). каждую секунду на свет появляются 3 человека, каждую минуту – 175 человек, каждый час – 10400, каждые сутки – 250 тысяч новых землян.

СЛАЙД Ученые выделяют три исторических типа воспроизводства населения Переход от одного типа воспроизводства к другому получил название демографической революции или демографического перехода.

Факторы, влияющие на низкий уровень рождаемости: ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИХ

Высокий уровень урбанизации (> 75%);

Высокий уровень жизни;

Высокий уровень образования и долгий период обучения;

Увеличение расходов на содержание ребенка;

Изменение статуса женщины;

Увеличение доли пожилых людей;

Последствия войн и конфликтов;

Увеличение возраста вступления в брак.

Факторы, влияющие на высокий уровень рождаемости : ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИХ

Низкий уровень жизни;

Преобладание сельского образа жизни;

Религиозные обычаи, поощряющие многодетность;

Традиции многодетности;

Подневольное положение женщин, ранние браки;

Рост уровня медицины.

ОПРЕДЕЛИТЕ ГОСУДАРСТВА С НИЗКИМИ И МАКСИМАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ РОЖДАЕМОСТИ

Смертность: факторы, влияющие на уровень смертности :

Питание;

Условия труда и быта населения;

Уровень развития и доступность здравоохранения;

Политические катаклизмы.

ОПРЕДЕЛИТЕ ГОСУДАРСТВА С НИЗКИМИ И МАКСИМАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ СМЕРТНОСТИ

б) Информация.

Где же, согласно схеме воспроизводства, населения находится нынешнее человечество? Ответ на этот вопрос попытался дать американский ученый Фрэнк Ноутстайн, который еще в 1945 году разработал теорию демографического перехода. Исходя из нее большая часть населения планеты находится на стадии второго демографического перехода, т.е. перехода от традиционного воспроизводства к современному. Переход проходит в три фазы

В зависимости от различных показателей рождаемости и смертности, а значит и темпов естественного прироста населения, страны условно делятся на две большие группы, т.е. страны с I типом и II типом воспроизводства

Характеристика типов воспроизводства )

Уровень рождаемости:

Уровень смертности:

Уровень естественного прироста:

Тип стран характерный (развитые/развивающиеся):

Доля детей в населении страны:

Доля пожилых в населении страны:

На основании данных показателей дается характеристика I и II типу воспроизводства населения

Для регулирования численности населения, государство проводит демографическую политику.

Определение Демографической политики ).

Демографическая политика- это система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.

ИДЕТ ЗНАКОМСТВО С ДЕМ. ПОЛИТИКОЙ РАЗНЫХ ГОСУДАРСТВ.

На закрепление пройденного материала проводится тестирование.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Изучая население мира, не надо забывать о том, что мы живем в России. Какие же демографические процессы характерны для нашей страны? (Выслушиваем ответы учащихся, обобщаем, добавляем).

Лидерство России в народонаселении:

I место в мире по числу абортов;

II - по числу разводов;

II - по количеству убийств (на 1000 человек);

II - по количеству заключенных (на 1000 человек);

100 место - по продолжительности жизни.

У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие “русский крест”

Рис.5. “Русский крест”

А есть ли у нас будущее? Конечно. Вы - наше будущее! Будущие родители. А скольких детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?

Передайте дежурным то количество “человечков”, скольких детей вы хотите иметь. Мы их поместим на стенд “Будущее 10-В класса” и подсчитаем.

А когда вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните сегодняшний урок и сделаете правильный выбор. Значит, не зря мы изучаем эту тему!


Население нашей планеты, составляющее ныне свыше 5 млрд человек, растет очень быстро - в сутки на четверть миллиона человек. Только за текущее десятилетие численность вырастет на 1 млрд человек (а это в сущности почти население современного Китая).

Однако в разных частях Земли темпы изменения численности населения разные. Основная масса новых жителей рождается в развивающихся странах, тогда как в группе экономически население растет либо умеренными темпами, либо очень медленно (либо даже сокращается).

Иной тип воспроизводства населения характеризуется средними и даже низкими , а также низкими показателями смертности и замедлением (или стабилизацией) темпов роста населения. Он характерен для экономически .

Подавляющее большинство населения мира проживает ныне в развивающихся странах, причем их доля в мировом населении постоянно растет. В 1990 г. в развивающихся странах проживало более 3 млрд чел. В период с 1990 по 2025 гг. (по прогнозам) увеличат свое население еще на 3 млрд человек, что составит 95% прироста мирового населения.

Увеличение населения в мире можно было бы только приветствовать, если бы оно не сопровождалось ростом числа голодающих, бедных, неграмотных, безработных, а также деградацией земель, ухудшением качества жизни и окружающей среды.

Разные типы воспроизводства населения определяют формирование его структуры: возрастного и полового состава, от которого, в свою очередь, зависит обеспеченность страны ресурсами.

Доля детей в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки обычно превышает 40% от численности населения страны, а иногда достигает и 50% ( , и др.).

А в странах Европы, например, доля детей в общей численности населения страны часто составляет менее 20%. При этом велика доля пожилых людей - около 20% (так как с улучшением условий жизни населения, успехами здравоохранения и пр. растет показатель ожидаемой ). В развивающихся же странах доля пожилых людей в населении значительно ниже - около 6%

Средний мировой показатель ожидаемой продолжительности жизни у женщин выше, чем у мужчин. Так, в и он достигает отметки 79-80 лет для женщин и 74-75 лет для мужчин (это лучшие в мире показатели при среднемировых - 65-69 лет). В развивающихся странах (особенно в мусульманских) средняя продолжительность жизни у мужчин выше, чем у женщин, но сами показатели часто ниже среднемировых.

Половозрастная структура населения (соотношение мужского и женского населения по возрастным группам) во многом определяет размер трудовых ресурсов (так, например, в мусульманских странах женщины очень слабо вовлечены в общественное производство). При этом часто используется понятие «экономически активное население» - часть трудовых ресурсов, непосредственно занятых в материальном производстве и нематериальной сфере (т. е. в народном хозяйстве).

В мире (в целом) наблюдается устойчивое снижение темпов прироста населения. Но есть страны и регионы, например, где отличается особой сложностью, темпы роста населения высокие, что в сущности обусловливает дальнейшее ухудшение социального положения людей.

Изменить существующее положение дел призвана государственная демографическая политика - система мер, предпринимаемых государством в целях воздействия на естественное движение населения, и регулирующая процесс воспроизводства населения.

В одних странах - это меры по стимулированию рождаемости, особенно в странах, для которых характерно понятие «демографический кризис» (т. е. Р=С или Р<С).

А в других государствах в последние годы проводится политика планирования семьи в целях снижения рождаемости. Например, в (самой большой по численности населения стране мира) в результате проведения были достигнуты наиболее ощутимые результаты - годовой прирост населения снизился с 28 промилле (1968 г.) до 11 промилле (в 1990-е гг.), т. е. естественный прирост стал даже ниже среднемирового (растет поколение «без братишек и сестренок»).

Политику государственного ограничения рождаемости проводят также , и ряд других стран Азии, Латинской Америки и Африки. Причем в последнем регионе демографическая политика отличается наименьшей эффективностью (особенно в слаборазвитых странах Африки). Неграмотность взрослого населения является одним из существенных препятствий для успешного проведения этой политики. В современном мире около 1 млрд человек среди населения старше 15 лет - неграмотны.

v Население Земли размещено крайне неравномерно. ПРИЧИНЫ: ü ü влияние природных условий особенности заселения территории различный естественный прирост населения воздействие социально – экономических условий. v 70% населения живёт всего на 7% территории суши. v Основная масса людей живёт в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов. v 15% территории суши не освоены людьми – это области с экстремальными природными условиями. v На Земле можно выделить несколько регионов наибольшей концентрации населения: Ø Ø Восточная Азия – проживает около 1 млрд. чел. Южная и Юго- Восточная Азия – проживает около 1, 3 млрд. чел. Зарубежная Европа – проживает около 500 млн. чел. Северо-восток США – проживает около 100 млн. чел.

Размещение и плотность населения Население размещается крайне неравномерно: около 70% всех людей проживает на 7% территории земной суши. Наряду с этим около половины обитаемой суши имеет среднюю плотность населения менее 5 человек на 1 км 2. Совершенно не освоенные людьми области занимают 15% территории суши. Естественно, что люди заселили и освоили в первую очередь наиболее благоприятные для жизни и богатые различными ресурсами территории. С глубокой древности большое воздействие на расселение людей оказывает их занятость в сельском хозяйстве. С началом развития промышленности сформировались крупные сгустки населения в Европе и США. Наконец, на протяжении всей истории человеческой цивилизации на расселении людей сильно сказывается тяготение к транспортным и торговым путям. Средняя плотность населения Земли – 45 человек на км 2. Определенная численность и плотность населения – необходимые предпосылки для развития каждой страны.

Рост численности населения в млн. чел. 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 5295 5381 5469 5556 5644 5734 5811 5881 5952 6020 6091

Преобладание мужчин Равное количество мужчин и женщин Преобладание женщин Африка Азия (Китай, Индия) Латинская Америка Северная Африка Австралия Океания Европа Северная Америка

Экономически развитые страны Развивающиеся страны Особенности пирамиды: Øнеширокое основание (низкая доля детей) Øдостаточно широкая вершина (высокая доля пожилых) Øпреобладание женщин в пожилом возрасте. Øширокое основание (высокая доля детей) Øузкий верх (низкая доля пожилых) Øсоотношение мужчин и женщин не имеет существенных различий.

Динамика населения на разных этапах развития человеческого общества К началу неолита (за 7 -8 тыс. лет до н. э.) на нашей планете было всего 10 млн. жителей, а темпы роста населения - 10 -20% за тысячелетие За 2000 лет до н. э. - 50 млн. , к началу нашей эры - от 200 до 250 млн. человек. Среднегодовой прирост - 0, 1 % К 1000 г. она достигла лишь 300 млн. человек В 1200 -1300 гг. население Земли вообще не увеличилось С 1300 по 1400 г. оно даже несколько уменьшилось К 1500 г. землян стало приблизительно 425 -450 млн.

Перелом в демографических процессах Со второй половины XVIII в. в Европе начался демографический взрыв, или демографическая революция. Ко второй половине XIX в. население мира увеличилось в 1, 5 раза. В первой половине XX в. негативное влияние на ход демографических процессов оказали две мировые войны. Во второй половине ХХ в. произошел небывалый демографический взрыв, связанный со странами Азии, Африки и Латинской Америки. За это время население Земли увеличилось в 2, 5 раза.

Воспроизводство (естественное движение) - это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений Типы I тип (демографический кризис) II тип (демографический взрыв)

год Численность населения мира, тыс. чел. 1900 1 650 000 1950 2 518 629 1955 2 755 823 1960 3 021 475 1965 3 334 874 1970 3 692 492 1975 4 068 109 1980 4 434 682 1985 4 830 979 1990 5 263 593 1995 5 674 380 2000 6 070 581 2005 6 343 628 2010 7 000 Изменение численности населения мира в 20 веке - В какой период наблюдался наибольший прирост населения мира? Демографический взрыв – резкое увеличение численности населения

Среднемировой показатель естественного прироста составляет 17‰. Различия естественного прироста в регионах и странах мира Показатель Очень высокий Высокий ест. прирост Средний ест. прирост Низкий ест. прирост Очень низкий ест. прирост Значение Более 30‰ 20 -30‰ 10 -20‰ 2 -10‰ Менее 2‰ Африка, Азия, Латин. Америка Северн. Америка, Европа, СНГ Китай Индия Турция Куба Бразилия Польша Франция Чехия США Венгрия Германия Болгария Австрия Италия Россия Регионы Страны Африка Нигер Кения Зимбабве Ливия Нигерия Монголия Филиппины Бангладеш Эфиопия Египет

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения ТИПЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: Политика, направленная на понижение рождаемости (в развивающихся странах) Политика, направленная на повышение рождаемости (в развитых странах)

Меры На повышение рождаемости На снижение рождаемости Экономические Оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д. Сейчас очень развито в России Льготы для малодетных семей. В Китае, например, семьям с одним ребёнком дают лучшее жильё, помогают устроить детей в садик, школу и ВУЗ Административноправовые Законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др. Законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, применение контрацептивов и др. Особенно распространено в Индии. Ежегодно стерилизуется более 5 млн. мужчин и женщин Воспитательные и пропагандистские Формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициями обычаям воспроизводства населения, к половому воспитанию и образованию молодёжи и др. Пропаганда контрацептивов, формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, отношение к политике планирования семьи и др. Проводится как в Китае, так и в Индии и Пакистане

Население -- главная производительная сила общества и одновременно -- главный потребитель всех создаваемых материальных благ. Поэтому численность населения -- один из важнейших показателей развития общества. На протяжении почти всей истории человечества население нашей планеты росло крайне медленно. За последнее тысячелетие для первого удвоения населения потребовалось 600 лет, а для последнего -- чуть более 40 лет. Это говорит о том, что в середине и второй половине XX в. население стало расти такими быстрыми темпами, каких история еще не знала. Сейчас численность населения мира составляет более 5,7 млрд чел., причем темпы прироста населения несколько снизились. Численность населения зависит от характера его естественного движения (воспроизводства), под которым понимается совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста.

Выделяют два типа воспроизводства населения. Первый -- "демографическая зима" -- с незначительным естественным приростом (не более 12 чел. на 1000 жителей) характерен для развитых стран. Второй тип -- "демографическая весна" -- с большим естественным приростом (более 12 чел. на 1000 жителей) характерен для развивающихся стран. В наши дни на эти страны приходится 77% населения планеты. Таким образом, именно развивающиеся страны оказывают решающее воздействие на численность населения, определяя демографическую ситуацию в мире.

В наше время большинство стран стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику, т. е. системой административных, социально-экономических и пропагандистских мер воздействия на естественное движение населения в желательном для себя направлении.

СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ

Половая структура населения зависит от возраста людей и социально-экономических условий. Во всем мире мальчиков рождается чуть больше, но к двадцати годам соотношение полов выравнивается. В старших возрастных группах повсеместно женское население преобладает над мужским. Но в некоторых развивающихся странах Азии наблюдается обратная картина -- женщин с возрастом становится меньше. Это характерно для Китая, Индии и арабских стран Ближнего Востока. В среднем в мире на каждую 1000 женщин приходится 1009 мужчин.

Возрастная структура населения соответствует типам его воспроизводства. В развитых странах доля детей составляет 23%, пожилых -- 15%. Экономически активное население, представляющее собой часть трудоспособного населения, реально участвующего в материальном производстве и нематериальной сфере, составляет в среднем 45% всего населения земли. В развитых странах этот показатель равен 49%, в развивающихся -- 37%. Для графического анализа возрастного и полового состава населения применяются половозрастные пирамиды.

Социальная структура населения существенно различается в развитых и развивающихся странах. В развивающихся странах среди трудоспособного населения 1-е место занимают крестьяне, на 2-м месте -- люди, работающие в сфере услуг, на 3-м -- рабочие, занятые в промышленности и строительстве. В развитых странах доля населения, занятого в сфере услуг, занимает 1-е место и, например, в США превышает 50%. На 2-м месте -- рабочие, и совсем небольшая доля населения занята в сельском хозяйстве.

Этнический состав населения крайне разнообразен. В мире насчитывается 3--4 тыс. народов или этносов, численность которых колеблется от сотен человек до сотен миллионов. Этнос -- это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся единым языком, особенностями культуры и быта, этническим самосознанием и, как правило, общей территорией.

Классификация народов осуществляется по принципу языковой близости. Все народы объединяются в языковые семьи, которые в свою очередь делятся на языковые группы. Самая большая по численности населения -- индоевропейская семья, насчитывающая 2,5 млрд чел. В ее составе 11 языковых групп: романская (французы, итальянцы, испанцы, молдаване, румыны, латиноамериканцы), германская (немцы, англичане, шведы, датчане, американцы), славянская (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, словенцы) и другие группы. Свыше 1 млрд чел. говорит на языках китайско-тибетской семьи. В тех случаях, когда этнические границы совпадают с государственными, образуются однонациональные государства. В том же случае, когда в пределах государственных границ проживают несколько этносов, создается многонациональное государство.

Религиозный состав населения определяется тремя религиями. Наиболее массовой религией является христианство (1 млрд чел.), оно имеет три основные ветви: католицизм, распространенный в основном в Западной Европе и Америке; протестантство, основные очаги которого находятся на севере Западной Европы, в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР; православие, исповедуемое народами России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Болгарии, Румынии, Югославии, Греции, Кипра. Второй мировой религией является мусульманство (ислам) (700 млн чел.), разделяющееся на две ветви: шиизм, последователи которого -- шииты проживают в Иране, частично в Ираке и Йемене; суннизм (приверженцы -- сунниты) имеет значительно более широкое распространение -- север Африки, Юго-Западная и Средняя Азия, Албания, Босния, Герцеговина, Бангладеш, Индонезия, Россия. В последнее время ислам становится все более мощной силой в мировой политике. Третья мировая религия -- буддизм (400 млн чел.) -- распространена в Центральной и Юго-Восточной Азии. Кроме мировых, существуют национальные религии: индуизм -- в Индии, конфуцианство -- в Китае, синтоизм -- в Японии, иудаизм, исповедуемый еврейским населением. В Центральной Африке, в некоторых районах Южной Америки, в Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, на севере Австралии сохранились местные верования.

РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Территория Земли заселена крайне неравномерно. Около 70% всех людей проживает на 7% территории. В Восточном полушарии проживает больше населения, чем в Западном, а в Северном -- больше, чем в Южном. Средняя плотность населения Земли составляет примерно 35 чел./км 2 .

Можно выделить четыре главные причины неравномерного размещения населения. Первая -- влияние природного фактора. Ясно, что люди всегда стремились заселить территории с благоприятными природными условиями. Так, 80% населения живет на высотах до 500 м, которые занимают 28% суши. Вторая -- воздействие исторических условий, поскольку процесс расселения людей носит исторический характер. Третья -- демографический фактор. Высокий или низкий естественный прирост заметно влияет на плотность расселения людей. Четвертая -- социально-экономические условия: занятость в трудоемком сельском хозяйстве, промышленности, тяготение к транспортным путям.

На земном шаре можно выделить 6 регионов с наибольшей плотностью населения (100-- 400 чел./км 2):

1) Восточноазиатский -- КНР, Япония, КНДР, Республика Корея;

2) Южно-азиатский -- Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан;

3) Юго-Восточноазиатский -- Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Вьетнам, Мьянма;

4) Европейский -- большинство стран, за исключением скандинавских;

5) Северо-Восточный район США;

6) Западноафриканский регион -- Нигерия, Бенин, Гана.

В то же время имеются огромные территории -- в Северной Америке, на севере Азии, в Австралии, на севере Африки, -- где средняя плотность населения менее 10 и даже 1 чел./км 2 .

Городское и сельское население. Основной формой расселения людей все в большей степени становятся города. К числу важнейших социально-экономических процессов относится урбанизация -- процесс роста городов и городского населения, усиление их роли, широкое распространение городского образа жизни. Урбанизированные территории занимают чуть больше 1% площади суши, но на них сосредоточено 45% всего населения мира.

Современный этап урбанизации, начавшийся во второй половине XX в., характеризуется тремя чертами: 1) быстрыми темпами роста городского населения, особенно в развивающихся странах; 2) "расползанием" городов, формированием городских агломераций и мегалополисов, представляющих собой скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом; 3) концентрацией населения и хозяйства в основном в больших городах, их наиболее быстрый рост.

В настоящее время 50% населения живет в городах. Особо выделяются города-миллионеры, число которых уже превысило 300. Среди них наиболее крупные: Нью-Йорк -- 19 млн чел., Мехико и Лос-Анджелес -- по 15 млн, Бомбей, Токио -- по 13 млн, Шанхай -- 12 млн, Буэнос-Айрес, Калькутта, Сеул -- по 11 млн, Пекин, Сан-Паулу, Париж -- около 10 млн чел. в каждом; а если принять во внимание городские агломерации, то эти цифры будут еще больше. Крупнейшие мегалополисы мира: Северо-Восточный, Приозерный, Калифорнийский -- в США, Токайдо -- в Японии.

В развитых (особенно европейских), латиноамериканских и нефтедобывающих странах уровень урбанизации очень высок -- 75--90% и выше. В то же время темпы урбанизации там невысоки и даже наблюдается процесс субурбанизации, т.е. переезд части обеспеченного населения в пригороды.

В развивающихся странах темпы урбанизации очень высокие, а уровень урбанизации пока еще низок. Это явление получило название "городского взрыва". В развивающихся странах Африки, Южной и Юго-Восточной Азии уровень урбанизации еще очень мал -- 5--50%.

Существует две формы расселения сельского населения -- групповое и рассеянное. Групповая характерна для населения России, Европы, Китая, Японии, развивающихся стран, рассеянная -- для США, Канады, Австралии. При этом подавляющее большинство сельского населения занято вне сельского хозяйства.

Миграции населения. Большое воздействие на размещение, численность и состав населения оказывает миграция, т. е. переселение людей из одного места проживания в другое. Причины миграции могут быть вынужденными, экономическими, политическими, национальными, религиозными, экологическими. Выезд людей из своей страны на постоянное жительство называется эмиграцией, а въезд в другую страну -- иммиграцией. Наиболее массовый характер внешние миграции приняли при капитализме.

Очагом массовой эмиграции стал Старый Свет (Европа), где росла безработица. С начала XIX в. до второй мировой войны из Европы выехало 60 млн чел. Большая часть их осела там, где были свободные земли, развивалось хозяйство, т. е. в США и Канаде, а также в Австралии и Новой Зеландии, в странах Южной Америки и ЮАР. Другой очаг эмиграции -- страны Азии. Рабочие этих стран уезжали для работы на плантациях и в рудниках туда же, куда отправлялись и европейцы, но занимали значительно более низкую социальную нишу.

После второй мировой войны начался отток европейцев из бывших колоний на родину. Центральная Европа превратилась в очаг иммиграции, в место притяжения рабочей силы из стран Южной Европы, Северной Африки, Турции, Индии, Пакистана. Сейчас в Центральной Европе проживает около 14 млн иностранных рабочих. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока также стали центром притока рабочей силы из Египта, Йемена, Иордании, Сирии, Судана, Индии, Пакистана, Бангладеш, Республики Кореи, Афганистана и других стран. Очагами эмиграции дешевой рабочей силы стали страны Карибского региона -- Мексика, Пуэрто-Рико, Венесуэла, Колумбия.

В отличие от трудовой миграции, в последние десятилетия получила широкое распространение "утечка умов". Сущность ее состоит в переманивании иностранных высококвалифицированных ученых и специалистов, в частности из развивающихся стран.

Для внутренних миграций характерно перемещение из сельской местности в города, особенно в развивающихся странах. Для крупных государств с большими контрастами в плотности населения типична миграция, связанная с освоением новых территорий. К ним относятся США, Канада, Бразилия, Австралия.

Еще одно явление последних лет -- нарастание миграционных потоков беженцев. Большие внутренние и внешние потоки наблюдаются во многих регионах и странах Азии, Африки, Латинской Америки. Больше всего беженцев в результате национальных междоусобиц, голода, войн в 80-х гг. приняли Пакистан (3,6 млн) и Иран (2,8 млн) в основном из Афганистана, Иордании, Малави.