Был вызван кризис. Как развивался кризис

IV уровень
9. Объясните, чем был вызван политический кризис во Франции 1968 г. Какие он имел последствия?.
10. Приведите факты, являющиеся проявлением кризиса «реального социализма» в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.

V уровень
11. Проанализируйте отрывок из доклада федерального канцлера X. Шмидта и ответьте на вопросы.
«...Через 30 лет после окончания Второй мировой войны и 25 лет после образования обоих государств никто уже больше не может не замечать факт их существования; это в значительной степени определяет положение немецкой нации. Германские государства в отношении друг друга имеют множество различий. Вместе с тем между ними есть много общего. Они называются оба «германские» - и нет никакого третьего государства в мире, которое называлось бы также. Немцы не хотят... отказываться от своей принадлежности к немецкой
нации... По нашему убеждению, действительно, отношения между обоими немецкими государствами являются отношениями особого рода...
В решающих принципиальных вопросах не удается достичь консенсуса потому, что германские государства принадлежат к очень разным, отчасти антагонистическим общественным и политическим системам, имеющим противоположные интересы. Все же имеются схожие интересы, а также много возможностей для взаимного удовлетворения интересов друг друга в ходе переговоров».
- Определите время, когда был произнесен этот доклад.
- О каких государствах идет речь в документе?
- В чем состоят особенности отношений между этими государствами?
- Почему они стремились к улучшению взаимоотношений?
- Как в настоящее время решена эта проблема?
12. Проанализируйте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
«Сто лет назад великий американец, под чьей символической сенью мы сегодня собрались, подписал Прокламацию об освобождении негров. Этот важный указ стал величественным маяком света надежды для миллионов черных рабов, опаленных пламенем испепеляющей несправедливости. Он стал радостным рассветом, завершившим долгую ночь пленения.
Но по прошествии ста лет мы вынуждены признать трагический факт, что негр все еще не свободен. Спустя сто лет жизнь негра, к сожалению, по-прежнему калечится кандалами сегрегации и оковами дискриминации. Спустя сто лет негр живет на пустынном острове бедности посреди огромного океана материального процветания. Спустя сто лет негр по-прежнему томится на задворках американ-ского общества и оказывается в ссылке на своей собственной земле. Вот мы и пришли сегодня сюда, чтобы подчеркнуть драматизм плачевной ситуации».
- Определите время, когда была произнесена эта речь. Кто ее автор?
- Что означают понятия «сегрегация» и «дискриминация»
- Какая проблема американского общества в ней отражена?

Ответы:

Верные ответы к тесту 9 Недовольство широких слоев населения своим политическим и экономическим положением. Привел к смене правительства, отставки Ш. де Голля и изменениям во французском обществе. 10 1956 г. - политические кризисы в Венгрии («будапештская осень») и Польше; 1961 г. - политический кризис в ГДР («берлинская стена»); 1968 г. - политический кризис в Чехословакии («пражская весна») И 1975 г.; ГДР и ФРГ; в 1990 г. ГДР и ФРГ объединились 12 1964 г., М.Л. Кинг. Сегрегация - политика принудительного отделения какой-либо группы населения; Дискриминация - ограничение прав и свобод человека по определенному признаку.

Вопрос 36.

1. Когда и где впервые было применено ядерное оружие? Како­вы были военные и политические последствия этого шага?

2. В чем состояли причины охлаждения отношений Советского Союза с союзниками по антифашистской коалиции после второй мировой войны?
«Холодная война», противостояние между СССР и США и создан­ными ими военно-блоковыми системами не могли длиться вечно.


  • Сим­птомы кризиса двухполюсной модели мирового развития проявлялись уже в 1950-1960-е гг.

  • Совершенно очевидным кризис этой модели стал в 1970-1980-е гг.
В услови­ях постоянно происходивших локальных конфликтов с участием СССР и США правительства обеих держав не исключали возможность пря­мого военного столкновения друг с другом. Отсюда особое внимание проблемам соотношения сил, наращиванию военной мощи.

На протяжении всего периода «холодной войны» ни СССР, ни США не удавалось создать перевес сил , который дал бы уверенность в победе в случае прямого конфликта.


  • На начальном этапе «холодной войны» США обладали монополией на ядерное оружие , хотя запасы его были тогда невелики. Основным средством доставки ядерного оружия были тяжелые бомбардировщи­ки, уязвимые для советских средств противовоздушной обороны.

  • Кро­ме того, на возможных театрах военных действий в Евразии СССР имел перевес в обычных вооружениях.
Этапы гонки вооружений

Задание 14. Используя текст учебника и данную таблицу, выделите основные этапы гонки вооружений.
В 1950-е гг. в гонке вооружений наступил новый этап.


  1. После появле­ния у СССР атомного оружия и в СССР, и в США почти одновременно были созданы водородные бомбы , гораздо более разрушительные, чем атомные.

  2. Появились новые средства доставки ядерного оружия:

  • меж­континентальные баллистические ракеты (МБР),

  • стратегические бом­бардировщики,

  • атомные подводные лодки.
Впервые в истории территория США стала столь же уязвимой, как и СССР. Обе державы оказались способны нанести друг другу невоспол­нимый ущерб.

Согласно оценкам ученых, для нанесения непоправимого урона ци­вилизации достаточно одновременно использовать 300 ядерных бое­припасов. Помимо гибели сотен миллионов людей под руинами, от ра­диации, ожогов и болезней, в атмосферу было бы выброшено огромное количество пепла и пыли. Они окутали бы Землю на много лет непрони­цаемым для солнечного света саваном. Температура даже на экваторе упала бы на десятки градусов, замерзли бы моря и океаны, условия существования высших форм жизни, включая человека, оказались бы подорваны.

В 1960 г. США имели свыше 4000 боеголовок, СССР - около 500. Через 20 лет это соотношение определялось цифрами 15 тысяч и 10 тысяч.

Благодаря предпринимаемым мерам в области военной безопасности ни у СССР, ни у США не возникало возможности нанести удар первым, который обезоружил бы оппонента, лишив его средств нанесения ответ­ного удара.

2. Разрядка в советско-американских отношениях [§§22–23 п.1 Загладин].

Разрядка международной напряженности - это переход к разрешению противоречий между соперничающими державами мирными средствами, путем компромиссов, поиска возможностей сотрудничества.

США и СССР пы­тались изменить соотношение сил в свою пользу. В то же время в обеих странах постепенно складывалось понимание того, что в ядерной войне не может быть победителя. Это побуждало сверхдержавы соблюдать определенные нормы поведения, которые формировались стихийно и носили противоречивый характер.


  • Во-первых, они предполагали, что необходимо учитывать интересы друг друга. Добиваясь уступок с помощью угроз применения ядерного оружия, не следует выдвигать ультимативные требования , заведомо неприемлемые для другой стороны.

  • Во-вторых, опасно, если у другой стороны возникает убежденность, что ей в любой момент может быть нанесен внезапный ядерный удар. Это ведет к непредсказуемым действиям. Любые споры следует соче­тать с диалогом, поиском компромиссов, в том числе и в обеспечении военной безопасности.

  • В-третьих, необходимо ограничивать масштабы региональных конфликтов , в которых участвуют сверхдержавы или их союзники. Не позволять приблизиться к порогу применения ядерного оружия, пере­растания регионального столкновения в глобальную войну.
После Карибского кризиса обе сверхдержавы приступили к осуще­ствлению согласованных мер по снижению риска, связанного с гонкой вооружений, угрозой ядерной войны.

  • В 1963 г. был заключен договор между СССР, США и Великобритани­ей о запрещении ядерных испытаний в воде, воздухе и на земле. Это уменьшало угрозу заражения радиоактивными осадками среды обита­ния человека. Устанавливалась система прямой связи между столица­ми ядерных держав.

  • В 1970 г. была достигнута договоренность о сотруд­ничестве по нераспространению ядерного оружия.

  • В 1972 г. СССР и США заключили договор об ограничении стратеги­ческих вооружений (ОСВ-1). Был установлен потолок на число носите­лей ядерного оружия. Впервые признавалось существование паритета (равенства) стратегических сил, подтверждалось, что его сохранение - это основа устойчивых мирных отношений.

  • В 1972 г. СССР и США согласились на ограничение систем противоракетной обороны (ПРО). Соглашение по ПРО имело особое значение - предотвращался новый раунд гонки вооружений, при котором СССР и США начали бы наперегонки созда­вать сотни противоракетных комплексов и тысячи новых средств до­ставки ядерного оружия.

  • Договор 1972 г. об основах взаимоотношений между СССР и США зафиксировал понимание державами недопустимости возникновения ядерной войны. Они обязались проявлять сдержанность в своих взаимо­отношениях. Правда, признание паритета в стратегических вооружени­ях не исключило соперничества, связанного с совершенствованием ядер­ных арсеналов. Продолжались работы по повышению точности наведения ракет, увеличению количества боеголовок на одном носите­ле, развитию систем предупреждения ядерного нападения. Однако и по качеству вооружений ни одна из сторон не добилась перевеса.

  • В 1979 г. был подписан второй договор по ограничению стратеги­ческих вооружений (ОСВ-2) , установивший ограничения на параметры совершенствования ядерного оружия.
Улучшение отношений между сверхдержавами позволило добиться разрядки, снижения уровня напряженности в Европе.

3. Европейская безопасность и германский вопрос [§§22–23 п.3 Загладин].

Наиболее сложный вопрос европейской политики был связан с существованием ФРГ и ГДР , не признающих друг друга и входящих в противостоящие друг другу блоки.
Фотография 28. Сооружение Берлинской стены. 1961 г.

Вопрос 37. Что стало причиной возведения стены, которая разделила Берлин на две части?
Особую остроту вопросу о «двух Германиях» придавала проблема Берлина. Восточный Берлин был провозглашен столицей ГДР, а поло­жение Западного Берлина оставалось неопределенным.


  • ФРГ рассматри­вала его как часть собственной территории,

  • СССР и ГДР -- как особое государственное образование.
Острота проблемы усугублялась тем, что жители Восточной Герма­нии , не желавшие жить при опиравшемся на советские штыки режиме, переходили на территорию Западного Берлина и оттуда свободно уезжали в ФРГ. Так, с 1950 по 1958 г. около 1 млн. немцев покинули ГДР. Чтобы пресечь отток беженцев, восточногерманские власти с по­мощью советских войск в 1961 г. возвели в Берлине стену , разделившую город на две части. Отношения между властями Западной и Восточной Германии обострились. Берлинская стена стала для европейцев симво­лом ограничения свободы.
Фотография 29. Восточногерманские пограничники в Берлине. 1961 г.
Лишь в 1971 г. было подписано компромиссное соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину. В нем учи­тывалось, что СССР не признает этот город частью ФРГ.

Следующим шагом в предотвращении конфликта стало установление в 1972 г. дипломатических отношений между ФРГ и ГДР , которые были приняты в ООН.

Соглашение понизило риск возникновения конфликта в Европе, соз­дало условия для дальнейшего улучшения отношений между странами Востока и Запада. Возникла предпосылка проведения совещания по бе­зопасности и сотрудничеству в Европе. Оно завершило свою работу в 1975 г. подписанием в Хельсинки Заключительного акта. Документ зафиксиро­вал обязательства стран Европы, США и Канады:


  • уважать целостность существующих в Европе границ государств, их суверенитет,

  • уважать базовые пра­ва человека,

  • принимать меры по укреплению безопасности и взаимного доверия в Европе,

  • развивать взаимовыгодное сотрудничество.

4. Кризис политики разрядки [§§22–23 п.4 Загладин].

Разрядка напряженности в Европе не остано­вила соперничество между СССР и США за влияние на другие континенты.

Предпринятые в 1970-е гг. попытки СССР укрепить влияние на неко­торые страны Африки и Азии , были расценены в США как противоре­чащие духу разрядки. Важнейшим поводом к ее срыву послужил ввод войск СССР в 1979 г. в Афганистан , где пришедшие к власти революци­онеры пытались осуществить модернизацию общества с опорой на со­ветскую помощь. СССР оказался вовлечен во внутриафганскую войну, которая приобрела характер освободительной войны против пребыва­ния в Афганистане советских войск.

Пришедшая к власти в Вашингтоне в 1980 г. республиканская ад­министрация Р. Рейгана сочла, что устремления СССР к экспансии не остановить, если не прибегнуть к политике ядерного устрашения.


  • Были прерваны переговоры по ограничению вооружений.

  • Была закрыта линия пря­мой воздушной связи между СССР и США.

  • В Европе началось развер­тывание новых ракет средней дальности, нацеленных на территорию СССР.

  • В 1983 г. Р. Рейган объявил о начале работ по программе «Стра­тегической оборонной инициативы» (СОИ) - системе космических вооружений, призванной защитить США от ракетно-ядерного оружия. Журналисты назвали СОИ программой «звездных войн».

5. Политика Неприсоединения и антивоенное движение [§§22–23 п.5 Загладин].

Срыв поли­тики разрядки , с которой многие народы связывали надежды на мирное будущее, вызвал раздражение в мире против обеих сверхдержав. Все человечество становилось заложником амбиций их лидеров.

Сверхдержавы - термин периода «холодной войны», обозначаю­щий две наиболее мощные в военном отношении державы, являю­щиеся центрами двух противостоящих друг другу военных блоков.

Кризис политики, основанной на принципах «холодной войны» , де­лящих мир на два враждебных друг другу лагеря, проявлялся давно. Его причины состояли в следующем.


  • Во-первых, побудительными мотивами для большинства стран, при­соединявшихся к советской или американской системе союзов, было стремление получить дополнительные гарантии безопасности, эконо­мическую помощь. Со временем во многих государствах стали расти опасения, что их безопасность приносится в жертву советско-американскому соперничеству , а их территория может стать полем боя, веду­щимся во имя чуждых им интересов.

  • Во-вторых, с улучшением отношений между СССР и США союзни­ки сверхдержав стали опасаться, что их интересы окажутся предметом торга между СССР и США.

  • В-третьих, с преодолением послевоенного кризиса в государствах Западной Европы, успехами в экономике стран, освободившихся от ко­лониальной зависимости, усилилось их желание расширить внешнеэко­номические связи. Между тем в условиях противостояния двух воен­но-блоковых систем существовали жесткие ограничения на торгово-экономические, научно-технические связи с потенциальными противниками.
Схема 5. «Третья сила» в противостоянии военно-политическим блокам

«Холодная война» мешала международному разделению труда и оптимальному использованию мировых ресурсов. Военно-блоковое про­тивостояние стало тормозом для решения основных проблем мирового развития, источником социальных, политических и экономических труд­ностей во многих районах мира.

Симптомы кризиса двухполюсной модели мира:


  1. Одним из первых симптомов кризиса двухполюсной модели мира ста­ло возникновение и усиление движения Неприсоединения. У его исто­ков стояла Индия, после обретения независимости отказавшаяся присоединяться к военным блокам. В 1955 г. на конференции в Бандите 29 стран Азии и Африки приняли принцип Неприсоединения. В 1970-е гг. неприсоединившимися считали себя уже более 50 стран, в 1980-е гг. - более 100.

  • Движение Неприсоединения не дало СССР возможности создать широкий блок стран социалистической ориентации.

  • Провали­лись попытки США и Великобритании создать на Ближнем и Среднем Востоке прочную систему союзов.

  1. Тенденция к ослаблению систем союзов затронула и страны, игравшие в этих системах существенную роль.

  • Так, отношения между СССР и Китаем с конца 1950-х гг. начали ухудшаться. К концу 1960-х гг. дело дошло до военных столкновений на советско-китайской границе.

  • Трещины появились и в системе союзов США.

  • Из военной органи­зации НАТО в 1960-е гг. вышли Франция и Греция.

  • В 1980-е гг. боль­шинство стран Западной Европы не поддержало политику США по ужесточению режима ограничений на торговлю с СССР.

  • Возрастающее влияние на политику союзников США стали оказывать антивоенные движения.

  1. В 1980-е гг. в мире поднялась волна пацифистских движений.
Их уча­стники осуждали политику обеих сверхдержав, отстаивали идею пере­хода к новому миропорядку, основанному на гуманизме. Большое место в их идеологии занимали проблемы охраны окружающей среды, сбере­жения ресурсов, тратящихся на военные цели.

Антивоенные, экологические движения во многих странах оформи­лись в партии: «Зеленые» в ФРГ и Швеции, «Объединенные зеленые» в Австрии и др. Во многих странах им удалось получить более 5% голосов на парламентских выборах, обеспечив себе представительство в парла­ментах.

Идеологами альтернативных движений выступали врачи, учителя, ученые. Активистами стали школьники и студенты. Им сочувствовала подавляющая часть избирателей (55% в США). Они получили распро­странение не только в странах Запада, но и в Восточной Европе, отчасти и в СССР.

Антивоенные идеи стала высказывать и западноевропейская социал-демократия.
Фотография 30. Антивоенная демонстрация
Продолжение «холодной войны» подрывало политическую стабиль­ность во всех участвующих в ней странах.

6. Проблемы нового миропорядка [§§22–23 п.6 Загладин].

Жесткий курс администрации Р. Рейгана поставил лидеров СССР перед выбором: идти по пути си­ловых ответов, наращивания военной мощи либо искать новые подходы к развитию советско-американских отношений.

  • Первый путь сулил новые витки гонки вооружений, большие сложности для советской экономики.

  • Второй путь, диалога, начался со встреч лидеров СССР и США - М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). Они не завершились конкретными договоренностями, но позво­лили зафиксировать стремление сторон к исключению риска ядерной войны.
Реализация новых подходов связана с деятельностью первого пре­зидента СССР М.С. Горбачева и предложенной им в 1987-1988 гг. кон­цепцией нового политического мышления. Эта концепция включила мно­гие идеи, популярные в антивоенном движении.

  • Во-первых, она предполагала, что если ядерная война будет катастро­фой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия и обладание им перестают служить достижению разумных политических целей. Возникла основа выдвижения предложений о сокращении воо­ружений , вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г.

  • Во-вторых, высшей ценностью новое политическое мышление опре­деляло обеспечение выживания человечества , которому угрожала нерешенность массы проблем, начиная от ядерной угрозы и кончая сложно­стью модернизации экономик освободившихся стран. Эти проблемы можно решить только объединенными усилиями народов. Главной це­лью политики становилось обеспечение сотрудничества государств на международной арене , создание атмосферы доверия.

  • В-третьих, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от идеологии противостояния. Новое мышление предполагало поиски ба­ланса интересов, взаимные уступки, строгое соблюдение международ­но-правовых норм.
Первоначально новое политическое мышление воспринималось странами Запада как тактический ход, который обеспечит СССР и его союзникам пропагандистские преимущества, выигрыш времени для ре­шения внутренних проблем. Однако шаги советской дипломатии вско­ре убедили правящие круги стран НАТО, что речь идет о реальных пере­менах в советской политике.
Фотография 31. Уничтожение ракет средней дальности. СССР. 1988 г.

  • В 1987 г. СССР согласился ликвидировать ракеты средней дально­сти не только в Европе, но и в Азии в обмен на отказ США от размеще­ния ракет такого же класса в Европе.

  • В 1988 г. были объявлены крупные односторонние сокращения чис­ленности советских вооруженных сил.

  • В 1990 г. страны Варшавского договора и НАТО подписали договор о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе. СССР пошел на значительные односторонние уступки.

  • В 1991 г. был подписан договор СССР и США по сокращению стра­тегических вооружений (ССВ).
Еще более существенные перемены про­изошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами.

  • В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана.

  • В 1989 г. СССР обязался на деле уважать свободу социального и политического выбора народов, что сняло пре­грады на пути демократических революций в странах Восточной Евро­пы, в том числе и в ГДР.

  • СССР дал согласие на объединение Германии и вывод своих войск с территории бывшей ГДР без каких-либо условий.
Большое влияние на международный климат оказала позиция, заня­тая СССР в 1990 г. в связи с нападением Ирака на Кувейт. Несмотря на традиционную близость с режимом С. Хусейна, советская дипломатия поддержала в Совете Безопасности ООН решение о применении санк­ций против Ирака , как страны, совершившей агрессию. Это был первый случай со времени антигитлеровской коалиции, когда СССР признал правомерным использование Соединенными Штатами военной силы против третьей страны. Итогом стали проведенная США в 1991 г. опера­ция «Буря в пустыне» и освобождение Кувейта.

Обстановка в мире 1990-1991 гг. уже не соответствовала модели взаимоотношений СССР и США периода «холодной войны». С разви­тием процессов демократизации в СССР, тем более с его распадом, в мировом развитии стали формироваться новые тенденции, закономер­ности и противоречия.

Вопросы и задания


  1. Объясните причины начавшейся в период «холодной войны» гонки вооружений.

  2. Охарактеризуйте основные шаги СССР и США по упрочению международной безопасности, ограничению ядерных воору­жений. На каких принципах они основывались? К каким ре­зультатам привели?

  3. Раскройте значение «берлинского вопроса» для обеспечения европейской безопасности в 1950-1970-е гг.

  4. Чем был вызван кризис двухполюсной модели мира? В чем вы видите его важнейшие проявления?

  5. Объясните ваше понимание тезиса о том, что военно-блоко­вое противостояние стало тормозом для решения основных проблем мирового развития, источником социальных, поли­тических и экономических трудностей во многих районах мира.

  6. Когда и почему возникло антивоенное и другие массовые дви­жения? Кто в них участвовал? Какие идеи они выдвигали?

  7. Какие идеи лежали в основе нового политического мышле­ния? Кто их выдвинул? Какую роль они сыграли в изменении международного климата?

  8. Раскройте смысл понятий: «сверхдержава», «политика вза­имного устрашения», движение Неприсоединения, «разрядка напряженности».

  9. Заполните таблицу «Хроника разрядки международной напря­женности».

Дата

Договор

Значение

Документальные материалы

Из Манифеста Рассела - Эйнштейна (дек. 1954 г.):

Война с применением водородных бомб весьма вероятно мо­жет покончить и с человеческой расой <...> Если будет приме­нено множество водородных бомб, то наступит всеобщая смерть - мгновенная лишь для меньшинства и медленная, мучительная по причине заболеваний и разложения - для большинства <...>

В связи с тем что в будущей мировой войне будет непременно использоваться ядерное оружие и поскольку это оружие уг­рожает существованию человечества, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично признали, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства решения всех спорных во­просов.
Задание 15. Приведите доводы авторов, убеждающие в недопустимости новой ми­ровой войны.
Из резолюции XIV съезда социалистических партий стран Европейского Союза (1985 г.):

Мы, социалисты, не удовлетворены расколом Европы на два блока. Мы верим в такую концепцию отношений между Восто­ком и Западом, которая способствовала бы преодолению рас­кола народов континента, их сближению. Европейским странам следует проводить политику обеспече­ния безопасности и способствовать созданию условий для нового этапа разрядки напряженности. Это даст им возмож­ность жить в мире, сохраняя свою свободу <...> Социалисты Европы <...> выступают против разработки про-тивоспутниковых систем как Советским Союзом, так и Соеди­ненными Штатами, подчеркивая опасность дестабилизации, которую представляет стратегическая оборонная инициати­ва администрации Р. Рейгана.

Из декларации Девятой конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран (Белград, 4-7 сент. 1989 г.):

Мы противодействовали блоковому разделу и конфронтации, таившим в себе опасность ядерного уничтожения и осложнив­шим борьбу народов за национальное освобождение. Во вре­мена глубоких идеологических расхождений мы создали дви­жение, основанное на принципах идеологического плюрализма и выступающее за мирное сосуществование разных стран.
Вопрос 38. Как связаны основные положения резолюции и декларации с приня­тием идей нового политического мышления, предложенного М.С. Горба­чевым?

Рассмотрите ход исторических событий периода смутного времени. Уде­лите особое внимание таким проблемам, как самозванство, роль Земских соборов, крестьянское движение, интервенция, идея национального единства в пре­одолении Смуты и др.

Вопрос 2. Назовите при­чины социальных движений, которые в определенной степени являются свиде­тельством оставшейся возможности развития сословно-представительной мо­нархии.

Рассмотрите, какой урон нанесла Смута экономическому развитию стра­ны, охарактеризуйте процесс преодоления великого московского разорения. Обратите внимание на то, что главный путь развития сельского хозяйства в XVII в. - экстенсивный: в хозяйственный оборот включается все большее ко­личество новых территорий, быстрыми темпами идет народная колонизация окраин, которые стали поставлять товарное зерно.

Охарактеризуйте рост и укрепление мелкотоварного ремесленного производства, использование в нем наемного труда, складывание специализации товаропроизводящих районов, что создало условия для развития мануфактур и начала перехода к раннекапиталистическому промышленному производству. Назовите основные районы частно­го мануфактурного производства и его основателей, а также источники перво­начального накопления капитала. Определите роль государства в деятельности мануфактур.

Определите значение Торгового устава 1653 г. и Новоторгового устава 1667 г. для развития внутренней и внеш­ней торговли России. Назовите важнейшие ярмарки. Рассмотрите факторы, сдерживавшие развитие как торговли, так и мануфактурного производства в стране. Охарактеризуйте основные элементы политики меркантилизма и про­текционизма и их проявление в экономической политике государства во второй

половине XVII в.

В заключение важно сделать вывод, что Россия нуждалась в модерниза­ции, которая привела бы ее экономику и систему управления в соответствие с требованиями новой эпохи, идущей на смену средневековью.

Вопрос 3. Расскажите о завершении польской и швед­ской интервенций, об основных положениях Столбовского мира и Деулинского перемирия, о попытке взятия реванша над Речью Посполитой в 1620-30-е годы. Охарактеризуйте участие России в антигабсбургской лиге в годы Тридца­тилетней войны; ход русско-польской войны 1632-1634 гг.; Азовское стояние; совместную борьбу России и Украины против Польши в периоды 1648-1654 гг. и 1654-1667 гг. Дайте оценку Андрусовского перемирия. Рассмотрите положе­ние дел на южных рубежах России, где под прикрытием могущественного со­седа, Турции, бесчинствовали крымские татары. Следует отметить, что и сама Турция стремится расширить свою территорию за счет европейских государств. 1676-1678 гг. - первая русско-турецкая война. Покажите ее результаты. Чем закончились крымские походы русской армии под командованием В.В.Голицына?

В завершение характеристики внешней политики России в XVII в. опре­делите значение созданной в 1684 г. антитурецкой коалиции и участия России в «Священной лиге».

ЛИТЕРАТУРА

Варенцов, В.А. В составе Московского государства: Очерки истории Великого Новгорода конца XV - начала XVII вв. / В.А.Варенцов, Г.М.Коваленко. – СПб.: Блиц, 1999. – 207 с.

Варенцов, В.А., Коваленко Г.М. Хроника “бунташного” века. Очерки истории Новгорода XVII века / В.А.Варенцов, Г.М.Коваленко. – Л.: Лениздат, 1991. – 155 с.

История России с древнейших времен до конца XVII века / А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев [и др.]; отв. ред. А.П.Новосельцев. – М.: АСТ, 1998. – 574 с.

Платонов, С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время / С.Ф.Платонов; отв. ред. А.Н.Щапов. – 5-е изд. – М.: Памятники исторической мысли, 1995. – 469 с.

Поздеева Л.В. Первые Романовы и царистская идея (XVII век) // Вопросы истории. – 1996. – № 1.

Скрынников, Р.Г. Борис Годунов / Р.Г.Скрынников. – М.: АСТ, 2003. – 412 с.

Скрынников, Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников / Р.Г.Скрынников. – Л.: Наука, 1988. – 254 с.

Сорокина, Ю.А. Алексей Михайлович: Политический портрет // Вопросы истории. – 1992. – №4, 5.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    Какие геополитические проблемы решала Россия в конце XVI-XVII вв.?

    Что такое «абсолютизм»? Когда началось формирование абсолютизма в России?

    Почему многие историки характеризуют государственную политику после Смуты как «консервативную»?

    Почему с Соборным уложением 1649 г. связано окончательное закрепощение крестьян?

    Почему Земский собор 1613 г. избрал на русский престол Михаила Фёдоровича Романова?

    Какой урон нанесла Смута экономике страны? Почему процесс вос­становления экономики оказался столь длительным?

    Какие территории вошли в состав Российского государства в XVII в.? Чем объясняется огромный масштаб колонизации?

    Почему необходимой предпосылкой для выхода из глубокого кризиса являлась стабилизация внешнеполитического положения страны? Как закончилась польская и шведская интервенция в Россию в начале XVII в.?

    Каковы тенденции социально-экономического развития наметились к концу XVII в.?

    В чем заключалась сущность политики меркантилизма и протекцио­низма и практика ее реализации в России?

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

01. Выберите правильный хронологический порядок смены претендентов на российский престол во время Смуты (1598 – 1613):

а) Федор Годунов, Лжедмитрий I, Владислав, Лжедмитрий II, Борис Годунов, Василий Шуйский;

б) Лжедмитрий I, Борис Годунов, Федор Годунов, Лжедмитрий II, Владислав, Василий Шуйский;

в) Борис Годунов, Федор Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Владислав.

02. Укажите соответствие между событием Смутного времени и датой:

а) избрание царем М. Романова; 1) 1605-1606;

б) царствование Лжедмитрия I; 2) 1613.

03. «Соборное уложение» - это …

а) литературный памятник;

б) законосовещательный орган;

в) свод законов;

г) порядок назначения на должности.

04. Историки относят к смутному времени:

а) 1593-1605 гг.;

б) 1598-1613 гг.;

в)1601-1611 гг.;

4) 1603-161З гг.

05. Борис Годунов оказался на российском престоле в результате:

а) дворцового переворота;

б) отсутствия прямых наследников у его брата царя Федора Ивановича;

в) выборов на заседании Боярской думы;

г) выборов на Земском соборе;

д) поддержки со стороны патриарха и Церковного собора.

06. После убийства Федора Годунова Москва присягнула:

а) Василию Шуйскому;

б) Семибоярщине;

в) польскому королевичу Владиславе Вазе;

г) Лжедмитрию I;

д) Лжедмитрию II.

07. Самозваный царевич Дмитрий I был убит по инициативе:

а) дворянства и казачества;

б) московского посада;

в) боярской аристократии;

г) крестьянства и посадских людей;

д) дворянства и посадских людей.

08. В.Шуйский с целью подавить восстание И. Болотникова:

а) пригласил шведские войска;

б) пообещал амнистию холопам, служащим в армии Болотникова;

г) вооружил всех москвичей;

д) обратился за помощью к крымскому хану.

09. Воцарение Романовых произошло после:

а) созыва первого Земского собора;

б) отмены опричнины;

в) смерти Бориса Годунова;

г) окончания Смутного времени.

10. Семибоярщина – это:

а) название боярской думы при Васили III;

б) правительство России после низложения Василия Шуйского;

в) проект раздела России на уделы, поданный царю Федору Алексеевичу в 1682 г.;

г) период борьбы крупнейших боярских фамилий за власть из-за малолетства Ивана IV;

д) совет из знатных боярских родов, контролирующий все управление Новгородской феодальной республикой.

11. На протяжении всей феодальной эпохи в России существовала(о):

а) барщина;

б) сельская община;

в) крепостное право;

г) дворянское сословие;

д) сословно-представительная монархия.

12. В XVII в. в крепостной зависимости от помещиков находились:

а) смерды;

б) холопы;

в) черносошные крестьяне;

г) частновладельческие крестьяне.

13. Принятое Земским собором «Соборное уложение» 1649 г. закрепляло:

а) усиление боярской знати;

б) переход крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день;

в) введение бессрочного сыска беглых крестьян;

г) получение налогов с посадских людей.

14. Общий признак, характеризующий феодальные и капиталистические мануфактуры:

а) применение машин;

б) разделение труда;

в) использование труда приписных крестьян;

г) использование труда посессионных крестьян;

15. Центральную власть в XVII в. на местах представляли:

а) наместники;

б) воеводы;

в) думные дьяки;

г) земские старосты.

16. Последний Земский собор был созван в царствование:

а) Бориса Годунова;

б) Василия Шуйского;

в) Михаила Романова;

г) Алексея Михайловича.

17. Переход от сословно-представительной монархии к абсолютной в XVII в. проявился в:

а) усилении влияния Боярской думы;

б) местничестве - занятии государственных должностей в зависимости от знатности;

в) прекращении созыва Земских соборов;

г) создании Сената.

18. Польско-литовская интервенция началась во время правления:

а) Федора Ивановича «Блаженного»;

б) Бориса Федоровича Годунова;

в) Федора Борисовича Годунова;

г) Василия Ивановича Шуйского.

19. В начале XVII в. на русскую корону претендовал:

а) шведский король Карл XII;

б) украинский гетман Мазепа;

в) польский королевич Владислав;

г) польский король Стефан Батория;

д) татарский царевич Симеон Бекбулатович.

20. Нерчинский мирный договор 1689 г. был заключен Россией с:

а) Польшей;

б) Швецией;

в) Турцией;

г) Китаем.

Семинар 4. Россия в XYIII веке.

1. Реформы Петра, их результаты и последствия.

2. Послепетровская Россия (1725-1762 гг.)

3. «Золотой век империи».

Вопрос 1 . Обратите внимание на использование термина «Новое время» по отношению к истории России XVIII-XIX вв. Постарайтесь определить содержание этого термина и границы его применения в европейской и российской истории. На рубеже XVII-XVIII вв. перед Россией встала проблема модернизации, осуществление которой связано с именем Петра I. Следует изучить теории модернизации и «догоняющего развития», обратить внимание на идейную основу петровских реформ, методы их проведения и результаты, как основные сюжеты исследовательского анализа историков

Раскройте причины проведения ускоренной модернизации, связанные прежде всего со значительным отставанием экономики России от передовых европейских государств. Отметьте, что реформы Петра Великого – это огромный конгломерат правительственных мероприятий, осуществлявшихся без четко выработанной долгосрочной программы и имевших своими причинами как насущные государственные потребности, так и личные симпатии самодержца. Укажите, что мощным ускорителем преобразовательской деятельности Петра I стала Северная война.

Рассмотрите военную реформу Петра и определите ее место в системе реформ первой четверти XVIII века (создание регулярной армии, военные методы управления, война, армия и флот в структуре «регулярного государства» Петра I).

Раскрывая экономическую политику Петра I и ее целевую направленность, отметьте решающую роль в экономике государственной власти, отсутствие рынка наемной рабочей силы, рассмотрите финансовую систему, изменения в налоговой политике.

В области социальной политики проследите, какие изменения произошли с основными сословиями российского государства.

Рассматривая реформы государственного управления, обратите внимание на то, что итогом преобразовательской деятельности Петра I явилась военно-бюрократическая машина со стройной иерархией унифицированных учреждений.

Обязательно обратите внимание на становление России как империи (внешнеполитическая доктрина Петра I и ее реализация: от Азовских походов до Ништадтского мира; формирование имперского сознания).

В заключении подумайте о проблеме «цены» петровских преобразований.

ЧЕМ БЫЛ ВЫЗВАН ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В СТРАНЕ В КОНЦЕ 1920 Г. ? ЧТО ТАКОЕ НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА? В ЧЕМ СОСТОЯЛИ ПРОТИВОРЕЧИЯ НЭПОВСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОДЕЛИ? КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ?

Вынужденное мириться с чрезвычайными мерами в условиях войны население страны сразу после ее окончания выступило решительно против продолжения политики «военного коммунизма». Политический кризис власти в конце 1920 - начале 1921 г. проявился, в частности, в массовых антибольшевистских выступлениях крестьян в Тамбовской и Воронежской губерниях, в Западной Сибири, Среднем Поволжье, на Дону и Кубани; рабочих в Петрограде и Москве; солдат и моряков Кронштадтского гарнизона. Все они требовали отмены продразверстки, разрешения свободы торговли, проведения демократических выборов в Советы, ликвидации политической монополии большевистской партии.
О размахе антибольшевистской борьбы в этот период красноречиво свидетельствует тот факт, что потери Красной Армии и специальных формирований ВЧК в борьбе с ними составили почти
150 тыс. человек.
Наиболее опасным для большевистской власти стало восстание в Кронштадте, участники которого выступили в поддержку питерских рабочих и потребовали проведения свободных выборов в Советы и ликвидации монополии одной партии на власть. Они выступали также за отмену продразверстки, свободу торговли, освобождение политических заключенных. Важным было и то, что организаторами и руководителями восстания выступали те самые матросы и солдаты, которые три года назад способствовали приходу большевиков к власти. На штурм мятежной крепости были направлены регулярные войска, которые после затяжной осады сумели взять Кронштадт. Не менее драматичные события происходили на Тамбовщине (антоновщина), где против восставших крестьян было применено даже химическое оружие.
Власть была поставлена перед необходимостью смены политического курса.
В марте 1921 г. была провозглашена новая экономическая политика (нэп). Основными ее составляющими стали: замена продразверстки фиксированным продналогом; отказ от силового насаждения коммун в деревне; поощрение рыночных отношений, мелкого и среднего предпринимательства; отмена трудовых армий и трудовой повинности; переход от натуральной к дифференцированной денежной оплате труда; введение элементов хозрасчета на уровне государственных трестов и объединений («хозрасчет для начальников»); относительная стабилизация финансовой системы; привлечение иностранных инвестиций путем создания концессии; развертывание внешней торговли и т. п. При этом государство сохраняло «командные высоты» в банковской сфере, на крупных и отчасти средних предприятиях, на железнодорожном транспорте. Сохранялась почти в незыблемом виде жесткая авторитарная диктатура, хотя сфера непосредственного государственного вмешательства в общественную жизнь была несколько сужена.
Современниками и историками нэп всегда оценивался весьма противоречиво. «Сменовеховцы» и меньшевики полагали, что это могло стать началом трансформации Советской России в буржуазное общество. Предполагалось, что следующим шагом станет установление демократической республики. Популярными стали рассуждения о «самотермидоризации» большевистского режима. Однако сами большевики мыслили иначе. Ленин и ближайшее его окружение видели в нэпе лишь тактический шаг, позволяющий преодолеть острый политический кризис. Никаких изменений в политическом строе не предвиделось. Более того, именно в политической монополии большевистской партии Ленин видел главную гарантию успеш-ного построения социализма. Именно она, по его мнению, могла вы-ступить фактором, компенсирующим отсутствие в обществе необ-ходимого уровня развития производительных сил и политической культуры.

Вместе с тем нэповская общественная модель таила в себе немало противоречий. Главное из них состояло в органической несо-вместимости многоукладной экономической системы, базирующейся на плюрализме форм собственности, и авторитарного политического режима большевиков. Эти и другие противоречия в короткий срок существования нэповской модели привели к трем серьезным кризисам: кризису сбыта 1923 г., товарному кризису 1925 г. и кризи-1 су хлебозаготовок 1927-1929 гг.
Тем не менее экономические результаты были весьма успешными. Прирост промышленной продукции составил уже в 1921 г. 42%, в 1922 г. - 30,7%, в 1923 г. - 52,9%, а в 1925 г. - 66,1%. Высокими темпами развивался и аграрный сектор. Валовой сбор зерновых в 1925 г. превысил почти на 21% среднегодовые показатели 1909-1913 гг. В короткий срок (уже к 1927 г.) был достигнут дово-енный уровень развития животноводства. К этому времени потребление пищевых продуктов превышало уровень дореволюционной,; России.
В то же время рост крупного товарного крестьянского хозяйства искусственно сдерживался государством (к 1927 г. освобожденными от сельхозналога оказались 35% беднейших крестьян, в то время I как зажиточные крестьянские хозяйства, составлявшие около 10%, платили почти 30% всех налогов). Это, в свою очередь, вело к искусственному дроблению крепких хозяйств для избежания кабального налогообложения, что снижало товарность крестьянского производства и замедляло назревавшие перемены в промышленности.

Преодолей жизненный кризис. Развод, потеря работы, смерть близких… Выход есть! Лисс Макс

Что вызывает кризисы?

Что вызывает кризисы?

Что же все-таки явилось причиной кризиса у бизнесмена из нашей истории? Профессиональный спад, распад семьи, злоупотребление спиртными напитками – все эти симптомы указывали, что с ним что-то не в порядке. Рана была глубоко внутри, а затем она вскрылась и начала кровоточить. Вместо того чтобы сконцентрироваться на смысле своего существования, он вел себя как обычно: много и напряженно работал.

Если бы он прислушался к реакции своего тела и души, то понял бы, что так дальше продолжаться не может. Он должен был понять и смысл преследовавших его ударов судьбы, увидеть свое поражение и понять: этот путь ведет в тупик. Судьба давала ему множество намеков, что пора остановиться, но он дошел до точки, с которой увидел смерть без всяких прикрас.

В отчаянии он понял, как дорога ему семья, как мало он о ней заботился, огорчая своих близких. Он уменьшил свое рвение к работе, достижениям, успеху. Кризис открыл ему глаза и на другие немаловажные сферы его жизни. Он ясно увидел, как был близок к смерти, и оценил, что его внутренние силы ограниченны. Несмотря на профессиональный крах и боль от потери работы и семьи, он смог кое-что противопоставить разрушению. Он был на краю пропасти, но собрался, найдя в себе новые ресурсы. Скрытые источники сил помогли ему найти выход в безнадежной ситуации и не концентрироваться на разочаровании. После сильнейшего страдания он нашел силы для того, чтобы на обломках старой жизни начать возрождение. Сегодня он снова занимает высокое положение в своей профессии, но уже иначе все оценивает. Он не стремится быть самым лучшим и делать все сам – он управляет, делегирует отдельные полномочия другим сотрудникам, распределяет обязанности. Он стал гораздо человечнее и симпатичнее. Он сократил свое рабочее время, открыл для себя новые занятия и доволен, когда чувствует одобрение и признание окружающих. Боль, которую он испытывал, когда рушилась старая жизнь, указала ему, в каком направлении он должен двигаться. Позже мы ознакомимся с методами, позволяющими достичь этого.

Там, где люди пытаются обойти друг друга, кризисы неизбежны. Это встречается тем чаще, чем теснее отношения. Нет ничего сильнее любви и ничего больнее, чем расставание. Часто покинутый человек выглядит жертвой. Но он должен побыть один. А как жесток тот, кто покинул любимого! Почему он решился на этот шаг, почему не смог жить так, как прежде?

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

7. Что вызывает неврозы? Невроз зависит прежде всего от силы импульсов Ид и от возможностей их выражения либо каким-нибудь приличным прямым путем, либо здоровыми методами смещения. Если человека с раннего детства приводили в ярость или сексуально стимулировали, он просто

Из книги Неистовый поиск себя автора Гроф Станислав

3. Что вызывает психозы? Об этом мы знаем очень мало; известно лишь, что шизофрения может быть как-то связана с химией мозговых клеток, а маниакально-депрессивный психоз – с железами. Имеются также доказательства, что к маниакально-депрессивному психозу имеет отношение

Из книги Вторжение между ног. Правила съема автора Новиков Дмитрий

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

Улыбку вызывает постоянно =) 5) «Третий закон Ньютона»А ты знаешь третий закон Ньютона? Он звучит так: на каждое действие естьпротиводействие.(трогаешь ее за грудь) И с какой силой моя рука сейчас действует на твою грудь, стакой же силой твоя грудь действует на мою руку.6) –

Из книги Как выйти из невроза (Практические советы психолога) автора Юнацкевич П И

Внушение вызывает реакции в назначенное время Психиатр Огюст Вуазен (Auguste Felix Voisin, 1829–1898) из госпиталя Святой Анны в Париже сообщил Медико-психологическому обществу, что менструации у двадцативосьмилетней женщины, отсутствовавшие более 3 месяцев, пришли через три дня, в

Из книги Преодолей жизненный кризис. Развод, потеря работы, смерть близких… Выход есть! автора Лисс Макс

Гипносомнамбулическое внушение вызывает биохимические

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Амен Дэниел

Что вызывает психическая травма Нарушения функции внутренних органов, вызванные действием психической травмы и не обусловленные каким-то органическим процессом, в МКБ-10 названы соматоформными расстройствами. Они могут быть при неврастении, истерии и неврозе

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

Кризисы развития и судьбоносные кризисы Мы знаем, что половое созревание – это биологический процесс становления, переход от ребенка к молодому человеку Положительный опыт, который мы набираем в этот период и анализируем, можно с пользой применять в похожих ситуациях.

Из книги Психология достижений [Как добиваться поставленных целей] автора Хэлворсон Хайди Грант

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Из книги Переговоры с удовольствием. Садомазохизм в делах и личной жизни автора Кичаев Александр Александрович

Когда задача не вызывает затруднений Иногда мы ставим перед собой цели, которых не трудно достичь. Бывает, что для этого нужно выполнить простую задачу – по крайней мере для вас. Возможно, вы уже делали нечто подобное, и этот путь вам знаком, или обладаете нужными для

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Из книги Новые размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Что вызывает стресс Стресс? как ящик Пандоры, в котором находятся наши проблемы, дающие эти неприятные ощущения. Но ведь мы теперь вооружены правильными знаниями и не побоимся его открыть а, наоборот, за ушко да на солнышко?!Отмоем. Просушим каждую по очереди и превратим

Из книги Мозг прирученный: Что делает нас людьми? автора Гуд Брюс

Порицание вызывает чувство вины и стыда Я работала со многими умными клиентами-интровертами, которые были убеждены в том, что у них есть какой-то фундаментальный дефект и отсутствует какое-то важное свойство интеллекта. Положение усугубляло чувство стыда и вины. Люди

Из книги автора

Что вызывает доверие и его последствия Мне кажется, я обнаружил источник уважения. Он «встроен» в убеждение, что из разногласий можно извлечь пользу для себя; что спор с человеком, имеющим другие взгляды, научит вас чему-то новому. Как если бы вы сказали: «Я буду

Из книги автора

Почему незнание вызывает стресс Приходилось ли вам когда-нибудь ждать важного звонка? Это может быть результат экзамена, решение о приеме на работу или, куда хуже, новости из больницы. Причина того, что ожидание важных сведений порождает тревогу, заключается в том, что